Связь между мамой и ребенком сильнее любых других связей. Отношения между матерью и ребенком Взаимодействие ребенка с мамой помогают

Мы только отчасти можем вести себя в этой области так, как хотим или считаем правильным.

Или так, как написано в книжках.

Или так, как ведут себя другие - хорошие - мамы.

То, как мы относимся к нашему ребенку, определяется многими факторами.

Например, нашим детским опытом. Тем, как вела себя с нами наша мама, пока мы были совсем крошечными.

Или тем, на кого похож ребенок.

Или тем, чего мы от ребенка ждем.

Или тем, как мы за него тревожимся и боимся.

Материалы данного подраздела - о разных типах отношения матери к ребенку и о том, как это сказывается на них обоих и на дальнейшей жизни.


br /> Болезненная привязанность к матери
Статья о том почему может возникнуть у ребенка болезненная привязанность к матери, как можно предотвратить возникновение избыточной привязанности, что делать если такая проблема все же возникла

О материнском раздражении
Почему мы часто раздражаемся на любимых детей? Как неосознаваемые ожидания от ребенка и родительские амбиции связаны с раздражением

Уникальная любовь к своему ребенку
Каждый ребенок - уникальный, особенный, а значит, любить его можно только по-своему. Не обязательно больше или меньше, просто иначе, чем его брата или сестру. Почему это происходит и нужно ли стыдиться «асимметрии» собственных чувств?

Материнство в современной семье
Современная психология считает, что первый и главный человек, стоящий у истоков развития личности ребенка - это мать. Поэтому любая психологическая помощь, которая оказывается ребенку, имеющему проблемы в психическом развитии, обязательно включает работу не только с ребенком, но и с матерью. В культурных традициях роль матери также всегда признавалась основополагающей, однако, в отличии от науки и психологической практики, культура занималась не исправлением того, что уже не очень хорошо получилось, а направляла свои усилия на то, чтобы сделать мать такой, какой она должна быть для “правильного” воспитания ребенка. Все действия матери и ее переживания строго регламентировались еще с беременности, и тем более после рождения ребенка. Однако, беременность, рождение и воспитание ребенка - это уже активное выполнение матерью своих сложных и ответственных функций. Как же возникает готовность матери к этому?

Время признать: меня раздражает мой ребенок.
Ещё полтора года назад мои отношения с семилетней Кирой не ладились. Она постоянно капризничала, орала, ныла и вечно была всем недовольна. Я же постоянно на неё срывалась. К тому же, когда Кире было шесть, родилась маленькая Лида, и стало совсем туго: ревность разрывала старшую на части и она стала невыносима. Однажды она демонстративно написала на диван в гостиной, потому что я, уставшая, отказалась играть с ней и уснула. Нам было непросто и настало время признать: меня постоянно раздражает мой ребёнок.

Между близкими людьми часто возникает симбиотическая связь. Всем известно, что ребенок и мама связаны через пуповину, что можно хорошо просмотреть благодаря УЗИ. Когда ребенок покидает тело мамы, пуповину обрезают, но связь остается. Только теперь она становится энергетической, и ее нельзя рассмотреть физически. Однако незримая - не значит слабая. Что такое симбиотическая связь матери и ребенка и как от нее избавиться, обсудим далее.

Определение

Симбиотическая связь - это желание одного из партнеров в отношениях или обоих сразу, что встречается реже, иметь единое эмоциональное и смысловое пространство. Как это проявляется? Симбиотическая связь, говоря проще, - это стремление всегда быть рядом, получать одни эмоции на двоих.

Признаки

Симбиотическая связь матери с малышом обладает такими признаками:


Начало

Мама для ребенка в период беременности становится и пищеварением, и почками, она обеспечивает его полезными веществами, кислородом, разделяет на двоих кровоснабжение, эндокринную и нервную системы, а также иммунитет. Уже на этой стадии начинает выстраиваться психологический и эмоциональный контакт матери с малышом. После родов ребенок хоть и находится отдельно, но не может существовать без мамы.

Формирование первичной связи

Первичная симбиотическая связь матери и ребенка возникает в первые два часа жизни малыша. Тепло материнских рук поддерживает оптимальную температуру тела, а молоко помогает восстановить взаимодействие, разрушенное обрезанием пуповины, через него ребенок чувствует себя под защитой. В период кормления мама и малыш налаживают друг с другом контакт, и ребенок способен рассмотреть ее лучше, так как глаза его лучше видят на расстоянии примерно 25 см от объекта, именно такое расстояние между грудью и глазами мамы. В этот период маме важно говорить с детенышем, гладить его, так он будет чувствовать себя спокойно. Прикосновение пальцев к коже малыша помогает ему дышать - на коже младенца много нервных окончаний, и прикосновения стимулируют дыхание.

Вторичная

Возникает в первые сутки жизни грудничка. В это время и он, и мама выстраивают все необходимые контакты друг с другом, поэтому очень важно не разлучать их. Специалисты настаивают, что ребенка нужно брать на руки и укладывать с собой в одну постель, а не в отдельную кроватку, как это было принято раньше. Малыш лучше спит, если чувствует дыхание мамы и ее тепло.

Третичная

Начинает формироваться сразу, как только малыша и маму отправили в домашние стены. При этом важно понимать, что как бы ни хотелось перебросить ребенка на домашних - он целиком нуждается в маме. Формируется такая связь в течение 9 месяцев. Столько времени требуется, чтобы и мама, и малыш смогли привыкнуть к созданным условиям существования.

Отрицательные стороны для матери и ребенка

Связь матери и ребенка - прекрасное явление, но вот что случается, когда она слишком сильная. Отрицательные стороны для матери:

  • Общение с ребенком не вызывает чувства удовольствия.
  • Мама живет в ожидании очередного эмоционального срыва и тратит большое количество моральных сил.
  • Она накапливает в себе отрицательные эмоции чада и выходит из состояния эмоциональной гармонии.
  • Мать чувствует себя обессиленной.
  • Ребенок перестает понимать ласку и отказывается что-то делать до появления крика в доме.

На событийном уровне это выражается как постоянно растущие аппетиты ребенка, нежелание помогать по дому, считаться с интересами родителей, в такой семье все вертится вокруг его интересов.

Чем плоха симбиотическая связь матери и ребенка для самого ребенка:


Влияние на здоровье детей

Ребенок, который не сумел отделиться от мамы в младенческом возрасте, сделает две попытки - в раннем детстве и в подростковом периоде. Некоторые дети испытывают трудности во время адаптации в детском саду или школе, в этот период они часто начинают болеть простудными заболеваниями, и не всегда их причиной становится непогода или вирус. Ребенок испытывает тревогу и хочет, чтобы мама осталась с ним рядом, и совершенно неважно, что ценой будет его собственное самочувствие. Именно в желании быть всегда возле мамы кроется психологическая причина постоянного болезненного состояния малыша.

Способы ослабления

Что делать, чтобы отношения между матерью и ребенком стали здоровее? Для начала осознайте, что своими действиями вы наносите ребенку невосполнимый вред, даже если они носят самые добрые намерения. Ребенок, находящийся под влиянием симбиотической связи, не умеет доверять собственным ощущениям, не умеет жить без мамы, становится слабым, несамостоятельным человеком, который всю жизнь будет проживать в постоянной оглядке на ваше мнение, забыв про собственные мечты. Не самая радужная перспектива. Оформите малыша в детский сад, водите его часто на прогулки, на детские праздники, чтобы он научился взаимодействовать с другими детьми, другими взрослыми и окружающей средой.

Обсуждайте с малышом прочитанную книгу или просмотренный мультфильм, задавайте вопросы, которые заставят его обращать внимание на собственные ощущения, например:

  • "Какой момент тебе понравился в этом мультике больше всего?"
  • "Ты помнишь этот эпизод в книжке, он напугал тебя, что ты чувствовал?"

Обсуждайте, как прошел день, что ребенок делал, что кушал, что было самым вкусным, ненавязчиво обращайте его внимание на собственные переживания и ощущения.

Если ребенок не хочет надевать перчатки, потому что ему тепло - не сбивайте его внутренние ощущения собственными.

Настаивайте на том, чтобы какие-то свои дела он делал самостоятельно, например рисовал, и не контролируйте этот процесс. Говорите, что любите своего ребенка и доверяете ему, даже если он что-то будет делать не так, как вам хочется.

Симбиотическая связь возникает не только между мамой и малышом, она формируется также в паре других близких друг другу людей: между сестрами и братьями (особенно это актуально для близнецов), женой и мужем. Нередко она может возникать между близкими друзьями, считающими себя родными.

К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи внутри диады между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью. Препятствием может быть юный (до 18 лет) возраст матерей. В половине случаев зачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной, а ребенок нежеланным не только для будущей матери, ее полового партнера, но и для родственников (13,7% из них пытаются оформить отказ от своего ребенка). Естественно, что социальная и психологическая неподготовленность к осуществлению обязанности матери не позволят женщине создать положительную эмоциональную среду, необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком. Юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом подвергали депривации, их отвергали родители или воспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрически сосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношениям между людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности при обращении с ним, понимания его основных потребностей. Эти матери не способны установить прочные отношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что также затрудняет благополучное развитие детей. Помехой возникновению благоприятных отношений в системе «мать--дитя» может быть неразвившаяся гестационная доминанта, то есть недостаточная готовность и решимостьстать матерью. Нелюбимый или нежеланный ребенок не вызывает к себе положительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития. Отказ матери от кормления грудью или невозможность этого лишает младенца естественной хорошо усвоиваемой пищи, снабжающей всем необходимым для физического развития и укрепления иммунитета. Однако, отсутствие лактации у матери -- нередко признак перенесенных ею тяжелых или неоднократных стрессов, а также того или иного заболевания. Все эти изменения у матери могут индуцировать у ребенка эмоциональные нарушения, усугубляющиеся недостаточным телесным контактом из-за того, что ребенка не прикладывают к груди. По некоторым данным только 5% матерей осведомлены о том, что грудное вскармливание укрепляет психологический контакт в системе «мать--дитя». Много доказательств было приведено в пользу того, что недостаточная эмоциональная и сенсорная стимуляция ребенка раннеговозраста, особенно при отделении от родителей, обязательно вызовет серьезные нарушения в его эмоциональном и, в конечном итоге, в общем психическом развитии. Не отделение от матери, а неправильный уход, не обеспечивающий любовь, внимание и безопасность более вредны для ребенка.

Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3-х лет, далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтует с мужьями, 35% не довольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества. У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети -- после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного.развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или психозом. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно. Полагают, что число таких матерей значительно и колеблется между 26 и 40%. Наиболее частым последствием воспитания матерями со стойким патологически сниженным настроением оказывается нарушение взаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональному реагированию: эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой сепарационной тревожности. Все эти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляются соматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениями сна, пищевого поведения, болевыми симптомами и т. д.

Связь матери и ребенка явилась предметом пристального изучения психологов психоаналитического направления, которые внесли важнейший вклад в изучение младенчества (Р. Спиц, Дж. Данн, Дж. Боулби, М. Эйсворт и др.). Жизненная важность этих связей стала очевидной в период второй мировой войны, когда множество детей уже с младенческого возраста были разлучены со своими матерями и помещены в различные детские приюты и дома ребенка.

Несмотря на нормальное питание и хорошее медицинское обслуживание, которые обеспечивались в этих заведениях, дети в них заболевали какой-то странной болезнью. Они теряли аппетит, жизнерадостность, переставали двигаться, их обычным занятием становилось сосание пальца или манипуляции с гениталиями. При этом взгляд ребенка был бессмысленно устремлен в одну точку, а тело ритмично раскачивалось. Жизнь постепенно угасала, и нередко такие дети умирали, не достигнув года.

Психологи поняли, что все эти симптомы связаны с дефицитом общения со взрослым. Ребенку недостаточно удовлетворять свои органические потребности (есть, пить, спать). Ему необходимо постоянно ощущать близкого взрослого -- видеть его улыбку, слышать его голос, чувствовать его тепло. Именно эти «лекарства» помогали вылечить больных детей.

Выше мы уже отмечали, что при дефиците общения у маленьких детей возникает болезнь, названая «госпитализмом». Наиболее тяжелые формы госпитализма сопровождаются «аналитической депрессией», симптомы которой были описаны выше. Представители психоаналитического направления впервые обратили внимание на тот факт, что при дефиците общения со взрослым психическое развитие ребенка резко замедляется и искажается. Они показали, что общение с матерью не только приносит младенцу массу радостных переживаний, но и является совершенно необходимым условием его физического выживания и психического развития. Однако само общение в рамках этого направления рассматривалось как реализация врожденных инстинктов или либидозных тенденций. Младенец рассматривался как чисто природное, натуральное существо, которое в дальнейшем постепенно социализируется. Связь с матерью обеспечивает ему защиту, безопасность, эмоциональный комфорт и удовлетворение всех его потребностей.

В отличие от этого взгляда, в культурно-исторической концепции младенец рассматривается как «максимально социальное существо», живущее в совершенно уникальной социальной ситуации развития.

Итак, младенец изначально живет в непосредственной общности со взрослым. Но это не означает, что он является пассивным приемником внешних воздействий, исходящих от взрослого. Ребенок с самого начала вполне активно реагирует на мир и на окружающих взрослых.

Многочисленные исследования взаимодействия матери и ребенка выявили специфическую активность ребенка в этой паре. Младенец способен не просто пассивно подчиняться матери, но и активно регулировать свое взаимодействие с ней. Он может привлекать к себе ее внимание, направлять ее взгляд на определенный предмет, управлять ее действиями. Во взаимодействии матери и младенца наблюдается удивительная согласованность и взаимность. Множество исследований свидетельствуют о взаимозависимости между взглядами, вокализациями и мимикой матери и ребенка.

Опыты В. Кондон и Л. Солдер обнаружили способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи взрослых. Причем синхронизация движений младенца возникала только в ответ назвуки осмысленной речи. Ни бессмысленный набор слогов, ни чистый тон или музыкальная фраза не вызывали аналогичных движений младенца. Такие непроизвольные движения, синхронные звукам речи, автор назвал «неуловимым балетом».

Еще одна метафора, характеризующая гармонию взаимодействия матери и младенца, связана с образом вальса. Именно с этим танцем сравнивал В. Штерн ритмичное взаимное приближение и отдаление матери и младенца при их взаимодействии. В основе такого взаимодействия лежит обмен обращениями и чередование ролей: мать и младенец попеременно используют мимику, взгляд и вокализации, ритмично включая свою активность и останавливая ее при обращениях партнера.

Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ребенка составляют важнейший факт психологии младенчества, который свидетельствует о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гармоничному взаимодействию и в общей настроенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца.

Симптоматика, изложенная ниже, связана с самыми ранними отношениями матери и ребенка и свидетельствует о формировании у ребенка ранней нарциссической недостаточности. Что такое нарциссизм и какое поведение матери приводит к его дефициту я писал в статье Недолюбленный ребенок

1. Гиперопекающая (тревожная мать)

Это мать, не дающая ребенку ни времени, ни пространства для формирования собственного желания у ребенка(он не успевает ее захотеть), соответственно, для образования собственного Я. Она «насилует» ребенка своей заботой и вниманием, своей грудью. Это мать, неудовлетворенная своими отношениями с мужем. Семья «мертва», а отношения держатся лишь на ребенке, то есть, муж нужен только для того, чтобы обеспечивать заботу о ребенке. Главная причина таких отношений в том, что такая мать не отделилась или не рассталась в своей душе со своей матерью и ее младенческая привязанность к собственной матери, как клише переносится на ее взаимоотношения со своим ребенком. В психоанализе это называют - непроделанной «работой горя».

Чем дольше в такой семье ребенок будет оставаться маленьким и нуждающимся в матери (то есть в «слитном с ней состоянии»), тем дольше сохраняется такая семья. Желания мужчины в этой семье не удовлетворяются (сексуальные отношения или нарушены, или их совсем нет). Любые влечения ребенка также будут отвергаться, поскольку мать все время «сует» ребенку себя и собственные неудовлетворенные влечения. Такая мать думает не о том какое счастье этот ребенок, а о том как она несчастна из-за того, что боится потерять этого ребенка. Мать олицетворяет для ребенка запрет на любые его влечения. А ее главное бессознательное желание - вернуть его в эмбриональное состояние. Ребенок находится в постоянном перевозбуждении, поскольку мать его беспрерывно возбуждает и «инъецирует» своей собственной тревогой и страхом.

У ребенка не имеется никаких иных возможностей сообщить о том ужасном перевозбуждении, которое он испытывает, кроме психосоматического симптома:

Колики и спазмы в желудке.

Это то возбуждение, с которым ребенок не может справиться. Но появление этих симптомов еще больше подхлестывает тревогу матери (клизмы начинаютставить и т.п.), что ведет к еще более сильному перевозбуждению ребенка.

Упорная бессонница.

Ребенок может всю ночь орать и просится на руки, а может молча лежать сс открытыми глазами. Это значит, что у ребенка нет пока в его психике, в памятиобраза удовлетворяющей его матери, с которым он мог бы остаться, закрывглаза, то есть отпустив реальную мать. Для него сон - означает исчезновениематери и как следствие, его собственную дезинтеграцию. За этим страхомсобственного исчезновения стоит материнский страх: «Я усну, а он в это времяумрет!». Симптомы бессонницы обычно мало беспокоят матерей, но это оченьважный симптом, который в перспективе приводит к формированиюпсихотической структуры личности.

Приступы удушья, учащенного дыхания, которое может переходить в круп.

За этим симптомом также стоит бессознательное желание матери вернуть ребенка во внутриутробное состояние, когда он еще не дышал отдельно отнее, и ее страх, что он умрет, если будет дышать отдельно. Сам симптомговорит об удушающих отношениях, когда воздух может принадлежать толькокому-то одному: «Дышать (жить) нельзя, иначе мама умрет!»

2. Отсутствующая мать, парадоксальная мать (удовлетворяющая невпопад)

О характере отношений таких матерей с ребенком я уже писал в статье «Недолюбленный ребенок». Главное, что отличает эти отношения от вышеописаных, в которых матери слишком много - то что ее слишком мало, а потому представления о ней лишаются смысла или она становится бессмысленной из-за парадоксальных реакций на просьбы ребенка. Иначе говоря, процесс формирования у ребенка внутренних представлений о заботящейся матери здесь тоже сталкивается с серьезными трудностями, выражающимися в следующей симптоматике:

Психотоксические расстройства: анорексия, отказы от груди, от еды.

Происходит это оттого, что ребенок отказывается разрушать бессознательныефантазии матери, внедряемые в его психику. Например, фантазия о том, чтоу нее плохое молоко, которое может отравить ребенка, или фантазия о том,что он может высосать из нее все соки. Если все же ребенок ест молоко вместес сопровождающими его фантазиями, то у него возникает рвота (врачи эточасто объясняют стафилококком). За этими фантазиями стоитбессознательная агрессия матери матери, которые ребенок не может принять ипереварить.Обычно и сама мать находится в среде, где ее тоже не принимаюти отвергают, но у нее при этом пропадает молоко, то есть агрессиянаправляется на ребенка.

Кожные нарушения (нейродермиты, псориазы, аллергические реакции)

Кожа ребенка - это граница между ним и его матерью и, в то же время, этограница между внутренним и внешним. В раннем детстве ощущение ребенкомсвоей кожи, как поверхности отделяющей его от кожи матери и от внешнегомира складывается постепенно, и надежность этого ощущения и самой кожисвязана с материнскими прикосновениями и уходом за ребенком. Мать можетслишком перевозбуждать (это слишком горячо) и теребить ребенка, либо,напротив, ее нежных прикосновений, как и ее самой может быть крайне мало(слишком холодно). Кожные нарушения, поэтому, могут иметь абсолютно противоположное символическое значение: защитная корка отперевозбуждающей и внедряющейся матери, или, напротив, кожныенарушения означают нужду в нежных прикосновениях и тепле материнскоготела, поскольку ребенок чувствует себя без матери, как без кожи.

Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные - конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами - положительными эмоциями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах онтогенеза. Ребенок - существо изначально социальное, совершенно не способное поддерживать собственное существование и в абсолютной степени зависящее от ближайшего взрослого. Необходимость возникновения специфических способов воздействия на взрослого приводит к тому, что в процессе взаимодействия с матерью возникает непосредственное эмоциональное общение матери и ребенка. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать помогает регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения со средой, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.

Мать в свою очередь, является носителем традиционных норм и ценностей, присущих данному обществу и ей самой.

Таким образом, стиль материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери. От ее поведения, от ее отношения к малышу, от того, сколько внимания мать уделяет ребенку, и как сильно он ощущает ее любовь.

1. Мать и дитя: общение до рождения

Мать и дитя начинают свое общение задолго до рождения ребенка.

Однако если поднять это общение на более продвинутый уровень, их взаимопонимание в дальнейшем будет более глубоким.

Гаптономия - это метод, благодаря которому мать и дитя смогут общаться на тактильно-вербальном уровне чуть ли не с первых месяцев жизни ребенка еще в утробе матери.

Первый этап.

Мать и дитя начинают общаться с первого шевеления ребенка. Общение должно проходить в те моменты, когда ребенок бодрствует - по 15-20 минут каждый день. Будущая мать должна находиться дома. В спокойной обстановке, лучше всего, в идеальной тишине. Если с ребенком общается и отец, то сеансы гаптономии лучше проводить с перерывом в несколько часов.

Нужно выбрать характер тактильного или голосового воздействия удобный для родителей: подойдут и легкие похлопывания ладонью, и поглаживания, и перебирания пальцами, и круговые движения, но их нужно сочетать со стихами или песнями, можно и с чтением сказок - главное четкий ритм и интонации. Лучше, если родители не вторят друг другу, а дают понять ребенку, что у каждого есть свои индивидуальные отличия и особенности.

Второй этап.

Мать и дитя общаются на более глубоком уровне. Когда ребенок шевелится, попробуйте воздействовать на него несколько раз подряд, но с небольшими интервалами (до 5 минут). В это время к общению можно подключить и других членов семьи. Но в этот момент вы должны почувствовать, как замирает дитя, пытаясь прислушаться и понять, кто же с ним общается: мать, отец или кто-то другой. Он уже умеет разбираться в этом. Со временем дитя начнет прижиматься к вашей руке, как бы благодаря вас за это общение. мать ребенок гаптономия тактильно-вербальный

Третий этап .

Общаются не только мать и дитя, но и все члены семьи. Если у вас есть старший ребенок, гаптономия поможет ему наладить отношения с младшим братиком или сестричкой. А как общаются с ребенком домашние животные! Ведь они могут видеть те движения ребенка, которые нам видеть не дано. Лучше всего животные общаются при помощи носа.

С 6 по 9 месяц плод уже учится слушать и даже плакать. Сейчас задача матери - услышать его крик внутри себя. У некоторых это получается.

Но только не слушайте с ребенком музыку - это ведет к психологическим расстройствам в будущей жизни. Лучшая музыка для плода - разговор матери, отца, бабушки, брата или сестры, дедушки.

2. Группы материнских функций

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного - специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения, содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей, в первую очередь матери, которые и являются основными “производителями” личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путях “производства” этой модели.

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

1. Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви, обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако, именно ребенка являются одинаковыми для всех культур и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе - то есть развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире - также происходит одинаково, то есть ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

2. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX века образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле психоанализа, культурно-исторического, подходов. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно это относится к направлениям, связанным с развитием личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности. Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры, присущими особенностями материнского поведения.

Вывод. Существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сферы ребенка, которые обеспечили бы соответствие развития ребенка именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери можно назвать видотипичными, а вторую - конкретно-культурными.

3. Психология отношений мать-ребенок

Мать и ребенок очень внимательно наблюдают друг за другом. Кроме того, почти все мамы способны подобрать оптимальные формы общения со своим ребенком, будь то игры, нежность или просто слова, и при этом совсем неважно, в какой стране они живут и какая у них национальность.

Укрепление связи между матерью и ребенком.

По данным психологических исследований, в первые годы жизни ребенок проходит три этапа развития:

Сначала младенец посылает свои «сигналы» (плач, крик, улыбку) тем, кто его окружает.

Примерно на третьем месяце он посылает эти «сигналы» только конкретному человеку (чаше всего матери). Улыбка является важным моментом в психоэмоциональном развитии ребенка. Она укрепляет связь ребенка со взрослыми, призывает их к общению.

Было замечено, что ребенок, воспитывающийся в благополучной семье, начинает улыбаться на несколько недель раньше, чем ребенок, который растет в детском доме.

Однако истинная психоэмоциональная связь возникает примерно на седьмом месяце, когда ребенок стремится к общению со взрослым и начинает скучать, когда его нет рядом. Привязанность ко взрослым возникает у ребенка не только тогда, когда они ухаживают за ним и кормят, но и тогда, когда общаются и проводят с ним много времени.

Все дети (за очень редким исключением) испытывают чувство привязанности к близким людям, например, матери и отцу. То, насколько сильна эта привязанность, в наибольшей степени зависит от поведения матери или другого, близкого ребенку человека.

Материнский инстинкт.

Материнство - это способность женщины выносить, родить и выкормить ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, у женщины есть материнский инстинкт, на его основе формируется материнское поведение.

Материнская любовь.

Женщина должна созреть для того, чтобы стать матерью. Не всегда с первых дней жизни ребенка у матери инстинктивно возникает любовь к нему. Иногда это чувство появляется несколько позже.

Отношение матери и ребенка-подростка.

В подростковый период от матери требуется максимальная тактичность, терпение и уважение к подростку. В этот период подростки постепенно отдаляются от родителей. Изменяется их поведение, у них появляются новые интересы и цели. Подростки часто спорят с родителями, уделяют им меньше внимания, проводят больше времени со сверстниками, проявляют интерес к противоположному полу. Подростки склонны к экспериментам, стремятся испытать новые впечатления, при этом стараются быть похожими на взрослых. Мать должна смириться с тем, что ее ребенок уже вырос. Он все еще нуждается в ней, т.к. подростку нужен внимательный собеседник и друг, а не человек, который его наказывает и контролирует.

Мать имеет право воспитывать своего ребенка, но кроме этого, она несет за него ответственность. Часто эти понятия путаются, поэтому у матери при общении с ребенком возникают дополнительные трудности.

Отношения матери и сына.

Мать - первая женщина в жизни сына. Для раннего детского возраста характерен Эдипов комплекс (он получил свое название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители). Он обозначает группу противоречивых переживаний мальчика по отношению к отцу, в основе которых лежит бессознательное влечение к матери и ревность, а также желание избавиться от отца-соперника. Если роль матери в жизни сына очень велика, то во взрослой жизни он предпочитает девушек, похожих на его мать.

Соблюдение дистанции.

В период взросления сына от матери требуется тактичность - она не должна проявлять по отношению к нему чрезмерную заботливость, однако при этом их отношения должны оставаться теплыми и доверительными. У «маменькиных сынков» часто возникают проблемы в школе и при общении со сверстниками. Мать должна уважительно относиться к девочкам, которых сын приводит домой, и не навязывать ему свое мнение. Чаще всего подросток очень болезненно реагирует на критику в адрес понравившейся ему девушки, чувствует себя оскорбленным и неуверенным в себе.

Отношение матери и дочери.

В жизни девочки мать играет очень важную роль. Согласно психоанализу, маленькая девочка считает мать своей соперницей и ревнует ее к отцу, т.е. у нее проявляется комплекс Электры. Со временем девочка избавляется от этого комплекса путем подавления тяги к отцу и идентификации себя с матерью. Таким образом, в течение длительного времени мать является примером для дочери и самым близким для нее человеком. Девочка-подросток часто боится, что не оправдает маминых надежд и считает себя недостойной ее любви. Только с началом периода полового созревания девочки начинают критически оценивать своих матерей, между ними возникает эмоциональная отчужденность. В этот же период у девочек происходит сексуальная идентификация. Они начинают уделять большое внимание своей внешности.

После преодоления отчужденности мать и дочь могут стать настоящими и очень близкими подругами. Эта дружба помогает матери быть в курсе всех событий, происходящих в жизни дочери, и помочь ей советом в трудной ситуации. В свою очередь дочь перенимает у матери опыт.

Старайтесь не прерывать беседу с дочерью или сыном.

Не запрещайте в тех случаях, когда заранее знаете, что запрет будет нарушен.

Будьте последовательны в воспитании, не изменяйте постоянно запреты. Также не предъявляйте к ребенку завышенные требования. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

Не унижайте ребенка. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.

Слишком строгое воспитание вызывает у ребенка протест и желание всякий раз доказывать свою независимость.

Мать должна дать почувствовать подростку, что доверяет ему, даже тогда, когда не одобряет некоторых его решений или поступков.

Заключение

Связь между матерью и ребенком безусловно важна. Кто как не мама дает нам все самое светлое и необходимое для существования в этом жестоком мире. В нашем докладе мы рассмотрели несколько немаловажных тем, общение до рождения и подростковом возрасте. Таким образом, стиль материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери.

Список литературы:

1. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,1998

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М., Педагогика, 1984

3. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991

4. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер.с фр. Репрод.изд. М., 1988

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986. М., “ЦПП”, 1997

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.

8. Эмоциональное развитие дошкольника. \ Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985

9. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996

10. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований. Психологические аспекты формирования материнской сферы. Рассмотрение основных условий развития эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований. Исследование психологических аспектов формирования материнской сферы. Условия формирования эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Воспитание в утробе матери, внутриутробное взаимодействие "мать-дитя". Уровень сенсорного восприятия плода. Эмоциональный след в формировании личности ребенка. Запись информации на клеточном уровне. Влияние тревожности за ребенка во время беременности.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Роль семьи в воспитании ребенка. Типы семейных взаимоотношений. Привязаность ребенка к матери. Типы характера матерей. Влияние "фактора матери" на ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Типы взаимоотношения в семье. Типы характера матерей.

    научная работа , добавлен 24.02.2007

    Задачи психологического консультирования детей-инвалидов. Совет матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка. Роль социальных педагогов-психологов в психологической помощи матери, имеющей ребенка с ограниченными умственными возможностями.

    реферат , добавлен 05.07.2010

    Особенности развития органов чувств, условных рефлексов ребенка. Роль матери для формирования здоровой психики младенца. Анализ влияния общения между взрослым и ребенком на его физическое и психическое развитие. Изучение познавательной деятельности детей.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2016

    Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Функция матери с эволюционной точки зрения. Содержание и особенности отношений между матерью и младенцем. Проблема установления контактов младенца с отцом. Социально-психологические модели отцовства. Влияние семьи на развитие ребенка в раннем возрасте.

    реферат , добавлен 20.03.2009

    Рождение ребенка с нарушениями развития - сильный травмирующий фактор для всей семьи. Нарушении адаптации к сложившейся ситуации, связанной с рождением больного ребенка: депрессии, невротические и психопатические реакции, искажение родительских установок.

Двое в одном
Все начинается с того, что новая жизнь по законам природы зарождается в организме женщины. Это явление закономерное и в то же время удивительное. Согласитесь, это, по сути, обыкновенное чудо, когда в одном человеке вдруг начинают жить двое.
На период беременности у мамы и ребенка единым для двоих оказывается очень многое: кровообращение, нервная и эндокринная системы, система дыхания, обменные процессы. Организм матери выводит все продукты жизнедеятельности плода, выполняя для него функцию почек и пищеварительного тракта. Через материнский организм ребенок обеспечен кислородом, белками, жирами,углеводами, витаминами, минеральными и всеми другими жизненно важными веществами. У мамы и плода один на двоих общий иммунитет. А какие сильные эмоциональные, психологические и энергетические связи устанавливаются между
мамой и малышом в период беременности!
В таком неразрывном единстве «двое в одном» мама и малыш проводят 9 месяцев .
Вдумайтесь, как это долго! Это 40 недель!! Целых 280 дней!!! Естественно, за это время у мамы и малыша возникает не просто физическое единство, но и привычка быть связанными в одно целое, и огромная потребность в этой неразрывности. Неужели весь этот комплекс взаимосвязей может исчезнуть в один миг, благодаря только тому, что во время родов отрезают связующую маму с малышом пуповину?! Разумеется, нет.

Двое как один
В долгожданный и счастливый момент рождения происходит еще одно обыкновенноечудо, когда связанные до этого воедино мама и малыш разъединяются, и жизнь внутри жизни превращается в отдельную жизнь новорожденного ребенка. Задумывались ли вы, что фраза «малыш родился» отражает не начало жизни малыша как таковой (ведь начало было в утробе), а именно начало его другой жизни, отдельной. Однако, несмотря на это, привязанности, сформировавшиеся за 9 месяцев внутриутробной жизни , заставляют малыша по-прежнему жаждать присутствия мамы, ожидать ее заботы, искать в ней защищенности, требовать, чтобы она его обеспечивала всем жизненно необходимым. Новорожденный хоть и может уже существовать вне организма мамы, но тем не менее без мамы существовать еще не может. Это ощущение и лежит в основе привязанности малыша к матери, которая сохраняется после рождения. А еще не забывайте, что сохраняется эмоциональная близость мамы с новорожденным, их психологическая и энергетическая взаимосвязь. Все это и есть составляющие той самой незримой пуповины. Вот так и получается, что мама и малыш после рождения снова неразделимы. Правда, в новом качестве – двое как один.

Возьмем, к примеру, животных…
Есть такой специальный термин «импринтинг», которым называют процессвзаимосвязи матери и новорожденного в животном мире, а именно то, что самки не расстаются со своими детенышами после родов. И не просто не расстаются, а находятся в тесном (в буквальном смысле этого слова) контакте: прижимают, согревают, вылизывают, «окутывают» собой и почти сразу после родов кормят молоком.
Оказывается, инстинкт подсказывает животным на 100% верное решение. В результате ряда экспериментов над животными ученые обнаружили, что искусственное удаление детеныша от матери очень вредно (даже, можно сказать, пагубно!) влияет на его развитие, в том числе может привести к каким-либо отклонениям в психике.
Напрашивается закономерный вопрос: почему, говоря об импринтинге, упоминают только животных? Причем самых разных животных: обезьян, собак, птиц, львов, лисиц, волков и даже рыб… А что же люди? Почему понятие «импринтинг» не характерно для них? Почему все активно обсуждают проблему освобождения мамы (с помощью искусственного вскармливания и нянь) от необходимости быть рядом с ребенком круглосуточно? Почему для женщин привязанность к ребенку становится обузой, а для самок нет? Может быть, потому что животные действуют инстинктивно, а люди склонны порассуждать: «Это хочу, этого не хочу. Так мне удобно, а так – не удобно».
Животные ближе к природе, и законы природы подталкивают их к импринтингу. Понаблюдайте за своими домашними питомцами. Котами, например. Что вы чувствуете, глядя на кошку с котятами? Разве их образ не вызывает ощущение полной гармонии, без каких-либо дополнительных научных обоснований этого явления? Так может, стоит в этом вопросе просто брать пример с животных?!

Все по науке
Послеродовой период и для мамы, и для младенца называют для обоих периодом биологически обостренной чувствительности восприятия. Это и понятно, ведь во время беременности их биологические ритмы были синхронизированы, созвучны. Мама откликалась на действия ребенка, ребенок – на действия мамы. Момент рождения нарушает привычный ход этих ритмов. И в первую очередь это шок для новорожденного, в результате чего он оказывается в разбалансированном состоянии. Восстановить утраченный баланс помогает присутствие рядом мамы. Именно мама может помочь младенцу преодолеть так называемый «стресс рождения» и вернуть его в состояние гармонии. Ученые сравнивают роль матери в этом процессе с действием магнита, приводящего к упорядочиванию железных стружек, рассыпанных на поверхности.
Многие специалисты, исследовавшие проблему взаимосвязи мамы и младенца, сходятся в том, что можно выделить 3 этапа такой взаимосвязи:
- Первые 2 часа жизни ребенка (первичные узы).
- 24 часа после родов (вторичные узы).
- 9 месяцев после родов (третичные узы).

Первичные узы
Это бесспорно, самый значимый период для новорожденного. Он наиболее благоприятен для полной нейтрализации родового стресса. Что важно на этом этапе?
Во-первых, ощущение материнского тепла, которое помогает поддерживать оптимальную температуру для ребенка. Во-вторых, первое прикосновение друг к другу. Вот почему сразу после рождения нужно положить ребенка на живот матери, дать ему материнскую грудь . При первом кормлении связь, нарушенная обрезанием пуповины, мгновенно восстанавливается. Ребенок, как и в утробе, чувствует колоссальную защиту – на эмоциональном уровне, на психологическом и биологическом, впитывая с материнским молоком, как и через пуповину, все, что ему необходимо для жизни. Я уже не говорю о том, как важно это первое кормление для здоровья матери. Стимулирование во время кормления соска вызывает выработку гормона, активизирующего сокращение матки, что снижает вероятность послеродовых осложнений и ускоряет появление молока. В природе все целесообразно.
В этот период устанавливается первый внешний контакт. Нужно смотреть друг другу в глаза, не забывая только, что новорожденный лучше всего видит на расстоянии 20–25 см, что, кстати, соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Нужно говорить с новорожденным. Доказано, что при звуках материнского голоса ребенок сразу успокаивается. И конечно, на этом этапе важно проявление любви и нежности. Нужно поглаживать, ласкать все тельце ребенка, осторожно касаясь его одними кончиками пальцев. Проявление любви и нежности, кроме удовольствия, приносит малышу неоценимую пользу. В первые минуты после рождения ребенок приспосабливается дышать воздухом, и лаская его кожу, где много нервных окончаний, мы стимулируем процесс дыхания.

Вторичные узы
На этом этапе огромное значение приобретает непосредственная (неразлучная) близость мамы и ребенка. В первые 24 часа у матери и новорожденного происходит установление всех взаимосвязей в новых, пока непривычных для обоих условиях сосуществования.
Раньше говорили: «Не берите ребенка на руки!» Сейчас разрешают: «Берите!» Раньше утверждали: «Ребенок должен спать в отдельной кроватке!» Сейчас твердят: «Пусть ребенок спит с мамой, рядом с ней, чувствуя ее тепло и дыхание».
Именно для того, чтобы обеспечить возможность нахождения мамы и ребенка вместе, в роддомах сейчас организуют палаты матери и ребенка. Новорожденному комфортнее не с чужим человеком, пусть даже и имеющим медицинское образование, а с родным, с мамой.

Третичные узы
На этом этапе самые главные требования для полноценного и гармоничного развития малыша – это покой, защищенность и чувство дома. Поэтому чем меньше будет срок пребывания мамы и ребенка в роддоме, тем лучше. В принципе, сейчас и не стараются держать в роддоме долго, как раньше.
Попав с малышом домой, мамы не должны забывать, что материнство их только начинается. Не нужно считать, что теперь, дома, можно положиться на помощь близких, и меньше времени уделять малышу. Малышу нужна именно МАМА. Незримая пуповина связывает вас сильнее, чем вы думаете.
Этап третичных уз самый долгий. Он длится примерно 9 месяцев. Ровно как и беременность . Совпадение этих двух периодов по продолжительности, конечно, не случайно. Сколько времени существовали мама и ребенок как «два в одном», столько же времени необходимо, чтобы привыкнуть к новым условиям существования – «двое как один».