Почему тюремную форму делают полосатой.

Английские заключённые носили полосатую форму вплоть до 1991 года, в России цвет формы поменялся позже. Отечественные заключённые переоделись в робы тёмно-синего цвета, в Европе и США форма преимущественно ярко-оранжевая или жёлтая.

Полосатая тюремная форма продержалась очень долго в тюрьмах по всему миру. Этому есть как практичное, так и символическое объяснение.

Почему тюремная одежда такого цвета?

Полосатая форма позволяла быстро обнаружить беглеца. Такой орнамент не сливался с окружающей местностью и помогал искать залючённого. Кроме того, подобный цвет одежды сразу выделял беглеца из толпы людей. Форма современных цветов - красного, оранжевого и жёлтого - также отлично справляется с этими функциями.

Другое назначение полосатой формы - унификация. В тюрьмах абсолютно все заключённые носили робы с чёрными и белыми полосками. Подобное однообразие и одинаковая одежда оказывали психологическое воздействие, снижая инициативу заключённого.

Однако у полосатой формы богатое прошлое. Если реабилитировать смысл, который придавали полосатой одежде в Средневековье, получится, что роба с чёрными и белыми полосками - одежда дьявола.

История полосатых тканей

В Средние века люди относились к полосатым костюмам с опаской. За подобный орнамент в одежде могли легко избить или взять под стражу. Сапожника в 1310 году казнили за ношение полосатой одежды. Костюмы с подобной расцветкой европейская церковь считала позорной и чуть ли не греховной. Таким образом, полосатое платье носили палачи, мошенники, проститутки - все, кто игнорировал церковные правила. Одежду в полоску, необязательно чёрно-белую, носили также шуты, циркачи, прокажённые и изгои.

Однажды против предрассудков выступил орден кармелитов, который располагался в Палестине. Священники специально заказали себе полосатые рясы. Однако европейцы, которые встречали монахов, относились к одеждам негативно. Нередко священнослужителей забрасывали камнями.

Даже животные, которые получили полоску от природы, были у церкви в чёрном списке. Так, гиен, тигров и зебр долгое время считали дьявольскими существами.

Полосатая одежда в Европе и США

В результате нелюбовь к полоскам и страх перед ними привели к использованию этого орнамента для одежды заключённых. Чёрно-белая форма появилась в США в начале XIX века. В этот же момент в исправительных учреждениях активно внедрялись две системы: пенсильванская и обернская. Первая пропагандировала полную изоляцию человека: попавший в тюрьму работать и жить должен был в одиночестве. Обернская разрешала заключённым трудиться вместе. Но выглядеть все должны были одинаково.

На Западе дольше всего полосатая форма продержалась в Англии. Вплоть до 1991 года в мужских тюрьмах неизменно носили чёрно-белую полоску. Заключённые настолько привыкли к расцветке, что даже после введения однотонной формы некоторые заказывали себе полосатые робы у портных.

Тюремная роба в России

В России и сегодня можно встретить робы в полоску. Например, в тюрьме «Чёрный дельфин», где содержатся особо опасные преступники. Вместе с этим чаще всего заключённые носят однотонные брюки и рубашки тёмного цвета.

А вот за рубежом дресс-код в тюрьмах общего режима, как правило, отсутствует. Заключённым разрешается носить «гражданскую» одежу. В Австралии, например, преступники отбывают срок в обычных майках и шортах.

Полосатая форма - это классический вариант одежды для заключенных. Столь необычное одеяние объясняется двумя причинами. Во-первых, такая одежда облегчает поимку сбежавшего - она хорошо заметна для тех, кто ловит беглеца, а местные жители, увидев его, сразу понимают, что это именно бежавший заключенный, а не вышедший прогуляться турист, передает Day.Az со ссылкой на Trendymen.ru . Во-вторых, необходимость носить необычную и одинаковую для всех заключенных одежду оказывает определенное психологическое влияние, подавляя волю и отделяя заключенных от свободных людей. Казалось бы, с полосатой робой для заключенных все понятно. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Гонения и неприятие обществом - странный процесс, причины которого могут быть весьма и весьма сложными. Они могут крыться в культуре народа, религиозных взглядах, точке зрения правящей элиты и множестве других причин. Но то, что произошло с тканью в полоску, лежит вне формальной логики. История полосатой одежды скрывается в темном европейском средневековье и полна смертей, религиозного фанатизма и всей абсурдности, на которую только способен человек.

В 1310 году в французском Руане один сапожник был приговорен судом к смерти за то, что "был пойман в полосатой одежде". Этот необычный прецедент демонстрирует то, как в средние века относились к полосатой одежде. Об истории гонений на полосатую ткань написана книга "Дьявольская одежда: история полосок и полосатой ткани". Ее автором стал историк Мишель Пастуро - один из лучших специалистов по средневековой символике.

В предисловии к своей книге Пастуро пишет, что, "начиная с XII-XIII столетия, сохранилась обильная документация, свидетельствующая о том, что полосатая одежда считалась позорной, унизительной и прямо-таки дьявольской". Полосатое платье носили палачи и проститутки. Помимо палачей и проституток, в средневековой Европе полосатые костюмы полагалось носить разного рода изгоям - циркачам, шутам, прокаженным, калекам, еретикам и незаконнорожденным детям.

Неприятная история произошла в 13-м веке с монахами ордена кармелитов. Они базировались в Палестине и были далеки от европейских предрассудков. Руководству ордена пришла в голову мысль завести новую форму, пошив рясы в коричневую и белую полоски. Для этого даже нашлась библейская аллюзия - ветхозаветный пророк Илия исчезает в небе на огненной колеснице, оставив за собой выжженные на белом облаке коричневые следы колес. Но модные рясы не пришлись по вкусу первым встреченным европейцам. Кармелитов забрасывали камнями и свистом. Конфликт дошел до самого папы Александра IV, который высшим указом запретил ношение полосатых ряс. Кармелиты не пошли на поводу у предрассудков и на протяжении четверти века не следовали указу. Тем не менее Ватикану удалось настоять на своем и окончательная булла Бонифация VIII запретила полоски всем без исключения католическим монашеским орденам в мире.

По сей день нет единого мнения о том, откуда взялась дурная репутация полосок в одежде. Историк Пастуро предполагает, что это произошло от вольного толкования библейской цитаты "Не надевай на себя одежды двойной". С другой стороны, это могло произойти из-за того, что полосатая одежда скрадывала силуэт и могла быть расценена как попытка маскировки. Но ни первая, ни вторая гипотеза не могут объяснить причины странной ненависти средневековых европейцев к этой расцветке.

Дьявольский характер полоски распространялся и на других животных, которых природа так причудливо раскрасила. Пособниками черта считались не только черные, но и полосатые коты, тигры, змеи, гиены. Странная история получилась и с зебрами, о существовании которых в средние века знали очень и очень немногие. Католические натуралисты, как один, причислили зебру к разряду "дьявольских" животных, где зебра пробыла вплоть до Реформации, пока ее не оправдали новые поколения зоологов.

Финал дьявольской истории полоски пришелся на конец XVIII века. Революции произошли не только во Франции и Новом Свете, но и в сознании обывателей. Полоска больше не воспринималась как табу. Наоборот, началась тотальная мода на полосатую ткань - от одежды до обивки мебели и стен. О флаге США, который появился как раз в то время, не стоит и вспоминать.

Последняя полоска

Пройдя долгий путь от средневековья, страх общества перед полосками воплотился в появлении полосатой униформы для заключенных.Полосатая униформа появилась в США в 19-ом веке вместе с возникновением двух тюремных систем. Пенсильванская система была придумана квакерами и поощряла раскаяние путем принуждения заключенных жить и работать в одиночных камерах. Обернская система организовала специальные отрасли промышленности, разрешая заключенным работать коллективно в течение дня при строгих условиях: им не позволяли говорить друг с другом, каждое их движение жестко регламентировалось, волосы были одинаково коротко подстрижены, и они носили полосатую униформу. Такая форма одежды просуществовала около века. Последними, кто носил полосатую одежду (если не считать узников концлагерей нацистской Германии), были англичане. Женщины до 1971 года, а мужчины до 1991 го носили платья и рубашки в белую и синюю полоски. Дело доходило до курьезов. После того как ношение униформы отменили, разрешив заключенным носить обычную одежду, многие продолжали следовать традиции и заказывать себе полосатые одежды у вольных портных.

Наверное, в мире найдется много монографий, в которых можно найти описания военной формы всех времен и народов - от гладиаторов до современных суперменов-спецназовцев. Легко можно отыскать истории эволюции формы и другого служивого люда - полицейских, пожарных, почтальонов. Вот только почему-то никто не удосужился систематизировать униформу еще одной категории «казенных людей» - заключенных.
Полосатики
Еще два века назад, когда появились первые тюремные робы, криминологи считали, что их ношение - это не только инструмент контроля, но и атрибут перевоспитания, исключающий индивидуальность. Дескать, все вы одинаковые подлецы и должны проявлять покорность.

Трудно сейчас сказать, кто и почему первый принял решение рядить арестантов в полосатые костюмы. По одной из версий, тюремщику пришла в голову цитата из Библии: «Не надевай на себя одежды двойной». По другой, в Средневековье одежда в полоску считалась дьявольской и ее носили только изгои.

За рубежом последними, кто носил полосатую одежду (если не считать узников концлагерей нацистской Германии), были англичане. Женщины до 1971 года, мужчины до 1991 го носили платья и рубашки в белую и синюю полоски. Дело доходило до курьезов. После того как ношение униформы отменили, разрешив заключенным носить обычную одежду, один из них заказал на воле все ту же тюремную рубашку в полоску. Этим человеком оказался глава ист-эндского гангстерского синдиката Реджинальд Крей, которого служители британской Фемиды отправили за решетку на всю оставшуюся жизнь. Так вот, его товарищи, оставшиеся на свободе, такую рубашку ему переслали. Правда, если раньше подобное одеяние делали из саржи, раскраивая ее по прямой с целью экономии ткани, что превращало изделие в бесформенный укороченный балахон, то на этот раз в тюрьму пришла посылка с десятком рубашек знаменитой фирмы «Хэрродс», выполненных из высококачественного трикотажа по фигуре заказчика. По словам пресссекретаря Крея, таким образом его босс решил выделить себя из числа «мелкоты».

А «мелкота» сегодня одета действительно разношерстно. По тюремным законам, у вновь поступившего отбирается вся его верхняя одежда, а взамен выдается казенная, приобретенная в «секонд-хэнде». Так вот одному зеку вручили тесную рубашку розового цвета с изображением котят и утят и плотно облегающие слаксы, которые носят гомосексуалисты. Товарищ по камере резонно посоветовал парню добиться у администрации разрешения поменять одежду, а то как бы чего не вышло. В результате переговоров бедолага все-таки стал обладателем обычных маек и джинсов.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Неоднозначную реакцию в американской женской тюрьме «Хэллуэй» вызвало открытие в 2006 году при исправительном учреждении магазина сети «Глэд Рэгз» («Любая одежда»). Дело в том, что, как оказалось, там можно купить накидку, отороченную мехом, от «Алессандро Дель Аква» или оранжевое платье из сатина и жоржета от «Валентино». Это, конечно, лучше, чем бесформенные платья из саржи, сделанные по примитивному лекалу, которые выпускали мастерские при тюрьмах начиная с 1960 года. Но оказалось, только считанным узницам такая покупка была по карману.

Впрочем, у женщин, отбывающих наказание в некоторых тюрьмах США, есть возможность не только создавать для себя наряды в мастерских при тюрьмах, но и щеголять в них на различных конкурсах красоты. В некоторых, поскольку в Новом Свете единой пенитенциарной системы не существует, поэтому порядки, в том числе и форму одежды в тюрьмах, устанавливают власти штатов, так же как и в ФРГ, где исправительные заведения находятся в ведении властей федеральных земель. Поэтому в американских тюрьмах можно видеть их обитателей в униформе синего, цвета хаки и даже оранжевого. Кстати, в США была введена первая метка на робе заключенного. В 1870 году некто сэр Эдмонд Дью, которому была поручена реформа тюрем, приказал нанести на одежду заключенных стрелу, которая, по его мнению, почему-то являлась символом стыда.

Любопытно, что американцы ко всему прочему стали законодателями течения в мировой моде под названием «хип-хоп». Дело в том, что долгое время заключенных одевали в мешковатые штаны и балахоны одного большого размера. А по фигуре одеяние подгонялось с помощью веревок. Сегодня подобные одеяния, украшенные не только стразами, но и драгоценностями, предлагают в престижных бутиках. Между прочим, тюремная униформа, пошитая в тюремных мастерских и идущая на волю, например, в Германии пользуется огромной популярностью у любителей экзотики.

В настоящее время основополагающим документом для всех тюремных ведомств являются принятые ООН в 1955 году «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными». В частности, в них говорится: «Заключенным, не имеющим право носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующий данному климату и позволяющий поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна быть ни оскорбляющей, ни унижающей. Одежда должна содержаться в чистоте и исправности, стирку и выдачу свежего белья следует осуществлять в соответствии с требованиями гигиены. В исключительных случаях, когда заключенный покидает заведение с разрешения властей, ему следует разрешать переодеваться в собственное платье или другую, не бросающуюся в глаза одежду».

Любопытно, но три года тому назад за последнюю фразу уцепился некто Джо Лайен, отбывавший наказание в одной из тюрем штата Пенсильвания, где до сих пор заключенные носят униформу. Так вот, предприимчивый американец добился разрешения на создание фирмы, которая занималась прокатом гражданской одежды в тюрьмах. Обоснован этот бизнес тем, что заключенные хотят сфотографироваться в прикиде, а не казенной форме, чтобы переслать снимки родным и знакомым.

Что же касается западноевропейских стран, то в большинстве из них заключенные уже давно носят одежду с воли. В Австралии униформа заключенных состоит из шорт и рубашки, на африканском континенте в некоторых относительно богатых странах узники носят такую же одежду, в слаборазвитых - либо донашивают свои обноски, либо носят казенную «мдивану» - балахон. Филиппинские же тюремные власти скопировали униформу для своих подопечных с американских коллег - комбинезоны оранжевого цвета. Кстати, в 2009 году 1,5 тысячи заключенных в тюрьме города Себу в память о Майкле Джексоне исполнили в присутствии туристов во дворе острога знаменитый, ставший «оранжевым» танец из клипа.

По материалам газеты
"За решеткой" (№7 2010г.)

Это сегодня тюремная форма ассоциируется с оранжевой, серой, красной. а некоторое время назад - она была зачастую полосатая. Вообще история полосатой тюремной одежды скрывается в темном европейском средневековье и полна смертей, религиозного фанатизма и абсурдности.

Полосатая форма - это классический вариант одежды для заключенных. Столь необычное одеяние объясняется двумя причинами. Во-первых, такая одежда облегчает поимку сбежавшего - она хорошо заметна для тех, кто ловит беглеца, а местные жители, увидев его, сразу понимают, что это именно бежавший заключенный, а не вышедший прогуляться турист. Во-вторых, необходимость носить необычную и одинаковую для всех заключенных одежду оказывает определенное психологическое влияние, подавляя волю и отделяя заключенных от свободных людей. Казалось бы, с полосатой робой для заключенных все понятно. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Гонения и неприятие обществом - странный процесс, причины которого могут быть весьма и весьма сложными. Они могут крыться в культуре народа, религиозных взглядах, точке зрения правящей элиты и множестве других причин. Но то, что произошло с тканью в полоску, лежит вне формальной логики.

В 1310 году в французском Руане один сапожник был приговорен судом к смерти за то, что «был пойман в полосатой одежде». Этот необычный прецедент демонстрирует то, как в средние века относились к полосатой одежде. Об истории гонений на полосатую ткань написана книга «Дьявольская одежда: история полосок и полосатой ткани». Ее автором стал историк Мишель Пастуро - один из лучших специалистов.
В предисловии к своей книге Пастуро пишет, что, «начиная с XII-XIII столетия, сохранилась обильная документация, свидетельствующая о том, что полосатая одежда считалась позорной, унизительной и прямо-таки дьявольской». Полосатое платье носили палачи и проститутки. Помимо палачей и проституток, в средневековой Европе полосатые костюмы полагалось носить разного рода изгоям - циркачам, шутам, прокаженным, калекам, еретикам и незаконнорожденным детям.

Неприятная история произошла в 13-м веке с монахами ордена кармелитов. Они базировались в Палестине и были далеки от европейских предрассудков. Руководству ордена пришла в голову мысль завести новую форму, пошив рясы в коричневую и белую полоски. Для этого даже нашлась библейская аллюзия - ветхозаветный пророк Илия исчезает в небе на огненной колеснице, оставив за собой выжженные на белом облаке коричневые следы колес. Но модные рясы не пришлись по вкусу первым встреченным европейцам.

Кармелитов забрасывали камнями и свистом. Конфликт дошел до самого папы Александра IV, который высшим указом запретил ношение полосатых ряс. Кармелиты не пошли на поводу у предрассудков и на протяжении четверти века не следовали указу. Тем не менее Ватикану удалось настоять на своем и окончательная булла Бонифация VIII запретила полоски всем без исключения католическим монашеским орденам в мире.

По сей день нет единого мнения о том, откуда взялась дурная репутация полосок в одежде. Историк Пастуро предполагает, что это произошло от вольного толкования библейской цитаты «Не надевай на себя одежды двойной». С другой стороны, это могло произойти из-за того, что полосатая одежда скрадывала силуэт и могла быть расценена как попытка маскировки. Но ни первая, ни вторая гипотеза не могут объяснить причины странной ненависти средневековых европейцев к этой расцветке.

Дьявольский характер полоски распространялся и на животных, которых природа так причудливо раскрасила. Пособниками черта считались не только черные, но и полосатые коты, тигры, змеи, гиены. Странная история получилась и с зебрами, о существовании которых в средние века знали очень и очень немногие. Католические натуралисты, как один, причислили зебру к разряду «дьявольских» животных, где зебра пробыла вплоть до Реформации, пока ее не оправдали новые поколения зоологов.

Финал дьявольской истории полоски пришелся на конец XVIII века. Революции произошли не только во Франции и Новом Свете, но и в сознании обывателей. Полоска больше не воспринималась как табу. Наоборот, началась тотальная мода на полосатую ткань – от одежды до обивки мебели и стен. О флаге США, который появился как раз в то время, не стоит и вспоминать.

Пройдя долгий путь от средневековья, страх общества перед полосками воплотился в появлении полосатой униформы для заключенных.Полосатая униформа появилась в США в 19-ом веке вместе с возникновением двух тюремных систем. Пенсильванская система была придумана квакерами и поощряла раскаяние путем принуждения заключенных жить и работать в одиночных камерах. Обернская система организовала специальные отрасли промышленности, разрешая заключенным работать коллективно в течение дня при строгих условиях: им не позволяли говорить друг с другом, каждое их движение жестко регламентировалось, волосы были одинаково коротко подстрижены, и они носили полосатую униформу.

Такая форма одежды просуществовала около века. Последними, кто носил полосатую одежду (если не считать узников концлагерей нацистской Германии), были англичане. Женщины до 1971 года, а мужчины до 1991 го носили платья и рубашки в белую и синюю полоски. Дело доходило до курьезов. После того как ношение униформы отменили, разрешив заключенным носить обычную одежду, многие продолжали следовать традиции и заказывать себе полосатые одежды у вольных портных.

Заключенные тюрьмы на северо-востоке штата Флорида, США, красят стены одного из зданий, принадлежащих университету Флориды. Полосатая форма - это классический вариант одежды для заключенных. Столь необычное одеяние объясняется двумя причинами. Во-первых, такая одежда облегчает поимку сбежавшего - она хорошо заметна для тех, кто ловит беглеца, а местные жители, увидев его, сразу понимают, что это именно бежавший заключенный, а не вышедший прогуляться турист. Во-вторых, необходимость носить необычную и одинаковую для всех заключенных одежду оказывает определенное психологическое влияние, подавляя волю и отделяя заключенных от свободных людей. Впрочем, до первой половины XIX века заключенных никто спецодеждой не обеспечивал. Кое-где так было и в начале ХХ века.

В Европе последними, кто носил полосатую одежду (если не считать узников концлагерей нацистской Германии), были англичане. Женщины до 1971 года, мужчины до 1991 го носили платья и рубашки в белую и синюю полоски. Дело доходило до курьезов. После того как ношение униформы отменили, разрешив заключенным носить обычную одежду, один из них заказал на воле все ту же тюремную рубашку в полоску. Этим человеком оказался глава ист-эндского гангстерского синдиката Реджинальд Крей, которого служители британской Фемиды отправили за решетку на всю оставшуюся жизнь. Так вот, его товарищи, оставшиеся на свободе, такую рубашку ему переслали. Правда, если раньше подобное одеяние делали из саржи, раскраивая ее по прямой с целью экономии ткани, что превращало изделие в бесформенный
укороченный балахон, то на этот раз в тюрьму пришла посылка с десятком рубашек знаменитой фирмы «Хэрродс», выполненных из высококачественного трикотажа по фигуре заказчика. По словам пресссекретаря Крея, таким образом его босс решил выделить себя из числа «мелкоты».

А «мелкота» сегодня одета действительно разношерстно. По тюремным законам, у вновь поступившего отбирается вся его верхняя одежда, а взамен выдается казенная, приобретенная в «секонд-хэнде». Так вот одному зеку вручили тесную рубашку розового цвета с изображением котят и утят и плотно облегающие слаксы, которые носят гомосексуалисты. Товарищ по камере резонно посоветовал парню добиться у администрации разрешения поменять одежду, а то как бы чего не вышло. В результате переговоров бедолага все-таки стал обладателем обычных маек и джинсов.

Неоднозначную реакцию в американской женской тюрьме «Хэллуэй» вызвало открытие в 2006 году при исправительном учреждении магазина сети «Глэд Рэгз» («Любая одежда»). Дело в том, что, как оказалось, там можно купить накидку, отороченную мехом, от «Алессандро Дель Аква» или оранжевое платье из сатина и жоржета от «Валентино». Это, конечно, лучше, чем бесформенные платья из саржи, сделанные по примитивному лекалу, которые выпускали мастерские при тюрьмах начиная с 1960 года. Но оказалось, только считанным узницам такая покупка была по карману.

Впрочем, у женщин, отбывающих наказание в некоторых тюрьмах США, есть возможность не только создавать для себя наряды в мастерских при тюрьмах, но и щеголять в них на различных конкурсах красоты. В некоторых, поскольку в Новом Свете единой пенитенциарной системы не существует, поэтому порядки, в том числе и форму одежды в тюрьмах, устанавливают власти штатов, так же как и в ФРГ, где исправительные заведения находятся в ведении властей федеральных земель. Поэтому в американских тюрьмах можно видеть их обитателей в униформе синего, цвета хаки и даже оранжевого. Кстати, в США была введена первая метка на робе заключенного. В 1870 году некто сэр Эдмонд Дью, которому была поручена реформа тюрем, приказал нанести на одежду заключенных стрелу, которая, по его мнению, почему-то являлась символом стыда.

Любопытно, что американцы ко всему прочему стали законодателями течения в мировой моде под названием «хип-хоп». Дело в том, что долгое время заключенных одевали в мешковатые штаны и балахоны одного большого размера. А по фигуре одеяние подгонялось с помощью веревок. Сегодня подобные одеяния, украшенные не только стразами, но и драгоценностями, предлагают в престижных бутиках. Между прочим, тюремная униформа, пошитая в тюремных мастерских и идущая на волю, например, в Германии пользуется огромной популярностью у любителей экзотики.

В настоящее время основополагающим документом для всех тюремных ведомств являются принятые ООН в 1955 году «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными». В частности, в них говорится: «Заключенным, не имеющим право носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующий данному климату и позволяющий поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна быть ни оскорбляющей, ни унижающей. Одежда должна содержаться в чистоте и исправности, стирку и выдачу свежего белья следует осуществлять в соответствии с требованиями гигиены. В исключительных случаях, когда заключенный покидает заведение с разрешения властей, ему следует разрешать переодеваться в собственное платье или другую, не бросающуюся в глаза одежду».

Любопытно, но три года тому назад за последнюю фразу уцепился некто Джо Лайен, отбывавший наказание в одной из тюрем штата Пенсильвания, где до сих пор заключенные носят униформу. Так вот, предприимчивый американец добился разрешения на создание фирмы, которая занималась прокатом гражданской одежды в тюрьмах. Обоснован этот бизнес тем, что заключенные хотят сфотографироваться в прикиде, а не казенной форме, чтобы переслать снимки родным и знакомым.

Что же касается западноевропейских стран, то в большинстве из них заключенные уже давно носят одежду с воли. В Австралии униформа заключенных состоит из шорт и рубашки, на африканском континенте в некоторых относительно богатых странах узники носят такую же одежду, в слаборазвитых - либо донашивают свои обноски, либо носят казенную «мдивану» - балахон. Филиппинские же тюремные власти скопировали униформу для своих подопечных с американских коллег - комбинезоны оранжевого цвета. Кстати, в 2009 году 1,5 тысячи заключенных в тюрьме города Себу в память о Майкле Джексоне исполнили в присутствии туристов во дворе острога знаменитый, ставший «оранжевым» танец из клипа.

Известия.Ru , 2 мая 2012

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) собирается в течение трех лет переодеть всех заключенных в новую форму. Сотрудники ведомства рассчитывают, что одежда и обувь станут удобными, комфортными и заметными - на робы нашьют светящиеся полоски, которые будут различимы даже ночью. Кроме того, новая форма должна будет повысить дисциплину - одежду лишили карманов, поэтому прятать запрещенные предметы осужденным будет сложно.

Зэков собирались переодеть уже давно - нынешняя форма морально устарела, потому что не меняется уже несколько десятков лет, рассказали «Известиям» сотрудники ФСИН. Новую униформу разрабатывали в столичном главке и в ивановском филиале Тверского НИИ информационных и производственных технологий ФСИН.

Форму продемонстрировали в женской колонии № 3 в Кинешме Ивановской области. «Моделями» на импровизированном подиуме были сами осужденные - женщины выходили в темно-зеленых бушлатах, а мужчины - в черных. Как утверждают разработчики, робы сшиты из современной водоотталкивающей ткани. Еще одно новшество - куртки теперь снабжаются крупными черными воротниками из искусственного меха. Они пришли на смену нелюбимым зэками стоячим воротникам.

Судя по внешнему виду, в новой форме зэкам не спрятаться, не скрыться: на плечах, рукавах и коленях одежды нашиты специальные светлые полоски. Как уверяют во ФСИН, нашивки будут блестеть даже в слабом отблеске света и помогут охране засечь беглого зэка. По иронии из-за ярких полос новая форма заключенных напоминает амуницию сотрудников ДПС - для полного соответствия не хватает лишь полосатого жезла и фуражки.

Зэков также ждут новые зеленые свитера с белыми полосами на груди, шапки вместо платков для женщин, а также трусы, колготки, бюстгальтеры и носки из ткани более высокого качества. Обувь теперь будет только из кожи. Зимний вариант - с искусственным мехом. Летом мужчинам-зэкам разрешат ходить в сандалиях.

Главная революционная деталь новой формы - отсутствие карманов. Именно так во ФСИН решили бороться с запрещенными предметами.

В местах лишения свободы нельзя носить с собой никакие предметы и передавать их другим заключенным, - объяснил «Известиям» председатель межрегиональной коллегии адвокатов Владимир Жеребенков. - Ходорковский заработал выговор лишь за то, что передал зэку яблоко.

Во ФСИН говорят, что справятся с пошивом формы своими силами - в распоряжении ведомства есть больше сотни колоний, в которых заключенные сами шьют одежду и обувь. Например, армейские берцы шьют даже в колонии «Черный дельфин» (Соль-Илецк Оренбургской области) для пожизненно осужденных.

Производство, в том числе и традиционное швейное, сейчас, мягко говоря, переживает не самые лучшие времена, надеемся, что такой крупный заказ обеспечит их работой, - признался «Известиям» источник во ФСИН.

Правда, сами зэки и правозащитники относятся к форме без восторга.

Нынешнее обмундирование можно назвать «отрыжкой ГУЛАГа», потому что оно не менялась с тех пор, - заявил «Известиям» правозащитник Валерий Борщов. - В то время колонии были военизированы - появилась эта убогая форма. Она неудобна, холодна и неказиста - претензий к ней очень много. Особенно у тех осужденных, которые отбывают наказание в северных районах.

Пока зэки «модернизируют» безликие робы на свой лад. По словам офицеров ФСИН, это практикуется в основном среди пользующихся авторитетом заключенных.

Обычно вставляют картон в тряпичную кепку, делают швы или крепят на «липучке» табличку с фамилией осужденного и номером отряда, - рассказали «Известиям» в одной из региональных колоний.

Формально это нарушение установленной формы одежды, за которое можно получить взыскание, но администрация исправительных учреждений обычно смотрит на это сквозь пальцы. Валерий Борщов призывает последовать примеру европейских стран, где заключенные ходят в собственной одежде, не следую единому стилю. По его словам, Россия должна последовать этому примеру, поскольку ратифицировала и присоединилась к европейским пенитенциарным правилам.

В тюрьмах Англии, Голландии, Германии формы нет. Даже Польша отказалась от формы для осужденных, не говоря уже о скандинавских странах, - говорит Борщов.

США, где заключенные, как и в России, носят единую форму, правозащитник считает не лучшим примером.