Экологическое воспитание дошкольников в детском саду. Проблемы экологического воспитания

Экологическое воспитание детей в ДОУ помогает развитию грамотного, осторожного отношения к среде обитания, окружающим объектам живой и неживой природы. Внимание к природным процессам, понимание экологических законов являются основой формирования личности дошкольника, позволяя вырасти полноценным гражданином, понимающим важность ответственного отношения к окружающему миру.

Важно! Любовь к родному краю, забота о сохранности природных ресурсов являются основой формирования гражданской ответственности современного общества, задача которого состоит в нормализации состояния живой природы планеты и предотвращении экологической катастрофы.

Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ

Особенностью ребят младшего возраста служит их органичное взаимодействие с окружающим миром. Малыши чувствуют свою общность с природой, лишены потребительского отношения к ней и проявляют любознательность и интерес к сути природных явлений.

В задачи экологического воспитания входит:

  • формирование осторожного отношения к миру флоры, фауны;
  • развитие любви к родной природе;
  • понимание красоты, умение чувствовать и сопереживать;
  • формирование понимания сути природных явлений;
  • получение начальных знаний об экологии.

Организация экологического воспитания в ДОУ

Технология формирования биономической культуры в ДОУ включает в себя теоретическую базу и комплекс практических обучающих занятий. Структура биоэкологи содержит три информационных блока:

  • жизнедеятельность отдельного организма;
  • популяционная биономика;
  • взаимодействие сообществ живых организмов между собой и с окружающей средой.

Теоретическая часть

Теоретический блок важен для педагога и родителей, он систематизирует знания и позволяет сформировать полноценный процесс воспитания биономической культуры малыша.

Важно! Теория представляет собой основу системы и включает в себя базовые понятия и их современное толкование. Это определение экосистемы и круговорота энергии в ней, организма, среды обитания, пищевой цепи, равновесия внутри экосистемы.

В основе теоретического блока лежит понимание морфофункциональной адаптации живых организмов к среде обитания и гармоничное существование в ней. Принципы биоэкологи определяют подход к подаче материала. Каждый живой организм рассматривается не только как отдельный представитель того или иного вида. Учитывается также его связь со средой обитания и влияние на других обитателей животного и растительного мира, воздействие на экосистемы, место в пищевой цепи и так далее.

Такой подход способствует формированию ответственного поведения и пониманию взаимосвязи различных организмов и сред. Понимание идеи биоэкологии позволяет разработать современный и эффективный годовой план ДОУ, экологическое воспитание в этом случае играет значительную роль. Оно формирует в дошкольнике ответственность за свои поступки, дает возможность объяснить суть природных явлений, развивает чувство любви к окружающему живому миру.

Практическая часть

На практике экологическое воспитание дошкольников в ДОУ представляет собой двухуровневую систему: информационное наполнение и контроль отношения.

Важно! Воспитатель обеспечивает подачу материала в соответствующем возрасту ребенка виде, объясняет основы устройства и функционирования различных экосистем. При этом параллельно необходимо отслеживать: как влияют полученные знания на отношение ребенка к представителям флоры и фауны, как меняется его восприятие окружающего мира.

С этой целью контролируемый контакт дошкольников с объектами живой природы. Практические занятия часто проходят на улице, во время прогулки, где познавательный интерес малыша необходимо упорядочить и перевести процесс взаимодействия в созерцательный, наблюдательный процесс.

Детям свойственно активное познание мира, все новые объекты они изучают с максимальным вовлечением органов чувств. Потрогать, понюхать, попробовать на вкус – обычная реакция малыша на незнакомые предметы. Такое отношение часто приводит к причинению вреда живым представителям окружающей среды, поэтому необходимо объяснять детям последствия их действий и контролировать, как меняется их восприятие мира и своей роли в нем.

Если позволяют условия, экологическое воспитание детей в ДОУ проходит с оформлением и использованием живого уголка. Каждый представитель флоры и фауны помещается в условия, максимально приближенные к его среде обитания. Дети не просто играют с обитателями живого уголка, а учатся наблюдать за ними, ухаживать, заботиться. Педагог имеет возможность наглядно продемонстрировать некоторые процессы жизнедеятельности живого организма, его значение и место, занимаемое в экосистеме, а также роль человека в существовании окружающего мира.

Годовой план и контроль экологического воспитания в ДОУ

Для оптимизации процесса воспитания в ДОУ и контроля качества работы педагога воспитатель составляет годовой план. Мероприятия, формирующие грамотное отношение детей к природе, прописываются в полном объеме и соответствуют разработанной образовательной программе.

Примерные темы экологического воспитания в ДОУ:

Тематическое мероприятие Цели и задачи
Игровое мероприятие «В гостях у Лешего» Знакомство детей с лесными обитателями в игровой форме, повышение квалификации педагога.
Конкурс рисунков «Я люблю природу» Воспитание понимания красоты окружающего мира, проработка темы бережного отношения к природе.
Музыкальное занятие «Кто у бабушки живет» Использование русского фольклора для экологического развития в ДОУ, повышение внимания и интереса к жизни домашних животных с помощью народных песенок, потешек.
Практическое занятие – знакомство с обитателями живого уголка. Развитие речевых навыков дошкольника, описание при помощи простейших терминов и понятий представителей фауны и наглядная демонстрация.
Экскурсия «Осень золотая» Знакомство детей с таким явлением природы, как смена времен года, наглядная демонстрация изменений окружающего мира, воспитание чувства прекрасного.

План ДОУ по экологическому воспитанию составляется в соответствии с программой развития дошкольников. Педагог прописывает темы и график мероприятий с учетом возрастной категории детей и возможностей конкретного ДОУ.

Мероприятия, прописанные в документе, обсуждаются на педсовете, вносятся необходимые корректировки, затем, после утверждения плана, педагог в течение года проводит необходимые занятия. Некоторые мероприятия имеют статус открытых, на них присутствуют коллеги – воспитатели и лица, осуществляющие мониторинг по экологическому воспитанию в ДОУ.

В обязательном порядке проводится анализ обучающих и развивающих мероприятий, дается оценка их результативности. На ближайшем педсовете педагог сдает отчет, где отражает степень раскрытия темы, вовлеченность детей, соответствие занятия тематическим целям.

В процессе изучения работы ДОУ ответственные лица дают оценку по нескольким разделам:

  • Уровень развития экологической культуры детей – анализ работы на занятиях, тестирование отдельных групп.
  • Профессионализм педагога – оценка его деятельности в соответствии с «Картой профмастерства».
  • Соответствие условий в проверяемом ДОУ – посещение групп.
  • Уровень и качество планирования рабочего процесса – оценка актуальности годового плана.
  • График работы с родителями – опрос и анкетирование родителей, оценка наглядной информации.

Годовые задачи в ДОУ по экологическому воспитанию отражают общую концепцию развития ответственного и бережного взаимодействия со средой обитания уже в раннем возрасте.

Любовь к окружающему миру, понимание красоты и гармонии природы формируют всесторонне развитую, глубокую личность. Только так человечество может прекратить потребительское отношение, которое неизбежно ведет к экологической катастрофе и гибели всего живого на планете.

Видео

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 1 « Радость»

Экологическое воспитание в детском саду.

Старший воспитатель

Дорогие друзья! Начать свое выступление я хочу стихами.

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить

Должна быть чистою земля и небо чистым быть.

А Землю эту не щадя терзал за веком век

И брал не только для себя « разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать природную среду

Но почему ж так поздно мы почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть

Все те страданья, что земле приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды, коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит нам лесов где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек

Всю Землю

Можешь только ты, разумный человек!

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе, к окружающему.

Наш детский сад ведет воспитательно - образовательный процесс по программе « Детство» Авторы – разработчики данной программы педагоги и психологи Санкт- Петербургского университета. В программе экологическому воспитанию отводится не значительная роль. Мы так не считаем и поэтому расширили содержание данного раздела и начинаем работу с младшего дошкольного возраста.

Задачи для каждой возрастной группы вы видите на слайде.

Организуя эколого - ориентированную деятельность детей мы создаем условия для накопления личного опыта дошкольников при взаимодействии их с природой.

Воспитатели изучили и успешно работают по программам экологического воспитании : « Юный эколог» , « Мы» , « Наш дом - природа» , «Добро пожаловать в экологию» , « Детский сад - дом радости» и другие.

В каждой возрастной группе имеется центр природы. Его главная особенность – непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателям организовывать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Там находятся комнатные растения , организуются различные выставки (« Необычные овощи», « Витаминная кладовая», « Цветы нашего сада» и др), мини- музеи « Из чего пекут хлеб», « Как рубашка в поле выросла» и др), различные фотоальбомы с растениями и животными, иллюстрации, художественная литература , инвентарь для опытно - экспериментальной деятельности, для ухода за растениями. В каждой возрастной группе проходят различные конкурсы, в которых принимают участие дети и родители: « На лучшую композицию из овощей», « Самый красивый букет», « На лучшую поделку из природного материала», « Елочка - красавица и др

На территории детского сада организованы цветники с различными цветами, насажены деревья и кустарники, имеется огород с грядками на которых выращиваются лук, укроп, петрушка. Свежая зелень подается детям к обеду

Дети знакомятся с живыми объектами: домашними животными, птицами, насекомыми, растительным миром, объектами неживой природы, природными явлениями на специально организованных занятиях, при проведении прогулок, экскурсий, рассматривают картины, иллюстрации, проводят опыты, во время игр, при просмотре видеофильмов, наблюдают, зарисовывают то, что увидели.. занимаются проектной деятельностью совместно со взрослыми,

« Земелюшка - чернозем», где дети и родители под руководством воспитателя собирали различные породы земли, а затем шла беседа что может расти на данной почве. Антонина Николаевна разработала экологическую тропу в пределах детского сада и до Пестеревской рощи.

· является автором проекта « Вода вокруг нас», где основной уклон делала на бережное отношение к пресной воде В рамках проекта дети рисовали различные водоемы , делали опыты с водой, знакомились с круговоротом воды в природе.. Во время водных процедур воспитатель напоминала, разъясняла детям, почему не нужно лить много воды понапрасну, почему нужно беречь пресную воду.

· разработала и внедрила в практику работы проект « Чудеса кока - колы», где акцентировала внимание на вредность данного продукта. В рамках проекта она приглашала на совместное занятие родителей и детей медицинского работника, которая рассказала и показала опытным путем вредность популярного напитка, а так же рассказала какие полезные напитки получаются из ягод и фруктов, А затем все вместе готовили и пробовали ягодно - фруктовые напитки

· совместно с детьми и родителями работали над проектом

« Комнатные растения». Общими усилиями они создали рукописную книгу комнатных растений, привели в порядок цветы в своей группе. Благодаря проделанной работе дети знают как нужно ухаживать за различными видами цветов. и помогают в уходе за ними.

· с родителями и детьми занимались изготовлением рукописных книг, в том числе и по экологии. Это « Ягоды», « Овощи с грядки», « Животные нашего края» и др.

Дети с удовольствием рассматривают рукописные книги и учатся по ним.

Большой популярностью в детском саду пользуется театрализованная деятельность.

Воспитатели логопедической группы поставили с детьми театрализованное представление « В гостях у старичка - лесовичка», где дети ходили в гости к сказочному лесному обитателю и узнали много интересного о лесных жителях, закрепили правила поведения в лесу.

На сцене районного Дома культуры дети старшей группы под руководством показали литературно - музыкальную композицию « Как божья коровка искала себе друзей».в рамках районного фестиваля « Весенняя капель» Помимо этого композицию показали в детском саду. Дети узнали интересные факты о насекомых и их пользе в природе.

Совместно с детьми проводим акции « Поможем зимующим птицам» (делали кормушки, собирали хлебные крошки, зернышки, дети и воспитатели зимой ежедневно кладут корм в кормушку и наблюдают за поведением птиц.

Перед Новым годом была проведена акция « Сбережем елочку». Дети рисовали каждый свою елочку, делали из рисунков коллективную работу Они выступили перед родителями со стихами о бережном отношении к деревьям, и призвали родителей купить домой искусственную елочку, а не рубить в лесу живую. Акция возымела успех. Спустя некоторое время дети сообщили, что у них на Новый год стояла искусственная ель.

Педагоги старшей и подготовительной к школе групп рассказываем детям о Красной книге, об исчезающих растениях и животных.

· разработала и провела с детьми занятие « Лес - наше богатство». Дети узнали не только о растениях нашего леса, но и о парке, его ценности, о истории Пестеревской рощи, ее исторической, культурной и экологической ценности. Говорили о том, кто оставляет мусор в лесу, хорошо это или плохо, о правилах поведения в лесу.

· разработала и провела с детьми занятие о водоемах Верховажского края: познакомила с имеющимися в районе озерами, реками, их хозяйственной и экологической ценности. Дети совместно с педагогом обсудили проблему чистоты окружающих водоемов и пришли к выводу: водоемы и реки нужно беречь:, после купания и отдыха у реки убирать за собой мусор, не бросать его в реку. Нельзя мыть автомобили в реке, т. к. бензин остается на поверхности воды и гибнет рыба и другие животные и растения.

Такие занятия формируют у детей понимание единства жизни человека и природы, формируют уважение и бережное отношение к родной природе.

· Педагогами ДОУ разработан проект « Мы - верховажане», который состоит из 4 блоков, первый « Природа и экология Верховажья»

Здесь мы рассматриваем такие вопросы как

- животный и растительный мир села,

- эстетика природы,

- погода, сезонные изменения в Верховажье,

- использование природных ресурсов в Верховажье (вода, дерево, почва. песок, глина, др)

- правила поведения в природе

В рамках данного проекта педагоги разработали различные занятия с детьми и родителями, праздники, развлечения, экскурсии в природу и другие мероприятия.

Детский сад не в состоянии без взаимодействия с родителями решить данную задачу. Поэтому мы привлекаем родителей к участию в проектной деятельности, к организации и проведению занятий, других видов деятельности . Воспитатели затрагивают вопросы экологического воспитания на родительских собраниях. В раздевальных комнатах имеется информация по временам года: задания для родителей и детей: « Понаблюдайте с детьми», « Выучите с детьми», « Повторите с детьми» и др Беседуем с родителями о том, чтобы они привлекали своих детей к посильному труду в природе, выполняли несложные поручения: покормить домашних питомцев: кошку, рыбок, хомячка, положить корм на кормушку, убрать мусор, не бросать не оставлять мусор в общественных местах, после отдыха на природе,

При выходе из стен детского сада дети проявляют в целом положительное, избирательной направленности, отношение к природе. Они бережно относятся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, проявляют интерес к их жизни, состоянию. Дети замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения.

Так как для детей дошкольного возраста характерно расхождение вербального и реального отношения к природе, то педагоги систематически контролируют поведение и деятельность детей

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у людей экологического сознания, культуры природопорльзования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Давайте, люди, природу охранять

О ней не на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки

Это все для нас невечно!

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже давно. В основе лежит основная образовательная программа ДОУ, а так же используем технологии программы Н.Н. Кондратьевой «Мы».

Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

  • - ра звивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • - формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • - помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
  • - готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • - личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • - построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • - активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • - установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  • При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

    Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
    - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
    - повышение экологической грамотности педагогов;
    - обновление содержания, форм и методов работы с детьми;
    -экологическое просвещение родителей.

    Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

    Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении центров природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
    Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

    Система работы с детьми включает:
    -посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
    - создание эколого - развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
    -организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
    - чтение художественной литературы;
    -выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
    -игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
    -экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
    -создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

    1. ​ Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Экологическое воспитание предполагает работу по таким направлениям:

  1. Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
  2. Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
  3. Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально .

У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.

Задачи, которые призвано решить экологическое воспитание:

  • Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
  • Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
  • Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
  • Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.

Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.

Формы экологического воспитания дошкольников

Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста, круг детских обязанностей постепенно расширяется.

Экологическое воспитание в детском саду проходит по нескольким направлениям: при взаимодействии непосредственно с малышами, педколлективом, родителями.

Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.

Составитель статьи: Цвигун Г.С., воспитатель

«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Е. В. Павленко.

Большое внимания уделяется экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как в раннем возрасте у ребенка складывается первое мироощущение. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней. Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.

Привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом) . В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.

Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения) , происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку» , «Экспедиция в Африку» , «Путешествие к морю» .

Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние» , «Ядовитое и безопасное растение» , «Где, чей домик?» , «Что вредно и полезно для природы (воды) , «Опасно - не опасно» , «Выбери съедобные грибы, ягоды» , «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме) . Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Играли интеллектуальные игры«КВН» , «Что? Где? Когда?» , у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.

Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини –огород.

Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда) . У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.

Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Литература

  1. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
  2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.