Как надо заниматься ребенком в 3 месяца. Физиологический аспект развития

Иногда родители слишком увлекаются новомодными методиками развития, и совсем забывают об огромном наследии, которое оставили нам наши предки. Зачем придумывать велосипед? Если его уже создали.

Смотри – ка, что я вижу

Малыши очень любят рассматривать новые лица, игрушки, предметы и т.д. Надо взять несколько ярких игрушек. Водите ими из стороны в сторону, привлекая внимание малыша. Кроме того, детишки в этом возрасте обожают рассматривать свои ручки, открывают для себя, что могут ими управлять. Помогите малышу. Возьмите ручки малыша в свои и похлопайте ими перед его личиком. Поем присказку:

Ладушки, ладушки,

Хлопаем в ладошки.

Мамочку … (называйте свое имя) погладь по щечке.

Хлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп

Попробуйте поиграть в такие похлопывания с малышом. Указательным и средним пальцами нежно похлопывайте ребенка по разным частям тела, каждый раз называя каждую из них. Пойте присказку:

Хлоп, хлоп, хлоп

По щечке малыша.

Хлоп, хлоп, хлоп

По щечке малыша (Возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его щечки.)

Повторяйте это маленькое стихотворение, дотрагиваясь до различных частей тела малыша. Можете детской ручкой дотрагиваться до своего лица, называя то, до чего дотрагивайтесь. Тактильные ощущения позволяют детям знакомиться с окружающим миром.

Давай посмотрим

Дети безумно счастливы, если в поле их зрение попадают движущиеся предметы. Малыши как завороженные наблюдают как крутится барабан стиральной машинки. Можно выйти на улицу, сесть на скамеечку и наблюдать за всем, что происходит вокруг. Ребенку это занятие понравится. Он будет упоенно и радостно наблюдать за птичками, собачками, кошечками, машинами, прохожими и т.д. Говорите малышу названия предметов, на которые он смотрит. Можно поставить кроватку возле окна, чтобы малыш видел птиц, деревья и т.д. Малыш, сидя у вас на руках и наблюдая за миром вокруг, получает позитивные эмоции. Так он чувствует себя уверенно, спокойно, в безопасности.

Курносый носик

Возьмите ребенка на руки и говорите: «Носик, носик, курносый носик». На слове «курносый» потритесь о носик малыша своим носом. Продолжайте эту игру, и каждый раз, проговаривая «курносы», тритесь носами. Такие нежные прикосновения позволят малышу почувствовать себя в безопасности, а это развивает уверенность в себе.

Где мой малыш?

Такая игра укрепит спинку и шею малыша. Лягте на спину, положите ребенка себе на живот. Обхватив ребенка крепко под мышки, поднимите осторожно его вверх так, чтобы ваше лицо было напротив его лица. Говорите присказку:

Где мой малыш?

Вот где он. (Поднимите его вверх).

Вот где он (Снова поднимите его вверх)

Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот)

Высоко, высоко, высоко. (Высоко поднимите ребенка)

Так развивается сила, чувство равновесия.

Высоко, высоко вверх

В игре можно укрепить мускулатуру ребенка, развить координацию движений. Положите ребенка на спину. Поднимите одну ножку, повторяя при этом: «Высоко, высоко, высоко вверх. Раз, два вниз.» Опустите ножку. Повторите упражнение со второй ножкой. Не надо заставлять делать ребенка движения, если он не хочет!

Упражнения для ножек

Необходимо положить малыша на спину на твердую поверхность. Придерживая его за лодыжки, сгибайте и выпрямляйте ножки, припевая песенку:

Раз, два, три,

Коленочки согни.

Раз, два, три,

Коленочки согни.

Такое упражнение укрепит мышцы и подготовит ребенка к ходьбе. Не надо заставлять ребенка делать упражнения, если он сопротивляется.

Вверх по эскалатору

Возьмитесь за детские пальчики и осторожно приподнимите ручки малыша вверх, приговаривая:

Вверх везет нас эскалатор,

Вверх, вверх, вверх.

Вниз везет нас эскалатор.

Вниз, вниз, вниз.

Затем приподнимите ножки, напевая стишок. Поднимайте ножки, ручки ребенка, припевая песенку. Постарайтесь закончить упражнения, подняв малыша вверх, а затем опустив. Обязательно обнимайте и целуйте ребенка.

Поговорим вдвоем

В этом возрасте дети лепечут. Имитируйте звуки ребенка. Составляйте из лепетных слов малыша предложения. Если вы будете обращать внимание на определенные звуки ребенка, типа «ма-ма» ли «па-па», то малыш станет произносить их чще. Повторение лепета ребенка – это поощрение его речевой деятельности.

Аудиозаписи

Запишите на пленку лепетание вашего малыша. Включите воспроизведение и понаблюдайте за его реакцией. Волнуют ли малыша эти звуки? Начинает ли он отвечать магнитофону? Если ребенку нравятся подобные записи, попробуйте поставить ему другие звуки. Например, звуки природы. Это обеспечит отличные языковые возможности в будущем.

Связь через беседу

Разговаривайте с малышом, начиная с коротких предложений вроде «Какой сегодня чудный день». Когда малыш отреагирует каким – нибудь лепетом, перестаньте говорить и посмотрите ему в глаза, отвечайте ему улыбкой и кивайте. Малыш так поймет, что его понимают, слушают. Говорите дальше и сделайте паузу. Так ребенок поймет, что пришла его очередь лепетать и вам это нравится. Таким образом развивается речь ребенка.

Читай по губам

В три месяца ребенок произносит огромное количество звуков. Отвечая на его лепет, вы поощряете его произносить новые звуки. Повторяя за ним то, что он произносит, приложите его пальчик к своим губам. Пусть он почувствует их движение и воздух, выходящий изо рта во время разговора. Приложите ваши пальцы к его губам и подбадривайте малыша издавать побольше звуков.

Ба-ба-ба

Пойте любую песню, заменяя все слова одним слогом. Выберите для этих целей слог, чаще всего употребляемый вашим ребенком. Например, «ма» или «ба». Пойте песни, используя только эти слоги, вставляя иногда несколько слов. Можете таким образом петь любые песенки, которые вам нравятся. Чем больше вы повторяете звуков, издаваемых вашим малышом, тем больше новых звуков он будет произносить.

Давай брыкаться

Детишки любят брыкаться. Кроме того, это занятие способствует развитие двигательных навыков. Можно привязать к лодыжкам ребенка цветные ленточки, чтобы малышу было интересно. Можно купить специальные детские башмачки с яркими игрушками и погремушками.

Олимпийский переворот

Игры, позволяющие малышам перекатываться с живота на спину, способствует развитию грудной клетки и мышц рук. Поэтому надо поощрять ребенка переворачиваться. Положите ребенка на живот на мягкий ковер. Поднесите к его лицу любимую игрушку, например, медвежонка. Привлеките внимание ребенка к игрушке стишком или песенкой. Когда вы добьетесь внимания ребенка, уведите игрушку в сторону так, чтобы малыш проследил за ней глазами и повернулся к ней всем телом. Так проделывайте несколько раз, чтобы малыш поворачивался за игрушкой. Постоянное упражнение мышц спины и живота укрепляет их и делает эластичными.

Потанцуем

Крепко возьмите ребенка од мышками и сделайте несколько танцевальных движений. Попробуйте потанцевать под любимую песенку или стишок.

Жили у бабуси два веселых гуся

Детям нравится музыка и ритм. Находясь в материнском чреве, ребенок ощущает биение сердца и движение крови по телу. Возьмите две деревянные ложки и, постукивая ими друг о друга, напевайте песенку про двух гусей. Постукивайте ложками тихонько, увеличивая громкость, когда произносите слово «два». Скоро ребенок будет ждать этого громкого слова. Помогите малышу удерживать ложки. Пойте эту же песенку, когда он держит ложки в руках.

Жили у бабуси

Два веселых гуся,

Один серый, другой белый,

Два веселых гуся.

Музыка и пение помогает соединять нервные связи в мозгу.

Идет коза рогатая

Существует огромное количество развивающих игр (раньше их называли потешками), которые прошли проверку временем, причем не десятками, а сотнями лет. Одной из таких игр является игра «Коза рогатая». В нее играли наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы, в нее будут играть наши дети, наши внуки. Она подходит деткам от четырех – пяти месяцев жизни. Эта игра благотворно влияет на развитие речи; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; тренирует ловкость, способность управлять своими движениями, терпеливость; развивает познавательные способности (внимание, память, творческое мышление), реакцию предвосхищения, фантазию; закладывает основы творческой личности; способствует развитию способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; а кроме этого отлично развлекает и поднимает малышу настроение.

1. Положите ребенка на спинку в кроватку или посадите себе на колени.

2. Сложите пальцы на своей руке в виде «рогов» (мизинец и указательный пальцы выпрямить, безымянный и средний согните, придерживая их большим пальцем).

3. Начните водить возле малыша рукой – «рогами», медленно приговаривая

«Идет коза рогатая,

Забодаю, забодаю!!! (последние слова говорите быстро, «бодая» в животик малыша)»

«Идет коза рогатая,

За малыми ребятами (девчатами).

Кто соску сосет,

Молоко не пьет,

Того я на рога,

На рога посажу!»

Раз, два – раз, два

Крепко прижмите ребенка к себе и двигайтесь с ним по комнате, напевая любимые песенки и стихи. Ребенок почувствует вашу радость и хорошее настроение, и сам будет доволен. Попробуйте перейти на военный шаг. Вышагивая по комнате, отсчитывая «раз, два – раз, два». Можно раскачиваться, поворачиваться кругом, ходить на цыпочках или делать широкие размашистые шаги.

Давай качаться

Покачивания на коленях доставляет детям немало удовольствия. Кроме того, так малыши учатся удерживать равновесие. Вы можете покачивать малыша, сидящего или лежащего у вас на коленях на животе или спине. Всегда крепко придерживайте ребенка!!! Можно припевать такой стишок:

Мы ездили на рынок,

Купили пару свинок,

Сапожки, платья, шубки –

Вот и все покупки.

Ту – туу!

Проговаривая предложенный стишок, передвигайте пальцы сначала вверх по детской ручке, а затем – вниз:

Едет поезд – чух-чух-чух,

Колесами стуча.

Едет поезд – ту-тууу,

А теперь назад.

Повторите тоже со второй ручкой. Выразительно произносите «чух-чух» и «ту-тууу». Выразительная речь помогает детям эмоционально реагировать. Это активизирует мозг и способствует развитию памяти.

Изгибания и извивания

В своей кроватке маленькие детки постоянно ворочаются и извиваются. Эти движения подготавливают их к ползанью. Положите малыша животом на пол и понаблюдайте за ним. Положите перед ребенком любимую игрушку так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Перекатывайте игрушку туда – сюда. Малыш будет стремиться дотянуться до игрушку и будет двигаться. Дайте ему возможность дотянуться до игрушки и похвалите его. Такое упражнение развивает у ребенка уверенность в себе.

Подтолкните малыша

Положите ребенка на живот. Встаньте позади него и положите ладони ему на стопы. Почувствовав ваши руки, он постарается продвинуться вперед, отталкиваясь от ваших ладоней. Это подготовительное упражнение перед ползанье. Можете аккуратно подтолкнуть малыша.

Меняем руки

В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вы можете помочь укрепить нервные связи, помогая малышу перекладывать предметы. Эта игра развивает простые двигательные навыки и координацию движения. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую ручку. Для этого положите свободную ручку на погремушку, и ребенок автоматически ухватится за нее. Разожмите пальчики другой ручки и поцелуйте ее.

Куда подевалась игрушка

Подержите перед глазами ребенка его любимую игрушку. Затем спрячьте ее. Поощряйте малыша на поиск при помощи вопросов вроде: «она наверху?» Посмотрите вверх. «Она внизу?» – посмотрите вниз. Потом спросите: «может она у меня в руках? И правда, в руках!». Как только ваш малыш подрастет, он начнет сам искать игрушку, исчезнувшую из его поля зрения. Когда он начнет обращать внимание на то, куда вы спрятали игрушку, то будет следить за вашими движениями, когда вы станете убирать руку.

Лифт

Ребенок от трех месяцев, начинает чувствовать себя увереннее, лучше контролирует свое тело (держит голову), поэтому они еще больше изучают окружающий мир. Но то, что они видят лежа в кроватке или колясочке, уже их не устраивает. Именно с этого возраста они любят «перебирается» на руки к маме или папе (ведь отсюда лучше и больше всего видно). Самое время начинать с малышом играть в развивающую игру «Лифт».

Эта игра развивает органы чувств; способствует когнитивному развитию (память, внимание, творческое мышление, экспрессия); отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; учит ребенка сознавать положение своего тела в пространстве; стимулирует сенсорный аппарат; развивает умение оценивать расстояние и свое положение в пространстве, а также среди окружающих людей и предметов.

1. Крепко, но аккуратно возьмите малыша под мышками.

2. Поднимите его так, что бы его глаза были на уровне ваших глаз. Расскажите, во что будете сейчас с ним играть.

3. Медленно поднимайте ребенка вверх, приговаривая:

«Едем-едем вверх!

4. Также медленно опускайте вниз до пола:

«Едем-едем вниз!»

5. Поднимитесь и опуститесь «лифтом» несколько раз.

6. Можно останавливаться, так чтобы глаза ребенка видели ваши, и говорить «Встали в середине!»

7. Как только ребенок устанет, прекращайте игру. Скажите:

«Стоп, приехали!».

Игра с зеркальцем

Детям в любом возрасте интересно смотреться в зеркало. Для них это, наверное, самый загадочный предмет, в котором, если к нему подходишь, появляется такой же человечек, как и он. Почему бы не превратить это занятие в интересную развивающую игру «Свет мой, зеркальце».

Эта игра подходит детям от трех месяцев и до шести (хотя эту игру можно использовать и с детками более старшего возраста, если она им будет интересна, а она им будет интересна еще долго, уж поверьте!).

Эта игра помогает малышу узнать свое тело; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; вырабатывает навыки контроля движений разных частей тела; учится узнавать свое отражение; обучает определять левую и правую сторону; развивает познавательные способности.

1. Возьмите ребенка на руки и подойдите к зеркалу.

2. Обратите внимание малыша на отражение в зеркале.

3. Когда ребенок заметит свое отражение, возьмите ручку ребенка и помашите в виде приветствия. Скажите: «Смотри, малыш с нами здоровается!»

4. Выполняйте различные движения перед зеркалом (машите ручками, кивайте головой, кривляйтесь, показывайте различные мордочки, гримасничайте), принимайте различные позы (поворачивайтесь боком, стойте прямо, подержите ребенка на одной руке, потом на другой).

5. Как только вы заметите признаки усталости малыша, прекращайте игру.

Велосипедик

Одной из самых полезных развивающих игр для первых трех месяцев жизни, является игра «Велосипедик». Она помогает малышу учиться ощущать свое тело, укрепляет ножки, развивает моторику, чувство ритма, познавательные способности (внимание, память, экспрессию, творческое мышление), обучает синхронизации движений, помогает отрабатывать новые движения и улучшает уже имеющиеся двигательные навыки.

В эту игру лучше играть после смены подгузника.

1. Положите ребеночка на спинку. Аккуратно возьмитесь за пяточки и по очереди осторожно сгибайте и разгибайте ножки, имитируя движения велосипеда. Старайтесь, чтобы ваши движения были ритмичными.

2. Чтобы внести разнообразие: меняйте скорость «езды», чередуя быстрый темп с медленным; сгоните и разогните обе ножки вместе; пойте, рассказывайте потешки.

3. Игру необходимо закончить по требованию малыша. В конце игры поцелуйте его. Приласкайте.

Кач-кач

Подходящей игрой для детей от трех и до шести месяцев является игра «Качалка».

Она не только развивает ребенка, но и успокаивает и расслабляет, готовит его ко сну. Во время этой игры малыш учится принимать и удерживать позу; укрепляет вестибулярный аппарат; развивает органы чувств, а также чувство равновесия; приобретает моторные навыки, совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки, а также ощущает чувство уверенности при совершении различных движений.

1. Сядьте на пол. Вытяните ноги и соедините их, слегка согнув их в коленях.

2. Положите малыша спинкой себе на ноги, так чтобы ножки ребенка упирались вам в нижнюю часть живота, а голова лежала на ваших коленях.

3. Возьмите за ручки ребенка. Медленно лягте на спину, не разгибая ног, так чтобы малыш оказался в стоячем положении.

4. Медленно сядьте.

5. Повторяйте «качающие» движения несколько раз, приговаривая:

«Кач-кач, Кач-кач,

Тише, маленький, Не плачь.

Кач-кач, Кач-кач, Купим Эммочке

Самолетик

Когда ребенку исполнится три месяца, он уже будет хорошо держать свою головку. Самое время приступать к новым развивающим играм, хотя старые, которые нравятся малышу забрасывать не стоит. Одной из самых подходящих игр для детей от трех месяцев и до шести является игра «Самолетик».

В нее лучше всего играть тогда, когда малыш хорошо выспался и у него хорошее настроение. Эта игра еще лучше познакомит его с окружающим миром (ведь с высоты все лучше видно), а также укрепит чувство равновесия и вестибулярный аппарат; улучшит зрение; поможет лучше ощущать свое тело; будет способствоватьразвитию способности находить и узнавать предметы из окружения ребенка, развитию органов чувств, психомоторному развитию и когнитивному развитию (памяти, вниманию, творческому мышлению).

1. Возьмите ребенка на руки. Аккуратно возьмите малыша за бока под ручками лицом к себе;

2. Сосчитайте до трех и медленно поднимите вверх на вытянутые руки;

3. И начинайте не спеша поворачивать вокруг собственной оси, потом обойдите с ним по комнате. Пусть ребенок рассмотрит все вокруг.

4. Во время игры издавайте звуки, похожие на гул самолета, называйте предметы, на которые смотрит малыш, здоровайтесь со всеми, кто встречается на вашем пути.

5. Сразу же «идите на посадку», как только увидите, что ребенок начал уставать

Колокольчик динь-динь-динь

Вам понадобится колокольчик или бубенцы на прищепке. Как только малыш научится сам направлять руку к своей другой руке или ступне и захватывать их, усложните игровую задачу,

Для этого используйте колокольчик или бубенцы, прикрепленные к прищепке. Прикрепите звеня­щую прищепку к рукавчику кофточки малыша, позвените, привлекая его вни­мание, научите малыша направлять руку к колокольчику.

Игра «Кто зовет малышку?»

Играйте в эту игру втроем. Положите малыша на диван или на большую кровать, а сами прилягте рядом, но так, чтобы он вас не видел.

Пусть вначале мама позовет малыша по имени, нежно и ласково, нараспев произнеся его имя. Когда малыш повернет голову, скажите: «Вот мамочка».

Предоставьте ребенку возможность порадоваться и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его.

Затем пусть папа позовет ребенка, а когда малыш повернет голову к нему, он скажет: «Вот папочка». И вновь позовет малыша. Играйте в эту игру снова и снова, и ваш малыш начнет различать вас по голосу.

Игра «Погремушка»

Приготовьте для игры погремушки с разнообразными ручками: в виде кольца, рукоятки, петли или гантели. Предложите ребенку погремушку, про­тягивая ее над рукой ребенка (поочередно правой и левой).

Если он не пытает­ся ее захватить, легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игруш­кой, а когда пальчики малыша раскроются, дотроньтесь до них кончиком по­гремушки -- ребенок обязательно попытается ее взять.

Обхватите кулачок ма­лыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.

Встань, малыш, еще разок!

Малыш находится на полу.

Предварительно проверьте, достаточно ли безопасно для малыша это про­странство, нет ли твердых и острых углов, посторонних предметов.

Поставьте малыша на ножки, наклонитесь к нему, потянув вперед за обе ручки, позовите его к себе: «Иди ко мне, иди, топ-топ!» Желательно, чтобы рядом был диван или спинка кровати, которая может стать опорой для ребенка.

Маните малы­ша к себе, приговаривая:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом, Топ-топ .

Покажите малышу, как нужно, придерживаясь за диван, спинку кровати, а потом стул, переходить от предмета к предмету. Отметьте радостными эмоциональ­ными возгласами успехи малыша, его любые активные действия, поддержи­те и помогите ему научиться двигаться по комнате среди предметов.

Игра с машинкой

Положите малыша на животик чтобы ваша нога служила ему порой для груди, а если ваш ма­нн умеет самостоятельно сидеть, кладите его лицом к себе.

Вам понадобится небольшая пластмассовая машинка. Подтолкните машинку по направлению к малышу, потом - от него.

Толкайте ма­жу туда и сюда, приговаривая:

Автомобиль по улице бежит, Пыхтит, спешит, в рожок гудит. Би-би-би, берегись, берегись, Би-би-би, бе-ре-гись, посторонись!

Возьмите автомобиль в руки, покрутите его колесики, сказав: «Это машинка - би-би». Помогите малышу научиться толкать игрушку, вначале вместе с вами, затем - подражая вам.

А где у нас …?

Когда ребенку исполнится 5-6 месяцев, то можно с ним начинать в еще одну развивающую игру «А где у нас …?». Эта игра рассчитана на взаимодействие родителей и ребенка. Она знакомит с собственным телом, с их названиями; развивает сенсорный аппарат, органы чувств, познавательные способности (память, творческое мышление, внимание); отрабатывает основные моторные навыки; знакомит с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; способствует развитию способности к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями.

1. Задайте вопрос, где находится та или иная часть тела: «А где у Эмилии носик?»

2. Коснитесь данной части тела, в данном случае носика, и радостно скажите: «А вот он!»

3. Потом спросите: «А где мамин (папин, бабушкин, дедушкин) носик?

4. Возьмите ручку малыша и ею коснитесь своего носа. И снова радостно: «А вот он!»

5. Продолжайте игру, называя различные части тела (ротик, глазки, ушки, щечки, лобик, шейка, ручки, ножки и т.д.).

Буль-буль

Чтобы не тратить время для развития своего малыша, можно купание превратить в веселую, развивающую игру. Игра «Буль-буль» отрабатывает новые движения; улучшает моторику; развивает память, внимание, творческое мышление; знакомит с причинно-следственными отношениями (если ударить по воде – появятся брызги); прививаетлюбовь к водным процедурам; дает выход энергии ребенка; вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.

1. Наберите в ванночку воды. Аккуратно, но крепко, возьмите малыша и посадите его в ванночку.

2. Возьмите его ручки и покажите, как можно шлепать по воде, чтобы получались брызги. Эти действия малышу очень понравятся, и он с радостью начнет шлепать своими ручками по воде.

3. Во время этих действий можно приговаривать:

«Буль-буль-буль,

Кораблики,

Кораблики плывут.

Буль-буль-буль,

Издалека,

Издалека плывут.

Буль-буль-буль,

На бережке,

На бережке ждут!

4. Во время игры весело восклицайте. Смейтесь, тогда и ребенок будет смеяться, и радоваться вместе. Конечно, вокруг ванночки образуется лужа воды, да и вы хорошенько промокнете, но радость и удовольствие вашего малыша стоит таких небольших «неприятностей».

Жонглер

Развивающая игра «Жонглер» отлично подходит для детей от пяти месяцев жизни. Эта игра вырабатывает моторные навыки (отрабатывает новые движения и улучшает уже имеющиеся двигательные навыки), упражняетноги; развивает познавательные способности и зрительно-моторную координацию и общую подвижность; обучает обращаться с твердыми и плотными предметами; знакомит с пространственными отношениями (близко – далеко).

Для этой игры необходим маленький пластиковый мячик.

1. Положите малыша на спинку в кроватку.

2. Покажите ему мячик. Дайте ему хорошо рассмотреть его.

3. Поднимите ножки малыша вверх и положите ему на ступни мячик.

4. Старайтесь сделать так, чтобы мячик не упал, хотя малыш будет подталкивать его, двигая ножками.

5. Если мячик упадет. Радостно сообщите ему об этом. И снова продолжайте игру.

6. Можно поместить мячик недалеко от ножек ребенка – он с огромным удовольствием будет стукать ножками по мячику.

7. Попробуйте научить малыша подбрасывать мячик и даже крутить его ножками.

По кочкам, по кочкам

Как только ваш малыш научится сидеть, с ним можно играть в подвижную игру «По кочкам, по кочкам». Эта игра, всегда сопровождается громким смехом, является не только развлечением, но и тренировкой, которая учит ребенка удерживать позу; укрепляет вестибулярный аппарат и двигательный контроль; вырабатывает чувство ритма и моторные навыки и совершенствует уже имеющие; развивает органы чувств, внимание, творческое мышление, память, а также музыкальные способности, но кроме этого способствует развитию реакции предвосхищения.

1. Посадите себе малыша на колени лицом к себе, так чтобы его ножки свешивались по разные стороны ваших ног.

2. Крепко, но аккуратно возьмите ребенка за руки или под мышки.

3. Начинайте совершать ногами движения вверх-вниз, отталкиваясь пятками от пола, так, чтобы ребенок подпрыгивал, словно он едет на лошадке. Движения должны быть ритмичными. Во время игры свои движения комментируйте – рассказывайте стишки. Их существует несколько вариантов. Выбирайте тот, что больше понравится, или, для разнообразия, используйте разные по очереди.

«Пан – едет, (медленные, аккуратные подскоки)

Пан – едет, (медленные, аккуратные подскоки)

Мужики, мужики!» (более резкие, быстрые подскоки)

«Едем-едем

На лошадке,

Едем-едем тихо, гладко (медленные, аккуратные подскоки)

По ровненькой дорожке, (медленные, аккуратные подскоки)

По камушкам, (более резкие, быстрые подскоки)

По кочкам, (более резкие, быстрые подскоки)

По кочкам!» (более резкие, быстрые подскоки)

«По кочкам,

По кочкам,

По маленьким цветочкам,

Прямо в ямку –

БУХ! (раздвигаете свои ноги и ребеночек, как бы, падает в «ямку». Естественно, вы его держите и не даете упасть. Сначала малышу будет немного страшно, но он быстро поймет, что вы его не уроните. И, вскорости, он уже со смехом будет ждать заветное «БУХ!»).

Ловкие ручки

Если ваш малыш хорошо сидит, то уже можно с ним перед кормлением поиграть в игру «Ловкие ручки». Эта игра хорошо тренирует способность ребенка удерживать в руках различные предметы; обучает манипулировать различными предметами; развивает координацию движений; устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями; знакомит его с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; дает ребенку возможность чувствовать себя личностью.

1. Посадите ребенка на стульчик для кормления.

2. Покажите ему ложку, которой вы будете его кормить. Он сразу же схватит ее своими ручонками.

3. Покажите, как вы будете его кормить. Пусть он повторяет за вами. Если у него не получается, ненавязчиво помогите ему.

4. Когда ребенок наиграется, приступайте к кормлению. Не мешайте ему пытаться самому кушать. В этом возрасте он себя, конечно же, еще не накормит, он больше разбросаетпищу по стульчику, полу, но для него важен будет полученный опыт и сознание того, что он «сам» кушал.

5. Давайте ложку малышу то в одну руку, то в другую. Учите ребенка брать и отдавать. Давайте различные предметы ему в руки, а потом попросите, чтобы он отдал вам этот предмет назад. Постепенно, учите ребенка слаживать предметы в определенные места или доставать их откуда-нибудь.

Разноцветные огоньки

Если вашему малышу пять месяцев и больше, то можно с ним поиграть в развивающую игру «Разноцветные огоньки». Эта игра развивает органы чувств, познавательные способности (внимание, память, творческое мышление); отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки; вырабатывает умение следить взглядом за движущимися субъектами; упражняет мышцы шеи; учит небояться непривычной ситуации; знакомит и тренирует различать и узнавать разные цвета; способствует выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.

Для игры необходим фонарик, целлофан разных цветов (одноразовые пакетики), небольшие картонные фигурки (квадратик, треугольник, кольцо, круг, цветочек, звезда и другие), резинка.

1. Наденьте на фонарь пакетик и закрепите его резинкой.

2. Оставьте в детской слабое освещение и сядьте рядом с ребенком.

3. Включите фонарик и покажите на световые пятна, которые появятся на потолке.

4. Поводите фонариком, чтобы ребенок заметил, как эти пятна двигаются.

5. Скажите какого цвета свет. Называйте предметы, которые осветил фонарик.

6. Пускай ребенок возьмет в руки фонарик и попускает световых «зайчиков».

7. На следующий раз возьмите пакетик другого цвета.

8. А позже поиграйте с фигурками. Положите фигурку на стекло фонарика, оберните целлофан и закрепите резинкой. И посмотрите, какое световое пятно получится в этот раз.

mam2mam.ru/articles/children/article.php?ID=723

В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.

В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку.

В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы

Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.

Развитие двигательной сферы

Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:

  • Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
  • Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
  • Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.

С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.

Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.


Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним

Подвижные игры для развития тела младенца

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):

  • Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
  • Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
  • Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.

Чему учить малыша в 3 месяца?

  1. Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
  2. Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
  3. Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
  4. В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:

Развитие сенсорной сферы

Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.

Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.

Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:

  • разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
  • пение детских песенок;
  • похлопывание по поверхности в такт музыке;
  • прослушивание детских песен;
  • использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.

Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова

Игры для развития сенсорики

В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:

  • осязать;
  • обонять;
  • видеть;
  • слышать.

В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:

  • дерево;
  • пластик;
  • ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
  • живые листики, настоящие овощи и т.п.

Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.

Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.


Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики

Хорошо забытое старое

  • Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
  • «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
  • «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.

Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.

Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.

Инструкция

Обратите внимание

Наиболее безвредным времяпрепровождением считается прослушивание аудиокниг, либо музыки - при поездке в маршрутке нежелательно напрягать глаза чтением, это чревато его ухудшением.

Совет 3: Чем развлечь себя в самолете при долгом перелете

Длительный перелет нередко превращается в занятие нервное и утомительное. Даже если дорога приходится на ночное время, отчалить в царство Морфея удается не каждому путешественнику. Время пройдет гораздо быстрее, если вы заранее подумаете, чем развлечь себя в самолете при долгом перелете.

Развлечения для компании от двух человек

Длительный перелет в компании приятных и знакомых людей – отличный повод лучше узнать друг друга. Весело провести время в самолете вам помогут различные простые игры. Например, в слова/города, ассоциации, «Правда или действие», «Виселицу». Также «коллективный ум» можно использовать для разгадывания кроссвордов и сканвордов. Такое времяпрепровождение получится увлекательным, а перелет покажется очень быстрым.

Другой способ сделать перелет более интересным – заняться планированием отпуска. Однако к данному мероприятию следует подготовиться заранее: взять на борт путеводитель, карты, список интересных мест. Еще одно полезное и занимательное мероприятие: коллективно начать изучение важных фраз на языке того места, в которое вы держите путь.

Если же большая часть пассажиров погрузилась в дрему, воздержитесь от шумных коллективных мероприятий. В данном случае развлечь себя в самолете при долгом перелете вам помогут блокнот и ручка/карандаш. Например, создайте с другом/друзьями стильную картину, напишите интересный рассказ или стихотворение. Однако делать это следует следующим образом. Первый человек в цепочке что-либо рисует/пишет слово или фразу и заворачивает «созданное». Второй продолжает, также «скрывая» написанное и т.д. Когда весь лист окажется свернутым, спрячьте его, не расправляя. Насладиться коллективным шедевром лучше после пробуждения остальных пассажиров: громкий смех вам обеспечен.

Индивидуальные развлечения при длительном перелете

Нередко в долгий перелет человек отправляется в одиночку (например, при деловой поездке). В данном случае развлекать себя придется самостоятельно. Также индивидуальные развлечения пригодятся, если ваши попутчики решили вздремнуть.

Традиционными развлечениями в самолете являются чтение книг/журналов, просмотр фильмов, слушание музыки/аудиокниг. Современные гаджеты (смартфоны, планшеты, ноутбуки) позволяют занять себя интересной игрой или рабочими делами. Также одними из популярнейших занятий на борту у индивидуальных путешественников является изучение путеводителей и общение с интересными соседями.

Развлечь себя в самолете при долгом перелете помогут также разнообразные хобби. На борт можно пронести вязание (крючком), бисероплетение, набор для вышивания или создания фриволите. Обратите внимание: спицы и иные острые предметы у вас изымут при досмотре. Если есть необходимость в ножницах, приобретите маленький инструмент с тупыми концами в отделе для рукоделия. Также развлечь себя в длительном перелете можно с помощью рисования, раскрашивания или лепки.

Долгий перелет – прекрасный повод заполнить ежедневник, составить жизненный план или получить новые знания с помощью специальной литературы или видеокурсов. Также это время можно потратить на придумывание новых идей для развития бизнеса или полезных мастер-классов. И долгий перелет будет способствовать вашему развитию.

На шестом месяце жизни ребенок начинает активно изучать все, что вокруг него происходит. В этом возрасте прогулки на улице превращаются в занимательные приключения, а домашние занятия радуют многообразием развивающих игр.

Забавные игры

Полугодовалый кроха стремится активно познавать окружающий мир. Чаще всего именно в этом возрасте наступает переломный момент, когда мамы чувствуют, что игры с любимым чадом переходят на новый уровень.

Развивающие координацию занятия – именно то, что нужно 6- крохе. Отличным вариантом станет забавная игра «Птички полетели». Ее суть достаточно проста – мама медленно рассказывает ребенку какую-нибудь сказку о птицах, а затем поднимает руки вверх и хлопает в ладоши на фразе «птички полетели». Со временем кроха научится ждать этого момента, заранее будет смеяться и активно участвовать в процессе игры.

Игра «У папы на плечах» гарантировано вызовет восторг у маленького непоседы. Отец должен посадить ребенка на плечи, придерживая его за спинку, и неспешно перемещаться по комнате. Так ребенок научится лучше контролировать свои движения и сохранять равновесие.

Если малыш уже умеет ползать, можно соорудить перед ним забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разноцветной ткани. Кроха, который еще не проявляет желания участвовать в активных играх, может увлечься мячиком, кубиками, интерактивными игрушками и «говорящими» книгами.

Прогулки на улице

На шестом месяце жизни ребенок уже может гулять на улице в период бодрствования, поэтому разнообразить его досуг можно походом на детскую площадку. Совместное катание на качелях, первое знакомство с горкой в маминых руках, громкий смех детишек – все это вызовет у малыша море позитивных эмоций.

Прогулка в парке также поможет развлечь кроху, ведь вокруг - столько неизведанных ему вещей. Мама должна не только показывать крохе листочки и травку, но и озвучивать каждый предмет, несмотря на то, что ребенок еще не может воспроизводить услышанное. Чтобы привнести в поход ярких красок, можно привязать к коляске воздушный шарик, он точно не даст малышу заскучать.

Какие игрушки выбрать?

Шестой месяц жизни – время для непрерывного исследования. Ребенку можно предложить игрушки с открывающимися дверками, зеркальцами, кнопочками, колесиками, насаживающимися друг на друга стаканчиками и т.д. Главное, чтобы малыш самостоятельно экспериментировал с ними – гнул, колотил и бросал, под пристальным присмотром взрослых.

Очень часто полугодовалых детей начинают интересовать «взрослые» игрушки, к примеру, пульт от телевизора, мобильный телефон мамы и футляр от очков. Родители должны внимательно смотреть, чтобы кроха не поломал вещь и не проглотил мелкий предмет.

К 7-ми месяцам жизни ребенок становится очень любознательным, ему интересно абсолютно все, но в то же время он ни на чем не может долго концентрировать внимание, и маме нужно проявить всю свою фантазию, чтобы найти малышу интересные занятия

В процессе игры ребенок 7 месяцев не просто развлекается, он познает окружающий мир и учится управлять своим телом. Задача родителей – заинтересовать ребенка таким занятием, которое бы максимально способствовало его развитию, и занятий таких на самом деле очень много.

Рисование пальчиковыми красками

Среди игр до года рисование пальчиковыми красками занимает особое место, так как способствует развитию мелкой моторики, творческого мышления, памяти. Лучше всего приобрести специальные краски, предназначенные для детей до года. В их состав не входит никаких вредных веществ, которые бы могли вызвать отравление при попадании в рот. Занимаясь рисованием с ребенком 7 месяцев, важно правильно организовать рабочее место. Удобнее всего заниматься на полу или за столиком для кормления. Если боитесь, что ребенок все перепачкает, можно первые уроки проводить прямо в ванной.

Лепка из теста

Развитие до года обязательно должно включать занятия лепкой, так как они способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует более раннему развитию речи. Пластилин для детей в 7 месяцев не подходит из-за своей твердости, а тесто очень мягкое и пластичное. Тесто можно сделать самостоятельно из муки и воды, а можно купить специальное тесто для лепки в магазине. Для начала ребенку будет интересно просто разрывать пластичную массу на кусочки, эти кусочки можно приклеивать в специальный альбом, заполнять ими нарисованную баночку или коробочку. Покажите малышу, как можно скатать колбаску, помогите ему повторить за вами. Главное – следите, чтобы малыш не наелся теста и не засунул его в нос или ухо.

Игра «Сортер»

«Сортер» - это игрушка с отверстиями разных форм и прилагающимися к ним формочками. Данные игрушки предназначаются для детей от года, но с помощью мамы ребенок в 7 месяцев тоже может с ней играть. Называйте каждую фигурку и передавайте ребенку. Сортер можно купить в детском магазине или изготовить самостоятельно из подручных средств. Для семимесячного малыша вполне достаточно взять железную банку из-под сухой молочной смеси и проделать в крышке дырку диаметром чуть больше диаметра крышечек от детского пюре. Ребенок сможет складывать крышечки в банку, они падают внутрь с громким звуком, который будет веселить кроху.

Собирание пирамидки

В 7 месяцев ребенка можно знакомить со старой доброй игрушкой – пирамидкой. В продаже встречаются как всем привычные пирамидки с кольцами, так и пирамидки-стаканчики, а также другие оригинальные интерпретации этой замечательной развивающей игрушки.

Вопросом о том, как развить ребенка в 3 месяца, задаются многие родители. Повышенный интерес к этой теме в это время особенно актуален, ведь малыш наконец-то начинает проявлять эмоции и осознает свою физическую силу. В этом возрасте происходит резкий скачок во всем, чему научился кроха. Этап этот настолько важный, что стоит подробно рассмотреть все изменения, происходящие с малышом в этом возрасте.

Особенности периода

Этот возраст некоторые педиатры считают погранично-переходным, и некоторые утверждают даже, что срок беременности у женщин должен быть 12 месяцев, а не 9. Объясняют они свою теорию тем, что только через 3 месяца после рождения малыш становится способным к жизни вне материнской утробы и обретает социальные качества.

Ребенок в 3 месяца действительно кардинально меняется: он меньше плачет и больше общается, у него проходят младенческие колики, он начинает проявлять интерес к окружающему миру, физически становится более крепким и координированным, совершенствуются его слух и зрение.

Слух и зрение

Первое, на что обращают внимание мамы 3-месячного крохи, — это то, что он начинает прислушиваться к незнакомым звукам. Мало того, он даже поворачивается на

Существенно увеличивается расстояние, с которого малыш способен различать звуки: сейчас он слышит все звуки, раздающиеся в радиусе трех метров от него. При рождении это расстояние было в 2 раза меньше.

Особенно трогательным открытием для родителей становится то, что развитие трехмесячного ребенка достигло того уровня, когда он узнает близких ему людей. Увидев знакомое лицо, малыш начинает улыбаться и гримасничать. Маленький способен также голосом обозначить свое открытие и эмоцию.

Ребенок в 3 месяца подолгу рассматривает свои ручки: шевелит пальчиками, складывает их в кулачки. Также объектом внимания становятся мамино лицо и грудь, вращающиеся игрушки над кроваткой.

Крупная моторика

Значительно улучшается крупная моторика ребенка. Теперь его уже не так просто застать в одном положении — он настойчиво пытается поднять голову и корпус тела, шевелит ручками, поднимая и опуская их.

Лежа на животе, малыш старается подняться на ручках, поднимая при этом голову под углом в 90 градусов. В таком положении он способен удержаться в течение 30-50 секунд. Из положения полулежа ребенок также все время стремится сесть, а из положения лежа на животе или спине умудряется переворачиваться на бочок.

Когда родители несут крошку на руках, он удерживает головку прямо, поэтому ее уже не нужно поддерживать всякий раз, поднимая свое чадо.

Мелкая моторика

Умилительным в это возрасте становится интерес ребенка к игрушкам и стремление взять их в ручку. Кто-то в этом возрасте умудряется держать погремушку в руках и даже отправляет ее в рот, а кто-то пока только пытается произвести захват. В обоих случаях координация движений младенца стремительно улучшается.

Привлекательными объектами для облизывания становятся в этом возрасте не только игрушки. В рот тянется все, до чего удается дотянуться: пеленки, игрушки, мамины пальчики, собственная одежда.

Проявляются и исследовательские таланты: ребенку нравится трогать разные предметы, лица и волосы. Осязая, он ощущает предмет.

Социальное развитие

В этом возрасте малыш резко социализируется и из отрешенного человечка превращается в человека с осознанными желаниями, капризами и интересом к своему небольшому окружающему миру.

В 3-хмесячном возрасте маленький ребенок начинает интересоваться всем, что происходит вокруг него: его привлекают незнакомые звуки, он начинает следить за передвижением родителей. Крохе нравится, когда мама или папа носят его по дому и рассказывают об окружающих вещах.

Формируется внутренний мир крохи: он уже не просто узнает маму и папу, а старается привлечь их внимание, суча ножками, корча рожицы или агукая. В этом возрасте многие дети впервые начинают умилительно смеяться в голос.

Развитие собственной речи

Развитие трехмесячного ребенка и его напрямую зависит от слуха. Способность слышать появляется с первых дней жизни и к трем месяцам достигает того уровня, который обеспечивает стремительный прогресс в речи и в целом оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В 3 месяца жизни малыш впервые начинает смеяться в голос, что также отражает развитие слухового и речевого аппаратов.

Именно поэтому к трем месяцам малыш начинает активно гулить, успокаивая себя и разговаривая с собой. С ребенком даже можно говорить, он отвечает простыми звуками — «ааа», «ууу», «ыыы». Речевые навыки ребенка в 3 месяца таковы, что он может даже комбинировать звуки или заменять другими гласными.

Каждый из них теперь имеет свою интонационную наполненность. С помощью эмоциональной окраски произносимых гласных ребенок выражает свое состояние: когда голоден, когда что-то беспокоит и когда Каждое из этих состояний имеет теперь свою интонационную характеристику, что также отражает характерные умения ребенка в 3 месяца.


Навыки самообслуживания

Ребенок в 3 месяца, безусловно, до сих пор беспомощен, а слово «самообслуживание» здесь имеет несколько обобщенное значение. Однако оно способно отразить суть процесса, который заключается в умении ребенка помочь себе в чем-либо.

Так, к трем месяцам малыш способен взять нужный ему предмет и поднести его к глазам, чтобы лучше рассмотреть, или ко рту, чтобы облизать. Однако, взяв ту же соску, он не с первого раза сможет поместить ее в рот нужным образом, а если у него получится, то, скорее всего, случайно.

Помимо этого, кроха способен сам поддерживать бутылочку с водой, а также мамину грудь во время кормления. Также ребенок открывает ротик, когда понимает, что его пытается напоить водичкой с ложки.

Режим дня

К трехмесячному возрасту кардинально меняется у малыша. Во-первых, он реже прикладывается к груди — вместо 12-ти кормлений в сутки после рождения ему хватает 8-ми. Второе качественное изменение касается продолжительности ночного сна: малышу теперь хватает 10-11 часов отдыха с двумя ночными кормлениями. Третий важный момент относится к продолжительности дневного сна. После трех месяцев ребенок спит трижды в день продолжительностью по 1,5-2 часа.

Кроме того, сон у крохи становится более крепким, теперь он не просыпается при попытке переложить его в его кроватку. Это объясняется тем, что теперь сон у детей начинается с глубокой фазы, а не быстрой, как было в первые три месяца.


Массаж

После трех месяцев у малыша обычно исчезает повышенный тонус рук и ног, благодаря чему он начинает лучше координировать свои движения. Однако получается это не всегда и не у всех. Как развить ребенка в 3 месяца с помощью массажа? Чтобы помочь ему научиться владеть мышцами, неонатологи рекомендуют регулярно делать специальный массаж, улучшающий кровообращение и тактильную чувствительность малыша. Благодаря этой процедуре также развивается мышечная сила.

Технология массажа очень простая: он выполняется в виде поглаживаний, легких растираний, круговых движений. Все манипуляции должны проводиться очень бережно, с легким нажимом. Каждая процедура повторяется 2-3 раза.

Последовательность и характер действий при массаже малыша:

  • Начинаем с ручек и ножек. Массаж осуществляется путем поглаживаний и круговых движений.
  • По завершении можно выполнить ряд пассивных упражнений для развития мускульной силы. Для этого рекомендуется разводить и скрещивать ручки на груди ребенка. Для развития мышц на ножках выполнять скользящие движения ступни по поверхности стола — вперед и назад.
  • Быстрее овладеть собственным телом поможет процедура «переворот». Для этого нужно бережно переворачивать малыша с живота на спинку и наоборот, поддерживая при этом за таз.
  • Не следует забывать про животик и спинку. Массировать животик круговыми движениями пальцами и кулаком очень бережно. А спинку следует гладить круговыми и зигзагообразными движениями подушечками пальцев.
  • Не забываем про пресс. Удерживая за ручки, приподнимать голову и туловище ребенка до полусидячего положения.
  • Также неонатологи рекомендуют массировать ступни малыша, «боксировать» кулачками ребенка и покачивать детей на массажном мяче.


Как заниматься с ребенком

Условием гармоничного развития ребенка являются занятия с ним его родителей. К трем месяцам малыш реагирует на ласку, голос и нуждается в общении. Как развить ребенка в 3 месяца, как заинтересовать его и научить новым умениям?

  • Проявляйте любовь: обнимайте ребеночка, целуйте его пальчики и животик, дуйте на ступни. Это необходимое условие для того, чтобы он чувствовал себя нужным и защищенным.
  • Слушайте музыку вместе с ним. Выбирайте классические мелодии и негромкий звук. Хлопайте в ладошки в такт музыке.
  • Маленькие детки очень любят, когда мама поет им песенки. Ничто не заменит нежную колыбельную в мамином исполнении.
  • Издавайте разные звуки и стройте гримасы — это сподвигнет малыша повторять звуки за вами и развивать свой речевой аппарат.
  • Научите ребенка находить источник звука.
  • Развивайте его обонятельные способности: давайте нюхать банан, хлеб, цветок.
  • Также работайте с осязанием: предлагайте малышу поочередно твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, колючие и нежные.
  • Покажите крохе, что в разговоре есть ритм: общаясь с ним, останавливайтесь, словно ждете ответа. В скором времени малыш начнет ворковать с вами.

На любом этапе жизни малыша самым главным условием игр является проявление ласки, любви и заботы со стороны мамы. Поэтому на время развивающих занятий следует забывать о плохом настроении, домашних делах и еще 1001 житейской проблеме, и полностью включаться с ребенком в самое интересное и увлекательное дело - познание окружающего мира.

Игра «Близко-далеко»

Трехмесячный младенец только начинает учиться поднимать головку, опираясь на предплечья. Тренируйте это умение, поднимая и опуская перед личиком чада какую-нибудь яркую привлекательную игрушку. Идеальный вариант - неваляшка, которая обязательно привлечет внимание своей улыбкой и интересными звуками. Следите за тем, чтобы ребенок опирался на оба локотка симметрично. Длительность такой игры не должна превышать 1-2 минуты, поскольку шейные мышцы у крохи еще довольно слабые.

Пальчиковые игры-потешки

Педиатры говорят, что развитие младенца находится на кончиках пальцев, поэтому такие игры, как «Сорока-ворона», «Мальчик-с-пальчик» и другие потешки и детские стихотворения, в которых задействуются пальчики.


Игра «Слышу звон»

Возьмите колокольчик и позвоните в него так, чтобы малыш это увидел. Теперь спрячьте колокольчик за спину и вновь позвоните. Понаблюдайте, начнет ли кроха искать источник звука глазками. Эта игра направлена на развитие мышления. Колокольчик при желании замените погремушой или пищащей игрушкой.

Игра «Ветерок»

Слегка подуйте на ладошки малыша, приговаривая или напевая при этом: «Вот наши ручки». Затем подуйте на пяточки, животик, щеки, носик, шею, локти. Это занятие помогает ребенку осознать наличие у него разных частей тела.

Игра «Что я делаю?»

Во что поиграть с 3-месячным ребенком? В саму себя! Малыши этого возраста очень любят наблюдать за лицами и мимикой знакомых им людей. Меняйте выражение лица, издавая всевозможные звуки. Широко раскрывайте рот, высовывайте язык, надувайте щеки, шлепайте губами, звучно зевайте, покашливайте, имитируйте чихание. В скором времени кроха тоже научится воспроизводить эти действия, которые важны в деле формирования речевой активности.


Игра «Прятки»

Закрывайте ладонями лицо, приговаривая: «Ку-ку! Где мама? Нет ее». Открыв лицо, произнесите: «Вот мама!» Скоро кроха включится в затею и станет сам с удовольствием от вас прятаться.

Еще один вариант игры в прятки. Накиньте себе на голову легкий платок и скажите: «Где мама? Куда она спряталась?» Если у ребенка не получится самостоятельно ухватиться за ваш платок и скинуть его, откройтесь сами. Непременно похвалите малыша. Накиньте платок на голову сына или дочки и спросите: «Где мой ребенок (имя)? Нет нигде! Куда он спрятался?» Сняв платок, радостно воскликнете: «А! Вот где мой малыш!» Кроха обязательно полюбит эту игру.

Игра «Тик-так»

Поставьте рядом с ребенком механические часы, чтобы он смог услышать их тиканье. Это занятие познакомит кроху с чувством ритма. А некоторым детям ходики помогают уснуть.


Игра «Велосипед»

В 3 месяца у малыша движения конечностей еще несовершенны - его мышцы только-только начинают освобождаться от гипертонуса, поэтому легкие физические нагрузки пойдут на пользу. Положите ребенка на спину и двигайте его ножками, как в известном упражнении «Велосипед», проговаривая или напевая при этом какой-нибудь веселый стишок (к примеру, «Мы едем, едем, едем в далекие края…»). Эта игра также благоприятно сказывается на работе кишечника, способствуя отхождению газиков.

Игра «Перчатка»

Возьмите старую перчатку и нашейте на каждый палец изделия лоскутки из разных видов ткани. Используйте, к примеру, искусственный мех, атлас, бархат, замшу, кожу, вельвет. Надевая перчатку на руку, давайте малышу прикоснуться к каждому материалу. Такая игра направлена на развитие тактильных ощущений и одинаково полезна для работы как с детскими ручками, так и с ножками.

Игра «Колобок»

Кроха трех месяцев может и хочет двигаться. Поощряйте это желание. Положите свои руки под плечи младенца и слегка покачайте его из одной стороны в другую. Разместите справа или слева от малыша яркий мяч или красивую игрушку так, чтобы он увидел предмет и заинтересовался им. Помогите ребенку дотянуться до нее, осторожно переворачивая его со спины сначала на бок, а затем на животик.


Игра «Язык животных»

Детки вообще любят наблюдать за животными. Если дома вы пока опасаетесь заводить четвероногих питомцев, подготовьте красочные картинки, где крупным планом изображены наши братья меньшие. Показывая поочередно изображения, проговаривайте звуки, издаваемые теми или иными животными - пищите как мышка, мяукайте как кошка, лайте как собака и т.д. Ребенок начнет прислушиваться к незнакомым ему звукам, будет улыбаться, гулить и смеяться.

Игры с мячиком

Положите младенца на животик на твердую поверхность. На расстоянии 60-70 сантиметровот его личика положите мячик и начните катать из одной стороны в другую. После нескольких тренировок ребенок научится координировать движение глаз и ручек и будет делать попытки приблизиться к интересному предмету.

Во время купания бросьте в ванночку с водой несколько разноцветных мячиков. Когда малыш будет внимательно рассматривать их и пытаться ухватить, он откроет для себя то, как выглядят плавающие предметы, какие они на ощупь, когда скользкие и мокрые.


Игра «Моя первая песочница»

Наполните небольшой тазик или миску фасолью, горошком, чечевицей или овсяными хлопьями. Сядьте на пол и, держа кроху у себя на коленях, окуните его ручки в «песочницу». Покажите, как «мука» просеивается сквозь пальчики. Это занятие познакомит кроху с новыми радостными ощущениями. Только помните, что с некоторого момента (когда режутся первые зубки и после) дети начинают тащить в рот все, что попадается на глаза. Но в 3 месяца игра в этом плане является «безопасной».

Игра «Мыльные пузыри»

Это занятие используется в качестве занимательной и полезной переменки между развивающими играми. Познакомьте ребенка с мыльными пузырями. Ваше чадо будет с удовольствием наблюдать за медленным и плавным полетом пузырей.

В любых развивающих играх для 3-месячного ребенка очень важно внимательно следить за признаками усталости малыша. Изучать окружающую обстановку - занятие хоть и интересное, но утомительное. Пусть кроха немного отдохнет, подкрепится или поспит.