План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Развитие речи "Хлеб - всему голова". "Хлеб"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

развития воспитанников №4 «Уголек»

Конспект открытого занятия в 1старшей группе

На тему: «Откуда к нам хлеб пришел?»

Выполнил: Митряшкина Н.М.

воспитатель 1старшей группы

Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории возникновения хлеба.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба.
  2. Развивать связную речь, обогащать словарь.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

Материалы и оборудование : компьютер, диск, флеш - карта, колосья, хлебобулочные изделия, халаты, шапочки, противень, тесто, формочки, скатерти, столы, стулья.

Словарная работа: пекарь, хлебозавод, пекарня, колоски.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о хлебе, рассказ о работе пекаря, работа с пословицами и поговорками.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся (гости приносят посылку, адресованную нам) Спасибо большое! Ребята, а вы хотите посмотреть, что в посылке? Но сначала отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Воспитатель: Правильно. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? Он самый главный на нашем столе. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Ответы детей…

Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, как хлеб к нам на стол попал? (ответы детей) А, как он в магазин попал, хотите узнать? Я принесла с собой волшебный мешочек. А что же в мешочке? Вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. Что же это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, колосок. Именно колосок поведет нас в путешествие и поможет нам узнать, откуда берется хлеб.

Воспитатель: Ребята, а как можно еще назвать колосок.

Дети: Колосок - колосочек - колосья - колосище - колоситься - колосистый.

Физминутка:

А теперь представьте, что мы с вами в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте).
Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку (потянулись).
С ветерком оно играет (руки вверх),
Ветерок его качает (прогнулись)
К земле низко прижимает - вот как весело играет! (наклоны туловища, присели).
Сколько в поле колосков -
Столько сделаем шагов (ходьба до 10) .
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться).
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница (наклоны в стороны).
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (прыжки до 6) .

Спасибо, ребята, подойдите, пожалуйста, все к столу.

Воспитатель: Посмотрите на эти колоски и скажите, из чего они состоят? (из зернышек). Правильно. Посмотрите, какие они, какие у них зернышки. (Рассматривают колоски) Все ли зернышки все одинаковые? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, это колоски пшеницы. Скажите, как можно назвать по-другому - колос пшеницы - …

Как называется колос ржи - … (дети отвечают: пшеничный колос, ржаной колос)

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Это зёрна пшеницы. А это пшеничная мука. (Демонстрирует детям зёрна пшеницы и пшеничную муку) . Потрогайте и скажите, какая на ощупь мука (мягкая, нежная, рассыпчатая, пушистая, воздушная). Трогайте муку очень аккуратно, не рассыпайте. А какие на ощупь зёрна (твёрдые, гладкие). (Дети вытирают руки салфеткой).

Воспитатель: Посмотрите, теперь на этот хлеб. (Демонстрирует разные сорта хлеба) Какой он разный. Правда? А кто знает, почему?

Дети: Этот хлеб из разной муки.

Воспитатель: Из пшеничной муки делают белый хлеб, из ржаной - чёрный, а если смешать пшеничную и ржаную муку, то какой хлеб получится? Дети: Получится серый хлеб.

Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Этим и занимаются люди многих профессий.

(Слайд 1)

Воспитатель: Так как же получается хлеб, тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайд-шоу «Откуда к нам хлеб пришёл»).

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву.

Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев.

К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.

Солнышко пригревает. Поливает дождик. Вот и взошла пшеница!

За ее ростом следит - агроном. Летом пшеница созревает. Колосья становятся золотыми.

Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев - жатва.

На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.

Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно? Не знаете? Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку. А куда доставляют муку?

Дети: Муку везут на хлебозавод.

Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, а что же дальше?

Дети: Из муки на хлебозаводе делают тесто. (Показать из чего делают тесто: муку, яйца, дрожжи, молоко, сахар и само тесто.)

Воспитатель: А какие изделия пекут из теста?

Дети: Хлеб, булочки, пироги, порожные. (Показать булочки, батон, сушки, печенье, макароны) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия).

Воспитатель: Куда потом доставляют готовые изделия? (ответы детей) А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия? (В хлебном магазине). Правильно. Вот и давайте пройдем в хлебный магазин. (Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия и другие продукты). Давайте поиграем. Посмотрите, пожалуйста, на все продукты. Назовите эти продукты ласково (дети перечисляют названия этих же продуктов в уменьшительно-ласкательной форме).

Воспитатель: Молодцы ребята, о хлебе нужно говорить ласково, его нужно беречь, уважать. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Правильно, ведь, сколько людей выращивали хлеб. Сколько труда было приложено, чтобы в каждом доме он был. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Как называется профессия людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы.

Воспитатель : Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Дети:

Без хлеба нет обеда.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Без хлеба сыт не будешь.

Горькая работа - зато сладок хлеб.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит.

Хлеб да вода - здоровая еда.

Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать настоящими пекарями. Мы с вами будем готовить хлебобулочные изделия. Потом попросим поваров нашего детского сада, чтобы нам испекли их. А кто знает, что нужно обязательно сделать перед тем, как начать готовить? (помыть руки). Я иду мыть руки вместе с вами. Теперь надевайте колпаки и фартуки (Раздать детям заранее приготовленное тесто). Каждый получает кусочек теста. Под музыку каждый из детей делает разнообразные хлебобулочные изделия, воспитатель складывает их на поднос. Теперь мы попросим поваров, чтобы нам испекли наши изделия на кухне. (Дети вытирают руки салфетками). Поднос уносят.

Вот теперь мы с вами стали настоящими друзьями.

Программное содержание

  • Продолжать знакомить детей с хлебом и хлебобулочными изделиями, рассказывать об их свойствах и качествах.
  • Пополнить и активизировать словарь детей за счет прилагательных, подвести к пониманию выражений обобщающего характера: хлеб, хлебобулочные изделия.
  • Развивать внимание, мышление, память, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря.
  • Индивидуальная работа.

Предварительная работа

Просмотр презентации «Хлебный магазин», чтение рассказов, сказок: «Колосок», «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинского и др. Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок. Ежедневно обращать внимание детей на то, что хлеб — необходимый им продукт, его надо беречь. Приготовить колосок, зернышки в розетках на каждый стол, хлеб и хлебобулочные изделия, руль и шапочку для игры.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте, дети, загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах — сто ребят». Что это? — Колосок. Вот они колоски пшеницы у меня на столе. Иди, Оля, покажи на колоске, где кармашки, а где «ребятки». Что это за ребятки? — Это зернышки. Правильно, зерна пшеницы. Дети повторяют слова.

Посмотрите, у вас на столах зерна пшеницы, потрогайте их и скажите, какие они? — Маленькие, твердые, гладкие. Раздавите их кубиком. Что получилось? — Мука белая, пшеничная. Дети за воспитателем повторяют ответ. — Что пекут из муки? — Блины, пироги и т. д. А хлеб, который мы каждый день едим, где пекут? — На хлебозаводе. Если дети что-то забыли, воспитатель сам говорит, а дети повторяют. — На этом заводе пекут разный хлеб, а пекут его пекари — это профессия такая. Дети повторяют слова хором и индивидуально. — Потом хлеб привозят в магазин, и мы его покупаем каждый день. Стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам пришел. Входит помощник воспитателя в роли пекаря, на ней белый колпак.

Пекарь. «Здравствуйте, дети! Я пекарь, я принес вам гостинцы! А какие — отгадайте!

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает... подгорелый! (Хлеб)

Пекарь. Правильно. Это пшеничный, белый каравай. Его я испек, он не подгорел (открывает салфетку и показывает). Такой каравай в праздник подают к столу, чай пить с вареньем. Я его вам оставляю, угощайтесь. До свидания! Дети прощаются с пекарем, говорят «спасибо».

Воспитатель. Катя, расскажи стихотворение.

Катя. Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Воспитатель. Посмотрите на каравай. Расскажем, какой он?

— Какой формы каравай? — Каравай круглый. Настя, попробуй корочку, какая она? — Хрустящая, жесткая.

— Дети, какая у него корочка? — Хрустящая, жесткая, золотистая, румяная. Дети повторяют слова.

Какой каравай внутри? — Белый. Из какой муки его пекли? — Из белой, пшеничной.

— Понюхайте (подносит) хлеб, какой у него запах? — Вкусный, душистый ароматный. Потрогайте пальчиком, какой он? — Мягкий, свежий. Посмотрите сколько дырочек — он ноздреватый, пышный, воздушный, легкий. Дети все слова повторяют за воспитателем, который дает всем по кусочку. — Какой хлеб на вкус? — Вкусный, сладковатый, не черствый, а мягкий, с хрустящей корочкой. Дети эти слова называют сами или повторяют за воспитателем.

— Зачем нужно есть хлеб? — Он полезный, чтобы расти, быть здоровыми, стать сильными.

Воспитатель обобщает: — Это хлеб, круглый каравай, его пекут из белой пшеничной муки, добавляют сахар, дрожжи, яйца. Вот он такой и вкусный: пышный, душистый, мягкий с золотистой, хрустящей корочкой. Кто его съест, станет сильным и здоровым. Мы его поели. Теперь покажем, какими сильными мы стали. Дети встают со стульев и делают движения: руки вверх, в стороны, на бока, наклоны, приседают и садятся вновь. — Молодцы! Открывает еще салфетку. — Пекарь еще что-то принес. Посмотрите! Что это? — Черный хлеб.

Его испекли из других зерен — из ржаных. Растение — рожь, как и пшеница, растет в поле. А мука из зерен ржи — темная, ржаная. Дети повторяют слова.

Попробуем этот хлеб и расскажем о нем, какой он? Дети выявляют качества хлеба, называют их, воспитатель подсказывает точное слово, дети повторяют все новые слова. Воспитатель обобщает все сказанное детьми.

Это ржаной, темный хлеб. Буханка похожа на кирпичик. Корочка у него поджаристая. Хлеб душистый, на вкус кисловатый. Этот вкусный и полезный хлеб надо обязательно есть для крепкого здоровья. Кто про него хочет рассказать как я? 1—2 ребенка повторяют рассказ, но могут и по-своему рассказывать, опираясь на образец воспитателя.

Замечательно! Посмотрите, к нам шофер приехал, привез хлеб и еще что-то. Садитесь в машину, поедем и споем песенку.

К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь — выбирай!

Играют два раза.

Воспитатель. Очень хорошо! Давайте посмотрим, что еще испек нам пекарь, а шофер привез.

Дети перечисляют все, а воспитатель, указывая на все жестом, называет:

Это хлебобулочные изделия. Дети повторяют словосочетание и хором и индивидуально. Дети, давайте все разложим по полкам: на белую полку — все хлебные изделия, испеченные из белой пшеничной муки, а на коричневую — изделия из ржаной муки. Все правильно, как в магазине.

— Дети, а если хлеб не купили, и он стал черствым, что с ним можно сделать, кого можно им накормить? Дети предполагают, высказывают свое мнение.

Воспитатель. Да, ребята, хлеб нужен всем. Не зря в народе говорят: «Хлеб — всему голова!». Он на столе главный. Повторим пословицу. Дети повторяют хором и индивидуально.

А сейчас все вы будете пекарями. Надевайте колпаки. Будем украшать печенье, испечем его на кухне и угостим всех. (Тесто готовое, формочки для вырезания печенья. Дети украшают свое изделие.)

Анна Белых
Конспект занятия по развитию речи «Хлеб - всему голова»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» .

КОММУНИКАЦИЯ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ )

Тема : «Хлеб - всему голова »

Выполнила : Белых А. В.

Образовательные задачи :

Познакомить детей с новыми пословицами и поговорками русского народа о хлебе ;

Объяснить детям что хлеб является ежедневным продуктом;

Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола ;

Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий .

Развивающие задачи :

Совершенствовать навыки связного высказывания;

- развивать умение анализировать, сравнивать;

- развивать воображение ;

Продолжать формировать обследовательские и исследовательские действия.

Воспитательные задачи :

Воспитывать бережное отношение к хлебу , экономное его использование;

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материалы и оборудование : плакат с изображением хлебобулочных изделий , зерно, мука, тесто, формы для выпечки хлеба , формочки для печенья, противень, фартуки, салфетки.

Предварительная работа : беседы с детьми о выращивании хлеба , о хлебобулочных изделиях .

Ход занятия.

Ребята, какое сейчас у нас время года (Осень) . А что люди делают осенью? (Собирают урожай) . Правильно ребята, осенью люди собирают урожай. Мы сегодня с вами будем разговаривать о хлебе . А сейчас ребята послушайте стихотворение которое называется «Хлебушко » Н. Семёнова.

Вот он хлебушко душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем , что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ребята, понравилось вам стихотворение? А о чём оно? хлебе ) . А вы ребята любите хлеб ? Какой хлеб вы любите ? (белый, серый, булки и т. д.)

Давайте с вами подумаем и назовём каким бывает хлеб ? (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, серый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.)

Правильно ребята, хлеб бывает разный , но он обязательно вкусный и полезный.

А почему говорят Хлеб- всему голова ? (хлеб это главный продукт на нашем столе) . Вспомните ребята, что вы ели сегодня на завтрак? А вчера? А что вы кушаете на обед?

Ребята меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром и в обед и на ужин? (Хлеб ) .

Правильно, каждый день у нас на столе, и в детском саду и дома есть хлеб .

Ребята назовите хлебобулочные изделия которые вы знаете? Вот сколько много есть хлебобулочных изделий .

Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением. Гостя всегда встречали хлебом и солью . Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе ? (Хлеб всему голова . Без хлеба нет обеда . Будет хлеб , будет песня.) А ещё ребята есть очень много пословиц о хлебе (Без хлеба не вкусно и не сытно. Хлеб батюшка , вода матушка. Хлеб в пути не в тягость .)

А ещё ребята было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота . Во время великой отечественной войны хлеб пекли из шелухи , разной травы. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125 грамм на весь день (показ) . Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб это их жизнь .

Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь , но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать. Ведь хлеб прошёл долгий путь прежде чем появиться на полке в магазине.

Устали? Ну давайте маленечко поиграем, и представим, что мы с вами маленькие зёрнышки.

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зёрнышко,

Потянулось к солнышку

Светерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет

Потянулся наш росток

Превратился в колосок.

Молодцы ребята, поиграли. А теперь ребята, скажите мне как называют людей, которые выращивают хлеб . (Хлеборобы )

Правильно, всех людей кто выращивает хлеб называют хлеборобами . Скажите, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб ? (Копает землю и т. д.)

Поле большое, наверное какие то машины это делают. Правильно, трактор вспахивает землю, сзади которого прицеплены плуги. (Слайд 1)

А кто работает на тракторе? Тракторист (Слайд2) .

Вот трактора вспахали землю, комки большие, крупные, а зёрнышки маленькие им не уютно там будет. (Показ зёрен) . Что нужно сделать с землёй. (Разбить комки, разрыхлить) .

Землю ребята рыхлят бороной (Слайд) . А потом только специальные машины сеют зерно (Слайд) . Солнышко греет, дождик поливает, и вот наши зёрна превратились в колоски, а колоски созрели. А как хлеборобам узнать , что пора убирать урожай? Посмотрите какое стало поле? (Слайд)

Желтое, золотое, спелое, сухое, колосистое).

Правильно, пора хлеборобам убирать урожай , А какие машины помогают в этом? (Комбайн (слайд) . А кто управляет комбайном. Правильно комбайнёр.

Он идет волну сечёт

Из трубы зерно течёт.

А что рядом с комбайном едет? Грузовая машина. Посмотрите сколько много зерна собрали с поля (Слайд) .Когда идут хлебоуборочные работы люди работают даже ночью (Слайд) .

Ребята а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб ? Почему? А из чего можно? (Из муки) . А как зерно превращается в муку? (Его перемалывают) .

А где его перемалывают? (на мельнице (слайд) . Посмотрите, вот такие мельницы были в старину, а сейчас зерно перемалывают вот на таких заводах (Слайд) . Зерно перемололи и получилась мука. Вот посмотрите ребята, вот это мука! (Потрогать) Какая она? И вот только теперь муку отправляют, в магазин, в пекарню, где пекарь выпекает хлеб и разные хлебобулочные изделия .

Вот ребята посмотрите какой долгий путь прошло зёрнышко прежде чем превратиться в муку, а из муки получилось тесто (Показ последовательности) . Теперь наше тесто уложим в форму для выпекания хлеба , и я отнесу его на кухню, где наши повар испекут его, а пока хлеб буде печься мы с вами продолжим.

Устали? Ну давайте мы с вами маленечко поиграем.

Мели мели мельница

Жерновочки вертятся

Мели мели засыпай

И в мешочки набирай.

А теперь ребята мы с вами сами сделаем печенье. Я приготовила для вас специальное тесто, которое не нужно выпекать, его нужно только высушить, а когда оно высохнет, можно раскрасить его красками и играть им. Но есть такое печенье нельзя. У вас у каждого есть по лепёшке теста, нужно формочками вырезать из этого теста печенье и положить на поднос.

Молодцы ребята, сколько много получилось у нас печенья. (Вытереть руки)

А теперь ребята скажите мне о чём мы сегодня с вами разговаривали? (О хлебе , О том как зёрнышко превращается в хлеб .) А почему нельзя выбрасывать хлеб ? (Потому что очень много людей потрудилось, чтобы хлеб попал к нам на стол ).

Понравилось вам занятие ?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Хлеб - всему голова» Конспект интегрированного занятия По образовательной области «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира Тема занятия.

Цели: Закреплять и расширять представления детей о хлебе, как он появляется на столах, какой путь проходит прежде, чем мы его съедим. Воспитывать.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Хлеб - всему голова» в подготовительной группе Задачи: - Совершенствовать знания о хлебе; формировать знания о том, как получается мука; - Активизировать и расширить словарный запас.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми средней группы «Хлеб - всему голова» Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми средней группы общеобразовательной.

Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

  1. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
  2. Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
  3. Учить образовывать прилагательные от существительных.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Варианты решения:

  1. Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
  2. Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
  3. Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Материал к занятию: Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиопроектор.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";
  2. Экскурсии в хлебобулочный магазин, на поле, на КЗС.
  3. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
  4. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий,
  5. Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".
  6. Загадки.
  7. Дидактические игры

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат (на медиопроекторе).

Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.

Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(ребенок читает стихотворение )

Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда. (Показ слайда)

Воспитатель: (дополняет ) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей )

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

(Ответы детей - сеялки) (показ слайда ).

Воспитатель:

Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

(Примерные ответы детей : нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей ) (показ слайда)

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение )

Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли (показ слайда)

Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном (показ слайда)

Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение )

Слышен, летом до заката,
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (показ слайда)

(ребенок читает стихотворение )

Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда).

Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (показ слайда).

На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Показ слайда) (дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (показ слайда ) (ответы детей )

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.

Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.

Воспитатель: Наконец то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

Воспитатель дополняет:

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Раздается стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)

Воспитатель:

Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки -
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час. (Пекарь угощает детей караваем)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

(Пекарь приглашает детей на экскурсию в пекарню.)

Используемые источники:

  1. Lenagold.ru
  2. Н.Н.Кокорина, А.К.Бондаренко "Любить труд на родной земле"
  3. Журнал "Воспитатель" №4 2009 год

Ольга Бебенова
Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию на тему «Хлеб - наше богатство!»

Образовательные области : речевое развитие , социально-коммуникативная, познание, физическое развитие .

Цель : сформировать у детей представление о ценности хлеба

Задачи : 1. Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека , с его историей; обобщать знания воспитанников о процессе выращивания хлеба ; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур ;

2. Развивать связную речь , умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение, обогатить словарный запас воспитанников. Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух.

3. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям , вырастившим его; интерес к традициям; закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.

Материалы и оборудование : хлеб , сюжетные картины, колосья ржи, пшеницы, зерна пшеницы, хлебобулочные изделия , мука, детские грузовые машины, образцы ржаного и пшеничного хлеба (по количеству детей) .

Словарная работа :

обогащение словаря : элеватор, агроном, колос, зерно, борона, снегозадержание.

активизация словаря : трактор, сеялка, комбайн, рожь.

Методы и приемы : беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций, исследовательская деятельность, просмотр презентации, работа над пословицами, работа со схемами, дидактические игры.

Предварительная работа : беседа о сборе урожая хлеба ; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц; проговаривание чистоговорок; беседа; чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы; заучивание стихотворения “Хлебушек” ; чтение сказки “Колосок”; отгадывание загадок о хлебе , хлеборобах ; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на нашем занятии .

Сегодня мы поговорим о самом главном продукте – хлебе . С хлебом и солью встречает самых дорогих гостей наш народ. Это считается символом благополучия и гостеприимства.

(Дети выходят с караваем хлебом и солью - читают стихи. Один угощает гостей караваем)

Полина Ч. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Никита Г. Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим –

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук !

Витя З. Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека.

Полина Т. В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Леонид К. В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем !

2. Основная часть.

Воспитатель : Тема нашего занятия : "Хлеб - наше богатство ". Народная мудрость гласит : «Хлеб - всему голова » . Дети, помните, я давала вам домашнее задание, вы его подготовили? Кто нам расскажет, какие пословицы и поговорки ещё есть о хлебе ? (Ответы детей.)

а) пословицы и поговорки.

«Без хлеба – нет обеда » .

«Хлеб – батюшка , вода – матушка» .

«Будет хлеб – будет и песня » .

«Много свету – много хлеба » .

«Хлеба надо брать столько , сколько съешь» .

«Хлеб надо всегда доедать » .

«Хлеб нельзя бросать на пол» .

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда» .

«Не трудиться – хлеба не добиться » .

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи» .

«Кто не работает – тот не ест» .

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете пословицу “Будет хлеб – будет и песня” .

(Предполагаемые ответы детей : Когда на столе есть хлеб , всем хорошо. Когда настоле есть хлеб , весело. Если ты сытый, настроение хорошее. Когда поешь, хочеся петь, веселиться.)

б) история хлеба .

Воспитатель : Действительно, без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни праздничное застолье. Когда накрывают стол к обеду, первым ставят хлеб . С хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей.

Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)

Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок , чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе .

Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.

Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб .

Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети : Жали серпом.

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.

в) труд хлеборобов в наши дни .

Воспитатель : ребята, кто тратит много труда и сил, что бы вырастить хлеб ?

Этим и занимаются хлеборобы . Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Вырастить хлеб тяжелая работа . Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет . Хлеборобы пашут , боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели . Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба ?

Дети : На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Воспитатель : Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово «снегозадержание» . Ребята, для чего проводится эта работа? (Ответы детей)

Воспитатель : Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети : Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Воспитатель : Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети : пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Воспитатель : В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете?

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети : Тракторист.

Воспитатель : Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Воспитатель : Чем её боронят?

Дети : К трактору прицепляют борону.

Воспитатель : Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети : Сеялки.

Воспитатель :Правильно! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Вот пшеница взошла. Растения нужно пропалывать и поливать.

Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе , называют – мелиораторами.

Посмотрите на картину. Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

3. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель : Ну вот, зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально) . И на поле выходят другие машины. Ребята, отгадайте загадку : “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети : Комбайн.

Воспитатель : Кто работает на комбайне?

Дети : Комбайнер.

Воспитатель :

Что же делает комбайн?

Дети : Собирает колосья.

Воспитатель : Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Отгадайте загадку : “На просторе, в море хлеба , замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба” .

Дети : Элеватор – здание где хранят зерно.

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети : На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель : Что там делают с зерном?

Дети : Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель : Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети : Мельник.

Воспитатель : Куда потом везут муку?

Дети : На хлебозавод , где пекари пекут хлеб .

Воспитатель : Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба .

Что пекут из муки кроме хлеба ?

Дети : Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель : А как все эти продукты называются одним словом?

Дети : Хлебобулочные изделия .

Воспитатель : Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб . Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба .

Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари : трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы .

г) дегустация хлеба .

Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил : сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Люди научились выпекать разные виды хлеба . Посмотрите. (Воспитатель показывает ржаной и пшеничный хлеб .) Чем они отличаются? (Ответы детей.)

Есть злаковые растения - рожь и пшеница. (Воспитатель показывает колосья.) Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет вот такой тёмный цвет. А из зерна пшеницы - мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного . В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб , всегда будете сыты и здоровы. (Дегустация)

д) дидактическая игра "Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной .

Хлеб из пшеницы - пшеничный.

Каша из пшена - пшенная.

Каша из овса - овсяная.

Каша из ячменя - ячневая.

Каша из кукурузы - кукурузная.

Каша из гречихи - гречневая.

Поле с рожью - ржаное.

Поле с пшеницей - пшеничное.

Поле с овсом - овсяное.

Поле с ячменем - ячменное.

е) игра «Профессии»

Я буду называть профессии. Если услышите профессию, которая связана с хлебом , хлопаете в ладоши, если нет, то топаете :

Агроном, тракторист, учитель, воспитатель, пекарь, кондитер, комбайнер, менеджер, продавец, токарь.

Воспитатель : Вы очень внимательны, молодцы! Подумайте, чем занимается агроном?

(Предполагаемые ответы детей : Агроном проверят качество зерна. Агроном планирует будущий урожай. Агроном определяет сроки уборки урожая. Агроном отбирает сильные зерна. Агроном решает, когда сеять семена. Агроном решает, когда собирать урожай. Агроном решает, когда готовить поля для посевов.)

ж) чистоговорки о хлебе .

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.

з) проговаривание скороговорок о хлебе .

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

4. Заключительная часть.

Воспитатель : Дети, скажите пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы , чтобы вырастить хороший урожай зерна? Какие машины помогают хлеборобам ? Как нужно относится к хлебу ?

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол ?”

(Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол ). Схема выкладывания цепочки :

1. Идет снегозадержание на полях.

2. Поля пашут и удобряют.

3. Боронят поля.

4. Сеют зерно.

5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.

6. Идет сбор урожая.

7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

9. Везут муку на хлебопекарню , где пекут хлеб .

10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ну вот, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб , чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Да, хлеб - это дар земли . Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба , совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу . Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу . Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя , ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб . И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Ребята, сегодня мы с Вами узнали, какой долгий путь проходит хлебное зернышко , до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу . Человек, который не научится беречь хлеб , никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Вот он – хлебушко душистый ,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше , сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем , что на столе.

Люди долго и упорно,

Потрудились на земле.

Список использованной литературы :

1. Программа «От рождения до школы» .

2. Расскажите нам о хлебе . Емельянова Э. Л. М. ,2011.

3. «Беседы о хлебе » Методические рекомендации Т. А. Шорыгина.

4. «Наш хлеб » В. А. Патт.

5. Хлеб , который мы едим. Барыкин К. К. М. ,1983.

6. Интернет источник.