Шаманский наряд. История

Мирча Элиаде отмечает, что разнообразные умения и навыки шамана - это результат его инициатического опыта. Благодаря испытаниям, через которые будущий шаман проходит во время своей инициации, он постигает меру беззащитности человеческой души и учится способам защитить её. Он на собственном опыте познает вызываемые болезнями страдания и учится распознавать причины болезней. Он переживает ритуальную смерть, спускается в Преисподнюю, иногда воспаряет на Небо. Все умения шамана зависят от его опыта и знаний «духовного» рода. Он знакомится со всеми «духами»: с душами живых и мертвых, с богами и демонами, с многочисленными существами, невидимыми на физическом плане, что населяют три космические зоны.

На каждого шамана, как правило, есть специальный комплект ритуальной одежды (шаманский костюм, в который входят рубаха, маска, пояс, головной убор, халат, металлические диски, подвешивающиеся на грудь, спину или к поясу, и так далее) и шаманское снаряжение, то есть бубен с колотушкой, посох, фигурки духов (вместилища) и прочие элементы.

Одежда шаманов хоть и имела схожие элементы, но варьировалась от района к району. Безусловно, не всегда и не везде у шамана есть все названные атрибуты, но даже там, где шаманского облачения как такового не существует, его заменяют шапка, пояс, бубен и другие магические предметы, относящиеся к ритуальному наряду шамана.

Надевая костюм, шаман обретает мистическое состояние, обнаруженное и закрепленное во время долгих переживаний и церемоний посвящения.

Обычно, перед тем как изготовить свой наряд, шаман должен предварительно увидеть его во сне. В видениях духи указывают ему, где находится будущий наряд, но искать его он должен сам. У тлингитов и хайда шаман изготавливает наряд по строгим указаниям своего духа-покровителя. А иногда, особенно если шаман слабый, все происходит более прозаично: наряд покупается у родственников умершего шамана по цене коня, как это делается у бирарченов.

Самыми распространенными образами шаманского наряда являются птица, олень и медведь. Украшая свой костюм перьями, костями, зубами и шкурой животных, шаман тем самым создает второе тело. Облачение в такой наряд помогает преодолеть границы собственного тела и в образе животного совершить мистическое путешествие. По поверьям, бытующим у большинства народов, шаманы могут превращаться (оборачиваться) в то или иное животное.

Шаманские орудия представляют собой нечто большее, чем вспомогательные инструменты; каждое из них одновременно и выражение внутреннего потенциала и средство проявления этого потенциала.

Алтарь. Шаманский алтарь очень прост: это кусок ткани, на котором можно удобно разложить орудия, камни, кристаллы и другие принадлежности. Алтарь помогает направить внимание шамана обозначая пределы священного пространства, где смешивается физическое и духовное. Племенные шаманы устанавливали алтарь на земле и садились перед ним, скрестив ноги.

Барабан. Барабан - особенно ценное орудие; для шамана это средство, открывающее доступ к иным мирам восприятия. Чаще всего используется круглый ручной барабан, который можно без труда переносить с места на место. Обычно он изготавливается из полого древесного ствола, обтянутого выделанной кожей животного. Иногда вместо кожи используется деревянный штырек. По периметру барабан часто украшают специальными символами, иногда даже перьями и подвесками. На звучащей поверхности можно встретить эмблему или изображение животного.

Барабанный бой используется для изменения уровней осознания и расширения возможностей восприятия при шаманской работе.

Бубен. Лучший бубен, это тот, который сделан своими руками или подаренный другим шаманом, или принятый в дар за камлание Обычно, указания по внешнему виду и изготовлению бубна, шаман получает от духов, во время камлания, или экстатического путешествия. Ориентируясь по приметам данным духами, шаман выбирает подходящее дерево, кожу и принимается за работу. Считается, что перед изготовлением этого священного предмета шаман должен быть совершенно чист, поэтому в течение нескольких дней он воздерживается от сексуальных контактов, а непосредственно перед работой хорошо моется.

Обращаться с бубном шаман должен был аккуратно. Прежде всего бубен является продолжением души шамана, и обращаться с ним следует почтительно и осторожно. Ставить или вешать бубен следует так, чтобы посторонние люди его не трогали.

Маска. Шаманская маска служит средством для выражения внутреннего потенциала, обычно в церемониальном или шаманском танце, когда бывает необходимо заземлить внутреннюю энергию. Маски изготавливают из различных материалов и надевают в особых случаях. Самую простую маску рисуют на лице.

Ожерелье. Шаман носит ожерелье не просто для украшения. Ожерелье, имеющее форму кольца, символизирует круг личности шамана, а бусины, косточки, зубы, камни или другие предметы, нанизанные на него, служат для связи с тонкими энергиями владельца.

Онгон. Онгон - это вместилище для духов. Шаман сначала делает онгон, а потом вселяет в него духа. Онгонами могут служить изображения духов, животные выбранные по какому-либо признаку, вырезанные из дерева и бумаги фигурки. Основное предназначение онгона - оберегать людей и служить средством передвижения шамана в его мистических путешествиях.

Погремушка. Погремушка - древнее звуковое устройство, которым пользовались для того, чтобы создать атмосферу ожидания в процессе перехода от одного уровня реальности к другому.

Рассмотрим подробнее шаманский костюм и атрибутику.
Сам костюм состоит из шапки, пояса, камлайки (длинная рубаха до колен или халат). Некоторые шаманы также имеют особые ботинки и штаны. В дополнении к предыдущей заметке следует отметить, что почти все нижеизложенное является духами-помощниками шамана.

1) Шапка (шаманская корона). Чаще всего на шаманские шапки вешают "наглазник", бахрома из ниточек, полосок кожи или бус закрывающих лицо до носа или полностью до подбородка. Наглазник имеет две основные функции. Во первых зимой при ясной погоде очень сложно смотреть на снег, он отражает лучше любого зеркала. Таким образом в традиционном обществе наглазник выполнял роль темных очков. Во вторых такой наглазник скрывает лицо шамана от неблагоприятных духов, обеспечивает некоторую защиту. Хотя некоторые считают что это защита скорее для окружающих, ибо лучше не видеть глаза шамана во время камлания. Сама шапка рсшивается различными рисунками солнца, неба, тотемического животного. У тенгрианских шаманов на шапке вышиты два глаза. Также шаманская шапка может изображать голову духа-тотема, яркий тому пример "шапка быка" Оларда Диксона. Иногда речь идет не о шапке, а о короне. Чаще всего корона- атрибут более сильных шаманов имеющих несколько посвящений. Например бурятская майхабши, имеет вид короны с высокими железными рогами изображающие оленьи. Или например тувинская корона- железное очеле с закрепленными на нем перьями, на подобии головных уборов индейцев. Кстати в тувинской традиции реже чем в других используется наглазник. В некоторых традициях на шапку вешают длинные широкие полоски ткани спадающие до пола на спину на подобии волос. Также на шапку иногда вешались колокольчики, фигурки гагар, символы солнца неба и луны. Шапка- один из немногих атрибутов который части передается по наследству. Особенно если символизирует тотем рода.

2)Камлайка (халат, рубаха). Камлайка делается из кожи или ткани. У разных народов выглядит по разному. Иногда на саму камлайку нашивают различные узоры, однако чаще эти узоры и символы привешивают. Иногда к рукаву и к подолу пришивается кусок ткани(кожи) с длинными свисающими полосками, символически обычно изображает крылья. Основную часть атрибутов, фигурки духов-помощников, зеркала, колокльчики, цветные ленты, когти, клыки, шкуры и тд привешиваются именно на камлайку. Чаще всего, особенно если шаман достаточно опытный, за привешанными атрибутами не видно самой камлайки.

3) Шаманский пояс. Пояс обычно это длинный кусок тесьмы, полоска ткани(кожи), либо несколько лент сплетенных в косичку. На пояс вешаются как атрибуты которые во время камланий не снимаются (колокольчики, фигурки духов), так и те, которые шаман снимает и использует. Основное различие между атрибутикой на поясе и на камлайке в том, что на камлайке как правило атрибутика не меняется, на поясе же может менятся от случая к случаю. Также иногда, когда шаман не выполняет серьезных выходов в другие миры, он надевает только шаманский пояс с самым необходимым. Также на пояс вешается сумка, различные мешочки, ритуальный нож и тд.

4) Штаны и ботинки. Как правило ритуальных штанов и ботинок шаман не заводит, но часто вешает на ботинки колокольчики. Исключением может быть случай, когда шаман надевает одежду из шкуры того или иного животного, но тогда весь костюм полностью меняется. За место шапки надевают либо маску, либо непосредственно голову животного, за место камлайки- шкуру с тела животного (или халат из нескольких шкур), на ноги шкуру с ног животного и тд.

5) Зеркало. Почти у всех европейских обываетелй шаман в первую очередь ассоциируется с бубном. Однако в большинстве традиций из самым сильным шаманским духом-помощником считают обычно не бубен, а шаманское зеркало. Называется оно по разному, толи, кузунгу, панапту. Шаманское зеркало, это не привычное нам стекляное серкало. Это небольшой (8-10см) круг из различных металлов. Размеры, формы, рисунки зеркальца меняются в зависимости от региона, как правило одна сторона отполирована до блеска а на другой нанесен рисунок. Иногда рисунок нанесен на обратную часть зеркала,иногда прямо на рабочую. Иногда зеркала выпуклые, иногда плоские. Существует одна красивая легенда, в ней говорится о том, что зеркало кузунгу (я буду называть его тувинским именем, поскольку мне так проще) это дух-помощник упавший с неба. Само происхождение зеркальца не рукотворное а небесное. Во время странствий по тайге шаман случайно видит предмет на земле, или висящий на ветке, который отражает лучи солнца. Подойдя по ближе он видит шаманское зеркальце и берет его себе, как величайший дар духов. Все дело в том, что когда хоронили шамана, рядом с могилой на ветку или прямо на землю клали его магическое зеркальце. И через какое-то время его находил другой шаман и брал его себе. Считается что чем древнее зеркало, тем больше его сила, так как зеркала имеют свойство запоминать все, что с ними происходило. Таким образом шаманское зеркало для знающих, является своего рода книгой по практикам шамана. Применение таким зеркал также различается. У некоторых народов существовали специальные зеркала например для собирания утренней росы. Или зеркала для разжигания ритуального огня от солнца. Зеркала используются для вытягивания вредоносных духов, как магнитом, отражения негативных энергий, защиты, конкентрации воли и энергии, выравнивания энергетического поля человека после болезни, предсказаний и еще для многих других целей. Обычно зеркала делаются из бронзы или меди, холодной ковкой. Помимо такого основного зеркала которым выполняется работы, некоторые шаманы стараются собрать по больше подобных зеркал меньшего размера. Обычно такие зеркала пришиваются на камлайку. Считается что у шамана должно быть одно зеркало на груди и одно на спине, но обычно их гораздо больше.

6) Колокольчики. Почти на всех атрибутах шамана присутствуют колокольчики. На бубне, колотушке для бубна, камлайке, поясе, иногда даже на шапке. Считается что звук металла отпугивает злых духов и сама энергетика звука благотворно влияет на организм человека. Часто колокольчики используются в целительстве. Звук множества колокольчиков успокаивает и расслабляет, особенно это остро ощущается на фоне резких и громких звуков бубна. Во многом колокольчики облегчают выход в транс. Когда шаман двигается, ходит ли, танцует ли, или просто поднимает руку, слышно не шуршание одежды или шаги, а именно колокольчики. Колокольчики бывают разных размеров и форм, иногда на них наносятся отдельные символы, иногда нет. Иногда шаманы в современности используют колокольчики из тибетской традиции, выполненные по принципу поющей чаши. Говорят что такие колокольчики служат не только для очищения, но и для поражению злых сли или даже людей. Такие колокольчики в основном используют женщины.

7) Ленточки и змеи. Из всех перечисленных атрибутов, летночки пожалуй единственне которые не являются духами помощниками. Сама лентачка является Благодарностью. Благодарностью человека шаману за изличение или Благодарностью шамана духам за работу. Или же просто дара. На шаманском костюме обычно ленточка означает удачное камлание. Привязыватся ленточка может как на камлайку (из-за чего множество таких ленточек иногда называют "волосами") когда она подарена в благодарность шаману, так и на духа-помощника, например на бубен, на трость, на зеркало или на чехол от варгана. Цвета ленточки в разных культурах обозначает разное, так что тут однозначного списка соотношения цветов и значений нет. Однако также часто ленты на самом костюме означают змей, помощников-проводников в Нижние миры. У тувинцев различают разные типы змей с разными свойствами. Каждый тип имеет свое название, вид, и место куда они крепятся. Змеи делаются из ткани, войлока и кожи.

8)Шаманская плеть, шаманский нож и шаманская пика. Общее между этими трема атрибутами то, что кроме всего прочего они символизируют силу шамана и авторитет среди верующих. Далее разберем каждый атрибут отдельно.
-Шаманская плеть. Плеть считается орудием всадника. Вообще сам символ коня имеет достаточно большое значение в шаманизме, но об этом следует поговорить позже. Считается что плеть пропитанная конским потом отгоняет злых духов, также это является орудием борьбы против них. Часто при лечении шаман хлестает плетью (и иногда достаточно сильно) по больной части тела человека, тем самым выгоняя духа из тела. Также плеть используется при родах, роженицу в традиционном обществе стегали плетью во время родов и вешали над кроватью.
-Шаманский нож. Нож использовался как по прямому назначению, например зарезать жертвенное животное, или порезать руку для того, чтобы дать клятву на крови, или "пустить кровь" в целях лечения, нож использовался и при путишествиях. Иногда ножом сражались со злыми духами, но редко, для этого есть другие атрибуты. Чаще ножом разрезали верхний слой облаков при путишествии в верхние миры. Либо "резрезали небо" для разгона туч. Иногда ножом чертят некоторые символы и знаки на земле, небе, огне или воде. Нож редко изготавливался из железа, чаще всего он делался из камня или кости. И не только по той причине, что железа было мало и обрабатывать его было сложно, считается что некоторые добрые духи не переносят заточенного железа, в том числе например духи недавно умерших людей.
-Шаманская пика. Тоже самое по аналогии с ножом.

9) Фигурки духов, когти клыки, перья.
-Обычно это фигурки животных. О значении тех или иных животных в шаманизме нужно будет поговорить отдельно. Это могут быть животные которые являются духами-помощниками шамана, полученными во время путишествия, либо животные силу которых хочет обрести шаман на время того или иного камлания. Это могут быть миниатюрные фигурки оружия, которым, во время камлания, по надобности, шаман сражается со злыми духами, или фигурки предков.
-Когти и клыки также символизируют силу животного. Перья также используются для подражания птице при взлете, когтем можно "выскребать" болезнь из человека (лучше всего подходит лапа барсука). Иногда перо также используется за место венчика для очищения чего либо, им как бы "выметают" весь негатив.

10) Венчик. Традиционный якутский венчик сделан из черного или белого конского волоса. По якутской традици именно по конскому волосу поднимаются духи предков из нижнего мира. Сам по себе конский волос неприкосновенный для злых духов, по этому им лучше всего совершать очищение. Особенно хорошо использовать такой венчик при целительстве.

11) Бубен и варган. Оба этих инструмента считаются Большим и Малым конями шамана. То есть то, на чем шаман совершает путишествие в другие миры. На счет использования варгана и бубна необходимо поговорить отдельно.

12) Маска. В шаманизме маска используется для вхождение в то или иное состояние. Например маска медведя для вхождение в состояние медведя, маска гнева, для вхождение в состояние гнева и тд. Также иногда (но очень редко) маску надевают чтобы обмануть духов. Обещать им многое для достижения цели, а потом сжеч маску. Когда духи придут за обещанным, они не узнают шамана без маски. в некоторых традициях маску используют за место шапки, но очень редко.

13) Мешочки и шкатулки. Шкатулка или сумка в которой хранятся шаманские принадлежности сама по себе является духом-помощником. Различные мешочки и поясные сумки могли служить для совершенно разных целей. Мешочек для гадательных костей, сумки для сбора трав, мешочек для хранения трав или табака и тд. При этом сами по себе они являлись предметами силы и покрывались различными узорами, обычно для защиты того, что в них находится.
(C)Сигурд 2009

Компания ООО ХСН из Чебоксар зарекомендовала себя как лидера России в производстве охотничьей одежды и аксессуаров . В дополнении к моделям одежды, которые пользуются спросом на протяжении последних десятилетий у охотников и рыбаков, компания создала линию охотничьей одежды премиум класса ШАМАН (SHAMAN). Применение передовых камуфлированных тканей и маскирующих технологий позволят быть полностью незаметным на охоте . Качественные мембранные ткани применяемые в костюмах SHAMAN позволяют применять одежду ХСН от ШАМАН в любых условиях. Наш интернет-магазин сайт является официальным дилером на поставку одежды охотника SHAMAN-ХСН. Мы несем все гарантийные обязательства и рады услышать любой отзыв по одежде ШАМАН от ХСН!

Мы предлагаем послойную технологию охотничьей одежды от SHAMAN.

Каждый слой имеет свое назначение, первый слой - легкое термобелье которое отводит влагу, второй слой - флисовый для дополнительного утепления, третий слой - костюм зимний или демисезонный, в случае охоты в экстремально низкие температуры используется четвертый слой - комбинезон. Подробно одежду ШАМАН каждого слоя можно посмотреть в нашем каталоге. Вы можете собрать послойный комплект охотничьей одежды для любой охоты , от охоты на волка на номерах, до охоты на гуся из засидки. Компания ХСН в рамках бренда SHAMAN разработала и серию рюкзаков премиум класса . Рюкзаки выполнены в аналогичны цветовых решениях и отлично сочетаются с костюмами ШАМАН. Тоже самое можно сказать и про шапки из флиса и перчатки охотничьей экипировки шаман.

Основным конкурентом охотничьей экипировки премиум класса SHAMAN является молодая компания Sitka Gear. Сравнения охотничьей одежды премиального класса говорят о большом сходстве, у брендов очень много общего, это и мембраны по типу SHIELD-TEX, антибактериальные системы и пропитки, технологии сохранения тепла ну и, конечно же, применение натурального гусиного пуха при производстве зимних теплых охотничьих костюмов С итка и Шаман . Основными отличиями является узнаваемость бренда и конечно недорогая цена российских костюмов от ШАМАН.

Шаманы в течение своей жизни могли пройти несколько ступеней посвящения, т. е. как бы публично доказать свои неординарные способности. Чем более высокое посвящение, тем большие требования предъявлялись шаману. Человек мог так же оставаться непосвященным, но совершающим определенные шаманские действия. «Если первые опыты камлания оказываются удачными и одобряются сородичами, то данный человек становится общепризнанным преемником шамана. Если же попытки камлания оканчиваются неудачей, то родовая община продолжает поиски нового шамана». По данным М. Н. Хангалова и Б. Э. Петри, шаманы ограничивались одним - двумя посвящениями. Схема, разработанная ими, выглядит примерно так:

«Стадии посвящения: Шаман получает:

I деревянную конную трость
II бубен с колотушкой, шаманскую корону
III железные конные трости, полное облачение
IV деревянные человеческие трости
V железные человеческие трости» 4 .

В то же время существовало и 9 посвящений. Шаман, совершенствуя свое мастерство, увеличивая свою шаманскую силу, получал предметы культа, в том числе шаманскую одежду, поэтапно в течение 9-20 лет жизни во время специальных обрядов посвящения.
Существовала категория шаманов, не имеющих костюма. Они сосуществовали с шаманами, которые его имели, но при определенных ситуациях не надевали. Прокофьева Е. Д. предполагала, «...что шаманский костюм с момента возникновения был принадлежностью шаманов с определенными функциями - камлание в «верхний мир», помещаемый на небе (на ярусах неба)» 5 . Предметы шаманской принадлежности - очень важный компонент в структуре шаманизма, связанный не только с религиозной идеологией и обрядовой системой, но и с материальной культурой и искусством. К шаманским атрибутам относятся: костюм, корона и шапка, трости, бубен и колотушка, зеркало (толи), музыкальный инструмент, онгоны и некоторые другие предметы.
Шаманские костюмы как материализованное выражение религиозных воззрений представляют огромную ценность. «Консерватизм шаманизма, пожалуй, более всего сказывается в этом структурном элементе, многие его детали, способы изготовления и обряды освящения дошли до нас во всей своей первозданности» 6 , - отмечал Михайлов Т. М. Покрой их незначительно отличался от покроя обычной одежды, традиционной для данного народа. Украшения костюма - характерные для данной культуры, так, если у эвенков это вышивка бисером, то на комплекте шаманской одежды также есть бисерные украшения.
Костюмы изготавливали из шкур определенных священных животных, птиц. На шаманский костюм нашивались изображения духов-помощников шамана, а также модели предметов, помогающих ему во время камлания. Это были металлические фигурки людей, животных, птиц, змей. Подвешивались различной формы колокольца, металлические пластины, кружки, модели лука, молоточки и др. Изображение сохатого, медведя, собаки, птицы на костюме - это изображение звериного воплощения души шамана. Основная роль духов-помощников, например, во время лечения: отыскивать путь, по которому злые духи тащат душу больного; бороться с ними; освобождать душу; доставлять ее больному; охранять самого шамана в пути.
По мнению амурских шаманов, колокольчики во время его путешествия в загробный мир превращаются в разных птиц, помогающих шаману в этом полете. «Шаман, постепенно повествуя о последующем в пении, спускается в подземелье, летает во все стороны света, делает много превращений, обыкновенно он превращается в птицу или пользуется услугами духа-птицы, т. к. птицы являются символами неба, ветра, свободы, подъема, связи между космосом и душой» 7 . Семантика костюмов говорит о том, с каким миром общался данный шаман. Перья орла, ястреба - «светлых, небесных» птиц, изображение оленя, марала, лося на костюме - знаки общения с духами верхнего мира. Перья филина, совы, т. е. ночных, «темных» птиц; изображение медведя, выдры, т. е. животных, тоже относимых к «темному» миру - свидетельство возможности общения с духами нижнего мира. Шаманский костюм шьется не по личному желанию шамана, а по особому внушению духа, силу которого унаследовал шаман и который является духом-хозяином костюма. Обращаясь к нему, шаман говорит: «Ты становишься дохой, когда я замерзаю, становишься панцирем, когда меня охватывает страх, для оголенного служишь покрывалом, для слабеющего - подмогой» 8 . Затем шаман устраивает пиршество для сородичей. Во время обряда смазывает кровью жертвенного животного подвески на костюме и призывает духов быть к нему благосклонными. Таким же обрядом кормления духов сопровождается обзаведение новыми подвесками, которые кузнец делает по заказу и в присутствии шамана, т. к. дух-хозяин облачения через внушение говорит, какого вида должны быть новые детали костюма, В костюме как бы воплощается представление духов об окружающем мире, их фантазии. Шаман, являясь посредником между духами и людьми, озвучивает это миропонимание. В целом же костюм - это модель окружающего человека пространства, включая небо, землю и подземный мир. У всех народов существует свое представление о вселенной, единым для всех является деление ее на три мира: верхний, средний и нижний, каждый из которых подразделяется на несколько ярусов.
Небо, мировое древо и земля представляют собой три космические зоны, составляющие вселенную. Свой рассказ эвенкийские сказители начинают со слов: «Вот давно-давно появились эти три мира, подобно чутким ушам годовалого оленя» 9 .
Верхний и нижний миры - обиталище духов и по представлениям всех народов добрые духи живут в верхнем мире.
«Тысячи светлых небесных бурханов на своей собралися луне, собрались на прекрасный совет, на своей собралися звезде» 10 , - говорится в бурятском эпосе. В среднем мире живут люди и духи-хозяева. Звери, птицы, так же как человек, наделенные душой, живут рядом с ними. «Наш средний мир расстилался с кумалан, а небо-мать растекалось с донышка берестяного короба, если теперь Среднюю землю-мать хорошо рассмотреть - такой широкой стала земля, что восемь стерхов-птиц, летая вокруг 8 лет, не находили ее края», - так описывается средний мир в эвенкийских героических сказаниях. Нижний мир населен вредоносными духами, а также душами умерших.
Эти миры соединены мировым древом или космической рекой. По вертикали с мировым древом связаны существа, воплощающие космические зоны: на вершине - птицы, у ствола - копытные, иногда человек, у корней змеи, рыбы. По горизонтали мировое древо моделирует пространство, ориентированное по сторонам света, также понятия о различии между правым и левым, жизнью и смертью. Согласно классификации, разработанной Е. Д. Прокофьевой, шаманская одежда народов Сибири разделяется на 4 семантических группы: 1) с символикой зверя-птицы; 2) с изображением скелета и частей птицы-зверя, образа шамана; 3) с изображением космических тел; 4) с изображением оружия, средств передвижения, брони 11 . Обобщив материалы литературы и проанализировав коллекции разных музеев, Т. Ю. Сем использует в семантической классификации костюмов следующие понятия: 1) космическая - с изображением миров вселенной и духами, ее населяющими; 2) анатомическая - с изображением фигуры предка шамана, либо частей скелета; 3) природная - с изображением мирового дерева жизни или мировой реки, мировой горы, а также животных, маркирующих небо, сушу, воду, нижний мир и духов-помощников шамана; 4) защитная - с изображением зеркала толи, предметов 12 вооружения, магической защиты, средств передвижения по мировой реке.
Компоновка и разновидности подвесок на костюмах коллекции ИОКМ соответствуют этой классификации - распределение на три части по вертикали - верхний, средний и нижний миры. Деление по горизонтали - это несколько слоев полос, подвесок, жгутов.
Приобрести костюм могли разным способом, например, у якутов: «Человек, делающийся шаманом, в большинстве случаев приобретает его путем покупки или обмена у другого шамана. Новый же костюм шили его соплеменники, родственники, которые особенно прославились в изготовлении одежды, обуви. Изготовление облачения - дорогостоящий и трудоемкий процесс, например, у алтайцев каждый костюм стоил от 80 до 150 руб. Эта сумма составляла значительную часть всего хозяйства. Весь комплект одежды могли изготовлять несколько лет, в зависимости от благосостояния шамана.
Шаманская атрибутика в ходе истории претерпевала изменения: список вещей увеличивался, менялось сырье, из которого они изготовлялись. На более поздней стадии развития шаманизма влияние на него оказывают буддизм и православие. В пантеоне божеств появляются новые имена, меняется иконография. Но остается основное символическое значение костюма - зверь или птица, и в этом шаманские костюмы очень однообразны.
Шаманы камлали в случае болезни, после смерти человека помогали душе умершего перейти в «нижний мир». Одна из главных функций шамана - испрашивание души ребенка - обряд, проводимый в бездетных семьях. Камлание производилось при испрашивании хорошего урожая, охоты, перед переездом и другими жизненно важными для человека мероприятиями. Для этих целей у шамана есть целый пантеон духов-помощников в виде изображения птиц, зверей, а также антропоморфных духов-охранителей. Такие изображения называются онгоны и считаются вместилищем духов умерших предков. «Онгоны» («чистый», «священный», «первоначальный») - в шаманской мифологии умершие предки и их духи.
Изготовлялись они из дерева, камня, кости, металла, травы, шкур, перьев. Вырезались из ткани, кожи, могли быть нарисованы на ткани и коже. Собственно говоря, это были дома для духов, т. к. духи оказывают людям разного рода помощь за определенные услуги. Кормление духов - один из центральных моментов камлания. Способы кормления самые разнообразные: обмазывали фигурку жидкой пищей, твердую клали рядом, окуривали жиром (жгли его так, чтобы дым окружал онгон) и т. д. Духу полагалось также иметь одежду, ее изображали кусочки ткани, шкурок, которые привешивались к онгону.
Существовали медицинские, охотничьи, скотоводческие и множество других онгонов, посвященных различным духам-покровителям, которые у разных народов имеют свое название. Т. М. Михайлов отмечал, что у бурят-шаманистов существовали различные термины для обозначения богов и духов: бурхан, тэнгри, заян, эжин и др.
У разных народов онгон, изготовленный из шкурки одного вида зверька, может иметь разное значение. Например, онгон хозяину горностая у якутов олицетворял деву-бога, у балаганских бурят изображал «душу» рыболова, у качинских татар был родовым онгоном, тувинцы обращались к нему при лечении ран. Или, например, изображение волка, ежа, овцы встречалось среди «игровых онгонов» у бурят, у тунгусов-это охотничий онгон. Лягушки и жабы-широко распространенные медицинские онгоны у амурских народов, а также у бурят.
«...Культ онгонов населения Сибири мы считаем прямым преемником и наследником прежнего культа тотемов - животных. Онгон - это дух-тотем, который поселился среди людей и содержится людьми, первоначально родовой организацией» 13 , - отмечал Д. К. Зеленин. В этом культе сохраняется древнее представление людей о родстве человека и животного, о наличие в окружающем нас мире добрых и злых духов.
В музее хранятся онгоны самым разным духам, из различных материалов. Например, кузнечные онгоны из металла и нарисованные на ткани, онгоны хозяину и хозяйке огня из глины и дерева. Онгоны пяти благородным или почитаемым зверям - соболю, горностаю, хорьку, белке, зайцу, - изготовленные из шкурок этих зверьков, к которым прикреплены разного цвета полоски ткани, бусины и пуговицы. Фактически каждый онгон имеет свою легенду, узнать которую сейчас очень сложно.
Шаманский костюм, как и онгоны, предмет личностный, в нем отражается представление шамана о душе, о духах-помощниках. Это как бы картина, в которую художник вкладывает свое видение мира. Костюм - это произведение искусства, более того-это воплощение снов, видений человека, показатель его слитности с природой. Костюм индивидуален, как человек. И изучение каждого костюма - это постижение внутреннего мира человека.
В целом же «шаманство отнюдь не многобожие, а пантеизм, это скорее единобожие. В действительности все имена, как их ни много, относятся к общему образу, который и охватывает всю Вселенную, которая представляется то необъятным небом, то принимает конкретные формы - огненного змея, медведя-громовика, то дробится на мелкие образы ужей, сов, летучих мышей и пр. Это включение в одну фигуру всей природы и всей культуры» 14 , - писал Г. Н. Потанин.

Литература:

1 Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири - М.-Л - 1936 г. - С. 1.
2 Кузьмина Л. П. Фольклор эскимосов (По материалам В. Г. Богораза) // Сб. Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки - 1981 г. - С. 205.
3 Басилов В. Н. Избранники духов - М. - 1984 г. - С. 146.
4 Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм. История, структура, социальные функции. - Новосибирск. - 1987 г. - С. 288.
5 Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Сб. МАЭ Т. XXVI - Л. -1971 г. - С 7.
6 Михайлов Т. М. Там же. - С. 107.
7 Мороз Е. Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции Древней Руси // Сб. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. - Л. - 1974 г. - С. 71.
8 Баскаков Н. А. Душа в древних верованиях тюрков Алтая // СЭ. - 1973. - № 5 - С. 108.
9 Эвенкийские героические сказания Всесильный богатырь Дэвэлчэн. - Новосибирск. - 1990 г. - С. 125.
10 Абай Гэсэр Могучий. Бурятский героический эпос - М. - 1995 г. - С. 220-221.
11 Прокофьева. Там же. - С. 25.
12 Сем Т. Ю. Герменевтика сакральных предметов у народов Сибири. - Якутск. - 2001 г. - С. 98.
13 Зеленин Д. К. Там же. - С. 128.
14 Потанин Г. Н. Письма. - Т. 3. - С. 75.

Шаманский костюм. Иркутск: ООО Артиздат, 2004, c. 8–15.

Мне иногда задают вопрос - почему, являясь современным шаманом, ты не имеешь ритуальной шаманской одежды? Ответ прост: в традиции моих сибирских предков облачение для шамана должно быть дано духами, и время, когда настаёт пора шить свой первый наряд, может наступить не так уж и рано, явно не в детстве и даже не в юности. Бабушка Эльга говорила, что свой "рабочий" костюм получила от Высших только годам к сорока, а до этого носила, что придётся. Так же и у меня - я не продолжаю традицию предков ортодоксально, мой путь иной, но тем не менее, уже вижу в будущем день, когда духи дадут добро. Вот и подтверждение исследователей:

"Атрибутами шамана в Сибири являются ритуальный костюм и бубен. Костюм имеет множество подвесок и странных для непосвящённого предметов. Там есть стрелы, вернее, символы стрел, которые могут понадобиться в нижнем мире. На спине нашиты изображения духов-помощников. Костюм украшают изображения оружия, светил и даже костей. Нарисованные, вышитые или сделанные из металла «кости» должны были защитить кости самого шамана. Враги могут поразить изображения костей, а сам шаман не пострадает.

Костюм создавался не по желанию владельца, а по указаниям духов. Обычно проходило немало лет, пока шаман получал разрешение духов изготовить себе полный костюм. Постепенно к прежнему убранству добавлялись новые подвески, новые изображения, указывающие на круг профессиональных возможностей.

Ритуальное одеяние являлось священным предметом индивидуального назначения и пользования, которое изготавливалось только для шамана, уже имеющего бубен. У алтайцев и тувинцев такое облачение в виде куртки называлось манхак, у сагайцев и качинцев хам тон. Изготовление облачения происходило по указанию духов, так же как и изготовление бубна.

Для манхака, как профессионального ритуального облачения шамана, было характерно сложное внешнее оформление. Оно включало в себя множество жгутов, сотни различных подвесок, небольшие куски ткани в виде платков, ленты, ровдужную бахрому, шкурки зверей, птиц и их отдельные части, тряпичные антропоморфные изображения в виде куколок, змей, чудовищ и т.п., иногда - миниатюрные предметы быта. Жгуты изготавливались обычно из самодельной конопляной веревки, обшитой цветным ситцем, разной длины и толщины. Подвески делались преимущественно из железа (кольца, бляшки), но были и медные колокольчики, бубенцы. Все это прикреплялось к короткополой (из овчины или кожи марала), распашной куртке с рукавами так, что самой куртки не было видно. Она служила как бы конструктивной основой для размещения всей массы деталей.

Изготовление костюма шамана было коллективным занятием женщин, в то время как бубен делали только мужчины".