Бабьи каши (8 января): история и традиции праздника. Бабий день в болгарии

Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей.

В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили.

На момент введения Юлианского календаря: 26 декабря
Дата по старому стилю: 26 декабря
Дата по новому стилю: 8 января
Астрономическая дата: день, следующий после Рождества нового Солнца, Зимнего солнцестояния.

Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.

Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье – повиванье – утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном – на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!»

И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай – не ломай! Отломишь немножко – будет Ермошка. Отломишь горбушку – будет Андрюшка. А подашь середину – быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду – музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов. Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного бояна, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев – Добрыню и Садко.

Поговорки и приметы

Коли день выдался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки – быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

Бабьи каши -чудный праздник
Рожениц и повитух!
В этом празднике витает
Старины забытой дух.

Испокон веков рожали
Дома женщины детей.
Что с традициями стало?
Как рожаем мы теперь?

Слава Богу, есть надежда!
Возрождение идет!
Кто не хочет стен больничных,
Повитуху тот найдет.

Поздравляя акушерок,
От души Благодарю
За Рождение без страха,
За Любовь и Доброту!

08.01.2011

26 декабря по старому календарному стилю или 8 января по новому славяне празднуют День повитух и рожениц и почитают повивальных бабок. Иначе этот день называют Бабьи каши, своими корнями он восходит к почитанию богинь-матерей.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.

Бабканье

Надо сказать, что повивальные бабки на Руси были особами весьма уважаемыми. Не случайно в народе поговаривали: «Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя».

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст и прошедшей климакс. Повитье даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница.

Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить ее муки, окуривала березовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

Почему Бабьи каши?

Но почему же праздник повитух и рожениц назывался Бабьими кашами? Дело в том, что именно бабьей называлась каша, сваренная повивальщицей из проса или гречихи для крестильного обеда. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: ее полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного).

Да и угощение в честь повитух тоже именовалось бабьей кашей. Славили их всем миром.

Празднование

Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Также в этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

«Бабьи каши» (8 января) ‒ праздник рожениц и повивальных бабок. По старому обычаю, в этот день женщины ходили к повитухам и родильницам с пирогами. Помимо этого, пироги несли в церковь – Богородице, что вызывало гнев и нарекания священнослужителей, которые осуждали и запрещали такой обычай, считая его недостойным и несовместимым со святостью Пречистой. Но, несмотря на запреты, праздник продолжали отмечать практически везде. Ежегодно в день, следующий за , женщины навещали повивальных бабок и рожениц, устраивали застолье, которое иной раз начиналось вечером и продолжалось до зари.

Икону «Блаженное чрево» в народе ещё называли «Чрево-Рождения»

Утром, 8 января, повивальные бабки и женщины, родившие в этом году, собирались в церкви и перед иконой «Блаженное чрево» служили молебен. После молебна повитухи шли в гости к роженицам, которые одаривали их деньгами и угощали специально приготовленной кашей. Это ритуальное угощение и дало название празднику «Бабьи каши».

В праздник «Бабьи каши» воду и крупу для каши набирали в два часа ночи. Каша могла быть рассыпчатой, вязкой и жидкой (размазня). Это зависело от количества жидкости в блюде. В народной кухне рассыпчатую кашу готовили из ядрицы, а размазню из мелкой или молотой крупы.

Испокон веков у наших пращуров каша была в почете. Она не только была любимым блюдом на каждый день, но и обрядовым кушаньем. В былинах и сказках каша – символ благополучия и богатства. В Древней Руси называли «кашей» свадебный пир. Наши прародители, заключая мирный договор, готовили кашу и в знак союза и дружбы ели её вместе с бывшими противниками. Отсюда и пошло выражение: «С ним каши не сваришь ».

К повитухам относились уважительно, ведь, по народному поверью, между повивальными бабушками и детьми, которых они приняли, устанавливались на всю жизнь духовно-родственные отношения. Повитуха несла ответственность за принятого ею ребенка, и среди родственников ребенка занимала почетное место в обрядах, относившихся к важным событиям его жизни: крестины, свадьба, проводы в армию.

По народным представлениям, между Богородицей и повитухой существует особая связь. Повивальную бабку нередко называли Соломонидой, Соломеей, Соломонией. В христианских легендах так звали женщину, которая помогла Богоматери во время родов. На некоторых иконах «Рождества Христова» изображена Соломонида в белых одеждах, собирающаяся омывать Младенца Христа.

Именно эту легендарную повитуху наши предки почитали покровительницей всех повивальных бабушек. За помощью к ней обращались роженицы и женщины, принимающие роды. Беременные же взывали к Богородице, прося Её помочь в поисках хорошей повитухи.

То, что праздник рожениц и повитух следует сразу за Рождеством, с особой силой подчеркивает связь Пречистой Девы с повивальными бабками, а также покровительство простым женщинам, а ещё указывает на равенство в родовых муках, в радости и боли материнства всех женщин, включая Деву Марию. Этот народный праздник как бы возвышал и обожествлял каждую роженицу и придавал факту появления на свет младенца высокий, богоугодный смысл.

Видео: Бабьи каши (8 января)

Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили.

На момент введения Юлианского календаря: 26 декабря
Дата по старому стилю: 26 декабря
Дата по новому стилю: 8 января
Астрономическая дата: день, следующий после Рождества нового Солнца, Зимнего солнцестояния

Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно - всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду - музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов. Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного бояна, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев - Добрыню и Садко.

Поговорки и приметы
Коли день выдался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки - быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

21 (20) марта - весеннее равноденствие;
21 (20) июня - летнее солнцестояние;
23 (22) сентября - осеннее равноденствие;
22 (21) декабря - зимнее солнцестояние.

Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М., «Правда», 1991;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия, собр. М.Забелиным» - М.: 1880. Репринт 1990;

МБОУ «Усть-Калманская СОШ»

Праздник народного календаря -

«Бабьи каши»

Классный руководитель 8 «А» класса

Ясенева Ирина Олеговна

с. Усть-Калманка, 2016 г.

Знают только бабки наши,
Что такое "Бабьи каши".
Если спрашивать начнешь,
Не ответит молодежь.
Это не было секретом,
Надо вспомнить нам об этом!
Все, кто деточек родили,
В этот вечер приходили,
Собирались без затей,
Принося с собой детей.
Все вопросы обсуждали:
Беды, радости, печали,
Первый крик и первый звук,
У ребенка первый зуб,
Кто схватил за палец тетю,
У кого болит животик,
Как кормить и чем поить,
От болезней чем лечить.
Просто клуб какой-то, прямо,
Очень рады были мамы.
Пусть же станут "Бабьи каши"
Стариной воскресшей нашей!

Праздник, уходящий корнями в древние женские ритуалы и почитание Богини-Матери, в православной Руси отмечался 26 декабря по старому стилю (сразу после Рождества 8 января по новому стилю). В этот день, вспоминая об акушерке Саломее, которая принимала роды у Девы Марии, родители и дети навещали повитух и одаривали их подарками.

В1: Бабьи каши - уникальный народный праздник, в котором, как и во многих обычаях и обрядах наших предков, ярко и искренне выражается благоговение перед священным таинством - появлением новой жизни. Праздник в старину пользовался не только популярностью, но и большим уважением. Испокон веков в этот день (8 января по новому стилю, 26 января по старому стилю) чествовали повитух - женщин, без которых младенец не мог появиться на свет. Повивальная бабка становилась родственной душой каждому малышу, которому помогла появиться на свет. Повивальное искусство – одна из древнейших отраслей народной медицины на Руси. Повивальные бабки славились умением, который был основан на опыте целых поколений. Примерно до середины 20 века люди прибегали к помощи повитух. И самое интересное, в том, что повивальные бабки готовились Повивальными институтами. В России к концу 19 века их было около двух десятков. По окончанию обучения им выдавался диплом с званием «повивальная бабка», обучение длилось 6 лет. Так же они приносили присягу – «Присяги повивальных бабок о должности их». Но при этом, сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в крупных уездных городах, в специальных повивальных школах. В России таких школ насчитывалось около 50. Так же сельская повивальная бабка работала только на селе и без права работы в городе. И кроме этого, она принимала роды и готовила из соседних деревень повитух. В этот же день наблюдали за приметами: если день ясный, то будет хороший урожай проса, если каша подрумянится, значит будет снег, если синички пищат с утра, то у вечеру будет мороз.

Будущие матери и их родственники в этот день посещали повивальную бабку с гостинцами, пирогами и блинами. Повитуха для рожениц варила особую кашу из смеси проса и гречихи, которая называлась бабьей. Это блюдо украшалось кусочками яблок, сухофруктов и приправами. Такая каша считалась ритуальной, магической и обязательно варилась бабкой при крещении ребенка. Бабьими кашами называли и угощение для самой повитухи со сметаной, маслицем, яйцами. Такой кашей угощали и детей. По каше даже гадали. Праздником каш открывались девичьи гадания вплоть до Крещения. Гадали с обрядовой песней или в полной тишине об урожае, свадьбе, суженом. Ложку бросали через спину – упадет выпуклой стороной, значит родится мальчик, обратной стороной – девочка. Повитуха связывала детям ноги куделью из конопли – считалось ребенок быстрее пойдет, а на голову клала кусок белой шерсти, чтобы хорошо росли волосы. Повитухи не только принимали ребенка, но и показывали искусство пеленания ребенка. Повитухи или повивальные бабки назывались так, потому что новорожденного нужно было умеючи «свить» пеленками, чтобы малыш не выбрался из них, но и не был стеснен. В народе о повитухах сложено немало пословиц об их мастерстве и незаменимости: «У всякой бабки свои ухватки», «Бабка походит – всему делу пособит».

(показ пеленания ребенка на кукле)

«Бабичьей» или «бабьей кашей» называлась каша из проса, которую варила повитуха и угощала гостей. С кашей были связаны разные ритуалы, например, по сохранившемуся в Болгарии обычаю, чтобы дети росли здоровыми и крепкими, повитуха поднимала горшок с кашей и приговаривала «Будь красен, как цветок, будь звонким, как пчела, будь сладким, как мед, расти быстро, как просяное семечко…»

Дети, традиционно выпрашивали у беременных хозяек угощения: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!»

Ключевым ритуалом праздника было «умывание рук». По одной из версий, после родов женщина поливала воду на руки акушерке для символического «размывание рук» (очищения). Затем она просила прощения, в ответ - повитуха говорила: «И ты меня прости». Потом роженица одаривала акушерку полотенцем и мылом. В другой версии - гости повитухи «омывали» ее так, чтобы как можно больше брызг попало на беременных мам и детей - считалось доброй приметой.

В некоторых странах в этот день царил полный матриархат, над мужчинами разрешалось чинить разные шутки, распевать частушки вольного содержания и устраивать веселые игры и гуляния до утра.

Каша в народе – символ здоровья, благополучия и достатка. Ох, и любили каши на Руси! Варили из разных зерен и культур, ели солеными и сладкими, постными и скоромными.

Частушки

Посвятим частушки наши

Мы сегодня славной каше

Пшенной, манной, овсяной

Крупяной и овощной.

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке

Варись побыстрее

Булькай поскорее.

На Руси поесть любили

И особо каши чтили

Пшенные, овсяные

Гречневые, манные.

Очень всем полезны каши

Пшенная, перловая

Потому что в этих кашах

Силушка пудовая.

Каждый день с утра пораньше

С дочкой кашу мы едим

Чтоб на личике прекрасном

Не возникло бы морщин.

У меня фигурка тонка

И высокий каблучок

Я не буду есть конфеты

Дайте каши мне горшок.

Лучше лука и моркови

Нет на свете овощей

Все добавим это в кашу

Ешь скорее, не болей.

Игра «Угадай крупу»

Правила приготовления каш:

Рассыпчатые

Вязкие

Жидкие

Запеканки

Пудинги

Клецки

Польза каш

Гречневая

Перловая

Кукурузная

Гороховая

Пшенная

Манная

Крупы разные бывают

Это все прекрасно знают.

Отвечайте ж без сомнений

Из каких они растений?

Игра «Из каких растений получают крупы?»

Манная – из пшеницы

Ячневая и перловая – из ячменя

Пшенная – из просо

Дегустация каш.