Женское обрезание: что это и зачем делается в разных странах.

Сегодня в мире живут более 125 миллионов девочек и женщин, подвергшихся женскому обрезанию. Клиторэктомия – это обычай удалять части женских гениталий согласно культурным или традиционным соображениям. Женское обрезание считается преступлением против прав человека и серьезным нарушением половой независимости женщин. В большинстве случаев, обрезание проводят с целью сохранить девушку девственницей до брака – ей отрезают или зашивают часть половых органов.

В этом выпуске — история мятежной Элизабет Нкере, которая пошла против воли своей семьи, и два десятка фотографии финской фотожурналистки Мээри Коутаниеми, побывавшей в Африке и исследовавшей проблему женского обрезания.

(Всего 20 фото)

1. 17-летняя Элизабет Нкере должна была стать женой 65-летнего мужчины, когда ей было 11 лет.

2. По традиции ее деревни, невесту обрезают перед свадьбой. Ее родственники подготавливали тело Элизабет к ритуалу обрезания.

3. Ей велели не плакать, потому что обрезание делается для ее же блага – чтобы превратить ее из ребенка во взрослую женщину.

4. В обмен на собственную дочь ее отец получил несколько голов скота, 30 кг сахара и 20 кг ткани.

5. Накануне запланированного обрезания Элизабет сбежала.

6. Она ушла под покровом ночи и три дня шла по саванне без еды и воды.

7. Наконец, она встретила женщину, которая привела ее в дом под названием Тасару, в котором жили и другие девочки, избежавшие обрезания.

9. Отец Элизабет проигнорировал побег дочери и ее отказ от замужества.

10. После побега он пригрозил убить ее, если она осмелится вернуться.

11. Обрезанию подвергается более 130 миллионов женщин в мире.

12. Побег – единственное спасение для тех, кто осмелится уйти под угрозой смерти.

13. Проект «Тасару» все еще продолжается и будет проводиться в Африке, на Ближнем Востоке, в Европе и США.

14. Проект готовится к публикации книги «Право моего тела», в которой женщины, подвергшиеся обрезанию, поделятся тяготами своей жизни.

Сегодня женское обрезание распространено в 30 странах, в основном на Ближнем Востоке и в странах Африки. Доктора, выполняющие женское обрезание, говорят, что есть много причин проведения этой процедуры - от религиозных верований до предотвращения развития рака шейки матки. Однако это недостаточно веские причины, чтобы подвергать опасности здоровье женщины, и в частности, ребенка. Зачастую процесс заживления проходит долго и может быть неоднозначным. Сама процедура может вызывать кровотечения и бесплодие, а иногда даже приводит к смерти.
В честь дня рождения пророка Мухаммеда 284 семьи из Джакарты получили материальные средства на то, чтобы их дочери приняли участие в массовом обряде обрезания.

Победительница многочисленных фотоконкурсов Стефани Синклер посетила церемонию и предлагает нам взглянуть на эти душераздирающие кадры.
(Всего 12 фото)

1. 9-месячная девочка ждет своей очереди на обрезание. (Stephanie Sinclair)

2. Семьи 284 девочек, получившие деньги на массовое обрезание в честь дня рождения пророка Мухаммеда. Девочки и их семьи собрались в большом зале перед началом церемонии, которая, по традиции, начинается с молитвы.

3. Одну из девочек готовят к процедуре обрезания.

4. В Азии женское обрезание все еще живая традиция в некоторых сообществах на Филиппинах, в Малайзии, Пакистане и Индонезии. Также его практикуют в ОАЭ, Южном Йемене, Омане и Бахрейне. В Латинской Америке женское обрезание можно встретить в Бразилии, Восточной Мексике и Перу.

5. Одна из девочек после процедуры. Доктора надевают на нее специальные трусы, но это не гарантирует быстрого заживления.

6. Доктора используют ножницы, чтобы отрезать капюшон и головку клитора. Всемирная организация здравоохранения считает этот ритуал ненужным и осуждает его.

7. В некоторых странах девушка может выйти замуж и носить украшения только после обрезания. На фото: девочка готовится к процедуре обрезания.

9. В некоторых странах, где практикуют женское обрезание, считается, что если женщина не прошла через это испытание, значит, она нечиста, слишком возбуждена и не может как следует заниматься хозяйством. Считается также, что необрезанная женщина не может родить мальчика.

10. Одна из девочек после обрезания.

11. Главная причина женского обрезания - религия. В некоторых странах считается, что необрезанные девочки не могут как следует очиститься после мочеиспускания, а молитвы «нечистых» не будут услышаны.

12. С 1997 года в Египте запрещено женское обрезание, кроме случаев «медицинской необходимости». Некоторые доктора продолжают делать операции, используя это оправдание. Операция, проводимая дома акушеркой, намного дешевле, чем в клинике. Именно поэтому многие выбирают этот способ, хотя он чаще ведет к летальным исходам, так как операция проходит без дезинфекции и анестезии.

Женское обрезание — варварский обычай, у которого только одна цель: искалечить женщину. Существует убеждение, что это религиозная традиция, однако никаких подтверждений этому нет: в основном женское обрезание практикуют в странах, исповедующих ислам, однако в Коране нет никаких упоминаний о женском обрезании. Известно, что калечащие операции над женскими гениталиями практиковались в древнем Египте и империи Инков, а так же в викторианской Англии и Новом Свете — в качестве« лечения от мастурбации».

Иными словами, женское обрезание нельзя оправдать принадлежностью женщины к той или иной конфессии, зато ясно, с какой целью его делают: чтобы« усмирить» женщину, то есть лишить ее возможности получать удовольствие от секса. Считается, что обрезание сделает невозможными внебрачные связи и впоследствии защитит мужа женщины от измен, сама же женщина станет« чиста помыслами».

Кто и кому это делает?

Популярное

Миллионы девочек в более чем 30 странах мира становятся жертвами этой страшной практики. В основном женское обрезание распространено в ближневосточных и африканских странах, а также на Филиппинах, в Малайзии, Пакистане, Индонезии, Эмиратах, Омане и Бахрейне. Исламское государство(запрещенная в РФ террористическая организация) в Ираке в июле 2014 года издало фетву, обязывающую всех девочек и женщин на подконтрольной им территории подвергнуться процедуре обрезания.

В России, согласно докладу фонда« Правовая инициатива», только в Дагестане калечащей операции ежегодно подвергаются как минимум 1240 девочек, при этом обычай практикуют и в других республиках Северного Кавказа. В 2016 году глава Координационного совета мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев спровоцировал громкий скандал, заявив, что необходимо обрезать всех женщин России, чтобы снизить их сексуальность.

Жертвы калечащих операций во всем мире — в основном, девочки в возрасте от 5 до 14 лет. Во время операции практически никогда не используются ни наркоз, ни обезболивание, а проводится она в антисанитарных условиях людьми без медицинского образования. Ножом или бритвой, часто одной на многих девочек. В африканских деревнях порой используется просто осколок стекла.


Зачем это делают?

Вокруг этой варварской традиции создано множество мифов: где-то считается, что клитор вырастет до невероятных размеров, если вовремя его не отрезать. Еще один миф гласит, что мужчина потеряет потенцию, если займется сексом с необрезанной женщиной. Кое-где считается, что обрезанная женщина легче переносит роды, что, разумеется, не так(а после« фараонова обрезания» перед каждыми родами приходится вновь рассекать рубцы). Но цель у этой калечащей операции тем не менее одна: лишить женщину возможности получать удовольствие или же в принципе совершать половой акт.

При этом родители сами, абсолютно добровольно приводят девочек на эту процедуру, поскольку необрезанную девушку не возьмут замуж и осуждение общества непременно затронет всю семью.

Такая« борьба за нравственность» выглядит действительно страшно, если знать, что на самом деле происходит.


Как это делают?

Первое, что ты должна знать: женское обрезание не имеет ничего общего с мужским — исключительно гигиенической и эстетической процедурой. Крайне редко женщинам удаляют только капюшон клитора. Женское обрезание — калечащая операция, которая в лучшем случае навсегда лишает женщину возможности испытывать сексуальное удовлетворение(желание при этом никуда не исчезает), а в худшем — делает ее инвалидом или приводит к смерти в мучениях. Именно поэтому англоязычный мир постепенно отказывается от термина« женское обрезание» — для того, чтобы не возникало ненужных ассоциаций с мужским обрезанием — операцией, которая не наносит мужчинам ни малейшего вреда. Теперь женское обрезание принято называть калечащей операцией на женских половых органах или нанесением увечий женским гениталиям.

Сейчас ты поймешь и увидишь, почему это так.

Всемирная организация здравоохранения разделает эти страшные практики на четыре типа — в зависимости от степени тяжести увечий.


Клиторидэктомия

Первый тип — клиторидэктомия, удаление клитора или в редчайших случаях только его капюшона. В редчайших именно потому, что вторая операция нацелена на ровно обратный эффект: повысить чувствительность и шансы на оргазм. И хотя нет никаких доказательств того, что удаление капюшона положительно скажется на сексуальной жизни, некоторые женщины делают эту операцию. Однако здесь речь идет о добровольном согласии взрослой женщины на медицинское вмешательство, и к женскому обрезанию в целом это не имеет ни малейшего отношения: можно лишь принять во внимание тот факт, что небольшому количеству девочек, которым предстояло быть искалеченными, повезло: в качестве дани традиции им отрезали лишь небольшой кусочек плоти. Но цель женского обрезания совсем не только в соблюдении традиций, а потому подавляющее большинство девочек столкнется совсем не с этим.

Клиторидэктомия — это удаление головки клитора, то есть видимой его части. При этом важно понимать, что вплоть до последнего десятилетия XX века никто точно не знал, как устроен клитор, и не предполагал, что большая часть этого органа скрыта внутри таза. Но однако, согласно исследованиям, до 75% женщин не в состоянии испытать оргазм без дополнительной стимуляции головки клитора, поскольку именно она наиболее чувствительна. И это значит, что женщины, перенесшие клиторидэктомию, испытывают сексуальное возбуждение, но фактически лишены шансов на оргазм.


Удаление клитора и половых губ

Второй тип калечащей операции — удаление и клитора, и половых губ — либо только малых, либо только больших.

«Фараоново обрезание»

Третий тип — инфибуляция или« фараоново обрезание», страшная операция, при которой удаляют малые или большие половые губы, а затем рану сшивают, оставляя лишь маленькие отверстия для выхода мочи и менструальной крови. Около 10% обрезанных женщин прошли именно через эту процедуру, призванную сохранить девственность. В таких случаях перед свадьбой девушку калечат снова: рубец рассекается, потому что иначе половой акт невозможен. В некоторых случаях это делает непосредственно муж в первую брачную ночь.

Четвертый тип — все сразу

К четвертому типу ВОЗ относит как объединение всех калечащих операций в одну, так и иные увечья, которые наносят женщинам: прижигание, надрезание, клеймение и ампутация гениталий. Это выглядит вот так .

Страшные последствия

В первую очередь сама операция — это ужасная боль: ни наркоз, ни анестезия не используется, девочек буквально режут по живому. Уже сама процедура, а не отдаленные последствия, может искалечить или убить ребенка. Ближайшие последствия операции — затруднение мочеиспускания, инфекции половых путей, заражение гепатитами или ВИЧ, болевой шок, сепсис, смерть.

Отдаленные последствия выглядят еще страшнее, хотя кажется, что страшнее быть не может. Вот что пишет в своем блоге врач-гинеколог Нигина Мунтян, много лет проработавшая в странах Африки:

«Нелегко быть африканской девочкой, которой без анестезии ржавым лезвием вырезают половые губы, клитор, держа за руки и ноги, потом связывают ноги, сажают время от времени в сильно солевые ванночки, антисептик, как же, только кто-нибудь помнит, каково этого — соль на открытую рану?

А потом у этих девочек зарастает мочевыводящее отверстие, их приводят к нам, врачам, мы им пытаемся открыть это отверстие, но оно так глубоко спрятано под рубцовой тканью, что катетер уходит под кожу над лобком, черт, опять протыкаем, ага, нашли что-то, теперь эта девочка на гормонах и на катетере будет учиться заново писать.

А потом эта девочка выйдет замуж, и в день свадьбы ей разрежут ткани, расширят вход во влагалище и отдадут мужу — чтобы непременно переспал с ней в ту же ночь, пока не заросло. А потом она приходит к нам, врачам уже в родах, а эластичность тканей уже не та, там рубец везде, все рвется, если не разрежем.

А если не приходит? Например, в Эфиопии всего 6% рожают в присутствии медперсонала. А остальные? Остальные рвутся, дети гибнут, так как не могут вовремя родиться. Акушерские свищи, опять же. Это когда моча и кал выходят через влагалище. К моему ужасу, в Эфиопии, по оценкам ВОЗ, на 1000 родов приходится 10 осложнений в виде фистулы(свища), каждый год появляются 9000 новых жертв, а на лечение попадают только 1200(и то благодаря наличию специальной клиники). В Нигерии около миллиона женщин живут на данный момент с фистулой. Повитухи, пытаясь справиться с рубцами, режут их чем попало и частенько прорезают слишком много, да еще и рубцы сами по себе мешают процессу родов».

Дальше — больше

28 ноября 2012 года ООН приняла резолюцию, запрещающую женское обрезание, и некоторые страны к ней прислушались и запретили калечащие операции законодательно. Однако проблему это не решило: просто появились хирурги, готовые на подпольные операции.

Практика нанесения увечий женщинам — это не культурная традиция и не исчезающий древний обычай. Это одно из самых страшных проявлений проблемы под названием« гендерное неравенство», и она касается всех. Контроль над интимной сферой — один из самых эффективных способов управлять жизнью женщины вообще, и всегда этот контроль получали через боль или через страх. И до тех пор, пока мы не защитим свои права — мы не остановим этот кровавый фильм ужасов в реальном времени. Сама идея того, что мужчин или общество могут контролировать твою интимную жизнь, должна стать абсурдной, и только тогда варварский обычай женского обрезания исчезнет. Потому что до тех пор, пока мы сами готовы поддерживать более мягкие методы контроля нашей же интимной жизни — такие, как виктимблейминг(обвинение жертвы насилия), слатшейминг(критика за нарушение ожиданий окружающих по поводу нашей сексуальности, выраженной внешне), до тех пор, пока мы сами их практикуем по отношению к другим женщинам, и до тех пор, пока мы вообще позволяем кому-то давать нам оценки в связи с нашим сексуальным поведением - насилие не остановится.

И вполне возможно, пока ты читала эту статью, какая-то девочка в нашей стране пыталась вырваться из рук старших родственниц. Которые, «желая ей добра», ее искалечили. Навсегда.

По данным ЮНИСЕФ, этой процедуре на сегодняшний день подверглись не менее 200 миллионов женщин в 30 странах мира. Чаще всего операцию делают девочкам в возрасте до 15 лет.

Типы женского обрезания

В обряде, который проводит «акушерка», участвуют обычно взрослые родственницы и мать девочки. В качестве инструмента для операции могут использовать обычные ножницы или бритву, часто толком не продезинфицированные. Обезболивание также не практикуется.

Выделяют три основных вида женского обрезания: сунна, эксцизия и инфибуляция. Сунна (sunna) - наиболее щадящий способ обрезания, при котором всего лишь удаляются кожные складки вокруг клитора, так, чтобы он был постоянно открыт. При эксцизии отсекаются клитор и малые половые губы. При инфибуляции, которую также называют «фараоновым обрезанием», иссекаются не только клитор и малые половые губы, но также наносится увечье и большим половым губам, которые сшиваются таким образом, чтобы осталось лишь крохотное отверстие.

Зачем проводят обрезание?

По мнению представителей сообществ, практикующих женское обрезание, оно снижает половое влечение у женщины. Благодаря этому девушка сохранит девственность до замужества, а в браке будет верна мужу. На деле же обрезанная женщина перестает испытывать оргазм, а половой акт для нее зачастую связан с болезненными ощущениями.

Женское обрезание овеяно рядом мифов. Так, у африканских племен Сьерра-Леоне существует убеждение, что, если оставить клитор необрезанным, он со временем сильно вырастет в размерах. Еще один миф гласит, что если мужчина вступает в половые отношения с обрезанной женщиной, это увеличивает его мужскую силу и степень сексуального удовлетворения. Женщина, перенесшая обрезание, якобы легче переносит роды. В Нигерии есть поверье, что если младенец при родах коснется головой клитора, он умрет. Поэтому клитор отсекают на шестом месяце беременности…

Где и кто практикует женское обрезание?

Первые упоминания о женском обрезании встречаются еще в древнеегипетских источниках: у женских мумий додинастийной эпохи нередко отсутствуют внешние гениталии. Древние инки проводили хирургические операции на клиторе, который считался символом мужского начала в женщине и потому подлежал уничтожению.

В арабских странах наложницам обычно делали сунну, женщинам, которые изменили мужьям - эксцизию. Рабыням же проводили инфибуляцию, дабы они не могли иметь детей.

Традиция существует и сегодня. Так, в Египте операции по женскому обрезанию были даже легализованы в конце 90-х годов прошлого века. В этой стране можно прооперироваться в больнице у профессионального хирурга. По статистике, через процедуру обрезания проходят 80% египтянок.

В наши дни полная ампутация женских гениталий практикуется в таких странах, как Судан, Мали, Сомали, в некоторых районах Эфиопии, Египта и Северной Нигерии. Удаление клитора и частичное обрезание встречаются в Камеруне, Мавритании, Центральной Африканской Республике, Чаде, Кении, Северном Египте и Танзании. В Азии оно практикуется в мусульманских общинах Филиппин, Малайзии, Пакистана и Индонезии. Из арабских стран - в Арабских Эмиратах, Южном Йемене, Омане и Бахрейне. Наконец, на территории Латинской Америки варварская традиция присутствует у коренных жителей Бразилии, Восточной Мексики и Перу.

Как правило, в национальных и религиозных группах, практикующих женское обрезание, оно преподносится как социальная и культурная норма. Если кто-то уклоняется от этой процедуры, его могут подвергать различным формам дискриминации. Например, необрезанных девушек могут считать развратными, никто не хочет брать их в жены. В некоторых регионах мужчине можно нанести страшное оскорбление, назвав его «сыном необрезанной матери».

Не стоит думать, что европейской расе чуждо подобное варварство. К примеру, средневековая инквизиция использовала удаление клитора в качестве пытки для женщин. В позднем Средневековье обрезание крайней плоти у мальчиков и клитора у девочек применяли как средство от онанизма. В викторианской Англии таким образом «лечили» от истерии и нимфомании. В США еще в первой половине прошлого столетия женщин лечили от привычки к мастурбации путем клиторидэктомии, а также удаления капюшона клитора.

Борьба с варварской традицией

Практика обрезания женщин уже давно привлекла внимание здравоохранительных и правозащитных организаций. В мировом сообществе начиная с 80-х годов прошлого века вместо термина «женское обрезание» используются такие понятия, как «нанесение увечий женским гениталиям» или «повреждение женских гениталий». Объясняется это тем, что некоторые проводят аналогию с мужским обрезанием, представляющим собой удаление крайней плоти. Однако если мужское обрезание практически безобидно и даже, по мнению некоторых медиков, полезно для здоровья, то с женским дело обстоит иначе. Подобные операции не несут никакой пользы здоровью девочек и женщин. Поскольку их часто делают люди, которые даже не имеют медицинского образования, последствиями обрезания могут являться различные инфекции и сепсис, которые порой приводят к летальному исходу; проблемы с мочеиспусканием и выходом менструальной крови; кисты на женских половых органах; бесплодие, а также повышенный риск родовых осложнений и смертей новорожденных. Не говоря уж о том, что женщина перестает получать удовольствие от половой жизни и может ощущать себя неполноценной.

В 2012 году ООН приняла резолюцию, запрещающую женское обрезание. Но устоявшиеся культурные традиции очень сложно искоренить, так что неизвестно, судьба скольких еще женщин будет искалечена столь варварским обычаем…

В декабре 2013 года фотографу Мээри Коутаниеми удалось попасть на обряд обрезания двух девушек-подростков из племени Масаи в кенийской деревне. Несмотря на то, что женское обрезание, являющееся, по сути, нанесением увечий женским половым органам, в Кении противозаконно, оно широко практикуется, особенно на северо-востоке страны. 80 процентов живущих там девушек и женщин являются обрезанными.

1. Исина и Насириан – 14-летние девушки. В хижине своей родной деревни они ждут наступления утра, когда им будет сделано обрезание. Имена девушек изменены.

Фонарик, находившийся в руках у ребенка, был единственным источником света в глиняной хижине. Ребенок освещал фонариком лежащую на полу девушку. Луч света падал на место будущей операции. Импровизированный хирург готовился к процедуре при свете фонарика.

Ребенок, держащий фонарик, был довольно рассеян. Его взгляд блуждал по хижине, и также беспорядочно трясся луч света от фонарика.

2. Деревня племени Масаи, которую посетила Мээри Коутаниеми, расположена на плато в нескольких часах езды от города Нарок.

Фотограф Мээри Коутаниеми прибыла в кенийскую деревню племени Масаи днем ранее. Несколько часов она добиралась сюда на телеге. Ближайший к деревне город – Нарок.

В дороге Коутаниеми сопровождал мужчина из племени Масаи, с которым она познакомилась на Facebook. Мужчина работает учителем в кенийском приюте, куда могут прийти девушки племени Масаи, желающие избежать обрезания. Там они получают возможность учиться в школе.

3. Женщины чистят картошку для праздничного обеда.

Коутаниеми объяснила мужчине, что хочет запечатлеть обряд обрезания девушек. Она рассказала о своем желании бороться против многовековой традиции и о том, что уже приступила к написанию книги.

Она была удивлена, получив по электронной почте ответ. Фотосъёмка может состояться. Коутаниеми полетела в Кению.

4. Деревенские дети несут ветки, предназначенные для различных ритуалов, связанных с обрядом обрезания.

Йемен, находящийся в Западной Африке на Аравийском полуострове, принадлежит к окраинной части Африки, где женское обрезание является частью традиционной культуры. К этой области принадлежат такие страны, как Сьерра-Леоне, Сенегал, Гвинея, Мавритания, Мали, Судан, Египет, Джибути, Эфиопия, Эритрея и Сомали. Старому обычаю наряду с мусульманами следуют и христиане, и язычники.

Возникновение подобной традиции, вероятно, связано с тем, что половые органы женщин считались нечистыми. Обрезание делали также с целью уменьшить сексуальное удовольствие у женщин, и, как следствие, количество супружеских измен.

5. За день до обрезания девушкам обрили волосы и брови. Сбриваемые волосы смачивали молоком.

В некоторых районах обрезание девушек делается в младенческом возрасте, в других – в подростковом.

В лучшем случае девушкам обрезают небольшую часть клитора. А во время самых жестоких операций удаляются все наружные половые органы: капюшон клитора, клитор, а также малые и большие половые губы. Иногда вход во влагалище зашивается, а для мочи, менструальной крови и полового акта оставляется маленькое отверстие. Такие операции до сих пор распространены в Сомали, хотя уже на протяжении многих лет там ведется активная борьба против обрезания.

6. В тот же день делалось обрезание также и двум мальчикам. Их тоже обрили наголо.

Обрезание делается в примитивных условиях, и с процедурой связано множество рисков. Девушка может получить болевой шок или заражение крови. Перенесшие обрезание женщины могут страдать от хронических воспалений, мочеиспускание и половой акт могут стать болезненными, а роды – опасными для жизни.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 140 миллионов женщин, перенесших обрезание.

Каждый год в Африке обрезание делается трем миллионам девушек. Согласно данным Международного чрезвычайного детского фонда ООН, в Сомали, Гвинее, Джибуте и Египте как минимум девять из десяти женщин и девушек – обрезаны.

7. Отец девушек, которым предстоит обрезание, с одной из четырех жен.

Например, в Египте подобные операции были запрещены в 2008 году, и после этого их число уменьшилось. Тем не менее, даже в наиболее развитых городах северной части страны девушек продолжают принуждать к операции. В этих областях живет много так называемых коптов – христиан Египта. Они также следуют этой традиции.

В Кении обрезание девушек также является незаконным. В некоторых же племенах, как и у Масаи, обрезание до сих пор является почитаемой традицией, которой очень сложно положить конец.

Большая часть масаев является язычниками, но среди них есть и христиане. Согласно их древним обычаям, только обрезанную девушку можно считать нормальной, то есть чистой и порядочной.

8. Брови тоже сбрили.

Когда фотограф Мээри Коутаниеми, наконец, прибыла на место, деревенские мужчины были, говоря прямо, пьяны в стельку. Обрезание – большой праздник, и выпивки было хоть отбавляй.

Коутаниеми поговорила с деревенскими жителями и сделала фотографии глиняных хижин, домашних животных и ритуальных обрядов. Нескольких животных забили в честь праздника. Обрезание было назначено на следующий день.

9. Перед обрядом обрезания на тело отца девушек (второй слева) и его жён наносится охра.

В этот раз обряду подвергались две девочки и два мальчика, которые приходились друг другу сводными братьями и сестрами. У детей общий отец.

Коутаниеми называет девушек Исина и Насириан. Она не хочет раскрывать настоящие имена девушек. Им обеим по 14 лет.

10. Мейооли и Дженнифер – единственные жители деревни, выступающие против обрезания. Дженнифер, сводная сестра Исины и Нисириан, поступила в городе в колледж. Она тоже обрезана.

Коутаниеми разрешили присутствовать в хижине, когда девочкам сбривали волосы на голове и брови. После этого их оставили дожидаться утра. Обрезание молодых людей мог бы сделать врач. Но в случае с девушками обряд соблюдается неукоснительно. В соответствии с традицией, для проведения процедуры была приглашена женщина из этой же деревни.

Обрезание у мальчиков делают во многих культурах по всему миру. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, почти каждый третий мужчина на планете обрезан. Обрезание мальчика, сделанное врачом, является относительно безопасным и обходится без последствий, если оно выполнено в стерильных условиях.

11. Мать Исины демонстрирует лезвие бритвы, которым будут изувечены половые органы её дочери.

Солнце село, и на деревню опустилась холодная ночь. Температура упала ниже десяти градусов.

Коутаниеми разрешили переночевать в деревне в одной из хижин. На деревянной скамье лежало покрывало. Утром на коже она обнаружила небольшие укусы, которые чесались. Обрезание делали рано утром. Каждую из девушек обрезали дома.

12. Жители деревни наблюдают, как девушек бреют наголо.

Было оговорено, что Коутаниеми сможет следить за происходящим и свободно фотографировать, не снимая половые органы девушек.

Коутаниеми отметила, что деревенские хижины состояли их двух комнат без окон: в одной из них жили люди, а в другой – животные. Там, где жили люди, горел открытый огонь. Для отвода дыма в стене было лишь маленькое отверстие. Женщины собрались в части дома, предназначенной для животных. На земляном полу была разложена шкура животного, на которую легла Насириан.

13. Волосы сбриваются при помощи молока.

Всё произошло быстро. В комнате было темно и так много дыма, что внутри было сложно дышать. Насириан удерживали за руки и ноги.

Девочка была сильной и боролась. Шесть женщин, стоящие на земле на четвереньках, пытались удержать её на полу. Ей не сделали анестезию и не дали болеутоляющих. Только поливали холодной водой из ведра. Обрезание было сделано с помощью обычного бритвенного лезвия.

14. Девушкам не делают анестезию и не дают болеутоляющих, если не считать ведра холодной воды.

Коутаниеми кашляла и делала фотографии. Они заметила, что Насириан истекает кровью. Маленький ребенок держал фонарик. Луч света блуждал по хижине. Насиран кричала.

Коутаниеми задыхалась. Ей приходилось время от времени выбегать из задымленной комнаты на улицу, чтобы откашляться и остановить приступы рвоты. Из хижины доносился жуткий крик.

15. Шесть женщин удерживают каждую из девушек на месте.

Пришла очередь Исины, и Мээри Коутаниеми перешла в другую хижину.

Когда второе обрезание уже началось, в хижину зашли старые мужчины-масаи. Они были рассержены и велели Коутаниеми прекратить съемку. Они сказали, что она нарушила соглашение и сделала фотографии половых органов девушек. Коутаниеми была вынуждена уйти.

16. Одна из женщин держит запястья Исины, в то время как другая увечит ей половые органы.

После операции истекающих кровью девочек оставили отдыхать. Коутаниеми разрешили только быстро навестить Насириан. Она лежала в хижине под одеялом.

Коутаниеми объяснили, что в течение четырех недель девушкам надо соблюдать постельный режим, есть мясо и пить коровью кровь. Так делалось всегда. Исходя из того, что она увидела, девушки были лишены большей части наружных половых органов, но влагалище зашивать не стали.

17. Так как обрезание делается без обезболивания, девушки кричат от боли.

«Это было ещё более жестоко, чем я себе представляла. После обрезания половые органы девушек изменились до неузнаваемости», – сказала Коутаниеми.

После произошедшего она ощущала бессильную злобу. Было сложно притворяться бодрой и дружелюбной, как того требовали хорошие манеры. В течение нескольких следующих часов она делала фотографии поселения. Затем поняла, что больше не может здесь оставаться, и спешно покинула деревню.

18. В старой газете, висящей на стене хижины отца девушек, говорится: «Женщины всегда изменяют, мужчинам остается только смириться и продолжать жить».

Ни одной из обрезанных девушек ещё не выбрали мужа. По крайней мере, так сказали Коутаниеми.

Родители девочек настаивали на том, чтобы их дочерям сделали обрезание. Так они получили возможность выйти замуж. Это было главной целью церемонии.

19. После операции Насириан оставили отдыхать. По старой традиции, после обрезания девушка должна лежать в течение четырех недель, пока заживают раны.

Когда Коутаниеми спросила у них, зачем они желали девочкам пройти обряд обрезания, родители твердили одно и то же: «Это прекрасная традиция. Мы желаем дочкам только лучшего».

У одной из матерей четыре старшие дочки из пяти уже прошли обряд обрезания. Одну из них Коутаниеми встретила в городе Нарок. Девочку отправили туда учиться в колледже.

20. По словам Исины, ей советовали не бояться обрезания и его последствий.

Получается, что человек, который требует обрезания своей дочери, в то же время отправляет ее учиться.

Однако отец не знал, что произошло с его дочерью в городе. В колледже девушка начала выступать против обрезания. Она решила поднять вопрос о его опасности, в том числе, и в своей деревне.

21. После обрезания на земляном полу хижины осталась кровь.