Проект в доу правила движения. Проект на тему: Проект по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Светлана Бадмаева
Проект по ПДД в старшей группе «Счастливая дорога от детского сада до моего дома»

Тема : Счастливая дорога от детского сада до моего дома

Вид проекта : информационно - познавательный.

Сроки реализации : краткосрочный

Объект проекта : совместная работа воспитателя, детей и родителей.

Предмет проекта : процесс воспитания и обучения.

Участники проекта : дети группы «Брусничка» , родители воспитанников, педагог.

Актуальность

Зачастую причиной дорожно -транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей.

Важно данную проблему решать вместе с родителями. Так как ребенок всегда находится рядом со взрослыми. И если родители нарушают правила дорожного движения , то они как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.

Цель :

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения .

Задачи :

Образовательные :

Продолжать знакомить с дорожными знаками : предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.

Познакомить детей с правилами дорожного движения .

Развивающие :

Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге ;

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию

коммуникативных навыков;

Воспитательные :

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Предполагаемые результат

Дети Родители Педагог

Сформированность знаний о дорожных знаках ;

Соблюдение элементарных ПДД. Тесное сотрудничество с педагогами;

Расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах . Повышение знаний по безопасности; взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов .

Этапы реализации проекта :

1 этап : «Подготовительный»

1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки) ; дидактических игр, занятий.

2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.

3. Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах ) .

4. Пополнение предметно-развивающей среды.

5. знакомство родителей с проектом в родительском уголке.

2 этап : «Основной» (работа над проектом )

Понедельник :

1. Беседа «Безопасность на дороге » .

2. Рисование : «Как нельзя вести себя на улице»

3. Составление творческих рассказов : «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли

4. Чтение художественной литературы : Е. Житков «Светофор»

Вторник :

1. Беседа «Осторожно, дорога .

2. Организация сюжетно-ролевой игры «Улица» , «Правила дорожного движения » .

3. Коллективная аппликация «На перекрестке»

4. Чтение художественной литературы : С. Михалков «Моя улица» , «Дядя Степа-милиционер»

Среда :

1. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки » , «Дети и дорога » , «Безопасность на дороге » .

2. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»

3. Экскурсия по главной улице города, к пешеходному переходу. Наблюдение за уличным движением. Знакомство с понятием «Остановка» , «Перекресток» .

4. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Четверг :

1. Беседа «Транспорт на улицах города» .

2. Лепка : «Веселый светофор» , «Машины» .

3. Конкурс «Хорошо-плохо» .

4. А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили » .

Пятница :

1. Рисование «Придумай новый дорожный знак » .

2. Создание выставки рисунков «Светофорик»

3. Подвижная игра : «Пешеходы и автомобили»

Для родителей :

Папки – передвижки :

Правила дорожного движения

Газета для любознательных родителей

Консультации

Ваш ребёнок на улице.

Памятка родителям

«Как обучить ребёнка правилам поведения на улице» .

«Ребёнок переходит улицу» .

«Дорога домой » изготовление совместно с детьми безопасного маршрута из детского сада домой с обозначением пешеходных переходов, светофоров и т. д.

3 этап : «Заключительный»

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Выставка рисунков «Светофорик» .

4. Проведение развлечения : «Правила дорожного движения достойны уважения»

5. Конкурс «Самый заметный» Выставка работ (значки с использованием световозвращающих элементов) .

6. Социальная акция «Детское кресло » Выпуск эмблем со значком дорожного кресла и распространение их среди родителей.

Список используемой литературы :

1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» , 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках : Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48.

2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» , 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада . – М.: Просвещение, 2004.

4. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице» , «Детство-пресс » , 2008

5. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа », - Волгоград, «Корифей» , 2009.

6. В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно -транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим» , 2000 г.

7. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасного поведения у дошкольников. Проект «Счастливая дорога юного пешехода» Проект по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста: «СЧАСТЛИВАЯ ДОРОГА ЮНОГО ПЕШЕХОДА» Вид проекта:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Дорога на Олимп» ГБОУ СОШ «Образовательный центр с. Кротовка муниципального района К-Черкасский Самарской области структурное подразделение д/сад «Родничок».

Проект по ПДД в старшей группе «Дети-дорога-безопасность» МАДОУ детский сад №5 «Теремок» Воспитатель: Еременко Мария Васильевна Проект по ПДД в старшей группе «Дети-дорога-безопасность» Актуальность.

В этом году в нашей группе обновили мебель и нам пришлось обновить уголок дорожного движения. Нами было принято решение изготовить макет.

Проект с детьми старшей группы детского сада «Покорители космоса» 12 апреля - День космонавтики. К этому празднику предлагаем вам проект. Он осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй.

Ольга Белоцерковская

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшней день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения.

В процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения должны быть включены все воспитывающие детей взрослые, с которыми дети взаимодействуют не только в детском саду, но и дома: воспитатели, специалисты, родители. Важно, что к активному участию в обучении детей привлечены их родители, которые играют решающую роль не только в силу своего статуса, но и потому, что их собственное поведение в дорожном движении является для детей примером для подражания.

В нашем новом ДОУ, которое было открыто в октябре 2011г., был составлен план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма на учебный год. Затем, в 2012-2013 учебном году был разработан долгосрочный проект по ПДД «Мои друзья – дорожные знаки». В создании проекта принимали участие зам. зав. по ВМР, педагог-психолог, воспитатели, дети и их родители.

Проект по ПДД

«Мои друзья – дорожные знаки»

Одно из направлений работы нашего детского сада – обучение детей правилам дорожной безопасности.

С целью создания условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах нами был разработан образовательный проект «Мои друзья – дорожные знаки», в реализации которого приняли участие дети старшего дошкольного возраста их родители и педагоги.

Наименование проекта

«Мои друзья – дорожные знаки»

Актуальность Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Цель проекта Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи проекта

Структура проекта

Актуальность проекта

Тип проекта

Участники проекта

Цели и задачи проекта

Ожидаемый результат

Основные направления работы

Этапы и мероприятия по реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Сроки реализации проекта

Результат

Актуальность темы

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП дети, получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста -это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме: «Мои друзья – дорожные знаки».

Тип проекта:

Долгосрочный

Групповой

Информационно-ориентированный

Участники проекта: администрация ДОУ, воспитатели, специалисты, дети, родители.

Цель проекта:

Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

6. Провести мониторинг знаний правил безопасности поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе детей подготовительной к школе группы, проанализировать полученный результат.

Ожидаемый результат:

Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД;

К окончанию проекта ребёнок должен:

Знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;

Уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а так же дорожные знаки;

Координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;

Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;

Совершенствовать исследовательскую деятельность детей.

Основные направления работы:

1. Мониторинг знаний правил безопасности поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе детей подготовительной к школе группы

Зам. зав. по ВМР, воспитатели

2. Анкетирование родителей

Воспитатели

3. Диагностика детей (метод 3-х вопросов)

Воспитатели

4. Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала

Воспитатели

5. Составление перспективного плана, разработка дидактического материала

Воспитатели

6. Беседы, чтение художественной литературы, выставка книг по данной теме

Воспитатели

7. Обыгрывание проблемных ситуаций

Воспитатели

8. Презентация собственных книжек-малышек и конкурс рисунков по ПДД

Воспитатели, родители

9. Составление маршрутных листов «Моя дорога в детский сад»

Родители, дети

10. Подвижные, словесные, настольные, дидактические игры и упражнения

Воспитатели, дети

Ноябрь – март

11. Изготовление макета микрорайона

Воспитатели, дети

Январь – февраль

12. Коллективное составление сказки «Жил – был светофор»

Воспитатели, родители, дети

13. Акция по раздаче листовок в группах.

Цель: пропагандировать безопасность движения в дошкольном учреждении»

Ноябрь – март

14. Кукольный театр

Воспитатели, дети

Ноябрь – март

15. Анкетирование родителей

Воспитатели

16. Развлечение «Светофория встречает гостей!»

Воспитатели

17. Мониторинг знаний правил безопасности поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе детей подготовительной к школе группы, проанализировать полученный результат

Зам. зав. по ВМР, воспитатели

18. Подведение итогов

Воспитатели

Этапы и мероприятия реализации проекта

1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, муз. произведений, наблюдение за движением транспорта и работой водителя, знакомство с литературными произведениями С. Михалкова, Н. Носова и др.)

2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое:

Конституция Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Конвенция ООН о правах ребенка;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

Декларация прав ребенка;

Правила дорожного движения;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении - Утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. №2562;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.2660-10

Научно-методическое:

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной Программы дошкольного образования

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;

Годовой план работы;

План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма на учебный год;

Пособия «Дорожные знаки»; «Безопасность на дорогах»; «Дорожная безопасность»

Наглядно-демонстрационные материалы «Дорожные знаки»; «Дорога детям»; «Правила безопасности дорожного движения дошкольников»;

Методические разработки для родителей, детей, педагогов.

Материально-техническое:

Уголки в группах по ПДД;

Библиотека методической и художественной литературы;

Наглядно-дидактические пособия;

Медиатека мультфильмов на тему «Правила дорожного движения».

Кадровое:

Повышение квалификации педагогов;

Привлечение к педагогическому процессу работников ГИБДД.

Информационно-содержательное:

Создание информационного банка данных:

Разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д. ;

Форм работы с родителями;

Консультаций для педагогов;

Сбор текущей информации о результатах диагностики детей (метод 3-х вопросов);

Функционирование проблемных семинаров, практикумов;

Проведение консультаций;

Контроль за проведением занятий по ОБЖ;

Проверка документации педагогов;

Организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);

Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;

Систематическое оформление информационного стенда.

Результат: Ребёнок со сформированным безопасным поведением в дорожной среде и сознательным отношением к соблюдению правил дорожного движения.

Поставленные задачи мы решали через мероприятия, которые вошли в этапы проекта. Совершая очередную целевую прогулку к проезжей части, мы пришли к выводу, что наши дети не достаточно ориентируются в практических навыках поведения на дороге. А так же из бесед выяснили, что не все дети знают о правилах дорожного движения, некоторые не умеют анализировать свои поступки и поступки других людей, многие не ориентируются в дорожных знаках. Возникла проблема: как рассказать детям о ПДД? Как такую серьёзную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и ориентировать на пользование её в различных ситуациях. Прежде чем начинать работу по проекту, педагогам необходимо самим знать и соблюдать ПДД, поэтому мы на данном этапе изучили специальную литературу по теме; овладели основным правилами дорожного движения.

К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда они пойдут в школу, но это не так, ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства, в том, числе и манера поведения. Поэтому перед нами стоит задача – привлечь к проекту не только детей, но и их родителей, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка, соблюдать ПДД и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.

Для этого мы воспользовались моделью 3 вопросов.

Сначала выяснили, что дети знают и хотят узнать о правилах дорожного движения, обсудили, как и каким способом можно узнать про интересующую нас тему. Дети предлагали свои варианты ответов и вопросов, которые мы записали и поместили на информационном стенде, а так же написали письмо для родителей, где попросили помощи. Затем оформили плакат, где дети сами предложили мероприятия, которые помогут ответить на поставленные вопросы. Учитывая пожелания детей, разработали перспективный план работы.

На втором этапе (основном) использовали такие формы работы:

Беседы с целью уточнения и закрепления знаний детей о правилах поведения на улице, о ПДД, о различных видах транспортных средств;

Решали и обыгрывали проблемные ситуации;

Экскурсии и целевые прогулки, на которых дети наблюдали, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, акцентировали внимание воспитанников на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу после составляли рассказы и зарисовывали увиденное.) Основные тематики целевых прогулок: «Знакомство с улицей», «Наблюдение за работой светофора», «Наблюдение за транспортом», «Пешеходный переход» и т. д.

Чтение художественной литературы;

Выставка книг по данной теме;

Презентация собственных книжек-малышек и конкурс рисунков по ПДД;

Составление маршрутных листов «Моя дорога в детский сад»;

Подвижные, словесные, настольные, дидактические игры и упражнения;

Изготовление макета перекрестка;

Кукольный театр;

Конструирование;

Коллективное составление сказки «Жил – был светофор».

Акция по раздаче листовок в группах. Цель: пропагандировать безопасность движения в дошкольном учреждении.

Для родителей проводили: анкетирование с целью выявить уровень знаний по данной теме; оформили папку – передвижку; подготовили памятки – рекомендации по обучению ребёнка ПДД, консультации, профилактические беседы; подготовили развлечение «Светофория встречает гостей», на котором познакомили родителей с деятельностью детей в старших группах по данному проекту, привлекали к совместному с детьми творчеству; выпустили информационный вестник «О правилах дорожного движения».

Итоги проекта

В ходе реализации проекта «Мои друзья – дорожные знаки» предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей, создали необходимые условия в ДОУ для работы по предупреждению детского травматизма на дорогах, повысили компетентности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей путем использования разных методов и приемов. Собрали богатый материал по безопасности дорожного движения и обобщили как опыт работы по данному проекту.

В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети стали уверенно отличать и называть правила дорожного движения, на улице. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД. Так же планируется продолжить дальнейшее сотрудничество с инспекторами по пропаганде ГИБДД.

В планах разработать программу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Составить сборник материалов (пособие, который бы, включил в себя теоретический и, большей частью, практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у детей дошкольного возраста, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).

Литература

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.

2. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005.

3. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001.

4. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.

5. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.

6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 2001.

7. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. - М., 1999.

8. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрунин. Таллин: Валгус, 2001.

9. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002.

10. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 2002.

11. Ерофеева, Т. И Математика для дошкольников: кн. для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 2002.

12. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н. В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 173с. – (сердце отдаю детям).

13. Кирилова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кирилова, Б. П. Гучков. - Волгоград: Семь ветров, 2005.

14. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Просвещение, 2007.

15. Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт. -сост Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011.-219с.

16. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с. : цв. вкл.

17. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64с.

18. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Пояснительная записка

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.

Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским садам, школам, колледжам и высшим учебным заведениям. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Актуальность:

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. За 9 месяцев 2014 года на улицах городов и дорогах Республики Татарстан было зарегистрировано 319 ДТП с участием детей, в которых 11 детей погибли и 348 получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких ДТП уменьшилось на 30 происшествий (-8,6%), количество погибших – на 5 детей, количество пострадавших – на 11 детей. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии самыми эффективными методами. Программа Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель. Но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах, Из опроса родителей, проводимого в начале учебного года, проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме.

Проблема:

  • Ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в стране в Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» характеризуется как «национальная катастрофа».
  • Возникающие в связи с этим проблемы требуют разработки и внедрения профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей, пропагандистской работы с семьями воспитанников.
  • Дети – особая категория участников дорожного движения. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения.

Цель проекта:

  • создание условий для формирования у воспитанников ДОУ культуры безопасной жизнедеятельности, как участников дорожного движения.

Задачи проекта:

  • Познакомить с правилами поведения на дороге, дорожными знаками и сигналами светофора.
  • Формировать навыки безопасного поведения на дороге у детей через практическую деятельность.
  • Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
  • Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях.
  • Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на улицах и дорогах.
  • Развивать формы сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с семьей, подразделениями ГИБДД, общественными организациями.
  • Улучшить материально-техническое обеспечение с целью повышения качества обучения, .совершенствовать учебно-методическую базу.
  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный
  • Поисковый
  • Аналитический
  • Практический
  • Презентационный
  • Контрольный

Основные методы реализации проекта:

  • Внушение. Дети младшего дошкольного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
  • Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На детей наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

  • Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).Поэтому важно окружить детей положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
  • Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

  • Поощрение . Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность

Формы и средства работы с детьми:

Познание.

Занятия:

  • «Дорожные знаки»;
  • «Светофор и его сигналы»;
  • «Переход улиц и перекрёстков»;
  • «Зачем нужны дорожные знаки»;
  • «Правила перехода регулируемого перекрёстка»;
  • «Правила перехода нерегулируемого перекрёстка»;
  • Игра – занятие «Поле чудес»;
  • «Поможем Буратино» интегрированное занятие.

Целевые прогулки:

  • «Пешеход»;
  • «Пешеходный переход»;
  • «Перекрёсток»;
  • «Наблюдение за работой регулировщика на перекрёстке».

Чтение художественной литературы:

  • А. Северный «Светофор»,
  • Р. Миннуллин «Светофор»,
  • Б. Житков «Что я видел»,
  • А. Калинина «Как мы переходили улицу»,
  • С. Маршак «Милиционер»,
  • С. Прокофьев «Мой приятель – светофор»,
  • И. Серяков «Законы улиц и дорог»,
  • Я. Пишумов « Посмотрите, постовой»,
  • Я. Пишумов «Пешеходный светофор»,
  • О. Бедарев «Азбука безопасности»,
  • О. Бедарев «Если бы»,
  • В. Кожевников «Светофор»,
  • С. Михалков «Шагая осторожно»,
  • С. Михалков «Бездельник - светофор»,
  • С. Михалков «Если свет зажёгся красный»,
  • С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»,
  • Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу»,
  • А. Кривицкая «Тайны дорожных знаков»,
  • Р. Бабина «Азбука дорожной безопасности».

Социализация.

Дидактические игры:

  • «Домино» (дорожные знаки),
  • «Виды перекрёстков»,
  • «Дорожные знаки»,
  • «Красный, жёлтый, зелёный»,
  • «Найди такой же знак»,
  • «Собери дорожный знак»,
  • «Островок безопасности»,
  • «Пешеходы и водители»,
  • «Дорожное лото»,
  • «Найди лишний»,
  • «Учусь быть пешеходом»,
  • «Найди картинку к дорожному знаку»,
  • «Перекрёсток».

Подвижные игры:

  • «Юный пешеход»,
  • «Игры с мячом»,
  • «Пешеходы и автомобили»,
  • «Светофор»,
  • «Красный, жёлтый, зелёный»,
  • «По длинной извилистой дорожке»

Сюжетно-ролевые игры:

  • « Светофор»,
  • «Поездка на дачу»,
  • «Я шофёр»,
  • «Перекрёсток»,
  • «Водители и пешеходы»

Художественно-творческая деятельность:

Выставка детских рисунков «В стране дорожных знаков»,

Аппликация «Транспорт»,

Лепка «Светофор»,

Рисование «Моя любимая машина»,

Создание макета «Наш перекрёсток».

Работа с родителями.

Работу с родителями можно проводить в разных направлениях:

  • Анкетирование;
  • Стенд «Правила поведения на дороге»;
  • Консультации специалистов;
  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • Родительское собрание «О дорожно-транспортном травматизме»;
  • Кроссворд для родителей «Трактор»;
  • Памятки для родителей о необходимости соблюдения ПДД;
  • Папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми.
  • Агитация через стенгазеты «Дорога требует дисциплин» и «Светофорик»;

Наши фотографии с мероприятий по ПДД:

Ожидаемые результаты:

  • Оснащение развивающей среды в группе для обучения детей ПДД;
  • Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
  • Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного движения;
  • Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
  • Установление прочных связей с ГИБДД;
  • Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Анкета для родителей

«Я и мой ребёнок на улицах города»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.

Нужное подчеркнуть

1. Ваш ребенок знает:

Название города, в котором живет; свой домашний адрес; название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;

Название улицы, номер дома, квартиры, телефона;

Свой домашний адрес не полностью.

2. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:

Пешком;

На транспорте.

3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:

Переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;

Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не смотрите на сигналы светофора;

Переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.

4. Кто научил ребенка соблюдать Правила?

Детский сад;

Сами родители;

Бабушка, дедушка.

5. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила дорожного движения?

Ежедневно;

Иногда;

Очень редко;

Не говорим на эту тему;

Другие ответы.

6. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

7. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?

Мой ребенок спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность - садится на свободное сиденье; не высовывается из окна; не сорит в салоне;

Мой ребенок бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пасса жиров; громко разговаривает в салоне транспорта.

8. Соблюдаете ли Вы сами Правила движения?

Всегда соблюдаю;

Не всегда;

Не соблюдаю.

9. Нарушаете ли Вы Правила, когда идете вместе с ребенком?

Нет;

Иногда бывает, когда спешим;

Не обращаем внимания на светофор и на машины.

10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного

поведения на улице:

Будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;

Будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;

Неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители.

Консультация для родителей

«Правила дорожного движения»

Уважаемые родители, хотелось бы поговорить о важном вопросе, которому в нашем детском саду уделяется большое внимание, это вопрос о знании и соблюдении правил дорожного движения. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что дети часто оказываются в аварийных ситуациях на улицах нашего города.

Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем.

Население растет, всё больше людей приобретают автомобили для личного пользования. Увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей дошкольного возраста. Зачастую ребенок не понимает реальной опасности, которая грозит ему на дороге, поэтому и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания.

Как же научить ребенка безопасному поведению на дороге? Разберите вместе с ним типичные опасные дорожные ситуации, объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чем он ошибся, но помните - одних объяснений совершенно недостаточно! Во время каждой прогулки с детьми учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, безошибочно действовать в различных обстоятельствах. Важно, чтобы родители были примером для своих детей в соблюдении правил дорожного движения.

Переходя дорогу, держите ребёнка за руку.

Не перебегайте дорогу, идите спокойно.

Не разговаривайте когда выходите на проезжую часть, это отвлекает ребёнка.

Переходите дорогу только на зелёный цвет светофора.

- «Пешеходный переход»- место для перехода проезжей части, объясните это ребёнку.

Из пассажирского транспорта выходите первыми.

В городе без взрослых на дорогу выходить опасно, потому что может сбить машина.

Дети должны играть только на детских площадках, но не на проезжей части.

Объясните детям, что в городе можно ходить только по тротуару. По нему ходят спокойным шагом, придерживаются правой стороны тротуара.

Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным на улице.

Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку приостановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть. Дети должны запомнить правила дорожного движения и следовать им.

Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах детей сами нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте дорогу в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Однако, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что необходимо посмотреть налево и направо и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и ни в коем случае не бегом. Большую опасность для детей представляют нерегулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

Родители, помните, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Улица для ребенка – это сложный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей, и главная наша задача – научить его безопасно жить в этом мире!

Уважаемые родители! Помните!

Дети учатся соблюдать правила дорожного движения, беря пример с членов своей семьи и других взрослых. Особенно пример родителей учит дисциплинированному поведению на дороге. Поэтому,

учите своих детей соблюдать правила дорожного движения и будьте примером для подражания!

Берегите своих детей!

Памятка № 1 для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать; ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
  • Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
  • Из автобуса, троллейбуса, таки выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
  • Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторили.
  • Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Памятка № 2 для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

  • Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку.
  • Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающегося транспорта.
  • Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание.
  • Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.
  • При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
  • При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть - остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

Памятка № 3 для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

Ваш ребёнок - пассажир

Правила:

Всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности сами и объясняйте ребёнку, для чего это нужно делать, Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребёнка привычки пристегиваться ремнём безопасности или садиться в детское удерживающее устройство (автокресло)

Дети до двенадцати лет должны находиться в салоне автомобиля в детском удерживающем устройстве - автокресле, соответствующем их возрасту, весу и росту. Если комплекция ребёнка затрудняет его размещение в автокресле, можно применить (частичное удерживающее устройство) дополнительную подушку - бустер, которое используется в сочетании со штатным ремнём безопасности, проходящим вокруг туловища ребёнка, при этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку, не соскальзывая на шею.

Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.


Проект

« Безопасная дорога в детский сад»

Воспитатель ГБДОУ детского сада №30

Холодова Наталья Владимировна

Одна спасённая детская жизнь – несколько поколений в будущем.
Значит, есть ради чего жить, учить, воспитывать.

За последние 10 лет дорожно-транспортный травматизм в России вырос до уровня социально-экономической и демографической проблемы, что наносит значительный ущерб экономики России.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий являются наезд на пешехода, столкновение и опрокидывание автотранспорта, нарушение Правил дорожного движения, как водителями, так и пешеходами, неправильный выбор скорости движения. В результате чего погибают люди, а особенно ужасно, что гибнут дети.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что у людей мало знаний и опыта по оказанию первой медицинской помощи.
Общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознание юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортным происшествием, недостаточное вовлечение населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Актуальность:

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. Международная федерация общества Красного Креста и Красного Полумесяца в "Докладе о мировых катастрофах" (1998 г.) определяет дорожно-транспортные происшествия как одну из важнейших и обостряющихся проблем здоровья человека.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Участники проекта:

педагоги-предметники, воспитатели, дети, родители.

Планируемые результаты:

Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД

К окончанию проекта ребёнок должен:

знать алгоритм перехода дороги « остановись – посмотри – перейди»;

уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;

знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегули-руемому пешеходным переходам;

Координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;

Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;

Совершенствовать исследовательскую деятельность детей;

Цель:

Сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения

как на дороге, так и в транспорте.

Задачи:

обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков – три цвета светофора, пешеходный переход – наземный, надземный, подземный, - пешеходная дорожка, велосипедная дорожка;

научить ребёнка грамотно использовать полученные знания;

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактичес-

Ких, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, муз. произведений)

2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)

3 этап – заключительный (спортивный праздник « Папа, мама, я - ПДД соблюдающая семья».)

План реализации проекта

2-я младшая группа

Тема:

Задачи:

Виды деятельности

Ответственные

«Знакомство с улицей»

Познакомить с понятиями «дорога», «улица»;

Уточнить знания о том, где ходят пешеходы, а где едут машины.

Учить ориентироваться в окружающем пространстве

Через худ.произведения включить детей в изучение Правил дор. движения

Дидактическая игра:

« Где мы гуляем?»

Ролевая игра : «Гаражи и автомобили»;

Чтение худ.лит-ры:

воспитатели

«Светофор»

Знакомить детей с понятием «светофор»;

Уточнить представления детей об обозначении цветов светофора: красный, жёлтый, зелёный;

Учить детей правилам дорожной безопасности

Дидактическая игра:

« Берегись автомобиля»;

Чтение худ.лит-ры:

А.Северный «Светофор», В.Кожевников «Светофор»;

С.Михалков «Бездельник- светофор»

Ролевая игра: « Автомобили и светофор»

воспитатели

инструктор по физо

Средняя группа

Тема:

Задачи:

Виды деятельности

Ответственные

«Улица»

Дать представление о назначении улицы. Продолжать работу по охране здоровья детей. Познакомить с понятиями «пешеходный переход», «перекрёсток». Воспитывать культуру поведения на улице.

Развивать воображение.

Дидактические игры:

«Что такое улица?»

«Светофор»

Беседа « Дорога в детский сад»

Рисование «Дети вышли гулять»

Чтение худ.лит-ры: В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»

воспитатели

преподаватель по изо

инструктор по физо

«Помни правила дорожного движения»

Уточнить представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках («Дети», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Остановка автобуса», «Светофор»). закрепить знания о значении сигналов светофора.

Дидактическая игра:

« Собери дорожный знак»;

«Найди пару»;

Аппликация: «Светофор»

Чтение худ.лит-ры:

С.Михалков «Если свет зажёгся красный»; «Дядя Стёпа – милиционер»

Сюжетно-ролевая игра: «Машины и пешеходы»; Подвижная игра:

«Светофор».

воспитатели

инструктор по физо

Спортивный праздник

«Путешествие в страну

Дорожных

Знаков»

Спортивный праздник

инструктор по физо,

воспитатели,

муз.руководитель

Старшая группа

Тема:

Задачи:

Виды деятельности

Ответственные

«Нашаулица»

Вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил

Безопасности движения. Расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы

Дидактические игры:

«Весёлый светофор»

Беседа «

Аппликация(коллективная): «Наша улица»

Чтение худ.лит-ры:

Н.Носов «Автомобиль»

(пересказ)

воспитатели

преподаватель по изо

инструктор по физо

«Школа пешеходных наук»

Закреплять знания о:

Дорожных знаках;

Правилах перехода улицы;

Дидактическая игра:

« Пешеход»;

Чтение худ.лит-ры:

С.Михалков «Бездельник- светофор», «Если свет зажёгся красный»; «Дядя Стёпа – милиционер»

Сюжетно-ролевая игра

« Правила дорожного движения»

воспитатели

инструктор по физо

Спортивный

Праздник

«Путешествие в страну

Дорожных

Знаков»

закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге

и Правилах дорожного движения.

Спортивный праздник

инструктор по физо,

воспитатели,

муз.руководитель

Подготовительная группа

Тема:

Задачи:

Виды деятельности

Ответственные

«Улица полна неожиданностей»

Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице;

Расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы;

Закрепить представления детей о светофоре, различных дорожных знаках

Дидактическая игра:

«Что ты будешь делать, если…»

Беседа « Дорога от дома до детского сада»

«Нарисуй, какие ты знаешь дорожные знаки»

Лепка: « Регулировщик»

Чтение худ.лит-ры: В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»;

Н.Носов «Автомобиль»

(пересказ)

воспитатели

преподаватель по изо

инструктор по физо

«Школа пешеходных наук»

Закреплять знания о:

Дорожных знаках;

Правилах перехода улицы;

Правилах поведения в общественном транспорте;

Продолжать работу по охране здоровья детей.

Дидактические игры:

« Угадай, какой знак»;

«Путешествие в Страну

Знаков»

Чтение худ.лит-ры:

О.Бедарев «Азбука безопасности»;

В.Семернин «Запрещается -разрешается

Сюжетно-ролевая игра

« Правила дорожного движения»

воспитатели

инструктор по физо

Спортивный праздник

«Путешествие

в страну Дорожных Знаков»

закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге

и Правилах дорожного движения.

Спортивный праздник

инструктор по физо

воспитатели

муз.руководитель

« Папа, мама, я - ПДД соблюдающая семья».

Развлечения с участием родителей

Воспитатель Холодова Н.В.

Цель: Повторить и закрепить ранее изученные знаки и их группы. В виде соревнований закрепить знания и умения по правилам дорожного движения.

Материал (оборудование): Дорожные знаки: Подземный переход, надземный переход, опасный поворот; стойки; гимнастическая скамейки; «Туннель», разрезные дорожные знаки.

Ход развлечения:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Наше сегодняшнее развлечение будет проходить под названием: «Папа, мама, я- правила дорожного движения знающая семья» .

Надеюсь, мы проведем с вами приятно время проявив знания, умения, находчивость. Родители блеснут своими знаниями перед нами, что особенно важно перед вашими детьми. Ребята покажут свои знания, которые получили от родителей, бабушек и дедушек, а так же в детском саду.

За ходом соревнований будет следить наше уважаемое жюри.

Победа будет определяться количеством набранных баллов.

Итак переходим к конкурсной программе.

1КОНКУРС «Разминка»

Я задам сейчас вопросы - отвечать на них не просто. Кто знает правила движенья- ответит тот без промедленья.

Вопросы:

  1. Какой транспорт осуществляет перевозку людей? (пассажирский)
  2. Как нужно обходить транспорт и почему?
  3. Как правильно ходить по тротуару?
  4. К какому виду транспорта относятся автомобиль? (к легковому)
  5. Сколько сигналов у транспортного светофора? (3)
  6. Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?
  7. Что может скрываться за стоящим или движущимся транспортом?
  8. Сколько сигналов у пешеходного светофора?(2)
  9. Как называется участок дороги для продвижения пешеходов(тротуар)
  10. Какие бывают пешеходные переходы?
  11. Дорога с твердым покрытием(шоссе)
  12. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  13. Устройство для обогрева кабины автомобиля?(печка)
  14. Участок дороги, где пересекаются пути транспорта и пешехода(перекресток)
  15. Дорожное происшествие(авария)
  16. Велосипед с мотором(мопед)
  17. Транспортное средство, двигающееся по вертикале внутри большого дома(лифт).

2 КОНКУРС «Давай соберем знаки?»

Дети ваши прекрасно знают и собирают разрезные знаки, а смогут ли родители правильно собрать знаки?!?

Запрещающие знаки:

а) движение пешеходов запрещено,

б)въезд запрещен,

в)движение на велосипеде запрещено

Указательные знаки:

а)гостиница

б)больница

в)пункт медицинской помощи

г)пункт питания

(карточки разрезанные на 6-7 частей, по команде родители и дети названный знак собирают, побеждает тот, кто первым правильно собрал из частей целый знак- за победу 1 балл)

3 КОНКУРС ИГРА «Хорошо – плохо»

Я начинаю, а родитель быстро находит противоположный ответ, за правильный ответ и быстроту- 1балл.

Хорошо

Плохо

  1. А машине можно путешествовать.
  2. В машине можно спрятаться от непогоды (к примеру: дождь).
  3. Перевозить быстро больных.
  4. Машина помогает тушить пожар.
  5. Машина перевозят продукты в магазин.
  6. Можно перевозить большое количество груза.

1.Неприятный запах бензина.

2.Машина требует много финансовых вложений.

3.Можно попасть под машину, если не соблюдать

правила дорожного движения.

4.Машины загрязняют окружающую среду.

5.Из – за машины может возникнуть пожар.

6.Может сломаться в самый неподходящий момент.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

Дети поют песню «По улице, по улице от края и до края».

4 КОНКУРС «Внимательный пешеход».

Участвуют сразу 2 команды. После объяснения и показа выполнения помощником первыми начинают дети(после выполнения полностью задания приступают к выполнению взрослые). Нужно строго соблюдать дорожные знаки каждому участнику необходимо ребенок + родитель пройти «пешехода» (бегать запрещается).

1.Подземный переход(тоннель)- ползем.

2.Надземный переход (гимнастическая скамейка)- проход по ней.

3.Опасный поворот(5 стоек)- быстрая ходьба.

Победитель получает 1 балл.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.АКРОБАТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ,

5 КОНКУРС «Отгадай загадку».

1.Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.(ВЕЛОСИПЕД)

2.Бывает ли у дождика

Четыре колеса?

Скажи, как называются

Такие чудеса?(МОЕЧНАЯ МАШИНА)

3.Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Заржала- побежала

Телега без коня(ГРУЗОВИК)

4.По плохой…..далеко не уедешь(ДОРОГА)

5.Вот утюг- так утюг!

Ах какой огромный!

Он прошел-

Дорога- вдруг

Стала гладкой новой(КАТОК)

6.Длинной шеей поверчу-

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут- положу,

Человеку я служу(ПОДЪЕМНЫЙ КРАН).

7.Там где нужно сто лопат,

Я один работать рад!(ЭКСКАВАТОР).

(За правильный ответ1 балл.)

Музыкальная пауза. Танец.

6 КОНКУРС «Пропущенные буквы».

ПСАИ(пассажир)

СЕОО (светофор)

ПШХД(пешеход)

ВЛСПД(велосипед)

За быстроту и точность ответа – 1 балл.

7.КОНКУРС «Загони машину в правильный гараж».

По команде (участвуют 2 команды)дети бегут к общему гаражу берут правильно транспорт(к примеру легковой(1команда)грузовой(2 команда)и приносят в свой гараж(обруч).За быстроту и правильность выполнения команда получает – 1 балл.

8 КОНКУРС «КАПИТАНОВ».

Капитаны, капитаны сегодня будьте бдительны,

Берегитесь пораженья, как за рулем водители.

Кто больше за 1 минуту нарисует и назовет (правильно)дорожные знаки. За правильный каждый ответ 1 балл.

9КОНКУРС «Правила поведения в общественном транспорте».

Кто самый последним за определенное время(2 минуты) правильно назовет правило поведения в общественном транспорте, тот получает -1 балл.

Прежде чем жюри подведет итоги, мы хотели бы всех поблагодарить за участие в нашем развлечении. Не важно, кто победил, важно то,что мы все вместе – дети и родители. Родители почаще делитесь теми знаниями, которые вы получили от своих пап и мам, от учителей в школе, те знания которые приобрели на своем жизненном пути- дарите их детям, объясняйте, разъясняйте, показывайте правильный пример соблюдения правил дорожного движения.

Слово для подведения итогов и объявления победителей предоставляется жюри.

Раздача сладких подарков участникам и командам семей:

Вед: Будьте всегда внимательны на дороге, чтоб не случилась с вами беда!

Заключение

Таким образом, в результате проведенной работы по ПДД дети дошкольного возраста станут грамотными, дисциплинированными пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформируются навыки безопасного поведения на дорогах. Они научатся применять полученные знания на практике и будут вести себя адекватно в любой дорожной ситуации, снизится процент ДДТТ с участием детей.

Литература

1. Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

2. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД. М. : ВАКО, 2008.

3. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.


Вид проекта: информационно - познавательный.

Сроки реализации: краткосрочный.

Объект проекта: совместная работа воспитателя, детей и родителей.

Предмет проекта: процесс воспитания и обучения.

Участники проекта: дети 5 лет, родители воспитанников, педагог, Сотрудник ДПС, администрация МБДОУ 52.

Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей.

Важно данную проблему решать вместе с родителями. Так как ребенок всегда находится рядом со взрослыми. И если родители нарушают правила дорожного движения, то они как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.

Цель:

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
  • Познакомить детей с правилами дорожного движения.

Развивающие:

  • Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге
  • Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Папки – передвижки

«Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода» .

Консультации

«О поведение в общественном транспорте» .

«О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» .

Памятка родителям

«Как обучить ребёнка правилам поведения на улице» .

«Ребёнок переходит улицу» .

Беседа с родителями:

«Дети и дорога» .

Этапы реализации проекта:

1 этап: «Подготовительный»

  1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки) ; дидактических игр, занятий.
  2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
  3. Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах) .
  4. Пополнение предметно-развивающей среды.
  5. Встреча с родителями «Знакомство с проектом» .
  6. этап: «Основной» (работа над проектом)
  • «Знакомство с дорожными знаками» .
  • «Транспорт на улицах города» .

2. Беседы:

  • «Транспорт» .
  • «Беседа о работе светофора» .

3. Художественное творчество:

  • Рисование: «Придумай свой дорожный знак» .
  • Лепка: «Веселый светофор» .
  • Аппликация: «Дорожный знак» .

4. Чтение художественной литературы: Е.Житков «Светофор» , С.Михалков «Моя улица» , «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу» , В.Сиротов «Твой товарищ светофор» , Пешеходы, пешеходы Г.Юрмин «Любопытный мышонок» .

5. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций

  • «Дорожные знаки» ,
  • «Дети и дорога» ,
  • «Безопасность на дороге» .

6. Конкурс- экзамен с сотрудником ДПС «Лучший пешеход» .

7. Конструирование макета семьи Теребинкина Евгения «Весёлая улица» .

8. Создание книжек малышек «ПДД» Семья Дегтярёвой Анастасии и Зубковой Анастасии «Дорожные знаки» .

9. Экскурсия по главной улице посёлка, к пешеходному переходу. Наблюдение за уличным движением. Знакомство с понятием «Площадь» , «Перекресток» . Семья Ермаковых

10. Организация сюжетно-ролевой игры

  • «Улица» ,
  • «Правила дорожного движения» .

11. Дидактические игры:

  • «Дорожные знаки» ,
  • «Светофор» , «Угадай-ка» ,
  • «Поставь дорожный знак» ,
  • «Правильно разложи» ,
  • «Узнай по описанию» .

12. Подвижные игры:

  • «Пешеходы и автомобили» ,
  • «Дорожные знаки и автомобили» ,
  • «Светофор» .

3 этап: «Заключительный»

  • Обыгрывание макета «Весёлая улица» вместе с детьми.
  • Проведение конкурса - экзамен «Лучший пешеход» .

Список используемой литературы:

  1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» , 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48.
  2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста» . – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» , 1997.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице» , «Детство-пресс» , 2008
  5. Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа» , - Волгоград, «Корифей» , 2009.
  6. В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим» , 2000 г.
  7. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  8. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.