Ролевые игры на родительском собрании. Нестандартное родительское собрание «Сплочение родительского коллектива» в форме тренинга

СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области

«Детский сад №14»

Старший воспитатель

Тема: «Дети и родители»

Цель : способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

    обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;

    обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга и интерактивных форм работы.

Участники: воспитатель, педагог – психолог, родители.

Подготовительная работа:

    Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание:

1. Выбрать из определенного набора игрушек одну, которая больше нравится; (воспитатель фотографирует ребенка с этой игрушкой).

2.Провести анкетирование детей (те же вопросы будут заданы родителям на собрании).

3. Предварительно дети выбирают из трех предложенных фигур (круг, треугольник, квадрат) одну, а затем раскрашивают ее.

    Подготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.

    Подготовить анкеты, тесты.

    Сделать мультимедийное сопровождение собрания.

    Изготовить буклет - конспект собрания, который вручить в конце каждому родителю.

План:

1. Вступительное слово.

5. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"

8. Мини-лекция "Живая сила воды. Живая сила слова"

11. Тест №3 «Моя любимая игрушка».

12. Подведение итогов собрания.

13. Анкетирование «Ваше мнение».

Ход собрания

Воспитание может сделать многое,
но не безгранично.
С помощью прививок можно заставить
дикую яблоню давать содовые яблоки,
но никакое искусство садовника
не сможет заставить её приносить жёлуди.
В.Г.Белинский

1. Вступительное слово.

Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.

Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.

2. Игра "Здравствуйте, давайте познакомимся"

Цель: Дать возможность участникам переключиться на ситуацию "Здесь и теперь", сплочение группы. Актуализировать потребность ребенка в ежедневном общении с родителями.

3. Упражнение "Узнай своего ребенка"

Цель: Осознание родителями актуальных потребностей своего ребенка.

Психолог дает общую интерпретацию выбора в работах детей :

треугольник - потребность в лидерстве, управлении,

круг - потребность в общении,

квадрат - потребность в познании;

желтый - потребность в общении;

красный - потребность в двигательной активности;

синий и белый - потребность в спокойствии и уединении;

зеленый - потребность в самовыражении и самоутверждении;

черный и коричневый - потребность в свободе и самостоятельности (тревога, негативизм, неуверенность).

4. Тренинг-размышление родителей на тему: "Что надо знать о своем ребенке?"

Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Мнения родителей, работа в подгруппах)

Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему.

    Знать, чем он живет, кого и за что любит.

    Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.

    С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.

Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:

    состояние его здоровья,

    темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),

    эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),

    замкнутость (повадки интроверта),

    общительность,

    направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

5. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?" (сделать памятку и раздать)

* Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: воспитатели, а в будущем и учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода. (памятка прилагается)

* Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!".

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами.

Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности - вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

6. Педагогический практикум «Мой ребенок»

Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Я предлагаю вам сочинение из педагогической литературы.

Сочинение "Мой ребенок".

"Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я Уже решила, что я неполноценная женщина,.. когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу... но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума".

Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию. Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды. Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки. Что вы почувствовали в той и другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины? Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях? Что вы об этом думаете?

7. Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а что радует?"

Цель: Определение тем для просвещения родителей и воспитателей. Повышение значимости узких специалистов (психолога, логопеда, невропатолога) в решение тех или иных проблем.

Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы той же женщины):

Таблица на экране.

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотела видеть моего ребенка

Красивый

Неразвитый

Развитым

Несообразительный

Сообразительным

Ленивый

Трудолюбивым

Злой

Добрым

Драчливый

Послушным

Плохо себя ведет

Хорошим учеником

Плохо учится

Правдивым

Лживый

Общительным

Конфликтный

Честным

Нечестный

8. "Живая сила воды. Живая сила слова"

Цель: Просвещение родителей по проблеме влияния социума на развитие ребенка.

Опыт 1: опыты проводились над водой. Вода забиралась и замораживалась из трех мест: из святого источника; вода стояла в месте, где постоянно ругались; вода, которая стояла перед экраном телевизора во время передач с демонстрацией ситуаций жестокости и трагедий. Кристаллы воды из святого источника были в форме симметричной красивой звезды. Кристаллы воды из места, где постоянно ругались и выясняли отношения, были уже в форме ассиметричной и негармоничной фигуры, похожей на что-то неприятное. Кристаллы воды стоявшей перед телевизором были не просто безобразны, а ужасны и напоминали персонажей из фильма ужасов.

Опыт 2: вода была набрана из одного источника (из-под крана) в три стакана. Один стакан воды отставили и не разговаривали с ним, другой постоянно ругали, третьему говорили только хорошее. Через некоторое время вода, на которую не обращали внимание, она зацвела, которую ругали она, затухла, а та которой говорили только хорошее по своему составу и ее кристалл были похожи на воду, взятую из святого источника.

Вывод: Исследования показали, что все недуги и проблемы от дурных слов и образов.

Задумайтесь, если плохое слово влияет даже на воду, как оно может повлиять на ребенка? Какой он будет расти, если будет слушать в свой адрес только критику, ругань и негатив?

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама признала, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на своего ребенка такими глазами.

9. Тест №1 "Какой вы родитель".

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

Фразы.

Баллы

Сколько раз тебе повторять.

Не знаю, чтобы я без тебя делала.

И в кого ты только уродился!

Какие у тебя замечательные друзья.

Ну, на кого ты похож!

Я в твоё время!

Ну что за друзья у тебя!

О чем ты только думаешь!

Какая ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети как дети, а ты!

Какой ты у меня сообразительный!

Посоветуй мне пожалуйста.

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов . Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка.

Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?

Я вам предлагаю ответы ваших детей. Как они сами оценили свои недостатки и достоинства, и какие фразы вы чаще всего им говорите. Изучите мнение ребенка.

(Пока родители читают, звучит тихая музыка.)

Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете почему?

(Идет обсуждение.)

Я тысячу раз говорила тебе:

Сколько раз надо повторять:

Я в твоё время:

О чем ты только думаешь:

Неужели трудно запомнить:

Ты становишься:

У всех дети как дети, а ты:

Отстань, некогда мне:

Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет:

И употреблять чаще:

Ты у меня самый умный:

Как хорошо, что у меня есть ты:

Ты у меня молодец:

Я тебя очень люблю:

Спасибо тебе:

Без тебя я бы не справилась:

Ты моя опора и помощник (ца)!

Помните, что дети учатся жить у жизни. (Слова на экране)

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.

Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

10. Тест №2 "Хорошо ли я знаю своего ребенка".

Самое любимое занятие Вашего ребенка

Как Вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?

Что больше всего любит кушать Ваш ребенок?

Какая любимая сказка Вашего ребенка?

Напишите имя лучшего друга или подруги Вашего ребенка

Предварительно ответы на эти вопросы дают дети, а затем на собрании отвечают родители. И ответы сравниваются самими родителями.

12. Тест №3 «Моя любимая игрушка».

Дети выбирают игрушку из предложенного им набора игрушек (книга, кубики, мозаика, машина, кукла и т.д.) и воспитатель фотографирует ребенка с этой игрушкой. На собрании родители из того же набора должны выбрать игрушку, которую, по их мнению, выбрал их ребенок. Сравнивают свой выбор с фотографией.

13. Подведение итогов собрания.

Подводя итоги собрания, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример тому.

Себастьян Брант.

Предлагаются в подарок буклеты с основными выдержками, советами из собрания.

Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским, капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители считают, что ребенку, не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении вопросов.

Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы?

Что полезного вы узнали на собрании?

В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки и буклет с советами и рекомендациями.

(Раздаются буклеты всем родителям)

Обратная связь.

Уважаемые родители! Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, я прошу вас ответить на вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут мне лучше увидеть положительные моменты и отрицательные стороны проведения родительских собраний. Мне очень хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.

АНКЕТА-ОТЗЫВ

    Ваши впечатления от родительского собрания ____________________________________

    Что Вам больше всего понравилось? _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? _________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Собрание, посвященное какой теме, Вы хотели бы посетить в следующий раз?_________________________________________________________________________

Благодарю Вас за помощь!

Цель : Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.

Задачи:

  • Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
  • Вывести формулу успешности выполнения роли родителей.
  • Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви

Материалы: мяч, цветная бумага (для рисования ладошек), ручки, клей, ватман для наклеивания ладошек, листочки для рисования солнца, 1 ватман с нарисованным солнцем, маркеры).

Добрый день. Тема нашего собрания «Семенное воспитание». «Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением, часто совершая ошибки из-за незнания особенностей психологического развития данного возраста».

“Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание - это терпение. Понимать, принимать, терпеть.
(надпись на доске)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Семья представляет собой сложную систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос “Любите ли вы своего ребенка?” А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви.

Прежде чем мы начнем работу, мне бы хотелось с вами познакомиться. Я предлагаю вам написать свое имя отчество на карточках и прикрепить их.

Спасибо. А сейчас теснее встаньте в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладошкам. Хорошо. А теперь в другую сторону. Спасибо. Давайте сядем. Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение. Родители высказываются по кругу.

Работать мы будем эффективно, для этого нам необходимо обсудить правила работы. Мы предлагаем такие:

  1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
  2. У нас нет зрителей, работают все.
  3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.
  4. Доверьтесь нам как друзьям, поверьте нам как специалистам, так как, готовясь к собранию, мы перелистали большое количество педагогической литературы, искали информацию с поправкой на сегодня.

Принимаем правила? Давайте работать.

Упражнение "Я желаю Вам добра"

Цель: передача позитивных чувств друг другу с помощью тактильного контакта.

Члены группы становятся в круг, берутся за руки и по инструкции психолога передают друг другу с помощью тактильного контакта свои положительные чувства; результат проверяется с помощью опроса.

Игра "Войди в круг"

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

Вопросы для анализа:

  • Что вы испытывали, выполняя это задание?
  • Легко ли было войти в круг?

Упражнение "В детстве я мечтала……"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»

Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Игра "Какой он – мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:

Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

Упражнение – сценка. НАСТОЯЩАЯ СЕМЬЯ

Разыгрывают 2 педагога

Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.

Сын: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.

Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.

Сын: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.

Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упреков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.

Сын: Не всем можно делиться с родителями.

Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всем и ничего не бояться.

Сын: А у нас настоящая семья?

Итог:

Упражнение “В лучах родительского солнца”.

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.

На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»

Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик

У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:

  • “Из сегодняшнего разговора я поняла…
  • Мне не понравилось…
  • Хотелось бы продолжить разговор на тему…

Большое спасибо за работу.

Родительское собрание - тренинг

Тема: "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми".

Цель:

Научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений с ребенком

Выявить условия, необходимые для воспитания у ребенка дисциплины;

Форма проведения: семинар-тренинг.

Ход собрания.

1.Введение

Психолог: Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, чтобы дети были «удобными», во всем слушались взрослых. И недоумевает взрослое поколение, почему сейчас дети стали такими непослушными и задаются вопросом, как найти путь к бесконфликтной дисциплине.

(Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу)

1.Упражнение-приветствие

Психолог: «Я рад вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).

Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой- как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.

Теоретическая часть.

Психолог: Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

(вывешиваются поочередно на доске)

1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

2. Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

4. Дайте свободу.

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

5. Никаких нотаций

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

6. Уступает тот, кто умнее.

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

7. Не надо обижать.

Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:

    Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).

    Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)

    Ограничение должно быть выполнимым.

Практическая часть.

Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).

Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».

1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»

(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)

2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»

(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)

3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»

(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)

4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»

(Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)

После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:

    любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;

    дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.

    высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также
    формируют у него и чувство ответственности.

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Ситуация 1. Проходит вечер в школе. Классный руководитель замечает, что один из мальчиков пьян. Она отправляет его домой, предварительно позвонив родителям и предупредив их.

Классный руководитель. Здравствуйте, это вас беспокоит ваш классный руководитель Тамара Михайловна.

Мама. Да, здравствуйте, а что случилось? Он что-то натворил?

Классный руководитель. Вы знаете, у нас сегодня был вечер в школе и я заметила, что ваш сын находиться в нетрезвом состоянии. Я отправила его домой, он еще не пришел?

Мама. Нет, не появлялся еще негодник!!!

Классный руководитель. Вы мне позвоните как он придет. До свидания!

В это время приходит сын, украдкой пытается пройти в свою комнату, мама с криком “Пришел, пьяница!” – накидывается на ребенка.

Психолог: Как следовало поступить родителю и классному руководителю в данной ситуации? Что вы можете посоветовать?

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем их наказывают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может к примеру беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и “плевать” на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

Ситуация 2. Мама с папой в торжественной обстановке поздравляют сына с днем рождения. Сын с плеером в ушах, сидит на стуле, изображая “крутого”.

Мама. Милый, любимый наш сыночек, поздравляем тебя с днем рождения! Мы приготовили подарок, о котором ты давно мечтал, хоть он не такой крутой и дорогой как тебе хотелось бы.

Папа: Ну ты должен понимать, что у нас пока нет средств, мы строимся, платим за обучение твоей сестры. Так что прими от всего сердца.

Мальчик берет этот телефон, критично рассматривает его и с криком “Да не нужна мне такая дешевка, я, что вам лох”, выбрасывает коробку и растаптывает на глазах у родителей.

Психолог, как вы оцениваете эту ситуацию. Кто виноват, подросток или родители? Может что-то было упущено в воспитании ребенка?

Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, совместно проведенный досуг, ласка, должны быть намного важнее содержимого вашего кошелька.

Ситуация 3. В субботу ребенок приходит со школы домой. Родители занимаются своими делами: мама стирает, папа читает газету.

Сын. Мам, я сегодня четверку получил.

Мама. Обед на плите, поешь.

Сын (идет к отцу). Пап, завтра в школе конференция пап, ты придешь?

Отец. Скажи маме…

Ребенок уходит к себе и созванивается с друзьями “Здорово Димон, давай сходим куда-нибудь?.. Хорошо, через пол часа, встречаемся на нашем месте. Позвони остальным”.

Сын. Я ухожу на тренировку в школу.

Мама. Долго не ходи.

Психолог, что явилось причиной таких взаимоотношений в данной семье, типичной для многих в наше время?

Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ним. Ребенку это необходимо.

Психолог: Каковы же причины отклонения в поведении детей?

(наглядно вывешивается поочередно на доске)

1.Борьба за внимание.

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

2. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

3. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (бабушка опекун), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.

Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи! Как горько приходиться осознавать, что в последнее время в нашем современном обществе всё чаще возникают суицидальные проявления со смертельным исходом.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Упражнение «Эмоциональное восприятие».

Психолог: Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы, и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:

    принятие

    внимание

    признание (уважение)

    одобрение

    теплые чувства.

    понимание

  1. поддержка

Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.

Заключение – Чтение стихотворения «Родителям…»

Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник -
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать -
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить,

И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму,
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

Психолог: Притча «Встреча двух мудрецов»

Итак, находясь перед необходимостью серьезного жизненного выбора, можно осмыслить следующее:

В пользу прошлого или в пользу будущего мой выбор?

Какова цена моего выбора (чем я готов пожертвовать ради его реализации)?

Мой выбор продиктован максимализмом или минимализмом?

Готов ли я принять всю ответственность за последствия выбора на себя?

Сделав выбор, закрываю ли я все остальные альтернативы? Делаю ли я выбор целиком, или же только наполовину?

И, наконец, остается вопрос смысла: «Зачем я это выбираю»?

Вывод: всё в ваших руках, и только от вашего выбора, от вашей гражданской сознательности зависит успех и процветание нашего государства

    Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.

    Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

    Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

    Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

    Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

    Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.

Задачи :

1. Формирование эмоционально-положительного отношения к ребенку.

2. Обучение навыкам самоанализа.

3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Форма проведения собрания :

Беседа, тренинг.

Вопросы для обсуждения :

1. Анализ ответов детей.

2. Тренинг «Родительская любовь»

3. Выводы по проблеме.

Подготовительная работа к собранию.

1. Анкетирование детей по проблеме собрания.

2. Вручение пригласительных билетов для родителей за неделю до собрания.

3. Подготовка памяток для родителей.

Ход собрания

В каждой семье, когда рождается ребенок, родители мечтают, чтобы он был счастливым, чтобы у него все сложилось в жизни. Но все это требует очень большого труда физического и морального, а самое главное – большой духовной отдачи от родителей.

Ребенок постоянно задает родителям вопрос: «Ты меня любишь?» Ребенок задает этот вопрос чаще всего своим поведением, а не словами, и мы даем ему ответ тоже своим поведением. И ответ на этот вопрос имеет очень большое значение в жизни ребенка. Если он чувствует, что наш ответ – «да», то ребенок спокоен и чувствует себя в безопасности.

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, то и в ответ ничего не получишь. К сожалению, сегодня многие дети не чувствуют себя искренне любимыми в семье. Однако редко можно встретить родителей, которые бы не любили своего ребенка.

2. Анализ анкетирования учащихся.

Анкета для детей.

1. Любишь ли ты родителей?

2. Любят ли тебя родители?

3. Как родители проявляют свою любовь к тебе?

4. Хватает ли тебе душевного тепла со стороны родителей?

5. Одинаково ли родители относятся к тебе и брату (сестре)? Что не устраивает тебя в этих отношениях?

6. Продолжи предложение: «Трудные родители - это...».

7. Продолжи предложение: «Самые лучшие родители – это...».

8. Как ты представляешь себе теплое, душевное отношение родителей к тебе?

Ответы детей.

(Сообщаются обработанные данные анкеты, цитируются самые интересные ответы детей)

Обсуждение услышанного родителями.

Были ли ответы, которые Вас удивили, почему?

Какие выводы можно сделать из результатов анкетирования?

3. Мини – тренинг для родителей «Родительская любовь»

(Тренинг может проводить как психолог, так и классный руководитель, который заранее хорошо изучил методику проведения тренингов)

«Мне хочется, чтобы я почаще понимала, что я дорога своим родителям, чтобы чаще звучали ласковые слова, чтобы в семье не было скрытности, чтобы не считали, что я ребенок и ничего не понимаю», - так говорят дети о родительской любви. И мы любим их, наших родных детей. Но так ли? Правильно ли?

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача - научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой. Сегодня мы попытаемся построить модель человеческих отношений между родителями и ребенком.

Родителям предлагается сесть либо по кругу, либо за круглым столом , чтобы находиться лицом ко всем участникам. Ведущий объясняет правила тренинговой работы в группе, если такая форма проводится впервые.

Правила работы тренинговой группы

1. Правило строгого выполнения распорядка групповых занятий – каждый участник не должен пропускать занятия в течение всего времени работы группы.

2. Правило конфиденциальности – участники группы не должны выносить за ее пределы обсуждаемые на занятиях проблемы.

3. Правило «Стоп» - каждый член группы имеет право прекратить

обсуждение его проблем.

4. Правило искренности – участники не должны скрывать своих

чувств, даже если они кажутся «неприличными».

5. Правило безоценочного отношения к другим членам группы – не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

6. Правило выполнения требований ведущего.

Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом, с правилами работы тренинговой группы, снятие напряжения и обращение внимания участников на свои ощущения и чувства.

Инструкция: Каждый участник представляется и рассказывает о своем эмоциональном состоянии. Ведущий также представляется, рассказывает о себе и правилах работы группы.

Упражнение «Три моих Я»

Цель: диагностика ожиданий участников от занятий тренингом, обращение внимания участников на собственные чувства.

Инструкция: Каждый участник группы повествует о себе как о родителе и о своей родительской любви в форме рассказа «Я – в прошлом, я – в настоящем, я – в будущем».

Упражнение «Сильные стороны» – 30 минут.

Цель: демонстрация участникам группы возможности анализа любой ситуации без осуждения и критики, находя в ней сильные стороны.

Инструкция: Участники делятся на пары: первый член пары в течение 1-2 минут рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме в воспитании ребенка. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и рассказать об этом подробно. Потом роли меняются.

Все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера;

Кому было трудно это сделать;

Кто не мог удержаться от осуждения и почему.

Упражнение « Помоги беде»

Цель: формирование позитивного отношения к любому поступку ребенка.

Инструкция. Участники делятся на пары, в которой один – родитель, второй – ребенок. Ребенок сообщает родителю какую-то свою неудачу, родитель пытается успокоить и настроить на позитив.

Удалось ли успокоить ребенка и найти выход из ситуации;

Кому в данной ситуации было труднее.

Упражнение «Вызов эмоции» - 10 минут.

Цель: развитие способности вызывать различные эмоциональные состояния, связанные с общением с ребенком.

Инструкция: Участникам дается задание вспомнить и описать самые чудесные переживания их жизни, связанные с ситуациями взаимодействия с ребенком. Самые счастливые мгновения – восторга, радости, счастья. «Представьте себе, что эта ситуация повторилась и вы сейчас находитесь в этом состоянии. Вообразите себе, какие образы – зрительные, слуховые, кинестетические – сопровождали это состояние. Сделайте такое же лицо: та же улыбка, тот же блеск в глазах, тот же румянец, тот же учащенный пульс и т. д. Почувствуйте это состояние всем телом, осанкой, походкой, позой, жестами и т. д. Постарайтесь удержать и запомнить эти физические проявления радости и счастья, чтобы потом воспроизвести их по собственному желанию».

Обсуждение проводится по схеме:

Какие образы удается воссоздать легче всего;

Что помогает, а что мешает воссозданию образов.

Упражнение «Клубок» – 10 минут.

Цель: завершение занятия, групповое сплочение, настрой на позитив и фиксация основных достижений тренингового занятия.

Инструкция: Каждый участник по очереди передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о том, что понравилось, запомнилось, что было неожиданным, выражает свои чувства. Ведущий выступает последним, подводит итоги, настраивает на позитив.

Все мы считаем себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно - как мы проявляем это чувство.

4. Заключительное слово классного руководителя.

Так как же в повседневной жизни мы можем выразить нашу любовь к ребенку?

Для этого мы должны найти в себе силы перестроиться, научиться терпению, любви, - а самое главное – дать почувствовать ребенку, что он любим, что его любят таким, каков он есть. Тогда ребенок будет уважать и любить себя и будет чувствовать себя уверенно!

Доброе отношение с детьми должно войти в наш повседневный быт. Сердце радуется, когда видишь родителей, которые открыли в себе секрет общения с детьми.

Основные секреты проявления родительской любви.

1. Обмен взглядами.

Задумываемся ли мы о том, какое воздействие мы производим на ребенка, когда смотрим ему в глаза? Ребенок внимателен, когда смотрит в глаза. И чем больше родители смотрят суровыми взглядами на ребенка, тем быстрее истощается Ваше взаимопонимание . Помните, что вы совершаете большую ошибку, когда, наказывая, смотрите в глаза ребенку. Особенно пугаются малыши и не понимают взгляда и не в состоянии понять, где их любят, а где нет. Со временем ребенок перестает искать взгляды и старается не смотреть в глаза собеседнику. А ведь очень трудно говорить с человеком, когда он не смотрит тебе в глаза. И в этом случае можно ожидать, что когда он вырастет, у него наверняка появятся проблемы с одноклассниками, друзьями, на работе из-за того, что ему трудно наладить с ними взаимоотношения и почувствовать себя уверенным в жизни.

2. Целебное прикосновение.

Здесь нужно иметь в виду не только поцелуй, обнимание и тому подобное, но и любой тип физического контакта. Это так просто: коснуться плеча ребенка, слегка пощекотать его или взъерошить волосы.

3. Чудеса общения.

Разговаривайте с ребенком, слушайте его, советуйтесь с ним, и тогда он доверит вам все свои секреты, радости и неудачи. Постоянное общение с ребенком поможет Вам в проявлении родительской любви.

В заключение нашего собрания необходимо ответить на вопрос: что такое родительская любовь? Родительская любовь – это, прежде всего, безусловное принятие ребенка.

Памятка для родителей

1. Принимайте ребенка со всеми его особенностями, недостатками, ошибками.

2. Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

3. Предоставьте право на свободу выбора.

4. Смотрите на проблему глазами своего ребенка, помните, он переживает свои неудачи острее, чем Вы.

5. Учитесь слушать ребенка, отвечайте на вопросы честно и терпеливо.

6. Показывайте ребенку, что Вы его любите не за его успехи, а таким, какой он есть.

1. Итог собрания.

Литература

1. Дереклеева родительских собраний в 1–11 классах / . – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил.

2. Захаров у детей / . – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.

3. Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38.

4. Черноусова, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) / /М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.

5. Овчарова формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ «сфера», 2006. – 282 с.

Родительское собрание в форме игры

«Знаю ли я своего ребенка?»

Форма проведения: игра

Аудитория: родители детей 1 группы.

Количество участников: четыре пары родителей детей группы.

Задачи:

    обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях их детей;

    развить самосознание родителей;

    развить конструктивное представление родителей о детях;

    предоставить возможность родителям проанализировать черты характера своих детей;

    сформировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка;

    заинтересовать родителей полученными результатами, заставить их задуматься;

Участники. Воспитатель, родители.

Ведущие. Воспитатель.

Предварительная работа.

1. Оформить плакат с цитатами «Самое ценное, что могут дать родители, - это воспитание»; «Наши детки как конфетки, только что же там внутри?» и т.д.

2. Оформить приглашение на собрание, подготовить тесты для родителей, приготовить фоновую музыку, побеседовать с детьми для игры, подготовить презентацию.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

Вступление:

Здравствуйте, уважаемые родители! Знаете ли вы своего ребенка? Конечно. Ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – нибудь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» давайте, уважаемые родители об этом и поговорим. Сегодня мы проведем с вами родительское собрание на тему «Знаю ли я своего ребенка» в форме игры.

И я с удовольствием представляю семьи, которые согласились поучаствовать в данном мероприятии. Это семья…..

1 этап.

«Портрет моей семьи».

Я заранее попросила ребят рассказать о своей семье, все ответы детей я сейчас зачитаю, ваша задача определить, в каком из четырех вариантов я говорила именно о вашей семье.

Зачитываю без имен и профессий:

моя мама…..(какая?), она любит делать……

мой папа……(какой?), он любит делать…….я сам …..(какой?), я люблю…… .

Правильный ответ мы смотрим на экране, где ребенок сам говорит это.

2 этап.

«Вопрос-ответ».

Я предоставлю вашему вниманию несколько вопросов с вариантами ответов. Ваша задача угадать ответ вашего ребенка.

Какое блюдо в детском саду больше всего любит ваш ребенок?

Какая настольная игра нравится вашему ребенку?

Какая сюжетно-ролевая игра любима вашим ребенком?

Чем любит заниматься ваш ребенок на участке во время прогулки?

Чего больше всего боится ваш ребенок?

Какой способ поощренья предпочитает ваш ребенок?

Что, по мнению вашего ребенка, может расстроить маму?

Легко ли быть взрослым и почему?

Что нужно для полного счастья вашей семьи?

Без чего нельзя прожить человеку?

Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?

2 этап.

«Почерк художника».

Я попросила ребят заранее нарисовать рисунок на тему «как я себе представляю взрослую жизнь». Ваша задача узнать работу вашего ребенка.

3 этап.

«Устами младенца».

Дети дают определение словам, родители отгадывают слово

(семья, боль, страх, счастье).

На этом наша игровая часть закончилась, давайте подведём итог:

Воспитатель. А теперь давайте оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос, «Какой же я родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми (раздать вопросы).

1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)

3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)

4. И в кого ты такой уродился? (2 балла)

5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)

6. Ну, на кого ты похож? (2 балла)

7. Я в твои годы…(2 балла)

8. Ты моя опора и помощник (1 балл)

9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)

10. О чем ты только думаешь? (2 балла)

11. Какой ты у меня умница! (1 балл)

12. А как ты считаешь? (1 балл)

13. У всех дети как дети, а ты… (2 балла)

14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

Теперь посчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов . Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и более . Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.

Итак, давайте подведём итог нашего собрания.

Что необходимо ребенку для полноценного развития? Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность. Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между папой и мамой, между родителями и педагогами. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону. Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте. Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

Завершить нашу встречу я хотела бы следующим. Я уверена в том, что вам, родителям очень интересно, чем же занимаются ваши дети в детском саду. Интересно? Поэтому я хочу предложить вашему вниманию небольшую презентацию. Внимание на экран.

Показ презентации.