Сценарий праздника День села.Чествование народных умельцев - Сценарии праздника День села - Сценарии праздников - Каталог статей - ТОС "Приморское" Волгоградская область. Сватовство

СВАТОВСТВО. Шуточная сценка-гротеск.

Действующие лица:

ЛЮСЯ. Женщина «за…» Деятельная, даже чересчур. Всю энергию направляет в одно русло: выдать замуж свою дочь Дуньку.
КУМА. Кума и есть. Русло то же, что и у Люськи.
БАБКА. Мать Люськи. Дон Карлеоне местного разлива. Для достижения своих целей не брезгует огнестрельным оружием. Правда, оружие не заряжено. И вообще – муляж.
ДУНЬКА. Люськина дочь и объект заботы. Любит колбасу и попсу.
ПАРАША. Дочь Кумы и Люськина подруга. Умеет пользоваться интернетом, но не умеет фотографироваться. По этой причине ставит на аву фото известных звёзд. Например, Анны Семенович.
ЖЕНИХ. Из города. Приехал свататься к Параше. Невесту видел только в интернете. Правда, под чужим фото.

Сцена представляет собой разделённое надвое пространство. В одной части – импровизированный дом Люси, в другой части – дом Кумы.
На сцене – Люся. Она смотрится в зеркало, сама себе позирует, напевает: «Всё для меня, моря и океаны… для меня… надежды и бананы…».

БАБКА (выходит из-за кулис). Люськ, а Люськ!
ЛЮСЯ (испуганно оборачивается, прячет зеркало). Га!
БАБКА. На!.. Сидишь, а новостей не знаешь.
ЛЮСЯ. Ну, что там за новости? В сельпо колбасу завезли?
БАБКА. Да каку колбасу?! У тебя одна жратва на уме!
ЛЮСЯ. Баня, что ль сгорела?
БАБКА. Да типун типун тебе на язык!
ЛЮСЯ. Неужто председателя посадили?!
БАБКА. Новость нашла! Нашего председателя по три раза на год сажают, как китайские помидоры, а у него только морда растёт да краснеет!
ЛЮСЯ. Ну, не знаю, мама. Говори уже, что за новость?
БАБКА. Это не новость, а цельная бомба! Зять к твоей куме приехал!
ЛЮСЯ. Какой ещё зять? У кумы никакого зятя нету!
БАБКА. Будушший! Свататься будет к ейной дочке Парашке!
ЛЮСЯ (недоверчиво). Да ну!
БАБКА. Гну. А наша Дунька так в девках и останется. А я ж приприждала!
ЛЮСЯ (возмущённо). Ну, ты поглянь! И как ентой кобыле тако счастье привалило?
БАБКА. Говорят, в тырнете каком-то познакомились! Люськ, а чего енто такое – тырнет? Ет чаво, чтой-то навроде клуба?
ЛЮСЯ. Енто, мама, навроде нашего сельпо! Там и купить всё можно, и все сплетни деревенские узнать.
БАБКА. Так ет чаво, выходит, ентот жаних тама чегой-то покупал? А Парашка, значица, перед им хвостом крутанула! От стерва! Ну, везде поперёк, кумова порода!
ЛЮСЯ. Ой, мама, некогда тут следствие проводить. Тут делать что-то надо! На всё село только два мужика и осталось холостых, Дед Архип, да хряк Борька! Надо и нам Дуньку пристраивать!
БАБКА. Дык, может, ета… Дуньку нашу тоже туды послать… В тырнет!
ЛЮСЯ. Спохватилася! Ты орехи всю зиму чем колола?
БАБКА. Дык, ентим… Нубуком вашим…
ЛЮСЯ. Отож! Не на чем Дуньке нашей в тот тырнет ходить. Коли, мама, дальше свои орехи, а мне дитё надо пристраивать! (становится «руки в боки», грозно). Дуня! А, ну, иди сюды!

Входит Дуня. На голове наушники, в руках кассетный магнитофон, приплясывает. Люся снимает с неё наушники, отбирает магнитофон. Она выглядит сердитой.

ЛЮСЯ (Дуньке). Новость слыхала?
ДУНЬКА. Чё, в сельпо колбасу завезли?
ЛЮСЯ. Каку колбасу? Всё бы тебе жрать!
ДУНЬКА (невозмутимо пожимает плечами). Баня, что ль, сгорела?
ЛЮСЯ. Да типун тебе на язык!
ДУНЬКА (неожиданно «догадывается»). Чё, Парашка залетела? (Громко ржёт).
ЛЮСЯ. Парашка-то, может, и залетела, а вот ты приплыла! Жених к ей приехал! (Многозначительно показывает указательным пальцем вверх). Из городу!
ДУНЬКА (огорошена известием). Жених?.. А красивый?
БАБКА. А тебе какая разница? Тута разбираться некогда, бери-хватай что плохо лежить!
ДУНЬКА (растерянно смотрит на Бабку и мать). А чего делать-то?

Звучат аккорды из песни «Громыхает гражданская война» из к/ф «Неуловимые мстители»
ЛЮСЯ (подбоченивается по-боевому, смотрит и говорит в зал под музыку). Чего делать… чего делать… На войне как на войне! Отбивать пойдём!

На последних словах Дунька с готовностью достаёт биту, бабка – из-под фартука пистолет, заглядывает одним глазом в дуло, вытирает подолом).

Музыка смолкает.
ЛЮСЯ (удивлённо). Вы чего?! Только без жертвов! Будем брать хитростью, русским народным способом! (Бабке). Мама, доставай биноклю, докладывай обстановку!

Звучат аккорды «Вот кто-то с горочки спустился» Бабка так же из-под фартука достаёт бинокль, смотрит вдаль.

БАБКА. Во! Идёть кто-то! Атас, шкеримся!

Все уходят, на сцену с другой стороны выходит Кума, навстречу ей Жених. Звучат аккорды «А я милого узнаю по походке». Зять неторопливо проходит по сцене, оглядывается, затем подходит к Куме. Музыка смолкает.

КУМА. Ну, здравствуй, зятёк!
ЖЕНИХ. Здравствуйте, мама!
КУМА (оглядывает Жениха). Ой, какой ты хорошенький! Проходи, не стесняйся! (показывает на стол). А я вот пирогов напекла, самогоночки нагнала!
ЖЕНИХ (оглядывается). А где же моя невеста?
КУМА. Да прихорашивается с самого утра! Тебя ждёт, не дождётся!
ЖЕНИХ. Уж больно увидеть хочется, а то мы с ней только по интернету общались. Понравилась она мне! (достаёт большое фото Анны Семенович, звучат аккорды «Ах, какая женщина»). Я с её портретом не расстаюсь.
КУМА (на фото не смотрит, машет рукой). Ой, она в жизни ещё красивее! Самая красивая на деревне, не то что эта Дунька!
ЖЕНИХ. Дунька? А кто такая Дунька?
КУМА. Ой, да соседка наша, кумы моей дочка. Она моей дочке и в подмётки не годится!

Из-за кулис неожиданно выходит Люся. Звучит заставка из к/ф «Джентльмены удачи». Увидев её, Кума загораживает собой Жениха. Люся пытается его разглядеть, заглядывает то с одной стороны, то с другой, но Кума не пропускает.

ЛЮСЯ (елейным тоном, пытаясь разглядеть Жениха становится на цыпочки). Здравствуй, кума! А я мимо шла, шла, думаю, дай загляну в гости!
КУМА (по-прежнему загораживает Жениха, разводит широко руки). Ой, кума, а я сегодня прям такая занятая, прям такая занятая!
ЛЮСЯ. Ты, кума, прям, как пчела! (Нюхает воздух). Чую, мёду наварила, литров двадцать, не меньше? На дрожжах, аль на томатной пасте?
КУМА. Да на что это ты намекаешь, кума?
ЛЮСЯ. Так, понятно на что, на самогонку! Вся деревня в курсе!
КУМА. Так это ж ради праздника!
ЛЮСЯ. А что ж это за праздник? День взятия Бастилии, вроде как, впустую прошёл?
КУМА. Да какая там Бастилия! У нас другая радость! Жених к Параше приехал!
ЛЮСЯ (ей, наконец, удаётся разглядеть Жениха. Она смотрит на него оценивающе, по-хозяйски). Хорошенькая радость… И где ж такие радости раздают?
ЖЕНИХ (с гордостью). А мы в интернете с Полиной познакомились!
КУМА (удивлённо). С Полиной? С какой такой Полиной?
ЖЕНИХ. С вашей дочерью (снова показывает фото Семенович). Вот же она!
КУМА. Да я без очков-то плохо вижу!
ЛЮСЯ (смотрит на фото, потом в зал, громко басом ржёт. Затем тащит Куму в сторону, говорит вполголоса). Кума, ты чего препираешься? Сказал – Полина, нехай будет Полина!
КУМА. А, вдруг, он ошибся адресом?
ЛЮСЯ. Да не! Фотография ж Парашкина! (оглядывается на фото, тайком крестится).
КУМА. Да и то верно. Ну, тогда я тебя, кума, не задерживаю. У тебя, поди дел полно! Жалко, что уходишь! (Пытается выпроводить Люсю, но та сопротивляется).
ЛЮСЯ (упирается). А сватовство у вас, кума, неправильное!
КУМА (останавливается, опять звучит заставка из к/ф «Джентльмены удачи»). Это почему же?
ЛЮСЯ. А жених-то без сватов!
КУМА. Где же ему сватов взять, он один приехал!
ЛЮСЯ. А пусть Бабку нашу возьмёт! (Кричит за кулисы). Мама, где ты тама? Заходи!

Звучат аккорды из к/ф «Крёстный отец». На сцену выходит Бабка в рушнике.

БАБКА. Давай, сынок, я тибе сватать буду, чтоб усё по правилам!
ЖЕНИХ. А это обязательно?
БАБКА и ЛЮСЯ (хором). Обязательно! Обязательно!
ЛЮСЯ. А Дуня пусть идёт Параш… Ой, Полину наряжает! (Кричит за кулисы). Дуня! И ты заходи!

Звучат аккорды «А я иду такая вся…» На сцену выходит Дунька. С порога начинает строить глазки Жениху.

ЛЮСЯ. Дуня, иди к невесте, одевай, потом будешь выводить. Чтобы всё, как положено! (вполголоса) Помоги ей там рожу-то разукрасить, чтоб с одного взгляду с ног сбивало!
ДУНЬКА. Ага! (уходит, без конца томно оборачиваясь на Жениха).

БАБКА. Ну, давайте начинать!

Звучат аккорды заставки из к/ф «Любовь и голуби». Расходятся: бабка с Женихом в одну сторону, Люська и Кума в другую, потом сходятся, кланяются друг другу.

КУМА. Здравствуйте, гости дорогие!
ЛЮСЯ (подхватывает). Рассказывайте, зачем припёрлися? (Куме) Прости, Кума, вырвалось!
БАБКА. Да вот, ищем купцу нашему товар по карману.
КУМА (гордо). Такой товар у нас есть!
ЛЮСЯ (подхватывает). Цены снижены на 90 процентов! Распродажа! (Куме). Ой, Кума, опять вырвалось!
БАБКА. Так показывайте ваш товар, а уж мы посмотрим, какое там качество!
КУМА (за кулисы). Доча, Пара… Полина, выходи!
ЛЮСЯ (резко останавливает Куму). Погодь, Кума! Нехай сначала выпьет!
КУМА (удивлённо). Так рано ещё пить-то?
БАБКА. А потом поздно будить. Наливай.

Кума нехотя разливает из бутыли самогон по стаканам.

ЖЕНИХ. Вообще-то, я непьющий.
БАБКА. Пей, сынок. Психику береги.

Все выпивают. Зять хочет только пригубить и поставить стакан, но Люся и Бабка с обеих сторон заставляют его выпить. Бабка тут же наливает по второй.

БАБКА. Пить надо парно, а то никогда не женисси. (Поднимает стакан и почти насильно вливает в рот Жениху). А вот теперь можно и на невесту посмотреть!

ЛЮСЯ (машет рукой за кулисы). Дуня! Заводи!

Звучит марш Мендельсона. На сцену выходят Дунька и Параша. У Параши лицо закрыто фатой.

КУМА. Вот она, красота моя ненаглядная! (Хочет приподнять фату).
ЛЮСЯ (резко останавливает). Погодь, Кума! Надо ещё выпить!
ЖЕНИХ (уже пьяно сопротивляется). Да не пью я! Хотя… (Машет рукой). Пью!

Дорогие друзья! Те, кого заинтересовал данный сценарий, могут получить его полную версию, если напишут мне на электронный адрес:
[email protected].
Невысокая цена – скромная благодарность автору за его труд.
По времени сценарий рассчитан на двадцать минут. Воспользовавшись этим сценарием, вы сможете поднять праздничное настроение вашим зрителям!
Искренне ваша, автор Эвелина Пиженко

РЕТРО –концерт

«КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!»
(На выход ведущих звучит песня «Журчат ручьи..»)

слайд №1, 2

Ведущий 1: Все нынешней весной особое.

Живее воробьев шумиха.

Я даже выразить не пробую,

Как на душе светло и тихо.

Ведущий 2: И пусть зима полна азарта,
Весна пришла сегодня к нам.
Сегодня день 8 Марта
Любимых милых наших дам!

слайд №3

Ведущий 3: В марте, восьмого, мужчина едва ли

Женский какой-то каприз не учтет,

Ведущий 4: Видно, внимания так задолжали,

Что производят расчеты за год!

слайд №4

Ведущий 1: Добрый день! Мы рады видеть всех вас в этом зале! Ведущий 2: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 3: Как часто мы, ведущие повторяем эти слова, не задумываясь о смысле сказанного. Но если вдуматься...
Ведущий 4: ДОБРЫЙ – и весь мир становится чуть- чуть добрее
Ведущий 1: ДЕНЬ– и ты увидишь, как в городе распускаются зеленые листочки
Ведущий 2: ДОРОГИЕ – и ты понимаешь, находящиеся в этом зале
становятся тебе очень дороги!
Ведущий 3: ДРУЗЬЯ – их бывает не так много, а дружба дорогОго стоит.
Ведущий 4: И ты понимаешь,

Вместе: КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!!!

слайд №5

музыкальны номер ( слайд №6)

Ведущий 1: И действительно мир удивителен и прекрасен, особенно сегодня когда мы отмечаем праздник весны, любви и, конечно же, - наших дорогих женщин и девушек.

Ведущий 2: Может, есть крупнее дата

И, наверно, не одна.

Открывается весна!

Ведущий 3: Именно весной каждый из нас становиться чуть -чуть поэтом и музыкантом

Ведущий 4: Поэтому сегодня мы предлагаем всем вам окунуться в светлое музыкальное творчество эпохи прошлого и настоящего

Ведущий 1: И в качестве подарка примите от нас большой букет праздничной программы

Ведущий 2: С праздником ласки,

Любви и внимания,

Вместе: С праздником женского Очарования! слайд №7

музыкальны номер (слайд №8)

Ведущий 1:
Её богатства - сердце и душа,
Талантом многогранным обладает,
И в небе для неё горит звезда!

Ведущий 2: Да, женщина и любит и прощает...
И смело воплощает в жизнь мечту.
Всегда красивой женщина бывает!
Умейте видеть эту красоту!

слайд №9

Ведущий 4: И у мужчин голова идет кругом от созерцания женской красоты и слышится всюду «Как много девушек хороших…»

Ведущий 2: И чувствуется как никогда «Сердце тебе не хочется покоя, сердце как хорошо на свете жить!…»

Ведущий 3: Встречайте на сцене..................с песней "................................"

музыкальны номер (слайд №10)

слайд №11

Ведущий 1: Наверное, вы слышали такой афоризм: «Все, что есть в жизни прекрасного – это от женщины! "

Ведущий 2: И это действительно так. Природа наделила ее удивительными способностями, умением творить настоящие чудеса.

Ведущий 3: Каждая женщина уникальна и неповторима как цветок.

Ведущий 4: И переменчива как кадр в фильме

слайд №12

Ведущий 1: Ах, эти фильмы! Переполнен зал,

Кругом друзей, подруг знакомых лица

И сердце начинает гулко биться

Когда смотрю я на экран

Ведущий 2: Там на экране среди гор высоких

"Очкастый" Шурик, по уши влюблен

Он по тропинке за красавицей идет

А та, конечно песенку поет

музыкальны номер( слайд №13)

песня "О медведях"

Ведущий 4: Итак, раз мы вспомнили старые фильмы.
Я думаю, что у каждого в памяти есть "крылатые " фразы из них

Ведущий 2: Мне припоминается вот эта:

Вот так всегда: работаешь, работаешь, а потом - бац! - и вторая смена –

слайд №14

Ведущий 3: А мне нравится вот эта:
Танцуют все!
Ведущий 1: Встречайте............................ с танцем...................

Танец( слайд №15)

слайд №16

Ведущий 1: А помните передачу "В гостях у сказки"

Ведущий 2: Ну что- то припоминаем

Ведущий 1: А хотите я вам расскажу сказку?

Как -то раз перед мужчиной появился некий волшебный дух и сказал: «Хочешь, я превращу тебя в женщину?»

Мужчина ответил: «Я согласен, но только при одном условии: если ты превратишь меня в красивую женщину

Тут дух подумал, посмотрел на мужчину и изрек:" Для того чтобы сделать из тебя красивую женщину, сколько же надо потрудиться!"

слайд №17

Ведущий 3: Ах женщины и красота и праздник

И героини наших снов

С рожденья в дочерях весны прекрасной

Надежда наша вера и любовь

Ведущий 4: Они всю жизнь нам солнцем ярким светят

И как сказал восторженный поэт

Без женщин разве можно жить на свете

Без женщин жить нельзя на свете нет

музыкальны номер( слайд №18)

песня..........

слайд №19

Ведущий 1: Любовь, волшебство, звезды. Мы созерцаем звезды по двум причинам: потому что они сверкают и потому, что они не достижимы.

Ведущий 2: Но, рядом с нами сияют более нежные и в тайне более глубокие звезды - женщины!

Ведущий 3: И есть среди этих звезд самая близкая и сияющая теплым светом звезда по имени МАМА. Именно ей мы посвящаем эту песню.

слайд №20

музыкальны номер( слайд №21, 22)

песня "Мама"

Ведущий 1 : В день 8 Марта все мужчины спешат преподнести своим любимым женщинам не только пожелания и поздравления, но и подарки.

Ведущий 2: Мы не исключение.

слайд №23

Ведущий 3 :Мы долго думали, а что же вам подарить?

Ведущий 2 : И решили спросить у вас

Ведущий 4: Может быть книгу? Нет книга это удел библиотекарей.

Ведущий 1: Мы то с вами знаем правильный ответ. Что хочет каждая женщина? Шубу? (из зала)

Ведущий 4 : Нет, берите выше. Ну? Как бы сказал уважаемый Леонид Аркадьевич из "Поля чудес": автомобиль!!!

Ведущий 3: Но так как у некоторых представительниц в зале эта вещь уже есть, поэтому мы вам дарим мегабой - шоу. Встречайте!

Выступление старшеклассников "Подиум" ( слайд №24, 25)

слайд №26

Ведущий 1: Женщине во все времена и эпохи посвящали стихи

Вспомни хотя бы Пушкина:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты!

Ведущий 2 : Какие прекрасные стихи. Классика, ничего не скажешь! Пушкин есть Пушкин. Я тут недавно тоже его перечитывал, и восхищался его слогом…

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне о ней

Другую жизнь и берег дальний.

Ведущий 3 : Видишь, как тронула песня красавицы сердце великого поэта!

Ведущий 4 : Одного нашего современного стихотворца тоже так тронула песня одной эстрадной звезды, что он написал …

Мороз проходит по спине

От песни от такой…

Не пой, красавица, при мне

И при других не пой!

Ведущий 3: Да, увы, песен, достойных наших замечательных женщин и девушек, не так уж много, но все же есть

музыкальны номер (слайд №27)

Ведущий 1: Да, какие раньше песни были, заслушаешься. "Один раз в год сады цветут", или "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"

Ведущий 2 : Да, Статистике - везде у нас дорога,

Ее подсчет суров и строг:
На сотню женщин-педагогов
Один мужчина-педагог.

Ведущий 1: Встречайте............

выступление мужчин лицея

музыкальны номер ( слайд №2 8)

слайд №2 9

Ведущий 1: Говорят:
Женщина произошла из ребра мужчины.
Не из ноги, чтобы быть униженной.
Не из головы, чтобы превосходить.
Но из бока, чтобы быть бок о бок.
Из под руки, чтобы быть защищенной.
И со стороны сердца, чтобы быть любимой.

Ведущий 2: Проснутся ручьи, растревожатся грозы,

И мы потеряем душевный покой…

Так пусть же вам нежная ветка мимозы

Напомнит о нежности нашей мужской!

Ведущий 3: Вам столько подарено песен весенних,

А сколько их будет подарено вновь…

Вы - самое чудное наше мгновенье,

Вы Вера, Надежда и наша Любовь!

музыкальны номер ( слайд №30 )

Выступление начального звена

Ведущий 1: Да золотое было время, а что сейчас.

Ведущий 2 :Сейчас у тебя список из 15 номеров, чтобы связаться с членами своей семьи из 3х человек
Ведущий 3: Ты отправляешь e-mail коллеге, который сидит в соседней комнате

Ведущий 4: Ты в панике, если вышел из дома без мобильника

Ведущий 1: И все же…

слайд №31

Вместе: Как прекрасен этот мир

Ведущий 1: Как нам ярко светит

Из славных тех далеких лет,

Пробив пласты тысячелетий,

Любви и дружбы первый свет.

Ведущий 2: Что нынче в нашей жизни свято?

Но вот сегодня веришь вновь,

Воскреснут вера и любовь!

Выступление музыкальной группы

Ведущий 1: Прекрасны ритмы песен старых,
И мы их любим и поем

И время проверяет слово,

За годом год и день за днем

Ведущий 1: Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, в кругу родном.
Ведущий 1: Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к вам придут они.

Опубліковано: Неділя, 02 серпня 2015, 08:41 Перегляди: 21576

Сценка для дорослих.

Виходить кума:
- Куме-е, куме, люди добрі, хто бачив мого кума? І де це та скотина кум’яча поділася? Агов! Агов!

Та я тут!
- Добрий день, куме!
- Добрий день, кумо!
- Де це ви шлялися до цієї пори?
- Та я по селі ходив! Думав, може де яку новину почути!
- Ну й почули, куме? Щось почули?
- Хіба ж за тим народом почуєш? Далеко стояв, нічого не чутно! Але про цю новину все село говорить!
- А про що ж вони говорять!
- О, як скажете мені, то і я знать буду!
- О, добре діло! А ви хіба не чули, що на тому краю села Панько помер?
- Та ви що! та не може бути!
- Певно що помер!
- Так він же мені дві гривні винен! Ну чи ж не біда? От якби я, кумо, дуба врізав, та за мною би півсела затужило би!
- Та хай Бог дає здоров’ячка! Та яка ж-то вже ваша така заслуга, куме?
- Та я ж грошей напозичався, через хату, та й винен! І не одну сотню! А Одарка крива, знаєте?
- То хто ж її не знає?
- То вона, певно, й за домовиною волочитиметься!
- А то ж чого?
- Бо я їй винен аж 150!

О, так таки так!
- Давайте, кумасю, не будемо про смерть в такий день. Давайте про дітей. Он ваші ж молодята недавно побралися. так розкажіть же мені, як вони живуть?
- О, мої молодята, як голубки! Як ті голубочки!
- Справді?
- То, дивися, вона випурхне у вікно, а то дивися, вона в двері вилетить. То, гляди, вона в двері полетіла, а він у вікно!
- Отака теперечки молодьож! Така молодьож!
- От як ми були молодими, то я ж на свою бабу й очі боявся підвести! Я ж боявся на неї глянути!
- Ну, а тепер?
- А тепер і видіти її не можу! І не хочу! А ви, чули, кумо, як на нашому кутку вчора кричали?
- А я ж саме й хотіла спитати – чи то хтось кабанця до свята колов?
- Якого ще кабанця? Якого там кабанця?
- Там Олена Петрові так по пиці врізала!
- Та за що вже!
- Та ж він із командировки суточних не привіз!
- Тьху, ти - суточних! Он Горпина Улянина поїхала на море, та місячних не привезла! І то нічого!
- О, то таке! Життя!
- А її Омелько ходив, як-то у воду опущений, один тиждень, другий, а потім почав на рибалку ходити, а тепер його щука йому через день дзвонить!
- А, кумо, ай кумо, ну вже й новини!
- То Олена Петрові по пиці різала, а ваша ж теща чого верещала?
- То ж я їй ноги мив!
- Ну, то ноги, ну той мені зять ноги миє! Тепленькою водичкою помиє, сухеньким рушничком витре, м’якенькі капці принесе, поставить, щоб теща до ліжчка дійшла чемненько!
- О, а я своїй мию в холодній воді, щоб загартовувалася, червоною цеглиною п’яти шкрябаю, а поті м уже викручую, викручую, викручую!
- Ну то я й не дивую, що твоя теща кричала.
- А так таки так. Та ще ж хочу розказати вам та про свого сина.
- А це про того найменшенького? Живе, як гарбуз!
- А то вже як?
- А-а! Пузо росте, а корінь усихає!
- То вже інвалідом буде…
- А ще ви чули, кумо? Та Петро Одарчин та з Москви собі жінку привіз, невістку для Одарки!
- О, то вже, мабуть, красуня! Гарнюсінька, писаночка?
- Ох, кума, така вже висока, як оце ви, та іще на дві голови вища. Жердина! Головою можна павуків по кутках обмітати. Та така вже суха-сухоребра та худа, як оце ви, а то й іще худіша! А що вже страшна, ой, кумо, пробачте, ну така вже, як ви, а то й іще страшніша!
- Тьху, куме, на вашу голову, тьху!
- Плюнули на мене, кумо, і щось зі мною сталося, печінка заболіла! Ох, і серце закололо! Ай, і зуби-зуби занили! Ой, як же мене цілу ніч мучили зуби, геть на стінку дряпався! Чи не скажете, як мені допомогти? Може, яке лікарство? Якщо ще буду й цієї ночі дряпатися.
- Скажу, а чого ж – як будете дряпатися, куме, то я вам драбинку принесу. Щоб легше вилізти.
- Ай, дурна порада! Тьху на вас! Ой, кумо, ой, кумо, одноманітне зараз життя настало!
- А чого це одноманітне?
- Бо вчора не було грошей, і сьогодні нема грошей, і взавтра не буле грошей!
- Ну не буде, то й не буде! від одних балачок гроші не візьмуться!
- А де ж то мій кум, щось я його цілий день не бачу!
- Так його ще з учорашнього дня нема, не вернувся додому.
- Та ви що? От бідолаха! Може, з ним яке лихо трапилося?
- Ну поки що не думаю, що трапилося. Так от коли повернеться додому, то вже тоді, певно, трапиться! Ох, думаю, і трапиться!
- Не заздрю я кумові.
- Ну, а чого ж тут заздрити? Я тілько кумі, вашій жоні, завидую. Люди вже давно поснідали, а її ще й досі не видко, мабуть, пухне в перинах та в подушках.
- Та що, кума! Вона вся у справах.
- Та невже?
- Вона готується до ювілею. В неї день народження.
- Що ви говорите?
- Правда! А чи не порадите ви мені, що ж їй подарувати?
- То ви перше скажіть, що вона любить?
- А жінка в мене така з перцем, гаряча, любить швидкість, хоче літати!
- Еге, куме, я вже придумала, куме. На літака у вас грошей не хватить.
- Не хватить, ні.- Куме, а ота ступа у вас ще є, що під хатою стояла?
- А як же? Є! Я чоловік, те-є, хазяйновитий.
- То зробіть своїй жоні нову мітлу, та хай летить!
- А трясця вашій матері! Так і буде! хоч ви мені й кума, але й вам мітла не завадить!
- Ой, вибачайте, куме мені вже пора йти.
- А куди-то ви йдете?
- На ярмарку понесу молоко продавати.
- А у вас же добра корова!
- Добра, добра!
- Багато молока дає?
- Ну, літрів 5, не менше.
- А на базар скільки возите?
- Ну, десь літрів 10.
- От щіглі-міглі з молоком робите. А ви ще й самогонку вчора гнали.
- Хто це вам сказав отаку капость?
- Та ж ваші кролі моїй собаці пику набили!
- Куме, ой, куме, мені вже пора йти! Я йду.
- То вже ваша справа.
- А ви йдете, чи ні?
- То вже моя справа.
- Ну то я піду справа.
- А я піду зліва.
- Ходімо!

Создание сценария театрализованного обрядового действа требует от сценариста знания и понимания существа предмета, коим является обряд как одна из форм народной культуры.

В быту - сельском и городском, старом и современном - жизнь людей развивалась и развивается циклично. Каждое значительное событие или новый цикл в жизни человека и окружающей его природе вызывает необ­ходимость действий, которые в силу их регулярной повторяемости со­вершаются в привычном, освященном вековым обычаем составе и тради­ционной последовательности. Таким образом, обряд -это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми народными традициями или с выполнением религиозных предписаний. В основе об­ряда всегда лежит обрядовое действие. Рациональные практические дей­ствия неотделимы от действий эстетических, одухотворяющих и преоб­разующих действия практические в своеобразные художественные обра­зы.

Русские народные бытовые обряды весьма разнообразны. Какой и когда следует совершить обряд, как в сельском, так и в городском быту, определяют традиционные предписания. Они же диктуют способы и соче­тания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (кре­стины не похожи на свадьбу, рождественские обряды - на купальские или масленичные и т.п.).

Обряды можно разделить на календарные, связанные с земледельчес­ким бытом; семейные, направленные на сферу индивидуальной и семей­ной жизни человека; оказиальные, приуроченные к тем или иным значи­тельным событиям; религиозные, связанные с отправлением знаменатель­ных церковных событий и праздников.

Обрядовое действие также есть комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов. При магических обрядовых дей­ствиях, стимулирующих и обережных, желаемый результат условно обо­значают определенным действием или словом. Так, например, на колени невесты сажают мальчика, чтобы рождались сыновья, на пути свадебного поезда стреляют, чтобы отпугнуть вредоносные силы. В качестве вербаль­ной (словесной) магии используется слово (заговоры). Кроме обрядов, стимулирующих и обережных, существуют так называемые мантические обряды, то есть гадания.



Демонстративно-символические действия связаны с общественной сан­кцией происходящего. Так, например, молодых сажают вместе, пьют они из одного стакана и т.п. В наше время магическая функция обрядовых действий ослабела, и за ее счет развилась функция демонстративно-сим­волическая и игровая. Кроме того, обрядовые действия могут носить ин­дивидуальный (гадания девушек), коллективный (заплетение березок в семик), либо массовый характер (парад спортсменов на олимпийском ста­дионе).

Если обряд - это последовательность вполне определенных бытовых обрядовых действий, то ритуал - совокупность обрядов, сопровождаю­щих какой-либо социальный, политический, воинский, религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, то есть, ритуал - это форма того или иного акта, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий - его содержание.

Церемониал, как и ритуал, есть также определенный порядок совер­шения обрядовых действий. Но церемониал может не соотноситься с тра­дицией и иметь разовый характер. Например, церемониал открытия па­мятника, сооружения и пр.

При написании сценария, посвященного народному празднику, вклю­чающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. В этом случае сценарий является не про­сто руководством для определенной последовательности праздничных обрядовых действий, но драматургически разработанным театрализо­ванным действом, в котором безусловное обрядовое действие с реальны­ми участниками становится его условным художественным образом, ре­ализуемым группой подготовленных исполнителей. Другими словами, не­посредственный праздник превращается в опосредованного "главного героя" театрализованного действа.

В качестве примера обратимся к древнему славянскому празднику Семик, или Зеленые святки, который знаменует собой конец весны и на­чало лета. Основой обрядности этого праздника служит почитание ду­хов растительности как символа обновления и расцветания природы. На­звание Семик закрепилось уже после принятия христианства на Руси, по­скольку праздник приходится на четверг седьмой недели после Пасхи. Впоследствии Семик слился с праздником Троицы. Троица относится к главным двунадесятым (двенадцати) православным праздникам. По хри­стианским представлениям Троица - три лица или ипостаси бога: бог -отец, бог- сын и бог - дух святой. Содержание праздника Троицы со­ставляет миф из новозаветной книги "Деяния апостолов" о сошествии "святого духа" на апостолов в пятидесятый день после воскресения Хри­ста, вследствие чего они заговорили на разных языках, что и толкуется как указание Христа нести весть о христианстве всем языкам и народам. Семик включает в себя такие обрядовые действия как кумление, креще­ние русалок, поминовение усопших в Троицкую субботу и др., которые сохранились, давно утратив свой магический смысл.

Излишне говорить о том, что воспроизведение сценарной основы праз­дника в том виде, в каком он имел место сто и более лет назад, невоз­можно, поскольку сценарий в то время и не требовался. Все обрядовые действия происходили в соответствие с обычаем, сложившимся достаточ­но давно. Сегодня требуется написание сценария уже не праздника в его первозданном виде, но театрализованного представления, темой которого

этот праздник является, ибо невозможно войти в одну и ту же реку дважды. Причем драматургия подобного театрализованного действа дол­жна сочетать в себе как Семик, так и Троицу. Эта двойственность должна быть принята во внимание уже при идейно-тематическом анализе буду­щего сценария. Анализ этот может выглядеть следующим образом.

Тема. О божественных началах в природе и человеке.

Идея. Эти начала едины. Как расцветает природа, так должно расцве­тать и человеческой сущности, которая включает в себя способность со­страдать ближнему, стыдиться собственных прегрешений и благоговеть перед прекрасным, что соответствует количественно трем христианским ипостасям Бога.

Жанр. Лирическая драма с элементами языческой и православной об­рядности.

Конфликт. Противоречие между тем, каким должен быть человек, и тем, каков он есть.

Художественный прием. Духовный христианский запрос человеку, и
ответ на него человека через языческие обрядовые действия. Этот прием
продиктован содержательной частью как Семика, так и Троицы, их пере­сечением и взаимопроникновением.

Таким образом, сценарий данного праздника может выглядеть следу­ющим образом.

У НАС НЫНЕ СЕМИК - ТРОИЦА!

Сценарий театрализованного праздника.

Пролог

Музыка. На площадке Селяне в русских национальных костюмах.

Поют и водят хоровод.

Хор: Улица моя широкая,

Да йё-йё-йё!

Трава-мурава зеленая!

Чем улица изукрашена?

Изукрашена улица

Травой-муравой зеленою,

И гудками, и волынками,

Молодыми молодицами,

Еще красными девицами.
Соло: Пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен.

А я, молодешенька,

Весь год веселешенька!

Музыка смолкает. Хоровод рассыпается. Селяне радостно взывают к собравшимся на праздник и к себе самим.

Вот и дождались мы праздника, люди добрые!

Вот и птицы запели нам песню светлую!

Вот и солнце засияло для нас в небе утреннем!

А что за праздник такой благом крестил нас и радостью?

Что за праздник испросил песен наших во здравие земли-матушки?

Что за праздник березы белые раскачал и листвой веселой седмицу янную повил?

Что за праздник нас ладом подарил и летом овеял?

А имя тому празднику Семик честной да "зеленые святки"!

А имя тому празднику свята Троица!

Хор: По вешнему по складу

мы песню повели.

Ой ладо, диди-ладо!

Ой ладо, лель-люли!

От луга и от сада

цветочки расцвели.

Ой ладо, диди-ладо!

Ой ладо, лель-люли!

Возвесели, Троица!

Охрани, Троица!

Благослови, Троица!

Издалека, нарастая, все громче и громче звучит праздничный пе­резвон колоколов. Хоровод останавливается. Селяне, внимая этому перезвону, расходятся в стороны, образуя две группы - парней и де­вушек. Массовка, разделившись, открывает трех Посвященных в свет­лых одеждах, как в ризах. С ними хоругвь с ликом Христа либо с изоб­ражением Святой Троицы, как на образах.

1-й: И да благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа – Троицы единосущной и нераздельной...

Посвященные (вместе): Аминь!

Селяне вступают в диалог с Посвященными.

- Кто вы?

И зачем вы здесь, среди нас?

2-й: Мы есть Посвященные, ибо осведомлены о Пресвятой Троице и причастны к великой тайне ее.

3-й: Поэтому и славим день ее рождения на земле, ибо, как в Боге три ипостаси живет, так и в человеке трем добродетелям должно быть. А ина­че он и не человек вовсе.

Это каким же?

1-й: Сподобься сострадать ближнему своему!

2-й: Сподобься стыдиться дурных дел своих!

3-й: Сподобься благоговеть перед красотой мира сего!
Посвященные (вместе): Аминь!

Недосуг нам нынче разговоры разговаривать.

Праздник на дворе, зеленый да заманчивый!

Рулевой да приветливый!

- Хмельной да ядрянистый!

Звучит песня с плясовой мелодикой и ритмикой.

Девушки (поют с притопом):

Пойду ль я, молода,

Пойду ль я, хороша.

Тишком лужком, бережком.

Пойду ль я, молода,

Пойду ль я, хороша,

В кленник, в дубняк, в ясенник.

Сломлю ль я, молода,

Сломлю ль я, хороша,

Кленничку, дубнячку, ясенничку.

Совью ль я, молода,

Совью ль я, хороша, Себе зеленой венок.

Парни (поют с притопом):

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,
Под саменький корешок, корешок...

Куплю Дуне сарафан, сарафан.


По праздничкам надевай, надевай,
На Троице, на святой, на маслене годовой!

Между поющими группами парней и девушек появляется 1-й Посвященный в образе Страдальца.

Страдалец (обращаясь к одной группе): Я нищ... У меня нет и малой моне­ты для нужд моих... Кто одарит меня?

Девушки не обращают внимания на Страдальца.

Пойду ль, молода,

Пойду ль я, хороша,

Тишком лужком, бережком...

Страдалец (обращаясь к парням): Я наг... Студеный ветер знобит мое тело, а жаркий песок пустыни обжигает меня... Кто даст мне одежду?

Парни не обращают внимания на Страдальца.

Пойдем, Дуня, во лесок на часок,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок...

Страдалец (обращаясь к девушкам): Я голоден... И плоть моя слабеет, и жизнь угасает во мне... Кто накормит меня?

Девушки не обращают внимания на страдальца

Пойду ль, я молода,

Пойду ль я, хороша,

Тишком лужком, бережком…

Страдалец. (обращаясь к парням): Я болен… Недуг снедает меня, и нет никакой надежды на выздоровление… Кто исцелит меня?

Парни не обращают внимание на страдальца

Куплю Дуне сарафан, сарафан.

Носи, Дуня, не марай, не марай.

Страдалец оглядывает зал.

Страдалец: А у вас?.. Тоже нынче праздник? А ведь в Писании сказано? ""Возлюби ближнего как самого себя".

Селяне возглашают свое, словно подхватывая слово "праздник".

Возвесели, Троица! - Охрани, Троица!

Благослови, Троица!

И вновь Селяне заводят хоровод с песней.

Хор: По вешнему по складу

мы песню завели!

Ой ладо, диди-ладо!

Ой ладо, лель-люли!

Гуляй, Семик да Троица

От неба до земли!
Ужо душа раскроется,
Ой ладо, лель-люли!

Один из Селян, куражась, обращается к Посвященным.

Примите под сень свою!

1-й: А ты кто таков?

Мне с собою нету сладу -

Не сочтите, что форсю!

Я заместо лимонаду

водку трескаю вовсю!

1-й: Нехорошо это. Стыдно.

А как же Петр-апостол? Он трижды от Христа отрекся, и ничего - в раю служит. А ты говоришь - стыдно. (Смешивается с толпой Селян).

Одна из Селянок обращается к Посвященным.

Возьмите под крыло свое!

2-й: А ты кто?

- Ой, и не скажите! Грешница великая... (Голосит частушку)

Был Ванюша холостой,

да отбила гадина!

Я ей в рожу кислотой -

Так вот и отвадила!
2-й: Стыдно, небось?

Что? А дочь Иродова? Голову Иоана-Предтечи на блюде ей поднести стребовала! А ты говоришь - стыдно. (Смешивается с группой Селян).

Еще один Селянин обращается к Посвященным.

В компанию не возьмете?
3-й: А ты кто?

Я бы с милкой три недели

кувыркался у куста,

кабы мухи не заели
ее сдобные места!

3-й: Срам какой! И тебе не стыдно?

Да сам пророк Давид слугу своего Урию на войну услал и там смерти предал, а жену его к себе на прелюбодеяние взял! А ты говоришь - стыд­но! (Махнув рукой, смешивается с Селянами)

3-й посвященный обращается к гостям праздника.

3-й: А вам... за себя никогда не стыдно? А ведь в Писании сказано:

устыдись грехов своих и прощен будешь".

Селяне возглашают свое, словно прощение коснулось их.

Возвесели, Троица!

Охрани, Троица!

Благослови, Троица!

И вновь на площадке - хоровод с песней.

Хор: Гуляй, Семик да Троица, От неба до земли! Ужо душа раскроется, Ой, ладо, лель-люли!

От луга и от сада

цветочки расцвели.

Ой ладо, диди-ладо!

Ой ладо, лель-люли!

Музыка смолкает. Селяне заканчивают танец, уморившиеся,

но весьма довольные собой. Парни и девушки перебрасываются

веселыми репликами, подзадоривая друг друга.

В какую?

Кто кого пересмотрит!

Сыграем!

Оказавшиеся рядом пары под речитатив, глаза в глаза, движутся по кругу, либо относительно друг друга.

Парни (вместе): Фасон береги! Сморгнуть не моги!

Девки (вместе): А кто сморгнет, того черт возьмет!

Сморгнула! Знай свое место, бесова невеста!

Парни ликуют. Девки в притворном ужасе визжат.

А что, парни, сыграем в игру?

В какую?

Кто кого перемолчит!

Сыграем!

Девки (вместе): Если ты не дурачок, губы в бантик и молчок!

Парни (вместе): А кто вякнет ненароком, тем веселье выйдет боком!

Парни нарочито молча, пыхтя и еле сдерживаясь, движутся по кругу либо относительно друг друга. Один из парней не выдерживает и прыскает со смеха.

Ага, гоготнул! Теперь гляди в оба, облапошит тя зазноба!

Девки ликуют. Парни в притворном ужасе причитают.

А что, девки, сыграем в игру?

В какую?

Кто кого перещекочет!

Сыграем!

Парни начинают щекотать девок. Девки с визгом убегают. На площадке остаются одни парни.

Так бы и жить, ни об чем не тужить...

Не думать за долю, лишь тешиться вволю.

Водиться - так с дивом!

А ежели помышлять, так беспременно с красивым.

Ишь, сказанул! А иде та красота?

Посвященные вмешиваются в разговор парней, как бы продолжая его.

1-й: Не ведаете?

Не ведаем...

Звучит проникновенная лирическая мелодия. На площадке появляются уже знакомые девушки, плывущие в медленном танце.

2-й: А вот-взгляните! Какими прекрасными создал их творец. И улыбки их, как цветы, что раскрываются навстречу солнцу…

3-й: Щеки у них - как розовый шелк. Губы у них алы - и наслаждение смотреть на них...

3-й: Волосы их блестящи и волнисты, как родниковый поток. А глаза глубоки и влажны, как горные озера...

1-й: И стан каждой из них похож на стройную березку. И в дыхании их веет запах цветущих яблонь...

2-й: Не это ли есть красота, истинная и возлюбленная небом и челове­ком? Ужели не поклонитесь ей и не воздадите ей всем сердцем своим и ныне, и присно, и во веки веков?

Парни явно не понимают, о чем идет речь, и недоумевают по поводу сказанного.

Так это ж наши девки-то...

Так мы ж их кажный божий день зрим...

Так мы ж их как облупленных...

Так мы ж к ним спокон веку привыкши...

- Красота - да не та!

- Не смешите вы народ! Аида, девки, в хоровод!

Парни хватают девушек под бока и пускаются в пляс.

Гуляй, Семик да Троица,
От неба до земли! Ужо душа раскроется, Ой, ладо, лель-люли!

Посвященные оглядывают присутствующих.

3-й: А вам... Тоже невдомек, что красота рядом живет и душ ваших взыскует?

Танцующие и поющие Селяне перекрывают Посвященных.

От луга и от сада цветочки расцвели. Ой ладо, диди-ладо! Ой ладо, лель-люли!

Селяне с песней и в танце покидают: площадку. Говорят Посвященные.

1-й: Так помните, что в Писании сказано: "Помоги ближнему ивозда­стся тебе, ибо что отдал, то - твое!" 2-й: Устыдись грехов собственных, и чистыми будут и душа и тело твои!

3-й: Созерцай прекрасное и служи ему - и поднимется к свету дух твой! Посвященные (вместе): Аминь!

Музыка. Посвященные покидают площадку. Появляются Селяне с зеркальцами в руках. Свет гаснет. Работает один прожектор. Исполнители ловят зеркальцами световые зайчики и направляют их сначала в лица друг другу, потом на гостей праздника. Игра со светом сопровождается песней.

Хор: Солнышко, вёдрышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, Сыр колупают.

Собакам бросают. Собаки-то не едят. А куры-то не клюют.

Солнышко, покажись! Красное, снарядись!

Твоих детушек подряд Славно святки веселят.

И собаки лают.

И куры-то кудахчут.

Доли - лёли-лёли-лё!

Зажигается свет. Селяне низко кланяются присутствующим. Звучит последняя зазывная реплика.

Пусть никто ничего не пужается!

Ибо праздник, как есть, продолжается!

Массовка весело убегает со сцены.

Кумление.

Звучит печальная, но светлая мелодия девичьих страданий. На площадке появляются Девушки. Они начинают плести венки, не замечая друг друга.

Девушки (поют по очереди):

- Плещет рыба во реке, попадает в сети.

Одинокой девушке
грустно жить на свете.

Как по бережку - кулик, чибис - вдоль овражка.

Во зеленый, во Семик без подружки тяжко.

Расшумелись надо мной тополя да клены.

Скучно девушке одной во Семик зеленый.

Девушки (поют вместе):

Береза моя, березонька!

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька,

осередь долинушки.

На тебе, березонька,

трава шелковая.

Близ тебя, березонька,

Красны девушки.

Красны девушки

Семик поют!

Под тобой, березонька,

красны девушки.

Красны девушки

венки плетут.

Плетут венки

одни - одинешеньки!

"Страдания" смолкают. Венки сплетены. Слышатся веселые звуки трещотки и бубна. Появляются Кум и Кума. Они как бы продол­жают частушечный диалог между собой.

Кум: Уж ты, кума,

не гляди угрюмо! Кума: Сойду с ума

от такого кума! Кум: Не скупись, наконец,

угости винишком!
Кума: Ишь какой молодец!

А не будет слишком?

Кум и Кума замечают печальных Девушек.

Кум: А это что еще за уикэнд среди капустных грядок? Кума: Вот и я гляжу милый кум -непорядок!

Кум: О чем, девушки призадумались? Кума: О чем, милые, опечалились?

Аль не праздник нынче девичий? Девушки:

Праздник праздником, только грустно нам.

Некому печаль нашу девичью поведать.

Через венки целоваться!

Кум: Подруг обрести сердечных, сестриц названных да верных! Кума: Чтоб не было промеж вас - ни обиды, ни брани, ни какой другой скверны!

Музыка. Девушки целуются через венки и надевают их друг на друга. Звучит песня. Возникает девичий хоровод.

Девушки (поют):

Вы кумушки-голубушки,

вы подружки мои,

кумитесь, любитесь,

любите и меня.

Пойдите вы в зеленый сад,

возьмите и меня!

Сорвете вы по цветочку,

сорвите и мне.

Совьете вы по веночку,

вы свейте и мне.
Наденете на головку,

наденьте и мне.

Кума: Вот теперь и душенька как есть легка! Кум: Да только вот ведь шутка кака!

Не зреть пшенице без сырой земли!

Не дышать хлебу без красна огня!

Не цвести девушке без добра молодца!

Слышен задорный наигрыш гармошки. На площадке появляется веселая группа Парней.

Парии (поют):

Как по морю уточки плавали,

плавали, душа моя, плавали.

Вдруг, откуда ни возьмись, ярый селезень,

ярый селезень, душа моя, ярый селезень.

Он всех уточек разом разогнал, разогнал, душа моя, разогнал.

Одну уточку себе только взял,
одну уточку, душа моя, взял.
Как по улице девки гуляли,
все гуляли, душа моя, гуляли.
Вдруг откуда ни возьмись добрый молодец,
добрый молодец, душа моя, молодец.
Он всех девушек разом разогнал,
разогнал, душа моя, разогнал. Одну девушку себе только взял, одну девушку, душа моя, взял!

Парни перед Девушками. Девушки перед Парнями.

Девушки (поют и каждая надевает свой венок на стоящего напротив парня):

Ах, ты, венчик мой,

да веночек, да веночек.
В поле розовый да цветочек, да цветочек. На кого тебя, веночек,

положити, положити?

Положу тебя, веночек,

на головку, на головку,

на удалу молодецку, молодецку,

молодецкую

княжецку, княжецку. Станешь ты - мой кум,
стану я - твоя кума.
Мы сойдемся, обоймемся,
поцелуемся!

Парни и Девушки выходят на авансцену. Здесь же Кум с Кумой.

Кум (оглядывая молодые пары): Чем кумушкам не кумы!

Любо глянуть... Совсем как мы!

Кума (обращаясь к публике): А что скажет честной народ?

Когда свой заведет хоровод?
Кум: Чтоб друг над дружкой ужо не глумиться,

приспела пора и вам покумиться! Девушки (вместе): Песни нынче вы певали?
Парни (вместе): А березку завивали? Девушки (вместе): А Семик зеленый зрили? Парни (вместе): А венки друзьям дарили?
Кум: Нет, не дело, что народ

наш не водит хоровод.
Кума: Посему, как ни крути, в массы надобно идти!

Исполнители, Парни и Девушки, смешиваются с публикой. каждый выбирает себе пару. Все берутся за руки. Площадка заполняется испол­нителями и гостями праздника. Все водят общий хоровод под песню "Вы кумушки-голубушки...". Песня смолкает. Хоровод останавливается.

Кум: А теперь бежать не надо
нам старинного обряда.
Должно всем по одному
строго следовать ему!

Кума: На семик трава в росе... Расцелуйтесь трижды все!

Все обмениваются троекратным поцелуем.

А теперь, в разгар событий,
трижды дружно повторите: Пусть не тронет нас беда- покумимся навсегда!
Кума: Три! Четыре!

Все присутствующие трижды повторяют предложенную фразу.

Кум: Ну что ж, друзья! Поздравляем с праздничком,
эх, с праздничком! С Семиком да Троицей Эх, с Троицей!

Славно покумилися,
эх, покумилися!
И повеселилися,
эх, повеселилися!

Звучит песня из пролога "Улица моя широкая...". Кум и Кумавместе с исполнителями покидают площадку.

Изгнание русалок.

Музыка. На сцене - 1-я Русалка.

1-я Русалка: Моя матушка - речка тинная.

А мой батюшка - пруд туманистый.
В ночку темную я хожу-брожу,
злата-серебра для себя ищу.

А как злато мне - человек живой.

Ну а серебро - это лунный свет.

Вы сестрицы, русалки млечные,

с вами любо мне перекликнуться.

Где скрываетесь? Отвечайте-ка!

На зов 1-й Русалки появляются остальные Русалки. Русалки заводят свой таинственный хоровод.

Русалки (поют): А здесь, подруга милая, с тобой русалки чудные,

долинные, пустынные,

лесные да озерные,

великие и малые,

в ночную тьму одетые

и зеленью повитые...

1-я Русалка: Ачто, сестрицы, задумаем думы темные да сотворим дела наши исконные?

И то верно!

Пусть пахарь доброе зерно сеет, а мы худому семени жизньдадим!

Защекочем!

Убаюкаем!

Прельстим!

Слышится праздничная музыка. На сцену выходит танцующий хоровод Селян. Русалки смешиваются с танцующими.

Селяне (поют): На том месте при лужочке,

на зеленом бережочке

там девушки гуляли,

там красные гуляли.

Они цветки срывали,

они красные срывали.

1-й Селянин (одной из русалок): А ты что, девица красная, скажешь?

А то и скажу: да завянет любая завязь, да расцветет в людях зависть!

Первое нарушение танцевального темпо-ритма.

Селяне (поют): На венках девки гадали,

венки в реченьку кидали.
Венок по морю ныряет,
милый клятвой уверяет.

1-я Селянка (одной из Русалок): А ты что, подружка любезная, скажешь?

А то и скажу: будет людям маета, да заест их клевета!

Второе нарушение темпо-ритма. Хоровод постепенно расстраивается.

Селяне (поют): Одна девка не смолчала,

"Мой веночек потонул!

Меня милый обманул!" 2-й Селянин (одной из Русалок): Что на это, девица красная, скажешь?

А то и скажу: да не споется вам и не спляшется, пусть ревность в сердца втемяшится!

Третье нарушение танца. Последняя попытка спасти хоровод.

Селяне (поют): Втора девка не смолчала,

2-я Селянка (одной из Русалок): А что на это, подружка любезная, ска­жешь?

А то вам и скажу: утешьтесь, люди, пустыми снами, да будет лихо всегда с вами!

Хоровод окончательно распадается. Селяне в растерянности.

3-й Селянин: Что ж нам делать теперь, люди добрые.

В действие вмешиваются Кум и Кума.

Кума: Чтоб в душе человечьей не настала ночь! Кум: Гони, народ честной, эту нечисть прочь!

Воодушевленные Селяне начинают наступать на Русалок.

Селяне (поют): Ой, русалки вредные, вредные!

Ой, дид-ладо, злобные, злобные!

А мы - люди добрые, добрые!

Ой, дид-ладо, добрые, добрые!

Мы русалок выгоним, выгоним!

Как же мы их выгоним, выгоним?

Ой, дид-ладо, выгоним, выгоним?

Мы их миром выгоним, выгоним!

Ой, дид-ладо, выгоним, выгоним!

Русалки напуганы, но не сдаются.

Нам среди вас место завсегда найдется!

Защекочем!

Убаюкаем!

Прельстим!

Русалки покидают площадку и начинают общаться с публикой. Это своеобразная игра в вопросы и ответы.

Кто любит петрушку?

Кто-то из зрителей либо возгласом, либо жестом утвердительно отвечает на заданный вопрос и слышит в ответ лукавую реплику.

Тот не в работу с головой, а в подушку!

Кто любит чеснок?

Того грех собьет с ног!

А кто любит лук?

Того злость возьмет под каблук!

А кто любит картошку?

Тот врет взаправду, а не понарошку!

Кто любит уху?

Тому в карман на аркан - блоху!

А кому по душе колбаса?

Тому - колтун в волоса!

Кум и Кума, видя такое, теряют терпение.

Кума: Что, люди добрые, уморили вас русалки лукавые? Надоели хуже горькой редьки?

Кум: А ну, погоним их прочь с места сего, от дверей и от четырех углов!

Кума: Затопаем пошибче! И крикнем погромче! Полынь, полынь! Русал­ка, изгинь!

Русалки с визгом убегают прочь. За ними с торжествующими криками гонятся Селяне.

Поминовение

Памяти А.С. Пушкина.

Звучит вступление к песне "Матушка". На площадке - Селяне, исполненные светлой печали. Она сквозит в их мягкой и грациозной пластике. Звучит начало песни.

"Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня ты моя, что во поле пыльно?"

"Дитятко ты мое, кони разыгрались.

Свет милое ты мое, Александр Сергеича".

"Матушка моя, на двор гости едут. Сударыня ты моя, на крыльцо заходят"...

На этих словах звучащая песня плавно микшируется. В тишине начинает звучать речевой хор, и одна за другой зажигаются поминальные свечи.

Хор: Мы помянем долю эту, ту, что русскому поэту бог назначил, хоть и трудно,

как царевне в сказке чудной, молвить музе: "Спи во гробе! Вдруг погасла, жертвой злобе, на земле твоя краса.

Дух твой примут небеса.

Нами ты и днесь любима

и для милого хранима -

не досталась никому,

только гробу одному".

В окружении горящих свечей возникает аллегория, связанная с об­разом Пушкина. Это может быть портрет, книга, рукопись с гусиным пе­ром и т.п.

Селяне заводят хоровод вокруг аллегории. Но это уже не танец, а некое священнодействие. Звучит соответствующая мелодия.

Селяне: Что, дремучий лес,

призадумался,

грустью темною

затуманился?

Ты стоишь - поник,

и не ратуешь

с мимолетною тучей-бурею.

Где ж девалася речь высокая, сила гордая, доблесть царская?

У тебя ль, было, в ночь безмолвную заливная песнь соловьиная.

У тебя ль, было, поздно вечером
грозно с бурею
разговор пойдет.

Где же теперь твоя

мочь веселая? Почернел ты весь,

затуманился.

Одичал, замолк...

Только в непогодь

воешь жалобу

на безвременье.

Не осилили

тебя сильные,

так дорезала

осень черная...

(А. Кольцов)

Хоровод останавливается. Селяне, повернувшись лицами внутрь круга, грустно склоняют головы перед пушкинской аллегорией. Появ­ляются Кум с Кумой и выводят Селян из печального состояния. Заго­ворщицки переглянувшись, они начинают весело читать отрывок из пушкинской "Сказки о царе Салтане".

Кум: Ветер весело шумит,

судно весело бежит

мимо острова Буяна,

в царство славного Салтана!

И желанная страна

вот уж издали видна.

Селяне поднимают головы, воодушевляются, печаль на их лицах сменяется радостью обретения великого жизнеутверждающего насле­дия поэта.

Кум: Страна, веселое имя которой - Пушкин!

Кума: Страна, да что страна! Мир, сотворенный великим поэтом нам во благо и радость вечную!

Кум: Цветы - Александру Сергеичу!

Звучит вальс Свиридова к повести Пушкина "Метель". Селяне ис­чезают за кулисами и вновь появляются на площадке с цветами. По­очередно они кладут цветы к портрету (лире) Пушкина, сопровождая эти действия фразами-здравицами

Ты - наша совесть,

наше достоянье,

и целый мир –

отечество твое...

(В. Чугунов)

Ты зряч, я слеп...

Но дело в том,

что путь неповторим.

Прошу: не будь поводырем -

стань посохом моим.

(С. Минин)

- Пушкин, нет в народе света,
нет Отечества без Вас!

(Л. Туровская)

Подумать: двести лет в России живет и здравствует поэт!

(О. Гонтарев)

Ну, Пушкин... Ну, и... молодец!
Селяне (вместе): Эх-ма!

И грянула в исполнении Селян залихватская частушка.

К пушкинскому юбилею тоже речь произнесем: Всех румяней и смуглее до сих пор на свете всем!

Томики поставив в шкафчик-
посмешаете ж его, бешенство свое смешавши
с белым бешенством его!

Поскакал бы, Всадник Медный,
он со всех копыт - назад. Трусоват был Ваня бедный,

ну, а он - не трусоват!

(М. Цветаева)

- Бродит леший, бдит русалка,

ножки курьи у избы...

Нам для Пушкина не жалко

ни державы, ни судьбы!

Что корона на макушке,

что палаты во Кремле...

Все пустое! Только Пушкин

есть владыка на земле!

Пританцовывая, Селяне покидают площадку.

Кум: Вот и глазом не моргнули,

а поэта помянули!

Кума: Может статься, вкривь да вкось...

Не рассердится, небось!

Кум и Кума покидают площадку. Снова звучит вальс Свиридова.

Эпилог

И вновь на площадке Посвященные. После предыдущих танцеваль­но-игровых эпизодов наступает тишина и сосредоточенность, преры­ваемые поэтическим словом, звучащим из уст Посвященных. Стихи все громче и увереннее.

В забытой церкви сумрачно и тихо.
Апостолы пристойны и печальны.
Прозрачная стекает облепиха на камни, чьи устои изначальны.

Грустят березы истово и просто.
Звенят в крапиве медленные осы.
Коснеет небо бедного погоста
и задает нескромные вопросы.

Скрижаль поводит каменною бровью и долгой удивляется дремоте, к замшелому упавшей изголовью и на одной качающейся ноте.

Ни знака, ни присутствия в округе молвы, благовествующей о боге.
Старинное моление за други
погинуло на брошенной дороге.

Темна юдоль, как беженка без крова.
И скудостью подернутые лета
томятся в ожидании второго
пришествия, взыскующего света.

И вот, как ожидаемое пришествие добра и истины, грянуло духов­ное песнопение на музыку П.Чайковского. И на этот вещий зов на пло­щадке появляются Селяне. Они задумчивы и трепетны. В руках у них дары, подобные евангельскому ладану, смирне и золоту. Дары приносятся музыке, Посвященным и друг другу. Музыка смолкает. Селяне прекло­няют колени и, очистившись, творят светлую и торжественную молитву.

Избавь нас, Творец, от напасти

и сжалься над отчей страною!

Пресветлое солнце не засти,

облей благодатью земною!

Да скажется в душах отвага,

да грянут июньские грозы,

сердец да умножится благо,

скорбей да скончаются слезы!

Даруй нам на древнем кургане

свободу отеческой шири.

суди нам победу на брани,

суди нам согласие в мире!

Для пахаря - стати двужильной,

для дола - росы изобильной,

для путника - ноши посильной,

для изверга-ямы могильной,

для отрока-чести фамильной,

для матери - силы родильной,

заветной тропы - для порога

и правой защиты у Бога!

Молитва закончена. В ответ на нее, как светлое утверждение ска­занного, вновь звучит радостный перезвон колоколов. И вновь начи­нается хороводная песнь. Селяне ликуют и знаменуют свое преобра­жение, святое и истинное. К ним присоединяются Посвященные. Об­щее веселье.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое обряд?

2. Какие существуют виды и типы обрядов?

3. Что представляет собой обрядовое действие?

4. Какие существуют виды обрядовых действий?

5. Что такое ритуал и церемониал?

6. В чём особенность сценария народного праздника в современном его прочтении?

7. В чём суть и содержание праздника Троицы?

ДРАМАТУРГИЯ "ЗРИМОЙ" ПЕСНИ

(сцена украшена в виде горницы, стоит прялка,лавка, сундуки)

танец «Гномики»(исп.мл. хор. группа «Веселуха»)

гномик – Как от нашей деревушки,
Тропка вьется вдоль опушки,
Вьюгою взъерошена, снегом запорошена,
Целый день метель метет, сказки добрые плетет!
Веренский Центр Досуга представляет вашему вниманию старую сказку на новый лад(хором все гномы): «Как Марфушка ремеслу училась».

(выходит бабка)

Бабка – Батюшки святы! Народу-то сколько собралось! Дед, а дед, дед идри тебя через коромысло! Ты хде?

(выходит дед)
Дед – Да иду уже!
Бабка – слыхал, праздник пришел! А ты «иду-иду»!
Дед – да я…
(бабка замахивается)
Дед – молчу – молчу …
Бабка – вот только это и умеешь! Всех женихов от моей Марфыньки распугал!
Дед – да я…Молчу – молчу…
(вбегает Марфа)
Марфа – маманя!
Бабка –что, красавица моя? Что, солнышко моё?
Марфа – Скучно мне!
Дед – Долог день до вечера, коли делать нечего!
Бабка – А ну –кА, цыц! Скушай вот пирожок, моя сладенькая!
Марфа – не охота-а-а-а!!!
Дед – не будет скуки, коль заняты руки!
Бабка – ты за своей Наськой приглядывай лучше! Наська! Змея подколодная! Ты где?

(выходит Настя)
Наська – тут я, матушка! Доброе утро вам!
Бабка – И где тебя носит? В избе не прибрано!
Марфа – не прибрано!
Бабка – скотина не кормлена!
Марфа – не кормлена!
Бабка – каша не сварена!
Марфа – Вот-вот! Не сварена!
Наська – все прибрано, сварено, накормлено!
Дед – Ах ты, рукодельница моя! Все-то ты умеешь, все-то у тебя получается!
Бабка –ты на что это намекаешь?
Марфа – да! Ты на что это намекаешь?
Дед – Дык люди говорят – старикова дочь – рукодельница, а старухина – бездельница, потому – то и замуж никто не берет!

(Марфа ревет)

Марфа – А-а-а!!! Маманя! Хочу быть рукодельницей! Замуж хочу!
Бабка – Ой-ой-ой!!! Что же делать-то? Дед, коней запрягай, Марфа учиться поедет, в АНГЛИЮ! Там ее всему научат!

Танец «Запрягу я тройку борзу…»(муз.народная,исп.мл. хор. группа «Веселуха»)

(Марфа, держась за вожжи)

Марфа – Ну, прощувайте все! Уж, маманя, не сумлевайтесь! Шить, вязать – дело плевоё! Научусь – раз плюнуть!

(уезжает за конями, бабка, махая вслед, тоже уходит со сцены)

Наська –ну вот, все разошлись, разъехались, а мне скучать некогда! (села вышивать): два цветочка, три листочка, просто глаз не оторвать, получается нарядно, можно врамочку вставлять!

Поет Наська: песня «Россиюшка»(сл.Е.Олейник,муз.О.Фокина)

Марфа – Маманя!(из-за кулис)
(выбегают Марфа и бабка)
Бабка – Доченька-а-а?! Что случилось?
Марфа – выгнали меня из Аглицкой школы!
Бабка – это почему это? Ироды они такие!
Марфа – сказали «майн хэнд» не оттудова растут! А-а-а-а!!!

(бабка уходит,кумушки работают и поют):
(Марфа прядет шерсть веретеном)

Песня «Кумушки»(сл. И муз. Народные)

Кумушка 2 – ну вот уже что то и получается.Красна птица пеньем, а человек уменьем!

(прядет и рассказывает об истории прялки на Руси)

Танец «бабушки-старушки»(сл. и муз.В.Добрынин,исп.мл.хореогр.группа «Веселуха»)

Кума 1 – Но на посиделках Марфа, они же супрядки, не только работали, но и в игры играли! И вот сейчас в такую игру мы сейчас и сыграем с вами.

(игра «прялица»):
(Кумушки из зала вызывают девицу и парня,завязывают им глаза,раскручивают их со словами: прялица кормилица,стану прясть попрядывать,на улицу поглядывать! Затем кума хлопает в ладоши и девица целуется с парнем)

Марфа –я тоже целоваться хочу!
Кума 1 – жениха сначала себе нагадай, давай научу как мы в молодости гадали: спряди 2 нитки одна невеста, другая жених, пусти их в чугунок с водой, если друг к другу поплывут,знать судьба им вместе быть,если в разные стороны разойдутся значит не судьба! (гадают)
Кума 2 –а еще хочешь узнать где жених твой живет?
Марфа – угу.
Кума2 – поджигай нитку (Марфа подожгла),вот в какую сторону нитка загнулась,там и жених твой живет!
Марфа – Туды мне надо!!! (побежала)
Кума2 – Погоди! Приданного еще не наготовила! А девицы уже с 6 лет начинали готовить нитки, в 10-12 лет девчушки от горшка 2 вершка, а уже все умели: и прясть и вязать!

Песня «Ох, лапти»(сл. и муз. Народные)

(пока звучала песня,Марфа связала носок и демонстрирует его зрителям.)

Кума2 – ай да молодец Марфуша!
Кума1 – Да. Пряли и ткали те, кто постарше, а вот вязали чаще те, кто помоложе. И когда на Руси начинались посиделки, обычно это было после Покрова, ни одни посиделки не обходились без этого ремесла.

Песня «Ай, заинька»(сл. и муз. Народные)

Кума2 – Было на Руси еще одно ремесло, которое можно по праву назвать искусством. Вышивание – древнейших славян ремесло, и душой я в нем растворяюсь и становиться снова на сердце тепло, когда пялец привычно касаюсь.
Марфа – Ух ты! Красотища-то какая! (разворачивает перед зрителями различные вышитые изделия)

Басня «Горе — мастерицы» (Н.Зубарева)

Кума1 – Ну вот, Марфа, ты и научилась народным ремеслам, теперь и замуж можно идти!
Марфа – Спасибочки вам большое!

(Тут за кулисами раздается звук бравурного марша и появляется жених в форме солдата царской армии)

Кума 2 – ну вот Марфа и жених тебе нашелся!

(Марфа несколько раз падает в обморок от одного взгляда бравого солдата)
(Звучит красивая мелодия, Марфа и жених приближаются друг к другу и кружатся, взявшись за руки, любуясь друг другом, выходит мать, надевает на Марфу фату.)

Мать – совет вам любовь, дети мои!
Кума 1,2 –а теперь честным пирком да за свадебку!

(все участники выстраиваются на сцене для финальной песни)

Песня «Деревеньки» .(сл. и муз. Н.Золотухина)

Адрес:666342., Иркутская обл., Заларинский р-н., с.Веренка., ул. Юбилейная 10-1.
Тел.: 89027608070
89246349830