Из хлебного мякиша. План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: Конспект занятия по лепке на тему: «Хлеб – богатство России

инна колесникова

Цели : учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности

Задачи :

Закреплять приемы лепки

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба ;

Дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на ;

Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность

и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

Развивать мыслительную активность, учить разгадывать

Совершенствовать ручные умения и навыки;

Продолжать учить делать поделки из пластилина;

Воспитывать бережное отношение к хлебу , уважение к

человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу

жизнь, страну лучше и богаче.

Материал : русская народная сказка

«Колосок» , пословицы о хлебе , стихи, рассматривание картинок :

«Вспашка» , «Посев» , «Уборка» , «Появление всходов» , «Хлеборобы » .

Словарная работа : хлеборобы , комбайнёры, элеватор, посев, жатва.

Предварительная работа : просмотр мультфильма «Колосок» , рассматривание иллюстраций,

Ход занятия

Чтение отрывка из сказки «Колосок» и обсуждение прочитанного

Что нашел петушок? (колосок)

Что предложил сделать петушок с колоском? (обмолотить – выбить зернышки из колоска)

Кто понес на мельницу зернышки? (петушок)

Что будут делать из муки? (пироги)

После чтения воспитатель предлагает найти в колосках зернышки.

Рассмотреть их, попробовать на ощупь.

Чтобы приготовить хлеб , нужна не только мука, но и другие продукты : дрожжи,

вода, соль, сахар, масло. Ваши мамы пекут пироги только для своей семьи.

А на хлебозаводах пекут очень большое количество хлеба , булок,

пряников, печенья. Руками месить тесто тяжело, ведь его очень много.

Поэтому на хлебозаводах выпекать хлеб помогают машины . Послушайте,

как это делается :

«Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой,

водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на

своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов

это карусель совершает один оборот, в течение этого времени тесто

поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной

машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто

подается в делительную машину, и она с удивительной точностью

отделяет ровные порции».

- Хлебные изделия не только вкусны и питательны. Хлеб мы едим

несколько раз в день, а он не приедается.

О хлебе есть пословицы : «В хлебе наша сила » , «Хлеб - всему голова » ,

«Хлеб - наше богатство » .

Физкультминутка «Зернышко»

Подрастает зернышко -

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает - вот как весело играет! (Потянулись, руки вверх,

прогнулись, наклоны туловища, присели.)

Но даже если хлеб у нас можно купить в магазине, его все равно

надо беречь. Многие люди трудились, прежде чем хлеб пришел к нам на

стол. Хлеборобы сеяли зерно , выращивали его, комбайнёры собирали

зерно. Потом зерно отвезли на элеватор, там его сортировали, сушили и

хранили. Часть зерна сразу отправляют на мельницу, где из него делают

муку, а муку отвозят в магазины и в пекарню. Вот тогда за дело

принимаются мастера - пекари.

Много людей трудятся днем и ночью, чтобы мы ели свежий,

душистый хлеб . Хлеб - драгоценность , его береги. В меру к обеду хлеба

(Свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций.)

Лепка из пластилина (колосок)

А вы хотите поработать хлеборобами ? Вырастим свои колоски!

Лепка из пластилина (колосок и зернышки) . Размазывание пальчиком колосок

Итог занятия :

Ребята, посмотрите, какие красивые колоски у нас получились! Целое поле колосков! Все вы большие молодцы!





Для начала подберем “строительный материал” – хлеб. Лучше подходит белый пшеничный хлеб из муки 2го или 3го сорта.

2 шаг

Поделки можно изготовлять двумя способами:
1-й Способ:
Мякиш разминаем в руках и чтобы при высыхании поделка не потрескалась, в хлеб добавляем сахар. Чем качественнее хлеб – тем больше сахара. Разминать хлеб придется не меньше часа, пока сахар не раствориться, а хлеб не станет похож на пластилин. Если сахара нет, то разминать мякиш придется не менее 5ти часов, пока он достаточно не увлажниться потом рук. Можно добавлять немного слюны, однако воду добавлять не следует. Из полученного “пластилина” изготовляем любые фигурки типа шахмат или пепельниц и оставляем сохнуть. Фигурки должны высохнуть сами, если же поставить их на батарею или на солнце, то возможно появление трещин. Для получения цветных фигур в мякиш добавляются различные красители – например бумажный пепел для получения черного цвета, для других цветов можно использовать пасту из ручек.

3 шаг

2-й Способ:
Применяется для изготовления самых прочных изделий, например четок.
Мякиш вместе с сахаром заливаем небольшим количеством кипятка, и оставляем в теплом месте – пока хлеб не начнет киснуть. Далее все это перетираем через ткань. Полученную массу подсушиваем, периодически переминая до достижения консистенции пластилина, собираем и лепим все, что нужно. Полученные изделия будут твердые как камень, поэтому при изготовлении четок бусины прокалываются пока они еще достаточно мягкие. Длинна четок выбирается индивидуально, и должна примерно составлять длину ладони владельца.

Задачи:

Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.

Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение.

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Материал: Картинки с изображением хлебобулочных изделий, мяч, слоёное тесто, дощечки для лепки, стеки, салфетки, противень.

Ход НОД

1. Организационный момент.

(Дети встают в круг)

Дидактическая игра « Что можно приготовить из муки?»

Воспитатель бросает мяч детям. Ребёнок ловит мяч и называет, что можно приготовить из муки. После игры воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Воспитатель: - Сегодня мы пополним сюжетно - ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.

2. Актуализация знаний.

(Воспитатель задаёт вопросы детям.)

Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?

Какие вы знаете зерновые культуры? (Кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс)

Где растут зерновые культуры? (В поле)

Как называются люди, которые выращивают колосья? (Хлеборобы)

Куда везут зерно на машине с полей? (На элеватор)

Что такое элеватор? (Здание, где хранится зерно)

(С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.)

Физкультурная минутка.

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на хлебозавод приехали!

(Воспитатель предлагает детям пройти на свои места за столами)

Ребята, кто же печёт хлеб? (Пекари)

Вот сегодня мы будем пекарями, будем изготавливать хлебные изделия своими руками.

Гимнастика для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и поседеть спокойно, медленно считая до 5.

На счёт 5 открыть глаза.

(Воспитатель обращает внимание детей на коробку, которая появилась на столе. Предлагает отгадать загадки. При каждой отгадке воспитатель достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.)

Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
(Пирог)

Есть такие слова:

"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый…

(Хлеб)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

(Дети стоят возле столов)

Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но, сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём!

3. Практическая работа

(Дети садятся за столы)

Воспитатель предлагает детям подумать и выбрать, какие хлебобулочные изделия они будут лепить; напоминает различные приёмы лепки. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку детей, напоминает, как нужно работать со стекой.

Выполнение работы детьми.

Итог занятия

(В конце занятия воспитатель и повар, вместе с детьми складывают хлебобулочные изделия на противень, рассматривают и выделяют лучшие изделия)

Ребенок читает стихотворение:

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой!

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло!

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Воспитатель:

Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

Как нужно относиться к хлебу?

Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

Ребята, что мы с вами сегодня лепили?

Из чего мы лепили булочки, хлеб?

Воспитатель: - А теперь ребята, хлебобулочные изделия наш повар отнесет в печь. После выпекания мы пополним сюжетно - ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.

В конце занятия проводится русская народная игра «Испекли мы каравай ».








Интегрированное занятие
«Хлеб – всему голова или где булочки растут!»
(Автор занятия:Молодкина Ольга Андреевна, воспитатель 1 кв. категории)
Образовательные области: познание, труд, художественное творчество, коммуникация, художественная литература, социализация.
Цели занятия:
систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола;
обогатить знания детей о том, как выращивают хлеб;
воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
познакомить детей с новым материалом для лепки - соленым тестом; учить детей лепить из соленого теста, используя знакомые приемы лепки.
Предварительная работа:
1. Экскурсии в хлебобулочный магазин.
2. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
3. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.
4. Чтение художественной литературы.
5. Загадки.
6. Дидактические игры.
Оборудование:
Презентации на тему: «Хлеб», выпечка, колоски, лоток с землёй, зёрна пшеницы, кофемолка, мука, соль, яйца, вода, солёное тесто, формочки для выпечки, каравай.
Ход занятия: (Проходим в музыкальный зал. В зале накрыт стол, на столе различные хлебобулочные изделия. Дети подходят к столу)
В-ль: Ай, качи-качи-качи!
Глянь, - баранки, калачи!
Глянь, - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи!
- Ребята, посмотрите на этот стол богато уставленный различными яствами. Чего здесь только нет. Что вы здесь видите?
Ответы детей: баранки, ватрушки, сушки, булки и т.д.
В-ль: Как можно назвать всё это одним словом?
Дети: выпечка, хлебобулочные изделия.
В-ль: Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине. Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он прошёл долгий путь прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе. Вот об этом нам сегодня и предстоит узнать – каков же путь хлеба к нашему столу?
В-ль: «Золотист он и усат, в ста кармашках – сто ребят». Что это?
Ответы детей: колосок.
В-ль: Молодцы! Отгадали! Это действительно колосок. (Колоски поставить на стол вместе с хлебобулочными изделиями, обратить внимание детей).
- Зёрнышки в колоске спрятаны будто в кармашки, их так много и на каждом кармашке усик, будто оберегает зёрнышко. Именно оно – зёрнышко всему начало. (Дети садятся на стулья).
- Ребята, а давайте вспомним люди каких профессий трудятся для того, чтобы у нас всегда был хлеб на столе?
Ответы детей: хлеборобы, трактористы, шофёры, комбайнёры, пекари и т. д.
Читает стих Соня С. : Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (СЛАЙД)
В- ль: Весной люди подготавливают почву для засева полей. Как они это делают?
Читает стих Ярослав К. : Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода –
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда. (слайд)
В- ль: Трактористы пашут землю и разрыхляют её с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять зёрна.
В-ль вносит лоток с землёй: Ребята, а давайте и мы с вами посеем зёрнышки и поможем им вырасти, а что необходимо для того, чтобы они выросли.
Ответы детей: тепло, свет и влага.
В-ль: Правильно! Солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. (слайд). А теперь давайте покажем, как растут наши зёрнышки.
Физминутка: В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (слайд – поле с золотыми колосьями). (садятся на стулья).
В- ль: Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует и колосья превращаются в золотые волны. А когда приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зёрна могут осыпаться. Ребята, давайте вспомним какие машины убирают урожай?
Ответы детей: комбайны. (слайд).
Читает стих Диана Н. : Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
В- ль: Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. А куда же шофёр увозит зерно?
Ответы детей: элеватор.
Читает стих Максим Г.: Слышен, летом до заката,
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики. (слайд)
В- ль: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят. Но и это ещё не всё. Кто догадается куда везут зерно с элеватора?
Ответы детей: на мельницу.
В- ль: Правильно, на мельницу, где мельник перемалывает его в муку. (слайд). (Внести кофемолку и зёрна пшеницы). Мы тоже сейчас попробуем сделать муку (промолоть зёрна на кофемолке, показать детям результат).
В- ль: Ребята, потрогайте муку, опишите какая она?
Ответы детей.
В-ль: Вот мука и готова! На специальных машинах её везут на хлебозаводы и пекарни, где пекарь выпекает нам хлебушек и различные хлебобулочные изделия (слайд). Наконец- то хлеб попадает в булочную, где мы его покупаем и с удовольствием едим.
- Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Как надо относиться к хлебу?
Ответы детей.
В –ль: Совершенно верно. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда с хлебом и солью!(Слайд)Даже пословицы сложили: « Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, так и стол – доска!» Как вы объясните эту пословицу? А теперь я хочу послушать какие пословицы о хлебе знаете вы?
Дети читают пословицы.
В- ль: Молодцы!Пословицы вы знаете! А загадки разгадывать умеете?
Загадки:
Белая беляна,
По полю гуляла,
Домой пришла,
По рукам пошла.(мука)

Может и разбиться, может и свариться,
Если хочешь - в птицу может превратиться.(яйцо)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!(вода)
отдельно - я не так вкусна, но в пище - каждому нужна, в воде родится, но воды боится.(соль)
В- ль: Все эти продукты вы отгадали правильно и они появились у нас на столе.(на столе стоят – мука, вода, соль, яйца). Если их перемешать, что получится?(на столе 2 ёмкости).
Дети: тесто.
В- ль: Ну, конечно же это – тесто! (достаю готовое солёное тесто из другой ёмкости).
- Самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками. Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих пекарей и каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста, вспомните, что продаётся в магазинах, что мы раньше рассматривали? Может вы придумаете свой оригинальный пирог? Только мы будем лепить из солёного теста. Изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя! Они используются как декоративные украшения. Мы слепим хлебобулочные изделия для игры в магазин. Приступайте к работе. (напомнить детям, что приёмы лепки из теста те же, что для лепки из пластилина).
- Все ребятки молодцы!Все постарались, налепили так много хлебобулочных изделий.
Дети садятся на стулья.
В-ль: Но и это ещё не всё, вас ждёт сюрприз! Лидия Дмитриевна испекла своими собственными руками вот этот замечательный каравай!(Дети встают вокруг воспитателя) Читаем стих все вместе:
Вот он – каравай душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

После приглашаем всех в группу на чаепитие!
P.S.: загадки и пословицы по данной теме находятся в презентации,которая прилагается к занятию (на 13 слайде перейти по гиперссылкам нажав на картинки).Стихотворения к занятию подбирались из книг и по интернет-ресурсам в поисковой системе http://www.yandex.ru
http://mm-festival.letitbit.net/download/244e2d5d5916dc06e038cdd3ecd74ef50/_________.rar.html