Виды здоровьесберегающих технологий используемых в доу. Современные здоровьесберегающие технологии в доу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МКДОУ Митрофановский детский сад Кантемировского муниципального района Воронежской области

Контрольная работа

по дисциплине

"Теоретические основы дошкольного воспитания"

на тему: " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, их характеристика "

Воспитатель: Малько М.Н.

Введение

1. Здоровьесберегающие технологии - система мер по охране и укреплению здоровья детей

1.1 Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании-классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду

1.2 Характеристика здоровьесберегающих технологий

2. Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Заключение

Список литературы

Введение

"Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье - это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы".

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к "Словарю русского языка" С.И. Ожегова: "Правильная, нормальная деятельность организма". В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. С целью укрепления здоровья дошкольников в образовательных учреждениях должны использоваться различные здоровье сберегающие технологии.

Цель: рассмотреть различные виды здоровье сберегающих технологий.

Задачи:

Ш Рассмотреть понятие здоровье сберегающих образовательных технологий;

Ш Рассмотреть классификации здоровье сберегающих технологий в ДОУ.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Ш по этапам поиска: метод отбора материала;

Ш по уровню проникновения в сущность: изучение материала; анализ и синтез;

Ш по функциям: объяснение.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровье сберегающих образовательных технологий.

1. Здоровьесберегающие технологии - система мер по охране и укреплению здоровья детей

1.1 Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании-классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду

Технология (от греческих слов "techne" - искусство и "logos" - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью. (Н.К. Смирнов)

Понятие "здоровьесберегающие технологии" появилось в педагогическом обиходе в последние 8-10 лет. По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека на 50% - зависит от собственного образа жизни, на 20% - от окружающей среды, на 20% - от наследственности, на 10% - от здравоохранения в стране.

Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности" для здоровья.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:

Ш здоровьесберегающую структуру ДОУ;

Ш оптимальные условия жизнеобеспечения детей;

Ш формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий:

Ш обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья;

Ш сформировать необходимые знания здорового образа жизни;

Ш научить использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, различают физическое, психическое, социальное и нравственное.

Принципы здоровьесберегающих технологий - это системность и последовательность всестороннего и гармоничного развития личности, принцип сознательности, активности и непрерывности здоровьесберегающего процесса, учет доступности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, индивидуальные занятия.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии, коррекционные, спортивно-досуговые, экологические и др.

Составляющие элементы медико-профилактической технологии:

§ организация мониторинга здоровья дошкольников;

§ организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,

§ физического развития дошкольников, закаливания;

§ организация профилактических мероприятий в детском саду;

§ организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

§ организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительной технологии:

§ развитие физических качеств, двигательной активности;

§ становление физической культуры дошкольников;

§ дыхательная гимнастика,

§ массаж и самомассаж,

§ профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

§ воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Технологии валеологического просвещения родителей:

папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - наиболее значимые из всех вышеперечисленных на здоровье детей.

1.2 Характеристика здоровьесберегающих технологий

Медико - гигиенические технологии направлены на укрепление здоровья детей. Они представляют собой комплекс оздоровительных и реабилитационных мероприятий для дошкольников с функциональными и некоторыми органическими нарушениями различных физиологических структур (нарушения опорно - двигательного аппарата, зрения, слуха и др.) и часто и длительно болеющих детей.

Одним из существенных достижений современной медицины является разработка новых оздоровительных технологий на основе средств физической культуры (Т.К. Марченко, С.Д.Поляков, С.В.Хрущев). Так, эффективным средством профилактики и коррекции деформации позвоночника специалисты считают правильное и своевременное проведение лечебной физкультуры. В процессе занятий лечебной (корригирующей) гимнастикой, направленной на коррекцию у дошкольников различной патологии в развитии опорно-двигательного аппарата, в условиях дошкольного учреждения необходимо проводить общеразвивающие и специальные физические упражнения. Для общеразвивающих упражнений наиболее целесообразно использовать современное реабилитационное оборудование: ортопедические мячи (фитболы), "сухие" бассейны, мягкие модули, детские тренажеры. Полезны также упражнения с использованием обычного физкультурного оборудования (гимнастические палки, мячи разных размеров, скакалки и др.).

Внедрение в ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать плавание для закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей. Плавание влияет не только на физическое, но и на умственное формирование ребенка, стимулируя его нервно-психическое (психомоторное) развитие. Активное движение укрепляет мышцы, сердечно-сосудистую систему, дыхательный аппарат.

Во многих детских садах сегодня вводятся занятия с использованием тренажеров. Занятия проводятся в строгом соответствии с медицинскими и педагогическими рекомендациями. Реализация новых форм занятий с использованием тренажеров способствует не только тренировке организма ребенка, но и предусматривает решение лечебных и воспитательных задач.

Определенный интерес представляет опыт реализации в дошкольном учреждении дополнительных корригирующих упражнений, элементов гимнастики, йоги, обучение детей самомассажу, акробатике, спортивным танцам, художественной гимнастике. Все это значительно обогащает и усиливает оздоровительную направленность всех форм двигательной активности детей в детском саду.

Особую роль в оздоровлении детей специалисты отводят музыке. Так музыка является интегральной основой программы "Здравствуй!", разработанной доктором медицинских наук М.Л. Лазаревым, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Использование в работе ДОУ программы "Здравствуй!", которая содержит здоровьесберегающие технологии, позволяет существенно улучшить состояние здоровья и развитие детей и подготовить их к школьному обучению.

Все эти разнообразные формы и технологии применяются в процессе предшкольной подготовки, направленной на развитие основных двигательных качеств, совершенствование механизмов памяти, формирование речи, навыков чтения, художественно-изобразительной деятельности, воспитание музыкальности, мотивации здорового поведения.

Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. Педагоги проводят большую работу по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы и приемы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, и таким образом приобщают детей к здоровому образу жизни.

Особое внимание уделяется системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребенка. Как показывает практика дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, игр-имитаций.

Особое внимание уделяется современным методам укрепления психического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребенка. В настоящее время наблюдается интенсивное развитие разнообразных игровых технологий, используемых для сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного возраста. Обеспечивается возможность для полноценного развития ребенка, в значительной мере создаются условия для сбережения и укрепления здоровья детей.

Успешность реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения зависит также от уровня взаимодействия педагогов и родителей. Все большее значение приобретают разнообразные формы работы с родителями: игровые родительские объединения, собрания, в которых предусматриваются информационные беседы со специалистами; игровые практикумы; тренинги; консультации педагогов; дни открытых дверей; школы успешных родителей; молодой семьи; здоровья; здорового досуга; обмен семейным опытом. Все это способствует повышению педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка.

2. Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Детский сад входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения основам жизни и здоровья, и гигиенического воспитания. Внедрение здоровьесберегающих технологий и вкрапливание оздоровительных мер в воспитательно - образовательный процесс, подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности детского сада.

Словосочетания "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового образа жизни" заняли прочное место в работе всех участников образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.

Правила здоровьесбережения: соблюдайте режим, больше двигайтесь, обращайте больше внимания на питание, старайтесь получать как можно больше положительных эмоций, гоните прочь уныние и тоску, желайте себе и окружающим только добра.

Планируя здоровьесберегающие технологии, мы выделяем:

· формы работы

· время проведения в режиме дня

· возраст детей

· особенности методики проведения

Педагоги детского сада реализуют следующие здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:

· степ-аэробика

· музыка цвета

· алфавит телодвижений

· игровые массажи и самомассажи

· веселый тренинг

· корригирующая гимнастика

· комплексы упражнений на развитие мелкой моторики

· гимнастика для глаз

· пальчиковая гимнастика

· дыхательная гимнастика

· физкультминутки

· минуты тишины

· минуты музыки

· психогимнастика

· релаксация

В работе с детьми степ - аэробика используется как самостоятельный вид физкультурно-оздоровительной деятельности с занятиями продолжительностью от 10 до 30 мин, так и в виде отдельных блоков, являющихся составной частью физкультурного или тренировочного занятия.

Таким образом, степ-аэробика в ДОУ используется:

· в виде полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с

· детьми старшего дошкольного возраста (продолжительность 25--35 минут);

· в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

· как часть занятия (продолжительность 10-15минут);

· в виде показательных выступлений детей на праздниках;

· как степ-развлечение.

Аэробика способствует развитию силы, ловкости, быстроты, приучает детей ориентироваться в пространстве, улучшает функции вестибулярного аппарата. Занятия степ - аэробикой вызывает у детей радость и восторг, дарит им свободу и радость движения, значительно улучшает самочувствие и надолго сохраняет хорошее настроение.

Существует специальная методика, названная С.И. Веневцевым "Алфавитом телодвижений", суть которой заключается в выполнении определенных двигательных действий на каждую букву алфавита. Это оказалось так интересно и увлекательно! "Алфавит телодвижений" состоит из тридцати трех двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. В ДОУ дети получают первые элементы знаний о самомассаже, акупунктуре, о медицинской помощи, которую могут оказать своим товарищам. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Массаж ушных раковин - показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Введение в структуру занятий упражнений с элементами акробатики, систематизированных под названием "Веселый тренинг", который создала К.К. Утробина, на каждом занятии после основных движений выполняются с детьми игровые упражнения в течение двух минут. По мнению К.К. Утробиной "введение в структуру занятий упражнений с элементами акробатики, позволяет детям в игровой форме развивать гибкость, координацию, укреплять мышцы, понимать, как они владеют своим тело, упражнения дают нагрузку специальным группам мышц". Каждое освоенное упражнение для ребенка - это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Вот только некоторые упражнения, которые дети выполняют: " Ах, ладошки, вы, ладошки!", "Карусель", "Насос", "Лодочка", "Экскаватор" и др. Выполнение данных игровых упражнений доставляет детям массу удовольствия и много радости!

В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последним в череде необходимых "характеристик" здоровья является нормальное зрение. Смотреть на мир и видеть его красоту - большое счастье. И это счастье человеку дают глаза. Для поддержания достойного уровня зрения в нашем детском саду используются: соблюдение светового режима, правильное рассаживание на занятиях, специальная гимнастика для глаз. В середине каждого занятия воспитатели проводят физкультминутки, или динамические паузы. В их состав обязательно включены упражнения для глаз, которые способствуют профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей. Пальчиковая гимнастика, используемая в работе с детьми служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому в своей работе нужно использовать специальные дыхательные упражнения.

В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения, типа "тепло-холод", они при посредстве своего воображения овладевают навыками самопроизвольной терморегуляции организма. В игре "Холодно-жарко" подул холодный северный ветер - дети съежились в комочки. Выглянуло солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками, происходит напряжение и расслабление мышц туловища. В процессе проводимых психологом игр "Веселая пчелка", "Остров плакс", "Шалтай-болтай", "Заводим машину", дети "плачут" и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражают свои эмоции, они полностью раскрепощены. Это развивает в них чувство доброты, отзывчивости на чужую боль. Для детей это только игра, а в результате кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки дети обретают умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в восприятии бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества в семью, делая нас - взрослых добрее, мягче и светлее.

Минуты тишины. Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом "тишина" и ожидает выполнения написанного призыва. Тихим голосом, доходящим до шепота, взрослый обращает внимание детей на правильную позу, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног. Дети тихо сидят одну минуту. Можно предложить им в это время прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. "Минуты тишины" являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой волевых центров. педагогический здоровьесбережение детский

Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом: "К здоровой семье через детский сад", что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи.

Для этого используются различные формы и методы:

· групповые родительские собрания "Чтобы ребенок рос здоровым";

· анкетирование "Как мы укрепляем здоровье в своей семье";

· совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья;

· памятки, буклеты из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";

· дни открытых дверей в обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы).

Особое значение в укреплении здоровья детей, координации всестороннего физического и психического развития, в детском саду придается построению двигательной предметно - развивающей среды. Решению задач физического воспитания способствует создание условий, обеспечивающих подбор физкультурного оборудования и спортивного инвентаря. Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Конечно! Немного фантазии и… можно что-то изготовить своими руками.

В групповых комнатах имеются центры физической активности, оснащенные не только традиционным спортивным инвентарем, но и ярким нетрадиционным оборудованием и пособиями, изготовленными из бросового материала, привлекающими глаз ребенка для того, чтобы он хотел с ним заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого были изготовлены: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек "киндер-сюрпризов"; поролоновые ласты, массажные коврики из пуговиц, пробок, веревок, фломастеров, кусочков меха и мн. др.

Такие снаряды учат детей сохранять равновесие, развивают координацию движений, быстроту реакции, ловкость, глазомер, меткость; способствуют активизации биологически активных зон, оказывают тонизирующее действие, а так же используются для профилактики и коррекции плоскостопия.

Несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. Педагоги ДОУ подошли к этой проблеме творчески - создали предметную среду на полу с помощью рисунков, которые легко выполняются из цветной изоленты, пленки или скотча. Важно, что рисунки на полу способствуют разностороннему развитию дошкольников, так как в процессе двигательной активности совершенствуется и умственная деятельность детей (двигаясь, дошкольники быстрее запоминают счет, цифры, цвет, форму). Гармоничность сочетания разнообразных форм рисунков и их цветовой гаммы вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают интерес к выполнению упражнений. А еще дети любят играть с "тихими тренажерами". "Тихий тренажер" - это наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариантах от пола и до 1,5м., силуэты ножек от пола и до 70 см.; разноцветные полоски (5-10 штук) для подпрыгивания.

Созданная система в ДОУ по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально - активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей.

Заключение

Использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.

Учитывая приоритетное направление нашего образовательного учреждения " Физическое развитие детей " и применение в своей работе здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов:

Ш положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости;

Ш повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости;

Ш развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).

Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом и продолжает работу по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей.

Таким образом, правильно организованная воспитательно - образовательная и систематическая физкультурно-оздоровительная работа в детском саду положительно влияет на физическое развитие детей, способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.

Полученные детьми знания, умения и навыки позволят найти наиболее эффективные способы укрепления и сохранения детьми собственного здоровья. Приобретенные навыки, помогут осознанно в будущем выбрать здоровый образ жизни.

Наши воспитанники знают основы здорового образа жизни, сознательно относятся к своему здоровью и умеют использовать доступные способы его укрепления. Проводимая в системе работа педагогов ДОУ выявила положительные тенденции формированию у дошкольников интереса к здоровому образу жизни. И это радует!

Список литературы

1. Григорьева Е., Герасимова Е. Степ - аэробика для малышей. //Физкультура и спорт.- 1997г. - №9.

2. Научно - практический журнал // "Инструктор по физкультуре", 2009 №3

3. Научно - практический журнал // "Инструктор по физкультуре", 2011 №1

4. Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009

5. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007

6. Колесникова С.В. Детская аэробика./ Изд - во: Феникс. - 2005г.

7. Майорова А. Алфавит телодвижений. //Обруч. - 2003г. - №3.

8. Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. - 2002г.

9. Сайкина, Е.Г., Фирилева, Ж.Е. Са-Фи-Дансе./ С-П. Детство-Пресс. - 2000

10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009 №10

11. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009 №6

12. Суханина С. Музыка цвета. // Обруч. - 2008 №6

13. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и Д., 2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Влияние нарушения слуха на развитие ребенка. Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде, их функции, классификация, принципы формирования. Рекомендации для воспитателей коррекционных дошкольных учреждений для слабослышащих детей.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2015

    Подходы к понятию здоровье. Состояние здоровья учеников, влияние на него образовательного процесса школы. Психологические и физиологические особенности учащихся среднего звена. Технология реализации здоровьесбережения в школах Белгородской области.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2015

    Характеристика основных видов музыкальной деятельности ребенка и изучение теоретических основ музыкального образования в детском саду. Проведение педагогического эксперимента по формированию педагогических условий музыкального обучения в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Сущность здоровьесберегающих образовательных технологий; анализ учебно-воспитательного процесса на примере здоровьесберегающей методики В.Ф. Базарного. Планирование и организация педагогической работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2014

    Место здоровьесберегающих технологий в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. Общие вопросы управления процессом здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка - детский сад № 6 "Родничок".

    курсовая работа , добавлен 02.09.2014

    Дошкольный возраст как самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Сберегающие здоровье технологии, включенные в процесс работы над песней, их влияние на укрепление физического здоровья, развитие у детей певческих умений.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2014

    Характеристика возрастных возможностей детей дошкольного возраста. Роль и значение организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении в познавательно-речевом развитии детей. Основные принципы словарной работы в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Педагогические условия организации работы по физической культуре детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения. Оздоровительная физкультура в детском возрасте.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2012

    Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Понятие и сущность инноваций в образовании. Особенности методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Модель организации методической работы в МДОУ детский сад № 4 г. Карталы. Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

и возможности их применения в ДОУ»

(консультация для родителей)

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, предполагают и ряд изменений в сфере дошкольного образования. По данным ученых динамика здоровья подрастающего поколения, за последние 10-15 лет, характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Поэтому вопрос о сохранении и укреплении здоровья в детских организациях всегда остается одним из главных.

Образовательные организации и педагоги, в них работающие, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОУ в вопросах здоровьесбережения.

Совсем недавно эти термины появились в нашей жизни - «здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗОТ) и «здоровьесберегающие технологии» (ЗТ) , но уже заняли довольно прочное место в нашей речи и литературе. Так что же это такое - «здоровьесберегающие технологии»? Определение данному термину многие авторы трактуют по-разному.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «сберегать– не истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости », следовательно, «здоровьесберегающие технологии»- это технологии, направленные на сохранение здоровья на данном этапе.

Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.

Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Медико-профuлактические;

Физкультурно-оздоровительные;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

Валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям.

Педагогические

здоровьесберегающие

технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

Стретчинг

Динамические паузы

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Гимнастика (корригирующая, ортопедическая пальчиковая, для глаз, дыхательная и др

Физкультурные занятия

Проблемно-игровые:игротренинги, игро- терапия

Коммуникативные игры

Серия занятий«Уроки здоровья»

Точечный самомассаж

Технологии музыкального воздействия

Арт-терапия

Сказкотерапия

Технологии воздействия цветом

Психогимнастика

Фонетическая ритмика

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня:

Утренняя гимнастика:

Дыхательная гимнастика;

Пальчиковая гимнастика;

Общеразвивающие упражнения;

Танцевальные упражнения;

Использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.

Перед занятиями:

Точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

Физкультминутки на занятиях:

Дыхательные упражнения;

Пальчиковая гимнастика.

Утренняя прогулка:

Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

Оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

Релаксация, саморегуляция.

После сна:

Гимнастика пробуждения;

Дыхательная гимнастика;

Пальчиковая гимнастика;

Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

Перед ужином:

Массаж на профилактику простудных заболеваний;

Физкультурные занятия – 2 раза в неделю;

Ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

- «Найдем и покажем ушки»;

- «Похлопает ушками»;

- «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей;

- «Покрутим козелком»;

- «Потрем ушки».

Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.

От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного общества. Именно в детстве закладывается и фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому актуальной становится проблема формирования культуры здоровья дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все образовательные области, с привлечением к данной теме и родителей.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников

Литература:

  1. Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.
  2. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
  4. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  5. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
  6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
  7. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
  8. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
  9. Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.

Вопросам здоровья в детском саду должно посвящаться достаточное количество времени. Известно, что очень многие дети, посещающие ДОУ, имеют определенные проблемы со здоровьем. Это может быть и и сколиоз, и плоскостопие, не говоря уже о более серьезных отклонениях. Поэтому воспитателям так важно учитывать, что существуют специальные в ДОУ, которые как раз направлены на укрепление и сохранение здоровья ребенка.

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

В соответствии с современным планированием выделяются следующие здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

  1. Позволяющие сохранить и стимулировать здоровье. К этой группе относятся: ритмопластика, стретчинг, прогулки, релаксация, пальчиковая, дыхательная, бодрящая, ортопедическая для глаз.
  2. Обучающие здоровому образу жизни: занятия физкультурой, игротерапия, игротренинг, коммуникативные игры, беседы на тему «Здоровье».
  3. Коррегирующие технологии: сказкотерапия, арттерапия, технология музыкального воздействия и воздействия цветом, психогимнастика, логопедическая ритмика.

Воспитатель должен так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы здоровьесберегающие технологии в ДОУ гармонично вплетались в план занятия. Одной из продуктивных технологий можно назвать режим динамических поз.

Сели-встали!

Технология динамических поз подразумевает частую (каждые 10-13 минут) смену поз детей. В основном чередуются позы «сидя» и «стоя», но можно добавить положение «лежа» (при использовании ковриков). Доказано, что при свободном стоянии дети избавляются от напряжения, нагрузка равномерно распределяется на обе ноги (нужно следить за тем, чтобы ребенок не «падал» на одну ногу), предплечья и углы лопаток симметричны. Если вы не знаете, какие здоровьесберегающие технологии в ДОУ выбрать для вашей группы, начните с режима динамических поз. Чередование будет благотворно влиять на центральную нервную систему ребенка, его работоспособность улучшится.

Поморгаем!

Зрительная гимнастика - одна из важнейших в детском саду, поэтому хотя бы пять минут должны быть включены в каждое физ. занятие. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ предполагают зрительные упражнения с использованием офтальмотренажеров. Такие занятия помогают улучшить зрение, они интересны и увлекательны для детей. Офтальмотренажер может быть сюжетным, графическим, модульным, выполняются они в Схемы размещаются чуть выше уровня глаз детей. Суть упражнений в том, чтобы проследить глазами разнообразные линии: горизонтальные, вертикальные, спирали и т. д. Предложите детям «пройтись» по линии, а затем - «пробежаться». Можно использовать игровой сюжет, например, «Давайте найдем дорогу в лесу» или «Пойдемте в гости по дорожке!». Голова при выполнении упражнений должна оставаться неподвижной.

Пальчиковая гимнастика

Образовательные здоровьесберегающие технологии в ДОУ - это не только физические упражнения, но и закрепление определенного материала. Можно использовать следующие упражнения:

  1. «Сухой дождь». Воспитатель развешивает разноцветные атласные ленты, задание ребенка - прикрепить к ленте определенного цвета прищепку такого же оттенка. Закрепляются знания о цветах и тренируется рук.
  2. «Футбол». Пальчиками водим и ловим маленький мяч. Можно из картона сделать футболистов и надеть их на пальчики-ноги.
  3. «Веселые узелки». Вам понадобятся веревки, на которых дети будут завязывать 12 узлов. На каждый узел малыши должны называть месяцы года по порядку.

Используйте данные технологии, пополняйте список своими - и детки в вашей группе будут здоровыми и сильными.

Валентина Шевцова
в ДОУ: цели, задачи, виды, технологии

В настоящее время особое внимание в ДОУ, уделяется здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на сохранение самого важного- здоровья детей . Несомненно, что основной задачей детского сада , является подготовка ребенка к школе и к самостоятельной жизни, для этого воспитателям необходимо вложить в воспитанников определенные умения и навыки. Но способен ли каждый воспитатель наблюдать за негативными тенденциями состояния здоровья своих подопечных ? Этот вопрос и привел воспитателей к необходимости применения здоровьясберегающих технологий в ДОУ .

В системе дошкольного образования понятие "" появилось сравнительно недавно, ранее понятие было известно как санитарно-гигиенические мероприятия.

Здоровье детей всегда будет актуальной и востребованной темой, ведь его нельзя поддерживать исключительно медицинскими препаратами есть более действенный способ - это движение, ведь движение - это жизнь! Физические упражнения это залог здорового будущего подрастающего поколения. Дошкольный возраст- это один из важнейших этапов в формировании основ физического и психического развития детей.

Целью "" - предоставить воспитанникам высокий уровень здоровья , обеспечив его необходимыми умениями, навыками, заложив в него основы культуры здоровья . Достижение этой цели происходит через обучение воспитанников основам гигиены, безопасности поведения, разумного отношения к своему здоровью .

Задачи "здоровьесберегающих технологий ":

Сформировать здоровьесберегающее поведение в условиях ДОУ;

Создать комфортную психологическую ситуацию в группе, обогащая ее положительными эмоциями;

Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)

Создать у детей представление о функционировании различных органов и систем организма человека;

Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

Объединить усилия педагогов и родителей для создания максимально комфортных условий обучения и сохранения здоровья .

Не смотря на усилия педагога в формировании правильного режима дня у ребенка,здорового образа жизни , главным воспитателем и примером является родитель, и если дома режим дня не организован, нет должного отношения к здоровью , вся информация полученная в стенах ДОУ будет для ребенка в тягость, поэтому необходимо правильно организовать работу с родителями, через родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирование.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии в следующих направлениях :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья .

3. Коррекционные технологии .

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Гимнастика

Стретчинг

Спортивные игры

Подвижные игры

Релаксация

Технологии обучения здоровому образу жизни

Занятия физической культурой

Точечный самомассаж

Коммуникативные игры

Коррекционные технологии

Психогимнастика

Сказкотерапия

Арт-терапия

Фонетическая ритмика

Все вышеперечисленные технологии должны применяться в ДОУ комплексно, при участии всего кадрового состава ДОУ, (медицинский работник, логопед, старший воспитатель, инструктор физической культуры) только при комплексном подходе можно выполнить поставленную задачу , а именно сохранить самый ценный дар на свете - это здоровье наших детей !

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Задачи, формы организации здоровьесберегающей работы и малоподвижные игры Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Забытые здоровьесберегающие технологии Тема: «Забытые здоровьесберегающие технологии». Цель: Сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных.

Здоровьесберегающие технологии Здоровье сберегающие технологии Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических.

Здоровьесберегающие технологии Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы.

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии. Добрый день уважаемые гости! Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье.

Здоровьесберегающие технологии Применение здоровье-сберегающих технологий Формула здорового ребенка Здоровый ребёнок - это ребёнок. сильный жизнерадостный любознательный.