Раннее прикладывание новорожденного ребенка к груди. Продолжительность прикладывания к груди

Естественное вскармливание - это кормление ребенка женским молоком, путем прикладывания ребенка к груди. При возникновении у мамы вопроса почему она должна кормить ребенка грудью, она прежде всего должна знать преимущества вскармливания ребенка грудным молоком и как кардинально оно отличается от коровьего.

Преимущества вскармливания ребенка грудным молоком:

  1. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни;
  2. Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах;
  3. Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов;
  4. В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;
  5. В грудном молоке содержатся вещества, регулирующие рост, развитие ребенка (гормоны, факторы роста, таурин, цинк, йод, и т.д);
  6. В процессе кормления грудью между матерью и ребенком возникают особые очень близкие отношения, теплота которых сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;
  7. Грудное вскармливание полезно для здоровья матери, т.к. оно способствует сокращению матки после родов, помогает восстановить фигуру и является лучшей профилактикой мастопатии и рака молочной железы.

Отличие грудного молока от коровьего:

  1. Содержание белка. В грудном молоке белка меньше, чем в коровьем, в нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз меньше, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями, что облегчает процесс пищеварения.
  2. Белки грудного молока сходны с белками плазмы, а белки коровьего молока обладают резко выраженной АГ активностью, что способствует появлению аллергических реакций.
  3. Содержание аминокислот в грудном молоке меньше, что является более оптимальным для ребенка. В коровьем молоке аминокислот в три раза больше, это приводит к белковой перегрузке, что может привести к обменным нарушениям.
  4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые три дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно А, который играет важную роль в создании местного иммунитета ЖКТ новорожденных. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому грудной ребенок имеет хорошую иммуно-биологическую защиту.
  5. Количество жира одинаковое, но имеется важная отличительная черта, это состав жира. В грудном молоке преобладают ненасыщенные жиры. Доказано что искусственное вскармливание часто приводит к ожирению.
  6. Углеводы в грудном молоке в большом количестве.
  7. Грудное молоко богато ферментами: амилазой, трипсином, липазой. В коровьем молоке ферментов в сотки раз меньше. Это компенсирует временную низкую ферментативную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.
  8. Минеральный состав грудного молока: количество кальция и фосфора в меньше чем в коровьем, но усвоение в два раза лучше, поэтому дети на естественном вскармливание гораздо реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, железо цинк и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке большое количество витамина D, что способствует профилактике рахита.

Основные принципы успешного кормления грудью:

1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и родильниц.
2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.
4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
5. Показывать матерям, как кормить ребенка грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.
6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.
9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски, пустышки).
10. Поощрять организацию группы поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома.

Правила, необходимые для успешного вскармливания:

1) раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);

2) в первые недели желательно обеспечить ребенку режим свободного вскармливания (по требованию ребенка) и только позднее перевести ребенка на питание по часам, которое он сам выбрал;

3) при введении прикорма, для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;

4)если молока недостаточно, необходимо часто прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе.

Первое прикладывание к груди

Первое прикладывание к груди здоровых доношенных новорожденных должно осуществляться в первые полчаса после рождения.

Раннее прикладывание к груди является стимулом для более быстрого становления лактации у матери, способствует лучшей и более быстрой адаптации новорожденных к условиям внеутробной жизни, в частности более раннему заселению кишечника и кожи бифидум-флорой и уменьшению длительности фазы транзиторного дисбактериоза кишечника. Считается также, что ранний контакт ребенка с матерью (кожа к коже в течение 3 0 - 6 0 мин после рождения) усиливает чувство материнства, стимулирует развитие психики ребенка и установление психического контакта с матерью, увеличивает число детей, вскармливаемых грудью до 4 мес. Если позволяет состояние матери и ребенка, то оптимально положить полностью раздетого ребенка на живот обнаженной матери, и через некоторое время новорожденный сам достигнет (приползет) груди и соска матери, присосется к соску. Есть горячие сторонники присутствия в это время и отца ребенка. Следует отметить, что такое раннее прикладывание к груди способствует и более быстрому успокоению матери, исчезновению у нее стрессорного гормонального фона (роды - сильнейший физиологический стресс!), лучшей послеродовой инволюции матки, уменьшению вероятности гнойно-септических заболеваний как у матери, так и у ребенка, более длительному сохранению лактации у матери.

Длительность первого кормления должна быть около 20 мин: молока в это время либо нет, либо очень мало, но крайне ценны и капли молозива.

Молозиво богато иммуноглобулинами, а значит содержит больше антител и других противоинфекционных факторов, чем зрелое молоко. Этим частично объясняется, почему в состав молозива входит больше белка, чем в зрелое молоко. Молозиво обеспечивает и защиту от аллергии.

В молозиве содержится больше лейкоцитов, чем в зрелом молоке, что также защищает от инфекций.

Антиинфекционные белки и лейкоциты, которыми богато молозиво, обеспечивают первую иммунизацию против заболеваний, с которыми может столкнуться ребенок после рождения, т.е. молозиво способствует предотвращению возникновения бактериальных инфекций, опасных для новорожденных.

Молозиво обладает мягким слабительным эффектом, благодаря этому кишечник ребенка очищается от мекония (первичного темно-зеленого кала), а заодно и от билирубина, что предотвращает развитие выраженной желтухи.

Молозиво обладает фактором роста, который способствует созреванию кишечника ребенка. Молозиво (вероятно, содержащиеся в нем антитела) предохраняет ребенка от аллергии и непереносимости другой пищи.

Молозиво по содержанию некоторых витаминов (в частности, витамина А) значительно богаче зрелого молока. Витамин А снижает тяжесть любых инфекций у ребенка.

Учитывая сказанное, считаем, что первое прикладывание к груди и контакт кожа к коже должны производиться после отделения ребенка от матери, перевязки пуповины, обработки пуповинного остатка.

Говоря о важности естественного вскармливания, все, как правило, упоминают его длительность, необходимость кормить кроху по требованию, а не по расписанию, рассказывают о том, каким образом держать младенца у груди...

У них и у нас

Все это, несомненно, полезные сведения для молодой мамы. Однако немногие, к сожалению, знают о том, какое воздействие на развитие ребенка оказывает раннее прикладывание к груди. В цивилизованных странах давно уже пришли к такой практике, когда кроху непосредственно после рождения выкладывают маме на живот и он с ее помощью находит сосок. До недавнего времени в России ребенок в первые несколько суток после появления на свет «принадлежал» не матери, а медперсоналу, который раз в три часа приносил его на кормление. К счастью, теперь и у нас почти повсеместно применяется не только совместное пребывание мамы и малыша и свободное вскармливание , но и ранний контакт «кожа к коже», когда даже после оперативных родов младенца на несколько минут подносят к материнской груди.

Иммунизация

Казалось бы, что может дать такой краткий контакт, когда новорожденный и сосать-то толком не умеет, а в молочных железах еще нет молока? На самом деле, очень много. Мудрая природа позаботилась о том, чтобы с первых моментов своего земного существования дитя имело возможность получать энергию для жизни . Именно для этого в течение двух-четырех суток после родов в материнской груди вырабатывается особе вещество – молозиво . Высасывая всего 10–15 г, младенец получает из этого количества все необходимые для него вещества, которые позволяют ему не только насытиться, но и быстрее приспособиться к внеутробному существованию. Даже если малыш только полижет сосок, в ротик к нему попадет несколько капель желтой кремообразной жидкости, содержащей рекордное количество белка и антител и крайне мало жиров и сахара. Профессор Илья Аркадьевич Аршавский не зря назвал раннее прикладывание своеобразной «пассивной иммунизацией» ребенка. Ведь молозиво подготавливает ЖКТ новорожденного к усвоению и переработке материнского молока, поддерживает иммунитет младенца, способствует выводу из его организма билирубина, что уменьшает проявления физиологической желтухи и действует как слабительное, помогая кишечнику избавиться от мекония.

Импринтинг

С психологической точки зрения раннее прикладывание также имеет очень важное значение. Младенец, попадающий в незнакомую и некомфортную для него среду, испытывает сильнейший стресс. Лежа на мамином животе, слыша биение ее сердца, ее голос и дыхание, которые знакомы ему по внутриутробной жизни, пробуя первые драгоценные капли молозива, он одновременно получает и мощную психологическую защиту . Происходит так называемый импринтинг , когда при контакте глаза в глаза малыш непосредственно после рождения запоминает (запечатлевает) свою маму, благодаря чему между ними развивается сильнейшая привязанность. Ребенок убеждается, что он не один в этом новом мире, что есть кто-то, кто о нем позаботится и чей образ теперь навсегда связан для него с первыми позитивными эмоциями после рождения.

И для мамы

Для женщины данный психологический аспект также имеет существенное значение. Видя и ощущая своего ребенка, она понимает, что роды прошли успешно. Доказано, что матери, которым к груди малыша приложили сразу же, лучше понимают своего ребенка, более чутко относятся к его потребностям и гораздо меньше тревожатся из-за надуманных проблем.

Со стороны физиологии тоже есть определенные нюансы. Так, прикладывание младенца к груди в первые час-полтора после рождения обеспечивает более быстрое включение механизмов секреции молока и более устойчивую лактацию. А само сосание способствует активному выбросу гормона окситоцина, который улучшает сократительные способности матки и снижает опасность послеродового кровотечения.

Первое прикладывание новорожденного к груди в самые ранние сроки после рождения является бесценным даром, который природа приготовила для каждой матери и каждого младенца. Это – логическое завершение родов, дающее возможность женщине и ее ребенку обрести то психологическое единение, которое будет сопровождать их еще долгие и долгие годы.

Раннее прикладывание к груди бесценно!

Прикладывание ребенка к груди сразу после его рождения способствует скорейшему завершению родов - отделению последа в результате рефлекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (первые полчаса после родов) также способствует увеличению количества молока и продолжительности периода лактации.

Очень важно, чтобы ребенок сразу же после родов был выложен на живот матери. Контакт "кожа к коже" позволяет ребенку почувствовать материнское тепло. Ведь после девяти месяцев, проведенных в "уютном доме", он выходит в новый, чужой, холодный мир. Пусть ребенок не будет сосать, но если он даже полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Профессор И. А. Аршавский называет раннее прикладывание "пассивной иммунизацией" ребенка, то есть своеобразной прививкой от многих болезней.

У детей, рано приложенных к груди, наблюдается более низкая (в 3,3 раза) заболеваемость, лучшая динамика веса по сравнению с детьми, приложенными к груди через сутки после рождения.

Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия билирубина, вызывающего желтуху у новорожденных.

Раннее прикладывание способствует формированию здоровой микрофлоры у ребенка. У новорожденного кишечник, кожа и слизистые стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Доказано, что микроорганизмы с кожи матери лучше других приживаются на ребенке, и даже условно-патогенные микробы с кожи матери реже приводят к развитию заболеваний, нежели те же микробы, но занесенные с других источников. У 1/3 детей, приложенных к груди не раньше чем через сутки, происходит нарушение формирования кишечной флоры. Эти дети чаще болеют кишечными расстройствами.

Выкладывание на живот является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и ребенку о том, что стрессовая ситуация завершилась благополучно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Гармония, существовавшая между ними прежде, восстановлена.

Теперь можно расслабиться и порадоваться друг другу. Из родов, закончившихся ранним прикладыванием, ребенок выносит знание о том, что из сложных обстоятельств выход может и должен быть найден. Разлученный с матерью, он получает скорее отрицательный опыт. Большое значение для установления глубокой эмоциональной связи родителей с ребенком имеет первый контакт глазами. Важно, чтобы первым лицом, которое увидит ребенок, было лицо мамы или папы.

Будучи оставленным у материнской груди в течение 30-45 минут после родов, ребенок восстанавливает связь с прошлым: он вновь слышит сердцебиение матери, ее голос и обретает столь же теплый дом, только уже здесь, на земле. Почувствовав себя в безопасности в объятиях родного существа, новорожденный начинает осваивать новый мир: его кожа ощущает прикосновения мамы, язык чувствует вкус ее кожи и молозива, нос вдыхает ее запах, глаза обращены к любящему взгляду, уши слышат ее голос.

Контакт "кожа к коже" необходим, потому что тактильный анализатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утробе у матери. Об этом свидетельствуют наблюдения за самой природой. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих детенышей, когда их лижут, - сколько, прежде всего, создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма. Без этого вызывания малыши животных просто погибают.
Не является ли отрыв ребенка от матери причиной так называемых "внезапных" смертей здоровых младенцев, особенно часто наблюдаемых в домах ребенка? Не есть ли контакт с матерью важнейшее условие выживания потомства? Не упускаем ли мы благоприятный момент для начала умственного развития ребенка? Наконец, не плодим ли социальных сирот, не обретших естественной связи с миром, утверждающих себя посредством агрессии и жестокости?

Женщина, прижимающая к груди в муках рожденное дитя, забывает о своих страданиях, ее лицо светлеет и в этот момент между ней и ребенком устанавливается взаимопонимание, позволяющее чувствовать друг друга без слов. Не за сутки ли разделения рождается у некоторых матерей столь неестественное ненаблюдаемое в природе явление как боязнь собственного ребенка? Ведь когда новорожденного сразу подносят к груди женщины, которая была намерена отказаться от него, то, как правило, после этого она забирает малыша с собой.

(Из книги "Естественное вскармливание" под общей редакцией проф. д.м.н. К. С. Ладодо и к.б.н. М. Е. Ланцбу р)

хотите иметь здорового ребенка? Тогда постарайтесь кормить его грудью .

Грудное вскармливание (естественное вскармливание) – это вскармливание ребенка материнским (грудным) молоком. Грудное молоко – «золотой стандарт» питания новорожденного и грудного ребенка.

Преимущества грудного вскармливания . Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу. Оно содержит все необходимые питательные вещества, витамины, микроэлементы и полностью обеспечивает потребности детского организма в пищевых компонентах в первые 6 месяцев жизни. К числу важнейших достоинств женского молока относятся: оптимальный и сбалансированный уровень пищевых веществ; высокая усвояемость женского молока организмом ребенка; наличие в молоке широкого спектра биологически активных веществ и защитных факторов (ферментов, гормонов, иммуноглобулинов и др.); благоприятное влияние на микрофлору кишечника; стерильность; оптимальная температура и др. Грудное молоко характеризуется сбалансированностью белкового и жирового компонентов. Оно, в отличие от коровьего молока и смесей домашнего приготовления, содержит меньше белка. Белки женского молока богаты незаменимыми аминокислотами и хорошо усваиваются детским организмом. Только грудное молоко содержит некоторые незаменимые жирные кислоты, такие, как эссенциальные полиненасыщенные, выполняющие пластические функции и необходимые для нормального развития ребенка. Углеводы в женском молоке представлены до 90% лактозой. Лактоза способствует всасыванию кальция, железа, цинка, магния и меди. Кроме лактозы в женском молоке содержится галактоза, необходимая для метаболических процессов в нервной клетке. Чрезвычайно важно то, что женское молоко содержит иммунологические и биологические активные вещества, антитела, которые защищают ребенка от различных микробных и вирусных инфекций и аллергических реакций. Грудное молоко содержит относительно большое количество витамина А, группы В, а также витамины К, Е, Д и С. Кроме того, в состав женского молока входит липаза, облегчающая переваривание жиров, и многие другие полезные пищевые компоненты, отсутствующие в коровьем молоке и детских смесях домашнего и промышленного приготовления. Таким образом, грудное молоко представляет собой поистине незаменимый продукт, предназначенный самой природой для вскармливания детей первого года жизни.

Существуют правила , соблюдение которых обеспечивает успешное грудное вскармливание. К ним относятся правила, необходимые в период становления лактации, т.е. в условиях родильного дома: раннее (в первый час после рождения) прикладывание ребенка к груди, вскармливание по требованию ребенка, отказ от сосок и любого другого питания и питья. Другие рекомендации направлены на сохранение лактации более продолжительное время: кормление по требованию ребенка, ночные кормления, кормление одной грудью в одно кормление (при отсутствии гипогалактии), введение прикорма не ранее 6-месячного возраста. Таким образом, для реализации продолжительного грудного вскармливания необходимо соблюдение определенных условий: совместное пребывание матери и ребенка, нормальный отдых и сон кормящей женщины, полноценный и сбалансированный рацион. Немаловажным является психологический настрой женщины, обозначенный как формирование «доминанты лактации», т.е. наличие у женщины стойкой убежденности в неоспоримых преимуществах грудного вскармливания перед искусственным и ее уверенность в том, что она сумеет кормить ребенка грудью, несмотря на разные трудности. В формировании доминанты лактации важна роль близких людей, но ведущим является просветительская работа и психологическая поддержка медицинского персонала на всех этапах оказания медицинской помощи женщине (женская консультация, родильный дом, детская поликлиника). Успешность такой работы зависит от организации консультативной помощи, единых подходов к теоретическим и практическим вопросам грудного вскармливания на всех этапах и преемственности между этими учреждениями. Одной из проблем, с которой сталкивается женщина в период становления лактации, – это техника грудного вскармливания. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Техника грудного вскармливания . Первое прикладывание к груди следует осуществлять сразу же после рождения ребенка (в родильном зале), в первые 30 мин после родов (раннее прикладывание к груди). Длительность первого кормления должна быть не менее 30 мин, при этом около 2 мл молозива попадает к ребенку. Первое прикладывание новорожденного к груди сочетают с кожным контактом матери и ребенка. Сразу после рождения ребенка выкладывают на живот матери и накрывают стерильной простыней. После окончания пульсации пуповины ребенка забирают с живота, проводят первичную обработку пуповины, затем снова помещают на верхнюю часть живота матери. Ребенок начинает совершать ползательные движения, повороты головы, сосательные движения. В течение первых 0,5–2 ч большинство новорожденных способны самостоятельно найти и захватить сосок с ареолой материнской груди и сделать несколько сосательных движений.

Раннее прикладывание новорожденного к груди является стимулом для более быстрого становления лактации и длительного ее сохранения, способствует лучшей и более быстрой адаптации новорожденного (раннему заселению кожи и кишечника соответствующей микрофлорой), ускоряет послеродовую инволюцию матки, уменьшает вероятность гнойно-воспалительных заболеваний как у матери, так и у ребенка, способствует быстрому установлению психоэмоционального контакта между матерью и ребенком.

Противопоказания к раннему прикладыванию к груди . Со стороны матери ими являются: оперативные вмешательства в родах (кесарево сечение не является строгим противопоказанием к раннему грудному вскармливанию), тяжелые формы гестозов, сильные кровотечения во время родов и в раннем послеродовом периоде, открытая форма туберкулеза, состояние декомпенсации при хронических заболеваниях сердечно-сосудистой системы, легких, почек, печени, острые психические заболевания, злокачественные новообразования. Не прикладывают ребенка к груди, рожденного от ВИЧ-инфицированной матери. Противопоказаниями к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка являются: нарушение мозгового кровообращения II–III степени, глубокая недоношенность, тяжелые пороки развития (челюстно-лицевой системы, сердца и др.). Противопоказания к грудному вскармливанию в последующем весьма ограничены: наследственные энзимопатии у ребенка (галактоземия, фенилкетонурия), тяжелые формы врожденных пороков развития. Вскармливание грудным молоком не рекомендуется на период приема матерью антибиотиков, цитостатиков, гормональных препаратов.

Перед кормлением грудью с целью профилактики инфекции маме важно соблюдать правила личной гигиены: ногти должны быть коротко острижены, руки вымыты с мылом; ежедневно 1 раз в сутки необходимо использовать специальные антисептические салфетки или обмывать грудь теплой водой с мылом, а перед каждым кормлением – обмывать обычной водой. Железы, расположенные вокруг соска, во время кормления грудью выделяют смазку, образующую на груди защитную пленку против бактерий и препятствующую высыханию сосков; если слишком усердно мыть грудь, то грудной сосок и околососковый кружок потеряют большую часть смазки, железы могут закупориться и воспалиться, появятся трещины сосков. Первые 2–3 капли молока лучше сцедить и вылить, так как в начальных отделах железистых протоков оно может быть загрязнено.

В настоящее время рекомендуется режим «свободного вскармливания», т.е. прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, включая ночные часы, когда это необходимо (кормление «по требованию»). Режим свободного вскармливания осуществляется в условиях пребывания в палате «мать-дитя». Свободное вскармливание положительно влияет на становление лактации, длительность грудного вскармливания, физическое и психоэмоциональное развитие ребенка, состояние его здоровья. Обычно кормят через 2–2,5 ч без ночного интервала. В первые 2 недели кормят 10–20 раз в сутки, что значительно увеличивает лактацию, интервалы могут быть от 15 мин до 3–4 ч. К концу 1-го месяца жизни частота кормлений обычно уменьшается до 7–8 раз в сутки. В первые 1–2 месяц лучше давать обе молочные железы в одно кормление. Если у женщины много молока, то лучше кормить каждый раз из одной груди, так как ребенок будет получать раннее (или переднее) молоко, которое богато белками, лактозой, витаминами, микронутриентами, водой, а также позднее (или заднее), богатое жирами.

Положение матери и ребенка во время кормления должно быть комфортным и правильным. Мать может кормить ребенка лежа на боку или на спине, сидя, стоя, склонившись над лежащим ребенком. В первые дни после родов кормить малыша лучше в постели, лежа на боку и поместив под этот бок в виде опоры подушечку (или положив на нее малыша). Можно, если роды проводились путем кесарева сечения, кормить ребенка лежа на спине, поместив его себе на живот, поддерживая за лобик, так как ему еще трудно долго держать голову. В таком положении ребенок может сосать долго, так как ему легко дышится. Сидеть при кормлении малыша маме лучше в низком кресле или на стуле, подставив под ногу соответственно груди, которой она кормит, скамеечку. Но при любой позе рекомендуется контакт «кожа к коже» и «глаза в глаза» - ребенок всем телом повернут к матери, прижат к ней, голова и тело ребенка находятся в одной плоскости, поэтому перед кормлением маме нужно раздеться до пояса, а малыша оставить в подгузнике и прикрыть теплой пеленкой. В таком положении ребенок будет трогать грудь матери и ее близость разбудит в нем нужные рефлексы. А близость младенца и регулярное его прикладывание к груди в свою очередь будет благоприятно влиять на количество гормонов в крови кормящей женщины: пролактина, стимулирующего выработку молока, и окситоцина, способствующего сокращению матки и выделению молока из груди. При кормлении необходимо следить за тем, чтобы ребенок находится в приподнятом положении - с целью профилактики аэрофагии. Лицо ребенка находится близко от груди матери, так что подбородок прикасается к ней. Рот широко открыт, нижняя губа вывернута наружу. Мать помогает ребенку правильно захватить грудь (сосок вместе с ареолой). Для стимуляции захвата груди можно прикоснуться соском к верхней губе малыша. Мать приподнимает грудь рукой, накладывая большой палец кисти сверху, а остальные снизу. Некоторые матери предпочитают придерживать пальцем грудь возле носика ребенка. Это делать необязательно, так как при этом сдавливаются молочные протоки и ухудшается вытекание молока. Ребенок свободно дышит и без придерживания груди пальцем. Мама должна следить, чтобы малыш вместе с соском захватывал и околососковый кружок, что предупреждает заглатывание воздуха ребенком и возникновение трещин кожи сосков. Можно поддерживать ребенка за спину и плечи, но не за затылок. Его голова должна свободно слегка откидываться назад. Как правило, сосание медленное, сопровождается паузами, когда ребенок, не отпуская грудь, перестает сосать, затем сосание возобновляется. Есть «ленивые сосуны», которые сосут медленно и вяло, засыпают у груди. Такого сосуна нужно стимулировать: при засыпании слегка потрепать по щечке, сделать попытку вынуть сосок – малыш снова будет сосать. Если ребенок насытился, то сам прекращает сосать и отпускает грудь. Если есть необходимость прекратить кормление, надо осторожно ввести палец в рот ребенка, тем самым прервать сосание. Продолжительность кормления грудью индивидуальна. Большинство детей обычно насыщаются за 5–10 мин, но некоторым требуется 20–30 мин.

Таким образом (подведем итог) , для успешного осуществления грудного вскармливания следует придерживаться следующих правил:

(1 ) необходимо прикладывать ребенка к груди матери в течение первого часа после рождения (ребенок при этом получает ценное вещество - молозиво);

(2 ) после рождения ребенка не проводить никакого кормления, кроме грудного - нельзя давать новорожденному и грудному ребенку никакой другой пищи и питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, когда для этого имеются медицинские показания;

(3 ) кормление ребенка осуществляется по его требованию, также и ночью, поэтому следует обеспечить круглосуточное совместное пребывание в одной палате матери и ребенка (грудное вскармливание нужно осуществлять по требованию ребенка, а не по расписанию);

(4 ) необходимо осуществлять телесный контакт матери и ребенка «кожа к коже», он важен для установления тесной эмоциональной связи между ними, в то же время положение ребенка во время кормления должно быть удобным и правильным (следует следить за тем, чтобы ребенок был правильно приложен к груди);

(5 ) не прекращать кормление грудью при трещинах сосков, нагрубании молочных желез, мастите, остром респираторном заболевании; кормить сцеженным молоком только по показаниям; не поить ребенка водой, особенно если он от нее отказывается; не следует давать ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.);

(6 ) необходимо кормить ребенка исключительно грудным молоком до 6-месячного возраста; с 6-месячного возраста обязательно нужно вводить адекватный прикорм; следует продолжать грудное вскармливание ребенка до года и более.

2. Исключение кормления новорожденного из бутылки или другим способом до того, как мать приложит его к груди.

3. Совместное содержание матери и ребенка в одной па­лате.

4. Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка.

5. Правильное положение ребенка у груди. Кормление по требованию ребенка. Продолжительность кормления регулирует ребенок: не следует отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам отпустит сосок.

6. Ночные кормления и совместный сон матери и ребенка. Исключение допаивания и докармливания ребенка до 6 месяцев.

7. Полный отказ от сосок, пустышек и бутылочного корм­ления. При необходимости введения докорма его следует да­вать только из чашки, ложки или пипетки. Исключение мытья сосков перед кормлением и после него.

8. Исключение дополнительного сцеживания молока по­сле каждого кормления.

9. Отказ от частых контрольных взвешиваний ребенка по­сле выписки из родильного дома, проводимых чаще 1 раза в неделю.

10. Поддержка матерей, кормивших своих детей грудью до 1-2 лет.

11. Сохранение грудного вскармливания до исполнения ре­бенку 1-2 лет.

Раннее прикладывание к груди

Первое прикладывание новорожденного к материнской груди долж­но произойти в течение первого часа жизни ребенка. Именно первое прикладывание, осуществленное в физиологические сроки, позволя­ет малышу сформировать устойчивую привычку правильно захваты­вать грудь. Кроме этого, при первом прикладывании младенец получает первые капли молозива - всего 2 миллилитра. Тем не менее да­же это количество молозива играет важную роль в становлении им­мунитета и снижении заболеваемости новорожденных, является важ­ным моментом стимуляции лактации и обеспечения ее успешности и длительности.

Исключение догрудного кормления

Догрудным называют первое кормление новорожденного не из материнской груди, а из бутылочки. Если ребенка забрали у матери впервые он получил не материнскую грудь, а соску, то значительно возрастает опасность, что мать может бросить кормить грудью; не начнет грудное вскармливание вообще. Догрудное кормление очень опасно по следующим причинам:

Ребенок не получает молозиво - самую раннюю и целебную пищу;

Если ребенка начали кормить не из груди, а из бутылочки, то у не­го может возникнуть путаница сосков и он не сможет охотно и ус­пешно брать грудь матери.

Благодаря исследованиям ВОЗ установлено, что даже одного-двух догрудных кормлений достаточно, чтобы грудное вскармливание не состоялось.

Совместное содержание матери и ребенка

Сразу после перевода матери и ребенка из родильного зала в после родовое отделение им должно быть обеспечено совместное пребывание в палате «мать - дитя», где кроватка ребенка ставится непо­средственно около кровати матери. Матери предоставляется возмож­ность с самого начала общаться с ребенком. Она может находиться с ним в одной кровати, спать вместе с ним, кормить грудью, мыть его в случае необходимости, брать на руки, когда ей захочется. С момента поступления матери и новорожденного в палату совместного пребывания начинается процесс их взаимного приспособления и взаимного обучения грудному вскармли­ванию. Преимущества совместного пребывания матери и ребенка:

Мать может реагировать на ребенка, что помогает установлению эмоциональных связей;

Ребенок меньше плачет, меньше причин дать ему бутылочку;

Матери больше верят в кормление грудью;

Кормление грудью продолжается дольше.

Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка

Очень важно отсутствие докармливания и допаивания ребенка в пер­вые дни после рождения. Введение любых жидкостей и молочных смесей исключает или сокращает возможность получения молозива и травмирует организм новорожденного ребенка. Докармливание новорожденного в первые дни жизни воз­можно только в случае, если малыш появился на свет путем кесарева сечения и у матери нарушен процесс выработки молока.

Правильное положение ребенка у груди

Правильное положение ребенка у груди - это правильное приклады­вание, тесно связанное с механизмом сосания ребенком груди, и удобная поза при кормлении.

Процесс сосания груди

Специальные манипуляции ребенка с грудью называют «сосанием груди» (англ. «suckling»). Просто сосание (англ. sucking) - это то, что ребенок проделывает со своим большим пальцем или другим твердым предметом. Здоровому доношенному ребенку присущи три рефлекса, помогающие ему сосать грудь и питаться.

Рефлекс захватывания. Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если при­коснуться к нижней губе или щеке голодного ребенка, он повернет голову в этом направлении и откроет рот.

Сосательный рефлекс. Если что-нибудь, попадая в рот ребенку, коснется его нёба, то он начинает сосать. В первые часы жизни сосательный рефлекс но­ворожденного может быть очень сильным

Глотательный рефлекс. Когда рот ребенка наполняется молоком, он его глотает.

Обратите внимание на то, что существует рефлекс, позволяющий ре­бенку находить сосок, а также рефлекс, заставляющий его сосать во время прикосновения соска к небу. Однако нет рефлекса, помогающе­го ребенку удерживать грудь во рту. Как раз этому он должен научиться, и здесь ему требуется помощь матери. Грудное вскармливание явля­ется процессом взаимодействия матери и ребенка и не может быть реализовано лишь за счет усилий ребенка (рис. 32). Процесс сосания груди следует рассматривать как два действия:

1. Вытягивание груди по форме соски. Ребенок захватывает ртом не только сосок, но и ареолу - участок груди, куда входит млечный си­нус. Ребенок должен вытянуть грудь по форме соски, что значитель­но длиннее, чем сам сосок. Сосок составляет лишь треть «соски». Иногда в момент, когда ребенок только что бросил сосать грудь, мож­но увидеть, как она вытянулась.

2.Прижатие вытянутой ареолы языком к нёбу. Вдоль языка ребенка, от его кончика до корня, проходит волна, подобная перистальти­ке. Волна выжимает молоко из млечного синуса в рот ребенка так, что он может его глотать. Во время кормления часто можно увидеть кончик языка ребенка, находящийся над нижней губой. Язык как бы «втягивает» грудь, подобно эффекту банок. Обратите внимание на два следующих важных положения:

Сосание помогает вытягивать грудь и удерживать ее во рту ребен­ка. От сосания молоко не убывает.

Между кожей соска и ртом ребенка не должно быть трения.

Чтобы ребенок мог успешно сосать грудь, он должен в достаточ­ной степени захватывать грудь, таким образом, чтобы его язык на­давливал на млечный синус. Иногда ребенок не может сделать до­статочно большой глоток. Как матери, так и ребенку следует учиться правильному прикладыванию к груди.