Вышивка виды швов и стежков. Вышивальные швы

ПРЯМЫЕ СТЕЖКИ - являются самыми древними и традиционно служат основой для выполнения множества швов. Вместе с тем они довольно разнообразны. Стебельчатый стежок, например, был популярен еще 900 лет до нашей эры в Египте и Перу. Расщепляющими нитку стежками часто пользовались в средние века для изображения метафорических образов. Простой штопальный стежок в XVIII в. был не менее популярен, чем сегодня стежок крестом. Разнообразие вышивки создавалось за счет искусного использования стежков разной длины, направления, структурности и цвета, в результате чего появлялись изысканные эффекты светотени. Прямые стежки применяются как для заполнения, так и для создания контуров. В современном вышивании прямые стежки часто служат для придания рельефности вышивке. Они выполняются в произвольном порядке, чтобы передать картину дождя или по фону вышивки изображают колышащуюся на ветру траву. Прямые стежки используются и для того, чтобы придать вышивке колорит или для контрастности текстуры.

Нитки и ткани. Выбор ниток зависит от мотива. Если вам нужно, например, создать ряд ровных контурных линий, вы можете работать Кручеными хлопчатобумажными нитками от DMC или цветочными нитками, чтобы получить более мягкую ровную поверхность. Прямые стежки легко выполнять как на гладкой, так и на счетной тканях. Если вы только начинаете вышивать, то для большей легкости работайте на счетной ткани, поскольку вы можете посчитать ее нитки и лучше спланировать свое вышивание. Однако гладкая ткань мягкая, ее тонкая структура больше подходит для выполнения тонких деталей, таких как художественные образы или сложные изогнутые линии.

Техника. Прямые стежки являются основой для начинающей вышивальщицы, так как они формируют базу для множества более сложных вышивальных стежков. Попытайтесь размещать стежки одинакового размера с равными интервалами, или выполняйте стебельчатый шов в форме спиралей и кругов, чтобы научиться создавать ровную безупречную линию. Основной прямой стежок можно вышить под любым углом, например, изображая солнечные лучи, или вплотную друг к другу в форме стежков гладью. Попытайтесь с помощью расщепляющего нитку стежка наметить изящные контурные линии, или используйте папоротниковый стежок для выполнения хрупких лиственных форм с длинными стеблями. Открытыми стежками "елочкой" тоже можно вышить лиственные формы.

Вы можете поэкспериментировать с клинообразным и шевроновым стежками для обработки подрубок или вышить их ровными рядами для заполнения цветных участков. Шевроновый стежок кроме того используется для вышивки буфов по прямой или узором сот. Точечный стежок включает в себя два крошечных смежных прямых стежка. В готовом виде точечный стежок похож на кофейное зернышко. Разместите стежки беспорядочно на однотонном фоне или выполните их группами, чтобы подчеркнуть бордюр вашего мотива. Зерновой стежок может быть использован для эффекта светотени внутри окаймляющего контура. Шов Гольбейна выглядит эффектно, когда он выполнен односторонним штопальным стежком, особенно когда линейные стежки примыкают к штопальным стежкам, как в модели напротив.

Как только вы изучите стежки в этой группе, переходите к группе шнурковых стежков, а затем к подбору ниток различных цветов и качества для знакомых вам стежков.

СТЕЖКИ ГЛАДЬЮ - прежде всего используются для заполнения цветных участков, а также для придания им рельефности. Вследствие того, что эта техника увеличивает игру света и тени, вышивка часто кажется блестящей и сияющей. Несколько стежков в этой группе обычно применяются для передачи тонких оттеночных переходов. Среди этих стежков наиболее популярна художественная гладь. Художественная гладь состоит из одного ряда стежков разной длины, частично покрытых радами длинных стежков. Она часто используется для заполнения участков неправильной формы и очень эффектно смотрится на круговых мотивах, где оттеночные переходы начинаются в центральной точке. На простой глади создается плавный переход от оттенка к оттенку. Теневая гладь и выпуклая гладь петельными стежками тоже состоят из рядов стежков разной длины, в разной степени перекрывающих друг друга для передачи тонких цветовых нюансов.

Нитки и ткани. Блестящие нитки, такие, как крученые хлопчатобумажные от DMC и мерсеризованные хлопчатобумажные нитки максимально четко подчеркивают игру света и тени, но в вышивке гладью используются и тонкая шерстяная пряжа, и другие нитки. Для глади подходят как гладкая, так и счетная ткани, хотя гладкая ткань среди вышивальщиц более популярна.

Техника. Стежки гладью образуют гладкую поверхность и ровные края. Хотя эти стежки простые, качество работы полностью зависит от их тщательного размещения. Заполняя мотив, обратите особое внимание на мягкую линию краев. Для более тщательной обработки краев мотива можно проложить контурные линии различными стежками, такими, например, как стебельчатый или расщепляющий нитку стежок. Текстура подобных линейных стежков подчеркивает плотность и гладкую поверхность вышивки гладью. Рельефность вышивки . Гладь с настилом или выпуклая гладь используется для создания дополнительной рельефности. Выполните настил простой гладью и затем вышивайте гладью по настилу в противоположном направлении. Или сначала выполните контурную линию строчными стежками, затем заполните мотив штопальным стежком и наконец сверху вышейте этот участок простой гладью. Таким образом увеличивая в высоту отдельные участки мотива, вы сделаете вышивку более эффектной и выпуклой.

Приемлемым вариантом для получения рельефного изображения является плотная гладь, выполненная петельными стежками. Каждый шов прокладывается поверх бороздки между рядами, чтобы создать текстуру и приподнять этот участок мотива над поверхностью ткани. Мотивы листьев . Четыре стежка из этой группы особенно хорошо подходят для вышивания узора листьев. Стежок "елочкой" выполняется диагональными стежками, размещенными вплотную друг к другу для заполнения участка мотива, гладь скрещенными стежками создается при помощи скрещивающихся ниток, вы можете его использовать, чтобы приподнять центр листа или центр другого мотива.

Очень пластичной вышивка будет за счет рельефного шва "елочкой", где друг на друга накладываются скрещивающиеся диагональные стежки. Центральную прожилку листа вышейте румынским стежком, который образует похожую на жгут текстуру. При заполнении мотива листа работайте в любом направлении, от основания вверх или сверху к основанию, как вам удобнее. Эффектные группы стежков . Гладьевая плетенка состоит из серии маленьких групп стежков, равномерно выполненных рядами. Эффект состоит в игре света и тени. Для гладьевой плетенки выполняйте чередующиеся горизонтальные и вертикальные группы стежков.

СЧЕТНАЯ ВЫШИВКА КРЕСТОМ - в настоящее время переживает эпоху Возрождения. Эти привлекательные стежки, выполненные на счетной ткани, являются простыми и смотрятся очень мило. В эту группу входит много стежков, которые применяются в современной художественной вышивке. В настоящее время часто вышивают крестом в вольном стиле. Стежок крестом Святого Георга и длинный стежок крестом, например, выполняются любого размера. Стежок "листочком", который был чрезвычайно популярен в вышивке 1930-х и 1940-х годов, возродился в красивых цветочных мотивах. Стежки крестом широко представлены на образцах, прекрасно демонстрирующих его возможности. Некоторые из этих стежков привлекательны для заполнения цветных участков, другие используются для обрамлений или для придания фону красивой текстуры. Двухсторонний стежок крестом позволит вам получить изнаночную Борону работы не менее презентабельную. чем лицевую, в то время как стежок "мех горностая", смотрится более эффектно, когда на фоне ткани выполнены отдельные стежки. Стежок "мех горностая" традиционно применяется в строчевом шитье. Решая, где использовать стежки крестом. вы также можете учитывать символику креста. В дополнение к этому, крест Святого Георга служил на картинах символом неба и языческих богов, управляющих погодой. Этот крест обозначает также страсть и веру.

Нитки и ткани. Стежки этой группы могут быть выполнены на гладкой и на счетной тканях. Выберите нитки от DMC, которые бы подходили к плотности вашего мотива. Но вышивать крестом можно любыми - от металлических до хлопчатобумажных ниток или плотной пряжи, в зависимости от вашего мотива и решения. Вы обнаружите, что ряд этих стежков, к примеру "звездочка" или "мех горностая" для заполнения цветных участков, прежде всего используется в строчевом шитье, а художественная вышивка нитками от DMC даст вам интересные и иногда неожиданные результаты. Вышивая, старайтесь не ограничиваться только одним видом стежков, например, такими четкими геометрическими стежками, как крест. Стежки - просто инструментальное средство, и вы всегда можете экспериментировать с ними в любом направлении, подбирая то, что в наибольшей степени отражает ваш персональный стиль.

Техника. Главное правило выполнения стежков заключается в том, что все верхние стежки должны пересекаться в одинаковом направлении. Это очень важно, когда вы создаете ряды стежков для подрубок или другого симметричного орнамента. Исключение составляет двухсторонний стежок крестом. В этом стежке первый крест в ряду пересекается в противоположном направлении, чем другие кресты. Чтобы максимально выгодно использовать четкую геометрию креста, особенно внимательно размещайте стежки с интервалами. На гладкой ткани начертите контрольные линии, это гарантирует равномерное размещение стежков, и тщательно следите за тем, чтобы нитки ни в коем случае не скручивались или расщеплялись, что может нарушить симметрию вашей вышивки. Точно рассчитывая расположение стежков, вы также можете интересно оформить углы, разместив на них автономные мотивы, или заполнить ими участки внутри самого мотива. Попробуйте выполнить группы стежков разного цвета.

Также можно поэкспериментировать с рядами стежков крестом различных цветов, вышитых один поверх другого. Это создаст ряд интересных оттеночных переходов на отдельных участках мотива.

СТЕЖКАМИ - вышивают как заполненные цветные участки полностью, так и частично. Портновский петельный стежок и петельный стежок с узелком, например. считаются прекрасными краевыми стежками и особенно популярны в специальных техниках, таких, как вышивка ришелье. На срезах эти стежки создают превосходное гладкое завершение края. Другие стежки, особенно такие, как китайский узелок и стежок рококо, имеют свои особенности применения. Китайский "узелок", как и предполагает его название, широко использовался в традиционном китайском вышивании. Отдельные узелки, очень мелкие и сгруппированные вместе, тонко оттеняют цветные участки вышивки. Стежок рококо - хотя и довольно сложный - широко применяется до сих пор. особенно внутри цветочных мотивов. Выполненный маленькими кругами и группами, стежок рококо очень тонко оттеняет множество лепестков в мотивах с розами. Коралловый стежок и зигзагообразный коралловый стежок тоже находят широкое применение. Эти простые стежки образуют тонко выполненную узелковую линию, напоминающую нитку жемчужин, или структурную сердцевину цветка.

Нитки и ткани Экспериментируйте с различными типами тканей и ниток и вы убедитесь, насколько богатая палитра текстур у стежков узелком. Шелковые нитки подчеркнут ровный фон вышивки, в то время, как мерсеризованные хлопчатобумажные нитки придадут ей особый текстурный блеск. Группы стежков узелком, выполненные мягкими вышивальными хлопчатобумажными нитками, сделают участки вышивки особенно рельефными. Стежки узелком могут быть выполнены на гладкой и счетной тканях. Учтите, что отдельные "узелки" должны оставаться на поверхности вышивки и не вытягиваться через ткань на изнаночную сторону.

Техника Стежки узелком создают чрезвычайно пластичную поверхность, вы можете использовать их для создания бесконечного разнообразия текстур и цветовых эффектов: от тонкого оттенения до импрессионистских композиций. Делайте "узелки" одинакового размера. Большинство этих стежков требует нескольких обвивок вокруг иглы, вам придется придерживать эти обвивки нерабочей рукой, потому что так легче протянуть через них иголку. При выполнении отдельных "узелков" поставьте перед собой цель создать аккуратную и правильную форму. Думайте об узелках как о бусинках, которые ровно расположены на поверхности ткани. Самым легким способом получить красивые стежки является использование рамки с туго натянутой на нее тканью. Ряд отдельных узелков, размешенных ровно вокруг мотива, придаст вышивке интересный эффект светотени, отдельно расположенные "узелки" служат также для того, чтобы "разрыхлить" и смягчить края мотива.

Не забывайте о взаимосвязи контрастов между плоскими и рельефными стежками внутри вашей композиции. Если вы используете "узелки", чтобы заполнить мотив, или чтобы выполнить контурную линию, рельефные стежки будут отражать свет и придадут вашему мотиву большую "воздушность". Если вам сначала покажется, что эти стежки трудно выполнить, проявите терпение. Конечные результаты стоят усилий.

ПЕТЕЛЬНЫЙ ШОВ - многие стежки этой группы часто встречаются в крестьянской народной вышивке, где "петельные" швы использовались для обработки краев одежды, а тамбурными стежками заполняли цветные участки мотивов. Стежок "пшеничный колосок", например, до сих пор Применяется для украшения поверхности на английских традиционных костюмах, а критский стежок на протяжении столетий использовался для создания декоративной одежды. Впервые появившийся на греческом острове Крит, этот стежок встречается и на персидских вышивках. Хотя сохранилось немного средневековых вышивок петельными стежками, но отдельные примеры можно встретить в китайских работах, где зигзагообразными тамбурными стежками заполнялись мелкие участки мотивов и объединялись в декоративный линейный узор. Эти декоративные стежки используются для создания эффектов "шнурочка" на простых цветочных формах и цепочек различных текстур, быстро покрывающих фон вышивки.

Внутри этой группы существует несколько петельных стежков, которые широко используются для красивой и эффектной обработки краев. Варианты тамбурных стежков хорошо подходят как для вышивания по контурным линиям, так и для заполнения цветных участков мотивов и тоже обеспечивают дополнительную структурность вышивке. Многими из этих стежков можно вышивать по кругу или по спирали - в некоторых случаях ими удобно заполнять цветочные бутоны или формы солнца и звезд. Благодаря своей простоте петельные стежки придают вышивке особое очарование "наивности". Четко выполненные, они создают эффект движения. Самые прекрасные примеры вышивки петельными стежками демонстрируются на платьях королевы Елизаветы, где края или внутренние участки лиственных орнаментов художественной вышивки и все виды природных мотивов выполнены вариантами петельного стежка нитками всех натуральных оттенков.

Нитки и ткани Петельные стежки удобно выполнять как на гладкой, так и на счетной тканях. Многое будет зависеть от того, какие нитки вы выберете. Смелые, четкие, яркие мотивы получаются за счет вышивки плотными матовыми хлопчатобумажными нитками в 1 сложение или шелковыми нитками по изогнутым линиям. Тем не менее всегда учитывайте плотность вашей ткани, а также сочетаемость текстуры ниток и ткани. Начинающим легче будет работать с мерсеризованными хлопчатобумажными нитками, потому что они более крепко удерживают форму петли, чем мягкие нитки. Петельные стежки также популярны среди современных вышивальщиц шерстью по ткани, так как шерстяная пряжа подчеркивает мягкость изогнутых линий, по которым делается вышивка.

Техника Очень простая: на всех петельных стежках нитки просто укладываются в форме петли под или над иголкой перед закреплением ее на ткани. Тем не менее, секрет петельной вышивки заключается в соблюдении одинакового размера петель. Во многих примерах вы обнаружите необходимость контролировать петли, придерживая их большим пальцем нерабочей руки в то время, когда вытягиваете нитку. Вычерченные на ткани контрольные линии помогут выполнить ровные ряды стежков.

Наиболее сложным стежком в этой группе является широкий шнурковый стежок. Традиционно используемый для вышивки золотой ниткой, он образует рельефные и очень декоративные группы. Его можно выполнить и плотными мягкими хлопчатобумажными нитками. Иногда очень полезно прикалывать ниточные петли. Это удерживает их в открытом виде, давая возможность увидеть, где вколоть иголку для следующего стежка. Большинство петельных стежков можно вышивать без рамки.

ШНУРКОВЫЕ СТЕЖКИ - часто производят впечатление "путанки". В действительности они состоят из множества основных стежков, обвитых контрастной ниткой - поэтому стежки этой группы, как правило, являются составными.
Некоторые шнурковые стежки - сложносоставные: пекинский стежок, например, широко использовался в китайском вышивании. Легенда гласит, что этот стежок вызывал если не слепоту, то по крайней мере, сильную резь в глазах и поэтому считался опасным - с тех пор он получил дополнительное название запрещенного и слепого стежка.
Многие шнурковые стежки стали популярными именно за счет своего довольно необычного внешнего вида. Стежок "фриз". например, состоит из трех различных стежков, переплетенных контрастными нитками. Эти составные стежки часто используются для декоративных орнаментов и заполнения участков мотивов, особенно в вышивке шерстью по ткани.

Шнурковые стежки применяются также для соединения двух отдельных деталей по сквозной мережке.
С помощью этих стежков можно получить интересные эффекты. Для этого лучше всего выбрать тонкие нитки, такие, как цветочные, и внимательно вышивать ими по тонкой ткани.

Нитки и ткани . С помощью шнурковых стежков, которые легко выполняются на всех тканях, у вас получатся пластичные декоративные швы. Несмотря на то, насколько хорошо вы будете владеть специальными вышивальными техниками, успех или неудача будут зависеть от выбора ниток.

Теоретически выбранные вами нитки могут быть любыми, от самых тонких шелковых до тесемочки или гаруса, но ряд стежков настила должен быть плотным, чтобы удерживать контрастные нитки и перевивки. Например, если вы сделаете перевивку на ряде стежков, выполненных тонкими цветочными нитками, вы полностью испортите эффект от этой вышивки. Для перевивки лучше взять нитки той же толщины или веса, но всегда сначала сделайте несколько пробных стежков. Экспериментируйте с нитками различной текстуры и цвета: шнурковые стежки предназначены для украшения.

Техника . В группе шнурковых стежков используются две основные техники.
Обметывание . В этой технике нитки обвивают вдоль рада стежков настила, выполненного, например, гладью.
Перевивка (или обвивка) Здесь контрастная нитка обвивается вокруг скрещенных участков каждого стежка, образуя, например, стежок мальтийского креста.
Как в обметывании, так и в перевивке используйте тупую гобеленовую иглу, чтобы не прокалывать нити ткани. Никогда не прокалывайте иголкой ткань, за исключением начала и завершения каждой группы стежков.

Чтобы начать обметывание или перевивку ряда стежков, приступайте к работе с одного из концов рада или вышитого участка, вдев в иглу нитку достаточной длины, чтобы закончить ею же этот рад или участок. Для завершения работы выведите иглу на изнаночную сторону ткани в подходящей точке и закрепите конец нити. Работайте слева направо или справа налево - как вам удобно.

Чтобы заполнить мотив шнурковыми стежками, выполняйте стежки в ряд. удостоверьтесь. что основание одного стежка примыкает к верхней части нижнего стежка и так далее.


Из шкур, у этого искусства многовековая история. В разное время материалом для вышивки служили как драгоценные камни и жемчуг, бисер и бусы, монеты, блестки, ракушки, так и жилы животных, окрашенные или натуральные нити конопли, льна, шелка, хлопка, волос и шерсти. Во все времена вышивка отражала представления и художественные вкусы разных народов, показывала их мастерство и национальное своеобразие.

Перед началом вышивания сложных работ необходимо уметь правильно и быстро выполнять простые швы. Если они будут Вам даваться легко, то в дальнейшем проблем с освоением какой-либо ручной техники вышивки у Вас не возникнет. Информация взята с сайта http://avemeri.by.ru

К простейшим швам относятся контурные - «вперёд иголку», стебельчатый, тамбурный и т. п., а также петельный и «козлик», петельки с прикрепками и «узелки». Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные, например: в вышивке стеблей и веточек - стебельчатый шов, в вышивке сердцевин цветов - «узелки», «козлик», тамбурный и т. д. Все они несложны, не требуют особых навыков в вышивании, но, освоив их, можно выполнить более сложные узоры. Начинающие вышивальщицы могут выполнить эти швы на кусочке ткани размером 25x30 см. Лучше, если эта ткань будет с чётким, полотняным переплетением нитей (лён с лавсаном, рогожка, суровое полотно). Можно выполнять эти швы и по канве, но обязательно в пяльцах. Для удобства выполнения швов на плотной ткани из неё выдергивают 1-2 нити для каждого шва и выполняют шов по следу выдернутых нитей (необходимое число нитей будет легко отсчитывать). Выполняя эти швы, можно хорошо потренироваться в постановке рук при вышивании, вдевании рабочей нитки в иглу, закреплении её на ткани и т. д. Для выполнения этих швов рекомендуется вышивальная игла № 2 и нитки мулине в 6 сложений.


Шов «вперёд иголку»


(рис. 1a). Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Закрепить нитку у правого края ткани, делая стежок 5 мм (3-6 нитей ткани). После закрепления нитки иглу ввести в точку второго прокола и протащить её вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, иглу выколоть на лицевую сторону и сделать второй стежок и т. д. Стежки шва и пропуски надо делать одной длины и располагать в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной. Так в белой глади этим швом обводят контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3-4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, - 6-8 мм. Шов можно выполнять как по счёту нитей, так и по рисованному контуру; стежки располагать в два (рис. 1b) и более рядов.


Шов «за иголку»

(рис. 2) - непрерывный ряд стежков. Движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск одной длины, например равный 4-м нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитку уложить слева направо. Иглу ввести в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводить на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводить в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Стежки шва должны быть одной длины.

Этот шов можно выполнять с пропусками ткани между стежками (рис. 3). В направлении справа налево сделать первый стежок на ткани длиной 4 нити. На лицевую сторону иглу выкалывать левее первого стежка на 8 нитей и выполнять второй стежок длиной 4 нити в направлении слева направо. Лицевая сторона такая же, как у шва «вперёд иголку», но стежки получаются более выпуклые, рельефные. Этот способ выполнения шва применяют в белой глади для выполнения мотивов швом «россыпь», а также для выполнения контура рисованных узоров.


Стебельчатый шов

(рис. 4). Используют для вышивания контурных узоров, стебельков и веточек, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выкалывают со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности. Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнить в направлении слева направо, если вышивать двумя руками, и в направлении от себя, если вышивать правой рукой, а левой держать пяльцы. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой вывести на середину левой стороны стежка, уложить к себе и прижать к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делать прокол в ткани выше первого стежка, а выводить иглу в середине второго стежка с левой стороны. Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперёд наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, т. к. при этом нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.


Шов «шнурок»

(рис. 5). Его выполняют в два приёма. Сначала по прямой линии или по контуру узора надо сделать стежки шва «вперёд иголку». Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подвести под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва (рис. 5а).


Шов «козлик»

(рис. 6). Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т. п. Используют его и для вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шва используют как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани, Стежки нужно располагать слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. При выполнении шва по кривой линии (окружность в сердцевинах цветов, листья и др.) необходимо следить за тем, чтобы расстояние между проколами по краю большей окружности было длиннее расстояния между проколами, расположенными по краю меньшей окружности.


Петельный шов

(иногда называют краевым швом, т. к. им обшивают край ткани, рис. 7). Подогнуть ткань на изнаночную сторону на ширину 3-4 мм и приметать её ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложить вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывать в ткань, отступая от первого стежка вправо, и делать стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затянуть, сделать третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины. Если петельным швом обшивают край строчевой сетки (например, в цветной перевити), то стежки выполняют высотой 2-3 мм и оставляют между ними 2 нити ткани. В вышивках белой гладью обшивают фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. В этом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполняют разной высоты, располагая их по форме фестона. Петельным швом обшивают край небольших салфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполняют толстыми цветными нитками. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3-4 мм.

Стежки могут быть разной длины (рис. 7а), группироваться по 3 и более стежков (рис. 7b). Иногда край ткани обшивают дважды нитками разных цветов, например красными и синими. Сначала нитками синего цвета выполняют стежки шва высотой 8 мм с расстоянием между стежками 5 мм. Затем нитками красного цвета делают стежки высотой 4-6 мм, располагая их между стежками синего цвета.


Тамбурный шов

(рис. 8) представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, нужно следить за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложить петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводить в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выкалывать иглу на 4-5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка.

Тамбурный шов можно выполнять в виде зигзагообразной полосы (рис. 8а). В этом шве стежки по изнанке и петельки по лицевой стороне будут располагаться поочерёдно то влево, то вправо от средней линии шва. Тамбурным швом вышивают полоски в других, более сложных вышивках, обшивают сердцевины крупных цветов и мотивы узора в олонецкой вышивке (олонецкий шов по письму). Этим швом можно вышивать узоры растительного характера, обшивая их по контуру и сплошь заполняя мотивы узора.


Петельки и полупетельки

Петелька «в прикреп» получится, если вышить первую петлю тамбурного шва, а вместо второй петли сделать маленький стежок, делая прокол в ткани ниже петли. Такими петельками вышивают цветы и травку в узорах белой и цветной глади. Петельки следует располагать по кругу в цветке (рис. 9) и с наклоном к стеблю в травке (рис. 9а).

Петельки можно прикреплять двумя стежками. Выполняя такие петельки (рис. 9b), рабочую нитку надо сильно не затягивать и делать сначала один, затем другой прикрепительный стежок. Ещё свободнее нужно делать петлю из рабочей нитки при выполнении 3 прикрепок: сначала среднюю, затем - крайние.

Сердцевины цветов можно вышить полупетельками (рис. 9c). Для этого иглу с ниткой следует выкалывать на лицевую сторону ткани, а рабочую нитку уложить петлёй, как в тамбурном шве, и сделать прокол в ткани, отступая от первого прокола на 5-6 мм вправо. Иглу вкалывать в середине расстояния между проколами и ниже линии проколов на 5-6 мм. Длина прикрепительного стежка зависит от расстояния между окружностью сердцевины и центром цветка и может доходить до 10 мм.


«Узелки»

Ими выполняют сердцевину цветов или половину листика в белой глади. Иногда цветок, вышитый белой гладью, обшивают по контуру «узелками». Закрепить нитку и вывести её на лицевую сторону ткани на линии контура. Левой рукой оттянуть нитку влево. Иглу надо держать в горизонтальной плоскости, направляя острый конец влево. Рабочей ниткой обвить иглу 1-2 раза в направлении от себя и придерживать нитку левой рукой до конца выполнения шва (рис. 10), Правой рукой проколоть ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Осторожно протянуть нитку на изнаночную сторону, подтягивая к ткани получившийся «узелок» (рис. 10а) Выполняя «узелки», нужно следить за тем, чтобы игла не попадала в точку первого прокола, т. к. в этом случае «узелок» вместе с ниткой легко пройдёт на изнаночную сторону. Выкалывать иглу надо на лицевую сторону, отступая от «узелка» вправо 1,5-2 мм, а вкалывать рядом со сделанным «узелком» по кругу до тех пор пока не будет заполнена вся сердцевина цветка. В вышивках цветной гладью «узелки» выполняют цветными нитками мулине иногда в 4-6 и более сложений, а иглу обвивают 3-4 раза. Величина «узелка» зависит и от толщины иглы. Чтобы «узелок» получился аккуратный, левой рукой нужно поддёргивать нитку в то время когда правая рука протягивает её на изнаночную сторону.


Накладные сетки


Применяются для того, чтобы заполнить большую площадь вышивки.

Накладная сетка несложна в выполнении. Сначала делаются вертикальные стежки необходимой длины, затем горизонтальные. Места, где нити пересеклись, декорируются дополнительными стежками, количество стежков может быть различным.


Рассыпные швы

Представляют собой швы, расположенные произвольно, например, хорошо смотрятся стежки, выполненные шахматным порядком. Рассыпные швы являются декоративным видом вышивных швов.

ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ

Цветная (александровская) гладь

Этой гладью с узорами растительного характера украшают бельё, блузки, скатерти и другие изделия. Иногда узор выполняют только в одном цвете. Мотивы узора вышивают двусторонней гладью без настила, швами «козлик», стебельчатым, петельками с прикрепками, «узелками».

Стежки глади располагают по форме мотива: в цветочках от края к центру (рис. 11), в листьях - к середине, в направлении жилок (рис. 11а). Крупные листья вышивают краевой гладью (рис. 12), выполняя стежки разной длины, мелкие листочки - гладью с косым направлением стежков или «козликом», травку - стебельчатым швом и петельками с прикрепками, сердцевину цветов - «узелками».

Вышивая травку, надо следить за тем, чтобы листочки-петельки располагались под углом к стеблю так, как идут жилки в листьях, а концы каждой петельки сходились в одной точке (рис. 13).

Шов «козлик» в узорах цветной глади выполняют в более сложном варианте. Последовательное его выполнение показано на рис. 14. Листочки, вышитые таким способом, приобретают более чёткие и выпуклые очертания.

Ягоды рябины, черники и другие вышивают гладью с прямым направлением стежков. Для того чтобы ягоды сохранили свою форму, нужно обшить их по контуру швом «вперёд иголку». Затем выполнить стежки глади, закрывая стежки, проложенные по контуру. Начинают вышивать ягодку от середины, стежки располагают сначала вправо от середины, затем - влево.

Иногда мотивы цветов вышивают нитками двух тонов. При этом стежки одного цвета как бы вливаются в стежки другого цвета (рис. 15). Сначала выполняют стежки первого ряда, располагая их от края к центру цветка и делая их разной длины. Этот ряд должен закрывать две трети длины лепестка. Затем выполняют стежки второго ряда, укладывая их в направлении от сердцевины цветка к краю и закрывая просветы между стежками первого ряда. Для такой вышивки рекомендуется брать нитки двух тонов одного цвета, например: светло-голубой и тёмно-голубой, жёлтый и оранжевый и т. п.


Вышивка навивкой рококо

Как известно рококо - это стилевое направление в европейском искусстве первой половины 18 века. Для этого стиля характерен уход от жизни в мир фантазии. Изысканные грациозные и причудливые орнаменты. Шов навивкой, вышов навивкой выполняют без пялец. В цветочке в форме круга с прямыми лепестками, идущими от центра круга к краю, нитку закрепить на изнаночной стороне в центре круга. Иглу с ниткой надо выкалывать на окружности, протащить нитку на лицевую сторону до конца и сделать новый прокол из центра к краю, но иглу из ткани не выкалывать (рис. 17).

Ткань с иглой нужно держать в левой руке, а правой обвивать конец иглы в направлении слева направо ниткой, идущей из ткани. Придерживая иглу с навивкой указательным и большим пальцами левой руки, правой осторожно протащить иглу с ниткой сквозь навивку. Затем уложить её к центру цветка (рис. 17а) и сделать прокол из центра к краю.

Затянув нитку, сделать новый прокол для выполнения второго лепестка. Узор перевести на готовое изделие трудно. Для его выполнения намечают место на изделии и раскладывают на нём трафаретки для выполнения цветочков в виде кружочков. Трафаретки разных диаметров можно вырезать из картона. Кружочки надо обвести белым карандашом на тёмных и простым - на светлых тканях и поставить точку в центре кружочка. Лепестки цветка надо вышивать в таком порядке: сначала располагая их по вертикали и горизонтали (по двум диаметрам), затем - между ними. В центре цветка вышить один или несколько узелков. Простым карандашом провести кривую линию для выполнения стебля. Его вышивают стебельчатым швом или швом «за иголку». Листочки вышивают петельками с прикрепками, располагая их по обе стороны стебля с наклоном к нему. Иногда листочки-петельки группируют по три в виде лапок и вышивают выходящими из одной точки. Такие лапки можно расположить с двух сторон цветка. Для вышивки нужны шерстяные или синтетические объёмные нитки разных цветов и большая с длинным ушком игла.

Изящные розочки выполненные в этой технике отличаются от ромашек тем, что лепестки располагаются не во все стороны, свернуты подобно лепесткам розы. На рисунке показана последовательность укладки стежков, количество которых зависит от размера розочки и толщины нитки.

Приобрести все необходимое для вышивки Вы можете в « ».

Для того, чтобы пользоваться арсеналом ручных швов, предлагаем познакомимся с ними поближе. Такие знания могут пригодиться вам в работе, поскольку пошив каждого изделия начинается именно с ручных работ - копировальные строчки, сметку деталей и многие другие швейные операции мы выполняем вручную. Стежок за стежком рождаются строчки, хоть и не поэтические, а созданные при помощи ниток, но не менее прекрасные. Итак, давайте разбираться со стежками и строчками — какие они бывают, какие из них мы регулярно применяем в работе, а о каких, возможно, забыли, но стоит вспомнить!

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Ручные строчки — классификация

Все ручные стежки разделяют по расположению стежков на ткани (прямые косые, крестообразные, петлеобразные, петельные). А сами строчки делят по назначению: сметочные выметочные, заметочные, подшивочные, отделочные и т. д. Для простоты картины и большей наглядности представим ручные стежки и строчки в виде таблицы.

Таблица. Виды ручных стежков и строчек

Строчки, как уже говорилось выше, состоят из стежков, а стежки подразделяются на прямые косые, крестообразные, петлеобразные, петельные. Давайте их изучим подробнее.

Прямые стежки

Прямые стежки применяются для временного соединения и закрепления деталей при подготовке изделия к примерке. При помощи прямых стежков обозначают меловые линии припусков швов, разметок настрочных деталей (карманов, шлевок), контрольных меток для втачивания рукавов, воротников и т. п. , образования сборок.

Рис. Прямые стежки

Прямыми стежками можно выполнить сметочные, заметочные, наметочные, выметочные, копировальные и строчки для образования сборок. Из прямых стежков состоят строчки, которые мы рассмотрим ниже.

Рис. Перенос разметки на лицевую сторону детали прямыми стежками

Сметочная строчка

Сметочная строчка выполняется для временного соединения (сметывания) деталей изделия. Детали складывают, срезы уравнивают по краю, детали сметывают без натяжения или с небольшой посадкой одной из деталей (сметывают плечевые и боковые срезы, швы рукавов, вметывают рукава в пройму, детали воротников и т. п.). Длина стежков может меняться в зависимости от ткани и назначения строчки (от 0,5 до 5 см). При выполнении строчки без посадки длина стежков составляет от 1,5 до 2 см, с посадкой - от 0,7 до 1,5 см.

Заметочная строчка

Рис. Заметочная строчка прямых стежков

Заметочными строчками прямым стежком подгибают и закрепляют припуски по низу изделия и рукавов. Длина стежка заметочной строчки составляет в зависимости от вида ткани 1-3 см.

Наметочная строчка

Рис. Наметочная строчка прямых стежков

Наметочными прямыми строчками скрепляют детали изделия между собой путем накладывания одной детали на другую и дальнейшим наметыванием. Наметывают бортовую прокладку на полочку, карманы и т. п. Строчки выполняют без посадки и с посадкой.

Копировальная строчка

Рис. Копировальная строчка прямых стежков

Копировальные строчки используются для переноса контуров и разметок на парных деталях. Детали накладываются друг на друга, уравниваются по срезам, По разметке прокладываются копировальные стежки длиной 0,5-1,5 см (в зависимости от вида ткани), вытягиваются петли высотой 1-1,5 см. Затем детали аккуратно раздвигаются и разрезаются по центру стежков.

Рис. Строчка для сборок

Для образования сборок применяют прямой стежок. Две строчки прокладывают на расстоянии 0,2-0,4 см друг от друга длиной стежка 0,5-0,7 см. Нитки стягивают на нужную длину с образованием складок.

Косые стежки

Косые стежки также применяются для временного и постоянного скрепления деталей, но косые стежки, в отличие от прямых стежков, создают более прочные и эластичные соединения. Косыми стежками временного назначения выполняют наметочные и выметочные строчки, постоянного назначения – обметочные, а также стегальные, подшивочные и штуковочные (используются для незаметного соединения деталей).

Рис. Косые стежки

Косыми стежками выполняются следующие виды строчек.

Наметочная строчка

Рис. Наметочная строчка косыми стежками

Наметочную строчку косых стежков применяют в тех случаях, когда требуется получить устойчивое прочное соединение нескольких слоев ткани. Такая строчка исключает смещение деталей в процессе дальнейшей обработки. Наметывают детали карманов, воротников, подборта на полочках и т. п. Длина стежка 0,5-2 см.

Рис. Карманы рубашки с подогнутыми припусками

Выметочная строчка

Рис. Выметочная строчка косыми стежками

Выметочная строчка косыми стежками применяется для обработки краев стачанных деталей. Для начала детали стачивают машинной строчкой, припуски подрезают, детали отгибают на лицевую стороны, швы выправляют и выметывают косыми стежками с лицевой стороны. Припуски остаются внутри.

Рис. Выметывание клапана кармана

Обметочная строчка

Рис. Обметочная строчка косыми стежками

Обметочные строчки косыми стежками выполняются при обметывании срезов деталей, с целью предохранить их от осыпания. Такую строчку выполняют и на изделиях с подкладкой. Обметочная строчка, выполненная тонкими шелковыми нитками при пошиве изделий из тонких тканей практически не видна и не создает излишней толщины припуска шва, что важно для внешнего вида изделия. Как правило, выполняют 3-4 стежка на каждые 10 мм длиной 0,5-0,7 см.

Стегальная строчка

Рис. Стегальные строчки

Стегальные строчки применяются для соединения нескольких слоев деталей - как правило из основной и прокладочной тканей, для получения детали, хорошо держащей форму и для придания ей определенного изгиба для посадки по фигуре. Прокладочную ткань прошивают насквозь, основную ткань на половину толщины. С лицевой стороны стегальная строчка не должна быть видна.

Рис. Стегальные строчки при пошиве жакета

Простегают полочки мужских костюмов и пальто, подборта, воротники. При этом косые стежки выполняют по всей поверхности детали. В зависимости от ткани, длина и расстояние между стежками можгут меняться: длина стежка 0,5-1,5 см, ширина 0,5-0,7 см, расстояние между строчками 0,5-0,7 см.

Подшивочная строчка

Подшивочная строчка косыми стежками используется при закреплении припусков и подогнутых деталей с открытыми срезами и выполняется аналогично обметочной (рис. Обметочная строчка косыми стежками). Такой строчкой обрабатывают припуски и подгибы низа рукавов в жакете с подкладкой на сыпучих тканях и т. п. Выполняют 3-4 стежка на каждые 10 мм, длина стежка 0,4-0,5 см.

Штуковочная строчка

Рис. Штуковочная строчка

Штуковочная строчка используется в основном для ремонта одежды. С ее помощью сшиваются плотные неосыпающиеся ткани в местах разрыва или прореза. Выполняется 6-7 стежков на каждые 10 мм, длиной 0,2-0,3 см.

Крестообразные стежки

Крестообразные стежки применяются для подшивания низа изделий. Особенностью ручного подшива является отсутствие шва с лицевой стороны изделия. Стандартно выполняется 2-3 стежка на каждые 10 мм длины для легко осыпающихся тканей и 1 стежок на 5 мм для обычных тканей. Ширина стежка 0,3-0,5 см в зависимости от вида ткани. Подгиб может выполняться в открытом виде по краю или потайным - внутри припуска на подгиб. Крестообразными стежками также выполняются отделочные строчки при изготовлении женской и детской одежды.

Крестообразная строчка

Рис. Крестообразная строчка

Крестообразные строчки подразделяются на подшивочные и отделочные. Подшивочные строчки очень гибкие, за счет переплетения стежков крест-на-крест и применяются для фиксации подгиба низа изделия и рукавов. Также крестообразные строчки используются для отделки женской и детской одежды.

Рис. Подшивочная крестообразная строчка

Петлеобразные стежки

Петлеобразные стежки применяют для наиболее прочных и эластичных строчек. Используя петлеобразные стежки можно выполнить постоянные строчки для прочного потайного скрепления деталей. С помощью петлеобразных стежков выполняют стачные, подшивочные, вспушные, разметочные строчки. Само название «петлеобразные»говорит о том, что стежки выполняются в форме петли.

Стачная строчка

Рис. Стачная ручная строчка

Стачная строчка напоминает машинный шов и выполняется в тех местах, где выполнить машинную строчку не представляется возможным или затруднено. Ее особенность в том, что между стежками не делают промежутков, а вход иглы производят в выход предыдущего стежка.

Вспушная строчка

Рис. Вспушная строчка

Вспушная отделочная строчка применяется для отделки краев манжет, рукавов, лацканов пиджаков и пальто, бортов и т. п. Расстояние между стежками, а также длина стежков определяется дизайнером.

Рис. Вспушной ручной шов

Еще такой ручной шов называют «назад иголку». Верхний слой ткани прокалывается насквозь, нижний наполовину. Вспушная строчка может также применяться для фиксации внутренних припусков с целью их закрепления в изделии (обтачки, подборта и т. п.).

Разметочная строчка

Разметочные строчки выполняются аналогично вспушной и используются в основном для гибкого постоянного скрепления двух и более слоев ткани в местах, где это необходимо (например, фиксируют припуски на подкладке рукавов, подборта, пришивают подплечики и т. п.) Длина стежков - 1,5-2 см.

Копировальная строчка

Рис. Копировальная строчка петлеобразных стежков

Копировальная строчка петлеобразным стежком применяется для переноса разметки контуров на парные детали. После выполнения каждого стежка нить вытягивается на 1-1,5 см. Длина стежков 0,5-0,7 см, 1-2 стежка на каждые 10 мм строчки. После того, как стежки проложены, детали раздвигают и разрезают нити по центру.

Подшивочная строчка

Рис. Подшивочная петлеобразная строчка

Подшивочная строчка применяется для постоянного закрепления подгибок низа изделия и рукавов, подкладки, карманов. Припуск предварительно обметывают оверложным швом. Изделие отгибают вниз от припуска и выполняют петлеобразную подгибочную строчку. Особенностью этой строчки является то, что стежки не видны ни с лицевой, ни с изнаночной стороны изделия, а полностью скрыты внутри подгиба. Выполняют 3-4 стежка на каждые 10 мм длиной стежка 0,3 - 0,4 см.

Для закрепления строчек

Петельные стежки применяются для для закрепления концов строчек после выполнения ручных работ, таких как пришивание пуговиц, крючков, кнопок. А также для выполнения закрепок на концах петель, карманов и т.д. Длина стежка 0,3 - 0,4 см.

Петельные стежки

Петельные стежки применяют для обметывания ручных петель - прямых, фигурных с глазком.

Рис. Петельные стежки

Петельная строчка

Петельная строчка используется для обметывания петель, а также ее выполняют как отделочную для обработки краев салфеток, покрывал, одежды.

Рис. Петельная строчка

Частота и длина стежков определяются задачами дизайнера. Для выполнения петель частота стежков 6-10 на каждые 10 мм, ширина 0,2-0,3 см.

Рис. Ручные петли, выполненные петельными стежками

Специальные стежки

Специальными стежками выполняют закрепки и пришивают фурнитуру к изделию: пуговицы, крючки, петли, кнопки и т. п. . Прямые закрепки выполняют на карманах (для закрепления углов), концов петель. Фигурные закрепки применяют для закрепления концов складок и рельефов. При помощи стежков могут быть выполнены воздушные нитяные петли (разновидность прямых закрепок).

Рис. Ручная закрепка на подкладке юбки

Пуговицы с двумя отверстиями пришивают 4 – 5 стежками, с четырьмя – 3 – 4 стежками в каждую пару отверстий, под пуговицу подкладывают спичку для формирования «ножки» высотой 0,1 – 0,2 см в зависимости от толщины ткани. Ножку обвивают 2 – 3 витками нитей, конец нити закрепляют и обрезают.

Теперь вы знаете больше о ручных стежках и строчках и сможете использовать их при пошиве вашей неповторимой одежды. Подпишитесь на бесплатные новости Школы шитья Анасстасии Корфиати и шейте стильные модели вместе с нами!

Вышивание - это творческий процесс! Не ограничивайте свою фантазию, занимаясь этим старинным искусством. Ретро- и этномотивы сейчас в моде.

Наши шесть стежков помогут вам создавать вышитые картины, орнаменты, монограммы и многое другое.

Совет: перед вышивкой маркером с исчезающей краской проведите на ткани линии рисунка вышивки.

Стежок крестом

Выведите иглу из ткани снизу справа, введите иглу в ткань вверху на длину стежка крестом (= основной стежок). На той же высоте, на которой ввели в ткань иглу, выведите ее наружу слева. Продолжайте таким образом, пока не получите полный ряд основных стежков.




Теперь вышивайте в обратном направлении, выполняя кресты (=покрывающие стежки). Выведите иглу слева на той же высоте и введите ее справа. Первый крест готов. Затем выведите иглу внизу слева и введите справа…

На нашем примере вы получили косой ряд стежков крестом. Но по такой же схеме вы можете вышить ряды стежков крестом по прямой. Этот принцип позволяет работать ритмично и прекрасно расслабляет…

Лангетный шов

Для этого ряда стежков выведите иглу с изнанки на лицо, затем по диагонали направо вверх введите с лица на изнанку. Иглу проведите вниз.

Важно: нить при этом должна находиться под иглой.


Cнова введите иглу по диагонали справа от последнего вывода. Игла при этом проходит над нитью. Повторяйте вышеописанные операции. Последнюю петлю ряда зафиксируйте стежком на изнанке.

Таким образом появляется красивый бордюр.
Этим швом можно обметывать края, закреплять аппликации или сшивать открытые срезы. Если стежки прокладывать очень плотно, то вы получите петельный шов.

Тамбурный шов

Нить вывести с изнанки на лицо, уложить петлей и зафиксировать одним пальцем. Ввести иглу в то место, откуда она была выведена и вывести посередине петли. При выведении иглы нить должна находиться под иглой.




Повторите стежок, описанный на предыдущем рисунке, при этом вводите иглу внутри первой петли. Нить не натягивайте слишком туго. Петли должны быть одинаковой длины.

В конце ряда выведите иглу внутри последней петли, затем зафиксируйте нить. Для этого сразу же под последней петлей вновь введите иглу в ткань и вытяните нить.
Это великолепный шов для выполнения спиралей, монограмм, орнаментов и бордюров.

Шов «елочкой»

Сначала выведите иглу слева на лицо, затем сделайте длинный диагональный стежок вверх направо. Теперь перекрестите этот стежок с коротким диагональным стежком в противоположном направлении. Выведите иглу точно в первом месте вывода.


Повторяйте операции, как описано под предыдущей фотографией. Второй ряд стежков выполняется вниз, справа плотно примыкая к первому ряду. Вышивайте этот второй ряд в зеркальном изображении по отношению к первому.


Рисунок вышивки создает изысканный ребристый эффект, который идеально подходит для заполнения внутренних частей мотивов.
Совет: поэкспериментируйте с различными цветовыми оттенками вышивки.

Шов «вперед иголку»

Это очень популярный шов, который выглядит одинаково как с лица, так и с изнанки.
Первый ряд выполняется справа налево. Для этого выведите иглу и слева введите в ткань, затем снова слева выведите… Очень важно следить за одинаковой длиной стежков.


В конце ряда отступите назад и заполняйте пустые промежутки между стежками. При вводе и выводе иглы из ткани держите иглу наискосок, как показано на фото, и протягивайте ее через ткань.

Двойной шов «вперед иголку» (называемый также сметочным и штопальным швом) образует четкий контур. С помощью этого шва можно «прочертить» четкую линию. Он подходит для простегивания или для выполнения различных линейных узоров и орнаментов, внутренние участки которых можно заполнить плоской гладью (см. дальше).

Плоская гладь (в один или несколько рядов)

Плоскую гладь можно выполнять без «обрамления» контурным швом. Но благодаря контуру вышивка плоской гладью становится более пластичной.
Участки заполняются прямыми стежками, выполняемыми наискосок сверху вниз. Стежки ложатся так плотно друг к другу, чтобы сквозь них не просвечивала ткань.

Вышивка – замечательный вид рукоделия, который богат разнообразием техник и способов, с помощью которых он выполняется. Каждый вид вышивки или национальной техники вышивки имеет свои особенности. Но общим у них у всех остается одно – швы для вышивки. Существует несколько видов стандартных швов для вышивки, которые в различных комбинациях друг с другом и создают такие неповторимые стили и техники вышивки. В этой статье мы разберем, какие бывают швы для вышивки и как их использовать.

  1. Игла – длинный тонкий заостренный стержень из твёрдого вещества с ушком для вдевания нити с одной стороны. Применяется для шитья.
  2. Рабочая нить – вдетая в иглу нить, с помощью которой выполняются стежки
  3. Прокол – место, в которое игла с рабочей нитью втыкается в ткань
  4. Стежок – расстояние между двумя проколами иглы на поверхности ткани, как на лицевой, так и на изнаночной стороне.

Существует четыре направления, по которым движется игла:

  • острие иглы направлено вперед
  • конец иглы направлен назад
  • игла смотрит вверх
  • острие иглы направлено вниз

и множество вариаций стежков, которые используются по этим направлениям.

Таким образом, вышивальный шов состоит из стежков, разнообразие которых мы разберем ниже по тексту.

Какие бывают швы для вышивки

Шов “вперед иголку”

Шов «вперед иголку» – простейший шов в своем исполнении. При окончательном виде, шов с двух сторон ткани выглядит одинаково. Используется для вышивания четких границ и контуров рисунка, например, при вышивке гладью или крестиком, узоры на блузах, сумках.
Выполняется шов по очерченным линиям рисунка, проделывают «вперед иглу» справа налево, двигаясь, все время вперед, набирая при этом один и сразу несколько стежков. Во время исполнения нужно следить за расстояниями между стежками – они должны быть одинаковыми и равномерными.

Шов “назад иголку”

Этот шов еще называют “за иголку” или “строчка”, также очень просто выполняется, а стежки также нужно делать в направлении справа налево. «Строчка» очень похож на шов, проделанный машинкой для шитья. С лицевой стороны шов «строчка» выглядит очень аккуратно, все готовые стежки плотно прилегают друг к другу, а на изнаночной стороне стежок можно сравнить с длиной двух стежков с лицевой части ткани.

Стежки этого шва все должны быть одинаковые. Шов выполняется двумя разными способами, вы можете выбрать тот, который проще для вас.

Способы выполнения:

  • В первом случае иглу с ниткой выводят на лицевую сторону, следующий прокол иглой на ткани делают правее места первого прокола на расстояние, равное длине стежка. Это будет ваш первый лицевой стежок. Далее иглу с нитью протягивают по изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее 1-го прокола на то же расстояние. Это ваш первый изнаночный стежок.

При выполнении второго стежка, иглу с ниткой ведут слева направо и вкалывают в место прокола, которым заканчивался первый лицевой стежок. Снова проводят иглу на изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее второго стежка. Потом опять вводят иглу в прокол, который закончил ваш предыдущий стежок. На лицевой стороне этот шов выглядит сплошной строчкой стежков, очень похож на строчку от швейной машины.

  • Во втором случае выполнения строчевого шва, после того, как вывели иглу с нитью на лицевую сторону, делают прокол справа от выхода рабочей нити на то расстояние, которое вы хотите видеть у стежка. Потом протягивают ее по изнаночной стороне ткани и выводят левее первого прокола на расстояние, немного большее, чем длина вашего первого стежка. В этом случае применения такого шва на лицевой стороне получается пунктирная строчка с равным расстоянием между стежками.

Тамбурный шов

Классический тамбурный шов

Тамбурный шов – простой шов, выполнение которого происходит крючком с острым концом или иглой по готовому рисунку на льне, хлопчатобумажной ткани, шелке или другой ткани. Шов чаще всего выполняется шелковыми, хлопчатобумажными или льняными нитями. Шов применяется для аккуратной вышивки по контуру изделия, для гобелена и глади, в счетных швах, для фиксации края изделия, а также для ровной строчки и ажурной вышивки изделия.

Для облегчения шитья, тамбурный шов советуют исполнять сверху вниз. Игла с нитью выводится на лицевую сторону, делается петля и ведется в ту же точку или рядом, откуда было начало. Все это время петелька не затягивается полностью, и иголка выводится на поверхность ткани в точке, примерно на 0,5 см ниже точки начала. Далее нужно натянуть нитку так, чтобы петля аккуратно легла на ткань. Когда сделана следующая петелька, игла ведется в последнюю точку, где была закончена и выводится опять же на лицевую сторону внутри данной петли. Можно заметить, что шов получается аккуратный, петля в петлю, а на изнаночной стороне – строчный шов.

Тамбурный шов зигзагом

Тамбурный шов можно сделать зигзагообразным. Для этого шва иглу с ниткой для следующего стежка цепочки вкалывают в ткань не строго вниз по вертикали, а с наклоном то вправо, то влево. Наклон вы устанавливаете сами по желанию. Он может быть небольшим, а может и существенно отклоняться в стороны. Образуется зигзагообразная цепочка. Такой тип шва можно использовать для вышивания мелких деталей, листиков и лепестков.

Петля с прикрепом

Этот шов является вариацией тамбурного шва. Единственная разница – при выполнении петли игла вкалывается не в тот же самый прокол, из которого она выходила изначально. Она входит очень близко к нему, но не рядом. Игла с рабочей ниткой выводится на лицевую сторону, но не в середине петли, а в вершине дуги и делается закрепка этой петли. Такие швы используют при вышивании цветов с лепестками, например ромашек или маргариток. Также шов петля вприкреп используется в вышивке лентами.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов – простой шов, выполняющийся при вышивании гладью на льне или на хлопчатобумажной ткани. При вышивании он выглядит как пара прилегающих друг к другу горизонтальных стежков. Используются такие швы для вышивки рисунков по контуру и для обработки самых маленьких деталей мотива. Вышивка производится на хорошо закрепленном полотне, заранее постиранном и поглаженном. Нить для работы должна быть не слишком длинной, чтобы избежать возможного перекручивания и запутывания.

Техника подразумевает вышивание слева направо. Прикрепляется нить на изнаночной стороне без узелка – двумя последовательными стежками по самому краю рисунка. После в правую сторону вышивается первый стежок. Затем под изнанкой игла возвращается влево и выводится на лицевую сторону в середине первого стежка. Это начало вашего второго стежка.

Нить не должна быть сильно натянута, так как может пойти перекос по рисунку. Важно следить при выполнении следующего стежка, чтобы нитка всегда находилась над иглой. Не под иглой, и всегда с одной стороны от иглы – справа или слева.

Шов Гольбейн

Шов Гольбейн – простой шов, одинаково выглядящий при вышивке с лицевой и с изнаночной стороны. Вышивка швом Гольбейн выглядит как стежки «вперед иголкой». Но после игла возвращается назад, заполняет оставшиеся пустые места между стежками. Опытные вышивальщицы при этом переворачивают ткань и вышивают в обратном направлении к самому первому стежку.

Ткань под вышивку швом Гольбейн подходит хлопчатобумажная или льняная равномерного плетения. Иголка подойдет тонкая гобеленовая с тупым кончиком, такая игла не будет разделять ткань на нити. Рабочая нить должна соответствовать толщине нитям ткани, обычно одинарная.

Петельный или обкидной (краеобметочный) шов

Шов петлями или обкидной шов – несложный шов. Такие швы используются для вышивки узоров на ткани, а также для обметки проделанных петель и аккуратной обшивки краев изделия.

Шьют обкидным швом всегда слева направо. Во время вышивания, необходимо следить за нитью, она должна всегда быть перед иглой, делая петлю. Надо вытянуть иголку с рабочей ниткой с изнаночной на лицевую сторону. Опустить нитку вниз и выполнить петлю. Потом выполнить стежок с изнаночной стороны так, чтобы нить находилась под острием иглы. После этого протянуть иголку, чтобы образовалась петля.

Ширина, высота и направление шва всегда определяется самостоятельно. Расстояние между стежками варьируется в зависимости от того, какой шов вы хотите получить – плотный (рис. а) или нет (рис. б).

Шов “елочка”

Шов «елочка» – простой шов для отделки изделий. Внешне шов похож на петельный (обкидной) шов или раскрытую тамбурную петлю.

Шов «елочка» выполняется в два шага. После закрепления нити игла прокалывает лицевую сторону на изнаночную и выводится на лицевую сторону. Рабочая нить обязательно должна находиться под острием иглы. Образовалась одна сторона шва. Следующий стежок выполняется также, но с другой стороны шва и ниже.

Крестиковые швы для вышивки

Полукрест или шов роспись

Шов «полукрест» или «роспись» – несложный двусторонний шов, выполняющийся сначала вперед, потом назад (рис. а). По сути, это первая палочка стандартного крестика. Шов начинают с левой стороны направо по контуру узора, прокладывая стежки «вперед иголкой». После этого, наоборот, двигаются с правой стороны налево. При этом заполняют оставшиеся расстояния с предыдущего ряда. Два раза сделанные стежки не перекрываются. Идеальная линия получается при правильном уколе иглой в предыдущий укол.

Шов крестик

Косая гладь

Венгерский шов

Если вас заинтересовали счетные швы для вышивки, то венгерский стежок – один из них. Это рисунок, состоящий из прямых швов разной длины. Он довольно легок в выполнении и его можно использовать для заполнения больших участков в рисунках. Такой шов очень эффектно выглядит, если он выполнен нитками контрастных цветов.

Как выполняется: