Познавательная игра викторина я гражданин и патриот. Викторина по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия — Родина моя

Интеллектуальная викторина

«Будущие защитники Отечества»

1) Назовите великих русских полководцев. Какие ордена были названы именами русских полководцев? (Орден Александра Невского, уч режден в XVIII в., ордена Суворова и Кутузова, ими награждали во время Великой Отечествен ной войны.)

2) В далекие времена, когда люди обзаводились фа милиями, они получали их по характеру, по наружности, по занятиям. Назовите фамилии, связанные с ратным делом? (Воинов, Казаков, Стрельцов, Дружинин, Пушкин, Пушкарев, Солдатов, Гусаров, Бойцов и др. Прадеды этих людей сумели постоять за родную землю!)

3) Какие бывают танки? (Тяжелые, легкие, средние, плавающие.)

4) Что обозначает слово абордаж? (Способ ведения морского боя. Корабли противников сближались и сцеплялись крючьями. Моряки вступали в рукопашную схватку, чтобы уничтожить или взять в плен команду и сам корабль.)

5) В какой стране появился первый танк? (В России, в 1915 году, он назывался вездеход. Первыми наладили производство танков англичане в 1916 году. Отсюда и закрепилось за этой машиной слово танк.)

6) Назовите первый русский орден. (Орден Андрея Первозванного.)

7) Какой полководец командовал русской армией во время войны с французами в 1812 году? (Михаил Кутузов)

8) Назовите рода войск в современной армии. (Ар тиллерия, мотострелковые войска, бронетанковые, пехота, морская пехота, воздушно - десантные, инженерные, авиация.)

9) Чем отличаются различные рода войск? (Формой одежды, эмблемами на рукавах, погонами, эм блемами на петлицах и т. д.)

10) Кто построил первый в мире самолет? (Инженер А. Ф. Можайский. Летом 1882 г. в Красном Селе, под Петербургом, был совершен первый в исто рии полет.)

11) Для чего использовались первые самолеты? (Для разведки. Потом к разведке прибавились воз душный бой и бомбометание.)

12) Продолжите ряд: сражение, битва, ... (бой, баталия).

13) Как называется художник, изображающий картины боя, сцены военной жизни? (Баталист)

14) Чем награждали римских воинов? (Венками)

15) Что такое «свинья», «клещи»? (Боевой порядок войск.) Кто разбил отряд немцев, наступающий тупым клином - «свиньей» ? (Александр Невский. Битва на Чудском озере.)

16) Кто был первым награжден орденом Суворова I степени? (Маршал

Г. К. Жуков.)

17) Назовите самые памятные военные парады на Красной площади. (Парад 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, и парад Победы в 1945 году.)

18) Назовите военные корабли. (Катер, крейсер, лин кор, миноносец, броненосец.)

19) Какие ордена названы именами русских адмира лов? (Орден и медаль Ушакова, орден и медаль Нахимова.)

20) Кем был учрежден Андреевский флаг? (Петром I в 1699 году. Это кормовой флаг российского Военно-Морского флота. Он белого цвета с диагональным голубым крестом Андрея Перво званного, отсюда название Андреевский.)

21) Что обозначает морское слово полундра и откуда оно произошло? (Это слово голландское, озна чает буквально: бойся предмета, падающего сверху, это сигнал опасности.)

Эрудит-викторина

1. Геракл совершил их 12. (Подвиги)

2. Любит Родину. (Патриот)

3. Красная ткань. (Кумач)

4. Главная песня страны. (Гимн)

5. Песня, которую слушают стоя. (Гимн)

6. Торжественное движение войск и военных. (Парад)

7. Военная должность В. Путина. (Главнокомандующий)

8. В нее призывают и от нее косят. (Армия)

9. Эта революция несмотря на название произошла в марте. (Февральская революция)

10. И орденоносец, и ухажёр. (Кавалер)

11. Аспирант в погонах. (Кадет)

12. И сало, и агент. (Шпик)

13. Утренняя команда. (Подъем)

14. Расцветка одежды в военторге (Хаки)

15. Он есть у песни и у преступления (Мотив)

16. Мент из США. (Коп)

17. Специальная милиция. (ОМОН)

18. Браслеты для преступников. (Наручники)

19. Головной убор настоящего генерала. (Папаха)

20. Головной убор гусара. (Кивер)

21. Доклад генералу. (Раппорт)

22. Главный казак. (Атаман)

23. Казачья деревня. (Станица)

24. Казачий плащ (Бурка)

25. Пулемет на конной тяге. (Тачанка)

26. На плечах военного. (Погоны)

27. Солдатский дом (Казарма)

28. Три взвода. (Рота)

29. Гарнизонная площадь. (Плац)

30. Курсант до революции. (Кадет)

31. Оружие для пинка. (Колено)

32. Дверь танка. (Люк)

33. Брюки в сапоги. (Галифе)

34. Шахматный скакун. (Конь)

35. Морской джентльмен удачи. (Пират)

36. Напиток пиратов. (Ром)

37. Главный на корабле. (Капитан)

38. Самый главный в ВМФ. (Адмирал)

39. Рядовой по-морскому (Матрос)

40. Морской повар. (Кок)

41. Кок на берегу. (Повар)

42. Состязание рыцарей. (Турнир)

43. Гараж для самолёта. (Ангар)

44. Искусный лётчик (АС)

45. Самолётная лестница. (Трап)

46. Бег под "Ура!" (Атака)

47. "Банзай!" по-русски. ("Ура!")

48. Петькина подружка. (Анка)

49. Бойфренд Анки-пулемётчицы. (Петька)

50. И кардинал, и вышивка. (Ришелье)

51. Девичья фамилия А.Гайдара. (Голиков)

52. Во что закован рыцарь? (В доспехи)

Музыкальная викторина

1. Она выходила на берег (Катюша)

2. Чем был покрыт лес дремучий в песне о пограничнике? (Снегами)

3. Какой национальности была смуглянка-партизанка? (Молдаванка)

4. Сколько зубастых щук поймали пионеры смелые в песне про бескозырку белую? (40 штук)

5. Песня, которую слушают и поют стоя. (Гимн)

6. Какой музыкальный инструмент очень популярен в вооруженных силах, но при этом систематически подвергается избиениям. (Барабан)

7. Муз. произведение для прогулки по плацу, имеющее размер четыре четверти (марш).

8. Певица, которая ждала своего возлюбленного из Армии и пела, что ей без него так плохо (Алёна Апина).

9. Эта американка с итальянским именем в знак протеста против действий президента Буш; ввода американской армии в Ирак - исполнила песню про американскую жизнь (Мадонна).

Сказочная викторина

1. Деревенский гарнитур для семерых несовершеннолетних. (Лавки).

2. Кто лежал на печи 30 лет, перед тем, как пошел защищать Родину? (Илья Муромец)

3. Какое оружие помогало богатырям в сказках побеждать противников? (Меч-кладенец)

4. Главное оружие Соловья-разбойника. (Свист).

5. В поле не воин. (Один).

6. Царское головное отличие. (Корона)

7. Военная должность при Царе (Воевода)

8. Из чего варил солдат кашу? (Из топора)

9. Богатырская цифра. (Три).

10. Головной убор, рассчитанный на дурака. (Колпак).

11. Разбойничья цифра. (Сорок),

12. Змей по батюшке. (Горыныч).

Знаете ли Вы историю своей Родины?

  1. Объясните происхождение слова «деревня».(Слово «деревня» происходит от слова «дерн», который снимали при подсечном земледелии,)
  2. Шкурки каких животных являлись у древних славян деньгами? Как назывались эти деньги? (Шкурки куницы-куны, шкурки белки- веверицы. Кунами также назывались у славян деньги вообще, а веверицы- самая мелкая денежная единица Древней Руси.)
  3. Каких трех русских богатырей на своей картине изобразил В.М.Васнецов? Как называется эта картина? (На картине «Богатыри» изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
  4. Как произошло название города Минск? (Минск раньше назывался Менекс или Меньск. Как полагают исследователи, название города произошло от названия небольшой речки Менки или Мени.)
  5. Кому принадлежат крылатые слова «Кто с мечом к нам придет- от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет русская земля»? (Александру Невскому.)
  6. На каком языке читал и писал Чингисхан? (Чингисхан был неграмотным.)
  7. Откуда произошло название города Мытищи? («Мытом» в древности называли торговую пошлину, которую купец при въезде в княжество платил за право вести торговлю. Так появилось название города Мытищи, расположенного некогда на границе Московского княжества.)
  8. Какие горы в нашей стране назывались в старину «каменным поясом», а в Западной Европе- «поясом мира»?(Уральские горы.)
  9. Объясните происхождение слова «рубль». («Рубль» происходит от слова «рубить». В древности денежные слитки- «гривны»- рубили пополам, получая таким образом новые монеты- рубли.)
  10. Когда появилось выражение « битый час»? (После 1404 года, когда в Москве были установлены первые часы и время стало отбиваться в колокол, выражение «битый час» показывало, что прошло действительно много времени- целый час. До этого время определяли по солнцу, на глазок.)
  11. В каком году был заложен каменный Московский Кремль? И почему Москву называли белокаменной? (В 1367 году Кремль был обнесен стеной из белого камня, с тех пор в течение многих столетий за Москвой сохранилось название- Москва белокаменная.)
  12. Кто отлил знаменитую Царь-пушку? (Знаменитый литейщик Андрей Чохов в 1586 году. Отлил пушку весом в 40 тонн, длиной более 5 метров, калибром 89 сантиметров. Пушка украшена орнаментом с изображением растений и животных, а также с изображением русского царя на коне. Отсюда и ее название Царь-пушка.)
  13. Где находится самый старый в Москве памятник? (Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому находится на Красной площади.)
  14. Откуда произошло выражение «у черта на куличках» ? (Кулички или Кулишки- отдаленный район старой Москвы.)
  15. Когда, где и по чьей инициативе была создана первая в России Академия художеств? (1757 году в Петербурге по инициативе М.В.Ломоносова.)
  16. Когда, где и чьей инициативе был основан первый в России университет? (1775 году в Москве по инициативе М.В.Ломоносова был университет, который находился вначале на Красной площади, на месте, где сейчас находится здание исторического музея. Там располагались факультеты- философский, юридический, медицинский.)
  17. Как называли в Древней Руси рабов? Кто мог стать рабом? (Холопы. В холопы попадали военнопленные, а также беднейшие крестьяне, продававшие себя феодалам в рабство. Холопом становился и тот, кто женился на холопке.)
  18. Объясните выражение «мелкая сошка». (В Древней Руси налоги взимали «с сохи», то есть чем больше было земли, тем он был влиятельнее, и наоборот. Поэтому о малоземельном человеке говорили «мелкая сошка».)
  19. Что такое кунсткамера? (Первый в России музей, основанный Петром Великим в 1714 году.)

Выполнила: воспитатель Панкратова Олеся Евгеньевна 2016 год МБДОУ детский сад № 33, г. Твери

Предмет, на котором использован метод

Группа, в которой использован метод

Этап занятия

Название метода

Цели использования метода

Технология проведения

Продолжительность проведения

Предварительная подготовка

Необходимые материалы

Нравственно-патриотическое воспитание

(социально - нравственное воспитание)

старшая, подготовительная

основной

Викторина «Наша Родина - Россия»

систематизация знаний о нашей стране, её геральдических символах, главных городах, природном и животном мире

от 10 до 40 детей

Педагог делит детей на 2 команды. Команды выбирают себе названия.

Викторина «Наша Родина - Россия»

Вопрос команде №1

1. Как раньше называлась наша страна?

Ответ: Русь

Вопрос команде №2

2. Какие государственные символы вы знаете?

Ответ: Флаг, герб, гимн.

3. Опишите Российский Флаг? Объясните символическое значение цвета? Как ещё называют наш флаг?

Ответ: Белый – целомудрие, благородство,

откровенность (березка) .

Синий - верность, честность, безупречность (вода, море, реки) .

Красный-мужество, смелость, любовь, великодушие.

Белый цвет - березка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска -

Солнечный рассвет

(В. Степанов)

Другие названия: триколор, трехцветный стяг.

4. Что изображено на Российском гербе? Почему?

Ответ: Двуглавый орел - царь-птица. Он сильный, мудрый, гордый, вольный, олицетворяет свободный дух.

Орел наблюдает за огромной страной,

одна голова зорко смотрит на запад, вторая повернута на восток.

Короны над головами орла означают свободу и независимость россиян (РФ и её субъектов) . Скипетр и держава, в лапах олицетворяет единое государство и его власть.

В центре герба всадник (Георгий Победоносец) , поражающий змея или дракона копьем. Символ защиты отечества, борьба света с тьмой и добра со злом.

5. Назовите столицу нашей Родины? Что там находится?

Ответ: Москва - старинный город, у него богатая история. В столице много храмов, театров, памятников известным россиянам.

В Москве работает правительство и президент РФ. Там принимаются важные законы.

6. Как называется главная площадь страны? Что там происходит?

Ответ: Красная площадь и московский Кремль - сердце Москвы. Когда-то наша огромная и могучая столица вся помещалась внутри Кремля, потому что Кремль - это крепость, за её стенами жители спасались от набегов врагов.

Сейчас вдоль стен Кремля расположено 20 башен.

Самая высокая из них Троицкая, а самая важная - Спасская.

На Спасской башне находятся часы - куранты. Мелодию их боя знают все россияне.

С ним мы встречаем каждый Новый год.

На Красной площади проходят военные парады и торжественные мероприятия, посвященные государственные праздникам.

7. Какой город в нашей стране называют культурной северной столицей? Почему?

Ответ: город Санкт-Петербург. Он был построен более 300 лет назад Петром I, в честь которого и назван. Это очень красивый город с прекрасной архитектурой и чудесными садово-парковыми площадками. В культурной столице много храмов, музеев, театров, концертных залов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться на разводные мосты и другие достопримечательности Северной Пальмиры.

8. Что обозначает на физической карте синий цвет? Какие крупные реки России вы знаете?

Ответ: моря, океаны, реки, озёра.

Ответ: Четыре крупнейшие реки России - Волга, Обь, Енисей, Лена. Можно добавить, что Россию омывают 3 океана и 12 морей.

9. Что означает на физической карте коричневый цвет? Какие горы самые большие в России?

Ответ: Уральские, Кавказские и Алтайские.

10. Какое озеро самое глубокое в мире? И находится оно в России?

Ответ: Байкал. Его вода самая чистая на Земле.

11. Россия - богатая страна? Чем?

Ответ: Природные ресурсы (леса) , месторождения газа, нефти, железа, золота, серебра, алмазов. А еще - люди!

Сейчас в РФ проживает более 145 миллионов человек.

12. Что вы знаете про природу России? Какое дерево считалось священным?

Ответ: Территория России покрыта густыми лесами, бескрайними степями, полноводными реками и прозрачными озёрами.

Россия самая богатая лесами страна в мире! Лес - это огромный дом. Одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам.

А в лесу таких деревьях тысячи! В России есть дубовые, осиновые, сосновые леса. Но одно дерево на Руси издревле считалось священным. Это береза.

13. Что вы знаете о животном мире России?

Ответ: Он удивителен и очень разнообразен. В России белее 130 тыс. видов разных животных. В лесах живут зайцы, лисы, волки, белки, бурые медведи. Каждое животное по-своему интересно и красиво. Во всем мире именно МЕДВЕДЬ считается символом России, пожалуй, самое почитаемое и любимое животное россиян.

14. Кем гордится Россия?

Ответ: В России много замечательных людей: поэтов, музыкантов, художников, о которых знают во всем мире.

Это поэт А.С. Пушкин, композиторы П.И. Чайковский, М.И. Глинка, С.С. Прокофьев, художники Валентин Серов, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков, Иван Айвазовский.

пример: здесь на усмотрение педагога, о ком раньше велись беседы с детьми

_______________________________________

и, конечно же, первый в мире космонавт Юрий Гагарин.

15. вопрос последний.

Кто больше назовет государственных праздников?

Ответ:

Команда за правильный ответ получает 1 очко.

Какая команда в течении игры набирает больше очков, та и побеждает.

Около 25 минут

Продумывание вопросов, подбор литературы и иллюстраций. Беседы «Моя страна» , «Государственные символы России» , рассматривание наглядно-дидактических пособий «Государственные символы РФ» , «Россия» (комплект карточек с текстом бесед) ,

«Москва – России краса» , «Санкт - Петербург» просмотр фотоиллюстраций о Москве и Санкт-Петербурге. Просмотр физической карты России и показам крупнейших рек, гор, озер, лесов.

Рассказ педагога «Кем гордится Россия» .

  • текст викторины;
  • стулья для участников;
  • мольберт или доска с государственной символикой,
  • фото Москвы и Санкт-Петербурга (Красная площадь, кремль, собор Василия Блаженного, Эрмитаж, Дворцовая площадь, мосты Санкт-Петербурга) ;
  • физическая карта России,
  • изображение лесных животных,
  • указка,
  • портреты великих людей, прославивших Россию.

Когда на вопросе №10 будем говорить об озерах, можно указать, что есть ещё два больших озера на территории России – Ладожское и Онежское.

В вопросе №13 можно вспомнить: Какие сказки вы знаете, где Медведь является персонажем?

На вопросе №14 педагог сам может решить о ком еще знают дети (по предварительным беседам, занятиям, экскурсиям) .

Можно добавить в викторину вопрос о многонациональности нашей страны (ведь их проживает более 180) .

Все ответы на вопросы могут быть расширены педагогом по желанию.

Панкратова Олеся Евгеньевна.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3 г. Медвежьегорска»

Игра-викторина по теме: «Мы – патриоты»
(возраст детей 5 – 7 лет)

Образовательные области:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитатель первой квалификационной категории
Кузьмина Анна Леоновна

Цель:
воспитание любви и гордости за свою Родину
Образовательные задачи:
закрепить знания детей о государственной символике России и республики Карелия
продолжать формировать знания детей о народно — прикладном искусстве.

Развивающие задачи:
Развивать связную речь детей: продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя распространёнными предложениями.
Развивать умение выразительно читать стихи о Родине.
Развивать логическое мышление при отгадывании загадок.
Развивать навыки нетрадиционных приемов рисования.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей чувства дружбы и патриотизма, культуру речевого общения, доброжелательность, умение выслушивать товарища.
Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи при работе в подгруппах.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных образовательных представлений каждого воспитанника через образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности
: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы
: наглядный, практический, словесный, игровой, ИКТ.

Здоровьесберегающие технологии:
упражнения для развития мелкой моторики «Сосна», физминутка «Родина».

Предварительная работа:
чтение художественных произведений, загадывание загадок, д/и «Собери картинку», разучивание стихов, рассматривание иллюстрационного материала и т.д.

Методическое и дидактическое обеспечение:
Слайдовая презентация; Д/и «Собери картинку»; эмблемы команд; картинки с изображением карельского и российского флага и герба (разрезные); коробочка с загадками; «Волшебные картинки» — листы бумаги, на которых свечой изображен рисунок; краски; губки; стаканы с водой; влажные салфетки; Грамоты, сладкие призы.

Аппаратное обеспечение: мультимедийный экран; проектор.

Ход:
Организационный момент
:
Игровое упражнение «Друзья» на сплочение детского коллектива и положительного настроя на дальнейшую деятельность

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Собрались все дети в круг (дети встают в круг и держаться за руки)
Я твой друг (руки на грудь) и ты мой друг (руки на плечи рядом стоящим детям)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки, вытягивают руки вперёд, шаг в центр круга)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
(Дети стоят в кругу, воспитатель задаёт вопросы).

Воспитатель: Дети, как вы живете в вашем детском саду? (дружно)
Значит, вы какие? (дружные) Ребята, а кто может ответить на такой вопрос: помогает ли нам дружба совершать хорошие, важные дела? (ответы детей).

Воспитатель: (делает вид, что слышит звуки мотора, будто кто-то летит) Ребята, вы слышите, что-то жужжит? Смотрите, кто к нам летит? (на слайде появляется Карлсон). Как же он к нам попал, ведь он живет совсем в другой стране? Наверное, он заблудился, надо ему помочь, только я не знаю как. Может вы, знаете, как помочь Карлсону? (ответы детей). Вы предложили очень интересные варианты. А как вы думаете, поможет ли ему рассказ о нашей Родине и о Карелии? (да) А нам с вами поможет дружба и игра- викторина.
(Дети садятся на свои места).

Воспитатель: Для начала я предлагаю познакомиться и рассказать нашему гостю, кто будет принимать участие в нашей игре.
В нашей игре-викторине участвуют две команды: команда «Колокольчики» и команда «Ромашки». Команды поприветствуйте друг друга.

Приветствия команд:
«Колокольчики»:
Колокольчик – цветок России,
Он как небо синий-синий.
Любит русская душа
Колокольчика глаза

«Ромашки»:
Мы ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи»

Воспитатель: Аплодисменты нашим игрокам. И так мы начинаем. Наших гостей мы попросим быть жюри и оценить работу команд.
(Воспитатель читает стихотворение о Родине ).
«Родина — слово большое — большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира
Мама, папа, соседи, друзья,
Город любимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щечке родинка-
Это тоже Родина!»

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (о Родине). Как вы думаете, что такое Родина? (Дом, семья, город, друзья и т.д.). Совершенно верно, каждый понимает слово «Родина» по-своему. Для кого-то – это семья, для кого-то – город, а для кого-то – свой родной двор.

Воспитатель: Я предлагаю вашему вниманию 1 конкурс нашей викторины, которая будет посвящена нашей Родине.

1 конкурс «Разминка»
1.Как называется наша республика? (Карелия)
2.Как называется наша страна? (Россия)

1.Как называется столица России? (Москва)
2.Как называется столица Карелии? (Петрозаводск)

1.Как называются жители Карелии? (Карелы)
2.Как называются жители России? (Россияне)
1. Кто изображён на гербе России? (2-хглавый орёл)
2.Кто изображён на гербе Карелии? (Медведь)

1.Сколько цветов на флаге Карелии, какие они?
2. Сколько цветов на флаге России, какие они?
Общий вопрос: На каком языке говорят Россияне?

Воспитатель: Ребята, наш гость нашел по дороге вот такую красивую коробочку и передал ее нам. Интересно, что в ней находится? Давайте ее откроем и посмотрим. Мне кажется это картинки, только они разрезаны на части. Если мы их соберем, то узнаем, что на них изображено, и конечно расскажем Карлсону. Я думаю, что ему тоже будет интересно узнать. Приступаем к работе.

2 конкурс
«Собери картинку» государственные символы Карелии и России (работа в подгруппах у столов).
Воспитатель: Кто готов, поднимите руку и расскажите, что у вас получилось. (От каждой команды по 2 ребенка рассказывают о государственных символах).

Воспитатель: Вы очень хорошо и правильно рассказали про государственные символы. А теперь 3 конкурс, в котором члены каждой команды прочитают нам стихи о Родине. Только не забываем о том, что стихи о Родине мы читаем громко, красиво и с выражением. (Дети сели на стульчики).

3 конкурс «Прочитай стихотворение» (Дети от каждой команды читают по 2 стихотворения)
«Колокольчики»
1.Флаг Российский наш окрашен
В белый, синий, красный цвет.
Он трепещет в небе ясном
И его прекрасней нет.
Белый – символ мира, правды
И душевной чистоты.
Синий – верности и веры,
Бескорыстной доброты.
Боль народа, кровь погибших
Отражает красный цвет!
Будем Родину любить мы
И хранить от разных бед!

2. Люблю тебя, Карелия,
Твои озера ясные
И водопады грозные
И тихие луга.
Люблю тебя, Карелия,
Твои леса прекрасные
И вечера морозные, и белые снега.
«Ромашки»

1.У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный!

2.А вы в Карелии бывали?
Где травы стелятся ковром,
И где озер синеют дали,
Переливаясь серебром,
Где волны Ладоги бескрайней
На берег россыпью летят.
Про неразгаданные тайны
Нам водопады говорят,
Где сосны бронзовые встали
Необходимою стеной
А вы в Карелии бывали?
Нет?
Тогда поехали со мной!

Воспитатель: Спасибо ребята, вы прочитали замечательные стихи. А теперь давайте немножко отдохнем.

Физминутка «Родина»:
Нет на свете Родины красивей (дети держаться за руки, делают пружинку)
Боевой страны богатырей (руки к плечам)
Вот она по имени Россия (руки вверх и шагают на месте)
От морей простерлась до морей (поочередно выставляют руки в стороны).

Воспитатель: — А у нас следующий конкурс, который называется животный и растительный мир нашей Родины. (Дети садятся на ковёр).

4 конкурс «Животный и растительный мир»
Воспитатель:
Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, и мы узнаем, чем богата наша страна. Если вы дадите правильный ответ, то он появится на нашем волшебном экране. Навострите ушки и слушайте внимательно. Первая загадка будет общая для обеих команд.
В нем растут березы, елки,
В нем живут ежи и волки,
В нем есть дуб – тяжеловес,
А зовется место….(лес)

Воспитатель: Правильно, наша страна богата лесами. А давайте узнаем, что растет в наших лесах?
1. Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки (береза)
2. Её всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (ель)
1. И на горке и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят (грибы)
2. Листочки с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки, не выше кочки (брусника)

Воспитатель: Кто же является жителем наших лесов, хотите узнать?
1. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

2. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

1. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)

2. Кто днём спит, а ночью летает? (Сова)

Воспитатель: Молодцы, вы дали все правильные ответы. Устали, давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Сосна»:
На горе растет сосна (пальцы правой руки раскрыты)
Под сосной скачет заинька косой (2 пальца левой руки указательный и средний изображают уши зайца и сгибаются)
А под сосною под второй (тоже левой рукой)
Скачет заинька другой (правой рукой).

5 конкурс «Декоративно – прикладное искусство» (Дети сидят на ковре).
Воспитатель: Россия всегда славилась народными умельцами, которые изготавляли своими руками: игрушки, посуду, кухонную утварь, шили и вышивали одежду. Ребята, подождите, Карлсон хочет нам еще что-то передать. Это большой конверт. Как вы думаете, что там лежит? (Письмо)
«Дорогие народные умельцы! Посылаем вам волшебные картинки, раскрасив, которые вы узнаете, какими видами промыслов вы занимались»

Воспитатель: Ребята, значит, нам нужно превратиться в народных умельцев, сейчас я вам помогу. «Повертелись, покружились и в умельцев превратились».
(Дети тонируют листы бумаги, стоя у столов, на которых изображены элементы карельской, хохломской, городецкой, дымковской росписи (на выбор).

Воспитатель: Ребята, скажите элементы какой, росписи вы изготовили? Молодцы, и с этим заданием вы справились очень хорошо.

Воспитатель: На этом наша викторина окончена, Мы с вами очень хорошо и много рассказали Карлсону о нашей Родине, теперь он найдет дорогу к себе домой.
Давайте с ним попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (Слайд с Карлсоном закрывается). А сейчас слово предоставляется жюри.
Слово жюри и награждение команд (Грамоты и сладкие призы)

Воспитатель: Мы все сегодня подружились за нашей умною игрой, и вот игра кончается, дружба продолжается, всем до свидания, до новых встреч!

Название: Игра-викторина «Мы – патриоты» (возраст детей 5 – 7 лет). Конспект по патриотическому воспитанию.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, краеведение, Подготовительная группа

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 города Медвежьегорска»
Месторасположение: Республика Карелия, город Медвежьегорск

Конспект викторины по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Тема: «Я люблю тебя Россия.

Викторина по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Я люблю тебя - Россия».

Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских го¬родов и рек, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Развивать познавательные интересы.
Предварительная работа:
Рассматривание карты и глобуса, определение местонахождения России. Прослушивание гимна России. Беседы о российской символике. Чтение стихотворений, пословиц, поговорок и потешек о Родине.
Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картин¬ки, кроссворд.

Ход занятия

В группу под музыку входят две команды, встают друг напротив друга и произносят приветствие.
Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина».
Воспитатель. Дети знакома ли вам эта песня? (Ответы детей.)
Дети, а как вы думаете, что такое Родина? Что, это слово значит для вас?
Ответы детей: Родина - значит родная, как мать и отец.
Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем.
Родина, у каждого человека одна.
Родина-это место, где вы живёте.
Сегодня у нас не обычное занятие, а викторина на тему «Я люблю тебя Россия». В игре участвуют две команды, оценивать игру будет жюри.
Команды, поприветствуйте друг друга.
Команда «Цветы».
Цветы как бабочки,
а бабочки - цветы.
Летят над нашей жизнью
легкокрыло,
Искрятся, лучатся..
На сердце ложатся.
Команда «Бабочки».
Бабочка мило порхнула,
Села на яркий цветок,
В сладкий нектар окунула
Крохотный свой хоботок.
Команды садятся за столы.
Воспитатель. Ребята! Россия является самой большой и одной из самых богатых стран. У каждой страны есть свой флаг, герб, гимн.
Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия.
А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя пославянски назвали Россия.
Давайте посмотрим презентацию.
(Воспитатель показывает презентацию: полей, лугов, лесов, морей, рек, озёр, деревень, хуторов, крупных городов.)
Воспитатель . Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Роди-на.
Воспитатель. Давайте начнем нашу викторину с разминки.Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
- Наша страна называется… (Россия).
- Граждане России называются… (россияне).
- Столица России - город…(Москва).
- Кто президент в России… Путин.
- Какой документ имеет гражданин России… (паспорт).
- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
- Что такое государственный гимн?
Воспитатель . Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Тогда начинаем:
Конкурс № 1 «Государственные символы».
Воспитатель. Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
Я предлагаю командам выбрать как можно быстрее флаг и герб России из похожих флагов и гербов других стран и объяснить свой выбор.
Что изображено на нашем гербе?
(Золотой двуглавый орел, со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.)
Конкурс № 2 «Литературный».
Воспитатель. А сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила стихотворения о Родине.
Из каждой команды рассказывают стихи по три ребёнка
1 ребёнок из команды «Цветы»
Наша Родина!
И красива и богата,
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы,
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято,
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
1 ребёнок из команды «Бабочки».
Россия
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)
2 ребёнок из команды «Цветы»
О, мать моя, Россия
О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.
Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!
(А. Черный)
2 ребёнок из команды «Бабочки»
О, Россия!
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
(Ю. Друнина)
3 ребёнок из команды «Цветы»
Здравствуй, Родина моя!
Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)
3 ребёнок из команды «Бабочки»
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Конкурс № 3 «Найди соседей».
Воспитатель. Россия - самая большая страна в мире! Нужно найти страну-соседа России среди других стран и рассказать о ней.
(Выигрывает тот, кто больше нашёл стран-соседей и смог рассказать о каждой.
Физминутка
Наступило утро,
Солнышко проснулось
(рукой на окно показать)
И берёзки к солнцу потянулись
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом
Наклонившись в стороны
(наклоны в сторону).
Радуясь дню новому
(руки вверх, помахать ими).
Конкурс № 4 «Художественный».
Воспитатель. А теперь вспомним, как выглядит герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Я приглашаю по одному игроку от каждой команды пройти к мольбертам. Игроки получают секретное задание. Команда должна отгадать, что нарисовал игрок. (Дети Красками рисуют герб и флаг России команды отгадывают)
Конкурс № 5 «Народы России».
Воспитатель. Страна - это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. Много разных народов живет в России, каждый на¬род имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним, кто живет в России. (Русские, татары, чуваши, башкиры, мордва, евреи, якуты, украинцы и др.)
Конкурс № 6 «Музыкальный».
Что такое государственный гимн? (Главная песня стра¬ны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)
Есть у каждой станы особенная, самая главная песня-гимн. Гимн страны – это тоже государственный символ. Гимн посвящён нашей стране.
Давайте споём наш Российский гимн.
Исполняется гимн Российской федерации. Дети солисты выходят из каждой команды и все вместе поют песню.
Конкурс № 7 «Устное народное творчество».
Воспитатель. В устном народном творчестве богатым, выразительным, метким, словом воспевалась народная мудрость, черты характера, ловкость, смекалка, трудолюбие русского народа. Потешки, прибаутки нужны людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку, успокоить плачущего. Давайте вспомним некоторые из них.
Участники команд по очереди читают потешки.
(Команды поочередно читают потешки и прибаутки. Жюри подсчитывает баллы.)
Конкурс №8 . «Пословицы о Родине».
Воспитатель. Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Да¬вайте сейчас вспомним эти пословицы.
(Команды поочередно назы¬вают пословицы. Жюри подсчитывает баллы.)
Игра «Объясни пословицы»
Всякому мила- своя сторона.
Москва - сердце России.
Человек без родины - соловей без песни.
Жить - Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Будь не только сыном своего отца - будь и сыном своего народа.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без родины - что соловей без песни.
Родная земля и в горсти мила.
Береги Родину как зеницу ока.
Дым отечества светлее чужого огня.
Чужбина - калина, родина - малина.
Конкурс № 7 «Народные промыслы».
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия деко¬ративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке. (Воспитатель загадывает загадки.)
Эта роспись - просто чудо.
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком.
(Гжель)
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке.
(Хохлома)
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
(Дымковская игрушка)
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки -
Деревянные игрушки.
(Богородская игрушка)
Л. Осипова
Дети отгадывают загадки, а воспитатель достает из сундучка отгадки.
Городецкая роспись.
Конкурс № 8 «Реки России».
Воспитатель. Следующий конкурс – реки России. Посмотрите, как много на карте России голубого цвета, которым обозначены реки, моря, озёра. Даже трудно себе представить такое количество рек. Могучие, полноводные реки России несут свои воды в моря и океаны. Вот какая огромная наша страна Россия! Реки страны –это её настоящее богатство.
Какие реки России вы знаете?
(Дети перечисляют реки России: Волга, Енисей, Обь, Лена, Енисей, Москва-река, Нева.)
Как называется самая большая река в России? (Енисей).

Конкурс № 9. «Знаменитые россияне».
Воспитатель. Всё умеет русский человек: превратить железо в изящную посуду; камень в ожерелье и шкатулку; дерево в посуду, игрушки.
Слава о талантливых, русских умельцах разлетелась по всему миру. Сочинялись былины об Илье Муромце, об Алёше Поповиче. Не сосчитать героев-защитников отечества, верно послуживших своей России в годы Великой Отечественной войны с Гитлером.
Богата наша Родина талантами. Сколько замечатель¬ных людей прославили Россию своим творчеством и трудом!
Вспомните и назовите наших знаменитых писателей:
(Писатели: А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Л. Толстой;)
Вспомните и назовите наших знаменитых композиторов:
(Композиторы: П. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков;)
Вспомните и назовите наших знаменитых художников:
(Художники: Шишкин, Айвазовский, В. Васнецов;)
Наши современники: спортсмены (В. Третьяк, П. Буре, М. Са¬фин, С. Хоркина, А. Кабаева).
Воспитатель. Подумайте и скажите: «Почему мы гордимся Россией?».
Россия очень большая по территории, богата полезными ископаемыми.
Первый космонавт на Земле - гражданин России Юрий Гагарин.
Россия победила фашистов во Второй мировой войне.
Россия - страна с богатой культурой и т.д.
Каждый россиянин - гражданин своей страны, он должен гордиться своей прекрасной, могучей страной, любить свою Родину с самого детства. Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями.
Жюри подводит итоги викторины, награждает победителей медалями: «Я гражданин России».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о флаге и Знамени

Победы, воспитывать чувство патриотизма и уважительное отношение к

истории нашей страны,

Ведущий: Ребята и уважаемые гости, мы продолжаем наше мероприятие. А сейчас ребята старших групп «Земляничка» и «Рябинка» вместе с вами станут участниками увлекательной викторины для любознательных «Равнение на флаг».

В стране прекрасной «Детство»

Есть много королевств.

Вы в мире не найдете

Таких чудес как здесь.

«Рябинка», «Земляничка»

Зовутся города.

Ромашкою душистой

Заполнены луга.

Цветами незабудками

Здесь светятся глаза.

Страну детишек «Солнышко»

Все ласково зовут.

Под флагом милой Родины

Здесь счастливо живут.

Ведущий: Вас приветствует группа «Земляничка»

Дети: Мы не ягоды в корзинке

Мы Наташи и Полинки.

Но растем в родном краю.

Любим Родину свою.

Рассказы детей о флаге и эмблеме.

Ведущий: А теперь послушаем приветствие группы «Рябинка».

Стройные рябинки

Сад наш украшают.

Садили воспитатели.

Все об этом знают.

Надо нам скорее

Ребята, подрастать.

Будем нашу землю

Тоже украшать.

Рассказ о флаге и эмблеме.

Ведущий: Нашу викторину «Равнение на флаг» мы начнем с экскурсии в прошлое. Это поможет вам, ребята и нам, уважаемые взрослые настроится на нужную волну.

Много времени прошло –

Это правда было дети.

Царь с царицей жил на свете,

Государством управляли.

Торговали, воевали.

Дети рядом подрастали

И науку получали.

Сын их Петр, красивый, смелый

За любое брался дело.

И в ученье успевал.

Выше был он всех похвал.

Чтоб из сына вышел толк

Дарит царь потешный полк:

Что ни пушка – то игрушка:

Сабли, ружья, корабли.

Только сыну не хватало

Моря синего вдали.

У царя фрегат отменный

С гордым именем «Орел».

Первым он под русским флагом

В море синее пошел.

Для него и флаг был сделан

Первый русский триколор-

Ну а царь наш Петр 1

Много с ним боев прошел.

Ведущий: А теперь вопросы викторины.

Отвечать на них полным ответом.

Вопросы викторины

Как звали царя при котором появился флаг, похожий на современный Государственный флаг России? (Царя звали Алексей Михайлович, а утвердил Петр I)

Для чего понадобился этот флаг? (Флаг нужен кораблю для того, чтобы все могли узнать, чтобы видно было с других кораблей, какой стране он принадлежит, т.е. он принадлежит России)

Как назывался этот военный корабль (Военный корабль назывался «Орел»)

Какого цвета полосы на флаге России? (на флаге России три цвета: белый, синий, красный)

Что напоминают вам цвета флага:

а. белый: белоствольные березы, ромашки на лугу, облака, снег;

б. синий: реки, моря, озера, небо;

в. красный: огонь, тепло, солнце, любовь.

6.Что означают цвета флага: (для взрослых)

а. Белый – (обозначает мир и чистоту);

б. Синий – (вера, верность, правда);

в. Красный – (символ силы, мужество, отвагу).

Наша страна сильная, миролюбивая.

7. Игра «Собери флаг»

8. Из каких частей состоит флаг? (Флаг состоит из древка, полотнища, навершия)

9.Для чего нужен государству флаг? (Флаг государству нужен, чтобы объединять людей, служить отличительным знаком)

10. Как назывались флаги в древности? (Флаги в древности назывались стягами)

11. Как выглядели древние стяги? (На шест привязывали пучки травы, веток, конский хвост, ленты, фигурки животных, позднее их стали делать из ткани)

12. Задание: сделать стяг (музыкальная пауза) (для взрослых и детей)

Ведущий: Пока ребята делают стяг давайте споем песню, которая является гимном весне.

Жюри подводит итоги первого тура конкурса.

Ведущий: 2010 год – Юбилейный. Вся страна будет отвечать 65-ю годовщину великой победы над фашизмом и исполняется 90 лет республике Марий Эл. Во всех городах пройдут праздничные мероприятия и парад. А самый важный парад состоится на Красной площади и в самый торжественный момент пронесут Знамя Победы.

Ребенок: Вейся Красное Знамя

Символ наших побед.

Ты пропитано кровью героев

Славой наших великих побед.

Какого цвета Знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета)

Что изображено на Знамени Победы? (На знамени победы изображены: звезда, серп и молот и надпись)

Где в настоящее время хранится Знамя Победы? (В настоящее время Знамя Победы хранится в Центральном музее вооруженных сил РФ) (для взрослых)

Когда и где можно увидеть Знамя Победы? (Знамя Победы можно увидеть на праздничном параде в день Победы, в день Защитников Отечества)

Когда и где можно увидеть флаг? (Флаг можно увидеть на зданиях домов в дни праздников, на государственных зданиях, кораблях, самолетах, космических кораблях, во время спортивных соревнований, когда наших спортсменов награждают за победу)

Жюри подводит итоги. Награждение команд.