Уход за тяжелобольными детьми педиатрия. Принцип ориентации на определенные виды деятельности

Допуск к уходу за детьми грудного возраста.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка и стерильности (асептика). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, четырехслойные маркированные маски и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

Уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста. Гигиена.

Ежедневный уход за новорожденным осуществляется медсестрой в детской палате родильного дома или в палате совместного пребывания матери и ребенка. После выписки из родильного дома уход производится мамой в специально отведенном для этого уголке детской комнаты, на пеленальном столике, который должен быть покрыт одеялом, клеенкой, а сверху чистой пеленкой. Необходимо хорошее освещение, температура воздуха - 20–22 о С.

Перед туалетом грудного ребенка обязательно мытье рук теплой водой со щеткой и мылом в течение 2 минут. После выкладывания раздетого ребенка, на предварительно обработанный пеленальный столик его внимательно осматривают, уделяя особое внимание пупочной ранке, а также местам, наиболее опасным в отношении возникновения опрелостей (за ушными раковинами, шея, подмышечные, паховые складки). Глаза промывают кипяченой водой, в направлении от наружного угла к внутреннему. Для каждого глаза используют отдельные стерильные ватные тампоны, сначала влажный, затем сухой.

При наличии конъюктивитов, глаза обрабатываются неоднократно в течение дня раствором фурациллина в разведении 1:5000 или раствором KMnO 4 в разведении 1:8000 (0,8% раствор).

Туалет носовых ходов проводится с целью удаления сухих корочек, слизи, молока, которое может попасть туда при срыгивании. Нос прочищают ватными жгутиками, смоченными в стерильном вазелиновом масле, которые вводят в носовой ход на один – полтора сантиметра вращательными движениями. Чтобы удалить образующиеся в носу младенца корочки, вначале закапывают в каждую ноздрю теплое вазелиновое масло, а через 15 минут очищают нос ватными жгутиками. Очищение носовых ходов проводится поочередно, разными жгутиками. Использовать для туалета носовых ходов спички, палочки и другие предметы с накрученной на них ваткой категорически запрещается. Ушные раковины протирают хорошо отжатой влажной ваткой, смоченной в кипяченой воде. Один раз в две – три недели прочищают наружные слуховые проходы влажными, а затем сухими ватными жгутиками.

Туалет полости рта детям проводится только при наличии специальных показаний (молочница, афтозный стоматит).

Молочница (кандидоз слизистых оболочек) возникает на слизистой оболочке полости рта (щеки, небо, десны, язык) в виде множественных точечных налетов, напоминающих манную крупу или свернувшееся молоко, расположенных на гиперемированном фоне. Налет легко снимается марлевым тампоном, обнажая влажную эрозивную, болезненную поверхность, что затрудняет движения рта при сосании и глотании. Для лечения молочницы используются следующие растворы:1% раствор генцианвиолета, 2% раствор соды, 20% раствор буры с глицерином, нистатин, орошение аскорбиновой кислотой. Обработка пораженных слизистых проводится 3-4 раза в день, перед кормлением. Стерильной палочкой с ваткой, смоченной в одном из растворов, осторожными вращательными движениями, без нажима снимаются элементы молочницы.

Лицо, шею, ручки обмывают кипяченой водой при помощи ватного шарика. Кожа у детей грудного возраста очень нежная и тонкая. Она легко повреждается от самых незначительных воздействий. Через поврежденную кожу свободно проникают микробы, а организм ребенка еще не в состоянии активно противодействовать им. Поэтому даже отдельные гнойнички, покраснения и повреждения кожи могут к генерализации инфекции в короткие сроки. В связи с этим, любые заболевания кожи у детей раннего возраста требуют врачебной консультации. Кожу ребенка внимательно осматривают и протирают стерильной ваткой, смоченной в стерильном вазелиновом или прокипяченном растительном масле. Для протирания кожи также можно использовать детский крем. Особое внимание уделяется естественным складкам, которые протираются в следующем порядке: заушные, шейная, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, паховые, ягодичные.

Опрелости - ограниченные воспалительные изменения кожи, в участках легко подвергающихся трению и мацерации (естественные складки). Опрелости возникают при нарушении ухода за новорожденным: редком подмывании, чрезмерном укутывании, травмировании кожи грубыми пеленками и др. Лечение опрелостей сводится к устранению дефектов ухода. Ребенка надо подмывать после каждого мочеиспускания и стула, белье менять часто, а пеленки не реже чем через час. Назначают общие ванны с KMnO 4 (температура воды 36–38 о С), местные воздушные ванны по 5–10 минут. Очаги поражения припудривают присыпкой из талька с дерматолом (3–5%), смазывают стерильным растительным маслом. При появлении потницы (мелких красных пятнышек, сливающихся в общее покраснение) рекомендуется протирать кожу водкой, разбавленной наполовину водой. Поскольку потница возникает при перегревании, необходимо перейти на свободное пеленание. Обязательны ежедневные ванны с чередой или перманганатом калия. Полезны также воздушные ванны.

Подмывают детей теплой проточной водой при температуре 36-38 о С. Во время подмывания, ребенка держат на весу, в левой руке, а правой подмывают. При сильном загрязнении подмывание проводят намыленной рукой. Девочек при подмывании держат лицом кверху и обязательно подмывают спереди назад, это делается с целью профилактики инфицирования мочевыводящих путей фекальными массами. Затем осторожными промокательными движениями ребенка обсушивают. Подмывают ребенка в конце утреннего туалета и после каждого акта дефекации. Детей с чувствительной кожей, со склонностью к опрелостям рекомендуется подмывать и после каждого мочеиспускания.

Туалет половых органов у девочек проводится при наличии выделений из влагалища. Ватку смачивают в растворе фурациллина 1:5000 или KMnO 4 1:8000, и осторожно протирают половую щель. Скопление смегмы между крайней плотью и головкой полового члена у мальчиков удалять не следует, так как можно повредить слизистую. При опрелости и мацерации полового члена показаны местные ванночки с раствором KMnO 4 1:8000.

Ногти ребенка стригут маленькими ножницами, не реже одного раза в неделю. Ножницы предварительно обрабатывают одеколоном или спиртом. Чтобы сделать процедуру менее неприятной, ее можно уподобить игре - рассказать что-либо о каждом пальчике. На руках ногти срезают дугообразно, на ногах - прямым срезом (для профилактики вросшего ногтя). Ногти стригут над развернутым листом бумаги, чтобы не разбрасывать их, обрезки не должны попадать в лицо ребенка и на кровать. Весьма неприятной процедурой для детей является стрижка волос, поэтому выполнять ее надо осторожно, используя машинку или острые ножницы, после стрижки следует помыть голову детским мылом или шампунем.

Купание ребенка. К ежедневным купаниям новорожденного приступают через 2–3 дня после отпадения пуповинного остатка, после заживления пупочной ранки. Купание рекомендуется проводить перед предпоследним кормлением. Гигиеническая ванна проводится до 6 месячного возраста ежедневно, во второй половине года - через день, с года до двух - два раза в неделю, после двух лет - один раз в неделю. В первый месяц для гигиенической ванны предпочтительно использовать кипяченую воду. Детям с незажившей пупочной ранкой в кипяченую воду добавляют раствор марганцевокислого калия (цвет воды светло-лиловый). С мылом ребенка купают не чаще одного двух раз в неделю. Более частое применение мыла может вызвать раздражение кожи. Продолжительность ванны для детей первого года обычно составляет 5–7 минут, температура воздуха в помещении 20–22 о С, температура воды для детей первого полугодия 36,5–37,0 о С, для остальных - 36 о С.

Детскую ванночку моют горячей водой с мылом и щеткой (в случае, если купание проводится в детском учреждении, то дополнительно ванночку обрабатывают дезинфицирующим раствором) и ополаскивают горячей водой. Перед купанием готовится белье для ребенка. Его необходимо сложить в той последовательности, в какой оно будет использоваться после ванны. Белье рекомендуется подогреть, для чего его можно положить на резиновую или электрическую грелку. Ванночку заполняют водой, так, чтобы ребенка можно было погрузить до плеч. Одну пеленку, свернутую вчетверо кладут на дно ванны. Осторожно погружают ребенка в ванночку, левой рукой поддерживая ягодицы, правой - голову и спину (верхний левый рисунок), при этом голова ребенка находится на предплечье купающего, а спинка - на ладони. Правой рукой можно удержать ребенка и по-другому: кистью купающий охватывает правое плечо ребенка, таким образом, чтобы шея и голова ребенка опирались на его предплечье. После этого, левая рука высвобождается. Свободной левой рукой ребенка моют (верхний правый и нижний левый рисунки), специальной махровой или фланелевой рукавичкой или губкой. Волосистая часть головы (нижний правый рисунок) моется в последнюю очередь, намыливается в направлении ото лба к затылку. Лицо водой из ванны не моют. После окончания купания ребенка вынимают из ванны спинкой кверху, обливают водой на 1–2 0 С ниже, чем вода в ванне. Выкупанного ребенка укладывают на развернутое полотенце или простынку, вытирают промокательными движениями, при этом открытой остается только та часть, которую вытирают, остальные части тела остаются закрытыми для предупреждения охлаждения.

Одежда детей первых месяцев жизни и второго полугодия.

Одежда ребенка должна защищать его от большой потери тепла, но в то же время не вызывать перегревание и не стеснять движений. В связи с этим, для детей грудного возраста используется нижнее белье из гигроскопических хлопчатобумажных тканей, верхняя одежда - из фланели или шерстяных тканей.

В комплект белья на сутки для пеленания ребенка первых 3–4 месяцев входят тонкая распашонка (8–12 шт), теплая распашонка или кофточка (4–6 шт), подгузник (24 шт), пеленка тонкая 80х80 см (24 шт), пеленка фланелевая 100х100 см (12 шт), одеяло байковое (2 шт), одеяло ватное (1шт), клеенка (1–2 шт), тонкий чепчик, шапочка или косынка (1–2 шт).

После трех месячного возраста ребенка не пеленают, а одевают в распашонки на пуговицах, можно с открытыми кистями и в ползунки. В сутки на ребенка положено до 15 ползунков, расчет остального белья за исключением пеленок остается прежним. Количество пеленок после 3 месяцев уменьшается почти втрое. Для прогулок ребенка одевают в соответствии со временем года и температурой воздуха на улице. Последняя четверть года отмечена повышенной двигательной активностью ребенка, в связи с этим ползунки могут частично заменяться на колготки, можно использовать вязаные шерстяные носки, а к году пинетки.

Правила кормления ребенка грудью.

Идеальной пищей для ребенка является грудное молоко его матери, так как имеет родственную связь с его тканями. Грудное молоко имеет все необходимые для питания малыша вещества и микроэлементы в оптимальном соотношении и виде, приспособленном к особенностям пищеварительной системы младенца. Молоко видоспецифично, его состав меняется по мере роста ребенка, в соответствии с изменением его потребностей.

Правила грудного вскармливания:

· Ребенка сразу после рождения кормят по требованию, а не по расписанию с постепенным формированием режима – при достаточной, установившейся лактации у матери.

· Длительность кормления не ограничивают, но не более 15-20 мин., по желанию ребенка его кормят ночью.

· Ребенку нежелательно давать соску или пустышку.

· Нельзя допаивать ребенка в перерывах между кормлениями.

· Необходимо соблюдать правила личной гигиены и точно следовать технологии правильного кормления.

Техника грудного кормления:

· Мать должна вымыть руки с мылом, обмыть грудь кипяченой водой, просушить ее, не растирая область соска и ареолы.

· При проведении кормления поза матери и ребенка должна быть удобной.

· Ребенок не должен изворачиваться, или вытягивать шею, чтобы достать грудь. Нельзя придерживать ребенка за голову. Лицо ребенка обращено к груди, нос на уровне соска, живот к животу матери.

· Грудь необходимо вложить в открытый рот ребенка, так, чтобы захват был полным и глубоким, чтобы сосок и часть околососкового кружка находились в глубине рта, касаясь твердого неба.

Контроль кормления грудью.

Признаки, на основании которых можно заподозрить гипогалактию: малая прибавка веса ребенка за месяц (в среднем ежемесячная прибавка первого полугодия составляет 800 г), не сглатывание ребенком молока после большого числа сосательных движений, редкое (менее 6 раз) число мочеиспусканий за сутки, а также беспокойство и плач после кормления.

Объективно подтвердить гипогалактию можно с помощью проведения контрольного кормления (динамика изменений массы тела до и после кормления ребенка). Контрольное кормление необходимо проводить не менее трех раз в течение суток.

Порядок хранения и употребления сцеженного грудного молока.

В домашних условиях при взятии молока у одной безупречно здоровой женщины, правильном и гигиенически грамотном сцеживании, правильном его хранении можно кормить молоком, не подвергнутым тепловой обработке. Продолжительность хранения молока в затемненном месте при температуре 18–20 0 С составляет до 24 часов, в холодильнике при температуре +4 0 С - 72 часа, в морозильной камере при температуре -18 0 С - до 4 месяцев

Особенности кормления ребенка из бутылочки с соской .

· Смесь или молоко следует давать ребенку подогретыми до температуры 37-40 °С. Для этого перед кормлением бутылочку помещают в водяную баню на 5-7 мин. Водяная баня (кастрюля) должна иметь маркировку "Для подогрева молока". Каждый раз необходимо проверять, достаточно ли смесь согрелась, не слишком ли горячая.

· При кормлении бутылочку надо держать так, чтобы горлышко ее все время было заполнено молоком (профилактика аэрофагии- заглатывания воздуха).

· Положение ребенка - как при кормлении грудью, либо в положении на боку с подложенной под голову небольшой подушечкой.

· Во время кормления нельзя отходить от ребенка, нужно поддерживать бутылочку, следить за тем, как ребенок сосет. Нельзя кормить спящего ребенка.

· После кормления нужно тщательно обсушить кожу вокруг рта ребенка; малыша осторожно приподнять и перевести в вертикальное положение для удаления заглоченного при кормлении воздуха.

Стул у детей грудного возраста .

Возрастные особенности кала у детей представлены в табл.1.

Возрастные особенности кала у детей первого года жизни

Возраст Название Внешние особенности
Цвет Консистенция Запах
1-3 день Меконий Темно-зеленый Густой, гомогенный -
3-5 день Переходной Участки разного цвета - белого, желтого, зеленого Жидкий, водянистый, с комочками (англ. lump, clot), слизью Постепенно становится кислым
С 5-6 дня до 6 мес. Обычный Естественное вскармливание Искусственное вскармливание Золотисто- желтый Светло-желтый Вид жидкой сметаны Кашицеобразный Кислый Гнилостный, резкий
После 6 мес. Обычный (оформленный) Коричневый Плотный (оформленный) Обычный (естественный, природный)

Развитие и предупреждение деформаций скелета у детей грудного возраста.

Деформации скелета возникают, если ребенок длительно лежит в кроватке в одном положении, при тугом пеленании, если мягкая постель, высокая подушка, при неправильной позе ребенка на руках.

Предупреждение деформаций скелета:

· Плотный матрац, набитый ватой или конским волосом.

· Для детей первых месяцев жизни подушка не используется.

· Ребенка в кроватке необходимо укладывать в разных положениях, периодически брать на руки.

· При пеленании необходимо следить, чтобы пеленки и распашонки сбодно облегали грудную клетку. Тугое пеленание и стягивание грудной клетки могут привести к деформации последней и нарушению аэрации легких.

· Учитывая слабость мышечно-связочного аппарата, нельзя сажать детей до 5-месячного возраста. Если ребенка берут на руки, то предплечьем левой руки надо поддерживать ягодицы, а другой рукой - головку и спину.

Практические навыки по теме

1. Прием больного ребёнка в стационар, осмотр кожи и волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулёза.

2. Обработка ребёнка при педикулёзе.

3. Наблюдение за внешним видом и состоянием больного ребёнка.

4. Взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки у детей.

5. Смена нательного и постельного белья ребенку.

6. Пеленание детей, подбор одежды и одевание детей разного возраста в зависимости от сезона.

7. Ежедневный туалет новорожденных.

8. Раздача пищи и кормление детей различного возраста, в том числе грудных.

9. Физиологические и лечебные столы для детей разного возраста, правила кормления детей и способы обработки посуды.

10. Кормление детей раннего возраста. Подогревание смесей для вскармливания. Обработка бутылочек, сосок и посуды.

11. Оценить и отметить в истории болезни стул у детей раннего возраста, высадить на горшок.

12. Туалет пупочной ранки.

13. Обработка полости рта детям первого года при молочнице.

Оснащение занятия

1. Учебные таблицы, компьютерные презентации.

2. Фантом грудного ребенка.

3. Пеленки, одеяла.

4. Марлевые салфетки, ватные шарики, палочки с ватой.

5. Весы, ростомер, измерительная лента.

Занятие проводится на базе педиатрического отделения.

Литература для подготовки к занятию

1. Общий уход за детьми. Учебно-методическое пособие под ред. В. В. Юрьева, Н. Н. Воронович. -СПб:ГПМА. -Ч.I. -2007. -53 с.

2. Общий уход за детьми. Учебно-методическое пособие под ред. В. В. Юрьева, Н. Н. Воронович. -СПб:ГПМА. -Ч.II. -2007. -69с.

3. Мазурин А. В., Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми. -М. -1998 -292 с.

4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми: учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

5. Шамсиев Ф. С., Еренкова Н. В. Этика и деонтология в педиатрии. -М:Вузовская книга. -1999. -184 с.


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

К сожалению, иногда возникают ситуации, когда ребенка необходимо положить в больницу для наблюдения и лечения под круглосуточным контролем врачей, во избежание возникновения осложнений и угроз здоровью и жизни. Если госпитализация неизбежна, то родителям необходимо подготовить себя и ребенка к этому периоду времени.

С какого возраста ребенок лежит в больнице один без родителей?

При оформлении ребенка в стационар часто родители сталкиваются с отказом медицинского персонала в присутствии кого-то из близких рядом с ребенком. Даже у детей старшего возраста больничная обстановка может вызвать дискомфорт и скованность, а для малышей пребывание в стационаре без близкого человека может стать настоящим стрессом.

Важно! В соответствии с Семейным кодексом ребенком признается лицо в возрасте до 18 лет.

Российское законодательство гласит, что один из членов семьи имеет полное право находиться рядом с ребенком в больнице на протяжении всего лечения без оплаты предоставленного спального места и питания, но…

Но на следующих условиях:

  1. Нахождение с детьми в возрасте до 4 лет.
  2. Нахождение с детьми в возрасте старше 4 лет при наличии медицинских показаний.

Руководство больницы не имеет права брать плату за питание и предоставление спального места с родителя, но и не обязано предоставлять условия для совместного пребывания. Это означает, что по усмотрению руководства, матери или отцу могут предоставить постель и питание бесплатно, на платной основе либо отказать в обеспечении условий.

Важно! Законный представитель имеет право в любое время находиться рядом с ребенком, независимо от возраста, состояния пациента и оснащенности больницы местами для пребывания родителей.

При этом в качестве лиц, находящихся в больнице с ребенком и осуществляющих уход, могут быть не только отец или мать, но и бабушка, дедушка, старшие сестры и братья и иные родственники.

Основными причинами, по которым отказывают в бесплатном совместном пребывании, являются:

  • Отсутствии возможностей для предоставления родителю условий круглосуточного пребывания, чаще всего в виде отсутствия дополнительной кровати.
  • Склонение к использованию платных услуг, в том числе платной индивидуальной палаты.
  • Особый режим допуска посторонних в отделение в виду карантина и соблюдения повышенной стерильности (хирургия, реанимация, ожоговое или инфекционное отделения).

Но даже после достижения 4-летнего возраста многие малыши еще не могут самостоятельно позаботиться о себе даже в соблюдении элементарных правил гигиены. Оставшись без поддержки родных в больничных стенах, малыш может получить серьезную психологическую травму на всю жизнь.

Из практики российских матерей, при отсутствии условий для совместного пребывания, один из членов семьи просто спит вместе с ребенком на одной постели, а питание осуществляет из тех продуктов, что передали родственники. Одни дети остаются в палатах обычно в старшем возрасте — примерно после достижения 12-14 лет.

Оформление больничного листа на родственников, находящихся с ребенком в больнице

В соответствии с законодательством больничный лист выдается лицу, пребывающему с ребенком в стационаре и осуществляющего уход за ним, независимо от степени родства. Это могут быть не обязательно мамы и папы – если в больнице с ребенком находится бабушка, дедушка, даже тетя или дядя, больничный лист выписывается в любом случае.

Исключением являются ситуации, при которых больничный лист НЕ предоставляется:

  1. Уход за ребенком, находящемся в стационаре и достигшего 15 лет, кроме случаев ухода за ребенком-инвалидом.
  2. Уход в периоды восстановления и ремиссии.
  3. Если родственнику, ухаживающий за ребенком, не нужно освобождение от работы (безработные, пенсионеры, родители, находящиеся в отпуске за свой счет или , родам и уходу за ребенком, не достигшим 3 лет).

Как подготовить ребенка к больнице: права малыша и правила поведения

Случаются ситуации, когда нет возможности находиться рядом с ребенком в больнице, например, если дома остаются младшие братья и сестры, или по причине состояния здоровья родителя, который не сможет обеспечить полноценный уход. Отправляя ребенка в больницу одного, каждый родитель должен знать о правах маленьких пациентов и заранее рассказать о правилах поведения в стационаре.

Право на принятие решения о медицинском вмешательстве

До достижения возраста 15 лет все решения за медицинское вмешательство принимают законные представители ребенка, чаще всего которыми являются родители. После 15 лет допускается самостоятельное принятие решений о лечении пациентом.

Право на получение информации

Одним из главных прав, предоставляемых родителям детей или непосредственно самим пациентом является полное информирование о проводимом лечении, применяемых процедурах и медицинских препаратов. Ребенок или его законный представитель всегда имеют право задать вопрос о своем диагнозе, результатах анализа и узнавать любую другую информацию, касающуюся его лечения.

Право на посещение родственниками

В случае, если ребенок лежит один, он имеет право на посещение родственниками в любое время. Чаще всего график посещений устанавливает медицинское учреждение. Посещение ребенка на определенных условиях возможно даже при его нахождении в хирургии или реанимации.

Правила поведения

Перед госпитализацией впервые, если она осуществляется не в экстренном порядке, ребенку необходимо рассказать об основных правилах, которым он обязан следовать для скорейшего выздоровления и возвращения домой.

Основные правила:

  1. Соблюдение режима и распорядка дня . Подъем, время для еды и посещения процедур и осмотров должны соблюдаться даже в том случае, если дома ребенок привык к другому распорядку. Если первое время маленький больной растеряется или запутается в режиме, он всегда может ознакомиться с ним на информационном стенде или спросить у медицинского персонала.
  2. Выполнение указаний врача и медсестер, прием лекарств и посещение процедур . Важно дать понять, что прием лекарств и все медицинские процедуры нужно выполнять в обязательном порядке и без капризов, даже если это не очень приятно, для того, чтобы вылечиться как можно скорее и не получить осложнения.
  3. Соблюдение элементарных правил гигиены . Ребенок должен с детства быть приучен к обязательным гигиеническим процедурам: чистке зубов, умыванию, причесыванию и подмыванию. Если умыться и почистить зубы может практически любой малыш старше 4 лет, то подмывание может вызвать трудности. Для решения этой проблемы можно предложить использовать влажные салфетки.
  4. Соблюдение тишины и покоя в отделении . Громкие крики и беготня по коридорам может мешать другим пациентам, которым необходим покой. Поэтому важно донести, что с активными играми лучше подождать до возвращения домой.

О правилах поведения можно рассказать в игровой форме. Главное, чтобы при разговоре ребенок был спокоен и мог воспринять информацию.

Что взять в больницу с ребенком: список необходимых вещей

Независимо от того, отправляется ли ребенок в больницу один или с родителем, необходимо взять необходимый минимум вещей:

  • Средства личной гигиены: зубная щетка, паста, мыло в мыльнице, 2 полотенца для лица и рук, расческа, влажные салфетки.
  • Нижнее белье (трусики, маечки) 2-3 комплекта.
  • Одежда для палаты: любая удобная домашняя одежда (футболки, брюки, комбинезоны, спортивный костюм) и обувь (тапочки, сандалии), носочки или колготки 2-3 пары.
  • Посуда для еды: кружка и ложка.
  • Вещи для досуга: любимая игрушка, книга или журнал, карандаши, фломастеры, пластилин – все, чем увлекается ребенок и что поможет ему скрасить время пребывания в больнице.

Если ребенок ложится в больницу с родителем , то можно взять с собой планшет или ноутбук для того, что смотреть мультики или слушать музыку в свободное время или во время неприятной процедуры (например, во время капельницы).

Если ребенок госпитализируется без родных , то можно положить ему мобильный телефон с зарядным устройством, если он уже умеет пользоваться им, для поддержания постоянной связи.

Одежды лучше брать немного и просить родных каждый раз забирать грязные комплекты и приносить чистые. Прочие вещи и продукты могут также передавать родственники во время посещения.

Что можно передать ребенку, если его положили в больницу?

Госпитализация для ребенка – это большой стресс, вызванный сменой обстановки и болезнью.

Для того, чтобы скрасить время его пребывания в больнице, можно передавать приятные мелочи:

  1. Предметы хобби: предметы для рисования, лепки, конструкторы, паззлы – игрушки, которые на некоторое время отвлекут от грустных мыслей и займут время.
  2. Любимые вещи: помимо игрушки, это могут быть личные любимые вещи, например, подушка, тарелка или зеркальце.
  3. Вкусности, полезные источники витаминов и любая любимая еда ребенка, разрешенная врачом: домашние супы и бульоны, отварное мясо, свежие овощи и фрукты, соки и компоты, йогурты, творожки и другие кисломолочные продукты.

При госпитализации ребенка необходимо помнить о том, что данная мера необходима для сохранения здоровья и жизни. Врач может назначить лечение в стационаре, предвидя возможные последствия и осложнения течения болезни. При пребывании в стационаре родителям важно сохранять спокойствие и позитивный настрой, передающиеся больному и являющиеся залогом скорейшего выздоровления.

Больной ребенок нуждается в особо тщательном уходе. Если он по каким-либо причинам остается дома , медицинская сестра, осуществляющая патронаж, подробно инструктирует родителей о режиме и гигиене больного, учит простейшим манипуляциям, контролирует правильность их выполнения. Уход за больным учитывает многие факторы: содержание помещения и постели, белья и одежды, правильное и точное выполнение всех назначений врача, предоставление ребенку доступных развлечений и игрушек и т. п. Помещение, где лежит больной, следует ежедневно проветривать, открывая окно или форточку на 20-30 мин в зависимости от погоды утром, днем и вечером перед сном. Ребенка в это время хорошо укрывают или выносят в другую комнату. Постельное белье и подушки проветривают, стряхивают. Пыль с мебели и пола убирают влажным способом в момент проветривания помещения. У кровати не должно быть ничего лишнего. Под простынку обязательно кладут клеенку, это позволяет подмывать малыша и подавать судно или горшок, не опасаясь, что промокнет матрац. Ребенка укрывают теплым легким одеялом или простынкой в зависимости от температуры комнаты. Уход за чистотой постели должен быть безукоризненным, так как малейшее загрязнение белья мочой, калом и рвотными массами может вызвать занесение различной инфекции. Постельное белье меняют по мере загрязнения, не реже 1 раза в неделю, а нательное - ежедневно. Грязное белье до стирки убирают в отдельный ящик или мешок. Белье, испачканное рвотой или испражнениями, надо сразу же положить в ведро или таз с дезинфицирующей жидкостью - 3% раствором карболовой кислоты или 0,25% раствором хлорамина. Перед стиркой раствор полагается слить. Белье кипятят, ведра и тазы закрывают крышкой, чтобы туда не попали мухи, которые могут распространять инфекцию. Особенно тщательно эти правила выполняются, если ребенок болен дизентерией и другими желудочно-кишечными заболеваниями, инфекционной желтухой.

Режим в стационаре регламентируется распорядком дня. Этот общий режим выполняют все ходячие больные. Кроме того, врач назначает режим постельный, полупостельный и индивидуальный.

Постельный режим предусматривает круглосуточное пребывание ребенка на койке. Больному не разрешается вставать, садиться, посещать уборную. Физиологические отправления совершаются на судне. Менять положение в постели обычно разрешается, за исключением особых случаев, которые дополнительно врач оговаривает, например: "строгий постельный режим, положение на спине" (или на боку, полусидячее и т. п.). Назначают постельный режим при тяжелых формах гриппа и респираторных заболеваний, пневмонии, заболеваниях крови и почек, а также в первые несколько суток после операции и тяжелобольным с желудочно-кишечными кровотечениями.

Полупостельный режим обязывает находиться в постели преимущественное время. Разрешается садиться во время приема пищи, посещать уборную. Такой режим предписывают выздоравливающим детям старшего возраста, а также поступившим для диагностического обследования.

Индивидуальный режим предусматривает те или иные исключения из правил общего режима, когда ребенку бывают необходимы дополнительные прогулки, смена часов сна, ванна или душ во внеурочные часы и т. п. Его назначают ослабленным выздоравливающим детям.

Гигиенический режим имеет большое лечебное и профилактическое значение. Первостепенную роль отводят уходу за кожей, которая, в особенности у грудных детей, очень чувствительна ко всем нарушениям правил ухода. Недостаточно частая смена белья и пеленок и перегревание обусловливают возникновение опрелостей, которые чаще располагаются в естественных складках кожи на соприкасающихся поверхностях, под мышками, на шее. В местах, подвергающихся смачиванию мочой и загрязняющихся калом, легко возникают гнойничковые поражения или пиодермия. Опрелости и пиодермия неблагоприятно влияют на течение основного заболевания, поэтому очень важно не допустить их: вовремя подмывать ребенка, купать, менять пеленки и белье.

Все находящиеся в отделении дети должны обязательно умываться по утрам, чистить зубы, причесываться. Старшие дети обслуживают себя сами, младшим нужна посторонняя помощь. В плановом порядке 1 раз в неделю детей моют под душем или в ванне. Сестра отвечает за правильную организацию "банного дня", состояние ванных комнат, принимает непосредственное участие в мытье. После каждого больного ванну моют и дезинфицируют 2% раствором хлорамина или осветленным раствором хлорной извести. Тяжелобольным, которые не могут умываться сами, обтирают лицо и шею полотенцем, смоченным кипяченой или туалетной водой. Обращают особое внимание на состояние глаз и ушей. У таких больных в углах глаз нередко застаивается слизь, поэтому во время утреннего туалета им необходимо протирать глаза ватным шариком, смоченным 2% раствором борной кислоты.

У ослабленных больных, длительное время прикованных к постели, могут возникать пролежни . Они обычно образуются на местах продолжительного давления - в области крестца, седалищных бугров, больших вертелов бедренных костей, остистых отростков позвонков и др. Для устранения давления под эти места профилактически подкладывают слабо надутые резиновые круги в тканевых чехлах. Необходимо несколько раз в день менять положение больного и заботиться, чтобы постель была мягкой, без выступов и бугров, а простыня лежала без складок и все время была сухой.

Питание больного является важнейшей составной частью его лечения (диетотерапия). При назначении диеты учитывают целый ряд моментов, в том числе возраст ребенка, характер основного заболевания и наличие сопутствующей патологии. Все лечебные учреждения нашей страны руководствуются единой схемой, разработанной Институтом питания АМН СССР. В основу системы питания положены принципы группирования больных по наиболее характерным заболеваниям. Каждая группа нуждается в специальном подборе продуктов с определенной кулинарной обработкой их (см. главу 4 "Лечебное питание больных"). Кроме того, детское питание имеет несколько возрастных вариантов . В процессе лечения диета может меняться. В отдельных случаях больному назначают так называемый индивидуальный стол. Это касается в первую очередь тяжелобольных, когда в соответствии с их индивидуальными запросами к получаемому столу добавляют то или иное блюдо, заменяют одно другим и т. п.

Режим питания выполняется в соответствии с установленным в отделении режимом. Пища принимается больными 4-5 раз в день, за исключением новорожденных и грудных детей, которых кормят чаще. В этой возрастной группе питание строится по индивидуальному плану. При этом требуется строгое соблюдение следующих правил: 1) новые виды пищи необходимо назначать, начиная с небольших доз, чтобы не вызвать у ребенка расстройства пищеварения; 2) не следует вводить в рацион ребенка одновременно два новых вида пищи, а также новый прикорм во время острого лихорадочного состояния или диспепсических расстройств.

Медицинская сестра не имеет права самовольно заменять одну молочную смесь другой, увеличивать или уменьшать порцию или число кормлений. Все изменения в диете грудного ребенка производятся только врачом. Сестра обязана проверять качество смесей и температуру подогрева, следить за правильным хранением смесей в холодном месте.

Для кормления грудных детей из бутылочки употребляют простерилизованные соски, отдельные для каждого ребенка. Использованные соски промывают проточной водой, кипятят, высушивают и затем перекладывают в банку или кастрюлю с крышкой, где они и хранятся до употребления. Сестра достает соски из посуды специальным пинцетом. Бутылки после кормления ополаскивают и замачивают в баке с раствором соды, а затем моют ершиком. После этого бутылки отправляют в сетках на молочную кухню, где перед наполнением их молочными смесями они подвергаются стерилизации.

Особенности ухода при наиболее частых заболеваниях . При уходе за больным ребенком, естественно, учитывают особенности, свойственные той или иной болезни.

Астма бронхиальная . Комната, в которой находится больной ребенок, должна всегда быть хорошо проветренной. Медицинская сестра должна посоветовать родителям по возможности оградить ребенка от различных аллергенов. В помещении, где он находится, не должно быть много мебели, открытых книжных шкафов, ковров и т. п. Спать ребенку рекомендуют не на пуховых подушках. Следует всячески избегать контактов с домашними животными (собака, кошка); известны случаи возникновения приступов бронхиальной астмы и астматического бронхита при контактах с аквариумом.

При появлении предвестников или развитии приступа бронхиальной астмы ребенку придают возвышенное положение. Эффективны отвлекающие средства (банки, горячие ванны для рук и ног). Горчичники можно ставить лишь в том случае, если есть полная уверенность, что у ребенка отсутствует аллергическая реакция на горчицу. Назначают порошок Звягинцевой, теофедрин в возрастной дозировке, ингаляции изадрина. Однако указанная терапия не является радикальной, она лишь в порядке неотложной помощи способствует уменьшению или ликвидации приступа.

Вывих бедра врожденный . Рано диагностированный врожденный вывих бедра с успехом излечивают консервативным методом, в частности с помощью отводящих шин, в связи с чем при организации ухода за таким больным акцент ставят на умелое обращение с шиной. Во время купания ребенка шину снимают, а после купания вновь надевают. Время пользования шиной устанавливает врач (обычно до 6 мес).

Выпадение прямой кишки - довольно распространенное явление, чаще всего оно наблюдается у детей преддошкольного возраста. Обусловлено целым рядом причин, одна из основных - длительное бесконтрольное пребывание малыша на горшке. Поэтому в порядке профилактики выпадения прямой кишки нельзя разрешать ребенку сидеть на горшке более 2-3 мин.

Возникшее выпадение в выраженных случаях характеризуется появлением "опухоли" темно-красного цвета в области заднего прохода после каждого высаживания на горшок. Иногда эта "опухоль" исчезает самостоятельно, но нередко возникает необходимость вправлять ее. В этом и в предотвращении выпадения заключается смысл ухода за больным. Прежде всего надо прекратить вообще высаживать ребенка на горшок. Испражняться он должен стоя или лежа. Если выпадение произошло, необходимо сразу кишку вправить, для чего берут марлевую салфетку или любую чистую тряпку, смачивают ее вазелиновым маслом, накладывают на выпавшую кишку и осторожно давлением всех пальцев кишку вправляют в анальный канал. Сводят ягодицы ребенка, и выпадение прекращается. Параллельно надо следить, чтобы не было запоров, ибо они также способствуют выпадению. Назначают послабляющую диету (свежий кефир, компот из чернослива, свеклу, морковный сок и т. п.). На горшок ребенка не высаживают в течение 3-6 мес.

Грыжа паховая . У детей паховая грыжа является врожденной, самопроизвольно исчезает исключительно редко, поэтому таких больных оперируют в плановом порядке в возрасте после 6 мес. До операции существует опасность ущемления, которая увеличивается с введением прикорма, переводом на искусственное вскармливание. Обычно грыжа выходит во время крика и беспокойства ребенка, а когда он успокаивается - исчезает. Уход за больным сводится к тому, чтобы строго соблюдать режим и чтобы малыш был как можно спокойнее. Неосложненная грыжа сама по себе боли ребенку не причиняет, но при ее ущемлении ребенок становится необычно беспокойным, крик усиливается, малыш сучит ножками; грыжевое выпячивание становится плотным и резко болезненным. В таких случаях требуется срочная врачебная помощь.

Грыжа пупочная . У новорожденных и грудных детей грыжевое выпячивание в области пупка - явление довольно распространенное. Дефект в апоневрозе (грыжевые ворота) может иногда достигать значительных размеров, например свободно пропускать палец взрослого человека. Родителей всегда пугает то обстоятельство, что во время крика грыжевое выпячивание резко напрягается и прогрессивно увеличивается. Как и при паховой грыже, важно, чтобы ребенок меньше кричал. В подавляющем большинстве случаев пупочная грыжа исчезает самопроизвольно к возрасту 1-1,5 года. Для ускорения этого процесса рекомендуется, начиная с 1,5-2-месячного возраста, производить массаж околопупочной области, часто выкладывать ребенка на живот. Иногда рекомендуют (при больших грыжах) стянуть края грыжевых ворот и фиксировать в таком положении полоской липкого пластыря.

Диатез экссудативный у детей грудного возраста проявляется в виде шелушения и покраснения щек, себорейных корочек на волосистой части головы, сухости кожи, зуда. Дети беспокойны, плохо спят. Отмеченные явления возникают в результате воздействия на организм различных аллергенов, находящихся в пище (соки, цитрусовые, коровье молоко, яйца, шоколад, икра, рыба и др.), медикаментов, средств для ухода и т. д. Медицинская сестра должна помочь родителям определить, что же вызывает экссудативный диатез у ребенка, и исключить контакт больного с этим аллергеном. Кроме исключения аллергенов, больному назначают антигистаминные препараты (супрастин, димедрол, тавегил, пипольфен и др.). Местно, если имеется мокнутие, применяют примочки с 0,5-1% раствором резорцина, раствором калия перманганата (1:5000) и др. Салфетки необходимо смачивать этими растворами обильно, чтобы они быстро не высыхали. При наличии шелушения без мокнутия эффективны различные болтушки, содержащие цинк, тальк, глицерин. Особое внимание обращают на соблюдение гигиенического режима. Тщательно обрабатывают шейные, подмышечные, паховые складки кожи во избежание появления опрелости. Ванны с чередой или крахмалом необходимо делать ежедневно. При купании ребенка используют нейтральное мыло - детское, ланолиновое.

Диспепсия . Погрешности вскармливания, перекорм, некачественно приготовленная пища обусловливают расстройство пищеварения (диспепсию), характеризующееся появлением срыгивания или рвоты, повышением температуры тела до субфебрильных цифр, а также жидкого стула зеленого цвета, иногда со слизью. Испражнения обычно кислые и носят бродильный характер. В нетяжелых случаях бывает достаточно упорядочить время кормления, проанализировать питание ребенка и внести в него коррективы. Обязательно надо отправить кал на бактериологическое исследование. Лучше сразу же пропустить одно-два кормления женским молоком, заменив его чаем. Назначают 3 раза в день перед кормлением маленькую щепотку ("на кончике ножа") карбоната кальция, смешанного со сцеженным молоком. Хороший эффект оказывает назначение В-риса в 10% растворе. В первые 1-2 дня к В-рису добавляют подкисленное молоко, кефир, сахар в концентрации 1:3, а позднее в концентрации 1:2.

Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) - одно из наиболее частых заболеваний у детей. Может протекать в виде ринита, трахеобронхита, фарингита и сочетания указанных поражений. Заболевание чрезвычайно контагиозно, поэтому медицинская сестра должна принять максимальные меры предосторожности и предотвратить распространение инфекции на других детей. При уходе и лечении больных с ОРВИ большое значение имеет применение физиотерапевтических процедур - УФО, ингаляции. По показаниям назначают горчичники и банки. При рините лекарственные растворы не закапывают в нос, а смачивают ими специальные турунды и вставляют поочередно в ту и другую ноздрю на 3-5 мин. С целью профилактики и лечения ОРВИ в последние годы широкое распространение находит интерферон. Воздух в комнате, где находится больной с ОРВИ, должен быть свежим, поэтому комнату систематически проветривают. Полезно обильное теплое питье.

Отек Квинке и крапивница . Указанные своеобразные аллергические реакции возникают при воздействии на организм самых разнообразных аллергенов: пищевых (яйцо, шоколад, рыба, цитрусовые, икра и др.), медикаментозных (антибиотики и сульфаниламидные препараты, антипиретики и др.), запахов. При отеке Квинке в ограниченном месте появляется отек кожи, иногда в комбинации с сыпью и волдырями. Кожа в месте отека бледная, без воспалительных явлений, безболезненная, зуда нет. При крапивнице наблюдается зуд, дети становятся беспокойными. Важно выявить основную причину аллергической реакции, что дает возможность предотвратить повторное попадание аллергена в организм. В качестве лечебной помощи при отеке Квинке и крапивнице местно применяют холодные примочки, обтирания спиртом, раствором анестезина, ментола. Хороший эффект наблюдается от антигистаминных препаратов (супрастин, димедрол, тавегил и др.).

Пневмония . Острое воспаление легких занимает одно из ведущих мест в патологии детского возраста, причем чаще наблюдается ее среднетяжелое и тяжелое течение. Больной с острой пневмонией должен находиться в постели с приподнятым головным концом кровати, а голова слегка откинута назад, что облегчает дыхательную экскурсию легких. Ребенку создают щадящий режим. Беспокойным детям назначают успокаивающие средства. Медицинская сестра внимательно следит за состоянием носового дыхания и при его затруднении производит туалет носовых ходов влажными тампончиками. Во время острой пневмонии детей кормят дробно, чаще и малыми порциями. Детей грудного возраста в тяжелых случаях, когда ребенку трудно сосать грудь, переводят на кормление сцеженным грудным молоком.

Во время болезни могут возникать признаки гипоксии (кислородной недостаточности), в связи с чем профилактически назначают вдыхание увлажненной 60% кислородной смеси через носовой катетер или воронку. В случаях надвигающейся опасности развития отека легких кислород пропускают через 30% спирт и дают дышать по 15-20 мин каждые 3-4 ч. Не следует опасаться пребывания детей с пневмонией на свежем и прохладном воздухе. Наоборот, прохладный воздух уменьшает отек слизистой оболочки бронхов и способствует лучшему газообмену.

В комплекс терапии острой пневмонии входят разнообразные медикаментозные препараты (антибиотики, сульфаниламиды, витамины и др.), а также физиотерапевтические методы лечения (лечебные ванны, ингаляции, УВЧ-терапия, банки и горчичники и т. п.), внутривенные вливания. От четкого, строго последовательного выполнения медицинской сестрой врачебных назначений во многом зависит эффективность лечения.

Особенности организации сестринского процесса в педиатрии
Сестринский процесс является методом организации и оказания сестринской помощи больным, здоровым который включает в себя пациента, его родителей и сестру в качестве взаимодействующих лиц. Как и любая другая организационная структура, сестринский процесс имеет свои характеристики: цель, организацию сестринского процесса и творческие способности. Сестринский процесс является наиболее перспективной моделью работы, так как в ходе организации его пациент рассматривается не как случай заболевания, а как личность, причем учитывается не только «Я» больного, но и реакция на его заболевание окружающих, родственников, близких, т. е. микросоциума пациента. Именно поэтому введение преподавания сестринского процесса во время прохождения цикла клинических дисциплин выступает на первое место в системе подготовки специалистов среднего медицинского звена не только в структуре среднего специального образования, но и высшего, так как подробный разбор ситуаций, проигрывание многообразия проблем в наиболее полной мере вскрывает всевозможные варианты решений задачи оказания помощи и организации действенною и высококвалифицированного ухода. Особое значение имеет данная модель при разборе особенностей организации ухода и наблюдения за детьми различных возрастных групп. Сестринский процесс - относительно новое понятие, нередко, при поверхностном ознакомлении, вызывающее к себе негативную реакцию, так как его внедрение требует перестройки не только методической работы, но и перестройки мышления, мировоззрения в свете философии сестринского дела. Возможно пройдут годы и годы, когда он будет внедрен в структуру оказания педиатрической медицинской помощи, но как обучающая модель, сестринский процесс незаменим возможностью широкого внедрения инновационных методик обучения, перспективой повышения уровня знаний студентов и повышения коэффициента выживаемости знаний, овладением этическим и психологическим компонентами работы медицинской сестры независимо от уровня подготовки (среднее или высшее образование).
Давайте рассмотрим подробно точки приложения сестринского процесса непосредственно в педиатрии. Основу философии сестринского дела составляет сестринский процесс как метод организации и оказания помощи и ухода больным и здоровым пациентам. При работе с детским населением нередко приходится сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными прежде всего тем, что сестринский персонал педиатрических служб силой обстоятельств вынужден работать не столько с пациентом, сколько с его окружением (родителями, бабушками, дедушками...). Это накладывает некоторую специфику этического поведения сестринского персонала. Именно при организации работы медицинских сестер различного уровня необходимо помнить, что психологический компонент деятельности по своему объему равен сугубо профессиональному, связанному со знанием анатомо-физиологических особенностей детского организма и условий протекания тех или иных заболеваний. Рассмотрим составляющие сестринского процесса.

Цель сестринского процесса включает в себя: идентификацию потребностей пациента в уходе, так как именно сестра должна решить - в чем нуждается ПАЦИЕНТ в первую очередь.

Принято выделять потребности универсальные, то есть присущие всем больным данной возрастной группы, такие как потребность есть, пить, быть чистым, поддерживать температуру тела, одеваться, раздеваться, спать, бодрствовать и так далее. Как правило, вычленение универсальных проблем не представляет проблемы, так как они вытекают из представлений об особенностях развития в различные периоды детства (понятие о рациональном питании, система номенклатурных столов, понятие о питьевом режиме, коррекция нарушений сна, личная гигиена больного, понятие о рациональной одежде и т. д.). При организации сестринского процесса в педиатрии , помимо определения проблем пациента необходимо провести и определение состояния знаний и представлений родственников ребенка о его потребностях. Не так уж и редки семьи, в которых перед появлением первенца родители не прочитали ни одной научно-популярной книги, или не прошли систему педиатрического консультирования по вопросам развития и воспитания малыша.

Кроме универсальных проблем, наиболее многочисленных, сестра должна уметь выявить проблемы пациента, связанные с его развитием (отставание в психическом, физическом развитии от данной возрастной группы, педагогическая запущенность у детей, практикующиеся в семье патологические типы воспитания, нарушения самооценки, снижение интеллекта, нарушение социальных связей). Именно эти проблемы представляют наибольшую трудность для педиатрических сестер, так как нередко они не готовы психологически и профессионально расширить рамки общения с больным, рассмотреть поведение больного с различных точек зрения. В процессе изучения сестринского дела в педиатрии следует особое внимание уделять поиску альтернативных подходов к каждой ситуации. Так, например, для каждой ситуации рассматривается правовая точка зрения, касающаяся того, что установлено или запрещено законом (например, необходимость уведомления властей о том, что состояние здоровья пациента вызвано какими-либо действиями со стороны других лиц при столкновении с синдромом избитого ребенка или оставлении малыша без помощи. Профессиональные нормы и профессиональный этикет важен при организации содружественной работы сестринского персонала детской поликлиники в единой системе акушерско-терапевтическо-педиатрического комплекса. Различная точка зрения, рассматривающая людей как часть общей «божественной» схемы и позволяет судить об их поведении по тому, как оно вписывается в эту схему (например, «свидетель йеговый» не позволяет делать своей дочери переливание крови, несмотря на то, что по мнению врачей, это единственный способ спасти ее жизнь). Рассматривается и эстетическая точка зрения, позволяющая рассмотреть данную ситуацию в соответствии с тем, производит или нет эффект, который «прекрасно смотрится» поведение (например, введение универсальной формы профессиональной одежды, отличной в каждом отделении больницы ярких тонов; соответствующее оформление интерьера детского стационара) и наконец, рассматривается практическая точка зрения, то есть, является ли действие наиболее эффективным способом достижения поставленной цели (например, обращение к ребенку по имени, а не безлично «малыш», введение игровых моментов в процесс обследования и выполнения медицинских манипуляций). Третий тип проблем, с которым сталкивается сестра при ведении своих пациентов - это проблемы, связанные со здоровьем, которые выявляются в процессе обследования. Обследование бывает затруднено в силу возрастных особенностей развития ребенка. Так, дети до 3- 4 лет не могут даже примерно локализовать боль, объяснить достоверно свои жалобы. Именно в педиатрии наблюдается резкий диссонанс между состоянием больного и его самочувствием, когда при незначительном снижении температуры тела до фебрильных цифр, ребенок становится более активным, играет.

Выявление всех трех типов проблем необходимо для осуществления второй цели сестринского процесса - определения приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов ухода, так как в зависимости от ситуации на первый план будут выдвигаться или потребности пациента в уходе, выбор модели осуществления ухода, согласно существующим теориям, или их синтезу, например, поддержание личной гигиены пациента младенческого возраста, решение проблемы дефицита общения или воспитания, либо проблемы, связанные со здоровьем, например, при гипертермическом или судорожном синдроме. Определив приоритеты по уходу и ожидаемые результаты, сестра уже может выбрать и применить сестринскую стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента, выбрать тот единственно верный подход к больному, обеспечивающий максимальное щажение психики и дающий наибольший результат лечения. При разборе и разработке сестринской стратегии особое внимание уделяется рассмотрению моральных аспектов действий. На наш взгляд, наиболее значимыми в сестринской практике являются следующие семь аспектов действий:

1. Уважение к людям, рассматриваемое в свете автономии ребенка, возможности выбора.
2. Аспект обладания действия определенными качествами, что делает их правильными или неправильными по своей сущности (этический компонент сестринского процесса), например «справедливость» рассматривается как одинаковое отношение к людям независимо от их возраста, пола, национальности, сексуальной ориентации, вероисповедания и политических взглядов.
3. Аспект морали.
4. Поиск наилучших результатов, рассмотрение ситуации с точки зрения утилитаризма (т. е., если сестра стоит перед выбором, ее долг состоит в рассмотрении всех последствий, которые может иметь действие для всех заинтересованных лиц) например - нецелесообразно ставить капельницу на правую руку подростка-правши, если мы хотим, чтобы пациент был как можно более независим, не рационально объяснять родителям, как поделить таблетку на восемь частей, если можно выписать препарат в необходимой дозировке в порошках или микстуре.
5. Аспект наличия правильной мотивации - необходимо осуществлять действия, поскольку они правильны, а не руководствоваться какими-то иными причинами - другими словами не исполнять «долг во имя долга». Этот аспект особенно важен при работе с семьей ребенка, когда медицинская сестра обязана так провести разъяснительную работу с матерью, чтобы не только научить ее методике ухода, дачи лекарственных препаратов, но и объяснить ей зачем именно необходим этот препарат для ее малыша, что будет в случае, если не применить этот препарат.
6. Аспект «действия в соответствии с природой» - например, -подготовка больного к применению высокотехнологических диагностических и лечебных методов в зависимости от возраста требует предварительной работы с проблемой страха. Ребенку старше трех лет нельзя говорить, что будет совсем не больно, если манипуляция подразумевает болезненность. Ему необходимо заранее, на примерах игрушек, игровых моментов объяснить требуемого от него.
7. Аспект «поступков в соответствии с волей Бога» - люди, чья мораль основана на религиозных вероисповеданиях, независимо от вида религии, могут соглашаться с неверующими в определенных ситуациях, относительно того, что необходимо делать. Например - в ситуации решения вопроса о нецелесообразности активного лечения ребенка с запущенным онкологическим заболеванием, мусульманин может поддерживать такое решение, считая, что попытка отсрочить неминуемую гибель означает поступать против воли бога, утилитарист - так как в результате активного лечения больной будет страдать еще больше.

При организации сестринского процесса сестра не должна забывать, что проблемы пациента это и проблемы его родственников, близких. Нельзя упускать из виду микросоциальную среду больного, особенно при решении вопроса о необходимости госпитализации, адаптации его к условиям стационара, так как отрыв пациента от привычных условий существования при помещении в больницу, незнакомая среда, предоставленность самому себе, чувство заброшенности может наносить как преходящие, так и стойкие психические травмы, замедлять течение процесса выздоровления, снижать эффективность процесса ухода и лечения. А только обучение по модели сестринского процесса позволяет наиболее полно вскрыть и разрешить данные проблемы.

Вторая составляющая сестринского процесса - его организация. Организационная структура сестринского процесса, как вы знаете, состоит из пяти основных элементов: обследования, сестринского диагноза, плана, осуществления и оценки.

Работа с любым пациентом, будь он здоров или болен, начинается с обследования, то есть процесса сбора и оформления информации о состоянии здоровья пациента.

Источники данных весьма обширны: это и сам пациент с его рассказами о здоровье и самочувствии, его семья, данные амбулаторной картины, заключения других специалистов в области медицины, литература.

Проблема постановки сестринского диагноза, как правило, не имеет затруднений, если проведен достаточно полный сбор информации на этапе обследования. В педиатрии сестринский диагноз складывается из трех составляющих - биолого-генеалогических (особенности развития, перенесенные ранее заболевания, травмы, особенности акушерского анамнеза...); социального (тип воспитания, бытовой статус); клинического (основные проблемы, связанные со здоровьем). Сестры при изучении данной ступени сестринского процесса должны владеть навыками систематизации и умением группировки.

При рассмотрении принципов составления плана сестринских действий, помимо изучения необходимых для данной ситуации действий по проведению дополнительных исследований, неотложной помощи, режимной, диетической, медикаментозной и т. д. коррекции состояния, необходимо, на наш взгляд, учитывать сестринские модели защиты пациента. Правозащитная модель (сестра несет ответственность за информирование пациента и его семьи относительно его прав в больнице или системе медико-санитарной помощи. Сестра должна убедиться в том, что пациент понимает эти права и знает как пользоваться ими в рамках системы). Модель решений, основанных на ценностях - это предоставление защиты назначает сестру на роль помощника пациента с целью обсудить его потребности и интересы и сделать выбор, который наиболее полно соответствует ценностям, образу жизни или плану действий пациента, не навязывая ему решений. Модель уважения к людям - человеческое достоинство пациента уважается независимо от того является ли пациент независимым и самостоятельным. В роли защитника сестра помнит об основных человеческих ценностях пациента и всякий раз действует с целью защитить его человеческое достоинство, тайну, независимый выбор, когда необходимо.

Для систематизации подхода к составлению плана сестринских мероприятий мы используем так называемую модель принятия решения:

1 ступень - рассмотрите ситуацию с целью определения проблем, связанных со здоровьем, необходимых решений, этических компонентов и главных индивидуумов.
2 ступень - соберите дополнительную информацию с целью прояснения ситуации.
3 ступень - определите личные и профессиональные моральные позиции.
4 ступень - определите моральные позиции главных индивиду-умов-участников.
5 ступень - определите этические вопросы, связанные с ситуацией
6 ступень определите противоречие ценностей, если оно есть.
7 ступень - установите, кто принимает решение.
8 ступень - определите круг действий и предполагаемые результаты.
9 ступень - выберите направление действий.
10 ступень - реализация действий.

Если учитываются все психологические составные ситуации и принятие решений идет по рассмотренному алгоритму, то, как правило, этап реализации не представляет затруднений у сестер, может отмечаться только недостаток знаний при освещении некоторых вопросов.

1. Что будет делать пациент (например - находиться на постельном режиме, принимать медикаменты, полоскать горло).
2. Один тип поведения для каждой установки (необходимо отдельно обсудить особенности диетического питания, а не диету и прием лекарственных средств одновременно).
3. Необходимое наблюдение и оценка в изменении поведения (в процессе лечения у ребенка может появиться страх перед белыми халатами медиков, или по мере улучшения состояния больной может менее тщательно выполнять назначения).
4. Быть более подробными в области «критерия» - обсудить с больным и его родственниками, что конкретно необходимо, например, если назначен строгий постельный режим, то с какой целью
и какие осложнения со стороны здоровья могут возникнуть при несоблюдении постельного режима, если назначено диетическое питание, то какие последствия могут последовать при нарушении диеты.
5. Подробное обсуждение целей с пациентом или его близкими, не только кратковременных, но и долговременных планов.
6. Реальные цели, например, не реально планировать полное выздоровление у ребенка с врожденным пороком сердца.

Сестра не только планирует необходимые мероприятия, но и реализует их. Ее действия затрагивают помошь при болезни, профилактические и оздоровительные мероприятия. С изменением картины болезни изменяется и реализация. Исторически сложились три основных типа реализации:

1. Зависимый, наиболее распространенный тип деятельности сестер, характеризуемый тем, что требуются указания врача для начала действия, но должны быть использованы знания и навыки сестры - например, врач назначает инъекции антибиотиков, а сестра выполняет назначения...
2. Независимый - включает непосредственную деятельность сестры, например, обучение матери приемам массажа, технике приготовления блюд детской кухни...
3. Взаимозависимый - совместная деятельность сестры с другими специалистами в области медицины - например, обработка полости рта после консультации стоматолога...

Особый упор, при организации сестринского процесса в педиатрии мы делаем на независимый и взаимозависимый типы реализации, так как именно эти типы реализации помогут студентам наиболее полно овладеть знаниями и практическими навыками.

На этапе реализации сестра должна проявить весь свой богатый опыт для достижения цели, ведь успех лечения зависит от правильно организованного ухода за пациентом, выполнения им режима, приеме препаратов. При выраженной реакции протеста со стороны пациента - налаживания контакта с больным...

Во время выполнения этапа реализации сестра ведет карту сестринского процесса, где в графе «реализация» четко указывает кто должен выполнять, что делать и когда. После завершения этапа реализации сестра приступает к заключительному этапу сестринского процесса - оценке. На этом этапе учитываются следующие показатели:

1. Оценка реакции пациента на вмешательство - как пациент реагирует на мероприятие - например, на использование подкладного судна при строгом постельном режиме.
2. Мнение пациента о вмешательстве.
3. Оценка достижения поставленной цели - необходима для определения правильности сестринских мероприятий. Если за определенный срок цель не будет достигнута, значит была выбрана ошибочная тактика или допущено не полное обследование пациента, и следует начать сестринский процесс заново с первого этапа
4. Оценка качества оказанной помощи.

На этапе овладения оценкой сестринских мероприятий, сестра наибольшее внимание должна уделять модели оценки «подотчетность - договорные отношения», как наиболее перспективной, на наш взгляд модели, т. к. подотчетность включает отношения, по крайней мере, между двумя сторонами. Это договорные отношения, в которые сестра, являясь действующим лицом, вступает в договорное соглашение с целью оказать помощь и нести за нее ответственность в соответствии с установленными условиями. Нести ответственность в данной модели, исходя из природы полного доверия, которое существует между пациентом и сестрой. Это обязательство, которое имеет отношение к праву пациента на свободное волеизъявление и компетентный сестринский уход. Именно подотчетность защищает духовные ценности взаимоотношений сестра-больной и поддерживает традиции сестринского дела, обеспечивая и практику, и социальную роль сестринского дела своим необходимым историческим содержанием.

Из изложенного материала можно сделать вывод: сестринский процесс является наиболее перспективной моделью работы сестры в педиатрии, так как по стилю является сближением, позволяющим реализовать все лучшее, что есть в пациентах и сестринском персонале, превращает сестру из рутинно-механического придатка врача в высококвалифицированного специалиста.