Жизненный цикл семьи: этапы и кризисы. Фазы развития семьи

Динамика семьи – это изменение ее структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование, с течением времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла (ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в период ухаживания и брака. После этого в большинстве случаев она сначала расширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда дети покидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь.

Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам развития семьи и подразделил ЖЦС на восемь стадий, связанных с развитием.
0. Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников.
2. Появление в семье детей (возраст ребенка – до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.
3. Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка – от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностями детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.
4. Семьи с детьми – младшими школьниками (возраст старших – от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов в учебе.
5. Семьи с подростками (старший ребенок – от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.
6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки; сохраниние духа поддержки как основы семьи.
7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением.
8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерт обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.

При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы. В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в литературе определяются как «нормативные». Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»). Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС.

Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам.
0-1. Принятие на себя супружеских обязательств.
1-2. Освоение супругами родительский ролей.
2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.
3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).
4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
5-6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка.
6-7. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем.
7-8. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

ЖЦС можно также описать, рассматривая семью как систему из нескольких поколений, оказывающих взаимное влияние друг на друга. В этой связи Э. Картер и М. Макголдрик выделили шесть следующих стадий ЖЦС.
1. Ранняя взрослость при отсутствии привязанностей. Основные задачи стадии – выбор профессии и супруга. Для их решения необходимо пережить процесс постепенного отделения молодого человека от родительской семьи за счет достижения эмоциональной зрелости и развития самоидентичности. Затянувшаяся зависимость и чрезмерная привязанность к родителям вынуждают молодого человека выбирать профессию и супруга, исходя из родительских ожиданий. В случае острого эмоционального разрыва с семьей решения часто принимаются из противоречия либо случайно. Усугубляет ситуацию и чрезмерная привязанность родителей к детям, что может мешать их отделению (например, когда дети стабилизируют несчастливый брак). Частыми также бывают случаи, когда родители на момент ухода детей заняты проблемами болезни или смерти своих собственных родителей, и тогда еще один уход их эмоционально ранит и вызывает протест.
2. Приобретение новых родственников в результате брака. Вступив в брак, молодые люди присоединяются к двум сложным и расширенным родительским системам. Теперь супруги должны не только приспособиться друг к другу, но также понять, какие традиции родительских семей следует сохранить, а какие создать заново. Необходимо также пересмотреть свои отношения с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Налаживание связи с семьей супруга – один из наиболее сложных аспектов взаимного приспособления. Если супруги разрывают отношения с родительскими семьями, то становятся очень восприимчивы друг к другу, потеряв возможность отреагировать скопившееся напряжение в родной семье. Если один или оба супруга излишне привязаны к родительской семье, то это также может внести сложности в их отношения, поскольку мнения родителей могут доминировать над их собственными; существует вероятность того, что родители будут напрямую вмешиваться в жизнь молодой семьи.

3. Семья с маленькими детьми. Появление новых родственников, детей, также вносит напряжение в семейную жизнь. Во-первых, рождение ребенка нередко приводит к охлаждению между супругами по типу: «воспитание детей оставляет мало времени для себя». Во-вторых, выраженная эмоциональная близость ребенка с матерью ослабляет ее связь с отцом. Постоянно накапливающаяся усталость и апатия мешают достижению согласия как в отношениях между супругами, так и в вопросах воспитания. Помощь бабушек и дедушек, рождение второго ребенка и формирование подсистемы сиблингов частично способствуют снижению напряжения. Задачи на стадии воспитания ребенка заключаются в стабилизации отношений в молодой семье, координации противоречивых потребностей каждого ее члена и взаимной поддержке.
4. Семья с детьми-подростками. Наличие подростка в качестве члена семьи побуждает его близких отказываться от ряда семейных традиций или их пересматривать. Семья стоит перед необходимостью научиться конструктивно разрешать конфликты между родителями и детьми-подростками. Контроль – свобода. Ответственность родителей – общая ответственность. Общественные ценности – чисто умозрительные ценности. Стабильность – изменчивость. Стремление к миру и покою – обсуждение проблем (включая открыто высказываемую критику). Осмысленная жизнь – отказ от обязательств. Успех ожидает семью, если она будет поощрять независимость подростка, но возражать против вседозволенности. Степень подготовленности подростка к жизни в большинстве семей определяется его способностью избежать пьянства, наркомании, венерических заболеваний, ранней беременности и других поведенческих отклонений. Существует множество факторов, которые мешают семье разобраться в проблемах подростка (неудачный брак родителей и их попытки найти любимого человека вне семьи, слишком большая занятость на работе, необходимость ухаживать за пожилыми или больными родственниками и пр.). Во всех этих случаях подросток чувствует, что им не интересуются, ему не доверяют, его осуждают – и становится одиноким, депрессивным и враждебным.

5. Уход детей из семьи и дальнейшая жизнь супругов. Когда дети уходят, изменяются физические и эмоциональные обязанности семьи. Отказ от родительских ролей иногда дает супругам чувство освобождения, возможность осуществить заветные желания и реализовать свои скрытые возможности. Однако в других случаях это может разрушить семью, привести к ощущению родителями потери и дезинтеграции. Осложняет ситуацию недееспособность или смерть прародителей – супруги становятся старшим поколением в семье и должны приспособиться к этому положению вещей.
6. Семья в конце жизни. Слишком тесная близость между пожилыми супругами нередко вносит в их отношения излишнюю напряженность. Это усугубляет проблемы старения: адаптация к уходу на пенсию, сужение социальных связей, болезни, смерть одного из супругов. Старость и болезни ставят пожилых людей в зависимость от тех, кто за ними ухаживает. Семья может оказать поддержку пожилому одинокому человеку. Но нередко его вмешательство в жизнь других поколений является дестабилизирующим фактором и даже может разрушить их семейную жизнь.

Исследование ЖЦС показывает, что приспособление к переходным периодам развития нередко переносится болезненно, дестабилизирует жизнь семьи в трех поколениях и выступает как причина ее дисфункции.

Стремление мужчины и женщины создать пару заложено в генах. При этом никто не хочет иметь «болезненные» либо нестабильные отношения. Поэтому стремление каждого из нас получить и создать не просто пару, а пару, в которой царит гармония и понимание, вполне объяснимо.
Начиная любые отношения с партнером, оба человека, составляющие пару, испытывают огромный спектр чувств, переживая при этом целую радугу эмоций. При этом, проведя научные исследования, учеными были выведены основные стадии или этапы отношений, которые зарождаются и развиваются между влюбленными.
Общая численность стадий создания союза мужчины и женщины равняется пяти. Именно столько этапов необходимо отношениям в паре, чтобы «созреть». Нужно чтобы мужчина и женщина в унисон преодолевали эти этапы. Если одна из стадий будет пропущена – пару неминуемо ждут межличностные проблемы и придется вновь возвращаться назад.
Первая и, пожалуй, наиболее важная стадия в развитии отношений имеет название «взаимное влечение». Базовой эта стадия считается по тем причинам, что без основы, чем является начальное влечение, ничего не построить.
Что привлекает мужчину в женщине? Внешность. А что привлекает женщину в мужчине? Развитый интеллект. Хочется также огорчить барышень, которым постоянно внушали, что «мужикам нужно только одно». Да, это так. Просто данный тезис не отражает истинный смысл происходящего. Испытывая влечение к одной женщине, мужчина просто не перестает испытывать аналогичное физическое влечение к другим привлекательным особям женского пола. Именно осознание красоты женского тела и его физиологии дает мужчине энергию для построения действительно серьезных отношений.
При этом женщины не так высоко ценят внешность своего партнера. Наибольший интерес у нее вызывает интеллект, ум, волевые качества партнера. Поскольку женщина очень эмоциональна, испытывая дефицит информации об объекте своего пристального внимания, она идет самым легким путем – просто придумывает партнеру качества, которые желала бы в нем видеть. По факту, женщина просто подключает к работе свое воображение. При этом при минимальном общении с партнером она будет настаивать, что встретила именно того «единственного». Вот вам и результат пропуска стадий в отношении пары. А впоследствии, когда пройдет достаточно времени, у женщины наступает разочарование и чувство, что ее обманули.
Стоит отметить, что нужно торопиться в отношениях. Это не место догадкам и фантазиям. Если вы настроены на создание крепкого, гармоничного союза – не торопите события, а просто наслаждайтесь ими.

Функции семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов.

1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.

3. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.

4. Функция духовная (культурная) общественная - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.

5. Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

6. Сексуально-эротические функции - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища - места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

Стадии развития семьи

В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич - Куземкиной и Т.Ф. Веленты , на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

2 стадия. Формирование семьи.

Основная задача - приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её - отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание - смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

В.А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.

2. Молодые: 5-9 лет.

3. Средние: 10-19 лет.

4. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.

В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В.А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков.

Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи - против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я".

Кризисы жизни семьи

Э.Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

Семья - это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл». Семейная система - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.

Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.

1. Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек - элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей, и часто не может выработать свои правила. Self-made-man, то есть человек, сделавший себя сам, - явление редкое.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная - создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам (ср. вторую и третью стадии нуклеарной семьи). Они еще должны договориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладить друг с другом. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка - сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть «мама» и «папа». Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Тогда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов. Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется, без стука, «чтобы полюбоваться на этих голубков».

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок - скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родители ребенку - скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу. Моя коллега М. Арутюнян рассказывала случай из своей практики, прекрасно иллюстрирующий это положение. Семья обратилась по поводу плохого поведения девочки одиннадцати лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке. Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и девочки - идентифицированного пациента. У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды зимой девочка заперла бабушку на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, чего мать не могла себе позволить.



4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как по ходу предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного пересмотра договора, мучительная для всех. В культуре существует стереотип «хорошей дочери (сына)»: это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Старики, у которых нет близких, достойны сожаления, так как «некому подать им стакан воды». Упрек плохим детям: «Некого попросить подать стакан воды». То есть в общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, не отдавать в больницу. Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает с периодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения; например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков. В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра. Эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например, стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр. Но они присутствуют в измененном виде, в контексте большой трехпоколенной семьи. Основные особенности российской семьи заключаются в том, что:

а) семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;

б) материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;

в) границы семейной системы имеют некоторые особенности, как правило, они не адекватны требованиям оптимальной организации.

Часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Например, в семье, где бабушка воспитывает ребенка, она фактически является функциональной матерью своему внуку; муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери. Он прежде всего заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина - муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она - глава семьи.

г) индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость и одновременно диалогичность - это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации основным часто является вопрос о власти. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку; все это делается в присутствии ребенка, и сообщение при этом такое: «Ребенок слушается меня, а не тебя, значит, я главнее».