Приметы, обряды, заговоры и традиции празднования вербного воскресенья - хорошего понемножку. Значение православных праздников

Вербная неделя - неделя в народном календаре славян, отмечаемая на шестой недели Великого поста. Заканчивается в Вербное воскресенье, после которого наступает Страстная неделя. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье.

Другие названия

казацк. Вербохлёст ; белор. Вербница ; укр. Вербний, Цвітний, Шутковий тиждень .

Понедельник

С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай. «Если вербная неделя ведренная, с утренниками - то яровые хороши будут». В понедельник тёща приносит в дом молодого зятя подарки, желает добра молодой паре.

Лазарева суббота

Лазареву субботу во многих русских деревнях праздновали весело и многолюдно. В Вербную субботу (воскресение Лазаря) ломали вербы. В полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми» (Городищенский уезд Пензенской губернии). В субботу готовят брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник.

В Белоруссии в некоторых местах в этот день пекли хлебцы по количеству членов семьи. В одном из хлебцев запекали монету. Кому доставался это хлебец, тот будет счастливым и удачливым целый год. Девушкам такой хлебец предвещал выгодное и счастливое замужество. Также выполняли ряд магических действий на достижение задуманного (внимание избранника, замужество, избавление от головной боли).

У сербов день называется Врбица - в этот день освящают веточки вербы. У чехов и словаков обряд бития вербными веточками существует в Пасхальный (Поливальный ) понедельник.

У гагаузов и болгар накануне Вербного воскресенья исполняли весенний девичий обряд лазарования (гаг. Lazari , болг. Лазарки ), который сохранился до наших дней. Лазаровали девочки 7–10 лет, которых называли «лазарки». Они ходили по домам по трое с пением лазарских песен. Одна из лазарок изображала «невесту». Её лицо обычно было закрыто белой коротенькой фатой или платком. Участниц одаривали сырыми яйцами и мелкой монетой.

Вербное воскресенье

У восточных и некоторых южных славян праздник посвящён весеннему возрождению природы, вегетации, вербе: отсюда названия: рус. урал. Вербины ,укр. Вербна неділя, Вербница , Вербніца , белор. Вербная нядзеля, Вербіч , серб. Врбица , болг. Връбница , ст.-слав. Праздьникъ вьрбьны (Изборник Святослава, 1073 г.). Также: цветоносное воскресение, цветоносная неделя, цветная неделя ; польск. Niedziela Kwietna .

Большой праздник - Вербное воскресенье - любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрёл этнически самобытные черты. Это объясняется многими причинами, и прежде всего ландшафтом Европейской России, богатым реками и речушками, озёрами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.

Восточные славяне освящённым вербам придавали особую очистительную силу, верили, что с их помощью можно спасти домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Белоруссии. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы - средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест».

Вербная неделя сменяется Светлой.

Битьё вербой

Битьё вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у вост. и частично юж. славян, поляков и чехов. Битье совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или у дома и, как правило, с приговором:

  • рус. Верба красна, бей до слез, будь здоров! (саратов.);
  • укр. Не я бю, верба бє / За тиждень - Великдень; / Будь великий, як верба, / А здоровий, як вода, / А богатий, як земля (Чернигов.);
  • белор. Вярба бе - не я бю; / За тыдзень - Вялікдзень. / Хвора у лес, на верас, / А здароўе у косці. / Будзь здароў, як вада, а расці, як вярба .

Чаще всего взрослые бьют ребятишек, «чтобы росли и были здоровы». С этой же целью повсюду хлестали скот; в Белоруссии скот, как и людей, и пчелиные ульи, били трижды, а затем шли в огород и на озимое поле и там, после трёхкратного битья земли, втыкали ветку вербы в землю; наконец, шли хлестать вербой могилы своих близких.

В Белоруссии в Гродненской губернии в начале XIX века привозили в церковь для освящения большую вербу с корнями, после службы обламывали ветки и разносили их по домам. В Польше, в Мазовии молодёжь стегала друг друга вербовыми прутьями - «пальмами» (palmowata się ), приговаривая: «Palma bije nie ja bije / Wielki Dzień za tydzień» [Пальма бьёт, не я бью. Пасха через неделю]; в некоторых сёлах стегали только девушки парней. В Чехии в Вербное воскресенье после мессы, наоборот, парни хлестали ветками орешника своих девушек, «чтобы были проворными и бойкими». В то же утро Вербное воскресенье у кашубов хозяин шёл к соседу и бил его слегка веткой вербы с пушистыми почками (kotkami), повторяя в рифму: «Wierzba bije, jô nie biję,. / Za tidzeń, Wielgi dzeń, / za noce trzë i trzë są Jastrë» [Верба бьёт, я не бью. Через неделю Пасха - Великий день, через три и три ночи Пасхальная ночь]. Сербы в Славонии (около г. Осиека) после обедни хлестали друг друга вербой, повторяя: «Раст ко врба!» [Расти, как верба], а в Банате в Вербное воскресенье сербы били вербой лошадей и детей, «чтобы росли, как верба».

Проглатывание вербных почек

Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно на Украине, где дети съедали почки, «щоб горло не болило», в Белоруссии, где это делали ещё в церкви при раздаче вербовых веток, и в России (например, в Ярославской губ.), где их запекали в хлебцы и скармливали скоту. В Костромской губернии в Вербное воскресенье пекли печенье барашки в виде вербовых почек, а накануне, в Лазареву субботу, пекли лесенки. В Полесье, на Пинщине, в Вербное воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, «чтобы не болели зубы и не было лихорадки».

Отнесение веток на кладбище

Отнесение освященных веток на кладбище к покойникам-родителям совершалось в Вербное воскресенье в Белоруссии, где веткой вербы трижды хлестали по могиле, в польском Поморье, у кашубов, на Западной Украине (Львовщина), в Словакии (Новоград и Гонт), в Хорватии (Синь и Лика), где кизиловую ветку, увитую плющом, втыкали около могильного креста, «чтобы в домашнем хозяйстве всё спорилось и преуспевало - шло в гору», и в Болгарии (Добруджа), где вербовые прутики втыкали в могилы всех родственников. У болгар-капанцев (с.-вост. Болгария) в Вербное воскресенье женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой; кадили на могиле, втыкали в неё вербу и жгли огонь (ср. Греть покойников).

Поговорки и приметы

  • Без вербы - не весна.
  • Святой Лазарь за вербой лазил.
  • Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд.
  • Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.
  • польск. Pogoda w Kwietna Niedzielę wróży urodzajów wiele (На Вербной погода - урожай будет обильным).

В этот светлый церковный праздник отмечается Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Евангелию, Иисус Христос следовал из Вифании, где он совершил чудесное воскрешение Лазаря, в Иерусалим. Жители Иерусалима, узнавшие о необычном воскрешения Лазаря, радостно приветствовали Иисуса Христа, въезжал в город на осле, хвалебными словами: «Осанна!» (Спасение) и пальмовыми ветвями.

С тех пор традиция освящать пальмовые ветви этого дня дошла и до наших времен. У славян вместо пальм стала использоваться ива, как священный символ жизненной силы и весны пробуждается, ведь почки ивы распускаются первыми. Считается, что через цветущие ветки вербы людям и животным передается здоровье, сила и красота, что есть в этом растении. Отсюда и название шестой седмицы Великого Поста - Вербное воскресенье.

До восхода солнца нужно сходить в лес за ветками цветущей ивы, которые святятся в церкви или в этот же день на вечерней службе, или на утрени в Вербное воскресенье. Освященная верба обладает удивительные магические и целебные свойства. Принадлежит для здоровья и благополучия ударять веточками всех домочадцев, особенно детей, а также домашних животных. Можно также запаривать иву и добавлять в ванну, и даже есть почки ивы. Также с веточками вербы ходят друг к другу в гости, бьют и желают здоровья и благополучия в семье.

Порка освященными ивовыми ветвями происходит утром Вербного воскресенья возле церкви или дома с приговорами:

Верба красна, бей до слез, будь здоров!
Не я бью - верба бьет, верба хлест бьет до слез!
Не я бью, верба бьет,
За неделю - Пасха,
Будь большой, как ива,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля
Верба хлест, бей до слез,
Не я бью, верба бьет,
Пасха не далечко, красное яичко
Верба хлест, бей до слез.
Первая - на счастье,
Вторая - на причастье,
Третья - на здоровье!

Подготовил Андрей ПЕТРОВ , «Полтавщина»

Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - воскресение Господне. В выходные обычно отправляются в лес для того, чтобы наломать веток вербы.

В давние времена священные ветки хранились за образами целый год, то есть до следующего Вербного воскресенья. Считается, что освященные веточки вербы охраняют дом и его обитателей от всех бед, напастей и нечистой силы, приносят благодать.

О том, что говорит церковь о вербе вы можете.

Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.

Благочестивая традиция освящения верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой. При освящении верб читается молитва: “Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!” (Так можно освятить вербу самостоятельно, если вы по каким-то уважительным причинам не можете идти в церковь – только женщинам во время критических дней этого делать нельзя – лучше попросить прочитать молитву и окропить вербу кого-то из домочадцев).

Освященная верба обладает особой целительной силой.

Например, больной человек может взять освященную в церкви ветку вербы и водить ею по тем точкам тела, которые особенно беспокоят, приговаривая: «Святой Дух, через вербу входи – болезнь уводи. Верба придет – болезнь унесет».

Будьте внимательны, ни в церкви, ни после не давайте никому веточек из своего уже освященного букета – очень многие знающие люди так «воруют» счастье и здоровье.

Но, если, допустим, вас кто-то попросил освятить для него вербу – в этом нет ничего дурного, только следует сразу сделать отдельный букетик. Я часто видела, как освящяют целые охапки… Это ни к чему – здесь количество в качество не переходит. Тем более, как я уже упоминала – нельзя никому раздавать освященную вербу из своего букетика (на ваших домочадцев это не распространяется).

Освятив вербу, хозяин возвращался в дом и легонько ударял всех домочадцев, приговаривая:

«Верба ксти, Бог прости» или «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно».

Ударив легонько вербой, можно сказать и такие слова:

“Верба хлёст

Бьет до слез.

Верба синя

Бьет несильно,

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлест -

Бьет до слез!”.

Или такие слова: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля»

Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого. Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Больше всего от вербы доставалось детям – чтобы росли здоровыми, слушались родителей и хорошо учились, приговаривали:«Не я бью, верба бьёт!».

Жители деревни ударяли вербой и домашний скот – чтобы не болел и приплод здоровый приносил, приговаривали:«Как вербочка растет, так и ты расти».

Любопытно, что вербу нередко клали в кормушки.

По верованию самих же крестьян, девять вербных серёжек могли уберечь от лихорадки.

Народные знахари советовали бесплодным женщинам есть почки освящённой вербы.

Комплект книг и практикумов “Магия Важных дней”

В комплект входят книги и практикумы с традициями, обрядами и ритуалами к православным праздникам: Вербное воскресение, Чистый четверг, Пасха. А так же книги: “Сны Пресвятой Богородицы” и “Икона в доме”

Еще раз обращаю ваше внимание: Будьте внимательны, не давайте никому веточек из своего уже освященного букета – очень многие знающие люди так «воруют» счастье и здоровье.

Пример такой небрежности (Из письма к целителю)

«Извините, что отвлекаю Вас от дел, но мне очень нужен Ваш совет. В Вербное воскресенье я ходила в церковь освящать вербу, было у меня с собой три букетика. В церкви ко мне подошла женщина и попросила одну веточку вербы, и я дала! И ведь знаю, что нельзя ничего давать людям в церкви, но почему-то той женщине я отказать не смогла.

Тем же вечером мне стало плохо, и я в бессилии рухнула на кровать. Спала я долго, но сон был очень тяжелым. На следующее утро у меня прихватило сердце, потом весь день болела голова и становилось все хуже и хуже. Наталья Ивановна, я не понимаю, как же так, как такое могло со мной произойти! Я все время ношу крест, да и защита на мне есть, а тут такая напасть!»

Для того чтобы свести с себя наведенную в церкви порчу, возьмите в правую руку горсть серого мака и пересыпайте его в левую руку. Мак будет падать с руки на землю, а вы тем временем говорите:

Как этот мак не держится на руке, Так чтобы и порча не держалась на мне С этого часа, С Божьего наказа.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков, Аминь.

Вот некоторые обряды, связанные с Вербным воскресением.

Приворотный заговор на цветущую вербу

Накануне Вербного воскресения наломайте веточек вербы прочитайте над ними особый заговор и подарите любимому чело­веку. Заговор такой:

Как Вербное воскресенье в радость Всему миру православному, Так бы я была в радость Моему милому, рабу Божьему (имя). Как ждет люд христианский Звона колокольного к обедне праздничной, Так бы раб Божий (имя) Ждал меня, поджидал меня, В людской толпе искал меня, В окне выглядывал, всюду высматривал, И кидался бы, и бросался бы На встречной тропе, И тянул ко мне руки белые. Как не будет Вербный праздник Церковью забыт, Так и не забудет меня никогда Раб Божий (имя). Аминь.

Практикум “Славянские обереги – мощная защита. Готовимся к Вербному Воскресению”


Именно сейчас Вы можете преобразовать свою судьбу!

И мы Вам в этом поможем с практикумом “Славянские обереги – мощная защита. Готовимся к Вербному Воскресению”

Вербное Воскресение в 2018 году будет 1 апреля

подробности здесь:

  • Мы Вам посодействуем:
  • - волшебной вышивкой;
  • - как защитить своего ребенка;
  • - символами и талисманами;
  • - оберегом от бабушки;
  • - созданием спирали достатка и достижений;
  • - зарядим куклу – говорушку;
  • - сформируем пространство для чертогов;
  • - активируем амулеты для притяжения счастья.

Только сейчас скидка 70 % здесь: http://elma.justclick.ru/ order/vtor19apr/

Приворот на вербу

В Вербное воскресенье ломают вербу и говорят:

До тех пор, пока верба

За иконой лежать будет,

До тех пор меня муж не разлюбит,

Не забудет. Аминь.

Если сглазили ваших кур и они перестали нестись , заварите им вербу с Вербного воскресенья и напоите. Яиц будет очень много, а чтоб впредь их не сглазили, подойдите к спящим курам рано утром и скажите:

Как солнце явится, так и с вами яйца.

Кто озевает, окаркает,

Тот на себя и заберет. Аминь. Аминь. Аминь.

Веточки вербы также помогают защитить скот . Весной, перед тем как первый раз выгнать животных на выпас, на освященную ветку скажите трижды: «Святая верба, спаси и сохрани мою скотину, мою животину от зверя лютого, от глаза недоброго, от козней колдуна черного». Потом вербу воткните под крышу дома.

Для того чтобы сберечь посевы и получить хороший урожай , нужно воткнуть веточку вербы в землю (на огороде, в саду, в поле) и сказать 7 раз: «Отведи от моей рабы Божьей (ваше имя) земли черные проклятия и несчастья. Святая верба, будь щитом от любого врага».

А если замучила бессонница , то нужно поставить веточку вербы у изголовья кровати и перед сном, глядя на нее, приговаривать: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».

Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе .

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб и дать больным домашним животным – исцелятся .

Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки .

А также как лечебное средство от других болезней.

Клали вербу в воду, в которой купали больных детей .

Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Многие верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу , а брошенная в пламя - помочь при пожаре .

Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка , должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

Съешь почку вербы – решится важное дело .

Если вам предстоит идти на важные переговоры , или вы собираетесь начать очень важное для вас дело , и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет . Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

А вот сажать вербу считалось плохой приметой . Говорили: “Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит”. (Т. е. умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Особой приметой вербной недели считались вербные базары.

Особенно они были любимы детьми, т. к. на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей.

Там же покупали связанную пучками вербу.

В пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка.

Он так и назывался “вербный херувим”.

В этот день можете посадить комнатное растение, чтобы жить в достатке .

Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги . В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги.

Когда посадите растение, погладьте его (или горшок, если посадили семечку), трижды читая заговор: «Тебе расти, а мне в богатстве цвести. Такова моя воля. Да будет так!»

И обязательно следите, чтобы растение всегда было здоровым и ухоженным. Поливайте его по средам, читая тот же самый заговор. Если все сделаете правильно, то скоро заметите, что ваш материальный достаток стал улучшаться.

Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает .

Также с помощью заговора на вербу можно привлечь деньги .

праздника (в Лазареву субботу) возьмите в левую руку веточку вербы, а правой перекреститесь и прочитайте «Отче наш». Затем попросите Всевышнего избавить вас от финансовых проблем и послать в ваш дом достаток. Заговоренную веточку надо обязательно в воскресенье освятить в церкви.

Семейный оберег (на Вербное воскресенье) Делается он раз в году на Вербное воскресенье.

Для этого вам потребуется столько вербных веток, сколько человек в семье. Рано утром, на зорьке, срежьте ветви, затем идите к утренней службе и освятите их. Придя домой и, выпив святой воды, начинайте из лоз плести косу, мысленно представляя в это время, как все домочадцы взялись за руки и образовали круг. После завершения работы пусть самый старший член семьи, держа венок перед иконой Божией Матери, прочтет: « Вербой святой Павел махал, от нас недругов отгонял. Как правда, что Вербное воскресенье чтут, так и правда, что злые люди не пристанут. Аминь». 3 раза. Венок хранить год у икон.

Верба в народной медицине

Кора вербы содержит витамин С, углеводы, целлюлозу, гликозид салицин, лигнин, антоцианы, флавоны, катехины, дубильные вещества… Кору вербы собирают в преддверии весны или в самом начале марта до цветения и во время сокодвижения. Дерево не должно быть старым или слишком молодым. Самыми целебными считаются деревья 6-8 лет. Кору снимают осторожно, разрезают на кусочки, подсушивают на солнце, а затем досушивают в сушилке или духовке при температуре 50-60 градусов до тех пор, пока она не станет легко ломаться. Срок хранения коры – 4 года.

Для лечебных целей собирают также мужские серёжки во время цветения. Отвары из вербы обладают кровоостанавливающим, дезинфицирующим, вяжущим, диуретическим, противовоспалительным, жаропонижающим свойствами.

Отвар из коры вербы не даёт образовываться тромбам, потому как разжижает кровь.

В народной медицине препараты из вербы используют при ангине, лихорадке, малярии, внутренних кровотечениях, дизентерии, воспалении слизистой оболочки желудка и толстой кишки, гинекологических болезнях, ревматизме…

При воспалении полости рта и горла отвары используются для полосканий.

При варикозном расширении вен и кожных заболеваниях применяются ванночки из отвара.

Отвар при болезнях желудка и желудочно-кишечного тракта: 2 ст. ложки сухой измельчённой коры вербы заварить 1 литром кипятка, довести до кипения, убавить огонь и 5 минут подержать на медленном огне. Процедить. Принимать по ½ стакана 3-4 раза в день.

При туберкулёзе лёгких и желтухе выпивают в день по 2 стакана отвара.

Зарекомендовало себя это дерево и в косметике. При перхоти, зуде кожи головы и выпадении волос моют голову крепким отваром равных частей коры вербы и корней лопуха.

Во Франции из молодых побегов вербы, очищенных от коры, научились готовить очень полезное блюдо . Побеги предварительно отваривают, затем жарят с сахаром и луком, заправляют мучным соусом и уксусом. Из молодых листьев, почек, побегов заваривают чай, который, по словам рыбаков и охотников, поднимает настроение и придает силы


Вы узнаете:

как сделать Четверговые соль, хлеб, свечу и огонь (Священный огонь), которые потом весь год используют для различных обрядов

что надо делать в чистый четверг для здоровья и богатства;

как выйти замуж, быть любимой и красивой;

ритуалы для избавления от негатива и вредных привычек (алкоголизма, наркомании)

обряд на разрушение злых умыслов любого врага (открою секрет, что этот ритуал можно делать не только в чистый четверг)

Книга “Заговоры и обряды на Пасху”

Это книга с обрядами и заговорами на Пасху, куда вошли и ритуалы на Страстные Пятницу и Субботу

Вы получите заговоры:

  • для богатой жизни, счастья и радости в доме,
  • на тесто для благополучия и мира в семье,
  • привлекающие женихов в дом и на мужскую любовь ,
  • от ссор с родными и на восстановление мира,
  • для возврата здоровья и восстановления памяти , скидка 60 % на комплект “Вербное, Чистый четверг, Пасха, Благовещение” здесь:

В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Существует легенда о том, что верба когда-то была женщиной, у которой было много красивых, сильных, здоровых детей. Но, как всякая женщина, она любила похвалиться своим потомством, и однажды она неосторожно сказала, что ее плодовитость выше, чем плодовитость Матери-Земли. Рассерженная Мать-Земля превратила ее в вербу с огромным количеством детей – пушистых почек, распускающихся ранней весной, когда другие деревья еще находятся в зимней спячке.

Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.

По всей России был распространен обычай ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашнюю скотину. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, обычно произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба». Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветвями вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлёст, бей до слез».

Это подчеркивалось формулой, очень устойчиво сохранявшейся у всех восточнославянских народов: "Не я бью, вярба бъе! Хира у лес, а здароуя у косьти" .

В большинстве случаев приговоры дополнялись: желали не только здоровья, но высказывали и другие пожелания. Выражалось это чаще посредством набора сравнений, например:

Верба хлес, бей до слез!

Не я бью, верба бье.

За тыждень великдень:

Будь великый, як верба,

А здоровый, як вода,

А богатый, як земля.

Или:

Не я бью, верба бье,

За тыждень великдень.

Не будь сопливый,

До работы ленивый,

Не будь зависливой,

Али буде здоров, як вода,

Рости, як верба!

Будь шмыткий, як пчела,

Будь богатый, як земля!

От року до року,

Вербою по боку.

В последнем приговоре чувствуются уже шутливые нотки, но построение и формулы его традиционны, дополнение шло главным образом за счет новых сравнений. Шуткой-прибауткой они стали тогда, когда обычай хлестаться вербой перешел к детям:

Верба хлест, бьет до слез,

Верба бела бьет за дело,

Верба красна бьет напрасно.

». В конце XIX в. эти старинные заклинания постепенно стали превращаться в шуточные детские песенки. Родители слегка ударяли детей пучком вербы, приговаривая:

Верба, верба,

Верба хлёст,

Верба хлёст

Бьет до слез.

Верба синя

Бьет несильно,

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлёст –

Бьет до слез.

Верили также, что верба обладает свойствами оберега: она защищает от нечистой силы, предохраняет дом от молний, останавливает пожар, усмиряет бурю, оберегает посевы от гибели, помогает человеку в смертный час, отгоняя от него дьявола. Именно поэтому освященную вербу хранили целый год на божнице, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле.


Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим каждый год празднуют в свое время. Это переходящий праздник. Когда праздновать Вербное воскресенье, зависит от того, когда празднуют Пасху. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой. Таким образом, Вербное воскресенье в 2018 году выпадает на 1 апреля, в 2019 году - 21 апреля, в 2020 - 12 апреля.

  • История праздника Вербное воскресенье

Вербное воскресенье - это двунадесятый праздник православного календаря, последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Библии, в этот день Иисус на молодом осле торжественно въехал в ворота Иерусалима. Собравшиеся люди приветствовали его как Мессию, Спасителя, призванного исправить мир, внести в него равновесие и благополучие. Они размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед ним свои одежды и пели песнопения. В русской православной традиции верба отождествлялась с пальмовыми ветвями и считалась символом победы Христа.


Как празднуют Вербное воскресенье и зачем освящают веточки вербы

Вербу освящают в храмах накануне, в субботу вечером (8 апреля в 2018 году) на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляют ветви. После этого веточки вербы раздают молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажжёнными свечами. Обычно окропление повторяют и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста).

  • Зачем освящают веточки вербы?

На Руси Вербное воскресенье как праздник был введен в X веке. Вместо пальмовых ветвей христиане в этот день приносят домой освященные в храме веточки вербы - как символ Входа Господня в Иерусалим. Отсюда и название праздника - Вербное воскресенье. Также используются веточки ивы и ветлы. Эти растения распускаются в России одними из первых - являются символом жизни и весеннего пробуждения.
  • Традиция Вербного воскресенья у христиан

Это традиция тихого семейного праздника, благочестивого торжества. Ведь на дворе в это время Великий пост. Впереди самая строгая его неделя - Страстная. Время уйти от суеты, подумать о вечном, подготовиться к празднованию Пасхи.

Вербное воскресенье - традиции

В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; он символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим). Патриарх раздавал с Лобного места вербы и листья папоротника (вместо пальмовых ветвей) царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам и народу.

Христианство на Руси тесно переплетено с язычеством . Поэтому каждый православный праздник имеет еще и народные особенности. Вербное воскресенье также имеет свои народные приметы и обряды. Основным атрибутом обрядов и традиций на Вербное воскресенье являются вербовые ветви с распускающимися почками.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

В Вербное воскресенье существует старинный обычай - слегка ударять пучком вербы родственников и домашних животных . Считается, что освященная верба обладает очистительной силой и избавляет от болезней, сглаза и злых духов. Ударяя друг друга ветками вербы, наши предки обычно произносили заклинания: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба», «Не я бью, верба бьет», «Верба хлест, бей до слез».

Кроме популярного у восточных и южных славян «битья» вербными веточками для изгнания болезни, применялось также лечение вербными сережками от бесплодия и других болезней, а также купания детей в отваре вербовых веточек.

Также считается что освященные веточки вербы уберегают дом от удара молнией, а поля от пожаров.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешается рыба . Вербное воскресенье - праздник накануне тяжелейшей страстной недели Великого поста, когда верующих ждут самые суровые ограничения в еде, покаяние и молитвы. В этот день церковь разрешает православным послабления - люди могут есть рыбу и пить вино. На Руси накануне праздника было принято готовить брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник.

Также существовала на Вербное воскресенье традиция печь особые хлебцы по количеству членов семьи, в один из которых клали монету. Кому доставался этот хлебец, тот будет счастливым и удачливым целый год.

Для славян верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Поэтому в некоторых селениях Руси в Вербное воскресенье пекли мучные шарики и печенье с почками освященной вербы внутри . Этими изделиями угощали друг друга, считалось, что такое угощение принесёт здоровье, а женщинам поможет зачать ребенка.

Женщины, желавшие иметь здоровых детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.

Также булочки с вербой скармливали домашним животным , чтобы они были плодовиты и сильны.

Кроме того в Вербное воскресенье день примечали и гадали на погоду и будущий урожай.

Приметы на Вербное воскресенье

У православных христиан существует множество примет на Вербное воскресенье. Конечно, стоит отметить, что большинство примет на Верное воскресенье имеют отношение к погоде и будущему урожаю, что было очень важно для крестьян. Некоторые из примет на Вербное воскресенье выглядят так:

  • Ветер, который дует в такой день, будет сопровождать все лето.
  • Если погода ясная и теплая - урожай фруктов будет хорошим.
  • На Вербной мороз - яровые хлеба хороши будут.

Также «есть поверье, что верба может усмирить огонь, град и прогнать бурю. Стоит веточки только поставить на подоконник или кинуть против ветра, или бросить в огонь». Освященную вербу принято хранить весь год , так как она обладает чудотворной целительной силой.