Игры для дошкольников на развитие эмоций. Игры на развитие эмоциональной сферы детей

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх , агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст - благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

«Пресс-конференция»

Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Один из участников пресс-конференции - «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

Предложить рассказать стихотворение:

1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».

2. Как иностранец.

3. Шепотом.

4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

«Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

«Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

«Волна»

Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках - маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).

«Мимическая гимнастика»

Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.

Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ….)

«Собери эмоцию»

Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)

«Моё настроение. Настроение группы»

Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.

Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.

«Слушаем тишину»

Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

«Заряд бодрости» релаксационное упражнение

Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;

Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.

Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

«Броуновское движение»

Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Содержание игры : участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

«Котёл»

Цели:

Содержание игры: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», …. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.

«Вторжение»

Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.

«Передай по кругу»

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Содержание игры : дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть, не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка - растаять, песчинка - потеряться, лягушка - ускакать).

«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение

Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.

«Подними игрушку» релаксационное упражнение

Цели : снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

«Приветствие короля»

Цели : снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.

Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.

«Найди и промолчи»

Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.

Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

«Коробка переживаний» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.

«Акулы и матросы»

Цели : способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры : дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг - это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула - один матрос. Никто больше не вмешивается.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Разведчики»

Цели : развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.

Содержание игры : в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте.

«Пианино» релаксационное упражнение

Цели : снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.

«Кто кого перехлопает/перетопчет» релаксационное упражнение

Цели : снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.

«Аплодисменты» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание упражнения : дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель.

«Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры : все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

«Скучно-скучно»

Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности.

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

«Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры ; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади - его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

«Властелины кольца»

Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.

Содержание игры : потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 - 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень - например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

Игра «Повтори движения»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки - должен хлопнуть, если название посуды - топнуть, если название одежды - присесть.

Игра «Час тишины - час можно»

Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас бу дет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины ин струменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Игра «Молчание»

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

Игра «ДА и НЕТ»

Цель

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка? Соль сладкая?

Птицы летают? Гуси мяукают?

Сейчас зима? Кошка - это птица?

Мячик квадратный? Зимой шуба греет?

У тебя есть нос? Игрушки живые?

Игра «Говори»

Цель . Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) - Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори. Какой сегодня день недели? Говори..

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать
действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание
окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на
протяжении детства сложный путь развития.
Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что
объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены,
обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и
безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет
им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.
В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения
эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся
осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его
психического и физического самочувствия.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому
в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные
эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются
следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги.
Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям
трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у
детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций,
связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы
(особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести

лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но,
находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок
испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для
психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к
миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является
весьма прочным и принимает характер установки.
Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный
опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки
в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для
организации педагогической работы по эмоциональному развитию
детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять
и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным
букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных
чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей,
анализировать причины различных настроений.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут
использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста.

«Пресс­конференция»
Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание
общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать
различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но
хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний
любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.
Один из участников пресс­конференции – «гость» ­ садится в центре зала и
отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем
тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя
друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше?
Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности,
помогать почувствовать состояние другого существа.
Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям
стихотворения.
Предложить рассказать стихотворение:
1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».
2. Как иностранец.
3. Шепотом.
4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».
Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …
Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика
на уроке, …
Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …
Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок,
старичок, великан, мышка, …
«Секрет»
Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать
застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы:
пуговичку, брошку, маленькую игрушку,…. Это секрет. Участники
объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой
«секрет».
Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания
(угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в
кулачке что­то есть, …)
«Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои
положительные качества; повышать самооценку.
Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен
вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди
рассказывают о себе. (Дать возможность высказаться всем желающим и не
заставлять, если кто­то отказывается.)
«Я лучше всех умею …»
Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности,
повышать самооценку.
Содержание игры: дети садятся в круг, ведущий даёт задание вспомнить,
что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь,
танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети
по очереди показывают это действие жестами.
«Волна»
Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.
Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в
зависимости от погоды может быть самым разным.
Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!»
дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу
волны, а дети приседают и с интервалом 1­2 секунды встают, не отпуская рук.
Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать
о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).
«Мимическая гимнастика»
Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё
эмоциональное состояние.
Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд
простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать
некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг.
Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок
вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать
эмоцию.

Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую
ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не
только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию:
нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе,
….)
«Собери эмоцию»
Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную
эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.
Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части
наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание
собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции.
Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли
проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав
карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)
«Моё настроение. Настроение группы»
Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.
Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на
листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и
обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать
подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё
настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра
рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить
внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части
листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать
с детьми и провести весёлую подвижную игру.
«Слушаем тишину»
Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания;
учить управлять своим эмоциональным состоянием.
Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по
комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на
корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем
можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

«Заряд бодрости» релаксационное упражнение
Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на
занятие или переключить внимание; улучшить настроение;
Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим
и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми
движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои
ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.
Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту
точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий
глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.
Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена
внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

«Броуновское движение»
Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе,
общаться со сверстниками, принимать совместно решения.
Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По
сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек
в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно
показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с
объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

«Котёл»


движений, ловкость.
Содержание игры: «Котёл» ­ это ограниченное пространство в группе
(например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и
хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит
слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!»,
«вода кипит!», …. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость
движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто
нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые
внимательные и ловкие.

«Вторжение»
Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и
агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.
Содержание игры: на пол выкладывается покрывало. Дети «садятся в
космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно
гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро
укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не
поместились, выбывают из игры.

«Передай по кругу»
Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить
действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.
Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу
воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т.
д. С более старшими детьми можно играть, не называя предмета. Предмет
должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись
(картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться,
лягушка – ускакать).

«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение
Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами
саморегуляции.
Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в
кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает
ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы
разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные
мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.

«Подними игрушку» релаксационное упражнение
Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация
внимания; освоение диафрагмально­релаксационного типа дыхания.
Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему
ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1­2 ребёнок делает вдох через
нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3­4­5­6 – выдох через
рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз.

«Приветствие короля»
Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание
позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.
Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние
кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих
сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно
выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой.
Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители
меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц:
когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие,
весело подпрыгивающие люди.

«Найди и промолчи»
Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой
личности; воспитание чувства товарищества.
Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на
видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и
внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не
должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так
поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на
предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.
«Коробка переживаний» релаксационное упражнение
Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и
формулировать свои проблемы.
Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и
говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и
огорчения. Если вам что­то мешает, вы можете прошептать это прямо в
коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть
исчезнут и ваши переживания.

«Акулы и матросы»
Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии;
учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию
движений, ловкость.
Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу
чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много
акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются
затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль,

она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он
превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки.
Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.

«Коровы, собаки, кошки»
Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации
слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие
умения слышать других.
Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом.
Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного.
Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим
животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий
по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь
собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте
человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше
животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только
услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за
руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем
языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый
раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Разведчики»
Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого
коллектива: умение работать в группе.
Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном
порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом.
Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем
же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить
помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути,
«разведчик может указать на ошибки в маршруте.
«Пианино» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление
межличностных контактов; развитие мелкой моторики.
Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу.
Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева.
По кругу, по очереди производить пальцами движения, имитирующие игру на
пианино (гаммы).
«Кто кого перехлопает/перетопчет» релаксационное упражнение
Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего
настроения.
Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают
одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или
топала громче.

«Аплодисменты» релаксационное упражнение
благоприятного микроклимата.
Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Воспитатель
говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам.
Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь,
аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к
нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём.
Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру
начинает уже не воспитатель.

«Создание рисунка по кругу»
Цели: установление межличностных контактов; создание в группе
благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.
Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и
карандаш или ручка. За одну минуту все что­нибудь рисуют на своих листах.
Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева.
Дорисовывают что­нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу

справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают
и обсуждают. Можно устроить выставку.
«Приветствие» релаксационное упражнение
Цели: установление межличностных контактов; создание в группе
благоприятного микроклимата;
Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся
внутренним кругом, вторые – внешним.
Здравствуй друг! Здороваются за руку.
Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришёл! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.

«Скучно­скучно»
Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического
чувства детей; воспитание честности.
Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с
ведущим все проговаривают слова:
Скучно­скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до
противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на
любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор,
пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль
судей: смотрят за соблюдением правил игры.

«Тень»
Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление
межличностных контактов.
Содержание игры; один участник становится путником, остальные его
тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень
старается точь­в­точь скопировать движения путника. Желательно чтобы
путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал
через лужи, смотрел вдаль из­под руки, балансировал по мостику и т. д.

«Властелины кольца»
Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску
способов коллективного решения проблемы.
Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7­15 см (моток проволоки
или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки
длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в
руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень
– например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но
переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

Игра «Повтори движения»
Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям
взрослого.
Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит
название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если
название одежды – присесть.

Игра «Час тишины – час можно»
Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в
доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть,
рисовать, конструировать. Но иногда у вас бу дет час «можно», когда ребенку

разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины
инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти
часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы
они стали привычными в семье.

Игра «Молчание»
Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим
поведением.
Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни
разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые
движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов.
Кто нарушит правила - водит.

Игра «ДА и НЕТ»

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно
использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?

Игра «Говори»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но
отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори".
Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори.
Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори. Какой сегодня день
недели? Говори..

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть , агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст - благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1.Игра «Пиктограммы».

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало». Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых. Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…» Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4 . Упражнение «Музыка и эмоции».

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек».

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7 . Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей - отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы.» Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Психогимнастические упражнения (этюды), о сновная цель которых - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости) .

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева). Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления). Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса). Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения). Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения). В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.

7.Про Таню (горе — радость). Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик (горе). «Тише, Танечка, не плачь — Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3. Игра «На полянке». Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?». После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей

ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

Игра «Детский сад»

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Игра «Художники»

Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.

Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

Радуется, веселиться, восторгается, злиться;

Радость, веселье, счастье, злость;

Игра «Кого - куда»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:



Можно посадить за праздничной стол;

Нужно успокоить, подбирать;

Обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы… »

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Что случилось? »

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно, » потому что… » Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг…. »

Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Вызвать у детей положительные эмоции.

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… »

Дети выражают грусть (печаль) .

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… »

Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание! »

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

«Крошка Енот»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети.

ЭМОЦИЯ ГНЕВ

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Упражнение “Злюка”.

Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

Жил (а) -был (а) маленький (ая) мальчик (девочка) .

Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а) .

Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.

1. Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка: нахмуриться

  • как осенняя туча;
  • как рассерженный человек;
  • как злая волшебница;

  • улыбнуться
  • как кот на солнце;
  • как само солнце;
  • как Буратино;
  • как хитрая лиса;
  • как радостный человек;
  • как будто он увидел чудо;

  • позлиться
  • как ребенок, у которого отняли мороженное;
  • как два барана на мосту;
  • как человек, которого ударили;

  • испугаться
  • как ребенок, потерявшийся в лесу;
  • как заяц, увидевший волка;
  • как котенок, на которого лает собака;

  • устать
  • как папа после работы;
  • как человек, поднявший большой груз;
  • как муравей, притащивший большую муху;

  • отдохнуть
  • как турист, снявший тяжелый рюкзак;
  • как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
  • как уставший воин после победы.
  • 2. Колечко (для детей с 4 лет)

    Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

    3. Танец пяти движений

    Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.

      1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

      2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

      3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").

      4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

      5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
      После окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

    4.Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

    Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

    5. Походка и настроение (для детей с 4 лет)

    Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: "Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее".

    6. Танец огня (для детей 5 лет)

    Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

    Зеркальный танец (для детей с 5 лет)
    Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танце­вальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

    7. Танец морских волн (для детей с 6 лет)

    Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер" - включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
    Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

    8. Этюд "Насос и надувная кукла" (для детей с 5 лет)

    Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - "накачивающий" куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: "С-с-с". Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу "сдувают", несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: "С-с-с". Она опять "опадает". Дети в паре меняются ролями.

    9. Лес (для детей с 5 лет)

    Ведущий: "В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес.
    Как ваше растение реагирует:

  • на тихий, нежный ветерок;
  • на сильный холодный ветер;
  • на ураган;
  • на мелкий грибной дождик;
  • на ливень;
  • на сильную жару;
  • на ласковое солнце;
  • на ночь;
  • на град;
  • на заморозки".

    10. Этюд "Согласованные действия" (для детей с 5 лет).

    Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

  • пилка дров;
  • гребля в лодке;
  • перемотка ниток;
  • перетягивание каната;
  • передача хрустального стакана;
  • парный танец.

    11. "Огонь-лед" (для детей с 4 лет).

    По команде ведущего: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
    По команде: "Лед!" - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

    Этюды на расслабление мышц (по М.И.Чистяковой)

    12. Штанга (для детей 5-6 лет)

    Ребенок поднимает "тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.

    13.Сосулька (для детей 4 лет)

    Ведущий читает стихи:
    У нас под крышей
    Белый гвоздь висит,
    Солнце взойдет,
    Гвоздь упадет.
    (В. Селиверстов)

    Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслаб­ленные руки и присесть.

    14. Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

    Ведущий читает стихи:
    Шалтай-Болтай Сидел на стене,
    Шалтай-Болтай Свалился во сне.
    (С.Маршак)

    Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

    15. Спящий котенок (для детей 3-4 лет)

    Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная).

    16. Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

    Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":

    Хоть и жарко,
    Хоть и зной,
    Занят весь
    Народ лесной.
    Лишь барсук -
    Лентяй изрядный -
    Сладко спит
    В норе прохладной.
    Лежебока видит сон,
    Будто делом занят он.
    На заре и на закат
    Все не слезть ему с кровати.

    Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского "Лентяй".

    17. Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

    Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

    Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.