Развитие ребенка в 10 месяцев что. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста.

Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Показатели ребенка от 10 до 11 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

72.11-73.91 см

9.525-10.355 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Большинство малышей - неутомимые исследователи

Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными.

Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами - первые шаги.


В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно - хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений - он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность может иметь индивидуальные отличия

Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой.

Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания - поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных — он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу.


Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней

Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель.

Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули» , «Сорока-сорока» , «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, - он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

Малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы

Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом.

Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя.

Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 10 до 11 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Десять месяцев – одна из круглых дат на первом году жизни вашего малыша. Ребенок с каждым днем все больше осознает мир и осваивает навыки. Он уже может управлять мышцами ног и ступней, способен выдерживать свой вес, стоя на полу и учится вставать, придерживаясь за что-либо руками. В 10 месяцев кроха стремится быть самостоятельным и проявляет характер: он настойчив в достижении своих целей и громко возмущается, если взрослый препятствует его маленьким планам.

Рост и развитие ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте есть заметные изменения, по сравнению с . Десятимесячный малыш очень подвижен и много двигается, благодаря чему привес в массе тела по сравнению с предыдущими месяцами жизни начинает уменьшаться. Вес и рост в десятом месяце таковы – у ребенка прибавляются около 1,5 см в длине тела, а в массе цифра подрастает на 300 – 450 г. Итого к данному возрасту младенец имеет среднюю массу тела 8,5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 70 – 73 см (± 3 см).

Таблица основных параметров физического развития детей в 10 месяцев

Основные навыки 10-месячного малыша

Ребенок в этом возрасте стремится стать полноценным участником общения со взрослым. Малыш прекрасно понимает большинство маминых фраз, обращенных к нему. Если попросить кроху принести книгу или пирамидку – он доберется до нужного предмета ползком и выполнит просьбу. У ребенка можно отметить яркую эмоциональную реакцию на все действия, проводимые в течение дня:

  • услышав о предстоящей прогулке, он радуется ей и с нетерпением ждет выхода на улицу;
  • с протестом воспринимает чистку ушек и подстригание ноготков;
  • огорчается или даже злится, если у него не выходит сделать что-то самостоятельно;
  • пугается, если слышит громкий или неизвестный ему звук.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Развитие в 10 месяцев у малышей обоих полов проходит с заметной разницей, – то, что должна уметь юная леди в этом возрасте, несколько отличается от того, что должен уметь маленький джентльмен. Рассмотрим вкратце, в чем же выражаются основные различия между мальчиками и девочками.

Развитие девочек сопровождается сильной эмоциональной привязанностью к маме. Малышки обычно хотят быть поближе к ней, чаще просятся на руки, любят ласкаться. Девочка в 10 месяцев хочет включить маму в игру, хватает её за ладони, чтобы ходить с поддержкой. В то же время они чаще мальчиков проводят время за «сидячими» занятиями: разбирают конструктор, перекладывают маленькие игрушки, листают музыкальные книжки. Также малышки раньше сверстников стремятся научиться пользоваться ложкой, говорят первые слова и быстрее осваивают горшок.

Развитие мальчиков проходит активно, стремительно, это маленькие «ураганы». Они раньше сверстниц делают первые шаги, отличаясь большим упрямством в достижении поставленных целей. Родителям придется прилагать немаленькие усилия, чтобы склонить сынишку сделать то, что ему не по душе. Малыши-мальчики не приветствуют помощь со стороны взрослых, сопровождая недовольство громким криком. Маленькие мужчины уже в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. Но усидчивости и терпения у них недостаточно, поэтому многие навыки они осваивают чуть позже девочек.

10 месяцев: умелки и развитие малыша (опыт мамы):

Основные навыки десятимесячных малышей:

  • подниматься на ножки и стоять без опоры;
  • садиться без поддержки из положения стоя;
  • брать и держать любые предметы, используя обе руки;
  • освоить щипковое хватание предметов двумя пальчиками;
  • ползать любым удобным способом (по-пластунски или на четвереньках);
  • переступать, держась руками за каталку (подвижную опору);
  • слезать с кровати и дивана, спуская ножки вниз, также забираться на поверхность;
  • открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
  • по просьбе взрослого находить знакомые предметы среди других игрушек;
  • совершать подражательные жесты («пока-пока!», «ладушки»);
  • пытаться копировать поведение взрослых, повторять за ними слоги, которых еще нет в его лепете;
  • ходить по кроватке, держась за её бортики, в ней же пытаться приседать.

Нейро-психомоторное развитие на десятом месяце жизни

Кроха в 10 месяцев стремится не только подражать действиям взрослых, но и повторять услышанные им новые сочетания звуков. Большинство малышей уже порадовали мам и пап первыми осознанными лепетными словами, обычно это «ма-ма», «ба-ба» и «па-па». Грудничок, тренируясь, комбинирует между собой разные слоги и иногда из его уст можно услышать целые фразы, но пока еще не несущие смысла для окружающих.

Речь У малыша появляются отдельные осмысленные слова-слоги. Часто можно услышать от ребенка знакомые ему звукоподражательные цепочки слов: «би-би», «ма-ма», «дада».
Слух Узнает и радостно реагирует на знакомые звуковые мелодии. Различает звуки, издаваемые разными предметами (звонок телефона, трель будильника и т.д.)
Зрение Наблюдает за действиями взрослых, реагирует улыбкой на улыбку. Ищет и показывает на предметы, названные мамой.
Эмоции Реагирует на запрет («нельзя!»), общается при помощи жестов. Проявляет недовольство.
Моторика Вкладывает пальчики в отверстия, мелкие предметы хватает двумя-тремя пальчиками (пинцетный захват). Может недолго стоять без опоры.
Игра Играет в игрушки в соответствии с их прямым назначением – катает машинки, издавая при этом звуки; бросает мячик; качает куклу. Может занять сам себя игрой на 20-30 минут.

Режим дня десятимесячного ребенка

В десять месяцев малыши спят ночью до 10 часов, а днем у детей сохраняются как минимум два сна длительностью по 1,5 – 2 часа. Все зависит от биоритмов конкретного ребенка: кому-то комфортнее ложиться пораньше и рано вставать, а некоторые любят укладываться попозже и дольше спать по утрам. Дневной сон в этом случае, соответственно, будет в разное время у этих малышей.

Обратите внимание! Очень важно, чтобы родители приучали свое чадо к поддерживанию режима питания и сна, тогда их младенец будет кушать с аппетитом и не столкнется с переутомлением и капризами.

Время (в часах) Элемент режима
6.00-10.00 Пробуждение, гигиенические процедуры, первый прием пищи, утренняя гимнастика
10.00-10.30 Второй прием пищи
10.30-12.00 Сон
12.00-14.00 Прогулка на свежем воздухе
14.00-14.30 Третий прием пищи
14.30-15.30 Период бодрствования, игр и чтения с мамой
15.30-17.00 Сон
17.00-18.00 Бодрствование, развивающие игры, активный досуг
18.00-18.30 Четвертый прием пищи
18.30-20.30 Прогулка на свежем воздухе
20.30-22.00 Спокойные игры, расслабляющий массаж, вечернее купание
22.00-22.30 Пятый прием пищи
22.30-6.00 Ночной сон

Купание и гигиена малыша

Купание ребенка в 10 месяцев по-прежнему должно быть ежедневным. Малыш с удовольствием проводит время в воде, поэтому время купания можно смело увеличивать до получаса. Многие младенцы настолько активны, что отказываются купать сидя в стульчике – они поднимаются и ходят по ванной, придерживаясь за бортики. Родителям стоит следить за температурой воздуха в помещении, особенно в холодное время года. Если в ванной не жарко, то нужно предлагать ребенку периодически садиться в воду и играть, чтобы не замерзнуть.

Гимнастика с ребенком

Физические упражнения необходимы для укрепления мышечного аппарата крохи. Ежедневно занимайтесь гимнастикой с малышом. Уделяйте больше времени упражнениям для развития ползания и предстоящего умения ходить:

  • тренируйте приседания и вставания (с поддержкой);
  • помогайте крохе освоить ходьбу на четвереньках;
  • стимулируйте ходьбу с поддержкой за ручку;
  • продолжайте выполнять сгибания и разгибания ручек и ножек ребенка после пробуждения, как и в предыдущие месяцы.

На заметку! Каждому занятию отводится не более 15 минут, чтобы не утратить интерес ребенка к гимнастике. Обязательно дайте малышу отдохнуть после них, самостоятельно поиграть.

Питание младенца в 10 месяцев

Время первого прикорма уже постепенно завершается. Малыш с каждым днем все больше переходит на питание с «общего стола». За 1 кормление ребенок съедает в среднем 250 мл. Грудное молоко и адаптированную смесь кроха продолжает получать перед сном и после него, а также после некоторых кормлений (вместо воды или сока). В рационе грудного ребенка сохраняется около 600 мл молочных продуктов в сутки. Продолжается введение новых продуктов питания в меню.

Примерная схема введения продуктов для прикорма детям 10 месяцев
Фруктовое пюре, мл 80-90
Овощное пюре, г 60-70
Каша, г 150-180
Творог, г 40-50
Желток, шт 0,5
Мясное пюре, г 50
Кисломолочные продукты, мл 100
Цельное молоко, мл
Фруктовые соки, мл 60-70
Рыбное пюре, г 5-25
Пшеничный хлеб, г 5
Печенье детское, сухари, г 5
Растительное масло, г 5
Сливочное масло, г 4

Питание 10-месячного младенца должно быть сбалансированным и легкоусвояемым. Пища готовится преимущественно отварная, желательно на пару, жареное исключается вовсе. Помните, что развитие и питание ребенка взаимосвязаны. Если у ребенка уже есть зубки, то важно стимулировать у него жевательный процесс. Для этого нужно предлагать крохе небольшие кусочки мягких отварных овощей или свежих фруктов с нежной мякотью (банан, персик). Пюре можно готовить с помощью толкушки или вилки без использования блендера.

Вот так выглядит меню одного дня для ребенка на десятом месяце жизни:

Важно! При формировании детского меню старайтесь избегать продуктов, вызывающих аллергические реакции: цельного молока, рыбы, морепродуктов, пшеницы, цитрусовых, киви, ананасов, гранатов, манго, клубники, малины, дыни, хурмы, помидоров, орехов и меда.

Развивающие игры с ребенком в 10 месяцев

Для десятимесячных младенцев игра – не просто порция приятного развлечения вместе с родителями. Благодаря игровым занятиям, дети этого возраста осваивают множество полезных навыков, которые важны не меньше, чем свежий воздух или здоровое питание.

Развивающие игры для малыша в 10 месяцев: применяем на практике (видео):

Особое внимание уделяйте двигательному опыту, ведь чем больше его будет у малыша, тем быстрее и увереннее он сделает свои первые шаги.

На заметку! Многим взрослым кажется, что ребенок в 10 месяцев жизни еще слишком мал для полноценных занятий, но это не так. Времяпровождение в игре стимулирует развитие малыша, он учится познавать мир, что гораздо полезнее, чем монотонное сидение в кроватке или манеже.

Двигательные игры «Мячик» . Дети в 10 месяцев еще не умеют ловить предметы, но несмотря на это, игры с мячом очень полезны для грудничков. Пусть кроха сам бросит мячик, покатает его ручками или неуверенно «футболит» ножкой по вашему примеру. Благодаря играм с мячом у малышей развиваются ловкость и пространственное мышление.

«Марафон» . Если малыш умеет ползать, то для его можно придумать такое развлечение – пусть ребенок под вашим контролем проползает через препятствия. Например, чтобы завладеть пультом от телевизора, малышу нужно проползти под стулом, перелезть через обруч и догнать катящуюся по полу машинку.

Игры для сенсорного развития «Распаковка» . На глазах у крохи заверните игрушку в бумагу. Затем предложите малышу раскрыть её. Аккуратно разворачивать предметы дети в этом возрасте не умеют, поэтому упаковка будет безжалостно разорвана ребенком, чего, собственно, мы и добиваемся – это занятие отлично развивает мелкую моторику рук и зрительное восприятие.

«Сортировка» . Подготовьте перед игрой два ведерка и предметы, отличающиеся между собой по размеру (или цвету). Вместе с ребенком раскладывайте маленькие предметы в одно ведерко, а большие – в другое.

Игры на взаимодействие «Лица» . Вырежьте из журналов или распечатайте изображения детей с разными эмоциями – смехом, улыбкой, плачем, грустью и т.д. Прикрепите картинки на стену или магнитами на холодильник. Рассматривайте лица вместе с малышом и рассказывайте ему об эмоциям, изображенных на них. Покажите пару из них на своем примере.

«Пальчиковый театр» . Для игры понадобится парочка пальчиковых кукол – их можно как приобрести, так и сделать самим. Одна предназначена для взрослого, вторая для ребенка. Пусть ваша куколка поздоровается с малышом, «спрячется» за спиной и покажется вновь, потанцует. Наденьте на пальчик крохи его куклу и объясните, как она может здороваться, прятаться и появляться вновь.

Речевые игры «Соотношение» . Покажите малышу какую-нибудь игрушку, например, куклу. Затем спрячьте её, и положите перед ребенком рисунок с изображением предметов, среди которых есть такая же кукла. Ребенок должен отыскать игрушку на рисунке – так он научится соотносить предмет с его изображением.

«Прищепки» . Прикрепите легкие пластмассовые прищепки к своей одежде и одежде малыша. Покажите крохе, как их снимать. Пусть ребенок учится стаскивать их самостоятельно, а задача взрослого в этот момент – называть детали одежды, с которых снимаются прищепки. По аналогии можно поиграть с кружками из бумаги и частями тела.

За первые 10 месяцев грудной малыш становится маленькой личностью. Самостоятельно передвигается ползком, пешком. Пытается есть ложкой, радуется играм, шутливой возне. Демонстрирует собственное мнение, привычки, выделяет любимые игрушки. Гармоничное развитие ребёнка в 10 месяцев подразумевает набор двигательных реакций, определённых интеллектуальных, эмоциональных черт личности. Что важно знать родителям?

Физическое развитие: основные достижения

Физическое развитие малыша в 10 месяцев характеризуется закреплением «старого» опыта, активным приобретением навыков. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев:

  • Ходить при поддержке взрослых
  • Передвигаться вдоль опоры приставными шажками
  • Вставать самостоятельно, держась за стену
  • Несколько минут стоять, балансируя
  • Преодолевать небольшие препятствия ползком, пешком, держась за опору
  • Освоить пинцетный захват (участвуют пальчики, не ладонь)
  • Держать игрушку обеими руками
  • Последовательно действовать (оставить одну игрушку, взять следующую)
  • Повторять мимику, жесты, действия родителей, выполнять просьбы
  • Уверенно сидеть
  • Садиться из положения лёжа, стоя.

Малыш будет нормально развиваться наравне с остальными детьми, если стимулировать двигательную активность. Освободите пространство для подвижных игр. Учите ползать. Интерес пробуждают мячики, каталки, движущиеся игрушки. Почаще ходите за обе ручки, укрепляйте спину, пресс занятиями с фитболом, учите карапуза приседать, пританцовывать.

Двигательная активность укрепляет мышцы, развивает интеллект. Чтобы сделать какое-то движение, нужно его продумать.

Малыши любят музыку, охотно «танцуют», держась за перила кроватки. Танцевальные движения развивают общую моторику, координацию. Осваивайте вместе музыкальные инструменты: барабан, дудку, колокольчик. Проводите зарядку под весёлые заводные мелодии.

Меры безопасности: малыш начинает активно ползать, интересоваться содержимым ящиков, тумбочек. Научите его спускаться с дивана, опустив ножки, а не как придётся. Спокойно, но настойчиво объясняйте ребёнку про запретные поступки. Заблокируйте дверцы шкафов, холодильника, розетки. Уберите опасные вещи подальше. Помня о любви пробовать всё на вкус, выбирайте качественные материалы, периодически мойте игрушки хозяйственным мылом.

Пора приучать кроху к горшку. Сначала показываете, объясняете, зачем он нужен. Присаживайте игрушечного мишку, дайте присесть малышу, не снимая штанишки. Процедура привыкания проходит по-разному, но ругать малыша, заставлять силой нельзя. Учитывайте режим: предлагайте горшок следом за приемом пищи. Главное проявлять терпение, увлекать игрой.

Интеллект

Когда десятимесячный ребёнок развивается гармонично, изменения не касаются исключительно физических навыков. Психоэмоциональное развитие малыша характеризуется формированием активной, пассивной речи, памяти, слухового внимания, навыков общения.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев:

  1. Показывает знакомые вещи, персонажей сказок (цветы, часы, коляска, зайчик).
  2. Радуется шуткам.
  3. Имитирует действия взрослых (собирает крошки со стола, «звонит» по телефону).
  4. Делает осознанные жесты, действия (тычет пальчиком, кидает игрушки вниз, рушит пирамидки из кубиков, играет в «ладушки»).
  5. Осознаёт связь между действиями (ищет спрятанную игрушку)
  6. Знает части тела.

Развивающие игры вызывают интерес у крохи. Малыши любят открывать-закрывать крышки коробочек, завинчивать пробки, перебирать мелкие детали, возиться с сортерами. Популярностью пользуются вещи родительского обихода: старый кошелёк, кухонная утварь, ключи, мобильный телефон. Полезно предлагать ребёнку творческие задания: лепку из теста, пластилина, пальчиковое рисование, рисование крупами. В процессе занятий развивается мелкая моторика, происходит знакомство со свойствами предметов, материалов, формой, цветом. Попутно объясняйте понятия «большой-маленький», «мягкий-твёрдый», «сухой-мокрый».

Подходящие игрушки: матрёшки, кубики, пирамидки, крупные детали конструктора. Нанизывать кольца пирамиды случайным образом, перекладывать мелочи - любимые занятия малышей. Развивающими игрушками становятся прищепки, скрепки, пуговицы. Родителям в помощь созданы развивающие программы, изданы методички и обучающие карточки. Любые занятия проводятся в форме игры, с перерывом на подвижный отдых.

Речевое развитие

Речевые навыки ребёнка в 10 месяцев - «лепетные» фразы, слоги, звукоподражание. Ребёнок перестаёт общаться криком, осваивает иные формы взаимодействия с папой, мамой, сверстниками. Родителям необходимо знать: для карапуза 10 месяцев развитие речи -это погружение в языковую среду, обогащение пассивного лексикона, формирование речевого аппарата. Используйте разные интонации, произносите звуки нараспев, повторяйте простые фразы, указывая на предметы, учите звукоподражаниям (гав-гав, му-му).

Полезно петь песенки, произносить потешки. Главное охотно поддерживать «реплики» ребёнка, «вести диалог», повторять названия игрушек, зверей птиц, имена героев сказок. Эффективны занятия речевой, дыхательной гимнастикой. Подробные комплексы упражнений ищите на сайтах развивающих центров. Специалисты рекомендуют регулярно массировать пальчики, стимулируя развитие речевого центра мозга.

Десять месяцев -удачный период приучить ребёнка читать. Выбирайте картонные книжки с крупными картинками. Полезно завести ритуал: чтение вслух несколько минут перед сном. Скоро ребёнок привыкнет, начнёт брать книжки, разглядывать картинки. Будет с удовольствием листать страницы, показывать знакомых персонажей.

Эмоциональное развитие

Ребёнок становится общительным, проявляет интерес к сверстникам, любит пощупать их, составить компанию. Жестами, лепетом сын или дочь приглашают взрослых поучаствовать в забаве, призывают помочь: открыть коробку, достать игрушку.

У малыша формируется стойкая привязанность к близким. Попытка незнакомцев контактировать с карапузом вызывает бурные слёзы. Ребёнок начинает общаться мимикой, жестами, простыми фразами («дай», «бо-бо»). Любит участвовать в разговорах, улыбкой отвечает на шутливое обращение, улавливает настроение адресованных ему фраз. Важно, чтобы тон родителей всегда был доброжелательным, поведение последовательным. У малыша сформируется позитивное отношение к миру, не возникнет страхов.

Малыш привязывается к некоторым игрушкам. Ни в коем случае не прячьте любимцев, нельзя наказывать, отнимая игрушки. Разовьёте внутреннюю тревожность, недоверие к окружающему миру. Мечтаете вырастить оптимиста: всегда улыбайтесь улыбке ребёнка.

Режим, питание

Стабильность, повторяющиеся регулярно действия помогают малышу справляться с потоком поступающей информации, эмоциональным напряжением. Соблюдение режима карапузу необходимо. Он спит трижды в течение суток. Продолжительность ночного сна 10-11 часов. Длительность прогулок при благоприятной погоде - 3-5 часов. Купание проводят ежедневно или 3-4 раза в неделю.

Питание малыша пятиразовое. Молочную смесь, грудное молоко продолжают давать утром, перед сном вечером.

Прикормы-пюре постепенно заменяйте размятой вилкой пищей. Предлагайте ребёнку режим питания, формирующий взрослые привычки. Второй завтрак - каша, обед - мясное пюре, овощи, суп на овощном бульоне. Полезно давать твёрдую пищу небольшими кусочками, сушки. Умение жевать развивает речевой аппарат. Помимо молока предлагайте соки, компоты, детские чаи.

Несмотря на питание как у взрослых, прибавка веса замедляется. Причина -двигательная активность ребёнка. Месячный малыш прибавляет 600-800 граммов. За десятый месяц мальчик или девочка едва наберёт половину данной массы. Рост ребёнка составит 70-75 см.

Показатели физического и психоэмоционального развития индивидуальны. Они определяются полом, двигательной активностью, темпераментом крохи. Он начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Задача взрослых сформировать у малыша позитивное отношение к миру, поддерживать познавательный интерес, поощрять физическую активность.

За десятый месяц ребенок набирает в среднем 450 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 10-месячного ребенка около 9100 - 9500 г, а рост - 71-76 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 10 месяцев

  • вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
  • воспринимает шутки в свой адрес;
  • выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
  • радуется играм-забавам;
  • вставляет один предмет в другой;
  • предпочитает мелкие предметы крупным;
  • при помощи одного предмета достает другой;
  • сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
  • катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
  • сидит, ползает, ходит у опоры;
  • спокойно расстается с грудью;
  • жует мелок порезанную пищу;
  • проявляет активный интерес к другим детям.
  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника.
  • Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?

Тест развития ребенка в 9-10 месяцев

1. В девять-десять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.

2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.

3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить ими по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга.

4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в “ладушки”, “дай ручку” и т.д., а на вопрос “где?” и просьбу “дай” отыскивает повсюду нужный предмет.

5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.

6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова “иди”, “сиди”, “лежи” и другие.

7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.

8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.

9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.

10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

Сколько ест ребенок в 10 месяцев

Питание 5-разовое. Мясное пюре постепенно можно заменять мягкой фрикаделькой, паровой котлетой. Если нет диатеза, к концу месяца раз в неделю вместо мясной давать рыбную фрикадельку, пюре из вареной рыбы.

Сколько спит ребенок в 10 месяцев

Режим и распорядок дня ребенка в 10 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 10 месяцев

Развивающие занятия и игры для 10-месячного ребенка

Малыш в возрасте десяти месяцев становится все активнее, и все свободное время уделяет изучению окружающего мира, постоянно совершенствует свои навыки и приобретает новые умения. Когда перед вами ребенок 10 месяцев развитие его приобретает новый виток, уже начинается проявляться его индивидуальность, зарождается самостоятельность. Ему уже трудно препятствовать, когда он занят своими играми или делами, любая попытка сделать это может вызвать возмущение.

Если говорить о физических параметрах, то к десяти месяцам малыш имеет около 6 зубов (четыре вверху и два внизу). Прибавление роста у ребенка за десятый месяц жизни составляет около 1,5 сантиметров, а веса – до 500 граммов. Массу тела быстрее набирают менее активные малыши, подвижные детки прибавляют не более 300 граммов.

Особенности распорядка дня

Если просмотреть рекомендуемый специалистами распорядок дня для ребенка 10 месяцев, то можно увидеть, что он мало чем отличается от режима девятимесячного малыша. Он включает в себя пятикратный прием пищи, две прогулки, четырехчасовые бодрствования и двукратный дневной сон. И если ранее некоторые малютки спали три раза в день, то к данному времени практически никто уже так долго спать не хочет.

Соблюдать режим питания, отдыха и бодрствования следует потому, что кроха нуждается в достаточном количестве отдыха и рационального питания. Обязательно следует соблюдать стабильность в выполнении режима, но с учетом индивидуальных особенностей малыша. Это поможет не только ему, но и надежно обеспечит маму возможностью высыпаться по ночам и иметь свободное время.

Навыки в десять месяцев

Что должен уметь ребенок 10 месяцев? Как уже было сказано, у него появляется много навыков, и совершенствуются уже приобретенные умения:

  1. Маленький человек уже не только быстро садится и чувствует себя уверенно в таком положении.
  2. Он твердо стоит, держась при этом за опору только одной ручкой.
  3. Если малютка вдруг видит интересную для себя игрушку, то отвлекаясь на нее, может бросить опору, но потом быстро хватается за нее снова или садится.
  4. Если ему дать стул, то он способен передвигаться, держась за него, и толкая впереди. В некоторых случаях он ходит, придерживаясь за стену, а иногда уже двигается на своих ногах совершенно самостоятельно, но поскольку координация в десять месяцев несовершенная, то оставлять его самого не рекомендуется.
  5. Из совершенно новых достижений – это способность ребенка на две или три ступеньки подниматься вверх. Спускаться же для него еще тяжело, и такой навык у него появиться несколько позже.

Если ребенку 10 месяцев, и он не ходит, то не следует сильно переживать по этому поводу. Никогда не нужно забывать, что каждый человек с рождения является индивидуальностью, и имеет свои особенности развития. Отсутствие такого навыка, как ходьба, к этому времени не является отклонением при нормальных прочих показателях.

Социализация

Малютка все изо всех сил старается быть похожим на взрослого. В десятимесячном возрасте его уже можно приучить нормально есть при помощи ложки, и пить из стакана или чашки. Он уже может проситься при необходимости опорожнить мочевой пузырь или кишечник, на горшок.

С удовольствием ребенок выполняет самые простые поручения родителей. Поэтому в качестве игры для ребенка 10 месяцев можно предложить ему принести ту или иную игрушку или предмет. Рекомендуется для воспитания у него самостоятельности позволить сделать выбор в одежде, которая предназначается для прогулки.

Малыш сейчас уже в значительной степени может увлекаться своим делом, и возможно, в этот момент обмочиться. Это не должно вызывать нарекания со стороны родителей и не является поводом для беспокойства. У многих мам может возникнуть вопрос о том, как приучить 10 месячного ребенка к горшку? Самое главное – это постепенно приучать его к аккуратности, чистоте и внимательности, но не методом крика.

Большинство специалистов в педиатрии считают, что малыша следует высаживать на горшок только в том случае, когда он уже в состоянии контролировать свой организм в его естественных отправлениях. При нормальном развитии происходит это только после года, а в некоторых случаях родителям следует начинать высаживание только в три года, так как малыши все развиваются по-разному.

Социализация проявляется и в том, что маленький человек проявляет искреннее желание общаться и играть с другими детьми. Но при отсутствии такого навыка не всем и не всегда это дается легко, и необходимо оказывать помощь.

Нередко бывает так, что ребенок уже не хочет ходить с соской. Если же он до сих пор зависим от нее, то в этом случае нужно постепенно отучать, поскольку будет формироваться неправильный прикус.


Эмоциональная сфера

Не стоит на месте и эмоциональная сфера, и ребенок уже заявляет о себе не только в виде крика или плача:

  • он хорошо понимает запреты и отказы;
  • пытается играть в непослушание;
  • может смеяться над некоторыми шутками и сам над собой;
  • расстраивается в том случае, когда его заставляют делать «скучные» вещи – спать, есть или одеваться на прогулку, и в данном случае задачей родителей становится превратить неприятную процедуру в игру, или отвлечь малыша.

Игры

Игры для малышей 10 месяцев становятся более осмысленными, теперь для них нужен какой-то сюжет. Ребенок начинает воспринимать куклу и укачивать ее. Довольно успешно проходит собрание кубиков или пирамидки (не без участия и помощи взрослого). Также малютке интересно становится катать машинку и мячик. Он умеет поднимать небольшие предметы и вкладывать их в емкости в виде тазика или детского ведерка.

Игра в прятки становится интересней, и теперь малыш самостоятельно умеет спрятаться за креслом или углом комнаты, и выражает восторг, когда его «не могут найти», а потом, спустя время, находят и удивляются. Большую роль в дальнейшем развитии чувства такта и моторики игры в ладошки.

Мелкую моторику можно улучшить путем рисования, лепки или перебирания мелких предметов. Поскольку ребенок в этом возрасте продолжает пробовать все предметы «на вкус», то при обращении его с мелкими игрушками и вещами обязательно присутствие взрослого человека.

Речевые навыки

Умения ребенка в 10 месяцев заключаются и в повышении навыков разговорной речи. В данном возрасте заметно возрастает арсенал слов. Он постоянно повторяет слоги, обозначающие самых близких ему людей: «ма», «па», но при этом очень прислушивается к взрослым и пытается говорить более сложные слова. Поэтому, когда ему что-то нужно маленький человек может требовать, произнося слово «дай» или «на». В последнем случае он просто повторяет за взрослым, когда тот подает малютке игрушку или интересный ему предмет.

Для общения многие карапузы в этом возрасте изобретают новый язык, который позволяет ему общаться. Несмотря на то, что понять его трудно, не следует перебивать ребенка, нужно дать ему сказать все, что он хочет. Отвечать ему нужно в такой же интонации, как если бы это был совершенно взрослый человек. Это поможет вам в дальнейшем не потерять контакта со своим сыном или дочкой в подростковом возрасте.

Массаж и упражнения

Очень важно заниматься с малышом гимнастикой и выполнять определенный вид движений, сначала лежа, а потом сидя и стоя, сочетая их с расслабляющим массажем.

  1. Малютка лежит на спине, а мама берет его ручки и разводит в стороны, а потом скрещивает на груди.
  2. Упражнение «бокс» заключается в том, чтобы дать ребенку в каждую ручку по колечку, а потом тянуть их по очереди на себя. После этого нужно немного помассировать ему ручки.
  3. Для ножек выполняется упражнение «велосипед». После него нужно проделать поглаживающие движения ног по направлению снизу вверх.
  4. Повороты. С помощью мамы нужно повернуть малютку со спины на животик через левый, а потом и правый бок.
  5. Когда 10 месяцев ребенку массаж проводится не только на конечностях, но и с захватом ягодиц и спинки. Сначала нужно провести поглаживающие движения вверх и вниз, затем при помощи подушечек пальцев немного растереть кожу в этой области, а потом сделать то же самое, но с использованием тыльной части пальцев. По ягодичкам полезно пройтись легкими пощипывающими движениями.
  6. Поднимаем ноги. Они должны быть выпрямленными в коленках. Для этого нужно взять палочку, и держа ее на определенном уровне, попросить малыша достать ее ножками. Это позволит укрепить мышцы животика.
  7. Следующее движение – приседание. Делается оно с опорой на взрослого обеими руками. И в дальнейшем усложняем движение, подавая только одну руку, но делать это рекомендуется только после того, как ребенок начинает вставать уверенно.
  8. Полезно несколько раз сделать наклоны. Малыш становится спиной к взрослому и фиксируется при помощи его коленей. После этого наклоняется по просьбе матери или отца за предметом, лежащим на полу.
  9. Ползание выполнять также полезно. Даже если малыш уже уверенно стоит, заинтересовать его выполнить такое движение необходимо, так как это позволит ему хорошо укрепить его мышцы. Можно сделать ползание вдвоем с взрослым наперегонки.
  10. Ходьба с удержанием малютки двумя руками. Ее следует постепенно усложнять, выполняя приседания, наклоны, а также повороты. После того, как ребенок начинает выполнять все движения уверенно, можно делать эти же движения, но только держась за одну мамину руку. Это позволит не только увеличивать силу мышц, но и сохранять тело в равновесии.
  11. К 10 месяцам можно начинать делать «мостик». Н только при условии легкости его выполнения и при активной поддержке взрослого.
  12. Полезно проложить малютку на животик и попросить его перебирать ручками (походить на руках), а в это время держать его за ножки. Для повышения интереса к выполнению задания можно положить игрушку на пол и попросить его добраться до нее. Такое упражнение помогает укрепить опорно-двигательный аппарат и развивает всю мышечную систему.

Все упражнения могут выполняться лежа, сидя или стоя с опорой. По ходу занятия следует постоянно давать команды для ребенка, произнося их мягким тоном и разборчиво. Мышцы при этом следует укреплять не только с целью подготовки к будущей уверенной ходьбе, но и для того, чтобы малютка мог свободно сидеть в течение длительного времени.

Целенаправленные упражнения в совокупности с речевой командой позволяют развивать условно-рефлекторные движения, улучшать координацию и более четкое понимание обращений и просьб.

Не следует заниматься с малышом, если он неважно себя чувствует или проявляет раздражение. Начинать необходимо с минимального количества повторов (не более 2-4 раз).

Важно также продолжать уход за ребенком 10 месяцев в виде ежедневных гигиенических процедур (купания, обрезание ногтей, чистка ушей, причесывание и прочее).