Дети - что они видят. Как новорожденный видит мир? Оказывается, совсем не так, как взрослый

Я не психолог, и ниже написанное - просто мое видение. Это не теория, я не могу ее защитить, и ничего про это не читала, просто мне так видится.

Про то, как видят мир дети, и что из этого вытекает.

Мне кажется, что когда ребенок совсем маленький, весь мир для него - это такой странный цветной узор, картина абстракциониста, ведь он совсем ничего не знает, что это большое темное пятно - это шкаф, и он отдельно от белого пятна, стены, и он стоит, и открывается, и производит шум, и он неживой.

Мне кажется, перед ними течет этакая матрица из звуков, цветов, запахов, и по мере роста, наблюдая, они начинают отделять лица он не-лиц, а потом вдруг обнаруживают, что лицо и руки, которые к ним прилетают - это вместе мама, а потом, что мама может уйти, и она еще больше и у нее есть еще куча всего.

Я помню момент, когда мой сын начал замечать, что я переодеваюсь, то есть он впервые отделил одежду от меня - показывал пальцем и смеялся над новыми платьями. А потом вдруг осознал колготки и расплакался - потому что у мамы вдруг исчезли привычные части тела и появились вместо них новые, а маленькие дети боятся перемен, и мне пришлось снимать и надевать колготки, чтобы он понял - что они - это тоже такая отдельная штука.

И так во всем. Время начинается распадаться на спать и не спать, потом на день и ночь, потом на еще на кусочки поменьше, и общие понятия “есть” постепенно делятся на кусочки, и появляются завтраки, в которые едят кашу и тосты, и обеды, в которых еда распадается на первое, второе и третье, и так далее, пока весь мир не разложится на понятные кусочки лего.

Так к чему я это. Для меня понимание этого восприятия делает максимально понятным большинство “капризов” и прочих нелогичных требований.

Мне кажется, что ребенок видит ситуацию в целом, как такую целостную инстаграммку, картинку . Знаете, как у нас бывает - вот если вспомнить собственное сильное впечатление - как в нем важны детали! Вот например я помню как пустила лошадь в галоп по берегу моря, помню до сих пор, и в этой картинке есть все - и серый цвет неба, и шум шторма, и запах лошадиного пота, и взрывающая сердце радость полета и свободы. И если бы я еще раз оказалась в такой ситуации, и мне бы предложили ехать не на лошади, а на осле? Или вместо шторма сделать жару и штиль?

Вот мне почему-то кажется, что все мелкие ситуации для детей - гораздо более эмоционально насыщены, чем думаем мы, и они так же целостны и неотделимы . И если мы когда-то впервые сказали малышу “это - твоя новая чашка” то вот эта синяя чашка, и голос мамы, и гордость, которую он испытал, именно новизна какой-то этой эмоции - у него сложилось в этот отпечаток. И он снова и снова хочет пережить эту новизну гордости, или чего-то еще, чего он, маленький, впервые пережил в какой-то момент с этой синей чашкой, а мы ему говорим “да какая тебя разница, пей из желтой”. НЕТ! Гордость, самостоятельность, первые осознанные ощущения “я пью сам”, ощущения бортика пластмассы на губах, ручки чашки в руках, сока в ней - все это ОБЯЗАТЕЛЬНО, а мы говорим - “желтая”, а мы говорим - “какая разница”.

Или про время. Вот сидит он катает машинки, я говорю “пойдем ложиться, пора спать”, он кричит “нееет, не хочуу”. И я, глупая, занудно объясняю, что спать нужно. Но он не против спать, он против того, чтобы я разрушала что-то важное и здоровское, что происходило в этот момент. Он говорит “нет” отказу от радости катания машинки, всей этой радости тяжеленькой красной машинки в руки, как у нее колесики поворачиваются об ковер, интересно, и он сам их поворачивает и так, и сяк, а тут мама пришла и говорит “прекрати радость”. Нет, мама, конечно, так не говорит, мама говорит “пойдем спать”, но по сути мама говорит “прекрати радость”. И если мама скажет “бери машинку с собой, пойдем наверх”, то он с радостью пойдет, потому что он не против спать, он против - отдать машинку.


Lisa Visser

Знаете, как часто я прокалывалась на ерунде, пока не научилась об этом думать?

- Тесса, хочешь яблоко?

- Нет.

- Ты же хотела?

- Нет.

И тут ты понимаешь, что в двух руках у нее новые пупсики и яблоко - это не яблоко. Яблоко = в руке не будет пупсика. Поэтому я научилась смотреть на эти вещи и говорить “ты можешь положить пупсика в карман и поесть пока яблоко, а он в кармашке посидит”. Я придумываю для нее новую интересную инстаграммку “я ем яблоко и пупсик у меня в кармашке”, она уже предчувствует это новое ощущение - и самой положить его в кармашек, и чувствовать его через ткань платья, и знать, что он там, и думать, как он там, как в домике, и еще есть яблоко”. И она подпрыгивает легонько от радости и говорит “да, да!”, и кладет пупсика в кармашек, и берет яблоко, которое секунду назад не хотела.

Разве это хуже, чем галоп на лошади по берегу штормящего моря?

Я даже не могу передать, какое количество конфликтов не состоялось просто потому, что я постаралась увидеть ту “инстаграммку”, в которой ребенок сейчас, и постараться ее спасти для него, или предложить новую.

Все наши самые сильные, самые яркие воспоминания - это воспоминания сильной эмоции - радости, свободы, силы, легкости, печали, одиночества, власти, преданности, предательства, стыда, счастья.

Для ребенка каждая новизна освоения мира - это сильная эмоция, такая же сильная.

Если видеть, как проживают их дети в выборе чашки одного цвета или бутербродов только треугольничком - можно научиться их узнавать и уважать. А если уважаешь - то сможешь догадаться, что на улицу не хочется, потому что под лестницей в прошлый раз напугала паутина, а не потому, что он вдруг разлюбил гулять, он просто не хочет еще раз пройти мимо паутины и еще раз пережить этот страх.

Что из гостей нужно уйти, потому что все в платьях, а она одна в джинсах, и надо решать проблему, как стать принцессой в джинсах, ведь все девочки как принцессы, а не взрослую глупость “ну пойдем, что ты как маленькая, будет же интересно”.

И в туалет не хочу, потому что фен для рук шумит страшно, а не потому, что не хочется.

И хочу взрослую вилку, потому что когда она в прошлый раз ела взрослой вилкой, мама посмотрела любящими глазами и засмеялась. И нужны любящие глаза, а не вилка. Но она еще этого не знает, она еще не отделила любящие глаза от вилки. Поэтому нужна вилка.

И нам надо про вилку догадаться.

И надо эту вилку дать.

Об этих событиях рассказала в журнале Fate (№4, 2005) Сэйра Эстеп - автор книги «Голоса вечности». Сэйра уже много лет исследует «феномен электронных голосов», т.е. контакты с некими потусторонними сущностями, осуществляемые посредством технических средств - радио, магнитофона, телевизора и т.д. Но ее интерес к аномальным явлениям возник в раннем детстве, когда девочке было три или четыре года.

В то время Сэйра ничего не знала о других реальностях. Тем не менее, с ней нередко случались довольно странные вещи. Например, она просыпается, открывает глаза и замечает, что все вокруг выглядит как-то непривычно. Вся мебель, комната, коридор кажутся более четкими, реальными, как бы «умытыми». Через минуту-другую все опять принимает свой обычный вид.

Поскольку девочка не сомневалась, что и все другие в ее семье ощущают то же самое, она никогда об этом даже не упоминала. И лишь много позже, через сорок лет, наткнулась однажды на описание подобных ощущений - автор называл это «бинокулярным зрением» и пояснял: это как если бы человек смотрел в бинокль с обратной стороны.

Однажды ночью, когда Сэйре было около пяти лет, она пережила ужасающие минуты. Открыв глаза, увидела справа от себя двух мужчин, стоящих напротив туалетного столика в ее спальне - спиной к ней. Мать обычно оставляла дверь в детскую открытой, а в прихожей всю ночь горел свет, так что все было четко видно. Мужчины были очень странно одеты. На обоих - бриджи до колен, рубахи с длинным рукавом и жилетки, и у одного вокруг головы повязана бандана в горошек.

Впечатление было такое, будто «гости» даже не догадываются о присутствии девочки. Они были всецело поглощены разглядыванием того, что лежало на столике: брали в руки одну вещь за другой и внимательно рассматривали.

Сэйра завопила. Родители тотчас вбежали в комнату, и дочь, всхлипывая, рассказала им, что она только что здесь видела. Понятно, что мама с папой стали успокаивать ребенка. Это, мол, игра воображения, просто дурной сон. При ярком свете лампы Сэйре пришлось согласиться, что никаких посторонних в спальне действительно нет.

Поцеловав дочку, родители удалились в свою спальню. Почти в то же мгновение те двое вернулись. Теперь, похоже, они уже сознавали, что кроме них в комнате есть кто-то еще. Подошли, молча постояли у кровати Сэйры. Она притворилась, что спит, но продолжала следить за ними украдкой. Минуту спустя они снова вернулись к туалетному столику, едва слышно что-то бормоча друг другу. Взяли маленькую коробочку с монетками и встряхнули.

От неожиданности Сэйра снова вскрикнула. Родители тотчас явились, и опять девочка сквозь слезы рассказывала им, что те двое приходили в ее комнату снова. Она умоляла маму с папой заглянуть в кладовку и под кровать, поискать везде, где только можно. Искали. Но никого не нашли. Всхлипывая, Сэйра твердила: «Я знаю, они где-то здесь!» Словом, кончилось тем, что мама легла спать вместе с Сэйрой.

Едва она уснула, те двое явились снова. И опять они стояли у кровати, глядя на девочку и ее мать. И хотя Сайра была напугана до смерти, она снова притворилась, что спит.

Почему я не разбудила тогда свою мать? - мучительно размышляла впоследствии Сэйра. - Ведь они были тогда в полуметре от нас!..

Но почему-то она знала, что мама все равно их не увидит...

Через несколько минут эти двое ушли. Девочка слышала, как они спускаются по лестнице, как ходят по дому. Один из них взял несколько аккордов на пианино. Другой нашел любимую игрушку Сэйры - это была птичка на палочке, и если ее вращать, птичка издавала свистящий звук.

Почему, почему я не разбудила тогда маму, чтобы и она услышала эти звуки? - спрашивала себя Сэйра. - Да потому, что знала: она всего этого не услышит!

Пришло утро. Сэйра и ее родители стали одеваться. Как раз в это время зазвучал звонок у входной двери. Подойдя к окну в своей спальне, она увидела тех самых двоих мужчин: они спустились по ступеням, повернули налево по дорожке и шли по ней до тех пор, пока не скрылись из виду.

На сей раз родители слышали входной звонок и пошли к ступеням лестницы.

Как раз в тот момент появилась Мэри - 20-летняя девушка, которая жила тогда в их доме и училась на секретаршу. Она спала в другой части дома и была не в курсе, что произошло тут ночью. Мама Сэйры сверху спросила, кто там пришел. Мэри - она явно была обескуражена - ответила: «Услышав звонок, я открыла дверь, но там стояли двое мужчин, выглядевших настолько странно, что я растерялась и тут же захлопнула дверь перед их носом!»

И мать, и отец посмотрели на Сэйру так, будто видят ее впервые.

Никогда после этого никто не обмолвился и словом о событиях той ночи и того утра. Но Сэйра понимала, почему. Это было что-то настолько выходящее за пределы нормальной реальности, что взрослые просто не желали вникать в детали. И хотя никакие незнакомцы больше не появлялись, в доме все равно все воспринималось теперь по-иному, как если бы к окружающему пространству добавилось еще одно дополнительное измерение. А бинокулярное зрение стало проявляться у Сэйры все реже и к концу года исчезло вовсе.

Но, спрашивается, откуда же приходили те незнакомцы?

Я считаю, что они являлись из другого измерения, из параллельного мира, - говорит Сэйра Эстеп. - По тому, как они были одеты и как их зачаровывали предметы на туалетном столике, можно предположить, что их время сильно отличалось от нашего. Может, лет на 200. Каким-то образом они скользнули в мою реальность и соприкоснулись с ней. Я много думала об этом и пришла к мысли, что, может, всякий раз, когда у меня появлялось бинокулярное зрение, я как бы заглядывала в другое измерение. А в ночь, когда появились те двое, я, может, шагнула в ту реальность чуть-чуть дальше.

Но вот еще что удивительно. Сэйра выросла, вышла замуж, родила сына, которого назвали Бобом. И когда ему было лет пять (сейчас ему 40), он стал испытывать очень похожие ощущения!

Однажды вечером мальчик вдруг проснулся с плачем и криками. Сэйра и ее муж Чарльз кинулись к сыну. Тот сидел на своей кроватке и плакал так горько и отчаянно, как умеет плакать лишь пятилетний ребенок.

Здесь полно зверей, - причитал он, тыча пальчиком во все стороны. - И на моей кровати, и везде на полу!

Конечно же, папа сказал сыну, что все это просто сон.

Нет, папа, я их вижу! Посмотри, вот он - зверь! Он взбирается на мою кровать! - возражал Боб.

Он был в ужасе. Достаточно было заглянуть в его глаза, чтобы сомнений уже не осталось - малыш действительно все это видит. Притом видит четко, ясно, как и его мать видела лет тридцать назад тех двоих мужчин. Боб жутко волновался, пытался сталкивать зверье со своей постели, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Ну конечно же. Для него это была такая же реальность, как для его матери в детстве - появление тех незнакомцев в бриджах. Значит, животные и в самом деле на какое-то время прорвались в наш мир из другой реальности? И Боб их видел?

Так или иначе, а успокоился он и уснул лишь после того, как папа с мамой забрали его к себе в спальню и уложили в свою постель.

Но кто бы объяснил, почему дети и взрослые видят один и тот же мир по-разному? Почему бывает, что ребенок видит НЛО, а стоящий рядом взрослый - нет? Почему дети легко и естественно (без всякого гипноза) входят в мир своих прежних реинкарнаций, а взрослые все забывают? Почему для ребенка это такая же реальность, как и сегодняшняя жизнь, а для взрослых - что-то запредельное?

Задавая эти и многие другие вопросы, мы невольно превращаемся в тех самых «почемучек», какими все без исключения были в детстве...

Как видят мир дети, а еще интереснее – малыши? Нам, взрослым, все время кажется, что маленькие дети ничего не понимают. Они ведь не говорят. Не могут объяснить, возразить, отстоять свое мнение. А значит, ничего не понимают. И вся жизнь до года основана на рефлексах… И врачи говорят… Ох, чего они только не говорят. Однако многие вещи врачи объяснить не могут. Например, почему младенец так тонко чувствует свою мамочку?

Взрослому человеку тяжело понять, как видят мир дети. Но порой нужно себя представить на чьем-то месте, чтобы сделать выводы. Даже тогда, когда это может показаться смешным.

Посмотрите на своего ребенка. Или вспомните, если он уже вырос. Загляните в глазки. Наверняка вы часто наблюдали взгляд, зовущий «мама, возьми меня на ручки». Конечно! Всем кажется это детской хитростью. А может ребенок просто хочет быть поближе к маминому сердцу? Может он нуждается в теплоте?

Бесспорно, детям нельзя позволять манипулировать родителями, но иногда из-за воспитательных принципов мы не замечаем чувств ребенка, его внутренних слов, которыми он обращается с нами. Именно поэтому есть утверждение, что с детками нужно налаживать связь еще из утробы.

Как видят мир дети? Понимают ли они нас до года? Еще как! Но они воспринимают мир чувствами. И чаще всего – любовью. Ведь их душа кристально чиста, ведь она еще не совершила осознанных ошибок, исходящих от импульсов мозга. Но это совершенно не значит, что маленькие дети ничего не понимают.

Подумайте сами – как воспринимаете мир вы? Чаще всего мы взрослые настолько засоряем свое сознание повседневными проблемами, что не замечаем, как ведет себя наше сердце и чего просит душа.

А дети – они слышат и душу, и сердце. И просят нас, и действуют, и говорят нам, и капризничают – исходя из того и другого. Они думают совсем немножко. Но они живут чувствами! И именно через них они познают окружающую действительность.

Да, дети видят мир не так, как взрослые. Но это не повод утверждать, что детки ничего не понимают – они понимают больше нас, потому что умеют видеть мир глазами любви, что чаще всего в течение своей жизни разучиваются взрослые, от чего, собственно, и страдают. Ведь в любви все совершенство… в любви всё счастье! Потому дети и радуются жизни без причин!

Каким видят мир младенцы? Оказывается, совсем не таким, как взрослые…

Зрение малыша развивается именно в первый год жизни

Когда ребеночек только родился на свет, мамам сразу же не терпится встретить осознанное выражение его глаз. Хочется, чтобы ребенок осязал, различал тебя. Говорят, что первую неделю ребенок ничего не ощущает, только голод. Поэтому родителям столь интересно, когда их ребенок начнет воспринимать все окружающее, и это вполне естественно.

Объясняется это не до конца сформированным мозгом. Малыш не видит мир так, как видим его мы, мозг его устроен по-иному, чем у взрослых.

Как видит новорожденный?

Новорожденные улавливают свет, рассматривают предметы, людей, фигурки, находящиеся на небольшом расстоянии. Мир малыша размытый, неясный, туманный, в нем нет контрастов. Можно увидеть, что только что рожденный ребенок не фокусируется ни на одной вещи, глаза его бегают и пытаются охватить все. Не стоит переживать, положение непременно изменится в лучшую сторону.

Излюбленные объекты для новорожденного — это лица людей! Особо обожаемы — лица мамы и папы. Вот и не прячьтесь от него, дайте ему возможность вдоволь рассмотреть вас. Рассматривая их, ребенок проявляет неподдельный интерес. Особенно завораживает малыша лицо папы. Оно более четко очерчено, плюс борода и усы, что делает его еще более выразительным. Предметом обожания могут быть картинки с орнаментом или старые фотографии.

Главное, что воспринимает месячный малыш – это мамино лицо и свет. Малышу трудно остановиться на одном предмете, все в комнате под его непрерывно блуждающим взглядом.

Не стоит переживать о свете и тогда, когда ребенок спит. Это не будет его беспокоить и прерывать сон, напротив, пробудившись, он будет только рад этому свету.

Изменение зрения с возрастом

По мере роста зрение становится намного лучше. Мир наполняется разными красками!

  • Дети 3 месяцев уже способны различать некоторые цвета, но объемное изображение все еще не воспринимается ими. Можно покупать яркие игрушки-погремушки, он с удовольствием в них будет играть. Взгляд его становится более сосредоточенным. Он начинает узнавать маму, внимательно изучает ее лицо. Останавливается на неподвижных предметах.
  • 4- 6 месяцев . Зрительный аппарат более совершенен, уже плотно и согласованно работает, ребенок видит более точно и чисто. Груднички проявляют неуемный интерес ко всему, что их окружает, изучают собственное тело, игрушки. Большое удовольствие доставляет им игра «в ладушку», они уже болтают ножками, хватают предметы ручками. Где-то до 7 месяцев детки временами косят глаза. Взгляд их не имеет конкретной направленности, но с каждым месяцем он будет все больше и больше сконцентрирован.
  • В полгода ребенка следует показать врачу-офтальмологу, он сможет уже оценить зрение малыша более объективно. Сейчас определяется, косоглазие это болезнь или просто незначительное отклонение.
  • По мере роста зрение становится все более совершенным, и к году оно такое, как у взрослых.

Этапы развития зрения малыша

Главное отличие зрения ребенка — это нехватка остроты. Полностью зрение взрослого ребенок приобретет только ближе к школе. Тем не менее, он уже способен охватывать все объемно. Сейчас ребенку уже можно покупать пирамидки и кубики, он с удовольствием будет складывать из них дома и другие конструкции.

Когда стоит обратиться к врачу?

Обязательно следует с ребенком посетить офтальмолога. Проявив внимательность, родители сами могут выявить некоторые заболевания глаз. Следующие вещи являются подозрительными:

  • Большой размер глазных яблок должен насторожить вас.
  • Выпирание глаз, так называемые глаза, вылазящие «из орбит» – плохой знак, и требует незамедлительного обращения к врачу.
  • Неодинаковый цвет глаз. Окончательно цвет определяется только в конце 3 месяца. Конечно, глаза у детей бывают разного цвета, но это редкость, не ленитесь показаться врачу, если в вас закрались сомнения.
  • Отмечайте, присутствует ли у ребенка фокусировка. С двухмесячного возраста он должен осознанно останавливать свой взгляд. Трехмесячный ребенок уже не спускает глаз с движущейся погремушки.
  • Диаметр зрачков. Сужение зрачков при попадании на них света.
  • Слезящиеся глаза также не норма, и необходим осмотр специалиста.

Как я восстановила зрение за 2 недели!
Все оказалось достаточно просто и отнимало не более 15 минут в день...
Почему аптеки молчат?
Как наши жадные аптекари в очередной раз скрывали самый продаваемый в Европе препарат для зрения!

Д.С.Утенков убеждён в том, что дети видят мир не так, как взрослые. Их взгляд острый и незамыленный, способный замечать то, что не видит взрослый человек. Дети находятся, по мнению художника, не вне красоты окружающего мира, а внутри неё, поэтому в рисунках их сквозь детскую наивность всегда проглядывает живая реальность. Автор считает, что родители должны помогать ребёнку, как можно дольше не расставаться с этим целостным восприятием окружающего. Художник предлагает свои рецепты на примере воспитания своего сына Серёжи. С младенчества «миром» ребёнка был естественный мир природы, а не яркие пластмассовые погремушки и телепузики с черепашками-ниндзя. Поэтому в своих детских рисунках Серёжа изображал то, что было частью этого мира – кошек, сорок, снежинки.

Мне кажется, что дети живут чувствами и именно через них познают окружающий мир. В замечательной философской сказке «Маленький принц» французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери противопоставляет два мира В мире взрослых самыми важными ценностями являются власть, тщеславие, богатство. Душа Маленького принца, представляющая детский мир, жаждет красоты, дружбы, взаимопонимания и любви. Именно этому герою принадлежит фраза: «Зорко одно только сердце». Маленький принц не в силах понять обитателей планет, на которых ему довелось побывать. «Странный народ эти взрослые!» - восклицает он. Но ему удаётся найти и среди взрослых близкого по мироощущению человека – лётчика, потерпевшего крушение в пустыне. Они одинаково читают рисунок, в котором за контурами шляпы можно увидеть удава, проглотившего слона.

Сохранять в себе зоркость сердца значит сохранять восторженный, не переставающий удивляться детский взгляд на жизнь. Эта мысль звучит в сказке-притче Сент-Экзюпери и в тексте художника Дмитрия Максимовича Утенкова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.