История возникновения окрашивания. История окрашивания волос

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Познакомить учащихся с историей возникновения красителей для волос. Дать историческую справку первой краски фирмы LOreal Цели:

3 слайд

Описание слайда:

Сколько лет женщины окрашивают волосы? Тысячи! Причем цель этого действа остается неизменной – скрыть седину и придать волосам приятный оттенок. А вот способы и средства окрашивания неоднократно менялись, так что в «истории красок» сегодня можно найти место всему – и научным курьёзам, и гениальным открытиям. Биография краски для волос

4 слайд

Описание слайда:

Это сегодня в основе красителей для волос лежат химические формулы. А в древние времена женщинам приходилось использовать лишь те красящие вещества, которые можно было найти в природе. К счастью, их всегда хватало: ромашка, индигофера, сандаловое дерево, хна, ореховая скорлупа и т.д. В Древнем Египте и на Ближнем Востоке женщины в основном красили волосы хной – красителем, который получают из сухих листьев и стеблей кустарника лавсонии. Смесь хны с горячей водой придаёт волосам разнообразные рыжие оттенки. А чтобы усилить эффект в хну добавляли чай. Кроме того, для закрашивания седины египтяне использовали совсем уж «дикие» рецепты – например, смесь растительного масла с кровью чёрных кошек. Секреты Древности

5 слайд

Описание слайда:

Зачастую древние модницы (и модники!) использовали такие рецепты для окрашивания волос, которые сегодня нам кажутся по крайне мере странными. Так, древние кельты и галлы (1000 – 50гг. до н. э.) обесцвечивали волосы с помощью известковой воды (разновидность щёлочи). Волосы приобретали ослепительно белый цвет. Вдобавок кельты красили лица синей краской для запугивания врагов на поле боя. Надо думать, что в сочетании с выбеленными известью волосами, такой make up производил надлежащий эффект. Секреты Древности

6 слайд

Описание слайда:

Вообще складывается впечатление, что «джентльмены предпочитали блондинок» уже в те времена. Так в Древней Греции царил настоящий культ светлых волос, ведь считалось, что богиня любви и красоты Афродита была золотоволосой. Один из существовавших в то время рецепт осветления волос предусматривал смешивание углекислого калия (поташа) с жёлтыми цветами. В IV веке до н. э. гречанки красили волосы этим составом или посыпали их светлой пудрой. В Древнем Риме краски для волос тоже пользовались большой популярностью – историки обнаружили более 100 различных рецептов для обесцвечивания или окрашивания волос. Секреты Древности

7 слайд

Описание слайда:

Кстати на заре истории римляне гордились своими тёмными волосами, а светлые волосы даже считались отличительным признаком проституток. Но времена менялись, и светлые волосы вошли в моду вместе с проникновением в Рим греческой культуры. Римские женщины наносили на волосы обесцвечивающие вещества, а затем подставляли головы солнцу – так можно было получить золотой оттенок. Если волосы после такого воздействия выпадали, римлянки прибегали к помощи париков, сделанных из волос белокурых рабынь. Богатые люди могли позволить себе посыпать волосы порошком из настоя золота, чтобы те казались светлее Секреты Древности

8 слайд

Описание слайда:

Средние века и возрождение: Цвет по-королевски Портрет королевы Елизаветы I кисти неизвестного художника. «Радужный портрет» 1600 год. В средние века католическая церковь наложила запрет на окрашивание волос. Более того, священнослужители косо смотрели и на натуральных блондинок, подозревая, что распущенные светлые волосы могут ввести в соблазн даже самых стойких мужчин. Однако женщины продолжали красить волосы, используя для этих целей хну, цветы дрока, яйца, шафран и даже почки телёнка.

9 слайд

Описание слайда:

По мере усиления монаршей власти в Европу моду на тот или иной цвет волос стал задавать королевский двор. Так, во времена правления Елизаветы (1533-1603гг.) в Англии самым популярным оттенком волос стал рыжий, ведь королева славилась своими огненными волосами. Чтобы воспроизвести этот цвет, англичанки смешивали шафран и порошок серы. И их не смущали даже побочные эффекты окрашивания, такие как тошнота, головная боль и носовое кровотечение! Популяризации золото - рыжего цвета способствовал итальянский художник Тициан (1477 – 1576 гг.), изображавший на своих полотнах рыжеволосых женщин. Портрет Маргариты Валуа, 1572 год. Портрет Аделины Патти, неизвестный художник, 1800 год.

10 слайд

Описание слайда:

Начало XIX века не способствовало экспериментам с цветом волос, консервативное общество не принимало ярких красок и осуждало использование косметики. Так, со времён первых колонистов и на протяжении всего XIX века в Соединённых Штатах обесцвеченные волосы ассоциировались с чрезмерным тщеславием или безнравственностью. Женщина по-прежнему воспринималась как мать и жена, а не как объект восхищения. Красота была вторичной: считалось, что женщина сначала должна быть добродетельна, а уж потом – красива. Новое время – новые решения

11 слайд

Описание слайда:

В 1839 году предприимчивый парфюмер Жюль Оэль, начал продавать в своём магазине в Филадельфии красители на растительной основе, а также мыло, духи и медвежий жир (тогдашний аналог кондиционера для волос). И бизнес процветал! Подобные товары можно было купить у коммивояжёров. Кроме того, многие дамы продолжали готовить красители у себя на кухне. Домашние рецепты обычно предполагали использование различных трав, корней и листьев. Некоторые красители включали более необычные ингредиенты, в том числе ржавчину. Правда, строгая Викторианская эпоха сильно повлияла на моду: женщины использовали не слишком заметные красители для волос.

12 слайд

Описание слайда:

В XIX веке для осветления волос впервые в истории начали использовать перекись (хотя некоторые историки полагают, что люди, возможно, начали пользоваться перекисью столетиями раньше, еще в древние времена!). Но, как бы там ни было, в 1867 году лондонский химик Э.Х. Тиллей и парижский парикмахер Леон Юго продемонстрировали действие перекиси на волосы. Эта бесцветная жидкость разрушает натуральный меланин, содержащийся в стержне волоса, и пряди приобретают жёлтый или оранжево-жёлтый оттенок. Правда за счёт своего агрессивного воздействия перекись очень сушит волосы. Но, тем не менее, это был настоящий прорыв – и с этого времени можно вести отсчёт истории современного окрашивания.

13 слайд

Описание слайда:

XX Век: Максимум цвета! Конец XIX века был веком невероятного научного подъёма. В числе прочих бурно развивавшихся наук была и химия. Ещё в 1863 году химики синтезировали парафенилендиамин – химикат, который хорошо зарекомендовал себя в окрашивании текстиля. Дальнейшие исследования красителей на основе каменноугольной смолы и анилина привели к разработке современных формул окрашивания волос.

14 слайд

Описание слайда:

История Эжена Шуэллера Эжен Шуэллер, сын булочника, с детства обожал химию. Во время учёбы в химическом институте он продемонстрировал такое рвение и способности, что его преподаватель профессор Виктор Огер предложил молодому специалисту – инженеру-химику – место помощника лаборанта в Сорбонне. Заработки там были небольшие, но деньги, чтобы содержать семью у Эжена уже появились. И он женился. В один из дней 1907 года мадам Шуэллер отправилась в парикмахерскую и вернулась оттуда в слезах. Вместо белокурых локонов её личико обрамляли пегие пряди, больше похожие на смолу. Происшествие с женой задело чувствительные струну души молодого химика, и к тому же в нем проснулся настоящий азарт профессионала. Пора было браться за дело! Однако, оборудование университетской лаборатории, где работал Эжен, было древним, а набор химикатов – невозможно скудным, а потому сделать что-то стоящее в таких условиях было нереально. Тот же профессор Огер устроил Шуэллера старшим лаборантом в лабораторию в центральную аптеку Франции.

15 слайд

Описание слайда:

Это было совсем другое дело, и с новыми возможностями у Эжена появился шанс. Вскоре в результате его химического творчества был получен новый синтетический краситель, который содержал соли меди, железа и сульфата натрия. Только это была совсем новая формула, где пропорции были тщательно просчитаны. И краска немедленно была представлена жене. «Посмотри, какой цвет! А как блестят мои волосы! Ты просто чудо!» - счастливая женщина крутилась возле зеркала и не могла перестать восхищаться и своими волосами, и своим мужем. Эжен был горд. «Может предложить новую краску парикмахерам?» - вернулась его мысль в практическое русло. И вскоре он продал одному из них пару флакончиков краски, которую назвал звучным, ничего не значащим словом LAureale, и не особенно удивился, когда тот заказал еще. Эжен запатентовал свою краску и начал её производство, которое разместилось прямо в двухкомнатной квартире на улице Альже. Столовая Шуэллеров превратилась в демонстрационный зал, а спальня в лабораторию. Нанять кого-то Эжену было не по карману: начальный капитал компании «Безопасные краски для волос» основанной им в 1907 году, составлял смешные 800 франков. И Шуэллер работал сам, по ночам готовил свою продукцию, а утром сбывал её парикмахерам. Синтетический краситель

16 слайд

Описание слайда:

Плакат LOreal утверждал «У вас будут самые красивые волосы в мире, если вы воспользуетесь хной от LOreal с оттенком «золотистый шатен»». Эжен Шуэллер основатель компании LOreal. Эжен Шуэллер химик по образованию и по признанию. Лаборатория Эжена Шуэллера, 1907 год.

17 слайд

18 слайд

Описание слайда:

Годы после Первой Мировой войны (с которой Шуэллер вернулся живым и здоровым!) стали временем расцвета для компании LOreal. В моду вошли короткие стрижки, а поскольку отросшие корни на коротких волосах более заметны, спрос на краску для волос рос день ото дня. И Шуэллер открыл свой первый завод на улице Клавель. Там работало уже 100 человек, трое из которых были химики. В тех же 20-х годах другая французская компания под названием Mury создала формулу, позволяющую краситель проникать в стержень волоса, а не только покрывать его снаружи. Так как новый краситель держался на волосах дольше и выглядел более естественно, он оказался более эффективным для закрашивания седины, а также для улучшения натурального цвета волос. Окраска волос в 20-е годы

19 слайд

Описание слайда:

В 1930 году компания LOreal выпускает краску на растительной основе Imedia, которая производит настоящий фурор на рынке. Еще никогда подобные средства не имели таких натуральных оттенков и не наносились так легко. Плюс ко всему Imedia можно было наносить на волосы даже после химической завивки, которая переживала в это время свой первый бум. Кстати, для продвижения этой краски Шуэллер предпринимал неординарные маркетинговые ходы. Например, на упоковках с краской было честно напечатаны предупреждения о возможной аллергии и рекомендации предварительно тестировать продукт на чувствительных частях тела. Столь серьёзная забота о клиентах и научный характер пояснении и инструкции также способствовали рыночным победам Imedia. Окраска волос в 30 – е годы

20 слайд

Описание слайда:

В 1939 году у компании было около трехсот представителей, в основном бывших парикмахеров, которые напрямую работали с большинством французских косметических салонов. А в самой в группе LOreal трудились уже более тысячи человек. В это время большое влияние приобрела киноиндустрия – женщины старательно копировали образ актрис, которые появлялись на экране с красивыми причёсками и макияжем. Так, Джин Харлоу, популярная телезвезда 1930-х годов, осветляла волосы до платинового оттенка блонд и этот цвет стал настоящим трендом. Правда, постоянное отбеливание привело к тому, что Джин со временем пришлось носить парики. И когда она умерла в 1937 году в возрасте 26 лет из-за уремического отравления, тут же пошли слухи о том, что её смерть стала результатом токсического воздействия отбеливателя. В то время как некоторые женщины прибегали к перекиси или отбеливателю для стирки в попытках стать похожей на Джин Харлоу или Мэй Уэст, другие использовали хну для менее радикального изменения цвета волос.

21 слайд

Описание слайда:

В это время своя «красочная революция» происходит в Германии в 1934 году Георг Штроер, сын основателя компании Wella, впервые смешивает краску для волос с интенсивным ухаживающим препаратом Kolestral. В результате он получает первую крем-краску для волос в мире. Его изобретение получает название Kolestone. К слову: в это время бытовало убеждение, что волосы перед окрашиванием нужно обязательно обезжирить. Новая краска с текстурой и ухаживающими свойствами крема не только позволяла изменить цвет волос, но и «смазывала» их поверхность, делая окрашивание более щадящим. Клиенты оценили новинку по достоинству, и семья Штроен поспешила запатентовать своё изобретение. Перед Wella открывались большие перспективы, но тут вмешалась Вторая Мировая война. «Красочная революция»

22 слайд

23 слайд

Описание слайда:

Вторая Мировая война не смогла «выбить из седла» производителей красок для волос. Предприятие Шуэллера только набирало обороты: 1947 год ознаменовался большим успехом Rege-Color, первой краски LOreal для самостоятельного ипользования. Что же, для тех, кто не смог позволить себе профессиональные услуги по окрашиванию волос, эта краска стала отличным решением. В 50-е годы красок становится все больше. Оправившись от последствий войны, компания Wella возобновляет производство крем - краски Kolestone – и это средство становится лидером продаж во всем мире. Уже через три года после повторного запуска Wella продала более 5,5 миллиона тюбиков краски. Но руководство компании не собиралось останавливаться на достигнутом (как ни как конкуренция обязывает!) – вскоре Wella выпустила окислительную краску для волос, которая обладала лучшей покрывающей способностью, которая позволяла одновременно окрашивать и осветлять волосы. Окраска волос в 40-50-е годы

24 слайд

25 слайд

26 слайд

Описание слайда:

В 70-е годы происходит еще одна мини революция - появляется техника добавления светлых прядей, которую мы называем как мелирование. Правда тогдашнее мелирование было более заметным и однообразным, чем то, с которым мы имеем дело сегодня. На волне культуры хиппи растет интерес ко всему натуральному. Так что косметические компаний начинают выпускать красители на растительной основе. Они не содержат таких химикатов, как аммиак, пероксид или парафенилендиамин и именуются «натуральными». И пионером тут оказалась американская компания Revlon, которая выпустила Colorsilk - первый краситель для волос без аммиака. 70-е время зарождения новых культурных течений. В США и Великобритании расцветает стиль панк, и охваченная бунтарским настроением молодежь начинает красить волосы во все цвета радуги. А поскольку на настоящие красители денег хватает не всегда, изобретательные панки красят волосы порошком для приготовления напитка Kool-Aid. Это, конечно, создает некоторые проблемы с мытьем головы, но зато оттенки получаются что надо! 70-е годы

27 слайд

Описание слайда:

В то же время растет популярность блонда - женщины по-прежнему мечтают о волосах цвета платины и чистого золота. А потому чуткая к настроению потребительниц компания Wella выводит на рынок не только улучшенную формулу Koleston 2000, но и новые оттенки Special Blond. Интересно, что начиная с 70-х годов все больше мужчин начинают красить волосы. Причем предшественницей продуктов for men стала древнеримская практика опускания гребня со свинцовым покрытием в уксус для того, чтобы волосы потемнели. Правда, бренд, предлагавший такие красители, назывался вовсе не римской, а греческой формулой - Grecian Formula. Продукты Grecian Formula постепенно делали волосы темнее за счет того, что металлические соли оседали на волосяном стержне без проникновения внутрь. Целевой аудиторией бренда стали мужчины, стремившиеся к постепенному закрашиванию седины -чтобы изменения не выглядели неожиданными или заметными.

28 слайд

Описание слайда:

В 80-90-е рецептура красителей начинает совершенствоваться в двух направлениях: с одной стороны, они становятся все более стойкими, а с другой все более мягкими по отношению к структуре волос. В 1990 году голландская марка Keune Haircosmetics патентует LP300-стабилизатор цвета для красителя Tinta Color и одновременно запускает в продажу ряд окислительных красок. Кроме того, производители краски начинают уделять повышенное внимание блеску, теперь от продукта требуется не только тщательное закрашивание седины и плотный глубокий цвет, но и способность добавит волосам блеска. Поэтому красители этого периода и носят красноречивые названия вроде обновленного Koleston Color Shining Set от Wella. Окраска волос в 80-90-е годы

29 слайд

Волос? Пару-тройку сотен? Ничего подобного. Люди красят волосы уже более 3 000 лет. Этот вывод ученые сделали, познакомившись с рецептами травников Ассирии, содержащими составы для окрашивания волос. Записи древних цирюльников датированы 2177 до н. э.

Кстати, изначально окрашивание волос носило те же функции, что и татуировка у первобытных (и не очень) племен. Ее назначением было продемонстрировать всем окружающим статус носителя, его социальное положение и тому подобное. А потому в древних Персии и Ассирии окрашивание (бороды, например) было привилегией лишь очень знатных и богатых.

Древние египтяне из благородных семей предпочитали красить волосы в черный (цвет власти) и темно-коричневый цвета. Для этого они использовали составы на основе сажи и хны. Впрочем, другие растительные красители также применялись для придания волосам нужного оттенка.

В дальнейшем от красок на основе сажи египтяне отказались, начав составы на основе свинца и басмы. Впрочем, свинцовая краска, придававшая волосам благородный статусный иссиня-черный цвет, использовалась лишь высшими жрецами и фараонами. Менее богатые и знатные не могли себе ее позволить.

А вот древние греки отдавали предпочтение золотистым и пепельным волосам. Этих оттенков они добивались при помощи специальных порошков.

Быть темноволосым в Древнем Риме считалось почти неприличным. Благородные римлянки использовали специальные составы для осветления волос, не гнушаясь в особо тяжелых случаях и париками.

Сама процедура осветления была варварской. Перекись водорода еще не изобрели, и состав делали из айвы, золы и комбинации трав. После того, как состав был нанесен на волосы, дополнительно женщина должна была высидеть не один час, подставив волосы палящим лучам солнца. Только так достигался нужный .

В дальнейшем рецептуру состава усовершенствовали. Стали применяться смеси на основе киновари, талька, извести и золы бука.

Об окрашивании волос в Средние Века ничего не известно. Еще бы, ведь в ту эпоху в было пуританство.

Более пяти веков назад знаменитая королева английская Елизавета I, ввела новые стандарты . Все англичанки стремились обзавестись столь же рыжими волосами и столь же анемично-бледной кожей.

Надолго забытое волос вновь вошло в моду во Франции второй половины XIX века. Именно тогда для «вытравливания» естественного цвета волос начали применяться составы на основе перекиси водорода. Такие составы используются и по сей день.

В XX веке химик Шуэллер придумал краситель на основе солей металлов и запатентовал его как средство, гарантированно придающее волосам желаемый цвет. Химик создал пециальное общество, чтобы продавать свои краски. Общество, которое через несколько лет превратилось во всемирно известную фирму L"Oreal.

Размещение объявлений - бесплатно и регистрация не требуется. Но есть премодерация объявлений.

История косметики Средневековья

Как сохранить свою красоту и молодость? Над разгадкой этого вопроса человечество билось едва ли не тысячелетия. На дворе XXI век – и перед нами открыты сотни возможностей для того, чтобы не потерять свою привлекательность – от омолаживающей косметики до суперсовременных методик пластической хирургии.

Но задумывались ли вы когда-нибудь, чем красились дамы Средних веков, как ухаживали за волосами императрицы и королевы? На развитие и использование косметики в период с конца V и до XVI века влияло несколько факторов. К ним относятся, во-первых, каноны красоты, которые диктовались религиозными верованиями и традиционным укладом общества каждой страны. Во-вторых, наличие доступных натуральных или химических веществ. В-третьих, историческое и экономическое развитие государств, становление международных связей и торговли, влияние культуры одних стран на другие.

Европейская косметика периода Средних веков

В отличие от Древнего Рима и Греции, где косметикой пользовались все без исключения, в Европе эта привилегия принадлежала только феодалам, другими словами, высшим классам. Для крестьян это была непозволительная роскошь. Уже в XII веке в странах Европы косметика стала использоваться повсеместно. В её состав входили натуральные ингредиенты, а производством практически всех препаратов занимались исключительно аптекари и врачи. Особо востребованы были средства по уходу за кожей. Связано это с эпидемией оспы, которая прокатилась по континенту. Недуг оставлял на коже жуткие оспины, сводившие на нет всю привлекательность человека.

В европейских странах средневековья сформировались конкретные каноны красоты. В частности, прекрасная дама должны была обладать высоким лбом, длинной шеей, бледным лицом и едва заметными бровями.

Средневековые идеалы женской красоты в Европе

Роскошные волосы и веснушки – греховные знаки истинной красоты

Во все времена и по сей день волосы считаются признаком сексуальности, поэтому неудивительно, что церковь выступала против демонстрации этой «греховной» части тела. Шляпы, вуали, капюшоны и прочие женские ухищрения не обеспечивали должного эффекта, поэтому средневековым красавицам приходилось прибегать к более серьёзным методам, некоторые из них были сродни пытками инквизиции.

К примеру, чтобы добиться высокого лба, следовало избавиться от линии роста волос. Действуя по принципу, чем выше, тем лучше, женщины применяли большие дозы уксуса или негашёной извести. Нередко после подобных процедур исчезали не только волосы, но даже кожа.


Запретный плод всегда сладок, поэтому женские волосы в Средние века являлись едва ли не главным признаком красоты, особенной популярностью пользовались светловолосые дамы. Как известно, красок для волос тогда не было, поэтому женщины ухитрялись для осветления употреблять шафран, луковую шелуху, несвежую овечью мочу или же проводили на солнце столько времени, что волосы попросту выгорали.

Веснушки, родинки и другие пятна на коже воспринимались, как метки дьявола и подлежали полному удалению. Для этого существовало несколько приёмов:
избавиться от пятен на кожных покровах позволял аметист, камень нужно было послюнявить и потереть им проблемные участки;
от веснушек помогала смесь прокипячённых вместе овсянки и уксуса, в некоторых случаях допускалась замена каши на кровь быка или зайца;
покраснение хорошо снимали сок огурца или клубники;
солнечный ожоги лечили с помощью выжатого сока водяной лилии.
Чтобы усилить действие таких мазей в Средние века использовался своеобразный пластырь, который получали из овечьей кожи.

Принцип средневекового макияжа – понравиться своему мужу и не соблазнить чужого

Ещё известный средневековый философ и теолог Фома Аквинский подчёркивал важность макияжа. Прежде всего, женщина должна краситься, чтобы нравиться своему мужу, что убережёт его от греха прелюбодеяния. Но при этом она не должна переступить грань дозволенного и не соблазнить чужого мужчину, искушая его своей красотой.

Как говорилось выше, в средневековье приветствовался бледный цвет лица. Объясняется это тем, что дамы из высокого сословия никогда не работали на открытом воздухе, поэтому смуглая кожа считалась признаком крестьян, простого народа. Чтобы достичь аристократической бледности требовалась специальная основа. Нередко её готовили на основе свинцовых белил или муки. В некоторых случаях в состав такого средства попадал мышьяк, что приводило к неоднократным смертям как самих прекрасных дам, так и их кавалеров.

Существовало множество рецептов, позволяющих осветлить кожу лица. Вот один из них, датируемый XIII веком:
«Очищенные зёрна пшеницы замочите на 15 дней. Затем измельчите и смешайте с водой, процедите через ткань. Дайте полученной массе высохнуть и кристаллизоваться. После этого вы получите порошок белый как снег. Перед нанесением смешайте его с розовой водой и нанесите на лицо, предварительно умывшись тёплой водой, и хорошо вытретесь».

Косметика для век практически не использовалась. Женские глаза и брови должны были оставаться бледными и невыразительными. Однако средневековые дамы использовали смертельно опасную настойку паслёна, чтобы расширять зрачки, визуально увеличивая этим глаза. Возможно, этой традиции и обязано своим названием ядовитое растение белладонна, которое в переводе с итальянского «красивая женщина».

Благодаря балладам средневекового трубадура монаха Монтаудонского, известно, что в XII веке женщины пользовались румянами. При этом так активно, что их не хватало для украшения церковных статуй. Получали эти красящие вещества из растений – дудника или сафлора (дикого шафрана). Вместе с тем врачи XIII отмечали и эффективность опилок древесины цезальпинии, замоченных в розовой воде.


Ну и, конечно же, губная помада, которую делали из измельчённых ягод. А для того чтобы цвет получался более глубоким и насыщенным, в губы предварительно втирали сок лимона. Дабы они не трескались, были влажными, мягкими и при этом благоухали, существует превосходный средневековый рецепт – смесь почечного сала, майорана и вина.

«De ornatu mulierum» – первый трактат о женской косметике

Тротула Салернская – итальянская женщина-врач (XI-XII век, точные годы жизни неизвестны), написавшая множество трактатов о медицине, здоровье и лекарственных препаратах. Среди всех её работ достойное место занимает «De ornatu mulierum» («Женская косметика»), написанная в XII столетии. В ней не только представлены секреты красоты, но также советы по лечению кожных заболеваний природными средствами.

К примеру, в трактате описывается процедура пилинга с помощью обычного лука. Это растение оказалось превосходным средством против угревой сыпи, благодаря тому, что в его состав входит алиин и примеси, по своим свойствам напоминающий серу. Лук также оказывает омолаживающий эффект, содержит воду (90%), белки (1,5%), и витамины, в том числе B1, B2, C, калий.

Рецепты по уходу за волосами от Тротулы

Для очищения волос Тротула советует использовать такое средство: возьмите пепел сожжённой виноградной лозы, солому ячменя и древесину солодки (для придания блеска), а также дикий цикламен. Цикламен и солому прокипятите в воде, добавьте в полученный отвар пепел лозы, солодку и дайте ему настояться. Помойте волосы с этой настойкой, дайте им высохнуть. В результате они станут золотистыми и сияющими.

Чтобы волосы лучше расчёсывались, можно использовать специальный порошок: возьмите немного сушенных лепестков роз, гвоздики, мускатный орех, кресс водяной и калган. Измельчите все ингредиенты до состояния пудры и смешайте с розовой водой. Перед расчесыванием сбрызгивайте волосы и гребень этой смесью, так они приобретут великолепный аромат.

Проверенный сарацинский рецепт для окрашивания волос в чёрный цвет. Возьмите кожуру очень спелого граната, разотрите её и прокипятите в уксусе или воде. Затем процедите полученный отвар и добавьте в него порошок из чернильных орешков и квасцы в большом количестве, чтобы достигнуть довольно густой консистенции. Нанесите средство на волосы. Оставшуюся от отвару гущу смешайте с подсолнечным маслом и нанесите на корни волос. Эту маску следует оставить на всю ночь, наутро помыть волосы в большом количестве воды. Они станут очень чёрными.

А вот для осветления волос вам потребуется отварить чистотел, корень репейника и стружку коры самшита, овсяную солому. Добавьте в отвар пепел виноградной лозы или овсяной соломы и промойте им голову. Чтобы волосы начали виться, измельчите корень бузины травянистой, смешайте его с маслом и нанесите на волосы, закрепив маску листьями этого растения.

Косметика XIV-XVI веков в странах Европы

XIV век ознаменовал собой расцвет искусства и культа красоты, этот период известен также, как эпоха Возрождения или Ренессанса. Сперва такие тенденции в жизни общества появились во Флоренции, Италия, а затем распространились по всей Европе. Идеальными считались тонкие черты лица, гладкая и белая кожа, светлые волосы, очень высокий лоб и румяные щеки. Именно в этот период наиболее привлекательными считались дамы с пышными формами, аппетитными фигурами. Такие особенности внешности должны были свидетельствовать о богатстве и благородстве, которые и определяли критерии красоты.


Идеалы красоты Ренессанса. Слева – картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», справа – портрет королевы Елизаветы I кисти неизвестного автора

Косметика эпохи Возрождения – яркое подтверждение афоризма «красота требует жертв». На что только ни шли красавицы того времени, чтобы выглядеть очаровательно. К примеру, в качестве помады и румян использовался сульфид ртути красного цвета. Согласитесь, что ртуть – не самый полезный металл. Для отбеливания лица активно применялось средство со свинцом и уксусом, кожа, и правда, становилась белее, но со временем желтела и обратить этот процесс было невозможно. Королева Англии Елизавета I была ярым поклонником такой косметики. Её лицо достигло такой степени белизны, что вошло в историю как «Маска молодости». Под ней не было видно ни морщин, ни оспин. Именно из-за последних, согласно некоторым историческим источникам, королева и стала пользоваться белилами.


В период Ренессанса лицу, действительно, уделяли особое внимание. Чтобы достичь аристократического лоска, женщины покрывали кожу лица сырыми яичными белками. Считалось, что такое средство обеспечивает модный в то время лоск и глянец.

Из-за регулярного мытья головы щелоком волосы нередко выпадали, что и объясняет столь возросшую популярность париков в это время. Эталоном в то время были светло-золотистые волосы, достичь такого оттенка шевелюры позволяла смесь черной серы, квасцов и мёда, которую наносили прямо на волосы и оставляли в таком состоянии, прогуливаясь под солнечными лучами. Существовали даже специальные шляпы, открывавшие макушку головы и закрывавшие лицо, благодаря этому женщина могла не бояться появления веснушек. В результате своеобразной химической реакции локоны меняли свой цвет. Зачастую волосы красили так – щелоком, сделанным из древесной золы, их обеспечивали, а затем покрывали подходящим красителем – шафраном, куркумой, ревенем, серой или хной.

В этот исторический период особо актуальными становятся всевозможные тоники для поддержания красоты. Один из наиболее известных – вода Сулеймана – способствовал удалению образований на коже (пятна, бородавки, веснушки). Средство весьма действенное, но из-за того, что в нём содержалась ртуть, сера и скипидар, оно оказалось ещё и крайне вредным. Его применение сулило серьёзные повреждения кожи и способствовало выпадению зубов.

С появлением нового метода перегонки расцвело производство духов на спиртовой основе. Популярность ароматических масел, помад и лосьонов была простой немыслимой. Неудивительно, что парфюмеры даже смогли создать собственную гильдию. К тому же, люди времён Возрождения думали, что духи и изысканные ароматы смогут защитить их от ряда болезней, якобы вызываемых «плохим» воздухом. Итальянский парфюмер маркиз де Франгипани один из первых создал новые ароматы, употребив цветы и деревья из Нового Света, в частности Вест-Индии. Особо востребованными были цветы горького апельсина (нероли), дамасской розы, лаванды, мирры.

Философия красоты Средних веков в Китае

С каждой сменой правления в этой стране изменялись и стандарты красоты в обществе. В частности, в 618-907 н.э. при династиях Суй и Тан женщина должна была выглядеть максимально естественной, изящной и здоровой, а не прятать своё лицо под белой пудрой из риса, как это было принято во времена Хань. Широкий лоб, круглое лицо и маленькая фигура – основные параметры привлекательности. Добавьте к этому брови в форме небольших гор и губы, покрытые чёрным красителем, которые должны были демонстрировать «нежность» – и вы получите образ средневековой китайской красавицы.


Представление о женской красоте в династии Тан

Безусловно, декоративная косметика существовала и использовалась в Китае с древних времён, однако наибольшего своего распространения она достигла именно в период царствования династии Тан. Об этом говорит уже тот факт, что активно начали использоваться подобия косметичек. Они представляли собой небольшие коробочки с зеркальцем, пудрой и помадой, которую женщины носили с собой.

Нанесение макияжа было сродни ритуалу и проходило в несколько этапов. Сперва на лицо накладывалась основа из пудры, затем шли румяна и напыление светло-жёлтого порошка на лоб.


Такое сочетание оттенков должно было говорить о здоровье женщины. Для большего контраста брови окрашивали в синевато-чёрный цвет, на губы наносили помаду, придавая им определённую форму. Обязательным атрибутом были ямочки на щеках: их рисовали вручную или же просто делали акцент на уже имеющихся. Финальным штрихом был орнамент на лбу. На закате династии Тан женщины перестали использовать пудру и красили губы исключительно в чёрный цвет. Таким образом, женской красоте придавался более драматичный акцент.

Согласно китайским верованиям, если глаза – это зеркало души, то губы – отражение характера и темперамента человека. Неудивительно, что последним старались предать множество различных форм, характерных для определённых династий. Объединяло их одно – губы должны быть яркими и блестящими, хорошо увлажнёнными. Этому способствовал бальзам для губ, который появился ещё в древние времена. И до VI века н.э. он был пастообразным. Но в период с 589 по 618 года н.э. его начали делать твёрдым и в форме цилиндра, что больше напоминает современную помаду. Бальзам для губ обладал также фантастическим ароматом, и если до этого в него добавляли агератум и гвоздику, то в Средние века активно стали применять искусственные ароматизаторы.

Секреты косметики средневековой Японии

Во второй половине VI века румяна, пудра, и другие виды косметики были импортированы в Японию из Китая и Корейского полуострова. А уже в 692 один буддистский монах сделал на основе свинца пудру, которая привела в полный восторг императрицу. Средние века в Японии являются чуть ли не зеркальным отражением Европы. Если раньше мы говорили о сдержанности, скромности, стремлению к простоте, то в Стране восходящего солнца 8-13 век – период Хэйан – ознаменовал собой время умиротворения и роскоши. По процветанию и достижениям в искусстве, культуре и литературе средневековая Япония больше напоминает античные Грецию и Рим.


Каноны красоты предполагают идеально мягкие и круглые лица мучнисто белого цвета. Но вот зубы должны были быть чёрными как смоль. Это традиция называется охагуро – в переводе с японского дословно означает «чёрные зубы». Сперва японцы использовали сок специальных трав и плодов, а в середине VIII века стали применять специальную смесь, содержащую железо. В её состав входит раствор железа в уксусной кислоте, отличающийся тёмно-коричневым оттенком, в который добавлен краситель из чернильных орешков сумаха, обладающий слегка отталкивающим ароматом. В растворе содержится много танинов. Главный компонент - ацетат железа, который как раз и окрашивает зубы в чёрный цвет, образуя защитную плёнку, предотвращающую порчу зубов и укрепляющую их эмаль.
Чтобы приготовить раствор для охагуро раскалённые ржавые железные стержни помещали в смесь воды и японкой водки саке, где выдерживались в пределах 7 дней. Затем в эту жидкость добавляли орехи сумаха. Чернить зубы следовало ежедневно, поэтому в день японцы тратили около 20 тонн краски.



Косметика в средневековой Индии

Если в Европе в V-XV веках царило «тёмное» время, то этот период в Индии называют золотым. В этой стране издавна огромное внимание уделяют ярким цветам и оттенкам, поэтому в декоративной косметики средневековой Индии активно использовались следующие минералы:
кайал – его производили из галенита (сульфида свинца), он использовался для защиты глаз, ресниц, век, бровей от солнца и насекомых, переносящих болезни;
куркума – растение семейства имбирных, из него получают жёлтый пигмент, часто применяемый в ритуалах;
глауконит и селадонит – кристаллический минерал, из которого получают зелёный пигмент для век;
киноварь – кристаллический минерал, из которого получают пигменты для румян и теней для век.

Всем известно, что индийское общество делится на касты, в те времена цвет кожи мог определять положение человека в социуме. Хотя это и не было основным признаком. Для осветления кожи в то время использовался одно средство, представляющее собой смесь натуральных ингредиентов: корень костуса, семена кунжута, листья альбиции леббек, горошины понгамии, древесина кедра и барбариса.

В Индии косметикой свободно пользовались как мужчины, так и женщины. Особенно это касалось специальных кремов, способствующих тому, чтобы кожа лица будто сияла. В их состав входили паста из сандалового дерева, мускус, циветта, шафран и различные ароматные корни, листья и цветы. Пудру для лица делали из высушенной сандаловой пасты и камфоры, дарившей чувство прохлады и свежести.
Отдельного внимания заслуживает менди – искусство росписи тела хной. Это вещество издревле использовалось человечеством в качестве временных татуировок. Но в XII веке в Индии оно обрело не только художественное, но и более сакральное значение. Такие рисунки должны были отгонять злых духов, привлекать удачу и способствовать зачатию. Это связано с исламской традицией, которая закрепилась на Ближнем Востоке с приходом на эти земли мусульман.


Хна представляет собой красноватую пудру или порошок, получаемые из листьев растения Lawsonia inermis. Узоры наносятся на тело, особенно на руки и ноги, крошечными кисточками и стилусами. Пасте дают высохнуть в течение нескольких часов, затем её аккуратно удаляют, а на коже остаётся соответствующий орнамент.

Косметика индейцев Северной и Южной Америки

Два этих огромных континента по ту сторону Атлантического океана – уникальны. На их развитие практически не влияли внешние факторы, ведь лишь в конце XV века началось активное освоение земель Южной и Центральной Америки испанцами. До этого времени коренное население процветало, совершенствуя свой жизненный уклад.

Как это не удивительно, но «дикие» племена ацтеков, майя и инков огромное значение уделяли чистоте тела и гигиене. Поэтому купание как в горячих, так и в холодных источниках было обязательным и ежедневным ритуалом.

Женские волосы всегда были чистыми и блестящими, ведь их очень часто мыли и расчёсывали. Но если они теряли свой цвет, тускнели или секлись на кончиках, то их хозяйку ожидало нелёгкое испытание. Женщина должны была, лёжа на спине, погрузить волосы в чан, в котором кипела смесь из трав, в её состав также входил чучан. Благодаря этому, локоны опять становились чёрными и блестящими.


Инки предпочитали бронзовый цвет лица, но особо востребован был желтоватый оттенок. Его получали из жира, выделяемого определёнными насекомыми. Это вещество было пастообразным и его легко было разносить по коже. Мужчины полностью покрывали своё тело росписью перед важными церемониями, каждый цвет обладал отдельным значением. Во время ритуалов применялась ярко-красная краска, которую готовили из киновари, пурпурно-красная – из ачиовы или генипы. Более того, воины использовали эти оттенки в узорах на своём теле, когда отправлялись на войну. Так, они пытались устрашить своих противников. Черный цвет был символом траура, и в скорби женщины красили в него свои лица.

Косметика Древней Руси

Как и по всему миру, косметика в Древней Руси была натуральной, её делали на основе трав и жиров животного происхождения. Но уже в VII-VIII начали появляться искусственные средства и благовония, которые доставлялись из Европы и Византии. Но эти продукты были доступны только для высшего сословия. Простолюдинам оставалось одно из лучших и по сей день средств по уходу за кожей – русская баня (впрочем, и знать, конечно, тоже мылась в бане). Большинство важных и необходимых косметических процедур проводились в русских банях, для масок и притираний в ход шли природные настои, ржаной хлеб и мед. Подобное очищение проводилось и для здоровья организма в целом, и для улучшения состояния кожи в частности. После бани женщины втирали в тело не ароматические жидкие настойки, а густые вязкие смеси, чтобы кожа долго держала запах. Именно такие мази русские красавицы называли духами. Конечно же, пользовались они и мылом, которое делали из сала с добавлением целебных трав. Но его предназначением было только поверхностное очищение тела, для более серьезных и полезных процедур оно не подходило.

Мыло могли позволить себе лишь богатые семьи, простой народ довольствовался щелоком, продуктом, который получают из настоя древесной золы на дождевой воде. Зола и пепел – превосходные очищающие компоненты, ведь они содержат карбонат калия, образующий при контакте с водой щелочную среду, которая превосходно растворят жиры и другие виды загрязнений.


А в уходе за волосами не было ничего эффективнее, чем настой из разных видов трав – мяты, душистой руты, любистка. Особо ценилось репейное масло. В борьбе с перхотью и выпадением волос незаменимы были крапива и корень лопуха. Чтобы изменить цвет волос, использовали различные компоненты, например, шелуха лука придавала коричневый цвет, шафран с ромашкой – светло-желтый. Алую краску добывали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблонь, зеленую - из листьев крапивы, перьев лука, желтую – из шафрана, коры ольхи и щавеля.

Если были замечены прыщики, царапинки, или даже бородавки – их устраняли соками чеснока и лука, с угрями и гнойничками боролись при помощи листьев свеклы и капусты, а ожоги лечили тертым картофелем.

Для того чтобы на щеках запылал яркий румянец – применяли морковь, свеклу, вишневый и малиновый сок, или речную губку (бодягу), если же нужно было смягчить или осветлить кожу – в ход шли кислое молоко, капустный рассол, сметана и простокваша. Чтобы сохранить свежесть лица, русские девушки умывались настоем череды и молоком, или просто протирали кожу огуречным соком. Камфора применялась, если нужно было избавиться от пигментных пятен, а отвар пшена – как лосьон перед сном. Черной подводкой для глаз служила обычная сажа и уголь, а пудрой – мел или пшеничная мука. Брови и ресницы наводили чёрной сажей.

В качестве пудры в Древней Руси красавицы использовали муку, преимущественно рисовую (В.Похлебкин указывает на проникновение риса на Русь лишь в XV веке через Венгрию) или бобовую, так как пшеница чрезвычайно ценилась и шла исключительно на выпечку.

Красную и малиновую краску для губной помады изготавливали из барбариса и яблоневых листьев, а зеленую и желтую краску для теней на веки – из листьев крапивы, щавеля, шафрана, перьев лука и ольховой коры. Также в изготовлении помады использовали разведенный в воде толченный красный кирпич.В качестве теней для век использовался крашеный мел.

Как омолаживающее средство использовалось козье молоко, известное также, как «девичье». В некоторых случаях в него добавляли росный ладан, состав которого богат на бензойную кислоту. Этот ингредиент было очень сложно достать, поэтому позволить себе его могли не все.

Окрашивание и осветление волос.

Выбор цвета волос.

Выбор цвета волос.

Изменение моды на прически вызывает изменение моды на цвет волос. Если этого не учитывать, то могут возникать некоторые несоответствия, например, приходится видеть при­ческу; хорошо выполненную, с использованием модных дета­лей, но которая все-таки не производит впечатления краси­вой, потому что в этом бывает «виноват» цвет, не отвечаю­щий требованиям моды, не соответствующий духу самой модели.

Нужно заметить, что современная тенденция в цвете ­это стремление к получению натуральных различных оттен­ков, нюансов. Независимо от того, почему красятся волосы желание ли это скрыть седину или же просто с декоративной целью - в любом случае необходимо стремиться к созданию естественных тонов. Например, светловолосым сейчас нужно отдавать предпочтение теплым оттенкам - золотистым, пе­пельно-русым, тициан и т. д. По этой же причине чистый «пергидрольный» тип совершенно «не вписывается» в совре­менную моду - очень уж неестественно выглядят перетрав­ленные волосы.

Прическа и цвет волос, соответствующие цвету и форме лица, подчеркивают индивидуальность человека. Цвета для волос могут быть:

Яркие: от средних и до темных насыщенных оттенков;

От русых до красного тициановского цвета;

Светло - пастельные: от средних до светло-белокурых или русых;

Темно-пастельные: пепельно-белокурые или темно­ -русые, чем темнее цвет глаз, тем светлее может быть цвет волос;

Теплые: средние по насыщенности с золотыми и ры­жими бликами;

Холодные: с оттенками голубизны.

Цвет волос должен гармонировать с фактурой волос, ха­рактером стрижки, прически, и наоборот, выбор стрижки за­висит от цвета волос и будущей прически. Поэтому, присту­пая к окраске, необходимо не только учитывать качество волос для определения скорости окрашивания, но и довольно точно представлять себе будущую прическу и характер стрижки. Немаловажна и принадлежность к типу (осеннему, весенне­му, летнему, зимнему). Представителям весеннего и зимнего типов рекомендуются пепельные тона в прическе, а летнего и осеннего сих теплым

тоном - золотые или рыжеватые оттенки.

Если «свой» тип уже определен, то следует знать, что у Зим волосы от темно-коричневых до черных, поэтому данно­му типу не идет обесцвечивание волос или добавление к ним красноватых оттенков. Редко встречающиеся в этом типе блондинки не нуждаются ни в каких ухищрениях. Совершенно бе­лые волосы у Зим будут выглядеть эффектно, но неестественно. Рекомендуем представителям данного типа не поддаваться на уговоры подсветлить или тонировать волосы, так как обработка перекисью водорода добавит их волосам недопустимуюрыжину, а легкое обесцвечивание визуально прибавит годы.

Тип «Лета» может спокойно пользоваться окрашиванием и обесцвечиванием волос, с учетом палитры макияжа, исполь­зуемого каждодневно. Легкое обесцвечивание оживляет при­ческу данного типа. Представителям данного типа нужно стре­миться к мягким пепельным тонам, избегая при этом - льня­ных, медовых, золотистых и красноватых тонов. Если есть желание приглушить рыжеватый оттенок ваших волос упот­ребляйте слабо обесцвечивающий шампунь.

Все, о чем говорилось выше, совершенно не относится к типу «Осени». Разнообразие рыжих и золотистых оттенков очень идет данному типу. А также каштановые, рыжие и теп­ло-коричневые тона, но ни в коем случае - не пепельные. Даже частичное обесцвечивание волос не для этого типа.

Тип весны может использовать очень смелую окраску волос. У многих Весен светлые или шатеновые волосы тёплого оттенка хороши и сами по себе. Легкое обесцвечивание не рекомендуется, хотя тонирование допускается. Чтобы скрыть начало поседения, типу «Весне» рекомендуются каштановые золотисто-коричневые или светло-золотистые тона.

Существует множество вариантов осветления и окрашивания. Меняя стиль прически, можно прийти к необходимости поменять цвет, расположение осветленных прядей и т. п. Но не надо забывать при этом, что светлые пряди спереди как бы укрупняют черты лица, и наоборот. Для достижения тако­го рода эффектов существуют разные приемы, а именно:

Использование фольги;

Использование туши для волос или «рисунок» от руки;

Метод «шапочки».

Использование фольги рекомендуется в том случае, если не хочется окрашивать всю голову, а только некоторые пря­ди, например, сделать блики. Приемы окрашивания обычные, с той только разницей, что уже окрашенную прядь аккурат­но заворачивают в фольгу и выдерживают определенное вре­мя, периодически проверяя интенсивность окраски.

Использование туши для волос (ресниц) и метод «от руки»

заключается в нанесении осветлителя, краски прямо на чистые волосы, Можно при этом использовать кисточку – для рисования, аппликатор или нанести краску, просто руками в перчатках

Метод «шапочки» состоит в том, что через отверстия, например, в резиновой шапочке вытягивается определенное количество прядей, предназначенных для окраски. Для освет­ления пользуются чаще всего порошковым осветлителем. После того как волосы вымыты шампунем, по желанию, наносится любой тон.

Все перечисленные приемы удобны для того, чтобы де­лать так называемые «блики» на волосах, которые выглядят очень естественно, если подобраны в соответствии с натураль­ным оттенком волос. Не рекомендуется их использование на седых волосах, так как на последних они будут смотреться слишком броско и неестественно.

В настоящее время существует множество оттенков для нанесения бликов, которые подразделяются на четыре основные цвета: каштановый для коричневых волос, естественный блондин для светлых волос, цвета золота и меди для русых.

В продаже можно свободно приобрести препарат для мелирования - комплект для окраски волос тонкими прядями («перышками»). В комплект входят: блондирующий порошок, эмульсия, шампунь, кисточка, перчатки и колпак. Это сред­ство придает прическе эффектный вид.

Процедура окрашивания несложная: по выбранным мес­там проводят кисточкой с краской, отступив 1 см от корней. Не следует бояться попадания краски на соседние пряди ­за счет этого переход на натуральный цвет волос будет выг­лядеть естественнее. Обязательно нужно следовать инструк­ции, так как важная роль в этом процессе отводится соблюде­нию определенного времени выдержки.

Сегодня в продаже появилось много разнообразных ка­чественных, красок, поэтому неудивительно, что количество желающих пользоваться ими с каждым

годом неуклонно уве­личивается. Но, приобретая их, следует знать, что разные фирмы могут давать различные названия уровней цветов. Что­бы добиться хорошего результата, необходимо пользоваться прилагаемой к красителю карточкой. Большая часть производителей красителей для определения насыщенности цвета пользуются следующей системой уровней:

Насыщенный темно-коричневый;

Темно-коричневый;

Средне-коричневый;

Светло-коричневый;

Темно-русый;

Средне-русый;

Светло-русый;

Очень светлый;

Самый светлый.

Приобретая краску, следует помнить, что использование химических красителей допустимо только в том случае, если волосы густые, эластичные (ведь при окраске этими красите­лями необходимо обесцвечивать волосы пергидролем!).

В правилах прилагаемых к краскам, изготовитель ука­зывает концентрацию перекиси или количество таблеток гид­ропирита, объем воды, нужный для их растворения, время выдержки и т. д. Строгое соблюдение этих правил необхо­димое условие получения хорошего результата.

Например, отечественная краска «Гамма», имеющая 8 то­нов, от черного до пепельного, предназначена главным обра­зом для закрашивания седины без изменения основного тона волос. Если подобрать тон в тон своего цвета волос и все сде­лать точно по инструкции, то успех обеспечен, если, конеч­но, краска доброкачественная.

Несколько иного отношения требуют краски, предназна­ченные для получения эффектных окрашиваний. Эти краски, как правило, имеют пастообразную консистенцию, например, «Лонда», «Лондаколор», «Колестон» и т. д. Они хороши тем, что не стекают с волос, поэтому ими можно очень точно об­рабатывать

определенные участки. Но они всегда окрашива­ют в тон более темный или почти равный по светлоте исход­ному. При желании получить цвет светлее исходного нужно предварительно обесцветить волосы, а затем смыть протрав­ку. Накладывать краску сразу на потравку, как правило, нельзя.

Исключение составляют выпущенные в последнее время специальные серии крем - красок, позволяющих красить в цвет более светлый, чем исходный, без предварительного обесц­вечивания - это так называемые осветляющие краски. Тем не менее, окрашивая волосы, не следует слишком сильно из­менять их цвет, лучше всего немного осветлить их. Мало кому идут волосы менее естественного оттенка.

Современная косметика ввела в употребление такое мно­гообразие сложных, часто очень крепких химических средств, что работа с ними требует известной осторожности - они могут вызывать различные осложнения, которые могут воз­никнуть либо вследствие неправильного приготовления со­става (слишком крепкий) - раздражается кожа, разрушают­ся волосы (например, при обесцвечивании), либо в результа­те аллергии на данное косметическое средство или какую-нибудь из его составных частей - это индивидуаль­ная реакция и ее предвидеть трудно.

Если в первом случае, соблюдая меру, можно вообще не встретиться с серьезными трудностями такого рода, то во вто­ром при первичном окрашивании для того, чтобы избежать воз­можных неприятностей, особенно, если известно, что препарат содержит компоненты, часто являются причиной аллерги­ческих воспалений (например, парафенилендиамин), нужно обя­зательно делать пробу на чрезмерную чувствительность. Аллер­гические реакции на красители непредсказуемы. Иногда чувстви­тельность проявляется сразу, в редких случаях – через несколько лет. Для этого наносят краску на небольшой участок кожи. Это делается в такой последовательности:

Выбирается участок кожи на внутреннем сгибе локтя или между ухом и линией волос;

Надо вымыть его с мылом и осушить;

Руководствуясь указаниями на упаковке красителя, подготовить раствор;

Стерильным марлевым (ватным) шариком нанести ра­створ на кожу и оставить на сутки - двое, не трогая;

по прошествии положенного времени исследовать этот участок кожи: если

признаков воспаления нет, красителем можно пользоваться; покраснение, припухлость или волды­ри, жжение, зуд - сигнал к тому, что в данном случае краска не подходит.

◌ Не следует окрашивать волосы химическими красителями:

◌ - если волосы в плохом состоянии;

◌ - если припредыдущим окрашивании волос наблюдался зуд;

◌ - при астме, экземе, заболевании почек, кожных болезнях;

◌ - при беременности, кормлении ребенка, менструации.

Прежде чем приступить к окрашиванию, надо вниматель­но рассмотреть себя в зеркале: определить цвет глаз, оттенок кожи (может быть в голубизну или в желтизну), определить длину волос, интенсивность цвета волос, их пористость, гус­тоту, процент седины. Следует иметь в виду, что не суще­ствует двух одинаковых людей, как не существует и двухголов с одинаковыми волосами, поэтому не стоит ориентиро­ваться на опыт хороших знакомых, так как одна и та же краска при одних и тех же методах окрашивания дает разные результаты.

Тон окрашивания во многом зависит от толщины волос, так как натуральный пигмент по-разному распределяется в волосах разной толщины. Тонкие волосы после окраски пока­жутся более темными, потому что гранулы пигмента в них расположены ближе друг к другу, и при нанесении одинако­вой краски получается более темный тон, чем на толстых во­лосах. В связи с этим тонкие волосы меньше сопротивляются осветлению, поэтому даже при использовании мягкого освет­лителя получают желаемый результат.

В случае сомнений при определении типа волос, можно проделать следующее: отделить небольшую прядь на темени и завязать ее узлом - как можно ближе к коже головы. Если узел быстро сам собой раскрылся, значит, волосы жесткие и толстые, если же он остался связанным, то волосы тонкие и мягкие. Медленное развязывание свидетельствует о том, что волосы нормальные.

Толщина волос может быть разной в разных частях голо­вы. Волосы спереди обычно тоньше, чем сзади. Таким обра­зом, краску на волосы спереди можно наносить экономнее, а более обильно - на заднюю часть головы.

Густота волос в разных частях головы также может быть разной. Участки с более густыми волосами требуют больше краски и более тщательного ее нанесения (чтобы

краска сработала эффективно, она должна быть нанесена на каждый волос).

Чем глаже волосы, тем больше света они отражают, и чем кудрявее, тем больше отталкивают свет, поэтому цвет волос может не выглядеть столь четким, как у прямых волос. Для кудрявых волос следует брать более интенсивный краси­тель, чем тот, который, казалось бы, нужен. Более интенсив­ный цвет дают полимерные красители, кроме того, они при­дают волосам блеск

При выборе цвета немало важную роль играет, и образ жизни для занятого человека лучше выбрать тот цвет, кото­рый не требует особого ухода, такой, чтобы разница между окрашенными и отрастающими волосами была не очень суще­ственной. Также нужно учитывать, что работа в офисе дик­тует более, сдержанные тона. Баклажановый (темно-лиловый) оттенок не годится для тех, кто работает при неярком осве­щении. Любителям плавания в бассейне светлая окраска не подойдет, так как под воздействием примесей вводе волосы могут приобрести зеленоватый оттенок тем, кто часто моет

голову, нелишне будет знать, что это приводит к потускне­нию окраски. Влияют на нее и лекарства: сера усиливает теп­лоту тона светлых волос, большие дозы витаминов и неорга­нических веществ приводят к потемнению волос.

Средства ухода за волосами также влияют на состояние волос: некоторые муссо - или желеобразные кондиционеры и спреи оседают на волосах, создавая неровность окраски; шам­пунь от перхоти или для лечения псориаза изменяет цвет волос.

Точную дату первого окрашивания волос сейчас сказать достаточно трудно. Историки до сих пор ведут дискуссии по этому поводу. Однако все сходятся во мнении, что окрашивание волос уже существовало до нашей эры. Первые записи о смене цвета волос принадлежат ассирийским травникам и датируются 2177 годом. Доподлинно известно, что в Ассирии и Персии только знатные люди могли окрашивать волосы и бороду. Иногда окрашивание волос применялось и для сакральных целей, но тоже только для членов благородных семейств.

Окрашивание волос в разные времена

Окрашивание волос в Древнем Риме

Окрашивание волос в светлые тона: белокурые волосы были идеалом в Древнем Риме и Греции

Считается, что Древний Рим был новатором не только в вопросах медицины, но и в парикмахерском искусстве. Чего только не предпринимали римлянки, чтобы изменить свой темный цвет волос. В то время в моде были рыжие и светлые оттенки. Жительницы Рима даже выливали себе на голову кислое молоко, чтобы осветлить цвет волос. Говорят, что такой рецепт окрашивания волос был очень эффективным и превращал брюнетку в светловолосую барышню. Такой цвет волос в Риме ассоциировался с чистотой и наивностью. Римлянки, часто не отвечающие этим идеалам, изо всех сил стремились хотя бы внешне отражать эти качества. На голову лилось не только молоко, но и лимонный сок. Процедура окрашивания волос длилась несколько часов и заключалась в следующем: на голову женщины одевалась широкополая шляпа, из которой предварительно вырезалась верхняя часть. Через это отверстие вынимались волосы и поливались лимонным соком. После чего красавице необходимо было сидеть под палящим солнцем несколько часов. После процедуры девушка смело шла к своим подругам и хвасталась новым модным цветом волос, напоминающим лучи солнца.

Особый пик окрашивание волос в светлые тона пришелся на тот момент, когда в Рим стали массово привозить белокурых германских рабынь. Римлянки стали считать, что природный темный цвет волос их старит и делает менее женственными. В ход пошли средства на основе извести, талька и буковой золы. Позднее в моду вошли цветные парики.

Окрашивание волос в Древней Греции

Жительницы Древней Греции ни капли не уступали римлянкам в вопросах окрашивания волос. От природы гречанки имели темный цвет волос, близкий к черному. Однако в поэмах и других литературных произведениях мы часто встречаем образы светловолосых красавиц. Сама Афродита обладала белокурыми локонами. Этот факт наталкивает на заключение, что гречанки очень часто окрашивали волосы в светлый цвет, который считался верхом изысканности. Для осветления цвета волос греческие красавицы пользовались ассирийской смесью, главными компонентами которой были лук-порей и корица. Часто в ход шли и другие щелочные составы.

Окрашивание волос в Древней Египте

Окрашивание волос: черный цвет волос был признаком привилегированности в Древнем Египте

А вот в Египте в почете были темные волосы. Темно-коричневый и черныйцвет волос у египтян ассоциировался с властью, а также с порядочностью и строгостью женщины. Для окрашивания волос египтянки использовали басму, скорлупу грецкого ореха или просто золу, которую посыпали на волосы перед началом церемонии. Эта же тенденция прослеживалась в Индии и на Крите, где вдобавок к вышеперечисленным средствам добавлялась хна.

Окрашивание волос в Средневековой Англии

Окрашивание волос: рыжий цвет волос носили даже королевы Англии

А вот в Англии в 15 веке были в моде рыжеволосые барышни. Все женщины Европы стремились приобрести этот цвет волос. Позднее, когда мода на рыжие волосы, захватила всю элиту, куртизанки тоже решились на подобный эксперимент. Окрашивание волос происходило с помощью хны, которую делали из высушенных листьев и коры кустарника лавсонии. Используя эти компоненты в разных пропорциях можно было достигнуть различных по насыщенности результатов: от светло-рыжего до медного цвета.

Окрашивание волос в 19 веке

А уже в 19 веке знаменитый английских химик Е.Теллей открыл миру перекись водорода и доказал, что ее можно использовать в парикмахерском деле. Именно перекись водорода, по словам ученого, была лучшим способом окрашивания волос в светлый цвет, точнее для обесцвечивания.

Позднее работа по созданию красок для волос пошла полным ходом. Уже в 19 веке были заложены основы современного окрашивания. Французский химик Э. Шуэллен впервые создал краску с содержанием меди, железа и сульфата натрия. Она гарантировала покупательницам тот цвет, который они хотели получить. Вскоре создается общество безопасных красителей для волос, позднее переименованное в "Л’ Ореаль".

Окрашивание волос в наши дни

В 21 веке окрашивание волос достигло своего совершенства. Какие только средства для волос не предлагают многочисленные компании. В современном мире можно получить практически любой цвет волос. К тому же, краски стали и значительно безопаснее своих предшественников. Современные средства окрашивания волос позволяют любой женщине выглядеть красиво и естественно, причиняя минимальный вред здоровью волос.