«Проектирование сюжетно-ролевой игры «Аптека. Что нужно, чтобы открыть аптеку с нуля

Сад, мамы и папы начинают задумываться, укомплектована ли аптечка заведения всем необходимым, соответствует ли ее содержимое нормам.

Любопытно, но нормативных документов относительно состава аптечки для садов нет вообще, сам термин аптечка используется лишь в ПДД. Зато есть рекомендательные письма Роспотребнадзора, на которые родители вполне могут ссылаться.

При продолжительной поездке не лишним будет прихватить с собой небольшую подушечку и теплый плед. В бардачке чаще всего навалено куча разного нужного и ненужного добра. Но правильно, если там будут лежать небольшой фонарик, дополнительный комплект к нему, зарядное устройство , влажные салфетки, лекарства, не имеющиеся в аптечке, но которые могут понадобиться пассажирам. У некоторых автовладельцев там можно встретить солнцезащитные очки, компакт-диски и даже презервативы.

Важно помнить, что не нужно захламлять салон своего автомобиля всяческими вещами. Ведь чем меньше в нем присутствует различных предметов, тем комфортнее и безопаснее может оказаться езда. Аналогичная ситуация и с багажным отделением: его пространство лучше использовать как можно более эффективно.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека» нацелена на расширение знаний воспитанников о труде работников аптеки, воспитание культуры общения в общественных местах, а также способствует налаживанию взаимоотношений между детьми в процессе совместной игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Аптека»

  1. Задачи:

1) Расширять знания воспитанников о труде работников аптеки.

2) Способствовать развитию навыков выполнения различных ролей в соответствии с
сюжетом игры, используя атрибуты.

3) Развивать воображение дошкольников (побуждать самостоятельно находить
недостающие для игры предметы, детали, оборудование).

4) Помогать налаживать взаимоотношения детей в совместной игре, воспитывать
культуру общения в общественных местах.

2 . Подготовка к игре:

Таблица 1

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

Сентябрь

  • Изготовление чеков из бумаги, чековой ленты, ценников
  • Сбор коробок, упаковок от различных лекарств
  • Подбор игрового оборудования для работы фармацевта
  • Оформление уголка для игры
  • Табличка «График работы аптеки»
  • Придумывание названия аптеки
  • Чтение с последующим обсуждением произведений Н. Забилы «Ясочка простудилась»,

Э. Успенского «Играли в больницу»,

  • Беседа на тему «Для чего нужна аптека?»
  • Игровая ситуация «Если б не было аптек»
  • Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

  • Предложить родителям с детьми побывать в аптеке, понаблюдать за работой фармацевтов
  • Просмотр видеоматериалов (обратить внимание на интерьер)
  • Встреча с людьми соответствующей профессии (родители)
  • Умение пользоваться кассовым аппаратом
  • Грамотно говорить по телефону
  • Раскладывать товар
  • Отпускать товар
  • Чутко относиться к посетителям
  • Умение взаимодействовать со сверстниками
  • Выполнять роли в соответствии с сюжетом игры

3 . Перспективный план подготовки к игре «Аптека Неболейка»

Таблица 2

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

В аптеку заходят посетители разного возраста, изучают представленный ассортимент лекарств, сравнивают цены в данной аптеке с ценами других аптек.

Фармацевт

Халат, бейджик, компьютер, полочка с различными лекарствами, витрина.

Выслушивает посетителей, принимает рецепт и заказ, даёт справку о дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства, выдаёт лекарства по рецепту.

Я вас слушаю.

У вас есть рецепт?

Я бы вам
посоветовала…

Это лекарство
отпускается без
рецепта.

Для кого
предназначено
лекарство?

Обратите внимание
на дозу приёма.

Не забудьте
посоветоваться с
врачом.

Возможен побочный
эффект.

Пройдите в кассу.

Здоровья вам!

Покупка лекарств.

Посетители

Кошелёк, деньги-муляжи, монеты из бумаги, пакет.

Покупают лекарства, расплачиваются; просят дать справку о применении того или иного лекарства, показывают рецепт, ждут пока изготавливают лекарства.

Я бы хотел купить...

Это лекарство отпускается без рецепта?

Объясните, пожалуйста,

как правильно принимать лекарство?

Почему у вас такие цены?

Я хочу поговорить с
заведующим…

Спасибо за понимание.

Извините, что побеспокоил.

Изготовление лекарств по рецепту врача.

Работники рецептурно-производственного отдела

Халаты, шапочки, перчатки, маленькие весы, гирьки, пузырьки, ступка, бумажные пакетики, ватные диски.

Изготавливают лекарства, упаковывают изготовленные лекарства в пакетики, пузырёчки; подписывают упакованные лекарства.

Это лекарство необходимо готовить.

Оно будет готово через … минут.

Не переживайте, упакованные лекарства будут подписаны.

Приём денег за покупку, выдача сдачи.

Кассир

Кассовый аппарат,

головной убор,

чековая лента,

купюры-муляжи

Получает деньги от покупателя, выдаёт чек, даёт сдачу.

Сумма вашей покупки…

Как будете расплачиваться?
Наличными или карточкой?

Возьмите сдачу.

Всего вам доброго!

Сопутствующие сюжеты

Конфликтная ситуация между посетителем и фармацевтом.

Заведующий аптекой

Бейджик

Контролирует работу сотрудников, регулирует спорные вопросы.

Будьте внимательны к пожеланиям посетителей.

Не переживайте, мы сейчас

Разберёмся.

С чем вы не согласны?

Рады, что вам понравилось!

Мы работаем для вас.

Заказ недостающей партии лекарств.

Заведующий аптекой

Халат, телефон, печать, бланки,

Бейджик

Звонит и заказывает новую партию лекарств, беседует с работниками.

Примите, пожалуйста, заказ…

Какие сроки доставки заказа?

Привоз недостающего лекарства.

Шофёр

Кепка, коробки с лекарствами,

накладные, бланки

Привозит лекарство.

Здравствуйте, я привёз ваш заказ.

Подпишите накладную.

Рад был вам помочь.

Всего доброго.

4 . Ход игры.

Игра проводится в рамках тематической недели «Чем пахнут ремёсла?». Дошкольники беседовали о профессиях, пытались доказать значимость и превосходство той или иной профессии, знакомились с менее распространёнными специальностями. Воспитатель решает закрепить полученные детьми знания. Используется приём непринуждённого вовлечения дошкольников в игру. Старательно раскладывает на полочки коробочки из-под лекарств, наклеивает ценники. Некоторые дети заинтересовались происходящим, спрашивают, что воспитатель собирается делать. Рассказ взрослого привлекает внимание детей. Воспитанники любят играть в «Поликлинику», все хотят быть врачами, назначают лекарства пациентам. А где же брать лекарства?

Выслушиваются суждения детей. Один из вариантов – аптека. Вместе вспоминают, кто работает в аптеке, рассуждают, какими качествами, умениями должны обладать люди соответствующей профессии. Выслушав детей, педагог с горечью отмечает, что аптеки-то у них в группе и нет. Что делать? Дети мотивируются на игру в ходе решения проблемной ситуации.

Происходит сговор на игру. Поскольку дети подготовительной группы, распределение ролей совершается при помощи простой считалочки. Взрослый лишь вносит дополнения в суждения детей, корректно даёт рекомендации.

Предлагается определенный набор игрового материала, из которого каждый выбирает все, что ему нужно для игры своей роли. Затем дети сами создают свое игровое пространство (рецептурно-производственный отдел, зал продаж, касса, кабинет заведующего). Разворачивается сюжет игры.

На данном этапе игры взрослый не вмешивается, а лишь со стороны наблюдает за происходящим.

Проходит время и воспитатель замечает, что сюжет не разворачивается. Применяется приём введения сопутствующего сюжета. Для того чтобы разнообразить игровое действие, педагог включается в игру, выступая в роли посетителя, который чем-то не доволен. Такой приём помогает оживить игру, даёт возможность развиться новым сюжетным линиям. В конце концов, конфликт разрешён. Примеряя на себя такую необычную роль, воспитатель показал образец того, как можно и нужно находить выход из сложившейся ситуации, как важно уметь договариваться, взаимодействовать друг с другом.

Для поддержания и развития игры служит внесение дополнительных атрибутов: пластиковые карточки со скидкой, аппарат для считывания карточек.

Чтобы поддерживать дружеские взаимоотношения во время игры, педагог использует приём напоминания: акцентирует внимание детей на том, чтобы быть приветливыми, внимательными собеседниками, использовать только вежливые формы обращения друг к другу.

Вводится ещё один сопутствующий сюжет: в аптеке нет необходимого перечня лекарств. Заведующий делает заказ по телефону. Шофёр доставляет лекарства. Снова разворачивается игровое действие.

После организованной части детям предоставляется возможность свободно поиграть. Главная задача педагога на данном этапе – принять игру такой, какая она есть, позволить каждому ребенку выразить себя и реализовать свои планы.

5. Окончание игры.

Взрослый напоминает, что аптека работает не круглосуточно, а по чёткому графику. Аптека закрывается. Подытоживает вкратце работу в ролях, проговаривая, какие действия выполняли дети, примерив на себя выбранные роли. Говорит, что неплохо было бы иметь в аптеке отдел, где можно купить лекарственные травы. Предлагает на прогулке собрать их и использовать в дальнейшей игре.

6. Оценка игры.

Педагог очень осторожно даёт оценку действий детей в соответствии с взятой на себя ролью. Говорит, что ему понравились все, особо выделяет тех детей, которые раскрылись творчески, авансом хвалит более застенчивых дошкольников, обращает внимание на взаимоотношения во время игры.


Конспект «Экскурсия в аптеку»
в старшей группе

Цель : продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города; знакомить детей с различными профессиями (фармацевт, продавец), воспитывать любовь к своему родному городу.

Предварительная работа: ч тение художественной литературы «Доктор Айболит», стихов С. Я. Маршака, рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Аптека», «Поликлиника», сюжетно – ролевая игра «Больница», «У врача».

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в аптеку. Что это за здание и почему оно нам необходимо, мы сможем ответить в ходе экскурсии.

По дороге к аптеке воспитатель обращает внимание детей на правила перехода через дорогу, названия улиц, номера домов, на здания и предметы окружения (что справа, слева, впереди, сзади). Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения. При подходе к аптеке обращается внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения.

Воспитатель: Что это за учреждение впереди нас? (Аптека.) Как вы узнали, что это аптека? Воспитатель обращает внимание детей на здание, вывеску, порядок на территории. Прежде чем зайти в аптеку, дети вспоминают правила поведения в общественных местах.

Воспитатель: Что вы видите внутри помещения? (Витрины, продавцов.) Какой товар продается в аптеке? (Лекарства.) Аптека - это магазин, в котором жители города могут приобрести необходимые для лечения и оздоровления лекарственные средства и витамины. А продавцов в аптеках называют фармацевтами, это очень ответственная профессия. Фармацевт должен отлично знать, какие лекарства могут помочь людям при различных заболеваниях. Ошибки не допускаются, так как это может повредить здоровью человека. Давайте посмотрим, какие же лекарственные средства предлагают фармацевты на прилавках аптеки? В отделах можно приобрести вату, бинты, йод, витамины, травы, кремы, мази, средства гигиены и некоторые лекарства, которые могут помочь людям в экстренных случаях (при головной боли, кашле, общем недомогании). Внимание детей обращается на разнообразие и упаковку медикаментов. Есть таблетки - как они выглядят? А порошки? Микстура? Ампулы? Есть лекарства, которые отпускаются без рецепта, но есть и такие, которые отпускаются только по рецептам. Что такое рецепт? Кому и кем он выдается? Давайте рассмотрим его внимательно. В рецепте указана фамилия больного значит, не любому, кто захочет купить данное лекарство, а только этому человеку прописывает врач необходимый медикамент. Название лекарства и цифры указывают на то, как его правильно принимать людям. Каждое лекарство разным людям назначают в разных дозах (кому две таблетки, кому одну). Внизу подпись врача и печать. Рецепт - это не просто бумажка, это - документ. Без подписи и печати врача данное лекарство отпускаться не будет.

А зачем здесь касса? Лекарства покупают (обменивают на деньги), значит, как и в магазине, надо заплатить деньги в кассу.

Так что же такое аптека? (Учреждение, где продают и покупают лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.) А аптечка? Вы слышали такое название? Чем отличаются аптека и аптечка?

Нам с вами часто приходится путешествовать. И не всегда в пути можно встретить настоящую аптеку. А в дороге всякое случается: заболит голова или живот, поранились или соринка в глаз попала. Как же помочь в таких случаях? для оказания первой помощи необходимо всегда с собой в дальнюю дорогу брать набор нужных, самых основных медикаментов. Такой набор лекарств называют аптечкой. В каждой семье обязательно есть своя аптечка - набор необходимых лекарств. В каждой машине, в автобусе, в любом транспорте должна быть аптечка. На этом наша экскурсия подошла к концу, давайте дружно поблагодарим хозяюшку аптеки и скажем «Спасибо», купим витаминок и пойдем в детский сад.

По дороге в детский сад воспитатель с детьми вспоминают все, что видели в аптеке, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно-ролевая игра «Аптека», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, навыки культурного общения, специальные термины.

Волокитина Наталья Анатольевна Воспитатель Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Школа №1383» Дошкольное Отделение №4

Подготовительная группа

1. Задачи:

  • Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры «Аптека» ; способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов
  • Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться.
  • Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование) . Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища.
  • Воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, уважение к профессии аптекаря-фармацевта, провизора.

2. Подготовка к игре:

4. Ход игры.

  1. Накануне дети вместе с воспитателем изготавливают градусники, блистеры с таблетками и капсулами, изготовление горчичников, рецептов, чеков, мазей, микстур. В результате изготовления, возникает интерес к началу игры.
  2. Дети договариваются играть в игру «Аптека» , определяют роли. Воспитатель помогает распределить роли, учитывая желания детей. На роль провизора, фармацевта, водителя, уборщицы воспитатель сам предлагает детей с целью повышения активности детей. Себя воспитатель предлагает на роль заведующего аптекой. Обговаривают сюжет. Если необходимо, воспитатель задает уточняющие вопросы:

Кто работает в аптеке?

Кто подойдет из детей на роль фармацевта?

Кто подойдет из детей на роль водителя?

Какую работу выполняют?

Воспитатель помогает детям определить наиболее удобное место для игры, оборудовать его, раскладываются необходимые атрибуты, подбираются предметы-заместители.

Дети играют самостоятельно:

Поочередно клиенты заходят в аптеку.

Здравствуйте!

Будьте добры, ваш рецепт.

Извините, но сейчас в наличие нет этого препарата. Могу я вам предложить вот этот?

Вот ваше лекарство. Обратите внимание, что принимать его надо только после еды.

Могу я Вам предложить витамины?

Мне не нравится ваше состояние? Вы себя нормально чувствуете? Может вызвать скорую помощь?

По ходу игры воспитатель напоминает, что с клиентами аптеки надо быть вежливыми, обходительными, разговаривать тихо, потому что они себя могут плохо чувствовать, подробно рассказывать, как принимать лекарство.

3) Воспитатель участвует в игре детей при введении новой второстепенной роли и при усложнении сюжета игры.

Воспитатель как заведующий аптекой наблюдает за правильностью игры.

4) Приемы поддержания и развитие сюжета игры:

Введение новых игровых ситуаций: Вдруг с неба упал необычный чемодан. Любопытно стало детям. Давайте откроем его и посмотрим что там? Дети перечисляют атрибуты медицинских инструментов и препаратов (стерильные салфетки, бинты, шприцы, таблетки, микстуры, мази, витамины и многое другое) и в чемоданчике записка с какой-нибудь просьбой.

5) Приемы формирования взаимоотношений в игре:

Воспитатель напоминает о взаимоотношениях, поощряет вежливость (похвала) .

5. Окончание игры

Процедура «диалога» может повториться 2-3 раза. В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей. В конце игры воспитатель обращается к детям, и говорит, что аптека закрывается, так как уже поздно, но завтра работники аптеки будут рады видеть вас у себя, где вы сможете сделать приобретения. Педагог спрашивает у своих воспитанников, понравилась ли им игра, что нового они узнали в процессе игры, выясняет, какие новые игровые действия они сегодня освоили.

6. Оценка игры

Воспитатель благодарит детей за интересную игру, спрашивает их, понравилось ли им играть, что запомнилось больше всего. Уточняет, почему им было интересно, корректно отмечает, что каждый ребенок играл в соответствии со своей ролью. Предлагает детям высказать свое мнением, спросив, у каждого ребенка как он считает сам, справился ли он со своей ролью. Отдельно отмечает и хвалит детей, которые сложно идут на контакт. В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать. Дети отвечают: делать зарядку, закаляться, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, пить витамины и принимать противовирусные препараты.

КОЛЕСИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА

МАДОУ Михневский ЦРР детский сад «Осинка»

Поселок Михнево, Ступинский район, Московская область

Воспитатель

«ЭКСКУРСИЯ В АПТЕКУ»

Цель: Познакомить детей с назначением аптеки.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением;

расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей поселка;

Развивающие:

Развивать речь детей, расширять словарный запас, развивать интерес к профессиям взрослым.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к своему родному поселку.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы по теме.

Посещение медицинского кабинета детского сада.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Творческие игры детей «Больница», «Аптека», «Скорая помощь».

Словарная работа :

Фармацевт, лекарственные препараты, медикаменты, рецепт.

Ход экскурсии.

Воспитатель:

Дети, сегодня мы с вами познакомимся с еще одним общественным зданием, которое называется аптекой. Что это за здание и почему оно нам необходимо - на эти вопросы мы сможем ответить в ходе экскурсии.

По ходу следования к объекту наблюдения (аптеке) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов, которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения, на здания и предметы окружения (что справа, слева, впереди, сзади). Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

При подходе к объекту наблюдения обращается внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения, на убранство близлежащей территории.

Воспитатель:

Что это за здание расположено впереди нас?

Дети:

Это аптека.

Воспитатель:

Как вы узнали, что это аптека?

Дети:

На здании аптеки есть вывеска и знак - символ: зеленый крест и змея, обвивающая чашу.

Прежде, чем зайти в аптеку, дети вспоминают правила поведения в общественных местах.

Воспитатель:

А теперь войдем в аптеку.

Что вы видите внутри помещения?

Дети:

Мы видим витрины, продавцов.

Воспитатель:

Какой товар продается в аптеке?

Дети:

В аптеке продают лекарства.

Воспитатель:

Значит аптека - это магазин, в котором жители поселка Михнево могут приобрести необходимые для лечения и оздоровления лекарственные средства. А продавцов в аптеках называют фармацевтами, это очень ответственная профессия. Фармацевт должен отлично знать, какие лекарства могут помочь людям при разных заболеваниях. Ошибки не допускаются, так как это может повредить здоровью человека.

** Давайте посмотрим, какие же лекарственные средства предлагают фармацевты на прилавках аптеки?

Рассказ фармацевта:

В отделах нашей аптеки можно приобрести вату, бинты, йод. Можно приобрести витамины, травы, кремы, мази, средства гигиены. А также лекарства, которые могут помочь людям в экстренных случаях (при головной боли, кашле, общем недомогании).

Фармацевт внимание детей обращает на разнообразие и упаковку медикаментов: есть таблетки, как они выглядят? Показывает порошки, микстуру, ампулы, рассказывает об их назначении.

Есть лекарства, которые отпускаются без рецепта, но есть и такие, которые отпускаются только по рецептам.

Что такое рецепт? Кому и кем он выдается?

Давайте рассмотрим его внимательно. В рецепте указана фамилия больного - значит, не любому, кто захочет купить данное лекарство, а только этому человеку прописывает врач необходимый медикамент. В рецепте есть название лекарства, и какие - то цифры, которые указывают на то, как его правильно принимать людям. Каждое лекарство разным людям назначают в разных дозах (кому - две таблетки, кому - одну). Внизу подпись врача и печать. Рецепт - это не просто бумажка, это - документ! Без подписи и печати врача данное лекарство отпускаться не будет.

А зачем здесь касса? Лекарства покупают (обменивают на деньги), значит, как и в магазине, надо заплатить деньги в кассу.

Так что же такое аптека? - Учреждение, где продают и покупают лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.

А аптечка? Вы слышали такое название? Чем отличаются аптека и аптечка? (Ответы детей).

Дети благодарят фармацевта за интересный рассказ.

Воспитатель:

Нам с вами часто приходится путешествовать. И не всегда на пути можно встретить настоящую аптеку. А в дороге всякое случается: заболит голова или живот, поранились или нечаянно соринка в глаз попала. Как же помочь в таких

случаях? Для оказания первой помощи необходимо всегда с собой в длительную дорогу брать набор нужных, самых основных медикаментов. Такой набор лекарств называют аптечкой. В каждой семье обязательно есть своя аптечка - набор необходимых лекарств. В каждой машине, в автобусе, в любом транспорте должна быть аптечка.

Во второй половине дня организуется сюжетно - ролевая игра «Аптека», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины. Родителям рекомендуется побеседовать с детьми, показать домашнюю аптечку, познакомить детей с правилами пользования лекарствами, предупредить о возможных последствиях неправильного отношения к медикаментам.