Доп программа по хореографии в доу. Значимые для разработки и реализации Программы

Для занятий хореографией в дошкольном учреждении желательно иметь просторное, чистое, светлое помещение с деревянным полом, по возможности оборудовано зеркалами. Температура воздуха в зале не должна превышать 15-16 °. До начала занятий помещения необходимо проветривать, делать влажную уборку.

Форма для занятий должна быть удобной и опрятной. Каждый педагог может самостоятельно выбирать вид одежды: спортивный купальник и юбочку, футболку и короткие эластичные штанишки или лосины - для девочек, майку и эластичные шорты (лосины) - для мальчиков. Желательно, чтобы одежда была одного цвета (в хореографии классическим цветом репетиционной формы является черный). На ногах не должно быть никакой обуви, кроме чешек или балеток (тапочек из мягкой ткани для свободного развития подъема). Длинные волосы у девушек должны быть зачесаны и тщательно собраны. Следует избегать на руках и шее украшений. Наличие формы дисциплинирует детей и способствует ответственному отношению к танцевальной деятельности. Все занятия по хореографии желательно проводить в сюжетной или игровой форме. Подбирая сюжет, следует учитывать уровень знаний и круг интересов детей. Источниками сюжетных линий могут быть: детская литература (рассказы, сказки, стихи) окружающий мир (бытовая, спортивная, трудовая и игровая деятельность; объекты и явления природы) детский песенный материал, мультфильмы и детские кинофильмы и тому подобное. На их основе можно проводить различные формы хореографических занятий: занятие-сказка, занятие-экскурсия, занятие-путешествие, занятие-соревнование, занятие-фантазия, занятие развлечение, занятие-концерт. Такие формы захватывают детей, повышают их активность, стимулируют творческое воображение, обогащают эмоциональный опыт.

Каждая часть хореографического занятия должна решать конкретные задачи, связанные между собой и направлены на выполнение программы хореографической работы с определенной возрастной категории в целом. В содержание занятия следует включать повторение предыдущего и преподавания нового материала с обязательным его закреплением. Путем повторения незаметно накапливаются знания и умения, которыми ребенок может пользоваться в самостоятельной деятельности. Новый материал лучше подавать в небольшом объеме, с нарастанием степени сложности, повторяя его к сознательному усвоению. Также следует как можно чаще менять построение детей в зале для того, чтобы они свободно чувствовали пространство и у них не возникал стереотип «собственного места» во время выполнения танцевальных номеров. Для более полного перевоплощения детей в определенный образ возможно использование различных вспомогательных предметов (элементы костюмов, маски, игрушки и другой реквизит).

Процесс овладения танцевальным движением следует начинать с формирования умения, которое опирается на предыдущие знания и личный двигательный опыт ребенка. По своей природе, структуре и методике усвоения хореографические умения и навыки идентичны двигательным, поэтому их формирование происходит поэтапно: первичное содержательно-образное ознакомления детей с танцевальным движением - углубленное, детализированное его изучения - закрепление и совершенствование в репродуктивной и продуктивной видах танцевальной деятельности.

На разных этапах формирования хореографических умений должны меняться соотношение методов и приемов. На начальном - предпочтение отдается ознакомлению с названием и эталонном показе движения педагогом, целостном и поэлементному показе, анализу музыкального сопровождения, образному сравнению, объяснению и тому подобное. На этапе углубленного детализированного обучения - метода упражнения, приемам интерпретации, идеомоторной тренировки, поляризации, соревнования, контактного выполнения, неформальных задач и тому подобное. На этапе совершенствования - самоконтролю, изменении условий выполнения, введению усвоенного движения в детскую импровизации, творческой интерпретации движения.

С целью снижения утомляемости детей, поддержания активности, устранения монотомии, коррекции неблагоприятных эмоций необходимо во всех частях занятия использовать приемы переключения внимания (объем внимания дошкольников колеблется каждые 2-10 секунд), менять характер деятельности («динамическая-статическая», «тихая-громкая», «эмоциональная менее эмоциональная ») и ее виды (слушание, исполнение, импровизация и т.д.). В процессе обучения следует избегать общения на уровне авторитарно-дисциплинарных указаний, которые формируют у детей пассивную реакцию, снижают их заинтересованность и инициативу.

Учитывая, что у дошкольных группах хореографией занимаются дети без предварительного отбора, одной из важных задач, которую педагог должен решать на каждом занятии, является коррекционная работа (предупреждение и исправление дефектов осанки, стопы и др.).

Во время организации и проведении хореографических занятий с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать танцевальные упражнения различной направленности: пантомимические (выразительные движения, позы, жесты, мимика) танцевальные (движения народно-сценического, классического, современного и элементарного бального танцев) коллективно-порядковые (фигурные и композиционные перестроения); коррекционные (партерные и корректирующие движения) музыкально-ритмические (задание на эмоциональное восприятие музыки, музыкально-двигательную координацию движений и развитие внимания, передачу ритмического рисунка); творческие (имитационные движения, творческие игры и задания).

Доступный танцевальный и музыкальный репертуар в системе дошкольного образования можно применять не только в хореографической работе, но и успешно интегрировать в другие виды детской деятельности (музыкальную, игровую, театрализованную). Содержательное наполнение занятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой, физического воспитания, формирование элементарных математических представлений будет способствовать повышению познавательного интереса детей, закреплению знаний в нетрадиционных формах, увеличению объема двигательной активности.

Вместе с учебными задачами на занятиях по хореографии следует решать воспитательные. Так, выполнение движений позволяет влиять на формирование волевых качеств (настойчивости, организованности, дисциплинированности, выдержки), а взаимодействие ребят во время танца способствует усвоению навыков культуры поведения и общения (умение пригласить на танец и поблагодарить партнера после его окончания). Особое внимание во время занятия следует обращать на ребят, стимулируя их интерес не только мужественными темами танцевального репертуара, но и повышенной физической нагрузкой.

Большое значение на танцевальном занятии имеет музыкальное сопровождение, которое должно соответствовать возрасту детей, быть эмоционально выразительным, доступным для восприятия, четко передавать характер движений, ритм и темп. Если в одном из структурных компонентов занятия преобладают классические танцевальные движения, то следует использовать репертуар классической музыки; если педагог использует лексику народных или современных танцев, то в соответствии добирается и музыкальное оформление.

Таким образом, при организации и проведении хореографических занятий с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих методических требований:

Постановка перед каждым занятием учебных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач;

Подбор содержания занятия соответственно его тематике, целям и задачам;

Использование разнохарактерного, образного музыкального материала, что отвечает задачам определенной части занятия;

Повторение предыдущего и подача нового материала с обязательным его закреплением путем многократного, вариативного использования;

Изменение видов деятельности, местоположения детей, оптимальная дозировка допустимой нагрузки;

Создание атмосферы защищенности и комфортности во время занятия, доброжелательный характер общения с педагогом, поощрения даже незначительных достижений детей;

Непосредственное участие педагога в исполнении танцевальных движений;

Подведение итогов с анализом деятельности детей, сообщение цели следующего занятия для повышения интереса и мотивационной готовности.

Итак, хореографическая работа в системе дошкольного образования будет эффективной при следующих условиях: использование педагогического потенциала хореографии с учетом ее воспитательных и развивающих возможностей; реализация личностно-ориентированного подхода к детям в процессе танцевальной деятельности; применение демократического стиля общения педагога с детьми, основанной на принципах взаимодействия и сотворчества; мотивация деятельности детей; применение совокупности движений народного, классического, современного и элементарного бального танцев; подбор системы методов и приемов в зависимости от этапов формирования хореографического навыка; использование доступного и интересного танцевального репертуара; применение различных типов хореографических занятий.

Рабочая программа по хореографии. «Танцевальный MIX»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 50»

Рабочая программа по хореографии.

«Танцевальный MIX »

(возраст детей от 3 до 7 лет)

Составитель: педагог дополнительного образования - хореограф

Давлетшина Л.М..

г. Нижнекамск 2014 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.

Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления. Данная программа строится на обширном изучении русского народного танца, наиболее понятного и доступного детям дошкольникам.

Программа «Танцевальный MIX » ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.

Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

В основу данной программы положен богатейший опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов - практиков - А.Я.Ваганова, Т.А.Устиновой, Т.С.Ткаченко и др.

Программа «Танцевальный MIX » рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий: средняя группа - 20 мин., старшая группа - 30 мин. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).

Цель - приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.

Задачи:

1. обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского - бального танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;

2. развивающая - развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству;

3. воспитатывающая -воспитание эстетически - нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в пар.

Содержание программы.

1. Вводное занятие.

На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет.

2. Партерная гимнастика.

Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.

Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу.

3. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.),научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.

4.Упражнения для разминки.

Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Танцевальный MIX ».

5. Народный танец.

В данном разделе дети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность. А из народный комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды построенными на данных движениях.

6. Классический танец.

Классический танец - основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battement tendu, demi plie и др.), познакомятся с квадратом А.Я.Вагановой. с каждым учебным годом к более простым танцевальным движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей с данным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.

7. Бальный танец.

В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как: подскоки, par польки, par вальса, полонеза. Дети научаться держать корпус и руки согласно тому времени, к которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются перенять манеру исполнения танцев того времени. Во время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое значение для данного вида искусства. На этих занятиях могут быть использованы различные атрибуты, например: веера, шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с предыдущими разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды « Полька», «Вальс», «Чарльстон».

Тематический план.

Вторая младшая группа.

№ п/п

Тематическое планирование.

1.

Вводное занятие.

2.

Партерная гимнастика:

Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

Упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

Упражнения для исправления осанки;

Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

3.

Игра «Найди свое место»;

Простейшие построения: линия колонка;

Простейшие перестроения: круг;

Сужение круга, расширение круга;

Интервал;

Различие правой, левой руки, ноги, плеча;

Повороты вправо, влево;

Пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);

Движение по линии танца, против линии танца.

4.

Упражнения для разминки:

Повороты головы направо, налево;

Наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»;

Наклоны корпуса назад, вперед, в сторону;

Движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»;

Повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед;

Повороты плеч с одновременным полуприседанием;

Движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

Чередование шагов на полупальцах и пяточках;

Прыжки поочередно на правой и левой ноге;

Простой бег (ноги забрасываются назад);

- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра);

- «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра);

- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед);

Прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без;

Бег на месте и с продвижением вперед и назад.

5.

Классический танец.

1. Постановка корпуса.

2. Положения и движения рук:

Подготовительная позиция;

Позиции рук (1,2,3);

Постановка кисти;

Отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца;

Раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению;

3. Положения и движения ног:

Позиции ног (выворотные 1,2,3);

Demi plie (по 1 позиции);

Relleve (по 6 позиции);

Sotte (по 6 позиции);

Легкий бег на полупальцах;

Танцевальный шаг;

Танцевальный шаг по парам (руки в основной позиции);

Перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu);

Реверанс для девочек, поклон для мальчиков.

4. Танцевальные комбинации.

6.

Народный танец.

1. Положения и движения рук:

Подготовка к началу движения (ладошка на талии);

Хлопки в ладоши;

Взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.);

Положение «полочка» (руки перед грудью);

Положение «лодочка».

2. Положения и движения ног:

Позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая);

Простой бытовой шаг;

- « Пружинка»-маленькое тройное приседание (по 6 позиции);

- «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса;

Battement tendu вперед, в сторону на носок, с переводом на каблук в русском характере;

Battement tendu вперед на носок, с переводом на каблук в русском характере и одновременным приседанием;


- ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами;

Простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции;

Простой приставной шаг с притопом;

Поднимание и опускание ноги согнутой в колене, вперед (с фиксацией и без);

Приставной шаг с приседанием;

Приставной шаг с приседанием и одновременной работой рук (положение рук «полочка», наклон по ходу движения);

Приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сторону поворота;

Приставной шаг с приседанием и выносом ноги в сторону на каблук (против хода движения);

Приставные шаги по парам, лицом друг к другу (положение рук «лодочка»);

- «елочка»;

- «ковырялочка»;

Поклон в русском характере (без рук).

3. Танцевальные комбинации.

7.

Танцевальные этюды, танцы:

Сюжетный танец «Лето».

8.

9.

10.

Средняя группа.

(занятия проводятся 2 раза в неделю)

№ п/п

Тематическое планирование.

1.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.

2.

Классический танец:

1. Повтор 1 года обучения.

2. Упражнения на ориентировку в пространстве:

Положение прямо (анфас), полуоборот, профиль;

Свободное размещение по залу, пары, тройки;

Квадрат А.Я.Вагановой.

3. Положения и движения рук:

Перевод рук из одного положения в другое.

4. Положения и движения ног:

Позиции ног (выворотные);

Шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад;

Танцевальный шаг назад в медленном темпе;

Шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад).

Relleve по 1,2,3 позициям (муз. раз. 1/2 ,1/4, 1/8);

Demi-plie по 1,2,3 поз.;

Demi-plie c с одновременной работой рук;

Сочетание полуприседания и подъема на полупальцы;

Sotte по 1,2,6 поз.;

Sotte в повороте (по точкам зала).

5. Танцевальные комбинации.

4.

Народный танец:

1. Повтор 1 года обучения.

2. Положения и движения рук:

Положение на поясе - кулачком;

Смена ладошки на кулачок;

Переводы рук из одного положения в другое (в характере рус. танца);

Хлопки в ладоши - двойные, тройные;

Руки перед грудью - «полочка»;

- «приглашение».

3. Положение рук в паре:

- «лодочка» (поворот по руку);

- «под ручки» (лицом вперед);

- «под ручки» (лицом друг к другу);

Сзади за талию (по парам, по тройкам).

4. Движения ног:

Шаг с каблука в народном характере;

Простой шаг с притопом;

Простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта);

Простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию);

Battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в сочетании с demi-plie;

Battement tendu вперед, в сторону на носок с переводом на каблук по 1 свободной поз., в сочетании с притопом;

Притоп простой, двойной, тройной;

Простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу;

Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад;

Простой дробный ход (с работой рук и без);

Танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга);

Простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад;

Простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку противоположными руками;

Танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию);

Прыжки с поджатыми ногами;

- «шаркающий шаг»;

- «елочка»;

- «гармошка»;

Поклон на месте с руками;

Поклон с продвижением вперед и отходом назад;

Боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции;

- «ковырялочка» с двойным и тройным притопом;

- «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.

(мальчики)

Подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции);

(девочки)

Простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями)

Маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»;

Бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»;

5. Упражнения на ориентировку в пространстве:

Диагональ;

Простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре;

- «звездочка»;

- «корзиночка»;

- «ручеек»;

- «змейка».

6. Танцевальные комбинации.

5.

Бальный танец:

1. Постановка корпуса, головы, рук и ног.

1. Движения ног:

Шаги: бытовой, танцевальный;

Поклон и реверанс;

Боковой подъемный шаг (par eleve);

- « боковой галоп» простой, с притопом (по кругу, по линиям);

- «пике» (одинарный, двойной) в прыжке;

Легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед.

2. Движения в паре:

- (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика;

- « боковой галоп» вправо, влево;

Легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону.

3. Положения рук в паре:

Основная позиция;

- «корзиночка».

4. Танцевальные комбинации.

6.

Этюды:

Сюжетный танец «Мотылек»;

- «Кадриль»;

- «Вальс».

7.

Подготовка к итоговому контрольному занятию.

8.

Итоговое контрольное занятие.

9.

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста.

Роль хореографии в развитии ребёнка важна и многогранна. В укреплении здоровья, физических сил она гармонично, равномерно и с одинаковой степенью активности развивает все группы мышц, в том числе и лицевых (мимика).

Ребёнок быстрее усваивает различные жанры музыки (вальс, полька, марш), если это подкрепляется движениями, комбинациями.

Хореография даёт следующие возможности в развитии и воспитании ребенка:

  • развивает у ребёнка чувство ориентации и размещения в пространстве;
  • формирует социальное поведение в духе гуманных ценностей и норм;
  • чувство взаимовыручки;
  • ответственность за правильность исполнения.

Назначение занятий хореографией в дошкольном учреждении:

Первое - научить детей свободной координации движений, умению владеть свои телом, выполнять различные движения под музыку. Здесь важно использовать метод импровизации. Научить ощущению пространства, ориентации по сценической площадке.

Второе - осознанное исполнение как отдельного движения, так и танца в целом; получение удовлетворения от занятий, утренника.

Третье - свобода выражений эмоций и мимики. Навыки выразительного исполнения. Творческое воображение через образное мышление.

Основные требования к работе хореографа в детском саду

1. Доступность при исполнении и грамотность при подборе движений.

2. Разнообразие и регулирование нагрузки.

Хореографу необходимо составить несколько комплексов движений, различных упражнений, руководствуясь принципом «от простого к сложному».

В комплекс должны входить движения и упражнения, развивающие различные группы мышц, на координацию, внимание, дыхание, на подвижность суставов, ритмические движения.

Каждый комплекс упражнений должен соответствовать возрастной категории детей, их физическим возможностям.

Необходимо менять подбор упражнений каждый месяц: повторение движений, упражнение должно выполняться не более 8 раз.

3. Образность при объяснении и показе.

4. Наглядность при обучении.

Стремиться живо и интересно показать движения. Находить движения, которые ассоциативно связаны с животными, птицами, вещами, предметами. Хореограф сам должен в полную силу выполнять все движения и упражнения наравне с детьми.

5. Чёткое ритмическое и разнохарактерное музыкальное сопровождение.

6. Использование и применение предметов.

7. Обязательное присутствие эмоциональной окраски занятий.

Хореографам рекомендуется проводить занятия в игровой обстановке. Не ставить целью «именно сегодня выучить данное движение», а вводить его регулярно, ненавязчиво. Занятия проводить в хорошем темпе и ритме; важны настроение и эмоциональный подъем.

8. Создать условия для самовыражения каждого ребёнка.

Основные требования при сочинении и постановке танцев и танцевальных этюдов в дошкольном учреждении

1. Учитывать психологические и возрастные особенности в поведении и движении ребёнка.

2. Учитывать интерес детей, их увлечённость, двигательные навыки.

У хореографов при постановке танцев есть понятие «пустой танец», или «танец ради танца» - т. е. танцы, не несущие смысла, образа, идеи, мысли и т. д.

Хочется предостеречь хореографов, работающих в детских садах, от сочинения таких танцев. Вся деятельность дошкольника независимо от возраста связана с игрой. У него огромный диапазон фантазии в игре. Достаточно понаблюдать за его игрой и, используя его интересы, увлечённость, сочинить танцы.

Виды и формы танцев хореографических композиций

1. Танцы с предметами - можно использовать кубики, мячи, куклы, «султанчики», стульчики и другие предметы.

Основное, на что нужно обратить внимание при постановке танца, - это разнообразие положений предметов в руках, их применение, разнообразие рисунка.

(Например: «Ложкари» - со стульчиками, с султанчиками, с кубиками, со скакалками.)

2. Танец-игра - в основе лежит сюжет конкретной игры. (Например: «Дразнилки», «Задаваки», «Кошки-мышки».)

3. Хореографические картинки - в основе танца содержание какого-либо события или действия.

В этом виде сюжет песни оказывает огромную помощь в постановке танца и подборе движений. (Например: «Утро», «Рыжий, рыжий, конопатый», «На рыбалке с котом Леопольдом», «В первый класс», «А у нас во дворе», «Мальчишки-девчонки» и др.)

4. Танец-образ - в основе танца используются образы насекомых, животных, предметов, их вид деятельности или особенности поведения. (Например: «Муравьи», «Опята», «Подсолнухи», «Воробьи», «Кузнечики», «Зайчики», «Снеговики», «Лисички».)

5. Танцы народов мира: испанский танец, еврейский танец, «Цветы Индии», «Африканские ритмы», «Бразильские современные ритмы» и др.

6. Народные танцы: «Карусель» (русский танец), «Кадриль» (русский танец), «Трясуха» (белорусский танец), «Эскимосы» (танец народов Севера).

7. Бальные танцы: вальс, танго.

8. Историко-бытовые танцы: «Менуэт», «Полонез» и др.

9. Современная хореография: «Счастье», «Дуэт», «Вернисаж».

10. Хореографические композиции на фрагменты из балетов: «Щелкунчик», «Чиполлино», «Мойдодыр» и др.

Как музыкальное сопровождение можно использовать инструментальную музыку, народную музыку, песни из мультфильмов, классическую музыку, детские песенки.

Нужно учесть, что таких перестроений должно быть не более трёх-четырёх в зависимости от возраста детей, от приобретённых ими навыков, таких, например, как:

  • приставной шаг вперёд, назад;
  • прыжки с продвижением с ноги на ногу.

Для детей 6-7 лет к ранее выученному следует добавить:

  • шаг польки;
  • шаг вальса;
  • усложнённые прыжки в координации с руками, разворотом туловища, головы;
  • мелкие шаги.

Методические приёмы

Только в педагогической практике хореограф осваивает методику во всей её сложности, и тогда у него вырабатывается свой собственный стиль.

Проводя уроки ритмики, необходимо наблюдать за ходом занятий, свободно экспериментировать: применять тот или иной приём и пытаться создать новые хореографические элементы.

Следует избегать чрезмерного насыщения занятий применением разнообразных методических приёмов. К ним можно прибегать постепенно и только в конкретных случаях.

Задачи работы по возрастным группам

для детей 4 лет

  • научить двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, частей и музыкального произведения в целом;
  • научить передавать в движениях простейший ритмический рисунок, отработка точности движений;
  • развивать творчество, умение выразительно действовать с воображаемым предметом;
  • научить детей внутренней собранности, подтянутости, сохранять правильную осанку.

для детей 5 лет

  • научить эмоционально передавать игровые образы, выразительно двигаться;
  • научить самостоятельности в выполнении движений;
  • ввести в процесс обучения элементы народно-сценического танца, историко-бытового танца;
  • закреплять умение свободно ориентироваться в пространстве;
  • добиваться лёгкости, непринуждённости в выполнении движений.

для детей 6 лет:

  • научить слушать и самостоятельно менять ритмический рисунок;
  • развивать чувство ансамбля, синхронности;
  • ввести в процесс обучения элементы классического танца, модерн-танца;
  • разнообразить программу обучения по хореографии через введение разных форм и видов танцев и хореографических композиций.

Хореография

Организация работы в ДОУ по хореографии.

Работа хореографического кружка в ДОУ осуществляется на основе программы по танцевально-игровой гимнастике "Са-Фи-Дансе", рассчитанная на четыре года обучения детей от 3 до 7 лет. Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

В программе "Са-Фи-Дансе" представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основной целью программы "Са-Фи-Дансе" является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе "Са-Фи-Дансе" создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач для детей 3-7 лет.

1 . Укрепление здоровья:

Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
Формировать правильную осанку;
Содействовать профилактике плоскостопия;
Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
Развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Особенности методики обучения.

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);

Этап углубленного разучивания упражнения;

Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, у дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.

При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

Формы проведения занятий: Занятия хореографией делятся на несколько видов:

Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На уроке может быть введено не более 2-3 комбинаций.

Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Консультация для родителей: "Музыкально-игровое и танцевальное творчество".

Творческие проявления детей в ритмике являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию "Как у наших у ворот", у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у него не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю.Литовко и т.д.).

На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей ("Ворон", русская народная прибаутка; "Всем, Надюша, расскажи", белорусская народная песня; "Сапожник", чешская народная песня и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ("Котик и козлик", музыка Е. Тиличеевой; "К нам гости пришли", музыка Ан. Александрова; "У медведя во бору", русская народная мелодия и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ("На мосточке", музыка А.Филипенко; "Жили у бабуси", русская народная песня; "Кто построил дом?", музыка Е.Тиличеевой и т.д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

О хореографии в детском саду Хореография – искусство, любимое детьми. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка. Также нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники. В современных детских садах музыкально - двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции: программу, методику. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда ученик совсем еще маленький человечек, но все равно, от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда. Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.


Занятия хореографией призваны: укреплять здоровье детей; развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю; способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса; формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз; избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов; учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.


Уважаемые родители! С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. Возникновению системы ритмического воспитания мы обязаны швейцарскому педагогу и композитору Э. Жак - Далькрозу. Ритмика – исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка, а движения используются, как средство более глубокого ее воспитания и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармоничной слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения. Восприятие музыки это активный, слуха-двигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности.


«Я хочу танцевать!» Ребенок, занимающийся каким-либо видом танцевального искусства, всегда выделяется среди своих сверстников. Красивая осанка, грациозная походка, опрятный благородный вид – неотъемлемые черты "танцующего" ребенка. Первым шагом Вашего ребенка в этот удивительный мир танца могут стать занятия в кружке хореографии. Занятия хореографией для детей среднего дошкольного возраста в детском саду построены в игровой форме и включают в себя элементы ритмики, пластики, растяжек и конечно основы классической хореографии. Самое важное - это привить ребенку интерес к занятиям, желание танцевать, и любовь к танцу. Конечно, не каждый родитель видит своего ребенка, танцующим на сцене в пачке и пуантах. Но это не значит, что его занятия в кружке не принесут ему пользы. Ведь такие занятия – это и недостающая современному ребенку двигательная активность, и эмоциональная разрядка, и формирование правильной осанки, и воспитание эстетических качеств - необходимые для нормального роста и развития Вашего малыша. Ритмический компонент занятий включает развитие чувства ритма, т.е. двигаться в такт музыке, различать темп и настроение движений. Пластика позволяет отработать плавность движений, научиться чувствовать свое тело. Растяжки – неотъемлемый компонент занятий хореографией. Растяжки повышают эластичность связок, мягкость мышц, расширяют диапазон доступных ребенку движений.


Ритм в музыкальном развитии детей Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. В развитии чувства ритма должно участвовать все тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. То есть не менее важна эмоциональная природа ритма. Использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат. Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции. Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа. Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности. Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.


Для чего нужны занятия хореографией? К движению под музыку приобщаются как одаренные дети, так и те, кому нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Доказано, что двигательные упражнения развивают мозг, позволяют выразить эмоции, реализовать энергию. Для достижения результата при построении занятия используется принцип радости. Что дают занятия хореографией? Занятия хореографией развивают творческие способности, воспитывают вкус, развивают координацию движений и чувство ритма. Развивается умение ориентироваться в пространстве, формируется правильная осанка и красивая походка. В то же время происходит развитие психических процессов (восприятия, внимания, воли, памяти, мышления) и общее оздоровление. Что входит в программу занятий хореографией? - Знакомство с основными движениями хореографии: позиции рук, ног, отдельные движения из exercice. - Танцевальные этюды. Подвижные игры. - Разучивание танцев: полька, галоп, гавот, русский танец, полонез, вальс (облегченные варианты). По мере усвоения пройденного материала усложняется рисунок танца, добавляются новые композиции. Занятия сопровождаются музыкальными произведениями различных жанров: классическая музыка, народные мелодии, современные ритмы, обработки детских песен. Форма для занятий у мальчиков – белая, желательно без надписей, футболка и черные или темные шорты. На ногах белые носки и чешки или балетные туфли. У девочек должен быть белый купальник или белая футболка и короткая белая юбка. На ногах то же самое, что и у мальчиков.


Взрослые вопросы о детских праздниках Новый год, праздник весны, праздник осени - это так называемые календарные праздники, когда мы приглашаем всех родителей в детский сад. Педагоги хотят показать, чему научились дети на занятиях, родители хотят увидеть, как их дети блестяще поют, танцуют и читают стихи. Иногда все проходит чудесно, но иногда праздник прямо с самого начала идет не так, как вы себе это представляли. Именно ваш ребенок вдруг начинается прижиматься к вам и отказывается идти на «сцену» или стоит с другими детьми, нервно теребя рукав, и смотрит в пол, явно не получая никакого удовольствия от всего происходящего. Для кого же такой праздник? К организации детского праздника можно подходить по-разному. Если у праздника только одна цель – чтобы дети повеселились от души и получили подарки – все очень просто. Приглашаются артисты, которые играют с детьми, развлекают их. Затем угощение и вручение подарков. Календарные праздники - это совсем другое. Здесь артистами становятся сами дети. Иногда такой праздник превращается в серьезное испытание для детей, особенно если они младше 5 лет. Почему так происходит? Вы задумывались о том, что не все люди (даже взрослые) любят выступать публично, тем более, когда от них ждут демонстрации каких-то результатов. Но ведь ребенок, в отличие от взрослого, не может об этом сказать. Более того, родителям хочется видеть, что он не только все делает лучше всех, но и радуется тому, что он делает. Когда ожидания от праздника не совпадает с тем, что вы увидели, настроение портится у всех: у вас, у ребенка и даже у педагога. Педагогу ведь тоже хочется, чтобы праздник прошел хорошо. Проблем много, но такие праздники все равно очень полезны для детей, ведь это самый настоящий психологический тренинг - тренинг ответственного поведения в ситуации, когда от ребенка требуется максимальная собранность. Способность вести себя адекватно ситуации, выполнять правила – один из признаков социальной зрелости ребенка. И эта зрелость не наступает неожиданно сама по себе, она – результат опыта.


Что же делать родителям? Вы можете очень помочь своему ребенку и нам. Для того чтобы ребенок действительно получил удовольствие от праздника, мы советуем вам придерживаться следующих правил. Отнеситесь к празднику позитивно и, самое главное, спокойно. Не надо говорить ребенку, что он обязан быть лучше всех или, что вся семья (а особенно папа!) очень расстроится, если он выступит плохо. Пожалуйста, доверяйте педагогу. Не огорчайтесь, если ваш ребенок получил второстепенную, на ваш взгляд, роль. Поверьте, педагог никого не хочет выделить или, наоборот, обидеть. Мы заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок показал себя с самой лучшей стороны. Педагог хорошо знает возможности каждого ребенка: кто-то лучше умеет двигаться под музыку, кто-то петь, а кто-то читать стихи. Кто-то пока не готов петь соло, но замечательно поет в ансамбле и получает от этого удовольствие. Отнеситесь очень внимательно к выбору праздничной одежды для ребенка. Иногда причиной капризов малыша может быть то, что ему просто жарко в меховом маскарадном костюме или неудобно двигаться в платье с кринолином. Лучше, если одежда будет соответствовать тематике праздника или будет просто удобной. Например, вы смогли бы исполнить танец зайчика в костюме пирата? Наверно, с трудом. Если ребенок боится выступать, расскажите ему, что вы тоже в детстве ходили в детский сад и участвовали в праздниках. Не надо заставлять ребенка что-то делать на празднике насильно. Не расстраивайтесь и не раздражайтесь, если ребенок ведет себя не так, как вам хочется. Не все дети прирожденные артисты, кому-то нужно больше времени для адаптации. Постарайтесь поменьше фотографировать во время выступления. Во-первых, такие фотографии очень редко получаются удачными, ведь дети постоянно двигаются. Во- вторых, родители, которые бегают по залу с камерами, пытаясь поймать в объектив своего ребенка, очень мешают всем детям сосредоточиться. И самое главное: пожалуйста, улыбайтесь во время праздника. Ваш ребенок все время смотрит на вас и ваше выражение лица для него очень важно. Ведь он так хочет Вам понравиться!


Различают несколько видов осанки: 1. «Отличная осанка» - передняя поверхность грудной клетки выступает над поверхностью живота, спина равномерно волнообразная, что зависит от позвоночных изгибов. 2. «Хорошая осанка» - голова чуть наклонена вперёд, передняя поверхность живота выступает над передней поверхностью грудной клетки, равномерная волнообразность изгибов спины несколько нарушена. 3. «Удовлетворительная осанка» - грудная клетка несколько плоская, передняя поверхность живота значительно выступает над передней поверхностью грудной клетки. Волнообразность спины нарушена, особенно в поясничном отделе позвоночника. 4. «Плохая осанка» - голова выдвинута вперёд, грудь впалая, спина сутулая. При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела (апломб). «Равновесие – состояние неподвижности, покоя, в котором находится какое-либо тело под воздействием равных, противоположно направленных и поэтому взаимно уничтожающих сил» - так определяют понятие равновесия словари русского языка. Но в хореографии термин «устойчивость» понимается шире – как умение (или способность) сохранять без колебаний позы на всей стопе, на одной ноге, на полупальцах, а также сохранять равновесия в сложных двигательных ситуациях. Достичь устойчивости могут лишь те, кто обладает правильной осанкой, хорошим зрением, нормальной работой вестибулярного аппарата, координацией, общим хорошим физическим развитием и здоровой нервной системой.


7. Разрешите ребенку иметь личную жизнь. Уважайте Вашего ребенка так, как Вы уважаете других людей. 8. Не скупитесь на ласку: поцелуи, объятия, ласковые слова - все это нужно и Вам, и ребенку. 9. Не занимайтесь воспитанием, когда Вы раздражены, устали, плохо себя чувствуете. Сначала отдохните. 10. Не защищайте ребенка от жизненных обстоятельств и последствий его поведения, потому что дети учатся только на собственном опыте. 1. Дети рождаются от любви и для любви. Радуйтесь Вашему ребенку! 2. Не ждите, что дети осуществят Ваши мечты. Они имеют свои мечты, помогите детям осуществить их. 3. Не жертвуйте для ребенка своей жизнью, работой, любовью. Детям эти жертвы не пойдут на пользу. 4. Относитесь с уважением к детским чувствам, делам. Детство - это не подготовка к жизни, детство - это тоже жизнь. 5. Когда ребенок с Вами - разговаривайте, слушайте его внимательно, сопереживая. 6. Не испытывайте честность ребенка, если не хотите, чтобы Вас обманывали. Советы родителям