Школьные перемены. И вновь ждем перемен Какие изменения ждут школы в году

Новый министр образования обозначила первоочередные направления своей работы на 2017 год. Они коснутся совершенствования ЕГЭ, поддержки инклюзивного образования, социальной защиты работников образовательной сферы и многих других важных вопросов. И сегодня мы предлагаем детальнее рассмотреть наиболее значимые нововведения из тех, которые уже анонсированы профильным ведомством.

Новый министр образования обозначила первоочередные направления своей работы на 2017 год. Они коснутся совершенствования ЕГЭ , поддержки инклюзивного образования, социальной защиты работников образовательной сферы и многих других важных вопросов. И сегодня мы предлагаем детальнее рассмотреть наиболее значимые нововведения из тех, которые уже анонсированы профильным ведомством.

Прежде всего, отметим, что российское образование в следующем году будет иметь внушительное финансирование. На этом не раз акцентировала внимание в своих интервью Ольга Васильева, поэтому хочется верить, что поддержка действующих программ и введение инноваций будут обеспечены в полной мере.

Дополнительное образование

В 2017 году пристальное внимание планируется уделить дополнительному образованию. Особый упор будет сделан на программы технической и естественнонаучной направленности. Количество детей, занимающихся по этим программам, за 2017-2018 год должно вдвое увеличиться. Ожидается, что до 2020 года к дополнительному образованию удастся привлечь 75% учащихся.

Количество секций и кружков в общеобразовательных учреждениях станет максимально разнообразным. По мнению О. Васильевой, идеальный вариант – наличие не менее пяти бесплатных кружков в каждой школе.

Во многих школах появятся детские хоры. Такие планы были озвучены Министерством культуры РФ, с подачи которого общеобразовательные учреждения смогут официально брать на работу руководителей хора и концертмейстеров. Тем временем на базе педагогических университетов будут проводиться курсы, которые помогут будущим педагогам научиться мотивировать детей к увлечению музыкой.

На базе центов дополнительного образования планируется создание детских технопарков. Это пообещал Д. Медведев в конце ноября 2016 года. Целью создания технопарков является предоставление детям больших возможностей для занятия творчеством, спортом, искусством и музыкой.


Чего ждать от ЕГЭ-2017?

Предыдущий опыт проведения ЕГЭ побудил Минобрнауки прибегнуть к некоторым новшествам, которые могут быть внедрены уже в 2017 году.

Самое неприятное для многих выпускников изменение – это третий обязательный для сдачи предмет. Вероятнее всего им станет история. В Министерстве образования давно говорят, что сегодняшние знания школьников, касающиеся различных исторических событий, оставляют желать лучшего, и логично предположить, что с помощью ЕГЭ можно исправить ситуацию. Иностранный язык, обществознание и физика, хоть и с меньшей долей вероятности, но также рассматриваются в качестве "кандидатов" на появление в списке обязательных экзаменов.

В утешение выпускникам 2017 года можно сказать: есть основания полагать, что на этот раз все обойдется, и идею с тремя обязательными предметами отложат до 2018 года.

Более приятной является новость о том, что участники ЕГЭ-2017 вправе пересдать один из обязательных предметов в дополнительный период, установленный единым расписанием.

Еще одно важное изменение касается появления единой шкалы оценивания. Это означает, что результаты ЕГЭ будут влиять на оценки в аттестате. Например, если сдать госэкзамен по русскому языку на тройку, то в совокупности с годовой пятеркой в аттестат пойдет четверка.

Планируется полностью убрать тестовую составляющую ЕГЭ. Упор будет делаться на творческие задания и опросы.

Кстати, выпускники Крыма все так же могут поступать в крымские ВУЗы на основании среднего бала аттестата и вступительных экзаменов. Хотя ЕГЭ можно сдать по желанию, если крымчанин захочет поступить в один из университетов материковой части РФ.

Новые предметы в школах

С 1 сентября 2017 года вполне вероятно появление новых предметов в школьных расписаниях . Речь может идти об астрономии и нашумевшей дисциплине "Основы религиозных культур и светской этики", которая должна воспитывать уважение к религиям и национальностям (подчеркнем, что этот предмет будет факультативным, а, следовательно, потребуется согласие родителей и школы на его проведение).

Точно известно, что ученики пятых - девятых классов будут изучать новый интересный предмет под названием "Робототехника". Начиная с 2017/2018 учебного года, школы постепенно начнут оснащаться 3D-принтерами, с которыми такие уроки станут еще интереснее.


Инклюзивное образование в 2017 году

Продолжится внедрение нового стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь родители смогут выбирать, в какой школе будет обучаться их особый ребенок: в специализированной или обычной.

При этом все школы должны иметь доступную среду и необходимое обеспечение для детей с ОВЗ, начиная от пандусов и заканчивая специальными учебниками со шрифтом Брайля.

Будут предъявляться и особые требования к учителям. В частности, к обучению детей с ОВЗ будут допускаться только педагоги, умеющие с ними работать.

Психологическая служба

В школах России катастрофически не хватает психологов! С таким заявлением выступила министр образования, и тут же успокоила общественность, пообещав, что в 2017 году эта проблема начнет решаться. В частности, планируется увеличить оплату труда психологам и предоставлять больше бюджетных мест абитуриентам, желающим освоить данную профессию.

Экспертная проверка учебников

До марта 2017 года будет проведена экспертиза всех учебников, которые используются в школах России, на предмет соответствия их содержания научными, педагогическими, общественными и этнокультурными нормами. К этому мероприятию будет привлечена Российская академия наук.

Льготы для медалистов при поступлении в ВУЗ

Не так давно Рособрнадзор допустил возможность возврата льгот для обладателей золотых медалей при зачислении в ВУЗы . Но для этого должен быть разработан механизм объективной оценки учащихся. То есть медаль должна действительно быть свидетельством высокого уровня знаний абитуриента, а не стремления школы заявить о себе, как о "кузнице" медалистов.

Всероссийские проверочные работы

Еще одно интересное нововведение – Всероссийские проверочные работы по пяти не основным предметам для одинадцатиклассников. Пока что такие мероприятия точно будут проводиться в школах Москвы, но не исключено участие учебных заведений других городов. Особо переживать из-за этого не следует, так как пока все будет проводиться в рамках эксперимента, а потому результаты ВПР не отразятся на оценках.

Обучение только в первую смену

Постепенно школы России будут переходить на обучение только в одну смену – с утра до обеда. Эксперты настаивают на том, что обучение во вторую смену – это большая нагрузка на организм ребенка и фактор, из-за которого сбивается режим дня.


Электронные учебники

Не обойдется 2017 год и без технологических инноваций. Речь идет об электронных учебниках , которые появятся во всех школах страны. Их содержание будет соответствовать бумажным аналогам, но с дополнительным мультимедийным сопровождением.

Подведем итоги

Итак, в 2017 году участникам образовательного процесса нужно подготовиться к таким нововведениям, как:

  • Всестороннее развитие дополнительного образования;
  • Изменения в ЕГЭ: возможен третий обязательный предмет, отказ от тестовых заданий, результаты экзамена будут влиять на оценки в аттестате;
  • Появятся новые предметы в школьной программе;
  • Будет проведена экспертиза всех учебников;
  • Дети с ОВЗ смогут обучаться в обычных школах;
  • Улучшатся условия труда для школьных психологов.

В рамках Послания президента Федеральному собранию В. Путин говорил о необходимости сохранения глубины и фундаментальности образования. Грядущий год обещает во многом соответствовать этим словам.

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

2018-й: пять изменений в системе российского образования

  • 62736
  • 05.01.2018

Конечно, в начавшемся году изменений в системе российского образования будет немало, но пять уже анонсированы министерством образования и науки. О них мы и напомним.

1. Появятся шахматы в школе

Высока вероятность того, что в 2018 году изучение основ шахматной игры станет обязательным для учеников начальной школы, а ученики средней и старшей школы будут играть в шахматы в рамках дополнительного образования.

«Что касается обязательного введения [шахмат - прим. ред]. Мы планируем в ближайшие два года, начиная со следующего года, с 1 по 4 класс - один час в неделю». Ольга Васильева, 10 октября 2017 года.

2. Изменится экспертиза учебников

В феврале 2018 года Минобрнауки планирует обнародовать документ, описывающий новую процедуру экспертизы школьных учебников.

«Необходимо настроить механизм государственно-профессионально-общественной экспертизы, что позволит добиться оптимального баланса разумного многообразия и реализации государственных требований, требований государственного стандарта. Я думаю, мы в ближайшее время придем к взвешенным решениям - и список учебников резко сократится, а их содержание станет более соответствовать современным и классическим представлениям о мире, науке и России». Ольга Васильева. 16 июня 2017 года.

3. Активно будут готовиться специалисты для работы с детьми с ОВЗ

Всех будущих учителей познакомят с основами дефектологии. Педагогов-дефектологов будут готовить не только к работе в системе образования, но и в здравоохранении, социальной сфере. Дефектологов для работы с малышами-аутистами, детьми с комплексными нарушениями обучат по особым программам. Кроме того, появятся программы подготовки и переподготовки тьюторов, ассистентов для детей с ОВЗ.

4. В системе СПО все выпускники будут сдавать демонстрационный экзамен

Выпускники колледжей и техникумов с 2018 года помимо дипломной работы и теоретического экзамена будут сдавать демонстрационный экзамен, ориентированный на решение практических задач. Во время этого испытания учащиеся должны будут решать практические задачи, которые будут смоделированы на основе реальных производственных условий.

«Сейчас мы хотим сделать демонстрационный экзамен частью выпускного экзамена. Хотим нормативно это закрепить». Ольга Васильева. 15 ноября 2017 года.

5. Студенты педвузов получат право вести кружки и секции для школьников

Президент России Владимир Путин поручил внести изменения в законодательство РФ, благодаря которым студенты смогут вести образовательные кружки в школах. Необходимые изменения в профстандарт педагога дополнительного образования сейчас вносятся, и есть надежда, что уже с 1 сентября 2018 года студенты, начиная с третьего курса, смогут быть руководителями кружков и секций.

Комментарии (47)

    МЕНЯ ПУГАЮТ ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ВНАЧАЛЕ ИСПРАВЬТЕ ВСЁ, ЧТО ИСПОРТИЛИ!

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 9 лет

    Род деятельности : Учитель в

    Регион проживания : Башкортостан, Россия

    "список учебников резко сократится, а их содержание станет более соответствовать современным и классическим представлениям о мире, науке и России». Ольга Васильева. 16 июня 2017 года".
    Вроде министр образования! Как будто про ее суждения написано
    Ах, вижу я: кому судьбою
    Волненья жизни суждены,
    Тот стой один перед грозою,
    Не призывай к себе жены.
    В одну телегу впрячь не можно
    Коня и трепетную лань.
    Забылся я неосторожно:
    Теперь плачу безумствам дань...
    Определенно Ольге Юрьевне придется платить безумствам своим в образовании дань
    Потому как не может одновременно соответствовать содержание учебников и классическим и современным представлениям о мире
    Современная картина мира создана с одной стороны на основе классической и стало быть с ней сходна с другой стороны помимо классической в современной картине присутствуют элементы неклассической и постнеклассической картин, переплетающихся и занимающих разные уровни, в соответствии со степенью познания тех или иных областей. Без учета неклассической и постнеклассической картин современная картина будет ущербна и неполна

    Новая картина мира только формируется, она еще должна обрести универсальный язык, адекватный Природе. И. Тамм говорил, что наша первейшая задача – научиться слушать природу, чтобы понять ее язык. Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и одновременно проста. Ее сложность состоит в том, что она может поставить в тупик человека, привыкшего мыслить классическими представлениями с их наглядной интерпретацией явлений и процессов, происходящих в природе. С такой точки зрения современные представления о мире выглядят в какой-то мере ”безумными”. Но, тем не менее, современное естествознание показывает, что в природе реализуется все, что не запрещено ее законами, каким бы безумным и невероятным это ни казалось. В то же время современная картина мира достаточна проста и стройна, поскольку для ее понимания требуется не так много принципов и гипотез. Эти качества ей придают такие ведущие принципы построения и организации современного научного знания, как системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация и историчность.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 3 года

    Род деятельности : Преподаватель в

    Регион проживания : Москва, Россия

    Эти "изменения" реально ничего не решают.
    "Пар в свисток"

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 12 лет

    Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания : Смоленская область, Россия

    По поводу шахмат, вероятно, министр общалась с ректором нашего университета))))
    У нас уже 18 лет как студенты педагогического факультета обязательно изучают шахматы (как часть предмета физическое воспитание). И бесполезно доказывать, что для каждой игры нужны определенные способности.
    По поводу остальных новшеств лучше промолчу. Как говорится - благими намерениями......
    Столько "хорошего " в образование внедряют, а становится почему то все хуже.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 2 года

    Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания : Республика Крым, Россия

    • Дело не только в способностях. Славно на бумаге, да забыли про овраги. Введение шахмат в массовом порядке - это БОЛЬШАЯ МАХРОВАЯ ПРОФАНАЦИЯ. Знаю на практике. В тех школах, что ввели, дети просто играют. И даже дело не в том, что, как правило, не все. Играют как в крестики-нолики, без анализа игры, без решения задач.
      А что, кто-то тренеров пришлёт? Кто-то будет учитывать систему рейтингов? Кто-то устроит рейтинговые соревнования? Кто-то задачники напишет? НЕ СМЕШИТЕ.
      Потому что никто ни не будет вводить школу шахматной игры, быть может без пары-тройки исключений на всю страну. Все. Считать, что от этого дети "разовьются" может только очень-очень далекий от школы человек.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Иное

      Регион проживания : Новосибирская область, Россия

      А почему "шахматы"?
      "Шахматы на флоте - это вторая по интеллекту игра после перетягивания каната"...
      А куда ушли ранее введенный теннис?
      А где Дзюдо?

      И, надеюсь, "вводить" будут после мартовских выборов?
      А то, кто его знает, какой вид спорта предпочитает Собчак?
      Спортивные танцы у храмов, или литробол?
      Проблема.... для МинОБРА.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 12 лет

      Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания : Смоленская область, Россия

      Наплодили в школу якобы психологов, способных только тестировать, теперь наплодим полуграмотных шахматных тренеров, или привлечём худо-бедно играющих пенсионеров. А, может, учителей младших классов обяжем научиться? Чтобы что-то купить, нужны деньги, а чтобы чему-то учить, нужны учителя. Час в неделю- смешно. Любой профессиональный тренер такому "раз в неделю" посмеётся. Да и у родителей новая забота, кроме уроков ещё и в шахматы играть- как без домашних посиделок за час в неделю разобраться? Ещё один репетитор-сосед? Нет, такие вещи только на факультатив для желающих, а вот как заинтересовать, чтобы детям хотелось играть, пойти на факультатив, другое дело. Но что творится! Есть ли наверху профессионалы от педагогики (Манилова вспомнила)? Что-то страшно стало совсем за образование.

      Статус в сообществе : Конфиденциально

      На сайте : 1 год

      Род деятельности : Конфиденциально

      Регион проживания : Конфиденциально

      Вопрос очень не простой, например, одни классические знания утратили свои позиции навсегда, так как появились новые инструменты, с другой стороны принципы по ряду направлений сохраняются, но их целесообразно перенести на новый уровень представления. Например, в геометрии пора перейти от классического решения задач и доказательств на уровень векторно-матричного исчисления, расширить программу путем создания структуры в виде дерева, где должна появиться новая ветвь - четырехугольники. Оказывается можно решать задачи, используя принцип достаточности условий решения задания, если условие выполняется, то переходить к решению, например, определить все параметры четырехугольника по 4 сторонам и одному из углов, это для четырехугольника, у которого нет равных и параллельных сторон. Ученик должен найти все углы, биссектрисы, медианы и высоты, а также любые отрезки на сторонах, заданные отношением, например: 3:2. Дать координаты любой точки лежащей внутри фигуры, если она, например, является центром тяжести при различных условиях, таких, когда внутри имеются пустотелые окружности радиусом n. Чтобы в 21 веке работать с 3D печатью из любого материала надо знать геометрию на подобном уровне. А по прогнозам это будет одной из самых востребованных технологий, речь идет о производстве любых деталей по месту требования, будут передаваться только технологии, а производство необходимо перенести максимально близко к потребителю. Это устойчивый тренд развития современного производства. Часто необходимо разрабатывать условия на месте с учетом данных заказа по изготовлению уникальных и сложных деталей. Основная работа ляжет на плечи техников, вот где будет необходим высокий уровень знаний. В настоящий момент нужны серьезные изменения математической подготовки на уровне подготовки в колледжах, а еще лучше в старших классов школы.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 2 года

      Род деятельности : Иное

      Регион проживания : Московская область, Россия

      С шахматами все не так просто, сегодня дети прекрасно их осваивают в кружках с 7 - летнего возраста, но программы, которые сегодня используются претерпели сильное изменение со времен советской школы. Хожу на занятия с сыном, но сам учился совершенно по другой программе. Сегодня упор сделан на миттельшпиль, а раньше изучали эндшпиль, и только потом шли дальше. В итоге наблюдаешь позиции, когда не хватает простейшей техники оценки позиций в типовых окончаниях. Все это на определенном этапе становится тормозом в развитии шахматиста. Россия обладает самой сильной шахматной школой в мире, поэтому подобные метаморфозы вызывают удивление. Почему шахматная федерация не обращает на это нужного внимания. Считаю, что важно привлечь чемпионов мира разных лет при разработке программы по шахматам, если их будут преподавать в школе. Оценка позиции в шахматной партии должна приучать к глубокому анализу, который будет полезен любой творческой личности.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 2 года

      Род деятельности : Иное

      Регион проживания : Московская область, Россия

      • Виктор, на "Считаю, что важно привлечь чемпионов мира разных лет при разработке программы по шахматам, если их будут преподавать в школе. Оценка позиции в шахматной партии должна приучать к глубокому анализу, который будет полезен любой творческой личности."

        Пример Каспарова показывает, что шахматы не имеют ничего общего с "глубоким анализом, который будет полезен любой творческой личности". Шахматы учат только азам логического мышления, не более. А когда кто-то застревает на азах, его развитие останавливается. Например, концентрация на таблице умножения и знание её в расширенном варианте, для чисел от 1 до 100, а не от 1 до 10, не даёт ничего полезного для развития, а лишь вредит ему. Не случайно Резерфорд не принимал на работу в свою лабораторию любителей шахмат - как неспособных к творческому мышлению.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

        Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

        Ваш пример с Резерфордом не показателен, приведу контрпримеры, Королеву астрологи говорили нельзя делать операцию в выбранный им период, тот все же не послушал, он умер на операционном столе при проведении стандартной операции. Ошибаются все, Ленин тоже был противником шахмат, его мнение почти совпадает с вашим. Итог, Ленин, как политик, построил государство на коммунистических идеях методами жесточайшего подавления прав личности, его декларация передачи земли тем, кто ее обрабатывает так и не была реализована за 74 года власти компартии, даже спустя столетие мы не реализовали это на практике. В тоже время Ленин как философ сделал величайшие открытия в теории познания. Карл Маркс оказался самым большим знатоком математики, он создал труд по математике, который не имеет аналогов, за последние пять лет жизни он прочитал все математические первоисточники в Европе(остальной мир отдыхал) на разных языках, систематизировал их и издал работу, которая даст 100 очков вперед абсолютному большинству учебников по математике в высшей школе. Но весь мир читал только его труды по марксизму, который привел нас в тупик. Человеку свойственно ошибаться. Не так давно читал о школьнике, который учился с сыном в одной школе на год раньше, в 7 классе он выиграл чемпионат района по шахматам среди молодежи, спустя два года в 9 классе стал призером на международном физико-математическом конкурсе.

        Шахматы развивают усидчивость и дают практику поиска новых решений. Давайте посмотрим на школьную программу по математике на уровне 9 класса, там все еще царят треугольники, хотя не добавляя никаких новых знаний можно перейти к теории многоугольников, т.е. решать задачи творческого плана по геометрии уровня 26 задачи из ОГЭ(математика) по шаблону. Кто из педагогов высшей или средней школы дал подобное решение? М.Арест написал по моей просьбе (сын учится в 9 классе) для 26 задачи(математика) использование сократовского метода с параметрами, т.е. любой желающий может создавать задачи и решать их. Кроме того, если использовать теорию многоугольников, то можно решать любую задачу методом от обратного. Зная величины сторон можно получить любые параметры многоугольника, получив формулы связей биссектрисы, медианы или высоты, остается только подставить значения сторон в формулы. А что делают наши школьные педагоги, которых за сто лет после революции 1917 выпустили в России, они просто дуют в уши информацию, которая написана в школьном учебнике. Кто развивает из них элементарные знания - НИКТО! Преподаватели высшей школы - опять НИКТО! Посмотрите на бывшего преподавателя высшей школы - нашего премьер министра сколько ляпов допустил уважаемый человек, которые отсидел срок в президентском кресле. А о многих его ляпах не знает общественность, но знают профессионалы, обслуживающие крупный бизнес. Главная ошибка президента - это отсутствие появления новых креативных людей в его команде с опытом работы на производстве, а еще лучше с опытом работы в наукоемком производстве. Я не пишу о преступниках из числа министров, но такие личности как Мутко, Чубайс являются серьезным тормозом в развитии страны. Вся страна не понимает в чем же ценность этих незаменимых людей?

        Знакомишься в общении с работами зарубежных университетов технического профиля и сравниваешь работы студентов из-за рубежа и преподавателей бауманки и мифи(ведущих инженерных вузов страны) и видишь, что работы отечественных преподавателей проигрывают работам иностранных студентов, все это приводит к снижению оценки уровня отечественного образования.

        Ляпы в учебно-методических пособиях продолжаются. ОГЭ-2018 Физика 30 тренировочных вариантов. Вариант 11 вопрос 6. Ответ: 23, Но 3-ий вариант ответа: "Начальная координата тела 2 меньше нуля." А прямая графика 2 выходит из начала координат. Подобная чушь написана и в 19 вопросе 11 варианта, там утверждается, что ток идет от минуса к плюсу. Интересно кто-нибудь отвечает за качество подобных пособий в очень маленькой стране России(создается впечатление, что нет людей для проверки - уж очень маленькая страна). Устранение контроля качества учебных пособий разрушает образование. Здесь работает метод управленцев экономии на всем даже в ущерб делу. Поэтому этот принцип приводит к взрывам ГРЭС(Саяно-Шушенская - там экономили на обслуживании и ремонте). Дилетантизм в управлении возведен в ранг государственной политики. В управлении сегодня лидируют услужливые дилетанты, а упрямых профессионалов, которые пытаются отстаивать истину выставляют вон, это реальный факт на моей последней работе. Директора завода уволили и на его место назначили нового - юриста, который ничего не понимает в технологии производства. Главное, что новый директор согласился отдать миллиарды предприятия вышестоящей организации за назначение на новую должность.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 2 года

        Род деятельности : Иное

        Регион проживания : Московская область, Россия

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

        Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

        А жаль, что Монахова не интересуют проблемы изучения физики. Как раз в конце об этом подробно написано. Вот это самое страшное, потому и развиваемся через пень-колоду. Если человека, который позиционирует себя, как педагога близкого к вершине пирамиды по изучению физики в стране не интересуют проблемы физики. А остальным еще меньше надо, министерству не досуг, а тем кто внизу неохота. Всем все по барабану. О каком подъеме образования можно говорить?

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 2 года

        Род деятельности : Иное

        Регион проживания : Московская область, Россия

        "Дальше не стал читать."
        А зря не читаете дальше. Узнали бы, что если бы играли в шахматы, то не было бы пренебрежения к физике, и потому не взорвалась бы Саяно-Шушенская ГЭС.
        А почему бы помимо шахмат не учить в обязательном порядке играть в нарды и калах?
        Вот уж точно, обогнали бы весь мир в развитии новых технологий.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 10 лет

        Род деятельности : —

        Регион проживания : Москва, Россия

        Да, Александр, уж точно, обогнали бы весь мир в развитии новых технологий.

        Говорил, ломая руки, краснобай и баламут
        Про бессилие науки перед тайною Бермуд.
        Все мозги разбил на части, все извилины заплел,
        И канатчиковы власти колят нам второй укол.

        Владимир Высоцкий: Письмо в Редакцию

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

        Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

        Как правильно заметил господин Горячев, что если пойти от шахмат к развитию технологий, то очень многое было бы по другому. Для этого надо читать историю развития искусственного интеллекта, например, о создании программы "Пионер" многократным советским чемпионом мира по шахматам доктором технических наук Михаилом Моисеевичем Ботвинником, который создал программу "Пионер", которая начиналась как электронный шахматный мастер.
        М. Ботвинник и его программа "Пионер" для планирования и управления экономикой.
        http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=64:3469
        Данная программа позволяла управлять экономикой СССР, чтобы исключить распад страны. После отказа чиновников Госплана от ее применения, на ней была рассчитана дата распада СССР. Прогноз сбылся с невероятной точностью. Рекомендую почитать, чтобы восполнить данный пробел значения шахмат в истории развития искусственного интеллекта. А то пока вижу, что народ начитан, мягко говоря, слабо. Господин Монахов считает некоторые вещи, которые физика объяснить не может лженаукой, но это его личное мнение и не больше. Не надо судить о том, если не понимаешь внутренних механизмов происходящих событий.

        "для квантовой частицы нельзя одновременно точно определить значения ее координат и импульса и не имеет смысла говорить о движении частицы по определенной траектории, можно определить только вероятность нахождения частицы в данной точке в данный момент времени, которая связана с волновой функцией"
        Подобная информация говорит о том, что физика не дает ответ на все вопросы.

        Если господин Монахов не верит в бога, против преподавания религии в школе, то это не значит, что все не верят в бога. Например, можно прочитать: лауреат Нобелевской премии по физике 1954 г. «Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».
        И он не один - их более 50 нобелевских лауреатов, верящих в бога. Надо полагать, они не самые глупые на этой планете. Это достаточно просто найти в интернете.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 2 года

        Род деятельности : Иное

        Регион проживания : Московская область, Россия

        Не вижу ничего плохого в предлагаемых изменениях.
        1. Шахматы в 1-4 классе - это полезно и интересно. Развивает основы логического мышления, дисциплинирует. Вот в более старшем возрасте это уже на любителя. Впрочем, возможно, в 1 классе это рано, а в 4 классе уже слишком много.
        2. Новая процедура экспертизы школьных учебников - всё зависит от того, как сделают. Как известно, благими намерениями...
        3. "Активно будут готовиться специалисты для работы с детьми с ОВЗ" - ну, для начала неплохо бы обычных учителей хорошо готовить. И дать им возможность нормально работать. И восстановить и коррекционные группы, и школы здоровья, и т.п. Зачем их разрушали? А так - конечно, планов громадьё.
        4. "В системе СПО все выпускники будут сдавать демонстрационный экзамен" - это, в принципе, правильно. Но вот оборудование в техникумах современное? Или времён сталинской индустриализации? И демонстрировать будут, как в анекдоте, "с помощью ломика и какой-то матери"?
        5. "Студенты педвузов получат право вести кружки и секции для школьников" - это без вопросов правильно.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 9 лет

        Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

        Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

        • Вот студенты, да и не только, ведущие кружки и секции в школе - здорово, но и шахматы также на факультативной основе приживутся, а как обязательный предмет- сомнительно и не нужно, как я думаю. Вот шахматных кружков в школах практически нет, так с этого(кружков) и надо начать, посмотреть на отдачу, временные затраты для освоения, да и методики для обучения всех и быстро не существует,а если у ребёнка не будет продвижения (час в неделю!), то будет это обучение очередной для него мукой.

Ожидаемый учебный год принесет много нового, как для учеников, так и для учителей. Разработка нововведений касается сразу нескольких направлений:
– Образовательный процесс.
– Организационный момент.
– Оценочный или итоговый аспект по результатам.

О внесении изменений говорилось еще в 2016 году, но становится начальной точкой реальных изменений и первой ступенью преобразования.

Главные направления изменений

Одним из главных критериев является единое образовательное пространство. Министерство рассматривает постепенный выход школьных учреждений из муниципального контроля. Такая возможность позволить выстроить единый стандарт, при котором дети, по определенным причинам сменяющие школу, будут быстрее адаптироваться, а не анализировать материал на предмет его раннего изучения или ознакомления по прежнему месту обучения.

Школьная программа в 2017 году предполагает такие изменения:
– Новые образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями. Внедряется процедура инклюзивного образования, которое позволит таким ребятам посещать обычные школы и получат образование наравне со своими сверстниками. В школах проведены дополнительные работы по установке пандусов и закуплены специальные учебники для слабо видящих.
– Аттестация младших классов коснется четвероклашек. По окончании года, им придётся писать обязательные проверочные работы. В этом году уже проводились пилотажные работы, и они дали свои положительные результаты.
– Обязательным основанием для выпускника к получению им аттестата требование положительной сдачи не только обязательных уроков, но и тех, которые были самостоятельно выпускником выбраны.
– При сдаче ЕГЭ тестовая часть по всем предметам будет исключена. Будет продолжена работа по апробации устной части, при сдаче русского языка. К числу обязательных часов к 2020 году планируется введение английского языка.
– Отдельным блоком выделено оценивание детей по результатам сдачи норм ГТО. Те, кто успешно выполнить все нормы, гарантируется отличная оценка по физической культуре.
– Новшества касаются и преподавательского состава в части их компетенции. Рособнадзор инициировал и внедрил такие исследование, на начальном этапе, будут анализироваться учителя русского языка и литературы, математики.

Цели и задачи нововведений

Работа по новым стандартам обосновывалась министром образования и затрагивалась на различных информационных ресурсах (Rg.ru ). Изменения в школьной программе планировались и дискутировались на протяжении последних лет неоднократно. Такие диспуты и внедрения имеют свои ориентиры и мотивы, они направлены на:
– Равенство единых возможностей для детей вне зависимости от состояния их здоровья.
– Устойчивые воспитательные принципы, позволяющие воспитать поколение творчески мыслящих людей, всесторонне грамотных. Индивидуальная траектория системы обучения позволит определять детей как самостоятельную личность, определяя приоритетные стороны каждого ребенка с раннего возраста.
– Усиление роли учителя в жизни учеников не только как преподавателя, но и наставника.

Новые предметы

В предстоящем учебном периоде вводятся новые предметы в школе, продиктованные веяниями современных технологий, аналитическим исследованиям и рядом факторов образовательной системы. В числе таких учебных предметных часов выделяются:
– Робототехника. Станет известным уроком для учеников 5-9 классов Чтобы процесс для ребят стал увлекательным и познавательным многие школы решают одну из важных материальных задач – покупку 3Д принтеров. Необходимость этого предмета продиктована новшествами современности.
– В рамках ОБЖ готовится курс психологии, который будет входить в обязательные часы и разрабатываться по программам.
– Дополнится учебный процесс и еще одних «хорошо забытым старым» предметом – астрономия. Выпущены два учебника – классический и современный. Авторы и соавторы изданий по данной дисциплине отмечают необходимость расширения детского кругозора и масштабного мышления.
– Основы кибербезопасности входит в текстовом формате. Рекомендации по разработке базового материала проводилась с непосредственным участием специалистов Министерства образования и науки, размещалось на официальном сайте (минобрнауки.рф ).
– В предстоящем году впервые в расписании появятся уроки по финансовой грамотности. Они включают в себя различные аспекты, затрагивающие построение семейных бюджетов, общие понятия финансовых дисциплин и стратегий, возможностей помочь молодому поколению проводить анализы финансового состояния.

Упрощая задачу детям и родителям, какие учебники могут быть нужны, внедряются электронные приложения и учебные онлайн ресурсы. Структура и содержание электронных учебников аналогична печатным изданиям, но содержит мультимедийные элементы.

Начало учебного года ознаменуется интересными событиями для детей, родителей и учителей. Трансформация любой отрасли государства вызвана, прежде всего, требованиями времени. Поэтому совершенствование – это путь к прогрессу, а значит не стоит бояться изменений, их лучше постигать и осваивать!

С наступлением нового 2016 года вступили в силу изменения и в системе школьного образования, это и инклюзивное обучение, и учеба в одну смену, и увеличение экзаменов по итогам года. Что еще нового будет в учебном году 2016-2017? Чего ожидать школьникам и учителям? Каковы перспективы российского образования?

1. Программа по переводу российских школьников на односменное обучение

Чтобы воплотить эту программу в жизнь, предусмотрено не только строительство новых школ, но и реализация целой системы мероприятий, в том числе возврат школьных зданий, которые были в 1990-х - начале 2000-х годов переданы из системы образования, а также расширение существующих школьных зданий.

В этом году уже разработанные типовые проекты будут проработаны в регионах и «привязаны» к конкретной территории с учетом климатических, сейсмических и других особенностей. При этом регионы самостоятельно будут определять нормативную стоимость. Немаловажно, что в течение года будет продолжена программа строительства школьных спортзалов.

Ожидается появление в России «электронной школы». Это даст возможность нормально учиться детям из отдаленных районов, школьникам с особенностями развития, одаренным ученикам, а также детям, живущим за пределами России. Благодаря «электронной школе» можно будет освоить, например, отдельный учебный предмет или полную программу с 1 по 11 классы, сдать соответствующие экзамены и получить аттестат.

2. Новый стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья

Этот стандарт уже действует с 1 января 2016 года. Он учитывает разные группы особенных учеников - глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Переход на эти условия должен совершаться плавно, с учетом материальной готовности школы: наличия пандусов, специальных досок, книг со шрифтом Брайля, компьютеров со специальной клавиатурой и т.д.. Кроме того, должна быть решена проблема кадров и методик обучения.

3. Увеличение числа экзаменов после 9 класса

Девятиклассникам с 2016 года придется сдавать обязательные русский язык и математику, а также два предмета из списка по выбору: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранный язык, информатика.

В этом году из заданий ЕГЭ исключена тестовая часть еще по четырем предметам: истории, обществознанию, географии и информатике.

С 2016 года стали обязательными для учащихся начальной школы Всероссийские контрольные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.
С начала нового учебного года шестиклассники перейдут на обучение по новым стандартам. Важный момент: они будут изучать отечественную историю по новым учебникам, в основе которых лежит историко-культурный стандарт.

Особое внимание в новых условиях уделяется поддержке талантливых детей. Учитель может составить индивидуальный учебный план для одаренного ученика и разрешить ему не сидеть ежедневно на всех уроках.

4. Появление электронных учебников и уроков робототехники

С 2016 года во всех школах появятся электронные учебники. Их структура и содержание соответствуют печатным версиям, но, кроме этого, в них содержат мультимедийные элементы. Для работы по электронным учебникам учителя должны пройти соответствующую переподготовку.

В 2016-2017 учебном году частью школьной программы станут уроки робототехники. Занятия будут проводиться с 5 по 9 класс в рамках уроков технологии. А в 2017 году школьную программу пополнит и работа с 3D-принтерами.

5. Урокам физкультуры и нормам ГТО - особое внимание

Одно из нововведений в школьной жизни: сдача элементов ГТО соответствует оценке по физкультуре. То есть результаты выполнения тестов комплекса ГТО могут быть приравнены к результатам освоения отдельных разделов физкультуры путем включения в них элементов комплекса. Выполнение нормативов на золотой, серебряный и бронзовый знаки физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» по новым стандартам могут соответствовать оценке «отлично» в школьном предмете. Однако невыполнение нормативов не может являться основанием для выставления неудовлетворительной оценки по физкультуре.

6. Проверка уровня преподавания русского языка, литературы, математики

Пятиклассники переходят на новые стандарты

© ИТАР-ТАСС/Валерий Матыцин

В России сфера образования регулируется соответствующим законом , который вступил в силу в 2012 году. С учетом документа разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), представляющие собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования. Первый образовательный стандарт для школ появился только в 2004 году, он касался сразу всех классов - с 1-го по 11-й. Позже было решено разработать стандарты нового поколения - для каждого уровня образования.

С 2011 года на новый ФГОС перешла начальная школа (1-4 классы). В 2015 году вступает в силу стандарт для 5-9 классов . С 1 сентября на него перейдут все пятиклассники. Таким образом, в новом учебном году в штатном режиме по ФГОС будут обучаться 56% российских школьников - это все учащиеся 1-5 классов. Постепенно на новые стандарты переведут всех школьников, включая старшеклассников (10-11 классы), для которых ФГОС начнет действовать с 2020 года.

Новые ФГОС определяют не содержание образования, а требования к структуре программы, условиям обучения и результатам. Так, в документе впервые прописаны требования к учебным пособиям, квалификации учителей, информационно-образовательной среде в школе и т. д. При разработке новых стандартов сохранено прежнее количество бесплатных часов для всех уровней образования, от 1-го до 11-го класса. Кроме этого, новый стандарт вводит дополнительное количество бесплатных часов внеурочной деятельности. Также новые стандарты дают возможность школе самостоятельно определять содержание образования, учителям предоставляется большая творческая самостоятельность.

"Сейчас важно, чтобы каждая школа с учетом своих особенностей и традиций разработала собственную образовательную программу на основе рекомендованной", - заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Очень важно на региональном уровне обеспечить сбалансированный подход, который, с одной стороны, обеспечил бы единство образовательного пространства и выполнение всех федеральных требований, а с другой стороны, сохранял вариативность и свободу творчества

По словам министра, на поддержку учителей-новаторов и создателей авторских программ обучения будут предоставлены специальные субсидии на инновационную деятельность.

Отличия старых и новых ФГОС

  • Раньше оценить успехи ребенка в школе можно было, только ориентируясь на оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
  • Поменялось представление о роли учителя. Если раньше она сводилась лишь к объяснению материала и последующей проверке знаний, то теперь учитель - активное действующее лицо в жизни класса. Он стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка и мотивирует школьников к самостоятельности.
  • Одним из нововведений стал принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
  • Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах.
  • На смену лабораторным работам прежней учебной программы пришли индивидуальные проекты, где каждый ученик может проявить себя.
  • Новые стандарты вводят профильный принцип образования. Для старшеклассников определены пять профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественно-научный, гуманитарный и универсальный.
  • Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору.

Примерные программы

Завершается разработка программы образования для 10-11 классов

Примерные основные образовательные программы (ПООП) формируются с учетом Федеральных образовательных стандартов. На основе этих программ школы создают свои собственные учебные программы.

Важно, чтобы ни у кого не было разночтений по поводу того, что ребенок должен знать на каждом этапе обучения в школе - Дмитрий Ливанов, глава Минобрнауки

В декабре 2015 года Минобрнауки планирует завершить работу над примерной основной образовательной программой среднего общего образования (10-11 класс).

В настоящее время уже действуют ПООП начального общего (1-4 классы) и основного общего (5-9 классы) образования. Сейчас школы используют их как методическое пособие при разработке своих образовательных программ.

Концепции образования

Начинается работа над тремя новыми концепциями


© ИТАР-ТАСС/Артем Геодакян

Помимо примерных образовательных программ, которые в первую очередь являются инструментом для учителей, в России также существуют образовательные концепции, адресованные авторам учебников и управленцам в образовательной сфере. В этих документах заложены подходы к перспективам развития той или иной предметной области. По своей сути концепция - это взгляд в будущее, они помогают Минобрнауки актуализировать содержание школьных уроков с учетом развития промышленности, экономики и многого другого.

Любая школа - это место, где ученики и учителя ведут совместную работу. Эту работу нельзя стандартизировать. Свою задачу мы видим в том, чтобы создать некую общую рамку, обеспечить методологическое и педагогическое преподавание этих предметов, высокое качество учебников, которые в школы попадают, и высокий уровень подготовки учителей - Дмитрий Ливанов, глава Минобрнауки

Разработкой и утверждением документа занимаются общероссийские общественные организации. Обычно на разработку концепций требуется примерно год. После утверждения документа профессиональным сообществом корректируются учебные программы, изменяются учебные планы школ.

В России уже реализуются концепция развития математического образования и концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Последняя включает историко-культурный стандарт, который лег в основу новой линейки учебников по истории. Концепция математического образования во многом способствовала разделению ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни.

В настоящее время общероссийской Ассоциацией учителей литературы и русского языка разработан проект концепции школьного филологического образования, которая определит подходы к изучению русского языка и литературы в современной школе, в том числе с учетом основных положений историко-культурного стандарта. Концепцию планируется рассмотреть и утвердить до конца 2015 года. С 2016-2017 учебного года эта концепция будет использоваться в школах, рассчитывает глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.

В этом году начнется работа еще над тремя образовательными концепциями, которые затронут школьный курс технологии, географии и иностранных языков. В дальнейшем в рамках федеральной целевой программы "Развитие образования на 2016-2020 годы" будут созданы концепции и по другим предметным областям.

На проектом работали Тамара Казарина и Кристина Сулима