Психологические игры и тесты для летнего лагеря. Результаты тестирования «Сторожук Виктория Александровна Тест школа вожатых

Тест

«Я и мое здоровье»

Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Лучше при ответах быть откровенным, ведь полученная информация по результатам тестирования, дает возможность поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы.

Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило». Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы начинает болеть голова.

3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания.

5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.

6. Последнее время несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Обработка результатов : за каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте сумму.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если набрали от 7 до 10 баллов. Но вам все же лучше задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые влияют на ваш организм.

Тест «Кто ты?»

Из представленных фигур выбери одну, которая тебе больше понравилась.


Квадрат . Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работ, - вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей жизни. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.

Прямоугольник. Ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.

Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны.

Круг. Обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль, как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом, стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг . Фигура, символизирующая творчество. Зигзагам нравится комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Он способен многих увлечь своими идеями.

Тест «Ты страдаешь от скуки»

Ответь на вопросы «да» или «нет»

1. Ты живешь по заранее заданной схеме?

2. Хочешь, чтобы у тебя было чувство ответственности?

3. Завидуешь ли людям, у которых интересная жизнь?

4. Хочешь, чтобы в жизни было больше сюрпризов?

5. Можешь полностью предсказать поведение твоего друга?

6. Большинство твоих интересов связано с тем, что показывают по телевизору?

7. Ты, как правило, знаешь, что будешь делать днем?

8. Ты страдаешь от скуки?

9. Хочется ли тебе когда-нибудь кричать?

10. Кажется, что жизнь иногда проходит мимо?

11. Мечтаешь ли ты когда-нибудь о том, чтобы уехать за границу и начать новую жизнь?

12. Для тебя каникулы – лучшее время в году?

13. Считаешь ли, что школьные годы самые счастливые в твоей жизни?

Обработка результатов: каждый ответ «да» приносит 1 балл, каждый ответ «нет» - 0.

От 7 до 13 баллов : несмотря на то, что скука не считается проблемой, она является главной причиной твоего несчастья. Однако не расстраивайся: сбалансировать скуку с разнообразием совсем нетрудно. Начни с поиска хобби, займись чем-нибудь, что хорошо у тебя получается и чем ты можешь гордиться. Будь готов(а) иногда идти на риск. Если ты рисковал(а) и проиграл(а), то пусть тебя удовлетворяет сознание выполненного долга.

От 2 до 6 баллов : хотя скука не является главной проблемой в твоей жизни, но из-за нее тебе знакомы чувства разочарования и гнева. Постарайся изменить свой образ жизни, сделать его более здоровым.

1 балл: скука играет незначительную роль в твоей жизни, которая, вероятно, у тебя очень интересная и яркая.

Тест «Можете ли вы влиять на других?»

(для вожатых) и лидерского актива (старший школьный возраст)

Инструкция: на вопросы отвечайте «да» или «нет»

1. Выбрали бы вы профессию актера или политика?

2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди?

3. Позволяете ли вы посторонним разговаривать на тему своих романтических отношений?

4. Быстро ли вы реагируете, если чувствуете себя оскорбленным?

5. Ощущаете ли вы себя неуютно, если ваши знакомые добились больших успехов в жизни, чем вы?

6. Вы бы взялись за очень трудную работу для того, чтобы доказать, что вы можете это сделать?

7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас?

8. Любите ли вы часто бывать в кругу друзей?

9. Есть ли у вас график на весь день?

10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире?

11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели?

12. Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен?

13. Любите ли вы уличать своих учителей или начальство в том, что у него дутый авторитет?

Обработка результатов: подсчитайте количество баллов за каждый вариант ответа.

1: да – 5, нет – 2

2: да – 0, нет – 5

3: да – 6, нет – 0

4: да – 5, нет – 0

5: да – 5, нет – 6

6: да – 5, нет – 0

7: да – 5, нет – 0

8: да – 0, нет – 5

9: да – 0, нет – 5

10: да – 5, нет – 0

11: да – 5, нет – 0

12: да – 5, нет – 0

13: да – 5, нет – 0

Интерпретация:

Если вы набрали 65-35 баллов : вы обладаете уникальными способностями влиять на других, изменять их, вы можете их чему-то научить, вам легко работать с людьми, советовать им, помогать им обрести душевное равновесие в трудных ситуациях, поддержать их. Но если вы слишком уверены в своих убеждениях, вы можете стать тираном.

Если вы набрали 30 – 0 баллов : к сожалению, вас мало в чем можно убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана, предусмотрена заранее. Иногда вы можете быть преувеличенно нерешительными, что зачастую мешает вам достигать своих целей, оказывать нужное влияние на окружающих людей.

Тест «Вы – лидер?»

Прочтите вопросы 1-10. Обведите пункты «а», «б» или «в». Будьте честными, насколько можете!

1. Вы группой обсуждаете проблему. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея окажется лучше, чем ваша?

а) встревожитесь;

б) смутитесь;

в) заинтересуетесь.

2. Вы группой разрабатываете сценарий школьного вечера. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?

а) ваши хуже;

б) ваши лучше;

в) ваши не хуже, но и необязательно лучше.

3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?

а) вас не слушают;

б) вас слушают, но им «слабо» понять;

в) вас обычно слушают и понимают.

4. Вы затратили на какое-то дело много времени. Но вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете делать?

а) будете обескуражены и все забросите;

б) оставите это дело и перейдете к другому;

в) закончите дело, потому что считаете это нужным.

5. Вам поручили совсем не «лидерское» задание при подготовке большого мероприятия. Как вы к этому отнесетесь?

а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера вы чувствуете себя неудобно;

б) не станете участвовать, если вас не назначат главным;

в) вы не против того, чтобы иной раз быть рядовым участником.

6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?

а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы ни на что не годитесь;

б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают;

в) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.

7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то задания, как вы будете вести дело?

а) предоставите большую часть работы другим;

б) все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно;

в) распределите отдельные поручения между всеми в соответствии с интересами и навыками каждого.

8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?

а) неловкость;

б) чувство своего превосходства или неполноценности;

в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…

а) недовольство собой;

в) стремление продвинуть дело.

10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как вам этого хотелось бы?

а) думаете о своих прошлых промахах и о том, что было бы, если бы…;

б) обвиняете во всем других;

Теперь подсчитайте количество ответов «а», «б», «в».

7 или больше «а» означают, что вам, для того, чтобы стать хорошим лидером, надо вырабатывать уверенность в себе.

7 или больше «б» показывают, что вам надо научиться больше доверять другим.

7 или больше «в» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и других. Ваше отношение к себе и другим позволяет вам быть хорошим лидером.

Если ваш результат на пригодность к лидерству не такой, как вы рассчитывали, попробуйте разобраться, почему. Когда-нибудь в жизни вам наверняка придется быть лидером. Если вы начнете вырабатывать в себе качества, необходимые лидеру, сейчас – это здорово поможет вам в будущем.

ТЕСТ «Умеете ли вы распределять свое время»

Инструкции к тесту: внимательно прочтите каждое утверждение и напишите цифру наиболее соответствующую правильному ответу: 1 – всегда, 2 – чаще всего, 3 – иногда, 4 – редко.

1. Мне хватает времени для себя, чтобы делать то, что доставляет мне удовольствие.

2. Я помню о сроках и планирую работу так, чтобы спокойно все успеть.

3. Я записываю определенные задачи, чтобы не сбиваться с намеченной цели.

4. Я пользуюсь календарем для записи встреч, сроков, дел, которые необходимо выполнить, и для заметок.

5. Я слежу за временем и на работе, и дома.

6. Я планирую свое время на неделю и/или на месяц.

7. Я пишу список ежедневных дел и заглядываю в него несколько раз в течение дня.

8. Я расставляю приоритеты в порядке важности дел и планирую время в соответствии с ними.

9. Я могу выкроить время, когда требуется дополнительно сделать что-то важное или срочное.

10. Я могу сказать «нет», если у меня мало времени.

11. Я стараюсь перекладывать ответственность на других, чтобы оставить больше времени для себя.

12. Я кладу вещи на своем столе и рабочем месте так, чтобы не создавалось беспорядка и неразберихи.

13. Я считаю, что низкоприоритетные дела легко исключить или переставить.

14. Я стараюсь все делать так, чтобы не переделывать.

15. Я стараюсь переставлять приоритеты как только они изменяются.

16. Я считаю, что стараться сделать все самому очень неэффективно.

17. Я считаю, что выявить источники проблем со временем совсем не трудно.

18. Я легко избавляюсь от ненужной бумажной работы.

19. Мои встречи и занятия эффективны и хорошо организованы.

20. Я знаю, на что способен и стараюсь не переоценивать свои силы.

21. Я легко приспосабливаюсь к изменениям моего расписания или рабочей нагрузки.

22. Я знаю, в чем заключаются мои обязанности и меру своей ответственности.

23. Стараюсь планировать наиболее трудную работу на самое производительное время.

24. Я стараюсь получить для принятия решений только необходимую информацию.

25. Я приступаю к новой работе только закончив предыдущую.

Результаты: 25-40 прекрасный распорядитель времени

41-55 хороший распорядитель времени

56-100 плохой распорядитель времени

Диагностический материал для работы вожатого в летнем оздоровительном лагере

Цель диагностики: определение индивидуальных особенностей воспитанников и выработка индивидуального подхода к каждому ребенку; выявление «трудных» детей и планирование коррекционной программы.

Цель: игра на внимание, на умение узнавать по голосу друг друга. Дети становятся в круг. Выбирается ведущий. Он становится в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ» Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Дети идут по кругу, передают «горячую картошку», «ледышку», «бабочку» (пантомимикой).

ИГРА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель: для сплочения группы детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.

Выбирается именинник. Все дети дарят ему « подарки» жестами и мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал - ли он кого - то и исправить это. Детям предлагается пофантазировать, при думать имениннику будущее.

ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»

Цель: игра служит своеобразным социометрическим срезом детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповое взаимодействие и взаимоотношение.

Обыгрывается ситуация: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет (для обыгрывания этой сцены из группы ребят выбирается тот, кто будет «фотографом»). Он должен задать семейные роли членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

ИГРА «ЗЕРКАЛО»

Цель: дать возможность проявить себя пассивным детям.

Выбирается один водящий, остальные дети - «зеркала», и они отражают

все его движения. Педагог следит за правильностью «отражения».

ИГРА «РАЗВЕДЧИКИ»

Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке (стулья можно заменить другими предметами). Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходит стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем «разведчиком» и «командиром» становятся другие дети.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧУВСТВОВАНИЕ»

В кругу, сидя на стульях. «Закрывайте глаза, возьмите соседей за руки. Внимание на ладонь соседа слева. Постарайтесь по моей команде «Начали» оценить свои ощущения. Не отрывая глаз, сосредоточится, и попытаться понять, какие чувства вызывают у вас прикосновения к руке соседа? Что вы можете сказать о его состоянии? Попробуйте это почувствовать. Начали! (время до 1 минуты) Стоп! Откройте глаза, опустите руки. Что вы можете сказать об ощущениях соседа? Что вы скажете о своих ощущениях?» (Идет вербализация ощущений).

Возможен вариант продолжения задания при условии, что большинство ребят справились с «чувствованием». Для этого нужно разбиться на пары и выполнить аналогичное задание. После выполнения задания - вербализация ощущений.

Очень важно уметь доверять человеку. Располагать уверенность в правильности его действий по отношению к вам. Относиться без пристрастия и подозрения. Именно это помогает найти совместное решение, избавляет от ненужных конфликтов.

УПРАЖНЕНИЕ «СЛЕПЕЦ И ПОВОДЫРЬ»

«Нужно выбрать каждому себе пару. Один из пары - слепец, другой поводырь. Тот, кто играет роль слепца, завязывает или закрывает глаза. Поводырь должен встать позади слепца и подавать команды, выбирать наиболее свободный путь слепцу, избегая при этом столкновения с другими парами. Поводырю нельзя повышать голос, нельзя грубо обращаться со слепцом, нельзя преднамеренно вести его на препятствия. Слепец должен выполнять команды, не открывать глаза и не снимать повязку.

Условия понятны? Разбились на пары. По моей команде «начали!» выполняем упражнение. По команде «Стоп» - заканчиваем».

После разового проигрывания ребята меняются ролями. Слепец становится поводырем, поводырь - слепцом. Далее следует провести вербализацию игровых ощущений, задавая вопросы

Какая из ролей тебе больше понравилась, почему?

Что ты чувствовал, когда играл роль?

Как, по-твоему, должен был сыграть твой партнер?

«Спасибо! Молодцы!

Теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы: «Сложно ли быть внимательным?», «Что нужно делать для того, чтобы быть внимательным?» (выслушать ответы детей). Хорошо, молодцы! А как вы думаете, сложно ли управлять своим вниманием? Давайте попробуем!»

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ»

«Сейчас я буду зачитывать вам текст. А вы попробуйте представить себе все то, о чем будет идти речь. Представлять нужно молча, не мешать соседям, не смеяться. Лучше всего устроиться поудобней и закрыть глаза. По моей команде «Начали!» выполняем упражнение».

1. Представьте себе белого, мягкого, пушистого кролика. Он сидит на травке и грызет морковку (пауза 10 секунд). Представили? А теперь не думайте о белом пушистом кролике. Нельзя думать о кролике!

2. А теперь представьте себе старую хромую обезьяну. Вот она идет по дороге и любуется спелыми гроздьями бананов (пауза 10 секунд).

Представили? А теперь не думайте о старой хромой обезьяне. Нельзя о ней думать!

3. Теперь попробуйте представить каменистую пустынную местность. Кругом растут кактусы. Неожиданно на дороге появляется страус. Он бежит быстро-быстро перебирая ногами и вытянув шею вперед (пауза 10 секунд). Представили? А теперь не думайте о страусе и кактусах! Нельзя о них думать!

4. Давайте представим картину с павлином (пауза 5 секунд). Вот павлин раскрывает свой хвост-веер, который начинает переливаться всеми цветами радуги (пауза 10 секунд). Представили? А теперь не думайте о павлине и о его хвосте. Нельзя думать об этом! (Пауза 10 секунд). Стоп! Закончили упражнение!

Вербализация игровых ощущений.

Кому и что именно удалось представить?

Что в представлении вызвало наибольшее затруднение?

Легко ли было думать о представленном после запрета?

Что удалось представить почти без усилий?

«Замечательно, молодцы! Ребята, а как вы думаете, легко ли представить себе то, чего никогда не видели, и чего на самом деле не бывает? (Выслушать возможные варианты детей). Давайте попробуем пофантазировать, представляя себе образы самых необычных цветов! Вот сейчас мы с вами попробуем пофантазировать, используя различные цвета».

УПРАЖНЕНИЕ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ФАНТАЗИЯ»

«Вы устроитесь поудобнее, закроете глаза, и по моей команде «Начали!», попробуете представить себе те цвета, которые я буду называть. Заменять один цвет другим нельзя. Попытайтесь выполнить точно. По команде «Стоп!», упражнение заканчивается».

«Представьте себе лес (пауза 5 секунд). Но лес не зелёный, а синий (пауза). На синих ветках растут зелёные шишки (пауза). А вот, по веткам скачет фиолетовая белка (пауза). Пристроилась фиолетовая белка на синей ветке и стала грызть зелёную шишку (пауза). Небо над лесом жёлтое, солнце -коричневое, облака - розовые (пауза).

Под небом красный луг (пауза)! А трава на лугу оранжевая (пауза). На оранжевом лугу пасётся голубая корова с жёлтыми рогами (пауза). Течёт зелёная рачка (пауза). Рыбы в воде - розовые (пауза). На дне растут красные водоросли в белый горошек (пауза). Представили? Стоп!

Вербализация ощущений: Что удалось представить?

Что представилось легче всего, что труднее?

Какой цвет для тебя был самым ярким?

Мы с вами говорили о доверии друг к другу. Когда мы с вами выполняли упражнение «Слепец и поводырь», Слепцу было важно доверять Поводырю. А Поводырю нужно было найти оптимальный и самый безопасный путь. А может ли случиться так, что многим людям придется одновременно отвечать за одного? Как вы думаете? (ответы детей). Может ли один человек доверять сразу многим? (ответы детей). Давайте попробуем в этом разобраться.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕВАЛЯШКА»

В кругу становится 10 - 12 человек. В центре круга - Неваляшка. Ребенку, который играет эту роль, завязывают глаза и говорят, что он не должен сходить с места в центре круга. Неваляшка очень устойчивая фигура, хотя и кренится в разные стороны. Задача ребят в кругу - поддерживать Неваляшку, не дать ей упасть, она «хрустальная», бережно подталкивая, передавать ее ребятам, стоящим в кругу. Лучше всего взять для роли Неваляшки замкнутого, неуверенного в себе ребенка. Возможно, тактильный контакт со сверстниками придаст ему уверенности в своих силах. В этом же упражнении можно увидеть возможного негативного лидера и предупредить его дальнейшие поступки. Как правило, такие дети особенно резко отталкивают от себя Неваляшку, пытаются ущипнуть, иногда даже ударить. Педагог должен внимательно наблюдать за ходом упражнения. В случае негативного лидера стоит предложить ему роль Неваляшки (чувственное отношение ребят из отряда к «хрустальной Неваляшке» поможет снять отрицательные эмоции). Упражнение повторить 3-4 раза. Вербализация ощущений.

Когда люди собираются вместе, чтобы выполнить какое-либо задание или придумать совместное интересное мероприятие, очень важно умение действовать сообща. Выполнять девиз: «Один за всех и все за одного». Порой это выполнить не просто. Трудно добиться слаженности действий. Получиться ли это у нас? Давайте поэкспериментируем.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕРКАЛО»

Выбирается пара. Один - Зеркало, другой - Отражение. Ребенок, который играет роль Зеркала, производит различные движения - поглаживает волосы, строит рожи, поправляет одежду. Задача Отражения - попытаться скопировать движения Зеркала как можно точнее. Затем ребята меняются ролями в паре. Упражнение проигрывается еще раз. Можно задействовать 2-3 пары. Вербализация ощущений.

Что получилось? Что - нет?

Кому было играть легче, почему? Хорошо, молодцы! Замечательно получилось!

Ребята показали нам Зеркало и Отражение. Эти роли выполняли определенные движения, не сходя с места.

Как вы думаете, легко ли согласовывать действия во время движения? Давайте это выясним.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ТЕНЬ»

Выбирается пара. Один из пары - Человек, другой - Тень. Человек движется по отрядной комнате, выполняя какие-либо движения. Задача Тени -стараться повторить их (тоже в движении) правильно. Затем смена ролей в паре. Упражнение выполняют 2-3 пары. Вербализация ощущений.

В заключение игрового тренинга ребятам можно предложить игры «Присядем отдохнуть», которая поможет корректировать слаженность совместного действия. Для этого ребята становятся в круг, в затылок друг другу. По команде «Начали!» ребята медленно, не торопясь, должны усадить себе на колени впереди стоящего. Если все это будет сделано правильно и слаженно, одновременно, то получится кольцо ребят, каждый из которых будет сидеть на коленях соседа. Можно даже поднять руки вверх и поаплодировать себе - вот какой дружный у нас отряд!

Подводя итоги, скажите ребятам, что в течение смены на подобных занятиях можно не только научиться взаимодействовать, но и лучше узнать себя, свои возможности, вспомнить правила этикета, общения.

После проведения игрового тренинга у ваших ребят положительное эмоциональное состояние? Они веселы и просят вас поиграть еще? Замечательно! Значит со своей ролью «Ведущего тренинга» вы справились на «отлично».

Тренинги и упражнения

«ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА»

Занятие направленно на коррекцию коммуникативной деятельности, включает систему упражнений помогающих разобраться в сущности взаимоотношений в отряде и откорректировать свое поведение каждому члену отряда в общей игровой, трудовой деятельности.

Занятие целесообразно начать с постановки целей и задач и сориентировать ребят на приложение максимума усилий для достижения этих целей и задач.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: добиться максимального сплочения данного детского коллектива, найти оптимальные способы взаимодействия каждого члена с коллективом в целом и с каждым в отдельности.

Это можно сделать в следующей форме:

Ведущий задает вопрос: «Ребята, как вы думаете, игра - это серьезное дело или детская забава?». Выслушав возможные ответы ребят, ведущий подводит ребят к выводу, что со стороны игра кажется детской забавой (даже такие серьезные игры, как съезды депутатов). Но, если сам участвуешь в игре, то ты обязательно чему-нибудь учишься (даже маленький ребенок, который играет в песочнице, учится «печь пироги», «водить машину», «воспитывать детей», но взрослым это кажется смешным) и понимаешь, что это серьезное дело. Сейчас мы будем с вами играть в разные игры, и смотрящим на нас со стороны будет казаться, что мы занимаемся бесполезным делом, но тот, кто участвует, будет знать, что он учится взаимодействию с коллективом и с каждым человеком в отдельности. Каждый участник сегодняшнего занятия будет максимально содействовать сплочению своего отряда в единый, сложено действующий организм, стремящийся к победе.

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ГОМЕОСТАТ» (групповая совместимость)

Само название подсказывает, что в ходе проведения упражнения можно увидеть уровень групповой совместимости участников занятия, личностные взаимодействия ребят.

Важно психологически и эмоционально настроить ребят на необходимость достижения поставленной игровой задачи.

Ребята рассаживаются в круг. Каждый сжимает пальцы в кулак и по команде ведущего «выбрасывает» какое-то количество пальцев. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники, не договариваясь «выбросили» одно и тоже число пальцев (лучше всего провести не более трех попыток). Запрещено договариваться, перемигиваться и т.д. Для оценки обстановки участники фиксируют положение своих растопыренных пальцев.

Скорее всего, ребятам не удастся добиться того, чтобы все «выбросили» одинаковое количество пальцев. Тогда ведущий акцентирует внимание участников на необходимости создания из разрозненных личностей, оказавшихся в одной группе, настоящего коллектива с едиными целями, когда множество отдельных людей действуют как единое целое. Потому что, только в этом сокрыты потенциальные возможности достижения победы.

Для того чтобы максимально сосредоточить внимание ребят на занятии, отвлечь их от мыслей о том, что не касается игрового занятия и сконцентрировать внимание участников на ведущем (особенно, если ведущим является один из ребят), проводится следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «СОНОСКОП»

Участники игры закрывают глаза. Ведущий стучит карандашом по разным предметам. Задача ребят: догадаться (не открывая глаз) по каким предметам стучит ведущий и правильно назвать их.

Следующее упражнение направленно на то, что бы выяснить творческие возможности участников. Определить их оригинальность, побудить индивидуально каждого принимать участие в игровом действии. Упражнение представляет своеобразный наглядный показ потенциальных творческих возможностей ребят.

УПРАЖНЕНИЕ 3. «ПРЕВРАЩЕНИЯ»

В руках искусного артиста самый простой предмет может преобразиться и стать совсем не тем, чем он может показаться на первый взгляд. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что это за предмет, можно и пантомимой, жестами и движениями, имитируя действия с ним. Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги - зеркалом, носовой платок - листом бумаги, подушкой или салфеткой. И все это - без единого слова. Итак, искусство пантомимы. Ведущий берет в руки какой-то предмет, в его руках он превращается в нечто совсем иное, после манипуляций ведущего, когда всем становится ясно, во что же превратился этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему участнику. Получив предмет, этот новый участник превращает его в нечто совсем-совсем другое и производит при этом соответствующие манипуляции, чтобы зрители могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет путешествует от одного участника к другому и постоянно меняет свою сущность. И все это без единого слова. И так, ведущий выбирает предмет и начинает его превращать. Он передает его по кругу так, чтобы волшебниками стали все. Заботился о том, чтобы ваша пантомима была понятна и интересна.

Последующий блок игр направлен на воплощение в жизнь основной цели нашего игрового занятия. Переходя к этой части занятия важно заинтересовать ребят в необходимости активно участвовать всем ребятам в каждом упражнении.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ХЛОПКИ»

При выполнении этого упражнения ребята должны быть предельно внимательными, следить за действиями друг друга и самим вовремя включаться в игру.

Участники становятся в круг. Выбирается водящий (его может указать ведущий занятия). По команде водящего стоящий слева от него должен хлопнуть в ладоши, стоящий слева от него, по очереди тоже хлопают по одному разу. Таким образом, хлопки передаются по кругу, по часовой стрелке. В любое время водящий может скомандовать «хоп». С этого момента направление хлопков должно поменяться, т.е. следующий должен хлопать не участник стоящий слева, а стоящий справа. Таким образом - водящий задает и изменяет направление хлопков по кругу. Участник вовремя не хлопнувший в ладоши становится водящим.

Это упражнение дало нам возможность наглядно увидеть как важно участие каждого члена отряда в общем деле. И если один не выполнил своего задания, то сбивается и ритм работы твоего отряда.

Итак, продолжим наше занятие и выполним следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 5. «НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ»

Руководитель занятия делит отряд на две равные группы. Одна и другая группа становятся в две шеренги напротив друг друга, разбившись на пары.

Стоящие во второй шеренге рисуют на спине своего партнера некоторый образ, например кораблик или самолет. Стоящий впереди должен определить, что нарисовано у него на спине.

Вербализируя игровые моменты, партнеры выясняют, что было нарисовано, и была ли "картинка" угадана.

Это упражнение является демонстрацией тактильного контакта двух

людей. Не всегда легко было угадать, что у тебя нарисовано на спине. В тактильном контакте может участвовать и целая группа людей.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ТАКТИЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ»

Все ребята становятся в круг. Ведущий занятия выбирает «передатчика», а стоящий слева от него будет «приемником». Все берутся за руки. «Передатчик» пожимает руку «приемнику» с определенной последовательностью, например: два пожатия и длинный интервал между ними. Затем «приемник» становится «передатчиком» и передает этот импульс слева стоящему игроку - «приемнику» и т.д. Импульс постепенно передается по часовой стрелке. Когда он возвращается к первому «передатчику», то он определяет правильность импульса.

Скорее всего, импульс придет в искаженном виде (упражнение можно повторить несколько раз, изменяя передаваемый импульс). После проведения данного упражнения важно вербализировать его результаты и акцентировать внимание на том, что импульс, прошедший через несколько участников исказился. Когда кто-то из отряда, получив задание, начинает передавать его другому и тот в свою очередь следующему, то результат задания, как правило, будет отличаться от ожидаемого. Поэтому важно, получив какое-то задание, выполнять его самому, а не передавать другому.

В конце игрового занятия можно, предварительно психологически настроив ребят, провести повторно упражнение «Гомеостат» для выяснения повышения уровня групповой психологической совместимости ребят. Если игровое занятие проведено ведущим достаточно динамично и на высоком эмоциональном уровне, если присутствует заинтересованность ребят в достижении основной цели данного занятия, то результат упражнения «Гомеостат» может оказаться просто ошеломляющим для ребят - на счет «три» все ребята выбросят одинаковое количество пальцев с первой попытки.

Тема: Общение. Умение вступать в контакт.

Цель: в первые дни лагерной жизни познакомить детей друг с другом.

Создать доброжелательную атмосферу в отряде;

Обеспечить контакт и взаимодействие всех детей друг с другом;

Побудить детей к высказыванию своих мыслей;

Дать возможность детям познакомиться и пообщаться друг с другом.

Упражнение «Улыбка».

Цель: создание доброжелательной атмосферы.

Инструкция: передать друг другу улыбку.

Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить детей друг с другом; дать возможность детям осознать себя частью одного общества.

Материалы: цветные карандаши и листы бумаги для каждого ребенка, булавки.

Инструкция: детям предлагается на листках бумаги написать свое имя и нарисовать свой символ. Затем они должны объединиться в пары и попытаться найти что-нибудь общее в своих символах. Можно придумать историю, из-за которой эти символы могут быть объединены.

Упражнение «Если бы я был бы вожатым то…»

Цель: побудить детей к высказыванию своих мыслей.

Инструкция: каждый по кругу продолжает данную фразу.

Упражнение «Друг к дружке»

Цель: обеспечить возможность контакта и взаимодействия всех детей друг с другом.

Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Сейчас у вас пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Будьте внимательны, когда я крикну: «Друг к дружке!» вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и дотрагиваться друг к другу теми частями тела, которые я буду называть. Итак, «Друг к дружке! Пятка к пятке!»

Правая рука к правой руке,

Нос к носу,

Спина к спине,

Ухо к уху,

Бедро к бедру.

Рефлексия: Каждый по кругу отвечает на вопросы: что понравилось на занятии, что нет? Какое у него настроение?


Похожая информация.


Что заставляет вас отправляться в дальнюю дорогу? Те, кто в детстве "побывал" -в Индии, зачитываясь Киплингом, или вместе с героями Жюля Верна "совершил" кругосветное путешествие, не могут все время сидеть на одном месте. И, повзрослев, они стремятся


Как вы обычно (чаще всего) слушаете собеседника? Ответьте, пожалуйста, ДА или НЕТ.


Выясните это посредством теста!


Узнайте, рассеяный ли вы человек!


Есть люди весьма благоразумные, они любят комфорт, прежде чем что-то сделать, подумают не один раз. Другие мчатся по жизни сломя голову: им все нипочем! Они могут рискнуть всем, даже если успех предприятия не гарантирован. А к какой категории относит


Необходимо определить формальную правильность того или иного логического умозаключения на основе определенного утверждения (или ряда утверждений). Реальная действительность не играет при этом никакой роли (это немного усложняет тест, поскольку содерж


Большинство из нас в состоянии оценить степень своей активности и проявлять ее в соответствии с собственной оценкой. В то же время есть много людей, которые наделены природой большой активностью, но не реализуют ее и не знают о ее существовании!


Узнайте - все ли в порядке у вас с вашим душевным здоровьем?


Вы считаете, что фильм "Невезучие" - это про Вас, или что нет на целом свете второй такой умной и привлекательной дамы? Этот тест поможет Вам узнать, нет ли у Вас проблем с самооценкой.


На каждый из нескольких вопросов, которые мы вам предлагаем, есть три возможных ответа. Выберите один из них.


Существуют люди, для которых безвыходных положений не существует. Хитрец знает тысячу способов, чтобы добиться своего. А вы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно всего лишь ответить на вопросы нашего теста.


Вы надежный человек? Или же на Вас не всегда можно положиться, Вы несколько, как говорится эгоистичны?


Сможете ли Вы поставить на карту все и рискнуть, или Вы предпочитаете просчитать последствия своих поступков и действовать не спеша и осторожно.


Согласно популярному стереотипу, женщина - это существо воздушное, мягкое, впечатлительное, чуткое. Мужчина же - сильный, решительный, умный. Между тем в жизни бывает по-разному, и с каждым днем все труднее и труднее встретить так называемого "настоя


Ответьте "ДА" или "НЕТ" на утверждения.


Данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот.



Еще один хороший повод для улыбки... и даже если вы исколесили просторы Интернета вдоль и поперек - обязательно тестируйтесь, этот тест тем более для вас!


Проверьте, успеваете ли Вы шагать в ногу со временем. Представления о жизни меняются, но какие-то вечные ценности все же остаются. Вы не знаете, как строить отношения с коллегами и близкими, значит, этот тест -для Вас.


Ответьте "да" или "нет" на следующие вопросы.


Как высоко вы цените себя? Пройдите этот тест чтобы выяснить это!


Вы познакомились с мужчиной. Как Вы себя ведете с ним? Вы будете тщательно выстраивать Ваши отношения или не дадите возможности им развиться? Настала пора разобраться в себе и, быть может, что-нибудь изменить.


Стрессы, постоянные перегрузки часто называют "болезнью века". Многие из нас замечают, что становятся все более раздражительны, вспыльчивы, нервозны... Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важны


Этот тест составлен несколько лет назад группой американских психологов и социологов. Вопросы его совсем просты, а результаты, которые вы получите, достоверны. Эти результаты составляют целую шкалу: начиная с болезненного пессимизма и кончая безграни


Нам редко удается взглянуть на себя "со стороны", а ведь у каждого существует излюбленная манера общения - то, что обычно называют стилем. Ваш стиль общения поможет определить данный тест.


Некоторые любят петь. Другие могут целыми днями слушать музыку. Такие люди обычно тонко чувствуют все, что происходит вокруг. Проще говоря, они любят красоту. Для них искусство - украшение жизни. А есть люди, для которых область искусства - что-то со


Хорошая ли вы жена для своего мужа? Определите это при помощи теста!

Анкетирование.

а) восторженное, активное

б) радостное, теплое

в) светлое, приятное

г) спокойное, ровное

д) грустное, печальное

е) тревожное, тоскливое

6. Что ты ждешь от лагеря? (

а) найти друзей

в) укрепить свое здоровье

г) лучше узнать и понять себя

Методика «Дерево»

Условные обозначения:

· красный цвет ("К") – 1 й вариант;

· синий ("С") – 2 й вариант;

· зеленый ("З") – 3 й вариант;

· желтый ("Ж") - 4 й вариант.

1.Я в лагере для того, чтобы:

"К" - отдохнуть;

"К" - старшего друга;

"С" - командира;

"З" - организатора всех дел;

"К" - девчонки и мальчишки;

"С" - воспитатели;

"Ж" - никак не могу понять.

"З" - заниматься спортом;


Анкета "Цветок"

Анкета "Я выбираю…"

1. Мастерская творческих игр.

5. Театральная мастерская.

6. Салон красоты.

7. Природа и искусство.

8. Изомастерская.

10. Мастерская песни.

Познай себя

Методика "Самый-самый"

Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять), вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.

Обработка результатов: линия посередине или выше середины говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия – завышенная самооценка, слитком низкая – заниженная.

Анкета "Самооценка"

1. За что тебя хвалят воспитатели?

2. За что тебя любят родители?

3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?

4. Какие положительные качества присущи тебе?

5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?

6. На какие недостатки указывают воспитатели?

7. На какие недостатки обращают внимание родители?

8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?

Анкета "Кто ты?"

Инструкция:

Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.

1. Уважаешь ли ты дружбу?

2. Привлекает ли тебя что-то новое?

3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?

4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?

5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?

6. Коллекционируешь ли что-нибудь?

7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?

8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?

Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6.

Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8.

Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.

Свыше 6 очков:

Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.

От 3 до 6 очков:

Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.

Менее 3 очков:

Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.

Рисуночный тест "Какой я?"


Интерпретация результатов:

Инструкция: «Посмотрите на следующие фигуры: Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это - я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1.

Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).

После выполнения задания педагог информирует детей о том, фигура, которая выбрана первой - это основная фигура. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.

Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Круги:

Это чувствительные, мягкие люди, не любят ссориться,

Хотят, чтобы всем было хорошо,

Умеют сопереживать, сочувствовать другим,

- им необходимо научиться отстаивать свою точку зрения.

Треугольники:

Упорные, энергичные,

Уверены в себе,

Хотят быть первыми во всем,

Любят рисковать,

- необходимо научиться прислушиваться к мнению других .

Квадраты:

Упорны, умеют доводить начатое до конца,

Терпеливы, пунктуальны, аккуратны,

Во всем любят порядок,

Любят планировать любое дело,

- необходимо научиться быть более эмоциональными .

Зигзаг:

Творческие, независимые,

видят необычное, новое в будничном, привычном,

любят мечтать,

любят разнообразие,

- нужно научиться доводить начатое дело до конца.

Прямоугольники

Любознательные;

Открыты и легко усваивают новые идеи, ценности, способы мышления и жизни;

Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы;

В поведении быстрые, крутые, непоследовательны и непредсказуемы;

Имеют, как правило, низкую самооценку

-необходимо научиться быть менее доверчивым, внушаемым, избегать манипулирования другими

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (основной период)

Мониторинг – карта

Заполни карту:

Отряд ______________________ дата

1. Что случилось? (положительное).

2. Что не получилось? (негативное).

3. Предложение.

4. Настроение.

5. Выводы.

Выносим благодарность:

Условная оценка степени развития коллектива на сегодня по мониторингу: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел".

Какой у нас коллектив?

Рисунок - образ

Какой образ возникает у тебя, когда ты думаешь о своем коллективе.

Нарисуй (или опишисловами), что представляет собой ваш коллектив.

Рисунок - символ

"Когда я думаю о моем отряде, выражение моего лица становится ________ __________________________ таким ________________________________" (нарисовать).

Методика "Аналогия"

Для определения характеристики детского коллектива много может дать игра в аналогии. Группа сравнивает себя с каким-либо предметом (корабль, школьный звонок, дерево и т. д.)

Например: "Это красивый корабль, он идет верным курсом";

"Это ненадежный звонок. Он звонит то тихо, то громко и чаще всего не вовремя".

Организаторы игры заранее подбирают небольшое количество "подсказок" - составляют список предметов и их описание в распространенном "художественном", образном варианте.

Для успеха и результативности этой игры важно учитывать поведение, настрой, скорость реакции, творческое воображение организаторов и ведущего.

РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (заключительный период)

Форма индивидуального соревнования, где каждый не столько сравнивается с другими участниками, сколько работает на развитие собственной личности. Рейтинг определяется ежедневно на вечернем круге, где каждому члену группы выставляется не более трех и не менее одного знака - символа (кружок или квадрат) по итогам работы дня.

· желтый – лидерство;

· красный – активность;

· зеленый – творчество;

· оранжевый – инициатор идей;

· синий – трудолюбие, дисциплинированность;

· черный – нарушение законов жизни в лагере.

I ступень - "Искатель"

II ступень - "Исследователь"

III ступень - "Первооткрыватель"

Каждая ступень роста предполагает определенную степень поощрения участников группы.

Методика "Согласен – не согласен"

Задание: подчеркни те варианты ответов, которые совпадают с твоим мнением.

Мне понравилось в моем отряде, потому что:

· здесь мои друзья;

· мы организовывали различные полезные дела;

· у нас был хороший руководитель;

· в отряде каждого уважали и ценили;

· у нас была красивая форма и интересные значки;

· мы помогали младшим и старшим;

· в отряде никого не обижали;

· здесь я многое узнал(а), многому научился(ась).

Обработка: качественный анализ ответов поможет определить степень удовлетворенности каждого ребенка пребыванием в лагере в составе данного отряда.

Методика "Поляна цветов"

В отрядном уголке крепятся кружки с именами и фамилиями детей. За каждое участие в жизни лагеря или отряда ребенок награждается одним лепестком, который крепится к кружочку. Таким образом, к концу смены в уголке вырастает поляна цветов.

Ребенок, у которого в цветке окажется больше всего лепестков, выдвигается на торжественное награждение на лагерной линейке в конце смены.

Дети, имеющие меньшее количество заработанных лепестков, награждаются поощрительными грамотами и подарками внутри отряда.

Лекция 5: «Диагностические методике в ДОЛ»

Кратковременность лагерной смены делает незаменимой педагогическую диагностику, которая способствует быстрому получению информации о воспитанниках, выявлению способностей, склонностей, интересов детей, а также с целью предотвращения конфликтов и коррекции поведения.

Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о сво­их непосредственных воспитанниках в рамках кратковременного пребывания разновозрастного коллектива. Учитывая ограниченность времени лагерной смены, рекомендуется использовать приемы экспресс-диагностики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализиро­вать ее.

Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, провести педагогическую ди­агностику личности детей, с которыми ему предстоит вме­сте прожить летнюю смену в лагере.

Проводя педагогическую диагностику, нуж­но неукоснительно следо­вать ряду правил:

1.Соблюдение скрытой педагогической позиции по от­ношению к детям, о которых хотите получить педаго­гически значимую информацию.

2.Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы.

3.При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.

4. Необходимо создавать условия максимально возмож­ной автономности воспитанника во время его диагностиро­вания, сохранение анонимности полученных по­казателей

Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведени­ем, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.

Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:

Простота проведения и обработки результатов исследования;

Непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;

Наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).

В пособии представлены диагностические мероприятия, направленные на изучение детского коллектива на разных этапах лагерной смены. Диагностика может проводиться в индивидуальной, групповой форме.

Возможно использование представленного диагностического материала в работе с классным коллективом.

РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (организационный период)

Анкетирование.

Имя, фамилия____________________ Возраст____________

1. Бывал(а) ли ты в других лагерях, если да, то, что тебе в них понравилось, а что нет?

2. С каким настроением ты приехал(а) в лагерь

а) восторженное, активное

б) радостное, теплое

в) светлое, приятное

г) спокойное, ровное

д) грустное, печальное

е) тревожное, тоскливое

ж) состояние крайней неудовлетворенности

3. В каких мероприятиях лагеря ты хотел(а) бы участвовать?.

4. Какие у тебя интересы, увлечения, хобби?

5. Какие кружки ты хотел(а) бы посещать в лагере?

6. Что ты ждешь от лагеря? (отметить нужное, может быть несколько вариантов)

а) найти друзей

б) приобрести новые знания, умения

в) укрепить свое здоровье

г) лучше узнать и понять себя

д) просто отдохнуть, весело провести время

Методика «Дерево» также может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки.

Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.

Инструкция дается в следующей форме: « Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 - общительность, дружескую поддержку.

№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 - мотивация на развлечения.

№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 - отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию

№ 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Живая анкета "Давайте познакомимся!"

Цель: диагностика интересов и потребностей детей.

Подготовка: определить людей-счетчиков, объяснить правила живой анкеты – каждый должен из предложенных 4 вариантов выбрать один.

Условные обозначения:

· красный цвет ("К") – 1 й вариант;

· синий ("С") – 2 й вариант;

· зеленый ("З") – 3 й вариант;

· желтый ("Ж") - 4 й вариант.

Необходима группа наблюдателей за эмоциональной реакцией ребят в ходе игры.

1.Я в лагере для того, чтобы:

"К" - отдохнуть;

"С" - найти себе новых друзей;

"З" - научиться чему-либо новому;

"Ж" - потому что так получилось.

2. Воспитателя представляю как:

"К" - старшего друга;

"С" - командира;

"З" - организатора всех дел;

"Ж" - консультанта, советчика в трудных ситуациях.

3. В моем отряде мне нравится:

"К" - девчонки и мальчишки;

"С" - воспитатели;

"З" - то, что не скучно, всегда что-то делаем;

"Ж" - никак не могу понять.

4. Мое самое любимое занятие - это:

"С" - петь, танцевать, слушать музыку;

"З" - заниматься спортом;

"Ж" - что-то мастерить своими руками.

5. Мои первые впечатления о лагере:

"К" - мне здесь очень нравится;

"С" - все хорошо, но скучаю по дому;

"З" - здесь есть чем заниматься;

"Ж" - нормально, могло быть и лучше.

6. Каким должно быть наш лагерь?

"К" - без разницы, я не думал об этом;

"С" – каждый отряд живет и работает сам по себе, когда нужно встретимся.

"З" – жизнь в лагере должна быть дружной и веселой, для этого нужны интересные дела для всех;

"Ж" - разнообразной, где каждый смог бы выбрать дело по душе, независимо от того, кто из какого объединения.


Анкета "Цветок"

На обратной стороне лепестков цветка напиши ответы на заданные вопросы

Анкета "Я выбираю…"

Для выбора детям предлагается список творческих мастерских, имеющихся в лагере. Подчеркни, в каких мастерских ты бы хотел заниматься в эту лагерную смену:

1. Мастерская творческих игр.

2. Мастерская "Познай самого себя"

3. Мастерская развивающих игр.

4. Мастерская шахматной задачи.

5. Театральная мастерская.

6. Салон красоты.

7. Природа и искусство.

8. Изомастерская.

9. Мастерская "Чудеса из бумаги".

10. Мастерская песни.

Солнышко

Один человек становится в центре круга и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После того человек, стоящий в центре, может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят (особенно руководитель игры) реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Кто я?

Это игра проводится в уже сформировавшемся коллективе среди уже хорошо известных друг другу ребят. Играющие рассаживаются, образуя круг. Выбирается водящий, который выходит из комнаты.

После этого выбирается какой-то участник. Водящий заходит и задает вопросы: «На какое животное похож этот человек? На какой цветок? дерево? машину?» и т. д. Играющие отвечают, высказывая свое мнение. Задача водящего — отгадать, кого загадали. Если он не отгадывает, то продолжает задавать вопросы, если отгадывает, то садится в круг, а тот участник, которого загадывали, становится водящим, выходит из комнаты, и игра продолжается.

В ходе этой игры ребята узнают, как к ним относятся те или иные люди, что о них думают, и делают соответствующие выводы о себе и для себя, для последующих взаимоотношений с людьми, происходит раскрепощение застенчивых ребят.

По одежке встречают

Каждый раз при встрече нового человека у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно безошибочно. В этой игре дети делятся своими впечатлениями друг о друге. Каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто я?» Задача ребят — написать 10 пунктов, отвечая на вопрос за того человека, чье имя на карточке. Никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываются на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет написано и разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написаны ответы от его имени. Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска «своего портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?

2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

«Огонек» прощания

На данном мероприятии подводятся итоги отрядной работы, формальные итоги: определяется самый лучший спортсмен, самый аккуратный и т. д. Итоги такого рода можно подвести в форме «Гиннесс-шоу». (Возможные номинации: самый быстрый, самый ловкий, самый маленький (высокий), самый большой размер стопы, самая стройная, самый шустрый, самый голодный, самый вежливый, веселый и т. д.).

Можно провести итоговые анкеты, в которых дети отмечают изменения в них самих, выражают пожелания на будущее, отмечают наиболее яркие события смены и т. п.

В заключительном периоде обязательным является проведение мероприятия «Закрытие смены», к которому должны старательно готовиться все дети. (Сценарий закрытия смены смотрите в практической части.)

А) Организационный;

В) Подготовительный;

С) Заключительный;

    К каким из ниже перечисленных тренингов относится тренинг «Клоун»?

А) Тренинг на доверие;

В) Тренинг на сплочение;

С) Тренинг на выявление лидеров;

    Какие из нижеперечисленных игр, относятся к играм на знакомство?

А) «Арам-шим-шим», «Пулеметы», «Бутерброд»;

В) «Символ имени», «Снежный ком», «Полина.Пицца.Прага»;

С) «Бони», «Цифры Чингисхана», «Едем заграницу»;

    Разрешается ли в лагере курить?

А) Да, если родители разрешают;

В) Да, если родители разрешают, и вожатые об этом знают;

С) Нет, это запрещено;

    Снайпер, футбол, волейбол - к какому виду игр относятся все вышеперечисленные игры?

А) Игры на вторичное знакомство;

В) Игры на поднятие эмоционального фона;

С) Подвижные игры;

    Какие из нижеперечисленных игр, относятся к играм на внимание?

А) «Символ имени», «Снежный ком», «Полина.Пицца.Прага»;

В) «Бони», «Цифры Чингисхана», «Едем заграницу»;

С) «Арам-шим-шим», «Пулеметы», «Бутерброд»;

    Беседуя с родителями в родительский день вожатый не забудет рассказать (выберете нужное):

А) О неудачах ребенка;

В) О маленьких победах ребенка;

С) Об отношениях с противоположным полом;

    Как быть, если часть детей не хочет идти на дискотеку?

А) Разделить сферы деятельности вожатых;

В) Все должны идти на дискотеку;

С) Все остаются в корпусе;

    Какие из нижеперечисленных игр, относятся к играм с залом?

А) «Бони», «Цифры Чингисхана», «Едем заграницу»;

В) «Арам-шим-шим», «Пулеметы», «Бутерброд»;

С) «Символ имени», «Снежный ком», «Полина.Пицца.Прага»;

    Есть ли определенное рабочее место у вожатых во время купания детей?

А) Все вожатые находятся на берегу и наблюдают за детьми;

В) Один вожатый на берегу, другой – в воде.

С) Все вожатые в воде;

    Какие существуют ритуалы завершения дня?

А) Бодрячок, азбука настроения, огонек знакомств;

В) Азбука настроения, вечерний огонек, ПГС;

С) ПГС, бодрячок, огонек знакомств;

    Укажите разделы отрядного «уголка», наиболее актуальные в середине смены:

А) Список отряда, договор-соглашение, адресная книга;

В) План-сетка, дни рождения, законы и традиции лагеря;

С) Достижения, объявления план-сетка;

    Укажите основные показатели при выборе упражнений для вашего отряда:

А) Эмоциональное состояние, присутствие более 10 человек;

В) Достаточное пространство, физическая подготовка участников;

С) Свободное время, стадия развития коллектива;

    Для детей, какого возраста наиболее эффективными являются подвижные игры, игры-соревнования с ограниченной физической нагрузкой:

А) 6- 8 лет;

В) 15-17 лет;

С) 10-12 лет;

    Основные составляющие имиджа вожатого:

А) Визуальный образ (мимика, пластика, одежда, прическа)

С) Внешний образ (красота, параметры тела).

    В чем главное отличие игра на «первичное» знакомство от игр на «вторичное» знакомство?

А) Игры на «первичное» знакомство подразумевают знакомство по именам, а игры на «вторичное» знакомство – знакомство с интересами и увлечениями друг друга;

В) Игры на «первичное» знакомство – человек сам называет свое имя, игры на «вторичное» знакомство – другой человек называет твое имя;

С) В игры на «первичное» знакомство можно играть только а орг.период, а в игры на «вторичное» знакомство – в основной период;

    Поставьте цель и задачи на первый день смены

А) Цель – адаптация, задачи: познакомиться, обеспечить бытовой комфорт, сформировать нормы отряда;

В) Цель – формирование норм отряда, задачи; адаптироваться к новой обстановке, познакомиться, обеспечить бытовой комфорт;

С) Цель – знакомство, задачи: адаптироваться к новой обстановке, обеспечить бытовой комфорт, сформировать нормы отряда;

    Что подразумевается под «Едиными педагогическими требованиями»?

А) Свод законов и традиций;

В) Принципы и правила, которые вожатые предъявляют детям;

С) Принципы, правила, образ действий, которые вожатые предъявляют себе, вожатскому отряду и детям;

    О каком возрасте идет речь? Главная их особенность: они считают себя взрослыми. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.

А) 16-17 лет;

В) 11-12 лет;

С) 14-15 лет;

    Соотнесите ведущую деятельность с соответствующим возрастом:

10 – 12 лет

освоение внешнего рисунка взрослой деятельности, поведения, общения, знаковых форм взрослости. Стремление к самоутверждению в роли взрослого.

13 – 15 лет

интенсивное формирование познавательной, развитие коммуникативной деятельности

16 – 18 лет

половое созревание, внешнее проявление взрослости, стремление к самостоятельности, неуемная фантазия