Русские женщины во власти. Жизнь женщины в древней руси

Непостижимый, противоречивый русский женский характер, в котором слились воедино сила и нежность, стойкость и покладистость, любовь и самоотречение.

Образ русской женщины окутан флером тайны, раскрыть которую давно стремятся русские писатели. Отечественная литература представляет читателям целую галерею характеров русских женщин, самых разных, но всех их роднит искренность чувств и мыслей, цельные, живые натуры. Говорят, что сейчас таких уже не встретишь, но если присмотреться, то и современные русские женщины во многом схожи со своими литературными сестрами. Да, мы живем в другое время и в другом обществе, но и сегодня быть русской женщиной — это уже заслуга.

Со времен Татьяны Лариной женские характеры становятся гораздо более сильными, чем мужские, более того они им противопоставляются. Прожигатель жизни Евгений Онегин, плывущий по течению и мало о чем задумывающийся Алексей Вронский, завернувшийся в халат и практически не поднимающийся с дивана Илья Обломов, полностью опустившийся после потери жены и любимой Юрий Живаго, транжира и мот Сергей Паратов… На их фоне густыми, сочными мазками написаны портреты русских женщин.

Татьяна стала первой главной героиней русского романа — и в этом была смелость поэта, да и сам роман скорее мог бы носить название «Татьяна Ларина». Бум на «женские» названия литературных произведений случился чуть позже: «Анна Каренина», «Ася», «Машенька», «Анна Снегина», «Любовь Яровая»…

Сильные женские характеры явление не только литературное, но и реальное. Жалобами на безразличие и лень мужей, на рукоприкладство и измены пестрят женские форумы. Да и в своем окружении вы наверняка встречали женщин, которые тянут на себе работу, и детей, и быт. Встречаются и счастливые исключения, но и в таких тандемах женщина — источник энергии для партнера. Быть сильной — привычка, впитанная с ранних лет.

Русские женщины во всем мире славятся своей красотой и обаянием. Причем красота эта — не в канонической правильности черт лица, а в содержании. Булгаковская Маргарита привлекала огоньком, горевшим в ее глазах. Татьяна Ларина — задумчивостью и внутренней чистотой. Наташа Ростова — живостью и непосредственностью. Особенно часто писатели подчеркивают красоту глаз, которые, как известно, «зеркало души». Это и «удивительные, трогательные глаза» чеховской Любови Андреевны Раневской, большие, строгие глаза некрасовской Матрены Тимофеевны или блестящие серые глаза, «казавшиеся темными от густых ресниц», Анны Карениной.

Классический пример русской красавицы представляет нам Некрасов в поэме «Мороз. Красный нос»: «Есть женщины в русских селеньях, с спокойною важностью лиц, с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц ».

Порой авторы намеренно подчеркивают отсутствие у героини внешней красоты, побуждая читателей заглянуть вглубь ее прекрасной души. Так представляет нам свой «милый идеал» Пушкин: «Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей ».

Наташа Ростова впервые предстает перед нами как «некрасивая, но живая девочка».

Иногда же, наоборот, героини отличаются удивительной красотой. Варенька («После бала» Л. Толстого) была «в молодости… прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная ». Редкой красавицей была бедная Лиза, которая покорила Эраста при первой же встрече.

Но красота русских женщин — не только дар природы, но и результат упорного труда над собой . Русские женщины заботятся о себе с молодости: следят за модой, умеют сделать макияж и прическу. Они не позволяют себе выйти на улицу в мятой одежде и даже мусор выносят на каблуках. И все это делается с единственной целью — завоевать внимание и сердца мужчин.

Для русской женщины важны семейные ценности. И русские выходят замуж в целом раньше, чем их европейские сверстницы. Последним необходимо сначала самим встать на ноги, построить карьеру и обустроить дом. А русские, не только женщины, но и мужчины, благодаря прочным семейным связям могут рассчитывать на помощь и поддержку бабушек-дедушек. Поэтому семью они часто успешно совмещают с карьерой — и в этом тоже особенность характера русских женщин. Но мерилом женского успеха в глазах общества, как бы ни противились этому отдельные представительницы прекрасного пола, до сих пор было и остается замужество.

Случается, что приверженность семье, детям превращается у русской женщины в жертвенность. Примеры героинь, которые видят свое предназначение в семье, представляет нам классическая литература. Лариса Огудалова готова выйти замуж за Карандышева: «Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней ».

Полностью растворяется в заботах о муже и детях Наташа Ростова: «Предмет, в который погрузилась Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать ».

Русская женщина — мать. Наталья, нелюбимая жена Григория Мелехова («Тихий Дон» М. Шолохова), впервые заслуживает нежного взгляда супруга, родив близнецов и засияв «какой-то чистой внутренней красотой». Ближе родной матери становится для снохи мать Григория Ильинична. Она — оплот семьи, мудрая и спокойная женщина. Не суетясь попусту, успевает и дом содержать в порядке, и уделить внимание всем детям, их душевным переживаниям, и укротить гневливого мужа.

Часто жизнь ставит героинь перед выбором: Любовь, или долг. И на этот вопрос нет однозначного ответа.

Оставаться верной мужу, отвергая любовь, которая не померкла с годами, выбор Татьяны Лариной. Она не может отказаться от своего положения в обществе — богатой и знатной дамы, жены князя и генерала. Наталья Коршунова, тихая и ласковая героиня шолоховского «Тихого Дона», прощает нелюбовь и измены мужа, Григория Мелехова.

Современные женщины часто тоже готовы мириться с недостатками мужа, пьянством, побоями, изменами, до последнего стараясь сохранить семью…

На противоположном полюсе другие женщины — они готовы ради любви на любые жертвы. И любовь эта стихийная, метафизическая, непостижимая для разума. Любовь — это сама жизнь.

В тургеневской Асе сочетаются «доброе сердце» и «бедовая голова». Она искренняя, честная, подвижная. И ее чувства могут быть только такими же непосредственными: «Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза ».

Лиза, скромная, трудолюбивая, совершенно отдалась Эрасту, она «им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие », любила его больше, чем себя. («Бедная Лиза» Н. Карамзина). Смысл жизни надеялась найти в любви к красавцу-офицеру Алексею Вронскому Анна Каренина. Она уходит от мужа и оставляет сына, чувствуя себя при этом преступницей. Нарушив законы долга и нравственности, царившие в обществе, она лишается друзей, все отвергают ее. Итог: единственный выход, который она видит, — смерть.

Свое сердце отдала Борису и Катерина Кабанова («Гроза» А. Островского). «Кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой: иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы ». Долг женщины, жены не позволяет ей утаить эту связь от мужа, и, не в силах больше выдерживать его деспотизм и деспотизм свекрови, она бросается в Волгу. Оставила богатого мужа и посвятила свою жизнь бедному Мастеру булгаковская Маргарита и даже заплатила земной жизнью за право оставаться с ним в жизни иной.

Не в силах противостоять чувствам «бесприданница» Лариса Огудалова. Она бросает своего жениха и едет на ночную прогулку с Сергеем Паратовым, который уже один раз обманул ее. Но она все же надеется, что он женится на ней. Будучи обманутой и второй раз. Лариса понимает, что ей никогда уже не выйти замуж. Погибая от руки ревнивца-жениха, она считает это благодеянием.

Лара Гишар («Доктор Живаго» Б. Пастернака) говорит, что если бы ей пришлось выбирать между любовью и долгом, то: «…Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим ».

Феминизм, к слову, который шествует по всему миру, практически не затронул Россию. Как ни парадоксально, но причина в том, что именно советская Россия стала одной из первых стран, где женщины получили равные права с мужчинами, в том числе право на доступное бесплатное высшее образование. Во многом как раз благодаря этому русские женщины славятся своим умом. «Чем русская блондинка отличается от женщины вообще? Русская блондинка умеет играть в шахматы». Эта американская шутка как нельзя лучше характеризует отношение к IQ русских дам. И правда, воинствующий феминизм в России гораздо менее жизнеспособен. Любая женщина здесь будет рада, если ей уступят место в общественном транспорте, подадут руку при выходе или откроют дверь. В России принят традиционный взгляд на роль мужчин и женщин. Женщина — хозяйка в доме и мать. Да, многие девушки стремятся получить хорошее образование, состояться в профессии, но это никак не отменяет семьи и рождение детей. Недаром даже слово «вуз» в шутку расшифровывается как «выйти удачно замуж». Работают же русские женщины часто не для карьеры, а для денег — на одну зарплату супруга просто не прожить. И сохраняют трудолюбие и энергичность до старости.

Словом, портрет русской женщины, вне зависимости от времени и ее положения в обществе, противоречив и многолик. А русский женский характер — это мозаика разнообразных чувств и поступков, мыслей и эмоций, из которой складывается узор жизни, яркий и неповторимый .

Тема «женщин легкого поведения» во время 2-й мировой войны в российской пропаганде абсолютно запретная. Были, конечно, и такие женщины, были и публичные дома - "Бордель-хаусы", открытые для оккупантов, были и просто доступные женщины. Между прочим, женщины составляли на оккупированных территориях три четверти населения.

Поскольку наиболее массово проституция расцветала в Крыму, есть смысл обратиться к свидетельствам очевидцев, переживших там оккупацию. После освобождения Симферополя от фашистов 23 апреля 1944 года была создана Крымская комиссия по истории Великой Отечественной войны. Члены комиссии обратились к населению с просьбой сдавать документы этого периода. Благодаря этому в Государственном архиве Автономной Республики Крым сохранился дневник симферопольского зубного врача Хрисанфа Гавриловича Лашкевича. «Много русских женщин с самых первых дней прихода немцев завязало с ними гнусную связь, — свидетельствует он. — Это были самые красивые, выхоленные из симферопольских женщин. Мы видели их в первые же дни гуляющими с немецкими офицерами. Затем бабы попроще связались с немецкими солдатами, а после с румынами».

«Почему, в самом деле, наши женщины так доступно и откровенно отдаются немцам? — задавался вопросом старый симферопольский врач. — Что здесь любовь не имеет места — это очевидно: слишком уж скоропалительно и массово завязываются связи, причем в подавляющем большинстве случаев вступающие в связь не понимают один другого. Действует ли здесь гипноз победителей, имеют ли немцы личное обаяние? Может быть, на наших женщин производит впечатление выправка немцев, их белая кожа и чистота тела, за которой они так тщательно следят? Может быть, неотразимое влияние производит военный мундир, может быть, немцы умеют как-нибудь особенно обращаться с женщинами? А может, здесь имеет место влияние “моды”, новости, любопытства, желание изведать новые неизвестные и неожиданные ощущения? Или здесь имеет место...простой практический расчет — с помощью любовника покрасивее одеться, получше обставиться, щегольнуть перед подругами, послаще покушать? Несомненно, случается и насильное принуждение, но думаю, что это последнее бывает очень редко».

Константин Симонов в своем военном дневнике приводит слова одного из офицеров, сказанные после освобождения города Керчи в январе 1942 года: «Здесь немцы две недели назад, к Новому году, открыли откровенную вербовку в публичный дом. Просто предложили добровольно туда записываться. Так вот здесь у меня документы из магистратуры есть. Оказались такие женщины, которые подали туда заявления. ...Публичный дом немцы не успели открыть — мы помешали. А заявления у меня. Ну, что теперь делать с этими бабами? Откуда они взялись?».

О тех русских женщинах, которые «сходились с противником не в бою, а в постелях», задумывался и Александр Солженицын (Архипелаг ГУЛАГ, т. 3 ч. 5, гл. 1): «Одним девушкам запало, как мы пятнадцать лет не уставали кричать, что нет никакой родины, что отечество есть реакционная выдумка. Другим прискучила пуританская преснятина наших собраний, митингов, демонстраций, кинематографа без поцелуев, танцев без обнимки. Третьи были покорены любезностью, галантностью, теми мелочами внешнего вида мужчины и внешних признаков ухаживания, которым никто не обучал парней наших пятилеток и комсостав фрунзенской армии. Четвертые же были просто голодны — да, примитивно голодны, то есть им нечего было жевать. А пятые, может быть, не видели другого способа спасти себя или своих родственников, не расстаться с ними».

Историк Борис Ковалев обнаружил в одном из архивов поступившее из Берлина распоряжение местным оккупационным властям, в котором отмечалось, что сожительство немецких солдат с русскими женщинами приобретает катастрофические размеры, и потому рекомендовалось при расселении помещать не менее трех немецких солдат в одной комнате, дабы они следили за «моральным обликом» друг друга. Впрочем, нарушение запрета было обычным делом.

Правда, если рождался ребенок — другое дело. С марта 1943 года при рождении ребенка от немецкого солдата русские матери имели право на получение пособия. Разумеется, это право было обставлено целой бюрократической процедурой. «При регистрации внебрачных детей, которые происходят от германских отцов, надо одновременно представить доказательства, которыми подтверждается отцовство германского солдата. ...Чиновник ЗАГСа должен снять с матери показания, кто является отцом (фамилия, имя, чин или знаки отличия, воинская часть) и что привело к половому сношению (пребывание на квартире, работа матери в воинской части и подобное) и признает ли солдат отцовство. Волостной старшина дает заключение, заслуживает ли показание матери доверия, допрашивает еще возможных со стороны матери знакомых свидетелей, берет у матери отпечатки всех 10 пальцев и, как можно скорее, отправляет материалы со своим заключением районному бургомистру».

Согласно опубликованному в «Голосе Крыма» приказу, «все родившиеся у русских женщин от немецких воинов дети будут считаться немцами, таким детям германское правительство окажет помощь при кормлении и воспитании, воспитание же будет проводиться в немецком духе». Тем не менее, по свидетельству Лашкевича, «забеременевшие женщины толпами повалили к докторам за абортами», тут-то и выяснилось, что аборты запрещены. «Ведь русские женщины, хотя и не немки, все-таки арийки, следовательно, потомство от немцев будет носить все признаки “высшей расы”, — так отвечал автор дневника на вопрос, почему немцы запрещают аборты. — Дальновидные люди! Интересно только знать — кто окажется прав: немцы, ожидающие от русских женщин немецкого потомства, или я, ожидающий от немецких солдат русского потомства?»


Любовь, семья, дети в жизни декабристов

Когда готовил материал об Александре Луцком, мне показалась, что его фамилия созвучна девичьей фамилии моей бабушки по отцовской линии. Луцкий – Луцкин. Мою бабушку звали Александра Луцкина, и родилась, как раз в тех местах, где отбывали ссылку декабристы. Нерчинский завод.

Последние несколько лет изучаю историю своей семьи. По материнской линии «докопался» до начала ХIХ века. Все пра- и прапрадеды - сельские священники. К тому же приобрел нескольких родственников. Один из разряда тех, «кем гордится страна».

В общем, решил поискать Луцкиных, живших во времена декабристов. Мне повезло почти сразу. Я наткнулся на письмо декабриста Ивана Горбачевского, в котором он упоминает двух детей: Александра и Александру Луцкиных. Есть мнение, что Луцкины его внебрачные дети, которые унаследовали все небогатое имущество Горбачевского. Дом и немного денег.

Красивая могла получиться легенда про связь времен. От декабриста Горбачевского к его потомкам, которые строили «светлое будущее». Моя бабушка в годы гражданской войны партизанила, а в сталинские времена была правоверной большевичкой. В годы моего пионерского детства легенда сработала бы обязательно.

Сегодня такая легенда не сработает. Интернет знает почти все. По моей просьбе брат выяснил, что таких Луцкиных и с именами Александр проживали в Сибири десятки. Но все равно спасибо бабушке. Благодаря ей наткнулся на тему, которая в большей степени известна профессиональным историкам. Я бы назвал ее так: «Любовь, семья, дети в жизни декабристов». Нет, я не о тех женах, которые, бросив все, в том числе и детей, приехали к мужьям на каторгу. Об этих женщинах так много написано, что добавить можно только незначительные детали, о которых скажу чуть позже.

Нет ничего удивительного в том, что Горбачевский имел внебрачных детей от женщины при живом муже. Если и не норма жизни, то довольно банальная история для дворянства того времени, особенно столичного. Разжалованные, лишенные всех прав, декабристы все равно оставались дворянами по привычкам, культуре, образованию.

Это очень точно подметил в свое время Юрий Лотман: «Понять и описать поведение декабриста, не вписывая его в более широкую проблему - поведение русского дворянина 1810-1820-х годов, - невозможно».

Простоту дворянских нравов характеризуют записи в дневнике Алексея Вульфа, хорошего приятеля Александра Пушкина, ровесника молодого поколения декабристов. Нижеприведенная запись относится ко времени его службы в армии. В свободное от службы время рассуждает о своих женщинах: «Если не все, то некоторые, верно, часто обо мне вспоминают. Лиза, я уверен, еще любит меня, и если я возвращусь когда-нибудь в Россию, то ее первую я, вероятно, увижу: наши полки, наверно, будут расположены в Малороссии. Саша всегда меня будет одинаково любить, как и Анна Петровна (Керн). Софья (жена Антона Дельвига), кажется, так же скоро меня разлюбила, как и полюбила. Катиньку, вопреки письменным доказательствам, я не могу причислить к моим красавицам: очарование у ней слишком скоро рассеялось».

Безусловно, десятилетия, проведенные в Сибири, наложили колоссальный отпечаток на все стороны жизни декабристов. Все мы с годами становимся «скупее в желаниях». Но это еще когда будет у декабристов. А в 1827 году (время отправки на каторгу в Сибирь) декабристы еще молодые и очень молодые люди. Самому юному на момент восстания было 20 лет. Тяготы - тяготами. А природа берет свое. Не все женаты. До 14 декабря 1825 года имели жен 23 декабриста. И не ко всем они приехали. В записках последнего декабриста Дмитрия Завалишина (умер в 1892 году в возрасте 88 лет, а последнего ребенка жена родила, когда ему было 80) упоминается об организации при каземате публичного дома. Больше никто этого факта не подтверждает. При всей важности декабристских мемуаров, они во многом по фактуре были стерильны. Игнорировались события, которые могли скомпрометировать того или иного ссыльного каторжанина. А публичные дома в России в те годы существовали абсолютно официально. Свой первый сексуальный опыт дворянские отпрыски нередко получали именно в борделе. Поэтому ничего сенсационного в рассказе Дмитрия Завалишина нет.

После выхода с каторги декабристы отправились на поселения. Рушатся привычные связи достаточно большого коллектива, который сложился за годы каторги. Теперь на поселении необходимо не только адаптироваться к полусвободному состоянию, но и встроиться во многом в новый и незнакомый уклад жизни. Оптимальный вариант адаптации – работа и семейная жизнь, которая необязательно освящена законным браком. Избранницами декабристов были дочери чиновников и купцов, крестьян и казаков. Эти формальные и неформальные семейные отношения складывались по любви, по расчету, из-за благородства характера и от одиночества.

Первым из декабристов женился Николай Мозгалевский, который в течение нескольких лет находился в одиночной ссылке. Семья стала для него лекарством от одиночества. Михаил Кюхельбекер, брат лицейского друга Пушкина женился на молодой мещанке, чтобы прикрыть ее грех. У Анны Токаревой, как звали жену, был незаконно рожденный ребенок. Родные за такой позор грозились выгнать ее из дома. Чтобы этого не произошло, Кюхельбекер на ней женился.

«Перед самым нашим переводом на Кавказ женился наш товарищ Петр Иванович Фаленберг. Невеста его была из Саянска, дочь одного казачьего урядника. Жена его в России, которую мать отговаривала ехать к нему в Сибирь различными ухищрениями, умерла, и он был свободен, хотя и до смерти ее они по закону были разведены. Все наши товарищи были на его свадьбе. Девичник происходил в доме отца невесты по всем обычаям русской старины. После венчания был обед, а вечером песни и пляска», - описывает одну из декабристских свадеб в своих мемуарах Александр Беляев.

Примеров таких отношений можно привести множество. Важно другое. Жизнь наполнилось новым смыслом – семья, дети. Именно женщины помогли встроиться декабристам в новый уклад, который стал связующим звеном между разными мирами. Они, как могли, старались соответствовать своим мужьям. Учились грамоте, хорошим манерам. После амнистии 1856 года некоторые семьи выезжали в европейскую часть России, где экзотические для российского дворянского общества женщины вполне вписывались в круг общения их мужей. Женой родовитого князя Евгения Оболенского стала бывшая крепостная крестьянка Варвара Баранова. Вернувшись с мужем в Петербург, сумела так поставить себя в обществе, что, несмотря на все сословные предубеждения, вызывала уважение к себе.

Немало декабристов, даже нажив детей, в законный брак так и не вступили. Тем не менее, по отношению к своим внебрачным детям вели себя очень ответственно. Лицейский друг Пушкина Иван Пущин, устроил так, что его детей усыновил брат. Это позволило им перебраться в европейскую часть России и помогло занять соответствующее социальное положение.

Барон Владимир Штейнгель, один из самых возрастных декабристов (на момент восстания ему было 42 года), имел жену в Петербурге и состоял в гражданском браке с вдовой чиновника в Сибири. Двум родившимся детям дал впоследствии фамилию Баронов.

«Оставшиеся в Сибири тоже, как правило, за счет полученного образования и из уважения к их отцам (но и при поддержке местного общества) поднимались по социальной лестнице. Сын умершего Н.Бестужева стал видным предпринимателем и общественным деятелем, сын малоизвестного Н.Лисовского - офицером, а выросший в селе Шушенском сын бывшего поручика А.Фролова и казачки Макаровой в 1916 г. был генералом от инфантерии в Генеральном штабе», - сообщается в одном из исследований, посвященного пребыванию декабристов в Сибири.

Но семейная жизнь сложилась не у всех. Были и такие, кто не возвышал женщин, а опускался вместе с ними. Спился вместе с женой и рано умер Алексей Тютчев. Погиб в пьяной драке в доме любовницы Михаил Крюков. По-разному было. Но в жизни только так и бывает.

«Эта поэма о настоящих русских женщинах, которые богаты сердцем и душой, которые могут любить так, как никто другой».

Типичный отрывок из сочинения по поэме Некрасова «Русские женщины», посвященной женам декабристов Трубецкой и Волконской. С одной стороны, справедливо, что именно этих женщин вознесли на исторический пьедестал. С другой стороны, есть некоторая обида, что в тени остались не менее замечательные жены других декабристов. Все-таки история очень избирательная и капризная дама.

Прежде замечу, что декабристки не были первыми на пути в Сибирь. Еще в конце ХVIII века за Александром Радищевым, «первым русским революционером» отправилась его свояченница Елизавета Рубановская. Совершенный ею героический поступок в обществе того времени оказался незамеченным. Да и власти не чинили ей никаких препятствий в отъезде в Сибирь, как это было в случае с женами декабристов.

«Настоящие русские женщины» в этом затертом до дыр в словесном штампе имеется одна принципиальная неточность. Из 11 жен декабристов русскими по рождению, и то с большими оговорками (французское воспитание), были только шестеро. Пять других женщин – француженки и польки. Княгиня Трубецкая, воспетая Некрасовым, по отцу французу - графиня Лаваль.

Именно француженкам Полине Гебль и Камилле Ле-Дантю в какой-то момент было тяжелее, чем другим декабристкам. Во-первых, по российским законам того времени они «были никто и звать их никак». Полина Гебль приехала работать модисткой (пошив женской одежды) в 1823 году в Москву. У нее завязывается роман с Иваном Анненковым. Рождается ребенок. Анненков отправляется на каторгу. У нее нет никаких законных оснований следовать за ним. Когда женщина любит, она готова на все и может все.

«Узнав, что император будет на маневрах у города Вязьмы в мае 1827 г., Полина едет туда и, прорвавшись к императору, падает перед ним на колени. Император Николай I был тронут силой любви этой иностранки, почти не знавшей русского языка и собравшейся в Сибирь вслед даже не за мужем, а за любимым человеком. Он сказал ей:

Это ведь не ваша родина, сударыня! Вы будете там глубоко несчастны.

Я знаю, государь. Но я готова на всё!»

В Сибири она обвенчалась с Иваном Анненковым. Полина Гебль превратилась в Прасковью Анненкову. У них было восемь детей. Всего она рожала 18 раз. Вместе супруги прожили почти полвека. После себя она оставила очень интересные воспоминания. Прасковья Ивановна в силу своего незнатного происхождения и воспитания быстрее других женщин адаптировалась к жизни в Сибири.

«…Дамы наши часто приходили ко мне посмотреть, как я приготовляю обед, и просили научить их то сварить суп, то состряпать пирог, но когда дело доходило до того, что надо было взять в руки сырую говядину или вычистить курицу, то не могли преодолеть отвращения к такой работе, несмотря на все усилия, какие делали над собой», - вспоминает годы, проведенные в Сибири, Прасковья Анненкова.

Камилла Ле-Дантю. Ее мать поступила гувернанткой в семью помещика Ивашева. Там познакомились Камилла и Василий Ивашев. Между ними не было никаких отношений. Немного странная история. Есть факты, свидетельствующие, что Камилла не совсем добровольно поехала в Сибирь. Мать Камиллы пишет родителям декабриста: «Я предлагаю Ивашевым приемную дочь с благородной, чистой и любящей душой. Но она хочет лишь разделить его оковы, утереть его слезы и, не краснея за дочерние чувства, я могла бы говорить о них нежнейшей из матерей, если бы знала о них раньше».

Как бы то ни было, она в 1831 году выехала в Сибирь. Там обвенчалась с Василием Ивашевым. Жили счастливо, но недолго. Через восемь лет Камилла простужается и умирает от преждевременных родов. Был ей 31 год. Через год уходит в мир иной Василий Ивашев. Ему был 41 год.

История жизни этих женщин в очередной раз подтверждают простую истину, что нет каких-то «особых» народов. Есть очень и очень разные люди. Подвиг декабристок – подвиг женщин, которые смогли проявить свои лучшие человеческие качества. И мы можем только гордиться, что в нашей стране жили такие замечательные женщины – идеал преданности и самопожертвования: русские, француженки, польки.

Снимок в открытие статьи: фрагмент скульптурной композиции Зураба Церетели «Жены декабристов. Врата судьбы» во дворе здания Российской академии художеств /Фото Антон Тушин/ТАСС

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную причёску – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто причёской.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел её кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трёхлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью её, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто причёской. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске».

В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – всё, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали ещё и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее сорока раз. Малышам могли расчёсывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущённых крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьёзными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

После того, как полку претенденток на кресло российского президента прибыло, и кроме Ксении Собчак о своем желании баллотироваться заявил еще один гламурный персонаж – Екатерина Гордон , настало время порассуждать о месте женщины во власти, во власти российской.

Не они первые

Действительно, девушки здесь не первопроходцы. История государства российского знает достаточно женщин, формально или реально управлявших страной. Начиная с княгини Ольги и заканчивая императрицей Екатериной Великой . В XVIII веке женщины вообще занимали российский престол в течение 66 лет, превзойдя мужчин и количеством, и качеством правления (Петра Великого выносим за скобки). Но вот после 1796 года с женщинами во власти наступила пауза.

Хотя бы плохоньким министром

Русское самодержавие, начиная с Павла I , на властных амбициях женщин формально поставило крест. Можно рассуждать о том или ином влиянии, которое на принятие властных решений оказывали жены и любовницы. Но женщин даже рядом с креслом главы министерского департамента не было. Казалось бы, советская власть с ее лозунгом о кухарке, управляющей государством, должна была сделать гигантский шаг вперед, но и она подвела. Супруга Ленина Надежда Константиновна Крупская дослужилась только до должности заместителя народного комиссара просвещения РСФСР. А феминистским символом советской эпохи однозначно стала Екатерина Алексеевна Фурцева , занимавшая пост министра культуры СССР более 14 лет. И как заметил Геннадий Хазанов : "Фурцева могла быть министром чего угодно". Необходимо вспомнить и Марию Дмитриевну Ковригину , с 1950 по 1953 годы руководившую министерством здравоохранения РСФСР, а с 54-го по 59-й – минздравом всего Советского Союза.

Россия – женщины вперед!

В современной России, согласно общемировому тренду, женщины постепенно начинают занимать ведущие должности в аппарате управления. Номер один в нашей иерархии – Валентина Ивановна Матвиенко . Ее советская и дипломатическая карьера со временем последовательно привела Валентину Ивановну на должности заместителя Председателя Правительства РФ (1998-2003 гг.) , губернатора Санкт-Петербурга (2003-2011 гг.) и Председателя Совета Федерации (с 2011г.) . Между прочим, третий пост в руководстве страны.

В состав Правительства РФ в свое время входили Элла Памфилова (сейчас Председатель ЦИК РФ ), Татьяна Голикова (сейчас Председатель Счетной палаты РФ ), Елена Скрынник (министр сельского хозяйства РФ в 2009-2012 гг. ). Последняя привлекалась в качестве свидетеля по делу о мошенничестве с участием сотрудников Минсельхоза и в качестве подозреваемой швейцарской прокуратурой по делу об "отмывании" средств. Дело было прекращено. Сейчас в правительстве пост заместителя Председателя занимает Ольга Голодец , министра здравоохранения - Вероника Скворцова , министра образования и науки Ольга Васильева .

Особого упоминания заслуживает и Эльвира Набиуллина , занимающая с 2013 года пост Председателя Центрального банка РФ . Эльвира Сахипзадовна, начинавшая свою государственную службу с должности заместитель руководителя департамента экономической реформы Министерства экономики России, затем с 2007 по 2012 гг . возглавляла эту правительственную структуру. Учитывая то, какую высокую оценку Президента РФ и всего экономического сообщества получает ее работа на посту руководителя Центробанка, рекордно минимальную инфляцию в стране и оздоровление финансового сектора, можно предположить, что Набиуллина имеет хорошие карьерные перспективы. Поговаривают о возможном руководстве Правительством.