Закаляйся, если хочешь быть здоров! Способы и польза закаливания. Закаливание

Школы закаливания работают при спортивных сооружениях, плавательных бассейнах, парках отдыха, домоуправлениях; организуют физкультурно-оздоровительную работу, укрепляющую здоровье, направленную на сохранение творческого долголетия и работоспособности людей.

Основа работы - комплексная общефизическая подготовка, включающая в себя физические упражнения, ходьбу, бег, подвижные игры, плавание, закаливание. Занятия дополняются туризмом, лыжной подготовкой.

Все поступающие в школу представляют две медицинские справки — краткую выписку из амбулаторной карты, а женщины и справку от . На каждого зачисленного в школу заполняется врачебно-контрольная карта физкультурника. Одновременно определяются антропометрические данные: масса тела, пульс, артериальное давление, спирометрия, динамометрия ручная н становая, гибкость позвоночника; проводятся функциональные пробы. Распределение по учебным группам производится с учётом возраста, пола, здоровья, физической подготовленности.

Занятия проводятся круглый год, в любую погоду, только на воздухе и в открытом плавательном бассейне или естественном водоёме. Школы закаливания общедоступны, все желающие могут в них заниматься: как люди с различными отклонениями в здоровье, так и здоровые, сильные, вчерашние спортсмены, которым школы помогают поддерживать себя в форме. Ни полнота, ни худоба, ни нарушение осанки, ни возраст не являются препятствием для занятий. На каждом занятии тренер контролирует пульс занимающихся до занятия, в пик нагрузки и в конце занятия. Эти данные позволяют ему постоянно следить за состоянием их здоровья. Систематические занятия в школах возвращают людям радость бега, плавания, лыжных и пеших походов, общения в движении, совместной борьбе за здоровье, дают ощущение полноценного здорового отдыха.

В школах предусмотрена работа отделений закаливания, зимнего плавания. оздоровительного бега, подготовки общественных тренеров. Набор проводится раз в год с середины августа по 1-е октября. Предприятия могут частично или полностью оплачивать стоимость абонемента. Основная масса занимающихся - люди от 25 до 50 лет.

Каждое занятие состоит из 2 последовательно проводимых уроков на суше и на воде по 45 минут каждый. Общефизическая подготовка на суше: подготовительная часть (10 мин). Цель - организация внимания занимающихся и подготовка костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем к восприятию физических нагрузок. После снятия показаний пульса, выяснения преподавателем самочувствия занимающихся (5 мин) в разминку (5 мин) включаются дыхательные упражнения, упражнения для разных групп мышц, выполняемые на месте и в движении: непродолжительный бег и танцевальные шаги. Основная часть урока (25 мин) направлена на повышение физической подготовленности: укрепление и совершенствование мышечной системы, двигательных навыков, улучшение координации движений, развитие гиб кости, свободного, непринуждённого дыхания. Упражнения подбираются с постепенным увеличением нагрузки. Для избирательного воздействия практикуются упражнения повышенной трудности. Пружинящие, маховые и круговые движения выполняются по большим дугам и амплитудам. Широко используются упражнения парные, групповые, цепочкой, хороводом, в движении, танцевальные шаги; шуточные соревнования сменяются бегом, силовыми упражнениями, подвижными играми и эстафетами. При этом особое внимание обращается на полное, глубокое дыхание. Максимальные нагрузки даются во второй половине урока. Контрольная проба пульса, взятая в это время, не должна превышать по отношению к пульсу в состоянии покоя для молодёжи -200 %, для среднего возраста -180 %, для пожилых и имеющих отклонения в области сердечно-сосудистой деятельности - 150-170 %. Заключительная часть (5 мин) должна содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов и сопровождаться снижением нагрузки в целях снятия утомления. Применяются наиболее простые упражнения для рук, ног, туловища, дыхательные, на координацию движений, внимание, расслабление.

Урок плавания: подготовительная часть (10 мин). Служит для подготовки к занятиям на воде. Включает тёплый душ (с мытьём мочалкой и мылом), прохладный душ. переход к водоёму. Перед погружением в воду выполняются несколько упражнений на координацию движений, имитация работы рук и ног при плавании различными способами. Основная часть (25 мин). Наряду с повышением физической подготовленности предполагает закаливание организма и обучение плаванию приёмам спасания утопающих. Для усиления закаливающего воздействия практикуются выход из воды для приёма воздушных, солнечных ванн, хождение по росе, снегу, обтирание тела снегом, а затем снова купание в тёплой воде. Сочетание тепла, холода, плавных движений успокаивает, закаливает организм, способствует профилактике и лечению заболеваний. В течение занятий осуществляется строгая индивидуальная дозировка холодового воздействия. Широко практикуются игры на воде. При занятиях с старшими лицами и имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы практикуется свободное плавание с ограничением нагрузок. В заключительной части (10 мин) выполняются упражнения на расслабление, тонизирующий самомассаж, принимается контрастный душ.

Приведённая структура уроков на суше н на воде сохраняется круглый год. Однако содержание частей урока по общефизической подготовке, подбор упражнений, их дозировка и интенсивность должны соответствовать уровню физической подготовленности занимающихся и климатическим условиям. В начале занятий применяются простые упражнения обучающего характера с постепенным увеличением нагрузки и интенсивности в течение двух трёх месяцев. В основную часть включаются парные, групповые упражнения, упражнения с рези новыми лентами, разновидности ходьбы и бега слабой и средней интенсивности на дистанцию от 500-800 м до 2 км. Контрольные упражнения этого периода кросс но нормативу и 12 минутный бег (по Куперу).

В зимний период все упражнения выполняются в движении. Основное внимание уделяется бегу и лыжной подготовке.

В весенний период общая физическая нагрузка для всех групп в основной части занятия несколько снижается. Включается больше упражнений общего воздействия. Широко практикуются упражнения на скамейках, с гимнастическими палками, гантелями, набивными мячами, разные виды ходьбы и бега слабой и средней интенсивности. Осуществляется подготовка, сдача норматива по кроссу.

В летний период и первый месяц осени в основную часть включаются подвижные игры — волейбол, баскетбол, а также подготовка, сдача нормативов по лёгкой атлетике. Дополнительно в школе предусмотрены пешие и лыжные походы, соревнования и спортивные праздники.

Наблюдения за здоровьем занимающихся подтверждают, что у большинства лиц, страдающих гипертонией, артериальное давление нормализуется. При этом повышенное артериальное давление снижается на 20 мм рт. ст., а пониженное - повышается. У отдельных занимающихся, особенно у пожилых, давление снижается на 30 мм рт. ст. Одновременно отмечается уменьшение пульса на 3-6 уд/мин. За 4-6 месяцев занятий у большинства занимающихся масса уменьшается на 3-5 кг, у некоторых - на 10 кг. У лиц с астенической конституцией его масса возрастает на 3-4 кг. Показателями повышения тонуса можно считать улучшение данных динамометрии обеих кистей иа 5-10 кг. Улучшается также дыхательная функция лёгких, показатели спирометрии возрастают на 250-400 см3. У всех занимающихся увеличивается гибкость позвоночника, подвижность суставов, резко возрастает выносливость, улучшается общее самочувствие и осанка. Занятия в школе закаливания позволяют приобрести и совершенствовать навыки, необходимые для самостоятельных занятий закаливанием и физкультурой и для передачи знаний в семье и трудовом коллективе.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Партнерский материал

Пять нестандартных способов закаливания, которые реально работают

Жители городов, а уж тем более промышленных, не понаслышке знакомы с проблемой сниженного иммунитета. Ежегодно до 30 миллионов россиян переносят различные заболевания: от ОРЗ до астмы. Особенно от частых и непроходящих простуд страдают дети. Так что любой родитель рано или поздно решает: пора иммунитет повышать и ребенка закаливать. И тут же сталкивается с проблемой: а как это сделать?

Житейский опыт подсказывает – начинать закаливание нужно летом, чтобы процедуры здоровья не обернулись очередной простудой. Врачи утверждают: закаливать ребенка нужно постепенно и обязательно тогда, когда малыш здоров. А основатель «Школы закаливания» Валерий Неретин предлагает методику, которая ломает эти стереотипы и… реально работает! Методика разработана еще в 1983 году Б. С. Толкачевым и была одобрена Минздравом СССР.

«Обучение, оздоровление, излечение – именно в такой последовательности происходило мое знакомство с методикой Толкачева. К сожалению, повод для ее изучения был трагичный – медицина не смогла спасти от пневмонии моего шестимесячного сына. Впоследствии я доказал эффективность закаливания не только на личном примере, но и на примере своих детей и внуков. Сегодня я обучаю закаливанию, ЛФК, массажу за 8−10 часов. Главное – верить, не бояться и не лениться! Мой опыт лечебного закаливания – более 30 лет. Через мои руки проходили и младенцы семи дней от роду, и 90-летние ветераны»

1. Полюбите холодную воду

Валерий Неретин уверен – начинать закаливание нужно зимой: тогда вода холоднее, а воздух чище.

Валерий Неретин, кандидат педагогических наук, доцент МГТУ им Г. И. Носова, инструктор по закаливанию и ЛФК, массажист-парильщик:

«У тибетских монахов был такой прием: утром и вечером они проходили по горному ручью 1068 шагов. Тут вам и закаливание, и массаж стоп, и физическая активность. Можно адаптировать этот рецепт для городского жителя. Каждое утро и вечер совершайте необходимые гигиенические процедуры, стоя в «луже» ледяной воды. Процедуры включают в себя: полоскание, питье, умывание холодной водой и одновременно легкий массаж ладоней, ушей, носа, подошвы. На наших стопах находятся сотни биологически активных точек. Такое воздействие на них благотворно скажется на состоянии организма в целом. С ребенком можно поиграть, например предложив ему порычать как лев, максимально высунув язык».

2. Не бойтесь замерзнуть

Главная забота всех мам и бабушек – чтобы ребенок не замерз. Поэтому очень часто малыши на улице напоминают «капусту». Между тем, шансов замерзнуть у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого: ведь дети двигаются гораздо более активно.

Валерий Неретин, кандидат педагогических наук, доцент МГТУ им Г. И. Носова, инструктор по закаливанию и ЛФК, массажист-парильщик:

«То, как русские мамы кутают детей, очень удивляет иностранцев. Действительно, часто простуды – это результат элементарного перегрева. Что делать? Включить здравый смысл! Одевать ребенка нужно по погоде и с учетом двигательной активности. Ведете ребенка в сад утром – еще прохладно, вы его тепло одели. Днем они пошли на прогулку – уже теплее. Но воспитатель оденет на ребенка все, в чем он пришел из дома. Другой пример из жизни. Зимой заходит мама с двумя детьми в маршрутку. Сама капюшон верхней одежды скинула, чтобы прическу сберечь. В салоне тепло, а детки всю дорогу едут в шапках и шарфах. Поэтому первый шаг к закаливанию и здоровью – это пересмотр «обывательских» представлений о том, что для ребенка хорошо».

3. Спите с открытой форточкой

О пользе свежего воздуха для сна сказано немало. Но мы охотно используем этот совет летом. Зимой же в комнате у ребенка все окна запечатаны. А вдруг сквозняк?

Валерий Неретин, кандидат педагогических наук, доцент МГТУ им Г. И. Носова, инструктор по закаливанию и ЛФК, массажист-парильщик:

«Наш мозг – весом до двух килограммов потребляет гораздо больше кислорода, чем 638 мускулов и 220 суставов и связок. Поэтому так важно для качественного отдыха и здоровья нашего тела обеспечить приток свежего воздуха во время сна. Я рекомендую в любое время года спасть с открытой форточкой. Если совсем страшно – одевайте на ночь на ребенка шапочку».

4. Минимизируйте прием лекарств

Если все-таки малыш заболел, это не повод отказываться от закаливания. Валерий Неретин считает, что закаливать можно и простывшего ребенка.

Валерий Неретин, кандидат педагогических наук, доцент МГТУ им Г. И. Носова, инструктор по закаливанию и ЛФК, массажист-парильщик:

«Как только у ребенка поднимается температура, родители тут же начинают ее сбивать с помощью лекарств. Но наукой доказано, что при температуре от 38,5 до 39,5 организм вырабатывает интерферон – основу нашего иммунитета. Поэтому с температурой до 39,5 ничего делать не нужно. Если выше – попробуйте понизить ее без помощи лекарств. Дайте малышу холодное питье, разденьте, разотрите горячим полотенцем и заверните в холодную простынь. Или облейте чадо с головой холодной водой. Обливать нужно быстро – за 3−5 секунд. И средство от температуры, и закаливание одновременно».

РАСПИСАНИЕ

Понедельник Среда Пятница
15-30 15-30 15-30
16-30 16-30 16-30
17-30 17-30 17-30
18-30 18-30 18-30
19-30 19-30 19-30

Оптимальное количество занятий три раза в неделю.

СТОИМОСТЬ


Стоимость услуги по закаливанию для детей от 2-х лет и взрослых

Стоимость услуги по закаливанию для детей до 2-х лет и в случае если занятия посещают 2 члена одной семьи

Стоимость услуги по закаливанию для детей и взрослых в случае если занятия посещают 3 и более члена одной семьи

* – группы формируются согласно возрасту и показаниям наших врачей** – в любой абонемент входит услуга по сопровождению болезни. Если ваш ребенок заболеет, наши врачи уделят ему особенное внимание: рефлекторный массаж и занятия ЛФК будут проходить под присмотром главного врача, он же поставит диагноз и назначит индивидуальную программу занятий.

Центр проводит занятия по по методу, который был разработанн кандидатом в доктора медицинских наук, доцентом Коротковым Борисом Николаевичем в 1979 году. В том же году новая методика была апробирована, и Борис Николаевич стал активно ее применять, организуя детские группы закаливания. С тех пор прошло уже более 30 лет, но данный метод укрепления организма по-прежнему помогает детям и взрослым поддерживать здоровый образ жизни, справляться с болезнями без противовирусных препаратов и антибиотиков, развивать опорно-двигательный аппарат, закаливать силу воли. После смерти Короткова Бориса Николаевича данный метод активно применяют и развивают его дети: дочь Короткова Светлана Борисовна (доктор медицинский наук, врач ЛФК высшей категории, врач педиатр) и сын Коротков Андрей Борисович (врач-ЛФК, врач-хиропрактик, врач-реабилитолог). Данный метод закаливания является комплексным, он основан на занятиях оздоровительной физкультурой, холодотерапией, на рефлекторном массаже.

Оздоровление по описываемой методике начинается с занятий по оздоровительной физкультуре, на которых дети и взрослые вместе с инструктором по ЛФК выполняют упражнения, улучшающие дыхательную активность организма (дыхательная гимнастика), разогревающие мышцы и суставы, улучшающие кровообращение. После занятий по ЛФК приходит время холодотерапии. Если на дворе зима, то вся группа идет на свежий воздух, и после 5 минут занятий на улице под присмотром инструктора по ЛФК дети и взрослые обтираются снегом. Если на дворе теплое время года, тогда вся группа идет на процедуру обливания холодной водой. Обтирание снегом и обливание водой позволяет улучшить механизм терморегуляции, повысить тонус нервной системы. После холодотерапии вся группа попадает на рефлекторный массаж. Он позволяет специалисту воздействовать на органы дыхания и кровообращения организма, заставлять их улучшить свою работу и привести общий тонус организма в повышенную активность.

Такой комплексный подход позволяет всем частям иммунной системы находиться в рабочем состоянии. В результате человек реже болеет, быстрее справляется с вирусами. Регулярное закаливание помогает организму справиться с болезнью без помощи лекарств. Ведь принимая противовирусные лекарства, мы даем понять иммунной системе, что она больше не нужна, вместо нее будет работать лекарство. Поэтому и при следующей болезни организм будет рассчитывать на помощь извне, механизм самоизлечения будет полностью отключен. А закаливая организм, мы укрепляем и поддерживаем иммунную систему в действующем состоянии, она постоянно активно работает и может справиться практически с любым вирусом самостоятельно.

К сожалению, сегодня у нас в стране пациентам с высокой температурой в поликлиниках и больницах нередко сразу же выписывают сильные антибиотики. Но этот не наш метод! В нашем центре врачи берут на себя ответственность за здоровье детей и взрослых и считают, что назначение таких сильных лекарств как антибиотики – это крайняя мера, когда другие методы уже не помогают. Температуру наши специалисты рассматривают как естественный ответ организма на вирусы и инфекции, и ее не надо бояться. Если есть температура, значит, иммунная система включилась в борьбу с болезнью, от нас требуется только создать комфортные условия организму и внимательно наблюдать за ходом болезни. Человеческий организм при правильном отношении к нему способен на многое. Иммунная система после победы над вирусом еще на протяжении 50 лет помнит, как надо бороться именно с этими болезнетворными микробами.

Приветствую вас на страницах блога, дорогие читатели. Чем вы помогаете детям, чтобы они могли достойно пережить осенне-зимний период и не провалялись половину учебного года с простудой в постели?

Недавно на сайте была опубликована статья , в которой мы пробежались по разным богатым на витамины продуктам, способным поддержать детский организм. А как вы относитесь к такому способу повышения сопротивляемости болезням как закаливание детей школьного возраста? Может ли тренировка чередованием температурных режимов организма помочь в таком деле как здоровье?

План урока:

Закаляйся, если хочешь…

Обычно задумываются о закаливании как способе поддержать детский организм уставшие от бесконечных ОРЗ родители либо те, которые сами ведут активный здоровый образ жизни и не прочь опрокинуть на себя ведро холодной воды.

Для многих процесс закаливания сводится исключительно к водным процедурам с понижением температурного режима. Однако незнание того, что, оказывается, способов тренировки детского организма значительно больше, приводит зачастую к многочисленным спорам о пользе такого метода.

Основные принципы действия закаливания сводятся к тому, что системы организма тренируются посредством выработки и отдачи тепла. Врачи вам утвердительно скажут, что при использовании такого способа повышения иммунитета, увеличивается стойкость детского организма против естественных факторов природы.

Как убеждают медики, закалённая детвора редко пьёт лекарства, меньше реагирует на колебания температуры воздуха и показатели влажности. Это, конечно, не является показателем того, что закаляющиеся дети не болеют вовсе, но переносят они респираторные заболевания проще и встают на ноги быстрее.

Это интересно! Древнегреческий медик Гиппократ, клятву которого дают все без исключения врачи, считал «холодовые процедуры» имеющими особую целительную силу помощниками, а про тех, кто держит своё тело в тепле, говорил, что мышцы у них изнежены, нервы слабые, поэтому часты обмороки и кровотечения.

Каким бывает закаливание?

Способов закаливания детей младшего школьного возраста существует много, однако на слуху обычно самый популярный метод тренировки организма – водные процедуры с понижением температуры. По своему воздействию водное закаливание выстраивается в определённый порядок. Начинают процесс с влажного обтирания, затем переходят на обливание и душ, потом прибегают к ножным ваннам и купанию. Предлагаю пробежаться по всем водным видам.


Среди других способов, про которые родители либо забывают, либо никак не ассоциируют с тренировкой организма, выделяют хождение босиком в летний период по свежей траве, а также посещение бани.

Конечно, можно и босыми ногами по снегу и в прорубь в крещенские праздники, но! Рекомендации врачей ясно говорят, что моржевание и обтирание снегом- не самые лучшие методы для закаливания детей. Не стоит экспериментировать и создавать слишком большой стресс для детского организма. Подождите, пока ребёнок вырастет и окрепнет.

Закаливание может происходить и просто при нахождении в помещении, без принятия дополнительных мер. Для этого достаточно лишь довести температуру воздуха в комнате до показателя не выше 20 градусов днём, снизив шкалу на ночное время на 2-4 деления. Нет необходимости кутать при этом ребёнка в тёплые вещи либо доставать ватное одеяло — смысл всех предпринятых мер пропадает напрочь.

Что нужно знать родителям о закаливании?

Решили закалять своего ребёнка? Тогда нужно помнить, что этот процесс не любит расхлябанности и скоростного марафона.

Закаливание лишь тогда приводит к желаемым результатам, когда оно осуществляется систематически и постепенно. В противном случае вместо здорового можно получить свалившегося с переохлаждением и температурой ребёнка, а паузы в тренировке организма сведут все старания «на нет».

Есть у процедуры закаливания и своё правило интенсивности: чем холоднее вы делаете воду, тем меньше времени под её воздействием должен находиться ребёнок.

Часто родители задают вопрос: можно ли закалять ослабленных детей после тяжёлых заболеваний? Медики – сторонники процедур закаливания всегда положительно отвечают на этот вопрос, настаивая на том, что выращивать «тепличные растения» — не самый подходящий вариант для здорового образа жизни.

Однако они предупреждают: делать это нужно аккуратно, без фанатизма, начиная с обтирания только рук, плавно переходя на другие участки тела, а впоследствии и на другие способы тренировки организма.

Ослабленные и больные дети – не исключение из правил, им часто назначают в виде профилактики как раз некоторые водные процедуры, но понижают при этом температуру медленно и только после улучшения общего состояния используют методы, подходящие для здоровых детей. Полностью прекращают закаливание в случаях повышения температуры, это не время дополнительного стресса для организма.

Предполагаю логичный вопрос тех родителей, которые готовы стартовать: когда начать? Врачи говорят, что делать это можно в любое время года, но всё-таки лучше летом, когда организм ребёнка наполнен теплотой солнышка и летними витаминами, иммунитет в это время силён, чтобы «на отлично» справиться с дополнительной нагрузкой.

А так – хоть осенью, хоть зимой, хоть весной, самое главное, чтобы ребёнок на момент принятия вами решения и перехода к действию был здоров.

Для тех, кто хочет стать героем

«Свою судьбу вершим мы сами»… У каждого из нас свои методы воспитания. Поэтому если вы склоняетесь к тому, чтобы ваш ребёнок вместе с вами окунулся в леденящую воду, вы имеете на это право, безусловно. Вот что говорят медики, чтобы сделать процесс моржевания безопасным.

  • Ныряют в прорубь исключительно подготовленные дети, поэтому врачи первоначально советуют пройти все круги от обтирания до купания в холодной воде в домашних условиях и лишь после этого «выходить в свет».
  • Демонстрировать подготовленность детского организма к экстремальным условиям следует не более минуты.
  • Если вы тренируете свой и детский организм путём погружения в прорубь, обследуйте ребёнка чаще обычного, сдавая общий анализ мочи, чтобы вовремя остановить последствия переохлаждения, влияющие обычно на почки.

Что же касается прогулок босиком по снегу, то врачи всё-таки склонны к тому, чтобы зимой дети на улице пользовались обувью. Если вы не готовы разделить эту точку зрения, то совет медиков – делайте это постепенно, а не так: «Пойдём, выйдем!» сразу на полчаса.

Ну а на видео какое-то экстремальное закаливание маленьких детишек. Я после просмотра была в шоке! А как вам?

Ну как, готовы под холодный душ или сразу в прорубь? Как вы относитесь к закаливанию, расскажите нам! Говорят, что после купания в крещение никто не болеет, мол, Бог всех бережёт. А может, и вправду начать? До новых встреч. Закаляйтесь, если хотите быть здоровы!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Но как это делать, когда начинать – в какое время года и с какого возраста?

С появлением на свет детей мы связываем множество надежд: хотим, чтобы они выросли красивыми и умными, а еще - здоровыми и крепкими. И потому основной задачей и родителей и врачей является профилактика возможных заболеваний с первых дней жизни ребенка.

Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение.

Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием закаливания - воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. На первом году жизни у ребенка сохраняются защитные материнские антитела к некоторым вирусам, а затем защита кончается, и дети начинают чаще болеть вирусными ОРЗ – иногда по 6–8 раз в год. Это связано, прежде всего, с расширением контактов с окружающим миром, в буквальном смысле нашпигованным вирусами. С возрастом ОРЗ болеют реже просто потому, что накапливаются антитела к разным вирусам.

Закаливание - ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.

Курс обучения предназначен для работы с детьми. Особое внимание квалифицированные преподаватели, имеющие большой опыт практической работы, уделяют вниманию, как правильно закаливать ребёнка (с чего начать, с какого возраста и зачем нужно это делать).

Методы обучения основаны на активном вовлечении слушателей в учебный процесс. Занятия проходят в непринуждённой творческой атмосфере в удобное время.

Обучение будет полезно как для будущих мам, для детских массажистов, так и для любого человека, неравнодушного к здоровью детей.

Ко всем слушателям применяется индивидуальный подход в зависимости от начального уровня подготовки.