Положение женщин в древнем риме. Правовой статус женщин древнего рима


Люди, которые интересуются историей, знают о Римской империи достаточно много - и о её правителях, и о законах, и о войнах, и об интригах. Но куда меньше известно о римских женщинах, а ведь на женщине во всем времена держалась не только семья, но и устои общества. И Древний Рим не исключение.

1. Римские женщины и грудное вскармливание



Богатые римские женщины обычно не кормили грудью своих детей. Вместо этого они передавали их кормилицам (обычно рабыням или нанятым женщинам), с которыми заключали договор на вскармливание. Соранус, автор известной работы II века по гинекологии, писал, что молоко кормилицы может быть предпочтительнее в первые дни после рождения. Обосновывал он это тем фактом, что мать может быть слишком истощена, чтобы полноценно кормить грудью. Также он не одобрял слишком частое кормление по факту того, что ребенок проголодался, и рекомендовал в шестимесячном возрасте уже переводить ребенка на «твердую» еду, такую как хлеб, смоченный в вине.


Но это не нашло поддержку у большинства римских врачей и философов. Они предположили, что материнское молоко лучше для здоровья ребенка, на том основании, что «кормилица может передать рабские дефекты своего характера ребенку». Эти же люди высказали мнение, что женщины, которые не кормят своего ребенка грудью, являются ленивыми, тщеславными и неестественными матерями, которые заботятся только о своих фигурах.

2. Кукла Барби для девочек Древнего Рима

Детство заканчивалось очень быстро для римских девочек. Согласно закона, они могли выходить замуж в возрасте 12 лет. Причиной этого было было то, что от девочек ожидали, чтобы они начали рожать как можно раньше (ведь в ту пору был очень высок уровень младенческой смертности). Накануне свадьбы девушка выбрасывала свои детские вещи, в том числе ее игрушки.


Эти же игрушки могли быть погребены с ней, если она умирала до достижения брачного возраста. В конце XIX века был обнаружен саркофаг, принадлежащий девушке по имени Креперея Трифена, которая жила во II веке в Риме. С ней была похоронена кукла из слоновой кости с руками и ногами на шарнирах. Рядом с куклой даже лежала небольшая коробка одежды и украшений, сделанных специально для нее. Но в отличии от современной Барби, у куклы Крепереи были широкие «детородные» бедра и округлый живот. Очевидно, что девушку с раннего детства готовили к роли будущей матери - к «достижению», которое было наиболее ценным для римских женщин.

Деревянная кукла из саркофага Крепереи Трифены

3. После развода ребёнка оставляли с отцом

Развод был быстрым, простым и распространенным процессом в древнем Риме. Брак обычно использовался для облегчения политических и личных связей между семьями. Тем не менее, брачные узы можно было разорвать в короткие сроки, когда они больше не были полезными для той или иной стороны.


В отличие от сегодняшнего дня, не было никакой правовой процедуры для получения развода. Брак фактически считался закончен, когда муж (или, что встречалось гораздо реже, жена) заявлял об этом. Отцы также могли инициировать развод от имени своих дочерей, благодаря тому, что отец сохранял правовую опеку над своей дочерью даже после ее брака. Подобное позволяло семье невесты возвращать приданое в случае развода. Однако некоторые мужья пытались использовать юридическую лазейку, заявляя, что могут оставить приданое у себя, если их жены были уличены в неверности.

Женщины неохотно разводились, поскольку римская правовая система благоприятствовала отцу, а не матери в случае развода. На самом деле, у римских женщин не было никаких юридических прав по отношению к ее собственным детям. Однако, если это было удобнее отцу, то дети оставались жить с матерью после развода.


Известным примером подобного является случай с дочерью императора Октавиана Августа Юлией и ее матерью Скрибонией, от которых император отказался после знакомства с третьей женой Ливией.

4. Странная косметика

Римские женщины стремились хорошо выглядеть. Считалось, что внешний вид женщины свидетельствует о возможностях её мужа. Но с другой стороны модниц, пытающихся соответствовать идеалу красоты, зачастую высмеивали за это. Римский поэт Овидий (43-17 годы до н.э.) радостно глумился над женщиной за попытку сделать ей самодельный краситель для волос: «Я сказал Вам, что нужно просто не смывать краску, а теперь посмотрите на себя. Уже нечего и красить». В другом сатирическом памфлете писатель Ювенал (55-127 годы н.э.) рассказывает, как женщина пыталась сделать себе волосы пышными до тех пор, пока они не начали напоминать копну сена.


В Древнем Риме была процветающая косметическая промышленность. Хотя некоторые рецепты были вполне «толковыми», такие как маски из измельченных лепестков роз и меда, другие могут заставить очень удивиться. К примеру, пятна на коже рекомендовалось лечить куриным жиром и луком. Раковины устриц использовались в качестве эксфолианта, а смесью измельченных дождевых червей и масла маскировали седые волосы. Другие авторы упоминали о крокодильем помете, используемом в качестве румян. В ходе археологических раскопок в Лондоне в 2003 году нашли небольшую коробочку, содержащую остатки 2000-летнего римского крема для лица. При анализе было установлено, что он был сделан из смеси животного жира, крахмала и олова.

5. Женское образование

Образование женщин было спорным вопросом в римский период. Базовые навыки чтения и письма преподавали большинству девушек в римских школах, а некоторые семьи использовали домашних учителей, чтобы научить своих дочерей более передовой грамматике или греческому языку.


Все это было предназначено для облегчения будущей роли девушки в управлении домашним хозяйством, а также служило для того, чтобы сделать ее более грамотной, и, следовательно, более интересной компаньонкой своего мужа. Хотя сохранилось очень мало примеров письменности женщин с древних времен, это не означает, что женщины не писали. К примеру, при раскопках римского форта Виндоланда нашли письма солдатских жен.

Однако, многие римляне считали, что чрезмерное образование может превратить женщину в претенциозное создание. Что еще хуже, интеллектуальная независимость могла считаться синонимом сексуальной распущенности. Тем не менее, некоторые элитные семьи поощряли своих дочерей учиться как можно больше.

6. «Первые леди»

Римские женщины не могли занимать никакие политические должности, но они могли оказывать влияние, к примеру, на результаты выборов. Фрески, сохранившиеся на стенах Помпеи, свидетельствуют о том, что женщины оказывали поддержку определенным кандидатам.


Жены политиков, тем временем, играли роль, практически не отличающуюся от роли супруг современных президентов и премьер-министров, выстраивая им образ «семьянина». Большинство римских императоров выстраивали идеализированные образы себя со своими женами, сестрами, дочерьми и матерьми. Разрабатывались даже монеты и скульптурные портреты, чтобы представить «первую семью Рима» гармоничной и сплоченной единицей, независимо от того, что было в реальности.


Когда Август стал первым императором Рима, он пытался сохранить иллюзию, что является «выходцем из народа». Вместо дорогостоящей одежды, он предпочитал носить простые шерстяные одежды ручной работы, которые вязали для него родственницы. Поскольку вязка считалась идеальным времяпрепровождением для послушной римской матроны, это способствовало созданию имиджа императорского дома в качестве образца морального приличия.

7. Римские императрицы - отравительницы и интриганки?



Императриц Рима изображают в литературе и кино, как отравительниц и нимфоманок, которые не останавливались ни перед чем на своем пути. Утверждали, что жена Августа Ливия убила его после 52 лет брака, смазав ядом зеленый инжир, который император любил срывать с деревьев вокруг их дома. Агриппина, как говорят, также отравила своего пожилого мужа Клавдия, добавив смертельный токсин в его обед из грибов. Предшественница Агриппины Мессалина - третья жена Клавдия - запомнилась в первую очередь тем, что планомерно убивала своих врагов, а также имела репутацию ненасытной в постели.

Не исключено, что все эти истории были домыслами, которые распускали люди, которые беспокоились из-за близости женщин к власти.

Сегодня весьма интересно увидеть, . Серебряные клады той эпохи были найдены не так давно.

Многие знают о Римской империи достаточно много — и о ее правителях, и о законах, и о войнах, и об интригах. Но куда меньше информации о римских женщинах.

Ведь на женщине во все времена держалась не только семья, но и устои общества. И не исключение.

7. Римские императрицы — отравительницы и интриганки?

Императриц Рима изображают в литературе и кино, как отравительниц и нимфоманок, которые не останавливались ни перед чем на своем пути. Утверждали, что жена Августа Ливия убила его после 52 лет брака, смазав ядом зеленый инжир, который император любил срывать с деревьев вокруг их дома. Агриппина, как говорят, также отравила своего пожилого мужа Клавдия, добавив смертельный токсин в его обед из грибов. Предшественница Агриппины Мессалина — третья жена Клавдия — запомнилась в первую очередь тем, что планомерно убивала своих врагов, а также имела репутацию ненасытной в постели.

Не исключено, что все эти истории были домыслами, которые распускали люди, которые беспокоились из-за близости женщин к власти.

Положение женщин в древнем Риме

На ранних ступенях развития общества женщина была не субъектом, а объектом имущественных сделок: отцы продавали своих дочерей в замужество, мужья приобретали себе жён разбоем или покупкой; те и другие распоряжались телом дочери или жены как своим имуществом; прелюбодеяние женщины преследовалось как преступление против собственности мужа, но сами мужья охотно, в знак дружбы, гостеприимства, или за вознаграждение, или ради произведения себе потомства уступали своих жён на время другим мужчинам.

Появление брака и кровной семьи повлекло за собой повышение правового статуса женщины, особенно по мере перехода от полигамии к моногамии; но право женщины на обладание имуществом предшествовало образованию этих институтов; оно было следствием матриархата.

В период ранней Республики римская женщина, в отличие от греческой, свободно выбирала себе мужа; как мать семейства (mater familias ), матрона, почитаемая рабами, клиентами и детьми, она была хозяйкой своего дома.

Знаками достоинства свободнорождённой замужней женщины служили стoла (stolг - длинное просторное платье, которое запрещалось носить проституткам и женщинам, уличённым в прелюбодеянии), а также особая головная повязка (vittг ).

В ДР девочки получали начальное образование наравне с мальчиками. Римляне не держали своих женщин в тишине и уединении - она появлялась у них и в театрах, и в цирках, и на празднествах, и на пирах. Римские женщины могли иметь свои объединения, своего рода клубы, о чём свидетельствуют, в частности, сохранившиеся надписи. Так, в Тускуле существовало особое общество, куда входили местные женщины и девушки, а в Медиолане (ныне Милан) юные девушки справили в честь своей покойной подруги, принадлежавшей к их обществу, поминальные торжества (Parentaliг ). В самом Риме было хорошо известно и признано в законном порядке общество замужних женщин (conventus patronвrum ). Участницы этого общества посещали собрания, на которых иногда обсуждались весьма важные дела, касавшиеся даже общего положения в государстве: напр., решение римских женщин отдать свои золотые украшения и другие драгоценности в государственную казну во время войны с городом Вейи (396 г. до н.э.) было принято, очевидно, как раз на одном из таких собраний.

Впрочем, в публичном месте или на общественном собрании женщин можно было встретить не часто - стародавние обычаи сделали римскую женщину домоседкой, её обычное место было у домашнего очага в атрии (atrium ). Атрий служил центральным помещением в римском доме, общим залом, где собиралось всё семейство и где принимали гостей. Здесь у очага возвышался жертвенник домашним богам (ларам), и вокруг этого святилища размещалось всё, что было самым ценным и почитаемым в семействе: брачное ложе, скульптурные изображения предков (imagines ), холст и веретено матери семейства, сундук с документами и домашней кассой. Все эти вещи находились под надзором матроны. Как и сам домовладыка (pater familias ), она приносила жертвы богам-ларам, руководила домашними делами рабов и воспитанием детей, которые до самого юношеского возраста оставались подчинёнными её надзору. Каждый в доме, не исключая мужа, почтительно называл её госпожой (dominг ). Катон Старший (Cato Major ) высказал в шутку, но по существу верное замечание: «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляют всеми мужами, находимся под управлением наших жён».

Правомочия всех остальных римских женщин были заметно ущемлены. Идеологическим обоснованием такой дискриминации служило убеждение, согласно которому дееспособность женщины ограничена по причине «ненадёжности женского пола», а также «из-за легкомыслия и небрежного отношения к финансовым делам».

Ко времени Империи правомочия женщины начинают расширяться. Власть отца ограничивается государством; оно обязывает его выдавать дочь замуж или, же, снабдить её приданым; в случае отказа дочь вправе жаловаться магистрату; отец более не вправе расторгнуть её брак, как прежде, и приданое более не возвращается в его исключительную собственность. Власть мужа также ограничивается: преследование прелюбодеяния и развод становятся не личными его делами, решаемыми самоуправно или домашним судом, а делами публичного обвинения. Опека над женщиной начинает убывать по мере того, как отцы назначают своим дочерям опекунов по завещанию, т. е. помимо законного опекуна, родича и наследника.

В Древнем Риме официальная власть всегда принадлежала мужчинам. Это отодвинуло на второй план невероятные истории женщин из ближайшего окружения тех мужчин – жен, матерей, сестер и любовниц. Близость к императору наделяла их огромной властью.

На протяжении первого столетия имперской истории эти женщины были аристократками из величайших родов Рима. Среди них хитроумная , кровожадная и распутная .

Однако, позже новые сильные личности стали появляться за пределами столицы на периферии римского мира в далеких уголках империи. Эти выдающиеся женщины окажут непосредственное влияние на ход истории во время трансформации великой империи.

Среди них была вольноотпущенница, императрица с Востока, обожаемая во всех уголках римского мира, чей сын умер у нее на руках, безжалостные сестры, готовые убить друг друга, чтобы возвести на трон своих детей, женщина, ставшая знаменосцем религиозной революции, изменившей ход мировой истории. Они прибыли в Рим издалека и буквально перевернули его с ног на голову.

Антония Ценис

К концу следующего года после нескольких императоров, не задержавшихся на престоле надолго, к власти пришел . Наконец, во главе погрязшей в хаосе империи стал здравомыслящий и практичный человек, надежный правитель нового типа .

На этом отличия от предшественников не заканчивались: компаньонкой императора стала вольноотпущенница , рабыня, когда-то принадлежавшая Антонии.

Эту бывшую рабыню, будущую спутницу Веспасиана, звали Антония Ценис . Историк называл ее неординарной женщиной . По его словам, Ценис была незаменимым секретарем Антонии и пользовалась большим доверием. Особенно в те опасные годы, когда Римом правил император , печально известный параноидальными наклонностями и репрессиями.

Антония доверяла Ценис, обладавшей потрясающей памятью, секретные послания . Верность служанки была вознаграждена: до или после смерти Антонии в 37 году н.э. Ценис получает свободу .

В римском мире из рабства можно было вырваться . Для немногочисленные удачливых людей, заслуживших уважение, доверие, расположение или любовь могущественных хозяев, свобода и положение в обществе были вполне реальны.

История Ценис как нельзя лучше показывает, что в подвижном римском обществе судьба раба могла кардинальным образом измениться.

О жизни Ценис в период между смертью Антонии и восхождением Веспасиана на престол ничего неизвестно, за исключением того, что в это время она становится его любовницей .

Их отношения прерываются, когда Веспасиан вступает в брак с женщиной своего круга. Однако, его жена умирает до его прихода к власти.


История иудейской царицы Береники отчетливо показывает отношение римлян к таким вопросам, как национальная принадлежность и религия. Она также демонстрирует, насколько ограниченной была власть императора .

Веспасиан поручает Титу возглавить военную кампанию, направленную на подавление восстания в .

Власть оказалась в руках правителей иного типа. Они принадлежали к римской культуре, но появились на свет вдали от столицы империи. Настала эра провинциалов , и женщины шли в авангарде.

Через 60 лет после Адриана в конце II века н.э. произошел еще одни прорыв: появление новой императрицы завершило эпоху великих аристократических родов , на протяжении сотен лет правивших Римом.

Однако, настоящим новатором стала его жена Юлия. Ее авторитет и роль в государстве отличает эту женщину от всех ее предшественниц.

Юлия Домна не оставалась на политической периферии, подобно Ценис. В отличие от Береники ей не пришлось испытать всеобщее неодобрение. Домна заслужила расположение людей по всей империи, даже в , более чем в тысяче километров от Рима.

С 208 года Йорк становится военной базой Септимия Севера, пытающегося укрепить северные границы империи. С той же проблемой столкнулся его предшественник Адриан, почти 90 лет назад возведший .

Путь Юлии к власти был долгим и трудным. Ее история начинается в сирийском городе Эмесе , сейчас известном как . Ее отец обладал и богатством, и высоким положением, будучи жрецом бога Солнца . Ее семья привезет в Рим ее культ , как и множество других инноваций.

Впервые Домна и ее будущий муж встречаются в Сирии в 180 году. В это время Септимий Север был римским военачальником. Ему уже за 30, а Юлии – лет 6-7.

Когда через 7 лет умирает первая жена Севера, он начинает искать новую невесту. По легенде, возможно, выдуманной писателями, желавшими поддержать авторитет императора, он изучал гороскопы претенденток . Звезды прочили Юлии брак с императором. Правда это или нет – неизвестно, но в 187 году Домна в возрасте 13-14 лет едет в Галлию, чтобы стать женой 42-летнего Севера .

К 192 году Домна, уже родившая 2-х сыновей, вместе с мужем находилась на северной границе империи. Когда до них дошли вести об убийстве императора рванулся к власти . Он двинулся к Риму вместе со своей армией.

Через 5 лет и после многочисленных битв на двух континентах он, наконец, утвердился в роли единоличного правителя Рима . Добившись власти с помощью меча, теперь Север искал способы оправдать и закрепить законность своего правления. Чтобы избежать очередной вспышки гражданской войны, требовалась крепкая династия. В битве за умы и сердца римлян ключевую роль играла жена императора .

Новый режим целенаправленно обращается к славному римскому прошлому. В центре этой своеобразной пиар-кампании находится .

Можно ли назвать Домну этаким символом традиционных ценностей, к которым обратилась новая династия? Вероятно, да. Она стала играть роль матроны , стабильного и крепкого центра императорской семьи. Она поддерживает мужа, покровительствует наукам, ведет себя как респектабельная римлянка. Высшее общество того времени было довольно странным: люди, приехавшие со всех уголков империи, делают вид, что это не так. По легенде, сестра Севера не могла связать двух слов на латыни или говорила с таким ужасным акцентом, что во время правления ее брата ей не разрешалось приезжать в Рим.

Домну представляли как образец для подражания, идеальную мать . Все-таки она родила двоих сыновей, наследников императора. Казалось, вероятность очередной гражданской войны крайне мала.

Монеты прославляли императрицу и ее сыновей и , называя их Фелицитас Секули – радость эпохи .

С одной стороны Юлия Домна выступает в совершенно новой роли, но с другой в контексте правления Севера она становится символом древних традиций . Муж использует ее в этой роли. Она стала частью так называемого обращения к истокам . Он узурпировал власть, ворвался в Рим после разрушительной гражданской войны и теперь возвращается к старым добрым традициям. Его семья, где есть мать, отец и два наследника, обещают стабильность. Домна становится символом традиционных ценностей . Возможно, для того, чтобы скрыть чужеродность новой династии .

Для поддержания идеологии нового режима Домна становится последовательницей древних римских культов . Несмотря на то, что ее отец был жрецов восточного божества, при Домне был восстановлен культ . Культ богини – один из немногих римских институтов, где женщины обладали властью. Весталки поддерживали священный огонь, не позволяя ему гаснуть. Его угасание считалось дурным предзнаменованием для Рима.

Все эти меры помогли императрице расположить к себе общественность . Ее популярность все возрастала. Юлия получила невероятно высокий статус в римском обществе, однако круги власти – опасное место. Она нажила влиятельных врагов . К несчастью, один из них был близок к императору.

Римский источник говорит, что несмотря на внешнее благополучие и почести, включая титул Августы , личная жизнь императрицы была омрачена кознями властолюбивого друга и советника императора .

Историк Кассий Дион рассказывает, как Фульвий пытался устранить Домну : «Плавтиан обладал настолько сильной властью над императором, что зачастую обращался к Августе в неподобающей манере. Он всем сердцем ненавидел ее и всегда пытался очернить жену в глазах Севера . Плавтиан следил за императрицей и вынуждал благородных римлянок лжесвидетельствовать против нее, подвергая их пыткам».

Однако сломить Домну оказалось не так то просто, она была стойкой женщиной. После всего императрица погружается в интеллектуальные занятия. Избежав опасности, Домна начинает осваивать философию и риторику , издревле считавшиеся мужскими занятиями. Она также изучала с собравшимся вокруг нее кругом интеллектуалов другие предметы, например, геометрию .

Часть величайших умов Рима представлена в зале философов . Домна поддерживала дружеские отношения с некоторыми из величайших ученых мужей своего времени.

Круг ее интересов был поистине беспрецедентен. Кроме того, в получении знаний она пошла гораздо дальше, нежели другие. Вокруг императрицы собрался кружок интеллектуалов . Других подобных примеров среди женщин до нее не существует.

Единоличная власть позволит ему осуществить в стране религиозную революцию. В результате обратится в .

Ключевой фигурой в переходе от древних языческих традиций к окажется женщина, ставшая одной из самых почитаемых святых ранней церкви мать Константина .

О ранних годах Елены почти ничего не известно. Ее происхождение скрыто под покровом тайны. Однако, в более поздние годы ей суждено изменить ход истории .

Считается, что именно Елена убедила сына принять христианство . По легенде, она нашла тот самый .

Ее личность играло невероятно важную роль в поздней античности и средневековом христианском мире. Сохранилось множество истории о ней, пришедших из разных эпох и пересказываемых на разных языках. О настоящей Елене известно крайне мало, поэтому ее личность так удобна. Даже в свое время ее жизнь была окутана тайной .

Затем Елена становится святой, идеалом женщины, во многом списанной с Марии. О ней рассказывают самые разные истории. , епископ Милана, живший в IV веке, интересно пишет о ее происхождении. Он говорит, что она помогала отцу на конной станции. Как говорится, из грязи в князи.

Враждебно настроенные к ней историки, например, приверженцы язычества, считают, что она была женщиной крайне низкого происхождения, возможно, проституткой.

Предполагают, что будущая святая происходила родом из – современной . В юности эта таинственная женщина встречает молодого амбициозного военного. Его звали . Около 275 года у пары рождается сын. Его называют Константином .

Неизвестно, был ли отец Константина женат на Елене. Мы лишь знаем, что он оставил ее, желая сделать политическую карьеру в меняющемся римском мире.

Констанций пришел к власти благодаря кардинальным изменениям, которые империя претерпела с момента падения династии Северов и Юлии Домны.

В конце IIIвека Рим трансформировался. Империя разделилась на две части : Западную и Восточную. У каждой был основной правитель: Август и его помощник цезарь.

К 293 году Констанций становится цезарем в Западной части империи. Чтобы жениться на дочери Августа, он оставляет Елену.

Затем на целых 20 лет Елена исчезает из виду . Возможно, к тому времени, как Констанций ее бросил, она уже обратилась в христианство.

К 300-му году популярность христианства невероятно возросла . Историки считают, что в новую веру обратилось от 5 до 10% населения империи. Елена входила в это число.

Однако, неизвестно, были ли ее отношения с сыном близкими. Константин находился рядом с отцом.

В 305 году он был в военном лагере в Йорке, участвовал в кампании против на вечно неспокойной северной границе.

Через год внезапно умирает Констанций. Войска провозглашают Константина Августом , правителем Запада. Затем он постепенно избавляется от своих соперников и получает власть над Западной частью империи. Потом в 324 году становится правителем всего римского мира .

Во время его долгого восхождения к власти Константин все больше поддерживал христиан. Интересно то, что в эти годы Елена находилась рядом с сыном.

Зал Константина в украшен прекрасными фресками эпохи , изображающими обращение императора в новую веру. Видение креста перед битвой за власть над Западом в 312 году. Решительная победа в в Риме, здесь солдаты изображены с христианскими символами. Наконец, крещение Константина . За этими историческими событиями наблюдает его мать Елена.

Нам уже не узнать, как сильно Елена повлияла на столь важное решение императора и на распространение христианства в то время. Однако, известно, что сын глубоко чтил ее. Он присвоил ей титул Августы , поставив в один ряд с величайшими римлянками прошлого.


Благодаря высокому статусу Елены, христианство, которое она, а также многие другие матроны активно поддерживали, распространилось еще шире.

Какую роль сыграли женщины из высших слоев общества в продвижении христианства? Несомненно, ключевую. Значимость женских образов закрепилась в христианстве . Возьмем их изображения, истории о них — женщины не уступают мужчинам.

Возможно, Елена повлияла на решение, принятое Константином в 313 году, официально остановившее травлю христианства . Внезапно многолетние гонения на христиан и казни прекратились.

Одним из прямых последствий возросшего влияния христианства стало то, что женщины обрели большую независимость . Со времен Октавиана Августа нежелание выходить замуж каралось законом. Имущественные права женщин также ограничивались. При Константине все изменилось, потому что христианство приветствовало обет безбрачия. Теперь женщины могли отказываться от брака и владеть собственным имуществом.

Ярче всех приобретенную независимость продемонстрирует сама . В возрасте около 80 лет она отправляется в Иерусалим, основывая традицию христианских паломничеств .

Описывая путешествие Елены по восточным провинциям, историк восхваляет ее помощь голодным и обездоленным . Она также освобождает заключенных и рудокопов, изнуренных тяжким трудом.

Подобная добродетель не была присуща предшественницам Елены. Еще до своего приезда в Иерусалим она уже стала воплощением новой эпохи .

Паломничество Елены ляжет в основу легенды и сильнейшим образом повлияет на Иерусалим.

Куда стекаются христиане со всего мира. Внутри – храм Равноапостольной Елены . По легенде здесь было совершено невероятно открытие, после чего и заложили первую церковь.

Сначала Елена обнаружила титло креста, на котором был распят Христос. Затем откопали три креста. Перед Еленой встала задача найти истинную святыню . Она позвала женщину-калеку, которая прикоснулась к каждому по очереди. Дотронувшись до последнего креста, больная чудесным образом исцелилась.

Нам никогда не узнать, был ли найденный Еленой . Важно то, что в это верили ранние христиане.

Как сказал одни из героев знаменитых вестернов. Ее статуя находится на ратуше. Согласно древней местной легенде, она родилась в этом городе. Это связало британцев не только с императорскими династиями , но и с истоками христианства.

Елене не суждено было увидеть, как христианство станет официальной религией империи. В 330 году она ушла из жизни , сын находился с ней до последней минуты. Останки Елены захоронены в огромном саркофаге в Ватиканском музее .

Реликвии, привезенные в Рим, хранятся в базилике Святого Креста . Это часть наследия, оставленного невероятной женщиной, носившей титул Августа.

Неподалеку находятся объекты, хранящие память о других прославленных римлянках: дом, в котором жила – первая великая женщина империи; дворец, где плела интриги, чтобы возвести на трон , своего сына; изображение императрицы-сирийки, поклоняющейся древним богам Рима. Расстояние между ними невелико, но они объединяют целых четыре века истории, а также совершенно разные миры.

Все эти миры ярко свидетельствуют о влиянии тех неординарных женщин на Древний Рим . Их амбиции и надежды, страсти и страхи, триумфы и падения до сих пор волнуют, восхищают, а иногда даже шокируют нас.

Однако, важнее всего то, что эти истории позволяют нам заглянуть вглубь веков и увидеть, как под их влиянием менялся мир, времена и нравы.

Женщины-гладиаторы считались легендой в течение многих лет. Тем не менее, десятилетия исследований позволили, наконец, подтвердить их существование и роль в древнеримской культуре гладиаторских боев. /сайт/

Женщин-гладиаторов часто называли амазонками. Римляне любили бои женщин-гладиаторов на арене Колизея, их считали подобием легендарных амазонок с востока. На древних рельефах изображены женщины-гладиаторы, одетые и оснащённые как мужчины-гладиаторы, но между ними всё же есть некоторые существенные различия.

Прежде всего, женщины-гладиаторы не носили шлемы и туники, вместо туники они надевали набедренную повязку. Они также использовали меч под названием Гладиус, щит, носили защитные приспособления на руках и ногах. Некоторые мужчины-гладиаторы тоже не использовали шлем, но у женщин была другая причина не использовать его -они хотели показать свои причёски, то есть свой пол.

Бараки для гладиаторов в Риме, построенные императором Домицианом (81-96 н.э.), сзади расположен Колизей. Фото: Public Domain

Символ римского тщеславия

Женщины-гладиаторы появились в Риме в период упадка и роскоши. Согласно записям Диона Кассия, Петрония и Ювенала, женские бои были очень популярны, но редки, так как женщин-гладиаторов было немного. Их также использовали в качестве сексуальных объектов для римской элиты. Бои женщин-гладиаторов были частью жизни верхушки общества, иногда их приглашали в частные дома, чтобы развлечь гостей.

Гладиаторши. Фото: trooper111/CC BY-NC-SA 3.0

Основное различие между мужчинами и женщинами гладиаторами в том, что женщины не были рабами. Возможно, в более поздние периоды женщины-рабыни боролись на аренах, но первые гладиаторши были свободными женщинами, как правило, состоятельными римлянками, которые любили воевать и рассматривали бои как форму развлечения, спорт, или хотели играть особую роль в обществе.

По свидетельству Тацита (56-117 гг.), благородные мужи не ходили на бои гладиаторов-женщин, которые были чрезвычайно популярны. Тем не менее, он упомянул, что однажды сенаторы опозорились, наблюдая за женским боем в амфитеатре.

Женщины боролись не для того, чтобы заработать деньги, так как уже были богаты. Они искали внимания, азарта и славы. Для участия в состязаниях они должны были получить специальное разрешение от человека, который организовал бои.

Упоминания о женщинах-гладиаторах в исторических записях

Женщины-гладиаторы, вероятно, появились впервые во время правления императора Нерона. Римский историк Дион Кассий описал женские бои, организованные в знак уважения к матери Нерона: «В честь своей матери он (Нерон) проводил самый великолепный и дорогой фестиваль в течение нескольких дней в пяти или шести театрах сразу... Было ещё одно представление, наиболее позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только низкого, но и высшего сословия стали исполнителями в оркестре, в цирке, в охотничьем театре, потеряв своё достоинство...; они ездили на лошадях, убивали диких зверей и сражались как гладиаторы, некоторые по своей воле, а некоторые по принуждению».

Другие императоры Рима также любили приглашать женщин-гладиаторов в свои дома, на вечеринки и другие торжества на больших аренах. Есть записи периода царствования императора Домициана (81-96 гг.). «Часто Домициан проводил бои в ночное время, а иногда выпускал на арену карликов и женщин бороться друг против друга», - писал Дион Кассий.

Карлики на римской арене. Фото: CC BY-NC-SA 2.0

Септимий Север тоже устраивал женские бои примерно до 200 г. н.э., а потом запретил их, не желая превращать их в шоу, где знатные женщины вели себя непристойно. Эту точку зрения поддержал также император Гонорий, который положил конец боям гладиаторов в 399 году. Последний бой прошёл в Риме 1 января 202 года.

Археология раскрывает тайну

Археологические данные подтвердили существование бойцов женщин, которые были описаны в древних римских текстах. Одно из самых важных археологических свидетельств - мраморная плита в Галикарнасе (Бодрум, Турция) I - II вв, которая доказывает, что женщины гладиаторы рассматривались как сексуальные объекты. В настоящее время плита находится в Британском музее. На ней изображены две амазонки, как их называли в то время. Изображение соответствует описанию женщин-гладиаторов известными древними писателями.

В 2001 году в Саутварке, Лондон, нашли скелет римской женщины, идентифицированной как женщина-гладиатор. Её похоронили как изгоя, за пределами главного кладбища. В могиле находилась гончарная лампа с изображением павшего гладиатора и чаши с обожжёнными шишками сосен, посаженных вокруг Лондонского амфитеатра. Однако некоторые исследователи до сих пор не уверены, была ли эта женщина гладиатором или женой гладиатора.

Рельеф с изображением двух женщин гладиаторов в Галикарнасе. Фото: Public Domain

2 июля 2010 года в Креденхилле, Херефордшир, Англия, археологи обнаружили останки других женщин, которые могли быть гладиаторами. Погребение содержало деревянный сундук, окованный тремя железными полосами и забитый железными гвоздями. Кости таза и череп были обычного размера, но кости ног и рук были крупными, то есть эти женщины имели сильные развитые мышцы.

Со временем археологи могут обнаружить больше доказательств существования женщин гладиаторов, тогда они выйдут из сферы легенд и станут реальной частью римской истории.