Развитие ребенка в 11 месяцев игры. Одиннадцать месяцев — развивающие игры для малыша

  1. Младенец отлично сидит без поддержки. Может сесть из положения стоя и пытается или уже встаёт из положения сидя.
  2. Ребёнок в 11 месяцев отлично ползает. Часто бывает так, что малышу проще передвигаться на четвереньках и он не хочет учиться ходить. В таком случае торопить кроху нельзя. Ведь ползая, малыш чётче ощущает своё тело в пространстве, учится ориентировать. Этап ползания крайне важен для дальнейшего развития опорно-двигательного аппарата и мускулатуры.
  3. Одиннадцать месяцев – тот возраст, когда ребёнок начинает самостоятельно стоять без опоры. Кто-то из детей стоит буквально секунд десять, кто-то делает это уже намного уверенней, дополняя самостоятельными шагами.
  4. Малыш в 11 месяцев хорошо освоил движения мелкой моторики и без проблем манипулирует пальцами рук. Особенно нравится крохе перебирать мелкие предметы, вкладывать их в более крупные, ставить друг на друга кубики и нанизывать кольца пирамидки. Знакомые действия ребёнок выполняет по памяти, слушая просьбу взрослых.

    Если игрушка крохе не знакома, можно сразу не показывать, какие конкретные действия с ней можно совершать, а понаблюдать, что придумает младенец. Так у ребёнка будет развиваться фантазия и важный навык — самостоятельно играть и придумывать новые игры со знакомыми игрушками. Если ребёнок не знает, что делать, как играть, обязательно покажите несколько вариантов.

  5. Малыш проявляет интерес к другим детям, живо реагирует на их появление. В общении может чётко показать, кто ему по нраву, а кто нет, тем самым дифференцируя своё отношение.
  6. По инструкции взрослых малыш с удовольствием выполняет порученные действия с игрушками – кормит куклу, укладывает её спать, выгуливает собачку.

    Эти игровые элементы в определённой ситуации станут для родителей хорошим подспорьем. Если малыш отказывается кушать по причине проявления характера, предложите ему сначала покормить собачку (или целый зоопарк, если игрушек много) и поесть за компанию. Очень редко в таких ситуациях дети отказываются от приёма пищи. Если кроха не хочет спать, создайте ритуал на основе игры. Расскажите малышу, что его звери (куклы) хотят спать и их надо уложить. Когда ребёнок всех уложит, почитайте малышу сказку, дайте вечернюю порцию смеси или покормите грудью, если кроха ещё грудничок, приглушите свет. Младенец вскоре заснёт.

  7. Малыш с большей долей вероятности уже говорит слова «мама», «папа», «баба» или активно пытается их произнести. Дети 11 месяцев также очень любят рассматривать картинки животных, слушать, кто как говорит, и повторять. Пусть не совсем точно, но слога «гав-гав», «мяу», «ква-ква» прекрасно дополнят словарь активных слов, внеся разнообразие в речь.
  8. Ребёнка на 11 месяце можно учить самостоятельно кушать и пить. К этому времени малыш должен крепко держать поильничек и осваивать ложку.

Конечно, для того чтобы привить навык кушать и пить без посторонней помощи, родителям надо постараться, запастись терпением, детскими фартучками и передниками. Но поверьте, в последствии вы избавите себя от колоссального объёма работы и облегчите малышу жизнь.

Что должен делать ребёнок на 11 месяце жизни в обязательном порядке?

Если у 11 месячного младенца отсутствуют определённые навыки, необходимо обратиться к специалисту для выяснения причины:

Физическое развитие

Масса тела ребёнка в 11 месяцев варьируется в пределах 8 — 10 килограммов. Всё зависит от исходной массы тела при рождении, пола и питания малыша. За текущий месяц ребёнок набирает около 350 — 400 граммов.

Рост ребёнка в 11 месяцев за одиннадцатый месяц увеличивается на 1 — 1.5 сантиметра.

У подавляющего большинства детей к этому времени появляются зубы. В среднем в 11 месяцев их уже четыре. Но всё индивидуально.

Если ещё нет ни одного зуба, не переживайте. Спросите у бабушек и дедушек, во сколько вылезли первые зубки у вас. Этот факт во многом определяет сроки прорезывания у вашего чада.

Питание и уход

Кушает ребёнок уже практически за общим столом. Разница заключается в том, что пища будет более измельчённая, исключены жареные, приправленные блюда и полуфабрикаты.

Смесь и остаются важной частью младенческого рациона. Малыш употребляет их перед сном, ночью, часто после пробуждения. Грудничок, скорее всего, к груди будет прикладываться чаще. Особенно это будет ему необходимо во время болезней и прорезывания зубов.

Даже если у младенца нет зубов, давайте крохе тефтельки, детские печеньки и приготовленные мелко порезанные овощи. Так ребёнок будет развивать навык жевания. Об отсутствии зубов не переживайте. Десны у малыша очень плотные и крепкие для того, чтобы справиться с нетвёрдыми кусочками пищи.

Ребёнку будет полезно и познавательно сидеть за общим столом и трапезничать в компании родных. Таким образом будет прививаться культура питания и правильные пищевые привычки.

Уход за ребёнком включает в себя ежедневные утренние и вечерние процедуры (умывание, чистка зубов), купание, стрижку ногтей и волос. После сна и еды высаживайте малыша на горшок.

Если кроха сопротивляется, выгибается дугой и отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Отложите это дело на месяц — другой.

Как развивать 11 месячного ребёнка

Для рисования лучше всего подойдут пальчиковые краски. Также крохе будет интересно рисовать на поверхности, припылённой мукой или манкой.

Начинать лепить лучше из мягкого воскового пластилина. Покажите ребёнку простейшие приёмы – как сделать жгутик, шарик, как можно «слепить» целую картину.

Возможно, некоторые занятия покажутся сложными. Но дети, как известно, не перестают развиваться ни на минуту. И то, что покажется неосуществимым сегодня, легко сделается завтра.

Очень часто малыш пытается выразить свои желания, осознанно произнося слоги, которые ассоциируются с тем или иным предметом. Ребенок понимает, когда речь взрослых связана с ним, отлично разбирается в том, когда его хвалят, а когда, наоборот, ругают. Очень важно начать относиться к одиннадцатимесячному ребенку уже как к взрослому, перестать «сюсюкать», постоянно говорить слишком мягким голосом, потому что психологи говорят, что это замедляет процесс развития.

На 11-м месяце жизни необходимо использовать развивающие игры, которые могут усовершенствовать только-только зарождающуюся речь ребенка, научить его самостоятельно ходить, не держась за опору, изъясняться жестами, слогами и словами, которые ему удастся освоить.

Игры, развивающие речь

Логопедами установлено, что мелкая моторика ребенка напрямую связана с речью. Если вы замечаете, что ребенок протягивает к вам ручку и теребит что-то пальчиками, вопросительно глядя на вас, то можете быть уверены, что он хочет что-то сказать, однако пока не решается или не может. В это время необходимо задействовать развивающие речевые игры.

Игры «Веселые зверюшки»

Это речевая игра для ребенка 11 месяцев заключается в том, что вы имитируете звуки, которые произносят животные. Для игры понадобятся яркие картинки птиц, животных и рыбок. Показывайте ребенку по очереди картинки, если в книжечке есть сопроводительный текст о животном, то прочитайте его, после чего произнесите звуки, которые животное произносит. «Гав-гав», «пи-пи», «ку-ку», «мяу-мяу», «ква-ква», «хрю-хрю», «га-га» и так далее. Скорее всего, что ребенок не сразу начнет повторять за вами, но и не стоит отчаиваться. Проводите такую игру регулярно, он со временем начнет узнавать картинки и будет сам называть их с помощью заученных звуков.


Игра «Разноцветная радуга»

В 11 месяцев ребенок уже может понимать, что видит различные цвета. Назвать их он еще не сумеет, но учить распознавать цвета вы его уже можете. Расстелите на полу большой теплый плед, посадите на него ребенка и сядьте рядом. Очень важно, чтобы ребенок был спокоен и мог сфокусировать свое внимание на том, что вы ему будете показывать. Возьмите разноцветные кубики, кольца или любые другие предметы, показывайте их и называйте цвета. Для того чтобы малыш понимал, в чем дело, возьмите одновременно 2 кубика разных цветов и скажите: «Этот кубик красный, а этот синий! Какой больше нравится?». Если ребенок потянет к одному из предметов руку, то дайте ему этот кубик, возьмите вместо него другой и продолжайте игру, говоря: «У тебя синий кубик, а у меня красный и желтый! Какой тебе больше нравится?». Продолжайте так до тех пор, пока малыш не устанет, или вы не покажете ему все цвета.

Игра «Прогулка по Цветному бульвару»


Это очень простая развивающая игра, которая тоже поможет ребенку освоить цвета. Возьмите ребенка за ручку или на руки и поведите (понесите) его по квартире. Указывайте на разные предметы и называйте их цвета. Берите эти предметы в руки, давайте их малышу и несколько раз повторяйте название цвета.

После такой прогулки вернитесь в комнату малыша и возьмите там его любимую игрушку. Лучше всего, если она будет очень насыщенного яркого цвета. Вновь отправляйтесь в прогулку по квартире и находите по пути предметы того же цвета. Когда найдете, говорите малышу: «Твоя игрушка зеленая и ваза на столе зеленая!» или «Твоя игрушка зеленая и плед на кресле зеленый!». Постоянно прикладывайте игрушку к предмету, проводите параллели, чтобы ребенок понимал, что именно вы имеете виду.


Игры, развивающие координацию движений

Развивающие игры для 11-месячнного ребенка, которые улучшают его координацию, зависят от уровня его развития.

Игра «Чух-чух-чух, я — игрушек лучший друг!»

На 11-м месяце жизни ребенок интересуется всем, что можно открыть и закрыть. Картонные коробки — это предметы, которые будут привлекать его пристальное внимание.

Для того чтобы играть в эту игру, понадобятся 2—3 картонные коробки, которые могут закрываться. Свяжите эти коробки между собой ленточкой и превратите все в небольшой поезд, коробки в котором будут имитировать вагончики. Сядьте с ребенком на пол, рассыпьте несколько маленьких игрушек, которые смогут по размеру войти в коробки. Откройте все «вагоны» и попросите малыша сложить, вместе с вами, в них груз. Малыш увидит, что вы делаете, и начнет повторять все ваши движения. Когда малыш поставит хотя бы одну игрушку в коробку, возьмите за ленточку и говорите «Чух-чух-чух, я — игрушек лучший друг!». Повторяйте это и очень медленно тяните «поезд», пока ребенок не заинтересуется и не возьмет ленточку в ручку и не начнет ее тянуть.


Игра «Щип-прищип!»

Задумываясь о том, во что поиграть с ребенком 11 месяцев, подумайте, что будет ему интересно. В этом возрасте малышу нравится абсолютно все, что в руках держит его мама, и прищепки тоже входят в число этих вещей. Возьмите небольшой квадрат плотного картона. Посадите ребенка, сядьте рядом и прицепите у него на глазах прищепки на картон. После этого медленно, плавными движениями снимите их и также медленно закрепите их вновь. После этого оставьте ребенка наедине с новой игрушкой и издали наблюдайте за его действиями. Малыш начнет снимать и вновь закреплять прищепки. Эта игра позволяет скоординировать движения рук и глаза малыша. Он будет внимательно следить за тем, как прищепка реагирует на его движения, и продолжать пытаться снять либо закрепить ее. Обязательно похвалите ребенка, если у него получается. В другом случае покажите ему все движения вновь. Пусть малыш координирует свои движения и развивает моторику пальцев рук.


Игра «Прощай, соска!»

Очень важно знать, как поиграть с ребенком 11 месяцев, чтобы помочь ему избавиться от соски. В 11—12 месяцев, согласно мнению логопедов, пора избавиться от пустышки, которая в дальнейшем станет вредной и абсолютно бесполезной привычкой. Для того чтобы подготовить ребенка к расставанию с его любимейшим предметом, каждый день берите в руку соску и делайте вид, что даете ее пососать какой-либо мягкой игрушке. При этом приговаривайте «Мишка (если это медведь) тоже хочет пустышку, он очень маленький, меньше чем ты — (имя ребенка)!». Делая так каждый день на протяжении недели, вы дадите малышу понять, что пустышка нужна еще кому-то. После этого заберите соску — один раз и навсегда, сказав, что отдали ее мишке.

11 месяцев — возраст, когда родители должны приложить максимальные усилия для того, чтобы развить в ребенке много новых важных навыков, а описанные нами игры только помогут им в этом.

Первый год жизни приближается к концу. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается новыми показателями в физическом развитии, появлением эмоциональных и личностных черт. В одиннадцать месяцев ребенок может обрадовать вас первым словом или первым шажком. При этом он продолжает эмоционально развиваться и закреплять освоенное.

Что нового в физическом развитии?

За этот месяц малыш может прибавить от 300 до 400 г и вырасти на 1 – 1.5 см. В 11 месяцев ребенок имеет вес 8.5 – 10.5 кг (±1 кг), рост 72 – 76 см (± 3 см).


Что умеет ребенок в 11 месяцев:

  1. Ребенок в 11 месяцев может стоять уверенно, держась за опору или за вашу руку. Может ходить, держась за игрушку–каталку или за стену. Некоторые дети могут стоять самостоятельно или даже сделать несколько шажков, держа в руке игрушку для равновесия.
  2. Малыш еще с трудом, но уже садится из положения стоя.
  3. Ребенок в 11 месяцев уверенно ползает на четвереньках, продолжительное время уверенно сидит.
  4. При хватании предмета, ручка раскрывается в соответствии с его размером.
  5. Умеет показывать пальчиком на интересующий предмет.
  6. В одиннадцать месяцев ребенок может держать ложку в ручке и подцепить ею еду. Держит чашку двумя руками.
  7. Малыш полностью освоил хватание двумя пальчиками, может поднять очень мелкие предметы. Пытается один кубик поставить на другой.
  8. У большинства детей в одиннадцать месяцев имеется 4 зуба: нижние и верхние центральные резцы. Могут начать расти первая пара коренных зубов снизу и сверху. Но у некоторых детей может не быть еще зубов – это не страшно, не переживайте и подождите до года. Если в 1 годик их не будет – посоветуйтесь с детским врачом.

Что нового в психическом развитии:

  1. Малыш произносит первые простые слова, в которые вкладывает обобщенный смысл, например, называет всю еду: «ам-ам», под этим же словом подразумевает желание покушать. Ребенок в 11 месяцев знает несколько слов, повторяет новые за родителями.
  2. Малыш стал понимать, что мамой можно манипулировать. Например, сообразив, что на плач она приходит быстрее и становится добрее, ребенок может начать хныкать специально. При этом вы заметите некую хитринку в глазах, при полном отсутствии слез.
  3. Ребенок в 11 месяцев понимает уже многое из разговора родителей. Он отзывается на просьбы: дай, возьми, покажи, брось, кушай. Может качать головой как «нет», так и «да».
  4. Малыш настойчиво способен добиваться своей цели, несколько раз повторяет, если желаемое не получается. Сделав что-то, ждет одобрения и похвалы.
  5. Когда вы играете вместе с крохой, он старается обрадовать вас своим поведением или даже насмешить. Теперь ребенок понимает, что «прятки», «коза рогатая» — это игры.
  6. Малыш стал сообразительным: он может одним предметом спихнуть другой со стула, перевернуть коробку с игрушками, чтобы достать все сразу.
  7. У детей в одиннадцать месяцев появляются признаки простейшей сюжетной игры: качает куклу, кормит мишку.

Тест на развитие детей в 11 месяцев

  • Малыш в 11 месяцев должен уметь хорошо сидеть, стоять у опоры, ползать на четвереньках.
  • Покажите ребенку коробочку с игрушкой, несколько раз откройте ее. Затем спрячьте игрушку. Малыш должен заметить исчезновение предмета и выразить удивление.
  • Ребенок должен уметь пользоваться некоторыми предметами по назначению: , есть ложкой, подносить расческу к голове, повторяя движения взрослых.
  • Покажите малышу, как строить из кубиков башню. Ребенок должен уметь поставить хотя бы 2 – 3 кубика друг на друга. Пирамидки пока сложны для малыша, а вот надевать большие колечки на палочку он уже может.
  • Кроха уже умеет различать предметы по общим признакам, например, попросите показать ему машинки или кукол, среди нескольких игрушек. Ребенок должен пальчиком показать на них.

Развитие ребенка по месяцам — 11 месяцев видео

Как кормить детей в 11 месяцев?

Время прикормов прошло, и ребенок может присоединиться к общему столу при определенных условиях приготовления пищи: она должна быть сварена или потушена, содержать минимум соли, сахара и приправ. Мама теперь может не готовить отдельно для малыша, а всего лишь измельчать для него приготовленную для всех пищу. В сутки ребенок в 11 месяцев съедает примерно 1 – 1.2 л пищи – это без учета жидкости. Питание остается пятиразовым, так будет примерно до 2-х лет. Все основные продукты уже введены, но нужно быть осторожными с аллергенными: апельсины, манго, помидоры. Нельзя пока давать грибы, шоколад, мед, орехи, чай, кофе и коровье молоко.

Если кроха пока на грудном вскармливании, то получает грудь утром и вечером перед сном, а также ночью по требованию. Некоторые мамы, готовясь в 1 год, к 11 месяцам доводят до минимума количество кормлений: один раз в сутки перед сном. Но если вы планируете кормить еще долго, то продолжайте давать малышу грудь, когда он захочет.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Режим – сон и бодрствование

Малыш стал спокойней спать по ночам, даже если вы продолжаете кормить грудью. Теперь он может попросить ночью молока до 2-х раз, и это действительно подарок для мамы, которой приходилось просыпаться до 5 раз за ночь. Многие дети могут проспать до 10 – 11 часов ночью. Днем так же присутствует два сна по 1.5 – 2 часа. Режим у каждого ребенка индивидуален: дети, которые любят поспать подольше, соответственно позже ложатся спать и днем, и наоборот. Маме следует подстраиваться под биоритмы крохи, так как малейшие изменения в режиме могут лишить малыша аппетита или негативно сказаться на психике. Нужно приучать кроху к распорядку дня.

Как помочь малышу развиваться

  • Продолжайте по возможности брать малыша на руки. Несмотря на то, что карапуз скоро пойдет и прекрасно ползает, он все равно нуждается в психологической близости с матерью.
  • Всячески поддерживайте развитие речи. Если ребенок произнес какое-то непонятное слово, попытайтесь понять, что это и вместе с ним отыскать этот предмет. Играйте в речевые игры:
    • Соберите в мешочек разные игрушки и называйте их, когда достаете оттуда перед ребенком. Хорошо, если игрушки близки друг к другу тематически, например: машинка и колесико, кукла и кроватка. В мешочек можно положить любые домашние предметы: ложку, нитки, книгу, то есть все то, с чем малыш соприкасается ежедневно.
    • Показывайте тематические карточки Домана.
    • Лучше всего дети запоминают слова, когда они что-то делают, поэтому наилучшим способом обучения остается игра. Комментируйте все действия во время игры, делайте упор на существительные – именно они являются первыми словами.
    • Разыгрывайте сценки из жизни с речевыми конструкциями, например: «на, возьми», «дай, пожалуйста» — протягиваете или даете предмет, «пока-пока» — помашите рукой, «здравствуй!» — пожимаете руку. Сценки нужно проводить неторопливо, несколько растягивая слова.
    • Обращать внимание малыша на процесс приготовления пищи. Рассказывайте, что и из чего вы готовите, как вы это делаете: чистите, моете, кладете, варите, горячее, холодное, вкусное, горькое, сладкое.
    • Часто малыши, которые плохо говорят, еще и плохо едят. Связано это со слабостью челюстного аппарата. Давайте ребенку погрызть сухарик, морковку.
    • Читайте вместе книжки с картинками.

Развитие речи взаимосвязано с мелкой моторикой, поэтом продолжайте с ребенком занятия, развивающие активность пальчиков:


  • Насыпьте овсяных хлопьев в одну небольшую чашку и покажите малышу, как пересыпать их в другую емкость. То же самое можно делать с водой во время купания. Упражнения хорошо развивает мышцы рук и обучает синхронности в движениях.
  • Во время водных процедур можно предложить ребенку ловить ковшиком разные маленькие предметы. Для реалистичности купите пластмассовых рыбок и поиграйте в рыболова. Игра хорошо разовьет зрительную и моторную координацию.
  • На поднос ровным слоем насыпьте мелкую крупу или муку. Возьмите палец ребенка в свою руку и порисуйте. Затем позвольте малышу самостоятельно нарисовать что-нибудь.
  • Возьмите кольцо, в которое пройдет ваша рука. Наденьте сначала себе на руку, потом – ребенку. Потом предложите малышу надеть вам или себе на руку кольцо, при этом первые разы помогайте ему, ведите его руку в колечко. Навык попадания рукой в кольцо приобретается со 2 – 3 занятия.
  • Проводите с ребенком занятия лепкой и рисованием. Не покупайте малышу толстые фломастеры и карандаши, лучше выберете маленькие и тонкие, с минимальным количеством цветов в комплекте.

Для лепки пока будет достаточно 1 – 2 кусочков пластилина. Сделайте из него колбаску, затем вместе с крохой порежьте ее на равные части и слепите небольшие горошины. Покажите ребенку, как прикреплять их к доске или картонному листу.

Часто бывает, что дети, которые научились хорошо ползать, позже начинают ходить. Происходит это потому, что ребенок находит наиболее легкий и быстрый способ передвижения и не старается принять вертикальное положение. На самом деле это не плохо. Ученые выявили, что такие малыши лучше и раньше начинают говорить, у них хорошая осанка. Так что не переживайте за прямохождение, никуда оно от вас не денется, а вот через важную стадию ползания, к сожалению, проходят не все дети. Не заставляйте малыша насильно ходить, лишь по той причине, что кое-кто из его ровесников во дворе уже сделал первые шаги. Одиннадцать месяцев – не срок для этого. Продолжайте делать гимнастику и массаж, и все придет своим чередом.

В конце одиннадцатого месяца можете начинать готовиться с знаменательному событию. Ровно через месяц вашему малышу будет 1 год: первое день рождения, первый тортик, первые друзья. Подумайте, как сделать этот день незабываемым для вас, интересным и не утомительным для крохи.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Для большинства крох последние месяцы первого года жизни отмечены двумя важными событиями: первыми словами и первыми самостоятельными шагами. Кроме этого, развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется новыми психологическими и физиологическими показателями. Малыши также активно выражают собственные чувства и эмоции, а также могут проявлять в определенных ситуациях будущий темперамент.

Уровень двигательной активности у детей в данном возрасте индивидуальный. Некоторые малыши в 11 месяцев еще продолжают активно ползать, а другие – совершают первые уверенные шаги. В процессе передвижения дети исследуют окружающее их пространство. Кроха может рассматривать интересующий его предмет в различных ракурсах, а также осуществлять с ним всевозможные манипуляции, чтобы определить его основные свойства: бросать на пол, стучать, кусать, лизать и т.д. Он достает интересную для него игрушку, используя разные движения.

Пальчики малышей в 11 месяцев становятся более ловкими и послушными. Ребенок с помощью большого и указательного пальца замечательно собирает небольшие детали, а также с большим удовольствием рвет листы бумаги на маленькие кусочки. Также малыш пытается самостоятельно строить башню из двух кубиков, которую сразу же разрушает.

В 11 месяцев у ребенка происходит полное понимание смысловой нагрузки слов. Малыш выполняет простые просьбы взрослых и реагирует на свое имя. Ребенок также осваивает значение жестов и повторяет их по необходимости. Например, «дай-дай», «ну-ну-ну», «пока-пока» и т.д. В данном возрасте дети отлично реагируют на интонацию произнесенных слов. Они четко распознают слова похвалы и критику в собственный адрес. Дети в 11 месяцев понимают значение предлогов: из, в, за. Малыши активно подражают всем действиям взрослых и любят подвижные и шумные игры.

Важно в данном возрасте организовывать с ребенком совместные игры, в которых обыгрывается какой-то простой сюжет: покормить вместе любимого мишку или уложить его спать . Всю последовательность действий родители должны обязательно комментировать и объяснять малышу.

У одиннадцатимесячного крохи активный словарный запас еще невелик, но значение многих фраз он отлично понимает. Побуждайте малыша выражать собственные желания не с помощью жестов или крика, а словами. Постоянно общайтесь с крохой, читайте с ним короткие стишки и первые сказки. Таким образом, вы не только расширите его словарный запас, но установите с малышом прочную эмоциональную связь, помогающую ему активно развиваться.

Чтобы ребенок был веселым и подвижным в течение дня, необходимо соблюдать правильный режим дня. Педиатры рекомендуют сохранить в этом возрасте два дневных сна, и пять кормлений. В зависимости от темперамента и индивидуальных особенностей малыша данные цифры могут изменяться. Например, если малыш вечером засыпает рано и спит до утра спокойно, то от ночного кормления можно отказаться.

Масса тела одиннадцатимесячного малыша уже колеблется в приделах 9,6-10,2 кг, а показатель роста составляет 72-75 см. Следует отметить, что физическое развитие ребенка зависит от его индивидуальных особенностей, половой принадлежности, активности и сбалансированности рациона питания. В данном возрасте также формируется молочный прикус, позволяющий малышу расширить диапазон его вкусовых ощущений.

Что умеет ребенок к концу 11 месяца жизни

Заботливые родители часто задают вопрос: что умеет ребенок к концу 11 месяца жизни и правильно ли развивается их малыш. Существуют стандартные показатели физического, интеллектуального, эмоционального развития одиннадцатимесячного малыша. Но не стоит переживать, если ваш малыш еще не умеет выполнять какие-то действия. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально!

Основные показатели физического развития ребенка к концу 11 месяца:

  • умеет активно передвигаться на четвереньках;
  • пытается идти самостоятельно в определенном направлении;
  • умеет ходить боком, удерживая равновесие с помощью мебели, манежа или других подручных средств;
  • идет к взрослым вперед, когда ему подают обе руки;
  • хорошо сидит;
  • постепенно привыкает к результативному высаживанию на горшок;
  • может пережевывать твердую пищу;
  • пытается самостоятельно манипулировать ложкой, в процессе приема пищи.

Одиннадцатимесячный малыш отличается высокой познавательной активностью. Кроха может с легкостью выполнять следующие действия:

  • осуществляет различные манипуляции с предметами (бросает мяч, складывает пирамидки, катит коляску);
  • любит складывать игрушки в емкости и коробки;
  • умышленно сбрасывает игрушки;
  • указывает рукой на предметы, которые ему интересны;
  • проявляет заинтересованность к окружающим его людям, явлениям и предметам;
  • подражает действиям мамы;
  • открывает ладошку в соответствии с предметом, который желает взять;
  • с удовольствием имитирует голоса животных: гав-гав, хрю-хрю и т.д.

В данном возрасте у малыша активно развиваются речевые центры, и обогащается словарный запас.

Ребенок с удовольствием выполняет следующие действия:

  • произносит 5-10 осмысленных слов;
  • может общаться в виде лепета-монолога, который похож на небольшие предложения;
  • Читайте также

  • четко понимает значение слов «нет» и «нельзя»;
  • реагирует активно голосом на звучание мелодий;
  • по просьбе родителей приносит игрушки и предметы;
  • подражает различным звукам.
  • Кроха в одиннадцатимесячном возрасте требует внимания взрослых и любит с ними играть. В процессе игровой деятельности малыш активнее развивается, познавая новую информацию для него.

    Если родители предлагают ребенку освоить основы изобразительного искусства, то он в 11 месяцев сможет:

    • воспринимать основные цвета;
    • с интересом рисовать пальчиками на бумаге, создавая первые шедевры изобразительного искусства;
    • быстрее научится определять форму, фактуру и цвет предметов.

    Малыши также любят прослушивать веселые музыкальные композиции, реагируя на них танцевальными движениями, совместным пением или мимикой.

    В возрасте 11 месяцев ребенок предпочитает слушать короткие веселые стишки и сказки. Он охотно рассматривает иллюстрации к ним и может показывать по просьбе взрослого основных героев. Малышам нравится, когда взрослые читают сказку с различной интонацией и сопровождают ее театрализованными действиями.

    Развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка

    Для развития у малыша основных понятий: форма, цвет и размер, понадобятся различные пирамидки, рамки и вкладыши Монтессори, кубики разных размеров, коробочки с отверстиями. Занятия с данным дидактическим материалом развивают у малыша мелкую моторику рук и формируют понятия маленький-большой, один-много. Кроха учится группировать предметы по заданному цвету или размеру, а также приобретает навыки составления пирамидок по предложенному образцу. Необходимый материал можно приобрести в магазинах детских товаров, а также сделать собственными руками. Например, яркий ящик с различными отверстиями, в который малыш будет опускать различные предметы, отличающиеся формой и размерами. Особое удовольствие крохе доставляет процесс опрокидывания чудо-ящика и самостоятельное извлечение из него различных предметов.

    Первая стройка.

    Для данной игры можно приготовить пустые стаканчики из пластикового материала или склеить из картонных пакетов яркие кубики. Предложите малышу поиграть в «стройку». Хвалите кроху, когда ему удается положить один кубик на другой. Данная игра развивает мелкую моторику, координацию движений и умения концентрировать внимание.

    Определяем свойства предметов.

    Данная развивающая игра формирует речь малыша и развивает его сенсорику. Для игры подготовьте предметы, отличающиеся фактурой, цветом и размерами. Например, твердый кубик и мягкий слон. Положите руку крохи на твердый кубик и с твердой интонацией произнесите: «Это твердый кубик». Далее повторите еще несколько раз свойство данного предмета и переходите к мягкой игрушке. Слово мягкий слон также произнесите с мягкой интонацией. Таким образом, малыш научиться отличать мягкие и твердые предметы между собой.

    Где же он?

    Для игры возьмите любимую игрушку малыша, например, мяч и спрячьте ее. За вашими действиями должен наблюдать малыш. А потом продекламируйте ему:

    Где наш мячик?

    Где же он?

    Поскорей его найдем!

    Подойдите с малышом к месту, где спрятан мяч и вытащите его вместе со славами: «Ура, мы нашли наш мяч!»

    Далее спрячьте другие игрушки, при этом изменяя слово «мяч» на название других предметов. Когда малыш освоит последовательность действий в данной игре, он сможет самостоятельно искать различные предметы. Данная игра поможет ребенку развивать память и ориентацию в пространстве.

    Игра Рукавичка.

    За основу игры можно взять известную одноименную сказку и приготовить игрушки, которые встречаются в сюжете данного произведения: мышку, лягушку, зайца, лису, медведя. Далее переложите игрушки в платяной мешок, который будет служить образом рукавички, и спросите: «Кто в рукавичке живет? Покажитесь нам!». Достаньте с мешка зайчика и вместе с малышом проговорите, как называется это животное, какой у него голос и что он умеет делать. Так поочередно необходимо обыграть все игрушки, находящиеся в мешочке.

    Игра «Рукавичка» прививает ребенку навыки общения, развивает речь, память и внимание.

    Игра Свободный художник.

    Для данной игры нужно приготовить большой лист ватмана или кусок старых обоев. Расстелите бумагу на пол или прикрепите скотчем к вертикальной поверхности на уровне ребенка. Возьмите безопасные краски различных цветов и кисточки. Нарисуйте малышу на бумаге разноцветные линии, овалы, круги и другие формы. Главная задача – заинтересовать малыша собственными действиями. Если малыш проявит желание создать собственный шедевр, то помогите ему с помощью пальчиков или ладошек нарисовать первый рисунок.

    Эта игра отлично развивает творческие способности, мелкую моторику рук, учит концентрировать внимание на предмете.

    Игра Дай игрушку.

    Приготовьте две игрушки и разместите их на двух стульях. Например, машину и медведя. Попросите малыша показать, где находится медведь, как он разговаривает. После этого скажите малышу: «Дай мне медведя!». Когда кроха принесет игрушку, то обязательно похвалите его за это.

    Родители могут с малышом в 11 месяцев играть в различные игры. При этом сюжет игры предоставляется педагогами-методистами или продумывается самостоятельно родителями. Важно, чтобы в процессе занятий малыш себя прекрасно чувствовал и был готов к новым открытиям!

Практические советы

Поездка в автомобиле: Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.

Возьмите ребенка в магазин за покупками: Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.

Новые друзья: Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.

Поход в ресторан: Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.

Игры с другими детьми: Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу: Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.

Дочки-матери: Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.

Юмор: Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?

За окном: Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.

Новые открытия

Чувство ритма: Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.

Через тоннель: Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.

Наденьте куклу на руку: Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.

Игрушка с ленточкой: Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.

Заводная игрушка: Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.

Развитие координации

"Гимнастическое бревно": Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.

Клейкая бумага: Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.

Помогите малышу спуститься с лестницы: Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)

Стул вместо ходунков: Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.

Пусть малыш покатает коляску: Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)

Босиком по полу: Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.

Принятие решений

Печенье в коробочке: Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.

Игра в мяч: Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.

Заверните игрушки: Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.

Холодные предметы: Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.

Сшейте для ребенка сумку: Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.

Как обуть туфли: Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.

Домашние животные: Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.

Сидящие игрушки: Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления

Сыпучие продукты: Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды. Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.

Рисунок из муки: Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.

Крекеры: Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.

Самообслуживание: Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.

Чашка и ложка: Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания

Утиный суп: Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.

Чистая ванночка: Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.

Зачерпни и вылови: Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.

Зубная щетка: Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.

Переодевание

Игра с наклейками: Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.

Одежда для мишки: Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.

Клейкая лента: Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха

Картинки, которые умеют пищать: Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)

Одежка на молнии: Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.

Игра с перчатками: Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.

Песня в автомобиле: Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"