Внеклассное мероприятие «Прощание с Азбукой. Методическая разработка (1 класс) на тему: Праздник "Прощание с Азбукой"

Столы поставлены буквой «П», чтобы дети во время выступления могли выйти на середину класса.

На столах в конвертах приготовлен раздаточный материал: предложения, пословицы, загадки, слоги для игры «Живые слова», рисунки и стихотворения.

Под музыку песни В. Шаинского «Чему учат в школе» в класс входят празднично одетые дети. В руках у них «Азбука». На красных пилотках прикреплены буквы от «А» до «Я».

Учитель. Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы учили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по первой вашей книге - «Азбуке». Но «Азбука» познакомила вас не только с буквами. Ее страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.

Ученик.

Вставайте дружно всякий раз.

Когда учитель входит в класс.

Парта - это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит - надо встать,

Когда он сесть позволит - сядь.

С. Маршак

Учитель. Прошел сентябрь, и вы с гордостью рассказывали своим папам, мамам и бабушкам...

Ученики (читают с плаката).

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь ученики!

Учитель. Сегодня мы проведем необычный урок. Необычный потому, что к нам в гости пришли герои любимых сказок - Буратино, Чипполино, Незнайка, Карандаш, Дюймовочка, Мальвина (их роли могут выполнять старшеклассники). Они помогут вам совершить путешествие по страничкам «Азбуки». Отгадайте, кто первый из них начнет с вами путешествие?

С книжкою шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тог мальчишка? (Буратино.)

(Выходит Буратино. У него в руках карточки с заданиями, которые он предлагает выполнить ребятам.)

Буратино. Ребята! Ответьте на такой вопрос: чему учат в школе шестилеток?

Ученики.

1. Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

2. Ель, топор, лопата, руки -

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

3. Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

«Ма» и «Ша», а вместе «Маша»

К нам явилась на урок.

4. Если слоги встанут рядом -

Получаются слова:

«Ты» и «Ква», а вместе «тыква»,

«Со» и «Ва», итак «сова».

5. Соединили мы два слова,

И предложение готово:

«Дождь идет, гремит гроза,

Улетела стрекоза».

6. Мы знаем буквы, знаем слоги,

И постепенно, понемногу

В. Берестов

Буратино . А теперь проведем игру «Живые слова».

Дети берут из конвертов слоги:

Учитель произносит слово, а дети выходят с соответствующими слогами и хором читают слова:

А-НЮ-ТА ВО-ВА ВЕ-РА

МА-РИ-НА РО-МА БУ-РА-ТИ-НО

НИ-НА ЗИ-НА

Буратино . МО-ЛОД-ЦЫ!

(Во время музыкальной паузы дети исполняют «Польку» М. И. Глинки.)

Учитель. Эстафету путешествия принимают Чипполино, Мальвина и Дюймовочка.

Чипполино. Ребята, знаете ли вы, какие овощи растут в огороде? Отгадайте мои загадки.

(Каждая загадка написана на карточке и находится в конверте Чипполино. У Мальвины приготовлены отгадки - рисунки овощей. Мальчики подходят к Чипполино за загадками и читают их. Девочки идут к Малъвине за отгадками.)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает! (Лук.)

Сидит бабка на грядке,

Вся в заплатках. (Капуста.)

Круглая, а не солнце, желтая, а не масло,

Сладкая, а не сахар, с хвостиком, а не мышь. (Репа.)

Сам я алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

(Мальвина предлагает ребятам свое задание: соотнести загадки и отгадки.)

1. Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек Улица

Домики везут.

2. В два ряда дома стоят,

10, 40, 100 подряд. Автобусы

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

Дюймовочка. Ребята, я приготовила вам загадки про учебные вещи.

(На столе лежат учебные вещи: портфель, карандаш, касса букв, книга. Ученики поочередно подходят к столу, берут один из предметов, затем находят загадку к этой учебной вещи п читают ее по карточке.)

1. Новый дом несу в руке.

Двери дома на замке.

А живут в доме том

Книжки, ручки и альбом. (Портфель.)

2. Черный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом проведет -

Там и след кладет. (Карандаш.)

3. Черные, кривые,

От рождения немые,

А как встанут в ряд,

Все заговорят. (Касса букв.)

4. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Чипполино, Мальвина и Дюймовочка . Ребята, мы довольны вашими знаниями и, прощаясь, всех вас БЛАГОДАРИМ!

(Звучит песня «Научи нас веселиться!».)

Учитель. В наше путешествие включается Незнайка.

Незнайка . Здравствуйте, ребята! Объясните мне, пожалуйста, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте позовем на помощь «Азбуку».

Далее учитель называет номер страницы учебника, а дети оценивают ситуацию, изложенную на ней. Это могут быть примеры, где дети трудятся, лодырничают, вежливо общаются, дружно читают, играют, нарушают правша общения, дорожного движения.

Учитель . Чтобы полнее ответить Незнайке на вопрос, что такое хорошо, прочитайте стихотворение С. Маршака «Школьнику на память».

Путешествие продолжает Карандаш. Он хочет узнать, как вы научились читать и понимать прочитанное.

Карандаш. Я приготовил для вас, ребята, много пословиц. Послушайте их внимательно:

Землю красит солнце, а человека - труд.

Без труда мечта мертва.

Без труда ничего не дается.

Кто любит труд, того люди чтут.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Какое слово повторяется во всех этих пословицах? (Труд.) На страницах «Азбуки» вы знакомились с трудом взрослых. Вспомните, о каких профессиях вы читали.

(Дети называют профессии, находят страницы «Азбуки», на которых они читали об этих профессиях.)

Карандаш. А кем работают ваши мамы и папы? (Дети отвечают, затем читают текст с плаката, который открывает Карандаш: ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ - ВЫБИРАЙ НА ВКУС.)

А сейчас мы проведем игру «Составь предложение». Организуем две команды по четыре человека в каждой.

Описание игры. Члены первой команды получают карточки, где написаны начала предложений, члены второй команды - концы предложений. Ребятам надо найти друг друга, встать парами и прочитать составленные предложения.

I команда II команда

1. Кто много читает, как на крыльях летаешь.

2. Поздно встанешь - тот много знает.

3. Книгу читаешь - мало сделаешь.

4. Ученье и труд все перетрут.

Карандаш . Я очень доволен вами, ребята, и написал, что вы заслужили оценку (достает плакат) «ОТЛИЧНО».

(Вновь музыкальная пауза- «Танец утят».)

Учитель . Наше путешествие приближается к концу. Пройдены все странички с буквами. Кто знает, какая последняя буква в алфавите? А знаете почему?

(Инсценируется стихотворение «Буква «Я» Б. Заходера.)

Ученица.

Прапрадедовской порой

Встали буквы в четкий строй.

Строй как строй, да не простой,

Он зовется азбукой.

В. Берестов

Ученики (перекликаются).

Азбука! По порядку алфавита стройся!

Гласные!

Согласные!

Буквы, которые не обозначают звуков!

Ученик.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В четком равненьи построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все - алфавит.

Ученица . Буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь! (Дети строятся по порядку и произносят обозначаемые звуки.)

Несколько человек читают стихотворение С. Маршака «Ты эти буквы заучи».

Учитель обращает внимание на центральную часть стены, где висит плакат, дети хором его читают:

СПАСИБО ТЕБЕ, АЗБУКА!

Родители и старшеклассники поздравляют детей.

Сценарий выпускного в ДОУ «Буратино в гостях у ребят».

Ведущий:
Мы пригласили всех на праздник,
Добрый, светлый, озорной!
Праздник грустный и весёлый,
Наш дошкольный выпускной!
Сюда, проститься с детским садом
Спешат дошкольники с утра,
Мы их улыбками встречаем,
Аплодисментами, друзья! Представление выпускников
Алиса
Наш сад сегодня приуныл…
И мы грустим, совсем немного.
Вот день прощанья наступил,
И ждет нас дальняя дорога.
Не раз мы вспомним, как играли,
И сколько было здесь затей!
Как рисовали вечерами
И лес, и маму и ручей!
А праздники, какие были!
А как мы праздники любили!
А как красиво танцевали!
Какие мы балы давали!
Варя
ВОТ И НАСТАЛ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЧАС.
КРУЖИТСЯ В ЗАЛЕ ПРОЩАЛЬНЫЙ НАШ ВАЛЬС.
МУЗЫКА ПЛАВНАЯ ЛЬЁТСЯ
И ЗАГРУСТИЛИ ГЛАЗА…
МЫ РАССТАЁМСЯ СЕГОДНЯ,
НО БУДЕМ ПОМНИТЬ ВСЕГДА… Танец «Вальс»
Аня
Праздник не простой у нас,
Он бывает только раз!
И сегодня в детский сад
Гости к нам не зря спешат!
Рашид
Этот праздник наш веселый,
Потому что скоро в школу.
Только жаль, прощаться надо
Нам с любимым детским садом.
Ульяна
Да, мы теперь уже большие
Идем учиться в первый класс.
И в нашем садике любимом.
Сегодня выступим в последний раз!
Соня
Из года в год 5 лет подряд
Мы приходили в детский сад,
Но миновали те деньки!
Сегодня мы выпускники,
А завтра будем школьники.
Костя
Наступает расставанье -
Скоро в школу мы пойдем
А сегодня на прощанье
Эту песенку поем. Песня: ______________________________
Рашид
Вот мы выросли, и нас
Ждёт школа в самый первый класс.
А помните, пять лет назад,
Как мы ходили в детский сад?
Маша
Да что ты, не ходили,
В колясках нас возили!
На ручках часто мы сидели,
Ногами топать не хотели.
Вова
Я помню, плакал каждый день,
Всё маму ждал, в окно глядел.
А кто-то с соскою ходил,
А кто-то памперсы носил.
Варя
Да, все мы были хороши!
Ну, что с нас взять – ведь малыши!
А я такое вытворяла,
В обед над супом засыпала…
Андрей
Такими были шалунами,
Дрались руками и ногами.
А кое-кто даже зубами…
Всё это в прошлом, а сейчас….
Нас провожают в первый класс. Поздравление малышей.
Ведущий:
К нам герои добрых сказок,
В гости в зал уже спешат.
Чтобы на планету «Школа»,
Проводить своих ребят!
Со сказкой все в саду дружили,
Просим, сказка, приходи!
Добрых сказочных героев,
За собою приводи! Под музыку вбегает Буратино, в руке портфель.
Буратино:
Здравствуйте, ребята! Я – веселый Буратино!
Нос мой острый, нос мой длинный.
Я ведь тоже не зевал, все скорей в портфель собрал.
Вот рогатка, пистолет…. А ещё кулёк конфет!
Кубики, тарелки, чашки, разноцветные бумажки,
Пирамидки, погремушки… в общем, все свои игрушки.
Ведущий:
Что ты, что ты, Буратино? Что за странная картина?
Ну, зачем тебе игрушки – пирамидки, погремушки.
В школу ты пойдешь учиться, а не шалить и не лениться.
Много нового узнаешь, много книжек прочитаешь!
Буратино: Понял, понял. Значит, фантики я брать не буду, погремушки в школе тоже не нужны. А что же тогда брать, чем портфель мне загружать?
Ведущий: А ты, Буратино, ребят спроси, они тебе помогут.
Буратино: Не надо мне рассказывать, пусть лучше покажут.
Игра «Собери портфель»
Буратино:
Спасибо вам, ребята, за интересную игру!
Теперь я знаю, что должно быть в портфеле у школьника и обязательно стану хорошим учеником!
Танец Маши и Ани
Звучит музыка. В зал входят Кот Базилио и Лиса Алиса.
Базилио:
Здравствуй, здравствуй, Буратино!
Лиса Алиса:
Здравствуй, мальчик наш любимый!
Базилио:
Ты для нас как сын родной!
Лиса Алиса:
Что ты прячешь за спиной?
Буратино пятится назад и прячет за спину портфель.
Буратино:
Новый дом держу в руке,
Двери дома на замке.
А живут в доме том,
Книжки, ручки и альбом!
Я очень хочу стать умненьким, брагоразумненьким, вот и собрался идти в школу!
Базилио:
За тебя мы очень рады,
Но совет тебе дадим:
Не спеши ты! Погоди!
Алиса (ходит вокруг Буратино) :
Умненький Буратино! Разумненький Буратино!
Ну, зачем тебе идти в школу? (берёт из рук Буратино портфель и бросает его в сторону)
Пойдём лучше с нами… в самую замечательную страну!
Буратино: А что это за страна?
Базилио: О! Это чудесная страна!
Страна ДУРАКОВ!
Замечательное и очень весёлое местечко!
Там никто не работает, не учится и не думает!
Алиса:А все только веселятся, играют и шалят.
Буратино: Но Папа Карло говорит, что надо учиться в школе, чтобы стать умненьким!
Алиса:Ну, ты сам посуди: будешь много учиться, много думать – голова заболит! И зачем тебе это?
Базилио: Правильно, зачем? Вот мы с Алисой в Стране Дураков всю жизнь живём и прекрасно себя чувствуем!

Буратино: Вообще-то, интересно посмотреть на эту страну!
Алиса: Тогда пойдём с нами! Тебе там обязательно понравиться!
Алиса и Базилио уводит Буратино, взяв под руки.
Ведущий:
Вот и ушёл Буратино, а портфель свой забыл. Да и зачем ему портфель в стране Дураков? А вот нам, будущим школьникам, он обязательно пригодится! Показывает рукой на стоящий в центре зала «Портфель». Сценка родителей
Ведущий:
Вот портфель, как теремок
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно нет там никого.
Теремок пустой стоит.
Вот Пенал к нему спешит.
Пенал:
Стоит терем-теремок!
Он не низок не высок.
Эй, замочек, отомкнись.
Кто живет здесь, отзовись.
Нет ответа, не слыхать,
Буду жить здесь, поживать. Пенал встаёт за Портфель
Ведущий: Вот Букварь сюда спешит,
Видит – теремок стоит. Звучит музыка, к портфелю поскоками приближается Букварь
Букварь:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ведущий:
Тут из теремка Пенал,
Букваря к себе позвал.
Пенал:
Будем мы с тобою жить,
Будем мы с тобой дружить! Букварь встаёт рядом с Пеналом.
Ведущий:Тут Тетрадка прибежала,
И проситься в терем стала. Звучит музыка, к портфелю поскоками приближается Тетрадь.
Тетрадь:В школе детям я нужна!
С вами вместе жить должна!
Ведущий:
В теремочке потеснились,
И тетрадка поместилась. Тетрадь встаёт с остальными.
А вот и Карандаш спешит,
В теремочке хочет жить!
Звучит музыка, к портфелю поскоками приближается Карандаш.
Карандаш:
Я - малютка карандашик!
Исписал я сто бумажек.
В школе без меня нельзя –
Будем вместе жить, друзья!
Ведущий:
Радуется теремок –
Открывает свой замок! Карандаш встаёт с остальными
Ведущий: Тут Линейка к ним спешит,
В теремочке хочет жить! Звучит музыка, к портфелю поскоками приближается Линейка.
Линейка:
Я – Линейка!
Прямота – это главная моя черта!
В школе тоже я нужна!
Прямота моя важна!
Все вместе:
Шлёт привет вам теремок!
Ты узнал его, дружок?
Детский сад не забывайте,
Лишь «пятёрки» получайте! Под музыку входит Мальвина.
Мальвина:
Добрый день, девочки и мальчики!
Я пришла поздравить вас с переходом в первый класс!
Стали вы теперь большими, вы теперь выпускники,
Будут первые уроки, будут первые звонки!
Все ходили в первый класс, ваша очередь сейчас.
Всё у вас, друзья, в порядке?
Есть и ручки и тетрадки?
Ведущий:
Мальвина, наши ребята хорошо подготовились к школе!
Они стали воспитанными, сообразительными и, конечно, дружными!
Мальвина:
Я, признаться, всем вам верю!
Но, уж лучше я проверю!
Загадки:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..(Карандаш)
Кто я, если прямота
Главная моя черта?(Линейка)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.(Портфель)
Я большой, я ученик!
В ранце у меня…(Дневник)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная… (бумага)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…(Пенал)
Пишут им ученики, Отвечая у доски.(Мел)
Я весь мир слепить готов - Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин - У меня есть…
(Пластилин)
Ведущий:
Слова рождаются из букв, все дети это знают,
Умеют лет с 5 читать и много книг читают.
По команде 1-2-3, должно быть все готово,
Скорее буквы ты бери, сложи из них нам слово.
Игра «Сложи слово»: ШКОЛА, ПАРТА, БУКВА, АЗБУКА, РОДИНА.
Танец ________________________________
Мальвина: Молодцы, ребята!
Ведущий:
Мальвина, а сейчас наши мальчики исполнят частушки.
Хорошо в саду мы жили,
Веселились от души.
Повзрослели, поумнели.
Мы уже не малыши.
Ладушки и пяточки
Посмотрите, мамочки!
1. В сад пришли мы вот такими.
Вспоминаем мы сейчас.
Мы ревели, голосили
И на ручки брали нас.
Ладушки и пяточки
Горевали мамочки.
2. А когда ревели много,
Были мокрыми носы,
А бывало, так случалось,
И колготы и трусы.
Ладушки и пяточки
Помните все, мамочки?
2. Мы с тобою подружились
Сидя утром на горшках,
Вместе игры, вместе ссоры,
И ходили в синяках!
Ладушки и пяточки
Разнимают мамочки!
3. (поют два мальчика)
Первый: Мы вдвоем влюбились в Варю,
Я конфеты ей носил.
Второй: Я красивые цветочки
На все праздники дарил.
Ладушки и пяточки
Вы не знали мамочки?
А она танцует с Владом,
Улыбается ему.
А на нас совсем не смотрит….
Интересно, почему?
Ладушки и пяточки
Объясните, мамочки!
4. Нас из ложечки кормили,
Няни, воспитатели.
Много сил, души, здоровья
На всех нас потратили.
Ладушки и пяточки
Вы вторые мамочки
Хором: Мы кусались и ревели,
Ели кашу и компот.
Подросли, большими стали
И теперь такие – вот!
Ладушки и пяточки
Вы гордитесь, мамочки.
Мальвина:
Молодцы, ребята! Вы готовы стать учениками и можете смело идти в школу! А мне пора отправляться в путь. Я ищу мальчика по имени Буратино. Он тоже должен пойти в школу, но ещё не совсем готов к этому. И мне необходимо ему помочь!
Ведущий:
Знаешь, Мальвина, а ведь этот мальчик по имени Буратино был здесь. И мы его видели, правда, ребята?
Мальвина:Так, где же он?
Ведущий: Он очень спешил в школу, но повстречал на своём пути Кота Базилио и Лису Алису. Эти хитрые разбойники обманули Буратино и увели с собой в Страну Дураков!
Мальвина:Какой наивный и доверчивый наш Буратино! Что же теперь делать?
Ведущий: Подожди, Мальвина, не нужно так волноваться! Ведь Буратино умненький? Благоразумненький? Значит, он очень быстро поймёт, что в Стране Дураков ему не место и обязательно вернётся!
Мальвина:Ну, конечно, вернётся, ведь в сказках всегда происходят чудеса! Песня________________________________
Звучит музыка. В зал вбегает Буратино.
Буратино:Я так спешил, так спешил, друзья мои. А кот Базилио и Лису Алису слушать больше не буду! В этой Стране Дураков мне совсем не понравилось! Там живут ленивые, невоспитанные и неряшливые ребята. Я сразу вспомнил своих друзей, папу Карло и сильно захотел пойти в школу!
Мальвина:Мы очень рады, Буратино, что ты вернулся. А пока ты путешествовал, ребята показали себя только с хорошей стороны. За них можно не переживать и смело отправлять в школу!
Буратино: А можно, я с ребятами поиграю, проверю: хорошо ли знают математику?! Начинаю весёлые минутки – мои математические шутки!
1. Под кустами у реки жили майские жуки
Дочка, сын, отец и мать, кто их может сосчитать? (4)
2. Старый Еж по лесу шел, на обед грибы нашел
Два – под березой, один - у осины,
Сколько их будет в плетеной корзине?
3. Семь гусей пустились в путь, два решили отдохнуть
Сколько их под облаками, сосчитайте дети сами
7. Гулял волк в лесу и собирал цветочки.Кому подарить? Ну конечно, Красной шапочке!
2 ромашки, 2 гвоздики, 2 розы! Сколько всего
цветов в букете? 4. Пять ворон на крышу сели, две еще к ним прилетели
Отвечайте смело, быстро
Сколько всех их прилетело?
5. Вышла курочка гулять, забрала своих цыплят
7 бежали впереди, 3 остались позади, Беспокоится их мать, и не может сосчитать
Сосчитайте-ка ребятки сколько было всех цыпляток?
6.Жили-были два зайца: Прыг и Скок.
Очень они любили морковку. Один
съел 3 утром, а второй на 3 морковки
больше. Сколько всего они съели морковок?
Буратино:Ну, ребята, чудо, право! Постарались вы на славу.
Мальвина:
На часах поёт кукушка,
Говорит: «Пора прощаться! »
До свиданья, ребятишки!
Жалко с вами расставаться.
Вам сегодня пожелаем,
Мы счастливого пути,
Чтобы трудности, преграды,
Вы смогли легко пройти!
Буратино:
Хочу пожелать, дорогие ребята,
Учиться, расти, встретить новых друзей!
Чтоб ваш детский сад мог вами гордиться,
По лесенкам школьным шагайте смелей!
Ну, а нам уже пора!
ВМЕСТЕ: До свидания, детвора!
Встретимся первого сентября!
Мальвина и Буратино уходят.
Данил
Мы сегодня расстаемся с вами
Грустно нам, ну что и говорить.
Мы пришли последний раз с цветами,
Чтобы вас за все благодарить.
Карина О
За заботу вашу и за ласку
За великий и почетный труд.
Что здоровье свое не щадили
И все силы в садик вложили.
Варя
За то, что дом наш детский сад
Был день за днем все краше,
Сказать спасибо каждый рад
Валентине Васильевне – заведующей нашей!
Максим
В нашей группе каждый знает -
Методистом трудно быть
Это значит очень-очень
Надо всех детей любить.
Соня
Спасибо нежно говорим
Мы воспитателям своим!
Еще признаемся мы вам
Похожи вы на наших мам
Спасибо вам сто тысяч раз
Все: Всю жизнь мы будем помнить вас!
Рашид
Спасибо нашей Дарье Андреевне,
За заботу и старание,
Чтоб группа была и чиста, и светла
Много старания вложила она.
Аня
Спасибо Ирине Николаевне
Она нас лечила
И ставить градусник учила,
Смотрела, чтоб наши щечки
Алели как цветочки.
Карина
Спасибо всем, кто на кухне работал.
Нам кашу варил и готовил компоты,
Без вас бы нам такими
Не вырасти большими!
Андрей
Спасибо Ольге Ивановне
За то, что научила нас
Быть сильными, здоровыми
Ловкими и смелыми.
Тима
Очень сложная задача, чтобы что-нибудь достать.
Талан нужен и удача вещь детсаду отыскать.
Не под силу нынче даже и богам хозяйство весть,
Для того в детсаде нашем и завхоз хороший есть.
Трофим
За то, что в белом порошке, стирали нам простынки,
За то, что чистые всегда
Салфетки и косынки.
Привет от нас горячий
Сегодня нашей прачке!
Алиса
Музыкальные уроки
Посещали мы не зря –
Выступаем мы, в итоге,
На смущенье не смотря!
С нами были Вы не строги,
Если промах совершим, –
В благодарность педагогу
Улыбнёмся от души!
Сергей
Хорошо здесь в садике нам было,
Это мы вам честно говорим.
И от всей души большое вам СПАСИБО,
Все мы вас благодарим!
Песня__________________________________
Ведущий: Слово предоставляется заведующей нашего детского сада. Дорогие друзья, гости, родители наших выпускников, наш выпускной вечер подошёл к завершению. Спасибо за внимание.

По мотивам сказки А. Толстого

«Золотой ключик,

или Приключения Буратино»

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР БИБАБО, ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР, ДРАМАТИЗАЦИЯ

Цель. Дать представление о школе, труде учителя, обязан­ностях учеников, высмеять неумелость, беспомощность Мальвины и нерадивость Буратино, противопоставить им прилежание де­тей, уважительное отношение к воспитателю, а с его стороны доброжелательное и требовательное отношение к детям, укреплять желание учиться. Выразительно и с юмором исполнять роли, активно участвовать в подготовке игры, творческом разыгрывании сюжета.

Персонажи. Ведущий, Мальвина, Буратино, пудель Артемон, мотыльки, птички и др.

Подготовка к игре. Предварительное чтение по частям сказ­ки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в детском саду или дома.

Материал. Для кукольного театра: персонажи, сделанные из бумаги, с приспособлениями для надевания на пальцы или кук­лы бибабо. Соразмерные персонажам предметы: парта, чер­нильница, тетрадь, стол, посуда, яблоко. Мотыльки, птички на длинных вибрирующих проволочных стержнях. Декорации: цвету­щие в саду кусты и клумбы. (Их нарисуют дети, а вы помогите им наклеить декорации на марлю. Сад будет на втором плане служить фоном при разыгрывании сцен завтрака и учебы.)

Для драматизации: колпачок и длинный нос (бумажный конус) для Буратино, голубые волосы с бантом для Мальвины.

Ход игры. При проведении первой игры будет лучше, если все роли вы возьмете на себя, показав тем самым образцы их исполнения. Можно привлечь и помощников. Наверняка найдут­ся желающие среди детей. В дальнейшем ребята с успехом будут исполнять роли полюбившихся героев.

По ходу представления зрители не должны быть пассив­ными наблюдателями. Все они - активные участники игры: они постоянно общаются с персонажами, дают им советы и могут даже повлиять на ход событий. Ведущий создает атмосферу представ­ления: то он строго разговаривает с Буратино, то вызывает общее веселье, то заставляет детей задуматься, спрашивая у них совета, то сам объясняет правила поведения. Например, увидев растерянную Мальвину и развязно сидящего Буратино, он спокой­но и серьезно объясняет ему, как правильно сидеть за столом. Можно попросить сделать это ребенка, которому вы помогаете совершенствовать осанку («Петя, объясни Буратино, как нужно сидеть за столом»).

В эпизоде, где Буратино с жадностью проглатывает целиком пирожные, тоже попросите кого-либо из ребят объяснить пра­вила поведения за столом. Очень важно, чтобы эта сценка вызвала веселый смех детей. Во многом это зависит от мастерства ис­полнителя роли.

Так как методы воспитания Мальвины не всегда должны восприниматься детьми как пример для подражания, ведущий в необходимых случаях появляется из-за ширмы и ласково и участливо разговаривает с этим «несносным мальчишкой», чтобы всем стало ясно, как добиться успеха в воспитании.

Итак, кукольный театр начинается.

Раздвигается занавес, и зрители видят цветущий сад. Звучит беззабот­ная музыка, щебечут птицы, порхают бабочки.

Ведущий. Девочка с голубыми волосами сидела в саду, за маленьким столом, накрытым кукольной посудой, и отмахи­валась от надоевших бабочек.

Мальвина (с досадой). Да ну вас в самом деле!

Пудель Артемон, помогая Мальвине, лает на бабочек, гоняется за ними, устраивая веселую суету. Появляется Буратино. Он такой нескладный, что не­возможно удержаться от смеха. Буратино садится за стол. Движения его раз­вязны: подчеркнуто неправильная поза, нога подвернута под себя.

Мальвина в недоумении разводит руками, как бы обращаясь к детям за советом: как быть? Ведущий объясняет ему, как сидят за столом. Буратино садится правильно, но скоро опять начинает вертеться.

Мальвина наливает в крошечную чашку какао.

Ведущий (укоризненно). Буратино миндальные пирожные запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем

залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал, причмо­кивая.

Действия Буратино вызывают у детей смех. Мальвина огорчена. Ведущий терпеливо объясняет Буратино, как едят пирожные, варенье.

Ведущий (с сожалением). Когда Мальвина отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, Буратино схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Мальвина (строго). Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Дети, он уже забыл и ваши советы. (Далее резко.) Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки, правда, дети? (Хлопает ресницами от возмущения, говорит очень раздраженно, недоброжелательно.) Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Буратино. Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Мальвина (угрожающе). Теперь я займусь вашим воспита­нием, будьте покойны.

Буратино (в отчаянии). Вот так попал.

Ведущий. Дети, подумайте, может быть, пригласим Бура­тино посещать наш детский сад? Воспитательница у вас добрая, любит вас? Вам жалко Буратино? Где же он мог научиться всему тому, что требует Мальвина? Ведь он еще не ходил в школу!

На траве вокруг дома пудель Артемон носится за маленькими птичками. Буратино следит за ним с завистью: здорово птиц гоняет! Делает попыт­ку вылезти из-за стола.

Ведущий (сочувственно). От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Наконец мучительный завтрак окончился.

Мальвина. А сейчас будем заниматься воспитанием. (Уби­рает чайный стол, ставит доску и парту.) Теперь сядьте, по­ложите руки перед собой. Не горбитесь. (Берет кусочек мела.) Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока.

Буратино. Врете, ни одного.

Мальвина (терпеливо). Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока.

Буратино (дурашливо). Ха-ха!

Мальвина. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Буратино (уверенно). Два.

Мальвина (умоляюще). Подумайте хорошенько. Буратино (не задумываясь). Два. Мальвина (с удивлением). Почему?

Буратино (решительно). Я же не отдам некту яблок, хоть он дерись!

Мальвина (огорченно). У вас нет никаких способностей к математике.

Ведущий. Дети, почему Буратино не сумел решить такую простую задачу? Верно. Он думал о яблоках, а не о вычита­нии. Ведь он никогда их не ел. Что дал бедный папа Карло своему деревянному сыночку на завтрак? Горькую луковицу. Может, угостим Буратино яблоками?

Буратино благодарит ребят и с хрустом ест яблоко.

Ведущий. Придумайте теперь для него задачу.

Дети придумывают, Буратино решает. Мальвина поражена его успехами.

Мальвина. Займемся диктантом. Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Ведущий. Но Буратино никогда не видел пера и чер­нильницы!

Мальвина. Пишите.

Буратино тотчас же сует в чернильницу свой нос и страшно пугается, когда с носа на бумагу падает чернильная клякса.

Мальвина всплескивает руками, у нее даже появляются слезы. Она в отчая­нии.

Мальвина (резко). Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! Артемон, отведи Буратино в темный чулан!

Ведущий. Благородный Артемон появился, показывая бе­лые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки.

Дети, вам, наверное, жаль Буратино? А Мальвину? Почему ей не удается его научить ничему, а у вас он охотно учится? (Ответы детей.)

Да и сама Мальвина расстроилась, ведь она же не злая де­вочка. (Показывает на плачущую куклу.) Успокойся, Мальвина, позови вместе с детьми Буратино из чулана.

Мальвина зовет Буратино. Появляется сердитый Буратино.

Буратино. Нашлась воспитательница, подумаешь. У самой фарфоровая голова, туловище ватой набито.

Ведущий. Успокойся, Буратино, не надо ссориться. Прихо­ди-ка лучше с Мальвиной к детям на занятия по грамоте и математике. Наша воспитательница вас быстро всему научит!

Повторные игры лучше проводить как драматизации. Обязательно используйте в них новые ситуации, чтобы дети применяли свои знания по культуре поведения на практике. Можно предложить им разнообразные задания по математике, родному языку.

А может быть, ребята захотят вместе с Буратино быть учениками Мальвины? Буратино учится так успешно, что стано­вится отличником и помогает отстающим.

Игра должна быть наполнена весельем, шутками. Можно ис­пользовать и пословицы, если они к месту: Где хотенье да терпенье, там и уменье. В детстве не научишься, всю жизнь намучишься. Грамоте учиться - всегда пригодится. Век живи, век учись. Ум хорошо, а два лучше. Возьми книгу в руки - и не будет скуки. Ошибся что ушибся - вперед наука.

Учительница-Мальвина читает детям стихи и дает им зада­ние - нарисовать к ним рисунки или разыграть сценки.

Когда написал я: барашек, То стали курчавыми вдруг Деревья, дома и заборы И все, что я видел вокруг. Когда написал я в тетрадке Короткое слово: река, Взлетели веселые брызги И вырос дворец из песка.

Когда написал я: поляна, Уселась пчела на цветок, Две бабочки стали кружиться И тут же попали в сачок. Но если пишу я: мой папа, Мне хочется прыгать и петь, Я самый высокий и сильный, И всех я могу одолеть.

А Буратино выражает радость от своих успехов стихами:

В. Берестов

Начать очередную игру можно стихами С. Маршака «Первое сентября».

Цели праздника:

  • мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
  • способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Оборудование: празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.

Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.

Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.

Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.

Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Вбегает Буратино.

Буратино: Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?

Дети: научились!

Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.

Дети соглашаются. (Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?

Дети: Азбука!

Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.

(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.

Выходит Азбука.

Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.

Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?

Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.

Мальвина: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике.

Азбука: Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?

Дети поют частушки

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.

Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я люблю вашу книжку
Одним махом “проглочу”!

С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг –
Уважаю с детства труд!

Почему малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Мальвина:

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!

Ученики читают стихи из азбуки

А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.

В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.

Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.

Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.

Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.

И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.

К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.

М: Мед в лесу медведь нашел-
Мало меду, много пчел.

Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!

О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осел.

П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.

С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.

Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.

У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.

Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.

Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.

Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.

Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.

Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.

Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!

Ведущий: Молодцы! Мы рассказывали стихи известного детского поэта. Чтобы узнать его фамилию, нужно отгадать кроссворд. Готовы? Вспомните сказку про глупого мышонка. Её написал этот же автор. Какие животные качали глупого мышонка?

Мальвина: Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).

Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем о них стихи.

Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жал, меня теряют!

Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь
И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!

Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны!

Мальвина: Ребята, сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.

Отгадайте буквы по их описанию.

Дети читают стихи

1. Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква….

2. Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла….

3. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув, баранкой ногу?

4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три….

5 .Ты с этой буквой знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок…

Физминутка.

Мальвина: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?

Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.

Мальвина: Продолжаем наш разговор о звуках и буквах. Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами?

Сценка “Азбука”

Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!

Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы по всюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Буквы: Встань на место!

Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!

Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!

Буква С: “Срам!”

Все кричат.

Буквы: Воображала!

Буква П: “Попробуй потолкуй с такой особой!”

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы: Хорошо, идем на спор!

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!

Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!

Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!

Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Буква О: О от смеха покатилась!

Буква А: А за голову схватилась!

Буква Б: Б схватилась за живот…

Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!

Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!

Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!

Азбука: Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки – Борис Заходер. Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг. А знаете ли вы, когда бала напечатана первая азбука на Руси? В 1574 году. В этом году “Азбуке” исполняется 435 года.

Ведущий: Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово “первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самой длинное слово? (Киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)

(Раздается стук в дверь)

Мальвина: Ребята, кто то к нам пришел в гости!

(Звучит музыка заходит Старуха Шапокляк)

Мальвина: Здравствуй гостья дорогая, приходи скорей сюда!

Шапокляк: Да, первый класс - это первый шаг во взрослую жизнь, шаг этот трудный, потому что “Нынче в школе первый класс, вроде института”.

Шапокляк: Попробуйте угадать героя сказки.

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это Доктор …

2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее?

3. Всех он любит неизменно
Кто к нему не приходил
Догадались это Гена,
Это Гена …

4. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос?

Шапокляк: Какие вы молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А сейчас мне пора, побегу к другим ребятам! До свидания, ребята!

(Шапокляк уходит)

Азбука: Молодцы! А теперь выходите буквы: А, Я, О, В, С, Н, К.

Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово. (Овсянка)

Сценка “Овсянка”

А у меня дома овсянка!

Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

Как я люблю овсянку!

И я люблю!

Она жёлтая, красивая такая!

И вкусная. Особенно с молоком!

Как это- вкусная?

Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!

Да ты про что говоришь?

Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

И я про овсянку!

Ты про какую овсянку?

Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица!

Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.

Идем ко мне – мою овсянку слушать!

Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами мы встречались на страницах Азбуки? (Коса, ручка, ножка, замок)

Мальвина: Азбука, ребята отгадали все загадки. А теперь твоя очередь отгадай, какую сказку покажут вам дети.

Ребята показывают сказку “Репка”

Азбука: Хорошо нам понравилось ваше выступление. Но пора спешить к другим ребятам, которые не научились читать.

Буратино: Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?

Азбука: А это мой сюрприз. Я привела к вам старшую сестру – Книгу для чтения.

Звучит музыка. Выходит Книга для чтения

Книга для чтения: Здравствуйте, ребята. Я – Книга для чтения. Надеюсь мы подружимся.

Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!

Мальвина: И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.

Азбука: Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!

1. Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.

2. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!

3. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

Азбука уходит

4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
И вот за это я благодарю
Первую нашу книгу – Азбуку!

Дети исполняют песню “Азбука!”

Мальвина:

Всем мы сегодня говорим
“Спасибо” Азбуке.
От Азбуки на память вам
Подарки подарю.

Звучит музыка. Мальвина и Буратино вручают подарки

Праздник «Прощание с Азбукой»

На доске написано «Спасибо тебе, Азбука!»

Звучит песня «33 родных сестрицы»

Ученик 1:

Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

Учитель: У нас большая радость – все дети научились читать, и сегодня мы прощаемся с первым полюбившимся всем учебником «Азбукой». И вас приглашаем на наш праздник.

Входят Буратино и Мальвина

Буратино : Праздник “Прощание с Азбукой”…, а я так люблю праздники! Но неужели вы так быстро научились читать и писать?

Дети : научились!

Учитель : Я думаю, пусть ребята 1 класса расскажут, как они научились читать.

Выступление 1 класса

Ежедневно по утрам заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.

Ель, то-пор, ло-па-та, ру-ки. В каждом слове слышишь звуки.

Звуки эти разные – гласные, согласные. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В тёмном лесу звать и аукать И в колыбельке сестрёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

Ссс… Змеиный слышен свист.

Шшш… Шуршит опавший лист.

Жжж… Шмели в лесу жужжат.

Ррр… Моторы тарахтят.

Дружат гласная с согласной, Составляют вместе слог. МА и ША, а вместе Маша К нам явилась на урок.

Мы знаем буквы, знаем слоги, Умеем говорить, считать, И постепенно, понемногу Мы научились все читать.

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну прочитай ещё страницу!» Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и прочитать.

Мальвина: А знаете ли вы, откуда мы с Буратино пришли к вам?

Дети: из сказки «Приключения Буратино или Золотой ключик» Л.Н.Толстого.

Мальвина: В сказках случаются порой невероятные вещи. Так вот сейчас и произойдет чудо.

(Хлопает в ладоши) Раз, два, три! Азбука, выходи!

Мальвина: Где же это Азбука задерживается?

Из-за кулис выглядывает Баба Яга
Баба-Яга: Тихо! Что за шум здесь. Отчего? Не пойму я ничего!
Дети (хором). Здравствуйте, бабушка!
Баба-Яга: Здравствуйте, касатики! И зачем вы здесь собрались? Вам не лень? Лучше б дома на диванчике лежали, телевизор посмотрели. Это про что вы тут говорили? Про буковки? Да что в них толку? А то еще придумали: гласные – согласные.
Мальвина Ты ошибаешься, Баба-Яга. Все буквы важны. Правда, ребята?
Дети: Да!
Баба-Яга: – Ишь, выстроились, расселись тут. Ну и чего вы ждёте?
Дети - Ждём Азбуку, у нас сегодня праздник.
Б.я.- Азбука к вам не придёт. Я её похитила и посадила под замок. Пусть посидит там со своими буквами. А если вы всему научились, то, попробуйте, освободите её. Вот вам!
Мальвина – Хорошо, Б.я., проси что хочешь.
Б.Я. – Я бабушка весёлая, задорная. Уж очень я люблю веселиться, вот и хочу, чтобы ваши первоклашки мне танец показали.

Ребята 1-х классов исполнят танец « ». Встречайте!
Мальвина: Видишь Б.я. наши ребята все могут, ведь они учатся в 1 классе Убеевской средней школы. Так что отправляйся в свой лес, нам здесь не мешай.
Баба Яга: А можно я с вами побуду, я мешать вам не буду! Мальвина: Хорошо, оставайся! Ребята, давайте все вместе скажем: «Раз, два, три! Азбука, приходи!»

Выходит Азбука . 4 Азбука: Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря, И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.

Азбука: Ребята, а знаете ли вы буквы? Угадайте, про какие буквы говорится в загадках?
1.Вот два столба наискосок,
а между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …


2. Эта буква так кругла,
укатиться бы могла.
3. На эту букву посмотри,
она совсем как цифра 3.
4. Ты с этой буквою знаком:
Стоят 2 колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.

5. С этой буквой на носу,
Филин прячется в лесу.

Азбука. Молодцы, ребята! Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!

Мальвина: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?

Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.

Мальвина: Продолжаем наш разговор о звуках и буквах. Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами? Ее расскажут ученики 1 класса

Сценка “Азбука” в исполнении 1 класса

Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!

Буква Я: Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Буквы: Встань на место!

Буква Я: Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!

Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!

Буква С: “Срам!”

Все кричат.

Буквы: Воображала!

Буква П : “Попробуй потолкуй с такой особой!”

Буква Я: Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Буквы: Хорошо, идем на спор!

Буква А : Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!

Буква Я: Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!

Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Буква О: О от смеха покатилась!

Буква А: А за голову схватилась!

Буква Б: Б схватилась за живот…

Буква Я: Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!

Буква А : Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!

Азбука: Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки – Борис Заходер. Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг.

(Раздается стук в дверь)

Мальвина: Ребята, кто-то к нам пришел в гости!

(Звучит музыка, заходит Старуха Шапокляк)

Мальвина: Здравствуй гостья дорогая, проходи скорей сюда!

Шапокляк : Да, первый класс - это первый шаг во взрослую жизнь, шаг этот трудный, потому что “Нынче в школе первый класс, вроде института”.

Шапокляк: Я пришла поздравить вас и проверить, внимательно ли вы читаете сказки. Попробуйте угадать героя сказки.

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это Доктор …

2. Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …

3. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …

4. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

5. Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним…

Шапокляк: Какие вы молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А сейчас мне пора, побегу к другим ребятам! До свидания!

(Шапокляк уходит)

Игра-песня «Пластилиновая ворона»

Азбука: Хорошо у вас. Но пора спешить к другим ребятам, которые не научились читать.

Буратино : Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?

Азбука: Мне очень приятно сегодня видеть вас и слышать, как вы правильно отвечаете на вопросы, а, значит, вы хорошо потрудились, изучая мои страницы. Сегодня день нашего расставания, но не грустите, ведь все интересное еще впереди. Сегодня вы познакомитесь с моей родной сестрой Книгой для чтения. Изучайте её так же старательно, относитесь к её страницам бережно.

Звучит музыка. Выходит Книга Литературное чтение

Литературное чтение: Вам моё почтение (кланяется) Я – книга для чтения, Полистай мои страницы; Здесь стихи и небылицы, Сказки, басни, прибаутки, Поговорки, даже шутки. Я от Азбуки слыхала, Что вы знаете немало. Любознательных люблю, Щедро знания дарю. Всем, кто хочет много знать, Хорошо надо читать.

Литературное чтение: Интересно, кто лучше знает буквы - мальчики или девочки? Давайте проверим. Кто быстрее ответит мне, тот и победит! Какая буква в алфавите стоит последней?
РЕБЯТА. Я!
Литературное чтение: Какая буква стоит в самом центре алфавита?
РЕБЯТА. Л!
Литературное чтение: Сколько букв в русском алфавите?
РЕБЯТА. 33.
Литературное чтение: Сколько среди них гласных?
РЕБЯТА. 10!
Литературное чтение: С каких букв слова никогда не начинаются?
РЕБЯТА. С мягкого и твердого знаков.
Литературное чтение: Интересно, знаете ли вы, какая буква ходит, раздув щеки?
РЕБЯТА. Буква Ф.
Литературное чтение: А какие буквы похожи на гребешок или расческу?
РЕБЯТА. Ш, Щ, Е.
Литературное чтение: Верно. А какая среди этих красавиц русского алфавита ходит на цыпочках?
РЕБЯТА. Буква Д.
Литературное чтение: Точно. Может, вы сумеете ответить, какая буква ходит с палочкой как старушка?
РЕБЯТА. Буква Ы.
Литературное чтение: А у какой буквы глаза вылезли на лоб?
РЕБЯТА. Ё!
Литературное чтение: Правильно! Кто видел колесо, тот сумеет назвать похожую на него букву.
РЕБЯТА. О
Литературное чтение: Молодцы, ребята! Вы хорошо изучали Азбуку: и мальчики, и девочки.

Учитель: Ребята, вы хорошо знаете алфавит. А вот знают ли его ваши мамы и папы. Уважаемые родители, давайте вспомним с вами дружно алфавит, но расскажем его в обратном порядке

Мальвина: И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.

Ученики 1-х классов:

1. Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.

2. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!

3. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
И вот за это я благодарю
Первую нашу книгу – Азбуку!

Дети исполняют песню “Дружба с Букварем»

Азбука: Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!

Литературное чтение: Ребята, а сейчас слово для поздравления предоставляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе …

…: Азбуку прочли до корки, Нам по чтению – пятёрки! Позади нелёгкий труд Медленного чтения: Нам сегодня выдают Удостоверения! В том, что Азбуку прочли, Полный курс наук прошли. И теперь без передышки Мы прочтём любые книжки!

Детям вручаются удостоверения.

Мальвина: На этом наш праздник подходит к концу. Азбуку нам следует отпустить, чтобы она готовилась к приходу новых первоклассников. Поблагодарим добрую Азбуку.

Учитель: Сегодня, ребята, у нас особенный день. Мы попрощались с Азбукой и вступаем в большую семью читателей. Успехов, удачи, радости вам на этом трудном, но очень интересном пути.

В добрый путь по дороге знаний, ребята!

Подружитесь с новой книгой! Читайте!

Растите умными и добрыми детьми!

До свидания! (вместе хором)