Изучение основ финансовой грамотности в детском саду со старшими дошкольниками. Как выстроить систему финансово-экономического успеха дошкольной образовательной организации

Наука о грамотном обращении с деньгами в стране не преподается на государственном уровне. Правительство заинтересовано выращивать потребителей, яростно поднимающие ВВП. Бизнес выращивает покорных рабов, готовых целую жизнь работать на зарплату. Банкиры заинтересованы в создании спроса на кредитные средства.
Поэтому непростая задача - воспитание финансовой грамотности у детей, лежит на плечах родителей.
Зачем нужны уроки, а также какие способы раннего управления финансами существуют, разберем подробно.

Как дети финансовую систему по полочкам разложили

Как сформируется финансовый мир в глазах детей зависит от уровня грамотности родителей, педагогов. А уровень этой грамотности в плачевном состоянии. Хорошо, если папа бизнесмен. Знает что и как устроено. Правда, часто у такого папы нет времени на преподавание, даже собственному ребенку.
Притча «Как дети финансовую систему по полочкам разложили» как нельзя лучше отображает уровень грамотности народа в финансовых вопросах.

Отличия потребностей и желаний

Родители ошибочно полагают, что понимание отличия потребностей и желаний придет само в определенном возрасте. Однако, многие и в сорок лет еще не научились проводить грань между этими понятиями. Если не хотите, чтобы ваши отпрыски оказались в этом числе начинайте вести разъяснительные беседы с малолетства, с учетом детской психологии. Помогут сказки, игры, наглядные пособия.

Планируйте семейный бюджет вместе

Привлекаем самых маленьких. Чем младше ребенок тем более укрупненная модель бюджета. Главное - активы и пассивы. Цель — научить детей отличать одно от другого. Начинаем с самого видного. Чем старше, тем больше деталей. Отдельно стоит разбирать личный детский бюджет.

Как научить ребенка финансовой грамотности

В школе учат совершенно не той финансовой грамотности, которая приводит к богатству. Детей научат как платить налоги, как брать кредиты, что такое деньги, кто такой Карл Маркс. Это важно. Но не научит человека стать финансово независимым гражданином.

Чему и как учить?

Принципы финансовой грамотности:

  1. Финансовое планирование, которое включает постановку финансовых целей. Разбивка на долгосрочные, а также краткосрочные цели.
  2. Понятие бюджета. Доходная и расходная часть бюджета легко может уложиться в голове маленького человека, если преподнести ее в виде интересного рисунка. В детскую доходную часть можно включить , подарки, поощрительные доходы за достижения.
  3. Принципы экономии. Расскажите ребенку как сбережения.
  4. Способы заработка. Ребенок должен научиться понимать что папин кошелек не рог изобилия. Для этого стоит производить пояснительные беседы с отпрысками о том как деньги зарабатывают.
  5. Способы создания пассивного дохода. Детям любого возраста можно подобрать способы инвестиций.
  6. На чем основана работа банков. Что такое кредитные, дебетовые карты. Как работает эта система.
  7. Милосердие. Научите отпрыска заботиться не только о личном бюджете, но и оказывать посильную помощь нуждающимся. Расскажите о способах как оказать финансовую помощь нуждающимся детям. Помощь не обязательно денежная. В последнее время в нашей стране развивается волонтерское движение. Найти волонтерские группы работающие по интересному, допустимому для ребенка направлению не составит труда.

Возрастные группы и уровни преподавания

Дошкольники

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен сам принцип много работал - получил зарплату. Понимание того, что значит денег много не бывает, придет не сразу.
Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке. Вариант подробного объяснения в магазине почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.
У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение - обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Младшие классы

Начальная школа — самое время создания основательного подхода к обучению финансовой грамотности. В глазах детей этого возраста финансовый мир еще иллюзорен. Малыши только начинают понимать что необходимо трудится, чтобы зарабатывать деньги. Хорошо, если у младших школьников уже существуют навыки самостоятельной траты денег в магазине. Если вы еще не начали приучать детей к собственным деньгам, самое время выдавать . Пусть ребята совершают финансовые ошибки на мелких суммах. На этом выстроится умение обращаться с деньгами.

Подростки

Школьники понемногу начинают понимать необходимость разумного расходования средств. Переходите с еженедельных выплат на ежемесячные. Сумма выдаваемых денег должна расти.
Принципы финансовой грамотности подросткам и молодежи уже следует разъяснять основательно. В этом возрасте познакомьте детей с графиком источников дохода который описывал Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа». Источников четыре: заработать будучи наемным работником, работая на себя, создав бизнес и инвестиционные доходы.


Следующий пункт обязательный к изучению детьми: достижение финансовой безопасности.
Подростки уже задумываются о том как заработать.

Формируем правильное отношение к кредитам
Понимание, что такое заем денежных средств важный финансовый навык. Многие прошли эту школу на собственной шкуре не зная правил игры. Научив школьника финансовой грамоте, поможете не совершать глупых ошибок.
По статистике каждый пятый россиянин — держатель кредитной карты, каждый седьмой одновременно выплачивает 2 и более кредитов. Большинство кредитных целей относятся не к потребностям, а к желаниям, без которых можно обойтись.
Показать работу кредитов нужно наглядно с помощью рисунков, таблиц. Важно не запугать ребенка кредитами, а научить грамотно использовать привлеченные средства.

Термины, без которых не обойтись

Деньги
Финансы
Кредит
Банк
Министр финансов
Министерство финансов

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель - стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни.
7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.
А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию.
Аналогичная — Big Farm .
Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.
Rising Cities - градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Мировой бестселлер по финансам Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» теперь могут прочитать дети. Вышла в свет книга адаптированная под подростковый возраст под названием «Богатый папа, бедный папа для подростков» . С помощью упражнений, схем, наглядных примеров эта книга способна сформировать правильное понимание финансового мироустройства.
Книга «Финансы для тинейджеров» Поповой Натальи раскроет важные понятия: налоги, банки, кредиты.
Книга «Пес по имени Мани» Бодо Шефера в форме интересного приключения раскроет важную тему финансовой грамотности детям.

О. Ю. Мельникова, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста ‑ новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подго­товив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.

Актуальность формирования финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и обществен­ной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
  • с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети ‑ это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

С помощью игр можно донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в неё положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счёт.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не всё покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко»

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребёнку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Ход игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Услуги и товары»

Цель : закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал : предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несёт корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Ход игры: Из-за театральной ширмы слышен голос героя: «Ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?». Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы «Товары» и «Услуги». Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия: мама печёт пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

Список информационных источников

  1. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / Л. И. Галкина. - Челябинск, 2006.
  2. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно - методическое пособие [Текст] / Л. Н. Галкина. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
  3. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А. Г. Гогоберидзе; под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцево. - СПб. : Питер, 2013.
  4. Поиграем в экономику [Текст] / Н. И. Аксенова (и др.). – Ростов н/Д:Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники, 2003.
  5. Полиманская, Т. И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности [Текст] / Т. И. Полиманская // Нравственно - трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 1987.
  6. Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей. Программа образовательного курса [Электронный ресурс] / С. В. Герасименко (и др.). – Режим доступа: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
  7. Стахович, Е. В. Говорим с детьми о финансах [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  8. Стахович, Е. В. Играем вместе [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  9. Стахович, Е. В. Методические рекомендации для воспитателя [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  10. Стахович, Е. В. Мини - спектакли [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  11. Стахович, Е. В. Рассуждаем и решаем [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  12. Стахович, Е. В. Читаем и обсуждаем [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  13. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Д. Шатова. - М., 2005.

Работа дошкольного образовательного учреждения по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

1 год работы
В этом учебном году наш детский сад вошел в число 10 садов города, реализующих программу по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
В чем же актуальность данного направления работы и зачем же изучать финансовую грамотность в детском саду.
Хочу рассказать историю из своей жизни.
Однажды мой старший сын (ему тогда было 6 лет) в рассуждениях о том, кем он хочет стать, заявил – я хочу работать в банке. На порос почему, он ответил: «Там всегда дают деньги. Я буду работать в банке и у мня будет много денег». И я никак не могла ему объяснить, что деньги в банке не появляются просто так, и что просто так их людям не дают. Такие же высказывания были в адрес банковских карт. Мои дети не могут понять, что деньги не появляются на карте просто так, что это зарплата – оплата за то, что я работаю на работе.

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях.
«Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Обо всем об этом и рассказывает программа, на основе которой дети изучают финансовую грамотность в нашем детском саду.
Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития.


Изучению данной программы посвящен 1 час (25 или 30 минут) в неделю в старших и подготовительных группах по вторую половину дня.
Для организации занятий в детском саду была преобразована предметно-пространственная среда групп: организованы уголки по финансовой грамотности, изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», разработаны и изготовлены настольные дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные», совместно с родителями собраны мини-музеи «Деньги разных стран».




При планировании данной работы с педагогами были проведены обучающие семинары-практикумы с целью разъяснения особенностей программы, использованию практических материалов, мультимедийному сопровождению.


При организации работы с детьми на начальном этапе проводилась диагностика для определения начальных знаний детей о финансовой грамотности. По результатам можно было сделать следующие выводы: многие дети старшего возраста имеют недостаточные знания о потребностях человека, о знаниях терминов «заработная плата», «продукт труда», «цена». Таким образом необходимость данных занятий стала очевидна.
Значимую помощь воспитателю и дошкольникам в освоении курса могут оказать родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.



Целесообразно параллельно с изучением курса привлекать ребенка к решению семейных проблем, связанных с экономикой: распределение семейного бюджета, накопление и сохранение части денежных средств для приобретения более дорогих вещей (через банковскую систему) и т. д. Походы с ребенком в магазин (на рынок, в банк) могут стать хорошей площадкой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения курса, и служить основой грамотного финансового поведения в будущем.
Методические рекомендации предусматривают выполнение детьми совместных домашних заданий, где родителям отводится важная роль консультанта, помощника.
Работа в детском саду в данном направлении только начинается, промежуточные результаты можно будет подвести в конце учебного года.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

До школы.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

А как Вы разговариваете со своими детьми о деньгах? Поделитесь в комментариях к статье своим опытом обучения детей финансовой грамотности.

Имею высшее образование КГПУ им.К.Э.Циолковского по специальности преподаватель детской психологии и педагогики, методист дошкольного образования. Семья 3 человека. Дочь выпускница 11 класса Одинцовского лицея №10. Работаю в сфере дошкольного образования более 15 лет. Являюсь победителем районного конкурса "Дошкольный педагог района 2016" и лауреатом конкурса "Воспитатель года Подмосковья 2016", а также отмечена доске почета г.Одинцово "Их назвали лучшими"

Формирование финансовой грамотности детей в процессе социализации на ранних этапах обучения

Присоединиться

Тема проекта:

Инновационные и информационные технологии

Тематика:

Инновации

Муниципальное образование:

Одинцовский м.р.

Описание проекта:

С ноября 2017 года в нашем детском саду началась реализация международного проекта «Афлатун: финансовое и социальное образование детей». Надо отметить, что наш детский сад первый в Одинцовском муниципальном районе участвует в реализации международном проекте.

от 20.10.2017 № 2640а

В проекте участвуют педагоги и воспитанники подготовительных к школе групп (60 детей) и их родители, старший воспитатель, педагог-психолог.
Инновационный процесс осуществляется поэтапно.
На первом этапе в учреждении разработаны мероприятия по внедрению программы, создаются условия, пополняется развивающее предметно-игровое пространство, организована работа творческой группы педагогов.
С целью реализации нововведений в практику работы учреждения в течение 2017 – 2018 уч.г. с воспитателями проводились:
- ознакомление с содержанием программы, моделированием методов и приемов взаимодействия с детьми, которые станут эффективными и будут способствовать усвоению программных знаний дошкольниками;
– обсуждения на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе ДОУ и определение ее тематики;
– создан совет эксперимента (научно-методический совет) и определена его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента
– организована специальная подготовка педагогов к работе в экспериментальном режиме (три педагога прошли курсовое обучение на базе АСОУ);
Так же были внесены коррективы в годовой план ДОУ.
В данный момент проект находится на втором «практическом» этапе.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Цель: Помочь детям осознать их потенциал для того, чтобы сделать мир лучше посредством образования. Обеспечить социальное и финансовое образование детей старшего дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Задачи проекта:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные, материальные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование финансовой грамотности, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни;
- развитие позитивного и благоприятного восприятия себя как личности;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Достигнутые результаты:

Приказ Управления образования Одинцовского муниципального района
«О проведении экспериментальной работы в муниципальной образовательной системе в 2017-2018 учебном году »
от 20.10.2017 № 2640а

Приказ от 18.12.2017г. № 389-07 «О присвоении статуса академической площадки ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Сертификаты, подтверждающие обучение по программе "Афлатот: социальное и финансовое образование детей дошкольного возраста" Крамина О.Н., Сидоренкова А.А., Сова Е.В.

Благодарность за активную помощь при проведении Международного конкурса "Финансовая грамотность" Сидоренковой А.А., Сове Е.В.

Дипломы Громову Юрию, Касаев Александр, Орлов Платон, Куреева Варя, Зарудская Варя, Зиновьев Сергей, Положенцева Настя, Яворский Арсений, Кузьмин Станислав (воспитанники детского сада), занявшие 1 место в Международном конкурсе "Финансовая грамотность"

Диплом за 2 место в VI Международном конкурсе методических материалов "Уроки финансовой грамотности" Сидоренкова Алла Александровна

Сертификаты, подтверждающие выступления с докладами на научном методическом семинаре в АСОУ: Сова Е.В., Сидоренкова А.А., Крамина О.Н.

Социальная значимость проекта:

Новизна заключается в самой постановке вопроса - «преподавать экономику» детям старшего дошкольного возраста путем внедрения кейс-метода.
Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для положительного воздействия. Развитие детей в этот период сильно зависит от окружающей их среды, а эффект от обучения в этот период остается на всю жизнь. Образовательная программа «Афлатун: финансовое и социальное образование детей» разработана для этой возрастной группы детей.
Дети получают первые задатки социального и финансового образования задолго до того, как идут в школу. Основная часть знаний о планировании бюджета, сбережениях, растратах и использовании денежных средств основана на повседневной жизни. Еще до того, как формируются денежные понятия, простое понимание того, как использовать доступные ресурсы, или, например, категории “закончилась еда”, “покупать только необходимое” – это те ежедневные реалии из сферы финансового образования, с которыми сталкиваются дети.
У дошкольников также сформированы временные рамки, они понимают, что иногда, чтобы получить что-либо, лучше подождать, чем получить это сейчас. Дети в возрасте 3-х лет также сталкиваются с материальными ценностями, давая и делясь, не только посредством подарков и ценных вещей, но и путем взаимодействия друг с другом. Другие не менее важные навыки, формирование которых включает в себя программа «Афлатун: финансовое и социальное образование детей», это пользование по очереди, принятие решений и постановка целей. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. У детей дошкольного возраста присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного.
Педагогическая целесообразность заключается в создании таких ситуации, при которых тяга детей к познанию и восприятию нового станет постоянной. Формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представление о новых профессиях и умение рассказывать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка со взрослым, приобретаются такие качества, как умение продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
Так как у дошкольников основной вид деятельности - игра и преобладает наглядно-образное мышление, то игровая деятельность становится основным средством формирования экономической культуры у детей 6-7 лет.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Внедряя множество инноваций, за время работы в детском саду, я поняла, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей. В своей педагогической деятельности я внедряю азы экономической науки и способствую к изучению экономики в детском саду. Цель моей работы заключается в развитии реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Огненный шарик из космоса помогал мне, как педагогу организовать учебный процесс с детьми. Именно Афлатун, веселый, добрый и находчивый герой побуждает детей исследовать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Девизом Афлатуна является: «Исследуй, думай, изучай и действуй».
Зачастую, именно он фокусирует внимание детей на поставленной перед ними проблеме. А почему? Да потому, что всем известно, что играя, ребенок учится. Все занятия и мероприятия проводятся в игровых формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки, проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»; организация настольных игр (Денежный поток, Монополия,), развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы»; решение арифметических задач, кроссвордов – все это учило детей рассуждать, делиться своими суждениями, вести диалог, ценить и защищать материальные и нематериальные ценности.

Общение с Афлатуном и решение проблемных задач, которые мы можем найти в программе или придумать самостоятельно, помогают детям легко знакомиться со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений. Программа позволила раскрыть взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность - с другой.

В наших группах появилась традиция утреннего и вечернего кружка с Афлотуном. Где мы с детьми рассказываем ему о том, что узнали и о том, что произошло. Проводим беседы и занятия на тему: «Почему от Федоры убежал посуда?», «Тепло в детском саду», «Вода – волшебная жидкость и она нужна всем», «Для чего экономить воду?», «Береги природу сегодня», «Береги одежду, пока новый».
Очень нравится детям рассказывать Афлатуну про Россию, изучая ее фольклор. Особое внимание мы уделяем пословицам. Ведь там хранится послание для будущего нашей страны: «Где лад, там и клад.», «Кто, где родился, там и пригодился», «Семь раз отмерь один отрежь».
Вместе с Афлатуном мы провели акции в детском саду: «Каждому скворцу по дворцу», «Синичкина столовая», «Здоровый город»
Очень понравилось развлечение КВН «Маленькое путешествие в экономику».
Неотъемлемой частью педагогического процесса в нашем детском саду является участие дошкольников во Всероссийских и международных интернет-конкурсах и олимпиадах. В этом году наши дети приняли участие в олимпиаде «Финансовая грамотность».
Полученные знания дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Магазин», «Семья» и др.. Игры детей стали более содержательными, в игры детей введены новые элементы (деньги, кошельки, банкоматы, банковские карты, новые отделы в игрушечном АТБ и др), расширился круг игровых ролей, пополнился словарь детей, игровой замысел малышей стал более творческим, а действия самостоятельными.
Огромное спасибо мы говорим нашим соратникам – родителям воспитанников. Как вы понимаете, без участия и поддержки сос стороны родительской ассоциации в настоящее время трудно добиться положительных результатов в формировании целостной личности человека.
В своей практике мы часто используем этот метод, потому что считаем, что он обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Совместно с детьми и их родителями мы создаем интеллект-карты, помогающие лучшему усвоению незнакомых понятий. Одна из интеллект-карт заняла 2 место в международном конкурсе по финансовой грамотности детей.
Прежде, чем приступить к работе над картой, мы с детьми искали ответы на поисковые вопросы, которые задал Афлатун: Что вы уже знаю о деньгах? Что хочу узнать? Как узнать?
Ответы на поставленные вопросы мы искали вместе с Афлатуном в ходе тематических бесед, организованной образовательной деятельности, в общении с родителями, делились впечатлениями об увиденном в повседневной жизни.
Детям раскрывались темы: «Какие бывают деньги» - мы говорили про купюры, монеты, электронные деньги. «В каждой стране своя валюта» - марки, доллары, центы и т.д. Для данной темы была специально создана проблемная ситуация «мы оказались в чужой стране, а у нас только российская валюта – что делать?». Далее мы беседовали с детьми о понятиях «доходы и расходы», «как экономить деньги?», «что такое экономия?», «благотворительность».
Полученную информацию дети самостоятельно или с помощью родителей изображали графически или в виде зарисовок, кто-то делал небольшие записи. В ходе проекта карта находится в свободном доступе для детей. Ребенок может подойти, вспомнить, что было изучено, может дополнить тем, что узнал, а также обсудить со своими сверстниками и Афлатуном информацию. Интеллект-карта заполняется по мере изучения той или иной проблемы. Когда была заполнена наша карта, мы провели итоговое занятие.
На этапе рефлексии интеллект-карта помогает определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые задал им в начале проекта Афлатун.
Мы считаем, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.
Социально-значимые акции формируют у детей активную жизненную позицию. Так же формируются такие ценности как милосердие, доброта, ответственность, активность, коллективизм, организованность.
В рамках проекта участниками были проведены следующие акции социального значения: «Новогодняя благотворительная ярмарка», «Синичкина столовая», «Каждому скворцу – по дворцу», «Книжкина гостиница «Афлатун», «Здоровый город»
Акция «Новогодняя благотворительная ярмарка». Слово ярмарка у многих из нас вызывает очень теплые воспоминая детства. Вот и мы решили детям подарить возможность поучаствовать в таком мероприятии. Детям было дано задание придумать, что они могли бы сделать своими руками для продажи на ярмарке. К этому процессу были подключены родители воспитанников. В ярмарке приняли участие дети 4х групп. Каждая группа на ярмарке представила свой товар: выпечка, поделки из ткани, мыла, бумаги и т.д. Самым важным было то, что не было установлено цен на товар. Дети сами решали сколько могут отдать своих денег, которые они за неделю проекта заработали в своих группах, выполняя ту или иную работу. Акция была благотворительной. На вырученные от продажи своего товара средства дети каждой группы имели возможность выбрать подарки для малышей нашего детского сада.
Акция «Книжкина гостиница «Афлатун». Целью акции являлось расширение кругозора детей, которое будет способствовать возникновению желания научиться читать, узнавать через книгу новое о своей Родине, а так же научиться вести себя в общественных местах. Идея акции возникла тогда, когда дети решили познакомить Афлатуна с Россией, ее традициями и культурой. Детей подвели к пониманию того, что через общение с книгой происходит единение человека с историей. Пушкин А.С. говорил «Чтение – вот лучшее умение». Дети посетили библиотеку поселка Барвиха и школьную библиотеку. В детском саду с помощью родителей мы организовали «Книжкину гостиницу «Афлатун», где разместили книги, принесенные детьми из дома для обмена. Это вызвало большую радость и интерес со стороны детей к книге. Дало возможность тем детям, у которых очень мало книг дома, познакомиться с новыми «друзьями».
Очень интересная акция получилась благодаря активной позиции родителей воспитанников. Это акция «Здоровый город», которая проводилась в рамках районного мероприятия. Цель акции – формирование здорового образа жизни, культуры здоровья и поддержания активного долголетия. В нашу акцию входили следующие мероприятия: утренняя гимнастика для всех, конкурс детских рисунков «Будь здоров», лекторий для родителей «Здоровым быть модно», пешеходный маршрут «1000 шагов к здоровью».