Детские сады в америке. Личный опыт: как украинской маме открыть детский сад в Америке

Сам я про детские садики ни в зуб ногой. Поэтому искренне обрадовался, когда попалась на глаза эта статья. Почитайте, кто спрашивал. Я сам с удовольствием и с интересом почитал.

Что-то я знал, но большинство сведений для меня впервые. Я только начну и дам ссылочку, потому что уж больно много фотографий там. Чтобы время не терять! 😉

Детские сады (дошкольные учреждения) в США почти никак не регулируются федеральным правительством, и полностью находятся сфере местных властей. В США, как правило, нет каких-либо муниципальных детских садов.

Почти все дошкольные учреждение либо частные, либо принадлежат какой-либо компании для своих сотрудников, либо делаются на базе религиозных организаций.

Почти все крупные церкви имеют при себе дошкольные учреждения, которые открыты не только прихожанам этой церкви, но и для любых других людей.

Довольно часто можно видеть детей мусульман или христиан, которые посещают дошкольные учреждения при еврейских храмах.

Небольшое отступление насчет терминов. Слово детский сад (kindergarden или kindergarten) в США обозначает первый класс школы, в который идут по достижении 5 лет.

То, куда дети ходят до 5 лет, называется либо центром ухода за детьми (child carе center), либо просто day school (дневная школа). Место для совсем маленьких детей называется яслями (nursery).

Обычно градация в США такая. В разных штатах могут быть небольшие отличия.

  • Nursery
  • PreK-1
  • PreK-2
  • PreK-3
  • PreK-4
  • Kindergarten (бесплатное, часть публичной школьной системы) начиная с 5 лет.

Так как в России все дошкольные учреждения называют детскими садами, то во избежания недопониманий, я буду писать просто «учреждения» (дошкольные учреждения)

1. Размер групп

Регулируется законами штата. У нас во Флориде, вот такое максимально соотношение детей к воспитателям:

  • Моложе года — 1 взрослый на 4 детей
  • от 1 до 2 лет — 1 взрослый на 6 детей
  • от 2 до 3 лет — 1 взрослый на 11 детей
  • от 3 до 4 лет — 1 взрослый на 15 детей
  • от 4 до 5 лет — 1 взрослый на 20 детей
  • свыше 5 лет — 1 взрослый на 25 детей

Но большинство детских садов имеют более маленькие группы Например, в той школе которую я посетил, 2 летки были в группах по 14 человек, с двумя взрослыми. 3-4 летки были в группах по 20 человек, с двумя взрослыми.

То, что я слышал про садики в Чикаго, так здесь тоже группы маленькие. В смысле, больше взрослых на количество детей.

2. Цена

Исходя из размера групп, и средних зарплат, можно примерно прикинуть стоимость. В каждой группе работает как минимум двое взрослых (иногда 3) — учитель и ассистент. Зарплата учителя наверно около $15-20 в час, и зарплата ассистента может быть в районе $10-12 в час.

Следовательно, если в группе 8 детей, то затраты только на зарплату будут около $150-200 в неделю на каждого ребенка. Если в группе 15 детей, то затраты на зарплату все равно не опустятся ниже $100 в неделю на каждого ребенка.

А помимо зарплаты, также надо содержать помещения, покупать расходные материалы и игрушки, и покрывать другие расходы.

В итоге, имеем то, что в самом дешевом варианте, это будет стоить около $600 в месяц (там где большие группы детей). Там где группы поменьше, будет стоить около $1000 в месяц и выше.

Вот пример расценок в одном из местных детских садов. С 8:45 утра по 1 час дня стоит $638 в месяц. Если продлить до 6 вечера, то это стоит еще $360 в месяц.

Есть бесплатная программа (за счет правительства штата) для 4 летних (VPK), но она только до 11:45 утра, и если хотите оставить 4-летнего ребенка на продленку до 6 вечера, то это стоит $800 в месяц.

Если не забираете ребенка после 6 вечера, то штраф за опоздание $1 в минуту. Помимо этого, есть единовременная плата за регистрацию — $350.

Также, каждый год берут $300 на улучшение школы. Если более одного ребенка из семьи посещают, то скидка 10% за второго, и 15% за третьего.

Для бедных людей есть какие-то программы помощи и субсидии. В одном местном учреждении, написано что для семей с доходом ниже $55K в год, есть бесплатные места, а для семей с доходом от $55К до $170К в год, есть скидки.

Но так как я не попадаю в эти категории, то ничего не могу сказать об этих скидках.

Я подозреваю что в местах с более дорогими ценами (Нью Йорк, Сан Франциско), цены могут быть существенно выше из-за более высокой стоимости помещения и более высоких зарплат, и в местах с более низкими ценами, цены могут быть немного ниже.

1. Общее о системе образования в США

Сразу оговорюсь, что при подготовке данной статьи, я использовала не просто личный опыт, а опыт, основанный на проживании на Северо-Востоке США, в штате Массачусетс. Допускаю, что ситуация может немного отличаться в зависимости от региона (все-таки страна очень разнообразная ). Но все же, верю, что некоторые из приведенных здесь советов, являются общими и позволят вам почти сразу вникнуть в заковыристую сферу дошкольного образования.

Во-первых, если рассматривать детское образование в целом, важно отметить, что здесь существует его три основные ступени:
Preschool – это обыкновенный детский сад с трех месяцев (а иногда и раньше ) до пяти лет.
Kindergarden – это первый класс базового школьного обучения (Elementary School ) для детей, достигших пятилетнего возраста. Это уже не детский сад (как нам преподавали на уроках английского ), а полноценная учебная программа. За детьми приезжает школьный автобус, и они отправляются за знаниями, вплоть до установленного расписанием времени.
School – это последняя «детская ступень», которая состоит из Elementary, Middle и High School. Несмотря на то, что согласно данной классификации, Kindergarden, вроде как, является частью школы, по сути эта ступень обособлена. Можно сравнить с нашими подготовительными классами для дошкольников или другими развивайками. Только здесь, государство снимает с родителей полномочия, и берет на себя ответственность за базовые навыки вроде знания букв, цифр и т.д.

2. Какие бывают сады

Многие утверждают будто все детские сады в США платные. Отчасти, это верно. Но, есть исключения. Практически в каждом штате существует огромное количество социальных программ для малообеспеченных семей. При наличии необходимых документов, подтверждающих легальный статус и низкий доход, можно, относительно легко, получить место в бесплатном саду для ребенка. Обычно этим занимаются в службах, связанных с защитой детства (Department of Early Education and Care ). Также можно получить подробную информацию у консультантов по социальному страхованию, детских клиниках и т.д.

Не стоит полагать, что данные дошкольные учреждения, многим хуже платных. Поскольку здесь в общей группе содержатся, как «бюджетники», так и детки, получившие места за обыкновенную оплату.

Однако, говоря на чистоту, детские сады в США очень недешевое удовольствие. В среднем, день пребывания ребенка может обойтись в 80$, а если учесть питание, обучающие программы и т.д., выйдет дороже. Но, повторюсь, цены разнятся от штата к штату. Может именно поэтому, американские мамочки если и собираются рожать детей, то как правило, сразу двух, а то и трех. Раз уж все равно сидеть дома. Государство здесь, как известно, не выделяет средства на декретный отпуск. Максимум – три месяца, либо нужно бросать работу.

Среди всех платных детских садов можно выделить те, которые делают упор на обучение и те, в которых за детьми просто смотрят (day care ). Первые, соответственно, дороже, вторые – дешевле. То есть, то что у нас, в отечественных детских садах идет как само собой разумеющееся, здесь считается привилегией. Лепка, рисование, алфавит, счеты – атрибуты садов подороже. Но, как я уже говорила, для дальнейшего поступления в бесплатный Kindergarden не нужно обладать базовыми навыками. Ребенка всему научат, просто немного позже.

3. Особенности американских садов

Говоря об особенностях, замечу, что не для каждого приезжего (в частности, с просторов Постсоветского пространства) придется по душе система воспитания в американских детских садах. Практически все, что служит поводом для создания анекдотов, правда.

Начнем с питания . Это не секрет, что у американцев напрочь отсутствует культура правильного питания. В лучшем случае, на обед в саду ребенку предложат пиццу или пасту, в худшем – ничего. Мы три месяца собирали ланч-боксы (пакеты для еды ), куда складывали снеки, фрукты, соки, но в конце концов терпение лопнуло. Пять дней в неделю ребенок находится в саду. И пять дней в неделю он ест то, что ест. Понимаете, о чем я?

Напрягает немного и сам процесс поглощения пищи. Что-то съедается за столом, а что-то сидя на полу в круге. Представьте, каждый достает из своего СОБСТВЕННОГО ланч-бокса вкусняшки и единолично хомячит. А как же «поделись с другом »?! Такого понятия просто нет.

Сидение на полу – это следующий пункт дискуссии. Да, вы, быть может скажете, что вся Европа так делает и никто себе ничего не застужает. Так вот, друзья мои, отвечу, что вы не правы. Застужают еще и как. Особенно, если на бетоне, да подольше. Просто здесь никто сильно не акцентирует на этом внимание. Ребенок делает то, что ему нравится. Он уже личность.

Такая свобода воли , напрягает особенно. Можно бросаться песком, можно еще много чего делать, просто от того, что хочется. Все очень обезличено. Одна моя близкая подруга, как раз работает воспитателем в американском детском саду. Это ее поражает больше всего. Привязываться к детям нельзя, нельзя проявлять заботу и ласку больше положенного. Понимаете, как бы нет настоящих искренних чувств. Умиления крохам. Все по инструкции.

С первым детским садиком нам повезло очень, поскольку в коллективе было несколько воспитателей – латиноамериканок. Темпераментные бабушки, вырастившие многочисленных внуков, слушались своих наставников, но все равно делали по-своему. Могли, где нужно поругать, и приголубить, если кому-то плохо. За это я им сильно благодарна.

Обеденный сон в американских садиках также имеет свои особенности. Спят детки на полу, на матрасиках, и обязательно обутыми. Это связано с техникой пожарной безопасности. В случае чего, все должны быть готовы к немедленной эвакуации. Это в южных штатах на полу тепло. А у нас здесь на севере бывает ой как холодно. И стены тонкие, и окна негерметичные. Нормальная температура помещения для американцев, примерно 20 градусов Цельсия. Из этого вытекает следующий дискуссионный момент.

Дети ходят в сад и с насморком , и с кашлем , и даже с температурой . А что делать, если больничных нет? Приведут малыша в группу, дав с утра жаропонижающее. К обеду воспитатель снова даст таблеточку. Так и получается, что все малыши вечно болеют.

Ну вот, наговорила кучу плохого. Так сказать, наболевшего. Но, к счастью, с последующими образовательными ступенями дела обстоят гораздо лучше. Детей буквально силой нужно из школы утаскивать. Обычно всем очень нравится учиться.

4. Как найти хороший сад

Ответ на этот вопрос является довольно сложным для многих эмигрантов. Особенно если в новую страну вы приезжаете без друзей, связей и заранее намеченного плана.

Поможет старое доброе сарафанное радио. Садик нужно искать по отзывам. Причем, именно среди русскоговорящего населения. Что бы там ни говорили, но наши знают толк в бытовых вещах. Обычно, центром сбора подобной информации являются русские магазины, рестораны. Хорошо бы в первые же дни найти русскоговорящих друзей из своего города. Есть очень хорошая группа в сети Фейсбук «Между нами Мамочками ». Это закрытый форум для всех русскоговорящих мамочек США. Обычно участницы очень отзывчивые и с радостью дают советы обо всем, начиная от страховок и медикаментов и, заканчивая детскими садами.

Так мы нашли свой русский садик. Решение было принято на основании того, что ребенок за очень короткое время начал говорить по-русски с акцентом. Это может, только кажется, что, когда папа и мама говорят дома на родном языке, чадо, априори, его не забудет. На самом деле, все гораздо сложнее. Важная задача в дошкольный период, максимально сохранить родной язык, и этому я посвящу отдельный пост.

Поэтому, как только вместо простых ответов, в речи нашего ребенка (и это всего за три месяца ) стали проскальзывать YES&NO, а названия любимых мультфильмов сами собой перевелись на английский, мы приняли решение сменить детский сад. Понимаете, все существующие в американских садах проблемы, в основном сглаживаются за счет того, что они дешевле русских. И еще, все приезжие, наивно считают, что ребенка нужно как можно больше адаптировать под местную культуру до того, как он пойдет в школу. Мы, увы, не были исключением.

5. Про детские сады на полдня. Зачем?

Это вопрос, на который я не перестаю отвечать. Действительно, в нашем детском саду, также, как и в большинстве других, существует «опция» оставлять ребенка до обеда. Сразу скажу, что это удобно только для неработающих мамочек. И преимуществ у такого ополовиненного пребывания, как минимум, два.
1. Банально, это гораздо дешевле (логично).
2. Без сада нельзя – нужно общение.

Это в наших странах очень легко выйти на детскую площадку и встретить миллион друзей. В США детская площадка в лучшем случае, будет километрах в двух от дома, в худшем – в другом городе. И не факт, что там найдутся дети. Да и потом, язык. Русскоговорящий контингент здесь дорогого стоит.

6. Про наш детский садик

Русский детский сад США

Ну и наконец, расскажу о самом интересном. Наш детский садик – это домашний садик. Всего шесть детей в группе, которые с восьми утра до часу дня находятся в частном доме, аккредитованном американскими стандартами на пригодность для ведения подобной деятельности. Работает садик только четыре дня в неделю, со вторника по пятницу. И каждый день соответствует определенному предмету или точнее, образовательной деятельности.

Предметы ведут четыре разных приглашенных преподавателя, в то время как, воспитатель, координирует общую творческую программу.
Во вторник у нас проходят уроки математики.
В среду – русский язык и иногда логопед.
В четверг – гимнастика.
В пятницу – музыка.

Помимо этого, поскольку директор садика – бывший преподаватель художественной школы, различные виды прикладного творчества доведены до совершенства. Дети делают все. И даже больше.

Самое важное, что общение со сверстниками происходит именно на родном языке и, опять же, в рамках, «нашей» культуры. Несмотря на то, что контингент довольно разнообразен – Израиль, Россия, Украина, Белоруссия…
За то время, пока детки находятся в саду, они успевают дважды поесть: на завтрак – кашу, сырники или блинчики и на обед – обязательно что-то жидкое, второе и компот (!).

Во время прогулки всем обязательно надевают шапки . И это тот пункт, о котором я совсем забыла сказать, когда описывала американские детские сады. Не важно, какая температура на улице. Детей почти всегда выводят на прогулку без шапок, с грудью нараспашку.

Причем, это не проблема одного конкретного коллектива, а распространено повсеместно. Мне часто приходится видеть картину, когда при минусовой температуре, родители облачаются в полное обмундирование, а ребенку даже не удосуживаются застегнуть курточку.

Не могу объяснить сей феномен. Просто радуюсь, что, хотя бы до Kindergarden это специфическое закаливание удается на время отложить.

А какие у нас великолепные утренники! Я, честно скажу, не поклонница Halloween – party. Вернее, в России-то конечно, все это казалось веселеньким действом. Возможностью лишний раз принарядиться. Но здесь с праздником явно перебор. Костюмы уж очень реалистичны, на придомовых участках делают декорации с торчащими из земли руками покойников, а в школах по коридорам развешивают отрубленные окровавленные руки. Ну, весело же… И даже наш педиатр (американец, между прочим ) сказал по секрету, что после таких празднований он выписывает в несколько раз больше снотворных и успокоительных препаратов для детей. Вот, подумайте только!

Именно поэтому я радуюсь, что в нашем русском садике ничего подобного нет. Есть осенние и весенние утренники, есть Новый год с Дедом морозом и Снегурочкой. И, поверьте, это очень важно. Потому что контакты с Санта Клаусом у ребенка будут на протяжении, как минимум двенадцати последующих лет (или пока верить не перестанет ). И вот поди потом попробуй объяснить, что есть еще какой-то Дед Мороз!

Заключение

Друзья мои, я так много здесь написала. И даже боюсь – не походит ли это на выдержки из личного дневника истеричной многодетной мамочки. Но все же, главной целью статьи была именно помощь всем тем, кто стои́т на распутье и только выбирает варианты дошкольного образования для своего часа в нашей далекой заокеанской стране.

Приятных вам эмоций, семейной гармонии и творческого запала!

Детские сады в США (с ценами и фотографиями) skysheep wrote in January 13th, 2016

Детские сады (дошкольные учреждение) в США почти никак не регулируются федеральным правительством, и полностью находятся сфере местных властей. В США, как правило, нет каких-либо муниципальных детских садов. Почти все дошкольные учреждение либо частные, либо принадлежат какой-либо компании для своих сотрудников, либо делаются на базе религиозных организаций. Почти все крупные церкви имеют при себе дошкольные учреждения, которые открыты не только прихожанам этой церкви, но и для любых других людей. Довольно частно можно видеть детей мусульман или христиан, которые посещают дошкольные учреждения при еврейских храмах.


Небольшое отступление насчет терминов. Слово детский сад (kindergarden или kindergarten) в США обозначает первый класс школы, в который идут по достижении 5 лет. То, куда дети ходят до 5 лет, называется либо центром ухода за детьми (child carе center), либо просто day school (дневная школа). Место для совсем маленьких детей называется яслями (nursery).

Обычно градация в США такая. В разных штатах могут быть небольшие отличия.

Kindergarten (бесплатное, часть публичной школьной системы) начиная с 5 лет.


Так как в России все дошкольные учреждения называют детскими садами, то во избежания недопониманий, я буду писать просто "учреждения" (дошкольные учреждения)

1. Размер групп

Регулируется законами штата. У нас во Флориде, вот такое максимально соотношение детей к воспитателям:

Моложе года - 1 взрослый на 4 детей
от 1 до 2 лет - 1 взрослый на 6 детей
от 2 до 3 лет - 1 взрослый на 11 детей
от 3 до 4 лет - 1 взрослый на 15 детей
от 4 до 5 лет - 1 взрослый на 20 детей
свыше 5 лет - 1 взрослый на 25 детей

Но болшинство детских садов имеют более маленькие группы Например, в той школе которую я посетил, 2 летки были в группах по 14 человек, с двумя взрослыми. 3-4 летки были в группах по 20 человек, с двумя взрослыми.

2. Цена

Исходя из размера групп, и средних зарплат, можно примерно прикинуть стоимость. В каждой группе работает как минимум двое взрослых (иногда 3) - учитель и ассистент. Зарплата учителя наверно около $15-20 в час, и зарплата ассистента может быть в районе $10-12 в час. Следовательно, если в группе 8 детей, то затраты только на зарплату будут около $150-200 в неделю на каждого ребенка. Если в группе 15 детей, то затраты на зарплату все равно не опустятся ниже $100 в неделю на каждого ребенка. А помимо зарплаты, также надо содержать помещения, покупать расходные материалы и игрушки, и покрывать другие расходы.

В итоге, имеем то, что в самом дешевом варианте, это будет стоить около $600 в месяц (там где большие группы детей). Там где группы поменьше, будет стоить около $1000 в месяц и выше. Вот пример расценок в одном из местных детских садов. С 8:45 утра по 1 час дня стоит $638 в месяц. Если продлить до 6 вечера, то это стоит еще $360 в месяц. Есть бесплатная программа (за счет правительства штата) для 4 летних (VPK), но она только до 11:45 утра, и если хотите оставить 4-летнего ребенка на продленку до 6 вечера, то это стоит $800 в месяц. Если не забираете ребенка после 6 вечера, то штраф за опоздание $1 в минуту. Помимо этого, есть единовременная плата за регистрацию - $350. Также, каждый год берут $300 на улучшение школы. Если более одного ребенка из семьи посещяют, то скидка 10% за второго, и 15% за третьего.

Для бедных людей есть какие-то программы помощи и субсидии. В одном местном учреждении, написано что для семей с доходом ниже $55K в год, есть бесплатные места , а для семей с доходом от $55К до $170К в год, есть скидки. Но так как я не попадаю в эти категории, то ничего не могу сказать об этих скидках.

Я подозреваю что в местах с более дорогими ценами (Нью Йорк, Сан Франциско), цены могут быть существенно выше из-за более высокой стоимости помещения и более высоких зарплат, и в местах с более низкими ценами, цены могут быть немного ниже.

3. Расписание:

По умолчанию, с 8:45 по 13:00. Можно расширить с 7 утра, до 18:00. В этом конкретном учреждении, один раз в неделю, по средам, ходят в церковь. Также, каждый день читают отрывок из библии. Дважды в день выходят играть на площадку. Два раза в неделю занимаются музыкой или искусствами, и два раза в неделю занимаются науками.

4. Как выглядит

Каждый ребенок приносит рюкзак. В нем смена одежды на всякий случай, и обед (lunch).

Комната разделена на секции (centers), и у каждой секции своя тематика - рисование, чтение, география, буквы, животные. Дети разбиваются на более мелкие группы, и каждый занимается в своей секции.



Это отдельная библиотека, с компьютерами.

Это комната 4 летних.

У них 2 детских площадки, по возрастам, для 2 летних (и младше), 3 летних (и старше). Это площадка для 2 летних.

Эта для 3 летних.

Также есть отдельных зен-сад, с рыбками.

5. Питание

Тут все по разному. В некоторых учреждениях, все питание включено. Но в большинстве учреждений, родители должны приносить питание. В этом конкретном учреждении, они предоставляют пару перекусов (snacks) утром и вечером, но родители должны давать детям с собой обед (ланч).

6. Дневной Сон

В яслях спят в детских кроватках.

Начиная с 2 летних, они спят либо на вот таких кроватках (cots). Обычно переходят в отдельную комнату, и там раставляют эти кроватки либо матрасы.

Либо вот на таких матрасах на полу (mats)

В целях гигиены, обычно эти кровати и матрасы закрепляют за каждым ребенком, и на нем пишут его имя. Раз в неделю простынь матраса меняют.


7. Дополнительные Занятия
В большинстве мест, также есть дополнительные занятия, за отдельную плату. Иностранные языки, танцы, футбол, и тд.

Двуязычный детский сад «Bright Minds» в Нью-Йорке. Фото из личного архива Марины Коростышевской

Перед русскоязычными родителями часто встает дилемма: отдавать свое чадо в русский или американский садик? Кроме языка, эти дошкольные учреждения отличаются также подходами к обучению, бытовыми условиями и питанием. “Форум” выяснил, что могут предложить русские детсады и сколько стоят их услуги.

Что, где и сколько

И традиционные американские, и русские сады очень гибки в плане вариантов посещения – почти везде можно найти места с полным и неполным днем пребывания, с двух-, трех- и пятидневным расписанием на рабочую неделю. Можно договориться и на свободный график: тогда родители оплачивают фиксированную стоимость каждого дня посещения.

Американские сады готовы принять ребенка фактически с пеленок. Они оборудованы специальной комнатой с боксами, где лежат малыши, начиная с четырех месяцев. Эти группы называются словом «infants» [англ. – “младенец” ]. За самых маленьких родители должны быть готовы выложить кругленькую сумму – от 1500$ до 2000$ в месяц за полный день.

Далее по возрасту идут группы малышей от одного года до полутора-двух лет, которые называются «toddlers» [англ. – ребенок, начинающий ходить]. Максимум, который могут запросить американские сады в качестве оплаты, составляет 1400-1500$.

После них следуют группы «preschool», в которые ходят дети от двух до пяти лет. В больших садах детей разделяют по возрастам на двухлеток, трехлеток и четырёхлеток. Это самая самостоятельная категория детей, поэтому на группу требуется меньшее количество воспитателей, а следовательно, и оплата будет меньше. Она варьируется от 700-800$ за самый простенький вариант в недорогих штатах до 1300-1500$ в штатах побогаче.

В пять лет дети идут в «kindergarten» – это что-то вроде нулевого класса в школе, однако по своей сути напоминающий подготовительную группу школы.

Русские сады, в основном, берут детей с полутора-двух лет. Для малышей младше этого возраста, они, как правило, организуют развивающие занятия вместе с мамами. Цены вполне конкурентные: от 1000$ до 1600$ в месяц, и. надо заметить, включают в себя более разнообразное меню. Дополнительные занятия в большинстве случаев – так же, как и в американских садиках, – оплачиваются отдельно.

Для того чтобы открыть детский сад, не нужно иметь педагогического образования, но обязательно наличие специальной лицензии, дающей право на ведение такого рода деятельности.

Принесите меню

В американской и русской культурах масса различий, в том числе и гастрономических. А посему вполне естественно обнаружить в меню садиков в США наггетсы, картофель фри, пиццу или бурритос. Родители, которые считают, что детский обед должен состоять из первого, второго и компота, находят фастфуд вредным для детского организма и стараются выбирать сады с европейским стилем питания.

В каждом русском саду этот вопрос решают по-своему: одни имеют собственного повара, готовящего на месте, вторые заказывают готовую еду у проверенных кейтеринг-компаний, третьи предпочитают готовить из полуфабрикатов, которые легко достать из упаковки и подогреть в микроволновой печи.

Американские сады, с оглядкой на вкусовые предпочтения своих маленьких клиентов, часто делают горячие обеды отдельным и необязательным пунктом в счетах на оплату. В случае, если малыш не хочет есть то, что предлагается, он может принести из дома контейнер с заботливо приготовленной и упакованной маминой едой.

Однако далеко не всех такой вариант устраивает. У Ханны Фирман из Саннивейл (Калифорния) две девочки. Тот факт, что в русском садике ежедневно дают горячую пищу, был одним из основных при выборе заведения для одной из дочерей.

После поисков и раздумий она отдала свою дочь в сетевой русский сад Starbright . «Когда у мамы пятидневка с девяти до шести, и ребенок находится в саду целый день, горячая еда занимает не последнее место в списке приоритетов родителей. Мне очень нужно, чтобы ребенка в саду кормили. Малыш будет ходить туда четыре года. У меня нет времени брать на себя ту функцию, с которой может справиться садик. Вот почему я выбрала русский детский сад», – объясняет она свое решение.

Есть ли сон без кроватей

Еще одним поводом для родительских размышлений при выборе садика являются бытовые условия. Объектом пристального внимания номер два, после меню, становятся детские кроватки, а точнее – их наличие или отсутствие. У всех посещавших садики в СССР при упоминание о сон-часе перед глазами возникает картинка с тридцатью кроватками в отдельной спальне, с подписанным постельным бельем на каждой. И надо видеть недоумение сегодняшних родителей, когда они наблюдают, как в американском саду перед тихим часом воспитатели вытаскивают пластмассовые поддоны или расстилают матрасики прямо на полу, а дети ложатся на них без постельного белья, в повседневной одежде и обуви.

Американка Виктория Гленн-Перрет, ассистент директора в англоязычном саду Action Day Primary Plus в Калифорнии, такие правила объясняет нормами безопасности: «Я понимаю, почему родители, прибывшие к нам в США из других стран, бывают смущены местами для сна. Однако хочу всех заверить, что это вызвано общепринятыми правилами безопасности детей, пребывающих в саду. В случае землетрясений, которые периодически случаются в нашей местности, ничто не должно мешать эвакуации из здания. Дети должны быть одеты и обуты, даже если тревога застанет их во время отдыха».

Что примечательно, в других штатах, не попадающих под категорию сейсмоопасных, ситуация с детским сном в одежде и обуви – аналогичная. Это требование объясняется тем, что дети должны быть готовы к любого рода чрезвычайным ситуациям и не создавать лишней возни.

В русских садах в США вопрос с кроватями тоже решают по-разному. Классические спальни увидишь не часто, однако в большинстве случаев заменой кроватям служат детские раскладушки, которые выставляются в одной из игровых комнат. Постельное белье всегда в наличии. Указанные выше поддоны тоже бывают, но в сочетании с подушками в наволочках, простынями и одеялами.

Все относительно. И отношение тоже

Поскольку большинство детских садов в США все равно платные, родители могут сами подобрать те места, где им понравится и персонал, и отношение к ребенку.

Именно так поступила Ксения Смирнова, мама Тимура (пять лет) и Артема (два года), живущая в Сан-Хосе (Калифорния): «Сначала мы хотели отдать старшего сына в англоязычный детский сад. Но до приезда в США Тимур не посещал дошкольных учреждений. И мы поняли, что для нас важнее адаптация к саду, чем язык. Я видела, что Тимур чувствовал себя не в своей тарелке, когда не понимал, что ему говорят. Я была не готова бросать его за борт и надеяться, что он выплывет сам. А русский сад нам обоим понравился. Ребенок ни дня не плакал, ему там комфортно, и это главное».

Действительно, воспитатели и учителя русскоязычных садов являются носителями менталитета, близкого родителям-выходцам из стран СНГ.

«Мы стараемся быть более внимательными и чуткими по отношению к ребенку. Как же остаться равнодушным, если шапка слезла с уха, куртка расстегнулась, а за обедом малыш ничего не съел? Конечно, мы помогаем – надеваем одежду, застегиваем, докармливаем. В англоязычных садах часто ратуют за самостоятельность и свободу выбора: не хочешь кушать – поешь дома, не смог завязать шнурки – ходи с развязанными. Другое дело, что далеко не все дети садовского возраста умеют делать простые вещи, которые от них требуются», – говорит Яна Гуревич, руководитель «Лицея для малышей ELF» в Роквилле, штат Мэриленд.

Впрочем, главное в русском садике – не попасть к воспитателю старой закалки, который в духе советского времени может повысить на ребенка голос. В американском дошкольном заведении подобная ситуация практически невозможна – тоже сказывается менталитет, только американский.

Пусть меня научат

Детский сад – это пока еще не школа, но, в некотором роде, подготовка к ней. В этом смысле английское слово «preschool» (то есть дошкольное заведение) хорошо определяет суть и задачи садика. Во всех дошкольных заведениях проходят обучающие занятия, которые знакомят ребенка с разными аспектами окружающего мира.

Ханна Фирман из Калифорнии, чья дочь ходит в русский садик, так описывает образовательный процесс: «В русских садах много внимания уделяют академической подготовке – учат буквы, цифры, позже обучают чтению по слогам. Мало кто из русскоязычных родителей скажет, что это не важно, и поэтому такой подход, на мой взгляд, отвечает целевой аудитории. Кроме того, родители понимают, что до школы времени немного, поэтому стараются научить ребенка читать и писать по-русски в раннем возрасте. Еще в русских садиках бывает довольно строго с дисциплиной, занятия более структурированы. Кому-то это нравится, кому-то нет. Говорят, что в американских садах больше уважения к ребенку. Мне кажется, подход и отношение каждый родитель выбирает сам, в зависимости от пожеланий и собственной философии воспитания».

Яна Гуревич, руководитель «Лицея для малышей ELF» , подтверждает тезис о более строгой дисциплине в русских садах: «Мы не заставляем, а стимулируем детей учиться. Если малыш не хочет заниматься, мы не уговариваем и не принуждаем, а приглашаем посидеть на стульчике рядом. Но идти играть ему не положено, все дети это понимают. Да, наша система более требовательная, нежели американская. Если мы хвалим детей, то за дело, за конкретные успехи в обучении».

Марина Коростышевская, руководитель программ в Bright Minds Center , Нью-Йорк, признает: русские методики обучения кажутся американцам необычными.

«В нашем детском саду система посещения занятий похожа на колледж: дети не сидят в одной комнате с одним преподавателем, а переходят в другой мини-класс с другим учителем и изучают другую тему. Благодаря такой смене обстановки дети могут спокойно выдерживать трехчасовое занятие с перерывами. Когда американские родители видят такую усидчивость и дисциплину, они, как правило, пугаются. Для них это насилие над личностью, они больше привыкли, что в таком возрасте их дети чаще играют в подвижные игры. Так что в этом смысле русскоговорящие семьи более ответственно подходят к развитию детей».

Русь на выдумки хитра

Если продолжать сравнивать, то в русскоязычных и англоязычных садах приняты разные методики взаимодействия с детьми. Например, в США очень популярна система, основанная итальянским педагогом Марией Монтессори. Она предлагает взрослым не мешать познавательной активности ребенка, занимая наблюдательную позицию и вмешиваясь только в крайних случаях. Методики же, используемые русскими дошкольными учреждениями, предполагают более активное участие учителя в обучающем процессе. Кроме того, руководители и воспитатели проявляют бОльшую изобретательность в поисках и применении воспитательных и образовательных методов.

Марина Коростышевская из нью-йоркского сада делится опытом: “Мы сочетаем несколько авторских подходов, интегрируя их в программу таким образом, чтобы эффективно работать с детьми-билингвами. Кроме того, у нас в саду иное видение роли учителя. В моем понимании учитель, работающий с детьми от двух до пяти лет, должен выступать как наставник, ведь в этом возрасте у ребенка пока нет жизненного опыта, чтобы познавать мир в быстром и продуктивном ключе. А наши учителя задают параметры, которые позволяют юным исследователям получить максимум полезной информации».

Яна Гуревич в своем саду в Мэриленде так же использует отличную от американской методику образования. “Наша система взята из классической русской школы и адаптирована под современных двуязычных детей. Если говорить о русском языке, то у нас на вооружении есть 30 лексических тем, которые мы изучаем с детьми в течение года. Темы одни и те же для детей разных возрастов, мы просто наполняем их в соответствии с уровнем развития каждой группы».

Помимо основных образовательных задач русские садики ставят перед собой программу-максимум: развитие билингвизма у детей. С одной стороны – сохранение русского, с другой – изучение английского.

У Анны Лазаревой из Сан-Франциско двое сыновей – Савелий (пять лет) и Лука (одиннадцать месяцев). Старшего она отдала в один из местных русских садов. Своим выбором теперь недовольна, потому что Савелий до сих пор не заговорил по-английски. Младшего сына хочет отдавать уже в американский садик.

«Я фактически ткнула пальцем в небо и отправила Савелия в довольно известный в наших краях русский детский сад. Впоследствии я была не в восторге от своего выбора, отовсюду сквозила “совковость” взглядов, которая мне была совершенно не близка, – рассказывает Анна. – Да, моего сына научили базовым английским словам и понятиям, что позволило ему через год поступить в школу. Но незнание английского на нем сильно сказывается: он может играть только с русскоязычными детьми, потому что в буквальном смысле не находит общего языка с американскими сверстниками».

Но если цель русскоязычных родителей – приобщить ребенка, растущего в условиях американской реальности, к своей культуре, то русские детсады в этом могут помочь. Недостатка в них нет. На растущий спрос дошкольные заведения реагируют оперативно, предлагая все новые образовательные услуги на русском языке. Так, например, детский сад «Россинка» в Сан-Хосе (Калифорния) совсем недавно превратился в большой образовательный центр. « При открытии садика идея была не только в том, чтобы сохранить язык у детей из русскоязычных семей, но и чтобы дать возможность каждому окунуться в русскую среду, узнать русскую культуру и в целом сплотить русскоязычных людей – и детей, и взрослых. Звучит высокопарно, но я всегда мечтала, чтобы мои дети знали, чем я горжусь и носителем какого культурного наследия являюсь,” – не без гордости говорит Наталья Вензон, основательница “Россинки”.

Словом, выбор – за каждым. Главное, что за тысячи километров от дома этот выбор у каждого есть.


Опыт многолетней статистики показывает, что детские сады в Америке являются сферой, постоянно находящейся под контролем как государства, так и различных общественных организаций. Дополнительно можно добавить семейные диаспоры, религиозные общины, а также родительские сообщества. Все они осуществляют пассивное наблюдение и всевозможную помощь, возникающую в результате функционирования данных образовательных заведений.

По достижении пятилетнего возраста американские дошкольники попадают в детские сады, которые по существу являются нулевыми классами средней образовательной школы. Здесь происходит медленный переход от игр к обучающим программам, способствующих улучшенному восприятию информации:

  • чтение;
  • письмо;
  • другие полезные навыки.

Наибольшую популярность имеют дошкольные отделения средних школ. Их процент существенно превышает количество обучающихся в частных дошкольных заведениях.

Полезно! Американские специалисты высказывают мнение о том, что именно это время является идеальным для получения фундаментальных знаний и формируется личность маленького гражданина.

Занятия в детском саду в США

Классификация дошкольных учреждений

Как говорилось ранее, дошкольная система американцев подразделяется на 2 категории. Каждая из них предполагает занятия с детьми определённого возраста и по индивидуальным сценариям и программам. Все эти заведения для детей, в свою очередь, делятся ещё на несколько классов.

Частные

Частные садики являются наиболее распространёнными в Соединённых Штатах в 2019 году. На них приходится около 60% американских детей. Для таких заведений свойственно разнообразие, связанное с программами занятий, организацией питания и так далее. Как правило, в них имеется собственный автобус, оборудованный для перевозки детей, на котором осуществляются туристические и экскурсионные поездки.

Также он используется для дополнительной услуги, называемой в России «продлёнкой». Ситуация заключается в следующем: школы работают в среднем до 15 часов, родители ребёнка младших классов – допоздна.

В этом случае заключается договор, согласно которому ребёнка после школы будет забирать к себе садик, где он будет находиться под присмотром воспитателей. Сотрудник дошкольного заведения встречает ребёнка на крыльце школы и отвозит в сад. Для таких поездок и используется «садиковый» автобус.

Государственные

Государственные учреждения не пользуются популярностью среди населения. Это объясняется целым рядом существенных недостатков, достаточно знакомых по российским дошкольным заведениям. В первую очередь, это большое количество детей в одной группе, где внимания для всех категорически не хватает.

Огромная очередь, состоящая в большей степени из детей мигрантов или афро-американских семей, являющихся неблагополучными, делает государственные заведения ещё более невосприимчивыми для коренных американцев.

На дому

При церкви

Церковное дошкольное образование или садик при церкви пользуется среди американцев хорошим доверием. Связано это с тем, что большая часть населения, отдающая туда своего ребёнка, уверена, что работают там только верующие люди, и ничего плохого в церкви не случится.

Дети, остающиеся в садике на весь день, кушают то, что приготовили дома его родители. Недостатком является то, что разогрева ланча там не предусмотрено. Если ребенок в 12 -13 часов забирается домой, то обедать он тоже будет там.

Вне зависимости от классификации американских садиков, особенности американского дошкольного образования заключаются в единых правилах для всех: большая часть времени, которое ребёнок здесь проводит, должна уделяться занятиям.

Для ознакомления родителей регулярно вывешивают список, какие занятия проводились с их детьми. Помимо этого, каждое утро на стенд добавляется меню на день с указанием блюд, планируемых для приготовления на текущий день (за исключением церковных садов).

Полдник в детском саду США

Условия содержания детей

Деятельность ребёнка, находящегося в детском саду, заключается в строгом ориентировании на составленное ранее расписание занятий. Оно едино для всех организаций. Приём детей осуществляется в период с 7:00 до 8:30. Далее все усаживаются на ковёр и играют с игрушками и любыми другими материалами.

Около 8:45 начинаются занятия: дети садятся вокруг воспитателя, поочерёдно здороваются, затем взрослый просит каждого из них рассказать что-нибудь.

После этого следует завтрак, который обычно приносится непосредственно в группу, затем последующие систематические занятия, настроенные на развитие определённой склонности ребёнка. Ближе к 12 часам детей кормят обедом и укладывают спать.

Перед этим они естественно идут в туалет и чистят зубы. С 12:20 до 14:00 — тихий час – время, в течение которого все дети отдыхают, а воспитатели делают анализ пройденного материала и готовятся к последующим вечерним занятиям.

После подъёма и процедур умывания наступает время полдника и ещё одного короткого занятия на свободную тему, выбранную преподавателем. При условии хорошей погоды около 15:00 все выходят гулять на детскую площадку, оборудованную таким образом, чтобы избежать проникновения на неё посторонних, не допустить выхода за её пределы детей и предотвратить возникновение несчастных случаев.

После 16:00 за детьми приходят родители. Одни сразу забирают их и уходят, другие задерживаются, чтобы поговорить с воспитателем. Закрываются американские детские сады ориентировочно в 18:00. Однако многие частные заведения могут увеличивать график своей работы по договорённости с родителями, освобождающимися позднее стандартного времени.

Работа детского садика в Америке представлена на видео.

История появления первых детских садов

Первый детский сад в США появился в середине XIX века, в 1855 году. Его организаторами стали немцы, иммигрировавшие туда в результате революции. Изначально такие заведения предназначались для детей от родителей немцев. Через 3 десятилетия, в результате борьбы женщин за равноправие, количество учреждений стремительно увеличилось.

Помимо этого причинами роста стал динамичный рост населения городов, увеличившееся количество детей граждан, не говорящих на английском языке, которых срочно нужно было «американизировать».

Основной целью первых садиков являлась благотворительная миссия, связанная с приготовлением пищи, предоставлением одежды и обуви. Помимо этого, содержание детей из неблагоприятных семей и их обучение соединённым традициям приводило к тому, что снизилось количество преступлений.

На начало XX века практически в любом крупном городе функционировали публичные детские сады и стали появляться подготовительные учреждения при средних школах.

Метод Марии Монтессори

Мария Монтессори (1870 — 1952) – итальянский учёный, педагог, первая женщина-врач, итальянка. В период свой деятельности она длительное время работала с детьми, имеющими отклонения в развитии. Именно она создала единственную педагогическую систему, широко используемую в данное время.

Концепция учения Марии Монтессори заключается в уверенности в том, что основной побуждающий мотив действий ребёнка является желание развиваться, которое присуще ему природой, инстинктом и физиологией. При этом каждый испытывает его по своему: у одних это проходит бурно и стремительно, для других медленно и неторопливо.

Метод Марии Монтессори

Периодичность начинания определённой категории зависит от индивидуальности ребёнка, поэтому важным в этом случае является предоставить ему выбирать самостоятельно, исходя из собственных ощущений. Цель воспитателя заключается в подготовке предметной среды, с учетом потребностей развития полученных знаний.

Монтессори подготовила целый спектр дидактического материала, состоящего из огромного количества пособий, в которые добавлены современные дополнения.

Прежде всего она призывала придерживаться следующих правил:

  1. Не препятствовать ребёнку, если он хочет заниматься.
  2. После работы с материалами вернуть всё на свои места.
  3. Столкнувшись с новыми материалами, обратиться к воспитателю с просьбой показать, как с ним обращаться.
  4. При отсутствии у ребёнка желания заниматься он отправляется в игровую комнату, где можно прыгать, бегать и шуметь, не мешая другим.

В расписании занятий Марии Мотессори имеется специальное время, отведённое для прогулок и игр в таких комнатах. Все желающие могут зайти в них и заниматься чем угодно, однако для тех, кто желает остаться в группе и продолжить понравившееся занятие, делается исключение. Они остаются на месте и продолжают развивать свои проявившиеся признаки.

Именно таких нормативов и придерживается современная Америка. Учения итальянской женщины воспринимаются как своеобразный закон, нарушать который никто не имеет права. Однако главным критерием противоречащим её систематизации является классификация детей согласно IQ. Это можно назвать неравноправием, связанным с теорией об одинаковых возможностях для всех.

Интересно! Некоторые духовные направления относят Марию Монтессори к лику святых.