Занятия по развитию речи. «Жили-были овощи»

«Фрукты». Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Цели:

Закрепить и уточнить знания детей о фруктах;

Закрепить умения детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных;

Закрепить последовательность числового ряда от 1 до 5;

Развивать словарь по данной теме; развивать умение детей логически мыслить, зрительную и слуховую память, внимание.

Оборудование: конверт с письмом, муляжи фруктов: яблоко, апельсин, виноград, банан, груша, лимон; корзинка; проектор; карандаши, листы с задание «Обведи по контуру и закрась».

Ход занятия: Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправляются в путешествие , а вот куда они поедут, надо отгадать.

Загадывает загадку:

Сливы, яблони растут,

И крыжовник с вишней тут-

Осенью лишь успевай

Собирать здесь урожай. (сад)

Осенью собирают урожай. В огороде собирают урожай овощей, а в саду. (фруктов) .

Воспитатель берет корзинку и отправляет с детьми в путешествие, но тут приходит телеграмма от cадовника (он присматривает за садом)

Он пишет:

«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите пожалуйста их собрать »

Ребята с удовольствием соглашаются помочь садовнику и отправляются в путь.

1) Воспитатель: «Ребята, я нашла один из фруктов, но я вам его не покажу, сначала отгадайте загадку»:

*). Плод оранжевый и сочный

Разделю я по кусочкам.

Хватит долек этих всем,

Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)

Что это? Какой формы апельсин? (круглый). А цвет у него какой? (оранжевый) .

А какой апельсин на вкус? (сладкий). А как мы можем ласково назвать апельсин? (апельсинчик). А какой сок можно приготовить из апельсина (апельсиновый) . Деление слова на слоги, игра «Один – много

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька–для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – Беда!!!
Разбегайтесь, кто куда!

Загадки:

*). Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

Что это? Какой формы яблоко? (круглое). А цвет у него какой? (красный) .

А какое яблоко на вкус? (сладкое). А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко). А какой сок можно приготовить из яблока? (яблочный) . Деление слова на слоги, игра «Один – много»

Далее воспитатель находит следующий фрукт, загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме: название фрукта-какой по форме- цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.

*). Желтый фрукт висит на ветке,

Но не любят его детки,

Этот фрукт на вкус не сладкий,

Кислый он. На ощупь гладкий. (лимон)

*). Любят этот фрукт мартышки,

Взрослые и ребятишки,

Желтый, сладкий и полезный

Он из Африки приезжий. (банан)

*). Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. . (груша)

2). Игра «Собери урожай»

3). Игровое упражнение «Чего не хватает? » (на развитие зрительного внимания)

Воспитатель выставляет перед детьми муляжи фруктов. Дети запоминают фрукты, считают их по порядку (от 1 до 5). Затем закрывают глаза, воспитатель убирает один из фруктов. Дети угадывают, какого фрукта не хватает.

Дидактическая игра «Четвертый лишний »

Физкультурная минутка

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок,

Варим, варим, мы компот.

Угостим честной народ.

Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную садовнику в поиске фруктов и предлагает им сделать для него подарки: обвести по контуру и закрасить яблоко. Воспитатель объясняет и показывает как правильно обводить и закрашивать, обсуждает с детьми их форму и цвет, расположение на листе. Воспитатель хвалит детей за хорошие рисунки, делают выставку детских работ. Проговаривает с детьми, что яблоко сладкое, ароматное. (активизация словаря) .

Ребята, за хорошую работу в сборе фруктов, садовник передал вам ручки. Спасибо.


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Фрукты»

Цель : расширение и уточнение знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека. Задачи : Образовательные : упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа. Развивающие : развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, связную речь. Воспитательные : воспитывать любознательность. Раздаточный материал : фрукты в корзинке, картинки с изображением этапов роста плодового дерева, листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью - черным силуэтом, цветные карандаши, листы бумаги с нарисованным деревом, муляжи фруктов для эстафеты, лупа.

Ход занятия

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Перед вами картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами) расставьте картинки в правильном порядке. А на каком дереве собирают урожай каких плодов, вы подскажите мне сами.

Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?» С яблони собирают урожай … чего? Яблок. С сливы собирают урожай … чего? Слив. С груши собирают урожай … чего? Груш. С айвы собирают урожай … чего? Айвы. С персика собирают урожай … чего? Персиков. С абрикоса собирают урожай … чего? Абрикосов. А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.

Дидактическое упражнение «Найди тень» Детям предлагается соединить линиями цветные картинки фруктов с их черным силуэтом (тенью).

Динамическая пауза «Фруктовая эстафета» Дети делятся на команды и по- очереди переносят муляжи фруктов из одной точки (фруктовый сад) в другую точку (магазин), преодолевая по пути препятствия. А теперь скажем красивые слова фруктам.

Дидактическая игра «Красивые слова» Яблоко какое?(вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, румяное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, (не) большое, маленькое) Яблоки (какие?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские…) Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая…) -Молодцы! - А теперь дальше продолжаем наше путешествие по саду (идут по группе) - Повторяем скороговорку: Дед Данила, Дели дыню- Дольку Диме, Дольку Дине. - Ребята посмотрите на эти интересные косточки и семечки (на столе в тарелочке лежат косточки и семечки фруктов) - Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения. Но в некоторых плодах есть только одно семя. Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. А все фрукты с косточкой называют косточковыми. Косточковые фрукты - это персик, абрикос, слива. Взгляните на косточки, можете рассмотреть их с помощью лупы. А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми. Семечковые фрукты - это яблоки, груши, айва. Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы (дети рассматривают семена)

Польза фруктов

Дети здоровыми растут, Если фрукты жуют, Потому что фрукты – Лучшие продукты. Все без исключенья! В этом нет сомненья. В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь, Кто из них вкуснее, Кто из них нужнее. Чтобы быть здоровыми, Ешьте дары садовые! Витаминная родня – Дети солнечного дня! - В фруктах содержатся очень много полезных витаминов. Витамины это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми. - Ребята, а что можно приготовить из фруктов? (Кисель, варенье, джем, повидло, желе, компот, кисель, морс, сок, начинку для пирога, торта, салаты, сухофрукты) -А знаете ли вы интересные названия сушеных фруктов? Виноград - изюм Абрикос - курага Слива - чернослив Яблоко свежее - яблоко сушеное Груша свежая - груша сушеная.

Дидактическая игра «Узнай название соков» Сок из яблок – (яблочный сок) Сок из вишни – (вишневый сок) Сок из сливы – (сливовый сок) Сок из ананаса – (ананасовый сок) Сок из граната – (гранатовый сок) Сок из винограда – (виноградный сок) Сок из груши – (грушевый сок) Сок из персика –(персиковый сок)

Ребята, путешествие по фруктовому саду подходит к концу. Вам оно понравилось? Где мы путешествовали? Почему сад называется фруктовый? Что нового узнали? Ежик, Лисенок, а вам понравилось? Ежик говорит, что путешествие им очень понравилось, и они хотят угостить вас вкусными фруктами.


Автор: Арестова Е. Г.,
Организация: МБДОУ д\с «Аленький цветочек», г. Абакан.
Год создания: 2015 г.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Фрукты»
Цель: Создание социальной ситуации развития через познавательно-речевую игру о фруктах.
Задачи:
1. Создать условия для расширения и уточнения представления о фруктах, развивать связную речь, внимание, мышление;
2. Создать условия для развития умения у детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, в образовании относительных прилагательных (сок из яблок-яблочный и т. д, упражнять в составлении описательных рассказов о фруктах, в форме загадки по образцу предложенному воспитателем;
3. Создать условия совершенствовать монологическую форму речи;
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Расширение словаря по теме: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, виноград, апельсин, дерево, сад, лоза, спелый, ароматный, душистый, сочный, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий, гладкий, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синяя, круглая, овальная, вытянутая, зреть, собирать, заготавливать; варенье, джем, сок.Оборудование: предметные картинки по теме, мяч, магнитная доска, корзинка с муляжами фруктов, маленькая ширма, телеграмма, муляжи фруктов.
Ход ОД
Орг. Момент
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправляются в путешествие, а вот куда они поедут, надо отгадать.
Загадывает загадку:
Сливы, яблони растут,
И крыжовник с вишней тут-
Осенью лишь успевай
Собирать здесь урожай. (сад)
В: Осенью собирают урожай. В огороде собирают урожай овощей, а в саду. (фруктов).
- Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.
Воспитатель берет корзинку и отправляет с детьми в путешествие, но тут приходит телеграмма от Фруктовичка (он присматривает за садом)
Он пишет:
«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром, и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите, пожалуйста, их найти!»
Ребята с удовольствием соглашаются помочь Фруктовичку и отправляются в путь.
Основная часть
Воспитатель: «Ребята, я нашла один из фруктов, но я вам его покажу, но сначала отгадайте загадку»:
Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)
Что это? Какой формы яблоко? (круглое).
А цвет у него какой? (красный).
А какое яблоко на вкус? (сладкое). А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко). А какой сок можно приготовить из яблока? (яблочный).
Далее воспитатель бросает мяч каждому по очереди и называет следующий фрукт, загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме: название фрукта-какой по форме - цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.
Дидактическая игра с мячом: «Назови сок, назови варенье».
Сок из фруктов – фруктовый; сок из яблок - яблочный; сок из груши -… ; сок из апельсина - …; сок из сливы - …; сок из винограда -…;Варенье из яблок – яблочное; варенье из груши - ….; … из апельсина -….;
…из сливы- … и т. д.
Предлагаемые загадки:
*Плод оранжевый и сочный
Разделю я по кусочкам.
Хватит долек этих всем,
Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)
*Родилась она зелёной на цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела - посинела. (Слива).
*Среди листьев изумрудных зреет много гроздей чудных.
Они из ягод состоят, у них чудесный аромат.
А мы зовём их… (виноград)
*Любят этот фрукт мартышки,
Взрослые и ребятишки,
Желтый, сладкий и полезный
Он из Африки приезжий. (банан)
*Ты на лампочку похожа и на Ваньку – встаньку тоже.
У тебя румяный бок, а откусишь – брызнет сок. (груша)
*Желтый фрукт висит на ветке,
Но не любят его детки,
Этот фрукт на вкус не сладкий,
Кислый он. На ощупь гладкий.
Это самый кислый фрукт, люди его в чай кладут.
Чай душистый получается, потому он всем и нравится.
(лимон)
Физкультурная минутка
Будем мы варить компот. Дети маршируют, образуют круг.
Фруктов нужно много.
Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить. «крошат»
Отожмем лимонный сок, «рубят»
Слив положим и песок, «отжимают»
Варим, варим, мы компот. «кладут»
Угостим честной народ. (угощают).
А теперь давайте с вами поиграем
Игровое упражнение «Чего не хватает?» (на развитие зрительного внимания)
Воспитатель выставляет перед детьми муляжи фруктов. Дети запоминают фрукты, считают их по порядку (от 1 до 6).
Затем закрывают глаза, воспитатель убирает один из фруктов. Дети угадывают, какого фрукта не хватает.
Игра «Угадай – ка». Составление загадок - описаний о фруктах.
Воспитатель достаёт корзинку с муляжами фруктов, раскладывает фрукты на столе, достаёт маленькую ширму и закрывает ею фрукты.
Воспитатель: Дети, мы разгадали загадки о фруктах. А теперь мы поиграем в новую игру «Угадай – ка». Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой: «Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?»
Дети: Это апельсин.
Воспитатель: Правильно. А теперь вы по очереди попробуйте загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать мне, какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать, какой он по цвету, форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя фрукт.
Дети по очереди составляют загадки – описания. (4 - 6 загадок - описаний). Другие дети выбирают, чья загадка была составлена лучше, интереснее. Аргументируют свой выбор.
Итог:
Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную Фруктовичку в поиске фруктов.
Ребята, что сложно было? Что понравилось? Что хотелось бы еще раз повторить?
Кому мы сегодня помогали? О чем говорили?
Дети: Ответы
Занятие закончено

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). Сообщение темы занятия).

Предлагаю детям встать в круг на ковре.

Сейчас я буду бросать вам мяч и называть фрукт, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например: красное яблоко – красненькое яблочко. Желтый лимон.

1-й ребенок. Желтенький лимончик.

Аналогично провожу игру с каждым из детей.

Молодцы! Отлично справились с заданием. Пройдите на стульчики. Сегодня мы продолжим с вами разговор о фруктах, поиграем.

1. Игра «Поможем клоуну» (Дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания. Развитие зрительного внимания и восприятия).

На магнитную доску помещаю изображение клоуна и двух корзинок.

Это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему разложить овощи и фрукты по разным корзинкам. В одну корзину нужно сложить фрукты, а в другую овощи. Подходите к клоуну, берите овощ или фрукт, рассказывайте, какой он. И кладите в нужную корзину.

Дети выбирают картинки, называют овощи и фрукты и раскладывают их изображения по корзинам.

2. Упражнение «Ежик и яблоки». (Развитие элементарных математических представлений. Формирование навыка составления и решения задач).

Помещаю на магнитную доску изображение ежа с тремя плоскостными изображениями яблок на иголках.

Теперь постарайтесь помочь этому ежику. Он очень нуждается в вашей помощи.

Три яблока из сада

Ежик притащил.

Самое румяное

Белке подарил.

С радостью подарок

Получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

В. Волина

Дети. У ежа осталось два яблока.

Верно. Как вы это узнали? Расскажите.

Дети. У ежа было три яблока. Одно он отдал белке.

Убираю одно яблоко с иголок ежа, помещаю рядом с ежом белку и закрепляю яблоко у нее в лапках.

Дети. А у ежа осталось два яблока.

Правильно! Молодцы! Вы порадовали меня и ежа.

3. Игра «Угадай – ка». (Составление загадок – описаний о фруктах).

Ставлю маленькую ширму и закрываю ею фрукты, лежащие на столе.

Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанном за ширмой. Он оранжевый. Круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло – сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?

Дети. Это апельсин.

Правильно. А теперь вы по очереди пробуете загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать какой он по цвету, форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя его.

Дети составляют загадки – описания.

4. Физминутка «Яблоня». (Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, интонационной выразительности речи (вопросительная интонация)).

Предлагаю детям встать в круг на ковре. Обращаю внимание детей на то, что задавать вопросы следует с правильной интонацией.

Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, держатся за руки.

Где же твои яблоки ? В центре стоит один ребенок-«яблоня».

Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую строку

Или ветер их унес? загибают по одному пальцу на руках.

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? Опускают руки, пожимают плечами.

Не морозил их мороз, Эти слова произносит ребенок-« яблоня»

И не ветер их унес, Дети загибают по одному пальцу на руках,

Не спалило их огнем, начиная с больших.

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблоня» пытается их

Сербская песенка запятнать.

5. Упражнение «Сильный ветер». (Развитие направленной воздушной струи).

Давайте представим, что мы с вами превратились в сильный осенний ветер. Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание. Подуйте на султанчик, вытянув губы трубочкой. Не поднимайте плечи на вдохе и не раздувайте щеки на выдохе.

Упражнение проводится 4-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

6. Упражнение «У кого больше фруктов?» (Развитие навыка слогового анализа слов).

Приглашаю детей за стол.

Сейчас мы проведем соревнование «У кого больше фруктов?» Я буду простукивать количество слогов, а вы будете подбирать названия фруктов с таким количеством слогов. За каждое название вы будете получать по фишке. Победит тот, кто наберет больше всех фишек.

Стучу три раза.

1-й ребенок. Я-бло-ко.

2-й ребенок. А-пель-син.

3-й ребенок. А-бри-кос.

4-й ребенок. Ви-но-град.

Так простукиваю ритмический рисунок еще нескольких слов, дети получают фишки за правильные ответы.

Дети, о чем мы сегодня говорили?

В какие игры играли?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии. Молодцы!

Конспект занятия по развитию речи

на тему: «Фрукты»

уточнение и закрепление словаря;

развитие связной речи;

знакомство со звуком (ы);

закрепление тематического словаря, навыков словообразования и словоизменения;

Оборудование:

макеты деревьев

картинки с изображением фруктов

макеты фруктов

Ёжик и Лисёнок

конверт с письмом

вырезать из цветного картона фрукты для деревьев

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Ёжик и Лисенок, держат конверт).

Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Ёжик что – то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем.

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (Дети стоят полукругом и смотрят на доску)

1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать какое оно).

2. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки. (апельсин)

3. Сам алый, сахарный

Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

4. Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко. (слива)

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? (фрукты).

Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Молодцы!

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень). А мы побываем в саду где всегда бывает лето.

Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (Ё. и Л.)

Но дорога у нас, ребята, будет не простая, по дороге мы будем играть. Я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи – мы должны идти на корточках, когда назову фрукты – мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу.

Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.

Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)

Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

Молодцы!

Ребята, но Ё. и Л. не знают зачем люди выращивают столько много фруктов? Ведь если их не есть все сразу они испортятся? Давайте расскажем нашим друзьям как можно хранить фрукты (варить, сушить, замораживать). А что можно готовить из фруктов? (варенье, компот, сок, повидло)

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)

Дети встают в круг. Я – ведущая, бросаю мяч, например Соне Ш. и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?», Соня – «апельсиновый», и т. д, должна поиграть с каждым ребенком.

А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

Например, Саша, покажи нам фрукт круглой и овальной формы. Молодец!

Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

Как одним словом сказать про цвет фруктов? (разноцветные. Это слово повторить хором с детьми)

Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие). Например, Настя, покажи фрукты большого размера, а Артем покажет фрукты маленького размера.

Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили в фруктовый сад и собрали им фрукты: 1гр. – фрукты круглой формы, 2 гр. – фрукты маленького размера.

Раздаю детям корзинки и они самостоятельно работают.

Ребята, а теперь давайте посмотрим правильно ли вы справились с заданием

Выкладываем фрукты на стол по очереди и называем правильно или нет.

Молодцы, все правильно справились с заданием.

Ребята, а Ёжик и Лисёнок тоже успели сходить в сад и набрали вам угощений. Посмотрите, все ли правильно они приготовили?

Работа в парах. Дети садятся парами. Я раздаю тарелки на которых лежат макеты фруктов и овощей, дети должны найти лишнее. Например:

яблоко, груша, лук, слива;

большое яблоко, большая груша, вишня;

помидор, огурец, банан;

баклажан, слива, ананас;

Проверяю ответы детей. Добиваться полного ответа.

Ребята, давайте, вернемся в фруктовый сад, сядем на травку и поиграем в игру «Один – много». Например, я говорю: (одна - груша, много – грушы; лимон – лимоны; слива - сливы; и т. д.)

Ребята, какой вы слышите последний звук в слове когда мы говорим о фруктах много? (Мы слышим звук – ы). Давайте вместе произнесем этот звук.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Где мы путешествовали?

Почему сад называется фруктовый?

Ребята, а кто же у нас лучше всех сегодня занимался? Посмотрите, у меня есть яблоки разноцветные: красные, желтые, зеленые. Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно, не трудно. Желтое яблоко возьмет тот кому было интересно, но немного трудно выполнять задания. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Давайте теперь ваши яблоки прикрепим на дерево в саду и увидим какая яблоня будет расти в нашем саду.

Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.

Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)

Я предлагаю вам поиграть в магазин.

игры на обогащение словаря:

1.«Угощаю». Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

2.«Ищем слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

3.«Опиши предмет». Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.