Занятие в подготовительной группе исследовательская деятельность. Конспект НОД по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло

Последний год в детском саду является переходным этапом к школьному обучению. У детей 6–7 лет происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации - цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Познавательно-исследовательская деятельность воспитанников подготовительной группы становится более самостоятельной

Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Л. С. Выготский

«Воображение и творчество в детском возрасте»

Возрастные особенности старших дошкольников

Разрабатывая систему занятий по исследовательской деятельности в подготовительной группе, воспитатель учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

  • Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. В подготовительной группе можно проводить длительные исследования во время познавательных занятий и прогулок.
  • Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. В беседах с воспитателем и в группе дети активно обмениваются высказываниями, чётко формулируют вопросы и дают ответы. К концу обучения в детском саду ребёнок умеет составлять небольшие монологи в устной форме (поздравление аудитории с каким-либо событием, презентация проекта, отчёт о выполненном исследовании).
  • Развитие мыслительных способностей. Дети этого возраста ориентируются в пространственных и временных показателях, сравнивают качества и свойства объектов, способны к обобщению и классификации полученной информации. Совершенствуется умение устанавливать причинно-следственные связи, дети выстраивают логические цепочки из многих звеньев.
  • Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках, во время игр, опытов и экспериментов.
  • Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он оценивает результаты своей деятельности, но для большинства старших дошкольников наблюдается тенденция к завышенной самооценке.

Старшие дошкольники уже имеют успешный опыт выступлений перед аудиторией

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в детском саду направлена на решение ряда задач:

  • Расширение представлений об объектах окружающего мира.
  • Обучение самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности.
  • Совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.
  • Развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов продуктивной деятельности.
  • Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира (НОД), формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.

Например, изучение различий гласных и согласных звуков можно начать с проведения исследования: «Произнесите звуки [а], [о], [у], [и]. Открыт ли рот? Где находится язык? Как проходит голос?» (Свободно). «Теперь произнесите звук [б]. Рот был открыт? Произнесём звук [р]. Где находится язык? Как проходит голос?» (Встречается препятствие - губы, зубы). Формулируется вывод исследования: при произнесении согласных звуков голос встречает на пути какую-либо преграду, при произнесении гласных - проходит свободно.

Ребята получают новые знания также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники участвуют в длительных исследованиях, наблюдая за изменениями объекта: рост растений, изменение осадков в зависимости от температурных условий, движение светил в течение года, фазы Луны.

Результаты экспериментов удивляют дошкольников, поэтому они стремятся проводить опыты снова и снова

Методика организации исследовательской деятельности

Воспитателю необходимо создать условия, в которых дети смогут проявить свои исследовательские способности:

  • Наличие ситуации или вопроса, активизирующего желание решить проблему, ответить на вопрос. Эксперимент проводится не ради развлечения или зрелищности, но является методом познания мироустройства.
  • Проведение устного анализа проблемной ситуации. В подготовительной группе дети анализируют самостоятельно, воспитатель контролирует степень погружения в проблему и правильность изложения мыслей, направляет при необходимости уточняющими вопросами.
  • Определение гипотезы для проведения практического подтверждения/опровержения (эксперимента, опыта, наблюдения, изучения макета или модели).
  • Фиксирование результатов исследования (в специальных журналах, на карточках и т. п.) и формулирование выводов.
  • Создание ситуации успеха. На занятии с исследовательской направленностью каждому воспитаннику должна предоставляться возможность высказывания предположений, озвучивания полученных результатов во время эксперимента.
  • Педагог контролирует практическую деятельность детей и следит за выполнением техники безопасности, положения которой повторяются перед проведением каждого опыта.

Интерес поддерживается успехом, к успеху ведёт интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания.

В. А. Сухомлинский

Внимание и интерес детей поддерживаются посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Воспитанников подготовительной группы увлекают такие формы работы, как:

  • Изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту), изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента, его свойств, когда ведётся ремонт в детском саду.

    Проведение наблюдений за солнцем потребует наличия у воспитанников солнцезащитных очков

  • Рассматривание наглядного материала. Детям старшего дошкольного возраста интересно изучать макеты и модели объектов, которые позволяют узнать об их устройстве или функционировании (макеты планет, вулкана, кораллового рифа, модели подводной лодки, робота-погрузчика, лунохода, космического спутника). Информационный поиск осуществляется также путём рассматривания иллюстрированных энциклопедий и тематических плакатов. В подготовительной группе может проводиться исследовательская работа при помощи мнемотехники: ребята знакомятся с каким-либо процессом во время рассматривания специальных карт. Мнемокарты представляют собой последовательность информационных картинок.

    Старших дошкольников интересуют модели и макеты реальных объектов

  • Коллекционирование и классифицирование. Поиск предметов по определённой тематике - процесс длительный и увлекательный, если имеет целью разностороннее изучение объектов методом сравнения и систематизации. Собранные объекты дети оформляют в мини-выставки, гербарии, альбомы, ящички. Старшие дошкольники владеют написанием печатных букв, под контролем педагога они подписывают экземпляры коллекции, присваивают номера.

    Изготовление коллекции семян поможет ребятам закрепить знания об овощных культурах

  • Эксперименты и опыты. Старшие дошкольники самостоятельно проводят по словесным инструкциям практические исследования объектов, внимательно наблюдают за демонстрацией сложных опытов педагогом. В подготовительной группе детское экспериментирование может сохранять элементы игровой деятельности.

    Опыты с водой - одни из самых любимых у дошкольников

  • Игры-путешествия. Организуются для поиска информации об отдалённых территориях и областях: Северный полюс, Африка, Вселенная, джунгли, океанское дно. Структура игры состоит из виртуального перемещения ребят в исследуемый мир, решения познавательных задач, обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные (в эпоху динозавров, ледниковый период, в гости к первобытным людям, во времена строительства пирамид в Египте и т. п.).

    Дошкольники с удовольствием включаются в работу по созданию макетов объектов исследования

  • Исследовательские проекты. Старшие дошкольники работают над групповыми и индивидуальными проектами по изучению тем в различных областях: «Экология», «Общественно-социальная деятельность», «Животный и растительный мир», «Космос», «География». Итоги проектной деятельности оформляются в виде информационных стендов, плакатов, фотоальбомов, лэпбуков, макетов. Организуется презентация завершённого проекта, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.

    Победителям конкурса исследовательских проектов вручаются грамоты и призы

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Для проведения экспериментов с некоторыми материалами дошкольникам могут потребоваться фартуки и маски

Виды занятий исследовательской направленности

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ находит своё воплощение в следующих видах активности дошкольников:

  • Занятия НОД по изучению окружающего мира. Классическая форма организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Старшие дошкольники показывают большую степень самостоятельности в устных заданиях и практических действиях. Разнообразить занятия НОД можно, комбинируя различные формы работы (беседы, изучение наглядного материала, наблюдения, опыты, дидактические и подвижные игры, включение аудиоматериалов). Дети 6–7 лет воспринимают словесные описания образов, находящихся вне их чувственного опыта (космические объекты, рассказы о других материках, древних животных), для этого тема занятия должна заинтересовать воспитанников, на что направлено мотивирующее начало каждого занятия.
  • Интегрированное занятие. Представляет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализуется в формах работы: прослушивание художественного текста или музыкальной композиции, познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность. Цель интегрированного занятия - разностороннее изучение темы или проблемной ситуации.

    Например, на занятии «Что такое воздух?» в подготовительной группе раскрытие образовательных областей реализуется в проведении эвристической беседы и опытов («Познание»), физкультминутки «Надувные игрушки» («Физическое»), проговаривании плана исследования и обсуждении результатов («Речевое»), создании аппликации «Ветер колышет деревья» («Художественно-эстетическое»).

  • Нетрадиционные занятия: спектакль, кукольное представление, квест, концерт, КВН, интеллектуальные игры (викторины, «Своя игра», «О, счастливчик!», «Следствие ведут знатоки»), консультация (дети выступают в роли консультантов для младших товарищей). Эти формы занятий содержат развлекательный компонент, дошкольники активно выполняют творческие задания и следят за раскрытием темы.
  • Экологические акции. Проведение мероприятий в поддержку бережного отношения к природе требуют обширной предварительной работы: изучение какой-либо экологической проблемы, прогнозирование в случае неблагоприятного развития событий (загрязнение воздуха, воды и почвы, гибель растений и животных), поиск информации о способах решения проблемы, практический вклад.
    Варианты экологических акций в подготовительной группе детского сада: «Одень дерево» (действия по защите деревьев на территории ДОУ от морозов - укутывание), «Покормите птиц!» (создание кормушек и обеспечение кормом птиц, остающихся зимовать), «Утилизация батареек» (акция по сбору использованных носителей энергии и передача их в утилизацию), «Зелёный десант» (акция по озеленению территории ДОУ или по очистке прилегающей территории от мусора).

Участие в экологических акциях учит дошкольников заботиться о родной природе

Проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе ДОУ

Согласно нормам СанПиН занятие НОД в подготовительной группе проводится в первой половине дня (лучше в середине недели, когда умственные способности находятся на пике активности) и длится не более получаса. Проводить наблюдения с исследовательской направленностью можно во время утренней или вечерней прогулки в течение 7–15 минут.

Формы детской деятельности должны быть разнообразными. В подготовительной группе достаточно одного задания на физическую активность (зарядка, танцевальная разминка или подвижная игра). В качестве смены деятельности проводятся музыкальные паузы, просмотр мультипликационного эпизода по теме занятия, коллективное заучивание поговорок, стихотворных отрывков.

Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания.

В. А. Сухомлинский

«О воспитании»

Проведение опытов с надувными шарами наглядно демонстрирует дошкольникам, что воздух имеет вес

В подготовительной группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Старшим дошкольником предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Ребята работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.

Таблица: схема построения плана исследования

Этап исследования Пример хода детского экспериментирования
Постановка вопроса Мотивационное начало занятия. Дети получили видеописьмо от сказочного персонажа, в котором он говорит, что видел, как ребята проводили опыты на плавучесть различных материалов. Дошкольниками было установлено, что железо тонет. Персонаж интересуется, а все ли предметы из металла, тонут, например, корабли. Воспитанники формулируют вопрос: «Почему не все железные предметы тонут в воде?».
Целеполагание Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что за плавучестью различных предметов из металла нужно понаблюдать в лаборатории.
Выдвижение гипотез Ребята размышляют, каким образом можно определить условия плавучести железных предметов (провести эксперимент с опусканием на поверхность воды различных по объёму и форме объектов, сделанных из одного материала).
Проверка гипотезы Экспериментирование в лаборатории с железной пластиной, кубиком, бруском, шариков, миской, корабликом.
Анализ полученных результатов Дети увидели, что одинаковые по весу металлические предметы по-разному ведут себя при погружении в воду (меньшие по объёму тонут, с большим размером плавают на поверхности, обладают плавучестью).
Подведение итогов исследования, формулирование выводов Не тонут в воде те металлические предметы, общая плотность которых меньше плотности воды.

Дошкольники на практике ищут ответ на вопрос, почему одни металлические предметы тонут в воде, а другие плавают

Мотивирующее начало занятия

От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает ребят наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).

Необычный наглядный материал можно использовать в начале занятия, что активизирует познавательную деятельность дошкольников

От мотивации и эмоционального настроя дошкольников в начале занятия во многом зависит итоговый результат исследовательской деятельности.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Тема познавательного исследования Вариант мотивирующего начала занятия
Формирование представлений о природном явлении - извержении вулкана (занятие «Огнедышащая гора - вулкан»).
  • Сюрпризный момент. В группу приходит видеописьмо от сказочного персонажа. Он сообщает, что видел макет горы, который ребята сделали на прошлом занятии. Герой рассказывает ребятам легенду об огнедышащей горе и просит объяснить ему, что же это за гора.
  • Проведение беседы с использованием наглядного материала (схемы строения вулкана, фотографии спящих вулканов, пробуждающихся и извергающихся).
Расширение представлений о свойствах твёрдых материалов: древесина, пластмасса, пенопласт, металл, бумага, ткань, резина (занятие «Путешествие на остров»).
  • Создание игровой ситуации. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в морское путешествие к удивительному острову. Проводятся подвижные игры «Мы медузы», «Осьминожки», «Море волнуется - раз!», звучит аудиозапись шума морских волн.
  • Сюрпризный момент. Ребята находят бутылку («Дети, волны принесли нам послание в бутылке!»), в ней находится алгоритм проведения опытов на исследование плавучести различных материалов.
Знакомство с экологической проблемой загрязнения воздуха и её возможными последствиями для природы и человеческого организма (занятие «Мы исследователи»). Проведение эвристической беседы:
  • «Что такое воздух?»,
  • «Для чего человеку нужен воздух?»,
  • «Как мы можем увидеть воздух?»,
  • «Может ли воздух стать вредным для растений, животных и человека?».

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема занятия Задачи исследования
  • «Вода и лёд»,
  • «Снежное царство»,
  • «Куда пропали лужи?»,
  • «Путешествие капли».
Расширение представлений о свойствах воды, её формах (жидкой, твёрдой, газообразной) и условиях перехода от одной формы к другой.
  • «На свету и в темноте»,
  • «Увлажнение и засуха»,
  • «Тепло или холодно».
Формирование представлений об условиях роста растений.
«Невидимый и близкий» Расширение представлений о свойствах воздуха, его значении для жизни на Земле.
«Откуда берётся звук?» Формирование представлений о колебании предметов.
  • «Тени на стене»,
  • «Свет повсюду».
  • Расширение представлений об источниках света (природных и искусственных).
  • Формирование представлений о значимости света для жизни на Земле.
«Зеркало, зеркало» Расширение представлений о свойствах зеркал и их использовании.
«Почему двигаются предметы?» Знакомство с понятиями «тяга» и «сила трения».
«Почему не тонет корабль?» Знакомство с зависимостью плавучести предметов от формы, размера, веса.
«Сахар» Расширение представлений о свойствах сахара, способах его получения и использования.
«Соль» Расширение представлений о свойствах соли, способах её добывания и применения.
«Клей» Знакомство с различными видами клея (ПВА, силиконовый, моментальный) и их свойствами.
«Цемент» Знакомство со свойствами цемента и способами его использования.
  • «Очистка воздуха»,
  • «Как очистить почву?»,
  • «Почему стала грязной вода?».
Знакомство с понятием «экологическая проблема».
«Измерение длины предметов»
  • Знакомство со способами измерения длины.
  • Формирование умения работать с линейкой, сантиметром, курвиметром.
  • «Айсберг»,
  • «Вулкан»,
  • «Коралловый риф»,
  • «Выше гор могут быть только горы».
Знакомство с природными объектами при помощи изучения макетов.
  • «Мы исследователи»,
  • «Юные учёные»,
  • «Познаём, исследуем, творим».
  • Совершенствование навыков экспериментирования.
  • Осваивание проектной деятельности.

Воспитанникам подготовительной группы вполне можно доверить работу с микроскопом

Временной план занятия в подготовительной группе

Конспект занятия НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов. Занятие с исследовательской направленностью в подготовительной группе длится 30 минут и состоит из следующих компонентов:

  • Организационный момент - 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия - 3–5 минут.
  • Построение плана исследования - 2–3 минуты.
  • Физическая активность - 2–3 минуты.
  • Практическое исследование (наблюдение, проведение опыта, экспериментирование) - 10–15 минут.
  • Фиксирование результатов исследования - 1–2 минуты.
  • Подведение итогов - 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Проговаривание этапов исследования (планирование) Физическая активность Практическая работа Фиксирование результатов Подведение итогов
«Путешествие в Эру динозавров» 1 минута.
  • Создание игровой ситуации. При помощи импровизированной машины времени ребята переносятся в доисторические времена.
  • Просматривание видеоматериалов.
2 минуты. Подвижная игра «Динозаврики».
3 минуты.
Изучение различных видов динозавров (по фигуркам и материалам иллюстрированной энциклопедии).
13–15 минут.
Распределение (классифицирование) картинок с динозаврами на карточке по подгруппам: травоядные и хищные; плавающие, сухопутные, летающие.
1–2 минуты.
1 минута.
«Листья жёлтые над городом кружатся» 1 минута. Сюрпризный момент. В группу приходит белочка (роль исполняет воспитанница старшей группы) и просит помочь ей в ответе на вопрос: «Почему листья на деревьях в лесу стали желтеть и опадать?».
3 минуты.
2 минуты. Физкультминутка «Дерево всё выше».
2 минуты.
Исследование листьев деревьев при помощи микроскопа (наличие и отсутствие хлорофилла).
14 минут.
Оформление страницы гербария.
2 минуты.
1 минута.
«Берегите воду!» 1 минута.
  • Изучение наглядного материала (плакатов, фотографий, видеоролика) о загрязнении воды.
  • Проведение познавательной беседы об этой экологической проблеме.
3 минуты. Зарядка «Капельки - бух! Капельки
- прыг!».
2 минуты.
Опытная деятельность по очистке воды.
15 минут.
Заполнение карточки исследования.
1 минута.
1 минута.

Изучение видов динозавров перенесёт дошкольников в удивительный мир доисторической природы

Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Автор Ковалевская Н. Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Радуга», г. Исилькуль, Омская область.
Название «Гербарий. Деревья на участке детского сада»
Цель Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада.
Задачи
  • Закрепить знания детей о строении листа.
  • Систематизировать знания о деревьях на участке детского сада, о том, как наступает листопад.
  • Продолжать знакомить с сезонными изменениями в живой природе.
  • Расширять и активизировать словарь по теме.
  • Формировать умение использовать знания, полученные опытным путём.
  • Создать условия для творческой деятельности детей.
Предварительная работа
  • Наблюдения,
  • беседы,
  • чтение художественной литературы,
  • совместно с родителями посадка деревьев на участке детского сада,
  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья»,
  • рассматривание деревьев на прогулке, экскурсиях в детском саду и дома.
Формы организации деятельности
  • Решение проблемной ситуации,
  • ситуативный разговор,
  • работа в творческой лаборатории,
  • беседа,
  • загадывание загадок.
Материалы
  • Листья разных пород деревьев,
  • презентация «Лист»,
  • белый картон,
  • клей ПВА, салфетки,
  • иллюстрации деревьев с названиями,
  • лупы,
  • простой и цветные карандаши.
Ход занятия Мотивационный этап.
В.: Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад. Что ещё мы с вами сделали? (Собрали листья для гербария).
Мы потрудились как настоящие учёные-исследователи. Как вы думаете, мы всё сделали? (Нет, не всё, учёные свои исследования записывают в специальные книги - энциклопедии).
А мы можем создать небольшую энциклопедию о деревьях нашего участка? Что нам для этого понадобится? (Ответы детей).
Основной этап.
В.: Прежде чем приступить к работе, повторим, что мы знаем о деревьях и листопаде.
  1. Беседа о листопаде.
    • Уж пахнет в воздухе дождём,
      Всё холоднее с каждым днём.
      Деревья свой наряд меняют,
      Листочки потихонечку теряют.
      Понятно всем, как дважды два -
      Пришла … (Осенняя пора).
    • Дни стали короче,
      Длинней стали ночи,
      Урожай собирают.
      Когда это бывает? (Осенью).
      В.: Почему вы решили, что это загадки про осень?
      По каким признакам можно определить, что пришла осень?(Стало холодно, улетели птицы, опадают листья и т. д.).
      Какой признак осени самый красивый?
      Что происходит с листьями, прежде чем они опадут?
      Почему листья меняют цвет?
      Почему листья опадают?
      Что образуется в основании черешка? Где находится основание черешка? (Выслушивает ответы детей на каждый вопрос).
  2. Повторение строения листа (презентация).
    В.: Вы всё сказали правильно. А теперь напомните мне строение листа. (Лист состоит из листовой пластинки и черешка).
    А мы можем заглянуть в середину листа? (Посмотреть в микроскоп). Мы с вами рассматривали листочки через микроскоп? Что вы там видели? (На листовой пластинке видна сеточка. Сеточка - это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества).
    Но если заглянуть в середину листа через микроскоп учёного, который увеличивает в тысячи раз, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зелёных зёрен. Как называются эти зелёные зёрнышки? Кто помнит? (Хлорофилл).
    Кроме зелёных зёрнышек в листьях есть и другие - жёлтые, красные, бордовые. Пока работали зелёные зёрнышки, других зёрнышек видно не было, но растворились зелёные - и остались только жёлтые, красные, бордовые. Вот листья и изменили свой цвет.
  3. Беседа «Деревья нашего участка».
    В.: Мы с вами вспомнили строение листа и что такое листопад, но ничего не рассказали о самих деревьях. Какие деревья растут на участке детского сада? (Вяз, берёза, рябина, клён, дуб).
    У всех деревьев листья одинаковые по форме? Как мы узнаём, от какого дерева лист? (По форме листа).
    А расцветка у всех листьев осенью одинаковая? (У берёзы - жёлтая, у клёна - жёлтая и красная, у рябины - бордовая, у дуба - коричневая).
  4. Исследовательская и продуктивная деятельность.
    В.: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению научной работы.
    Нам надо будет разделиться на 5 групп по 2 человека. Каждая группа будет собирать материал об одном дереве. (Иллюстрация дерева, листочек из гербария, рисунок листа - как он выглядит, если рассмотреть его через микроскоп).
    Вы можете ещё раз рассмотреть свои листочки через лупу. Рассмотреть форму листа. Проходите за столы. Приступайте к работе.
    Каждая подгруппа рассказывает о своём дереве. Воспитатель дополняет.

Итоговый этап.
Вопросы для рефлексии:

  • Что мы сегодня делали?
  • Вам понравилось?
  • Какое у вас настроение?

Примеры организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий в ДОУ по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 6–7 лет.

Видео: открытое занятие по экспериментированию «Молекулы и пузырьки»

https://youtube.com/watch?v=dp3L_CKbIF4 Video can’t be loaded: Молекулы и пузырьки открытое занятие по экспериментированию (https://youtube.com/watch?v=dp3L_CKbIF4)

Видео: опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе (изучение свойств воды)

https://youtube.com/watch?v=77C76Ug5KKo Video can’t be loaded: Опытно- экспериментальная деятельность в подготовительной группе (https://youtube.com/watch?v=77C76Ug5KKo)

Видео: опытно-экспериментальная деятельность «Зимняя вода»

Видео: открытое занятие «Секреты лимона»

https://youtube.com/watch?v=B2y-R5_TDZg Video can’t be loaded: Открытое занятие «Секреты лимона» Подготовительная группа (https://youtube.com/watch?v=B2y-R5_TDZg)

Видео: НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Самый главный волшебник»

https://youtube.com/watch?v=joAxghHvdmw Video can’t be loaded: НОД с детьми логопедической подготовительной группы по познавательно-исследовательской деятельности (https://youtube.com/watch?v=joAxghHvdmw)

Видео: НОД «Путешествие в лабораторию профессора Почемучкина»

https://youtube.com/watch?v=UN8yc3N8DfU Video can’t be loaded: НОД «Путешествие в лабораторию профессора Почемучкина» (https://youtube.com/watch?v=UN8yc3N8DfU)

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности воспитанников

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

  • умение постановки проблемы;
  • грамотное формулирование вопросов;
  • построение алгоритма действий для решения проблемы;
  • выдвижение гипотез;
  • выбор способов исследования;
  • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
  • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

Педагог оценивает степень самостоятельности воспитанника при проведении опытов, умение формулировать выводы

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором фиксируются результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

Диагностика может проводиться и в форме индивидуальной беседы с использованием специальных заданий

Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию педагога ДОУ

Педагог ДОУ постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, повышает квалификацию и развивается. Занимаясь самообразованием по теме развития познавательной деятельности старших дошкольников, воспитатель изучает методы и подходы по созданию условий для формирования у детей основ познавательного, интеллектуально-личностного и творческого развития.

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

К. Чуковский

Большое внимание педагог должен уделить созданию условий для детского экспериментирования. В помещении группы организуется исследовательский уголок или центр науки. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

При возникновении у ребят затруднений при проведении опытов педагог всегда приходит на помощь

Таблица: этапы работы по самообразованию воспитателя в рамках темы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Этап работы по самообразованию Содержание деятельности
Теоретический этап
  • Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).
  • Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности).
  • Разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы дошкольников.
Практический этап Осуществляется внедрение в практику подготовленной теоретической базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. В течение учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремится привлекать детей к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и круглых столах для коллег.

Фотогалерея: примеры создания условий для исследовательской деятельности дошкольников

В исследовательском уголке размещаются различные материалы для проведения опытов Материалы исследовательского уголка должны находиться в свободном доступе детей При работе в мини-лаборатории обязательно соблюдение техники безопасности При организации исследовательского уголка важно предусмотреть пространство, где дети будут работать с материалами Работа с микроскопом требует аккуратности, но оставляет у детей незабываемые впечатления В опытной лаборатории могут заниматься не все дети, а только наиболее мотивированные Педагог обязательно знакомит воспитанников с оборудованием исследовательского кружка

Грамотная организация познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с учётом возрастных особенностей и интересов воспитанников развивает необходимые в современном мире личностные качества у ребят. Будущие первоклассники необычайно любознательны, инициативны и самостоятельны. Они заново познают мир, и задача педагога - сформировать в них исследовательские качества и положительную мотивацию к новым открытиям в истории человечества.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Занятие построено на основе деятельносного подхода. В ходе занятия дети изучают свойства воздуха с помощью опытов и делают выводы. На занятие используются модели, обозначающие свойства воздуха. Занятие способствует расширению представлений детей о свойствах воздуха. Развитию способности детей устанавливать причинно-следственные связи. Воспитанию интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух повсюду»

Задачи:

  • Расширение представлений о свойствах воздуха. Активизация речи: невидимка, поместили, приобрел.
  • Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
  • Воспитание интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Материал и оборудование: игра «Мыльные пузыри»; воздушные шары, надувные игрушки; таз с водой, пустая бутылка; веера на каждого ребенка; стаканы с водой и трубочки по числу детей; воздушные фломастеры по числу детей; листы белой бумаги и трафареты по числу детей; полиэтиленовые пакеты по числу детей; карточки-символы; аудиозапись «звук ветра»; магнитофон.

Ход эксперимента .

Организационный момент. К детям приходит фея Фиалка с воздушными шарами.

Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут фея Фиалка. Я живу на радуге. Посмотрите, какие у меня красивые шары. Мне их подарил самый главный волшебник. Но как только эти шарики оказались у меня, подул такой сильный ветер. И я оказалась здесь. Хотите узнать, что этот за волшебник?

Дети: Да!

Фея: Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем! (Воздух)

Фея: Воздух. Конечно этот волшебник воздух.

Ребята, волшебник Воздух приготовил столько разных фокусов. Вы поможете мне их разгадать? Дело в том, что если мы разгадаем все фокусы этого волшебника, то я смогу вернуться домой, на радугу.

А чтобы мы не забыли, какие фокусы воздуха отгадали, мы будем обозначать их символами. Согласны? Ну, раз все согласны, тогда я приглашаю вас встать в круг. Мне будет помогать палочка моя волшебная. Встаем. Вот, молодцы.

Основная часть.

Фея: Ребята, помните, в загадке было сказано: он невидимый, воздух невидимый. Давайте это проверим? Посмотрим направо, налево, вверх, вниз. Кто-нибудь увидел воздух? Мы разгадали с вами первый фокус воздуха: Воздух – невидимый. А если воздух невидимый, то как мы его можем назвать? Воздух кто?

Дети: Невидимка.

Фея: Посмотрите, этот символ будет обозначать, что воздух невидимка. Давайте повторим этот вывод.

Дети : Воздух невидимка.

Игра «Поймай воздух».

Фея: Ребята, раз воздух невидимка, значит, он где-то прячется. Согласны? Давайте попробуем его поймать. Для этого я сейчас вам раздам вот такие пакетики. Всем досталось? Сейчас я покажу вам, как нужно ловить воздух.

Фея поворачивается вокруг себя и зажимает пакет.

Фея: Оп и зажали. Попробуйте все поймать воздух. Все поймали? Алеша, что у тебя в пакете? Данила, что у тебя в пакете? У всех в пакете воздух? А где мы его взяли?

Дети: Вокруг нас.

Фея: Мы разгадали еще один фокус. Воздух вокруг нас. Запомните символ, который будет это обозначать. Антон, повтори этот вывод.

Фея: Ребята, когда мы поместили воздух в пакеты, форму чего приобрел воздух?

Дети: Воздух приобретет форму пакета.

Фея: Андрей, скажи полным предложением.

А если я помещу воздух в шарик, форму чего приобретет воздух?

Дети: Воздух приобретет форму шарика.

Фея: Давайте, проверим. (Воспитатель надувает шарик). Скажи Полина, форму чего приобрел воздух?

Фея: Ребята, как вы думаете, имеет воздух свою форму или не имеет?

Дети: Воздух форму не имеет.

Фея: Это еще один фокус воздуха. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать.

Итак, воздух формы не имеет, а приобретает форму того предмета, в который его помещают. Вот какой сложный вывод у нас получился. Кто за мной повторит этот вывод? Кто сможет хорошо сказать? Может Вероника повторит?

Игра с мыльными пузырями «Выпустим воздух из мыльных пузырей»

Фея: А теперь я с помощью волшебной палочки помещу воздух в мыльные пузыри. А вы его оттуда будете выпускать. Договорились? Но будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри вас не перехитрили и не попали в ваши глаза. Хорошо? И не сталкивайтесь друг с другом. Давайте сделаем шаг назад. Готовы? Выпускаем воздух!

Фея: По-моему, вы, ребята весь воздух из мыльных пузырей выпустили. Присаживайтесь на стульчики.

После игры дети садятся на стулья.

Фея: Ребята, что было внутри мыльных пузырей?

Дети: Внутри был воздух.

Фея: Скажите, когда вы надували игрушки, я шарик, откуда мы брали воздух?

Дети: Мы брали воздух изнутри нас.

Фея: значит, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас? Давайте это проверим. Подойдите к столам, посмотрите, какие специальные приспособления я для вас приготовила. Как же мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух? Попробуйте предположить.

Дети: подуем в трубочку.

Дети дуют в стакан с водой при помощи трубочки .

Фея: Что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку?

Дети: мы наблюдали пузыри.

Фея: Какие (что) это были за пузыри?

Дети: Это были воздушные пузыри.

Фея: Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды. Давайте еще немножко подуем. Молодцы! Вернемся в круг. Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Дети: Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.

Фея: Данила, повтори, где еще есть воздух. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать.

Фея: Вспомните, какие предметы мы наполняем воздухом?

Дети: Воздушные шары, велосипедную шину, круг для купания.

Фея: Ребята, вам нравится разгадывать фокусы воздуха? Тогда продолжим.

Мы с вами уже выяснили: воздух есть вокруг нас, внутри нас. Может быть, он есть еще где-то? Как вы думаете воздух есть внутри предметов? Давайте мы это проверим. Вставайте вокруг стола. Я предлагаю вам проверить, есть ли воздух в пустой бутылке. Для этого я опущу пустую бутылку в таз с водой, а вы внимательно понаблюдайте, что будет происходить.

Ребята, что происходит?

Дети: Из бутылки выходят пузырьки.

Фея: Что же это за пузырьки?

Дети: Это воздушные пузырьки, это воздух.

Фея: Выходит, что пустая бутылка, вовсе непустая, в ней воздух.

Фея: Ребята, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри предметов. Какой мы сделаем вывод?

Дети: Воздух есть везде.

Фея: Давайте хором повторим. Посмотрите, каким символом мы это обозначим.

Игра «Почувствуй воздух»

Ребята, а вы хотите почувствовать воздух?

Дети: Да.

Фея: Я для вас приготовила веера. Помашите веером возле своего лица. Что вы ощущаете.

Дети: ветерок.

Фея: Веер толкает окружающий нас воздух и получается легкий ветерок. Может кто-то знает, как называется движение воздуха в природе. Движение воздуха в природе называется ветром.

Ребята, хотите научиться рисовать с помощью воздуха. Тогда присаживайтесь за столы. Только не спешите. Я вам все объясню. Договорились?

(На столах листы белой бумаги с желтым кругом посередине, трафареты и фломастеры).

Посмотрите, перед вами листы бумаги и трафареты. Трафарет надо положить на лист бумаги таким образом, чтобы желтая серединка на листе бумаги совпала с желтой серединкой на трафарете. Посмотрите, вот так. А рисовать мы будем с помощью волшебных фломастеров. Они рисуют с помощью воздуха. Надо взять фломастер, чтобы цветная сторона была вверху, и дуть в отверстие в цветной стороне. Дуть надо на наши трафареты. Посмотрите, вот так. Понятно?

Возьмите себе по одному трафарету. Всем-всем достанется, не переживайте.

Рисование в технике выдувания.

Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Ребята, отложите трафареты в сторону. Возьмите свои рисунки. Волшебная палочка приглашает вас встать в круг. Встаем-встаем-встаем! Покажите свои замечательные работы. Как вы думаете, что вы нарисовали?

Дети: Мы нарисовали цветок.

Фея: А какой цветок вы нарисовали?

Дети: Мы нарисовали фиалки.

Фея: А кто помнит, как меня зовут?

Дети: Фея Фиалка.

Фея: Ребята, вы нарисовали мои портреты, и они останутся вам на память. Положите свои рисунки на столы и возвращайтесь в круг.

Ребята, вы большие молодцы. Вы помогли мне разгадать столько фокусов Воздуха. Давайте все их вспомним, а помогут нам символы. Что обозначает этот символ? (Воздух невидимка). Давайте повторим все хором! И т.д.

Ребята, как вы считаете, без воздуха можно обойтись? Кто не может обойтись без воздуха?

Ребята, это еще не все фокусы воздуха. В следующий раз мы продолжим разгадывать фокусы этого Волшебника. И обязательно разгадаем все-все-все фокусы. Правда?

(Звучит звук ветра)

Фея: Ребята, вы слышите? Что это?

Дети: Это ветер.

Фея: Это значит, что мне уже пора возвращаться домой, на радугу. Но за то, что вы помогли мне, я хочу вас поблагодарить и подарить по шарику.

У меня осталось два шарика, чтобы я смогла вернуться на радугу. Спасибо! До свидания!


В подготовительной к школе группе №4 «Лучики» по теме «Невидимые (симпатические) чернила»

Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие задачи:

    Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов. Формировать представление о веществах, используемые для получения симпатических чернил. Формировать представление о способах проявления невидимых чернил.

Развивающие задачи:

    Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: проведение опытов с лимоном, его применение, исследование водоплавающих птиц, их пользы для человека, домашнее задание про инструменты для письма, просмотр презентации «Как появилась письменность».

Методические приёмы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов, соревнование). Наглядный (использование разрезных картинок, оборудование для проведения опытов). Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: аудиозапись, usb-устройство (музыкальная колонка), телевизор, ноутбук, письмо от Профессора Почемушкина, посылка с дипломами, смайлик, емкости: с молоком, лимонным соком, водой, с раствором йода; ватные палочки, утюг, салфетки, клеенки, картинки с изображением: живой природы, неживой природы и предметов, сделанных руками человека.

Демонстрационный материал: разрезные картинки, презентация «Симпатические чернила».

Ход занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(дети садятся полукругом на стульчики на ковре)

Сюрпризный момент.

Звучит запись «Входящее сообщение».

Сообщение:

«Здравствуйте ребята группы «Лучики». Это снова я- Профессор Почемушкин. Я спрятал в группе посылку с вашими дипломами, но чтобы её открыть, прочтите инструкцию в письме. Удачного вам исследования и до новых встреч…»

Что будем делать? (искать посылку)

(Нашли посылку, а на ней кодовый замок; письмо с инструкцией)

Какой интересный замок. Что это за замок, вы знаете? Как его открыть? А мы знаем код? Как вы думаете, где может быть код? (ответы детей)

Правильно, профессор сказал, чтобы открыть посылку, нужно прочитать инструкцию в письме.

(письмо открывается добрыми пожеланиями и улыбкой)

Психологический настрой.

Дети говорят добрые пожелания друг другу и передают смайлик. Как все сказали, письмо открывается.

А смайлик я повешу на доску, пусть улыбается нам все занятие. Согласны? (ответы детей)

Письмо:

(в письме 2 листа, с записанным кодом невидимыми чернилами)

Мотивация/ целеполагание.

Итак, что нам нужно сделать? (ответы детей)

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

Этапы работы: узнать

Что такое чернила;

Чем писали раньше, чем пишут сейчас;

Какими чернилами может быть написан код;

2. Основная часть

Актуализация ранее приобретённых знаний.

(картинки с живой, неживой природой и предметов, сделанных руками человека)

Ребята выберите себе картинку и найдите своё место за столом. У одного из вас картинка со знаком вопроса: для него отдельный стол.

(3 стола с эмблемами Профессора Почемушкина: «живая природа», «неживая природа», «сделано руками человека»; на столах конверты с разрезными картинками, на отдельном столе - знак вопроса)

Итак, у нас 3 команды. У каждой на столе конверты. Нужно собрать картинку, работайте дружно, помогайте друг другу. Какая команда соберет быстрее, поднимет руки вверх. Приготовились, начали.

(собирают картинки: перо для письма, перьевая ручка, шариковая ручка; индивидуальное задание: сажа, древесный уголь , баночка с растворителем)

Молодцы, справились с заданием. Кто-то был побыстрее, кто- помедленнее, но правильно выполнили все.

Добывание и принятие нового знания.

Вопросы для индивидуального задания:

Ребята, посмотрите, что получилось у ….(имя ребёнка).

Как вы думаете, почему эти картинки вместе?

Ваши предположения - гипотезы.

Из этого делали первые (переворачиваю картинку, там написано «ЧЕРНИЛА»)

Что же такое чернила? (ответы детей)

Чернила - жидкий краситель, пригодный для письма и/или создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов.

Ваше предположение подтвердилось/ опровергалось?

Мы ответили на один из вопросов Профессора Почемушкина? (что такое чернила?) (да)

К какому разделу относятся чернила: живая природа, неживая природа, сделано руками человека?

Почему? (ответы детей)

Итак, чернилами пишут с помощью писчих инструментов.

Где же мы их можем увидеть? (на столах)

Вопросы:

Что у вас получилось?

Это как - то связано с нашим исследованием?

Ваши предположения - гипотезы: как же это связано?

Что нам нужно было узнать? (чем писали раньше, чем пишут сейчас?)

В каком порядке появлялись эти писчие инструменты? (приклеиваю на доске: гусиное перо; перьевая ручка; шариковая ручка)

А правильно ли мы думаем, узнаем после Физминутки.

Физминутка. (видео-файл: «Барбарики»)

Индивидуальные домашние задания: мини - рассказы детей о каждой картинке.

Гусиное перо:

«В период с 600 по 1800 годы н. э. испанцы, жители Севильи обнаружили, что если использовать особым образом заточенное гусиное перо, то этот инструмент - самый оптимальный для того, чтобы писать. Более того, при помощи пера можно писать наклонными буквами - так ведь удобнее, и буквы можно делать не такими большими. Так получились прописные буквы. Любопытно, что до VI века н. э. прописных букв попросту не существовало, при письме использовали только заглавные буквы. Спасибо гусиным перьям! Гусиные перья просуществовали длительное время - до конца XVIII века. Их обтачивали у корня наискось, чтобы получился срез, этим срезом макали в чернила, какое-то количество чернил скапливалось в стволе пера, и писать было удобно. Заостряли кончик специальным ножом. Кстати, именно перья дали название складному ножу, которым поправляли и затачивали перья. Речь идет о перочинном ножике».

Перьевая ручка:

«Гусиные перья существовали долго на рынке писчих предметов. Но в XVIII веке благодаря одному сообразительному слуге, имени которого история, к сожалению, не сохранила. Известно только, что хозяину его приходилось много писать, и он не успевал менять сточившиеся перья, а слуга не успевал бегать за гусями. Чтобы облегчить хозяину - да и себе самому - жизнь, находчивый слуга придумал перо из стали. Первоначальная конструкция была далека от совершенства, т. к. он не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось, и началась история перьевой ручки».

Шариковая ручка:

«В XIX веке изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу, нужно было создать долго пишущую ручку с чернилами внутри. В 1945г. - шариковая ручка появилась на рынке товаров США и стоила 12,5 долл. Ручка продавалась как «первая ручка, которая пишет под водой. Интересно и то, что до сегодняшнего дня, в уже наступившей эре компьютеров, интерес к модернизации шариковых ручек не спадает, благодаря чему в продажу поступают все новые их варианты».

Спасибо за интересные рассказы.

Ребята, мы правильно предположили? (да)

Симпатические чернила.

Ребята, а какими чернилами написан код для замка на посылке, мы видим эти чернила? (нет)

Значит они какие? (невидимые)

Невидимые чернила называются «Симпатическими».

Из чего же они делаются, ваши предположения?

Проверим?

(показ фото-презентации «Симпатические чернила»)


Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Удивительный воздух и его свойства»
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
В области «Познавательное развитие»: закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет все пустое пространство, имеет вес, бесцветен, без запаха, давит на поверхности, с которыми соприкасается, расширяется и сжимается, является проводником звука);
учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;
В области «Социально-коммуникативное развитие»:
закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
В области «Речевое развитие»: способствовать обогащению активного словаря, развивать связную речь, развивать умение отвечать полными предложениями, вести беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.В области «Физическое развитие»: повысить работоспособность детей, предупреждение переутомляемости детей, активизировать дыхание и кровообращение.
Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха, просмотр видеофильма о загрязнении воздуха.
Словарная работа: лаборатория, газ, кислород.
Материал:
Раздаточный: маленькие пакетики сока на каждого ребенка, теннисные шарики, бутылочки, вырезанная из бумаги спираль фартуки на каждого.
Демонстрационный: таз, теплая вода, свеча, спираль из бумаги, воздушные шары, презентация.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся. А сейчас встанем в круг и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы и здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть и доброту этого дня. А выдохните через носик без обид и огорчения.
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы детей). А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нее проводить опыты (дети садятся за стол).
Слайд1
Воспитатель: Ребята, нам в этом поможет профессор Всезнай Академьевич.
Всезнай:(голос) Здравствуйте ребята! Знаю, знаю, наслышан о вашей маленькой лаборатории, где вы проводите много опытов. И сегодня вместе с вами мы узнаем много интересного об удивительных свойствах воздуха. Я подготовил вам несколько занимательных опытов, надеюсь, вы с ними справитесь. Ну что ж, давайте разбираться. Будете моими помощниками –лаборантами?
Воспитатель: И так ребята, готовы к работе? Давайте вспомним о некоторых свойствах воздуха, которые вы знаете. Для чего нужен воздух? Через какой орган люди дышат? (слайд 2)
На экране появляются картинки- символы про свойства воздуха. Дети перечисляют.
Воздух невидим, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.
Воспитатель: Молодцы ребята! У этого вещества очень много удивительных свойств, кроме тех, что вы вспомнили. Давайте проведем первый опыт.
Опыт №1
Воспитатель: Для опыта возьмите пакетики сока с дырочкой для трубочки. Выпейте через трубочку сок, продолжайте тянуть через нее воздух. Посмотрите, что произойдет: когда часть воздуха уйдет из пакетика, наружный воздух сдавит его стенки. Выньте соломинку, стенки снова разойдутся, потому что воздух вошел в пакетик и распрямил его. Посмотрите, что произойдет с пакетиком, если вдуть в него еще больше воздуха. Вывод: воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается.
Опыт №2
Воспитатель: Возьмите по шарику для пинг –понга и сделайте в нем вмятину. Теперь давайте бросим все ваши шарики в тазик с горячей водой. Посмотрите ребята, что случилось с шариками? (ответ детей) Правильно вмятина на шарике выпрямилась. Ребята, а как вы думаете почему? (ответы детей)
Ребята, вода нагрела воздух внутри шарика, воздух расширился и выправил вмятину. И так ребята сделаем вывод: воздух при нагревании расширяется и стремится занять больше места.
Ребята, а давайте вместе изобразим те предметы, которые связаны с воздухом. Встаньте возле стульчиков и разомнемся.
Физкультминутка: (на экране слайд 3 с картинками предметов и элементами упражнений)
1.Насос – о.с. руки опущены, сжаты в кулаки, сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка, выдох наклониться вперед, руки опустить.
2.Шарик - пальцы рук собрать в щепотку, руки соединить. Вдох, выдох на пальцы рук «надуваем шарик».
3.Аэроплан - руки в сторону, как крылья и «полетели».
4. Мячики – руки на пояс, попрыгали как мячики.
Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули, а теперь давайте продолжим наши исследования.
Слайд 4. Ребята, а как вы думаете, как летает большой воздушный шар, с помощью чего он двигается? (предположения детей).
На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.
Опыт №3
Воспитатель: У вас на столе лежат бумажные спиральки. Подвесьте их за ниточку. Что с ним происходит? Посмотрите, на мою спираль (зажигаю свечу и держу спираль над свечой, спираль вертится) Почему моя спираль вертится, а ваши нет? (дети, воздух становится теплым). Поднимающий теплый воздух заставляет спиральку вертеться, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх.
Делаем вывод: горячий воздух более легкий, чем холодный, поэтому он поднимается вверх. Вот так и летит воздушный шар.
Воспитатель: Ребята, а еще воздух умеет распространять звуки. Посмотрите на экран что это? (на экране слайд 5 с картинками музыкальных инструментов)
Как вы думаете, с помощью чего звучат духовые музыкальные инструменты? (ответ детей, воздух)
Правильно с помощью воздуха, как это происходит, сейчас узнаем.
Опыт №4
Подуйте над горлышком пустой бутылки. Слышите звук? Звуки распространяются благодаря колебанию воздуха. Когда вы дуете над горлышком, воздух колеблется, дрожит и получается звук. А сейчас налейте в бутылки разное количество воды. Подуйте в них и обратите внимание, меняется ли звук? (ответ детей)
Ребята, чем больше воды будет в бутылке, тем меньше воздуха в ней останется. Меньшее количество воздуха дрожит быстрее, поэтому получается более высокий звук.
Слайд 6
Всезнай: Дорогие ребята, воздух – это среда обитания живых существ. Воздухом дышит человек, растения, животные Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто же нас выручает и не позволяет задыхаться, где нам легче дышится? (ответ детей: растения, легче нам дышится там, где много растений, в лесу, в парке и т.д.)
Правильно, растения - это легкие земли, питаясь, они насыщают воздух кислородом. Ребята и взрослые, давайте с вами беречь планету, другой такой на свете нету!
Вы молодцы, справились со всеми экспериментами и узнали много нового об удивительных свойствах воздуха. Желаю вам новых, интересных открытий! До свидания!
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, работа в нашей лаборатории подошла к концу, подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках воздушный шарик, давайте, передавая его друг другу, расскажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе и кому что понравилось.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №1 «Березка»
г.о.Красноармейск Московской обл.
Конспект открытого занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
Тема «Удивительный воздух и его свойства»
Воспитатель: Булгарян А.Г.
2016г.


Приложенные файлы

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

Описание: Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Создать у детей радостное настроение.
Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Образовательная область «Речевое развитие»:
Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.

Ход эксперимента.

Воспитатель:
Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!

Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Воспитатель:
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?


Дети: ответы детей.
Воспитатель:
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы).
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий.


Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий.
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта:

В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).


Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Опыт демонстрируется без объяснения детям.
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
Дети: (ответы)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.