Что такое любовь какие чувства. Что дает ощущение любви? Удивительная практика, чтобы получить все

Что же такое влюбленность и любовь, отличие между этими чувствами есть. Многих интересует, как дифференцировать данные понятия, что между ними общего, а чем они различаются. Как отличить любовь от влюбленности, будет интересно всем, ведь с такими чувствами сталкивается почти каждый человек. Первое понятие более емкое. Любовь - это глубокое чувство, приятие человека с его достоинствами и недостатками. Оно присуще не каждому. Некоторые люди ложно полагают, что любят, но через некоторое время понимают абсурдность своего суждения, забывая человека.

Чем отличается любовь от влюбленности? Второе чувство представляет собой своего рода эйфорию, при которой ощущается постоянное желание присутствия объекта. Отличий между двумя понятиями достаточно, однако некоторые из них являются спорными, ведь любят все по-своему.

Разница между любовью и влюбленностью также заключается в отношении к человеку . В первом случае нет зависимости, ревности, неприятия, бурных эмоций. Человек ощущает комфорт, спокойствие. Во втором случае сначала возникает эйфория, потом она сменяется раздражительностью при отсутствии объекта.

Разница между понятиями

Разница между любовью и влюбленностью заключается в энергетике, которой наполняется человек, и в своеобразном послевкусии. Во втором случае, когда возникает бурное чувство, происходит прилив сил, эмоции бьют через край. Объект при этом часто идиализируется. Когда возникает чувство любви, то нет необходимости в постоянном присутствии человека. Его можно спокойно отпустить, пожелав счастья. При это внутри не происходит бурной реакции. Понятие любви настолько обширное, что описать его довольно сложно.

Мужчины и женщины испытывают это чувство по-разному. Представители сильного пола более сдержанны в проявлении эмоций, поэтому ожидать подобной реакции, как в случае с девушками, не стоит. Женщины часто не знают меры и нередко впадают в зависимость от чувства, что также не является положительным.

Как понять, любовь или влюбленность? В этом поможет разобраться современная психология. Популярный автор Виктор Доброславович, указывает, что разница между влюбленностью и любовью, существует огромная. При этом он описывает возможные ошибки, которые поджидают пару в самом начале взаимоотношений.

Когда влюбляемся, то кажется, что весь мир преображается. Краски становятся настолько яркими, что и все вокруг видится в солнечном свете. Один из мировых психотерапевтов сравнивал данное чувство со своего рода наркоманией. При присутствии желанного объекта вырабатывается большое количество гормонов радости и удовольствия. Если резко убрать человека или оборвать контакт, то начинается самая настоящая ломка.

Влюбленность перерастает в любовь, но только при условии работы разума. Нередко на начальном этапе отношений люди портят все сами, поддаваясь на так называемую ломку. Начинается ревность, один другого обвиняет в нехватке внимания. В то время, как популярные авторы трансерфинга считают, что достаточно изменить свое поведение, чтобы купаться в любви всю жизнь.

Принципиальные отличия

Как совладать с влюбленностью и превратить ее в любовь? Достаточно придерживаться принципа фрейлинга, который изложил Вадим Зеланд в одной из своих популярных книг. Необходимо заменить намерения. Нужно стремиться не брать, а давать. Только в этом случае можно научиться любви. Это чувство, в отличие от влюбленности, не предусматривает постоянных требований. Любящий человек не ждет постоянного внимания, а ценит пространство партнера. Если он хочет доброго к себе отношения и заботы, то дает это все в первую очередь сам.

Многим людям свойственно влюбляться, попадая в прямую зависимость от объекта. Причем кто попадет в ловушку, зависит от силы личности. Таковы законы природы. Можно заметить, как сильные мужчины охотно вертят слабыми женщинами, словно марионетками. В то же время духовно стабильные представительницы слабого пола не впадают в зависимость и эмоционально уравновешены. К таким особам нередко притягиваются люди, желающие восполнить какую-то душевную пустоту. Поэтому и говорят, что притягиваются именно противоположности.

Когда любишь, таких противоречий не возникает. Нет необходимости в уравновешивании баланса. Обе личности как бы дополняют друг друга. Одна девушка была влюблена и не понимала, каким образом она стала заложницей этого чувства. Конец у таких историй в основном печальный. Люди, впадающие в зависимость, часто становятся лишь временным увлечением.

Влюбленность и любовь отличаются и в том, что второе чувство может продолжаться бесконечно, не возникает пресыщенности. В первом случае нередко эйфория сменяется разочарованием и пустотой. Мудрые люди всегда контролируют свои ощущения. Поступление положительной энергии во время влюбленности они трансформируют в более глубокое чувство. При этом люди просветленные не ищут недостатков в своем партнере, а только достоинства.

Жизнь при этом не омрачается пустыми переживаниями и болью, а, напротив, становится наполненной радостью, приятным ощущением близости душ. Какая еще разница? Любящий человек терпим. Он умеет прощать, принимать и дарить радость. Если присутствует только влюбленность, то нередко преобладают и негативные ощущения. Глубокое чувство всегда дает свободу обоим людям. Присутствует бесконечное доверие.

Чтобы легкое чувство переросло в более глубокое, необходимо давать максимальную свободу объекту. Не заставлять его отчитываться, не устраивать сцен, но и не вести себя наигранно. Важно оставаться собой . Не стараться казаться лучше, чем есть на самом деле.

Дополнительная информация

Многие поймут, что влюбленность прошла, если это был не тот человек. На самом деле глубокое чувство возможно только с партнером, который пришел в жизнь не для урока, а посланный судьбой. Отвергать такое понятие абсурдно, ведь все люди живут по течению вариантов, хотя и являются вершителями.

Получить можно только то, что заложено в подсознании. Невозможно быть с тем, кому не соответствуешь духовно. Различий между влюбленностью и любовью предостаточно. Как можно определить, что одно чувство превращается в другое? При этом меняется ощущение. Внутри присутствует гармония. Нет ярких вспышек, особенно негативных. Возникает чувство безграничного доверия. Когда легкие чувства превращаются в более глубокие, человек начинает ощущать стабильность своего положения и получать удовольствие от жизни даже без присутствия объекта любви.

При этом не предусматривается обязательный сексуальный контакт. Есть множество случаев проявления платонической любви, которая длится всю жизнь. Главное, это присутствие душевного равновесия, которое и сближает людей. Кажется, что партнеры будто на одной волне. Они часто дополняют фразы друг друга и понимают без слов.

Чтобы не разрушить чувство на корню и перевести в более глубокое, следует учитывать равноправие, забыть об эгоизме и относиться к человеку не только, как к объекту сексуально-привлекательному, но и как к другу и даже брату или сестре. Любовь отличается от влюбленности еще и тем, что способна исцелить не только тело, но и душу человека, меняя в лучшую сторону личность и трансформируя ее.

Действие, деятельность. Здесь мы подходим еще к одному серьезному недоразумению относительно любви, которое следует внимательно рассмотреть. Любовь - не чувство. Очень многие люди, испытывающие чувство любви и даже действующие под диктовку этого чувства, совершают фактически акты не-любви и разрушения. С другой стороны, подлинно любящий человек часто предпринимает любовные и конструктивные действия по отношению к лицу, которое ему явно не симпатично, к которому он в этот момент чувствует не любовь, а скорее отвращение.

Чувство любви - это эмоция, сопровождающая переживание катексиса. Катексис, напомним, - это событие или процесс, в результате которого некий объект становится важным для нас. В этот объект ("объект любви" или "предмет любви") мы начинаем вкладывать свою энергию, как если бы он стал частью нас самих; эту связь между нами и объектом мы также называем катексисом. Можно говорить о многих катексисах, если у нас одновременно действует много таких связей. Процесс прекращения подачи энергии в объект любви, в результате чего он теряет для нас свое значение, называется декатексисом.

Заблуждение относительно любви как чувства возникает из-за того, что мы путаем катексис с любовью. Это заблуждение нетрудно понять, поскольку речь идет о подобных процессах; но все же между ними есть четкие различия.

Прежде всего, как уже отмечалось, мы можем переживать катексис по отношению к любому объекту - живому и неживому, одушевленному и неодушевленному. Так, кто-то может испытывать катексис к фондовой бирже или к ювелирному изделию, может чувствовать к ним любовь. Во-вторых, если мы испытываем катексис к другому человеческому существу, то это вовсе не значит, что нас сколько-нибудь интересует его духовное развитие. Зависимая личность практически всегда боится духовного развития собственного супруга, к которому она питает катексис. Мать, упорно возившая сына в школу и обратно, несомненно испытывает катексис к мальчику: он был важен для нее - он, но не его духовный рост. В-третьих, интенсивность наших катексисов обычно не имеет ничего общего ни с мудростью, ни с преданностью. Двое людей могут познакомиться в баре, и взаимный катексис окажется столь сильным, что никакие ранее назначенные встречи, данные обещания, даже мир и покой в семье не сравнятся по важности - на некоторое время - с переживанием сексуального наслаждения. Наконец, наши катексисы бывают зыбкими и мимолетными. Упомянутая пара, испытав сексуальное наслаждение, тут же может обнаружить, что партнер непривлекателен и нежелателен. Декатексис может быть столь же быстрым, как и катексис.

Подлинная любовь, с другой стороны, означает обязательство и действенную мудрость. Если мы заинтересованы в чьем-то духовном развитии, то понимаем, что отсутствие обязательства будет, скорее всего, болезненно восприниматься этим человеком и что обязательство по отношению к нему необходимо прежде всего нам самим, чтобы проявить нашу заинтересованность более эффективно. По этой же причине обязательство является краеугольным камнем психотерапии. Почти невозможно достичь заметного духовного роста у пациента, если психотерапевт не сумеет заключить с ним "лечебный союз".

Другими словами, прежде чем пациент отважится на серьезные перемены, он должен почувствовать уверенность и силу, а значит, не сомневаться, что врач - его постоянный и надежный союзник.

Для того чтобы союз возник, врач должен демонстрировать пациенту, обычно на протяжении значительного периода, последовательную и ровную заботу, а это возможно только тогда, когда врач способен быть обязательным и преданным. Это не означает, что врач всегда испытывает удовольствие от выслушивания пациента. Обязательство состоит в том, что врач - нравится ему это или нет - выслушивает пациента всегда. Точно так же, как в семейной жизни: в здоровой семье, как и в терапевтической работе, партнеры должны регулярно, повседневно и преднамеренно уделять друг другу внимание, независимо от того, что они при этом чувствуют. Как говорилось выше, влюбленность у супружеских пар рано или поздно проходит; и именно в этот момент, когда инстинкт совокупления завершает свою миссию, появляется возможность настоящей любви. Именно тогда, когда супруги не желают больше находиться друг с другом беспрерывно, когда время от времени им хочется побыть врозь, - начинается проверка их любви и выясняется, существует эта любовь или нет.

Это не означает, что партнеры в устойчивых, конструктивных взаимоотношениях - например, в интенсивной психотерапии или в браке - не могут испытывать катексис друг к другу и к своим отношениям; они его и испытывают. Но речь идет о том, что подлинная любовь превосходит катексис.

Если любовь есть, то при этом катексис и любовное чувство могут тоже существовать, но их может и не быть. Конечно, легче - даже радостно - любить с катексисом и с чувством любви. Но можно любить и без катексиса и любовного чувства: как раз осуществлением такой возможности и отличается истинная любовь от простого катексиса.

Ключевым словом для различия является слово "воля". Я определил любовь как волю к расширению собственного Я для того, чтобы питать духовный рост другого человека или собственный. Истинная любовь - преимущественно волевая, а не эмоциональная работа. Человек, который по-настоящему любит, поступает так в силу решения любить. Этот человек взял на себя обязательство быть любящим, независимо от того, присутствует ли любовное чувство. Если оно есть, тем лучше; но если его нет, то решимость любить, воля любить все равно остается и действует. И наоборот, для любящего не только возможно, но и обязательно избегать действий под влиянием любых чувств . Я могу познакомиться с чрезвычайно привлекательной женщиной и испытывать к ней любовное чувство, но, поскольку любовная интрига может разрушить мою семью, я скажу себе вслух или в тишине души: "Похоже, я готов любить вас, но я себе этого не позволю". Подобным же образом я отказываюсь брать нового пациента, более привлекательного и как будто перспективного в смысле лечения, потому что мое время уже посвящено другим пациентам, среди которых есть и менее привлекательные, и более трудные.

Мои чувства любви могут быть неисчерпаемыми, но моя способность быть любящим - ограничена. Поэтому я должен выбрать человека, на котором я сосредоточу свою способность любить, на которого я направлю мою волю любить. Истинная любовь - это не чувство, переполняющее нас; это обязывающее, обдуманное решение.

Эта всеобщая склонность путать любовь с чувством любви позволяет людям всяческими способами обманывать себя. Пьяница-муж, чья семья в настоящую минуту нуждается в его внимании и помощи, сидит в баре и со слезами на глазах говорит бармену: "Я ведь очень люблю свою семью!" Люди, грубейшим образом пренебрегающие собственными детьми, чаще всего считают себя самыми любящими из родителей. Вполне очевидно, что в этой тенденции смешивать любовь с чувством любви кроется определенная эгоистическая подоплека: это ведь так легко и красиво - видеть подтверждение любви в собственных чувствах. А искать это подтверждение в собственных действиях - трудно и неприятно. Но поскольку истинная любовь является актом воли, который часто превосходит эфемерные чувства любви, или катексис, то правильнее всего будет сказать: " постольку, поскольку она действует ". Любовь и нелюбовь, как добро и зло, - категории объективные, а не чисто субъективные.

Мы теперь можем видеть тот существенный компонент, который делает психотерапию эффективной и успешной. Это не "безусловно положительное отношение", не магические слова, техники или жесты; это человеческая вовлеченность и борьба. Это воля и готовность врача расширить свое Я ради питания духовного роста пациента, готовность идти на риск, искренне вовлечься на эмоциональном уровне в отношения, искренне бороться с пациентом и с собой. Одним словом, существенный ингредиент успешной, глубокой, значительной психотерапии - любовь.

Характерно - и почти невероятно: обширная западная профессиональная литература по психотерапии игнорирует проблему любви. Индийские гуру нередко просто и без церемоний говорят о том, что любовь - источник их силы. Ближе всего к этому вопросу подходят те западные авторы, которые предпринимают попытки анализировать различия между "успешными" и "неуспешными" психотерапевтами; обычно характеристики успешных врачей содержат такие слова, как "тепло" и "сопереживание". Но чаще всего вопрос о любви приводит нас в замешательство. Этому есть целый ряд причин. Одна из них - смешение понятий подлинной любви и столь пропитавшей нашу культуру романтической любви, а также другие смешения, о которых шла речь в этой главе.

Другая причина в том, что "научная медицина" склонна ко всему осязаемому, рациональному, измеримому, психотерапия же как профессия формировалась в значительной степени за пределами "научной медицины".

Поскольку любовь - феномен неосязаемый, неизмеримый и сверхрациональный, то научному анализу он не поддается.

Еще одна причина - сила психоаналитических традиций в психиатрии; эти традиции с их идеалом холодного, отчужденного психоаналитика лежат на совести не столько Фрейда, сколько его последователей. Согласно этим традициям, всякое чувство любви, которое пациент испытывает к врачу, обычно клеймится термином "перенос", равно как и всякое чувство любви врача к пациенту - "контрперенос"; разумеется, оба эти чувства считаются аномалией, частью проблемы, а не ее решением, и их необходимо избегать.

Это совершенный абсурд. Перенос, как упоминалось в предыдущей главе, относится к неприемлемым чувствам, восприятиям и реакциям. Нет ничего неприемлемого в том, что пациенты начинают любить врача, который искренне выслушивает их час за часом и не судит их, а воспринимает их как они есть, как их, вероятно, никто раньше не воспринимал; он не использует их в своих целях, и он облегчает их страдания. На практике содержание переноса во многих случаях таково, что оно мешает развитию у пациента любовного отношения к врачу, и тогда лечение заключается в преодолении переноса, так, чтобы пациент смог испытать успешное любовное отношение, нередко впервые в жизни.

Подобным же образом, нет ничего неприемлемого в том, что у врача возникает чувство любви к пациенту, когда пациент подчиняется дисциплине психотерапии, принимает участие в лечении, охотно учится у врача и через эти отношения начинает успешно развиваться. Интенсивная психотерапия во многих отношениях напоминает возобновление родительских отношений с ребенком. Чувство любви у психотерапевта к пациенту столь же приемлемо, как и чувство любви у хорошего родителя к своему ребенку. Более того, с точки зрения успешного лечения любовь врача к пациенту благотворна, и если успех приходит, то лечебные отношения становятся взаимно любовными. И врач неизбежно будет испытывать любовное чувство, совпадающее с подлинной любовью, которую он проявил по отношению к пациенту.

В большинстве случаев душевная болезнь обусловлена отсутствием или дефектом любви, которая требуется конкретному ребенку от его конкретных родителей для успешного роста и духовного развития. Очевидно, таким образом, что для исцеления с помощью психотерапии пациент должен получить от психотерапевта хотя бы часть подлинной любви, которой был лишен в детстве. Если психотерапевт не может по-настоящему любить пациента, лечение не состоится. Никакое обучение и никакие дипломы психотерапевта не помогут, если он не может расширить свою душу через любовь к пациенту; общие результаты врачебной практики такого психотерапевта будут низкими. И наоборот, недипломированный, непрофессиональный врач с минимальной подготовкой, но с огромной способностью любить достигает таких же высоких результатов, как и самые лучшие психиатры.

Поскольку любовь и секс тесно переплетены и взаимосвязаны, то здесь уместно будет кратко затронуть проблему сексуальных отношений между психотерапевтами и их пациентами - проблему, в наше время нередко привлекающую пристальное внимание прессы. Ввиду необходимо любовного и интимного характера психотерапевтического процесса между пациентами и врачами естественно и неизбежно возникают сильные - или чрезвычайно сильные - взаимные сексуальные влечения. Тяга к сексуальному завершению таких влечений может быть огромной. Я подозреваю, что некоторые психиатры-профессионалы, бросающие камень в психотерапевта, который вступил в сексуальную связь с пациенткой, сами не могут быть любящими врачами и не могут по-настоящему понять эту колоссальную тягу. Скажу больше: если бы у меня возникла такая ситуация, когда после тщательного и здравого размышления я пришел бы к выводу, что сексуальные отношения с пациенткой будут существенно благотворны для ее духовного роста, - я решился бы на эти отношения. За пятнадцать лет практики, однако, такого случая у меня не было, и я плохо представляю себе, как он мог бы реально возникнуть. Прежде всего, как я уже говорил, роль хорошего врача аналогична роли хорошего родителя, а хорошие родители не допускают сексуальной связи со своими детьми по ряду очень важных причин. Смысл работы родителя заключается в том, чтобы принести пользу ребенку, а не использовать ребенка для собственного удовлетворения. Смысл работы врача - принести пользу пациенту, а не использовать пациента в своих интересах.

Задача родителя - поддержать ребенка на пути к независимости; задача врача по отношению к пациенту - та же самая. Трудно представить, каким образом врач, вступивший в сексуальную связь с пациентом (пациенткой), не использовал бы пациента для удовлетворения собственных потребностей или каким образом он способствовал бы при этом независимости пациента.

У многих пациентов, особенно соблазнительной внешности, с детства развивается сексуализированный характер привязанности к одному из родителей, что, несомненно, препятствует свободе и развитию ребенка. И теория, и немногие доступные нам практические факты подтверждают, что сексуальные отношения между врачом и таким пациентом скорее закрепляют незрелые привязанности пациента, чем ослабляют их. Даже если эти отношения не доводятся до сексуального завершения, "влюбленность" между врачом и пациентом разрушительна, поскольку, как мы видели, всякая влюбленность влечет за собой сужение границ эго и ослабление нормального чувства отдельности между индивидами.

Врач, влюбившийся в пациента, видимо, не может быть объективным в отношении его, пациента, нужд или отделить эти нужды от собственных. Именно из любви к своим пациентам врачи не позволяют себе удовольствия влюбляться в них. Поскольку истинная любовь требует уважения к отдельной личности любимого, подлинно любящий врач признает и принимает тот факт, что жизненный путь пациента является - и должен являться - отдельным от жизни врача. Для некоторых врачей это означает, что их пути никогда, за исключением лечебного времени, не должны пересекаться с путями пациентов.

Мы уже обсуждали утверждение, что психотерапия может быть - и должна быть, если речь идет об успешной психотерапии, - процессом подлинной любви. В традиционных психиатрических кругах такое представление выглядит несколько еретическим. Не менее еретической оказывается и другая сторона этой монеты: если психотерапия - процесс подлинной любви, то всегда ли любовь терапевтична? Если мы по-настоящему любим своих супругов, родителей, детей, друзей, если мы расширяем свое Я, чтобы питать их духовный рост, значит ли это, что мы осуществляем психотерапию по отношению к ним?

Мой ответ: безусловно.

Время от времени мне приходится слышать за коктейлем: "Наверное, нелегко вам, мистер Пек, отделять вашу социальную жизнь от профессиональной. Ведь, в конце концов, нельзя же все время только и делать, что анализировать свою семью и друзей?" Обычно такой собеседник просто поддерживает скучный разговор; он не интересуется серьезным ответом и не готов его воспринять.

Но иногда ситуация предоставляет мне возможность провести урок или практическое занятие по психотерапии прямо на месте, объясняя, почему я даже не пытаюсь и не хочу пытаться отделить профессиональную жизнь от личной. Если я замечаю, что моя жена или дети, родители или друзья страдают из-за иллюзий, фальши, невежества, ненужных осложнений, - я обязательно делаю все возможное, чтобы расширить, распространить себя на них и, насколько удастся, исправить ситуацию, точно так же, как я это делаю для моих пациентов за деньги.

Могу ли я отказать собственной семье и друзьям в моей мудрости, моих услугах и любви на том основании, что они не подписали договор и не оплачивают мое внимание к их психологическим проблемам? Конечно, нет. Как могу я быть хорошим другом, отцом, супругом или сыном, если не использую все возможности и свое профессиональное мастерство, чтобы научить любимых людей тому, что я знаю, и оказать им всю возможную помощь в духовном развитии каждого из них? Кроме того, я рассчитываю на такую же ответную помощь друзей и членов семьи, в пределах их возможностей. Я научился у детей многим полезным вещам, хотя их критика временами бывает неоправданно грубой, а поучения не столь глубокомысленны, как у взрослых.

Моя жена направляет меня не меньше, чем я направляю ее. Мои друзья не были бы моими друзьями, если бы они таили от меня свое неодобрение или любовный интерес по отношению к мудрости и надежности моего пути. Мог бы я развиваться быстрее без их помощи? Всякие подлинно любовные отношения являются взаимной психотерапией.

Мои взгляды на эти вещи не всегда были такими. Когда-то я больше ценил восхищение со стороны жены, чем ее критику, и для укрепления зависимости жены делал не меньше, чем для укрепления ее силы. Задачей отца и мужа я считал обеспечение семьи: я приносил домой хороший заработок, и на этом моя ответственность заканчивалась. Я хотел, чтобы дом был цитаделью комфорта, а не вызова. В те времена я согласился бы с мыслью, что практиковать психотерапию на друзьях и на семье опасно, неэтично и деструктивно. Но это согласие диктовалось бы моей леностью не в меньшей мере, чем страхом неправильно использовать профессию. Ибо психотерапия, как и любовь, есть работа, а работать восемь часов в сутки легче, чем шестнадцать. Легче также любить человека, который ищет твоей мудрости, приезжает к тебе, чтобы получить ее, платит за твое внимание и получает его в течение точно отмеренных пятидесяти минут, - все это легче, чем любить того, кто рассматривает твое внимание как свое право, чьи запросы могут быть неограниченными, для кого ты вовсе не власть и не авторитет, а твои поучения не представляют интереса. Психотерапия дома или с друзьями требует столь же интенсивных усилий, как и в лечебном кабинете, но условия здесь гораздо менее благоприятны; иными словами, дома требуется еще больше усилий и любви.

Я надеюсь, что другие психотерапевты не воспримут эти слова как призыв немедленно начать психотерапию с супругами и детьми. Если человек продолжает путь духовного роста, его способность любить непрерывно возрастает. Но она всегда остается ограниченной, и врач не должен предпринимать психотерапию за пределами этой способности: психотерапия без любви будет безуспешной и даже вредной. Если вы способны любить шесть часов в день, довольствуйтесь пока этой возможностью - она уже превышает способности большинства людей. Путешествие будет долгим, и для увеличения вашей способности потребуется время. Практиковать психотерапию с друзьями и семьей, любить друг друга все время - это идеал, цель, к которой стоит стремиться, но которая достигается не сразу.

Как я уже отмечал, непрофессиональный врач может успешно практиковать психотерапию и без особого обучения, если он способен на истинную любовь; поэтому мои замечания о практике психотерапии на друзьях и на собственной семье относятся не только к профессионалам, но и ко всем людям вообще.

Иногда пациенты спрашивают меня, когда они смогут закончить свое лечение; я отвечаю: "Тогда, когда вы сами станете хорошими психотерапевтами". Этот ответ наиболее уместен в случае группового лечения, где пациенты сами имеют возможность практиковать психотерапию друг на друге и в случае неудачи послушать откровенную критику в свой адрес. Многим пациентам такой ответ не нравится, и они обычно говорят: "Это слишком большая работа. Чтобы выполнить ее, я должен все время думать о своих отношениях с людьми. Я не хочу так много думать. Я не хочу много работать. Я хочу просто радоваться".

Пациенты часто отвечают мне подобным образом, когда я говорю им, что все человеческие взаимодействия представляют возможности учиться или учить (то есть получать или давать лечение); эти пациенты не желают ни учить, ни учиться и упускают свои возможности во взаимодействиях. Многие люди совершенно правы, когда говорят, что не хотят стремиться к столь высокой цели и всю жизнь так упорно работать. Большинство пациентов, даже у самых искусных и любящих психотерапевтов, заканчивают лечение на таком уровне, когда их потенциал роста еще далеко не исчерпан. Они прошли короткий - а может быть, и длинный - участок по пути духовного развития, но весь путь им не по силам. Он кажется им слишком трудным; возможно, он и есть слишком трудный.

(Психолог Марина Морозова )
Как преодолеть любовную зависимость (часть 1) (Робин Норвуд )
Как преодолеть любовную зависимость (часть 2) (Робин Норвуд )
Дорасти до любви (Анна Воспянская )
Про «это» – православным (Игумен Валериан (Головченко) )
Можно ли вступить в брак по любви? (Священник Илия Шугаев )
Необходимо ли родительское благословение на брак? (Елена Чемекова, психолог )
Почему не стоит терять девственность до брака? (Священник Илия Шугаев )
Жених и невеста. Обручение. Венчание (Протоиерей Максим Козлов )

В ХХ веке психологов, психоаналитиков, психотерапевтов жизнь все-таки заставила всерьез заняться изучением всего спектра любовных чувств между мужчиной и женщиной. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа.

И когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только многочисленные любовные сюжеты, а и подробные жизненные истории их героев от раннего детства до старости: воспитание — родительское внимание, здоровье — болезни, творчество — застои, жизнелюбие — фатализм любовная великая загадка стала раскрываться.

— Главным оказалось то, что 6 типов любви предложенные Д.А.Ли — это достаточно разные чувства, похожие лишь внешне, по развитию сюжета и персонам. Если агапэ, сторгэ и прагма — это любовь по всем признакам, то остальные типы мания, людус и эрос — это любви подобные чувства; недоброкачественные влюбленности, в наиболее обостренных формах — психические болезни, от которых можно избавиться только с помощью специалистов.

— Влюбленные по типу мания, людус и эрос чаще других болели, их жизнь нередко заканчивалась преждевременно, даже насильственно . У таких людей сниженная, в чем-то болезненная самооценка, ими часто правит ощущение неполноценности, скрытое или осознанное. Они повышенно тревожны, ранимы, и от этого у них бывают психологические срывы и сексуальные трудности. Их неуверенность в себе может быть воинственной, ими может править болезненный я-центризм. Неврастеничность рождает в них изломанную влюбленность — ненависть, болезненное тяготение — отталкивание — лихорадку несовместимых чувств.

А вот любящие по типу агапэ, сторгэ и прагма наоборот болели реже обычного, жизнь их была дольше, счастливее, гармоничнее, было здоровое потомство.

— Переживающие любовь агапэ, сторгэ и прагму с самого рождения воспитывались в благоприятных условиях, чаще всего, когда были любящие отец и мать. А вот испытывающие чувство мания, людус, эрос при воспитании, недополучили душевного внимания, тепла, заботы, пережили излишне строгое или наоборот безразличное, другие виды осложненного, отклоняющегося воспитания. Из этого был сделан вывод — первая группа чувств является видовой, врожденной, вторая — следствие нерадивого, осложненного воспитания. Позже были разработаны методики, позволяющие избавляться от недоброкачественных, болезненных влюбленностей.

— Влюбленность — это не первый этап любви, а самостоятельное чувство. Т.к. влюбленностей не переходящих в любовь во много раз больше, чем переходящих, к тому же любовь может возникать и без влюбленности.

Влюбленности бывают: естественными и недоброкачественными, которые в наиболее тяжелых, запущенных случаях переходят в психическое заболевание.

Естественные влюбленности:

Подростковая, это один из этапов взросления ; она может развиваться как к сверстникам, так и к людям более старшим: учитель, актер, спортсмен и т.п.

Взрослая — это чувство, питаемое гормонами, инициированное ситуационными признаками: мечтами, фантазиями, предположениями, заряженностью на эмоциональные переживания, весной, отпуском, пляжем, короткими встречами и т.д.

Недоброкачественные влюбленности (в последующих статьях эти чувства будут подробно описаны): Мания, людус и эрос. Они могут развиться и к людям гораздо старшим, гораздо младшим, недосягаемым и многое др. Было выяснено самое главное, что причины их развития, это психотравмирующее воспитание, особенно в раннем детстве.

В чем именно глубинная разница любви и влюбленности? В мировой культуре и в обиходе чаще всего встречаются два одинаковых внешне взгляда: сторонники одного думают, что любовь сильнее, а влюбленность слабее; сторонники другого не отличают любовь от влюбленности, называют именем любовь почти всякое влечение.

Если естественная влюбленность — это всего лишь гормоны плюс ситуация, то недоброкачественная влюбленность — это чувство всегда более интенсивное и глубоко захватывающее личность, в наиболее болезненных случаях подавляющее разум и волю. Именно этот количественный показатель чувства в течение нескольких тысячелетий вводил в заблуждение человечество и по недоразумению именовался «настоящей любовью».

Такое смешивание с материком любви соседних архипелагов — влюбленностей, пожалуй, не просто рождает путаницу понятий, оно возвело в ранг любви то, что стоит «ниже» любви и даже в стороне от нее, а саму любовь низводит с ее вершин к ее склонам или подножию. Влюбленность отличается от любви так же, как суеверия отличаются от веры, как отличается абитуриент ВУЗа от сформированного специалиста, как лотерейный билет отличается от разыгрывающегося автомобиля, как дождь отличается от реки, как графит отличается от алмаза, как огонь фейерверка от огня доменной печи.

Выдающиеся писатели и ученые о любви писали и с восторгом, как о наивысшем удовольствии, благе, так и с противоположными оценками.

В XIII веке Ричард де Фурникаль писал: «Любовь — это безумство, неиссякаемый огонь, неутолимый голод, сладость восторга, приятное безрассудство, неустанный труд и отдохновение от труда «.

В.Шекспир: «Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары ее, ни счастья — выше наслаждения служить ей».

«От любви бывает мор, мрак, морока и позор», — приводит Стендаль в своем романе «Красное и черное» слова из Гербовника любви. Сколько обвинений, сколько проклятий любви с тех пор как свет стоит? Любовь рассматривается как «демоническое начало», как темная, зловещая, «адская» сила, выходящая из-под контроля человека, его сознания, разума, нравственных чувств.

В «Каноне врачебной науки» 1020 г. Авиценна — Абу Али Ибн Сина писал: «Любовь — заболевание, вроде наваждения, похожа на меланхолию. Определение предмета любви есть одно из средств лечения».

Эта путаница возникла из-за того, что в одну кампанию объединили чувства с противоположными качествами.
Эту ошибку можно прокомментировать пословицей «Паршивая овца все стадо портит». И этой паршивой овцой является — мания (реже людус и эрос), это недоброкачественное, болезненное чувство близко нельзя подпускать к абсолютно положительному чувству, именуемому — «любовь».

Когда молодожены при опросах говорят, что женились по любви, это не точно, т.к. они женились по влюбленности, к некоторым счастливчикам любовь придет, а к большинству — нет. Это происходит из-за того, что их никто не научил переживания влюбленности отличать от любви.

Влюбленности могут длиться несколько минут, а могут и несколько десятилетий, до конца жизни, особенно это относится к недоброкачественным влюбленностям.

Признаки любви

Биологи — эволюционисты считают, что любовное чувство способствует воспроизводству наиболее здорового, полноценного потомства. Тысячи лет назад в период жестоких условий выживания, дети, выросшие в семье, где родители любили друг друга, были более жизнеустойчивы, т.к. мужчина оказывал своей половой партнерше в период ее беременности и после родов особое внимание, обеспечивая защиту, пищу и воспитание потомства. Поэтому любовное чувство сформировалось и закрепилось как видовой признак.

Немецкий философ А.Шопенгауэр по этому поводу писал: «Индивидуализация любовного чувства у человека есть ни что иное, как хитрость природы. Она «заботится» не только о сохранении человеческого рода, но и об его природном усовершенствовании и возвышении. А для этого недостаточно размножения путем случайного соединения особей разного пола: индивидуально-определенных производителей. У человека, в отличие от животного, речь идет не столько о прекриации вообще, сколько о воспроизводстве наиболее пригодного для мировых целей потомства. Поэтому конкретное лицо может иметь потомство не от всякого субъекта противоположного пола, а лишь от определенного, который для него особо привлекателен…»

Абсолютное благо, как и доброта, совесть, сострадание, милосердие — эти всечеловеческие, нравственные ценности, в высшей степени положительные и созидательные. Поэтому страдания, депрессии, тем более суициды со светлым чувством любовь не совместимы. Любовь — двуединое чувство, она не бывает без физического влечения, детей, продолжения рода. По этому поводу Вл. Соловьев писал: «Духовную любовь («платоническую») нельзя признать «истинной», так как не допускает противоположения духа телу: человек в целостности, духовно — телесен. Любовь духовная не имеет и не может иметь за собою никакого реального дела; она вне воли и движения».

Вот, что по этому поводу считает психолог В.Франкл: «Любовь столь же основной феномен, как и секс. В норме секс является способом выражения любви. Секс оправдан, даже необходим, коль скоро он является проводником любви».

Эрих Фромм (классическая работа которого «Искусство любить» 1956г, несомненно, повлияла на последующие исследования этой темы) считал, что любовь исполнена смысла лишь тогда, когда она не препятствует полному самовыражению. Любовь Фромм определял как «союз, при котором сохраняется цельность и индивидуальность человека» и отмечал, что парадокс любви состоит в том, что два человека, «становясь одним целым, все же остаются двумя разными людьми».

Рей Шорт профессор социологии университета Висконсин в Платтевилле: «Любовь существует тогда, когда ваши сильные нежные чувства к другому человеку уравновешены разумом и глубоким уважением. Суждения о человеке совершенно объективны и рациональны. Любовь ассоциируется с чувством самоуверенности, доверия и безопасности.

Любовь не является всепоглощающим чувством. Сохраняется интерес ко всему.

Любовь выживает в разлуке.

Любовь проходит сквозь ссоры без потерь, обогащается опытом.

Любви с первого взгляда не бывает. А если вы приведете пример, что вам известен случай счастливой любви, то этот случай будет относиться к исключению из правила».

Д-р Карл Минненгер, выдающийся христианский психиатр, выразил эту мысль такими словами: «Любовь не вспыхивает в нас, она в нас вырастает». Любовь зреет по мере того, как пара постигает принципы любви в повседневной жизни.

Итак, подлинная любовь поднимается над влюбленностью, и нам следует не только ожидать любви и внимания от других, но самим относится с любовью и вниманием к другим».

Любовь между мужчиной и женщиной может быть только взаимной. Если любовное чувство без взаимности — это влюбленность. Взаимность для любви — это как влага для растения, оно не только без влаги не может расти, развиваться, плодоносить, но даже семя без живительной влаги не прорастет.

Есть ошибочное мнение «Любовь — это работа по сохранению чувства, по его поддержанию и возможному усовершенствованию в течение всей жизни. Если в печку дров ни подбрасывать, их ни ворошить, огонь погаснет».

Влюбленность надо поддерживать и сознательно защищать, чтобы она дольше просуществовала, а любовь — это самодостаточное, психостимулирующее чувство, которое само человека делает более сильным и жизнеустойчивым. А работа — это то, что любви предшествует: приобретение необходимых знаний о природе этого чувства и объективный выбор партнера, к которому это чувство возникнет. Конечно, наши чувства и эмоции рождаются не в сердце, а в мозге.

Человеческий мозг можно назвать венцом природы, это чрезвычайно сложный, но удивительно целесообразный и гармонично устроенный орган. Сверху его покрывает так называемое серое вещество, состоящее, в основном, из нервных клеток (тех самых, которые «не восстанавливаются») — это кора головного мозга. Под ней находятся подкорковые отделы мозга, состоящие из белого вещества.

Все участки мозга достаточно узко «специализированы» — каждый из них регулирует жизнедеятельность конкретного органа или системы органов. Можно сказать, что в строении мозга отразилась вся история его эволюции: самые «старые» участки (так называемый рептильный мозг), расположенные в подкорковых отделах, руководят «животными», непосредственными реакциями организма (борьба или бегство) в состоянии опасности или стресса (при болезни, ярости, боли, усталости). Над ними лежит группа участков, объединенных названием «лимбическая система». Именно сюда поступают сигналы от всех органов чувств — еще до того, как сознание заметит нашу готовность увидеть, услышать, почувствовать запах или прикосновение.

Наиболее «молода» в эволюционном смысле кора головного мозга, кортекс, но именно он «делает человека человеком», отвечая за интеллектуальные и творческие процессы.
Приняв первичную информацию от органов чувств (это и внешняя информация, и данные о состоянии организма), нервная система передает ее дальше, в удивительное образование гипоталамус: он состоит из нейронов, как нервная система, но одновременно — это типичная эндокринная железа.

В гипоталамусе и прилегающих участках мозга находятся «центры удовольствия и наслаждения», центры тонуса сосудов, сна, аппетита, контроля эмоций, теплорегуляции, иммунитета и многие другие.

«Просмотрев» переданную информацию, гипоталамус «решает», что с ней делать, и выделяет специальные гормоны, управляющие деятельностью гипофиза. Значение крохотной железы (ее вес всего полграмма) гипофиза трудно переоценить. Ее продукты — около30 гормонов — регуляторов (они дают сигналы — команды периферийным, то есть находящимся не в мозгу эндокринным железам) — руководят практически всеми физиологическими процессами в организме.

Один гормон «включает» или «подстегивает» в нужное время вилочковую железу, другой — щитовидную, третий — половые железы.

Некоторые раздражители носят характер безусловных рефлексов, то есть на конкретный набор раздражителей организм отвечает конкретной реакцией. Так, рептильный мозг и лимбическая система, объединившись, «сообщают по цепочке», когда человек оказывается в стрессовой ситуации: в кровь выбрасываются «гормоны стресса» (например адреналин, вырабатываемый надпочечниками), а в лимбической системе мозга формируются чувства, связанные с неудовольствием: ревность, зависть, вина, гнев, страх.

Влияя на человека, они заставляют его искать выход из неприятного положения, в котором он оказался. Точно так же, к примеру, полу прикрытая женская грудь в определенной ситуации может вызвать у мужчины эрекцию — в кровь автоматически «впрыскивается» порция половых гормонов. Именно достаточное насыщение организма половыми гормонами делает возможным возникновение полового желания (как бы ни грустили по этому поводу романтики). Не умея выделить, заметить, проследить у себя процесс зарождения мысли, чувства, желания, мы обычно оперируем своими чувствами как чем-то самостоятельным, чисто духовным.

Захотелось мне, например, съесть яблоко, выпить стакан томатного сока или даже походить по комнате, и я это делаю. Самое желание воспринимается часто просто как произвольный акт. Но ведь все эти желания есть лишь субъективное истолкование определенного состояния той или иной группы нервных клеток головного мозга. А эти клетки, в свою очередь, «истолковывают», отражают определенное состояние тех или иных органов и частей. Перегрелся, обезводился, например, организм. И человеку хочется пить; возник недостаток каких-то витаминов в организме, и ему хочется фруктов; образовался недостаток кальция в организме беременной женщины, и у нее появляется странное желание съесть кусочек мела. Потребность — это отражение объективных нужд организма.

Примерно по такой же схеме мы можем «хотеть» или «не хотеть» общения с тем или иным человеком, шутим или ругаемся, любим или влюбляемся.

Если влюбленность основывается на гормонах и ситуационных признаках, то любовь основывается на фундаментальных признаках психики, открытых К.Г.Юнгом.

В этой статье приведены признаки любви, которые можно назвать внешними, а внутренние, содержательные будут подробно описаны в другой. Вот их перечень.

— Вдвоем интересно, уютно, свободно, преобладает готовность к радости, оптимизму, спокойно (или успокаивающе), отсутствует готовность защищаться, оправдываться.

— Естественное распределение психологических обязанностей (один шутит, другому смешно, один делает логические выстраивания, планирует, другого это устраивает наилучшим образом и т.д.), специфический вклад каждого в оптимальные ход, ритм и насыщенность жизни.

— Партнер понятен, от этого очевидная прогнозируемость, уверенность в будущем, его желанность.

— И в себе ощущаешь, и в партнере чувствуешь признательность, нужность, полезность.

— Возникает ощущение дополнения друг друга, чувствуешь в партнере вторую половину — собственную завершенность, самодостаточность, происходит дезактуализация личностных проблем и комплексов, остаешься самим собой естественным, отпадает необходимость в себе что-то менять, сдерживать или наоборот усиливать, быть не искренним, подъигрывать, приспосабливаться. Это приводит к раскрепощению, наиболее полному раскрытию способностей.

— И в паре, и вне ее чувствуешь уверенность в себе, собственной полноценности, значимости.

— Ко всем выше описанным признакам любви быстро привыкаешь, они становятся будничными, малозаметными и не воспринимаются как феномены, а как само собой разумеющееся. Это как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь, а замечаешь, когда оно пошатнулось или утрачено.