Правила гигиены детей и подростков. Гигиеническое воспитание и этикет приучаем ребенка к гигиене

Урок-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Цель: формирование верных представлений о гигиене, у младших школьников. Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.

Особенно легко загрязняются открытые части тела. Доказано, что при нанесении бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10 мин. уменьшается на 85%, а при нанесении на кожу немытых рук - через 20 мин. лишь на 5%. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями (примерно 95% микроорганизмов, находящихся на коже рук), поэтому так важно систематически и правильно ухаживать за ногтями . Чистота рук обязательна при приготовлении, употреблении пищи. Не случайно дизентерию , например, часто называют болезнью грязных рук. Навыки личной гигиены нужно прививать детям с раннего возраста.

Основные средства для очищения кожи - мыло и вода. Для мытья пользуются туалетным мылом, предпочтительнее мягкая вода. Каждый человек должен знать особенности своей кожи (сухая, жирная, нормальная) и учитывать это при уходе за ней. Душ желательно принимать ежедневно, особенно после работы, связанной с загрязнением кожи и сильным потоотделением, а также людям, страдающим потливостью; температура воды не выше 37-38°. Если в квартире нет водоснабжения и душевых установок, обмывают открытые участки тела, подмышечные впадины, кожу под молочными железами теплой водой с мылом; при этом лучше сменить загрязненное нательное белье. Мыться в ванне или бане с применением мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю; после мытья обязательно меняют нательное белье. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека. После мытья полезно протирать складки кожи туалетным уксусом или лосьоном, выпускаемым парфюмерной промышленностью . Ноги моют с мылом на ночь, лучше ежедневно, особенно летом. При возникновении потертости , опрелости в межпальцевых складках нужно обратиться к врачу. Следует помнить, что при нарушении целости кожи ног легко могут возникнуть грибковые заболевания кожи и гнойничковые заболевания кожи . При появлении мозолей их необходимо соответствующим образом снимать.

Волосы лучше мыть в мягкой воде; если же вода жесткая, то к ней добавляют буру или пищевую соду (1-2 чайн. л. на 5-6 л воды). Жирные или сухие волосы нуждаются в специальном уходе . Уход за по лостью рта помогает сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Чистят зубы ежедневно утром, полощут рот после еды; при появлении неприятного запаха изо рта необходимо обратиться за советом к врачу. Для обнаружения начальной формы кариеса зубов , снятия зубного камня и других мероприятий, связанных с санацией полости рта , нужно не реже двух раз в год посещать стоматолога.

Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за наружными половыми органами. Эти специальные гигиенические мероприятия следует начинать не со времени наступления половой зрелости, а с момента рождения ребенка и проводить постоянно.

Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья , одежды , ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости. Чистота тела и одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне , в производ ственных помещениях .

Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные полотенца (личное и банное); смену постельного белья приурочивают к посещению бани . Рекомендуется также перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку (пижаму).

Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, т. к. нарушение требований гигиены может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности окружающих больного людей, особенно детей .

При разработке правил личной гигиены, по существу общих для всех людей, учитываются возрастные, а также анатомо-физиологические особенности женского и мужского организма.

Для правильного развития детей исключительно важно влияние таких общеукрепляющих факторов, как воздух, солнце , водные процедуры , физические упражнения и подвижные игры , полноценное питание .

В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем воздухе, находились в движении, регулярно занимались физкультурой, правильно чередовали учебные занятия с отдыхом, соблюдали режим сна . Тяжелые физические нагрузки, длительное сидение в школе за партой и дома за уроками могут вызвать искривление позвоночника и деформацию костей таза. Как учителя, так и родители должны следить за пра вильной осанкой детей. Необходимо, чтобы парта и стол для домашних занятий соответствовали росту ребенка и правильно освещались; надо следить за тем, чтобы у детей не развивались близорукость и дальнозоркость . В период полового созревания , когда перестраиваются нервная и эндокринная системы и напряжены все приспособительные механизмы, особенно важны регулярные занятия физкультурой, закаливающие процедуры , благотворно влияющие на нервную систему.


Все родители, пока их ребенок находится в таком возрасте, когда самостоятельно еще не может обходиться без помощи взрослых, очень трепетно, заботливо и старательно за ним ухаживают, соблюдая необходимые правила личной гигиены малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные правила личной гигиены ребенка

Все родители, пока их ребенок находится в таком возрасте, когда самостоятельно еще не может обходиться без помощи взрослых, очень трепетно, заботливо и старательно за ним ухаживают, соблюдая необходимые правила личной гигиены малыша.

Но следует помнить, что по мере подрастания маленького человечка, необходимо обучить его этим правилам и привить обязательное соблюдение их каждый день – это одна из основных задач мамы и папы малыша на пути его полноценного и всестороннего воспитания. Аккуратность и чистоплотность должны прививаться с самого детского возраста, а значит, личная гигиена ребенка является важной составляющей начального этапа его жизни.

Вообще, понятие «личная гигиена» означает уход за собственным телом. Важным показателем, определяющим личную гигиену детей, является содержание в чистоте кожи тела, зубов и полости рта, что помогает избежать очень многие инфекционные и другие заболевания.

Уход за полостью рта и зубами. Зубы рекомендуется чистить в день дважды – после завтрака и перед сном. Обычно дети уже с двухлетнего возраста могут самостоятельно ухаживать за своими зубками, беря пример со взрослых. Родителям же необходимо приобрести детскую зубную щетку и зубную пасту и приучать малыша к подобной процедуре, касающейся гигиены его рта и зубов. Не надо забывать о том, что следует периодически обновлять щетку и в профилактических целях ходить к стоматологу. Также в доступной и понятной форме нужно рассказывать ребенку, что зубки чистить важно для здоровья, чтобы они не болели и были всегда красивые.

Умывание и купание. Практически любой ребенок с огромным интересом и вниманием наблюдает, как кто-либо из старших членов семьи умывается, или моет руки. Естественно, он со временем начнет задавать маме или папе вопросы о том, как нужно правильно это делать, а задача родителей – всячески поощрять похвалой проявление подобной инициативы и, конечно же, давать исчерпывающие, доступные для понимания крохи, ответы. В итоге он должен навсегда усвоить, что личная гигиена ребенка заключается в обязательном мытье рук перед приемом пищи, после прогулок на улице, после пребывания в туалете, одним словом, всегда, когда есть в том необходимость.

К умыванию детей следует приучать постепенно, при этом позволяя им сначала со стороны понаблюдать за тем, как это делают взрослые, причем желательно комментировать последовательность своих действий и всякий раз упоминать, какую пользу приносит эта процедура.

Не секрет, что далеко не все дети любят мыться в ванне или под душем, даже несмотря на то, что после этого они чувствуют себя превосходно как физически, так и эмоционально. Многие малыши в процессе купания капризничают и не дают привести их в порядок при помощи мочалки и мыла. В этом случае родителям надо опять-таки постепенно и терпеливо, в форме игры приучать свое чадо к ежедневному выполнению подобных процедур. Для этого у ребенка обязательно должны быть специальное детское мыло, шампунь, гель, а также индивидуальная мочалка и полотенце.

Еще немаловажное значение в личной гигиене ребенка имеет уход: за волосами – мыть голову следует не реже одного раза в неделю; за ногтями, которые необходимо своевременно и регулярно (через 7-10 дней) обрезать.

Очень важен пример родителей

Для того чтобы дети быстро освоили и привыкли к выполнению основных требований личной гигиены, необходимо, во-первых, соблюдение четкого режима, то есть систематическое повторение всех процедур, причем всегда в определенное время.

А во-вторых, и это главное, обязательное соблюдение правил личной гигиены самими родителями, так как любой ребенок всегда подражает им и хочет быть похожим на них.

Поэтому задача пап и мам сделать так, чтобы их малыш с раннего возраста привыкал к опрятности и чистоте, что будет ему только на пользу в дальнейшей взрослой жизни.


ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

Дети должны содержаться в чистоте, иметь опрятный вид. Медицинский персонал, при отсутствии ухаживающего за ребенком одного из родителей, обязан умывать, причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Медицинская сестра следит, чтобы дети дошкольного возраста, находящиеся на общем режиме, ежедневно самостоятельно утром и вечером умывались, чистили зубы, мыли шею, при необходимости уши и т.д. После умывания необходимо вытирать лицо и руки сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от мытья и плохого вытирания краснеет, становится сухой, покрывается трещинами и ссадинами. Чтобы избежать этого, нужно научить детей правилам гигиены, в целях профилактики кожу на ночь рекомендовать смазывать детским кремом, например «Алиса», «Бепантен», «Драполен», «Чебурашка» и др.

При необходимости нужно помочь ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, соблюдая определенную последовательность действий

(рис. 8).

Рис. 8. Техника чистки зубов

С 6 мес, то есть с момента появления первого зуба, ребенку следует чистить зубы зубной щеткой. Пасту выбирают без обильной пены, чтобы она не вызывала рвотный рефлекс. Можно пользоваться гелем. Используют детские зубные пасты («Парексил» и др.).

Лучше пользоваться современными зубными щетками с подвижными головкой и корпусом типа «аквафреш», «рич интердентал» и др. Зубные щетки Oral B, линии Stages учитывают возрастные особен-

ности ребенка. Так, Stage-1 с удобной ручкой предназначена для руки взрослого, имеет специальные мягкие овальной формы щетинки для чистки зубов и массажа нежных десен, снабжена системой оповещения об износе щетины, применяется детям от 4 мес до 2 лет. Stage-2 имеет ручку, которую удобно удерживать в маленькой детской ладони. Узкая форма головки зубной щетки легко помещается в детском ротике, а специальный выступ позволяет добраться до самых дальних зубов; применима от 2 до 4 лет. Stage-3 создана для детей от 5 до

7лет, когда выпадают молочные зубы. Новшество - щетина в форме чаши, окружает и позволяет тщательно чистить каждый зуб. Stage-4 - зубная щетка для детей от 8 лет. Ее щетинки расположены под углом друг к другу, что позволяет удалять налет между зубами, а удлиненная щетина по краям «работает» с меняющимися зубами ребенка.

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, девочкам расчесывать длинные волосы индивидуальной расческой, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой кипяченой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз в неделю необходимо проверять состояние ногтей, раз в 7-10 дней - организовать гигиеническую ванну.

В этот же день меняют постельное и нательное белье, одежду.

Гигиеническое содержание постели. Кровать должна быть никелированной, чтобы ее легче было подвергать дезинфекции и влажной уборке. Допускается использование деревянных кроватей, но с условием, чтобы их размеры соответствовали возрасту детей. Кровать ставят в палате таким образом, чтобы к ней было удобно подойти с любой стороны, головным концом к стенке. Расстояние между соседними кроватями не должно быть менее 1,5 м. Сетка на кровати должна быть хорошо натянута, с ровной поверхностью, на нее кладут матрац и застилают его простыней, края которой подворачивают под матрац, чтобы она не сворачивалась и не собиралась в складки. Если больной принимает пищу в постели, то постель необходимо перестилать для удаления с простыни крошек, остатков пищи, для расправления складок. На подушки из пера или ваты (нижнюю) и пуха (верхнюю) надевают чистые наволочки. Одеяло должно быть байковым, поскольку оно хорошо проветривается и дезинфицируется. В летний период года больные могут пользоваться тканевыми одеялами. На тканевые и байковые одеяла надевают пододеяльники. Не следует разрешать детям сидеть на чужих кроватях, тем более нельзя это позволять посетителям. Родители должны садиться на стулья.

Определенной категории больных, например, с заболеванием позвоночника, суставов, при патологической подвижности внутренних органов (например блуждающая почка), сетку в кровати заменяют деревянным щитом, поверх которого кладут матрац.

Для тяжелобольных нужны специальные функциональные кровати, которые позволяют обеспечить требуемое положение (например, полусидячее и др.). Функциональная кровать состоит из рамы с панелями, двух спинок, двух боковых решеток, надкроватного столика и корзины. Панель кровати составлена из трех подвижных секций: головной, тазобедренной и ножной (рис. 9).

Рис. 9. Функциональная кровать

Боковые решетки у функциональной кровати съемные и могут использоваться для обеспечения безопасности детей младшего возраста или как вспомогательные устройства, с помощью которых бинтами можно фиксировать руки и ноги больного при проведении длительных внутривенных вливаний и т.д. Надкроватный столик состоит из подноса и двух ножек и устанавливается непосредственно над кроватью перед лицом больного, если последний находится в полусидячем положении. Имеется корзина для горшка.

Возле каждой кровати ставят прикроватную тумбочку, куда кладут предметы личной гигиены ребенка, его белье, игрушки, книги. За состоянием тумбочек для предметов личного пользования следит медицинская сестра.

Смену постельного и нательного белья проводят в отделении, как уже упоминалось, раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, находящиеся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом постельном режиме, медицинская сестра захватывает края рубашки, снимает ее через голову и затем освобождает руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашки сначала на больную, а затем на здоровую

руку.

Обычно одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, то медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает постель. Смену белья у лежачих больных проводят двумя способами:

1)грязную простыню скатывают валиком со стороны головы и ног, а затем удаляют. Чистую простыню, скатанную с двух сторон, как бинт, подводят под крестец больного и расправляют по длине кровати;

2)больного ребенка передвигают на край постели, затем скатывают грязную простыню по длине, на свободном месте расправляют чистую, на которую перекладывают больного, а на другой стороне снимают грязную и расправляют чистую.

Грязное белье - отдельно постельное и нательное - собирают в пластмассовые баки с крышками или клеенчатые мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый фартук, сортирует белье и передает в центральную бельевую больницы, откуда его отправляют в прачечную. После смены белья пол и окружающие предметы в палате протирают ветошью, смоченной в 1 % растворе гипохлорида кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Помощь при отправлении естественных потребностей. Ребенку, находящемуся на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмали-

рованный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер соответствует номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался только своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и затем обрабатывают 1 % раствором хлорамина или 0,5 % раствором хлорной извести. Для устранения запаха мочи посуду после отправлений обрабатывают слабым раствором перманганата калия.

Профилактика пролежней. Уход за кожей особенно важен у детей, длительное время находящихся на строгом постельном режиме и не имеющих возможности принимать гигиенические ванны. Кожные покровы протирают полотенцем или чистой мягкой тканью (марлей), смоченной одним из дезинфицирующих средств (полуспиртовым раствором, одеколоном, столовым уксусом, камфорным спиртом и др.). Один конец полотенца смачивают, слегка отжимают и протирают за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах. Затем сухим концом полотенца вытирают кожу насухо в том же порядке.

Пролежень - некроз мягких тканей (кожи с подкожной жировой клетчаткой). Чаще пролежни возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток, большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью постели и подлежащим костным выступом (рис. 10).

Основными причинами образования пролежней являются нарушение местного кровообращения в коже и подлежащих тканях и недостаточная подвижность больного.

Образованию пролежней способствуют плохой уход за кожей, неудобная постель, редкое ее перестилание. Сначала появляется бледность кожи, впоследствии сменяющаяся покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса. Возникновение пузырей и некроза кожи свидетельствует о более выраженных нарушениях и явной недооценке медицинским персоналом первоначальных симптомов пролежней. В тяжелых случаях омертвению подвергаются не только мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани. Быстрое присоединение инфекции приводит к сепсису.

Рис. 10. Места образования пролежней при положении ребенка лежа на спине (а), на животе (б), на боку (в)

Профилактическими мероприятиями, направленными на предупреждение пролежней, являются поворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние), ежедневное неоднократное стряхивание крошек, устранение складок на нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими растворами. Тяжелобольным, длительное время находящимся в постели, следует подкладывать под наиболее уязвимые места резиновый (надувной) круг, обернутый пленкой, а также водяные подушки, поролоновые прокладки. В последнее время для профилактики пролежней, при обширных ожогах

используются промышленного производства надувные матрацы или так называемые аэропады с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия (рис. 11).

Рис. 11. Аэропад

Меры по лечению пролежней аналогичны мерам по их профилактике с тем отличием, что лечение предусматривает уход за раной. Необходимое условие успешного лечения - исключение непрерывного давления на пораженную область, лечение основного заболевания, обеспечение тщательного ухода за больным. Если появляется гиперемия кожи, то этот участок осторожно протирают сухим полотенцем для улучшения местного кровообращения. Используют ультрафиолетовое облучение. Кожные покровы в местах мацерации обмывают холодной водой с детским мылом и протирают 5 или 10 % спиртовым раствором йода или 1 % раствором бриллиантовой зелени, а затем припудривают тальком или простой пудрой, либо область пролежня закрывают сухой асептической повязкой. До отторжения омертвевших тканей мазевые и влажные повязки недопустимы.

При отграничении некроза врач удаляет омертвевшие ткани, а рану закрывает стерильной салфеткой, смоченной 1 % раствором перманганата калия. В дальнейшем 2-3 раза в день медицинская сестра меняет повязку, сообщает врачу сведения о состоянии раны. По мере очищения раневой поверхности начинают применять мази для их заживления - солкосериловую, ируксол, камадол, мазь Вишневского

и др. Мази наносят на раневую поверхность тонким слоем, процедуру повторяют 2-3 раза в сутки до полного заживления.

Появление пролежней у детей - свидетельство плохого ухода, низкой медицинской культуры персонала отделения, безответственного отношения к своим прямым обязанностям.

Уход за полостью рта. Утром и вечером больной ребенок должен чистить зубы щеткой, пользуясь детской зубной пастой. Желательно, чтобы дети после каждого приема пищи полоскали рот теплой водой, лучше слегка подсоленной (четверть чайной ложки поваренной соли на стакан воды) либо содовой водой (3-5 г бикарбоната натрия на стакан воды). При необходимости применяют ряд дополнительных средств для ухода за полостью рта: нити, элексиры, ополаскиватели. Медсестра контролирует правильное применение этих гигиенических средств. Так, ополаскиватель на основе хлоргексидина следует применять 2 раза в сутки, но не более 14 дней.

В настоящее время многие дети прибегают к специализированной ортодонтической помощи по медицинским или эстетическим причинам. Рекомендации при ношении брекет-систем:

1)используют лечебно-профилактическую зубную пасту и ополаскиватель, желательно одной фирмы-производителя (например, зубная паста «Синквель Актив» и ополаскиватель «Синквель Сенситив» или др.);

2)применяют особую щетку для брекетов;

3)исключают из питания вязкую, жесткую и твердую пищу, а также жевательные резинки, ириски.

Большое значение в настоящее время придается профилактике кариеса. В связи с этим рекомендуется использовать специальные гигиенические салфетки (Spiffies) с 4 мес или с началом введения прикорма, то есть до появления первого зуба. Салфетку оборачивают вокруг указательного пальца и, прижимая ее большим пальцем, протирают ребенку зубы, десны, внутреннюю поверхность щек и языка. Салфетку используют, когда зубная щетка недоступна, для уменьшения боли при прорезывании зубов, после каждого кормления грудью или из бутылочки.

Уход за глазами. Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако если имеются выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем.

При заболеваниях глаз по предписанию врача проводят закапывание капель или втирание мазей. Перед процедурой медицинская сестра тщательно моет руки с мылом и щеткой, протирает их спиртом. Пипетку для закапывания капель и лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят.

Для закапывания капель в глаза в пипетку набирают лекарственное средство. Указательным пальцем слегка оттягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю (ближе к носу). Больной при этом должен смотреть в противоположную сторону. Спустя некоторое время закапывают вторую каплю и просят ребенка закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр.

Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко и на конъюнктиву помещают мазь, глаза просят закрыть, осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Уход за ушами. Во время ежедневного утреннего туалета, когда ребенок умывается, он должен мыть и уши. При обнаружении серной пробки в наружном слуховом проходе ее удаляют. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, при помощи ватной турунды вращательными движениями удаляют пробку (рис. 12). При закапывании капель в левое ухо голову больного наклоняют к правому плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову косынкой.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может освобождать нос, то ему оказывает помощь медицинская сестра - удаляет образовавшиеся корочки. Для этого в носовые ходы попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным

Рис. 12. Туалет наружного слухового прохода

раствором. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют корочки. Уход за носом требует определенного навыка и терпения.

Стрижка ногтей. Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не поранить кожу. После окончания стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5 % раствором хлорамина.

Уход за волосами. Он заключается в мытье головы, расчесывании волос, заплетении кос и т.д. Для расчесывания волос используют только индивидуальные расчески. Причесать короткие волосы у мальчиков обычно несложно. Длинные волосы у девочек нужно разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косички. При наличии обильной перхоти или загрязнения волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют детским мылом или шампунями.

Гигиена зрения у детей школьного возраста. У детей школьного возраста необходимо серьезное внимание уделять профилактике расстройств зрения. Следует соблюдать рекомендации для чтения и письма:

1)держать книгу необходимо ниже уровня подбородка на расстоянии не ближе 50 см;

3)во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки;

4)проводить упражнения для тренировки глазных яблок (повороты вверх, вниз, влево и вправо, сфокусировать взгляд на любом далеко стоящем предмете и перевести глаза на близко расположенный предмет; упражнения повторять до 10-50 раз);

5)не смотреть долго и с близкого расстояния телевизор;

6)не играть с компьютером более 30 мин в день.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Назовите элементы утреннего туалета больного ребенка.

2.Какие требования предъявляются к устройству постели и ее гигиеническому содержанию?

3.Как пользоваться функциональной кроватью?

4.Какова техника смены постельного и нательного белья у детей?

5.Каковы правила хранения чистого и грязного белья?

6.Из чего состоит ежедневный уход за кожей?

7.В чем заключается профилактика пролежней?

8.Как проводится лечение пролежней?

9.Как правильно положить подкладной резиновый круг?

10.В чем заключаются правила ухода за ушами, глазами, полостью рта, волосами больного?

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

Светлана Сафонова

Соблюдения правил личной гигиены - необходимое условие сохранения здоровья ребёнка. Родители должны являть им в этом пример, достойный подражания.

Дети ещё в дошкольном возрасте легко усваивают элементарные правила ухода за своим телом. Эти навыки необходимо повседневно закреплять и в дальнейшем. Однако наблюдать приходится и иное : именно с приходом в детский сад некоторые ребята начинают пренебрежительно относится к выполнению гигиенических правил . Необходимо повседневно, терпеливо и упорно настаивать на выполнении правил личной гигиены .

Приучать детей не только в детском саду, но и дома выполнять все правила личной гигиены . Ежедневно утром и вечером перед сном надо мыть лицо, шею и руки и ноги с мылом! (Мыло должно образовывать большое количество пены при намыливание и не сушить кожу; этим требованием более всего отвечает "Детское" и "Глицериновое" мыло.) У ребёнка должно быть отдельное полотенце для рук, ног и лица. Особенное внимание нужно обращать на ногти на руках они должны быть аккуратно подстрижены.

И конечно, постоянно нужно доводить до сознания детей , соблюдение гигиенических правил не не только их личное дело . От здоровья каждого очень часто зависит здоровье того, кто рядом, - близких в семье, товарищей и залог успеха каждого!

Публикации по теме:

Цель: содействие стремлению детей к соблюдению правил личной гигиены, поддержанию и укреплению своего здоровья. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия-эксперимента в средней группе «Правила гигиены» Задачи: заложить основы экспериментирования; систематизировать знания правил личной гигиены; развивать гигиенические навыки (мытье рук,.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знать каждому положено» Итоговая работа слушателей курсов повышения квалификации Выборгского района 2016-17г. Педагогический проект для детей старшего дошкольного.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Ласточка» Конспект познавательной викторины на.

Презентация игры для старшего дошкольного возраста «Знаем правила дорожного движения!» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В рамках недели "Знакомства с правилами дорожного движения" мною разработана методическая игра: "Знаем.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы Срок реализации: две недели Тип проекта: краткосрочный Создание проблемы:.

Проект по безопасности детей дошкольного возраста «Правила безопасности в нашей группе» (вторая младшая группа) Городской округ города Выкса МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад комбинированного вида № 25 «Аленушка».

Каждому стоит воспринимать личную гигиену не меньше чем как важнейшую науку. Почему? Да потому что благодаря соблюдению правил чистоты человечество избавилось от многих болезней и увеличило продолжительность жизни. Термин гигиена в переводе с греческого означает «приносящий здоровье». Поэтому чтобы бы быть здоровым надо обязательно соблюдать правила гигиены и научить им своих детей почти с рождения. Не выполнения норм личной гигиены плохо сказывается не только на самом человеке-нарушителе, но и порой на его семью и, даже, целый коллектив.

В чем причина важности личной гигиены?

Человеческое тело защищает организм от воздействий окружающей среды при помощи кожи. Соблюдение её в чистоте важно, потому что она выполняет ряд функций:

Иммунную;
- Терморегулирующую;
- Секреторную;
- Дыхательную;
- Обменную;
- Дыхательную.

Правила личной гигиены

Кожа

Для того, чтобы не нарушать защитные свойства кожи, необходимо регулярно смывать вредные выделения. Иначе на кожном покрове создаются идеальные условия для жизни и размножения и грибков, болезнетворных микробов и других микроорганизмов. Для поддержки чистоты достаточно мыться каждый день тепленькой водой. Температура должна быть примерно 37 градусов. Пару раз в неделю нужно пользоваться мочалкой.

Через кожу на руках в организм попадает большое количество микробов. Такое заболевание, как Дизентерия называют в народе «болезнь грязных рук». Ребенка почти с грудного возраста необходимо приучить мыть руки, как можно чаще. Обязательно после контактов с животными, даже если оно домашнее, перед туалетом и после него, перед приемом пищи, после прихода домой с улицы. Разъяснить малышу, что многие микробы попадают в рот именно через руки.

Важно следить, чтобы ребенок не грыз ногти и не сосал пальцы, ведь под ногтями скапливается большое количество грязи… Потому важно часто и регулярно подрезать ноготки, стараться это делать коротко. Зв полчаса перед процедурой можно смазать ручки кремом. Этим действием можно избежать лишних заусенец. Подстригаться лучше всего раз в неделю.

Волосы и тело

Их также необходимо содержать в чистоте. Правильный уход позволит:

Нормализовать деятельность сальных желез;
- Улучшит кровообращение;
- Стабилизирует обменные процессы.

Голову нужно мыть по мере ее загрязнения. Трудно сказать точно, с какой периодичностью это делать, так как у всех разные длина и типы волос. Зимой голова нуждается в более частом уходе, так как шапки не дают дышать голове из - за этого она грязнится быстрее, чем обычно.

Горячая вода помогает шампуням лучше смывать жир скапливающийся на волосах, чистит поры и активизирует работу сальных желез. Поэтому мыть голову рекомендуется теплой водой, температура должна быть чуть выше температуры тела. Волосам лучше просохнуть на воздухе, фен существенно сушит волосы. Нужно не забывать расчесывать волосы регулярно, несколько раз в день. Лучше мягкой расческой в разных направлениях.

Ротовая полость тоже нуждается в правильном уходе. Здоровые зубы способствуют здоровью внутренних органов.

Будет правильным каждый день чистить зубы утром и вечером;
- Зубная щетка должна быть индивидуально у каждого человека;
- Ротовую полость желательно стараться полоскать после каждого приема пищи;
- Посещать стоматолога стоит раз в полгода (для осмотра). Если есть признаки заболеваний зубов, то нужно немедленно обращаться в стоматологию.

Одежда

Большую роль в личной гигиене играет чистота одежды. Она защищает нашу кожу от лишних загрязнений, химических повреждений, охлаждения и перегрева. После каждого гигиенического душа или ванны белье надо менять. Особенно это относится к нижнему белью. Чтобы бы быть здоровым одежда и обувь должна выбираться в зависимости от климатических условий. Предпочтение отдавайте изделиям из натуральных материалов. Не рекомендуется носить чужую обувь и одежду. Она может являться разносчиком вирусов.

Место сна

Спальное место тоже нуждается в гигиене. Каждый член семьи должен иметь персональное полотенце и свою постель. Постельное белье важно часто менять, - где-то раз в неделю обязательно. Не гигиенично допускать в свою постель домашних животных, даже если они чистые. У каждого должно быть свое место.

Заключение

Гигиена – это важная наука, которую должны знать все и воплощать в жизнь. Именно она позволяет с самого рождения следить за здоровьем, поднимать иммунитет и начинает готовить ребенка к взрослой жизни. Потому важно разъяснить ему, что гигиенические предметы - все индивидуальные. Повторение малышу этих простых правил раз за разом поможет ему лучше запомнить все правила. Примером для подражания они станут и, если родители будут показывать всё на своём примере.