Психологические online-тесты. Психологическая реабилитация после инсульта

анонимно , Женщина, 62 года

Здравствуйте, у моей бабушки случился инсульт 5 дней назад,она просто упала, ей вызвали скорую и оказали своевременную помощь. МРТ показал что инсульт задел речевую зону.В первый день после инсульта парализовало правую сторону,сейчас она уже двигается и даже встаёт, но у неё перекосило рот и речь вообще отсутствует.Она все понимает и выполняет команды,которые просит врач.Но иногда когда родственники с ней разговаривают,складывается впечатление, что она не понимает,и находится в своём мире,конечно прошло ещё совсем мало времени,но хотелось бы у Вас узнать,возможно ли будет восстановить речь и понимание, и приблизительно в какое время это начнёт восстанавливаться?Мы очень передиваем за нее.Хотелось бы добавить,что после стационара её отправляют в реабилитационный центр,на восстановление. Заранее благодарю за ответ

Здравствуйте. Нарушение, при котором понимание речи, в основном, сохранно, а вот самостоятельная речь отсутствует, называется моторная афазия. В первые дни невозможно предсказать, с какой скоростью будет восстанавливаться речь, и насколько полно она восстановится. Первые 21 день называются острым периодом инсульта. Главной задачей проводимого сейчас лечения является стабилизация состояния. Основной процесс восстановления нарушенных функций (в Вашем случае – речи) происходит во время восстановительного периода. Он начинается с четвертой недели после возникновения инсульта и длится от 1 до 2 лет. Но обычно уже в больнице начинаются мероприятия по ранней реабилитации. Основной метод восстановления речи – занятия с логопедом – афазиологом. Надеюсь, что такие занятия скоро у Вас начнутся. Поинтересуйтесь об этом у лечащего врача. Но имейте в виду, что только занятий с врачом – недостаточно. Если Вы заинтересованы в восстановлении, то должны будете заниматься с ней сами ежедневно в течение длительного времени. А как построить занятия, какие конкретные упражнения нужно делать – это спрашивайте у специалиста афазиолога. Причем невозможно получить рекомендации сразу на весь период восстановления, нужно наблюдение специалиста. А сейчас постарайтесь не акцентировать внимания больного на его дефекте, так как часто люди очень болезненно переживают невозможность говорить. Тем не менее вовлекайте её в разговор, просите её кивнуть, повторить простые слова, попросите её подпеть Вам какую - нибудь простую песню (…маленькой ёлочке…), попытайтесь, чтобы она закончила фразу, используя всем известные поговорки (без труда не вытащишь и рыбку из …???). Обязательно обговаривайте все, что вы делаете рядом с ней, не молчите.(«Сейчас будем пить чай, тебе положить сахар?» – подождите ответа, попросите повторить за вами « да»). Если не получается, не задерживайтесь на этом, ведите разговор дальше, «как ни в чем не бывало» Надеюсь, что восстановление у Вас пойдет быстро. Если вдруг Вы не будете знать, что конкретно делать – свяжитесь со мной через сайт. Учтите, что это не консультация, а моё мнение по Вашему письму. С уважением Николай Николаевич

анонимно

Спасибо большое за вашу консультацию!

Консультация врача-невролога на тему «Постинсультное состояние» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Невролог, анестезиолог-реаниматолог, реабилитолог.

Основное направление деятельности - инсульт: лечение, восстановление двигательных и речевых нарушений, консультации по уходу за тяжелыми больными, психологическая помощь больным и их близким.

C 1997 года, первым в Нижегородской области, стал работать врачом нейро-реаниматологом палаты интенсивной терапии, а затем, отделения реанимации для больных с ОНМК. Неоднократно проходил обучение на курсах повышения квалификации, в том числе по теме "Новые технологии диагностики, лечения и профилактики инсульта".

Одновременно работал над реабилитацией двигательных и речевых нарушений после инсульта, организовал и руководил "Службой реабилитации доктора Жулова", в рамках которой проводил как административную и лечебную работу, так и обучение персонала методикам и технологиям восстановительного лечения.

С 2012 года является исполнительным директором Нижегородского отделения Межрегионального общественного фонда помощи родственникам больных с инсультом "ОРБИ". В рамках работы фонда проводит лекции для младшего и среднего персонала отделений для пациентов с ОНМК и для родственников больных по темам, связанным с уходом, восстановительным лечением, профилактикой инсульта.

В настоящее время продолжает работать как в качестве нейро-реаниматолога, так и в качестве специалиста по реабилитации больных с инсультом.

Психоэмоциональные расстройства при инсульте

Эффективные реабилитационные мероприятия при инсульте будут способствовать формированию адекватного отношения больного к себе, болезни, здоровью, стабилизируют и в конечном итоге улучшат его психоэмоциональное состояние. Это позволит достигнуть позиции сотрудничества с больным, принятия им личной ответственности за выполнение рекомендаций и назначений врача. Таким образом повысится уровень мотивации больного в восстановлении собственного здоровья.

В остром периоде заболевания у перенесших инсульт на первый план выступают общемозговые симптомы, проявляющиеся в:

— общей заторможенности

— сонливости

— отвлекаемости

— быстро наступающей истощаемости психической деятельности,

— нарастании утомления в конце задания

— отсутствии интереса к результатам

— отказе от дальнейшего обследования.

Психоэмоциональные нарушения при инсульте могут быть обусловлены как реакцией личности на болезнь, так и специфическими симптомами, зависящими от:

— локализации очага поражения

— обширности очага поражения

— давности заболевания

— сопутствующих заболеваний

— наличия инсультов в прошлом.

При поражении правого полушария головного мозга эмоциональные нарушения выражены ярче, чем при поражении левого. Они могут выражаться в беспричинной эйфории, индифферентном настроении, частом смехе, неспособности к эмоциональному контролю, нарушении субъективной оценки эмоций, легкомыслии, недооценки тяжести заболевания, беспечности, безынициативности, расторможенности вплоть до нетактичности, отвлекаемости и многоречивости. С такими больными необходима упорная работа, на первых этапах требуется постоянная стимуляция извне.

При поражении левого полушария больные беспокойны, озабочены, пессимистично настроены, часто плачут. Однако у них сохраняются необходимые для реабилитации осознание своего дефекта и мотивация на выздоровление.

При имевшихся ранее нарушениях мозгового кровообращения как правило усиливаются депрессивные реакции, слабодушие, плаксивость. Что закономерно и оправдано: при повторных инсультах может наблюдаться более тяжелая неврологическая симптоматика.

На первом месте среди нарушений психических функций, которые описываются как следствие инсульта, стоят депрессивные расстройства.

Депрессия может возникать в различные сроки после инсульта: ранняя депрессия развивается в первые 3 месяца, поздняя - через 2 года и позже. У женщин постинсультная депрессия развивается в два раза чаще, чем у мужчин.

— Больные жалуются на сниженный фон настроения, грусть, негативное представление о себе, мире, своем будущем.

— Больные тяжело переживают оторванность от привычного образа жизни, ощущают неловкость за свое беспомощное состояние, их сопровождает страх оказаться обузой для родных, остаться инвалидом на всю жизнь, тоска от неподвижности, социальной и физической изоляции. Что дополнительно приводит к усилению депрессивной симптоматики.

— Если больные эмоционально удручены — у родственников, с большей вероятностью, возникает депрессия.

— Обнаружена и обратная зависимость: наличие депрессии у лиц, осуществляющих уход за больным, приводит к увеличению депрессивных симптомов у самих пациентов.

Среди методов лечения при развитии депрессии во время и вследствие инсульта обращаем внимание на два вида воздействия:

Лечение пластическим изобразительным творчеством (живопись, мелкая пластика, графика) с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного подразумевает:

— Активизацию общения с психотерапевтом или в группе

— Дифференциацию переживаний больного

— Снижение эмоционального напряжения путем творческого самовыражения, сублимацию переживаний

— Развитие мотивации к выздоровлению через активизацию побуждения пациентов к самостоятельному творчеству.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Это метод, использующий музыку в качестве психотерапевтического средства при лечении депрессии. Позволяет на уровне чувств или образов создать у пациента модели выхода из состояния напряженности, дает возможность пережить «разрядку» как реальный, управляемый процесс и таким образом переводит ее в разряд достижимых явлений.

Существует в двух формах:

Активная (музыкальная деятельность - воспроизведение, импровизация, проигрывание)

Рецептивная (процесс восприятия музыки с терапевтической целью).

Социально-психологическая реабилитация после инсульта

Инсульт – грозное заболевание и большая беда для человека и его семьи. Человек, переживший инсульт, страдает от своей беспомощности, иногда не находя психологической поддержки у врачей. Психолог, как социальный работник может значительно помочь, оказав психологическую помощь при реабилитации.

Психологи, работающие с больными после инсульта, выявили основные принципы реабилитации таких больных:

§ Раннее начало реабилитационных мероприятий, которые проводятся с первых дней инсульта (если позволяет общее состояние больного), что поможет быстрее восстанавливать нарушенные функции, предотвратить развитие вторичных осложнений.

§ Активное участие больного и членов его семей в реабилитационном процессе.

Восстановление психологической и социальной адаптации

Мой опыт психолога позволяет утверждать, что у большинства больных с последствиями инсульта в той или иной мере наблюдается нарушение психологической и социальной адаптации, чему способствуют такие факторы, как выраженный двигательный и речевой дефицит, болевой синдром, потеря социального статуса. Такие больные нуждаются в теплом психологическом климате, созданию которого во многом должны способствовать разъяснительные беседы, проводимые с родными и близкими психологом. Социальная работа психолога, не только поддерживает выздоравливающего человека, но и служит целям обучения и адаптации.

Задачи и содержание психологического сопровождения:

В процессе работе происходит психологическая коррекция следующих нарушений высших психических функций:

§ когнитивных нарушений (снижение памяти, интеллекта, концентрации внимания);

§ эмоционально-волевые расстройства, праксиса (нарушение выполнения сложных двигательных актов при отсутствии парезов, нарушений чувствительности и координации движений);

§ счета (акалькулия);

§ гнозиса, чаще пространственного (дезориентация в пространстве).

В процессе работы с больными проводиться рациональная психотерапия с целью снизить, появившуюся озабоченности по отношению к имеющемуся двигательному дефекту и желания его преодолеть. Преодолению депрессии, сопровождающейся у 40-60% постинсультных больных, наряду с антидепрессантами способствует психологическая коррекция.

Объектом психокоррекционного воздействия психолога являются реактивноличностные наслоения (снижение самооценки, потеря веры в выздоровление ), особенно выраженные у больных с тяжелыми дефектами двигательных, сенсорных и других функций

Задача психолога в социально-психологической реабилитации после инсульта это профилактика повторных инсультов. Для этого психолог собирает сведения об имеющихся у больного факторах риска, и организовать профилактическое лечение с их учетом. Повторные инсульты в подавляющем большинстве развиваются по тому же механизму, что и первые, поэтому необходимо определить возможный генез первого инсульта. Для профилактики повторного внутримозгового кровоизлияния необходимо проведение психологических бесед.

Организация социально-психологической реабилитации

Психологическое консультирование в рамках указанной программы проводится мною с больными 1-2 раз в неделю по 1 -1,5 часа. Количество встреч с психологом и их частота оговариваются в начале программы и в течении.

Более половины жителей России (53%) погибают из-за болезней сердечно-сосудистой системы: это больше, чем от всех других причин, вместе взятых. Принято считать, что речь идет преимущественно об инфарктах миокарда, но это неверно: в 2 из 5 случаях виновником смерти становится «сосудистая катастрофа» мозга. Согласно статистике каждые 1,5 минут в России у кого-то происходит инсульт.

Коварство инсульта - не только в смертоносности. До 80% выживших после острой закупорки мозговой артерии или кровоизлияния в мозг становятся инвалидами, а треть из них нуждаются в постоянном уходе. Серьезной проблемой в России является реабилитация больных, переживших инсульт: лишь каждый пятый проходит восстановительное лечение, направленное на возвращение к полноценной жизни.


Между тем своевременная психологическая реабилитация по программе, разработанной в соответствии с рекомендациями экспертов в области восстановительной терапии, позволяет добиться значительного улучшения самочувствия больного, а также уберечь его от смерти из-за осложнений инсульта.

Данные научных исследований показывают, что каждый второй пациент, переживший приступ, умирает в течение года после него, но лечение вне дома, в специализированном центре, снижает вероятность трагического исхода вдвое.

Что такое инсульт

Мозг, без сомнения, самый важный орган человеческого тела, и ему нужно активное питание и кровоснабжение. Даже такое явление, как обморок, «придумано» природой для того чтобы обеспечить приток кислорода к голове - в горизонтальном положении.


Сосуды мозга, как и сосуды всего организма, с возрастом изнашиваются: это может быть обусловлено атеросклерозом - появлением холестериновых бляшек, сужающих просвет артерий, - или гипертонической болезнью. Если патологический процесс развивается медленно, то он приводит к постепенному ухудшению работы нервной системы: поэтому у многих пожилых людей развивается сосудистая деменция, при которой отмечается ухудшение памяти, внимания, интеллекта, изменения в характере и так далее.


Если же в определенных обстоятельствах сосуд в мозге закупоривается, сдавливается или разрывается, то происходит острое нарушение мозгового кровообращения. Это состояние требует неотложной медицинской помощи, которая направлена на устранение последствий приступа и может спасти жизнь пациенту или уменьшить степень повреждения нервной системы.


Помочь в домашних условиях человеку, у которого случился инсульт, к сожалению, невозможно. Поэтому так важно распознать признаки этого состояния и как можно скорее доставить больного в специализированный стационар.

Типы инсультов

В зависимости от механизма нарушения кровообращения выделяют два основных типа инсульта:

  • Ишемический инсульт . Развивается, когда просвет сосуда закупоривается атеросклеротической бляшкой, тромбом (сгустком крови), пузырьком воздуха и так далее. Еще одной возможной причиной ишемического инсульта является резкое падение артериального давления, при котором кровь не поступает к определенному участку мозга. Инсульты такого типа диагностируются у 80% больных.
  • Геморрагический инсульт . Обычно развивается вследствие резкого скачка артериального давления, который приводит к разрыву мозгового сосуда с последующим кровоизлиянием в мягкие ткани головного мозга или пространство между его наружными оболочками. По статистике геморрагический инсульт чаще заканчивается смертью больного: он требует экстренной хирургической помощи, направленной на удаление гематомы, сдавливающей мозг.

Что такое микроинсульт?

В некоторых случаях нарушение кровообращения в мозге носит краткосрочный характер и проходит самостоятельно в течение суток после первых симптомов инсульта. Врачи называют это состояние транзиторной ишемической атакой (ТИА), но среди обывателей популярен термин «микроинсульт».

Несмотря на то, что он не угрожает жизни больного и в большинстве случаев не влечет за собой серьезных последствий для здоровья, микроинсульт требует обязательного обследования у невролога, лечения и реабилитации: у 10% больных в ближайшие 90 дней после ТИА развивается «полноценный» инсульт.

Как правило, приступ нарушения мозгового кровообращения начинается с жалоб человека на остро возникшую боль в голове. Важно знать основные симптомы инсульта, которые врачи для удобства объединили в аббревиатуру УДАР:

  • У (улыбка) : попросите человека, у которого вы подозреваете инсульт, улыбнуться. Если при этом уголок губы с одной стороны остается опущенным (или все лицо словно перекосило), то это признак инсульта.
  • Д: движения больного становятся асимметричными - он не может поднять обе руки или синхронно согнуть ноги, одна конечность отстает или не слушается вовсе. Также человек при инсульте часто теряет равновесие и падает на землю.
  • А: артикуляция (способность выговаривать слова) у больного затруднена, язык заплетается как у пьяного, иногда он не способен произнести самую простую фразу, путает слоги, заикается или мычит.
  • Р: решение нужно принять незамедлительно - если имеет место хотя бы один из перечисленных выше признаков, необходимо позвонить в скорую помощь и вызвать реанимационную бригаду. Счет идет на минуты.

Последствия инсультов

Из-за тяжелого поражения мозга или задержки с оказанием медицинской помощи умирает каждый третий человек, у которого случился инсульт. Последствия перенесенного приступа для тех, кто остался в живых, зависят от нескольких факторов. Наиболее значимые из них - объем повреждения нервной системы, отдел мозга, в котором случился инсульт, своевременность и качество лечения.

К примеру, если без кислорода остался стволовой центр мозга, отвечающий за жизненно важные функции - дыхание, сердцебиение, терморегуляцию и другие - то жизнь больного будет висеть на волоске.

В некоторых других ситуациях функции пораженных зон берут на себя другие нервные центры, благодаря чему возможно со временем компенсировать все нарушения и вернуться к полноценной жизни.

Возможно ли полное восстановление после инсульта

Несмотря на научный прогресс последних десятилетий в медицине по-прежнему много белых пятен. И в первую очередь это распространяется на нейрофизиологию. Опытные врачи, которые занимаются лечением больных после инсультов, избегают точных прогнозов: в мировой практике есть множество случаев, когда пациенты с признаками тяжелого повреждения мозга полностью восстанавливали свое здоровье. Вместе с тем, увы, нередки и противоположные истории - когда незначительное на первый взгляд нарушение нервных функций оборачивалось инвалидностью, и даже дорогостоящие лекарства и процедуры не оказывали выраженного эффекта на состояние больного.


Тем не менее медики отмечают, что дисциплинированность больных и их родственников, а также оптимистичный настрой позволяют достичь ощутимых результатов в восстановлении после инсульта - вне зависимости от диагноза и данных статистики. Желание обрести самостоятельность и восстановить утраченные функции, будь то способность к речи, сила и чувствительность в ногах и руках, зрение, твердая походка без костылей и тросточки порой творит чудеса. Но также крайне желательно обеспечить больному необходимую организационную и медицинскую поддержку, направленную на профилактику повторных приступов и предотвращение возможных осложнений и травм. Так, важно, чтобы реабилитация проходила в комфортной и доброжелательной обстановке, а родственники или медицинские работники следили за соблюдением врачебных назначений, посещением процедур, контролировали выполнение физических упражнений.

Значимую роль в восстановлении после инсульта врачи отводят психологической поддержке больного: нередко люди, пережившие приступ, ощущают себя подавленными из-за утраты привычных способностей.

Это отмечается как у пожилых, так и у молодых пациентов, и родные не всегда способны правильным образом поддержать человека, вернув ему интерес к жизни и мотивацию для победы над болезнью. Опытный психолог не просто сумеет подобрать нужные слова, но и подскажет эффективные практические способы по преодолению депрессии.

Сколько времени занимает восстановление после инсульта

Эксперты сходятся во мнении, что оптимальным является раннее начало мероприятий по реабилитации, продолжительность которых должна составлять от нескольких недель до года. Большая часть обратимо утраченных функций, как правило, возвращается к больному в течение первых месяцев после приступа, после первого полугодия прогресс восстановления значительно замедляется, но не останавливается. Известны случаи, когда отдельные навыки - например речь, слух или чувствительность парализованных конечностей - возвращались к пациенту спустя несколько лет после инсульта. Чтобы повысить шансы на подобный исход, необходимо продолжать оздоровительные процедуры даже после окончания реабилитации, а также время от времени проходить курсы поддерживающей терапии.

Методы реабилитации

Постинсультную реабилитацию подразделяют на четыре основных направления:

  • Восстановление двигательной системы . Включает в себя разнообразные методики, направленные на борьбу с параличами. Сюда относятся массаж, кинезиотерапия, лечебная физкультура, восстановление навыка ходьбы, физиотерапия и эрготерапия - восстановление навыков, необходимых в повседневной жизни.
  • Восстановление речи и памяти . В рамках данного направления с больным работает логопед (со специализацией по афазиологии), который при помощи специальных упражнений возвращает пациенту способность внятно разговаривать.
  • Восстановление тазовых функций . Поскольку у некоторых больных после инсульта наблюдаются недержание мочи и проблемы со стулом, врач-реабилитолог назначает лекарства и физиотерапевтические процедуры, позволяющие частично или полностью восстановить работу мочеполовой системы и кишечника.
  • Психологическое восстановление подразумевает консультации с психологом, а также мероприятия, направленные на социализацию пациента. Людям, перенесшим инсульт, - особенно в пожилом возрасте - важно не оставаться в одиночестве, общаться с окружающими, иметь хобби. Поэтому нередко курсы лечения в реабилитационных центрах включают и культурно-досуговую программу.

Преимущества прохождения курса психологической реабилитации в «Трех сестрах»

Восстановление после инсульта в современных реабилитационных центрах - это наиболее передовой метод помощи, который по эффективности значительно превосходит «домашнее» лечение. Ведь родные пациента, даже искренне желая ему помочь, чаще всего не являются специалистами по восстановительной терапии и зачастую сами нуждаются в обучении навыкам ухода за человеком с ограниченными возможностями.

«Три сестры» - один из лучших центров реабилитации в России, где доброжелательный коллектив квалифицированных медиков день за днем помогает десяткам и сотням пациентов оправиться после травм, операций, инсультов и хронических заболеваний. Клиника расположена в экологически чистом месте в подмосковном сосновом лесу и оборудована для круглосуточного пребывания пациентов любой степени тяжести. Врачи, работающие в «Трех сестрах», являются авторами эксклюзивных методик по реабилитации, основанных на многолетнем опыте работы с пациентами, а также практикуют наиболее эффективные по данным мирового медицинского сообщества подходы к восстановительному лечению - такие как Бобат-терапия, метод Экзарта, метод PNF и другие.


Пациенты «Трех сестер» могут проходить курсы психологической реабилитации, не расставаясь с родственниками - для этого в центре предусмотрены условия для совместного пребывания. К услугам больных: ресторан, спортивный зал, доступ в Интернет и благоустроенная территория для прогулок.


«Три сестры» - это реабилитация не только с пользой, но и с комфортом.


Проблема психологического сопровождения личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке.

В отделениях ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые люди, так и пациенты молодого трудоспособного возраста (+- 25-45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е.И. Гусев и А.С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду, делается актуальной медико-социальной проблемой .

О важности использования мультидисциплинарного подхода в лечению больных инсультом пишет Л.В. Мустафина , в том числе значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе .

Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ - психотерапевтическое воздействие .

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства .

По-видимому, у части больных "кризис личности", спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что несомненно требует интенсивной психологической помощи и поддержки .

Выбор конкретного метода психотерапии основывается прежде всего на соображениях удобства применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию "субъективной адекватности" и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного .

Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы психологической реабилитации.

На первом этапе работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна. Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А. Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный уровень, не препятствующий для усвоения новой информации, используются методы изменения негативных мыслей (методика "Осознание негативных мыслей", прием "Шкалирование" (С.А. Кулаков, 2003), упражнение "Уменьшение значимости предстоящего события" (по P. Shimer, S. Ferguson, 1990)) .

Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировки (используются техники: аутогенная тренировка №1 "Расслабление и релаксация", №2 "Уравновешенность и устойчивость к стрессу". Авторы: проф. А.А. Востриков, психотерапевт, проф. А.А. Табидзе, психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия "Целебная музыка" рекомендована Центром Восстановительной Медицины Министерства Здравоохранения РФ для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven - Moonlight Sonata, Grieg - Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky - Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart - Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения "Место отдыха" (по М. Loscalzo,1996), "Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом" , которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле.

Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнением "Дыхание против боли" (по М.Е. Сандомирскому, 2005) .

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность, острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения, посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания "Краски моей души". На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются темы: "Я и мой мир", "Мои отношения с окружающими (моя семья)", "Я и болезнь", "Моя мечта", "Природа", "Чувства и настроение" и многое другое.

Психолог также использует упражнения "Мой портрет в лучах солнца", которое помогает в развитии коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение "Дерево чувств" способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их .

Проводится тренинг по развитию познавательных процессов у пожилых людей по рекомендациям М.А. Краевой, Т.О. Тарасовой, Е.А. Чижовой , что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Тренинговые, релаксационные и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа "Жизнь после инсульта". Это занятие лекционного характера по темам: "Механизм развития инсульта", "Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему", "Особенности реабилитации при инсульте", "Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии".

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации (часть 1):

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт это не грипп - восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется брать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения на депрессивное состояние, если возникли проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации (часть 2):

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратится на консультацию к психологу.
  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдениям в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. - 2008.108 (12): С. 27-31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. - Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009: С. 205-230.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. — М.: Медицина, 2001: С. 326.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. - 2008. - Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. - М.: Миклош, 2003: С. 176.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов / - Омск, 2011: С. 76.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской - СПб.: Речь, 2003: С. 62.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями // Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. - 2012. - №3: С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной бригадой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. - М., 2008: С. 22.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. - М:.Медицинская литература, 2008: С. 128.

Транскрипт

1 Психологическая реабилитация после инсульта Psiholoăijas Pasaule 2004, 5 (Lpp) ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ Карина Бородулина, Марина Кузнецова, Лига Калване. Принято считать, что целевая аудитория работы психологов это здоровые люди (имеется в виду психическое здоровье). И главная задача в работе психолога это психологическая поддержка человека, поиск и осознание причин его трудностей, открытие внутренних ресурсов и освоение новых способов поведения. Психологи также работают с людьми, у которых наблюдаются хронические заболевания. Ход выздоровления часто зависит от личностных особенностей человека и эмоционального фона человека. Так как причины многих болезней имеют именно психологический характер. Однако, что делать, если человек перенес болезнь, которая повреждает его центральную нервную систему (ЦНС)? Насколько продуктивной может быть работа психолога с таким человеком? Каким образом психолог может ему помочь? Задать себе эти вопросы заставил трагический случай, произошедший с энергичной, молодой и жизнерадостной женщиной Мариной Павловной Кузнецовой. Это был инсульт и длительное восстановление после болезни. Желание помочь другу стало основной причиной изучения возможностей психологической помощи людям, перенесшим инсульт. И уже в скором времени была создана программа психологической реабилитации и поддержки людей, перенесших инсульт и их родственников. В настоящее время наше сообщество уже имеет статус общественной организации, и называется «Vigor», что в переводе с латинского означает «жизненная сила», «жизненная энергия». В данной статье мы познакомим вас с теоретическими закономерностями инсульта, ходом болезни, последствиями и возможностями реабилитации, а также посмотрим на ситуацию глазами человека, перенесшего инсульт Марины Павловны Кузнецовой. Три года назад она перенесла серьёзный инсульт, который локализовался в левом полушарии мозга и вызвал паралич правой стороны тела, была нарушена речь. В данной ситуации поиски возможностей психологической работы начались с углубленного исследования медицинских аспектов вопроса, необходимо было узнать причины и особенности процесса болезни. Теоретическая основа позволяет осознать механизмы выздоровления, а также дает представление о методах реабилитации, в том числе и психологической. 1

2 Что такое инсульт? Статистика. Проявления. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) инсульт занимает третье место в мире среди причин смерти сразу после болезней сердца, кровеносных сосудов и онкологии. В связи с этим, эта болезнь стала важной медико-социальной проблемой и требует организованной медико-социальной и психологической помощи. В государственный центр реабилитации «Вайвари», где проводится медицинская реабилитация больных после инсульта, каждый год попадает около 500 пациентов (по неофициальным данным). Кроме того, инсульт является одной из наиболее частых причин инвалидности, которая в большинстве случаев выражается нарушением движений. По статистике, предоставленной ВОЗ, в период обострения инсульта у 80-90% больных случается гемипарез (паралич, нарушения движений и чувствительности), в 40-50% случаев это сенсорные ощущения (осязание, обоняние и другие). 2/3 больных страдают от последствий инсульта, ощущая их повседневно. Риск развития инсульта увеличивает артериальная гипертония (повышенное кровяное давление), сахарный диабет и другие факторы развития атеросклероза кровеносных сосудов курение, повышенный уровень холестерина в крови, нарушения механизма свёртываемости крови и другие. Атеросклероз наиболее частая причина инсульта (особенно в сочетании с гипертонией). Нужно отметить, что атеросклероз, в том числе атеросклероз головного мозга, случается у всё более молодых людей, и медиков больше не удивляют случаи заболеваний инсультом людей в возрасте 40 и даже 30 лет. Поврежденные атеросклерозом сосуды головного мозга становятся хрупкими и провоцируют спазматические состояния, диаметр сосудов заметно уменьшается, и это может вызвать нарушение кровообращения головного мозга, то есть инсульт. Назовём основные проявления инсульта: o расстройства важных функций организма сознания, дыхания (ритм, глубина, частота), деятельности сердца и других внутренних органов; o локальная неврологическая симптоматика (асимметрия лица, расстройства зрения, непонятная речь или ее неполноценность, частичный или полный паралич конечностей, судороги); o Менингеальный синдром (резкие головные боли, рвота, напряжение мускулов при попытке выполнить любые движения). Марина Павловна вспоминает начало болезни так: «Инсульт начался неожиданно. Была пятница, в субботу планировали поехать по грибы. Я пришла из магазина с покупками, а сын тем временем на пару минут вышел к друзьям. Помню, что я села и через мгновение почувствовала, что со мной случилось что-то необычное, непонятное. В этот момент хотела позвонить подруге, чтобы она ко мне пришла, потому что поняла, что мне нехорошо. Сняла трубку и больше не знала, как набрать номер. Я не испугалась наверно, в работе мозга уже что-то пошло неправильно. Было только непонимание я хотела позвонить, но не знала, как это делается. Потом в моих воспоминаниях пауза, помню только следующие события пришел сын, потом врач, но цели его визита я не понимала. Также в больнице я какое-то время не понимала, где я нахожусь и что случилось.» 2


3 Последствия инсульта Несмотря на развитие современной медицины, болезнь требует длительного лечения и реабилитации. И даже в случаях, когда оказана своевременная медицинская помощь, у больных инсультом наблюдается лишь частичное возобновление функций центральной нервной системы, которое выражается следующим образом: o трудности при выполнении сложных движений (сложности координации движений, сохранения равновесия и др.); o пространственная дезориентация; o нарушение чувствительности; o нарушения речевых функций: o сенсомоторная афазия, когда страдают все аспекты речевых функций - как инициация речи, так и фонематический слух; o моторная афазия, когда речь больных обычно плохо артикулирована, может быть интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы; o сенсорная афазия, когда происходит утрата фонематического слуха, нарушение понимания устной и письменной речи, отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи; o амнестическая афазия, когда преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного текста. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются местоимениями. Кроме этого, бывают значительные трудности при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков, как правило, помогает; o нарушение артикуляции и понимания речи других и прочитанного при сохранении внутренней речи; o нарушение письма (аграфия) и чтения (алексия); o нарушение способности к счету (акалькулия); o ослабление памяти, интеллекта и концентрации внимания (когнитивные нарушения); o нарушения в эмоционально-волевой сфере. 3


4 Таблица 1 Цели реабилитации на различных этапах болезни после инсульта Этап болезни Обострение (до 4 недель) Ранний период выздоровления (до 1 месяца) Поздний период выздоровления (до 1 года) Резидуальный период выздоровления (через 1 год) Цель реабилитации Происходит восстановление утраченных функций (возвращение чувствительности и движений, возобновление кровообращения поврежденных органов) Улучшение функций. Вырабатываются адаптивные привычки, которые позволяют подстроиться под устойчивый неврологический дефект (если такой остается) Улучшение социальной и повседневной адаптации пациента. Профилактика повторного инсульта. Эти последствия ярко характеризует рассказ Марины Павловны о своем выздоровлении: «Я не могла говорить. Я лежала в Клинической Больнице «Гайльэзерс», в первые же дни ко мне пришел физиотерапевт и я, лежа в кровати, занималась зарядкой, поскольку встать я не могла. После того, как меня перевели в Бикерниекскую больницу, ко мне пришел логопед, и начал учить меня говорить, показывая картинки. Помню, на первой картинке был изображен дом я смотрела, знала, что это, а сказать ничего не могла. Тогда впервые меня охватил страх я начала осознавать, что со мной действительно произошло что-то нехорошее. Страх усилило неведение о моем диагнозе, о случившемся, вообще о положении дел, и все это дополнялось бессилием высказаться. Может, было бы лучше, если я была бы без сознания, но именно тогда я стала осознавать происходящее. Неизвестность вызывает ужас. Только после такого переживания можно понастоящему понять больного инсультом, который в таком отчаянии, что думает о самоубийстве. Я начала разговаривать только через два месяца после инсульта. Первое слово было «мама»». Перемены в поведении больного, которые связаны с нарушением эмоций и воли, зависят от локализации инсульта: o Если повреждения в лобной части, у больного наблюдается так называемый апато-абулический синдром (понижение психической активности), который выражается в недостатке интереса к жизни (апатии), пониженной активности и деятельности, слабой воле, также в ослаблении интеллекта и критического отношения. o Обширные повреждения левого полушария мозга называются синдромом эмоциональной лабильности (понижении активности психики и движений, недооценка нарушений своих движений и нежелание их устранить, недостаточность чувства меры и такта, переизбыток эмоций, затрудненная социальная адаптация). 4


5 Основные положения психологической реабилитации Конечно, реабилитация больных должна проходить в течение всей болезни, как это указанно в таблице 1. Обычно программа реабилитации больных после инсульта включает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, рациональное питание, логопедическую коррекцию, кинезотерапию (терапию с использованием различных движений), психотерапию и психокоррекцию (психологическое развитие). Считается, что психологическая работа может начинаться в резидуальном периоде, но в интервью Марина Павловна рассказывает следующее: «В Бикерниекской больнице были доступны услуги логопеда и физиотерапевта. Но представьте себе ты в больнице, не можешь встать, другие движения тоже ограничены, не знаешь, что с тобой произошло, предчувствуешь что-то плохое, не можешь говорить, хотя понимаешь речь. Родственники приходят и разговаривают с тобой, но тоже мало знают. В такой ситуации, по-моему, необходима помощь психолога - специалиста, который, не углубляясь в тонкости болезни, рассказал бы о ее серьезности, длительности повреждений, и то, что эти повреждения излечимы, и как я могу помочь сама себе и врачам, которые меня лечат. Несколько визитов помогли бы уменьшить тревогу и страх, способствовали бы вере в выздоровление. Для больного инсультом важна каждая минута соприкосновения с окружающим миром, и слово специалиста имеет большое значение». О своем опыте реабилитации в «Вайвари» Марина Павловна рассказывает: «Медицинская реабилитация в «Вайвари» (занятия с логопедом, массаж, рейттерапия и др.) мне очень помогла, я улучшила свои физические функции и продолжаю это делать. Была там шесть раз, но только один раз принимала участие в психологическом курсе. Нужно сказать, что были и некоторые барьеры, например, возраст. Кажется, я прожила так долго, что казалось странным спрашивать что-то у психологов, молодых девочек. Но необходимость разговаривать и консультироваться была.» Мы также считаем, что психолог может включиться в программу реабилитации уже в ранний период выздоровления, оказывая психологическую поддержку больному и настраивая его на выздоровление. В работе с больным инсультом психолог может повлиять на речевую и другую активность человека. В первую очередь здесь подразумевается активность движений. В современной психофизиологии бытует взгляд, что возобновление неврологических функций, зависит от: o фактора времени (так называемое «терапевтическое окно», когда выздоровление возможно и проходит эффективно); o нейропластичности способности головного мозга компенсировать структуральные и функциональные нарушения в случае органических расстройств. 5


6 Исследования свидетельствуют, что на пластичность можно повлиять как фармакологическими препаратами, так и участвуя в специальных реабилитационных программах, где стимулируется активность движений. Восстановление активности это одно из наиболее значимых направлений реабилитации, потому что активность предполагает восстановление важнейших механизмов нейронов биологической адаптации и активацию сохранившихся связок нервных ячеек. Результаты серии экспериментов свидетельствуют, что те структуры головного мозга, в которых сохранилось 10 20% структурных элементов, могут возобновить свое нормальное функционирование. Доказано, что активация частей тела, затронутых инсультом, влияет на функциональную реорганизацию головного мозга. В связи с этим спорным становится мнение, что больной инсультом может только компенсировать утраченные функции. Постоянно развивая работоспособность затронутых органов, можно добиться и большего эффекта. Эмоциональное состояние больного инсультом Известно, что эмоциональное состояние в первые недели и месяцы после перенесенного инсульта неустойчиво, обостряются характерные черты личности: возможна апатия, плаксивость, у других агрессивность, импульсивность, проблемы в отношениях с близкими людьми. На эти процессы влияют и упомянутые повреждения головного мозга, и длительное изнурительное лечение, необходимость находиться в стационаре, быть под присмотром, а также физическая боль. Больной осознает, что его жизнь изменилась в худшую сторону, и эти перемены затронут его семью. В связи с этим человек перенесший инсульт, испытывает душевные страдания, болезненно переживает потерю привычного жизненного уклада, чувствует стыд за свою беспомощность, боится инвалидности и зависимости от окружающих. Такие чувства могут вызвать депрессию. Больной не верит в возможность выздоровления, теряет интерес к жизни, прекращает активно участвовать в мероприятиях реабилитации, часто в отношениях с близкими проявляет грубость и раздраженность. Депрессия, которую вызвал инсульт, становится помехой на пути к выздоровлению больной сам не прикладывает усилий, а также отвергает помощь врачей и близких. Психолог может помочь вырваться из этого замкнутого круга. Формы психологической реабилитации и возможные способы работы Обязательное условие реабилитации это общение с больным. Профессиональные навыки психолога дают возможность установить отношения с больным на нужном уровне и последовательно оказывать поддержку. Важно поддерживать контакт с человеком, это стимулирует активность его речи. 6

8 Особой целевой аудиторией работы психолога являются также и родственники больного, которым нужно помочь понять как переживания родного человека после инсульта, так и их собственные, а также выстроить правильные взаимоотношения с больным. Общественная организация «Vigor» предлагает для родственников людей, перенесших инсульт, и индивидуальные психологические консультации, и возможность посетить группы поддержки. При поиске новых возможностей психологической реабилитации после инсульта необходимо учитывать, что важно комбинированное и скоординированное использование медицинских и социально-психологических мероприятий, которые способствуют восстановлению физической, психологической и социальной активности человека. Ни возраст пациента, ни неврологические и соматические болезни, ни глубина постинсультного дефекта не исключают эффективного реабилитационного процесса. Еще пару слов из опыта Марины Павловны: «После больницы мои сыновья и муж все время побуждали меня что-то делать. Это было очень правильно, потому что личная активность помогает выздороветь. У человека, перенесшего инсульт, есть только два варианта: работать, искать, использовать помощь и прогрессировать или отказаться от возможной активности и застрять у пульта телевизора, телефона и регрессировать. Третьего не дано». Перевод Евгении Брониславны Забельской 8


Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н.Солодникова» Памятка для пациентов с депрессией Омск -2016 год Депрессия представляет собой серьезное

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы, в том числе с задержкой психоречевого развития и тяжелыми нарушениями речи. Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на

ДЕПРЕССИЯ ДАВАЙ ПОГОВОРИМ У вас родился ребенок, но это не приносит вам радости? Рождение ребенка колоссальное событие в жизни человека. Тем не менее, оно может привести к ощущению тревоги, усталости и

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, В КОТОРОМ РАСТЕТ РЕБЕНОК, СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЦЕЛЬ: ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ И РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И ПУТИ

С 1 декабря 2013 года! СТРЕССА Хорошо известно, что нервная система регулирует работу всех внутренних органов. Длительный стресс и эмоциональные нагрузки являются одной из причин развития большинства заболеваний:

Кафедра общей врачебной практики и поликлинической терапии Теоретические основы реабилитации Определение Реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение Диагностический минимум Стратегия сопровождения Сведения социального характера Медицинские сведения -Особенности

ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Что такое экзамен (2 сл) Тревожность, фазы стресса Признаки стрессового напряжения Проблема подростков Условия успеха Рекомендации: -преодоление

НЕЙРОЛЕПТИКИ Краткое описание психоза Лечение нейролептиками Побочные действия Краткое описание психоза Психоз это тяжелое психическое расстройство у больного обычно имеются галлюцинации (ложное восприятие

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков Логопедическая реабилитация ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной

ГУ «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации» МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ Выпуск 14 М инск 2012 Оценка эффективности психосоциальной

«Реабилитационный диагноз в канис-терапии» Доцент ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Мальцева М.Н Реабилитационный диагноз Специфика реабилитационного диагноза канис-терапевта. Реабилитационный диагноз Это список

Презентация выполнена учителем начальных классов МАОУ гимназии 40 Мышляевой Н.Д. Не много ли внимания в своей жизни человек уделяет сну? Оказывается, что если мы не досыпаем, то рискуем собственным здоровьем.

Возможности психотерапии в саморазвитии и оздоровлении. Шиверская Е.В. доцент кафедры социальной работы ГИУСТ БГУ, кандидат медицинских наук. Существует много определений психотерапии: «система лечебных

Успокоительные и снотворные Что такое успокоительное и что такое снотворное По каким показаниям принимаются Что следует учитывать при приеме лекарств Что такое успокоительное и что такое снотворное Успокоительные

Беременность для женщины это не что иное, как возможность ощутить себя по-настоящему счастливой. Для каждой будущей мамы важно знать, что ее малыш прекрасно себя чувствует, находясь в утробе. К сожалению,

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в детском саду Воспитатель Л.С.Риязутдинова «Здоровье состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней

Суицидальное поведение у онкологических больных: особенности, Е.А. ПАНЧЕНКО профилактика Ведущий научный сотрудник ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского», доктор мед. наук 1 В МИРЕ ЕЖЕГОДНО ОТ СУИЦИДА ГИБНЕТ

СООБЩЕНИЕ на тему «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы продленного дня в работе с обучающимися начальных классов» Учитель-логопед МОУ ЦПМСС Вербенко М. Б. Воспитатель ГПД Кашканова Г.Г.

Методика, направленная на исследование способа противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды «Человек под дождём» ЦЕЛЬ: понять характер поведения (стиль поведения) человека в неблагоприятных

10 сентября 2017года в Несвижском районе проводится ЕДЗ (единый день здоровья)на тему: «Всемирный день предотвращения самоубийств». Помощь в кризисной ситуации. На протяжении своей жизни человек часто

Профилактика заболеваний. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из приоритетных принципов охраны

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА ДОКТОРА Яценко ПОСТИНСУЛЬТНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОТВЕТ ЕСТЬ! «Неврологическая клиника доктора Яценко», предлагающая уникальные комплексные программы постинсультной реабилитации, основанные

УДК 376.4 АУТИЗМ: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Е.К. Буракова Н.В. Федосенко В данной статье представлены основные принципы и этапы работы с ребенком с РДА на примере анализа случая. Ключевые слова: аутизм,

НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ В ПЕДИАТРИИ Маслова Ольга Ивановна 17 февраля 2013г. 1 При поражении нервной системы ребенка основными синдромами являются: Нарушения тонуса и моторики Особенности ликвородинамики Снижение

Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают

Оценка эффективности ступенчатой схемы применения Цитофлавина в качестве антиоксиданта, метаболического нейропротектора у больных с хронической ишемией головного мозга Магистрант 3 года: Научный руководитель:

Хроническая болезнь почек 1 Хорошо известно, что курение - вредная привычка. Наиболее распространенный способ курения сегодня - курение сигарет. Другие способы курения - трубки и сигары. Курение - единственная

Мультидисциплинарный подход в нейрореабилитации Руководитель центра медицинской реабилитации врач-невролог Махнева Н.А. Актуальность проблемы В настоящее время решены многие сложные вопросы диагностики

«Использование аппаратно-программных комплексов с биологической обратной связью в практике образовательных учреждений» ООО «Научно-производственная фирма «Амалтея» г. Санкт-Петербург ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО

Проект «Особый путь к общению» География проекта: Каширский муниципальный район Основная целевая аудитория: дети от 3-х лет и старше с тяжёлыми нарушениями речи (I уровня речевого развития), в том числе

А ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ? ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития общества как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида 196» Педагог-психолог Лысых Е. А. 2015 год Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний Что такое сердечно-сосудистые заболевания? Сердечно-сосудистые заболевания представляют собой группу болезней сердца и кровеносных сосудов, в которую входят:

МДОУ детский сад «Берёзка» с. Иогач Консультация для родителей В ДЕТСКИЙ САД С РАДОСТЬЮ с. Иогач 2016 Воспитание-дело трудное, и улучшение его условий одна из священных обязанностей человека. Сегодня одной

Программа «Интересный мир цвета и звука» Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.1. Наименование «Интересный мир цвета и звука» для работы в интерактивной среде: сенсорной комнаты. 1.2. Место реализации программы

7 правил жизни после инфаркта МОЖНО ЛИ ЖИТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНЬЮ ПОСЛЕ ИНФАРКТА? И САМОЕ ГЛАВНОЕ КАК ИЗБЕЖАТЬ ЕГО ПОВТОРЕНИЯ? ПРАВИЛО 1 Необходимо принимать лекарства Стандартная лекарственная терапия у

Медицинская деонтология в онкологии Материал подготовлен: ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» «Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении

Деятельность Центра восстановительного лечения и реабилитации детей и оказание реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями. Прокошева Е.Г КОГБУЗ «Детский клинический консультативнодиагностический

Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании По определению, данному в приказе МЗ 311 от 6 августа 1999 г. «Об утверждении клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических

Здоровьесберегающие технологии в семье (Консультация для родителей) Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от санитарной и гигиенической культуры условий жизни

УДК 616.89-008.454:616.8 (575.2) (04) РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕРАПИИ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ВЕРТЕБРОГЕННОМ КОРЕШКОВОМ БОЛЕВОМ СИНДРОМЕ М.А. Асимов, С.А. Нурмаганбетова, А.Ш. Давлетбакова Представлены результаты

Между матерью и ребенком существует прочная связь, как эмоциональная, так и физическая. Находясь в утробе, малыш целиком и полностью зависит от состояния здоровья организма матери. Во время беременности

Виды обследований, проводимых дпя уточнения диагноза при особенностях развития ребенка. В динамичном и сложном мире перед современными думающими родителями встает комплексная задача: как раскрыть потенциал

Психическое здоровье детей Почти 90 миллионов детей во всем мире имеют психические проблемы со здоровьем. И цифра эта постоянно растёт. Поэтому, психическое здоровье детей становится главной проблемой

ПЕДАГОГИКА Андрейчук Виктория Андреевна магистрант Институт культуры и искусств ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Российское Общество по изучению головной боли совместно с Глобальной кампанией по уменьшению бремени головной боли в мире «Преодоление бремени головной боли» Информация для пациентов, страдающих хронической

Ю. В. Лужков Социальная реабилитация инвалидов средствами экстремальных видов спорта Наступление инвалидности привносит в жизнь человека ряд значимых изменений, которые определяют его новый социальный

Fibrosis.ru ПОДДЕРЖКА ПАЦИЕНТОВ С ИДИОПАТИЧЕСКИМ ЛЕГОЧНЫМ ФИБРОЗОМ СЕГОДНЯ Я НАЧАЛ ЛЕЧЕНИЕ ИЛФ Информация для тех, кому был поставлен диагноз идиопатический легочный фиброз. Данное пособие поможет при

Всемирный день борьбы с инсультом 2015 Тема 2015 Рязанский медицинский колледж Я женщина 1 Инсульт не делает различий между полами, женщины больше подвержены риску инсульта и во многих случаях ухаживают

Содержание Введение Глава I. Особенности внимания у младших школьников с нарушениями речи 1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста 1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших

Презентация на тему: «Мы за здоровый образ жизни» Социальный педагог- Киселёва Ирина Васильевна Работу выполнила ученица 10«Б» класса Анастасия ГБОУ Школа 2070 (Корпус 11) г. Москва. Здоровье, как основная

МЕСТО СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ НА УРОВЕНЬ АЛЕКСИТИМИИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ПАЦИЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ МОЗГА. Смык А.В., Непомнящих В.М., Дёмина Д.В., Леонова

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЕДИНОГО ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА» 20 октября 2018 год Конгресс-центр (Центр Международной Торговли), Москва Организаторы: Всемирная Ассоциация

Протокол от 2017 г. Обследование учащихся, вновь зачисленных в школу: выявление логопатов, определение учащихся, нуждающихся в занятиях ЛФК, разработка рекомендаций по работе с детьми группы риска (нарушение

Платто Берта Владимировна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 19» г. Сыктывкар СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ С ДЕТЬМИ

Учились делать свою работу обдуманно и поэтапно. Важным моментом, на который мы обращаем внимание, является взаимодействие в группе. Мы наблюдали, как ребята могут проявить свои организаторские, лидерские

Приложение 10 к приказу от 28 декабря 2016г. 369 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ 1. Назначение и применение программ реабилитационной помощи осуществляется на основе действующих стандартов и порядков по

Лечение наркомании самостоятельно. Лечение наркомании самостоятельно НЕВОЗМОЖНО Лечение наркомании - самая большая проблема в наркологической практике. Существует мнение, что «бывших наркоманов не бывает»,

Осторожно инсульт! Среди диагнозов, от которых не получается «отмахнуться» в надежде, что «само пройдет», инсульт, пожалуй, один из самых грозных. Все знают, что это состояние смертельно опасно. А что

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

АНТИДЕПРЕССАНТЫ Что такое депрессия Медикаментозное лечение депрессии Антидепрессанты и их применение 1 Что такое депрессия Депрессия это очень многоплановая группа заболеваний c выраженной взаимосвязью

106 1 Особенности ЛФК и физиотерапии при заболеваниях суставов Е.Ю.Панасюк ГУ Институт ревматологии РАМН 2 Реабилитация rehabilis - восстановление способности Реабилитация представляет собой совокупность

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ МЫ ВСЕ ЗНАЕМ... СЕНСОРНАЯ КОМНАТА - ЭТО специально..., мощный инструмент для людей, чьи возможности... окружающий мир ограничены болезнью. В сенсорной комнате происходит