Учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему: Личная гигиена детей дошкольного возраста. Ежедневная гигиена ребенка: о чем должен помнить первоклассник

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш всегда был чистым и опрятным. Особенно сильно вопрос гигиены ребенка начинает волновать родителей, когда малыш идет в первый класс и становится более самостоятельным.

Именно поэтому многие мамы начинают беспокоиться: не забудет ли малыш помыть руки перед едой в школе, после физкультуры и посещения туалета, вовремя ли он покушает и выйдет из душного класса на перемену.

Сегодня мы расскажем об основных правилах гигиены первоклассника дома и в школе , а также о том, как привить малышу гигиенические навыки.

Немного о гигиене ребенка…

Как известно, полезные привычки формируются у детей достаточно долго. Именно поэтому приучить малыша ежедневно соблюдать правила личной гигиены бывает нелегко. Но стоит запастись терпением, и все-таки обучить ребенка регулярно чистить зубы, мыть руки, менять одежду и выполнять другие гигиенические процедуры. Эти навыки помогут малышу всегда быть здоровым.

Самый простой способ обучения ребенка гигиене - это собственный пример

Самый простой способ обучения ребенка гигиене - это собственный пример. Предложите ребенку чистить зубы утром и вечером вместе, чтобы малыш знал, что гигиена полости рта - это обязательная процедура не только для него, но и для родителей.

Также не лишним будет объяснить ребенку, зачем и мыть руки, рассказать ему о микробах, бактериях и болезнях, которые из-за них могут возникнуть. Можно подать ребенку эту информацию в игровой форме или же прочитать ему книги о чистоте, например «Мойдодыр».

Но! Делать все вышеизложенное необходимо куда раньше того времени, когда малыш пойдет в . К моменту первого похода в школу у ребенка уже должны быть сформированы основные гигиенические навыки. В период младшего школьного возраста задача родителей - контролировать то, как малыш следит за личной гигиеной , и помогать ребенку обучиться тем гигиеническим навыкам, которые он еще не освоил (навыки гигиены питания, гигиены труда).

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «К школьному возрасту уже должны быть сформированы гигиенические навыки - мытье рук перед едой, после посещения туалета, при возвращении домой. В школу ребенку желательно давать по упаковке сухих и влажных салфеток, чтобы он мог и там следить за чистотой рук».

Важно! Навыки гигиены, приобретенные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому так важно заложить тягу к чистоте именно в детстве.

Каким именно гигиеническим навыкам должен обучиться ребенок к школьному возрасту, а какие навыки ему еще нужно будет освоить?

Правила гигиены первоклассника: что должен знать ребенок

Личная гигиена

К 6 годам малыш должен полностью освоить все процедуры личной гигиены. Он должен привыкнуть к ним, многие выполнять без помощи и напоминания родителей.

Гигиена ротовой полости. Детям в возрасте от 6 лет рекомендуется чистить зубы два раза в день с использованием пасты и своей зубной щетки утром после завтрака и вечером перед сном. После каждого приема пищи необходимо приучить малыша полоскать рот. К 6 годам большинство детей уже не забывают самостоятельно, без напоминания мамы.

Уход за волосами. Малыш 6 лет вполне может научиться расчесываться самостоятельно . Необходимо приучить ребенка делать это два раза в день, утром и вечером. Для этого у малыша должна быть личная расческа. Не лишним будет захватить расческу в школу. Если у девочки длинные волосы, лучше, если ей поможет мама расчесать волосы и сделать аккуратную прическу (косичку, хвостик). Что касается прически мальчиков - им рекомендуют подстригать волосы 1 раз в два месяца. Очень важно вовремя мыть голову. В зависимости от жирности волос, от 1 до 3 раз в неделю детским шампунем. Помыть голову малышу в этом возрасте должна помочь мама. Очень хорошо будет, если мама начнет обучать ребенка самостоятельно мыть голову.

Гигиена рук и ногтей. К шести годам ребенок должен четко помнить, что перед каждым приемом пищи, после посещения туалета, после возвращения с улицы. Об этом он не должен забывать и в школе. Желательно, чтобы в школе также была возможность помыть руки с мылом под проточной водой. Если такой возможности нет, дайте ребенку с собой влажные и сухие салфетки, пусть очищает руки с их помощью. Также примерно раз в неделю или чаще, в зависимости от особенностей малыша, мама должна подстригать ребенку ногти на руках.

Гигиена половых органов. Уже с 6 летнего возраста необходимо приучать малыша мыть половые органы один-два раза в день теплой водой с мылом. Для этих процедур у ребенка также должно быть отдельное полотенце.

Уход за телом. Рекомендуется детям в возрасте 6 лет купаться в ванной 1 раз в неделю и принимать душ каждый день вечером. Конечно, если малыш очень любит принимать ванну , а вас это не затрудняет, разрешите ему плескаться чаще - 2-3 раза в неделю. В летний период можно предложить ребенку принимать теплый душ и утром.

Гигиена одежды. Мама должна позаботиться о том, чтобы одежда ребенка была выстирана безопасным средством. А малыша стоит приучать к тому, что каждый день нужно менять нижнее белье и носки, а остальную одежду по мере загрязнения. Отличать эту самую меру также стоит научить ребенка. С шести лет можно постепенно учить малыша стирать свое нижнее белье и носки руками, это войдет в привычку, благодаря этому ребенок научится ценить чистоту.

Всем нам нравится красиво одеваться, быть опрятными и аккуратными, чтобы внешний вид ни в коем случае не испортил нашу репутацию. А так ли тщательно Вы подходите к чистоте Вашей кожи? Если Вы подумали, что сейчас речь пойдет о необходимости регулярного мытья тела, то не совсем правы. Хочется обсудить вопрос регулярного мытья рук , потому что от того, насколько тщательно Вы подходите к вопросу гигиены зависит во многом общее состояние Вашего здоровья.

Заболевания от грязных рук

Существует множество заболеваний, которых можно избежать, если вовремя помыть руки (или хотя бы протереть влажной дезинфицирующей салфеткой). Одно из таких заболеваний в простонародье называется «болезнью грязных рук», а в медицине – дизентерией. Брюшной тиф, гепатит, холера – все эти болезни также являются результатом плохого мытья рук. Множество людей попадают в больницы именно из-за своей халатности, забывая вовремя помыть руки перед приемом пищи.

Почему нужно мыть руки

Вопрос гигиены не может быть проблемой одного человека. Помимо его желания он может стать распространителем тяжелых заболеваний в кругу семьи, близкие и родные находятся вблизи «грязнули» в опасности. Кишечные инфекции способны поразить сразу все семейство, а не одного человека. Вопрос гигиены рук стоит особо остро в предприятиях общественного питания, детских учреждениях. К работникам данных заведений применяются повышенные требования, ведь от того насколько сотрудники соблюдают правила мытья рук во многом зависит здоровье сотни детей.

Во время эпидемий множество людей избежали заболеваний именно потому, что вовремя и регулярно мыли руки. Нам известны достоверные сведения относительно того, какое эффект производит на микробов простое действие – мытье рук. Только представьте себе, что микробы погибают в течение 10 минут, если их поместить на чистую кожу рук. А теперь внимание тем, кто не любит мыть руки! Микробы на коже грязных рук сохраняются и продолжают жить в 95% из всех случаев.

Не нужно ставить себе напоминание на мобильном телефоне для того, чтобы не забыть помыть руки. Постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был естественным, без лишних напоминаний. Выработайте у себя и своих близких привычку, навык. Если у Вас в семье растет ребенок, постарайтесь привить ему с малолетства навыки личной гигиены рук и объясните, что перед тем как сесть за стол необходимо тщательно вымыть руки.

Гигиена рук у детей: навыки правильной гигиены рук

Давайте выясним, как обстоят дела с гигиеной в наших школах. Здесь ребенок проводит большую часть времени, зачастую даже больше чем в кругу семьи. Если посмотреть на возможности, которыми располагают учебные заведения, то картина вырисовывается весьма интересная. Часть школ имеет все необходимые условия для того чтобы дети содержали свои руки в чистоте. В таких учебных заведениях на входе в столовую стоит ряд умывальников и электрических полотенец, здесь каждый учащийся имеет возможность помыть руки перед едой. Но есть и другие учебные заведения, где дети садятся за стол с грязными руками по причине плохого технического обеспечения школы. В таких школах столовая располагает всего 1-2 умывальниками на несколько классов, о мыле и полотенцах здесь и речи не идет.

Если в детском саду детей обучили мыть руки перед едой, то в школе эти навыки будут утеряны безвозвратно. В данном случае государственным учреждениям, а также органам, контролирующим работу учебных учреждений, стоит позаботиться о детях заранее, а не решать проблему тогда, когда будет уже поздно и случится эпидемия кишечных заболеваний.


Точно такая же картина обстоит и с базами отдыха, где дети проводят свои летние каникулы. Плохое техническое обеспечение, безалаберность, а иногда и халатность сотрудников создают все предпосылки для роста числа кишечных заболеваний.

Как обучить и привить навыки правильной гигиены рук

Как обучить и привить навыки правильной гигиены рук ? Следует пошагово объяснить весь процесс, для этого приведем пример того, как правильно вымыть руки. Необходимо сделать следующее:

Как правильно мыть руки

  • Повыше закатать рукава;
  • Подставить руки под струю воды и намочить их;
  • Взять мыло в руки и намылить их до появления пены;
  • Потереть руку об руку;
  • Смыть большим количеством воды пену;
  • Проверить то, насколько качественно вымыты руки;
  • Обмакнуть сухим и чистым полотенцем;
  • Прижать руки к щекам тыльной стороной для проверки сухости ладоней.

Многие дети знают об этих правилах, но часть пунктов все же упускают из вида. Такие процессы, как - намыливание, вытирание рук осуществляется детьми без особой тщательности, наспех.

Процесс обучения гигиене рук

Процесс обучения гигиене рук должен вестись последовательно, начиная с самого раннего детства. Годовалый малыш уже должен иметь сложившееся представление о пользе воды, мыла и чистоте. Умывая малыша, моя ему руки, нужно проговаривать то, что Вы делаете. Ребенок помимо своей воли поймет всю пользу гигиены рук.


По достижении малыша годовалого возраста он сам в состоянии стоять и в этот момент необходимо научить его мыть правильно руки, при этом родители помогают в тех ситуациях, когда ему сложно.

После двух лет ребенок будет уже сам в состоянии помыть себе руки. При мытье рук нужно находиться рядом с малышом и следить за процессом, при необходимости помогая помыть руки мылом в труднодоступных для него местах (тыльная сторона ладони и запястья). Когда ребенку исполнилось три года можно контроль и родительскую бдительность ослабить, пусть малыш самостоятельно занимается мытьем рук. Время от времени достаточно проверять его успехи.

Важно не только научить мыть руки малыша, но и сделать так, чтобы он сам задумался о всей важности процесса гигиены. Не стоит ребенка пугать страшными историями о том, что он может заболеть, если пропустит один раз мытье рук. Дети умнее взрослых и они делают быстро свои собственные выводы. После того как ребенок один раз не сходит помыть руки и не заболеет, он решит, что все эти истории выдуманные и мыть руки вовсе не обязательно.

Мытье рук должно быть также естественно для ребенка, как все то, что он выполняет ежедневно (одевание, причесывание и т.д.). Напоминайте каждый раз после игры, прогулки, посещения туалета, что необходимо зайти в ванную комнату и помыть руки. Помимо всего прочего скажите ребенку, что некрасиво ходить с грязными руками. Показывайте на своем примере, что мыть руки нужно и важно.

Как научить ребенка правильно мыть руки? Советы для мам и малышей от врача-неонатолога, младшего научного сотрудника отделения новорожденных отдела неонатологии и педиатрии Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова, члена Экспертного совета Jonsons’ Baby Анны Караваевой.

Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал фразу «руки мой перед едой». Однако, эту процедуру необходимо выполнять в течение дня намного чаще, не только перед приемом пищи, но и после улицы, поездок в общественном транспорте.

Но так ли это просто — правильно вымыть руки? Давайте обсудим вопросы, касающиеся этой процедуры.

Как правильно?

Учеными Мичиганского университета доказано, что приблизительно 5% взрослого населения умеет правильно мыть руки. Дети, в большинстве своем, делают это поспешно, следовательно, неверно.

Малыши очень внимательны к поведению и поступкам родителей, поэтому взрослым самим необходимо научиться мыть руки, а также обучить этим навыкам своего ребенка.

Приучать малыша мыть руки необходимо с самого детства. Уже на первом году жизни, когда малыш активно познает мир, родителям в ненавязчивой форме нужно говорить о пользе воды и личной гигиене. Умывая вместе с ним личико или смывая грязь с ладошек, обязательно проговаривайте, зачем вы это делаете, что очень некрасиво и плохо, когда на кожице грязь и вредные микробы, которые смогут навредить организму, вызвать болезни. А после мытья ручек акцентируйте внимание на том, как хорошо, что малыш чистый и аккуратный.

Процедура мытья рук в жизни ребенка должна быть своеобразным ритуалом, который повторяется изо дня в день, таким же естественным, как и одевание, купание или прием пищи. Не забывайте о небольших поговорках, которые помогут запомнить малышу, в каких случаях ручки надо вымыть, например: «руки мой перед едой», «если ты пришел домой, руки с мылом сразу мой», «быть грязнулей не годится, будем ручки мыть водицей» и так далее.

В идеале, алгоритм мытья рук должен выглядеть следующим образом:

  1. Засучить рукава;
  2. Открыть край с теплой водой;
  3. Намочить руки;
  4. Используя мыло, тщательно намылить руки до образования пены (делать это необходимо не менее 20-30 секунд, промывая каждый пальчик, межпальцевые промежутки и запястья);
  5. Смыть пену теплой водой (ополаскивание должно производиться от пальчиков к запястью, при этом ладошки приподняты «ковшиком»);
  6. Просушить кожу чистым полотенцем.

Помните, у каждого члена семьи должно быть индивидуальное полотенце, которое необходимо часто менять и не допускать, чтобы оно долго оставалось влажным. В период заболеваний более гигиенично пользоваться одноразовыми салфетками или полотенцами, так как обычное махровое или вафельное полотенце могут накапливать микроорганизмы, и содержать их в идеальной чистоте крайне сложно.

Обратите внимание! Кран должен быть чистым перед тем, как вы закроете воду. Почему? Вот наглядный пример. Вы приходите с улицы, открываете кран загрязненными руками, моете руки и закрываете «грязный» кран чистыми руками. При этом ваши руки снова становятся грязными. Поэтому не забывайте во время мытья рук промывать и ручки крана.

Как приучить ребенка мыть руки?

  1. Малыши всегда ориентируются на поведение взрослых, поэтому своим примером показывайте, как правильно выполнять те или иные гигиенические процедуры.
  2. Каждый раз напоминайте ребенку, почему необходимо мыть ручки. Рассказывайте про микробов — мелких и невидимых глазу организмов, которые, попав в ротик (носик, глазки) могут вызвать заболевания, боли в животике, рвоту, повышение температуры и прочее.
  3. Создайте условия для осуществления ритуала мытья рук. Для этого около раковины должен стоять устойчивый стульчик или скамейка, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и его ручки не были подняты вверх во время мытья рук.
  4. Научите ребенка самостоятельно включать воду, но контролируйте этот процесс, чтобы малыш случайно не обжегся горячей водой, так как это может настроить на негативное отношение к водным процедурам.
  5. Превратите умывание и мытье рук из рутиной процедуры в игру. Можно, к примеру, устраивать соревнования, у кого будет больше пены. При желании ваш малыш может не только промыть свои игрушки , но и «искупать» самую любимую из них. А если перед умывальником находится зеркало, то кроха может любоваться собой во время мытья рук или корчить смешные рожицы.
  6. Читайте стихи или пойте песенки, они помогут отмерить время, необходимое на намыливание (не менее 20-30 секунд). Примеры: «Что бы было, что бы было, если не было бы мыла? Если не было бы мыла, Таня грязной бы ходила! И на ней бы, как на грядке, рыли землю поросятки!»; «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!» и так далее.
  7. Не торопите ребенка. Пусть малыш поймет, что можно получать удовольствие от необходимых процедур. В противном же случае, ребенок не научится правильно мыть руки и будет считать эти важные процедуры «каторгой» или «тяжелой повинностью», а в последствии будет попросту игнорировать их.
  8. Не ругайте кроху за мокрую одежду, воду на полу возле умывальника, полотенце, оставленное на полу и так далее. Со временем, благодаря вашим напоминаниям, малыш научится делать все более аккуратно.
  9. Помните, что во влажной среде бактерии размножаются лучше. Поэтому, если кожу намочить, но не намылить достаточно хорошо, то микроорганизмов станет только больше. Всегда контролируйте процесс мытья рук, пока ваш малыш недостаточно овладел этими навыками. Ведь маленькие торопыжки не всегда хорошо самостоятельно справляются с загрязнениями.

В конечном счете, малыш запомнит, как правильно мыть руки и в каких случаях делать это необходимо.

Как выбрать мыло для мытья рук?

Существует огромный выбор моющих средств. Это и твердое кусковое мыло, и натуральное мыло ручной работы, содержащее экстракты различных трав, эфирные масла, мед и прочие ингредиенты, и туалетное мыло, и антибактериальное мыло, и лечебное мыло (серное и дегтярное), но использовать их детям не рекомендуется.

Так, например, в составе твердого мыла присутствует натриевые и/или калиевые соли жирных кислот. Эти щелочные компоненты оказывают негативное влияние на кожу ребенка, приводя к появлению сухости и раздражения. Экстракты различных трав, эфирные масла и другие компоненты натурального мыла могут спровоцировать аллергические реакции на коже ребенка. Частое использование антибактериального мыла не подходит не только для ребенка, но и взрослого, так как агрессивные вещества, такие как триклозан, убивает и вредные, и полезные бактерии, колонизирующие кожу, лишая ее естественной защиты. Поэтому использовать его можно только иногда. Однако, оно может стать незаменимым помощником в поездках, а также при очищении рук перед обработкой ран.

При выборе мыла для детей предпочтение нужно отдавать детскому мылу, которое не содержит щелочных компонентов (pH-нейтральное), а также ароматизаторов и красителей, способных вызвать раздражения или аллергические реакции.

Такое мыло чаще всего небольшого размера, хорошо помещается в ладошке у ребенка, а также может иметь форму различных фигурок, что вызывает у малышей положительные эмоции. Однако необходимо помнить, что на куске мыла после мытья рук могут оставаться бактерии, которые размножаются, особенно если в мыльнице остается влага. Поэтому, если вы используете кусковое мыло, выбирайте мыльницу, в которой оно может высыхать.

Идеальными средствами для очищения кожи малышей являются специальные жидкие средства, в том числе жидкое мыло. Они содержат нещелочные, а поверхностно активные вещества, которые замечательно справляются со всеми загрязнениями, но при этом не нарушают естественную защиту кожи, а также не вызывают сухость и раздражение.

Надеемся, наши советы помогут вам и вашему малышу овладеть навыками правильного мытья рук и избежать многих заболеваний. Будьте здоровы!

Обсуждение

А бывают антисептики без спирта разве? Что тогда будет микробы убивать.

Главное, чтоб не содержал спирт. Лучше с натуральным составом, чтоб безопасен для детей был.

Ой, недавно купила мыло жидкое, так он его за раз прикончил)))) Думала мож антисептик купить, хоть им обрабатывать руки, особенно на улице на прогулке. Вот только не знаю можно ли им детям пользоваться.

Придумайте какую-нибудь игру, чтобы приучить к мытью рук. Мы берем игрушку, с которой гуляли и идем ее купать. Напеним ручки и моем все)

Мы с мелким воюем, заставляю после улицы мыть руки. Никак не приучу, может забежать с улицы и схватить со стола что-либо. С боем идем в ванную мыть руки.

только 5% моют руки правильно XD как мы выжили то?

У меня 20-30 сек не моют, 10 сек потолок. Но вроде отмывают. Иногда, правда, плюхаются по полчаса.)))

Приведённый алгоритм влетит в копеечку если учесть 2 момента:
1)отсутствует пункт ЗАКРЫТЬ кран
2)сейчас почти у всех счётчики воды

А как руки можно мыть не правильно? Результат важен. А в целом статья полезная

Комментировать статью "Как научить ребенка правильно мыть руки?"

Мыть с мылом, душ-гелем, шампунем, фэйри:)) - чем угодно, главное мыть каждые часа два, и усиленно. Эээ, и так ожог уже практически:(Как вы что - йодом, мало вам ожога? заклеивать нельзя ожоги, попытаться сделать повязку через руку, мыть -чистить-готовить - надевать...

Обсуждение

салкура крем или спрей даже лучше, я своему брызгала, когда такое случилось, болевые ощущения чуть ли не сразу прошли, быстро все восстановилось.

нсредство хоумстар, муж покупал, первый раз такой. Там гидроксид натрия, мультсульфаты и павы. Спал нормально, утром проснулся, над глазиком и под ним чуть розовое, на щеке 4 пятнышка размером от 0,5 в диаметре и меньше, видно что прмжженые, немного розовая кожа. Сынок ее не чет, ведет себя как обычно. Купили бепантен, мажу, вроде чуть розовее даже стало. всем спасибо

И мыло всегда есть во всех туалетах, трудно мимо него пройти. А вот просто так, придя домой из школы или с работы - нет, не моют. ПС, я тут подумала, и поняла, почему они руки не моют. потому что они не пачкают! Где им испачкать руки? В офисе 5 раз сходили в туалет, и...

Обсуждение

Мне кажется все в точностью до наоборот. Здесь уже начинают вести пропаганду в обратную сторону - см. ссылку. Потому что излишняя гигиена приводит к тому что у детей организмы не "умеют" вырабатывать антитела, количество аллергий/детей-аллергиков растет. Тут еще есть такая мода (по кр. мере у женщин) в общественных туалетах, так делают по крайней мере половина: она моет руки, вытирает бум полотенцем, потом берет еще одно бум.полотенце, открывает им общую дверь туалета, придерживает дверь ногой и легким а-ля Мэджик Джордан движением забрасывает полотенце в мусорку. Так она выходит из туалета не прикасаясь к двери совсем. Многие рестораны, кинотеатры и др. общественные места уже стали ставить мусорку прямо у входа, потому что очевидно не всем получается ровно в ведро забросить! Я так не заморачиваюсь, и детей не гоняю особенно, но они у меня в грязи копаться любят, поэтому есть руками, на которых черная грязь прилипла, не даю. Кстати не болеют они, и аллергий нет совсем. А детей здесь в принципе не дрючат, и в обществе на них не прикрикивают - просто другое отношение.

Моют, моют. В детском саду 3-х леток приучают, после игры, перед едой, после туалета...всё время моют...даже чаще, чем мне бы хотелось.

Наоборот, я всегда удивляюсь в России. Например, когда люди держатся за перила (они же грязные!).

20.06.2012 22:14:13, masha__usa

Если мыло упало - все, "поганое", она им больше не пользуется. "Ведь там под ванной пыль!" И лежит это мыло, пока я его не достану и не возьму себе. Сидит она перед компьютером, читает - пропиликала стиралка - идет мыть руки с мылом, перед тем как развесить белье.

Обсуждение

" Посуда в раковине лежит - яйцо помыть над ней нельзя."
Кур вообще мыть не рекомендуется, чтобы бактерии не разбегались. Рекомендуется кур немытыми варить, что бактерии не смывались, а сваривались.

17.02.2019 00:21:03, ....

Ну это ненормально, однозначно! У меня тетя патологическая чистюля, но и то, ей далеко до жены автора. Нужно к психологу или психиатру, хз.

про грязные руки. рассказала мне тут одна знакомая девушка-врач, что читала исследования в которых говорилось следующее: сделали "смывы" с если помыть просто водой, без мыла - смывается 90 процентов грязи. то есть вот с мылом мыть не обязательно. я читала такое...

Обсуждение

Поздно. Я уже не перестану мыть их и перед едой, и после магазина, и после общественного туалета.

О, я всегда так считала! Руки мою, если они грязные - копалась в земле/навозе, готовила и т.п. Просто так - не мою, даже после общественного туалета. Если, конечно, там не пришлось копаться в навозе.)))

11.04.2008 10:31:23, Маша Ц., антисанитарная насквозь

Я мыла посуду, руки вытерла бумажным полотенцем - салфеткой, только что при нём оторванной от нового рулона, хотела этой же салфеткой снять с его щеки крошку Мое мнение что нужно бить тревогу если ребенок моет руки многократно и без особой на то необходимости.

Общее число микроорганизмов, обитающих у нас на ладонях, в три раза превышает количество бактерий, которые находятся, например, у нас на плечах или локтях, и примерно равно численности микробов, живущих в прямой кишке. Поэтому не секрет, что одним из главных путей попадания инфекции в организм являются немытые совсем или плохо вымытые руки.

Малыши и микробы

«Болезни грязных рук» угрожают, конечно, и взрослым, но малышам - куда сильнее. Не только потому, что дети еще не приобрели устойчивую привычку соблюдать гигиенические нормы. У малышей в отличие от взрослых вырабатывается меньше соляной кислоты в желудке и их пищеварительные ферменты еще недостаточно активны, поэтому вирусы и яйца глист легко пробираются из желудка в кишечник. А вследствие высокой проницаемости слизистой оболочки кишечника у детей токсины, попавшие в организм, легко проникают в кровь. Да и иммунная система еще только формируется, поэтому ей не хватает защитных антител, которые могли бы уничтожать болезнетворные микробы. К сожалению, у маленьких детей даже незначительное число микробов, попавших в организм, может вызвать серьезные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и нервной системы, селезенки, печени и других органов. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно следили за чистотой рук своего ребенка.

Надо, надо умываться!

Мыть мордашку и ладошки малышу нужно не только тогда, когда он их чем-то запачкал, но и когда грязи на них не видно. Особенно важно приучить ребенка мыть руки перед едой и после посещения туалета, а также придя домой с прогулок и после общения с животными. Ну и еще после контакта с деньгами (металлическими или бумажными - все равно). Соблюдение этих простых правил надежно убережет ваше чадо от так называемых «болезней грязных рук», которых очень много.

Путь их распространения - орально-фекальный. То есть через немытые руки, которые ребенок подносит ко рту. Среди таких заболеваний не только кишечные инфекции и глисты, но сальмонеллез, дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит А, энтеровирус и ротавирусные инфекции. Многие из этих болезней протекают очень тяжело, чреваты обезвоживанием организма и серьезными осложнениями. Кстати, «болезнями грязных рук» можно считать и ОРВИ с гриппом. Несмотря на то что путь передачи вирусов воздушно-капельный, занести в организм возбудителей можно и через грязные руки. Поэтому в сезон простудных заболеваний частое мытье рук является одним из главных средств профилактики. Эта манипуляция в 10 раз снижает вероятность заразиться ОРВИ!

Да здравствует мыло душистое!

Дома, в гостях или в кафе всегда можно воспользоваться водой и мылом, а в дороге или на природе (например, на пикнике) такой возможности нет. В этом случае надо использовать специальный антисептический гель или влажные антибактериальные салфетки, которые удаляют с рук не только видимую грязь, но и подавляющее число болезнетворных микробов. Дома же регулярно использовать антибактериальное мыло не надо. Ведь помимо вредных микробов подобные средства (как правило, в них входит вещество триклозан) убивают и полезную бактериальную флору, мирно существующую на нашей коже. Поэтому лучше использовать обычное мыло. Тем более что многие исследования показали, что, если намыливаться им в течение 15 секунд, оно уничтожает около 90% бактерий. Поэтому важно мыть руки тщательно, не торопясь. Вода должна быть не горячей и не холодной - теплой. Намыливать следует всю кисть и особенно важно очищать от грязи промежутки между пальцами, где скапливаются невидимые возбудители инфекций.

Заботиться нужно не только о чистоте рук, но и о гигиене ногтей, ведь под ними также скапливается множество всяких микробов. Подстригать детям ноготки нужно обязательно.

И еще важный момент. После мытья не следует оставлять ладони влажными! Ведь бактерии распространяются в теплой и влажной среде, поэтому нужно тщательно вытирать руки чистым тканевым или одноразовым бумажным полотенцем.

Навыки гигиены рук удетей

Для начала следует выяснить, какая гигиена в наших школах.Ведь именно там ребенок проводит много времени, иногда даже больше чем дома вкругу семьи. Рассматривая возможности, которые имеются у учебных заведений, токартина будет весьма интересной. Большая часть школ снабжена необходимымиусловиями для того, чтобы школьники содержали руки в чистоте. Например, околостоловой или непосредственно на входе стоит ряд умывальников, а также электрическиеполотенца, поэтому каждый учащийся перед едой может помыть руки. Но есть другаячасть школ, которая не снабжена необходимыми техническими условиями и дети вшкольной столовой за стол садятся с грязными руками, так как всего на несколькоклассов расположено 1-2 умывальника. В таких школах о мыле, а тем более обэлектрических полотенцах не может быть и речи.

В детском саду ребенку прививают привычку мыть руки, преждечем сесть за стол, а в школе эта привычка с таким подходом (отсутствие условий)будет утеряна безвозвратно. В таких случаях госучреждениям и органам, которыеконтролируют работу учебных заведений, следует заранее позаботиться о детях, ане начинать решать проблему, когда произойдет эпидемия кишечныхзаболеваний.

Обучаем и прививаемдетям навыки гигиены рук

Ребенку следует прививать навыки гигиены рук. Но как это делать?Ребенку следует пошагово объяснять и возможно показывать наглядно весь процесс.

Итак, как правильно мыть руки:

  • Закатываем рукава повыше;
  • Руки протягиваем под струю воды, смачиваем их;
  • Берем в руки мыло и намыливаем их до образования пены;
  • Трем руку об руку;
  • Смываем с рук пену большим количеством воды;
  • Проверяем, насколько хорошо вымыли руки;
  • Вытираем руки чистым и сухим полотенцем;
  • Проверяем сухость ладоней, для этого прижимаем к щекам руки тыльной стороной.

Эти правила известны многим детям, однако часть пунктовпредпочитают не выполнять. Такие пункты, как намыливание рук и вытирание детьмиосуществляется наспех, без особой тщательности.

Процесс обучения

Весь процесс обучения должен осуществляться последовательнои начинать лучше с раннего возраста. У годовалого ребенка уже должно бытьпредставление о том, какую пользу приносят вода, мыло и чистота. Моя ребенкуруки, умывая его, советуется проговаривать свои действия. Тогда помимо своейволи ребенок поймет, какую пользу приносит гигиена рук.

К году ребенок уже в состоянии сам стоять, поэтомусоветуется начинать учить его правильно мыть руки, родителям при этомрекомендуется помогать ребенку в сложных ситуациях. После достижения ребенкадвухлетнего возраста, он сможет сам помыть себе руки. Во время мытья рукродителю стоит находиться рядом и следить за всем процессом. Если ребенок несправляется, то нужно ему помочь помыть руки в труднодоступных местах(запястья, тыльная сторона). Родительскую бдительность и контроль можно ослабить,когда ребенок достигнет трехлетнего возраста. В этом возрасте достаточно будетпериодически проверять успехи ребенка.

Ребенка не только важно научить мыть руки, но и сделать всевозможное, чтобы он сам стал думать о том, насколько важно мыть руки. Ребенкане нужно пугать ужасными историями, что если он не помоет руки, то заболеет.Дети порой оказываются умнее взрослых, поэтому быстро делают собственныевыводы. И если ребенок пропустил одно мытье рук и не заболел, то он может решить,что все истории выдуманные, а руки мыть не обязательно.

Для ребенка мытье рук должно быть естественным ежедневнымпроцессом, таким же как одевание, причесывание. Напоминайте ребенку, что каждыйраз после посещения туалета, прогулки, игры нужно мыть руки. Кроме этогоребенку следует сказать, что с грязными руками некрасиво ходить. Всегдапоказывайте, что мыть руки важно и нужно на собственном примере.