Духи и благовония. Кто должен обеспечивать вдову

В течение срока ‘идда женщине запрещается все, что делает ее привлекательной для мужчин, потому что в этот период ей запрещается выходить замуж. Соблюдая это предписание Аллаха, вдова сможет избежать греха, которым в данном случае является преждевременное замужество.

К украшениям, которые запрещены в трауре, относятся:

1. Сурьма. Ранее мы уже привели хадис Умм Саламы, которая рассказывала, что к Посланнику Аллаха пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха, у моей дочери скончался муж, а у нее больные глаза. Может ли она помазать их сурьмой?» Пророк ответил: «Нет». Она повторила свой вопрос два или три раза, но он всякий раз говорил: «Нет». Затем он сказал: «Она должна выждать четыре месяца и десять дней. Во времена невежества каждая из вас выжидала год, а затем бросала навоз».

Имам ан-Навави сказал: «Это свидетельсвует о том, что использование сурьмы запрещается для женщины, находящейся в трауре, независимо от того, нуждается она в ней или нет».

Умм ‘Атийа аль-Ансарийа рассказывала: «Нам запрещалось держать траур по кому-либо, кроме мужа, более трех дней. А траур по мужу продолжался четыре месяца и десять дней. Мы не использовали сурьму, не мазались благовониями, не носили крашеных нарядов. Мы носили только то, что было соткано из уже цветной пряжи. Только после очищения от месячных кровотечений и купания мы могли помазать немного благовоний. Нам также запрещалось участвовать в похоронах».

2. Пудра, краска и прочее. Женщине в трауре запрещается красить волосы хной, наносить макияж на лицо и красить лицо и руки – одним словом, все, что делает ее привлекательной и соблазнительной.

Умм Салама рассказывала, что Пророк сказал: «Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета, не должна носить украшения, краситься и использовать сурьму».

3. Яркая одежда. Запрещается также носить одежду ярких цветов, например, ярко-красную, красную любых других оттенков, голубую, светло-зеленую, желтую. В хадисе Умм ‘Атийи сказано: «Мы не использовали сурьму, не мазались благовониями, не носили крашеных нарядов. Мы носили только то, что было соткано из цветной пряжи». Кроме того, Посланник Аллаха сказал: «Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета».

Ибн Кудама писал: «Пророк разрешил женщинам, находящимся в трауре, носить одежды, сотканные из цветной пряжи, потому что пряжу красят не для того, чтобы сделать наряд привлекательным. Однако если пряжа была покрашена в красный, желтый или другие яркие цвета, то одежду из нее носить в трауре не разрешается, потому что она производит такой же эффект, как и та, что покрашена уже сотканной».

Что же касается нарядов черного или темно-зеленого цветов, то запрет не распространяется на них, потому что их не используют для того, чтобы привлечь к себе внимание.

В трауре запрещается носить шелковые одежды, потому что они относятся к украшениям. Ибн аль-Мунзир (стр. 88) писал, что ученые единодушны по этому поводу.

4. Украшения. Запрещается носить любые украшения, даже кольца, потому что Посланник Аллаха сказал: «…не должна носить украшения…» Ведь украшения усиливают обаятельность женщины и увеличивают в мужчине желание прикоснуться к ней.

Этот запрет распространяется на золотые и серебряные украшения любой формы и на драгоценные камни (бриллианты, рубины и т.д.).

5. Прическа. В хадисе Умм ‘Атийи, который передал имам ан-Насаи, говорится: «Она не носила ни крашеных нарядов, ни одежд, сотканных из цветной пряжи, не использовала сурьмы, не делала себе причесок и не мазалась благовониями, разве что после очищения [от менструаций]» Скорее всего, запрещается делать изысканные прически, смазывая волосы ароматическими маслами и т.п. Абу Мухаммад ибн Хазм писал: «Женщина в трауре не должна делать причесок, но ей разрешается просто расчесывать волосы гребешком».

6. Духи и благовония. Запрещается мазать благовониями как тело, так и одежду, и между учеными нет разногласий в этом вопросе. Мы уже упоминали хадис о том, что Зейнаб, дочь Абу Саламы, рассказывала, что, когда умер Абу Суфйан ибн Харб, его дочь и жена Пророка Умм Хабиба пришла к ней. Она попросила принести ей духи, а затем надушила девушку-рабыню и помазала ими свои щеки. После этого Умм Хабиба сказала: «Клянусь Аллахом, мне нет дела до благовоний, но я слышала, как Посланник Аллаха сказал: “Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день, не должна находиться в трауре по усопшему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четырех месяцев и десяти дней”». Кроме того, в хадисе Умм ‘Атийи говорится: «Она не должна использовать сурьму и мазаться благовониями, разве что когда она очистится от месячного кровотечения, то может помазать немного индийских духов или йеменских благовоний».

Пророк разрешил женщинам в трауре использовать благовония только после очищения от регул. Это дозволено не для того, чтобы они становились привлекательней, а для того, чтобы притупить неприятный запах следов крови.

Также запрещается использовать масла жасмина, фиалки и другие душистые масла, а также душистое мыло.

Что касается масел, в которых нет ароматических веществ (оливковое или кунжутное масло, жиры), то их можно использовать, потому что священных текстов, которые бы запрещали это, нет. Такого мнения придерживаются ученые маликитского, ханбалитского и захиритского толка.

В наше время среди мусульман широко распространено мнение, что женщина, держащая траур по мужу, не имеет права смотреться в зеркало, слышать мужскую речь, разговаривать с мужчинами, даже если в этом есть необходимость, отвечать на телефонные звонки и даже смотреть на луну!! Некоторые вообще считают, что когда она прекращает траур, то должна отправиться к морю!! Все это и многое другое не имеет отношения к шариату и является ересью и нововведениями.

Траур обязателен для овдовевших мусульманок, обладающих здравым рассудком, которые были замужем согласно законному шариатскому браку, даже если покойный муж еще не имел с ней интимной близости.

Кроме того, женщина, которой муж дал неокончательный развод (т. е. первый или второй развод, после которых возможно возобновление брака), также обязана после смерти мужа в течение срока идды придерживаться условий, относящихся к трауру, поскольку она все еще остается женой своего мужа. Но это правило не относится к женам, которые находятся в соблюдении срока идды, после того как мужья дали им третий, окончательный развод.

Существуют определенные запреты, возлагающиеся на женщин, у которых умерли мужья. В следовании этим запретам и выражается соблюдение женщиной траура. Эти запреты должны соблюдаться в период времени идды, т.е. в течение четырех месяцев и десяти дней или до рождения ребенка. В течение этого срока женщине, у которой умер муж, запрещается все то, что делает ее привлекательной для мужчин, потому что в этот период ей не дозволено выходить замуж.

К вещам, которые запрещены в трауре, относятся:

1) Яркая одежда, привлекающая взор посторонних. Запрещается носить одежду ярких цветов, например, ярко-красную, красную, любых других ярких оттенков, голубую, светло-зеленую, желтую, т.е. все то, что одевается для красоты и привлекает внимание. Что касается нарядов черного, темно-синего, темно-коричневого или темно-зеленого цветов, то запрет не распространяется на них, потому что их не используют для того, чтобы привлечь к себе внимание. В трауре запрещается носить шелковые одежды, если в них подчеркивается красота, и украшения, подобные узорам, и т. д., если нет – то дозволено;

2) Запрещается красить то, что видно из частей тела, такие, как лицо, руки, ноги, хной. Если красится то, что под одеждой, то разрешается. Также запрещается мазать глаза сурьмой – одним словом, запрещается все то, что делает ее привлекательной и соблазнительной. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета, не должна носить украшения, краситься и использовать сурьму » (Абу Давуд);

3) Запрещается носить любые украшения, будь то из золота или серебра, даже кольца, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «…не должна носить украшения…» Этот запрет распространяется на золотые и серебряные украшения любой формы, будь то браслеты, цепочки и т. д., сюда же относятся и драгоценные камни типа бриллианта, жемчуга, рубина и т. д. Имам аль-Газали пишет, что разрешается ей носить серебряное кольцо, как мужчинам;

4) Духи и благовония. Запрещается ей умащать благовониями как тело, так и одежду. Также запрещается использовать масла любой формы, будь то ароматические или другие, на волосах головы и лица. Что касается масел, в которых нет ароматических веществ, то их можно использовать только на теле.

Женщине, находящейся в трауре, разрешается украшать свой дом, постель и другие принадлежности, т. к. соблюдение траура бывает телом. Ей разрешается расчесывать волосы, стричь ногти, купаться, удалять волосы с определенных частей тела для чистоты.

В течение траура вдова живет в доме своего покойного мужа, независимо от того, был этот дом его частной собственностью или он арендовал его, или просто временно жил в нем с разрешения хозяина.

Наследники не имеют права заставить жену покинуть дом своего бывшего мужа до истечения времени идды, если только она не совершит явного греха, потому что Всевышний Аллах в Коране сказал: (смысл): «…Не выгоняйте из их жилищ, и пусть они не выходят из них, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха… » (сура «Ат-Талак», аят 1).

Под словом «мерзость» имеется в виду, если только она не станет грубить своим опекунам, оскорблять их или же причинять им беспокойства такого рода.

Вдова имеет право окончательно покинуть дом мужа и перейти на другое место жительства в следующих случаях: если она опасается, что дом разрушится или окажется затопленным, или же боится нечестивцев, живущих по соседству с ее домом, или она получает вред от соседей, или же соседи получают вред от нее и т. п.; если закончился срок аренды дома или хозяин дома выселяет ее, или же он не желает продлевать с ней контракт, или же он требует от нее завышенную плату, и она не имеет средств снимать данную квартиру. В этих случаях вдова имеет веские причины для того, чтобы переехать из дома, где она жила с мужем, в другой дом или квартиру.

В течение срока идды женщина имеет право выходить из дома днём по своим делам. Однако по ночам она не имеет права без необходимости выходить из дома, потому что ночь – это время зла и пороков, в то время как день отведен для необходимых дел, труда и торговли. Если же вдова должна сама зарабатывать себе на жизнь и нет человека, который обязан взять на себя ее обеспечение, то она имеет право днем выходить из дома, чтобы заработать, но обязана проводить ночи только в доме своего покойного мужа.

Мудрость возложения траура

Соблюдая траур, женщина оказывает почтение своему покойному мужу и скорбит от того, что лишилась любимого и близкого человека. Нет сомнения в том, что брак – это милость Господа, которая касается как духов ной, так и мирской жизни человека, а потеря супруга – великое несчастье, которое заставляет опечалиться каждого человека и каждую женщину. Ведь семейная жизнь дает ей возможность удовлетворять многие свои желания дозволенным путем, хранить целомудрие и избегать грехов, дарит ей ласку милого друга, избавляет ее от необходимости самой искать пропитание. Но со смертью мужа все это прекращается, и поэтому вдова должна держать траур, дабы подчеркнуть тяжесть своей утраты и свою грусть.

Отказываясь от нарядов и скорого замужества, вдова проявляет уважение к чувствам родителей и родственников своего мужа.

По истечении срока траура становится ясно, беременна ли женщина от своего покойного мужа. После четырех месяцев развития, когда ангел уже вдохнул душу в плод, он начинает шевелиться в утробе матери.

Даже если нам не известна вся мудрость законоположения о трауре, каждый, кто верит в Создателя и в Судный день, обязан придерживаться его, повинуясь Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение).

Носить траурное стало модно с расцветом Викторианской эпохи после смерти принца Альберта в 1861 году. Королева Виктория носила вдовий наряд до конца своей жизни, а жила она очень долго. Но в 1901 началась Эдвардианская эпоха. Многие, кто мнил себя модниками, особенно же простолюдины, последовали примеру своей королевы.

А учитывая, что средний класс всегда стремился перенимать каноны приличия высших сословий, он также взял на вооружение траурную моду. В частности, траурная мода отразилась и на канцелярских принадлежностях: конвертах, почтовой бумаге и визитных карточках черного цвета.

Молитвенники и Библии должны были быть в черном переплете, а носовые платочки должны были быть отстрочены черной лентой по краю. Список был бесконечным, но все детали должны были донести посредством определенных знаков и визуальных символов мысль о том, что люди в трауре, донести мысль о чувстве невосполнимой потери посредством определенного набора символов моды той эпохи.

Люди повязывали маленькие черные или фиолетовые ленточки вокруг горлышек бутылочек на туалетном столике и украшали похожими фиолетовыми или даже черными ленточками одежду младенцев.

Младенец в трауре

Это фотография младенца в трауре свидетельствует о важности траура для викторианцев и эдвардианцев. На ней изображен младенец в одежде с черными ленточками на рукавах. Это свидетельствует об утрате этим ребенком кого-то из близких родственников.

Женщины в трауре

Женщины определяли каноны траурной моды. Как это ни печально, но именно женщина, как представитель социального сословия, к которому принадлежал ее муж и она сама, демонстрировала, как правильно носить траур, определяя маленькие негласные правила траурной моды.

Во время королевского траура именно траурная мода определяла моду в обществе, тем не менее, зачастую для большинства населения такая мода была непрактичной. Это происходило в основном потому, что у богатого сословия было достаточно денег, чтобы ревностно соблюдать правила траурного этикета, а низшему сословию дань моде обходилась подчас непосильным трудом.

Советами о том, как правильно носить траурные наряды, как правильно соблюдать траурный этикет пестрели все женские журналы того времени. В 1865 году социальный историк Генри Мэйхью отмечал, что » … женщинам … пришлось отложить свою повседневную одежду и перестать носить любые наряды, кроме черных, в соответствующие материалы и с аксессуарами частности, для первых этапов траура.

Траурный наряд и траурная повязка

Траур был дорогостоящим мероприятием, причем весьма расточительным, поскольку речь шла о вопросах моды. Одинаковые прически в зависимости от времени дня, одинаково черный цвет, но разные материалы! Если в семье произошло несколько смертей подряд с небольшим временным разрывом, то траурный наряд полагалось носить, не снимая на протяжении нескольких лет. Поскольку на время траура повседневную одежду откладывали, что называется, в долгий ящик, к тому времени, как траур подходил к концу, такая одежда выходила из моды. Поэтому такую одежду часто перешивали, а еще чаще выбрасывали.

Траурный креп был самым ходовым материалом в те времена. Он использовался в таких масштабах и количествах, что в 1890-е годы семейство Курто построило текстильную империю по продаже траурного крепа. Фактически креп был гофрированным текстурированным материалом, в основном окрашенным в насыщенный черный цвет, хотя белый креп использовался для шляпы вдовы.

Черный траурный цвет был основным на протяжении нескольких месяцев после смерти для глубочайшего траура. Унылый выбор черных тканей, представленный в основной массе траурным крепом, за редким исключением бомбазином и легкой полушерстяной тканью парраматта, мериносовой шерстью и кашемиром, в зависимости от дохода.

Стадии траура

Вдовы оплакивали своих умерших родственников два с половиной года, причем первый год, а именно 366 дней считались годом полного траура. В течение этого времени вдовы были в глубочайшем трауре и полностью были одеты в траурный креп, тем не менее, вдовы старались избавиться от части траурного крепа, так как второй этап траура длился еще 9 месяцев. На втором этапе траура вдовы позволяли себе носить наряды из черного бархата и шелка и украшали их обрезками кружева, бахромой и лентами.

В последние шесть месяцев начинался так называемый полутраурный период. Можно было носить привычные наряды приглушенных оттенков серого, белого или лилового, фиолетового или василькового цвета, допускалось темно-коричневого цвета и, конечно же, черного цвета (куда же без него).

Изменения происходили постепенно, начиная в первую очередь с разбавления цветом черного наряда. Это был переходный траурный период на заключительном этапе, где уже появились такие элементы, как фиолетовые ленточки и кремовые розочки, бантики, ленты и серпантин наряду с каменьями различного размера или кнопками.

Аналогичные правила применялись при ношении шляпы или шляпки. По мере совершенствования траурной моды шляпы и шляпки стали более нарядными и фантазийными, а траурные ленты исчезли окончательно.

Переход глубокого траура в дань уважения

Мода на глубокий траур ушла как-то в одночасье с Эдвардианской эпохой и тем более после Первой мировой войны. Так много людей умерло, что практически все были в трауре по кому-то. К 1918 году совершенно новое отношение к трауру выработалось в период Второй Мировой войны.

Траур после 1950 года

К 1950-м годам в Великобритании женщины были в трауре примерно от 6 до 12 месяцев. В этот период женщины носили черные наряды, а также наряды темно-зеленого цвета и цвета бутылочного стекла или приглушенных тонов. В 1960-х годах в нарядах стали преобладать темно-фиолетовая или серая гамма.

К 1980-м годам для некоторых стало нормой надевать только черное на похороны. К пережиткам прошлого (хотя некоторые традиции живы до сих пор) можно отнести задергивание штор, как только человек отойдет в мир иной. Большинство традиций потеряло свою актуальность в связи с тем, что многие умирали в больницах и их тела доставлялись непосредственно из больницы в часовни на отпевание.

В конце 20 века большинству людей была неприятна мысль о смерти и все, что с ней связано, именно поэтому большинство традиций были попросту забыты, а траурная мода потеряла свою актуальность. Гробовщики взяли на себя функцию распорядителей похорон. Наверное, поэтому не все понимают людей, которые находятся в трауре по тем, кого по-настоящему любили от двух до пяти лет. Но время — великий лекарь и Викторианцы понимали это. В современном мире все гораздо проще такое понятие, как мода на траур кажется современному человеку чем-то из ряда вон.

Тем более что современная мода претерпела ряд кардинальных изменений, и теперь черный считается цветом повседневной одежды, которая зрительно вытягивает силуэт.

А в 2000 году любой темный цвет считался приемлемым для похорон, поскольку в 21 веке вопрос посещаемости такого серьезного мероприятия куда важнее какой-то там моды.

Так, Принц Чарльз подтвердил правдивость этого утверждения, надев темно-синий костюм на похороны своей бывшей жены принцессы Уэльской в 1997 году, потому что это был тот самый костюм, который так нравился Диане на нем.

Анализируем старые фотографии траурных нарядов

Фотографии траурных нарядов 1919 года

Генеалогия — удивительная вещь. Старые фотографии могут многое рассказать вам об истории вашей семьи, о вашем происхождении. Никогда не бывает слишком поздно, чтобы задать старшим членам вашей семьи о том, кто из родственников изображен на старой фотографии, или что они могут вспомнить из жизни того или иного человека, какие события связаны с этими людьми.

Этот старый снимок женщины в траурном наряде был сделан в 1919 году в Нью-Йорке. На нем изображена женщина в горестных мучениях по поводу кончины одного из ее детей. Обратите внимание на траурные украшения из гагата и неулыбчивый взгляд, полный безразличия на камеру.

А это старое фото некой Джоанны МакГрат, которая вышла замуж за Уильяма Китинга. За тысячи миль от США родственники в Ирландии отправили Джоанне денег на траурный снимок, который ей следовало отправить родственникам в Ирландию. Джоанне было 50, когда ее 12-летняя дочь умерла от болезни почек, причем она несколько лет страдала сердечной недостаточностью.

Джоанна упорно работала, чтобы поддержать здоровье ее дочери Элеоноры. А в 1901 и 1902 годах последовала смерть двух других детей Джоанны.

Курс «Викторианская эпоха и стиль». Промо (видео):

На старом фото можно не только увидеть, но и прочувствовать печаль и личные переживания женщины. Многие убеждены, что нет на свете ничего хуже, чем похоронить своего ребенка, но похоронить нескольких сразу может уничтожить вас изнутри.

Именно поэтому вы можете физически ощутить утрату этой женщины. Хотелось бы надеяться, что ее лицо осветилось счастьем с рождением ее внуков.

На этом фото Джоанна полностью облачена в черное траурное платье. Только ее шляпка чуть бледнее, наверное, серая, фиолетовая или розовато-лиловая. Обратите внимание, что ее зонтик тоже насыщенно черного цвета. То есть по правилам траурной моды аксессуары должны быть черного цвета в тон платью.

Посмотрите также:

Платье на фото отражает стиль 1892-1895 годов. Поскольку Джоанна была портнихой, вполне вероятно, что она сшита довольно модное платье для себя. Впрочем, в те времена пошив траурных платьев был довольно прибыльным бизнесом. Джоанна вышла замуж в 1892 году, но в этом же году умерла ее родная сестра. Ее свояченица, которая сидит рядом с ней, стала затворницей монастыря в 1893 году. Все это удалось узнать от праправнучки Джоанны, которой эту историю поведала ее мать. А теперь самое время углубиться в историю траурного этикета викторианской эпохи.

Траурный этикет викторианской эпохи

По примеру королевы Виктории для ее поданных было обычным делом выполнять сложные ритуалы, посвященные поминовению своих усопших близких и родственников. В основном это, конечно, касалось траурных нарядов, роскошных (и дорогих) похорон, приостановлением социальной активности, в частности посещения различных мероприятий на период траура и установкой роскошного памятника на могиле.

Отображали внутренние устои семьи. Правила их ношения были довольно сложными и зачастую прописывались в специализированных журналах или руководствах, популярных среди домохозяек викторианской эпохи. Они изобиловали подробными инструкциями в отношении траурного этикета. В этих журналах также прописывалось, как долго вам следовало носить траур в случае смерти, скажем, вашего троюродного кузена.

Для глубочайшего траура одежда была черная. Это, как правило, символизировало духовную пустоту, опустошенность и тьму. Платья для глубочайшего траура обычно изготавливались из траурного крепа, парраматта и бомбазина. Большинство вдов дикенсовского периода носили платья из бомбазина. Платья были отделаны крепом, жестким, колючим гофрированным шелком. Креп особенно ассоциируется с трауром, потому что они очень хорошо дополняют друг друга.

Вы не можете носить бархат или атлас или кружево или вышивку с платьем из крепа с траурными лентами. По истечении отведенного для траура времени траурные ленты можно было снять. Цвет ткани платья становился чуть светлее: серым, розовато-лиловым и даже белым (допускалось в период полутраура). Ювелирных украшений в период траура не носили вовсе. Иногда допускалось ношение геммы из угольно черного материала.

Для мужчин все было гораздо проще: им полагалось носить темные костюмы и черные перчатки. Для детей ношение траурной одежды было необязательным правилом, хотя девочек иногда одевали в белые платьица.

Длительность траура зависела от ваших отношений с умершим. Периоды траура определялись обществом. Вдовы должны носить полный траур в течение двух лет. Для детей траур по родителям или родителей по детям ограничивался одним годом, для бабушек и дедушек, братьев и сестер — шестью месяцами, для тети и дяди — двумя месяцами.

Кто-то должен был обеспечить всех скорбящих в кратчайшие сроки. Многие магазины обслуживали всех скорбящих; крупнейшим и наиболее известным из них в Лондоне был расположен на Риджент-Стрит. Открытый в 1841 году в качестве своеобразного склада для всех скорбящих, этот магазин мог предложить вам и челнам вашей семьи все необходимое. Самое интересное, вам обязательно полагалось быть постоянным клиентом: считалось плохой приметой хранить траурные одежды – особенно траурные ленты – в доме после окончания траура. Это означало, что вам полагалось приобретать новый траурный наряд, когда кто-нибудь из ваших родственников отойдет к праотцам. Траур был прибыльным бизнесом!

Понравился пост на сайте ? Забери к себе на стену: ! Будьте модной и стильной всегда! 🙂 Улыбайтесь и будьте счастливы, ведь вы - прекрасны!

Траурная церемония требует огромной ответственности и организаторского таланта от родственников и близких умершей женщины, следует учесть все мелочи, чтобы достойно проводить её в последний путь. Несмотря на боль и горечь утраты, нужно уделить должное внимание погребению, в том числе и внешнему виду покойной. Правильная одежда, использование туалетных принадлежностей и специальный грим станут лучшим выражением вашей любви и уважения к умершему человеку.

В чем принято хоронить женщин: общие сведения

Одежда для погребальной церемонии должна отличаться скромностью и сдержанностью Сразу стоит забыть о прозрачных кружевах, сложных фасонах, глубоких вырезах и декольте, пайетках и принтах, а также вызывающих надписях и неоновых цветах. Конечно, существуют яркие и необычные похоронные церемонии, больше напоминающие карнавал, чем проводы человека в последний путь, но большинство людей эксцентрические выходки не по душе.

Что будет оптимальным в плане фасона:

Также обязательно нижнее бельё, платок на голову или головной убор, специальное покрывало для финального покрытия тела, обувь. Женщину провожают в последний путь, нарядив в новую чистую одежду, обработав необходимыми гигиеническими и туалетными принадлежностями, сделав причёску и макияж или грим.

Существует традиция одевать покойницу в белые или светлые одежды – согласно христианскому преданию, они символизируют чистоту и благородство души усопшей. Но постепенно приходят и европейские традиции похорон в строгих костюмах и платьях.

Похороны пожилой женщины: что надеть на покойную?

В похоронный комплект должна входить одежда светлых оттенков – костюм, платье или юбка с блузой/кофтой/свитером. Юбка не должна быть короткой, а блуза – вызывающей: облик должен быть благообразным. В комплект также входят туфли или тапочки с твёрдой подошвой, головной убор или платок. Можно надеть любимое украшение – бусы или серьги.

Наиболее предпочтительные оттенки и узоры тканей:

  • Белый;
  • Бежевый;
  • Голубой;
  • Пепельно-розовый;
  • Светло-золотистый;
  • Мятный;
  • Сиреневый;
  • Узор в мелкую неяркую клетку типа «виши»;
  • Тонкая редкая полоска;
  • Неконтрастный «горох»;
  • Цветочный рисунок.

Допустимы кружева в качестве элементов одежды, но непрозрачные и скромные.

В чём хоронить религиозную женщину?

Многие люди при жизни придерживаются того или иного религиозного учения. Для похоронной церемонии их нужно одеть в одежду, соответствующую традициям данной религии – на мусульманок надевают длинное закрытое платье и хиджаб, иудеек – в специальный саван или просто скромную современную одежду, то же самое относится к христианкам – достаточно длинного платья или юбочного костюма и платка. На шею обязательно надевают нательный крестик, который женщина носила при жизни.

Boldini Portrait of the Contessa Tempestini

...О, как прекрасна смерть!Не смутное забвенье

И не покой один могильный без конца

Сулит она в тиши, но - духа возрожденье...


Приветствую обычай носить траурное платье.
Женщина в трауре получает внимание как раз
в то время, когда она в нем нуждается

Марлен Дитрих



Траур вдовы делился на несколько этапов:

1) Год и один день. Одежда только черная, покрытая крепом (это шелковая ткань, обработанная так, чтобы не блестела). На голове - специальный траурный чепец или шляпка с вуалью из черного крепа. Никакой блестящей отделки, никаких украшений, никаких блестящих аксессуаров. Даже пуговицы должны быть черные матовые. Исключение - обручальное кольцо. Иногда разрешалось носить специальные траурные украшения из гагата (черный янтарь) и медальоны и броши с волосами покойного мужа. В доме все тоже должно быть с траурной отделкой и даже письма надо писать на бумаге с траурной каймой. Вдове нельзя посещать балы, приемы, театры, места общественных прогулок, лучше вообще не покидать пределов дома или поместья. Можно только принимать визиты.


2) Следующие шесть месяцев. Одежда из черного шелка с отделкой из крепа. Можно начинать постепенно наносить визиты и ходить на прогулки.

3) Еще шесть месяцев. Можно перестать носить креп, одежда просто черная.

4) Период полу-траура начинался через два года после смерти мужа и длился от полугода до бесконечности. Можно носить серый, неброские оттенки лилового, фиолетовый, белую отделку. Из украшений разрешались жемчуг и аметисты.

Некоторые вдовы так навсегда и оставались кто в полу-трауре, а кто и в трауре. Королева Виктория, например, после смерти мужа всю жизнь носила черную одежду с креповой отделкой. А поскольку королева - всем пример, в викторианскую эпоху вдовий траур стал особенно жестким. Вдова, которая по мнению общества вела себя слишком легкомысленно, могла быть навсегда изгнана из этого общества.

Соблюдение траура и ношение траурной одежды помгали человеку, потерявшему близкого, выразить свое уважение, почтение, свою любовь к покойному. Длительность траура определялась самим скорбящим, и, чем глубже было чувство скорби от потери дорогого человека, тем дольше продолжался траур.

Люди, находящиеся в трауре, на весь его период отказывались от светских развлечений и увеселений. Они не должны были ходить на приемы, свадьбы, балы, маскарады, в театр. Если люди, у которых случилось горе, хотят вернуться в общество, то они должны отправить своим друзьям и знакомым открытку, информирующую об этом. До тех пор, пока не отправлено подобное сообщение, общество не рискнет нарушить уединение скорбящего человека.
Традиции эти разумны и несут в себе ряд положительных моментов. Ограничения в посещении публичных собраний, траурная одежда служат своего рода защитой для скорбящего человека. Креповая вуаль скроет печальное лицо и слезы женщины в трауре от любопытных посторонних глаз. При виде траура беспечный или бессердечный человек, по крайней мере, не сможет игнорировать несчастье другого или проявить неуважение к умершему. Таким образом, все общество должно было соблюдать правила хорошего тона в рамках траурного этикета.


Траурный период для вдовы продолжался 18 месяцев. Первые полгода полагалось носить одежду из крепа либо из ткани генриетта с накидкой из крепа, воротник и манжеты из белого крепа (креп - это грубая, тусклая шелковая ткань специальной выделки, которая кладется под пресс и собирается в пересекающиеся складочки). Дамская шляпа - без полей с длинной вуалью. Бусинки и цветы на шляпах не полагались. Отсутствие украшений свидетельствовало о том, что участница похорон поглощена глубоким горем,
а не своей внешностью. Головной убор вдовы предпочтительнее из белого крепа. Темно-серые лайковые перчатки носили в первые дни траура. В последующие дни можно было перейти на шелковые, особенно летом. Через шесть месяцев одежду из крепа можно было заменить на платье из гренадина с неброской отделкой. Все виды черного меха и мех котика носили во время глубокого траура. Внутренняя отделка экипажа семьи тоже должна быть черной.
В то время, как книги по этикету требовали, чтобы вдовы и близкие родственники носили черную одежду, невесты и некоторые женщины в трауре все же надевали на свадьбы серые или фиолетовые платья.

После первого года траура женщина получала больше свободы в выборе одежды. Во время полутраура вместо шляпы из крепа и длинной тяжелой вуали разрешался более легкий вариант, например шелковый головной убор с окантовкой из крепа и тесьмы. Она снова могла носить различных фасонов шляпы. В это время надевали платье из шелка гренадин либо из кашемира с темной отделкой и траурными повязками на шее и рукавах. Как знак траура носили траурные цветы в руках и на запястьях. Позволялись другие цвета туалета - серый и фиолетовый, розовато-лиловый, черно-белый, отделка вышивкой и бисером из черного янтаря.

«Траур по детям длился девять месяцев. В первые три месяца одежду отделывали крепом, траур не такой глубокий, как траур по мужу. Никто не готов снять с себя траур. Однако традиции позволяли друзьям подсказать скорбящей матери, когда пришло время сменить одежду ради оставшихся в живых детей. На них сильно действует, что их мать всегда носит черную одежду. Матери всегда должны помнить об этом, когда им кажется, что утрата ребенка делает их жизнь бесполезной и пустой.

Траур по отцу и матери продолжался один год . Первые полгода должны были носить одежду из ткани генриетта или серж с отделкой из крепа, в первое время - с черным тюлем на запястье и шее. Темная вуаль крепилась на шляпе сзади, она не должна спадать на лицо, как носят вдовы. Надо сказать, современные доктора против такого обычая. Они советуют прикалывать тонкие монашеские вуали вместо тяжелой вуали из крепа. Красители ткани губительно действуют на чувствительную область носа и являются причиной возникновения катаральных заболеваний, слепоты и глазной катаракты. Много недостатков в вуали из крепа, но такова традиция, и никто не решается ее изменить.

Траур по сестре или брату, отчиму и мачехе, бабушке и дедушке был таким же, но продолжительность его короче. В Англии такой почтительный траур длился только три месяца.

Траур по умершим тете, дяде или кузине тоже длился три месяца. Этот срок должен закончиться до того момента, когда семья выйдет в свет или появится в театре.

Слуги обычно носили траур (черную ливрею и траурную повязку на головном уборе) по главе семьи, иногда по другим членам семьи».

РУССКИЙ ТРАУР
В России традиции ношения траура были очень крепкими. Форма траура напоминала европейскую. Во время траура родные и близкие умершего отказывались от увеселений, ношения блестящих ювелирных украшений. В одежде использовались черная шерсть и креп. Недопустимо было пудриться, румяниться и пользоваться духами.
Покрой траурного платья подчинялся моде. Неизменными оставались только цвет и тип ткани - без блеска. Самыми подходящими материями считались черные, например, кашемир, креп, рипс, шевиот, байка (смесь шерсти и шелка), английский альпага, бомбазин, мохер. В качестве отделки брали гладкий траурный флер и английский креп. Английский креп считался непременным атрибутом траура и для мужчин. Для детей младше семи лет полным трауром считалась белая одежда.
Траурные шляпки делались из черного крепа и украшались цветами из каменного угля (гагата). Для полного траура полагались черные перья, в полутрауре черное перо могло иметь белый кончик. Кроме гагата, еще носили «же» - стеклярус в виде бус, смешанных со стальным бисером. Его использовали для отделки шляп и пелерин.

В траурном наряде женщин и мужчин были обязательны черные перчатки и черные зонты. Некоторые отделывали носовые платки черной каймой, как визитные карточки и писчую бумагу.
Для мужчины было достаточно всего полугода глубокого траура, причем черный костюм надевали только на панихиду. Все остальное время вдовцы могли ограничиться широким крепом на шляпе и узкой креповой полоской на левом рукаве. Но во время всего периода траура носили черный шелковый галстук «а lа Таlmа», или трагический.
Если в семьях в период глубокого траура бывали свадьбы, как и в Англии, черное платье допускалось сменить на лиловое, что считалось трауром для невест. Даже приданое изготавливали из тканей лиловых и сиреневых оттенков.
В XIX веке появляется термин «полутраур», что означает ношение траура недолгое время. В этот период шили траурную одежду из материи фиолетово-дофинового цвета (самый темный лиловый), сиреневого, маренго, гри-де-лень (серая ткань с орнаментом в полоску), в черно-белую клетку. В большие праздники можно было надевать что-нибудь «дикое», но не слишком светлое. «Диким» считался естественный цвет необработанного материала, например льна.

Соблюдался также и государственный траур в случае кончины кого-нибудь из членов императорской фамилии. В это время запрещались спектакли и другие публичные зрелища. Особы чиновные облекались в траур по классам. Бесклассные дворянки сменяли цветное платье на черное.


Наряды из Новосибирского Музея Мировой Погребальной Культуры