Трагическая история любовь между по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл). Любовь, всегда любовь

И не читал — в истории ли, в сказке ль, —
Чтоб гладким был путь истинной любви.
В. Шекспир

М. Булгаков считал, что жизнь — это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но любовь... она прежде всего. Булгаков писал героиню своего романа с Елены Сергеевны — любимой женщины, которая была его женой. Вскоре после их знакомства она приняла на свои плечи, быть может, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.

История Мастера и Маргариты — это не одна из линий романа, а самая главная ее тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа.

Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразила обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке...» — так описывает Булгаков возникновение любви у своих героев. Уже эти сравнения предвещают будущий трагизм их любви. Но вначале все было очень спокойно.

Впервые встретившись, они разговаривали так, будто знали друг друга давным-давно. Бурно вспыхнувшая любовь, казалось, должна бы сжигать людей дотла, а у нее оказался домашний и тихий характер. В подвальной квартирке Мастера Маргарита, надев фартук, хозяйничала, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картошку, ели ее перепачканными руками, смеялись. В вазу ставили не отвратительные желтые цветы, а любимые обоими розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, сулила ему славу, стала называть его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и нараспев. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.

Булгаков очень бережно и целомудренно рассказывает о любви своих героев. Ее не убили черные дни, когда роман Мастера был разгромлен. Любовь была с ними и во время тяжелой болезни Мастера. Трагедия началась, когда Мастер исчез на многие месяцы. Маргарита неустанно думала о нем, ни на минуту ее сердце не расставалось с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает разум, и далее начинается дьяволиада, в которой участвует Маргарита. Во всех бесовских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, — это поэма Булгакова во славу своей возлюбленной — Елены Сергеевны. С ней писатель готов был совершить «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада». Материал с сайта

Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской команды в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в награду. Влюбленные будут наслаждаться беззвучием, к ним будут приходить те, кого они любят... Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его беспокойная память стала потухать», — так завершается история этой трагической любви.

И хотя в последних словах — печаль смерти, но есть и обещание бессмертия и вечной жизни. Оно сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их создателю, суждена долгая жизнь. Многие поколения будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное — лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви — это традиция всей русской литературы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое сочинение любви мастера и маргариты
  • трагичная любовь мастера и маргариты
  • история любви мастера и маргариты краткое содержание
  • как закончилась любовь мастера и маргариты
  • сочинение на тему трагичная история любви Мастера и Маргариты

Мы привыкли видеть В. Маяковского как главного певца революции, человека очень прямолинейного и даже дерзкого, однако и в его творчестве есть место для пронзительных и душевных стихотворений о любви.
Любовь в лирике Маяковского всегда трагична, потому что поэт по своей натуре умел мгновенно влюбляться и отнюдь не на короткий срок. Однако ему не везло в подобных делах: отношения заканчивались всегда разрывом, а последняя любовь и вовсе привела к самоубийству.
Маяковский не знал меры в выражении своих чувств, он был максималистом во всем. Несмотря на внешнюю грубость и циничность, он был человеком глубоко переживающим. Безусловно, все свои душевные страдания он отражал в стихотворениях.
Главной музой всей его жизни была Лиля Брик. Ей посвящено большинство произведений, начиная от небольших стихотворений и заканчивая поэмами. Думаю, самым известным обращением к этой женщине есть стихотворение «Лиличка!» или «Вместо письма». В нем Маяковский говорит о своей любви к ней, которая «тяжкая гиря ведь – висит на тебе, куда ни бежала б». Лирический герой понимает, что уже все закончилось, у нее не осталось к нему никаких чувств, однако напоследок перед расставанием он практически выкрикивает, как же она ему дорога:
«… а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа…»
Он размышляет о том, что, возможно, останется лишь воспоминанием в ее голове. Он боится того, что она забудет о его чувствах, о том, как он ее возвысил над миром и «короновал». Лирический герой понимает, что причинил любимой много боли и говорит о том, что она сотрет из памяти даже все страдания:
«…Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег…»
Молодой человек осознает, что больше ее не сможет вернуть. И в последних строчках стихотворения он уже смирился и просит лишь об одном:
«… Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг».
Также Лиля Брик стала музой для поэта во время написания поэмы «Люблю». В ней Маяковский, настрадавшийся от невзаимности и эмансипированности девушки, практически выкладывает переде ней на стол всю душу. Поэму состоит из одиннадцати глав, которые рассказывают о жизни поэта с самого детства, показывая и нам, и, конечно же, «Лиличке», почему у поэта сложился именно такой характер. Мы узнаем, что ему уже в подростковом возрасте нужны были чувства, но не те сладкие и приторные, как у всех остальных, а настоящие, сильные и чистые; когда существуют только лишь два человека, а остальное не имеет значение. Поэт вспоминает, как изменилась его жизнь после того, как в нее, словно вихрь. Ворвалась Лиля Брик. Он говорит о ней так:
«…Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть –
как девочка с мячиком…»
Мы видим, что между влюбленными постоянно происходили ссоры, однако поэт говорит, что каждый раз он возвращался к ней, как к себе домой, туда, где осталось его сердце. И в конце стихотворения Маяковский с присущим ему пафосом утверждает:
«… Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемляя торжественно стих строкоперстый,
клянусь –
люблю
неизменно и верно».
Третье произведение, которое хотелось бы проанализировать, посвящено Марии Денисовой, первой девушке, «заставившей» Маяковского писать стихи о любви. Поэма «Облако в штанах» повествует нам историю о том, как влюбленный несколько часов ждет свою девушку, а она приходит только для того, чтобы сказать, что выходит замуж за другого, более обеспеченного человека. Эта любовь в жизни поэта была первым сильным чувством, поэтому «Облако в штанах» больше похоже на крик, полный отчаяния. Он был настолько поражен этой болью, что запечатлел ее в таких строчках:
«… Мама!
Ваш сын прекрасно болен.
Мама!
У него пожар сердца…»
Любовная лирика Маяковского представлена небольшим количеством стихотворений, однако каждое из них показывает вывернутую наизнанку душу поэта. Его стихотворения о любви полны самых разных эмоций от радости и счастья до печали, отчаяния и боли. Но Маяковский знал, что его любовь не знает полутонов, его любовь – это чаша, наполненная до краев и не каплей меньше, и об этом он пишет в последнем стихотворении «Неоконченное»: «… надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие».


Наверное, нет ни одного писателя, который обошел бы в своем творчестве вниманием такую вечную тему, как любовь. И неудивительно: ведь это - самое светлое и сильное чувство, которое может испытать человек. Однако для каждого из нас слово «любовь» означает что-то очень личное: для одних взаимное счастье, для других - страдание и неразделенное чувство, для третьих - жертву. Точно так же и в литературе: в произведениях разных авторов это чувство изображено по-разному в соответствии с их эмоциональным миром. Какова же любовь в романе «Мастер и Маргарита»? Взаимность? Страдание? Жертва? Как и все остальные аспекты романа, она не однозначна и, скорее, сочетает в себе все эти черты.

Если читать роман невнимательно, то создается впечатление, что любовь в нем стоит далеко не на первом месте. Ведь с Мастером читатель знакомится уже ближе к середине книги, в тринадцатой главе, и тогда же впервые заходит речь о его чувстве.

А Маргариту читатель узнает сначала только по рассказам сумасшедшего, и создается впечатление, что она и любовь к ней - всего лишь плод его больного воображения. Тем более что он даже не называет ее имени.

Правда, в девятнадцатой главе, когда половина романа уже прочитана, мы все же знакомимся с женщиной, о которой Мастер рассказывал Иванушке Бездомному в больнице, и убеждаемся, что она действительно существует. Правда, ей посвящена не такая уж и большая часть романа, а ее любимому - Мастеру - и того меньше. Вместе же читатель видит их только в конце книги. Таким образом, кажется, что Булгаков уделил влюбленным не так уж много внимания.

Это именно так, если оценивать произведение с точки зрения математики.

С другой же стороны, немаловажно, что по данному поводу думает сам автор? Узнать его мнение просто - надо только прочитать еще раз название романа: «Мастер и Маргарита». Уже только это ставит историю двух влюбленных на первое место. Возникает вопрос: почему главные герои - это именно они, а не Воланд со своей свитой, о которых написано гораздо больше? Почему именно их чувство дало название роману?

Вероятно, потому, что любовь, описанная Булгаковым, как бы выделила Мастера и Маргариту из ряда прочих персонажей, возвысила их над ними до такой степени, что даже высшие силы заинтересовались людьми, способными на такое сильное чувство. Ведь и Воланд, который, по замыслу автора, появился в Москве только для того, чтобы наказывать тех, кто этого заслуживает, помог влюбленным соединиться и наградил каждого из них по заслугам.

Что же такого особенного в этой любви? Она особенна вся - от начала и до конца. О первой встрече и о мгновенно вспыхнувшем чувстве Мастер говорит: «Так поражает молния, так поражает финский нож!» Его это чувство изменило, заставило как бы проснуться. Ведь раньше он не испытывал ничего подобного, хотя даже был женат. Булгаков противопоставляет Маргариту жене Мастера: он никак не может припомнить имени своей супруги, даже щелкая пальцами и вспоминая незначительные детали вроде полосатого платья. Маргариту же он не может забыть, даже сойдя с ума, будучи в психиатрической больнице.

Сама Маргарита другого мнения об их любви: они «любили друг друга давным-давно, не зная друг друга, не видя», - говорит она. Означает ли это, что героиня предвидела судьбоносную встречу? Скорее всего, Маргарита не была счастлива с мужем и придумала для себя идеальную любовь. Вероятно, именно поэтому она и заметила на улице Мастера, который отвечал ее представлениям о романтическом идеале.

Так или иначе, влюбленные были уверены, что их «столкнула сама судьба», и стали неразлучны. Однако отношение героев друг к другу и к чувству было разным: Мастер каждый день с самого утра ждал любимую, замирая при каждом стуке калитки, она же «шалила» - играла с ним, задерживаясь у окна, не заходя сразу в комнаты. К тому же, в отличие от одинокого писателя, у Маргариты был муж, хороший человек, которого она не хотела бросать. Кто из них любил сильнее? Тогда еще Мастер. Маргарита же испытывала, скорее, романтическую влюбленность, которую подогревала страсть.

Тем не менее, она взяла на себя груз заботы об одиноком человеке: готовила ему обеды, вытирала пыль со старых книг, шила шапочку, а главное - одним своим присутствием поддерживала Мастера, а также помогала в работе, став первой читательницей романа. Возможно, это последнее обстоятельство и послужило причиной зарождения настоящей любви. Маргарита впервые почувствовала себя по-настоящему нужной - не мужу, который был хорошим человеком, но с которым ей было скучно, а Мастеру. Именно поэтому она не оставила его, когда роман отвергли издатели и осмеяли критики. Ведь как раз тогда она стала ему еще нужнее.

В трудное для Мастера время Маргарита была уже не той романтической влюбленной женщиной, которую писатель встретил, гуляя по Москве. Она уже любила всей душой, внутренне чувствуя состояние дорогого ей человека и переживая за него. Простая влюбленность в такой обстановке просуществовала бы недолго; Маргарита именно сейчас впервые задумалась о том, чтобы оставить мужа и переехать к Мастеру насовсем. Она прибежала к нему ночью почувствовав, что любимому плохо, и голыми руками вынимала из огня листы сожженного им романа.

Возникает вопрос: может быть, героине был дорог роман, а не его создатель? Возможно, она любила не человека, а писателя? Недаром она сказала Воланду после бала: «Вся моя жизнь в этом романе».

Однако книга Мастера - это не предмет любви для Маргариты, а, скорее, ее символ. Любит же она самого Мастера. Ведь именно после его исчезновения она чувствует себя такой несчастной, именно его ищет и ждет. Ради него же Маргарита совершает грехопадение, заключив сделку с сатаной. Именно это и становится той жертвой, которую она в итоге принесла ради любви.

Но в самом деле, так ли уж велика была жертва? Ведь Маргарита всего лишь присутствовала на балу у Воланда, не делая ничего плохого даже став молодой и красивой ведьмой. Была ли это, вообще, жертва?

Несомненно. Чтобы вернуть любимого, Маргарита испытала и стыд, принимая гостей сатаны обнаженной, и боль оттого, что ее колено и руку целовали тысячи грешников, осужденных на вечные муки, и страх, когда при ней убили барона Майгеля и предложили выпить его крови. Даже простое согласие выслушать Азазелло у Кремлевской стены было жертвой: ведь Маргарита уже не была той легкомысленной скучающей женщиной, которая познакомилась с Мастером полгода назад. Эта новая Маргарита, несчастная, любящая и страдающая, не хотела даже разговаривать с любым мужчиной, будь то уличный нахал, которым она представила Азазелло, или богатый иностранец. Ни деньги, ни приключения уже не интересовали ее.

Таким образом, Маргарита в любви испытала счастье, а потом прошла через страдание и принесла жертву. Но что же Мастер? Было ли в его жизни то же самое?

Он был счастлив только из-за того, что встретил Маргариту, и наслаждался каждым мгновением, проведенным вместе с ней. Он страдал оттого, что заставил ее страдать. И даже жертва его была принесена не столько во имя любви, сколько ради любимой: Мастер исчез из ее жизни, увидев, что не приносит ей ничего, кроме горя. Он даже готов был отказаться от мечты о том, что когда-нибудь, выйдя из клиники здоровым, снова встретит любимую. Он не писал Маргарите, не давал о себе знать. Почему? Не было ли это жестокостью по отношению к любящей его женщине? Было, однако еще большее страдание причинило бы ей ожидание, а также знание о том, что ее любимый - сумасшедший. Он искренне надеялся ради ее же блага, что Маргарита забудет его.

Чья жертва была более значительной? Трудно сказать: ведь каждый лишился того, что было для него очень важно. Маргарита отказалась от своего доброго имени, от мужа, обеспеченной и комфортной жизни - и все это ради любви. Она готова была умереть, когда по собственному легкомыслию попросила у Воланда в награду не счастья для себя, а прощения для незнакомой женщины, совершившей преступление. Мастер же отказался от самой любви ради счастья Маргариты.

По воле автора влюбленные все же оказались вместе. Почему же он все-таки «отпустил» их из Москвы, подарив взамен другую жизнь? Может быть, потому, что такой любви не место среди обычных людей, в том обществе, которое описывал Булгаков. Ведь даже сами влюбленные не сразу поверили, что все их несчастья позади. Тем более, в их любовь не поверили бы окружающие. Ведь общество не способно принять Мастера или Маргариту такими, какими они стали к концу этой истории. Мастер - душевнобольной, писатель, написавший книгу на запрещенную тему. Маргарита - аморальная женщина, бросившая мужа ради любовника. Только они сами способны были принять друг друга такими. С другой стороны, эта невероятная любовь и жертвы, принесенные Мастером и Маргаритой, возвысили их надо всем миром, сделали их недоступными для понимания остальными людьми. Именно для того, чтобы защитить эту невероятную любовь от людей, не способных ее понять и принять, Воланд и подарил им другую жизнь, в которой они смогут быть вдвоем всегда.

Невероятные факты

Верите ли вы в настоящую любовь? А в любовь с первого взгляда? А верите ли вы в то, что любовь может длиться вечно? Вероятно, ниже представленные истории любви помогут вам укрепить вашу веру в это чувство или же возобновить веру в него. Это самые известные истории любви, они бессмертны.


1. Ромео и Джульетта



Это, вероятно, самые известные влюбленные во всем мире. Эта пара стала синонимом самой любви. "Ромео и Джульетта" - это трагедия Уильяма Шекспира. История двух подростков из двух враждующих семей, которые влюбляются друг в друга с первого взгляда, затем женятся, а позднее рискуют всем ради своей любви. Готовность отдать свою жизнь за мужа или жену – это признак настоящего чувства. Их преждевременный уход объединил враждующие семьи.

2. Клеопатра и Марк Антоний



Правдивая история любви Марка Антония и Клеопатры является одной из самых запоминающихся и интригующих. История этих двух исторических персонажей была впоследствии воссоздана на страницах произведения Уильяма Шекспира, и экранизирована знаменитыми режиссерами не единожды. Отношения Марка Антония и Клеопатры – это настоящая проверка любви. Они полюбили друг друга с первого взгляда.

Отношения между этими двумя влиятельными людьми поставили Египет в очень выгодное положение. Но их роман крайне возмущал римлян, которые опасались, что в результате него значительно возрастет влияние египтян. Несмотря на все угрозы, Марк Антоний и Клеопатра поженились. Говорят, что находясь в сражении против римлян, Марк получил ложное известие о смерти Клеопатры. Почувствовав себя опустошенным, он совершил акт самоубийства. Когда Клеопатра узнала о смерти Антония, она была в шоке, а затем также совершила самоубийство. Великая любовь требует больших жертв.

3. Ланселот и Гиневра



Трагическая история любви сэра Ланселота и королевы Гиневры, вероятно, является одной из самых известных среди легенд о короле Артуре. Ланселот влюбляется в королеву Гиневру, жену короля Артура. Их любовь росла очень медленно, поскольку Гиневра не подпускала Ланселота близко к себе. В итоге, однако, страсть и любовь одолели ее, и они стали любовниками. Однажды ночью, сэр Агравейн (Sir Agravain) и сэр Модрэд (Sir Modred), племянник короля Артура, находящийся во главе группы из 12 рыцарей, ворвались в комнату королевы, где и застали влюбленных. Застигнутые врасплох, они попытались сбежать, однако, это удалось только Ланселоту. Королева была схвачена и приговорена к смертной казни за супружескую измену. Однако, спустя несколько дней Ланселот вернулся, чтобы спасти любимую. Вся эта печальная история разделила рыцарей Круглого стола на две группы, тем самым королевство Артура значительно ослабло. В итоге, бедный Ланселот закончил свои дни, будучи скромным отшельником, а Гиневра стала монахиней, так и пробыв ею до конца жизни.

4. Тристан и Изольда



Трагическая история любви Тристана и Изольды была многочисленное количество раз пересказана и переписана. Действие происходило в средние века во время правления короля Артура. Изольда была дочерью короля Ирландии, и только обручилась с королем Марком Корнуольским (Mark of Cornwall). Король Марк послал своего племянника Тристана в Ирландию для того, чтобы он сопроводил его невесту Изольду в Корнуолл. Во время путешествия Тристан и Изольда влюбляются друг в друга. Изольда все же выходит замуж за Марка, однако любовная интрига продолжается и после ее брака. Когда Марк, наконец, узнал об измене, он простил Изольду, но Тристана навсегда сослал из Корнуолла.

Тристан отправился в Бретань. Там он встретил Изольду Бретани. Его тянуло к ней, потому что она была похожа на его настоящую любовь. Он женился на ней, но брак не получился подлинным из-за его истинной любви к другой женщине. После того, как он заболел, он послал за своей любимой в надежде, что она приедет и сможет вылечить его. С капитаном корабля посланного им судна был уговор, что если она согласится приехать, то паруса судна по возвращению будут белыми, если нет, то черными. Жена Тристана, увидев белые паруса, сказала ему, что паруса черные. Он умер от горя до того, как его любовь смогла добраться до него, вскоре после этого умерла и Изольда от разрыва сердца.

5. Парис и Елена



Рассказанная в гомеровской Илиаде, история Елены Троянской и Троянской войны является греческой героической легендой, которая является наполовину вымыслом. Елена Троянская считается одной из самых красивых женщин во всей литературе. Она вышла замуж за Менелая, царя Спарты. Парис, сын короля Трои Приама, влюбился в Елену и похитил ее, отвезя в Трою. Греки собрали огромное войско во главе с братом Менелая, Агамемноном, чтобы вернуть Елену обратно. Троя была разрушена, Елена благополучно вернулась в Спарту, где она счастливо на протяжении всей своей жизни жила с Менелаем.

6. Орфей и Эвридика



История Орфея и Эвридики – это древнегреческий миф об отчаянной любви. Орфей очень сильно влюбился и женился на Эвридике, красивой нимфе. Они очень любили друг друга и были счастливыми. Аристей, греческий бог земли и сельского хозяйства, увлекся Эвридикой и активно ее преследовал. Спасаясь от Аристея, Эвридика угодила в гнездо змей, одна из которых смертельно укусила ее за ногу. Обезумевший Орфей играл такую грустную музыку и пел так грустно, что все нимфы и боги плакали. По их совету, он отправился в подземный мир, и его музыка смягчила сердца Аида и Персефоны (он был единственным человеком, осмелившимся на такой шаг), которые согласились на возвращение Эвридики на землю, но при одном условии: по достижении ими земли, Орфей не должен оглядываться и смотреть на нее. Будучи крайне встревоженным, влюбленный не выполнил условия, обернулся, чтобы посмотреть на Эвридику, и она исчезла во второй раз, теперь уже навсегда.

7. Наполеон и Жозефина



Женившись на ней по расчету в возрасте 26 лет, Наполеон четко знал, кого берет себе в жены. Жозефина была старше его, богатой и видной женщиной. Однако, с течением времени, он глубоко полюбил ее, а она его, тем не менее, это не остановило их обоих от измен. Но взаимное уважение удерживало их вместе, все сжигающая на своем пути страсть не угасала и была подлинной. Все же, в итоге они расстались, поскольку Жозефина не смогла дать ему того, чего он так хотел, - наследника. К сожалению, их пути разошлись, однако, на протяжении всей жизни они хранили в своих сердцах любовь и страсть друг к другу.

8. Одиссей и Пенелопа



Мало пар понимают суть жертвенности в отношениях, однако, лучше всего ее понимала именно эта греческая пара. После того, как их разлучили, прошло долгих 20 лет перед воссоединением. Вскоре после женитьбы на Пенелопе, война требовала того, чтобы Одиссей покинул свою новоиспеченную жену. Хотя у нее было совсем мало надежд на его возвращение, Пенелопа все равно сопротивлялась 108 женихам, которые стремились заменить ей мужа. Одиссей также очень любил свою жену и отказал колдунье, которая предлагала ему вечную любовь и вечную молодость. Таким образом, он смог вернуться домой к жене и сыну. Поэтому верьте Гомеру, который сказал, что настоящая любовь стоит того, чтобы ждать.

9. Паоло и Франческа



Паоло и Франческа – это герои известного шедевра Данте "Божественная комедия". Эта реальная история: Франческа была замужем за ужасным человеком Джанчотто Малатеста (Gianciotto Malatesta). Однако, его брат, Паоло, был полной противоположностью, Франческа полюбила его, и они стали любовниками. Любовь между ними стала еще сильнее, когда (по Данте) они вместе читали историю о Ланселоте и Гиневре. Когда их связь была раскрыта, муж Франчески убил обоих.

10. Скарлетт О"Хара и Ретт Батлер



"Унесенные ветром" - это одно из бессмертных литературных произведений. Знаменитое творение Маргарет Митчелл пронизано любовью и ненавистью в отношениях Скарлетт и Ретта Батлера. Доказывая, что время решает все, Скарлетт и Ретт, казалось, никогда не остановятся "сражаться" друг с другом. На протяжении всей этой эпической истории, эта бурная непостоянная страсть и их бурный брак протекали на фоне событий гражданской войны. Кокетливая, непостоянная и постоянно преследуемая поклонниками Скарлетт не может определиться среди многочисленных претендентов на ее внимание. Когда она, наконец, решает остановиться на Ретте, ее переменчивый характер, оттолкнул его от нее. Надежда окончательно умирает, когда их роман так и не возрождается, а Скарлетт произносит в конце: "Завтра будет новый день".

11. Джейн Эйр и Рочестер



В знаменитом романе Шарлотты Бронте, одиночество находит лечение в одиночестве, составив компанию друг другу. Джейн – это сирота, которая устроилась на работу в качестве гувернантки в дом к очень богатому Эдварду Рочестеру. Пара очень быстро сблизилась, так как у Рочестера под грубым внешним видом оказалось нежное сердце. Однако, он не раскрывает свою склонность к полигамии, и в день их свадьбы Джейн обнаруживает, что он уже женат. Убитая горем Джейн сбегает, но потом возвращается после того, как пожар уничтожил дом Рочестера, убил его жену и оставил его самого слепым. Любовь торжествует, любящие воссоединяются и доживают свои дни в обществе друг друга.

12. Лейли и Меджнун



Известный классик персидской поэзии и один из самых известных поэтов средневекового Востока, который дополнил персидскую эпическую поэзию разговорной речью и реалистическим стилем, Низами Гяндже (Nizami of Ganja) прославился после того, как написал свою романтическую поэму "Лейли и Меджнун". Вдохновленный арабской легендой, Лейли и Меджнун – это трагический рассказ о недосягаемой любви. На протяжении многих веков ее рассказывали и пересказывали, а главных героев изображали и на керамике, и писали о них в рукописях. Лейли и Кайс влюбились друг в друга учась в школе. Заметив их любовь, им запретили общаться и видеть друг друга. Кайс после этого решает уйти в пустыню, чтобы жить среди животных. Он часто недоедает и становится очень изможденным. Благодаря своему эксцентричному поведению, он становится известным как Меджнун (сумасшедший). В пустыне он знакомится с пожилым бедуином, который обещает ему отвоевать его Лейли.

План не удается реализовать, и отец Лейли продолжает отказывать влюбленным быть вместе из-за безумного поведения Меджнуна. Вскоре он выдает ее замуж за другого. После смерти мужа Лейли старый бедуин способствует ее встрече с Меджнуном, однако, они так и не смогли полностью оказаться на одной волне и понять друг друга. После смерти их похоронили рядом друг с другом. История часто интерпретируется, как аллегория стремления души соединиться с божественным.

13. Элоиза и Абеляр



Это история монаха и монахини, чьи любовные письма стали всемирно известными. Примерно в 1100 году Пьер Абеляр отправился в Париж, чтобы обучаться в школе Нотр-Дам. Там он приобрел репутацию выдающегося философа. Фулберт, высокопоставленный чиновник, нанял Абеляра в качестве репетитора к своей племяннице Элоизе. Абеляр и Элоиза влюбились друг в друга, зачали ребенка и тайно поженились. Однако, Фулберт был в ярости, поэтому Абеляр спрятал Элоизу в безопасном месте в монастыре. Полагая, что Абеляр решил бросить Элоизу, Фулберт распорядился кастрировать его, пока тот спал. Убитая горем Элоиза стала монахиней. Несмотря на все беды и невзгоды, пара продолжала любить друг друга. Их наполненные чувством любовные письма были опубликованы.

14. Пирам и Фисба



Очень трогательная любовная история, которая не оставит равнодушным никого, кто прочтет ее. Их любовь была бескорыстной, и они были уверены, что даже в смерти будут вместе. Пирам был очень красивым мужчиной и с детства дружил с Фисбой, прекрасной девицей из Вавилонии. Они проживали в соседних домах, и влюблялись друг в друга по мере взросления. Тем не менее, их родители были категорически против их брака. Однажды ночью, прямо перед рассветом, пока все спали, они решили выскользнуть из дома и встретиться в близлежащем поле возле тутового дерева. Фисба пришла первой. Пока она ждала под деревом, она увидела льва, который приблизился к источнику, расположенному возле дерева, чтобы утолить жажду, его челюсть была в крови.

Увидев это ужасающее зрелище, Фисба бросилась бежать, чтобы спрятаться в глубине леса ото льва, но по дороге обронила свой платок. Лев шел за ней следом и наткнулся на платок, который он решил попробовать на вкус. В это время к месту подошел Пирам, и увидев льва с окровавленными челюстями и с платком его любимой, он потерял смысл жизни. В тот момент он пронзает себя собственным мечом. Неосведомленная о том, что только что произошло, Фисба продолжала прятаться. Через некоторое время она вышла из укрытия, и обнаружила, что Пирам сделал с собой. Поняв, что и ей незачем жить, она берет меч любимого и также убивает себя.

15. Элизабет Беннет и Дарси



На самом деле Джейн Остин воплотила два атрибута человеческой природы гордость и предубеждение в своих героях Дарси и Элизабет. Дарси принадлежит к высшему обществу, он типичный образованный представитель аристократии. С другой стороны, Элизабет – это вторая дочь джентльмена с очень ограниченными средствами. Господин Беннет – отец пятерых дочерей, которые получили право расти так, как им хочется, которые не получили школьного образования и не воспитывались гувернанткой.

Очень снисходительная мать Элизабет и безответственный отец никогда не думали о будущем своих дочерей, считая, что само собой разумеется, что у них будет все хорошо. "Все хорошо" в понимании матери девочек означало выйти замуж за богатого и зажиточного мужчину. Для человека такого социального статуса, которым обладал мистер Дарси, недостатки семьи Элизабет были очень серьезными, и абсолютно неприемлемыми для его отшлифованного и утонченного ума. Он влюбляется в Элизабет, однако она ему отказывает, но позже она понимает, что не может любить никого, кроме Дарси. Очень интересна история их объединения и зарождения любви.

16. Салим и Анаркали



Историю Салима и Анаркали знает каждый влюбленный. Сын великого императора моголов Акбара, Салим, влюбился в обычную, но очень красивую куртизанку Анаркали. Он был очарован ее красотой, поэтому это была любовь с первого взгляда. Однако, император не мог смириться с тем, что его сын влюбился в куртизанку. Он начал давить на Анаркали, используя всевозможные тактики для того, чтобы она упала в глазах влюбленного князя. Когда Салим узнал об этом, он объявил войну своему отцу. Но ему не удалось победить гигантскую армию отца, Салим потерпел поражение, был схвачен и приговорен к смертной казни. В этот момент вмешивается Анаркали, которая отказывается от своей любви ради того, чтобы спасти любимого из лап смерти. Ее погребли заживо в кирпичную стену на глазах у Салима.

17. Покахонтас и Джон Смит



Эта история любви - знаменитая легенда в истории Америки. Покахонтас, индейская принцесса, была дочерью Поухатана (Powhatan), который являлся вождем индейского племени повхатанов, проживавшего на территории современного штата Вирджинии. Принцесса впервые увидела европейцев в мае 1607 года. Среди всех она обратила внимание на Джона Смита, он ей понравился. Однако, Смит был схвачен членами ее племени и подвергнут пыткам. Именно Покахонтас спасла его от растерзания индейцами, позднее племя приняло его, как своего. Это происшествие помогло Смиту и Покахонтас сдружиться. Принцесса после этого случая часто посещала Джеймстаун, передавая сообщения от отца.

Джон Смит, получив тяжелые ранения после случайного взрыва пороха, вернулся в Англию. После очередного визита ей сказали, что Смит мертв. Спустя некоторое время Покахонтас была взята в плен сэром Сэмюэлем Аргаллом (Samuel Argall), который надеялся использовать ее как связующее звено между ним и ее отцом для того, чтобы последний освободил английских заключенных. Во время своего плена она решает стать христианкой и, взяв имя Ребекка, покрестилась. Год спустя она вышла замуж за Джона Рольфа (John Rolfe). Поехав в Лондон через определенное время, она вместе с мужем встретилась с его старым другом Джоном Смитом, спустя долгих 8 лет. Это была их последняя встреча.

18. Шах-Джахан и Мумтаз-Махал



В 1612 году девочка-подросток Аржуманд Бану (Arjumand Banu) вышла замуж за 15-летнего Шах-Джахана, правителя Империи Великих Моголов. Затем она поменяла имя на Мумтаз-Махал, родила Шах-Джахану 14 детей и стала его любимой женой. После того, как в 1629 году Мумтаз умерла, скорбящий император решил создать достойный памятник в честь нее. Потребовалось 20000 рабочих, 1000 слонов и почти 20 лет работы, чтобы завершить строительство этого памятника – Тадж-Махала. Шах-Джахан так и не успел завершить строительство черного мраморного мавзолея для себя. Свергнутый своим же сыном, он был заключен в Красный Форт в Агре, где он проводил одинокие часы, глядя через реку Ямуну на памятник своей любимой. Впоследствии он был похоронен рядом с ней в Тадж-Махале.

19. Мария и Пьер Кюри




Это история о партнерстве в любви и в науке. Не имея возможности продолжить учебу в Польше, потому что университеты тогда не принимали женщин, Мария Склодовская-Кюри приехала в Париж в 1891 году для того, чтобы поступить в Сорбонне. Мари, как стали ее называть французы, каждую свою свободную минуту проводила в библиотеке или в лаборатории. Трудолюбивая студентка однажды попалась на глаза Пьеру Кюри, директору одной из лабораторий, в которых Мария работала. Пьер активно ухаживал за Марией и несколько раз делал ей предложение выйти за него замуж. Наконец, в 1895 году они поженились и стали работать вместе. В 1898 году пара открыла полоний и радий.

Кюри и ученый Генри Беккерель (Henri Becquerel) получили Нобелевскую премию в 1903 году за открытие радиоактивности. Когда в 1904 году Пьер умер, Мари дала себе обещание продолжить их работу. Она заняла его место в Сорбонне, став первой женщиной-учителем школы. В 1911 году она стала первым человеком, который выиграл вторую Нобелевскую премию, на этот раз по химии. Она продолжала проводить эксперименты и преподавать вплоть до своей смерти от лейкемии в 1934 году, движимая памятью о человеке, которого любила.

20. Королева Виктория и принц Альберт



Это история любви английской королевы, которая оплакивала своего умершего мужа в течение 40 лет. Виктория была живой, веселой девушкой, которая увлекалась рисованием и живописью. Она взошла на английский престол в 1837 году после смерти своего дяди короля Вильгельма IV. В 1840 году она вышла замуж за своего двоюродного брата принца Альберта. Хотя по началу принца Альберта недолюбливали в некоторых кругах за то, что он был немцем, впоследствии им стали восхищаться за его честность, трудолюбие и преданность своей семье. У пары было 9 детей, Виктория очень глубоко любила своего мужа. Она часто пользовалась его советами в делах государственных, особенно, что касалось дипломатических переговоров.

Когда в 1861 Альберт умер, Виктория была опустошена. Она не появлялась на публике в течение трех лет. Ее затянувшееся уединение вызвало общественную критику. Было несколько покушений на жизнь королевы. Тем не менее, под влиянием премьер-министра Бенджамина Дизраэли (Benjamin Disraeli), Виктория вернулась к общественной жизни, открыв заседание парламента в 1866 году. Однако, она никогда так и не сняла траура по своему любимому мужу, нося черные одеяния вплоть до своей смерти в 1901 году. Во время ее правления, которое было самым длинным в английской истории, Британия стала мировой державой, над которой "никогда не заходит солнце".