Как приучить новорожденного к режиму кормления по часам, дня и ночи: Комаровский. Приучиваем грудничка к режиму

Мы постараемся помочь мамам правильно распределить время, чтобы они успевали заниматься крохой, хозяйственными делами и собой.

Режим кормления новорожденного

Уже давно прошло то время, когда мамочки кормили грудью строго по часам, теперь наибольшей популярностью пользуется режим кормления по «первому писку ребенка». Буквально несколько лет назад даже в родильном доме младенцев приносили на кормление каждые три часа. Сегодня новорожденный лежит в комнате с мамой, и она сама кормит его грудью, как только он проголодается. Кто-то может жаловаться на то, что крошка бесконечно «висит» на груди и у мамы совсем не остается времени на другие дела. Однако такое положение вещей можно наблюдать только в самые первые дни после рождения ребеночка, а затем режим дня новорожденного установится, выработается свой график питания, а у мамы останется больше времени на свои дела.

Режим сна новорожденного

Ночью кроха спит одиннадцать – двенадцать часов. Многие младенцы просыпаются на ночное кормление, поэтому некоторые мамы предпочитают с малышом. Это наиболее приемлемый вариант, как для кормящей мамочки, так и для младенца. Во-первых, женщине не нужно постоянно вставать, она лежа накормит своего малыша грудью. Во-вторых, новорожденный ребеночек очень сильно чувствует маму, его успокаивает дыхание и запах мамы, так он чувствует себя намного увереннее и быстрее адаптируется.

В дневное время режим дня новорожденного практически состоит из сна. Здоровый малыш просыпается только для того, чтобы пососать грудь, а потом опять засыпает. Раньше наши бабушки считали, что младенцу сон даже больше идет на пользу, чем еда. И это совершенно правильное утверждение, так как во время сна у ребеночка формируется здоровая нервная система.

У трехмесячного ребенка уже можно четко определить три или четыре периода в дневное время, когда он спит. В это время очень полезно гулять с ним, находится на свежем воздухе. После того, как крошке исполнится месяц, начинают приходить родственники и друзья, чтобы подарить ему подарок и поздравить маму. Многие люди не знают, как пожелать здоровья ребенку правильно, ведь существует множество примет и народных поверий, а попасть впросак совсем не хочется. Поэтому лучше осведомиться обо всем заранее, мамы — очень суеверный народ.

Прогулки на свежем воздухе и гигиена младенца

Гулять с малышом нужно обязательно, свежий воздух ему просто жизненно необходим. Помимо кислорода, на прогулке младенец получает профилактическую дозу ультрафиолетовых лучей. На первом месяце своей жизни, с крошкой необходимо гулять не меньше полутора часов по два раза в день.

Гигиена младенца очень проста. Все гигиенические процедуры проводятся в течение дня, когда это необходимо. Вечером малыша купают, обычно это делается за час до ночного сна.

Как установить режим дня новорожденного?

Любая любящая и заботливая мама сама определит режим новорожденного , ведь она лучше всех понимает физиологические потребности своего чада. После рождения у малютки периоды активности непродолжительные, если его ничего не беспокоит, он будет спокойно спать. Однако в те минуты, когда он бодрствует, маме нужно уделить малышу максимум внимания. Желательно взять его на ручки, поговорить, сделать массаж. Пусть малютка чувствует на руках у мамочки, что он самый любимый на свете человечек!

  • Новорожденный малыш ночью спит не меньше одиннадцати часов.
  • Дневной сон крохи составляет от полутора до трех часов три или четыре раза.
  • Утреннее умывание и купание на ночь должны быть обязательно.
  • Гулять с младенцем необходимо два раза, не менее полутора часов.
  • Мама должна все время находиться рядышком с ребеночком в то время, когда он не спит.

Как приучить ребенка к распорядку дня

Каждый взрослый знает, что такое рутина – ежедневное повторение части событий дня прошлого, позапрошлого и др.

Человеческое общество, а значит, и каждый отдельный индивид в нем, живет по усредненному, но обязательному для каждого расписанию. Определенная часть того, что произойдет с нами завтра, известна нам уже сегодня, например, пойдем ли мы на работу, в котором часу мы должны быть на рабочем месте, когда наш рабочий день будет окончен, во сколько у нас перерыв и др.

К планам, навязанным нам жизнью в обществе, прибавляются и свои собственные. Как правило, современный человек стремится спланировать, на что он потратит то или иное время в обозримом будущем и в каком порядке будет выполнять намеченные им самостоятельно задачи. Другими словами, все мы стремимся предусмотреть не только то, что зависит от кого-то другого (график работы – нашей или, скажем, любимого магазина, детского сада, школы, где учатся наши дети). Мы также стараемся выстроить хотя бы приблизительную последовательность для событий заранее не известных, но предполагаемых. Скажем, для решения рабочих задач мы отводим рабочее же время, чтобы потом не пришлось «развлекаться» ими на досуге. А для таких относительно редких, но тоже повторяющихся событий, как шопинг, походы всей семьей в кино, поездки к родителям и т. д., мы традиционно отводим выходные. Это и называется рутиной в поэзии и распорядком дня – в обществе.

Взрослых жизненный распорядок чаще угнетает, а не сообщает им некий «заряд бодрости». Кто-то замечает этот эффект «одного и того же, изо дня в день» острее, кто-то – слабее, но все мы приходим по его итогам к выводу, что тяготит он куда сильнее, чем развлекает. Тем не менее большинство взрослых соглашается, что, если человеку известна заранее хотя бы часть грядущего, он чувствует себя увереннее уже в настоящем. Действительно, состояние «не знаешь, что будет завтра» большинство любит еще меньше рутины. Кроме того, даже те, кто стремится «разбить» этот замкнутый круг любыми доступными способами, неизменно высоко ценят возможность вернуться после всех пережитых приключений домой. То есть туда, где все осталось на своих местах с момента расставания – в места и окружение, знакомые до мелочей. И когда где-то там, за новыми горизонтами, охваченные вихрем стремительных событий, мы узнаем, что нам уже некуда возвращаться, вся наша тяга к приключениям сразу сходит на нет.

Так что взрослые тоже не так уж нетерпимы к рутине. Преимущественно им не нравится повторение событий не слишком приятных или, например, полный застой (когда в жизни долгое время не меняется ни одна из частей рутины). Однако в общем отношение у нас к ней вполне толерантное. Мы понимаем, что для жизни в обществе необходимо всегда искать общие знаменатели – компромиссы (в том числе по времени), которые будут одинаково приемлемы и для нас, и для человека, чьи планы были совсем другими. Кроме того, частичная предсказуемость дня завтрашнего дает нам возможность его спланировать, фактически – устранить ряд вероятных сюрпризов (не всегда приятных) и подарить тем самым блаженное ощущение полной власти над собственной судьбой…

А вот у наших детей представления о распорядке и общих жизненных закономерностях нет совсем. Наверное, мы помним себя в детстве: каждое событие нового дня было нам незнакомо, и ситуации вокруг нас повторялись крайне редко. Тогда, на заре своих дней, мы открывали для себя по тысяче новых горизонтов в день, и потому день этот пролетал стремительно, словно состоял он из пары часов вместо двадцати с лишним. Детям приключением кажется едва ли не каждый пустяк, а вернуться в этот миропорядок, будучи уже взрослым, увы, невозможно. Как мы понимаем, он образуется за счет отсутствия жизненного опыта, ведь ребенок никогда и ничего раньше не видел – даже самых тривиальных событий жизни в этом мире. Поэтому они и впрямь кажутся ему новыми, пока он не переживет одно и то же несколько раз, не разберется во всех нюансах этой ситуации и не сопоставит ее с рядом других, очень похожих.

Ощущение рутины нарастает в нас по мере накопления жизненного опыта. Все постепенно становится похожим на что-то другое, уже знакомое и приевшееся до оскомины. И со временем мы вообще перестаем сталкиваться с чем-то таким, о чем мы никогда ранее ничего не слышали… Однако вспомним и другое – в детстве у нас тоже имелись свои ориентиры, дававшие нам спокойствие и уверенность в себе даже в самой гуще приключений нового дня. Везде и всегда рядом были папа и мама – сильные, предусмотрительные взрослые, готовые защитить нас от любых невзгод. Мы никогда не сомневались, что они будут здесь, с нами и завтра, и послезавтра, где бы мы ни оказались. Понимание, что рано или поздно нам придется расстаться, приходит отнюдь не в детстве, а гораздо позже, в юношестве, когда у нас впервые проявляется желание завести собственную семью. А все детство сопровождается уверенностью лишь в одном факте – что мы вернемся из очередного увлекательного похода навстречу миру, и там, дома, нас будут ждать мама с папой.

Это одна из первых в нашей жизни констант. И она тоже дарует уверенность в завтрашнем дне, в том, что в критический момент мы всегда сможем обратиться к родителям, и они вытащат нас из любой выдуманной или реальной передряги. Просто пока данный факт является одним из немногих повторяющихся, затянувшихся на годы. Оттого он и начинает тяготить детей относительно поздно – в подростковом возрасте. Естественно, что прочие константы, особенно когда они несут лишь положительный заряд, тоже дают ощущение уверенности в завтрашнем дне, покоя, порядка в окружающем мире как детям, так и взрослым. Поэтому в целях подготовки ребенка ко взрослой жизни, а также ради его же безопасности мы стремимся привить ему любовь к другим регулярным действиям, например чистке зубов, умыванию, своевременному сну и др.

К сожалению, на этом пути у нас часто возникают первые проблемы, ведь дети, так сказать, народ не слишком постоянный и обязательный, им всегда не до этих раздражающих мелочей. Любовь к родителям воспитывать не нужно: малыш ощущает ее сам, без наших понуканий, и потому с ее реализацией ни у нас, ни у него не возникает никаких проблем. А вот распорядок дня, хоть он и приятен своей предсказуемостью, само наше чадо у себя не выработает – это одна из задач родителей. Кроме того, часть затруднений, связанных с процессом воспитания, вызвана вовсе не нашей педагогической бездарностью и даже не тем, что наше чадо, кажется, рановато проявляет задатки мирового чемпиона по упрямству… Дети плохо владеют своими эмоциями, хотя этот навык развивается у них самостоятельно, по мере взросления. Но пока они этому не научатся, они и правда, безо всякого притворства не понимают значения слова «нельзя». Их психика до определенного момента не имеет внутреннего механизма, который мог бы заставить их пойти почистить зубы прямо сейчас, когда они хотят «еще совсем чуть-чуть!» поиграть на компьютере. В сущности, когда мы боремся с проблемой несоблюдения ребенком каких-то ежедневных ритуалов, мы боремся именно с этим – с детской неспособностью понять, что кое-какие вещи в жизни невозможно откладывать на бесконечный срок или отменять совсем. Но обо всем по порядку…

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Ж. Пиаже. Фрагменты из гл. V "Основные характеристики логики ребенка" книги "Суждение и рассуждение ребенка" § 1. Эгоцентризм в мышлении ребенка…Логическая деятельность - это процесс доказывания, поиск истины. Когда же мы чувствуем потребность в проверке правильности

Из книги Главная книга о воспитании детей, или О том, как помочь ребенку стать счастливым автора Виилма Лууле

Из книги Оставаться или идти автора Виилма Лууле

Отец – дух ребенка, мать – душа ребенка У каждого человека имеются Божественные первозданные вечные дух и душа. Дух хочет обрести мудрость, и для этого он должен воплотиться в физическое тело, чтобы выучить еще не выученные уроки. Душа связывает дух с телом. На этот свет

Из книги Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания. автора Фигдор Гельмут

5.1. Что называть «благополучием ребенка»? Дилемма судебных решений о праве на воспитание и другие вопросы, касающиеся ребенка Еще несколько лет назад мой основной исследовательский интерес ориентировался на сопутствующие психические явления, на отдаленные и

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Ум ребёнка Ум животных очень похож на ум ребёнка.Когда ребёнок приходит в этот мир, его ум распахнут, и у него нет границ. Мир вокруг него полностью живой, все предметы в нём живые, и ребёнок взаимодействует с ним непосредственно, то есть без посредства чего-либо. Нет в этом

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Роли обоих родителей в жизни ребенка. Значение других родственников в формировании личности ребенка Димчик, когда ему было еще лет пять, сидел с бабушкой дома. Бабушка занималась своими делами на кухне, а Дима играл в комнате. Вдруг он на кухню забегает, весь в слезах.

Из книги Мама и малыш. От рождения до трех лет автора Панкова Ольга Юрьевна

Автокресло: как выбрать и приучить к нему ребенка? Если вы возите малыша в машине, то ему необходимо для этого удобное автокресло. Перевозка детей в автомобиле с использованием детского автокресла значительно уменьшает риск получения им травм при аварии. Помните это и

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

7. Мир ребенка Главные проблемы мира взрослых не касаются детей. У них нет собственности, и они ничего не приобретают. У них отсутствуют коллекции раковин, камешков странной формы, рыбьих скелетов, семян и т. п., которые наполняют тайнички наших детей и порождают теории

Из книги Перевал в середине пути [Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни] автора Холлис Джеймс

От ребенка к родителю ребенка Ранее я уже отмечал, что одной из характерных особенностей среднего возраста является изменение отношения человека к своим родителям. Мы не только начинаем по-новому общаться с ними и перераспределять наши полномочия, но и наблюдаем спад их

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Как подружить ребенка с мылом автора

Из книги Как подружить ребенка с режимом дня автора Любимова Елена Владимировна

Почему дети сопротивляются распорядку Итак, чаще всего взрослые нарушают или вовсе не используют режим дня сознательно, потому что он им не нужен, они видят в нем больше недостатков, чем преимуществ. Основные вехи режима в жизни взрослого такие – их ему навязывают извне

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Как приучить чадо к личной гигиене Скорее всего, душ покажется ребенку делом приятным – дети любят купаться. Хотя, как и пожилые люди, дети испытывают сниженную потребность в гигиене. Высокий дискомфорт от отсутствия гигиены характерен лишь для взрослых людей

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Как приучить малыша спать в своей кроватке «Моему сыну восемь месяцев, он находится на грудном вскармливании, – рассказывает мама маленького Ванечки. – Кормлю лежа, и он засыпает у груди. Когда перекладываем в кроватку, сразу просыпается. На руках усыпить не можем.

Большинство родителей маленьких деток оказываются перед выбором: нужен ли режим грудничку, или они сами должны подстроиться под своего ненаглядного ребенка? Вопрос это естественный, так как мучить малыша насильственным укладыванием, питанием не совсем правильно, наверно. Для решения столь непростого вопроса стоит в нем разобраться полностью. С самых древних времен режим считается своеобразным дирижером для организма человека, ведь при нем у человек возникают очень важные условные рефлексы. Именно на рефлексах строится вся жизнь маленького человечка: желудок знает, когда нужно кушать, вырабатывает желудочный сок. Таким образом, организм, который приучен к определенному режиму, естественно, справляется с такими задачами легко. И тут уже возникает абсолютно другой вопрос: как выработать у грудничка режим?

Методы настройки режима

Время, когда более всего трудно соблюдать режим – это первые шесть месяцев жизни младенца, потому что какое-то время после рождения крохи его рекомендуется кормить по первому требованию, так как малыш в этом возрасте не способен высосать необходимое его организму количество молока, которое плюс ко всему очень быстро переваривается. Нет ничего удивительного в том, что малыш будет кушать первые месяцы своей жизни по 10-12 раз за сутки, заставляя мамочку просыпаться даже ночью. Обычно к концу первого — началу второго месяца кроха привыкает к дневному кормлению, вот тогда и можно подумать, как наладить режим дня грудничка. В целом, в понятие режим дня грудничка входят такие понятия, как режим кормлений и режим сна грудничка.

Режим кормления крохи

Как поступать мамочкам, если во время наступления времени очередного кормления кроха уснул? Будить его не стоит, потому что крепкий здоровый сон полезен для ребенка в этом возрасте совершенно не меньше, чем грудное молоко. Покормить кроху лучше после того, как он проснется.

Подрастая, малыш станет просить кушать все реже и реже, кроме того, он может начать отказываться от еды через каждые два-три часа, может требовать увеличить порцию. Тут стоит задуматься о том, что привычный режим питания необходимо менять путем увеличения интервалов между кормлениями (к примеру, к 5-месячному возрасту стоит достичь перерыва между кормлениями в 4 часа).

Когда малыш питается исключительно специализированными искусственными смесями, мамочкам стоит с первых дней придерживаться определенного режима. Все это объясняется просто: любая, даже самая лучшая искусственная смесь – это тяжелый продукт для пищеварения крохи, потому и стоит держать строгий режим кормлений сразу.

Новорожденных деток в первое время лучше кормить примерно 7-8 раз за сутки, выдерживая интервалы по 3-3.5 часа, чтобы смесь успела перевариться. Совершенно идеально, если мамочке удастся выдерживать 4-часовой перерыв. В шесть месяцев в жизни крохи наступает некий «переломный» момент, когда в его рацион начинают вводить «взрослые» продукты, то есть начинают вводить прикорм. В это время и до того момента, пока малыш не достигнет годика, родителям необходимо следить, чтобы новые продукты поступали в пищу ребенку регулярно, но постепенно, однако и более строгим становится и распорядок питания, чтобы не было вздутий и других неприятностей с пищеварением. К полугоду режим дневного питания ребенка можно условно поделить на два периода: момент, когда малыш после сна прикладывается к груди и вечерний – перед сном.

Режим сна крохи

Для маленького ребенка крайне важным является засыпание и просыпание в определенное время. После рождения ребенка говорить о том, что он будет спать по несколько часов не стоит, потому что в это время он может спать практически целыми сутками, просыпаясь только для того, чтобы покушать. Только на 4-5 неделе после рождения постепенно начинает увеличиваться то время, когда кроха бодрствует.

К двум месяцам малыш бодрствует больше, после кормления он способен на общение с родителями примерно час. В три-четыре месяца до полугода крохе важно поспать примерно час до кормления и примерно два часа после. Таким образом, примерно к полугоду ребенок спит по четыре раза, а продолжительность сна составляет примерно 8-9 часов. К семи-девяти месяцам малыш должен научиться тому, чтобы не путать день с ночью. В 7-9 месяцев кроха начинает полноценно спать по ночам и дремать днем.

Как приучить грудничка к режиму сна, чтобы не доставлять ему неудобств? Об этом должны позаботиться родители, укладывая маленького в одно и то же время, а также следя за временем пробуждений. Таким образом, у ребенка с самого раннего возраста складывается очень полезная привычка. Тяжело восстанавливать сложившийся режим сна, когда малыш по каким-либо причинам перестает спать ночью. Однако справиться с этим можно, если правильно выявить причины нарушения сна, поддерживать оптимальные температуру и важность воздуха в спальне, гуляя с малышом, занимаясь гимнастикой, чтобы кроха немного уставал. Все эти мероприятия способствуют тому, чтобы малыш тратил больше энергии, которую затем он восстанавливает во сне и питанием.

Режимы сна и кормлений взаимосвязаны между собой, потому устанавливать их для своего ребенка родители могут самостоятельно, исходя из его особенностей. Совершенно простые правила будут способствовать тому, чтобы и сами родители не нервничали из-за капризного засыпания и истерик крохи.

Как спит ваш ребенок в этом возрасте
Новорожденные дети очень много спят. Готовьтесь к тому, что ваш ребенок будет спать до 18 часов в сутки в течение нескольких первых недель своей жизни, и около 15 часов – к концу третьего месяца. При этом он вряд ли будет спать больше трех-четырех часов подряд, как днем, так и ночью. И это, разумеется, означает, что и вы тоже будете лишены непрерывного сна!

Увы, это неизбежно, и утешать себя можно только тем, что этот период продолжается не очень долго. Впрочем, от постоянного недосыпа вам он может показаться вечностью. Все дело в том, что фазы сна у ребенка гораздо короче, чем у взрослого. У него уходит гораздо больше времени на так называемый быстрый сон (сопровождаемый быстрыми движениями глаз), который необходим для удивительных изменений, происходящих сейчас в его мозгу. Быстрый сон более чуткий по сравнению с глубоким, и он легче прерывается.
У большинства детей в возрасте от шести до восьми недель продолжительность дневного сна начинает постепенно уменьшаться, а продолжительность ночного сна – увеличиваться. Фазы быстрого сна становятся короче, а медленного – длиннее. Впрочем, дети в этом возрасте, как правило, продолжают просыпаться по ночам для кормления.

Некоторые дети уже в восьминедельном возрасте могут проспать всю ночь не просыпаясь.
Правда, это случается не так часто. Скорее всего, в течение нескольких ближайших месяцев вам предстоит просыпаться по ночам, поскольку обычно ребенок может проспать всю ночь не раньше, чем он достигнет пяти-шестимесячного возраста, а иногда и позже. Если вы стремитесь к тому, чтобы ваш ребенок смог проспать всю ночь не просыпаясь, вы можете приблизить этот момент, приучая его к правильному режиму сна с самого рождения.

В течение первых месяцев жизни ребенка многие родители беспокоятся по поводу так называемого синдрома внезапной детской смерти (СВДС). О том, как снизить риск возникновения этого синдрома, читайте в нашей статье о безопасном сне.










И как можно больше общайтесь во время дневного кормления – разговаривайте с малышом, пойте ему песенки.
В доме, и особенно в комнате ребенка должно быть достаточно светло.
Не старайтесь оградить его от всех домашних шумов, например, от радио или звука работающей стиральной машины.
Осторожно разбудите ребенка, если он задремлет во время кормления.
В ночное время:



Как приучить ребенка к правильному режиму сна
Ребенок может начать привыкать к правильному режиму сна уже в возрасте шести недель. Вот несколько проверенных способов помочь заснуть ребенку в этом возрасте:

Научитесь понимать, когда малыш устал
В первые 6-8 недель своей жизни малыш вряд ли сможет провести более двух часов подряд без сна. Если вы пропустили время, когда нужно было уложить его спать, и ребенок не спал больше двух часов, он, скорее всего, переутомится, и успокоить его будет непросто.

Старайтесь замечать признаки, свидетельствующие о том, что ему хочется спать. Может быть, он трет глаза, потягивает себя за ухо, или у него появляются темные круги под глазами?

Если вы заметили эти или какие-то другие признаки сонливости, попробуйте уложить ребенка в кроватку. Очень скоро у вас появится «шестое чувство», позволяющее вам улавливать дневные ритмы и колебания настроения вашего ребенка, и вы инстинктивно будете чувствовать, когда он готов ко сну.

Начинайте приучать его понимать разницу между днем и ночью
Некоторые дети – «полуночники» (нечто подобное вы сами могли ощущать во время беременности). Они меньше всего настроены спать именно тогда, когда приходит время укладывания. В первые несколько дней с этим вряд ли что-то можно сделать. Но когда вашему ребенку исполнится примерно две недели, вы можете начать учить его отличать день от ночи.

Днем, когда он бодрствует: Играйте с ним как можно больше.
И как можно больше общайтесь во время дневного кормления – разговаривайте с малышом, пойте ему песенки.
В доме, и особенно в комнате ребенка должно быть достаточно светло.
Не старайтесь оградить его от всех домашних шумов, например, от радио или звука работающей стиральной машины.
Осторожно разбудите ребенка, если он задремлет во время кормления.
Играйте с ним как можно больше.
И как можно больше общайтесь во время дневного кормления – разговаривайте с малышом, пойте ему песенки.
В доме, и особенно в комнате ребенка должно быть достаточно светло.
Не старайтесь оградить его от всех домашних шумов, например, от радио или звука работающей стиральной машины.
Осторожно разбудите ребенка, если он задремлет во время кормления.
В ночное время:
Во время ночного кормления ведите себя тихо, и если что-нибудь говорите, то шепотом.
Старайтесь приглушить свет и создать тишину, и не разговаривайте с ребенком слишком много.
Достаточно скоро ребенок начнет понимать, что ночное время предназначено для сна.

Давайте ему возможность засыпать самостоятельно.
Когда вашему ребенку исполнится 6-8 недель, можно начинать учить его засыпать самостоятельно. Кладите его в кроватку, когда он уже сонный, но пока не заснул. Вы можете оставаться рядом с ним, если хотите, но тогда будьте готовы к тому, что вам придется делать то же самое всякий раз, когда он будет просыпаться среди ночи.

Очень важно то, как вы укладываете ребенка спать. Если в течение первых восьми недель вы каждый вечер укачиваете его перед сном, он будет ожидать того же и в дальнейшем. А если вы, уложив ребенка, оставите его одного, то он, опять-таки будет ожидать от вас того же и в дальнейшем. Это может показаться непрактичным, но некоторые специалисты возражают против того, чтобы укачивать ребенка или кормить его грудью специально, чтобы он уснул, даже в столь раннем возрасте. В конце концов, вам решать, какой способ укладывания спать больше подходит вам и вашему ребенку.

Если вы хотите добиться того, чтобы у ребенка выработались в этом отношении определенные привычки, вам нужно каждый вечер придерживаться одной и той же стратегии.

Проблемы со сном

Проблемы со сном
Пока у вас грудной ребенок, приходится примириться с мыслью, что вам предстоит немало бессонных ночей. Однако в течение первых нескольких недель вы можете обнаружить, что иногда достаточно просто запеленать ребенка, чтобы он быстро заснул. Прочтите больше о проблемах со сном у малышей и выработайте собственную стратегию в этом вопросе, которой вы будете придерживаться в течение последующих месяцев.

Е.Н. Корнеева «Эти загадочные малыши»
(100 ответов на родительские «почему»).
Ярославль, «Академия развития», 1999.

Приучение ребенка к режиму - это не просто формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, кушать и гулять по часам.

Приучение ребенка к условиям детского сада

Попробуем разобраться в ней вместе. На каждые сто детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации ребятишек к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой.

Мой сын так и не смог привыкнуть к детскому саду. Туда отправляешь со слезами, приходишь забирать, говорят, он с 11 часов лежит в кроватке, ни с кем не играет, кушать отказывается. Три недели промучались, так и сняли. Сколько же можно ребенку нервы трепать? Пришлось свекрови с работы уходить, чтобы с ним сидеть.

В группе у меня есть одна девочка, умненькая такая, рассуждает как взрослая. А что делать с ней, не знаю. Сидит целыми днями у окна и только всех спрашивает: «А когда за мной мама придет?» Сядешь с ней, почитаешь, книжки посмотришь, вроде успокаивается на какое-то время. А потом опять за свое. Но я ведь не могу только ей одной заниматься, у меня другие, дети в группе брошены.

Лучший момент для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду - это возраст в два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, обычно именуемый психологами кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности, относительной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.

Наименее благоприятный период - это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, непрестанного нытья по выходным, а иногда и соматических расстройств - повышения температуры, появления болей в животе и жидкого стула, обострения хронических заболеваний.

Дети прибегают к манипулированию, проливают горючие слезы, ластятся к родителям, требуя возврата к прежней вольготной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос, кто кого, решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они, остается еще одно средство - болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей относительно его остаются непоколебимыми и они опять собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.

Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь - выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и работающим персоналом о необходимой длительности вашего пребывания в саду.

Вы должны будете находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совершенно спокойно оставлять своего ребенка в саду.

Либеральные же действия лишь усугубляют ситуацию ломки. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего ребенка или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе с другими ребятами до полутора-двух часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для вас, для ребенка и для воспитательного персонала детского сада.

Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Лучше потратьте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам.

Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.

Теперь поговорим немного об организации подъемов и отбоев

Родители часто беспокоятся о том, как поднять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до 11-12 часов и ложатся отдыхать вместе с взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму поэтому начинается с попыток уложить таких детишек в кровать чуть ли не в 8 часов вечера. Даже если это удается, то сон не наступает и родители вынуждены провести несколько малоприятных часов у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и спать.

Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Тогда режим засыпания и просыпания будет без уговоров и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой - медвежонком, котиком или мартышкой.

То же касается и нелюбимых блюд

Первое время можно давать малышу с собой яблоко или морковку. Если, отказавшись от нелюбимого кушанья, он проголодается, то сможет съесть этот запас. Только не давайте ему шоколад, конфеты и печенье. Наевшись сладкого, ребенок вряд ли будет с аппетитом есть даже любимые блюда. Да и другие ребята станут смотреть на него с завистью. Впоследствии же дети привыкают к употреблению непривычной пищи и за компанию съедают все, даже то, что дома не едят.

Несколько советов по приучению детей к режиму от доктора Комаровского