Рассматривание картины кошка и котята ср гр. Тема: «Рассказывание по картине «Кошка с котятами
Мякоткина Ольга Алексеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
ГБОУ Школа №51
Населённый пункт:
г. Москва
Наименование материала:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема:
"Составление рассказа по картине "Кошка с котятами"
Дата публикации:
15.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе ДОУ
«Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Цель: развитие речи детей через обучение творческому рассказыванию по
Учить детей составлять развернутый рассказ по предложенной картине,
опираясь на план;
Упражнять в отгадывании загадок;
Формировать умение внимательно рассматривать картину;
Развивать речь, внимание, память, мышление;
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Форма организации детской деятельности
Коллективная
Индивидуальная
Предварительная работа
Чтение рассказов: В Берестов, «Кот у ворот», «Бродячий кот», «Котофей».
А.Усачев, «Планета кошек»
Оборудование и материалы: картинка «Кошка и котята», мольберт,
маркеры,мяч.
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем учиться составлять рассказ по
картинке о домашнем животном. А о каком именно животном, вы узнаете,
когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку».
Воспитатель проходит и «на ушко» говорит описательную
характеристику животного.
острые коготки, мягкие лапки…
пушистая шерстка, длинные усы…
мурлычет, лакает молоко…
умывается языком, прячет нос, когда холодно…
хорошо видит в темноте, песни поет, мурлычет
у нее хороший слух, ходит неслышно…
умеет выгибать спину, царапается…
Воспитатель: «Кто же это, ребята?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Совершенно верно, сегодня мы будем составлять рассказ
о кошке и котятах.
Воспитатель обращает внимание детей на представленную
Воспитатель: «Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она?»
Ответы детей (большая, пушистая)
Воспитатель: «Посмотрите на котят. Что можно сказать о них, какие они?»
Ответы детей (маленькие и тоже пушистые)
Воспитатель: «Чем отличаются котята друг от друга?»
Ответы детей (один-рыжий, второй-черный, третий-пестрый)
Воспитатель: «Совершенно верно. Значит мы можем сказать, что котята
отличаются окрасом. А что делает каждый котенок?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Чем похожи эти котята?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Действительно, котята очень разные. Но похожи тем,что они
маленькие. А теперь давайте дадим кошке и котятам имеена. Но такие,
чтобы они совпадали с их характером»
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: «Итак, котенок по имени … играет. Как можно сказать по-
другому?»
Ответы детей (резвится, прыгает, катает клубок)
Воспитатель: «Котенок по имени … спит. Как еще можно сказать?»
Ответы детей (дремлет, закрыл глаза, отдыхает)
Воспитатель: «А котенок по имени … лакает молоко. Как еще скажем?»
Ответы детей (пьет, лижет)
Физминутка
Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась
Движения имитируются (по тексту)
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Задает вопрос: «Что умеют
делать кошки?» и кидает мяч по очереди. Дети отвечают и отбивают мяч.
Воспитатель: «А теперь вернемся к картине. Послушайте, как я составлю
рассказ по этой картине. »
Дети внимательно слушают.
Воспитатель рассказывает детям план, по которому нужно составить
Кто изображен на картине?
Где происходит действие?
Кто бы мог оставить корзину с клубками?
Что случилось?
Что может произойти, когда вернется хозяйка?
Дети пытаются составить рассказ по картине.
Воспитатель подводит итог занятия и проводит игру.
Дети разделяются на 2 команды. Участники каждой команды по очереди
подбегают к своему мольберту и рисуют котенка. Побеждает та команда,
которая нарисовала больше котят.
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
-Формировать умение внимательно рассматривать картину;
-Формировать умение активно участвовать в беседе;
-Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
-Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);
-Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
-Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие:
-Развивать умение согласовывать слова в предложении;
-Развивать умение согласовывать речь с движением;
-Развивать психические функции: воображение, внимание, память;
-Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
-Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
-Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Материал: картина «Кошка с котятами».
Ход занятия.
Загадка
В доме с бабушкой живёт,
Тихо песенки поёт.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток-малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая...(кошка)
Воспитатель (предлагает детям рассмотреть картину, задает вопросы).
Кто нарисован на картине?
Дети. Кошка и котята.
Воспитатель. Что делают котята?
Дети. Играют около мамы.
Воспитатель. А что делает рыжий котенок?
Дети. Играет с клубочком.
Воспитатель. Какого еще котенка вы видите?
Дети. Серого, пушистого.
Воспитатель. Что можно про него сказать?
Дети. Он лакает молоко.
Воспитатель. Что делает третий котенок?
Дети. Спит.
Воспитатель. Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят.
Воспитатель предлагает детям рассказать про кошку и котят.
« Эта картина называется кошка с котятами. Кошка большая, пушистая, белолапая. Она смотрит на своих котят. У кошки-мамы три котенка-один рыжий, другой серый, а третий черный. Рыженький котенок весело играет с клубком ниток. Серый котенок лакает молоко из блюдца. А третий котенок свернулся клубочком и спит около мамы. Всем – кошке и котятам хорошо, радостно».
Игра мячом «Скажи правильно»:
У кошки один...котенок. Много...котят. У собаки один...щенок. Много...щенков, щенят. Один …воробей, а много...воробьёв. У воробьёв перья, а у щенков нет…перьев. У воробья крылья, а у щенков нет… крыльев.
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Подставляй ладошку – вытягиваем руки ладонью вперёд
Расскажу про кошку. – гладят ладонь другой рукой
Будем пальчики считать? – шевелят пальцами
Будем пальчики считать.- сжимают пальцы в руках и разжимают;
Раз, два, три, четыре, пять. – поочередно загибают пальцы на руке.
Вот кулак, - сжаты пальцы в кулак
А вот ладошка. - разжимают их.
На ладошку села кошка. – ставят на ладонь пальцы второй руки.
И крадется потихоньку – пробегают пальчики по руке до плеча
И крадется потихоньку–
Видно мышка там живет.- прячут кисть другой руки по мышку.
Ветер дует нам в лицо - качаются поднятыми руками вверх
И качает деревцо;- наклоняя корпус вправо, влево.
Ветерок все тише, тише
Деревца всё выше, выше. – медленно показывают руками тянутся вверх на носках.
Лжезагадка: У кошки Микки родились щенята; 2 белых и один чёрный. Сколько всего щенят родилось у кошки? А что бы делала кошка, если бы у неё родились щенята?
Речевое упражнение «Ныряльщики»: Разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая, делают выдох носом.
Рефлексия. Опрос детей: Почему понравилась эта картина? Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.
Составила: Калюга А.С.
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи в
средней группе
на тему:
«Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение внимательно рассматривать картину;
Формировать умение активно участвовать в беседе;
Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая. игривая, добрая, умная, нежная, заботливая);
Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие:
Развивать умение согласовывать слова в предложении;
Развивать умение согласовывать речь с движением;
Развивать психические функции: воображение, внимание, память;
Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Предварительная работа .
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;
чтение стихотворений и рассказов о животных; отгадывание загадок; словесные игры: «Какой, какая, какое? », «Назови ласково»,
Материал:
картина «Кошка с котятами»;
Содержание организованной деятельности детей:
-Я вам сейчас подскажу.Для этого вам нужно отгадать загадку.
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кошка)
Кто же это?
Правильно ребята. К нам пришла в гости кошка (игрушка)
Ответы детей в кругу с мячом.
Рассмотрение иллюстраций с животными
Отгадывание загадки.
3.Совместная деятельность
Загадку вы отгадали, а в игру не поиграли.
Словесная игра: «Что умеет делать кошка?»
Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: «Что умеет делать кошка?». Тот, кто его поймает, даёт ответ, например: «Царапаться».Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.
Ребята, а кошка пришла к нам не с пустыми лапками, а принесла с собой картину « Кошка с котятами » !
Давайте ее внимательно рассмотрим.
- Кто нарисован на картине?
Дети Кошка с котятами
- Что делает кошка?
Дети Сидит и смотрит на котят
Кошка какая? (большая, пушистая, красивая)
У кошки шерсть на спинке, ушах, хвосте полосатая, а на лапках белая.
- Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).
Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят.
- Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)
Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные)
Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.
Даша расскажет про рыжего котенка.
Лёша расскажет про серого котенка.
Где же папа-кот? (папа кот ушел на работу)
А как бы вы хотели назвать эту картину?
Художник дал картине название «Кошка с котятами».
Дети описывают действия кошки.
Описывают котят.
4.Самостоятельная деятельность
А теперь Карина попробует составить рассказ по картине.
Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.
«Картина называется «кошка с котятами». На ней изображена…(кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут…(Васька). Он…(играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел… (на охоту). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные)».
Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
Составление рассказа по картине.
5. Рефлексия (Подведение итогов)
Вам понравилась эта картина? Почему? Какие трудности возникали при составлении рассказа? Что понравилось, а что не очень?
Дети по желанию раскрашивают картины кошек.
Ответы детей с мячом.
Кристина Шамонова
Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами »
Цель : формировать умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины , отвечая на вопросы по ее содержанию.
Задачи :
Образовательные :
Учить называть животных и их детенышей, повадки кошек, что умеет делать животные;
Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине , формировать ответы на вопрос;
Использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Развивающие :
Развивать мышление;
Развивать творческие способности у детей;
Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.
Воспитательные :
Воспитывать взаимопомощь;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа : чтение стихов о домашних животных (кошке ) ; пение песенки «Серенькая кошечка» ; загадывание загадок о животных.
Индивидуальная работа : научить Оксану К. называть детенышей животных, учить Егора Е. придумывать имена котятам , научить Артура П. рассказывать о котятах .
Словарная работа : бородатый, смешная, играет с клубочками, лакает молоко, хозяйка, охота.
Взаимосвязь с другими видами деятельности : познавательное развитие (ФЦКМ, художественно-эстетическое развитие (рисование, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Демонстрационный материал : картина «Кошка с котятами » , картинки животных и их детенышей, листы бумаги с изображением нед
рисованных кошек.
Раздаточный материал : краски, кисточки, подставки под кисточки, салфетки, непроливайки.
Ход НОД
I. Дети, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика)
Давайте вместе представим, что мы в гостях у бабушки Федоры. Мы играем во дворе и кого-то увидели :
Кошку усатую
Корову рогатою
Козла бородатого
Собаку лохматую
Поросенка чумазого
Давайте еще раз вспомним, кого мы видела в гостях у бабушки Федоры.
II. Дидактическая игра «Мама и детки» .
(по картинкам )
III. Рассматривание картины «Кошка с котятами » .
Кто изображен на картинке ? (кошка )
Кошка какая ? (большая, пушистая, ласковая, красивая)
Котята какие ? (маленькие, пушистые, смешные)
Что делает кошка ? (лежит отдыхает)
Какое имя можно дать кошке ? (Мурка)
Что делает этот котенок? (играет с клубочками)
Какое имя можно ему дать? (Васька)
Что делает этот котенок? (лакает молоко)
Какое имя дадим ему? (Пушок)
Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает вместе с ней)
Давайте ему придумаем имя? (Соня)
Как можно назвать всех, кто изображен на картине ? (Кошачья семья)
Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)
А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину с клубочками котятам ? (Хозяйка, мама, бабушка)
IV. Физкультминутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышло кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки )
Посмотрела кошка наверх , посмотрела кошка вниз
Вот налево повернулась (повернуть голову налево,
Проводила взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (присесть)
V. Составление рассказа по сюжетной картине .
А сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказы по сюжетной картине , а дома расскажите мамам про кошку и котят .
«На картине изображена (кошка с котятами ) . Кошка большая… (пушистая, красивая) . Рядом с ней… (три котенка) . Они… (маленькие, смешные) . Одного котенка зовут (Васька) . Он (играет с клубочками) . Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко) . Третьего котенка зовут… (Соней) . Сон уже наелась и … (легла рядом с мамой) . Папа-кот ушел… (на охоту) . Корзину с клубками принесла… (хозяйка) . Мне понравилась картина , потому что котята получились… (смешные) ».
А сейчас девочки и мальчики закроем глазки, пусть наши глазки отдохнут. Мы подумаем, как составить рассказ о кошке и котятах .
Воспитатель выслушивает рассказы детей , поощряя их попытки к рассказыванию .
VI. Творческая деятельность. Рисование на тему : «Чего не хватает у кошки ?»
Давайте подарим картинки кошке с котятами
VII. Итог. Рефлексия деятельности.
А чему мы научились на занятии? (дети отвечают)
О ком составляли рассказы ? (дети отвечают)
Что запомнилось больше всего на занятии? (дети отвечают)
А я хочу сказать вам – спасибо! Вы очень старались на занятии.
Образовательные: упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.
Развивающие: развивать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план, Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (с) и (з); учить дифференцировать эти звуки на слух,
Воспитательные: воспитывать нравственные представления, навыки сотрудничевства, активность и инициативность.
Оборудование:
Картина "Кошка с котятами";
Игрушка котёнок;
Предварительная работа: беседа о домашних животных.
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
(Воспитатель загадывает загадку).
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молоко пьет,
Песенки поёт.
Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке с котятами.
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй-чёрный, третий-пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру. Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок:(называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).
Я предлагаю вам встать в круг. Буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"
Физминутка
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потм они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
1. Кто изображён на картине? Где происходит действие?
2. Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
3. Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
Постарайтесь в рассказе использовать слова ивыражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Воспитатель вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнёт рассказывать, кто закончит. В случае затруднения педагог сам начинает рассказывать-три первых предложения-или рассказывает полностью. После того как расскажут- три пары детей, воспитатель спрашивает, понравились ли им рассказы.
"Однажды бабушка поставила на стульчик корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было пять котят. Все котята очень разные. Белый котёнок с серыми пятнами спал на маленькой зелёной подушечке недалеко от мамы-кошки. Серый пушистый котёнок играет с кошкой. Рыжий лакал молоко, а белый с серыми пятнами и второй рыжий котята-самые озорные-прыгнули на стульчик и опрокинули корзинку с нитками. Клубки покатились по полу. Двое котят стали играть с ними и всё запутали. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала".
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру "Комары и осы". Дети, давайте разделимся на две команды: комары и осы. Комары звенят- з-з-з, а осы поют свою песенку-с-с-с. Я буду показывать карточку с насекомым, эта команда произносит свой звук. Поочерёдно воспитатель показывает карточки комара и осы. Потом дети закрывают глаза, а один ребёнок произносит звук. Дети отгадывают кто это. И обе команды повторяют. А давайте вспомним, что мы сегодня делали.