Как определить: Нормально ли развивается ребенок? Как самостоятельно определить положение плода в матке, отличить головное предлежание от тазового.

Как понять, что ребенок шевелится в животе, на что это похоже? Бабочки, рыбки, пузырьки – с чем только ни сравнивают будущие мамочки свои ощущения от первых прикосновений малыша, находящегося внутри живота. Этого трепетного момента ждут с нетерпением и очень часто выдают желаемое за действительное. Уж очень хочется поскорее ощутить физически присутствие жизни в своем теле. И конечно, с возможностью ощущать движения плода начинается новый этап во взаимоотношениях мамы и дитя. Ведь теперь возможна полноценная обратная связь.

Эмбрион начинает двигаться на 8 неделе внутриутробного развития. Размеры его еще очень малы. И естественно, что беременная женщина не имеет возможности ощутить манипуляции плода. Возможным это становится лишь при достижении сроков беременности 18-20 недель. Это средний показатель. Для первородящих и крупных женщин можно прибавить пару недель. Для худеньких и опытных мам, напротив, сократить на 10-15 дней.

Очень часто женщины, беременные первым ребенком, задают волнующий их вопрос – как же понять, шевелится ли ребенок в животе или это что-то другое. На что чаще всего получают ответ, что это ни с чем не перепутать. Но, увы, нередко будущая мама принимает за шевеления плода процессы, происходящие в брюшной полости. Ведь, что уж тут скрывать, и не беременные, и даже мужчины иногда отмечают у себя в животе и пузырьки, и бабочек.

Что же тогда делать? Как заметить первые шевеления плода при беременности и не ошибиться? Ведь здесь важен не только личный интерес. День «икс» следует запомнить и сообщить вашему врачу. Обычно гинеколог предупреждает об этом уже с 15-16 недели. Это один из показателей нормально развивающейся беременности. Утверждают, что с помощью этой даты можно высчитать и день родов. Для этого необходимо прибавить 20 недель. По другим наблюдениям число месяца с отмеченным первым движением ребенка совпадает с датой родов, спустя положенные месяцы, естественно.

Во-первых, не нужно напряженно ждать, начиная с 14-15 недели, прислушиваясь к каждому изменению в животе. Всему свое время. Просто на этом этапе развития плод совсем крохотный и телодвижения его еще слабы, чтобы вы смогли их реально ощутить. Врачи и вовсе не принимают всерьез заявления о замеченных шевелениях раньше времени.

Во-вторых, сигналов от малыша нужно ждать на участке живота от лобковой кости до пупка. Все, что выше или сбоку – ваш кишечник или еще какой-либо орган. Именно здесь, в районе лона, пока находится плод на этом сроке. И именно здесь можно почувствовать, когда ребенок начинает шевелиться - это легкие касания, щекотки, лопающиеся пузырьки, а иногда и толчки.

В-третьих, можно спровоцировать малыша на повторные движения, чтобы убедиться, что это не перистальтика. Для этого можно лечь на спину и расслабиться. «Пузожители» не очень любят такую позу мамы и реагируют на нее. Еще шевеления активизируются сладостями. Глюкоза дает дополнительную энергию малышу, и он обычно начинает тренировку. Чувствовать своего ребенка с утробного периода и после рождения – это особое ощущение и одна из главных задач матери. Ведь это так необходимо и детям, и их родителям. На этом строится взаимопонимание.

Узнайте об неинвазивных предродовых вариантах для тестирования на отцовство. Если вы беременны и неуверенны, кто отец ребенка, можно определить отцовство еще до рождения ребенка. В некоторых тестах возможно получить образец ДНК ребенка, даже когда он еще в утробе. Однако следует отметить, что для этих способов нужно, чтоб отец предоставил образец своего ДНК (обычно смазок за щекой или образец крови). Из всех предродовых вариантов для тестирования на отцовство неинвазивное предродовое отцовство (НПО) тестирование является наименее стрессовым для ребенка. Этот тест не включает взятие образца ДНК непосредственно из еще не родившегося ребенка. Скорее всего, понадобится образец крови матери. ДНК ребенка, найденная в крови матери, анализируется и сравнивается с ДНК потенциального отца.

Узнайте об инвазивных предродовых вариантах. Существуют другие варианты для определения отцовства ребенка, помимо тестирования НПО. Однако, поскольку некоторые из этих процедур требуют проникновение врача в матку с помощью медицинских приборов, они несут небольшие, но реальные риски для ребенка – вплоть до выкидыша. Из-за этого намерение пройти проникающий тест на отцовство является серьезным решением, которое нельзя принять легко. Поговорите со своим врачом до принятия решения пройти процедуру проникающего тестирования на отцовство – даже самые маленькие риски должны быть учтены ради здоровья ребенка.

Выполните тест ДНК при рождении ребенка. Если ребенок скоро родится, не делайте дородовой тест. В этом случае лучше подождите и возьмите образец ДНК у новорожденного ребенка. Обычно, понадобится взять образец крови из пуповины сразу же после рождения малыша. Это не причинит боли малышу, потому что пуповина не имеет никаких ощущений.

Выполните тест на ДНК после рождения ребенка. ДНК-тесты можно проводить людям любых возрастов. Если у вас уже родился ребенок, то для него существует большое разнообразие аккредитованных лабораторий, которые за определенную плату могут провести тест на отцовство с высокой степенью точности, используя образец ДНК ребенка, отца и иногда матери. Поищите онлайн агентства по установлению отцовства, чтобы узнать больше. Прежде чем вы примите решение, проверьте, что используемый центр диагностики ДНК аккредитован надлежащим образом ААБК, Американской ассоциацией банков крови.

Получите свои результаты. После взятия образцов ДНК их отправляют в лабораторию и анализируют специалисты для определения отцовства ребенка. Для получения результатов понадобится от нескольких дней до недель. Поговорите со своим поставщиком теста – результаты могут отправить по почте или вернуть на место тестирования, где вы сможете их получить.

Как в домашних условиях определить, нормально ли развивается ребенок.

Замедленное развитие ребенка может проявляться по-разному. Является ли развитие ребенка отклонением от нормы – это определяет визит к психологу. Однако грамотные врачи не вынесут подобного заключения, пока ребенку не исполнится 7–8 лет. Поспешные выводы врачей выделяют ребенка из социальной школьной группы, и ребенок начинает ощущать на себе все прелести насмешек и отчуждения. Неполное развитие высших психических функций носит временной характер и может лечиться. Задержку психического развития ребенка можно искоренить полностью, главное для этого начать вовремя заниматься с ребенком.

У кого может быть
Самое опасное и трудно поддающееся лечению неправильное развитие ребенка связано с органическими поражениями мозга. Такое поражение может быть результатом какого-либо заболевания, которым ребенок переболел еще в утробе матери. Инфекционная болезнь приводит к тому, что некоторые клетки как бы засыпают. Часть из этих клеток еще может работать, а другая никогда не сможет включиться в обычный ритм работы головного мозга. При органических задержках развития ребенка не обойтись без помощи медикаментов. Усилить задержку развития ребенка можно, если постоянно не находить время на ребенка и только бояться за него.

Симптомы задержки развития
Можно ли самостоятельно в домашних условия без помощи специалистов определить, нормально или ненормально развитие ребенка? Наиболее заметно любое отклонение от нормального развития становится в более взрослом возрасте. Подозрения могут закрасться где-то в 3 года. К 4 годам дети, как правило, проходят консультации у логопеда или невролога. К 5–6 годам ребенок уже должен не только хорошо говорить, но и логически мыслить и проявлять свои эмоции. Наблюдение за развитием ребенка поможет понять, если ли у крохи задержка психического развития. Для этого нужно просто играть с малышом.

Для ребенка 10 месяцев
Лучше не ждать, когда ребенку исполнится 4 года, а наблюдать за его развитием и вычислять, все ли в норме. Игра в прятки поможет показать своевременное ли развитие ребенка, или нет. Как играть в прятки, знают все. Для этого нужно просто спрятать от ребенка какую-то вещь, игрушку, причем делается это при ребенке, чтобы малыш видел, куда мама положила предмет. Ребенок в 9–10 месяцев должен показать себя уверенным добытчиком, первооткрывателем, показав маме, где лежит Нофилет, поскольку ребенок в этом возрасте понимает, что игрушка не может исчезнуть просто так. В этом возрасте происходит формирование мыслительных навыков, хотя и простейших.

Тест для детей 1–3 лет
В возрасте 1–1,5 лет нужно произвести оценку речевой и двигательной активности ребенка, что поможет выявить проблему своевременно. Детское развитие можно проверить при помощи новой игрушки. Ребенок развивается нормально, если проявляет повышенный интерес к новой игрушке, следит за ней, пытается ухватиться за нее, что-то бубнит под нос. Если ребенок не проявляет в этом возрасте интереса ко всему, что его окружает, то время бить тревогу. В 2–3 года можно провести следующее испытание. Предложить ребенку собрать кубики, чтобы они подходили друг к другу по отверстиям. Если ребенок не сможет решить это задание, нужно обратиться к врачу.

Ребенок 3–5 лет и 5–6 лет
Проверить уровень интеллектуального развития ребенка в этом возрасте можно при помощи речи ребенка. Полную диагностику его речевых способностей может произвести только логопед, но можно предпринять кое-что и самому. Это можно сделать легко, просто попросив ребенка рассказать, что такое компьютер, пылесос, гроза, закат, транспорт? Конечно, незнание этих вещей – еще не повод диагностировать у ребенка задержку психологического развития, может это просто маленький кругозор ребенка. В 5–6 лет признаки отклоненного развития становятся более явными, к ним относят проблемы со счетом, не понимание, где один, а где два, незнание цветов, отсутствие интереса к деятельности, которая способствует самовыражению ребенка.

У маленьких детей есть одна особенность реакции организма на болезнь: общие признаки заболевания (симптомы) превалируют над местными признаками поражения того или иного органа или системы.

Скорее всего, маленький ребенок не расскажет, что у него начинает болеть горло , что у него кружится голова , появляется мышечная слабость и утомляемость и т.д. Дети, как правило, бегают и прыгают до тех пор, пока болезнь не расцветет бурным цветом. Именно это и нужно учитывать при оценке состояния здоровья ребенка.

Одним из частых признаков при возникновении болезни является вялость и нарушение аппетита . Здоровый ребенок весел и активен, хорошо ест. Если он не спит, то находится в состоянии «вечного движения».

Грудные дети улыбаются, гулят, у них обычно четкие чередования периодов сна и бодрствования, хороший аппетит.

Дети более старшего возраста бегают, прыгают, играют, их не удержать на одном месте и не привлечь внимание на длительное время.

Больной ребенок становится вялым, не улыбается и не играет, начинает «канючить» по любому поводу, его не интересуют новые игрушки и мультфильмы, он отказывается от любимого блюда, раньше обычного времени просится спать, спит больше обычного (но если только не переутомился накануне). Грудной ребенок начинает беспричинно плакать, отказывается от еды, не перестает плакать даже в сытом состоянии. Если это происходит без видимых и явных причин - необходимо быть бдительным. Возможно, это просто временные капризы. Быть может, у вас накануне были гости, и ребенок просто устал. Поход в цирк или театр (стадион, кино, длительные активные игры и т.д.) в более старшем возрасте могут служить источником избытка эмоций (и мы говорим - ребенок «перегулял»).

Но чаще всего эти признаки будут являться предвестниками болезни.

ИТАК, ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ КАК ОБЫЧНО.

Не спешите приставать к нему с расспросами. Конечно, ребенок пяти-шести лет и старше может сам пожаловаться на недомогание. Но даже в этом случае не пренебрегайте объективным наблюдением. В младшем возрасте дети не локализуют свои ощущения и не обладают абстрактным мышлением. Поэтому на вопрос - «где болит живот» они всегда показывают на область пупка, при вопросе «голова болит?» - отвечают «болит», а при вопросе «а может, НЕ болит?» чаще всего отвечают - «не болит».

Очень важно понять, КАК правильно наблюдать за детьми. Не воспринимайте ребенка изначально как свою улучшенную копию, не отягощайте свои наблюдения какими-то ожиданиями, основанными на собственном жизненном опыте или знаниях, почерпнутых в литературе. Не пытайтесь НАЙТИ СИМПТОМЫ болезни. Просто фиксируйте наблюдения, сопоставляя их с тем, насколько все, что вы видите, характерно для ВАШЕГО ребенка.

Помните, что опыт и привычка наблюдать за ребенком без нажима, в естественной среде, поможет развитию психоэмоциональной связи между вами - ведь вы научитесь понимать язык его жестов, поймете смысл его подсознательных реакций на окружающий мир и себя в том числе. Можно с уверенностью утверждать, что ваши родительские внимание и любовь смогут реализоваться в реальной помощи развитию вашего ребенка, и вернутся в виде его ответного понимания и содействия.

НАБЛЮДЕНИЕ - НЕПРОСТАЯ ВЕЩЬ. Оно само по себе может быть как благотворным, так и пагубным. Поскольку данная книга о здоровье ребенка, этот вопрос неправильно было бы обойти. Наблюдайте за ребенком с интересом, как за самостоятельным существом, и вы сами поменяете свое мировоззрение. Вы пройдете путь от недовольства несходством между вами (почему-то родителям кажется, что дети как-то должны оправдывать какие-то их ожидания) к радости осознания вашего родства. Это понимание ребенок обязательно воспримет, хоть и не осознанно, и уже одно это избавит его от психологического напряжения , которое является самой глубокой первопричиной возникновения очень многих расстройств, которые позже развиваются до сложных системных заболеваний.

Понаблюдайте за общим эмоциональным и двигательным состоянием ребенка. Насторожить вас должны как излишняя вялость , так и повышенная активность , переходящая в истеричное возбуждение. Расстройства сна и беспокойное поведение во сне - также явления, которые достойны дополнительного внимания.

Обратите внимание на то, как ребенок ходит, не хромает ли, как двигает руками (это может быть признаком повреждения костей, связок, суставов или мышц), как говорит и насколько быстро и точно отвечает на вопросы (это может быть связано с заболеванием нервной системы или травмой), как реагирует на прикосновение. Не пытается ли отвернуться или прикрыть глаза от яркого света.

Тревожным фактором является изменение аппетита . Если ребенок ест мало и отказывается от любимых блюд, это может быть свидетельством начала заболевания, и совсем не обязательно - со стороны органов пищеварения. Расстройства стула - это также признак не только заболеваний пищеварительного тракта. Диарея может сопровождать многие инфекционные и вирусные заболевания, а также нервные расстройства и аллергические реакции. Запоры и колики могут присутствовать при повышении температуры (при любом заболевании) или даже быть первым симптомом таких серьезных острых заболеваний как аппендицит, вирусный гепатит или внутреннее кровотечение вследствие травмы. В случае изменения характера физиологических отправлений (частота стула и мочеиспускания, цвет, состав мочи и кала), болезненности при отправлениях - следует немедленно обратиться к специалисту.

Если ребенок постоянно что-то жует, не следует радоваться его здоровому аппетиту. Это может быть реакцией на психологический дискомфорт, первым признаком нарушения работы щитовидной железы или других гормональных расстройств.

Увеличение потребления жидкости часто говорит о том, что организм ребенка пытается восполнить ее недостаток (в этом случае можно обнаружить, что ребенок потеет вследствие нервного перенапряжения, при вирусных инфекциях и т.д.). То же самое происходит при кишечных расстройствах, отравлениях или аллергических реакциях - организм пытается перебороть интоксикацию, и ребенок испытывает жажду.

Изменение вкусовых пристрастий также может свидетельствовать о недомогании. Например, отказ от любимых блюд или наоборот, желание съесть что-то, от чего он ранее отказывался. Бывает даже так, что дети тянут в рот несъедобные предметы. Общеизвестен пример, когда дети и беременные женщины едят мел - их организму не хватает кальция.

Следующее - это осмотр кожных покровов на предмет изменения их состояния и появления различных сыпей . Любые необычные изменения кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек обязательно необходимо показать специалисту. Обратите внимание на наличие гематом (синяков), припухлостей, ограничение подвижности и изменение формы суставов (это может быть признаком их травматического повреждения).

Расспросите вашего ребенка - как он себя чувствует, не падал ли накануне, не ударялся ли головой, не принимал каких-либо таблеток, не угощал ли его кто-то необычными конфетами или продуктами. Особенно информативно это у старших детей. Обязательно проводите расспрос в доверительном тоне, не повышая голоса, объясните, что не надо ничего бояться. Иначе испугавшись, ребенок забудет или просто испугается рассказать вам что-то важное.

Если у вас появилось подозрение, что ребенок нездоров, необходимо измерить температуру тела у ребенка. Повышенная температура тела - это чаще всего встречающийся признак самых различных инфекционных заболеваний. Лучше всего это делать несколько раз за день с интервалами примерно в три часа (так называемая трехчасовая термометрия). Это позволит уловить даже кратковременные и незначительные колебания температуры тела. Температуру тела лучше всего измерять ртутным термометром в подмышечной области. У грудных детей возможно использование электронных термометров, однако необходимо очень точно следовать инструкции по его эксплуатации и повторить измерение несколько раз подряд. Нормальной считается температура тела от 35,5 о С до 37 о С. У детей в возрасте до 3-х лет температура тела может в норме периодически повышаться и до 37,5 о С. Любое, даже кратковременное повышение температуры тела свыше установленных пределов необходимо расценивать как гипертермию , т.е. проявление болезни.

Необходимо обратить внимание на появление или усиление различных катаральных явлений, таких как насморк , кашель , осиплость голоса . Дети, которые посещают детский сад, довольно часто имеют это проявления, поэтому необходимо оценить не только их наличие, но и интенсивность.

Все свои наблюдения необходимо как-то зафиксировать, чтобы ничего не упустить при осмотре у врача. Каждая деталь может иметь значение, поэтому лучше не надейтесь на память - запишите или пометьте как-то все, что вызвало у вас беспокойство. Вы ведь можете что-то забыть, что-то посчитать несущественным или просто забыть рассказать, переключив внимание на что-то во время приема.

О необходимости же обращения к врачу - педиатру, а затем, если нужно, к узкому специалисту - мы будем напоминать постоянно.