Двухмесячный ребенок ударился головой об острый предмет. Внешние проявления травм головы

При падении ваш ребенок ударился головой? Каковы возможные последствия травмы головы у детей и при каких симптомах следует обратиться к врачу рассмотрим в этой статье.

Здоровые дети обычно очень активны, много двигаются и часто падают, получая травмы разной тяжести. Чаще всего это не имеет серьезных последствий, а шишки, синяки и небольшие ранки проходят довольно быстро и без особых хлопот. Но бывают случаи, когда вследствие травмы угроза здоровью малыша может быть значительной, особенно при ушибе ребенка головой.

Рассмотрим различные варианты травм головы, насколько опасными они могут быть, в каких случаях не стоит переживать о последствиях, а также при каких симптомах необходимы помощь и наблюдение медиков.

Ребенок ударился лбом

Не нужно пугаться, если после удара лбом у малыша выросла даже большая шишка. Лобная кость довольно крепкая, а отек (вздутие, шишка) на месте ушиба появляется из-за повреждения мелких сосудов и наполнения мягких тканей кровью. Чтобы не образовалась гематома. приложите к месту удара любой холодный предмет. Что касается отечности, то она исчезнет сама в течении некоторого времени.

ребенка невозможно успокоить и он постоянно плачет,

При своевременно начатом лечении можно избежать всех этих факторов, а также их последствий в дальнейшей жизни.

Профилактика детских травм головы

Дети вообще, а маленькие особенно, должны находиться под наблюдением взрослых. Именно взрослые обязаны следить, чтобы дети играли в безопасном и хорошо освещенном месте, были одеты соответствующим образом, как на улице, так и в помещении. При необходимости, родители обязаны позаботиться о специальных средствах защиты (например, шлем на голове при езде на велосипеде).

Во время поездки в автомобиле, малыш должен сидеть в специальном кресле, а ребенок постарше должен быть пристегнут ремнем безопасности.

Наблюдая за игрой детей, необходимо контролировать ситуацию, чтобы вовремя предотвратить любые возможные опасности.

Очень хорошо, если дети развиваются физически. занимаясь спортом или танцами, при которых крепнут их мышцы и улучшается координация движений. Таким детям удается лучше сгруппироваться при падении и таким образом избежать серьезных травм.

Зачастую когда ребенок падает с кровати или пеленального столика мама начинает паниковать и не знает, что ей делать в такой ситуации. Стоит ли бежать к врачу, вызывать «скорую помощь» на дом или можно помочь своему ребенку самостоятельно?

Травмы головы при падении ребенка

Ваш ребенок упал и ударился лбом? Никогда не игнорируйте эту ситуацию, поскольку травма головного мозга малыша при ударе может быть разной сложности:

  • открытая травма головы - повреждение кости и мягкой ткани;
  • закрытая травма - целостность черепа и мягких тканей не нарушилась, но возможно сотрясение головного мозга, ушиб лба или затылка у ребенка и сдавление головного мозга.

Безусловно, если ребенок сильно ударился лбом, то вероятность возникновения серьезной травмы увеличивается. Может возникнуть гематома и другие серьезные последствия.

Первая помощь

Самое главное, если ребенок ударился лбом, не создавать панику. Так вы можете еще больше напугать малыша. Когда он сильно плачет, нужно постараться его успокоить. При этом откладывать на потом первую помощь тоже не стоит, поскольку серьезная травма только усложнится.

Если ребенок рассек лоб, первое, что стоит делать, это промыть ранку кипяченной водой или перекисью водорода, аккуратно прижечь спиртом и наложить детский бактерицидный пластырь либо повязку. Когда падение произошло на детской площадке, а не дома, в качестве дезинфицирующего средства подойдут антибактериальные салфетки.

При падении ребенок ударился лбом об угол кровати или стола? Скорей всего у него появится припухлость. В таком случае нужно положить на место повреждения салфетку или платочек, а сверху что-то достаточно холодное и держать несколько минут. Те же действия нужно выполнить, когда , и желательно чтобы после проведенной процедуры ребенок спокойно полежал.

Появление ребенка в семье требует от взрослых постоянного внимания и заботы о малыше. И хотя, как правило, все члены семьи прекрасно это осознают и всецело поглощены ребенком, тем не менее нередки случаи, когда дети первого года жизни, оставшись без присмотра даже на короткое время, падают с высоты (со стола для пеленания, из кроватки, коляски, с рук родителей и т.п.) и получают травму головы (черепно-мозговую травму).

Типичные случаи получения черепно-мозговых травм младенцами

  • Малыш лежит на пеленальном столе или на диване, мама на несколько мгновений отворачивается, и ребенок падает на пол.
  • Кроха оставлен без присмотра в высоком стульчике. Он отталкивается ногами от стола и вместе со стульчиком падает на спину.
  • Малыш пытается вставать в кроватке. Что-то на полу заинтересовало его, и он перевешивается через бортик и падает.
  • Малютку оставили сидеть в коляске, не предполагая, что он попытается в ней встать и, не найдя опоры, упадет вниз.

Что такое черепно-мозговая травма

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) - это механическое повреждение черепа и внутричерепных структур (головного мозга, сосудов, нервов, оболочек мозга). Проявление черепно-мозговой травмы у детей существенно отличается симптомов, характерных для взрослых, и обусловлены они особенностями детского организма, а именно:

  • процесс окостенения черепа малыша еще не завершен, кости черепа пластичные, гибкие, соединение их между собой неплотное;
  • мозговая ткань незрелая, насыщена водой, не закончена дифференцировка структур нервных центров и системы кровообращения мозга.

Таким образом, с одной стороны, мозговая ткань имеет большие компенсаторные возможности и так называемый, запас прочности (мягкие кости черепа и большее количество жидкость в мозге, чем у взрослых, могут амортизировать удар). С другой стороны, поскольку травме подвергается именно незрелая ткань мозга, это может привести к нарушению развития его структур и спровоцировать в дальнейшем ограничение психического развития, эмоциональные нарушения и пр.

Классификация черепно-мозговых травм

Черепно-мозговые травмы бывают нескольких типов:

  1. Открытые ЧМТ - повреждения головы, при которых нарушена целостность мягких тканей, костей черепа. Если при этом повреждается еще и твердая мозговая оболочка, то ранение называется проникающим. Иными словами, травмирующий агент проникает не только в полость черепа, но и достигает мозга. Возникает угроза инфицирования, что резко утяжеляет течение заживления травмы.
  2. Закрытые ЧМТ - повреждения головы, при которых не нарушена целостность мягких тканей (или имеются лишь незначительные ссадины, царапины) и костей черепа. Чаще всего при падении с высоты дети первого года жизни получают закрытые ЧМТ. В свою очередь закрытые травмы делятся на:
  • сотрясение головного мозга (без деления на степени тяжести);
  • ушиб головного мозга легкой, средней и тяжелой степеней;
  • сдавление мозга.

Сотрясение (commotio) - легкая форма черепно-мозговой травмы. Поражение мозга происходит на молекулярном уровне (сотрясаются молекулы), при этом нарушаются его функции, но нет явно выраженных изменений в структуре вещества мозга.

Ушиб мозга (contusio) - повреждение головного мозга, характеризующееся возникновением очага/очагов разрушения мозгового вещества различной степени тяжести. Очаги могут быть единичными, множественными, различными по глубине и местоположению. При этом у пациента появляются неврологические нарушения (например, невозможность совершить определенное движение рукой и т.п.) и/или психологические изменения.

Сдавление мозга (commpressio) - тяжелейшее повреждение вещества мозга, которое, как правило, бывает на фоне ушиба мозга и крайне редко без него. Причинами сдавления мозга являются скопление крови внутри черепа в результате разрыва сосуда или мозг могут сдавить отломки черепа при так называемом вдавленном переломе.

Внешние проявления травм головы

Поскольку относительный вес головы младенца значительно больше веса корпуса, то при падении он прежде всего ударяется головой и чаще теменной областью. Очень редко травмируются лобная и затылочная области головы. После падения у ребенка в зоне удара появляется покраснение, малыш чувствует боль. Если в течение нескольких минут в этом месте не появляется выраженный быстро нарастающий отек, а отмечается лишь незначительная припухлость, то, как правило, это указывает на ушиб мягких тканей головы (который не относится к ЧМТ). К больному месту необходимо приложить что-то холодное (пузырь со льдом, полотенце, смоченное холодной водой - не забывайте его периодически заново смачивать - и пр.). Холодный компресс прикладывают не меньше чем на 5-15 минут (или хотя бы на то время, на сколько это позволит сделать малыш, - зачастую такая процедура вызывает активный протест), И главное - сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить ребенка. Внешние признаки сотрясения головного мозга у детей первого года жизни довольно скудные. Для младенцев потеря сознания на фоне сотрясения головного мозга - большая редкость, в отличие от детей дошкольного и школьного возраста и взрослых. Также они не могут пожаловаться на головную боль. Они просто сразу начинают громко плакать, возникает двигательное беспокойство. После крика могут уснуть. Проснувшись, капризничают, отказываются от пищи. 3атем появляется рвота (обычно однократная) или частое срыгивание. В первую ночь после травмы дети плохо спят. Чем более выражены указанные нарушения в поведении ребенка и чем они продолжительнее, тем вероятнее страдание мозга. Возможна и другая реакция на травму: после сна у ребенка внешние признаки травмы исчезают и создается ложное представление о выздоровлении. Это опасное заблуждение: состояние малыша может резко ухудшиться. Если после падения был длительный промежуток времени (от одной до нескольких минут) между самим падением и криком малыша от удара, скорее всего, имела место потеря сознания. Наличие такого признака чаще свидетельствует об ушибе головного мозга. Но иногда в подобной ситуации родители теряют счет времени, им трудно сориентироваться, много прошло времени с момента падения ребенка или мало, была потеря сознания или нет. Даже если ребенок просто зашелся в крике от удара, но перед этим какое-то время было тихо, родителей такая ситуация должна насторожить и ее следует отнести за счет более тяжелой патологии. Это позволит, не теряя времени, обратиться за медицинской помощью и выяснить серьезность травмы. Ушиб головного мозга сопровождается нарушением его кровотока различной степени выраженности (от снижения до полного прекращения), отеком вещества мозга, кровоизлияниями в мозг, возможно развитие парезов и параличей. Другие признаки патологии - такие же, что и при сотрясении, но только более выраженные: многократная рвота, длительное беспокойство и пр. При тяжелых ушибах головного мозга развивается кома. Если при ушибе головного мозга произошло кровоизлияние в его вещество, то это приводит к сдавлению мозга, при котором возможно повреждение жизненно важных центров дыхания и сердечной деятельности, что нарушает их функционирование вплоть до полного прекращения жизнедеятельности организма. Как правило, у детей с внутричерепными кровоизлияниями отмечается угнетение сознания. Степень нарушения сознания может быть различной в зависимости от степени поражения мозга - от выраженной сонливости до коматозного состояния. При падении с высоты у детей возможны переломы костей черепа (открытая ЧМТ), которые также могут сдавливать мозг. Переломы костей черепа у младенцев наиболее часто определяются по трещинам линейным переломам. По их локализации, протяженности, ширине можно судить о тяжести травмы. Так, расхождение краев костного перелома может свидетельствовать о том, что имеется разрыв твердой мозговой оболочки, и это является показанием к операции. Более редки вдавленные переломы (вмятины). При этом кость вогнута внутрь черепа, костные фрагменты сдавливают мозг. Такие переломы также требуют хирургического вмешательства. В зоне перелома появляется быстро нарастающий отек, который может быть результатом скопления крови в мягких тканях (гематома) из-за повреждения их отломками костей. Зачастую именно наличие такого отека (шишки) на голове ребенка заставляет родителей обратиться к врачу, в то время как сам момент получения травмы или ее последствия бывают незамеченными.

Что нужно сделать в первую очередь, если ребенок упал

Настоятельно советуем родителям, чьи дети получили травму головы: даже если, на ваш взгляд, малыша ничего не беспокоит, он упал с незначительной высоты, перестал плакать и пр., незамедлительно обратитесь за помощью к следующим врачам: детскому невропатологу, травматологу, нейрохирургу. Для этого необходимо вызвать бригаду скорой помощи на дом, и вас с ребенком доставят в специализированный стационар, Либо обратитесь к указанным специалистам самостоятельно. В случае, если они не подтвердят патологию, можно будет спокойно вернуться домой. Необращение к врачу опасно поздней диагностикой травмы, утяжелением течения ее заживления, возможностью возникновения комы. Все это требует лечения в условиях реанимации, в ряде случаев - оперативного вмешательства. Позднее обращение к врачу повышает риск смертельного исхода, удлиняет период восстановления и ухудшает его итог, вплоть до того, что ребенок может стать инвалидом.

Где лечат черепно-мозговые травмы

По существующим правилам (стандартам), все дети с черепно-мозговой травмой должны быть госпитализированы. Дети с сотрясением головного мозга (легкой черепно-мозговой травмой) могут лечиться в неврологическом и нейрохирургическом отделениях. Больные с более тяжелыми формами травм должны лечится в нейрохирургическом отделении (при наличии такового в конкретном регионе). Для проведения обоснованного целенаправленного лечения требует комплексного обследования ребенка, которое возможно только в стационаре. В это обследование включаются тщательные исследования нервной системы, вестибулярного аппарата, органов зрения, слуха и другие исследования. В приемном отделении ребенка осматривают, выявляют признаки, свидетельствующие о повреждении костей черепа или травме мозга, расспрашивают родителей о состояния ребенка после падения и пр.

Методы диагностики черепно-мозговых травм

Важным обследованием при травме головы у младенцев является нейросонография - исследование структуры мозга с помощью ультразвукового аппарата через большой родничок ребенка (такое исследование возможно до тех пор, пока не закрылся большой родничок, - до 1-1,5 лет). Этот метод прост в применении, не оказывает негативного влияния на организм, дает достаточно информации для определения тактики лечения больного. С его помощью можно, прежде всего, исключить или определить наличие внутричерепных кровоизлияний (наиболее опасных для жизни). Единственным ограничением его применения может быть отсутствие в больнице УЗ-аппарата или специалиста, умеющего на нем работать (например, не во всех больницах страны, имеющих УЗ-аппараты, можно провести экстренную нейросонографию в ночное время, так как специалист работает днем, и пр.).

При подозрении на внутричерепное кровоизлияние (особенно если по разным причинам нет возможности сделать нейросонографию) проводится люмбальная пункция - лечебно-диагностическая манипуляция, при которой полой иглой, соединенной со шприцом, осуществляется прокол в области второго - четвертого поясничных позвонков одного из пространств спинного мозга (подпаутинного пространства) и забор порции спинно-мозговой жидкости для исследования под микроскопом. По наличию клеток крови в спинно-мозговой жидкости и судят о наличии внутричерепного кровоизлияния. Кроме того, существуют более сложные методы исследования головы ребенка: компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ).

Компьютерная томография (КТ) (от греч. tomos - отрезок, слой + греч. Grapho - писать, изображать) - метод исследования, при котором с помощью рентгеновских лучей получают изображения определенного слоя (среза) человеческого тела (например, головы). При КТ лучи попадают на специальное устройство, передающее информацию в компьютер, который обрабатывает полученные данные о поглощении рентгеновских лучей организмом человека и выводит изображение на экран монитора. Таким образом фиксируются мельчайшие изменения поглощаемости лучей, что в свою очередь и позволяет увидеть то, что не видно на обычном рентгеновском снимке. Необходимо отметить, что лучевая нагрузка при КТ значительно ниже, чем при обычном рентгеновском исследовании.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) - метод диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В его основе лежит способность некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса. Для МРТ разработаны различные импульсные последовательности изображения исследуемых структур для получения оптимального контраста между нормальными и измененными тканями. Это один из самых информативных и безвредных методов диагностики. Но широкое использование КТ и МРТ в раннем детском возрасте затруднено, из-за необходимости проводить это обследование у детей в состоянии обездвиженности (под наркозом), так как необходимым условие успешного проведения методики, является неподвижность пациента, чего невозможно добиться от младенца.

Тактика лечения черепно-мозговых травм

После проведенного обследования и уточнения диагноза определяется тактика лечения. Детям с легкой черепно-мозговой травмой назначается медикаментозное лечение (терапия, направленная на устранение отека мозга, понижение внутричерепного давления, коррекцию обмена веществ в мозге и пр.). Оперативное лечение применяется (и необходимо) прежде всего для устранения сдавления мозга. Оно назначается детям с вдавленными переломами костей черепа и внутричерепными кровоизлияниями. Родителям необходимо осознать, что только комплексное, адекватное обследование ребенка позволяет правильно и своевременно провести ему лечение травмы мозга, добиться выздоровления и избежать его инвалидности.

Последствия черепно-мозговых травм

Исследования по проблеме черепно-мозговых травм свидетельствуют, что даже легкая травма может обуславливать нежелательные последствия. Под влиянием травмы (момента механического повреждения вещества мозга) и ее последствий нарушаются функции различных отделов головного мозга, а следовательно, и работа подчиненных им органов и систем (эндокринной, пищеварительной систем и пр.). Может нарушаться кровоток, в том числе отток венозной крови из полости черепа. Страдает регуляция тонуса сосудов - они могут неадекватно сужаться, приводя к повышению артериального давления. Все это ухудшает протекание обменных процессов в мозге, в результате чего клетки головного мозга могут замещаться кистозными полостями, то есть на их месте образуются дыры, заполненные жидкостью, и в том месте, где есть эти кисты, определенные функции мозга выпадают. Например, лобные доли отвечают за интеллект - Значит, наличие в этом месте кист снижает его. К тому же известно, что головной мозг в норме, изнутри и снаружи имеет полости, заполненные мозговой (цереброспинальной) жидкостью. После травмы она может избыточно накапливаться в полости черепа - а следовательно, повышается внутричерепное давление. Находящаяся под давлением жидкость сдавливает вещество головного мозга, вызывает его медленную атрофию (эти явления характерны и при образовании кист). Запуск этих патологических механизмов зависит от тяжести травмы: чем она тяжелее, тем выраженнее нарушения, хуже исходы, длиннее восстановительный период. При легкой черепно-мозговой травме (ЧМТ) прогноз обычно благоприятен - при условии соблюдения рекомендованного режима и лечения. После выздоровления возможны явления астенизации - ребенок быстро утомляется, становится невнимательным, раздражительным. При этом малыш более заторможен, что может приводить к повторным травмам. Эти явления могут сказаться в дальнейшем и на интеллектуальном развитии ребенка. При ЧМТ средней степени тяжести часто удается добиться полного восстановления активности, хотя у ряда детей и развивается астенизация, повышается внутричерепное давление, появляются частые головные боли, нарушается координации. При тяжелой ЧМТ прогноз может быть неблагоприятным - смертность в этих случаях достигает 15-30%. После выздоровления возможны самые разнообразные последствия: от различной степени двигательных нарушений, выраженных судорожных приступов до грубых нарушений психики, сознания, что приводит к инвалидности. При открытой ЧМТ нередко возникают гнойно-воспалительные осложнения (например, менингит - воспаление оболочек мозга и пр.), что также может привести к летальному исходу. До сих пор нет ясного ответа на вопрос, в течение какого срока происходит полное восстановление организма даже после легкой ЧМТ. Считалось, что после такой травмы восстановление происходит в течение нескольких дней, максимум 2-3 недель. Тем не менее исследования показали, что спустя 1-3 месяца после сотрясения мозга не менее чем у половины детей регистрируются те или иные отклонения от нормы, которые иногда сохраняются и более длительное время. Скорость восстановления зависит прежде всего от тяжести травмы, возраста и предшествующего состояния здоровья ребенка.

Как снизить вероятность черепно-мозговой травмы

Травмы у детей случаются чаше всего в присутствии взрослых, и это лишний раз свидетельствует о нашей невнимательности или легкомыслии и беспечности, а также о том, что мы плохо представляем себе двигательные умения малютки. Родители должны предусматривать появление новых двигательных навыков у ребенка и предпринимать меры безопасности. Так, месячный ребенок, лежа на животе, может оттолкнуться стопами от бортика пеленального стола, от спинки дивана, кровати и упасть. Каждый следующий навык или движение малыша (попытки садиться, ползать, стоять и пр.) может также привести к "неожиданным" травмам. Ребенок, пытаясь вставать, может выпасть из коляски, из детского стула, особенно если его забыли пристегнуть. Родители, не подозревая о новых возможностях малыша, бывают излишне беспечны, оставляя его без присмотра. Если вам надо отойти, не оставляйте ребенка одного лежащим на любой высокой (и не очень) поверхности, положите малыша в кроватку, манеж или даже на пол. Пристегивайте ребенка в стульчике и коляске. Если в доме есть лестница, поставьте защитное ограждение, чтобы малыш не мог упасть с нее вниз или взобраться высоко и затем упасть. Небезопасными могут быть и "ходунки": дети, находясь в них, могут сильно отталкиваться, ударяться обо что-либо, переворачиваться, также падать с лестницы. От использования такого средства передвижения лучше отказаться. "Прыгунки" опасны непредсказуемостью движений: например, ребенок в них может столкнуться со стеной. Самая важная роль в снижении детского травматизма отводится профилактике, и главное в ней - внимательное отношение взрослых к детям и их безопасности. Среди разнообразных повреждений организма травмы головы составляют 30-50% от всех повреждений у детей. И ежегодно эта цифра увеличивается на 2%.

Пожалуй, нет такого ребенка, который ни разу не падал и не ударялся головой. Особенно это касается малышей, которые учатся ползать или ходить. В таком возрасте небольшие падения и ушибы неизбежны. Задача родителей – обеспечить ребенку максимальную безопасность и научить его правильно координировать свои движения.

Однако существуют ситуации, когда после падения и удара головой у ребенка могут возникнуть тревожные симптомы, свидетельствующие о травме головы. В этом случае необходимо как можно быстрее показать ребенка врачу. Что же нужно предпринять, если ваш ребенок упал и на что следует обратить внимание в первую очередь.

Насколько опасны удары головой у маленьких детей?

Многие родители могут вспомнить, что их дети, когда были маленькими постоянно падали и ударялись головой. Ведь сначала малыш учится сидеть и не всегда может удержать равновесие, затем он учится ползать и ходить, не всегда ловко и быстро встает. А голова, как самая тяжелая часть тела, принимает большую часть ударов на себя.

Все же это предусмотрено природой , так как у детей на голове есть большие и маленькие роднички, именно благодаря им удар амортизируется и не всегда представляет опасность для здоровья малыша. Кроме того, у детей помладше между костями черепа и головным мозгом находится больше жидкости, чем у взрослых. Она также исполняет защитную функцию для ребенка.

Поэтому все же большинство ударов и падений для ребенка заканчиваются благополучно . Однако родителям необходимо знать, какие признаки и особенности поведения ребенка могут свидетельствовать о и требуют незамедлительного обращения к врачу.

Осмотр места удара и оказание первой помощи

Если ваш ребенок упал и ударился головой, в первую очередь необходимо осмотреть место удара и постараться квалифицировать степень тяжести повреждений.

  • На месте удара образовалась шишка (гематома). В этом случае, в первую очередь, следует приложить холодный компресс – это может быть любой фрукт или пакет из холодильника, либо бутылка с охлажденной жидкостью. Постарайтесь подержать компресс на месте ушиба по крайней мере 3-4 минуты, это поможет предотвратить появление сильного отека.
  • На месте удара образовалась рана и из ссадины течет кровь. Смочите ватный или марлевый тампон перекисью водорода и приложите его к ссадине во избежание ее инфицирования. Если по прошествии десяти минут кровь так и не остановилась – звоните в скорую помощь!
  • На месте удара нет видимых повреждений . В таком случае вам остается только в течение 2-3 дней внимательно наблюдать за состоянием ребенка и отмечать нехарактерное для него поведение. Это может быть чрезмерная , сонливость, жалобы на головную боль, излишняя плаксивость и так далее.

До осмотра врача не давайте малышу никаких обезболивающих препаратов , так как это существенно затруднит осмотр ребенка.

Сразу после ушиба постарайтесь не давать ребенку уснуть, так как в этом случае вы не сможете достаточно объективно оценить его состояние.

Обеспечьте ребенку покой , не стоит играть в подвижные игры. Пускай ребенок спокойно полежит на боку.

Тревожные симптомы после удара головой: когда следует обратиться к врачу

В любом случае, после любой травмы головы необходимо наблюдать за ребенком, особенно внимательно - несколько часов после удара, и обращать внимание на его самочувствие еще в течение двух-трех дней.

На какие симптомы следует обратить внимание? Если вы заметите один или несколько из перечисленных признаков черепно-мозговой травмы – незамедлительно обратитесь к врачу. Конечно, это может оказаться простым совпадением, но в данном случае, лучше перестраховаться для того, чтобы не потерять время, если ребенку требуется лечение.

  • Сонливость, вялость, заторможенность
  • Нехарактерная для ребенка плаксивость
  • Разный размер зрачков глаз
  • Эпизод потери сознания непосредственно после удара
  • Рвота или жалобы ребенка на
  • Для грудных детей – частые и нехарактерные срыгивания
  • Головокружение, невозможность удержать равновесие
  • Жалобы на шум в ушах
  • Кровь из носа или из ушей
  • Отсутствие аппетита или полный отказ от еды
  • Плохой тревожный сон
  • Нарушения речи или слуха у ребенка, жалобы на плохое зрение
  • Головная боль
  • Бледность кожных покровов
  • Появление синяков под глазами

Возможные травмы и последствия удара головой у ребенка

Черепно-мозговые травмы, которые мог получить ребенок во время падения, подразделяются на открытые и закрытые.

К закрытым травмам в свою очередь относятся

  • сдавление головного мозга
  • ушиб головного мозга
  • сотрясение головного мозга

Самым серьезным повреждением считается сдавление – в этом случае ушиб может сопровождаться разрывом сосудов, при ушибе наблюдается очаги разрушения вещества головного мозга. Сотрясение головного мозга – это самая легкая травма. При этом головной мозг не повреждается, а на месте удара мы можем обнаружить гематому или синяк.

Профилактика травм головы у детей (ВИДЕО)

Дети до года часто падают с кроватей, диванов или пеленальных столиков. Никогда не оставляйте их без присмотра на высоте от пола! Даже если ребенок еще не умеет переворачиваться или ползать, он может добраться до края столика или кровати и упасть головой вниз. Если малыш уже умеет переворачиваться, ползать, то безопаснее всего оставлять его на полу. Постелите ему коврик или пеленку и положите, если вам нужно отойти по делам. В этом случае вы можете быть уверены в его безопасности. С дивана дети падают чаще всего, когда мамы оставляют их «всего на одну минуточку». На пеленальном столике всегда придерживайте ребенка одной рукой. Если вам нужно отлучиться или даже отвернуться за подгузником или присыпкой – берите малыша с собой.

Нервная система детей развивается постепенно. Вначале ребёнок обучается удерживать головку, переворачиваться, потом начинает лучше управляться с размашистыми движениями рук. В шесть месяцев малыш начинает садиться, ползает, чуть позже неуверенно встаёт на ножки.

Безусловно, это радостный момент для родителей, когда их любимый малыш осваивает свои первые шаги. Эти шаги чаще всего оканчиваются «приседанием» на попу, и малыш ещё несколько дней не хочет проявлять инициативу, так как первое падение вызвало у него боязнь. Когда этот момент забывается, малыш вновь пробует, и у него все замечательно получается.

Но радость родителей быстро сменяется страхом за своё чадо. Ведь шажки получаются очень неуверенными, малыш норовит завалиться на бочок, присесть или переносит свой центр тяжести настолько вперёд, что, кажется, вот-вот упадёт и ударится лбом или носом.

Особенно неуверенно дети чувствуют себя, стоя на мягкой поверхности. Поэтому часто обращение за медпомощью происходит после падения с дивана. Кроме этого, с момента первых шагов вы узнаете, что в вашем доме находятся углы, коих огромное количество. Они весьма опасны, так как находятся на уровне головы вашего ребёнка, и чаще всего дети ударяются виском об угол одного из предметов мебели.

Ещё маленькие детки тянут на себя все вещи, которые они не могут хорошо разглядеть, но до которых дотянулась их ладошка. И не всегда это бывают мягкие плюшевые игрушки. Малыши стягивают вазы, ноутбуки, лампы, стопки книг и непосредственно «ловят» их своей головкой, на которой после образуются шишки и синячки.

Из-за слабо развитой ориентации в пространстве, неважного взаимодействия частей своего тела и окружающих предметов дети постоянно спотыкаются, цепляются за окружающие предметы, у них «заплетаются» ножки, что, несомненно, является причиной падений на пол.

Грудничок может упасть с пеленального столика, когда научится переворачиваться на животик.

НИКОГДА не оставляйте без присмотра кроху, лежащего на пеленальном столике, не отворачивайтесь от него даже «на секундочку», ведь именно в этот момент ребёнок перевернется на животик и упадёт с высоты чуть больше одного метра. Учитывая, что самой тяжелой частью малыша является голова, именно ей он ударяется в первую очередь!

Особенности строения черепа и головного мозга ребёнка

  • в первые годы жизни у грудничков быстро увеличивается размер головы. В этом выражается диспропорция роста;
  • любая лёгкая травма кожи может нанести серьёзное повреждение, потому что у ребёнка слабо развит роговой слой;
  • особенностью кровоснабжения головы является богато развитая венозная сеть с множеством соустий. Около 18 — 20 % выброса крови сердцем попадает напрямую в голову малыша. Эти два фактора являются риском массивного кровотечения при ранениях скальпа;
  • вследствие непрочного прикрепления тонкого апоневроза к надкостнице могут появляться обширные кефалогематомы. У детей старше 6 месяцев риск они меньше;
  • мозговая часть черепа у ребёнка меньше лицевой. У подростков и взрослых, наоборот, более обширная лицевая;
  • особенностью младенцев являются роднички. Они увеличивают «резервное пространство» при увеличении объёма мозга для разных патологий, особенно если ребёнок ударился виском. Оно способствует более длительному «светлому промежутку» при кровоизлияниях у малыша.

    Резкое выбухание или/и напряжение в области родничка является грозным признаком! Необходимо срочно обратиться в клинику!;

  • кости, составляющие череп грудничка, тонки, содержат мало минеральных элементов, но богаты водой. За счёт такой особенности наблюдаются линейный или вдавленные переломы, а не многооскольчатые, как у взрослых;
  • диплоические вены, лишенные клапанов, могут способствовать быстрому разносу инфекции из ранки в полость черепа;
  • головной мозг быстро растёт до шестилетнего возраста, потом рост замедляется;
  • мозг малыша лучше кровоснабжен артериальной кровью, но венозный отток затруднён из-за недоразвития вен после закрытия родничков;
  • нервные волокна неравномерно покрываются миелином. Вначале двигательные (ребёнок оттачивает навыки в ходьбе, координацию движений, манипуляции руками с предметами), только потом чувствительные. Поэтому боль ощущается не так сильно;
  • гематоэнцефалический барьер – это препятствие между головным мозгом и инфекционными агентами окружающей среды. У детей он более проницаем, поэтому велика вероятность воздействия токсических и инфекционных агентов на нервную систему;
  • в раннем возрасте в ответ на травму чаще возникает набухание и отёк головного мозга, которые опасны серьёзными последствиями и нуждаются в курации врачом.

Что делать, если ребёнок упал и ударился лбом?

  1. Поднимите малыша, осмотрите лобную область на наличие открытых ранок, изменений формы черепа.
  2. Ударившись об острый предмет, малыш может получить зияющие раны в области лба и обильное истечение крови. В данном случае стоит вызвать неотложную медпомощь и параллельно наложить давящую повязку или перевязать головку стерильными бинтами.
  3. До приезда медицинской помощи успокойтесь и не паникуйте. Фиксируйте изменения поведения ребёнка, примерное количество кровопотери, скажите врачу, если была рвота.

    Никаких таблеток самостоятельно давать не следует.

  4. Ребёнок ударился лбом об угол столешницы, и вылезла «огромная» шишка? Чаще всего под названием «шишка» понимается подкожная гематома, которая могла появиться, когда малыш сильно ударился лбом и повредился сосуд, но при этом кожа осталось неповреждённой. Под кожу чаще всего выходит и скапливается венозная кровь. В зависимости от размера гематомы и самочувствия ребёнка первая помощь будет отличаться.

При небольшой гематоме и не нарушенном общем состоянии ребёнка можно приложить холодное.

Это может быть мясо или пельмешки, которые достаются из морозильной камеры и прикладываются к коже малыша ТОЛЬКО через чистое полотенце или плотную ткань на непродолжительное время.

Обычно около двух — трёх минут с последующим перерывом на пять минут.

Холодный предмет может нанести чрезмерное охлаждение кожи, и ребёнок кроме гематомы получит обморожение!

Следует немедленно обратиться за медицинской помощью, если:

  • гематома большая, вызывает беспокойство и плач ребёнка, малыш не даёт дотрагиваться до повреждённой области;
  • ребёнок после непродолжительного плача и появления шишки быстро уснул, не просыпается на попытки его разбудить.

Не производите самостоятельных манипуляций с пораненной областью, не наносите мази и не прокалывайте, не давайте обезболивающих таблеток и растворов.

В первые несколько часов после того, как ребёнок ударился лбом, его могут беспокоить головокружения, двоения предметов. Дети помладше будут потирать глазки, стараться не вертеть головой.

Старайтесь в этот период не тревожить малыша. Желательно обойтись без игр на планшете и просмотра мультфильмов. Необходимо обеспечить зрительный покой и сделать ребёнку прохладный компресс на лоб.

Как помочь, если ваш ребёнок ударился носом?

  1. Если после удара пошла кровь из носа, не запрокидывайте голову ребёнка. Почему? Потому что необходимо знать, какое количество крови малыш потерял в том случае, если кровотечение длительно не останавливалось, чтобы оказать адекватную медицинскую помощь и избежать неблагоприятных последствий.
  2. Уложите на ровную поверхность. Чтобы малыш не пугался вида крови, можете неглубоко ввести в наружный носовой ход стерильную марлевую салфетку.

    Не нужно стараться как можно глубже засунуть марлевый тампончик, чтобы потом без дополнительной травматизации слизистой извлечь его. Желательно не использовать вату или ватные диски, так как придётся «отдирать» ватный диск, пропитанный кровью от стенки носа, и ворсинки ваты могут ухудшать регенерацию (восстановление) слизистой. Если у ребёнка имеются заболевания свертывания крови, необходимо обратиться в медицинское учреждение. Там медикаментозно помогут остановить кровь.

  3. После того как кровь перестала течь и ребёнок готов на новые подвиги, не позволяйте малышу перенапрягаться, следите за температурой тела. Нет необходимости высмаркивать сгустки крови или промывать нос, дайте сосудам время для восстановления. В первые два — три дня после того, как реб1нок ударился, нежелательны тепловые процедуры – ванная, сауна, баня.

Что делать родителям, если ребёнок ударился затылком?

Если ребёнок ударился затылком, не паникуйте.

Известный детский врач Комароский Е. О. обращает внимание, что когда ребёнок упал и ударился головой, больше всех страдают родители, потому что многие падения не такие серьёзные, какими могут показаться изначально. Особенно если малыш быстро прекратил плакать, начал играть и даже улыбается вам, нет шишки на месте удара, не изменена форма черепа, ребёнка не рвало, и не было отключения сознания.

  1. Оцените состояние ребёнка. Если, ударившись затылком, малыш потерял сознание, долгое время не может успокоиться, у него пошла кровь из носа, он перестал реагировать на вас, на погремушки или через короткое время у него поднялась температура тела, необходимо обратиться за медицинской помощью.
  2. Срочно звонить в скорую, если вы заметили, что из носовых ходов или ушей вытекает прозрачная жидкость, так как, вероятнее всего, это ликвор (спинномозговая жидкость).
  3. Родители должны оказывать первую помощь своему крохе. Например, после падения с дивана ребёнок мог отделаться лёгким испугом и синяками, без ушибов.

В первую очередь приложите холодный компресс, который предварительно заверните в ткань или хлопчатобумажное полотенце.

При небольших кровоточащих ранках не стоит намазывать их раствором йода или «зелёнкой», также не следует обрабатывать саму рану спиртовыми настойками или водкой. Применяя нетрадиционные методы, вы можете нанести химический ожог, и рана будет заживать дольше с образованием шрамов.

Стоит обработать перекисью водорода ранку, а вокруг (при наличии загрязнений кожи) протереть тампоном, смоченным в водном растворе Хлоргексидина.

Если началась рвота, уложите малыша на бок. Так рвотные массы не попадут в бронхи, и ребёнок не захлебнётся. Незамедлительно вызывайте скорую!

В случае если через пару дней после того, как ваш кроха ударился головой, появились постанывания и вздрагивания во сне, трясётся подбородок или ручки перед засыпанием и сразу после, стоит показаться детскому неврологу и пройти обследование.

Исключите травму позвоночника!

Если ребёнок ударился головой при падении с дивана, не стоит резко поднимать его с пола, так как во время удара могла пострадать не только голова, но и позвоночный стол, особенно в шейном отделе. Обратите внимание на движения в руках и ногах. При целостном позвоночном столбе, без повреждения спинного мозга,малыш совершает активные движения ручками и ножками, показывает, где у него болит, пальчики на руках активно сживаются и разжимаются.

Если после падения у ребёнка руки или ноги не совершают движения, при попытке пошевелить ими он сильнее плачет, необходимо обратиться за медицинской помощью для исключения переломов.

Что делать родителям, если ваш ребёнок ударился виском?

  1. После того как малыш стукнулся виском, необходимо оценить, нормально ли он слышит. Обратите внимание, реагирует ли на резкие звуки, слышит ли погремушки или шёпотную речь.
  2. Если вы замечаете странности в поведении ребёнка после удара, выражающиеся в резком эмоциональном ответе на любое раздражение (например, при резком звуке или ярком свете малыш начинает плакать, убегать в другое помещение или прятаться; ранее общительный ребёнок плохо понимает обращенную к нему речь, просьбы или действия выполняет только после визуального изображения) необходимо проконсультироваться у ЛОР-врача со сдачей аудиограммы.
  3. Если ребёнок ударился головой в области виска об угол и потерял сознание, срочно обращайтесь за медицинской помощью. Вероятно, понадобится проведение нейросоноскопии, если ваш малыш ещё грудничкового возраста. Или МРТ головного мозга, если ребёнок младшего дошкольного возраста. Необходимо исключить переломы височной кости, кровоизлияния в височную область.

Височная доля участвует в обработке информации, приходящей из органов слуха и зрения, а также отвечает за понимание речи и эмоциональные реакции.

Что будет, если не лечить нарушение функций головного мозга после травматизации?

  1. Отставание в развитии ребёнка.
  2. Речевые трудности.
  3. Частые головные боли.
  4. Головокружения.
  5. Нарушение сна.
  6. Эпилептические приступы.
  7. Гиперактивное поведение в школе.
  8. Затруднение в запоминании новой информации.

Двигательные нарушения (парезы или параличи, если произошло кровоизлияние после травмы)

Последствия травм головы совершенно различные, и, в отличие от взрослых, у детей не всегда глубокая травма хуже, чем поверхностная. Последствия будут зависеть от того, в какой области повреждение, сочетается ли оно с другими травмами, какой возраст малыша, как быстро родители обратились за медицинской помощью и соблюдали ли предписания врача, от состояния организма ребёнка на момент получения травмы или удара.

Вы знаете, что все детки разные, и травмы получают тоже разные. Поэтому после удара головой не стоит давать детям болеутоляющих препаратов, а также для крепкого сна поить их валерьяной или пустырником. Это может изменить картину серьёзного заболевания и усложнить оказание помощи ребёнку.