Как развить интерес к чтению. Как анализировать с ребенком прочитанный текст

Развитие познавательного интереса к чтению у младших школьников

дипломная работа

2.1 Основные методики по развитию интереса к чтению

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. По - началу детям нравиться сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника, чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера - и проще и интереснее.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать» . Эти слова были сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так решение проблемы привития интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания. С первых дней обучения в первом классе приучаю детей видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать - без помощи взрослого, самому, - даже не умея читать, но научившись всматриваться и вдумываться в то, что видишь, взяв книгу в руки. Начинать первоклашек следует тому, чему они пока не были обучены: разгадывая загадки, предлагаемые книгами, вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки, обращаясь непосредственно к тексту книги, то есть к их чтению. Сначала текст следует читать самому, очень скоро они всей душой захотят это делать самостоятельно. Так уроки обучения грамоте становятся органической частью обучения первоклассников чтению книг - занятию для детей с каждым днем все более интересному и желанному. В дальнейшем на своих уроках целесообразно используовать разные методы и виды работ, чтобы дети читали с интересом.

Значение понятия «интерес» в педагогической психологии достаточно широкое: этот термин употребляется для обозначения таких понятий как «внимание», «любопытство», «сосредоточение», «осведомленность», «желание» и «мотивация» . Мы остановимся на понимании интереса как эмоционального переживании познавательной потребности, Интересно то, что эмоционально значимо.

Все дети любят читать и слушать чтение. Но уроки чтения не являются для школьников любимыми. Ведь любимые для многих - трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других - физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любят труд настоящий, работу. Они еще не вполне осознают потребность в плодотворном труде, но выполненная работа приносит школьнику удовлетворение, крепит чувство собственного достоинства, самоуважение.

Всегда и все заняты работой на любимом уроке. Этого не скажешь об уроке чтения. Присмотримся: один читает вслух - остальные без чувства ответственности слушают уже знакомый текст. Нет этого чувства и при чтении про себя: задание легкое или, если потруднее, без конкретных указаний к правильной организации умственного труда для его выполнения. С пересказом выступят в лучшем случае 2-3 ученика. В беседе учитель, признаемся, опирается чаще на самых развитых учащихся. Да и другие моменты урока недостаточно организуют труд ученика.

Очень часто на уроках чтения бывает скучно. Даже чтение интересного рассказа не всегда основано на серьезной, напряженной работе мысли и чувства, следовательно, не приносит удовлетворения. У школьника нет осознания своего роста.

Пересматривая нашу методику чтения в свете современных задач, приходишь к выводу, главное направление - это обучение деятельным - отношениям с произведением. Каждый момент общения с текстом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучать вдумчивому чтению.

В условиях четырехлетнего начального обучения для решения этой задачи есть большие возможности. И то, что дети рано начинают серьезную учебную работу, рождает у них уважительное отношение к книге, желание "овладеть" ею. Это отношение к чтению закрепляется и тем материалом для работы над текстом, который дан в "Азбуке": маленькие рассказы всегда можно использовать для полезных упражнений и содержательных бесед. Частичное обновление и обогащение "Родного слова" также подсказывает учителю новые возможности для совершенствования уроков, наполняя каждый из них организованным учебным трудом всех учащихся. Как можно организовать общение читателей с книгой для этого необходимо проводить интересные уроки.

Интерес - это форма проявления познавательных потребностей учащихся, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентированному ознакомлению с новыми фактами более полному и глубокому отражению действительности.

Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, приобретению знаний, к науки.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания: ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями .

В условиях обучения интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В тоже, время познавательный интерес глубоко личностное образования не сводима к отдельным свойствам и проявлениям.

Применительно к акту чтения существенное значение приобретает современное представление ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур. В соответствии с ним вышеназванные традиционно выделяемые стороны акта чтения скорость, темп, и понимание могут рассматриваться как функции вышележащих уровней соответствующих когнитивных структур.

Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплексная проблема, возникновение которой имеет две базовые причины.

Во-первых, на глазах одного поколения коренным образом меняется информационная культура человечества. Полимодальные мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение.

Не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной.

Вторая базовая причина поставленной проблемы кроется в характере психофизиологической модели чтения, которая вырабатывается существующим аналитико-синтетическим методом обучения. В массовом обучении метод даёт такую психофизиологическую модель чтения, которая становится для большинства детей препятствием на пути к эффективному чтению.

Испокон века книга растит человека. Книга для детей – это неотъемлемая часть единого художественно-исторического процесса национальной культуры и одновременно своеобразная субкультура Детства. Включить в этот процесс современных детей – значит помочь им вырасти настоящими людьми, эстетически грамотными и увлеченными читателями.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздаёт их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературных способностей.

Как сделать так, чтобы ученики всей душой полюбили чтение? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма, а отдаст предпочтение книге? Только тогда, когда он будет жить вместе с героями не определённый момент, а в течение длительного периода, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении.

Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор, “видик” и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?

Мне кажется, что к сложившемуся положению вещей имеет смысл применять не тотальный, а дифференцированный подход. С одной стороны, имеет место тот несомненный факт, что большая часть накопленного человечеством культурного наследия существует сегодня именно в виде книг, а не в виде кинофильмов, компьютерных программ или каких-нибудь информационных кристаллов, знакомых нам по научной фантастике 60-х годов. А с другой стороны, многие ли из сегодня живущих людей регулярно, по собственной воле обращаются к этому самому наследию? Многие ли сегодня читают Апулея, книги “Хождение по мукам” А.Толстого, “Тимур и его команда” А.Гайдара, рассказы А Алексина? Можно рассуждать на тему о том, что Шекспир и Пушкин – вечны, но многие ли из нас в своей обыденной жизни часто ориентируются на вечность?

В каждый исторический момент одна (большая) часть литературных трудов предыдущего поколения предается полному и окончательному забвению, часть переходит в ранг “литературного наследия”, интересного лишь специалистам и немногочисленной группе ценителей, а некие уникальные и непредсказуемые единицы частично или полностью входят в плоть и кровь последующих поколений на правах “вечных” истин. Это нормальный и вроде бы никем и никогда не осуждаемый и даже не обсуждаемый процесс.

Литература советского периода “ушла” почти полностью. И едва ли не самыми быстрыми шагами удалилась литература детская. Научившись читать самостоятельно и свободно, ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать? Что же предлагает ему сегодняшний мир и что может повлиять на сегодняшний выбор. Во-первых, ребенку читали родители. И дело здесь даже не в абсолютном литературном качестве прочитанных в дошкольном детстве произведений и не в их количестве, а в той плотности информационного потока, который представляется ребенку оптимальным, легко воспринимаемым. Во-вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынок для детей младшего школьного возраста. На первый взгляд он необыкновенно широк и пёстр и вроде бы способен обслужить любые вкусы и уровни интеллектуального и возрастного развития. Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаются некоторые особенности рынка. Одна из них – обилие разнообразнейших, прекрасно изданных, но абсолютно безэмоциональных, претендующих на какую-то неясную объективность энциклопедий.

В-третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими все это текстами, литературный уровень которых колеблется от просто плохого до откровенно низкого. Вся эта продукция охотно покупается и читается потребителями мультиков и телевизионных игр. Общение с книгой в этом случае, несомненно, имеется, но это опять же общение не столько со смысловым, сколько с визуальным рядом данной продукции.

У некоторых детей потребность в книге формируется и при полном отсутствии героев-современников. Они читают детские детективы и детскую фантастику. Когда подрастут такие дети, будут читать взрослые детективы и взрослую фантастику. Взгляните на рынок “взрослой” литературы. Он растит своего читателя, который будет до следующего витка спирали потреблять все новых русских и нерусских киллеров и антикиллеров. Немногочисленные знатоки по-прежнему будут смаковать всякое (и советское) “литературное наследие”, школа будет героически и безнадёжно преподавать “вечные истины” (меняющиеся вместе со временем), а дети и взрослые будут смотреть телевизор, пользоваться компьютером и читать книги. Вы уверены, что чтение детективов и фантастики полезнее, чем работа в Интернете или просмотр видеофильмов? И я не уверена.

И может быть, вскоре родится новая детская литература, которая создаст новых героев, близких и понятных сегодняшним подросшим дошколятам. И через поиски и находки, ошибки и мечты этих героев наши дети сумеют войти во вселенную книги таким же массовым порядком, как и их родители, бабушки и дедушки “самой читающей в мире” страны, которым для того, чтобы купить любую приличную книгу, нужно было иметь знакомства или сдать 15кг макулатуры.

Учитель, прежде всего, должен вспомнить собственный детский читательский опыт, отрефлексировать его и, опираясь на него, предлагать своих любимых авторов и произведения, чтобы не прерывалась связь времён. Разрыв между реальным чтением детей и тем лучшим, чем зачитывался будущий учитель в детстве, не так уж велик – это мировая детская литература, каковой она стала лишь в 20 веке. Только так, на общей платформе любви к детской книге, только когда дети увидят во взрослом человеке неподдельный интерес и знание их любимых книг, может состояться увлекательный диалог учителя с классом. Зная читательские интересы детей, мы вводим их любимые жанры в новом художественном исполнении, новые авторские имена – тех же создателей детективов и страшилок, но в лучших образцах этого жанра, новые весёлые рассказы и игровые стихи, повести-сказки, жанр фантазии, книги о природе и животных.

Моя задача – показать, как надо искать среди моря книг интересных современных авторов, узнавать их имена. Моя цель одна: мне надо, чтобы каждый ребёнок вырастал человеком и становился самим собой. Только в этом случае он будет отдавать обществу все, чем одарен от природы. Только в этом случае он будет радоваться жизни сам и радовать всех, кто его окружает, потому что в меру своих сил будет способствовать улучшению окружающей жизни, которую любит и хочет сделать лучше.

На уроках чтения в начальной школе, если они рассчитаны на обучение, воспитание и развитие учащихся, я учу детей думанью над тем, что и зачем им как драгоценное наследство оставили в закодированных письменных знаках жившие до них мудрецы – думавшие о них, любившие их, желавшие им добра и очень надеявшиеся на то, что познав опыт своих предшественников, дети станут добрее, мудрее и счастливее. Я обязательно учу детей видеть своих наставников и благодетелей ни где-нибудь, а в книгах, ими, этими доброжелателями, написанными; учу слышать речь каждого из них, обращённую к каждому из нас, читателей; учу ребёнка узнавать среди массы возможных собеседников тех, кто нужен именно ему и именно сейчас. Поэтому на уроках чтения я обязана учить детей не просто читать, а читать книги, исповеди тех, кто их создал для нас, те исповеди, без которых нам не сдвинуться ни на шаг вперёд – ни в познании самих себя, ни в преобразовании мира. Многие дети сказали спасибо за то, что я вовремя ввела их, обучив читать книги, в круг достойных собеседников и помогла правильно определить свою судьбу. Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению, получается не совсем так. Для меня уроки чтения – это возможность помочь каждому ребёнку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать. Умение читать – это творческое общение с детской книгой, т.е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребёнка. На уроках чтения я учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить.

В 2006-2007 учебном году я принимала детей в первый класс и невольно сравнивала современных первоклассников с теми, которых мне уже пришлось учить. Нет сомнения, что эти ребята очень отличаются не только от своих сверстников конца 80-х годов прошлого века, но и от тех, которые поступали в первый класс четыре года назад. Но все они воспринимали поступление в школу как совершенно новый и очень значимый этап в жизни. Всё в школе и в учителе им было интересно. А сегодня я впервые встретилась с тем, что ни один, а более половины принятых мною в первый класс детей вполне осознанно, правда в разных выражениях, при первом же знакомстве сказали мне, что книг они не знают, да и знать не хотят, потому что “чтение – это скучное занятие”, “мне это неинтересно”, “я не люблю не только слушать, когда мне читают, но и рассматривать картинки в книгах…”. Отношение ребёнка к чтению книги – это и база, и показатель успешности его развития как личности в процессе его обучения. Ведь хочет и любит читать только тот, у кого развито воображение и чувства, кто за “мёртвой буквой”, напрягаясь и включая своё воображение, видит яркие образы, переживания; у кого за каждым словом, каждой фразой стоят живые, а точнее, оживляемые им же, читателем, знания и переживания. А у моих первоклассников умение сосредоточиться на окружающем их мире, желание всмотреться в него, вдуматься или совсем неразвито, или развито крайне слабо. Я проверила знают ли дети доступные им книги, которые “уже не любят”. Помнят ли прочитанные им дома или в детском саду произведения? Только Староверова Лиза назвала известного ей писателя Пушкина А.С. и множество русских народных сказок. Таких скудных представлений о доступном круге чтения и столь несформированного читательского кругозора при изобилии детских книг я прежде никогда не встречала. Думаю, что во многом виноваты родители, которым дети как бы не нужны и у которых нет времени или желания заниматься с собственным ребенком. Виноваты и книгоиздатели, выпускающие книги, где вместо иллюстраций, заставляющих ребенка вглядываться в рисунки, запоминать их, спрашивать о непонятном, сплошные цветные пятна, что делает все книги “на одно лицо”, утомительное и надоедливое. Ну а что делать мне, учителю? Как выводить детей из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного заполнением свободного времени просмотром мультиков и компьютерными играми, где ни о чем думать не надо, а можно просто сидеть и наблюдать за тем, что “там” происходит. С первых дней обучения в первом классе я стала приучать ребят видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать – без помощи взрослого, самому, - даже не умея читать, но, научившись всматриваться и вдумываться в то, что видишь, взяв книгу в руки. Стала учить своих первоклашек тому, чему они пока не были обучены: разгадывая загадки, предлагаемые книгами, вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки, а затем с нетерпением ждать подтверждения или опровержения этим догадкам, обращаясь непосредственно к тексту книги, т.е. к их чтению. На первых порах текст читала им я, но очень скоро они всей душой захотели делать это сами. Так уроки обучения грамоте стали органической частью обучения первоклассников чтению книг – занятию для детей с каждым днем все более интересному и желанному.

А самостоятельный выбор книг, их узнавание, разграничение и чтение (не для отметки, а для удовлетворения возникшего к книге интереса) сами делали своё дело: у детей расширялся словарный запас, развивалась память, они учились представлять прочитанное в образах, звуках, красках, думать о том, что рассказала книга, выделять книги особенно и не особенно интересные, а значит, невольно узнавать себя и думать о себе – своих интересах, способностях и возможностях. Мне оставалось их только направлять и ободрять.

Книга – место хранения и передачи опыта, книга – новый, художественный мир, он есть, он существует! И писатель сам откроет нам этот мир, если научить учащихся самостоятельной и разумной беседе с книгой. Но выбор книги, которая заговорит с детьми и откроет им мир человеческих отношений, - непростое дело. Это особенно трудно в ситуации, когда упущено время, когда речь идет о переучивании школьников, поскольку роль собеседника “за книгу” всё время выполняла я, учитель.

Литература.

1. Методические пособия серии “Обучение чтению: современные технологии”:

  • Н.Н.Светловская. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать. 2005 год.
  • Л.А.Павлова. Как формировать у младших школьников полноценный навык чтения. 2004 год.

2. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. М.: Изд. Центр “Академия”, 1999 год.

3. Обучение детей чтению: Практическая методика. М.: Изд. Центр “Академия”, 2001 год.

4. Н.Н.Светловская. Теория методики обучения чтению. М., 1998 год.

5. Т.Г.Егоров. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1988 год.

6. Н.Д.Молдавская. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976 год.

7. М.И.Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997 год.

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно
с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом
В.А.Сухомлинский

В последние годы в обществе упал престиж чтения, образования и знаний. Современный человек отдает предпочтение некнижным формам культуры. Чтение в основном направлено на удовлетворение информационно-прагматических, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных потребностей. Психологи отмечают, что молодежь постепенно переходит на клиповое восприятие информации.

А ведь, только читающее общество является обществом мыслящим. Человек в таком обществе умеет охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение; обладает большим объемом памяти, владеет нормированной речью, точнее формулирует свои мысли, свободнее письменно излагает рассуждения. Эти умения, читающего общества, включены ФГОС НОО и ООО, которые необходимо формировать и развивать на всех этапах образовательной деятельности ребенка в школе.

В Концепции преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях РФ (от 9 апреля 2016 г). Определены основные проблемы изучения литературы:

  • заметно снижена мотивация обучающихся к чтению;
  • труднее воспринимаются и прочитываются детьми книжные тексты большого объема, т.к. увеличивается в учебниках количества текстов, уменьшение их объема; расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, отрывков, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
  • невелика в обществе потребность в литературном образовании (фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации).

Исходя из выше изложенного, одной из первоначальных целей школы и учителя - это формирование интереса у современного учащегося к чтению, отсюда поиск внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработка аргументации и методик для повышения интереса к знакомству, как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.
Чтение бывает вынужденное – по потребности и осознанное переживающее - чувственное.

Вынужденное чтение. Как правило, при этом достигается только локальный обучающий или развивающий эффект, т.к. вынужденный характер чтения (читательский спрос детей является потребность: написать реферат или сочинение, подготовить доклад или найти ту или иную информацию). В данном случае свое общение с книгой ученик воспринимает как продолжение уроков за рамками школы и чаще всего для этих целей источником информации являются телевидение, видеофильмы, Интернет. Эти источники информации оттеснили книгу на второй план, т.к. ребенку важно всего лишь получить определенный быстрый результат.

Такое чтение не гарантирует возникновение у ребенка читательского интереса как устойчивого, неодолимого желания обращаться с книгой.
Чтение осознанное переживающее – чувственное – это то, чем должен овладеть ребенок в школе.

Существует множество факторов, влияющих на формирование интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий): учебник, семья, учреждения культуры.

В содержании учебного предмета "Литературное чтение" Н.А. Чураковой (УМК «ПНШ») основное внимание уделяется развитию способности понимать художественный текст, видеть красоту художественного текста, знакомству с автором произведения через справочную статью в хрестоматии и освоению понятийного аппарата литературоведения, рассматриванию поэтического восприятия мира на примере литературных и живописных, музыкальных произведений.

«Заразить» ребенка чтением помогает так называемая идентификация, узнавание себя в литературном герое. Самоузнавание и определяет «зазывную» силу литературного произведения и желание вновь и вновь открывать себя в другом, а другого – в себе. Тексты автором учебника подобраны таким образом, что в рассказах идет речь о сверстниках. Вопросы в учебнике помогают узнавать ребенку себя в героях книг (Лев Толстой «Прыжок», Александр Куприн «Слон» (Надя, Томми), Леонид Пантелеев «Честное слово» (мальчик), А. Гайдар «Чук и Гек»).
Сравнивать себя с героем, находить у себя или в себе, то чего нет у главного героя, например: «Найди и зачитай те Денискины слова, которые ты можешь сказать и о себе! А что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?» (2 класс, 1 ч., стр. 126. П. Виктор Драгунский «Что я люблю»)

Сопереживание - самый сильный стимул, подвигающий ребенка к книге: испытанное им эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания героям книги. Оно пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память – полностью захватывая и увлекая человека. Следовательно, происходит формирование сострадания, переживания, нравственных качеств ребенка. Для этого авторами учебника продуманы вопросы и задания: «А тебе жалко Мишку?» (2 класс, 1 часть стр. 132), «Тебе было страшно?» (2 класс стр.164 Л. Толстой «Прыжок»), «Ты когда-нибудь испытывал острое чувство одиночества, когда кажется, что никто-никто тебя не любит?» (3 класс, часть 1 стр.60 Юрий Коваль « Вода с закрытыми глазами»), «Филя способен нанести медузам вред?» (3 класс Маша Вайсман «Лучший друг медуз»), «Объясни поведение Тёмы?» (Николай Гарин – Михайловский «Детство Тёмы» стр. 110) , «Вызывает ли Петька у тебя сочувствие? Почему же тебе его жалко?» (4 класс Леонид Андреев «Петька на даче»).

Проведение параллели между содержанием произведения и личным опытом ребенка: «Ты пила когда-нибудь воду из колодца? Веришь, что это вкусная вода?» (3 класс,1 часть «Вода в колодце» Эмма Мошковская)

Для стимулирования ребенка к самостоятельному чтению, автор учебника Чуракова Н.А. активно использует такой прием как сокращенный текст. Будь-то рассказ или стихотворение, после которого через группу вопросов, автор учебника подводит к тому, что необходимо взять и прочитать эту книгу целиком или выучить наизусть («Предположи каково полное название стихотворения? Это БУКЕТ – кого или чего? Если тебе удалось догадаться, значит, понимаешь, сколько строчек во второй части, и с какой буквы начинается каждая строка! Если тебе не терпится узнать продолжение этого стихотворения, спроси у учителя…» (стр. 77, 2 класс, 2 часть), «Если тебе понравились отрывки из «Дневника фокса Микки», непременно возьми её в библиотеке и прочти целиком» (3 класс, 1 часть стр. 113), (4 класс, 1 часть Николай Заболоцкий «Оттепель» стр. 106) в учебники представлены 4 строфы, а в нём 5 и дети сами, найдя его в оригинале, выучили.) .

В учебнике 2-ого класса представлены смешные рассказы, стихи, обсуждаются сюжетно-композиционные приемы создающие комический эффект - всё это тоже вызывает интерес у ребенка взять книгу того или иного автора и почитать и ещё раз посмеяться (стр. 130, 2 класс, часть 2 Михаил Есеновский «У мальчика Юры», Хочешь прочить другие забавные истории про мальчика Юру? Тогда тебе нужно взять в библиотеке книжку Михаила Есеновского под названием «Ур-Юр-выр»).

Ещё одним из ведущих стимулов чтения – это творчество, которое сопровождается радостным подъемом чувств. Это не только создание творческого продукта на основе чтения (рисунки, поделки, отзывы, стихи и прочее), но и способность ребенка реагировать по-своему на слово писателя, создавать в ответ свои словесные образы:

  • оживить неодушевленные предметы (2 класс, 1 часть, стр. 99) после прочтения сказки: «Ёжик в тумане» С. Козлова», ребенок получает задание «Вообрази, о чём могут ночью разговаривать между собой дерево и гараж? А дома? А луна и зажженные окна домов»;
  • сочинить свою историю: «А ты можешь сочинить свою историю? Это должна быть история про какие-то незаметные предметы, которые помогают людям жить» (3класс, 1 часть стр. 42);
  • сочинить басню: «Сочини басню, в которой будет такая мораль «Любишь кататься – люби и саночки возить» (3 класс, стр. 37);
    рассказать прочитанное в другом жанре: «А ты сможешь рассказать сказку про репку так, будто это небылица?» (2 класс, стр. 64);
  • придумать концовку стихотворения: «Это стихотворение может иметь продолжение? Какое?» (2 класс, 2 часть стр. 171 Петр Синявский «Ириски и редиски»).

Для стимулирования чтения учителя организуют:

  • выставки иллюстраций по прочитанному (стр. 75, 2 класс, 2 часть «А ты когда-нибудь рассматривал узоры на обоях или на коврике? Ты дорисовывал их в своем воображении? Если ещё нет - обязательно попробуй!», 3 класс А. Пушкин «Опрятней модного паркета»);
  • викторины, конкурсы, игры. Дети охотно принимают участие в этих мероприятиях, которые удовлетворяют их потребность в состязании, развлечении. В содержание игр включаются задания, которые вызывают необходимость у ребят прочесть книги, изучить творчество определенного писателя, получить литературоведческие знания. Дети читают - цель достигнута. Такой успех может быть кратковременным: как только дети заканчивают играть, у них пропадает потребность к чтению, но не у всех.

С целью формирования читательской компетентности в урочной и внеурочной деятельности, можно порекомендовать использовать методику «Читательская лотерея» с использованием списка рекомендованной литературы к прочтению дома. В основе методики - «поощрение», что позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон лотереи за прочитанную книгу). Элемент соревнования (больше жетонов - больше прочитанных книг – больше шансов на подарок) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Прочитав книгу, ребенок оформляет страничку в читательском дневнике и выполняет одно задание по содержанию. В обозначенный день происходит розыгрыш беспроигрышной лотереи (сколько жетонов - столько подарков).

Раз в неделю на уроках можно проводит Живую рекламу книги . Ребята в костюмах героев книг разыгрывают эпизоды или рассказывают о прочитанном ими произведении, делятся впечатлениями, рекомендуют познакомиться с книгой в библиотеке. Такая реклама может быть представлена и с помощью мультимедийных средств, например, видеоролика или озвученных иллюстраций, составленных по рисункам ребят.
Результаты такой деятельности: очередь в библиотеке и успешное участие в литературной викторине по прочитанному.

Для формирования у ребят интереса к чтению необходимо использовать возможности школы и учреждений культуры города: музеи, библиотеки, театры - обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой. Школьная библиотека и библиотеки города главные помощники учителя в стимулировании самостоятельной активности юного читателя и их мотивированию к чтению, так как полноценным читателям надо успеть стать в детстве, а то потом не будет времени. Библиотекари становятся инициаторами интересных начинаний, организуют коллективные мероприятия, уроки литературного чтения.

Огромное влияние на формирование мотивации к чтению у ребенка играют взрослые (родители). Как говорил С.Я.Маршак «Основная задача взрослых - открыть в ребенке талант читателя», а этому нужно учить родителей на родительских собраниях, на которых учитель может дать рекомендация и советы по темам: «Как привлечь ребенка к чтению книг», «Как привить любовь к чтению и нужно ли это современному ребенку?».

Вечернее чтение, зачитывание интересных эпизодов, совместная покупка книги, создание семейной библиотеки, совместное посещение библиотек города с одноклассниками ребенка – всё это вызывает интерес к чтению, помогает ребенку испытать наслаждение чтением. Читая книги вслух, родители детям несут позитив, добро и любовь. Это большая и сложная работа для них. Главное при чтении книги – сопереживание, общность чувств. Читать можно по очереди. Ведь чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Главное в руки ребенка должна попасть хорошая книга, а дать ее – задача родителя. Давая книгу ребенку, он выражает к книге и свои добрые слова о ней.

Опыт личностного чтения взрослого, переданный детям, – фактор более мощный, чем какой-либо другой, так как способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.

Родители, которые мало читают и редко обращаются к книге, не могут научить ребенка чувствовать красоту языка, сопереживать герою, формировать читательский вкус. А значит, не гарантирует возникновения у ребенка читательского интереса как устойчивого, неодолимого желания обращаться к книге.

Формировать интерес к чтению, мотивировать ребенка к чтению, продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребенка в личной значимости чтения, удивлять уникальностью этого процесса, «заражать» интересом, воспитывать увлеченного читателя – трудно, но увлекательно. Важно так организовать чтение, чтобы оно способствовало развитию личности ребенка, и он испытывал потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. В этом главные помощники: учебник, родители, учреждения культуры.