Развитие 5 мес ребенка. Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

Многих родителей интересует, какие игры полезны 5-ти месячному малышу, что за упражнения помогут поддержать и закрепить то, чему малыш уже научился, что поможет освоить новые знания и навыки, а заодно подготовить кроху к дальнейшим этапам развития?

Сейчас малыш растет не по дням, а по часам и маме просто необходимо организовать увлекательные занятия, которые смогут развлечь малыша и займут львиную долю времени его активного бодрствования.

Какие игрушки необходимы малышу на этом этапе?

  • погремушки;
  • висюльки и мобили;
  • пирамидки;
  • сенсорные коврики;
  • вкладыши;
  • игрушки с сюрпризами;
  • образные игрушки.

Мобили с множеством висящих элементов очень радуют кроху, вызывая бурю эмоций. Они же помогают познакомиться с понятием расстояния, фактуры, движения, звука

Ребенок на 6-м месяце жизни с интересом будет играть куклой-неваляшкой - ему обязательно понравится опрокидывать такую игрушку. Воображение крохи занимает необычная реакция яркой куклы на его действия, он будет пытаться сообразить, почему она постоянно принимает вертикальное положение, сколько бы раз ее ни перевернули. Кроме того, большинство подобных игрушек издают приятное позванивание при покачивании и опрокидывании.

Попробуйте показать малышу крутящийся волчок . Динамично вращающаяся юла обязательно понравится крохе - пусть пока что у него не получится управлять ею самостоятельно, зато он понаблюдает, как это получается у мамы или папы. Подбрасывайте вверх надувной шар, и малыш с удивлением будет наблюдать за его неторопливым полетом. Для того чтобы развлекать мальчиков, стоит попробовать катать инерционные и обычные машинки с горки или без нее.

Как играть?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Всем 5–6-ти месячным малышам очень интересно находить новые предметы и изучать их возможности. Они с готовностью будут осваивать различные манипуляции с новыми игрушками. Разумеется, с помощью родителей потенциал малыша значительно расширяется.

Очень полезно не просто показывать крохе разные предметы, но и то, что предполагается с ними делать. Так, можно продемонстрировать, как катать по полу мячик, кольца пирамидки надевать на ось одно за другим, как можно крутить юлу и т.д.

Следует проводить с ребенком как можно больше времени, просто показывая, как играть с новыми игрушками. Разумеется, пока он слишком мал, чтобы подражать действиям родителей, но такие «презентации» не пройдут впустую - постепенно малыш освоит новые навыки и будет сам повторять все движения и действия с предметами за взрослыми. Для этого, собственно, и нужны эти своеобразные «показательные выступления» родителей с различными предметами и игрушками.

Единственное, чего не стоит делать - торопить малыша и расстраиваться по поводу того, что кроха не начинает повторять за взрослыми действия на второй или третий день. Ему только шестой месяц, а подобные навыки даже самые развитые малыши усваивают только к году.

Развитие координации движений

Основное задание родителей на этом этапе - вдохновить ребенка на перекладывание игрушек из одной ручонки в другую. Кроме того, 5 месяцев - самое время для того чтобы начать учиться отдавать и брать вещи по просьбе взрослого. Яркими примерами подобных занятий могут стать потешка «Веселый мячик» и «Убегающая игрушка».

Игра «Веселый мячик»

Для этой игры необходим не слишком большой яркий мячик. Малыш должен лежать на животике. Протяните крошке мячик со словами: «На! Возьми!». Когда он возьмет мячик в ручки, начинайте:

  • «Вот такой веселый мяч!» - Легонько сдавите ручонку малыша с мячиком и потрясите ей.
  • «Он готов пуститься вскачь!» - Чуть-чуть потяните игрушку, так чтобы малыш почувствовал мышечное усилие.
  • «Так и просится играть!» - Подергайте мячик в руке малыша, склоняя отдать его.
  • «Трудно будет удержать!» - С этими словами подведите мячик к другой ручонке малыша, подталкивая его перехватить его другой ручкой.
  • «Мячик прыгал и скакал, вновь он в ручки к нам попал!». С улыбкой констатируйте, что мячик вновь вернулся к малышу. Продолжая игру, некоторое время перекладывайте игрушку то в одну, то в другую ручку ребенка.

Игра «Убегающая игрушка»

Чтобы стимулировать развитие координации движений ребенка 5-ти месяцев от роду, полезными будут игры, где взрослые передвигают предметы у него на глазах. Малыш при этом должен искать взглядом предмет и стараться его схватить. Следует показать крохе новую игрушку на близком расстоянии, после чего отодвинуть ее чуть подальше, но так, чтобы он мог до нее дотянуться. Путь малыш потянется за игрушкой и даже почти ее ухватит, затем надо отодвинуть предмет в другую сторону, но по-прежнему так, чтобы он мог до него дотянуться.

Передвигайте предмет несколько раз, стимулируя малыша к тому, чтобы все же достать убегающую игрушку. Здесь важно не переусердствовать. Трех-четырех раз будет вполне достаточно, после этого надо позволить малышу ухватить игрушку, иначе он может просто потерять интерес к игре. Последнее правило необходимо применять не только для этой игры, но и для занятий с ребенком вообще.

В одной из своих программ, посвященных раннему развитию детей, известный педиатр Е.О. Комаровский говорит о том, что основное требование к учебному и развивающему процессу - он должен нравиться и быть интересным ребенку. Малыш не может концентрировать на процессе так долго, как школьник или взрослый - надо об этом помнить.

Развитие осязания и мелкой моторики

Необходимо, чтобы малыш постоянно получал опыт от прикосновения к предметам с самой разнообразной поверхностью: например, пусть он потрогает кусочек льда и недавно сваренное, еще теплое яйцо. Дайте малышу возможность трогать предметы различной текстуры (грубые и мягкие, а также ткани с ворсом и без), пусть его ручки поплюхаются в теплой водичке, потрогают мягкие и твердые предметы.


Знакомство с текстурами - огромная радость и одновременно развивающий урок для малыша. Лучше всего, если это взаимодействие сопровждается объяснениями и разговорами мамы

Экскурсия по дому

Разминайте кисти малыша - проводите его ладошками по разным предметам интерьера, когда прохаживаетесь с ним по дому. Комментируйте ощущения, которые ребенок испытывает, дотрагиваясь до разных предметов, и одновременно комментируйте все, что делаете. Так, проводя ручонкой малыша по махровому полотенцу, говорите: «Давай потрогаем полотенечко! Оно мягкое и пушистое!». Позвольте ему прикоснуться к холодильнику: «Это холодильник, давай его потрогаем! Он гладкий, холодный!», «А это мягенький бабулин шарфик».

Домашняя песочница

Детским ручонкам очень полезно брать, щупать и пересыпать разные сыпучие материалы. Устройте для ребенка своеобразную небольшую песочницу - для этого подойдет любая миска или лоток. Еще лучше будет подготовить для малыша стразу три-четыре лотка и поочередно предлагать ему пошуршать в лоточках крупами или фасолью, поперебирать каштаны и желуди, камушки, ракушки и т.д.

Малышу подобные игры понравятся безусловно, но есть одна проблема - он непременно попробует тянуть в рот все, что будет перебирать своими ручонками и даже находящийся рядом взрослый далеко не всегда успеет ему помешать. На первых порах следует попробовать насыпать в лоточек для малыша крупную поваренную соль: один раз попробовав ее, он уже вряд ли потянет ее в рот снова. Потом будет больше шансов, что опыт общения с солью малыш перенесет и на другие сыпучие материалы, с которыми будет заниматься.

Эти игры сохранятся и в более старшем возрасте - подробнее увидеть их нюансы можно на видео.

Развитие и совершенствование захвата

В возрасте 5 месяцев у ребенка уже появляется противопоставление большого пальца руки остальным - он старался ухватить предметы всей пятерней, словно ковшиком. Со временем расположение пальчиков будет все в большей степени зависеть от формы предметов, которые старается взять малыш. Так, шарики и мячики кроха будет стараться ухватить растопыренными пальчиками, палочки – всей пятерней, ленточки и шнурочки – кончиками пальцев и т.д.

Игры с захватами и перекладыванием предметов из одной ручонки в другую поможет совершенствованию связки глаз-рука, являющейся базисом всех жестов и действий человека.

Развитие понимания речи и звуков

Первые книги

Общение малыша с первой детской книгой трудно переоценить. Он уже вполне способен сидеть на коленях у мамы и «читать» вместе с ней: такое регулярное чтение даст стремительный толчок развитию речи, ассоциативного мышления, интеллекта, и позволит расширить мировоззрение малыша. Потребность в новой информации велика в любом возрасте, восполнить эту потребность помогут детские книги - именно они способны подарить малышу новые впечатления и эмоции (рекомендуем прочитать: ).


Не стоит думать, что малыш пока еще далек от понимания сказочных сюжетов - у него уже работает долговременная память, которая напомнит прочитанное через год, два, три

Речь

Уже в течение 5-ти месяцев малыш слышит, как родители разговаривают с ним. Подражая тем звукам, которые издает ребенок, взрослые пробуждают в нем интерес к продолжению общения, развивая тем самым его речь. Когда кроха уверенно шагает к шестимесячному возрасту, родители могут активнее вести с ним подобие диалога: можно придумать упражнения, в которых надо было бы часто называть и показывать части лица и тела. При этом рекомендуется называть вещи своими именами - так, как они называются в разговоре со взрослыми. Не стоит «сюсюкать» с малышом, поскольку это может привести к задержке речевого развития.

Музыка

Включайте в комнате малыша негромкую классическую музыку или знакомые всем с самого детства мелодии и песенки из детских мультиков. Очень хорошо будет поставить диск с записью звуков природы и голосами птиц и животных.

В заключение стоит напомнить, что упражнения не должны быть в ущерб здоровью. Именно это старается донести до современных мам и пап доктор Е.О. Комаровский, ведь учить кроху можно не только в квартире, но и показывая ему деревья, живые цветы, давая потрогать ручками листочки разных растений.

В 5 месяцев дети умеют издавать различные смешные звуки. Первый лепет малыша становится предшественником развития речи и коммуникации. Младенец получает огромное удовольствие от пускания пузырьков из рта.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Существуют навыки, которыми обладает средне статический малыш в 5 месяцев. Физическое и психическое развитие зависит от состояния здоровья ребенка. Недоношенный младенец отстает от нормы на 1-2 месяца. После года, они полностью догонят сверстников. Ниже представленный примерный список умений, которыми должен владеть доношенный младенец в данном возрасте.

В пять месяцев дети умеют

  • Крепко держать игрушку, тянутся за ней, издавать громкие звуки погремушкой;
  • Тянуть ноги ко рту, кусать пальцы ног;
  • Уверенно поднимать головку лежа на животике;
  • В положении лежа, выпрямлять руки вертикально;
  • Переворачиваться с животика на спинку и, наоборот, в обе стороны, или одну;
  • Учатся ползать (попытки).

Способности девочек

Девочка в 5 месяцев умеет произносить слога. Она плавно переходит от гуления к лепетанию. Имитирует речь. Пытается сама сесть. Сажать их рекомендуют после 7 месяцев. Организм малышки еще не окреп. Ранее сидение пагубно влияет на органы малого таза.

Навыки мальчиков

Мальчики в 5 месяцев по натуре подвижней от девочек. Он лучше ориентируются в пространстве. Следит за движущимся предметом, старается его поймать. Умеет сидеть. Хотя все же, желательно, поддерживать, чтобы не было большой нагрузки на позвоночник.

Гимнастика и массаж для пятимесячного младенца

С маленькими детками следует ежедневно заниматься зарядкой. Гимнастические упражнения развивают физические навыки малыша. Профилактический массаж укрепляет мышцы. Можно делать массаж самому, но, в начале, лучше обратиться к опытному детскому массажисту. Ниже предлагаем посмотреть видео:

Развитие ребенка в 5 месяцев

Пятый месяц жизни ребенка проходить в ярких красках эмоционального развития. Появляется выраженная реакция на общения со взрослыми. Кроха подарит ответную улыбку на нежный голос, но заплачет, услышав громкий строгий голос. Попытки перевернуться на живот становятся успешными. При гулении появляются согласные звуки: ма, па, ла. Горловые звуки похожи на пение. Пытается подражать, агукая в ответ.

Как развивать

5 месячный ребенок начинает активно исследовать окружающие предметы. У малыша появляется интерес к игрушкам для психического развития и моторики. Развивающие игры с младенцем должны быть направлены на изучение формы, цвета и звука. Среди игрушек появляются фавориты. Самыми любимыми станут:

  1. мобиль (музыкальная карусель);
  2. неваляшка;
  3. молоток с пищалкой;
  4. разные по цвету и звучанию погремушки.

Музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, перестает быть предметом пассивного наблюдения. При попытках дотянуться, схватить движущуюся фигуру, улучшается координация движений. Любимая игра — бросать на пол погремушки.

Развитие недоношенных детей

Для недоношенного младенца, который отстает в физическом развитии, пятимесячный возраст становится переломным. Начинается процесс «выравнивания». Показатели веса и роста приближаются к норме. К пяти с половиной месяцам, недоношенный ребенок должен уметь:

  • хорошо держать голову;
  • находить взглядом источник звука;
  • активно двигаться;
  • гулеть и агукать;
  • отвечать на улыбку.

Особенности развития носят субъективный характер. Отставая в одном, перегонит сверстников в другом.

Комаровский о развитии пятимесячных детей

Доктор Комаровский, комментируя пользу занятий физкультурой, массажа, посещения бассейна с детьми этого возраста сказал, что развитие малыша зависит от психофизиологического состояния мамы. Дайте ей выспаться, помогите сделать домашние дела. И тогда она подарит любовь и тепло, которую не заменит ни одна игрушка или дорогая процедура.

Первый прикорм с 5 месяцев

Многим родителям советуют в 5 месяцев начинать вводить малышу новые продукты, но ВОЗ утверждает, что ребенок не нуждается в прикорме, кроме материнского молока, до 6 месяцев. Грудное и искусственное вскармливание полностью обеспечивает организм ребенка всеми необходимыми витаминами и минералами к данному возрасту.

Когда начинать давать прикорм

Ребенок проявит анатомические признаки готовности к прикорму, такие как:

  • интерес к еде;
  • должен держать голову прямо;
  • язык рефлекторно выталкивает твердую пищу. Этот рефлекс защищает от аспирации;
  • уметь проталкивать пищу в заднюю часть рта.
  • нижняя губа должна хорошо двигаться.

Желудочек ребенка должен созреть для прикорма и вырабатывать определенные ферменты.

Что можно давать пятимесячному малышу из еды

5 месячному ребенку можно дать (только одно из выбранных) чайную ложечку пюре из кабачка, цветной капусты, детские каши (овсяная, кукурузная, гречневая) и соки (яблочный). Эти продукты наиболее благоприятны для первого знакомства ребенка со взрослым питанием.

Сколько каши давать ребенку в 5 месяцев

Начинать давать каши нужно детям, которые плохо набирают вес. Молочные каши следуют давать, если мама уверена, что ее ребенок не аллергик, а так безмолочные. Начинать с чайной ложечки и смотреть за реакцией малыша, с каждым днем удваивая порцию. Заставлять кушать младенца нельзя. Каждый кроха будет по разному съедать количество каши в пределах 80-150 грамм.

Реакция организма ребенка на первый прикорм подскажет маме о правильности выбранного продукта и времени. Малыш выталкивает пищу языком, скорее всего, он не готов к прикорму. Не волнуйтесь, в кратчайшие сроки, он еще захочет попробовать.

Наш совет: готовьте огромный слюнявчик и приятного аппетита!

Сколько должен весить ребенок в 5 месяцев

Вес девочек (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 4.4 5 5.7 6.4 7.3 8.2 9.3
5 4.8 5.4 6.1 6.9 7.8 8.8 10
6 5.1 5.7 6.5 7.3 8.2 9.3 10.6

Вес мальчиков (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 4.9 5.6 6.2 7 7.8 8.7 9.7
5 5.3 6 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9

Рост ребенка в 5 месяцев

Рост девочек (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 55.6 57.8 59.9 62.1 64.3 66.4 68.6
5 57.4 59.6 61.8 64 66.2 68.5 70.7
6 58.9 61.2 63.5 65.7 68 70.3 72.5

Рост мальчиков (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 57.6 59.7 61.8 63.9 66 68 70.1
5 59.6 61.7 63.8 65.9 68 70.1 72.2
6 61.2 63.3 65.5 67.6 69.8 71.9 74

Примерный режим дня ребенка в 5 месяцев

  • 6:00-8:00 Подъем. Завтрак. Утренние процедуры. Бодрствование;
  • 8:00-10:00 Сон. Возможна прогулка;
  • 10:00-12:30 Кормление. Время занятий гимнастикой и развивающими играми;
  • 12:30-14:30 Сон;
  • 14:30-17:00 Кормление. По распорядку активное время провождения.
  • 17:00-19:00 Прогулка с возможным сном;
  • 19:00-21:00 Вечерние спокойные занятия перед сном. Купание.
  • 21:30 Ужин. Спокойной ночи! Малыш дай маме отдохнуть хоть ночью…

От момента рождения до года малыш ускоренно растет и развивается. На 5-м месяце жизни ребенок становится более активным, подвижным и любознательным. Родители, изучив природный биоритм своего чада, устанавливают соответствующий распорядок дня. Примерный режим дня детей в 5 месяцев должен выглядеть так:

  1. 7:00 - пробуждение, кормление, развлечение малыша.
  2. 9:00 - утренний сон.
  3. 11:00 - умывание, подмывание, зарядка и массаж, приём пищи, общение с ребенком.
  4. 13:00 - отдых на свежем воздухе.
  5. 15:00 - кормление, развлечение.
  6. 17:00 - вечерний сон.
  7. 19:00 - питание, прогулка (по желанию), купание, игры.
  8. 21:00 - сон. Одно ночное кормление либо несколько (по требованию ребенка).

Такой режим очень удобен как для детей, так и для их родителей. Он не должен соблюдаться в точности, время на отдых и бодрствование может быть сокращено или увеличено в зависимости от потребностей малыша.

Сон

Детский сон играет самую важную роль для здорового роста и развития.

Детей в 5 месяцев особых изменений касательно отдыха не принёс. Сон составляет столько, сколько и в четырёхмесячном возрасте, но при этом он более глубокий ночью и короткий днём.

Ночной сон в 5 месяцев становится более крепким, продолжительным и непрерывным. Если же ребенок и встаёт на кормление, то как поест, сразу засыпает. Если же этого не происходит, не нервничайте, покачайте ребеночка, ласково погладьте и спойте тихую колыбельную.

Постепенно сокращается время дневных снов. Ребенок уже хорошо адаптировался к постороннему бытовому шуму во время отдыха. И уже спокойно спит при звуках работающей стиральной машины, телевизора и прочего.

Не забывайте проветривать детскую комнату. А в летнее время обеспечьте непрерывный поток свежего воздуха, открыв окно на проветривание.

Питание малыша

Основное и единственное месяцев - это материнское молоко или смесь. Ничего другого до 6 месяцев здоровому ребенку давать не следует.

Прикладывать к груди нужно по мере необходимости, максимально приближенно к сформированному режиму дня.

Как правило, малыш в течение суток съедает около литра молока или смеси (за 5-6 кормлений).

Прикорм ребенку пяти месяцев можно вводить по рекомендации педиатра в тех случаях, если малыш:

  • не доношен;
  • плохо набирает вес;
  • не наедается материнским молоком, постоянно капризничает;
  • находится на полном искусственном вскармливании.

Давайте разберемся, чем кормить в 5 месяцев ребенка, которому разрешено вводить дополнительные продукты.

Рассмотрим два варианта.

  1. Малыш на естественном или плохо набирает вес. В этом случае прикорм рекомендуют начинать с безмолочных каш, со временем можно включать и молочные.
  2. Искусственное вскармливание ребенка 5 месяцев предусматривает возможность введения дополнительных продуктов.

Если нет проблем с весом, дополнительное питание рекомендуют начинать с овощных пюре (куда входит кабачок, цветная капуста либо картофель) или фруктовых (зеленое яблоко, банан, персик).

Начальная порция прикорма составляет до чайной ложечки в день. Объем нужно постепенно увеличивать, заменяя одно кормление. Блюдо нужно отваривать или запекать в духовке.

Кормите ребенка такими продуктами до обеда, чтоб проследить за реакцией организма. При возникновении аллергии или проблем с перевариванием уберите из рациона этот продукт. В течение недели не давайте никакого прикорма.

Гигиена малыша

Ребенок в 5 месяцев купается с большим удовольствием и активно участвует в водных играх, так как начинает принимать вертикальное положение.

С этого возраста малыша можно купать в большой ванне с игрушками, аккуратно сажать его, придерживая спинку. Воспользуйтесь кругом для плавания, надев его на шею ребенка. При помощи него он будет чувствовать себя более уверенно и подвижно, отрабатывая основные навыки плавания.

Полноценный уход за нежным тельцем также включает:

  • обеспечение чистоты ушек, носика и глазок;
  • подстригание ногтей;
  • подмывания;
  • купание;
  • увлажнение.

Утренние процедуры начинайте с умывания личика и подмывания после снятия памперса или туалета. Для этих мероприятий достаточно струи теплой воды. Мыло для подмывания используйте не более одного раза в день.

Купать малыша следует перед ночным сном. Теплая вода помогает расслабить все группы мышц, она дарит порцию наслаждения, хорошо успокаивает и обеспечивает крепкий сон. Мыло, гель или пенку для купания используйте только раз-два в неделю. Ушки и носик чистите по необходимости. В конце процедуры обмойте ребенка чистой водой на градус ниже температуры жидкости в ванночке.

Кожа в эти месяцы остаётся такой же чувствительной, склонной к опрелостям, раздражениям и высыпаниям. Для профилактики таких проблем давайте коже дышать - делайте воздушные ванночки и увлажняйте тельце малыша после купания.

Помните, что все гигиенические средства должны быть строго детскими. Так как взрослые, в силу различных добавок и отдушек, могут вызвать раздражение и аллергию.

Прогулки на свежем воздухе

Бывать на свежем воздухе с маленьким ребенком нужно каждый день. Длительность прогулок (в зависимости от погодных условий) должна составлять от 40 минут до нескольких часов.

В холодную или ветреную погоду сократите время пребывания на улице, обеспечив тепло и комфорт малышу в коляске. В теплые летние дни гуляйте как можно чаще и дольше.

Оптимальными являются прогулки дважды в день. Для здоровья ребенка они полезны во время сна. Также малышу очень понравится проводить время на улице, когда вокруг столько интересного: люди, машины, природа, животные, птицы.

Чем занять ребенка во время бодрствования

Ребенок в 5 месяцев бодрствует на полчаса или час больше прежнего. В это время ему нужно уделить максимум внимания. Дети, которые лишены этого, развиваются медленнее и могут иметь психические расстройства.

За несколько часов бодрствования вы можете погулять с малышом, позаниматься физической активностью, развлекательными и развивающими играми, послушать музыку, потанцевать, спеть песенки, почитать книжки, рассказать стишки и многое другое.

Детский массаж

Режим дня детей в 5 месяцев и старше предусматривает обязательное проведение массажа с расширением комплекса гимнастических упражнений. Благодаря регулярным занятиям ваш малыш будет быстрее развиваться, становиться более активным и энергичным. Массаж улучшает кровообращение, обменные процессы. Гимнастические упражнения, направленные на моторное развитие ребенка 5-6 месяцев, отлично развивают пластику, навыки ползания, сидения, хождения.

Сеансы проводите перед кормлением или спустя полтора-два часа после него. Для этой процедуры главное:

  • хорошее настроение мамы и малыша;
  • теплая комната;
  • приятная музыка, хорошо подойдёт классика;
  • пелёнка и детское масло.

Выполняйте простые массажные и гимнастические движения, которые включают поглаживания, разминания, вибрацию и похлопывания.

Начинать нужно с рук малыша, затем переходить на ножки, живот и спину. Большее внимание в этом возрасте уделяйте массажу живота. Он успокаивает ребенка и улучшает пищеварительный процесс.

Физическое развитие

Физиологические изменения в развитии 5-месячного ребенка оценивают по следующим критериям, определенным ВОЗ.

  1. Рост (от 62,1 до 63,9 см). За этот месяц ребенок вырастает в среднем на 2 см.
  2. Вес (от 6,4 до 7 кг). В течение пятого месяца малыш набирает около 700 г.
  3. Окружность головы (от 40,6 до 41,6 см).
  4. Окружность грудной клетки (от 42,3 до 42,9 см).

Здесь приведены средние показатели физического развития. Нижний предел - среднее значение для девочек, а верхний - для мальчиков. Как видно, у мужской половины вес в 5 месяцев немного больше, чем у женской.

Темпы как и психомоторного, индивидуальны для каждого ребенка и зависят как от показателей при рождении, так и от ухода за малышом.

Психомоторное развитие

Это формирование двигательных навыков, соответствующих уровню психического становления ребенка.

Развиваться дети могут как плавно, так и скачкообразно. Не нужно расстраиваться и гнаться за подругой, у которой ребенок делает то, чего ещё не может выполнять ваш малыш 5 месяцев. Развитие всегда индивидуально. Спустя неделю-две ваш малыш сможет догнать и перегнать умения «соперника».

В пятимесячном возрасте дети умеют:

  • Различать лица, узнавать себя в отражении, приятно реагировать на голос мамы.
  • Тянуться и хватать понравившуюся вещь, отнимать игрушку.
  • Греметь погремушкой, нажимать на музыкальные инструменты, играть с пищалкой, ощупывать предметы, изучать их форму и поверхность. У ребенка улучшаются слух и зрение.
  • Тянуть в рот окружающие предметы, свои ручки и ножки.
  • Следить за понравившимся предметом, поворачивать голову во все стороны.
  • Переворачиваться со спины на бок, затем на животик и назад на спину.
  • Лежать на животе, опираться на колени и голову, пытаясь поднять туловище и таз.
  • Проявлять первые попытки к сидению.
  • Хватать и крепко держать мамины пальчики, чтоб приподняться и занять вертикальное положение.

Чем больше времени вы будете уделять ребенку, разговаривая и играя с ним, тем быстрее он будет развиваться.

Становление речи

И общение с мамой - главные составляющие для раннего развития речи. Сейчас малыш лепечет, аукает, произносит различные звуки: а-а-а, э-э-э, у-у-у. Девочка 5 месяцев немного раньше мальчика начинает издавать новые гласные (ы, а) и согласные (б, п, м), смеётся, рычит, визжит, пищит во время игр.

Все эти навыки являются большим достижением в развитии ребенка пяти месяцев. Продолжайте заниматься с малышом, больше разговаривайте, при этом произносите слова четко и правильно. Читайте стишки, рассказывайте потешки, давайте трогать предметы разной формы.

Развивающие игрушки

Малышам в этом возрасте будут интересны яркие, цветные игрушки с различными звуковыми эффектами, а именно:

  • мягкие игрушки со вставками фольги, пищалок, твердых предметов;
  • разноцветные погремушки, барабан;
  • матрешки;
  • пальчиковый кукольный театр;
  • музыкальные животные, рассказывающие сказки и поющие песенки;
  • ксилофон и прочие музыкальные инструменты.

Также воспользуйтесь домашними предметами (кастрюлями, ложками), рассматривайте фотографии, книжные картинки. Разминайте пальчики малыша под любимые потешки, играйте в прятки, накрыв лицо платочком. Дайте малышу попрыгать на ваших коленях, полетать самолётиком. Целуйте во все части тела, называя каждую из них, обнимайте. Дарите свою любовь, в которой так нуждается малыш 5 месяцев.

Развитие и воспитание ребенка

С каждым днем ребенок активнее познает окружающую среду. Он начинает понимать запреты и просьбы, такие как «нельзя», «дай», «на», «иди ко мне» и прочие. Умеет различать интонацию. Когда обращаешься ласково - улыбается, если ругаешь - плачет.

Именно сейчас малыша нужно правильно воспитывать.

Развитие ребенка 5-6 месяцев нужно проводить по таким направлениям.

  1. Познание. Изучайте окружающий мир при помощи игрушек и безопасных предметов обихода. Выкладывайте разные по цвету и форме игрушки на расстоянии вытянутой руки малыша, чтобы он пытался дотянуться к ним, подползти.
  2. Социум. Учите контактировать с людьми. В игровой форме имитируйте голоса и ласково обращайтесь к ребенку.
  3. Развитие речи. Здесь помогут чтение и игры с мелкими предметами.
  4. Двигательная активность. Выполняйте гимнастические упражнения, завлекайте к движению в игровой форме.

в 5 месяцев

Пока ребенок не научится говорить, все его просьбы к удовлетворению его потребностей будут выражаться в слезах.

Здесь важно распознать вид рыданий и устранить причину. Плач может быть как физиологическим — голод, повышенная усталость, недостаток внимания и общения, так и патологическим - колики, прорезывание зубов, прочие патологии и заболевания.

Никогда не игнорируйте расстройства ребенка, будьте терпеливы, ласковы, старайтесь сохранять спокойствие. Даже если кроха требует повышенного внимания, уделите его. Ведь любовь и забота никогда не бывают чрезмерными.

Если же малыш постоянно плачет, и вы не можете его успокоить, идите к невропатологу.

Правильно выстроенный режим дня детей в 5 месяцев является лучшей профилактикой заболеваний, дисциплинирует малыша и позволяет ему хорошо развиваться.

Каждая мама, особенно если это её первый ребёнок, заботится о том, как развивать малыша месяц за месяцем, какие должные навыки и умения на каждом этапе развития приобретает чадо. Часто родители и бабушки сравнивают сведения, найденные в литературе, с реальными достижениями мальчика или девочки. Стоит ли беспокоиться, если малыш не умеет делать чего-то из списка, предложенного педиатрами?

Достижения, умения и навыки на пятом месяце жизни

«Вам» исполнилось пять месяцев. Уже почти полгода вы растёте вместе с малышом. Вы вошли в режим, позади первые тревоги и сомнения, пришло более ясное понимание, как управляться с ребёнком. В этом возрасте всё чаще чадо проявляет интерес к окружающему миру, с каждым днём появляются новые достижения и рекорды.

По мнению специалистов, к этому возрасту ваш ребёнок:

  • весит в среднем 5–7 кг (девочки), 6–8 кг (мальчики);
  • вырос до 60–66 см;
  • лёжа на животике и опираясь на открытую ладошку (а не кулачок), хорошо поднимает голову, а иногда появляются первые признаки ползания - малыш приподнимает попку и пытается оттолкнуться ножками;
  • лёжа на спинке, рассматривает внимательно свои ручки и пробует их на вкус, а также крутит головой во все стороны;
  • старается сесть и активно приподнимает голову при подтягивании за ручки из положения лёжа на спине;
  • четырьмя пальчиками берёт игрушки и с удовольствием машет ими, прислушиваясь к звукам, которые они издают;
  • уже умеет управлять своим телом и движениями;
  • переворачивается со спинки на живот и обратно;
  • хорошо видит предметы на расстоянии около трёх метров;
  • «гулит» и произносит звуки всё чаще, пытаясь губами повторить артикуляцию взрослых;
  • различает «своих» и «чужих».

Календарь физического развития ребёнка в пять месяцев

Этот период жизни малыша характеризуется бурным ростом двигательной активности, он смеётся, издаёт больше звуков, некоторые из них уже похожи на «ма», «ба», «па». Нервно-психическое развитие идёт быстрыми темпами, с каждым днём ребёнок устанавливает новые условные связи с окружающей средой, формируется анализаторная функция коры головного мозга.

Кора головного мозга также активно созревает и взаимодействует с подкорковыми центрами, поэтому у малыша проявляются более координированные действия, и он может спокойно переложить игрушку из одной ручки в другую.

Иммунитет, который ребёнок получил с рождения от мамы, снижается день ото дня, а своих антител пока ещё недостаточно для борьбы с инфекциями, особенно в период обострения заболеваний гриппом и ОРВИ.

В этот период наблюдается нарастание действия гормонов щитовидной железы, вследствие чего усиливается обмен веществ, в результате у ребёнка проявляется повышенная активность.

Вес и рост ребёнка не так стремительно увеличиваются, как в предыдущие периоды. В среднем прибавка в весе составляет от 400 до 600 грамм в месяц. Прибавка в росте в среднем 3 см.

Физиологические показатели развития в 5-месячном возрасте - таблица

В этом возрасте уже видны различия в физическом развитии мальчиков и девочек, хотя это неочевидный факт.

Психомоторное развитие - что умеет малыш

Каждый день в жизни малыша наполнен открытиями, что же должен уметь ребёнок в 5 месяцев?

Малыш очень хорошо знает маму и узнаёт людей, часто находящихся рядом. Но память у него ещё короткая, и если даже близкий крохе человек, например, папа, отсутствует продолжительное время, по возвращении ребёнок может сначала принять его за «чужого». Этому не следует огорчаться, при частом пребывании рядом малыш снова вспомнит его и примет за «своего».

В этом возрасте некоторые дети предпринимают попытку сесть, а родители радуются этому факту, пытаясь усадить малыша среди подушек или на колени. По этому поводу ведётся масса споров: когда лучше присаживать малыша, каждый родитель принимает самостоятельное решение. Но всё же медики не рекомендуют пока усаживать ребёнка - мышцы спины ещё слабые, и, по мнению специалистов, может развиться искривление позвоночника.

Лёжа на спинке, малыш пытается сделать первые попытки поползти. Можно способствовать этому, подставляя ваши ладони к его стопам, чтобы малыш упирался в них. Конечно, он сразу не поползёт, но это ведёт к укреплению мышц ножек.

Ребёнок активно двигается, хорошо переворачивается набок, а также уверенно вертится со спины на живот и обратно. Ножки двигаются в разном направлении, малыш хватает их ручками и подносит ко рту.

Малыш уже уверенно берёт предметы, разглядывает их и тащит в рот. Хватает, как положено, используя всю ладошку и пальчики, способен перекладывать вещь из одной ручки в другую, берёт игрушку из рук взрослого.

Эмоциональный фон ребёнка в этом возрасте становится более осознанным, он не просто плачет, а «по поводу» - когда ему скучно, а рядом никого нет, или когда сердится. Радуется он тоже осознанно - подошедшей маме, брызгам в ванне во время купания, красивой игрушке и так далее.

Он слушает музыку. Причём может различать разные её виды - ритмичную и спокойную, весёлую и грустную. Произносит звуки, и мамы часто общаются со своими крошками посредством этих звуков.

Е. О. Комаровский: когда ребёнок должен поползти и сесть - видео

Правильный уход за пятимесячным ребёнком

Малыш становится активным и подвижным, его нельзя оставлять без присмотра. Ребёнок уже умеет переворачиваться, пытается ползти и может упасть с дивана или пеленального столика.

Уход за кожей и гигиена малыша

Так как малыш активный в этот период, вы можете заметить на коже проявление этой «активности» - могут быть покраснения в паховой, подмышечной области, на спинке, ножках. Паниковать не стоит, просто соблюдайте некоторые правила.

  1. Не кутайте ребёнка: малыш много двигается, а терморегуляция кожи ещё слабая, поэтому возможно появление потнички. Если температура окружающего воздуха комфортная, держите кроху голышом.
  2. Внимательно выбирайте одежду, проверьте, не натирают ли малышу швы на одежде, особенно в подмышечной и паховой зоне, а также на постельном белье. Все предметы одежды для ребёнка должны быть из натуральных тканей.
  3. По возможности не используйте подгузники.
  4. После каждой смены подгузника подмывайте ребёнка или протирайте влажной салфеткой или полотенцем.

Если вы заметили потницу - это, как правило, покраснение кожи и высыпания в виде маленьких прыщиков, в первую очередь, подумайте о возможных причинах: температура в комнате, одежда и так далее, чтобы в дальнейшем избежать этого проявления. Лечение потницы возможно с помощью:

  • ванн с чередой, ромашкой, тысячелистником;
  • дезинфицирующих средств, например, 1–2% раствора борной или салициловой кислоты;
  • детской присыпки и кремов, содержащих борную кислоту, цинк, пантенол.

Как и прежде, после пробуждения необходимо проводить водные процедуры для малыша - умыть личико, глазки, чистить носик и ушки по мере загрязнения.

Питание

Грудное молоко остаётся пока основным видом пищи, получаемой ребёнком в этом возрасте. Педиатры для детей 5-месячного возраста советуют, как и ранее, 5–6-разовое питание, в среднем через 3–3,5 часа. Общий объем пищи - не более 1 литра.

У большинства здоровых детей на грудном вскармливании до 6 месяцев нет потребности в других источниках энергии и питательных веществ, кроме молока матери. Всё, что нужно ребёнку для роста и развития, есть в грудном молоке (включая воду). Определённые закономерности развития и дозревания пищеварительной системы не позволяют полноценно усваивать другой вид питания.

Мнения специалистов по поводу сроков введения прикорма сильно разнятся, некоторые аллергологи склонны утверждать, что первые виды прикорма нужно вводить в рацион только после восьми месяцев, так как это снижает риск аллергических реакций у детей.

До настоящего времени единого мнения о сроках начала прикорма не существует. С точки зрения большинства авторитетнейших экспертов по вопросам детского питания:

  • введение прикорма в возрасте около 6 месяцев - оптимально;
  • целесообразность начала прикорма в 4 месяца - сомнительна;
  • начало прикорма до 4 месяцев - однозначно и категорически неправильно.

Е.О. Комаровский

http://articles.komarovskiy.net/prikorm-sroki-i-pravila.html

Детям-искусственникам прикорм начинают давать раньше на 1–2 месяца. Их пищеварительный тракт уже знаком с чужеродными продуктами - адаптированными молочными смесями - и раньше готов к усвоению нового. Срок введения прикорма определяет педиатр вместе с мамой, как правило, это 4–5 месяцев. Вместе с прикормом начинают давать воду (необходимый объём - 50 мл в сутки).

Прикорм обычно начинают с овощного монокомпонентного пюре, а в качестве первого овоща рекомендуется обычно кабачок или цветная капуста. Примерно через месяц вводят следующий прикорм - кашу. Начинать лучше с безмолочных, так как аллергенность у них минимальная. Чаще всего выбирают гречневую кашу. Начинают с 1 чайной ложки, увеличивая количество в приём до 150 грамм к концу пятого месяца. Готовят кашу обычно на привычной для ребёнка смеси (иногда на овощном отваре).

Варианты продуктов для введения прикорма - фотогалерея

Безмолочная каша обладает меньшей аллергенностью
Цветная капуста богата витаминами и минералами, практически не вызывает аллергических реакций Кабачок легко усваивается и гипоаллергенен

Как нужно купать малыша

К пятимесячному возрасту малыш уже привык к водным процедурам, ему нравится находиться в воде, родители могут увеличить продолжительность купания. Если в предыдущие месяцы ребёнка купали относительно быстро, то в этот период берите с собой игрушки, которые кроха может держать в ручках, размахивать ими, создавая вокруг себя массу водных брызг. Средняя продолжительность нахождения в воде от 15 до 20 минут. Температура воды 32–37 0 С.

Ребёнок ещё не умеет сидеть, но всё, что находится вокруг, вызывает у крохи большой интерес. Малыш очень активен, поэтому при купании необходимо постоянно держать его. Сегодня многие мамы используют для купания специальные горки, разновидностей которых довольно много: поролоновые, пластмассовые, тканевые и другие. Если вы не используете специальных приспособлений, на дно ванны можно положить ткань или марлю, чтобы малышу было удобно и безопасно.

Родители сталкиваются с проблемой недостатка места для купания малыша в маленькой детской ванночке и часто спрашивают, можно ли его купать в большой ванне, которой пользуются остальные члены семьи. Использование «взрослой» ванны никто не запрещает, поэтому, если малыш не боится, смело помещайте в большее пространство, разумеется, с мерами дезинфекции и предельной безопасности.

Сон

Если ещё месяц назад малыш мог спать по 18 часов в сутки, то сейчас его двигательная активность возросла и времени на сон стало меньше. Дневной сон у ребёнка должен составлять до 6 часов. Это, как правило, 1,5–2 часа между основными кормлениями. В целом ребёнок в 5 месяцев спит по 14–16 часов в сутки. Важно соблюдать режим дня и стараться укладывать малыша в одно и то же время.

Как заниматься массажем

Массаж для пятимесячного ребёнка необходим, как и раньше. Сейчас цель его проведения - подготовить малыша к ползанию, переворачиванию, сидению и ходьбе. Поэтому все действия должны быть направлены на укрепление и развитие мышц спины, живота и ножек. Сеанс массажа длится 15–30 минут, движения должны быть более интенсивные, чем месяц назад, но не вызывать у ребёнка болевых ощущений и дискомфорта. Во время сеанса можно рассказывать стихи, петь песенки и проводить счёт. Для занятий лучше выбрать обеденное или вечернее время. В возрасте 5 месяцев появляется также необходимость массажа личика - малыш становится более эмоциональным, нагрузка на мышцы лица возрастает.

Во время массажа необходимо стимулировать ребёнка к переворачиванию и ползанию, делая специальные упражнения.

Как делать массаж ребёнку в 5 с половиной месяцев - видео

Игрушки для малыша 5 месяцев

По мнению педиатров, пятимесячному малышу необходимы прорезыватели разных форм и размеров, сделанные на основе резины или силикона (так как в этом возрасте уже активно начинают пробиваться зубки), мячи, а также комбинированные игрушки, на основу которых нанизаны небольшие шарики, предметы.

Материалы игрушек могут иметь разную текстуру: гладкую, шершавую, мягкую и твёрдую. Лучше, если игрушки будут издавать различные звуки, малыши в этом возрасте любят всё громкое и необычное. Ребёнок уже понимает, как извлечь из погремушки звук. Игрушка должна привлекательно выглядеть. Главное - это безопасность, так как малыши будут сразу пробовать вещь «на вкус».

Чем может пригодиться развивающий коврик

Такие коврики очень популярны у родителей - они яркие, удобные, с наборами разноцветных игрушек, наполненных различными музыкальными штучками: «пищалками», «шуршалками», «звенелками» и так далее. На таком коврике удобно учить малыша ползать. Стоимость таких ковриков не самая низкая, но он может прослужить долго, хорошо подвергается стирке и мойке, а игрушки можно периодически менять на новые.

Как выглядят игрушки для этого возраста и как их выбирать - видео

Игры: чему можно научить

Поскольку малыша интересует всё вокруг него, почаще разговаривайте с ним, показывая ему то, что попадает в поле его зрения: небо, цветок, игрушку и так далее. Можно обучать малыша свойствам предметов, например, «вот шарик, он катится», или как произносят звуки животные: собачка лает, киска мяукает, изображая, как они это делают. Кроху это приведёт в неописуемый восторг, и он будет пытаться воспроизвести эти звуки сам.

Можно показывать малышу крупные цветные картинки с изображениями предметов и животных, называя их и объясняя, что или кто это. Такую книжку можно соорудить своими руками, делая не просто картинки, а вставляя элементы для развития: кармашки, разные детали на липучках и так далее.

Игры с подбрасыванием

Многие родители, играя с ребёнком, подбрасывают его на небольшое расстояние на руках. Сначала малышу страшно, но потом он привыкает к этому, с восхищением воспринимая это занятие. Но кроме радости для ребёнка и развития вестибулярного аппарата, в этом занятии скрыт определённый психологический момент - формирование доверия между мамой или папой и малышом, это чувство останется у него на всю жизнь. Соблюдайте, конечно, меры предосторожности, и если малышу некомфортно или страшновато, эту затею лучше оставить.

Как учить ребёнка играть с мячом

Поиграйте с малышом в футболиста. Положите надувной мячик ему на стопы так, чтобы малыш упирался в них. Пусть он стучит по мячу ножками ими пытается оттолкнуть его. Такое занятие укрепляет мышцы ног, подготовит их к ходьбе.

У современных мам набирает популярность фитбол - специальный гимнастический мяч, с помощью которого малыша также можно физически развивать, делая различные упражнения.

Игра в прятки

У малышей прятки вызывают бурные эмоции, они могут звонко хохотать во время игры. Научить играть очень просто - мама закрывает ладошками лицо и «прячется» от малыша, при этом говоря: «Где мама?», через несколько секунд появляясь. Также можно «прятать» малыша, накрывая его лёгким куском ткани, например, носовым платочком, который он может снять самостоятельно.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают мелкую моторику, память. Это разжимание и сжимание кулачков и пальчиков, сопровождающееся песенками, стихами и сказками.

Пример простой пальчиковой игры:

Загибаем пальчики:
Этот пальчик - дедушка.
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Разгибаем и трясём ладошками.

Популярна сказка-потешка «Сорока-ворона». Помните, в детстве мама играла с нами, водя пальчиком по открытой ладошке: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила - этому дала, этому дала, а этому не дала. Ты печку не топил, воду не носил, дрова не рубил - не дам тебе кашки».

Как играть с ребёнком в 5–5,5 месяцев - видео

Итак, ваш ребёнок растёт и развивается. Впереди ещё много разных достижений и побед. Но помните, ваш малыш индивидуален, и если что-то соседский мальчик умеет делать в 5 месяцев, а ваш нет, не нужно срочно бежать к врачу и проверять ребёнка на разные болезни. Всё придёт в норму в своё время. Соблюдайте требования педиатра, развивайте ребёнка и скоро вы будете радоваться каждому новому движению или звуку.

Поделитесь с друзьями!

Вашему малышу 5 месяцев. Пройдет еще 4, наполненные событиями недели, и он пересечет заветную отметку в полгода. Наблюдая за развитием, обучением своего карапуза вы уже заметили, что он кардинально изменился. Это уже не тот неповоротливый несмышленыш, принесенный вами из роддома, а активный, умный, иногда даже хитрый маленький человек. Да, он еще не говорит, не ползает и даже не сидит, но его умения и психическое развитие шагнули далеко вперед.

Как выглядит 5-й месячный ребенок

Движения малыша осознанные и четкие, голос – громкий и эмоциональный, желания –понятные, режим дня – установлен. Еще немного, малыш поползет и сядет, произнесет первый раз осознанно «мама», поднимется на ноги и пойдет. Каждый ребенок делает это в свое время и со своей скоростью. Ваша задача — поддержать его в освоении необходимых навыков.

Каждый день вы будете наблюдать, как быстро ребенок учится новому, ежедневно достигает небольших, но вершин совершенства. Малыш на шестом месяце жизни выполняет одинаковые упражнения несколько раз подряд, тренируя мышцы и осознавая, как совершается то или иное движение. Из-за совершенствования нервной системы ребенок уже может осознавать свои действия и стремиться к новым навыкам.

Приятной особенностью этого периода становится наполнение дома лепетом и детским смехом. Малыш нуждается в общении и активно участвует в диалоге со взрослыми. Пройдет еще немного времени и вместо лепета начнут появляться первые слова.

Физиологические изменения

Тело малыша становится крепким и сильным. Кроха уже многое может, стремится двигаться и менять положение, переворачивается сам с живота на спину и обратно. Ребенок хватает игрушки, трясет ими, подносит к глазам и рту, стучит. Мышцы живота и спины становятся развитыми, скоро кроха сядет и радостно засмеется.

В зависимости от заложенных природой особенностей, темперамента, характера дети учатся садиться в разное время. Одни справляются с задачей в 5,5 месяцев, другие — уже перевалив за отметку в 6 месяцев. Как бы вам ни хотелось помочь карапузу, не стоит форсировать события. Вы можете предлагать упражнения на тренировку мышц, массажировать и привлекать его игрушками на новый уровень, но не заставляйте делать то, что он еще не может.

При недостаточном развитии мышц спины, нагрузка по удержанию тела ложится на позвоночник, который хрупок и легко поддается искривлению. Особенно это касается девочек. Все дело в формировании половой системы. Матка и яичники девочки находятся непосредственно в месте сгиба туловища и защищены от внешних факторов мышцами живота, придерживающими внутренние органы. Влияние раннего высаживания малышек на формирование бесплодия не доказано, но такие подозрения существуют. Конечно, если дочка самостоятельно сядет раньше 6-ти месяцев, достаточно развив мышцы, не стоит ее останавливать, но и не стоит принуждать.

На шестом месяце проявляется стремление перемещаться вслед за предметом. Чем сильнее это желание, тем быстрее карапуз поползет. Основой для будущего умения ползать становятся постоянные перевороты с живота на спину и обратно, подъем туловища вверх, лежа на животе. С каждым днем мышцы рук и ног становятся крепче, позволяя крохе подползать не поднимая живот, крутиться, отползать. Чтобы помочь освоить это умение предлагайте почаще тянуться за игрушками, стимулируйте желание изменить место нахождения.

К шести месяцам кроха вполне может постоять несколько минут, держась за опору. Развитие мышц ног и рук позволяют ему удерживать себя в вертикальном положении. Но не стоит слишком часто предлагать ему такое развлечение. Всему свое время. Сначала крохе нужно освоить умение сидеть или ползать, только после этого он может переходить на подъем в положение стоя.

Появление возможности стоять вертикально, когда родители держат за подмышки, появляется как следствие полного затухания врожденных рефлексов. Теперь малыш, находясь в таком положении, не перебирает ножками и не стремиться их согнуть, а выпрямляет полностью в коленях и бедрах.

Физическое развитие

Скорость набора веса все еще достаточно высокая. На ближайшие 4 недели цель – 600 грамм. Рост увеличивается в среднем на 1-3 см. Голова подрастает на 1 см, а грудь — на 1,5 см. Малыш дорос до того возраста, когда обхват груди должен понемногу становиться больше обхвата головы.

Самые активные дети, рано научившиеся ползать и сидеть, к концу 6-го месяца жизни могут набирать чуть меньше установленной нормы. Это обусловлено возросшей растратой энергии, двигательной активностью. Если кроха медленно набирает вес, но при этом активно двигается, играет, ест с удовольствием, бодр и весел, то нет причин для беспокойств. На ежемесячном приеме у педиатра расскажите врачу о ваших достижениях.

Граничные показатели физического развития ребенка в 5-6 месяцев в зависимости от пола

Психоэмоциональное развитие

Вместе с появлением новых двигательных навыков и усилением ежедневной активности заметен прогресс в совершенствовании нервной системы. Карапуз уже откликается на имя, реагирует на присутствие незнакомых людей, пытается подражать речи. Если заниматься развитием речи, то уже в этот период малыш может достаточно хорошо повторять некоторые слоги и безошибочно произносить звуки.

Для стимулирования развития речи в этот период жизни необходимо, как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему книги, петь песенки. Между 5 и 6 месяцами формируется активное восприятие речи. Чем больше малыш услышит, тем лучше он будет понимать вас.

Разговаривая с крохой, стоит стараться использовать его имя, как можно чаще. Не стоит постоянно называть его зайчиком или котиком. Восприятие собственного имени – важный этап в формировании личности. Применение ласковых прозвищ возможно, но в несколько раз реже, чем собственного имени ребенка.

Малыш с удовольствием общается со знакомыми взрослыми, привлекает внимание разнообразными звуками, лепечет. Появляются новые эмоциональные проявления радости. Малыш может вскрикнуть при виде мамы или любимой игрушки. Расширение звуковых возможностей очень нравится ребенку и в период бодрствования он постоянно совершенствует этот навык.

С незнакомыми людьми кроха ведет себя настороженно. Базовые инстинкты самосохранения начинают работать. Он понимает интонацию, различает звучание, ассоциирует голос с человеком. Если еще 2 месяца назад кроху мог взять на руки любой человек, то на текущий момент это может закончиться плачем и попытками вернуться на руки к маме. Память малыша на лица пока еще кратковременная. Человек, которого малыш видел 2 недели назад становится чужим и незнакомым. Если бабушки и дедушки хотят играть и общаться с крохой, то им нужно позаботиться о частых визитах.

Нормальное развитие невозможно без спокойной атмосферы. Кроха нуждается в режиме дня, отсутствии переизбытка эмоций, постоянстве. До полугода стоит воздержаться от большого количества гостей, не брать кроху с собой на шумные мероприятия. При чрезмерной нервной нагрузке малыши становятся капризными, плохо спят и едят.

Двигательные навыки

Период между 5 и 6 месяцами жизни наполнен множеством различных изменений в двигательных умениях малыша. Одни дети осваивают их чуть раньше, другие — ближе к полугоду, третьи – перевалив за отметку в 6 месяцев. Среди наиболее ярких двигательных умений 5-6 месячного ребенка выделяются:

  • Уверенное поднятие туловища из положения лежа на спине в сидячее при помощи родителей. Некоторые дети к 5,5 месяцам осваивают умение самостоятельного выполнения этого упражнения. Удерживают тело в сидячем положении некоторое время. Правильным считается подъем туловища из положения на четвереньках, но в большинстве случаев малыши вначале учатся садиться через поднятие туловища из лежачего положения, опираясь на руку.
  • Попытки поползти или освоение этого навыка. В зависимости от развития мышц, малыш может начать ползать или только предпринимать попытки переместить свое тело. Достаточно часто этот навык начинается с движения назад. Кроха пятится, потому что механизм перемещения тела назад легче поддается пониманию младенца. Помочь карапузу освоить это навык можно, показывая положение на четвереньках. Придерживая живот на некотором расстоянии от поверхности, передвигайте руки и ноги малыша, имитируя движения. Чтобы правильно двигать конечности карапуза стоит помнить, что ползти получается в том случае, если рука передвигается вместе с противоположной ногой. Если вы перемещаете правую руку вперед, то вместе с ней нужно двигать и левую ногу.
  • Сильное выгибание тела, лежа на животе. Малыш уверенно поднимает плечи, упираясь на руки. Может оторвать одну руку из упора, чтобы достать игрушку. Во время этого упражнения позвоночник прогибается, давая крохе возможность подняться выше и увидеть больше. Находясь в такой стойке, ребенок ворочает головой по сторонам в поисках интересных предметов. Проведение таких упражнений подразумевает размещение ярких предметов и игрушек со всех сторон.
  • Быстро и уверенно переворачивается со спины на живот и обратно. Может совершить это действие, удерживая в руках игрушку. Созревание психоэмоциональной сферы наделяет кроху пониманием об удобном положении тела. В зависимости от желаемых манипуляций с игрушкой малыш может выбрать положение лежа на спине или животе. В этот период следует давать ему небольшие погремушки для самостоятельного изучения, чтобы перевороты давались легко.
  • Лежа на спине, высоко поднимает ноги, тянет их в рот. Гибкость и пластичность позвоночника, развитие мышц спины делают для малыша доступным такое времяпровождение. Необходимо следить за длиной ногтей на ногах и чистотой ног крохи, чтобы в ротик не попали микробы и он не поцарапал нежное телко.
  • Совершает уверенные хватательные движения. Удерживает игрушку, перекладывает ее из руки в руку, тянет в рот и рассматривает. Копируя поведение взрослых, может стучать ею, трясти, похлопывать. Может найти спрятанную под пеленку погремушку. Развитие базовой мелкой моторики очень полезно для головного мозга. Хорошо, когда у малыша есть несколько небольших легких игрушек, удобно ложащихся в руку. На них он будет оттачивать мастерство манипулирования руками.
  • При поднятии в вертикальное положение малыш полностью вытягивает ноги в коленях, стремится найти опору.

Слух, зрение, реакция на звуки

Возможности органов чувств возрастают. Они играют важнейшую роль в формировании базы знаний, поэтому продолжают совершенствоваться. Глаза могут различать основные цвета и по несколько оттенков. Малыш с удовольствием внимательно рассматривает лица взрослых, берущих его на руки, трогает щеки и нос, волосы. Во время диалога пытается потрогать губы.

Ребенок активно реагирует на изменения, происходящие вокруг, при замене игрушек радостно лепечет. Рекомендуется полная смена погремушек раз в неделю. Не торопитесь покупать новые, достаточно спрятать от карапуза на неделю уже изученные предметы и они снова станут интересными. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, преимущественное использование кратковременной памяти, во-вторых, формирование базы знаний. С каждым днем количество полученной информации о мире увеличивается, кроха осваивает новые движения. Если сегодня он использовал весь арсенал исследовательских навыков на погремушке, то через неделю он поймет, что с этим предметом он не выполнял новые упражнения.

Слух становится более совершенным. Карапуз постоянно прислушивается к окружающим его звукам и реагирует на них. Привычное размеренное звучание его успокаивает, новые резкие звуки пугают. Необходимость видеть предмет, издающий звук, нарастает. Теперь кроха требует видеть то, что слышит. Причина в развитии головного мозга. Он требует все больше звуко-зрительной информации для расширения базы знаний.

Формирование связей между зрительной и звуковой информацией на первом году жизни – основа будущих умственных успехов. Не стремитесь создавать полную тишину в комнате, исключать естественные звуки. Чем больше их малыш услышит и отнесет к определенным предметам, тем лучше. По-прежнему нежелательным остается белый шум от телевизора и радио. Желательно сократить время нахождения у этих предметов до минимума.

Находясь в одной комнате с телевизором, кроха будет смотреть на экран, пытаясь понять, что издает звук, будет стараться понять меняющуюся картинку. Неокрепшая нервная система, зрение и слух будут подвержены информационной атаке, что может сказаться на спокойствии малыша, его комфорте.

Волосы и ногти

Уже в предыдущем месяце волосы и ногти стали расти быстрее, внеся коррективы в гигиенические процедуры. На месте залысин на затылке и боковых частях волосистой части головы появляются новые гладкие волосики, а пушок, с которым малыш родился постепенно исчезает.

Если вы еще не купили щетку для расчесывания, то стоит об этом позаботиться. Рекомендуется использовать специальную расческу-щетку для младенцев. Она отличается от используемых взрослыми предметов мягкими густыми ворсинками. Взрослую расческу лучше не использовать. Гребешок может поцарапать голову, массажка слишком объемная, ей неудобно приводить голову ребенка в порядок. Проводить процедуру расчесывания рекомендуется дважды в день в рамках утренних и вечерних гигиенических процедур.

Использование шампуня для волос еще не требуется. Малыш все еще находится в минимальном контакте с окружающим миром, а излишнее применение мыльного раствора на волосистой части головы может привести к чрезмерному пересушиванию волос, снижению их роста.

Ногти малыша требуют еженедельного контроля. Стоит внимательно следить за их длиной, своевременно обрезать выступающие части. Делать это необходимо специальными ножницами с закругленными концами. Не рекомендуется использовать щипчики или предметы из взрослого маникюрного набора. У ребенка должны быть собственные ножницы, предназначенные только для обрезания ногтевых пластин. Не рекомендуется выполнять ими другие действия или использовать для другого человека.

Обрезать ногти следует по прямой, не закругляя форму ноготка. Таким образом, вы сохраните форму ногтевой пластины, сможете избежать неправильного роста, образования заусениц. Идеальным временем для проведения этой процедуры является гигиенический блок после вечернего купания.

Первый зуб

Дети, которые не обзавелись первыми зубами ранее, в возрасте 5-6 месяцев обязательно это сделают. У них появится повышенное слюноотделение и будет заметно разбухание десен. Реагируют малыши на этот процесс по-разному. Одни проходят его достаточно спокойно, практически незаметно. Другие становятся капризными, плохо спят и едят. Третьи переживают появление зубов очень тяжело. Среди наиболее часто встречаемых сложностей, сопровождающих появление зубов можно выделить:

  • Нарушение ночного и дневного сна. Дети, находящиеся на ГВ часто просят грудь, во время еды плачут. Получающие искусственное вскармливание малыши, тяжело засыпают и спят тревожно.
  • Понос. Часто накануне появления вершины зубиков малыши начинают опорожняться, структура фекалий становится более жидкой.
  • Температура. В дни активного прорезывания зубов у крохи может повышаться температура до отметки в 38,5 градусов, не требующая применения жаропонижающих средств. При сочетании процесса появления зубов и инфекции температура может быть выше, поэтому следует иметь под рукой подходящее жаропонижающее и обезболивающее средство.
  • Насморк и повышенное слюнотечение. Некоторые дети ощущают заложенность носовых ходов, зуд в деснах.

Обычно самым сложным является процесс появления первых зубов, а дальше проявления будут менее интенсивными.

Снижению интенсивности проявления негативных симптомов способствуют:

  • Частое прикладывание к груди. Материнское молоко обладает анальгезирующим действием. Если кроха во время прорезывания зубов изменяет частоту употребления пищи, позвольте ему это сделать.
  • Использование прорезывателей. В аптеках и детских отделах продаются специальные игрушки, сделанные из материалов, позволяющих почесывать зудящие десна. Часто внутри них содержится гель, позволяющий охлаждать воспаленную кожу, в некоторой степени, снимая боль. При использовании прорезывателей с охлаждающим гелем следует внимательно ознакомиться с инструкцией и правильно их использовать. Большинство требуют предварительного охлаждения в холодильнике. Продолжительность подготовки к использованию указывается производителем на упаковке и может быть от 10 до 40 минут.
  • Назначенные педиатром гели для обезболивания. Обычно назначаются специально разработанные гели для облегчения прорезывания зубов, содержащие анальгетик. Их применение возможно после консультации с педиатром и строго в обозначенной дозировке и частоте.
  • Назначенные врачом свечи для снижения температуры и боли. Чаще всего они содержат в себе ибупрофен и применяются при повышении температуры. Их применение возможно только после консультации с врачом, при отсутствии аллергической реакции на компоненты.
  • Ручной режим. Многие дети в период прорезывания зубов начинают усиленно проситься на ручки к маме или папе. Возросшая потребность в нахождении на руках обусловлена дискомфортом, который испытывает карапуз. Если вы четко знаете, что крохе плохо, то не лишайте его ощущения комфорта и спокойствия. Зубы скоро появятся, а ваш малыш снова отправится на самостоятельное изучение мира.

Появление зубов – самый непростой период для мамы и малыша. Полностью избавиться от неприятных проявлений вряд ли удастся. Это время нужно просто пережить.

Пищеварительная система

К пяти месяцам пищеварительная система карапуза уже полностью сформировалась. Позади остались кишечные колики, сопровождающие заселение ЖКТ полезной микрофлорой. Кроха уже не срыгивает или делает это очень редко. Организм готов к получению новой более разнообразной пищи.

Обычно на шестом месяце жизни здоровые детки, находящиеся на ГВ, начинают получать прикорм. Дети, употребляющие в пищу смесь, начинают знакомство с кашей. Постепенно увеличивается объем немолочной пищи и к 6-ти месяцам целесообразно заменить ею второе кормление.

Социальный контакт

Ребенок все больше нуждается в общении. Разговор и чтение книг становятся важным способом формирования звуковой базы карапуза, способствуют развитию восприятия речи, установлению контакта между ребенком и родителями.

В этот период стоит наполнять жизнь крохи разнообразными видами общения: диалог, телесный контакт, совместные танцы и пение. Чем больше вы будете общаться с крохой, тем быстрее и лучше он заговорит.

Правила по уходу

Уход за ребенком на 6-м месяце жизни остается прежним. Как и раньше с утра необходимо проводить гимнастический комплекс, умывать, чистить ушную раковину и нос. В течение дня не забывайте следить за чистотой паховой области, производить очистку рук, ног, тела по мере загрязнения. Вечером каждый день необходимо купать кроху в ванночке или предлагать плавать в ванной со специальным кругом.

Хорошо постепенно отучать кроху от постоянного ношения подгузника. Одевать его можно на ночной сон и прогулку на улице. Дома, желательно, держать его в трусиках. Раннее отучение от подгузников позволит вам проще приучить карапуза к горшку. Малыш не привыкнет к постоянному впитыванию мочи и кала, будет понимать разницу между сухими и мокрыми штанишками. Все это позволит быстро показать преимущество использования горшка и необходимость сообщать вам о желании пописать.

Купание и гигиена

Купание малыша на 6-м месяце жизни остается ежедневной процедурой. По-прежнему использование мыла не требуется. При желании или назначении врача можно использовать отвары трав, но не стоит усердствовать. Любые травы при неправильном использовании имеют побочные действия, следует относиться к ним разумно.

Купание ребенка по продолжительности составляет 15-20 минут и заключается в полном омовении и протирании всего тела. Для умывания личика хорошо использовать ватные тампоны. Смочите в отдельно стоящей воде ватный диск. Протрите лицо карапуза в направлении от носа к ушам.

Внимательно следует отнестись к очищению пальчиков. Нужно не только ополоснуть ладошку, но и протереть кожу между пальчиками.

Паховая область требует отдельного внимания. Обязательно нужно мыть все складочки. При мытье девочки не стоит разводить половые губы и тереть область влагалища. Эта зона очень нежная и умеет самоочищаться. Достаточно просто промыть водой.

Вода при купании в ванночке должна быть около 37 градусов, при плавании в ванной — около 27. Разница температуры при разных видах купания обусловлена целью. В ванночке вы расслабляете малыша, моете, при купании в ванной стимулируете движение мышц.

После любого вида купания следует дополнительно ополаскивать малыша чистой водой не из ванночки или ванной. Ее стоит подготовить до купания, чтобы она была немного прохладней воды, в которой купался карапуз.

Питание

Между 5 и 6 месяцами жизни всем детям начинают вводить прикорм. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, продолжают увеличивать количество получаемого фруктового пюре и сока, а крошки, находящиеся на ГВ, во второе утреннее кормление начинают получать дополнительные продукты.

Во второе кормление в первую неделю 6-го месяца жизни кроха получает для знакомства сок. Обычно родители предпочтение отдают яблочному соку. Если реакции не наблюдается, то в течение первой недели количество предлагаемого сока увеличивается до чайной ложки. Через неделю можно предложить другой вид сока. К 5,5 месяцам можно предложить крохе познакомиться с фруктовым пюре.

Таблица возраста для введения новых продуктов в зависимости от вида вскармливания

Прикорм Искусственное вскармливание ГВ
Сок 3-4 мес 5 мес
Фруктовое пюре 4 мес 5,5 мес
Овощное пюре 4,5 мес 5,5 мес
Каша 4,5 -5 мес 5,5-6 мес
Мясное пюре 6 мес 6 мес
Творог 6 мес 6 мес

Таблица разрешенных продуктов детям до 6 месяцев

Вводя прикорм малышу, можно готовить еду самостоятельно или покупать уже готовые продукты. При использовании баночного и коробочного питания стоит внимательно изучить упаковку на возрастную оценку. Для разного возраста пища проходит разную степень обработки, поэтому не стоит выбирать для 5-го месячного малыша кашу, на которой стоит отметка от 7-ми месяцев.

Сон и режим дня

Ночной сон ребенка достигает 10-11 часов и большинство детей не просыпаются для перекуса. Днем малыш спит 2 раза. Дневной сон обычно длится 2-3 часа и совпадает с прогулкой.

В период активного прорезывания зубов ночной и дневной сон могут становиться прерывистыми. Стоит проконсультироваться с педиатром о применении обезболивающих средств для сохранения привычного режима.

Закаливание

Закаливание ребенка на 6-м месяце жизни остается прежним. Воздушные и солнечные ванные необходимо проводить ежедневно по несколько раз. Обтирание водой комнатной температуры можно совершать утром и вечером после пробуждения.

Как развивать малыша

Отдельно на шестом месяце жизни стоит уделить внимание разнообразию развивающих занятий. Усиление познавательной функции головного мозга позволяет вводить в жизнь крохи первые игры и обучающие занятия. Взрослые могут предложить ребенку:

  • Научиться бросать игрушки, стучать ими по разным поверхностям.
  • Игры-исследования. Предложите крохе яркую игрушку и предмет. Пусть он рассмотрит ее, пощупает, попробует на вкус. Назовите вещь. Покажите, что при ее помощи можно делать, какие звуки она издает.
  • Игры с зеркалом. Вначале дайте малышу рассмотреть свое отражение. После можно помахать малышу, показать артикуляционное упражнение. Хорошо петь перед зеркалом, рассказывать стихи.
  • Игра-захват. Старайтесь тренировать мелкую моторику ребенка, предлагая ему забирать из ваших рук предметы разной величины и формы.
  • Игры с музыкой. Во время прослушивания музыкальной композиции включайте и выключайте звук, стучите и хлопайте в такт мелодии.
  • Танцуйте с малышом на руках.
  • Давайте возможность попробовать на ощупь окружающие предметы. Это очень помогает малышу в формировании базы знаний.
  • Понюхать разные запахи. Предложите понюхать цветок, духи, фрукты и т.д. Называйте предмет, предлагаемый для изучения.
  • Сенсорное развитие. Хорошо давать малышу изучать предметы разной фактуры. Великолепно развивают малыша специальные мягкие коврики из разных видов ткани.

Развитие ребенка на 6-м месяце жизни предполагает разностороннее изучение окружающего мира при помощи органов чувств. Крохе еще не доступны логические и аналитические операции, но, чтобы они зародились, должны сформироваться прочные связи между предметом, его названием, звучанием, видом, вкусом, сенсорными качествами.

Игрушки для развития

На шестом месяце жизни, кроме погремушек и гирлянд можно предложить карапузу новые виды игрушек. Возросшие двигательные навыки позволяют играть:

  • Пирамидкой. Обратите внимание, что пластик, из которого сделана пирамидка должен быть безопасным. Его структура должна быть ровной и однородной, цветовое решение элементов — близким к основным цветам спектра. В качестве первой пирамидки достаточно взять небольшую, до 6-ти элементов.
  • Неваляшки. Этот вид игрушек очень нравится детям 5-ти месяцев. Они с удовольствием толкают их, трогают, заставляют звучать.
  • Мягкие вкладыши. Для младенцев продаются специальные наборы крупных мозаик-вкладышей, на которых в возрасте 5-ти месяцев малыш может развивать мелкую моторику, а став постарше, изучать изображенные предметы.
  • Книги для младенцев. В продаже есть множество книжек для детей до года. Они могут быть выполнены из ткани, твердого картона или даже пластика. Основные требования к такой продукции – безопасность, долговечность, яркость и доступность изображений.
  • Развивающие коврики. Существует огромное количество разнообразных ковриков для младенцев. Для усиления развивающего и массирующего эффекта хорошо использовать варианты, набитые не только мягкими материалами, но и мелкими деталями. Но при их использовании стоит внимательно следить за целостностью вещи, чтобы предупредить заглатывание мелкого наполнителя. Младенцы не понимают опасности, они просто играют с тем, что видят, тянут в рот.
  • Сенсорные подушечки и кубики. Для развития моторики рук можно предложить малышу щупать специальные сенсорные игрушки, наполненные разными небольшими предметами, разной величины. После каждой игры внимательно просматривайте такие игрушки на целостность. При появлении дырочек, затяжек или разрывов стоит убрать предмет из постоянного пользования или починить.

Нужно ли ходить в поликлинику каждый месяц

У многих родителей к 5-ти месяцам жизни ребенка появляется вопрос необходимости ежемесячного посещения педиатра. При отсутствии проблем с развитием и поведениям, некоторые взрослые считают это необязательным. Это не правильное суждение. В первый год жизни организм малыша проходит сложный этап становления, требующий постоянного контроля со стороны специалистов. Обязательно необходим контроль гармоничного развития, установления нормальной работы всех систем, зарождения и формирования основных навыков. Не всегда родители вовремя могут заметить некоторые отклонения от нормы и выбрать правильную последовательность действий.

Современная медицина позволяет своевременно заметить и устранить большое количество нежелательных проявлений, поэтому стоит не пренебрегать необходимостью ежемесячного посещения педиатра и обязательно проходить узких специалистов. Обязательным является контроль невропатолога, отоларинголога, офтальмолога и ортопеда.

Что должно насторожить

На шестом месяце жизни ребенка необходимо внимательно следить за своевременностью появления навыков. Следует срочно обратиться к педиатру, если у вашего крохи:

  • не исчезли врожденные рефлексы;
  • не появились навыки переворачивания со спины на бок;
  • есть сложности в поднятии своего туловища из положения лежа на животе;
  • снижена активность. Во время бодрствования он не желает двигаться и играть, реакция на предложение позаниматься становится резко отрицательной;
  • нет реакции на собственное имя, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • сильно заметно снижение темпа набора веса и роста. Его показатели сильно отличаются от нижней границы возрастной нормы;
  • если внешне все хорошо, но вы чувствуете необоснованную тревогу.

Отучаем от соски

Многие детки с самого рождения используют в качестве успокоительного средства соску. При несвоевременном отучении от использования этого предмета могут проявиться нежелательные последствия. Использование соски не дает малышу достаточной свободы челюсти и снижает активность мышц, отвечающих за речь. Кроме этого соска может негативно влиять на здоровье зубов и формирование челюсти.

Чтобы избежать последствий, стоит снижать частоту использования соски ребенком. Оптимально к 6-ти месяцам полностью избавиться от этого предмета. При требовании со стороны малыша стоит предложить ему занятие, поговорить с ним. Отвлекайте его и развлекайте. Постепенно ребенок будет привыкать к новым обстоятельствам и перестанет просить соску.

Шестой месяц жизни – прекрасный период. Ребенок кардинально поменялся и совершенствуется каждый день. Появление новых навыков, постепенный переход в новую плоскость, активная социализация позволяют вводить новые варианты времяпровождения, раскрашивать жизнь новыми занятиями. В этот период маме стоит подумать о себе, помнить о необходимости отдыха и правильном питании. Чем старше становится малыш, тем больше сил вам понадобится.