Развиваем творческие способности ребенка с помощью различных занятий. Как разнообразить занятия творчеством, если не хватает фантазии

Приветствую всех и каждого! Задумывались ли вы когда-нибудь о пользе творчества? Можно ли к творчеству вообще применить такое понятие, как польза? На этот вопрос с полной уверенностью я могу дать утвердительный ответ. Творчество способно оказывать психотерапевтическое влияние и на самого автора, и на человека, воспринимающего творчество. Хотя, творчество бывает разным… Но сегодня углубляться в те или иные формы мы не будем, а будем говорить о том, какую пользу приносит творчество его создателю.

Психолог-консультант Майя Азарова.

Друзья, есть результаты исследований пожилых людей, которые проводили американские доктора. Исследование показало, что творческая деятельность продлевает жизнь людям старшего возраста, делая ее более полной и радостной. То есть, творчество приносит положительные эмоции, которые в свою очередь благотворно влияют на здоровье пожилого человека.

Наверняка многие из вас слышали о существовании такого направления психологии, как арт-терапия. По сути, арт-терапия – это метод исцеления и развития человеческой души через творчество. Арт-терапия основывается на убеждении, что человек может отражать свой внутренний мир в визуальных, музыкальных и других образах. В принципе, любое творчество, так или иначе, что-то рассказывает об авторе.

И если говорить про арт-терапию: например, человек может нарисовать свое горе, радость, или станцевать боль или победу. То есть, приемы арт-терапии помогают уменьшать эмоциональное напряжение, конструктивно «прожить» неприятные чувства и даже раскрыть в себе творческие способности, о которых человек даже и не догадывался. На самом деле, способности к творчеству есть у каждого, важно дать им возможность проявиться.

Итак, какую пользу нам может дать творческий процесс и творчество, как создание произведения искусства?

Отреагирование эмоций и осознанность

И снова о здоровье! У кого из нас не бывает негативных эмоций и переживаний? Разве вы никогда не злитесь, не печалитесь, не испытываете душевную боль? Творчество дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и освобождаться от них. Любое творчество, будь то рисование, вязание, спонтанные танцевальные движения, музыка, литература являются безопасными способами разрядки напряжения, возможностью справится со своими эмоциями. Также, с помощью творчества вы разберетесь и сделаете осознанными многие мысли, сильные чувства, которые порой атакуют нас, подобно темным силам, становясь навязчивыми. С помощью творческих инструментов вы сможете «встретиться» со своими «демонами» и в творческом процессе попрощаться с ними, или наоборот – встретиться со своими «ангелами», прекрасными чувствами, и, познакомившись с ними ближе, развить их и опираться на них в дальнейшем.

Гармонизация и выход из разных жизненных ситуаций

«Прорисовывание» своих переживаний, так же как и мыслей, помогаем гармонизации и упорядочиванию. Когда мы рисуем или пишем, наши переживания обретают форму (даже если это абстракция), цвета, фактуру, то есть мы как бы вынимаем свое переживание изнутри и создаем из этого произведение (то есть, сублимируем), которое может неожиданно оказаться чем-то прекрасным, созидательным и радующим глаз. Происходит не просто сублимация переживаний на бумагу, а еще и преображение! Были какие-то неприятные состояния, в следствии чего мы взяли и написали рассказ (сказку), и возможно, прямо в самом рассказе мы нашли решение через счастливый конец. И даже если речь в этой сказке была не лично про вашу ситуацию, но была спровоцирована ею, то у вас есть шанс посредством сказочной метафоры выйти из этой ситуации в реальной жизни. И это, дорогие друзья, тоже разновидность арт-терапии, а именно – сказкотерапия.

Новое мышление и новые способы поведения

Спонтанные лепка, рисование, движения помогают преодолеть неосознанные психологические преграды и начать действовать по-новому уже в реальной жизни, т.е. расширяет наши способы поведения, раздвигает рамки мышления.

Мощный инструмент самопознания и личностного развития

Творчество – прекрасный способ самопознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни (сферы) происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображения, мышления, отношений. Творчество – это уникальный и ваш личный инструмент поиска себя, понимания себя и развития.

Повышение самооценки

Посредством самовыражения происходит повышение самооценки. Когда вы действуете в коллективе и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества, ваша самооценка повышается. Конечно, чтобы не происходило обратного эффекта (понижения самооценки) важно выбрать максимально близкое по духу творчество, то, что действительно будет получаться (а не приносить мучения), и в чем вы сможете наблюдать свой рост.

Удовольствие и позитивные эмоции

Здесь все просто! Даже если вы не хотите заниматься «самокопанием» с помощью творчества и не стремитесь к решению каких-либо психологических проблем, вы можете просто наслаждаться творческим процессом, и, получая приятные эмоции, продлевать себе жизнь!

Успокаивающий эффект

Да, рисование, вязание, вышивание, игра на фортепиано способны снять повседневные стрессы и напряжение, успокоить вашу нервную систему. В современном мире это очень актуально.

Возможность прожить множество жизней

Творчество, конечно, бывает разное. В статье я не говорю о каком-то конкретном виде. Но, например, «прожить другую жизнь» можно, исполняя песню, побывав в роли актера или попробовав себя в писательстве. Только представьте себе, что можно пережить, когда вы пишете увлекательное произведение.

Качество жизни и самореализация

Если вы занимаетесь каким-то творчеством или даже разными видами творчества, ваша жизнь, несомненно, становится более яркой, наполненной смыслом. Она становится интереснее и разнообразнее. Творчество может стать для вас прекрасной самореализацией, сохраняя статус «хобби» или выходя за его пределы.

Список можно продолжить и найти много полезных аргументов, которыми наградит нас творческая деятельность. Что еще вам приходит на ум? Например… что скажете о таком «побочном эффекте» от творчества, как расширение круга интересных и полезных знакомств?

Итак, вы все еще сомневаетесь в том, что творчество так богато своими возможностями? Есть всего лишь один способ, чтобы проверить это – начать творить самому! Главное – найти «свой» вид творчества, свое дело, которое будет нравиться и лучше всего получаться.

Творчество — это процесс самовыражения, самопознания, и самосовершенствования. Через творчество человек познает свой внутренний мир, свои и склонности. А созданные шедевры дарят положительные эмоции и . Но почему-то мы часто не находим время на это важное занятие.

Дети постоянно заняты творчеством. Они что-то придумывают, фантазируют, у них отличное . Значит, необходимость в творчестве заложена природой. Но со временем появляются более важные дела. Более того, на творческих людей смотрят с удивлением. Считают, что они занимаются ерундой. «Займись делом, зарабатывай деньги, брось эту ерунду!» — вот установка современного человека. Жаль, что мы ради денег, забываем о своем внутреннем мире, о человеческих качествах.

В чем польза занятий творчеством?

  1. Познание самого себя

    Это должно быть главной целью каждого человека. Понять свой внутренний мир, свои способности, склонности, желания, интересы. Творчество помогает с самим собой.

  2. Познание окружающего мира

    Творческий процесс расширяет кругозор. Ведь сколько всего нужно узнать. Любой вид деятельности требует специальных знаний и умений. Таким образом, творчество формирует разносторонне развитую личность.

  3. Борьба со стрессом

    В современной жизни — на каждом шагу. От него страдают практически все люди. Это связанно с завышенными требованиями к себе и с нехваткой положительных эмоций. Имеено позитив дает нам творчество. давно используется в лечении психических заболеваний.

  4. Раскрытие своего потенциала

    Каждый человек хочет найти свое предназначение. Кто-то становится успешным бизнесменом, кто-то получает удовольствие от воспитания детей, а кто-то не представляет свою жизнь без рисования. Это прекрасно! Ведь все люди разные. Главное — найти дело по душе.

  5. Хорошее настроение

    Это тоже очень важно. Творчество дает заряд позитива, которого хватает надолго. С ним рутинные дела сделать проще.

А что делать, если вы считаете себя не творческим человеком? Скажу сразу, таких людей не бывает. Вы ведь не делаете абсолютно все по шаблону? Правда, далеку не у всех дел эти шаблоны есть. Творчество можно и нужно искать везде. Вы не рисуете картины и не обладаете литературными склонностями? Возможно, вы прекрасно готовите. Приготовление пищи — творческий процесс. Или виртуозно обращаетесь с инструментами? Повесить полочку — тоже творческий процесс.

Занятие творчеством — способ познать самого себя, избавиться от стресса и депрессии, получить положительные эмоции.

Приветствую вас, друзья!

Как я уже писала, энергию нам даёт всё то, что вызывает у нас . И сегодня мы разберём один просто великолепный источник вашей внутренней энергии – занятия творчеством!

Не стесняйтесь самовыражаться в своём творчестве. А то ведь как часто происходит – «Ну что я буду какие-то картинки рисовать… У меня и таланта особого нет…» А другой не постеснялся и рисует – ап, известный крикатурист! Или «Да мои вышивки никому не интересны будут. Что в них такого?» А другая уже продаёт такие вышивки за огромные деньги – ручная работа!

Я не говорю сейчас о том, что о вашем творчестве должен непременно узнать весь мир. Я говорю о том, что вы не должны стесняться своего хобби или тех занятий, которые вам дают возможность раскрыть свой творческий потенциал. Стесняясь, вы транслируете в мир уничижительное отношение к данным занятиям. Ведь стесняются люди обычно того, что постыдно, нехорошо. А разве можно так относиться к своему творчеству?! Да, пусть ваши поделки или стихи далеки от мировых шедевров. Но они ВАШИ! Мировые шедевры, кстати, тоже все разные. Взять хотя бы «Чёрный квадрат» Малевича. Понимаете, о чём я?

Не сравнивайте себя и своё творчество с какими-то другими людьми и тем, что делают они. В творчестве не существует «эталона» или «образца». Это не промышленное производство, а «штучный товар». И основная ценность тут измеряется именно оригинальностью, непохожестью, вложением души и фантазии автора.

А что делать тем, кто на данный момент понятия не имеет, чем ему заняться в плане творчества?

Да, бывает и так, что человек, привыкший за многие годы к жизни «дом-работа-телевизор», не может сразу услышать голос своей Души. И ему кажется, что у него нет никаких интересов и он совершенно не творческая личность. Друзья мои, НЕтворческих людей не бывает. Каждый из нас способен на творчество, потому что это то, что идёт из Души. А Душа наша изначально способна творить. Люди, которым кажется, что они на это не способны, просто закрыли сами себе эту функцию, заблокировали канал поступления идей и энергии. Возможно, им внушили «умные люди», что всё это глупости и в жизни нужно заниматься «серьёзными вещами». Или кто-то когда-то посмеялся над их творческим порывом и они замкнулись в себе, чтобы не получать больше таких насмешек. Мы не будем тут разбирать, что привело к отсутствию творческих порывов у вас. Просто знайте, что творческое начало есть в каждом и в вас тоже!

И для начала я предлагаю вам заняться одним очень-очень творческим и чрезвычайно полезным для вас делом – созданием своей собственной жизни с помощью ! Это именно то творчество, которое подойдёт КАЖДОМУ человеку. Более индивидуальное и личное занятие трудно представить! И простор для творчества тут огромен! Начните делать это и вы не только станете менять свою реальность в желаемую сторону, но и постепенно начнёте «пробуждать» свою Душу, давая ей возможность вспомнить, как это – творить!

Но только не забывайте о главном условии – вы должны получать удовольствие от процесса! Если вы привыкли всё в жизни выполнять «серьёзно и обстоятельно», по принципу «надо – сделал», то здесь это не «прокатит»! Позвольте себе просто помечтать, как мечтали в детстве. Если вам всегда хотелось поводить самолёт, то не надо представлять, сколько будут стоить уроки вождения и как вы будете выполнять команды инструктора. Просто представляйте себя уже в небе, за штурвалом. Почувствуйте РАДОСТЬ от СБЫВШЕЙСЯ мечты!!! Вот ЭТО правильная и продуктивная визуализация. Вы представляете себе УЖЕ сбывшимися ваши мечты, себя, обладающим всем тем, что хотите. И получаете от этого наслаждение. Творите таким образом свою реальность.

Ну что же, друзья мои, я очень надеюсь, что теперь вы будете более осознанно и внимательно относиться к своему творчеству. И будете получать от него всё то, что оно и должно давать вам – удовольствие, энергию, радость и наслаждение!

Творческих успехов вам и успешного творчества!!!

Ваша Екатерина:))

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

Марина Суздалева

Сегодня я записала для вас маленький аудиокаст, в котором делюсь своим простым, но очень действенным приемом, который позволяет внести разнообразие в наши творческие занятия с сыном. Обязательно послушайте и попробуйте реализовать его на практике, особенно если ваша фантазия частенько подводит вас, когда выпадает удачная минутка для того, чтобы заняться творчеством.

Знаете, как это бывает, когда малыш настроился на что-то интересное, а вы не можете с ходу ничего придумать. Послушайте аудио и решите эту проблему легко.

Ниже находится расшифровка аудиокаста.

Как разнообразить занятия творчеством

Итак, в чем заключается суть способа?

Для начала вам понадобится

  • обычный лист бумаги
  • или несколько листов цветной бумаги
  • или цветные маленькие листочки от блоков, которые продаются в канцелярском магазине.

В общем – то любая бумага на которой вы можете записать. Дальше мы нарезаем бумагу (если используете большой лист бумаги) на маленькие квадратики или полосочки. Если используем маленькие листочки, соответственно ничего уже не нарезаем, а просто начинаем записывать.

Наша задача составить два списка – две кучки листочков, скажем так.

  • В первую категорию у нас попадает то, чем мы можем творить — инструменты нашего творчества.
  • Второй список это то, на чем мы будем творить.

Список инструментов для занятий творчеством

Поясню, чтобы было более понятно. В первый список, на первую группу листочков, вы записываете по одному слову – одному инструменту для творчества на каждый листочек. Например:

  • карандаши,
  • краски гуашевые,
  • краски акварельные,
  • мелки,
  • фломастеры,
  • пластилин.

Соответственно, составляя этот список, выписываем все инструменты для занятий творчеством с ребенком.

Список поверхностей для занятий творчеством

На вторую стопочку наших листочков мы записываем разнообразные поверхности, которые могут стать для нас своеобразным холстом для творчества. Что это может быть? Традиционно, конечно:

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

  • бумага,
  • картон,
  • фольга,
  • деревянные поверхности (деревянные фигурки для раскрашивания, если вы такие используете),
  • фигурки из (пластики, глины)

Все что у вас есть в наличии или все что вы хотите попробовать в ближайшее время.

Это могут быть какие-то нетрадиционные поверхности:

Все что может прийти в голову и любые материалы, которые у вас имеются в наличии. После того как написали некоторое количество вот таких листочков, вы придумываете любой удобный для вас вариант организации их хранения. Самые простые варианты:

  • две коробки
  • два конверта

В зависимости от того, как много вам удалось перенести на бумагу ваших самых невероятных представлений о занятиях творчеством . Соответственно, мы берем первую стопочку наших листочков с инструментами для творчества и складываем эти листочки в один конверт. Вторую стопочку в другой конверт.

И далее, когда вам вдруг изменяет ваша фантазия и вы не можете придумать, сообразить с ходу, чем бы таким интересным позаниматься с ребенком. Или когда вы видите, что на ваше предложение порисовать, слепить или ребенок реагирует без особенного энтузиазма. Вы понимаете, что может быть ему стало скучновато, хочется заняться чем-то неожиданным, интересным, чем он еще до этого не занимался – вы можете предложить ему поиграть в следующую игру.

Игра «Выбор способа занятия творчеством»

Предложите ребенку самому выбрать каким интересным и необычным видом творчества он сегодня займется. Для этого вы просите ребенка достать один листочек из одного конвертика и второй листочек из другого конвертика и смотрите что у вас получилось. Сочетания могут быть достаточно неожиданными:

  • порисовать акварелью на камнях
  • рисовать мелом на влажных салфетках
  • рисовать фломастерами на фольге и т. д.

Могут попасться самые необычные сочетания, которые вы не пробовали и может быть никогда бы и не попробовали, если бы не этот прием. Метод интересен тем, что позволяет проявить свою творческую жилку в процессе творческих занятий , а также вы можете сами придумать вариант оформления для хранения этих идей. Т. е. это могут быть не просто два конверта, а какие-то интересные «волшебные мешочки» или баночки, которые вы специальным образом оформите.

Вы можете оформить эти листочки в виде лепестков ромашек и предлагать ребенку погадать, каким же видом творчества вам сегодня заняться. Можно использовать одну ромашку с лепестками двух цветов или две.

Вот такой простой прием. Попробуйте его обязательно реализовать. Уверенна, особенно интересно его будет попробовать вашему ребенку. Он наверняка, получит дополнительную мотивацию для занятий творчеством с любимой мамой, т. к. приложит, в прямом смысле, руку к выбору инструментов, материалов и видов творчества, которые его ожидают на этот раз.

Еще больше интересных и простых инструментов, которые позволят вам заниматься творчеством с детьми с радостью и часто вы найдете в нашей «Арт-мастерской».

Узнать подробности и присоединиться к проекту «Арт-мастерская»:

Интерес к творчеству начинает проявляться у малыша после первого года жизни, ребенка привлекают карандаши, бумага, глина, камушки, нитки, в общем всё из чего можно что-то

Интерес к творчеству начинает проявляться у малыша после первого года жизни, ребенка привлекают карандаши, бумага, глина, камушки, нитки, в общем всё из чего можно что-то сделать. Часто в ход идут вообще неожиданные вещи. Что бы как отвлечь ребёнка от рисования на стенах начинается обучение рисованию на бумаге. Он еще не умеет работать карандашами, но получает удовольствие от самого процесса рисования, появления цветных пятен на белом листе бумаги, он видит в них свои живые образы.

Этот период развития малыша педагоги называют доизобразительным, и если поддержать малыша в его стремлении рисовать, то очень скоро он сможет самостоятельно пытаться отображать окружающее. Для ребенка очень важна ваша заинтересованность, пример и помощь взрослого. С возрастом процесс рисования развивается и усложняется, но малышу также необходима ваша поддержка и поощрение.

Когда ребёнок свободно творит, он учится спонтанности, открытости и любознательности, которые ему пригодятся на протяжении всей жизни. Учится быть индивидуальностью, быть творческим человеком. Это совсем не означает, что он станет художником, поэтом или музыкантом, это означает, что он научится быть творческим во всем, что он делает.

Дети, знающие, что такое занятия музыкой, танцами, рисованием, никогда не посмотрят на картины, книги или музыку, как на забаву. Они будут знать, что стоит за любым произведением, уважать чужой труд. А если у ребёнка будет формироваться вкус, то он легко отличит настоящую красоту от дешевого ширпотреба.

Быть творческим - это значит развивать в себе всю жизнь созидательную природу. Какая цель у любых творческих занятий? Возможно воспитать великих художников или писателей? Нет, конечно. Вырастить личностей. Людей с неординарным мышлением, настроенных на саморазвитие и самосовершенствование.

Хотя прежде, какому-то виду творчества надо что бы родители осознали, что ребёнок не должен реализовывать их амбиции. Важно понимание для чего детям творчество, не стройте напрасных иллюзий в отношении них. Ну, какие в детстве могут быть результаты? Дети - впитывают все, что им дают, все, что их окружает, учась даже от воздуха, из атмосферы между людьми. Все, что они учат и узнают в детстве и юности, проявляется позже, отголоски знаний и умений могут найти выход и в зрелом возрасте. Поэтому занятия в детстве должны быть разные, чтобы ребенок смог все попробовать. Все это разовьет его представления о мире, расширит горизонты, настроит восприятие себя и окружающей реальности на другие, более тонкие волны.

Ведь любое соприкосновение с искусством (живописью, музыкой, поэзией) воспитывает их чувства, наполняет внутренний мир, вызывает вопросы, заставляя думать и рассуждать, высказывать свое мнение. Творчество - это диалог с собой, с другими, со всем миром. Ваши дети научатся общаться, если станут творческими. (В наш век всеобщего одиночества эта способность важна и дорого ценится).