Во сколько дети начинают ползать и сидеть. С какого возраста ребенок начинает ползать и какие упражнения этому способствуют

Ползание младенца – важный этап его развития, который сказывается не только на физическом здоровье малыша, но и оказывает влияние на его психологическое состояние. Когда ребенок начинает ползать, его родители выдыхают с облегчением, ведь способность самостоятельно передвигаться – это свидетельство правильного развития ручек, ножек и спины.

При ползании мышцы развиваются и укрепляются, как бы подготавливая спину к последующему прямохождению. Однако есть груднички, которые не ползают, а сразу начинают ходить. Считается ли это нормой и во сколько месяцев должно начинаться ползание, рассмотрим в данной статье.


В каком возрасте ребенок в норме должен начать ползать?

Со скольки месяцев дети начинают ползать? Доктор Комаровский и другие специалисты утверждают, что начало любого этапа развития для каждого ребенка индивидуально. Малыш поползет тогда, когда будет готов к этому психологически и физически.

До трех месяцев ребенок большую часть времени лежит на спине и не замечает многих вещей вокруг. Трехмесячное дитя уже умеет держать и поворачивать голову, а также переворачиваться на животик, открывая для себя больший кругозор и начиная интересоваться всем вокруг.

К пяти месяцам малыш уже не просто смотрит на игрушки и другие привлекательные для него вещи, а старается подползти к ним на животе. Далее идет этап ползания на четвереньках. Он также может наступить в пятимесячном возрасте, однако чаще дети начинают ползать уже после полугода. Примерно в это же время они начинают сидеть.

Для крупных детей передвижение может быть затруднительным. По этой причине они начинают ползать в 8-9 месяцев. Если в 9 месяцев этого не происходит, педиатр может назначить специальные процедуры (массаж), которые поспособствуют развитию навыка. Ползание на четвереньках должно предшествовать прямохождению, так как именно оно формирует навыки ходьбы. Мышцы и позвоночник при этом укрепляются, развивается координация движений, ребенок учится управлять своим телом, самостоятельно мыслить и принимать решения.


Отсутствие у девятимесячных детей интереса к тому, чтобы самостоятельно передвигаться, зачастую обусловлено недостаточным развитием мышц, костной системы и суставов. Малыш, который постоянно находится в замкнутом пространстве, просто не знает, как интересен окружающий мир, и не стремится его познать. По этой причине важно, чтобы ребенок не очень много времени проводил в манеже и кроватке. Интерес к перемещению в пространстве также может пресекаться родителями, которые сразу дают ребенку то, что его интересует, в таком случае потребность в ползании просто исчезает.

Позже начинают ползать недоношенные дети, а также обладающие спокойным темпераментом, которые предпочитают наблюдать, нежели проверять на ощупь. Кроме того, возраст начала ползания зависит и от пола ребенка: считается, что девочки развиваются быстрее и осваивают навык раньше, чем мальчики. В связи с этим для одного ребенка нормой начала пользования будет 5 месяцев, а для другого – 9.

Этапы ползания у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Стиль ползания у каждого малыша может отличаться. Однако имеется несколько главных этапов ползания. В таблице ниже поэтапно рассмотрим овладение навыками передвижения новорожденными:

Стиль ползания В каком возрасте Характеристика
На животе 5-7 месяцев Ребенок движется вперед, используя мышцы рук. При этом значительно нагружаются локти и плечи. Передвижение напоминает ползание гусеницы. Движения вперед затруднительны, лучше получается ползти в сторону и назад.
По-пластунски 6-8 месяцев Попытки поочередного подтягивания ног. Основной опорой являются ладони. Сначала ребенок ползает таким способом назад, что вполне нормально. После этого этапа малыш уже готов встать на четвереньки.
На четвереньках 7-9 месяцев Сначала малыш учится стоять в таком положении, удерживая свой вес, затем уже переставляет руки и ноги. Первоначальные движения неуклюжи и неловки, а с постепенным укреплением мышц у малыша получается все лучше. На первых порах ребенок передвигает вперед сначала одну, потом другую руку, а ножки просто подтягивает за собой. Далее передвижение становится перекрестным – при перемещении вперед правой руки за ней устремляется левая нога, а за левой рукой - правая нога.

У некоторых детей определенные этапы ползания могут отсутствовать. Кто-то сразу начинает ползать на четвереньках, а кто-то до 9 месяцев двигается по-пластунски, а после этого переходит к ходьбе.

Важность ползания для развития ребенка

Врачи полагают, что период ползания оказывает на развитие НС малыша гораздо более важное воздействие, чем ходьба. Именно на этом этапе развивается моторика, закладываются зачатки развития речи.

Факторы, обуславливающие важность ползания:

  • освоение всего, что расположено в поле зрения;
  • развитие правильной координации туловища (его нижней и верхней частей);
  • развитие полушарий мозга и их поочередное включение;
  • улучшение восприятия при помощи глаз;
  • совершенствование тактильной чувствительности;
  • получение ребенком пространственных представлений о своем теле;
  • восприятие соотношения своего тела с тем, что его окружает;
  • ориентация в пространстве;
  • закладка фундамента для развития речи, письма и чтения.

Грудничок, который пропустил этап ползания (особенно если он родился недоношенным), лишен важной ступени развития головного мозга. Он своевременно не осваивает пространственные связи и общее восприятие пространства. Быстрый переход на ходьбу провоцирует сильную нагрузку на позвоночник. Мышцы спины не достаточно укреплены, поэтому при начале ходьбы возможно развитие некоторых патологий.

Двигаясь на четвереньках, ребенок осуществляет мозговую деятельность, чередуя передвижение ручек и ножек. При отсутствии возможности учиться этому, впоследствии возможны нарушения мышления и координации.

Почему малыш не начинает ползать?

Бывает случаи, когда дитя не начинает ползать, что беспокоит его родителей. Чадо в таком случае двигается по-другому: любит подолгу сидеть, подпрыгивает сидя, раскачивается на четвереньках или скользит на животе. Если при этом он использует обе пары конечностей и учится координировать обе стороны тела, переживания неоправданны. При подозрении родителей на проблемы с двигательным развитием следует обратиться к педиатру. Он рассеет все сомнения и порекомендует, как помочь младенцу поползти.

Причины, по которым малыш отказывается либо не может ползать:


Полезные упражнения для развития навыка

Важно понимать, что заставить малыша ползти, когда он к этому не готов, невозможно. Только в случае, если ребенок уже умеет переворачиваться и вставать на четвереньки, можно стимулировать его действия.

Правила, которые могут помочь малышу ползать:


Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.

Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до 9 месяцев. Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.

Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.

Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:

  • пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
  • масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
  • доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
  • темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
  • состояние здоровья;
  • заинтересованность родителей в развитии детей.

Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.

Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.

Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:

  • ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
  • идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
  • развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
  • повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
  • развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.

Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.

Способы и этапы ползания

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Как научить ребёнка ползать?

Популярный теледоктор Е. О. Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что овладеть этим навыком дети смогут и самостоятельно. Задача мамы с папой – закаливать, развивать мышцы, предупреждать рахит и всячески содействовать ползанию.

Таким образом, педиатр убеждён, что не следует вмешиваться в естественный ход развития, однако укреплять мышечно-связочный аппарат полезно и даже нужно.

Обычно перед тем, как ребёнок должен научиться переворачиваться со спины на живот (примерно в 3 — 5 месяцев), садиться (5 — 7 месяцев), ползать (7 — 9 месяцев), вставать на ноги (9 — 12 месяцев) и ходить (10 — 16 месяцев), медики советуют проходить профилактический массаж.

Пройти его можно как в поликлиническом кабинете, так и в частном медицинском учреждении. Некоторые родители зовут профессиональных массажистов себе на дом. Если же родители уверены в своих возможностях, то с 6-месячного возраста можно и самим делать массаж ребёнку.

Помочь научиться ползать малышу можно, если:

  • скрещивать ручки на уровне груди;
  • сгибать и разгибать ножки;
  • поворачивать со спинки на животик по несколько раз в каждую сторону;
  • поглаживать, растирать, разминать, поколачивать или пощипывать спинку и ягодицы;
  • поглаживать животик, пощипывать кожу вокруг пупка;
  • присаживать ненадолго;
  • поднимать выпрямленные ножки;
  • приподнимать туловище из позиции лёжа на животике.

Помимо пользы для ползания и в целом для мышечно-связочного аппарата, массаж положительно влияет на состояние кожи, нервную и сосудистую системы детского организма. Главное, правильно выполнять все упражнения, согласно рекомендациям доктора.

Совместное ползание

Часто так случается, что ребёнок уже умеет ползать по кровати на животе или на четвереньках, однако на полу никак не хочет двигаться. Как помочь малышу перемещаться в оптимальном режиме?

Уже в 5-месячном возрасте родители могут подготавливать ребёнка к ползанию. Идеальное место для упражнений – не мягкая кровать, а пол, который покрывают ковром или одеяльцем.

Младенца кладут на покрывало и подкладывают под грудную клетку валик. Затем подопечному показывают яркую игрушку и убирают её на небольшое расстояние, чтобы крохе захотелось её достать. Под детские пяточки ставится опора (мамины ладони), что должно помогать ребёнку отталкиваться и двигаться вперёд.

Как только у маленького человечка получится немного проползти, необходимо его похвалить, подбодрить. Хотя ребёнок ещё не понимает все слова, зато ласковую и одобряемую интонацию он уже способен хорошо различать и узнавать.

Наглядный пример

Если мама и другие дети ползают рядом с крохой, то это служит хорошим примером для подражания. Ребёнок, глядя на родителей, заразится их подвижностью и начнёт более активно передвигаться по-пластунски или на четвереньках.

Как только начнутся успехи, задания необходимо усложнять, выставляя на детском пути небольшие преграды. Ползающие малыши обычно положительно относятся к разнообразным препятствиям: невысоким валикам, «лабиринтам» из стульев и пр.

Чтобы превратить ползание в активную игру, приобретите в магазине особую дорожку для маленьких ребятишек с невысокими преградами или сделайте её самостоятельно, используя в качестве барьеров предметы, всегда находящиеся под рукой – полотенца, одеяла, пледы.

Ползание с пелёнок

На вопрос, в каком возрасте ребёнок должен начать ползать, автор методики раннего развития Глен Доман отвечал просто: с самого рождения. Правда, для этого необходимо использовать специальное устройство, которое известно под названием «трек Домана».

Как выглядит этот тренажёр для ползания?

  • жёлоб из фанеры, который обит слоем поролона и покрыт не скользким кожзаменителем;
  • приспособление состоит из нескольких секций. Ширина их не превышает 40 сантиметров, а длина каждой составляет 1 метр;
  • новорождённый должен проползать небольшое расстояние. Затем, по мере взросления, длина дистанции постепенно увеличивается с целью совершенствования полезного навыка.

Принцип обучения ползанию в этом приспособлении очень прост: ребёнка нужно выложить в жёлоб на животик, чтобы стимулировать условный «ползающий» рефлекс, который имеется с момента появления на свет.

Поначалу грудничок станет перемещаться по-пластунски, подтягивания за собой ножки, затем появится и ползание на четвереньках. С целью облегчить тренировку трек стоит устанавливать под небольшим углом, чтобы ребёнку было проще двигаться вниз. Только важно следить, чтобы малыш полз, а не скатывался.

Прежде чем приступать к нижеследующим упражнениям, родителям стоит проконсультироваться с медиками.

Это позволит понять, почему замедлено усвоение навыка ползания: по причине гипер- или гипотонуса, слабости верхних конечностей или нарушения костно-мышечного аппарата.

Непродуманная физическая нагрузка в таких случаях только ослабит здоровье. Если же невролог или педиатр скажет, что ребёнок здоров, можно заняться целенаправленными упражнениями.

«Достань погремушку»

Чтобы малыш смог эффективно передвигаться «на карачках», нужны сильные верхние конечности, способность держаться на выпрямленных руках и опираться лишь на три точки (две ручки и одна ножка). Обычно шестимесячный карапуз, находясь на животе, уже приподнимается на выпрямленных ручках и пробует достать погремушку.

Если подобный навык отсутствует, попробуйте выполнять упражнение для тренировки умения держаться на вытянутых руках. Лучше всего его проводить после купания в ванной, а затем выполнять лёгкие массажные поглаживания.

Младенца кладут на живот и подвешивают погремушку таким образом, чтобы она находилась над его головкой. Чтобы схватить игрушку, от него потребуется напрячь грудную клетку, вытянуть верхние конечности и одной рукой дотянуться до желаемого предмета.

«Лежание на валике»

Для ползания важно, чтобы ребёнок мог совершать движения ручками из положения «лёжа на животе». Для обучения этому навыку нужно скатать из одеяльца невысокий валик, подложить его под грудную клетку малыша таким образом, чтобы головка и руки свисали с подкладки, а ножки и животик находились на прямой поверхности.

Это положение позволяет брать погремушку обеими ручками, крутить головкой по сторонам, что эффективно тренирует орган равновесия и способствует координации движений.

«Стояние на четвереньках»

Под детский животик подкладывается скатанное одеяльце или невысокая подушка. Причём подложить валик нужно таким образом, чтобы верхние и нижние конечности свисали по его сторонам, а средняя часть туловища находились на подушке.

В таком положении ребёнок будет вынужден встать на четыре точки опоры. Это упражнение помогает малышу стоять на четвереньках и привыкать к подобной позиции.

Не каждый малыш любит перемещаться на коленях. Иногда можно видеть, как ребёнок поднимается на прямых руках, выпрямляет ноги и таким образом передвигается вперёд.

Однако сразу встать на четвереньки у таких деток не получится, сначала нужно научить их стоять на коленях.

С этой целью советуют:

  • прижать ребёнка спинкой к своему животу;
  • одной рукой обхватить его подмышками;
  • второй рукой поставить на диван коленями, а не ступнями так, чтобы к маминому животу прижималась абсолютно ровная детская спинка.

Затем кроху отпускают вперёд, чтобы руками он смог опереться о мягкую диванную поверхность, но стоят при этом на четвереньках. Пусть он поползает в таком положении.

«Переставляй ножки»

Задача родителя – научить ребёнка переставлять ноги в позиции «на четвереньках». На пол стелют матрац и кладут на него младенца таким образом, чтобы его грудная клетка оказалась на возвышении, локти опирались на мат, а колени находились на полу.

Помогающий родитель встаёт с другого конца и начинает тянуть матрац к себе. Малышу остаётся только передвигать коленями, чтобы достать «убегающее» возвышение.

«Переставляй ручки»

Цель этого упражнения – обучения ребёнку умению переставлять руки. Малыша кладут животом на пол, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Единственная точка опоры – выпрямленные руки.

Ребёнок начнёт ладонями опираться на поверхность. Чтобы он стал ползти, можно положить впереди яркую погремушку. Любимая игрушка великолепно исполнит роль стимула.

«Ползание на четвереньках»

Последнее задание закрепляет полученные ранее навыки и умения. Реализовывать это упражнение лучше обоим родителям. Малыша опускают на ровную поверхность всеми конечностями, чтобы он встал на четвереньки. Мама перемещает ноги, а папа, соответственно, руки. При этом один родитель должен передвигать вперёд правую руку, а другой подталкивать вперёд левую ножку, и так далее.

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

Особенности развития ребенка от рождения и до года.

Жизнь ребенка до годовалого возраста — самый активный период, когда он быстро развивается: учится держать головку и переворачиваться, гулить, сидеть, ползать, ходить, говорить некоторые слова… К этому всему нужно относиться с высоким уровнем ответственности, так как от правильности формирования умений и будет зависеть дальнейшая адаптация к условиям современного мира.

Исходя из того, что каждый кроха развивается по индивидуальному плану(опережает развитие или же отстает от него), молодая мама обязана знать примерный возраст, когда должны проявляться новые умения, чтобы не пропустить появления возможных отклонений в развитии грудничка.

Развитие ребенка в 1 месяц

Это самое сложное время для молодой мамы, так как нужно привыкать к новой жизни, в которой есть маленький человечек, требующий заботы и внимания. В этот период малыш практически постоянно спит, таким образом он адаптируется к новым условиям жизни, активно растет и набирает вес.

Грудное вскармливание первого месяца

Грудное молоко — самая лучшая еда для крохи. С ней ребенок получает все необходимые витамины и питательные вещества, которые нужны для полноценного развития. За первый месяц малыш набирает в среднем — 600-700 г.

ВАЖНО: В случае, если мама не может кормить ребенка грудным молоком, его нужно заменить на специальную адаптированную смесь!



Когда ребенок начинает держать головку, узнавать голос мамы?

Если на протяжении первых недель жизни, во время активного бодрствования, он может беспорядочно размахивать ручками со сжатыми кулачками, а также поджимать ножки к животику, то в месячном возрасте у ребенка начинают появляться уже новые умения.

В месячном возрасте малыш способен:

  • на несколько секунд удерживать головку;
  • фокусировать взгляд на лицах родителей или ярких предметах;
  • издавать некоторые звуки;
  • прислушиваться к различным звукам и голосам людей;
  • узнавать голос мамы и ее запах;
  • плачем указывать на дискомфорт (колики, чувство голода).

Видео: Что умеет ребенок в 1 месяц? Развитие малыша

Развитие ребенка в 2 месяца

Это активный период в развитии ребенка, его рост увеличивается на 2-3 см, а вес — на 700-800 г. Он начинает немного меньше спать, больше кушать, рассматривать окружающие предметы.

Молодые родители часто задают вопрос — когда ребенок начнет держать головку и гулить?! Так вот, двухмесячный малыш способен уже поднимать и недолго держать головку за счет окрепших шейных мышц, а также издавать агукающие звуки.

Когда ребенок начинает гулить, улыбаться, тянуть ручки, различать цвета?

Особенности развития ребенка в 2-х месячном возрасте:

  • начинает гулить;
  • поднимает голову, держит ее несколько секунд;
  • может улыбаться;
  • реагирует на гримасы родителей;
  • пытается тянуть ручки к интересующему предмету;
  • успокаивается во время сосания груди;
  • начинает различать цвета, которых для него раньше не существовало.


Развитие ребенка в 3 месяца

Третий месяц характеризуется развитием новых умений, которых раньше не было. Малыш с большим интересом относиться к окружающим вещам и предметам, меньше спит в дневное время. Способен держать головку, лежа на животике поднимается на предплечья, агукает и лепечет.

Когда ребенок держит погремушку, вынимает соску изо рта, тянется к игрушкам?

Умения ребенка в 3 месяца:

  • держит головку;
  • издает различные звуки, реагирует на слова мамы, гулит;
  • может опираться на предплечья;
  • вынимает соску из ротика, вставляет ее обратно;
  • поворачивает головку;
  • улыбается;
  • ручками тянется к предметам;
  • реагирует на звуки и посторонние шумы;
  • может удерживать погремушку.

Видео: Развитие ребенка в 3 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца

В конце этого периода ребенок становится тяжелее еще на 700-800 г, а его рост увеличивается на 2-3 см.

Когда ребенок поднимается на ручках, берет в руки игрушки, узнает маму, реагирует на свое имя?

Когда ребенку исполнится четыре месяца, он уже способен:

  • самостоятельно держать головку;
  • подниматься на ручки;
  • реагировать на звуки, поворачивать голову, искать источник звука;
  • брать игрушки в ручки, рассматривать их, тянуть в рот;
  • узнавать маму;
  • ручками придерживать грудь во время кормления;
  • подниматься, чтобы сесть;
  • реагировать на свое имя;
  • смеяться, произносить слоги.

С каждым последующим месяцем набор веса будет уменьшаться, так как ребенок начинает вести более активный образ жизни.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Этот период становится началом нового этапа в развитии ребенка. Он уже активно переворачиваться с животика на спинку, и наоборот, быстрее познает окружающий мир.

Когда ребенок начинает самостоятельно переворачиваться, сидеть с опорой, произносить слоги, смеяться?

В этом возрасте кроха также умеет:

  • сидеть с опорой;
  • уверенно произносить звуки и слоги;
  • смеяться;
  • отличать родных людей от чужих;
  • плакать, когда ему не хватает внимания;
  • сосать пальчики на руках и ногах.

С каждым днем ребенок становится все интереснее и взрослее, маме нужно уделять крохе как можно больше своего внимания, чтобы не пропустить важные моменты его развития.


Развитие ребенка в 6 месяцев

В шестимесячном возрасте движения ребенка становятся еще более уверенными. Он активнее и настойчивее начинает проявлять свой характер.

Когда ребенок начинает сидеть, становиться на четвереньки, отличать имена, произносить слоги?

Он может:

  • садиться без помощи;
  • сидеть с опорой;
  • перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • становиться на четвереньки, когда лежит на животике;
  • произносить слоги «ма», «па»,»ба»;
  • тянуться руками к родителям и интересующим вещам;
  • отличает имена, поворачивает головку, когда произносишь его имя.

Видео: Что умеет ребенок в 6 месяцев? Календарь развития малыша

Развитие ребенка в 7 месяцев

В этот период кроха начинает еще больше проявлять свою активность и интерес к окружающему миру. С каждым днем у него появляются какие-то новые умения. Маленький непоседа уже не может лежать на одном месте, он быстро переворачивается со спинки на животик, и обратно.

В этом возрасте в рационе крохи появляются новые продукты — творожок и мясо, которые так важны для развития всего организма и формирования зубов.

Когда ребенок начинает сидеть, вставать на ножки, рассматривать книжки?

В 7 месяцев ребенок уже ведет активный образ жизни. Он больше двигается, старается познать что-то новое и интересное.

В этом возрасте малыш может:

  • самостоятельно садиться на попу, сидеть без поддержки;
  • вставать на ножки (держась за опору);
  • ходить с поддержкой мамы;
  • ползти, чаще всего в противоположную сторону;
  • активно играть в игры для развития моторики ручек (напр. «Сорока»);
  • выговаривать разные звуки;
  • запоминать части своего тела,показывает где его носик, ротик, глазки и т. д.;
  • держать кружку во время питья;
  • долго рассматривать яркие картинки, иллюстрации.


Развитие ребенка в 8 месяцев

С этого времени ребенка нельзя оставлять без присмотра, чтобы не допустить возможного травматизма из-за его активных движений.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, самостоятельно пытаться кушать, ходить по кроватке, танцевать под музыку?

Восьмой месяц отличается от всех предыдущих тем, что малыш может говорить первый слова — «мама», «папа», «баба», «дай». Помимо этого кроха также умеет:

  • передвигаться по кроватке, вдоль стен и предметов мебели, держась за них;
  • самостоятельно сидеть, вставать на ножки, долго стоять;
  • быстро ползать;
  • брать еду в ручки, класть ее в ротик;
  • приседать или пританцовывать под музыку.


Развитие ребенка в 9 месяцев

Совсем скоро ребеночек уже сделает свои первые шаги, так как все более увереннее стоит на ножках и ходит с поддержкой. В его поступках начинает проявляться упорство: падая, после неудачной попытки сделать шажок, он опять поднимается, чтобы повторить ее.

Когда ребенок начинает манипулировать взрослыми, понимать простые слова, повторять движения взрослых?

В 9-ти месячном возрасте к общему багажу знаний и умений малыша, добавляются новые. Кроха может:

  • манипулировать взрослыми при помощи своего плача;
  • показывать свое негативное отношение к купанию, чистке ушей, обрезанию ногтей;
  • повторять движения взрослых;
  • говорить некоторые слова, смысл которых понятен только родным и близким;
  • пить из чашки или стакана;
  • менять направление движения во время ползания по комнате.

Видео: Развитие ребенка в 9 месяцев. Как научить говорить ребенка?

Развитие ребенка в 10 месяцев

Этот возраст характеризуется началом «общения» с детками. Для ребенка становятся интересными их игрушки, коляски или вещи. Он пристально их рассматривает — знакомиться. При помощи мамы он уже может играться.

Когда ребенок начинает ходить, самостоятельно играть игрушками, понимать слово нельзя, называть игрушечных зверей?

Первые шаги своего ребенка можно увидеть уже в 10-ти месячном возрасте. Сначала он оторвется от опоры, сделает несколько шагов и упадет на попу, затем опять поднимется, опять упадет…

После нескольких неудачных попыток сделать шаг, начнут появляться уверенные шаги, после которых кроха не будет падать на попу.

  • В 10 месяцев ребенок может:
  • делать первые шаги и ходить;
  • быстро ползать, приседать, пританцовывать;
  • играться игрушками: бросать мячик, катать машинки, берет куклы в руки и т. д.;
  • запоминать название зверей, старается повторить их;
  • понимает значение слова «нельзя»;
  • показывает части тела, называть их.


Развитие ребенка в 11 месяцев

До первого дня рождения остается совсем немного. Малыш с каждым днем взрослеет, показывает свой характер, старается самостоятельно что-то делать (повторять движения за мамой).

Когда ребенок начинает показывать пальчиком, махать ручкой?

В 11-ти месячном возрасте ребенок уже может:

  • сидеть, ползать, ходить, подпрыгивать, приседать;
  • одевать носочки, шапку;
  • проявлять эмоции при виде знакомых людей, любимых игрушек;
  • радоваться новым игрушкам;
  • самостоятельно кушать и пить;
  • машет головкой — «да» и «нет»;
  • играется мелкими предметами (перебирает крупу, горошинки, бобы).

Развитие ребенка в 1 год

В этом возрасте практически все детки уже уверенно ходят без опоры или поддержки. Они становятся взрослыми, стараются самостоятельно познавать мир.

Когда ребенок начинает жевать, пить из кружки, кушать ложкой, ухаживать за игрушками, разбирать и собирать их?

В годовалом возрасте ребенок уже:

  • ходит, прыгает, бегает, приседает;
  • помогает одеваться, расчесываться, чистить зубки, умываться;
  • самостоятельно старается жевать твердую пищу, кукает ложкой;
  • проявляет свою заботу к куклам;
  • играется конструктором: собирает детали, разбирает их;
  • говорит легкие слова;
  • запоминает положение предметов и вещей;
  • кушает только ту еду, которая ему нравиться.

Первый год из жизни ребенка ознаменовался появлением новых умений, навыков и знаний. За это время кроха стал намного самостоятельнее, взрослее и увереннее в своих действиях. Впереди ждет еще много чего интересного, главное все это не пропустить из за постоянной занятости и различных проблем!!! Уделяйте своим детям больше внимания, для них это очень важно!!!

Видео: Развитие ребенка в 1 год Семья от А до Я

Период новорожденности длится до возраста 1 года. В этот период малыш из беспомощного человечка превращается в активного и физически развитого ребенка. Вас интересует, в каком возрасте ребенок начинает ползать и как этот процесс может повлиять на формирование навыков правильной ходьбы?

Торопиться не стоит

Этап физической активности ребенка в виде ползания не имеет строгих сроков появления. Одни малыши начинают передвигаться таким образом уже в возрасте 5 месяцев, другие - в 10, а третьи - вообще не станут ползать и пропустят этот этап развития. В основной своей массе дети начинают ползать после того, как научатся самостоятельно сидеть. Из позы сидя легче всего вставать на четвереньки и передвигать конечности.
Дети, которые отказываются ползать, как правило, быстрее учатся ходить.

Ползать полезно

Это действительно так. Во время такой физической нагрузки задействованы мышцы не только конечностей, но и спины. Укрепление во время ползания этих групп мышц обеспечивает правильное развитие физиологических изгибов позвоночника. Кроме того, идет подготовка позвоночного столба к процессу ходьбы и распределению на него нагрузки. Очень часто малыши ползают не на четвереньках, а по-пластунски. При этом их ноги постоянно согнуты в тазобедренных суставах и широко разведены в стороны, что является прекрасной профилактикой дисплазии этих суставов.

Как научить ребенка ползать

Педиатрам не важно, во сколько ребенок начинает ползать. Главное, чтобы малыш вел себя активно и проявлял интерес к активным играм и занятиям. Помочь ребенку научиться ползать можно в виде игры. Выложите кроху на живот, перед ним на небольшом расстоянии положите яркую игрушку. Малыш будет тянуться руками к игрушке и пытаться переместиться вперед. Возьмите обе ножки в области голеностопных суставов в одну руку и сгибайте ножки в коленных и тазобедренных суставах. Движения должны напоминать движения лягушки. При этом малыш будет опираться на ручки и колени и постепенно научится ползти вперед.
Для лучшего эффекта таких тренировок на пути у ребенка можно положить невысокую подушку. Перебраться через такое препятствие легче всего ползком. И кроха поймет это.
Занятия в комнате здорового ребенка под присмотром опытного персонала помогут малышу быстрее научиться ползать. Оптимальным периодом для этого является возраст 6-7 месяцев. Именно в этот период малыши уверенно удерживают головку, фиксируют взгляд и самостоятельно могут сидеть.

Недоношенные дети

Дети, родившиеся раньше положенного срока или отстающие в физическом развитии, начинают ползать несколько позднее своих сверстников. Обычно только к 11 месяцам они догоняют доношенных детишек по показателям массы и роста. Их физическая активность не соответствует возрастной норме, но это не является какой-либо патологией. В таких случаях необходимо несколько больше по времени и чаще проводить развивающие занятия, укреплять организм и добавить в рацион белковую пищу.

Что дальше

Обычно этап ползания приводит к самостоятельному подъему и стоянию возле опоры. Через небольшой промежуток времени ребенок уже сделает свои первые самостоятельные шаги. Те малыши, которые ползание проигнорировали, начинают ходить на месяц-другой раньше своих сверстников.

__________________________________________________________________________

Ползание – это важный этап в развитии ребенка , хотя не исключено, что ваш малыш может пропустить его и сразу пойти. Обычно детки, которые научились хорошо и быстро ползать идут чуть позже сверстников, которые не ползали. Навык этот очень полезный, так как ползание – это отличное упражнение для укрепления мышц спины, а вертикальное положение создает большую нагрузку на них. Поэтому даже если ваш ребенок не ползал, желательно уже после того, как он пойдет научить его ползать и включить это упражнение в ежедневную гимнастику или зарядку с малышом.

Обычно детки начинают ползать (если не считать период рефлекторного ползания) в 6-7 месяцев , но есть карапузы, которые уже в 5 месяцев начинают самостоятельно передвигаться, а есть чуть более ленивые детки, которые ползут в 8-9 месяцев. Способ передвижения каждый ребенок выбирает сам, одни начинают ползать задом, вбок или по кругу, затем ползают по-пластунски и наконец, достигают совершенства, ползая на четвереньках. Другие малыши сразу начинают становиться на четвереньки, сначала раскачивают попу вперед-назад, затем пробуют переставлять ручки (могут сначала ползать лягушкой: две руки сразу вперед, а затем рывком подтянули зад), затем ножки.

Первые попытки ползти будут медленные, кроху нужно стимулировать, раскладывая перед ним игрушки или другие интересные ему предметы, но уже через пару недель он будет передвигаться по квартире с такой скоростью, что можно играть с ним в догонялки.

Чтобы кроха научился ползать, не стоит его все время держать в кроватке. Уже с 4 месяцев желательно начать выкладывать его на пол . Сначала он освоит переворачивание со спины на животик в одну и другую сторону, научится приподниматься на руках. Раскладывайте вокруг ребенка новые предметы, он будет стараться дотянуться до них. В один из моментов кроха оттолкнется ножкой от пола или стены, переместиться вперед или в сторону, теперь он будет продолжать исследовать и совершенствовать новый навык – ползание, как способ достижения интересующих мест и целей. Если кроха начал ползать в кроватке, то не стоит это позволять ему, сразу перемещайте его на пол или в специальный игровой манеж. Ребенок должен различать место для сна и место для игр, иначе могут начаться проблемы с укладыванием спать. Чтобы исключить варианты травм, уберите с пола все предметы, которые могут завалиться упасть (напольные вазы, горшки с цветами, стойки и др.), защитите все острые углы силиконовыми накладками, пол утеплите, положив на него одеяло, ковер. Регулярно проводите в комнате влажную уборку, чтобы малыш не дышал пылью. Мойте чаще ручки, ведь 6-й, 7-й месяц – это еще и период прорезывания первых зубов, а значит, пальцы крохи часто будут находиться во рту. Обязательно регулярно мойте игрушки, которыми играет ребенок.

Хвалите кроху за его достижения, показывайте ему новые возможности приобретенного навыка . Например, верхом совершенства считается ползание на выпрямленных ногах (ходьба обезьяны). Можно устраивать крохе мини-полосу препятствий: он может перелазить через невысокие преграды, под стульями, через тоннели и т.д. Такую дорожку для ползания можно приобрести в магазине или сделать самим. А в один прекрасный день кроха подползет к дивану, стулу или стенке манежа и встанет, но это начинается уже другая история…

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков